Вырежи круг методика: Методика «Вырезывание круга» – Методика вырежи круг для дошкольников. Школа. PsihologZnaet.ru

Содержание

Методика «Вырезывание круга»

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Цель: Определить уровень развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Задачи:

1. Определить уровень развития координации движений кисти рук детей

среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. .

2. Определить уровень развития быстроты движений кисти рук детей

среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Определить уровень развития регуляции размаха и точности

движений рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Определить уровень развития скоростно-силовых способностей

пальцев рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5. Определить соразмеренность движений руки и глаза детей среднего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

6. Определить уровень развития динамической координации рук детей

среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для проведения работы из научно­ методической литературы были отобраны методики, направленные на выявление и оценку уровня развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста. Это методики: «Змейка», «Лабиринт», «Вырезывание круга» (Н.О.Озерецкого), тест «Речка» (С.О.Филиппова), тест «Скатай шарик» (Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревич), тест «Дорожка» (М.Безруких), тест «Штриховка» (М. Безруких), тест «Сложи квадрат».

 

Методика «Змейка»

 

Цель: выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук

Оборудование: бланк «Змейка» (см.рис)

о о о о о о о

о о о о о о

о о о о о о

о о о о о о

о о о о о о

о о о о о о

о о о о о о

о о о о о о

о о о о о о

о о о о о о

Описание процедуры исследования:ребенку предлагается в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в «змейке»(т.е. поставить в центре кружков точки). Для левшей тест выполняется левой рукой.

Критерии оценки:при оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных испытуемым, а затем из полученного числа вычитывается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будут являться показателем успешного выполнения задания.

 

Выше 34 баллов — высокий уровень

27-33 балла — выше среднего

18-26 баллов — средний уровень

12-17 баллов — ниже среднего

До 11 баллов — низкий уровень

 

Методика «Лабиринт»

 

Цель:выявление уровня развития динамической координации руки

Оборудование:бланк «Лабиринт»

Описание процедуры исследования: испытуемому предлагается провести непрерывную линию, повторяя все изгибы лабиринта, но, не «дотрагиваясь» до его «стенок» (ограничительных линий). На проведение линий в двух лабиринтах отводится 1 минута 30 секунд без перерыва. Инструктаж сопровождается демонстрацией. Для левшей упражнение выполняется левой рукой.

Критерии оценки: ошибкой при выполнении задания считается:

1. выход за пределы лабиринта;

2. отрыв руки от бумаги при рисовании линий;

3. нарушение изгибов лабиринтов при их повторении.

Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков).

 

 

Методика «Вырезывание круга»

 

Цель: выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук

Оборудование: бланк «Вырезывание круга»

Описание процедуры исследования:ребенку предлагается вырезать круг диаметром 5 см., ограниченный с двух сторон линиями на расстоянии 1 мм. На выполнение задания отводится 1 минута (для левшей задание выполняется левой рукой).

Критерии оценки:задание считается выполненным отлично, если ребенок за заданное время вырезал круг, практически не отклоняясь от центральной линии. (Небольшие отклонения возможны не более 2 раз).

Выполнение теста можно считать хорошим, если при вырезывании круга наблюдались отклонения от центральной линии, но линия разреза не касается ограничений и выглядит ровной (нет углов при разрезании).

Удовлетворительным вырезанный круг является в том случае, когда линия разреза не выходит, но касается ограничительных линий и выглядит не округлой, а ломанной (имеются углы при разрезании).

Ребенок справился с заданием плохо, если:

1. не уложился во времени, но кружок вырезал аккуратно;

2. линия разреза выходит за пределы ограничительных линий не более 2 раз.

Работа считается не выполненной в том случае, если:

1. испытуемый не уложился во времени и выполненная часть работы не

отвечает удовлетворительной оценки;

2. при вырезывании кружка испытуемым не соблюдались, перечисленные

выше требования, т.к. имеются множественные выходы за

ограничительные линии.

 

Тест «Речка»

 

Цель:определение уровня регуляции размаха и точности движений.

Оборудование:бланк «Речка»

Описание процедуры исследования:ребенку дается бланк для графического упражнения и карандаш (фломастер), предлагается сделать 15(20) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега речки»). Эти штрихи чертятся по вертикальным линиям клеток тетрадного листа. Перед началом упражнения детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий, не искривляя их и не заводя карандаш за «берега речки». Объяснение сопровождается показом нанесения штрихов.

 

 

Критерии оценки:

5 баллов — задание выполнено полностью, без искажений линий и

захождения за «берега речки». Допускается не выполнения одной линии.

 

 

4 балла — задание выполнено с незначительными искажениями линий и захождениями за «берега».

 

 

 

3 балла — задание выполнено со значительными искажениями линий и захождениями за линию «берега».

 

 

2 балла — задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями и захождениями за «берега».

 

1 балл — задание выполнено не точно, не полностью, с очень значительными ошибками.

 

 

 

Тест «Скатай шарик»

 

Цель: определение скоростно-силовых способностей пальцев рук.

Оборудование: лист бумаги для пишущих машин формата А4

Описание процедуры исследования: ребенку дают лист бумаги ипредлагают скатать из нее шарик, но предупреждают: действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей. Затем задание выполняется другой рукой.

Критерии оценки: нормой для ведущей руки считается 15 секунд.

 

Тест «Дорожка»

 

Цель: выявление уровня развития координации руки

Оборудование:бланк с рисунком «Дорожка»

 

 

Описание процедуры исследования: ребенку предлагается провести путь от стрелки до конца, не касаясь линий и не отрывая руки. ‘

 

Критерии оценки:

Высокий уровень — линия ровная, без разрывов, небольшое количество

касаний ограничительных линий;

Средний уровень — линия неровная, с разрывами, большое число

касаний, тремор;

Низкий уровень — очень медленное движение, линия неровная,

разорванная, сильный тремор.

 

Тест «Штриховка»

 

Цель: определение соразмеренности движений руки и глаза .

Оборудование: бланк с рисунком «Штриховка»

Описание процедуры исследования: ребенку предлагается заштриховать две фигуры, соблюдая параллельность и стараясь не выходить за границы фигуры.

Критерии оценки:

Высокий уровень — штрихи ровные, параллельные, не выходят за

границы фигуры;

Средний уровень — штрихи неровные, нарушена параллельность,

небольшие нарушения ограничительных линий;

Низкий уровень — штрихи неровные, линии разорванные, нет

параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

 

 

Тест «Сложи квадрат»

 

Цель:определение быстроты движений кисти и пальцев рук Оборудование: квадрат из бумаги 20*20см.

Описание процедуры исследования:ребенку предлагается на время согнуть лист бумаги по диагонали и еще раз пополам, до получения маленького треугольника.

Критерии оценки:

13 секунд — высокий уровень;

27 секунд — выше среднего;

41 секунд — средний;

65 секунд — ниже среднего;

1 минута 19 секунд — низкий.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Методика вырежи круг для дошкольников. Школа. PsihologZnaet.ru

Методика определения степени школьной зрелости

Высшей нервной деятельности. 2. Второй сигнальной системы.

Для проведения массовых обследований используются 4 показателя, характеризующие состояние указанных функций и систем:

1 – наличие дефектов звукопроизношения.

2 – результаты выполнения теста «вырезывание круга»,

3 – суммарный балл за выполнение теста Керна-Ирасека

4 – процент неадекватных реакций на словесные раздражители, (при проведении словестно-ассоциативного эксперемента).

На практике можно ограничиться применением первых 3-х тестов, т.к. они достаточно полно отражают функциональное состояние высшей нервной деятельности ребенка.

Поскольку литература, в которой опубликованы указанные методы, является мало доступной для широкого круга врачей и педагогов, целесообразно привести эти примеры.

Исследование следует проводить в часы оптимальной трудоспособности – утром, желательно с каждым ребенком отдельно.

Исследование дефектов звукопроизношения.

Для выявления чистоты речи ребенку предлагается по картинкам (рисункам) перечислить последовательно вслух предметы, в названии которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

сонорных – Р – твердое и мягкое. Л – твердое и мягкое.

свистящих – С – твердое и мягкое, 3 – твердое и мягкое.

шипящих – Ж, Ш, Ч, Щ.

Предварительно необходимо выяснить у родителей ребенка, имеются ли у них, или у их родных, дефекты в произношении каких-либо звуков. Наследственные дефекты звукопроизношения у обследуемого ребенка не учитываются.

Оценка результатов. Правильное произношение всех звуков

(0 баллов) указывает на готовность данной функции к выполнению школьных требований и обозначается знаком «+».

Наличие дефектов в произношении 1, 2, 3-х звуков или групп звуков свидетельствует о недостаточной готовности к обучению в школе и обозначается знаком «-».

2. Тест «вырезывание круга» (тест Озерецкого)

Отклонение от утолщенной линии разрешается не более 2-х раз (пересекается одна из тонких линий) или один раз (перерезается 2 тонких линии). Разрешается две попытки. Тест считается невыполненным и обозначается (-) при увеличении времени, отведенного на выполнение, а также при большем, чем указано выше количестве ошибок.

1 балл — выполнение теста с первой попытки;

2 балла — выполнение теста со второй попытки;

3 балла — невыполнение теста.

1-2 балла свидетельствуют о высоком уровне развития моторики, достаточном для выполнения требований школы и обозначаются знаком (+).

3 балла указывают на недостаточную функциональную готовность к обучению и обозначаются знаком “минус”(-).

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/547225/page:2/

Методика определения степени школьной зрелости

Высшей нервной деятельности. 2. Второй сигнальной системы.

Для проведения массовых обследований используются 4 показателя, характеризующие состояние указанных функций и систем:

1 – наличие дефектов звукопроизношения.

2 – результаты выполнения теста «вырезывание круга»,

3 – суммарный балл за выполнение теста Керна-Ирасека

4 – процент неадекватных реакций на словесные раздражители, (при проведении словестно-ассоциативного эксперемента).

На практике можно ограничиться применением первых 3-х тестов, т.к. они достаточно полно отражают функциональное состояние высшей нервной деятельности ребенка.

Поскольку литература, в которой опубликованы указанные методы, является мало доступной для широкого круга врачей и педагогов, целесообразно привести эти примеры.

Исследование следует проводить в часы оптимальной трудоспособности – утром, желательно с каждым ребенком отдельно.

Исследование дефектов звукопроизношения.

Для выявления чистоты речи ребенку предлагается по картинкам (рисункам) перечислить последовательно вслух предметы, в названии которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

сонорных – Р – твердое и мягкое. Л – твердое и мягкое.

свистящих – С – твердое и мягкое, 3 – твердое и мягкое.

шипящих – Ж, Ш, Ч, Щ.

Предварительно необходимо выяснить у родителей ребенка, имеются ли у них, или у их родных, дефекты в произношении каких-либо звуков. Наследственные дефекты звукопроизношения у обследуемого ребенка не учитываются.

Оценка результатов. Правильное произношение всех звуков

(0 баллов) указывает на готовность данной функции к выполнению школьных требований и обозначается знаком «+».

Наличие дефектов в произношении 1, 2, 3-х звуков или групп звуков свидетельствует о недостаточной готовности к обучению в школе и обозначается знаком «-».

2. Тест «вырезывание круга» (тест Озерецкого)

Отклонение от утолщенной линии разрешается не более 2-х раз (пересекается одна из тонких линий) или один раз (перерезается 2 тонких линии). Разрешается две попытки. Тест считается невыполненным и обозначается (-) при увеличении времени, отведенного на выполнение, а также при большем, чем указано выше количестве ошибок.

1 балл — выполнение теста с первой попытки;

2 балла — выполнение теста со второй попытки;

3 балла — невыполнение теста.

1-2 балла свидетельствуют о высоком уровне развития моторики, достаточном для выполнения требований школы и обозначаются знаком (+).

3 балла указывают на недостаточную функциональную готовность к обучению и обозначаются знаком “минус”(-).

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/547225/page:2/

Методика «Вырезывание круга»

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель: Определить уровень развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1. Определить уровень развития координации движений кисти рук детей

среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. .

2. Определить уровень развития быстроты движений кисти рук детей

среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Определить уровень развития регуляции размаха и точности

движений рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Определить уровень развития скоростно-силовых способностей

пальцев рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5. Определить соразмеренность движений руки и глаза детей среднего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

6. Определить уровень развития динамической координации рук детей

среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель: выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук

Оборудование: бланк «Змейка» (см.рис)

Описание процедуры исследования:ребенку предлагается в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в «змейке»(т.е. поставить в центре кружков точки). Для левшей тест выполняется левой рукой.

Выше 34 баллов — высокий уровень

27-33 балла — выше среднего

18-26 баллов — средний уровень

12-17 баллов — ниже среднего

До 11 баллов — низкий уровень

Цель:выявление уровня развития динамической координации руки

Критерии оценки: ошибкой при выполнении задания считается:

1. выход за пределы лабиринта;

2. отрыв руки от бумаги при рисовании линий;

3. нарушение изгибов лабиринтов при их повторении.

Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков).

Методика «Вырезывание круга»

Цель: выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук

Оборудование: бланк «Вырезывание круга»

Описание процедуры исследования:ребенку предлагается вырезать круг диаметром 5 см., ограниченный с двух сторон линиями на расстоянии 1 мм. На выполнение задания отводится 1 минута (для левшей задание выполняется левой рукой).

Критерии оценки:задание считается выполненным отлично, если ребенок за заданное время вырезал круг, практически не отклоняясь от центральной линии. (Небольшие отклонения возможны не более 2 раз).

Выполнение теста можно считать хорошим, если при вырезывании круга наблюдались отклонения от центральной линии, но линия разреза не касается ограничений и выглядит ровной (нет углов при разрезании).

Удовлетворительным вырезанный круг является в том случае, когда линия разреза не выходит, но касается ограничительных линий и выглядит не округлой, а ломанной (имеются углы при разрезании).

Ребенок справился с заданием плохо, если:

1. не уложился во времени, но кружок вырезал аккуратно;

2. линия разреза выходит за пределы ограничительных линий не более 2 раз.

Работа считается не выполненной в том случае, если:

1. испытуемый не уложился во времени и выполненная часть работы не

отвечает удовлетворительной оценки;

2. при вырезывании кружка испытуемым не соблюдались, перечисленные

выше требования, т.к. имеются множественные выходы за

Цель:определение уровня регуляции размаха и точности движений.

5 баллов — задание выполнено полностью, без искажений линий и

захождения за берега речки . Допускается не выполнения одной линии.

4 балла — задание выполнено с незначительными искажениями линий и захождениями за берега .

3 балла — задание выполнено со значительными искажениями линий и захождениями за линию берега .

2 балла — задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями и захождениями за берега .

1 балл — задание выполнено не точно, не полностью, с очень значительными ошибками.

Цель: определение скоростно-силовых способностей пальцев рук.

Оборудование: лист бумаги для пишущих машин формата А4

Описание процедуры исследования: ребенку дают лист бумаги ипредлагают скатать из нее шарик, но предупреждают: действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей. Затем задание выполняется другой рукой.

Критерии оценки: нормой для ведущей руки считается 15 секунд.

Цель: выявление уровня развития координации руки

Оборудование:бланк с рисунком «Дорожка»

Описание процедуры исследования: ребенку предлагается провести путь от стрелки до конца, не касаясь линий и не отрывая руки. ‘

Высокий уровень — линия ровная, без разрывов, небольшое количество

касаний ограничительных линий;

Средний уровень — линия неровная, с разрывами, большое число

Низкий уровень — очень медленное движение, линия неровная,

разорванная, сильный тремор.

Цель: определение соразмеренности движений руки и глаза .

Оборудование: бланк с рисунком «Штриховка»

Описание процедуры исследования: ребенку предлагается заштриховать две фигуры, соблюдая параллельность и стараясь не выходить за границы фигуры.

Высокий уровень — штрихи ровные, параллельные, не выходят за

Средний уровень — штрихи неровные, нарушена параллельность,

небольшие нарушения ограничительных линий;

Низкий уровень — штрихи неровные, линии разорванные, нет

параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Цель:определение быстроты движений кисти и пальцев рук Оборудование: квадрат из бумаги 20*20см.

Описание процедуры исследования:ребенку предлагается на время согнуть лист бумаги по диагонали и еще раз пополам, до получения маленького треугольника.

13 секунд — высокий уровень;

27 секунд — выше среднего;

41 секунд — средний;

65 секунд — ниже среднего;

1 минута 19 секунд — низкий.

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

http://poisk-ru.ru/s61890t2.html

Комментариев пока нет!

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. СУБТЕСТЫ 1-3 — ТЕСТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА — ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — Каталог статей

Субтест 1. «Лесенка»

Цель: изучение самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю сту­пеньку ставят самых хороших ребят, а на самую нижнюю ступень­ку — самых плохих ребят. В середину — средних: ни плохих, ни хороших. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на ка­кую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитатель(и)?»


Критерии оценки

• Считается нормой для типичного дошкольника ставить себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие» дети (6—7 ступень).

• Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть выше середины (5—6 ступень).

• Если дети ставят себя на самые низкие ступени, это может свидетельствовать о сниженной самооценке.

В Протоколе отмечается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье, а также отказ ребен­ка от выполнения задания.

2. Мелкая моторика рук

 

Субтест 2. «Вырежи круг»

Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постарать­ся, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать над­рез, показав, как нужно будет работать.


Критерии оценки

• Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.

• Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточ­но плавной — 1 балл.

• Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, на­сколько уверенно и аккуратно он работает.

3. Интеллектуальная готовность

 

Субтест 3. «Домик» (внимание)

Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольно­го внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точ­но такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед ис­пытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь вни­мателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправиль­ного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».


Критерии оценки

• Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.

• Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.

• Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов.

Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неправильное расположение деталей в пространстве ри­сунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от за­данного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены, или «залезание» линий одна за другую.

В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе «Примеча­ния» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит каран­даш, как сидит во время рисования и т.п.

Чтобы увидеть фотографии в полном размере, нажмите на них.

Методика «Вырежи фигуры» | Psylist.net

Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

  • 10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
  • 8-9 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
  • 6-7 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
  • 4-3 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
  • 2-3 балла – все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.
  • 0-1 балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития
  • 10 баллов – очень высокий.
  • 8-9 баллов – высокий.
  • 4-7 баллов – средний.
  • 2-3 балла – низкий.
  • 0-1 балл – очень низкий.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Методика определения степени школьной зрелости

Степень функциональной готовности детей к обучению в школе зависит от уровня развития функций, требующих напряжения при обучении. Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР разработан комплекс методик, доступных для проведения массовых обследований детей дошкольного возраста и учащихся первых классов. Согласно указанных методик, для определения степени готовности детей к обучению в школе («школьной зрелости»), необходимо изучение уровня следующих функций и систем:

  1. Высшей нервной деятельности. 2. Второй сигнальной системы.

  2. Моторики. 4.Фонетики.

Для проведения массовых обследований используются 4 показателя, характеризующие состояние указанных функций и систем:

1 – наличие дефектов звукопроизношения.

2 – результаты выполнения теста «вырезывание круга»,

3 – суммарный балл за выполнение теста Керна-Ирасека

4 – процент неадекватных реакций на словесные раздражители, (при проведении словестно-ассоциативного эксперемента).

На практике можно ограничиться применением первых 3-х тестов, т.к. они достаточно полно отражают функциональное состояние высшей нервной деятельности ребенка.

Поскольку литература, в которой опубликованы указанные методы, является мало доступной для широкого круга врачей и педагогов, целесообразно привести эти примеры.

Исследование следует проводить в часы оптимальной трудоспособности – утром, желательно с каждым ребенком отдельно.

  1. Исследование дефектов звукопроизношения.

Для выявления чистоты речи ребенку предлагается по картинкам (рисункам) перечислить последовательно вслух предметы, в названии которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

    1. сонорных – Р – твердое и мягкое. Л – твердое и мягкое.

    2. свистящих – С – твердое и мягкое, 3 – твердое и мягкое.

    3. шипящих – Ж, Ш, Ч, Щ.

Картинки и рисунки подбираются с таким расчетом, чтобы каждый из перечисленных выше звуков встречался в начале, середине и конце названия предмета, изображенного на них, например, репа, огурец, топор, жук, ножницы, еж, лапа, белка, стул. Слова могут быть заменены при сохранении принципа их подбора. Фиксируются все дефекты в произношении звуков, имеющихся у данного ребенка.

Предварительно необходимо выяснить у родителей ребенка, имеются ли у них, или у их родных, дефекты в произношении каких-либо звуков. Наследственные дефекты звукопроизношения у обследуемого ребенка не учитываются.

Оценка результатов. Правильное произношение всех звуков

(0 баллов) указывает на готовность данной функции к выполнению школьных требований и обозначается знаком «+».

Наличие дефектов в произношении 1, 2, 3-х звуков или групп звуков свидетельствует о недостаточной готовности к обучению в школе и обозначается знаком «-».

2. Тест «вырезывание круга» (тест Озерецкого)

Ребенок получает из тонкого картона или плотного ватмана карточку, на которой представлена фигура, изображенная на Рис. 1. Ребенку объясняют, что ему нужно вырезать ножницами круг по средней утолщенной (1мм) линии — диаметр круга 50 мм. Работу следует выполнять правой рукой. Когда испытуемый дорезал до толстой линии, фиксируют время, за которое вырезает круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. За это время должно вырезано не менее 8/9 круга. рис. 1

Отклонение от утолщенной линии разрешается не более 2-х раз (пересекается одна из тонких линий) или один раз (перерезается 2 тонких линии). Разрешается две попытки. Тест считается невыполненным и обозначается (-) при увеличении времени, отведенного на выполнение, а также при большем, чем указано выше количестве ошибок.

Оценка результатов:

1 балл — выполнение теста с первой попытки;

2 балла — выполнение теста со второй попытки;

3 балла — невыполнение теста.

1-2 балла свидетельствуют о высоком уровне развития моторики, достаточном для выполнения требований школы и обозначаются знаком (+).

3 балла указывают на недостаточную функциональную готовность к обучению и обозначаются знаком “минус”(-).

Методика «Вырежь фигуры»

Данная методика предназначается для психодиагностики надглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро иточно вырезать из оУ’ I маги нарисованные на ней фигуры. На рис. в шести квадртах, на которые он разделен, изображены различные фигура. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментаторпредварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунка­ми(порядок их предъявления помечен номерами на самих ри­сунках),ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можнобыстрееи точнее. (Первый из квадратов просто разрезается нож­ницамипополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методи­кеучитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов— все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов,

8-9 баллов— все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов— все фшуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм

4-5 баллов— все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 адиц а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла— все фшуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мИ1, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл— ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов бо­лее чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ

Методика «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отво­дится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

    1. Животные.

    2. Растения.

    3. Цвета предметов.

    4. Формы предметов.

    5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

    6. Действия человека.

    7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий

Еслиребенок сам затрудняется начать перечисление нужных то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной

Группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

Ю баллов— ребенок назвал 40 и более разных слов, относящих­ся ко всем группам.

8-9 баллов— ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относя­щихся к различным группам.

6-7 баллов— ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, свя­занных с разными группами.

4-5 баллов— ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различ­ных групп.

2-3 балла— ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 балл— ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Методика «Вырежи фигуры» Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

1. «Найди такую же картинку» (внимание)

1. «Найди такую же картинку» (внимание) 1. «Найди такую же картинку» (внимание) Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости

Подробнее

Методика «Что здесь лишнее?»

Методика «Что здесь лишнее?» Методика «Что здесь лишнее?» Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике

Подробнее

Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы

Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы >>> Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы Быть может, вы в их числе? Для этого нужно пройти тест IQ. Для того, чтобы ответить на

Подробнее

ГБОУ СОШ 901 ЮАО учитель ИЗО и МХК Гуженко Т.В.

ГБОУ СОШ 901 ЮАО учитель ИЗО и МХК Гуженко Т.В. 1 Занятие- викторина «Бумага и ножницы заставляют думать» Задачи: Развитие пространственного мышления; Развитие мелкой моторики пальцев; Диагностика результатов обучения в области работы с бумагой, конструирования,

Подробнее

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАСКРАШИВАНИЕ.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАСКРАШИВАНИЕ. 1 ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАСКРАШИВАНИЕ. Задача 1. Квадрат состоит из 9 различных фигур. Четыре из них раскрашены разным цветом: красным, желтым, зеленым, синим (рис. 1, а). Надо раскрасить остальные фигуры

Подробнее

Образовательный портал «РЕШУ ВПР» (

Образовательный портал «РЕШУ ВПР» ( Задания 12. Геометрические построения 1. 2. На рис. 1 изображены два треугольника. Они разбивают плоскость на четыре части. На свободном поле справа, обозначенном как рис. 2, нарисуйте два треугольника

Подробнее

Диагностические материалы

Диагностические материалы Диагностические материалы Задание 1 «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко) Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному

Подробнее

Играем, учимся, развиваемся

Играем, учимся, развиваемся Играем, учимся, развиваемся ЧАСТЬ III Подготовка к школе развивающие упражнения «ПОСМОТРИ, ЗАМОПНИ, НАРИСУЙ» Цель: внимание, зрительную память. Воспитатель предлагает в течение 5 секунд посмотреть на карточку,

Подробнее

1 класс Стартовая диагностика

1 класс Стартовая диагностика 1 класс Стартовая диагностика Содержание инструкций и заданий Задание 1 Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры).

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Важность роли высокоразвитых познавательных процессов в достижении ребенком успеха в жизни признается и психологами и педагогами. Идея целенаправленного и систематического развития

Подробнее

Геометрич. Фигуры: Заключение

Геометрич. Фигуры: Заключение Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы педагога-психолога Протокол

Подробнее

Экспресс диагностика

Экспресс диагностика Комплект материалов Павловой Н.Н, Руденко Л.Г. предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Для диагностики используются классические методики, позволяющие

Подробнее

«Назови предмет» «Быстрее нарисуй»

«Назови предмет» «Быстрее нарисуй» Серия дидактических игр 1 этап — игры направленные на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли. «Найди отличия» Обучающая

Подробнее

Математика. Задание 1. Задание 2

Математика. Задание 1. Задание 2 Математика Задание 1 Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей отрицание; умение найти оба способа решения. Инструкция: «Здесь вы будете выполнять первое задание. (Учитель

Подробнее

Кружок «Занимательная математика»

Кружок «Занимательная математика» Кружок «Занимательная математика» Воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» Манник Лидия Андреевна Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Оглавление Пояснительная записка… 3 Учебно-тематический план… 6 Методики диагностики для изучения развития детей младшего дошкольного возраста… 10 Используемая литература… 12 2 Пояснительная записка

Подробнее

МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»

МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Под редакцией А.А. Карелина Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида

Подробнее

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 8 КЛАССА

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 8 КЛАССА ЗАДАНИЯ ДЛЯ 8 КЛАССА Задание 1. Из прямоугольного листа бумаги А4 нужно вырезать ромб наибольшей площади. Какое наименьшее количество разрезов для этого потребуется? Опишите процесс складывания и разрезания.

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.

Подробнее

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОМСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ПО ПРОФЕССИЯМ: ШВЕЯ, ПОРТНОЙ, ВЫШИВАЛЬЩИЦА, ОБУВЩИК ПО РЕМОНТУ

Подробнее

Внимание. Ответ: Ответ:

Внимание. Ответ: Ответ: Задание 1. «Отыщи поросят» Внимание. Внимательно посмотрите на картинку. Отыщите всех поросят на полянке. Каждого поросёнка, которого найдёте, зачеркните карандашом. (вписать цифрой число зачёркнутых поросят)

Подробнее

О пользе пазлов и составных картинок

О пользе пазлов и составных картинок О пользе пазлов и составных картинок Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов, составных картинок. Цель данных головоломок собрать целое изображение из отдельных

Подробнее

Играем дома вместе с блоками Дьенеша

Играем дома вместе с блоками Дьенеша Играем дома вместе с блоками Дьенеша Педагог-психолог Сергеева О.С. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 объемных, неповторяющихся

Подробнее

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Математика и конструиро» для 1-4 классов создана на основе авторской программы С.И.Волковой, О.Л. Пчелкиной «Математика и конструиро»,

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Актуальность. Мышление психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. В исследованиях (Л.А.Венгера, B.C.Мухиной, и др.), выявлено, что

Подробнее

Методы, используемые на занятиях:

Методы, используемые на занятиях: 1 Оригами японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения многих педагогических задач. Оригами способствует развитию эмоциональной,

Подробнее

Игры настольно-печатные

Игры настольно-печатные Игры настольно-печатные Настольно-печатные игры это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности,

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *