Развитие ребенка с рождения до года — эффективное развитие
Некоторые принципы, о которых мы поговорим в этой статье, могут показаться вам очевидными, и вы уже интуитивно применяете их в своей жизни. Но ведь всегда приятно узнать, что ты и сам делаешь все правильно. Знания, что именно такие методы развивают ребенка, а не показывание карточек с точками (и другие широко рекламируемые бездоказательные способы), сберегут ваши нервы и прибавят уверенности вашим действиям. В этой статье, мы поговорим о ребенке с рождения до момента, как он научится ходить. В среднем это происходит в возрасте около года. Если ваш ребенок уже научился ходить, то вам подойдет статья про развитие от 1 до 3 лет.
Благодаря чему развивается ребенок с рождения до года? Что оказывает на него влияние и как ему задействовать свой потенциал? На все это существует лишь один ответ — родители и окружающая обстановка. Результат всей будущей жизни ребенка, лежит на действиях родителей и той среды, которую они создают. Основной постулат, который мы всегда должны помнить — каждое наше действие (даже напрямую не направленное на ребенка), отражается в нем и усваивается им. Ребенок после рождения неосознанно усваивает главное – тот, кто меня кормит, является проводником в этот мир, он дает мне пищу и защиту, а значит, он обладает эффективной моделью поведения для выживания, которою я должен перенять. Поэтому ваш ребенок будет отражением вас, ваших действий и вашего отношения к нему. Каждое действие и слово, каждый взгляд родителя, активирует все сознание ребенка, и он полностью воспринимает, обрабатывает и учится тому, что видит, слышит и чувствует.
Два первых принципа для развития младенца:
1. Создайте безопасную среду и спокойное окружение.
2. Минимизируйте постоянный стресс в жизни ребенка.
Развитие ребенка и познание им мира, происходит только тогда, когда он не чувствует опасности, когда окружающий мир для него безопасен. Если же ребенок испытывает стресс (при стрессе высвобождается гормон кортизол, который тормозит развитие мозга), его развитие замедляется, а обучение останавливается, активность восприятия мира сменяется защитой от него. Ресурсы для роста и развития, расходуются на сохранение энергии и на подготовку к защите от этого мира. У ребенка не должно быть стресса и страха из-за родителей и близких, а также из-за условий, в которых он живет. Стресс вызывают такие факторы как: ругань, холодные отношения в семье и к ребенку, пренебрежение потребностями ребенка (игнорирование плача, смены подгузников и пр.), постоянная смена обстановки, шум мешающий ребенку, навязчивые люди, неадекватные действия по отношению к нему и т.д. Все это не дает ребенку возможности находиться в спокойной и предсказуемой среде, которая так важна для развития. Поэтому важно создать и поддерживать благоприятную, спокойную обстановку, как в доме, так и в отношениях между членами семьи. Ребенок должен чувствовать от взрослых любовь, знать, что они всегда придут на помощь, а не оставят его одного.
Когда вы создали безопасную среду и минимизировали стресс в жизни ребенка, переходите к следующему:
3. Создайте теплые и крепкие отношения с ребенком, из которых сложиться доверие.
4. Реагируйте на плач ребенка, а не оставляйте его одного.
В первые 1–2 месяца после рождения, ребенок еще не готов активно встречать мир. Ему требуется время для адаптации после утробы матери к новой среде. Это период «донашивания». Не удивляйтесь, что ребенок проводит большую часть времени во сне, и удовлетворив свои физиологические потребности, засыпает дальше. С каждым днем время его бодрствования постепенно увеличивается, и он все активнее готов взаимодействовать с вами. Смотрите в глаза ребенку, улыбайтесь ему, говорите успокаивающим голосом. Если ребенок отвернулся от вас, в этом нет ничего страшного. Младенцы часто устают и нуждаются в отдыхе, когда взаимодействуют с взрослыми.
Главная задача родителя после рождения ребенка, выстроить с ним доверительные отношения, чтобы ребенок знал, что вы его любите, что вы всегда рядом и всегда придете к нему на помощь (покормить, защитить, успокоить и пр.). Через ваше отношение к ребенку, у него должно сформироваться доверие и ко всему остальному миру. Чтобы он чувствовал, что мир готов его принять. Тогда его развитие идет максимально активно.
Как достичь доверия и крепкой связи? Поддерживайте с ребенком теплые отношения, наполненные любовью и лаской, гладьте его, прижимайте к телу, улыбайтесь ему, а также не игнорируйте его плач-просьбы. Незамедлительная реакция на плач, дает ребенку ощущение безопасности и говорит ему о том, что все хорошо и можно пустить силы на развитие, а не на сохранение и защиту. Все прошлые миллионы лет, младенец всегда находился рядом с телом матери (на руках или в подобие слинга). И лишь только в последние века, родители начали оставлять ребенка одного в кроватке. Но ребенок остается таким же, как и сотни тысяч лет назад — он хочет, чтобы мама всегда была рядом с ним. Поэтому когда родители сразу реагируют на плач, это ускоряет развитие ребенка и он начинает раньше переходить к общению: гулить, вступать в зрительный контакт, показывать ручкой, лепетать и т.д. Все это способствует развитию коммуникации и интеллекта.
5. Веселитесь с ребенком, имитируйте его мимику, движения и звуки.
В первые месяцы ребенок не понимает слов, но хорошо разбирается в вашем настроении. Он различает, когда вы радостны и довольны, а когда грустны и встревожены. Поэтому старайтесь поддерживать хорошее настроение, ведь ребенку свойственно его перенимать. А так же почаще веселитесь с ребенком! Стройте гримасы, высовывайте язык, копируйте ребенка, преувеличивайте его мимику, но помните, что в первые два месяца он хорошо видит только на расстояние 25 см., поэтому приблизьтесь к нему. Такие действия не страшны для ребенка, а наоборот, он их очень любит и радуется им.
Ребенку нравиться, когда его имитируют, подражают его действиям, это помогает ему лучше осознать себя и развить собственные навыки. Повторяйте его звуки, мимику, движения, и тогда ребенок будет проявлять их более активно и пытаться изобразить новые. Попробуйте немного достроить к его имитации свое действие и посмотрите, повторит ли его ребенок. Например, к открытию рта добавьте высовывание языка, но делайте это медленно, повторяя раз за разом несколько раз в минуту, не забывайте и предоставить ребенку время для повторения. Младенец дольше и охотнее обучается с тем, кто подражает его поведению, чем с тем, кто просто контактирует с ним.
6. Постоянно разговаривайте с ребенком.
Ребенок живет в мире людей, основу которого составляет речь. Речь связана с интеллектом и обеспечивает коммуникацию, которая необходима для познания мира и выживания в нем. Продолжительные исследования американских ученых показали, что интеллектуальный уровень развития ребенка, зависит, прежде всего, от разговоров с ним. То насколько часто и разнообразно вы говорите с ребенком, используете объяснения или приказы, похвалу или порицание. Без общения мозг ребенка не задействуется должным образом и период до трех лет единственное «окно возможностей», которое если не использовать, невозможно будет наверстать. После трех лет ребенок просто не способен будет овладеть речью на приемлемом уровне, так как отделы мозга уже будут сформированы по другому принципу. Вред от недостатка общения, сравним с недостаточным питанием и сенсорной депривацией младенца. Общение с ребенком это фон, который всегда должен присутствовать в его развитии и в ваших с ним отношениях.
Для эффективного общения и развития, необходимо придерживаться нескольких рекомендаций:
- Постоянно разговаривайте с ребенком. С самого рождения лучше использовать короткие предложения. Так ребенок научается понимать каждое слово и его значение.
- Со временем начинайте использовать все больше разнообразных слов. Описывайте то, что видит ребенок, какое оно цветное, красивое, вкусное, какая у него форма, какое оно приятное на ощупь и т.п. Указывая и показывая предметы, называйте их и действия, что производите с ними.
- Общение должно быть позитивно окрашено . Ребенок должен получать положительные эмоции от общения и видеть, что оно вам нравится. Используйте юмор. Это отличное средство, которое любят наблюдать дети (даже не понимая) и производить взрослые.
- Не бойтесь использовать «детский лепет» в общение с ребенком. «Сюсюканье», повышает тональность речи, что позволяет ребенку до 2 лет эффективнее и быстрее усваивать язык и развивать речевые навыки. Также ребенок лучше фокусируется, так как понимает, что данная речь обращена именно к нему. Существует миф, что если говорить так с ребенком, то это останется у него на всю жизнь, но исследования доказывают — к 3 годам такой стиль общения полностью исчезает из жизни ребенка, оставляя после себя только позитивный эффект для речи и интеллекта ребенка.
- Избегайте приказов, запретов, порицания, механических фраз: «садись», «ешь», «спи» и т.п.
- Вместо этого, чаще одобряйте (словесно) действия ребенка и поддерживайте его.
Но не забывайте, что ребенок может устать от общения с вами, тогда он просто отвернет головку — дайте ему отдохнуть.
7. Внимательно слушайте ребенка.
Ребенок такой же человек, как и вы. Он непременно захочет выразить себя, пытаясь ответить на ваши слова и действия с ним, таким образом, заговорив с вами. Сначала он будет делать это при помощи мимики, звуков, направленного взгляда, жестов, затем появится улыбка и гуканье. Со временем появится лепет и лишь потом первые слова. Ребенок будет отвечать, подавая всеми доступными для него способами, что ему нравиться, а что нет, что ему интересно, чего он хочет. Важно, что ваши реакции на действия ребенка определяют, насколько эффективно он будет развиваться, сможет ли он выстроить когнитивную схему — «Я могу влиять на мир, и он мне отвечает».
8. Развивайте диалог.
Эффективность обучения растет с вовлеченностью ребенка. Поэтому в общение придерживайтесь диалога, побуждайте ребенка отвечать вам. Обратная связь лучший способ научиться, ведь язык можно освоить, только используя его. Побуждайте ребенка отвечать тем способом, который он уже усвоил — жесты, гуленье, лепет. Оставляйте время после своих фраз, чтобы он успел ответить. Придерживайтесь определенного ритма, так ребенку легче понять, что вы выстраиваете диалог. И побуждайте его своим взглядом и мимикой к ответным действиям, тогда будете говорить не только вы, но и ваш малыш. Вы выстроите с ним настоящий диалог двух разумных существ!
9. Привлекайте к общению другого взрослого.
В жизни ребенка есть не только мама, но и папа, и другие близкие родственники. И младенец готов взаимодействовать не только с одним из взрослых, но и с двумя сразу. Пригласите другого родителя (родственника) и общайтесь между собой, ребенку интересно наблюдать и узнавать, как взаимодействуют между собой взрослые, он также со временем попытается включиться в ваш разговор. Ребенок должен наблюдать, как выстраивают свой диалог взрослые, тогда он быстрее сможет усвоить устройство диалога.
10. Носите ребенка на руках или в слинге, чтобы он больше видел мир. Больше гуляйте.
Когда ребенок немного подрастет и начнет держать головку, он уже не захочет постоянно лежать на одном месте, у него будет возможность активно изучать мир вокруг. Выходом для него станет слинг, из которого он будет смотреть на куда более разнообразный мир, чем из коляски или находясь дома. Находясь внутри привычной коляски, он может смотреть на: коляску, на небо, деревья и на вас. В слинге он будет видеть почти все то же что и вы. Он будет самостоятельно искать интересное, а точнее, на чем именно, из всего такого интересного задержать взгляд. Все это не пройдет для ребенка зря, он обогатит свое представление о мире и объектах существующих в нем. Дети наиболее внимательны в вертикальном и полувертикальном положение, чем лежа. Лежание же напоминает им сон. Также ношение ребенка у тела обеспечивает более близкий и теплый контакт, который укрепляет доверие между вами. Большое значение на ребенка оказывает родитель, что он видит и показывает ли это ребенку. Со временем, используйте прогулочную коляску, чтобы ребенок видел мир перед собой.
11. Показывайте и объясняйте ребенку.
Для ребенка важно не только увидеть новое и интересное, но и понять это. Когда вы носите ребенка, он начинает протягивать ручку к интересующим его предметам. Подойдите к этому предмету, пускай ребенок его потрогает, поизучает, ведь это самый лучший опыт и способ познания. Потом подойдите к другому предмету, и так пока ребенок не насытит свой познавательный голод, который так силен у детей. И не забывайте говорить в этот же момент про эти вещи: их названия, описывайте их формы, цвет, что эти вещи делают и т.д.
Когда ребенок еще лежит в кроватке и не держит в руках предметы, то вы можете подносить к нему их и демонстрировать — показывайте и описывайте какие они разные по форме, по текстуре, по звуку, цвету и т.д. Показывайте и объясняйте, как их можно ударять, тереть друг об друга, заставлять издавать звуки и т.п.
Когда ребенок начнет использовать ручки, а потом и сидеть, продолжите такие демонстрации. Ведь он очень захочет делать с ними то же самое, и чтобы вы в это время были рядом! Показывайте, как действовать с ними, чего можно добиться, делая сначала одно, потом другое. Все это оказывает сильный положительный эффект, как на развитие моторики, так и на интеллект ребенка.
12. Двигайтесь и стимулируйте движения (подбадривайте, радуйтесь успехам, показывайте пример).
Младенцу, чтобы из стадии «лежачего комочка» добраться до стадии ходьбы, требуется в среднем около года. И за этот год ребенок научается основным движениям: держать головку, использовать руки и ноги для захвата, сидеть, ползать, стоять. Все эти движения подготавливают овладение более сложными моторными навыками и обеспечивают когнитивное развитие. В первые годы жизни, ребенок учиться не просто действовать с игрушками, он постигает простейшие законы физического мира — гравитацию, когда выкидывает игрушку из кроватки, инерцию, когда бьет одну игрушку о другую и т.д. Когда, например, он начинает впервые вставать, он развивает самостоятельность и упорство, чувствуя гордость за свои новые способности. Поэтому активность необходима не только для овладения моторными навыками, но и для развития всех остальных компонентов личности ребенка.
Дети не научатся забираться по лестнице, если не будут пытаться этого делать. Они не смогут бросать мяч, если не будут в этом практиковаться. Дети, которым не удается проявить свою активность в полной мере, в силу различных причин (запреты родителей, постоянное нахождение в манеже, скудность и однообразность игрушек, отсутствие людей для подражания и пр.), развитие двигательных навыков может проходить замедленно. Поэтому целью родителей, является всевозможная поддержка и стимуляция движений ребенка:
- Подбадривайте. Когда ребенок делает первые попытки сидеть, ползать, вставать и т.д., родителю нужно подбадривать ребенка, говорить ему какой он молодец, как хорошо у него получается, «Давай еще разок» и т.п. Так у ребенка будет куда больше мотивации продолжать упражняться в овладение новыми навыками.
- Стимулируйте овладеть новыми навыками. Например, когда ребенок сидит, положите перед ним мягкую игрушку, или протяните ручки, тогда он захочет достать ее и будет пытаться добраться до нее, вырабатывая навыки, необходимые для ползанья. Но не давите на ребенка! Не все ваши попытки будут подходить под его актуальные возможности, если не получается, нужно подождать некоторое время, чтобы сформировалась физиологическая возможность для движений.
- Показывайте примеры действий. Например, тренировка пинцетного захвата или перекладывание из руки в руку. Действуйте медленно, чтобы ребенок успевал разглядывать ваши движения. Как вы берете большим и указательным пальцем небольшую игрушку или перекладываете погремушку из одной руки в другую, повторяя это снова и снова.
13. Обеспечьте свободную и благоприятную развивающую среду.
Когда ребенок начинает сидеть и ползать по дому, самое время серьезно задуматься о его безопасности. В этом возрасте, он будет игнорировать ваши запреты, поэтому надежнее обезопасить сам дом — спрячьте опасные предметы, а пространства и мебель сделайте безопасными для ребенка. Если невозможно, то блокируйте опасные предметы, чтобы ребенок не мог к ним подобраться. Дорогие вам вещи лучше убрать в недоступное для ребенка место. Когда ребенок будет в безопасности, позвольте ему свободно передвигаться по дому и пользоваться окружающими его предметами, открывать ящики, играть с посудой и пр. Так он осознает, насколько мир интересен и насколько он больше его кроватки. Что существует множество разнообразных предметов, которые не похожи на его игрушки, что ему предстоит еще многое перепробовать на вкус и действия.
В такой среде ребенок сам идет вперед, он научается самостоятельно познавать и исследовать окружающий его мир. Открытие новых горизонтов и преодоление преград, познание нового и неизвестного, начинается у ребенка с момента первого самостоятельного передвижения. Вот почему важно дать ему возможность свободно путешествовать по дому. Так мы сможем создать из естественной среды обитания ребенка — обогащенную развивающую среду, в которой развитие станет стихией, обыденным и приятным делом, а не навязанным извне специальным заданием, за которое мы так не любим систему образования. Насильное же удержание ребенка на одном месте, различные манежи, обедненность среды, сильно ограничивают познание, самостоятельность и любознательность ребенка, его инициативу двигаться.
Принцип развития в благоприятной среде предельно прост — с чем сталкивается ребенок, что его окружает, то он и усвоит. Если ребенок живет среди музыки, он будет развиваться в ней, если окружить его числами, то может развиться гениальный математик. Если он окружен заботой и любовью, это же и проявиться в нем. Если вы с ним много говорите, то он лучше освоит язык. Когда среда ребенка наполнена интересными предметами и явлениями, он заинтересуется ими.
Когда ребенок бодрствует и не знает чем себя занять, вокруг него одно и то же небольшое количество знакомых предметов, а действия взрослых с ним примитивны и однообразны, то ребенок растет в обедненной среде и его развитие заторможено. Развитие активнее идет, когда постоянно появляется что-то новое и интересное в жизни ребенка, вызывая в нем любопытство и желания.
На этом мы заканчиваем основные принципы по развитию ребенка до года. Как вы могли убедиться, для развития ребенка в первый год жизни не нужны специальные методики и центры, не нужны и «развивающие карточки», и огромное количество игрушек. Для развития достаточно быть любящим, адекватным родителем, который уделяет время своему ребенку и который получает удовольствие от общения с ним.
Если вам еще нет года, но ваш малыш уже ходит, то ознакомьтесь со следующей статьей — развитие ребенка в 1–3 года.
Семь советов, как способствовать развитию ребенка – Развитие ребенка
Рейтинг Из множества советов, как развить потенциал ребенка, родителям важно выбрать наиболее подходящие |
Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.
Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.
Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.
Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.
1. Общайтесь с ребенком
Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.
2. Читайте книги вместе с ребенком
Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.
3. Занимайтесь с ребенком совместными делами
Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.
Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.
4. Развивайте у ребенка творческое мышление
Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.
5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка
Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).
Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.
6. Исследуйте природу вместе с ребенком
Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.
7. Определите таланты и склонности вашего ребенка
Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.
Не существует единых правил для родителей относительно того, как способствовать развитию ребенка. Поэтому вам нужно понять, что этот процесс не может быть идеальным. Вам следует лучше узнать своего ребенка и найти эффективный способ общаться с ним. Каждой семье подходят разные способы общения между родителями и детьми. Однако при этом родителям важно быть последовательными в воспитании детей, стимулируя развитие их умственной и эмоциональной сфер. Чтобы максимально развить потенциал ребенка, необходимо уделять внимание обоим этим компонентам на всех этапах жизни ребенка. Общайтесь с его школьными учителями, советуйтесь с ними и действуйте сообща. Так вы сделаете все для благополучия ребенка во взрослой жизни.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.57 из 5 на основе 7 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
12.03.2018
Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким?
Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства. Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.
Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90%. Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка. И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.
Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась. Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.
Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет. Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное. Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются. Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.
Что же такое раннее развитие?
В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука
«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»
Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:
- Специально созданная развивающая среда, наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
- Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
- Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, чтение книг.
- Рисование, лепка, аппликация, музыка, подвижные игры, сюжетные игры.
- Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте здесь.
Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку
Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.
Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.
Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия. Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.
Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.
Стараться превращать любое занятие в игру. Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.
Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день. Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.
Не нагружать малыша знаниями «про запас». Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.
- Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.
Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.
Не слушайте тех, кто против
Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство». Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте. Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).
Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.
Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.
Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте. Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития». На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,
Искренне ваша, Яна Разначенко
Развитие ребенка — Психологос
Развитие ребенка — все позитивные изменения в ребенке, происходящие как вследствие серьезных, качественных скачков, так и небольших, постепенных его изменений. Это все то, что в ребенке растет (с возрастом) само, что формируется под влиянием извне и развивается в себе самим ребенком.
Как происходит развитие ребенка и как развивать у ребенка способности и склонности?
Условия успешного развития: родительское внимание и любовь, развивающая деятельность и качественные образцы. Дети развиваются только тогда, когда их развивают родители. Ребенок развивается лучше всего, когда:
- сочетается Хочу, Могу и Надо
- начинается с простого и привлекательного,
- действия получают нужное подкрепление.
Раннее развитие
Раннее развитие — деятельность взрослых, принуждающая ребенка приобретать знания, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития. Речь идёт об обучении детей математическим умениям, чтению, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах до трёх-четырёхлетнего возраста. См.→
Детская психология и психическое развитие ребенка
Детская психология — отрасль возрастной психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Темы — развитие ощущений и восприятия, развитие эмоций и чувств в детском возрасте, ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей, исследовательское поведение, моторное развитие, социальное развитие, развитие речи, развитие интеллекта, общая характеристика процесса развития и прогноз индивидуального развития.
Специфика психического развития ребенка
Формирование характера ребенка через спорт
Уважаемые родители, будьте внимательны: выбирая тот или иной спорт для своих детей, вы выбираете их характер и судьбу. Лыжи на длинные дистанции — в этом спорте формироваться одиночка, умеющий через напряжение, на одной воле двигаться к цели, на которую он смотрит всегда немного исподлобья. Плавание — меньше воли, больше техники и умения радоваться жизни. Большой теннис — чувство пары, умение выстраивать тактику, не бояться проигрывать и уметь наносить точные сильные удары. Футбол — чувство команды, умение ловить азарт и бить ногами наотмашь, выбрасывая в удар всю свою агрессию! См.→
Статьи по теме
Воспитание самостоятельности, как приучать детей к чтению — и другие смотри в поиске по Категориям:
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Родителям
Добро пожаловать на сайт RazvitieRebenka.com . Вы находитесь в разделе «Родителям».Уважаемые родители наш сайт создан специально для детей и их родителей. Развивающие материалы, статьи,развивающие игры и книги созданы и собраны на нашем сайте в помощь для подготовки к школе. Наш сайт можно назвать школой раннего развития.
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.
Яркие цветные карточки и уникальные задания обязательно привлекут внимание маленького непоседы. Занимаясь по нашим материалам ваш ребенок получит первые представления об окружающем мире, научится понимать речь взрослых, научится произносить свои первые слова, наши материалы для занятий познакомят ребенка с разнообразным миром наук и иностранных языков, научат мыслить логически, развивая при этом память, внимание и мышление.
Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
Также мы хотим отметить, что чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятие ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.
Не переживайте, если вы заметили, что ваш ребенок не умеет что-то делать, а соседский ребенок умеет уже читать и писать. Не огорчайтесь, ведь на сегодняшнее время открыто очень много школ раннего развития и центров развития детей.
Для чего нужны центры развития детей?
Обычно центры приглашают малышей на увлекательные развивающие занятия вместе с родителями, но также бывают центры где проводятся занятия без родителей, и это правильно, так как это готовит малыша к расставанию с мамой, которое ожидает его в ближайшем будущем..Центры раннего развития детей нужны для того, чтобы выработать у ребенка представление о том, что такое занятие.
В таких центрах ребенок учится воспринимать и выполнять поставленные перед ним задачи, а также приобщается к пониманию дисциплины. Центры раннего развития детей предлагают обширную программу,которая направленна на всестороннее развитие ребенка.
Обычно занятия в центрах раннего развития детей, направленны на подготовку ребенка к детскому саду или к школе, и включают в себя знакомство с окружающим миром, развитие речи, творческие занятия (рисование, лепка, аппликация) и музыкальные занятия, то есть все то, с чем ребенок столкнется в детском саду или в школе.
Детям, которые не посещают детские сады будет очень полезно посещать такие центры раннего развития потому, что во-первых, ребенок получит представление о том, как проходят занятия в группе, он получит большой багаж знаний, умений, навыков, научится делать выбор, принимать решения, что в последствии пригодится ребенку в школе. Во-вторых, домашний ребенок получит дополнительную возможность пообщаться со сверстниками и взрослыми, а это очень важно.
Если регулярно посещать такие занятия в центрах раннего развития детей, это позволит родителям быть уверенными в том, что ребенок полностью готов к школе.
Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.
Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)
Ребенок от 1 года до 2 лет
Ребенок от 2 лет до 3 лет
Ребенок от 3 лет до 4 лет
Ребенок от 4 лет до 5 лет
Ребенок от 5 лет до 7 лет
Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!
10 ключевых фактов о развитии ребенка – Развитие ребенка
Рейтинг Факты, которые следует знать родителям, чтобы воспитывать ребенка максимально эффективно |
Нет ничего более увлекательного, чем наблюдать, как ребенок растет и развивается. Особенно восхитителен этот процесс в глазах родителей – каждый период в жизни ребенка вызывает у них восхищение. Несмотря на то, что дети развиваются в собственном темпе, в самом процессе развития детей существует множество общих закономерностей и факторов, способных повлиять на этот процесс. Рассмотрим несколько фактов о развитии ребенка, которые будет полезно знать родителям.
1. Проблемы матери в период беременности могут влиять на развитие ребенка
В период беременности будущие мамы должны принимать ряд мер предосторожности, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка в утробе и после рождения. Прежде всего следует избегать тератогенов (факторов и веществ, которые могут вызвать врожденные пороки развития у ребенка), таких как алкоголь, наркотики и другие токсичные вещества. Генетические отклонения, наследственные заболевания и отклонения также могут влиять на развитие ребенка. Родители не могут воздействовать на все эти факторы, но, зная о них заранее, можно сделать вывод, потребуется ли матери и ребенку специальная помощь.
2. На развитие ребенка влияют наследственные факторы и факторы окружающей среды
Наследственность и окружающая среда достаточно сильно сказываются на развитии ребенка по отдельности, но они могут влиять на этот процесс и в совокупности. Например, генетически ребенок предрасположен к тому, чтобы быть высоким, но, если его организм не получает достаточного количества питательных веществ в период роста, он может не развить эту предрасположенность.
3. На рост и развитие ребенка влияет стиль воспитания родителей
Исследователи выделяют 4 основных стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный. Каждый из них может по-разному влиять на развитие ребенка.
Например, дети, воспитанные демократичными родителями, часто вырастают счастливыми и успешными в жизни, в то время как дети, к которым применяли либеральный стиль воспитания, имеют проблемы с тем, чтобы подчиняться и следовать общему распорядку и могут показывать более низкую успеваемость в школе.
4. Демократичный стиль воспитания лучше всего влияет на ребенка
Такое воспитание развивает у ребенка компетентность, уверенность в себе и делает его счастливым. Демократичные родители слушают ребенка, проявляют к нему любовь и заботу, но в то же время устанавливают ограничения и последствия за плохое поведение.
5. Физическое развитие ребенка происходит по определенной схеме
Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но организм развивается в строго определенном порядке: туловище и торс развиваются раньше, чем руки и ноги, большие мышцы – раньше, чем мелкие, а в целом процесс развития частей тела происходит в нисходящем порядке: начинается с головы и заканчивается пальцами ног.
6. То, как родители разговаривают с ребенком, влияет на развитие у него речевых навыков
Если мама с самого раннего возраста разговаривает с ребенком и называет ему предметы, которые его окружают, это помогает ему развивать речевые навыки и увеличивать словарный запас. Простая лексика и усиленная артикуляция звуков помогает детям быстрее и легче усваивать новые слова.
7. Лепет младенцев – одна из самых ранних стадий развития речи
Развитие речевых навыков у детей проходит четыре основных этапа: лепет и произнесение несвязных звуков, произнесение одного, двух слов и фраз. Иными словами, лепет младенца, который родителям может показаться непонятным набором звуков, на самом деле является первым шагом к развитию речи.
8. В своем развитии все дети проходят одни и те же этапы, но каждый ребенок развивается в собственном темпе
Детские врачи и эксперты по детскому развитию обращают внимание на этапы и основные навыки, которыми овладевает ребенок в процессе своего развития, чтобы убедиться, что ребенок развивается без отклонений. Однако следует помнить, что разные дети могут в разном возрасте произносить первое слово, сделать первый шаг и т.д. Если соседский ребенок заговорил или сделал первый шаг раньше, чем ваш, это значит только то, что он развивается быстро, а не то, что ваш ребенок отстает в развитии.
9. Чем быстрее родители реагируют на потребности ребенка, тем здоровее будет его психика
Если родители быстро реагируют на просьбы ребенка, если уделяют ему достаточно времени и играют с ним, его эмоциональная привязанность к ним возрастает.
В результате ребенок растет более чутким к окружающим, имеет более высокую самооценку и развивает более зрелые психические качества, чем дети, которым родители не уделяли должного внимания.
10. Качественный уход за ребенком положительно влияет на его развитие
Родители часто беспокоятся, оставляя ребенка в детском саду или с няней. Однако психологи утверждают, что это может иметь положительное влияние на ребенка при условии, что воспитатели или няня хорошо о нем заботятся.
Выбирая для ребенка детский сад или няню, будьте внимательны: задавайте вопросы, беседуйте с претендентом, предложите ему некоторое время провести с ребенком под вашим наблюдением. Доверяйте своей интуиции: если вам кажется, что что-то идет не так, откажитесь от услуг этого человека, даже если вы не можете логически объяснить, что именно вызвало у вас подозрения. Перебирайте различные варианты до тех пор, пока не найдете место или человека, в которых вы будете уверены на сто процентов. Главное – чтобы ребенок получил любовь и заботу.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 5 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
30.03.2018
Важные показатели развития в первый год жизни – Развитие ребенка
Рейтинг Важно следить за тем, чтобы ребенок в первый год жизни достигал необходимых показателей развития |
Мамы, у которых рождается первый ребенок, хотят поскорее увидеть, как он начнет ползать, улыбаться, встанет на ноги и заговорит. Однако мамы не знают, вовремя ли ребенок обретает необходимые навыки.
Показатели развития младенцев важны для того, чтобы понять, в каком темпе они растут и развиваются. Родители должны тщательно следить за этим, чтобы предотвратить возможные расстройства и отклонения. Рассмотрим 16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни. Это поможет вам видеть общую картину и предусмотреть дальнейшее развитие событий.
Что такое показатели развития ребенка
Показатели развития свидетельствуют о том, что ребенок здоров и развивается в нормальном темпе. Ребенок может одновременно достигать нескольких показателей.
Показатели развития делятся на когнитивные, физические, социальные и эмоциональные. Самые важные показатели развития достигаются в течение первого года жизни ребенка.
16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни
Рассмотрим ключевые показатели нормального развития ребенка в течение первого года жизни.
1. Способность держать голову
- В конце первого месяца жизни главным показателем развития ребенка является его способность моментально поднимать голову, лежа на животе.
- К концу второго месяца дети могут поднимать голову на 45 градусов, лежа на животе. Их мышцы уже достаточно сильны, чтобы опереться на руки и тем самым еще больше увеличить пространство обзора.
- Ребенок может свободно держать голову к концу четвертого месяца. В этом возрасте он может поднимать голову на 90 градусов, лежа на животе, и может лучше поворачивать голову, так как мышцы шеи у него уже достаточно сильны.
- К шестимесячному возрасту ребенок уже практически полностью контролирует движения головой и может поворачивать ее, чтобы увидеть предметы, наклонять ее, когда ребенка пытаются посадить или поднять, когда его ставят на ноги.
- В возрасте семи месяцев малыш полностью контролирует движения головы, они становятся плавными.
2. Способность издавать звуки
- В двухмесячном возрасте ребенок может агукать и гулить.
- В конце третьего месяца ребенок начинает хихикать и визжать, поскольку в этом возрасте развиваются его голосовые связки. Диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается.
- Младенцы начинают лепетать к концу четвертого месяца. Они издают простые гласные звуки, такие как «а», «о» и т. д.
- В течение следующих двух месяцев диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается, и к концу шестого месяца он может издавать сочетания гласных и согласных звуков. В конце восьмого месяца он начинает говорить «мама» и «папа». Но малыш не различает смысл этих слов и произвольно может называть так любого из родителей.
- В конце девятого месяца ребенок пытается выговаривать слова, но его произношение далеко от совершенства. В двенадцать месяцев он правильно говорит слова «мама» и «папа», а также простейшие односложные слова («да», «нет», «дай»). Также он использует междометия для выражения своих эмоций.
Следующие несколько показателей развития касаются сферы двигательной моторики ребенка.
3. Перекатывание
- Четырехмесячный ребенок перекатывается со спины на бок и с живота на спину. Ребенок перекатывается только в одном направлении.
- В шесть месяцев ребенок может перекатываться в двух направлениях: с живота на спину и обратно на живот.
4. Сидение
- В конце второго месяца ребенок может сидеть при помощи родителей. Но только в четыре месяца он способен принимать правильное сидячее положение при поддержке родителей: мышцы его шеи достаточно сильны, чтобы предотвратить резкие движения шеи.
- Через шесть месяцев ребенок может сидеть без поддержки. В девять месяцев – самостоятельно принимать сидячее положение и сидеть в течение 7–10 минут.
- В десять месяцев ребенок обычно сидит, а не лежит на животе – это становится его естественной позой. К концу первого года он может садиться из положения стоя.
5. Ползание
- Со второго месяца ребенок может поднимать голову и опираться на руки. Со временем он совершенствует этот навык. Это становится основой для ползания.
- Дети начинают ползать в возрасте 7–9 месяцев. Этот навык максимально развивается к концу девятого месяца. Ползание укрепляет мышцы ребенка и создает основу для того, чтобы ребенок стал на ноги.
6. Поднятие на ноги
- Трехмесячный ребенок может частично держать вес своего тела на ногах, когда родители ставят его.
- В четырехмесячном возрасте ребенок переставляет ноги, когда его ставят на твердую поверхность. В шестимесячном возрасте он подпрыгивает на ногах, когда его поддерживают родители.
- К концу девятого месяца ребенок может стоять на одном месте, держась за неподвижный объект.
- В 12 месяцев ребенок может стоять, не опираясь на посторонние предметы, но еще не может ходить. Однако, находясь в устойчивом положении, он пытается самостоятельно сделать несколько шагов. Это показатель развития его крупной моторики.
7. Первые шаги
Умение стоять на ногах приводит к тому, что к концу одиннадцатого месяца ребенок начинает ходить с поддержкой родителей.
После 12-ти месяцев ребенок делает попытку первых шагов без поддержки родителей. Это главный показатель развития ребенка в первый год его жизни.
Следующие показатели касаются сенсорного развития ребенка.
8. Смех и улыбка
- Первая улыбка ребенка появляется в возрасте двух месяцев. К трехмесячному возрасту ребенок улыбается родителям и тем, кто проявляет к нему дружелюбие.
- В четыре месяца ребенок начинает смеяться.
- Когда ребенок растет, он начинает улыбаться и смеяться в различных ситуациях: когда видит знакомое лицо, любимую игрушку, бутылочку с едой или просто видит что-то, что кажется ему смешным. В возрасте шести месяцев он улыбается, думая о чем-то.
9. Слух
- Ребенок слышит с рождения, поэтому он успокаивается, когда слышит голоса своих родителей.
- С двухмесячного возраста младенцы поворачивают голову к источнику звука, иногда не совсем точно.
- К концу третьего месяца ребенок может точно определять местоположение источника звука.
- Шестимесячный ребенок способен не только видеть источник звука, но и реагировать на него. Это важный показатель развития малыша. В девятимесячном возрасте мозг ребенка способен лучше обрабатывать звуки, поэтому ребенку под силу подражать звукам, которые он слышит.
- В 12-месячном возрасте у ребенка уже хорошо развит слух. Теперь он может распознавать несколько уникальных звуков и определять голос знакомых людей.
10. Развитие зрения
- Зрение новорожденных детей нечеткое, и дети не могут сфокусироваться на том или ином объекте. Яркие цвета и контрастные объекты привлекают их внимание. Большие объекты также вызывают у них интерес.
- В конце первого месяца ребенок бегло смотрит на лица людей. Его все еще привлекают яркие объекты, находящиеся на расстоянии около метра.
- В течение первых двух месяцев жизни ребенка родителям может казаться, что у него косоглазие. У ребенка еще недостаточно развиты мышцы, поддерживающие глазные яблоки. Эта проблема обычно устраняется к концу второго месяца. Ребенок может следить за движением близлежащих объектов и обращает внимание на лица.
- К концу третьего месяца ребенок координирует зрение с движениями рук. У него развивается восприятие глубины пространства.
- В четыре месяца зрение ребенка правильно скоординировано с движениями рук. Ребенок легко воспринимает пространство большой глубины. У него развивается стереоскопическое зрение.
- В пять месяцев ребенок способен видеть на большом расстоянии. Он может издалека распознать знакомое лицо. Ребенок улыбается, когда видит знакомое лицо или предмет.
- В этом возрасте дети также имеют хорошее восприятие цветов – такое же, как у взрослых.
- В шесть месяцев ребенок использует зрение для исследования окружающего мира. Координация зрения и движений у него улучшается благодаря тому, что он недавно научился ползать.
- В возрасте девяти месяцев у ребенка окончательно формируется цвет глаз.
- В возрасте одного года ребенок видит мир так же, как взрослые. Они видят множество цветов и оттенков, хорошо воспринимают пространство и могут оценивать путь движущегося объекта.
11. Ночной сон
- Первые несколько месяцев ребенок будет спать одинаковое количество времени днем и ночью. Например, младенцы до одного месяца спят в целом до 16 часов в день – по 8 часов днем и ночью.
- Время дневного сна сокращается к шестимесячному возрасту. Теперь ребенок спит 4 часа днем и 8-9 – ночью.
- Когда ребенок достигает возраста двенадцати месяцев, время его дневного сна уменьшается до трех часов, а ночного – увеличивается до одиннадцати.
12. Хватание
- Новорожденные дети сжимают кулачки, чтобы схватить руку родителей, которые гладят его по ладони. Это называется хватательным рефлексом, он присутствует у ребенка с момента рождения. Хватательный рефлекс также проявляется в том, что новорожденный ребенок пытается схватить пальцами ног руку, которая гладит его по ступне. Такая особенность не имеет практического применения и исчезает примерно в шесть месяцев.
- В шесть месяцев ребенок может взять предмет с плоской поверхности, используя все пальцы.
- К концу семи месяцев ребенок может брать маленькие предметы, используя для этого подушечки большого и указательного пальцев.
- В девять месяцев ребенок может собирать мелкие предметы с поверхности, используя для этого большой и указательный пальцы.
- В 12-ть месяцев ребенок развивает сложные навыки хватания предметов. Он может хватать предметы, например, большим и средним пальцами и т. д.
13. Употребление твердой пищи
- Младенцы могут есть перемолотую еду с шести месяцев, когда развивается их пищеварительная система. В шесть месяцев ребенок способен сидеть и держать голову, это является предпосылками к началу употребления твердой пищи.
- К концу седьмого месяца дети умеют пережевывать пищу и закрывают рот после того, как их кормят с ложечки.
- В восемь месяцев ребенок может кусать твердую пищу.
- В девять месяцев ребенку под силу брать кусочки еды большим и указательным пальцами. Это самое лучшее время, чтобы начать учить ребенка пользоваться столовыми приборами.
- Чем старше становится ребенок, тем меньше у него проявляется рвотный рефлекс. Это естественный для ребенка способ избавляться от твердых кусочков пищи, чтобы не задохнуться. Ребенок также лучше контролирует движения языка, челюстей и открывает рот, когда его кормят с ложечки.
- В 12-ть месяцев ребенок может самостоятельно есть несколько блюд. В этот период можно давать ему молоко и яйца.
14. Прорезывание зубов
- Первыми у ребенка прорезаются два нижних передних резца. Это происходит в период 7–9-ти месяцев.
- После этого, в возрасте 9–10-ти месяцев, прорезаются верхние резцы.
- Нижние боковые резцы прорезаются в 11–12 месяцев, а верхние – в 12–13.
- К концу первого года у ребенка прорезаются максимум 8 зубов: 2 верхних и 2 нижних передних резца; 2 верхних и 2 нижних боковых резца.
В первый год жизни у детей также развивается познавательная сфера.
15. Развитие познавательной сферы
- В возрасте двух месяцев дети начинают анализировать окружающий мир: предметы, людей и т. д.
- В возрасте четырех месяцев ребенок достигает главного показателя развития познавательной сферы, когда начинает экспериментировать с причинами и следствиями. Ребенок выполняет различные действия, чтобы увидеть последствия и реакцию родителей.
- В возрасте шести месяцев у ребенка развивается любопытство. Ребенок берет в руки различные предметы, рассматривает их, чтобы понять, как они устроены. В этом возрасте ребенок впервые реагирует на собственное имя.
- К концу семи месяцев дети понимают постоянство объектов. Иными словами, они понимают, что предмет не исчезает даже тогда, когда его прячут. Им нравится игра в прятки и подобные игры.
- В возрасте восьми месяцев ребенок может удерживать внимание на объектах не более чем на три минуты, но при этом он проявляет любопытство по отношению к предметам, которые видит вокруг.
- В возрасте девяти месяцев ребенок копирует жесты и действия окружающих. Это важный показатель развития ребенка в первый год его жизни. К концу десяти месяцев ребенок становится намного умнее, чем раньше. Например, если вы спрячете какой-то предмет в комнате, ребенок легко сможет его найти.
- В 12-ть месяцев ребенок понимает названия нескольких предметов, которые его окружают, и их предназначение. Например, он знает, что по телефону можно говорить с другим человеком, приложив трубку к уху, а расческа нужна, чтобы расчесывать волосы. Ребенок учится у родителей, наблюдая за ними и повторяя их действия.
16. Социальное и эмоциональное развитие
- Новорожденные проявляют чувствительное восприятие по отношению к знакомым людям, в частности, родителям. Например, ребенок может перестать плакать, когда услышит голос мамы или когда она возьмет его на руки.
- К концу второго месяца ребенок понимает, что родители о нем заботятся. Он начинает улыбаться людям, которые постоянно с ним взаимодействуют (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, которые сидят с ним).
- В четыре месяца ребенок любит играть с людьми, улыбается им, реагирует на их действия. Он плачет в определенных ситуациях: когда голоден, устал или чувствует боль.
- В возрасте шести месяцев ребенок узнает знакомые лица, а с незнакомыми людьми чувствует себя некомфортно. В этом возрасте проявляются особенности характера ребенка. Он может быть застенчивым, раздражительным, спокойным или дружелюбным. Эти особенности связаны с его врожденным темпераментом.
- В возрасте восьми месяцев ребенок понимает, что родители связаны с чувством теплоты и безопасности. В 9–12 месяцев дети испытывают тревогу из-за разлуки с родителями. Ребенок много плачет, когда родители находятся вне поля его зрения. В возрасте одного года дети чувствуют страх перед незнакомыми людьми. Они берут маму или папу за руку, чтобы ощутить себя комфортно. Годовалый ребенок отказывается пойти на руки к незнакомому человеку и соглашается, чтобы его взял на руки кто-то, кого он хорошо знает.
Будьте внимательны в моменты, когда ребенок достигает показателей развития. Но вместе с тем помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому стоит проявить терпение. Занятия и игры с ребенком помогут ему вовремя достичь всех необходимых показателей развития. Поэтому играйте, взаимодействуйте с ребенком, помогайте ему социализироваться. Это поможет ему расти и развиваться.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
16.08.2018