Монтессори методика раннего развития. Зоны и материалы.
29 Сентября 2016
Монтессори методика раннего развития. Основные принципы методики. Тематическое разделение класса по зонам. Какие материалы необходимы для занятий. Монтессори для детей от 1 до 3 лет в домашних условиях.
Система воспитания Монтессори, основанная в начале 20 века итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, является на сегодняшний день одной из популярнейших теорий развития ребенка. Монтессори педагогика, базирующаяся на принципах индивидуального подхода к ребенку, максимальной свободы и невмешательства в деятельность маленького человека, ставит своей целью полное раскрытие потенциала, заложенного в каждом индивидууме.
Основные принципы системы Монтессори
Основой системы Монтессори является правильно организованное пространство вокруг ребенка, позволяющее ему действовать самостоятельно, находить себе интересные занятия независимо от взрослого и постепенно развиваться. Все оборудование в Монтессори классе соответствует размерам ребенка и изготовлено из легких материалов, чтобы малыш мог передвигать мебель и выбирать удобное ему место для занятий. Передвижение мебели и умение обращаться с хрупкими предметами, которые также присутствуют в классе, развивает моторику и координацию движений.
Обучающая среда Монтессори состоит не только из правильно организованного пространства, но и из специально подобранных обучающих материалов, которые расположены на уровне зрения малыша и одним своим видом призывают ребенка к действию. Материалы отобраны по принципу максимальной привлекательности и, одновременно, пользы для развития логики, мелкой моторики и пространственного мышления. Ребенок выбирает себе материал для работы и, сам того не замечая, обучается в игровой форме, ставит себе цель и достигает её методом проб и ошибок. Материалы представлены в единственном экземпляре, с целью научить детей взаимодействовать друг с другом и приходить к компромиссу.
Важная особенность системы Монтессори — это разный возраст детей в группе, например, совместные группы детей от 3 до 6 лет. Эта особенность связана с тем, что дети гораздо быстрее обучаются на примере других, более старших детей, нежели взрослых. Другой важный принцип педагогики Монтессори — отсутствие поощрений и наказаний, основной наградой и побудителем к получению новых знаний является сам процесс познания и совершенные в процессе открытия.
Роль взрослого в системе Монтессори
С самого рождения происходит абсолютно естественный процесс отделения ребенка от родителя, в Монтессори педагогике очень важна роль взрослого (родителя или воспитателя) и его правильного поведения, позволяющего малышу постепенно полностью избавиться от родительской опеки и действовать самостоятельно. На пути детского познания взрослый становится не столько учителем, сколько помощником и наблюдателем. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подготовить и сформировать правильную среду, основанную на индивидуальных особенностях и интересах ребенка, позволяющую ему развиваться и сосредотачиваться на интересующих его видах деятельности. В конечном итоге, малыш всегда сам решает, чем ему интересно заниматься именно сейчас, а Монтессори педагог может лишь помочь ему выбрать материал или показать, как с ним работать, если малыш в замешательстве и просит о помощи. Основная задача преподавателя — не мешать малышу и не прерывать его процесс познания.
Еще одна из функций взрослого в системе Монтессори — это поддержание порядка в мире, окружающем ребенка. Изначально именно взрослый расставляет учебные материалы по своим местам, постепенно малыш научится делать это сам, родители же следят за исполнением распорядка дня. Именно порядок позволяет ребенку разобраться во всем многообразии устройства мира и обрести, таким образом, порядок внутри себя. Взрослый же отвечает за нейтрализацию и направление в конструктивное русло действий тех детей, поведение которых мешает развитию и процессу познания остальных малышей.
Тематическое разделение Монтессори класса и материалы
Отказавшись от традиционной системы классов с партами и кафедрой для учителя, Монтессори предложила разделить учебное помещение на тематические зоны, наполненные дидактическими материалами, взаимодействовать с которыми дети могут самостоятельно в своем индивидуальном ритме. Такое разделение классов помогает им быстрее ориентироваться в пространстве, легче обобщать получаемую информацию и поддерживать порядок.
Принято выделять 5 тематических зон, на самом же деле их количество может быть неограниченно и зависит лишь от фантазии преподавателя.
Первая из них — это зона практической жизни, где ребенок совершенствует навыки самообслуживания и заботы об окружающем мире. Здесь малыши учатся пользоваться столовыми приборами, щипцами, ножницами, пересыпать крупы, переливать воду, чистить зубы, расчёсываться, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и другие замочки на одежде, ухаживать за растениями, поддерживать чистоту с помощью щетки и совочка. Дети постоянно упражняются со специально приготовленными материалами: кувшинчиками, ложками, губками, тем самым не только совершенствуя мелкую моторику и навыки самообслуживания, но и получая огромное удовольствие от взаимодействия с запрещенными дома, «взрослыми» предметами.
Зона развития сенсорики посвящена совершенствованию органов чувств, ведь именно с их помощью происходит процесс познания у детей. Здесь собраны монтессори материалы для развития зрения, слуха (шумовые цилиндры, колокольчики), осязания (материалы с различными поверхностями и текстурами), обоняния (баночки с запахами), понятия веса и геометрических фигур и другие. Малыши не только развивают конкретные органы чувств, но и одновременно осваивают понятия величины, формы, цвета, длины, различают шершавые и гладкие поверхности, громкие и тихие звуки, учатся сравнивать и обобщать. В этой же зоне представлены различные материалы для творчества: краски, кисти, пластилин, воск, цветная бумага и клей, мелки и т.д.
Зона космического воспитания предоставляет материалы для формирования у детей понимания времени, пространства и окружающего мира. Дети знакомятся с природой, животными и растениями, узнают про времена года, профессии, части тела, географические понятия, учатся обобщать и классифицировать, например, что такое овощи и фрукты, насекомые и птицы и т.д. Важна и зона языка, где малыши могут изучать алфавит и слоги, учиться читать и писать.
Выделяют также специальную
Система Монтессори получила признание по всему миру благодаря своей простоте и универсальности, ведь для следования ей совсем не обязательно идти в специальную школу, тематические зоны можно организовать и дома, а материалы сделать своими руками. Главное, помнить, что ребенок — это первооткрыватель, способный на многое, если превратить его развитие в увлекательный процесс.
Система Монтессори в домашних условиях
Данную систему не сложно реализовать в домашних условиях. Основная задача родителей — создать безопасное пространство для ребенка, разделить на тематические зоны. Хочу показать вам нашу игровую комнату. Зону практической жизни я не стала выносить в игровую, Максим знает где находятся тряпки, совок и щетка, при необходимости идет в ванную комнату и берет все необходимое. Точно так же и с кухней, иногда помогает мыть посуду, готовить и т. д. Я контролирую все эти процессы, и не запрещаю ему получать навыки бытовой жизни на реальных предметах. А это наша игровая и спальня.
На нижних полках шкафа книги по возрасту Максима, на верхних — на вырост и мои. Нижние полочки — это гараж, машины мы очень любим. Также есть полочка с логическими игрушками, музыкальными инструментами и полка с животными, продуктами и кассой (здесь масса ролевых игр «магазин», «покорми зверей», «кто что ест», «чаепитие» и т. д.).
Спортивная зона с комплексом.
Творческая зона. На столике всегда лежат листочки, стоят фломастеры, карандаши и мелки, рядом кинетический песок и формочки. Максим часто подходит и самостоятельно садится рисовать или лепить.
Зоны развития Монтессори у вас дома.
Методика Мария Монтессори заключается, прежде всего, в том, чтобы создать для ребенка такие условия, в которых он сможет изучать окружающий его мир самостоятельно.
Польза разделения игрушек на зоны развития.
Прежде всего, такое разделение позволяет малышу легко подойти к интересующему его предмету и взять. Не приходится долго рыться в глубоком ящике, чтобы найти машинку на самом ее дне. Мама видит, в какой зоне игрушек не хватает, а в какой, наоборот, чересчур много.
Не думайте, что зоны развития предполагают специально обустроенную комнату. Вовсе нет. Интерьер детской комнаты для этого может быть любой. Дома это могут быть полки, разделенные материалом или небольшие шкафчики. Главное при таком распределении – не количество игрушек, а качество. Зоны развития помогут вам увидеть, что очередная двадцатая машинка не нужна, а стоит задуматься о приобретении игрушек в другую зону.
Какие игрушки нужны в каждую зону?
Математическая зона.
В нее можно отнести различные пазлы, логические картинки, пирамидки, сортеры, матрешки, головоломки. Поместите также сюда счетные палочки, плакаты с цифрами, домино с количеством предметов. Такая зона должна находиться в пределах роста ребенка, чтобы он легко мог взять интересующую его игрушку и поставить на место после игры. Здесь могут быть игры Никитиных. И вообще, игрушки этой зоны должны учить ребенка считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.
Языковая зона.
Здесь складываем кубики с буквами, книги, плакаты. Хорошо также поместить сюда кубики Зайцева, буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной), посаженные на картон. Ребенок будет проводить пальчиком по таким буквам и запоминать их контур.
Зона практического развития.
Здесь каждый может придумать свое применение. Помещаем кукольный домик с посудкой, игрушечную мебель. Сюда можно отнести застежки, шнуровки, предметы для игр с водой и крупой.
Зона сенсорного развития.
Игрушки этой зоны должны развивать органы чувств малыша. Например, здесь помещаем музыкальные инструменты, коробочки с различными наполнителями, игрушки на различные ощущения (гремящие, шуршащие, пищащие), развивающие коврики. Уместна будет книжка-игрушка «Ткань» для тактильных ощущений. Поместите сюда коробочки с различными запахами, специями для развития обоняния.
Зона физического развития.
Это и мячи, и кегли, и ролики, и велосипед, и шведская стенка, и батуты, и обручи и многое другое.
Естественнонаучная зона развития.
Здесь должны находиться вещи, за которыми может ухаживать ребенок: цветы, которые он поливает, домашние животные, которых кормит. Определите сюда глобусы, карты, карточки с растениями, лото с листьями, цветами, календарь «Времена года», наборы животных, книги по астрономии и т.д.
Зона творческого развития.
Здесь помещаем все, что необходимо для творчества: краски, карандаши, кисточки, альбом, пластилин, мелки, клей, ножницы, цветную бумагу.
Методика Марии Монтессори
Раннее развитие детей становится все более популярным. Одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Эта методика была разработана доктором Марией Монтессори и названа в ее честь. Впервые методика была применена на практике еще в 1906 году и после этого с каждым годом все активнее используется в детских садах и школах по всему миру.
Суть и принципы методики М.Монтессори
Методика М.Монтессори основывается на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.
Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:
- Индивидуальная программа обучения;
- Максимальная свобода ребенка;
- Минимальное вмешательство в деятельность ребенка
Для реализации методики М.Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.
Монтессори-материалы:
Для создания обучающей среды М.Монтессори в процессе работы с детьми постоянно создавала и тестировала специальные обучающие материалы, отбирая наиболее эффективные и интересные для детей. Важность Монтессори-материалов огромна, занимаясь с ними, ребенок учится не замечая этого, учится легко, играя. С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания. Кроме того, в процессе освоения материалов ребенок:
- Учится ставить цели и достигать их;
- Приобретает практические навыки решения различных задач;
- Действует путем проб и ошибок, что развитию умения нахождения собственных ошибок и исправления их.
Монтессори-воспитатель
«Помоги мне сделать это самому»
По убеждению М.Монтессори каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него. Этот принцип реализовывают Монтессори-воспитатели, которые призваны создавать условия для эффективных занятий и обеспечивать максимальную свободу ребенка. А также способствовать проявлению и поддерживать интерес малыша к окружающему миру и активной деятельности.
Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: чтением, рисованием, географией или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Монтессори-воспитатель вправе вмешаться и помочь ребенку лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. И даже в этом случае воспитатель не делает ничего за ребенка, он лишь объясняет суть и делает мини презентацию.
Монтессори-класс
Монтессори-класс — это комната, разделенная на тематические зоны и заполненная разнообразными дидактическими материалами. Правильно организованное рабочее пространство Монтессори-класса помогает малышу интенсивно развиваться.
Разделение Монтессори-класса на тематические зоны помогает малышу лучше ориентироваться в многообразии дидактических материалов, структурировать получаемую информацию, а также поддерживать порядок.
Изначально М.Монтессори предложила разбивать пространство класса на 5 тематических зон:
- Зона реальной (практической) жизни
- Зона сенсорного развития
- Зона математики
- Зона языковая
- Зона космическая
Но количество тематических зон может быть гораздо больше и разнообразнее (музыкальная, художественная, спортивная и др.). А теперь поговорим подробнее о каждой зоне в Монтессори-классе:
1. Зона реальной (практической) жизни.
В этой зоне собраны материалы, способствующие приобретению ребенком навыков самообслуживания. Малыш учится стирать и гладить вещи, чистить и нарезать овощи, подметать, управляться с совком и щеткой, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему.
2. Зона сенсорного развития.
В этой зоне собраны материалы, которые помогут малышу научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. А также будут способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти и мелкой моторики.
3. Зона математики.
В этой зоне находятся материалы, способствующие ознакомлению и освоению понятия количества. Кроме того, занимаясь в зоне математики, малыш развивает пространственное и логическое мышление, внимание, память, усидчивость.
4. Зона языковая.
Материалы этой зоны помогут малышу выучить алфавит, слоги, а также научиться читать и писать.
5. Зона космическая.
Эта зона знакомит ребенка с окружающим миром, с процессами и явлениями, с привычками и традициями других народов.
Методика М.Монтессори имеет очень большой успех и популярность с момента своего основания и до сегодняшнего дня. У данной методики много последователей, которые вводят свои дополнительные элементы в соответствие с основными принципами методики. Постоянно увеличивается количество материалов, а также в Монтессори-классе появляются новые тематические зоны, предназначенные для более разностороннего развития малыша. Например, двигательная, музыкальная, зона искусств и многие другие. Вы также можете создавать подобные зоны для развития своего малыша у себя дома в соответствии со своими возможностями и интересами малыша.
Творите с Вашими детьми и для детей!
Оптимальный возраст для обучения по методике М.Монтессори
Занятия по методике М.Монтессори никогда не рано начинать. Ребенку с 1 года уже будет интересно находиться в Монтессори-классе и знакомиться с Монтессори-материалами.
В центрах М.Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики М.Монтессори и имеет следующие преимущества:
- Старшие дети учатся заботиться и помогать младшим.
- Младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.
Статья по математике по теме: Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори
Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори
«Способность ощущать и воспринимать
внешний мир, различать предметы
в зависимости от их качеств является
основой для развития мышления».
М. Монтессори
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.
Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.
В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, мною ставятся следующие задачи:
-Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;
-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;
-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.
Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.
Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка. Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.
Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.
Учебные «Монтессори-материалы» представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.
Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т.д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек, шнуровок — для развития мелкой моторики и бытовых навыков. Для трехлетних детей, которые подчас не могут ни определить цвет, ни назвать его целесообразнее применять мягкие пособия, с помощью которых можно провести игры «Посади клумбу», «Собери фрукты». Детям предлагается задание: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок и т. д. Таким образом сначала формируется понятие «такой же», затем идет запоминание цветов, их названий. Для более старших детей задание «Посади клумбу» можно усложнить: придумай цветам серединки другого цвета.
Детям всегда интересны планшеты с закрепленными крышками от пластиковых бутылок. Маленьких детей увлекает откручивание, закручивание крышек, перемещение их по цвету, размеру в пределах планшета. После освоения детьми элементарных действий с крышками, можно усложнить задание, предложив ребенку закрепить крышки согласно схемам. Задания способствуют развитию моторики пальцев, ориентированию относительно углов, сторон планшета, запоминанию цветов, а также воспитывают усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Также возможно использование планшета с обычными тонкими резиночками, которые ребенок натягивает по любому замыслу или с конкретным заданием. С помощью этой полезной игрушки малыш может «нарисовать» резиночками цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т.д. Ребенок получает уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов. Играя с планшетом, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.
Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком — это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.
Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.
Материалы для развития чувств
Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.
На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.
•Определи предмет по запаху;
• Вспомни, как они пахнут;
• Коробочки с запахами;
• “Тихо и громко”.
• “Угадай, что звучит”.
• “Шагаем и танцуем”.
• Высокий и низкий звук”.
• “Звоночки”.
• “Шумящие коробочки”.
• “Что слышно”.
• “Чудесный мешочек”.
• “Определи на ощупь”.
• “Узнай фигуру”.
• “Угадай, что внутри”.
Материал для различения размеров.
- Розовая башня.
Материал:
Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см.
Прямая цель:
Формирование понятий «большой» — «маленький».
Косвенная цель:
Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.
Контроль над ошибками:
Если заданный порядок построения башни не соблюдён, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.
Дальнейшие упражнения:
-Вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;
-Кубики ставятся друг за другом по диагонали;
- Коричневая лестница
Материал для различения цвета.
- Цветные таблички.
Материал:
Ящик 1 содержит по 2 таблички жёлтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.
Прямая цель:
Различение основных цветов.
Косвенная цель:
Развитие тонкой моторики.
• “Найди цветок для бабочки”.
• “Поставь цветы в вазу”.
• “Ловись рыбка”.
• “Собери бусы”.
Материал для различения структуры поверхностей и материалов.
- Клавишная доска (шероховатый — гладкий)
Материал:
Доска (24 см. Х 12 см.), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска(24см. Х 12 см.), которая разделена на 9 равных полос. Они поперечно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.
Прямая цель:
Развитие осязания. Узнать различные качества поверхностей.
Контроль над ошибками:
Различные качества шершавой и гладкой поверхностей.
Материал для различения вкусовых качеств.
- Вкусовые банки.
Материал:
8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложечка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара), солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор.
Цель:
Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств.
Контроль над ошибками происходит посредством повторного сравнения.
Проводятся также игры:
• “Определи на вкус”.
• “Вкусовые банки”.
• “Назови вкус продуктов”.
Материал для восприятия температурных различий.
- Тёплые кувшины.
Материал:
8 металлических кувшинов.
Цель:
Дифференциация восприятия температурных различий.
Контроль над ошибками:
Происходит через повторное сравнение.
Таким образом, следует сделать вывод, что сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного развития детей. Монтессори — материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику.
Список используемой литературы
1. Т.В.Башаева. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль,. 1998г.
2. Л.А.Венгер. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва, 1989г.
3. Горбун Н, Губенко А., Ким А. Упражнения с Монтессори материалами. Рига- Москва, 1998г.
4. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. — №5. — С. 54-55
5. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори// Дошкольное воспитание. -1989. — №10. — С. 66-70
«Сенсорное развитие по методике М. Монтессори»
Аналитический отчет о выполнении плана по самообразованию на тему:
Развивающие игры по методике М. Монтессори.
Сенсорное развитие малышей в первой младшей группе.
Воспитатель Бабаянц М.А.
г. Новошахтинск
Целью моей работы – сенсорное развитие детей по методике Монтессори.
Основные задачи:
— создание развивающей среды;
— создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
— формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
— воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Актуальность.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. В младшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются различные способности — обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Методика Марии Монтессори — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.
• развитие мелкой моторики рук;
• повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду.
Цель — развитие координации движения; помочь сориентироваться в окружающем мире, кнопки, банты, липучки, шнуровки, застежки из ремешков. Развитие моторики, координации движений.
Шумящие коробки. Восприятие и дифференциация шумовых различий; тренировка моторики, развитие слуховой памяти.
Развиваем мышление и тактильную память, доставая с волшебного мешочка воздушные шары наполненные различной крупой:рис, горох, манная, фасоль, гречка и др., а затем потрогать и рассмотреть крупу в блюдце, найти на ощупь в шарике. Незаменима для координации движения шнуровки, завязки, застежки.
Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет сенсорного развития условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малышей, поскольку этот период когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование. Сенсорное воспитание является основой для умственного развития, формирования наблюдательности , развития эстетического чувства, фантазии и внимания и способствует расширению запаса слов,а также на совершенствование зрительной, моторной,слуховой, образной памяти. Средства сенсорного воспитания у дошколят используются дидактические упражнения и игры, конструирование, рисование.
Сентябрь.
Свою работу с детьми я начала с игр связанных с водой – это переливание воды, «Поймай совком мелкие игрушки», «Достань ракушку», «Сделаем фонтан», «Теплый и холодный», «Тонет, не тонет» дидактическая игра «искупаем куклу Катю» помогают развивать общую и мелкую моторику рук, развитие у детей сенсомоторики, координации движения и зрительного внимания.
Октябрь.
Знакомство с книжной графикой «Веселые картинки»(потешки).Рассматривание картинок в детских книжках. с иллюстрациями Ю. Васнецова. Вызывание интереса к книжной графике. «Веселые игрушки» Продолжение знакомства с иллюстрациями Ю. Васнецова. Установление взаимосвязи между картинками и реальными игрушками. Узнавание животных в рисунках. Рисование пальчиками или ватными палочками «Дождик, чаще, кап-кап!»
Ноябрь.
Изучение ПДД -создание макета с правилами с атрибутами. Постройка гаражей из строительного конструктора. Работа с вкладышами — закрой окошко. Рисование на черной бумаге тема «Апельсин». Создание экспериментального уголка-бросовый материал шишки,ягоды,камушки,листья,каштаны,веточки. Изучение текстуры материала на ощупь
Декабрь.
Продолжение изучение литературы по данной теме.
Проведение консультации с родителями по теме «Какие игровые материалы и игрушки нужны деткам?»
Обыгрование сенсорного домика. Дидактическая игра «Тепло оденем куклу».Птицы зимой. Игра «Какие бывают птицы зимой» «Зимние забавы родителей и малышей» «Аппликация» «Праздничная елочка» «Лепка снежков для снеговика».Пальчиковые игры.
Январь.
Опыты экспериментирования со снегом «Цветные льдинки» «»Снег и снежинки состояние на улице и в группе. Создание уголка с дикими животными зимой, обыгрывание на макете, настольные игры с животными- с правилами. Разучивание комплекса утренней гимнастики со снежками. Настольные игры с вкладышами. Классификация овощей и фруктов. Найди пару шнуровки. Работа «Снеговик-Великан»-работа с салфетками.
Февраль.
Театрализованная деятельность.
Показ сказки «Три медведя»
Складывание пирамидок. Изучение и закрепление цвета основных, формы.
Собери разрезные картинки. Игры с ведерками с крышкой (большие и маленькие предметы. Коллективное аппликация «Лоскутное одеяло(целое и части), лепка «Баранки-калачи». Узнали что такое кормушка для птиц.
Поделки папам на 23 февраля.
Март.
Сенсорные коробочки-камешки,шишки,мелкие игрушки,фасоль,музыкальные инструменты,создали огород на подоконнике. Поделки мамам. Показ сказки «Колобок». Д/упражнение, пересыпаем ложкой крупу стр 115. опыт с водой и яйцами стр138.
Развитие точных движений рук; определять предметы на ощупь благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои впечатления о мире. С их помощью ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цели и находить пути ее достижения. Монтесори- материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели – мелкая и крупная моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Важнейший элемент педагогики Монтессори — это развивающая среда.
Но Монтессори- материалы очень дороги и, конечно же, не каждый детский сад имеет возможность их приобрести. Выход здесь один — создать специальную развивающую среду для детей, изготовленную своими руками, заменив Монтессори–материалы на аналоги доступные в условиях детского сада, при этом проявив свои умения и фантазию.
Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
• Фронтальная (групповая) форма
• По подгруппам — основная форма работы на занятиях
• Игровая форма
• Индивидуальная деятельность
• Развивающие игры
• Интегрированная форма
Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, отстающими в развитии, с каждым ребенком 2—3 раза в неделю.
Ожидаемые результаты:
• саморазвитие детей;
• получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития;
• выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
Рамки с застежками — пуговиц
Выводы:
Дети стали более самостоятельными и уверенными в себе. Использование дидактической игры помогло мне повысить уровень сенсорного воспитания,сформировать знание по сенсорному развитию. Овладение способами обследования предметов. Научились воспринимать свойства предметов, сравнивать. Стали усидчивыми во время игр, поддерживают дружеские взаимоотношение. Обыгрывают ситуативные игры. Любят книжечки разных видов, слушать и повторять песенки, стихи. Сложно запоминать цвета.
Используемая литература
Методика раннего развития В. Дмитриева 2015г Моска.
Воспитание сенсорной культуры ребенка Л.А. Венгер 1988г Москва
пальчиковые игры Т.П. Трясорукова
Пластилинография для малышей Г.Н. Давыдова 2012г Москва
Программа художественного воспитания И.А. Лыкова 2007г Москва
учебно-методическое пособие И.А. Лыкова 2012г Москва
.