Занятие с листьями осенними: План-конспект занятия по развитию речи: Конспект «Осенние листочки» – План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия на тему «Рассматривание осенних листьев».

План-конспект занятия по развитию речи: Конспект «Осенние листочки»

Тема: « Осенние листочки»

Задачи:

Образовательная: учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог; активизировать  в речи детей прилагательные и глаголы по теме «осень»; учить рисовать рисунок с использованием нетрадиционной технике рисования.

Развивающая: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, координацию речи с движением;

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к красоте родной природы, умение слушать друг друга.

Словарная работа: листопад, дубовый, кленовый, золотые,

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята сегодня я шла в детский сад через парк, посмотрите, сколько листиков я набрала, какой получился букет. Но я пришла не одна. В парке я встретила  ёжиков, они тоже собирали листочки, чтобы утеплить свою норку. А вот с каких деревьев, эти листочки и какое сейчас время года ёжики не знают. А вы знаете ребята? Поможем ежам всё узнать, всему их научить?

(Ответы детей)

Воспитатель: Тогда я прочитаю вам загадку, а вы отгадаете, о каком времени года идёт речь.                                                                                                                                       Если на деревьях листья пожелтели                                                                                             Если в край далёкий птицы улетели                                                                                                 Если небо хмурое, если дождик льётся                                                                                              Это время года (осенью) зовётся.

Воспитатель: правильно ребята осенью зовётся. Так о каких же признаках осени вы услышали в стихотворении (листья пожелтели, птицы улетели, небо хмурое, дождик льётся).

А ещё дети осенью чаще и сильнее  дует ветер, и он подарил нам волшебный мяч. И я предлагаю поиграть с мячом в игру «Осенние признаки»

Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Давайте встанем  полукругом, кому я брошу мяч, тот должен ответить на вопрос.

— дождь осенью (что делает)- идёт, льётся, капает, моросит (дети)

— небо осенью (какое)- хмурое, серое, пасмурное;

— урожай осенью (что делают)- собирают;

— птицы осенью (что делают)- улетают в тёплые края;

— звери осенью (что делают)- готовятся к зиме, ищут запасы, утепляют норку;

— как выглядят в эту пору листья (какие они по цвету)- жёлтые, красные, оранжевые, коричневые, разноцветные;

— что происходить осенью с листочками (что они делают)- опадают, летят, кружатся;

— что люди делают с осенними листочками — подметают, собирают.

Воспитатель: А сейчас давайте с вами ненадолго превратимся в осенние листочки Физминутка «Мы – листики осенние»                                                                  Мы, листики осенние, 
На веточках сидели,  (сидят на корточках)
Ветер дунул, полетели. (летают по группе)
Мы летели, мы летели. 

И на землю тихо сели,  (вновь тихо садятся)
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял, (поднимаются, кружатся)
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил,  (снова садятся)

Воспитатель: ребята давайте посмотрим, что же у ежей в корзине, и расскажем какие листочки, они собрали, (воспитатель подносит детям корзину)

Дети, (отвечают листочки)

( Воспитатель достаёт по одному листочку и выкладывает на магнитную доску).

Воспитатель: Этот листочек с дерева дуб, значит это какой листочек (дубовый)

А этот листочек с дерева клён, какой он (кленовый)

Дети посмотрите внимательно на листочки, они одинаковые по цвету, (нет) кленовый листик какой, а дубовый. А по форме одинаковые  (нет) у кленового уголки острые, а у дубового нет

Ребята, а чтобы ежи лучше запомнили названия листьев, я предлагаю поиграть с листочками.

Игра « Кленовый, дубовый».

Воспитатель рассыпает листики на ковре. Предлагает детям взять по одному листочку, (присесть мы же листики) рассмотреть его, а теперь у кого кленовый – помашите листиком (какой листик у вас) Кленовый (молодцы)

А теперь у кого дубовый листочек – встаньте (какой листик у вас) дубовый (молодцы).

У кого листик – встаньте и покружитесь (какой листик у вас) (молодцы).

Воспитатель: ребята, а кто мне скажет, что такое листопад?

Дети (отвечают, когда падают листочки)

Воспитатель: А давайте с вами устроим листопад и познакомим ёжика с этим явлением.

« Листопад, листопад, листья кружатся, летят». Листочки упали, посмотрите, как красиво стало.

Воспитатель: ребята, ёжик говорит, что уже поздно и ему  пора домой. Давайте соберём листики ёжику, ведь он их собирал, чтобы утеплить свою норку.

Ёжик благодарить детей за помощь, говорить, что знает теперь названия листьев, что такое осень, говорить спасибо и прощается.

Воспитатель: А вам дети я предлагаю нарисовать свой листочек, который вам понравился. А вот каким цветом будут ваши листочки, вы выберите сами.

Итог занятия.

Кто приходил к нам в гости, что приносил?

О каком времени года мы говорили?

А с каких деревьев ёжики собрали листочки?

Что вам понравилось больше всего?

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия на тему «Рассматривание осенних листьев».

Занятие на тему «Рассматривание осенних листьев».

Для детей старшей группы.

Образовательные задачи.

Развивать умения детей по листьям определять породу деревьев.

Учить различать листья по форме, величине, характеру края листа.

Учить сравнивать, находить различные признаки листьев, развивать умение обследовать предмет.

Активизировать словарь детей обозначающих признаки листьев.

Учить детей выражать результаты сравнений в точном слове.

Воспитательные задачи. Воспитывать любовь к природе, интерес, находить красивое в окружающем.

Организация занятия.

Дети сидят за столами. У каждого ребенка по одному листику деревьев тополя, рябины, осины, березы.

У воспитателя. Ветка в вазе, указка.

Ход занятия.

Дети сидят по двое за столами .

-Ребята, я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о чем здесь говорится.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Правильно, это стих об осени, о том, что осенью осыпаются листья деревьев.

Показ картины о березе.

-Ребята, какое дерево изображено на картине?

-Правильно, это береза.

А теперь посмотрите на листочки и выберите лист березы.

-Теперь скажите, какой формы лист березы?

-Правильно, лист березы треугольной формы.

-А как вы определили, что лист березы треугольной формы?

-Лена, подойди к доске и покажи форму листа.(ребенок обводит пальчиком по листу , так чтобы всем было видно)

Мы с вами недавно ходили в парк, какого цвета листья березы вы видели?

-Правильно, лист березы осенью становится желтым.

Теперь потрогайте края листа и скажите, какие они.

Правильно, края зазубрены, т. е. у листа по краю зубчики.

Теперь погладьте лист и скажите, какая поверхность листа.

-Правильно поверхность листа березы шероховатая.

Березы желтою резьбой,

Блестят в лазури голубой.

-А у рябины какие листья?

Лишь вдали красуются

Там на дне долин

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

-Какой цвет становится лист осины осенью?

-Да, ребята, листочки как бы покрыты багрянцем.

-Ребята, а вот какие листочки у тополя?

-Да, листочки тополя не успевают менять окраску.

А как вы думаете, почему это происходит?

Правильно, тополь это южное дерево и поэтому они дольше остаются зелеными, т. к. они еще не приспособились к нашим  северным условиям.

Осенью листья желтыми , золотыми , у рябины красными , у тополя желтеют , а которые опадают зелеными чернеют, буреют.

У осины листочки тоже золотые как у березы.

Физкультминутка.

Листочки

Мы делали её под музыку«Танец осенних листочков» музыка  П.Филиппенко. И просто танцевали и кружились, как листочки.

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)

А теперь у вас на столах лежат карточки , давайте поиграем в игру «Расскажи про лист.»

-Аня, с какого дерева у тебя лист? Какой формы? Какая поверхность листа? А какие края?

Правильно, лист тополя овальной формы, поверхность шероховатая, края ровные.

А у Кати? Лист рябины багряного цвета, лист сложный состоит из нескольких листочков на одном черешке.

Что мы делали?

Зачем мы делали?

Как мы это делали?

План-конспект на тему: Открытое занятие «Красота осенних листьев»

Открытое занятие

«Красота осенних листьев»

Детское объединение: «Дизайн- центр»

Педагог: Садыкова А.С

Тип занятия: комбинированный

Цель: Научить рисовать дубовые листочки и рябину применяя нетрадиционные техники рисования.

  • Задачи: сформировать умение компоновки на листе бумаги композицию;
  • развивать творческие способности обусающихся, наблюдательность;
  • воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Оборудование урока:

— для педагога: конспект занятия, компьютер.

— для обучающихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, А3 лист бумаги, простой карандаш, ластик, ватные палочки.

Визуальный ряд: презентация «Красота осенних листьев», образец рисунка, работы обучающихся.

Музыкальный ряд: Ф.Шопен «Вальс дождя», видео «Золотые листики», «Наступила осень», «Осенние листочки», «Осень в картинах художников».

План занятия:

1. Организационный момент.  

— Приветствие;

— Проверка готовности к уроку. 

2. Подготовка к активной трудовой деятельности.

— Вступительное слово учителя;

— Сообщение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала.

4. Физминутка.

5. Постановка художественной задачи.

6. Практическое выполнение задания.

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов.

9 Уборка рабочего места.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать. (Слайд 1)

2. Подготовка к активной трудовой деятельности.

Вступительное слово учителя.

— Ребята отгадайте загадки и вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить.

— Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

— Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два —

Пришла … (осенняя пора )

-Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья) (Слайд 2)

— Какое сейчас время года? (Ответ ОСЕНЬ) (Слайд 3)

— По каким признакам вы можете определить, что сейчас осень? (ответ)

— Молодцы! Вы назвали много признаков осени.

— Знают взрослые и дети,
Ветер кружит листья эти,
Как пастух незримый вроде
Ветер листья хороводит.
Те же весело кружатся
И нам под ноги ложатся.
Если бегать не спеша,
Слышно как они шуршат
Под ногами там и тут —
Детям песенку поют. (Слайд 4)

— Итак, ребята я вам предлагаю прослушать песню и сказать о чем песня, и тогда мы узнаем тему нашего занятия. (Песня «Осенние листочки для детей). (Слайд 5)

— Песня о осенних листочках. А каких листочках говорилось в песни? Тема нашего занятия «Красота осенних листьев». (Слайд 6)

— Ребята, мы с вами уже рисовали кленовые листочки, а сегодня мы будем рисовать дубовые листочки.

— Но прежде, чем рисовать наши дубовые листочки, я предлагаю вам совершить своеобразное путешествие в Осень, а помогут нам в этом прекрасные произведения об осени поэтов, художников, композиторов. Готовы?

3. Изучение нового материала.

У композитора – звуки, у поэта – слово, у художника краски,. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.

Осень в музыке. (Слайд 7)

 Листья, как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста… Мелодия воздушна и легка. В ней шорохи опавшего листа.

Твоя осень—музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени—музыка твоего сердца!

Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Федерик Шопен «Вальс дождя».

Осень в поэзии

Послушайте стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:

Лес точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный, 

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (Слайд 8)

— Ребята о чем это стихотворение? (О лесе)

— А почему поэт говорит, что лес расписной, золотой, багряный? (Это осенний лес, деревья стоят разноцветные, листья красные, желтые, зеленые).

— А кто же расписал терем лес? (Осень- художница).

— Давайте посмотрим как осень изображали русские художники. (Слайд 9)

— Ребята, а как передает осеннюю красоту художник? ( Красками )

— Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься! Вот мы сейчас с вами и полюбуемся на разноцветные краски осени. (Слайд 10).

– Какие цвета осенней листвы вы видите? (красные, желтые, зеленые..)

— Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся! 

Что за желтый снегопад?

Это просто …(Листопад) (Слайд 11)

— Вы видели, как падают листья с деревьев? (Да)

4. Физминутка

— Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Руки вверх.)

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели (Махи руками.)

И на землю тихо сели. (Приседание.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встать на носочки, махи руками над головой.)

Закружились, полетели. (Покружиться.)

И на землю снова сели. (Сесть за парты.) (Слайд 12)

5. Постановка художественной задачи.

Ну, вот мы отдохнули, и продолжаем работать.

Просмотрев, даже такое незначительное количество слайдов, становиться очевидным: почему осень в разные времена вдохновляла, поэтов, музыкантов и, конечно, художников, на создание прекрасных произведений, передающих многообразие цветов осенней палитры. Хороша природа в это время года: и небо, и лес, как единое целое, и отражение леса в воде, и каждое дерево в отдельности неповторимо и прекрасно, и земля устланная ковром из многих разных – разных листьев, и каждый лист с любого дерева интересен и хорош по- своему.  Так и хочется эту красоту запечатлеть.

— Прежде чем начать работать, давайте вспомним правила пользования рисовальными принадлежностями. (Слайд 13)

Дуб.  И. Токмакова
Дуб дождя и ветра   (Слайд 14)
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.

— У каждого из вас есть лист бумаги. Вы его заранее подготовили, закрасили фон. Давайте нарисуем на наших листочках дубовые листья с желудями.

— Лист бумаги располагаем горизонтально. Простым карандашом вам нужно нарисовать дубовые листья и нарисовать рябину применяя нетрадиционные техники рисования.

— Листья могут быт желтыми, красными, зелеными, коричневыми. Желуди рисуем плавный переход от светлого к темному. Рябину рисуем подушечками указательного пальца красным цветом, добавляя белые блики, и черной краской хвостики.

6.Практическое выполнение задания:

Приступаем к работе. Ребята начинают работать над созданием рисунка, а учитель показывает на мольберте, все этапы выполнения работы. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы. (Во время практической работы играет музыка «Золотые листики», «Наступила осень»). (Слайд 15, 16)

Анализ выполненных работ

— Замечательно ребята. Постарались от души.

— Я попрошу все работы повесить на доску.

— Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихся).

— Скажите пожалуйста о чем вы думали когда рисовали картину?

(Выслушиваются мнения некоторых ребят)

7. Рефлексия

— Ребята, а вам нравятся ваши работы? (Ответ) (Слайд 17)

А мне на память о сегодняшнем занятии оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

8. Подведение итогов

– Чем на уроке мы с вами занимались?

– Что вам понравилось больше всего?

— Вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили большие усилия, чтобы получились такие удивительные работы.

Молодцы! 

9. Уборка рабочего места.

Интегрированное занятие для старшей группы «Осенние листья».

Интегрированное занятие

в старшей группе

«Осенние листья».

Цель: Закреплять знания детей о деревьях (дуб, берёза, клён, рябина).

Развивать творческую инициативу в танце, пении, игре. Познакомить с картинами русских художников об осени, с музыкой П.И. Чайковского. Воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе.

hello_html_100a4d7b.jpg

Детский сад «Родничок»

Музыкальный руководитель Букина Г.А.

Дети с воспитателем входят в зал.

В записи звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского.

Муз. руководитель. Здравствуйте, ребята! Какая чудесная музыка встречает вас сегодня. Это «Осенняя песня» великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Послушайте, какие задумчивые, немного грустные звуки! Они рассказывают о кружащихся в воздухе листочках, о капельках дождя на стекле, об уходящем лете. Сегодня мы с вами будем слушать и говорить об осени. А помогут нам в этом музыка, стихи и картины художников, которые в разные времена описывали это красивейшее время года. Великий русский поэт А.С. Пушкин очень любил осень и посвятил ей много прекрасных стихов. Послушайте одно из них.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А теперь посмотрите, как прекрасна осень в картинах русских художников!

На экране детям демонстрируются иллюстрации картин Поленова, Левитана, Шишкина, Жуковского, на которых изображены картины осенней природы.

Муз. рук. Какое чудесное время года – осень! Оно всегда вдохновляло поэтов, художников и музыкантов на создание прекрасных произведений. А сколько песен написано об осени! Давайте споём одну их них.

Дети исполняют песню «Осень» — Кошминой.

Муз.рук. Осенью погода стоит то тёплая и солнечна, то дождливая. Давайте вспомним игру про сороконожку.

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Проводится игра «Сороконожка».

Шла сороконожка

По лесной дорожке (идут друг за другом)

Вдруг закапал дождик – кап!

Ой, промокнут сорок лап! (идут топающим шагом)

Насморк мне не нужен,

Обойду я лужи (идут «змейкой»)

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу (трясут по очереди каждой ногой)

И потопаю потом,

Ой, какой от лапок гром! (идут топающим шагом).

Муз. руководитель берёт в руки букет осенних листьев.

Муз. рук. Осенние листья летят и кружатся,

Ковром разноцветным на землю ложатся!

А я собрала их в букет и хочу у вас спросить: а знаете ли вы, с каких деревьев упали эти листочки? Отгадайте мои загадки.

За могучий рост и силу

Дерево мне это любо.

Ищут жёлуди ребята

Под листвой большого … (дуба).

В осень — золотом одета,

А зимою спит в морозы.

Белый ствол, как лучик света,

У красавицы … (берёзы).

Протянул ко мне ладошку

Жёлтый, солнцем озарён,

Только выше он немножко.

Здравствуй, друг мой, добрый …(клён).

Молодцы, все загадки отгадали! А теперь давайте потанцуем с листочками осенний вальс!

Звучит «Вальс» П. Чайковского. Дети исполняют танцевальную импровизацию с осенними листьями.

Муз. рук. А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

Проводится игра «Найди свой листочек» (по типу «Ищи игрушку!»)

После этого проводится упражнение «Мы – деревья»:

Мы – деревья,

Ноги – корни (стоят, покачиваются, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены)

Тело – ствол большой и сильный (проводят руками по телу сверху вниз)

Наши ветки ветер клонит (покачивают руками)

Пляшут листья в небе синем (потряхивают кистями рук).

Муз. рук. Ой, сколько листьев нападало с ваших деревьев! А давайте пойдём сейчас в группу и сделаем из листочков осеннюю дорожку!

Дети идут в группу и выполняют коллективную аппликацию «Осенняя дорожка» под звучание «Осенней песни» П.И. Чайковского.

hello_html_5affe6bb.jpg

Конспект занятия: «Осенний лист»

Тема: «Осенний лист»

Интеграция образовательных областей: «Познание», « Социализация», «Коммуникация», «Творчество».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Цель деятельности педагога:

Учить последовательно выполнять работу из осенних листьев.

Развивать графические и композиционные навыки, творческое воображение, чувство цвета.

Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты развития интегрированных качеств дошкольника: дети умеют последовательно выполнять свою работу, делая гармошку из бумаги. Умеют компонировать цвета, чтоб получить осенний лист.

Демонстрационный материал: осенние листья

Раздаточный материал: цветная бумага разных цветов, клей, кисточки.

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, а кто может отгадать мои загадки?

Загадки:

— Я деревья раздеваю

И листочки с них срываю (осень)

— Летом вырастают,

А осенью опадают (листья)

Воспитатель: а какое время года сейчас? Послушайте стих об осени.

Незаметно осень в лес вошла

Краски чудные с собою принесла

Начала расписывать листочки

Словно вышивать себе сорочку

Тот листочек, что раскрасит

Землю стылую украсит

Злые ветры налетят

И начнется листопад.

Воспитатель: а давайте отправимся в волшебную страну «Листопадию», жители этой страны вы хорошо знаете. Как заканчивается лето наступает осенняя пора, деревья наряжаются в осенние яркие платья — желтые, оранжевые, красные, коричневые, и кружатся в легком танце. Жизнь в стране Листопадии длится не долго. Давайте превратимся в осенние листочки.

Физкультминутка. Н. Нищева

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках.

Воспитатель: я хочу что бы вы не забыли теплые осенние денечки, а сохранили память о них на бумаге.

У детей на столах лежат листы цветной бумаги. По образцу воспитателя дети складывают их в гармошку.

Воспитатель: а теперь давайте немного поиграем.

Пальчиковая игра.

Раз, два, три, четыре, пять \ загибают пальчики начиная с большого

Будем листья собирать

Листья березы,

Листья рябины \ разгибают пальцы

Листики тополя

Листья осины

Листики тополя

Мы соберем

Маме осенний букет отнесем \ шагают по столу

Воспитатель: а теперь давайте приклеим их на бумагу.

Дети по образцу воспитателя приклеивают их на бумагу.

Итог.

Воспитатель вывешивает все работы на выставку.

Воспитатель: посмотрите, какие замечательные листья у нас получились! Вам понравилось занятие.

Конспект занятия «Волшебные превращения осенних листьев с использованием арт

Конспект занятия в творческом объединении «Умелые руки» на тему: «Волшебные превращения осенних листьев с использованием арт – терапии»

Цель: познакомить обучающихся первого класса с осенними листьями как с материалом для аппликации, научить приемам работы с сухими листьями.

Задачи: развивать эстетические чувства;

развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление;

воспитывать аккуратность при работе, развивать интерес к новым способам аппликации;

учить слушать музыку, формировать способность видеть ее, показать гармонию звуков и цветов в природе и искусстве;

учить обучающихся рисовать в технике, которая называется «печать», наносить краску на обратную сторону листочка от середины к краям;

самостоятельно подбирать нужные листочки и гармонично сочетать цвета.

— делать отпечатки на листе, создавая какой-то предмет или сюжет, дорисовывая кисточкой мелкие детали, которых не хватает на рисунке.

воспитывать любовь к природе, желание воспроизводить свои фантазии на бумаге;

развивать желание творчества в дальнейшем.

Материалы: сухие листья, бумага, влажные салфетки, музыка Вивальди «Осень», П.Чайковский «Вальс цветов»; гуашевые краски.

Оборудование: образцы аппликаций.

 


 

Ход занятия:

Педагог: Загадка про осень

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, ребята, угадает? (Осень)

— Верно, этой девицей является волшебница-осень. А теперь, послушайте стих про осень!

Педагог: Падают с ветки жёлтые монетки…

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Педагог: «Ребята, сегодня осень приглашает нас в свое удивительное царство, где мы сможем полюбоваться ее красотой. А путешествие наше будет необычным, потому, что мы осуществим ее в своем воображении, а поможет нам в этом музыка, которую написал композитор Вивальди. Называется она «Осень».

Педагог: «Итак, сядьте ровно, закройте глаза. Темно, тихо. Прислушайтесь к самим себе, к своему сердцу, окунитесь в фантастический мир волшебницы осени.(Обучающиеся слушают отрывок композиции Вивальди «Осень»)».

Педагог: «Вот и закончилось наше фантастическое путешествие. Вам понравилась музыка? Хорошая музыка, потому что осень хорошая. А что вы увидели в своем воображении, слушая эту музыку, какая музыка по характеру? Поделитесь своими впечатлениями». (Ответы обучающихся)

Педагог: «А кто услышал, как шепчут осенние листья, о чем они шепчут? (как хорошо осень их раскрасила, как хорошо им качаться на ветке). Какие цвета вы увидели, слушая музыку? Кто почувствовал аромат осени? Чем пахнет осень? (опавшими листочками, овощами с огорода, грибами, дождем…)».

Педагог: «Ребята, Вы знаете как называется то, когда листья опадают с деревьев?(Листопад). Правильно, ребята. Вы наверное видели как кружатся, падая листики. Самые красивые мы с вами засушили. И сегодня, мы с вами изобразим листопад. Но не из цветной бумаги, а из листиков, которые мы приготовили».

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о листочках:

— Меняют осенью свой цвет,

— Научились различать листочки по форме и с какого они дерева

— О том, что они умеют танцевать, кружиться,

— Плавать по воде, как челноки,

— Летать в воздухе как парашюты

— Научились слушать их шелест и прочее.

Педагог: А еще, мы сделали для себя неожиданное открытие, что осенними листочками можно рисовать. Посмотрите, какие красивые листочки подарила нам осень. Если внимательно присмотреться к каждому листочку, то можно увидеть, что он нам что-то напоминает.

Педагог: Сейчас мы их рассмотрим и постараемся узнать с какого дерева или куста листочек, и что он напоминает вам по форме.

(Показываю листья клена, дуба, каштана, куста рябины, сирени, а дети распознают с какого он дерева или куста, рассказывают на что, или на кого похожи листочки: на лапку гуся, парашюты, зонтики, птички, рыбки, цветы, бабочки и другое)

Физкультминутка «Осеннее дерево»

Педагог:

Вот это — дерево, мой друг,

(медленно поднимают руки вверх)

Их очень много-посмотри вокруг!

(движения в воздухе руками, будто определяют силуэт дерева)

Ветви с ветром играют

Наклоняются, качают.

(наклоны туловища влево, вправо)

А листочки шелестят

Будто сказку говорят

(руки вверх, двигают пальчиками)

Ветерок гулял, бродил,

С веток листьев натрусил.

(двигаются произвольно, приседают, плавные движения руками)

Осень к деревцу приходит

(приставляют ладошку к уху)

Краску листьям приносит.

(движение правой рукой, будто держат кисточку вверх — вниз)

Педагог: Вчера, когда я вернулась домой с прогулки, и меня ждали осенние листочки. Мне очень захотелось нарисовать что-то интересное вместе с ними. Посмотрите, что у меня получилось.

Педагог: А теперь вспомним еще, как можно рисовать листочками:

1. Берем листочек за кончик.

2. Кладем его на клеенку, обратной стороной вверх. Почему? — Хорошо видны прожилки, выпуклости.

3. Наносим краску нужного цвета от середины к краям, придерживаем листок при этом указательным пальцем левой руки.

4. Моем и вытираем кисть.

5. Берем листок за кончик и переносим его на лист, кладем окрашенной стороной.

6. Сверху накрываем листок бумажкой и легонько прижимаем ладонью.

7. Забираем листок, а на его месте остается хорошенький отпечаток — точно копия его самого.

8. Тоненькой кисточкой дорисовываем то, чего не хватает на рисунке.

Вспомнили.

Педагог: Как называется такой прием рисования? (Печать). Предлагаю детям сесть за столы.

— Ребята, посмотрите внимательно на свои листочки. Подумайте, что или кого они вам напоминают. Что бы вы хотели сегодня нарисовать с помощью этих листочков? Попробуйте их превратить в нечто интересное. А сейчас возьмите большую кисточку. Возьмите ее легонько тремя пальчиками, сильно не сжимайте, чтобы кисточка чувствовала тепло ваших пальчиков. Поднимите кисть щетиной вверх.

Поэтапный показ и правила выполнения работы:

1.вырезаем по шаблону ствол дерева из цветной бумаги

2.наклеиваем на цветной картон, не забывая использовать салфетки для промакивания клея.

3.Приклеиваем сухие листья на крону дерева и в «полете» по желанию. Не забываем пользоваться салфетками и промакивать аккуратно – листья хрупкие.

Упражнение «Кисточка здоровается».

— «Добрый день» — опускаем щетинку вниз. При этом двигаются только пальчики.

— А сейчас протяните свободную ладошку вперед. Потренируемся, как будем покрывать листочек краской — дети проводят сухой кистью по ладошке от середины к краям от себя, как будто гладим листочек. Листочку очень приятно, он оставит вам хороший отпечаток.

Педагог: А сейчас, дети, давайте поблагодарим листочки за то, что помогали вам нарисовать такие красивые рисунки и попрощаемся с ними:«Не грустите листочки, что скоро придет зима. Все листочки упадут с деревьев и спрячутся под снегом. И скоро наступит весна и придут вам на смену уже другие ваши братики и сестрички, но мы с вами не расстаемся. Мы говорим «До свидания».

Итоги: — Ребята, с каким материалом мы сегодня работали? (с природным, с сухими листьями)

— Что мы сегодня изготавливали? (ответы обучающихся)

— Ребята, давайте, вы покажете свои работы, какие красивые они у вас получились. Ребята, свои работы вы можете подарить своим родным и близким. Выставка работ.

Рефлексия:

Что получилось, какие трудности вы испытывали в процессе работы? 
— Довольны ли вы собой? Спасибо вам за занятие.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД «Осенние листья»

Конспект НОД в старшей группе.

Тема «Осенние листья»

Цель: развитие познавательного интереса к осенним листьям

Задачи

1. Формировать представления  детей об осенних листьях и о деревьях (дуб, береза, клен, рябина).

2.  Развивать творческую инициативу в  пении, аппликации.

3.  Развивать музыкальный слух при прослушивании произведений об осенних листьях

4.  Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Дидактический материал:  ноутбук ,осенние листья для аппликации (березовые, дубовые, кленовые, рябиновые, картины русских художников про осень, ватман, кисточки,  аудиозапись музыкального произведения.

Предварительная работа: Знакомство с деревьями, их названиями, формирование умения образовывать относительные прилагательные, заучивание стихотворений русских поэтов об осени, песен об осени.

Ход Нод

Воспитатель :Что за гости  к нам спешат?

Много маленьких ребят!

Становитесь вот сюда.

Все на месте?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришло письмо (открывает конверт желтого цвета). От кого же оно? (Читает). Ребятам детского сада  от волшебницы Осени. (вскрывает письмо, читает). «Дорогие ребята! Вы заметили, как я красиво нарядила лес, парки и улицы осенней листвой? Это потому, что я скоро приду к вам на праздник. А пока я высылаю вам загадку: почему листочки на деревьях становятся желтыми и красными, а потом опадают? Отгадывайте и ждите меня в гости. Ваша Золотая Осень».

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А какие приметы осени вы еще знаете? (ответы детей). А как называются листочки с деревьев? С дуба? (дубовый). С клена? (кленовый). С березы? (березовый). С рябины? (рябиновый) .

Дидактическое упражнение «Скажи какой? »

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель Ребята, а давайте с вами наберем много – много разных листочков, а помогут нам в этом наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

Будем листья собирать. (сгибают и разгибают кулачки)

Листья березы, (загибают большой палец)

Листья осины, (загибают указательный палец)

Листики тополя, (загибают средний палец)

Листья рябины, (загибают безымянный палец)

Листики клена мы соберем, (загибают мизинец)

Маме осенний букет отнесем! (двумя пальчиками одной руки шагают по ладони другой) .

Воспитатель :Погода осенью стоит то теплая и солнечная, а то пасмурная и дождливая. Давайте вспомним песню про осень и осенние листочки.

Песня «Падают листья»

После песни дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Многие русские художники рисовали картины про осень. Давайте с ними познакомимся. (Дети рассматривают картины русских художников: И. И. Левитана «Золотая осень» и др.) .

Также про осень сочинили свои произведения многие великие русские поэты. Сейчас ребята прочитают нам эти стихотворения. (Дети читают стихотворения: А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье. », «Уж небо осенью дышало»)

Воспитатель: А теперь, ребята, отгадайте загадки, которые прислала в своем письме Золотая Осень.

За могучий рост и силу

Дерево мне это любо.

Ищут желуди ребята

Под листвой большого (дуба)

В осень золотом одета,

А зимою спит в морозы.

Белый ствол, как лучик света

У красавицы … (березы)

Листья длинные, как перья,

Держат нити паутины.

Птицам на зиму веселье –

Грозди ягод от (рябины)

Протянул ко мне ладошку –

Желтый, солнцем озарен,

Только выше он немножко.

Здравствуй, друг мой, добрый (клен)

Воспитатель показывает детям букет из осенних листьев.

Воспитатель: Я по садику гуляла

И листочки собирала.

Вот их сколько самых разных –

Желтых, бурых, даже красных!

Набрала большой букет –

Теплой осени привет!

Ребята, а давайте попробуем создать аппликацию, слушая музыку. Пусть она нам поможет украсить осеннюю дорожку для Золотой Осени. (Дети выполняют аппликацию – коллективная работа «Осенняя дорожка». Во время выполнения аппликации музыка звучит, как фон) .

Воспитатель: Посмотрите, как красиво стало в нашей группе, словно тут побывала сама Золотая Осень и украсила своими золотыми листьями дорожку! Спасибо, ребята, за вашу работу и за праздничное настроение, которое вы подарили всем нам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *