О чем рассказ живая шляпа носов – План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: «Чтение рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа».

Краткое содержание Живая шляпа Носов за 2 минуты пересказ сюжета

В своём рассказе Николай Носов  поведал о том, какими пугливыми бывают люди, и что паника у них может начаться из – за ерунды.

Вадик и Вовка – два лучших друга. Они часто проводили время вместе. В тот день мальчики раскрашивали картинки. Вдруг за их спинами послышался хлопок – это упала с комода шляпа. Вовка решил поднять и положить шляпу на место. Когда мальчик подошёл, то шляпа вдруг зашевелилась.  Вовка вздрогнул и отбежал – он очень испугался, потому что решил, что шляпа ожила.

Вадик другу не поверил и решил сам проверить. Он подошёл поближе и стал внимательно рассматривать головной убор. Вдруг шляпа начала потихоньку  подползать к мальчику.  Тут уж испугались оба друга и начали спасаться бегством.  Они быстро залезли на диван, но шляпа не отставала, а ползла за ними. Вовка же так сильно испугался, что стал плакать и проситься домой. Но потом передумал, потому что одного друга в опасности  тоже оставлять не хотел.

Мальчики решили бежать из комнаты.  Вадик и Вовка отдышались и начали совещаться, что делать дальше.  Ребята подумали, что это чей – то розыгрыш, и шляпу дёргают за верёвочку.  Они решили более внимательно  осмотреть комнату и проверить  шляпу.  Друзья вооружились клюшкой и лыжной палкой, чтобы в случае опасности защищаться. Вадик, когда зашёл в комнату, громко сказал, что расправится со шляпой при помощи  клюшки, и начал ею громко стучать по полу. Потом закричал  что есть силы. Шляпа не двигалась, потому Вадик решил, что та очень напугана.

 Вовка предложил  бросать в шляпу картофелем. Вадик поддержал идею друга. Они побежали на кухню, набрали  много картофеля и стали соревноваться в меткости. Мальчикам долго не удавалось попасть в цель. Наконец удача улыбнулась Вадику – он метко ударил по шляпе. Та высоко подпрыгнула вверх и замяукала.  Из – под шляпы показался хвост, а потом вылез и котёнок Васька. Всё это время животное не могло освободиться из плена. Котёнок лазил по комнате и ждал помощи.

Друзья обрадовались находке. Они стали обнимать котёнка и раздумывать, как  Васька залез под шляпу.  Вадик рассудил так, что шляпа невзначай свалилась с комода, а котёнок находился внизу, поэтому и произошёл казус. Котёнок был маленький, потому его и не было видно. Он сам испугался происходящего. У Васьки не хватало сил  даже мяукать, он только фыркал.

Мальчики оказались очень пугливыми. Из – за  боязни  и необдуманных поступков ребят  могло пострадать безобидное животное. Прежде чем что – то делать, нужно подумать о последствиях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Носов Николай. Все произведения

Живая шляпа. Картинка к рассказу

Живая шляпа кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Говори мама, говори Екимов

    Старенькая женщина живёт в отдаленной деревне сама. Её дочь, чтобы иметь постоянную связь с мамой, подарила ей мобильный телефон. Каждое утро загорается и начинает петь маленькая чёрная коробочка

  • Краткое содержание Короленко Мгновение

    На одном из Мексиканских островов находился форт, в котором содержалась тюрьма для политических и военных преступников. В одной из камер уже больше 10 лет сидел один из предводителей повстанцев

  • Краткое содержание Бажов Горный мастер

    Сказка Бажова удивительно точно пропитана чувством любви главной героини, преданностью своей веры, терпением к окружающей её действительности. Имя главной героини Катерина, имея хорошие внешние данные и открытую душу

  • Краткое содержание Мопассан Жизнь

    Главная героиня произведения – юная красавица Жанна, дочка барона. Она только что покинула монастырь, в котором воспитывалась и приехаха в Тополя – свое родовое поместье. В семнадцать лет сердце открыто новым чувствам, оно жаждет любви

  • Краткое содержание Добролюбов Луч света в тёмном царстве

    Данная статья представляет собой критический анализ пьесы Островского «Гроза». Автор статьи Добролюбов дает обобщенное, не вызывающее никаких сомнений утверждение о том, что Островский как никто другой понимает русскую жизнь

Пересказ рассказа Николая Носова «Живая шляпа». Как научить ребенка пересказывать текст?

В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова «Живая шляпа».

В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова «Живая шляпа».

 Первый раз рассказ читает взрослый.

Н. Носов «Живая шляпа».
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Куда?

— Пойду к себе домой.

— Почему?

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

— Ну, пойди, посмотри.

— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.

— Постой, я тоже кочергу возьму.

— Да у нас другой кочерги нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу кочергой и кричать:

— Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.

 

Обсуждение.

– Как ты думаешь, почему писатель назвал свой рассказ «Живая шляпа»?

(Под ней был котёнок, она казалась живой.  Двигалась – словно живая).

– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывай, что каждая часть должна содержать основную мысль. Давай вместе составим план рассказа.

— Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа).

  • Даем ребенку подумать самостоятельно и затем совместно делим рассказ на части и
    отмечаем карандашом границы.

1 часть.

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

2 часть

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

3 часть

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Куда?

— Пойду к себе домой.

— Почему?

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

— Ну, пойди, посмотри.

— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.

— Постой, я тоже кочергу возьму.

— Да у нас другой кочерги нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу кочергой и кричать:

— Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

4 часть

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.

 

Теперь прочтем первую выделенную часть (читает ребенок).

– О чём эта часть рассказа?

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

Почему автор именно так построил свой рассказ?

– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)

Вторая часть.

Читаем вторую часть рассказа.

— Какое впечатление сложилось у тебя о героях рассказа?

— Смелые они мальчики или трусишки?

– Как развивались события дальше?

– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались, им было страшно)

— Как ты понял, что им страшно, какие строки об этом говорят, зачитай.

— Кто из мальчиков, Володя или Вадик, тебе больше нравится? Почему?

— Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?

– Придумай название этой части. (Испуг)

Третью часть рассказа можно прочитать по лицам, т.е. диалогом.

— Сколько участников диалога? (Два) Посмотри, какие слова произносит каждый герой рассказа.

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумай название этой части. ( Решение ребят)

Читаем четвертую часть рассказа.

– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумай название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

— Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение, радость).

— Представь себя на месте героев, ты бы испугался «живой шляпы»?

— Как бы ты поступил на их месте?

План рассказа «Живая шляпа» (выписываете отдельно).

  1. Котёнок и ребята.
  2. Испуг.
  3. Решение ребят.
  4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

Закрепление материала.

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

 Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

(восстанавливаем план по картинкам)

Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе. В каком порядке должны идти эти картинки, свой ответ обоснуй.

2 картинка

Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в  том,  чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то , что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Что изображено на четвертой картинке?

– Как ты думаешь, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажи своё мнение словами из текста.

Также на проверку содержания рассказа можно провести игру

Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”:

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

  1. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
  2. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
  3. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
  4. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
  5. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха

— Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

  • Кто смел, тот и съел.
  • У страха глаза велики.
  • Велика голова, да мозгу мало.
  • Трусливому зайке и пенёк волк.

У страха глаза велики.

-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

— Как бы ты поступили, оказавшись на месте героев произведения? 
— Так смешной или страшный этот рассказ?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Живая шляпа. Носов Рассказ

 Носов. Живая шляпа

Носов. Живая шляпа

Носов. Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:

– Ай ай ай! – и бегом в сторону.

– Чего ты? – спрашивает Вадик.

– Она жи жи живая!

– Кто живая?

– Шля шля шля па.

– Что ты! Разве шляпы бывают живые?

– По посмотри сам!

Носов. Живая шляпа

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

– Ай! Ой! – закричали ребята.

Носов. Живая шляпа

Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

– Я у у хо хо жу! – говорит Вовка.

– Куда?

– Пойду к себе домой.

– Почему?

– Шляпы бо боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

– А может быть, её кто нибудь за верёвочку дёргает?

– Ну, пойди, посмотри.

– Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.

– Постой, я тоже клюшку возьму.

– Да у нас другой клюшки нет.

– Ну, я возьму лыжную палку.

Носов. Живая шляпа

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

– Где же она? – спрашивает Вадик.

– Вон там, возле стола.

– Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.

– Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

– Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

– Давай, наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, – предложил Вовка.

Носов. Живая шляпа

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

– Мяу! – закричало что то. Глядь, из под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

Носов. Живая шляпа

– Васька! – обрадовались ребята.

– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

 

Живая шляпа. Носов Рассказ

 Носов. Живая шляпа

Носов. Живая шляпа

Носов. Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:

– Ай ай ай! – и бегом в сторону.

– Чего ты? – спрашивает Вадик.

– Она жи жи живая!

– Кто живая?

– Шля шля шля па.

– Что ты! Разве шляпы бывают живые?

– По посмотри сам!

Носов. Живая шляпа

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

– Ай! Ой! – закричали ребята.

Носов. Живая шляпа

Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

– Я у у хо хо жу! – говорит Вовка.

– Куда?

– Пойду к себе домой.

– Почему?

– Шляпы бо боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

– А может быть, её кто нибудь за верёвочку дёргает?

– Ну, пойди, посмотри.

– Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.

– Постой, я тоже клюшку возьму.

– Да у нас другой клюшки нет.

– Ну, я возьму лыжную палку.

Носов. Живая шляпа

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

– Где же она? – спрашивает Вадик.

– Вон там, возле стола.

– Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.

– Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

– Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

– Давай, наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, – предложил Вовка.

Носов. Живая шляпа

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

– Мяу! – закричало что то. Глядь, из под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

Носов. Живая шляпа

– Васька! – обрадовались ребята.

– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *