Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы метода
Метод Waldorf образования существует с начала 20-го века и до сих пор вызывает много споров. Философ и эзотерик Рудольф Штайнер основатель этого учебно-образовательного метода. Его концепция основана на познании и развитии духовного мира человека. Исследования человеческой духовной природы легли в основу идей воспитания и воплощены в новой реформаторской педагогике.
Что такое вальдорфское образование?
Вальдорфская система образования направлена на формирование способностей ребенка, открывая духовный мир через эмоциональное восприятие. Акцент вальдорфский метод делает на развитии воображения и памяти ребенка.
Методы воспитания
Правильное развитие памяти ребенка
Так как восприятие и запоминание информации на каждом этапе отличается, разработаны следующие правила обучения:
Ребенок должен быть заинтересован в учебном материале. Умственные занятия сменяются физической деятельностью. Такая смена улучшает потенциал памяти человека.
Все занятия проводятся в соответствии с графиком и строгой очередностью – один урок должен постепенно переходить в другой. До обеда дети обучаются ключевым дисциплинам. Во второй половине дня они занимаются различными видами прикладного искусства (приготовление пищи, ремесла, садоводство, резьба по дереву и т.д.)
Образование «веками», означает, что одна эпоха представлена на изучение, примерно на 3-4 недели. В этот период ребенок должен понимать и чувствовать все вещи, которые учитель пытается объяснить от начала исторического периода до конца.
Психическая гармония способствует полному развитию
На каждом возрастном этапе ребенок нуждается в стимуляции умственных способностей. Waldorf образование в течение трех периодов развития касается и духовного мира ребенка.
Начальная стадия – развитие воли. Второй уровень – развития эмоционального мира Третий и заключительный этап – развитие мышления.
Гармоничная среда
Метод Waldorf детского образования и воспитания уделяет большое внимание окружающей среде, в которой ребенок находится. Способности разовьются наиболее эффективно, если формирование происходит в здоровом обществе, где нет никакого давления и агрессии со стороны взрослых.
Так как все дети разные, Waldorf образование выступает за индивидуальный подход к каждому ребенку. Фокусируется внимание на взаимодействии детей в группе или классе. Дружественные отношения между студентами способствуют благоприятным условиям во время тренировки.
Waldorf Образование: плюсы
- Гармоничное развитие ребенка.
- Выявление и разработка явных и скрытых навыков или талантов.
- Созидательное, творческое развитие ребенка.
Waldorf Образование: минусы
- На начальном этапе обучения детям с высоким интеллектуальным потенциалом и стремлением к академическим знаниям потребуется больше информации, чем преподаватели предоставляют.
- Постоянное спокойствие и сдержанность не способствуют формированию сильного характера, это следует учесть родителям, которые видят своих детей сильными личностями в будущем.
- В Вальдорфских школах больше внимания уделяется гуманитарным наукам.
Четыре успеха и четыре неудачи
Успех 1: Мирное, гуманитарное образование. Вальдорфское образование непросто чтение, письмо и арифметика. В вальдорфской школе детей учат социальной ответственности, миру, уважению и состраданию.
Преимущество эту философию образования можно увидеть в различных кампусах по всему миру и наиболее остро в тех областях, где существует огромная расовая напряженность. Во время режима апартеида в Южной Африке местная школа была одним из редких примеров, когда зарубежные и африканские студенты посещали занятия вместе. Сегодня в вальдорфской школе Ха Дувдеван Кибуц в Израиле еврейские и арабские студенты учатся вместе.
Успех 2:Умение строить отношения. Модель Waldorf поощряет детей пройти с тем же учителем весь путь обучения до конца, начиная от начальных классов и пока не направятся в среднюю школу. Теоретически, проведя восемь лет с одним взрослым наставником, дети строят долгосрочные отношения и чувствуют безопасность. Когда студенты или родители имеют конфликт с учителем, им предлагается выработать навыки разрешения конфликтов в процессе. Учитель должен теоретически понять, как каждый ребенок учится, и персонализировать уроки для конкретных стилей обучения.
Успех 3: Педагогика через искусство. Искусство является частью почти каждого урока, используя – ремесла, драму, музыку, танцы («Эвритмия» – форма танца, где участвуют дети и преподаватели с целью выражения «искусства души»). Например, типичные учебники не встречаются в вальдорфском классе. Каждый студент рисует и создает персональную книгу, которая служит примером.
Не все дети могут преуспевать в этом типе среды обучения, это идеально подходит для студентов имеющих художественную и творческую склонность.
Успех 4: Студенты не пользуются технологиями. Технологии, включая телевидение и компьютеры, не одобряются в первые годы образования. Родителям рекомендуется запретить цифровые устройства в домашних условиях. Вместо этого дети занимаются в свободной форме-игре, которая питает воображение, взаимодействуя с другими студентами. Отсутствие средств массовой информации может также уменьшить потребительство младших детей.
Негатив
- Дети не учатся читать. Согласно методологии дети не учатся читать примерно до возраста семи или восьми лет, если конкретно – когда их постоянные зубы прорастают. Вместо этого – устные повествования и воспроизведения.
- Духовное мировоззрение Уорлдвью Штайнера. Штейнер разработал образовательную методику, основанную на его духовной философии известной как «антропософия». Эта философия присоединяется к реинкарнации духов на земле, используя внутреннюю сущность, чтобы служить сообществу. В то время как антропософия не преподается в качестве религиозного курса в обычной школе, в вальдорфской она является основной частью подготовки учителей.
- Проблемы самосохранения не затронуты. Бесчинство – трагедия, которая происходит во многих школах и вальдорфские школы не обладают иммунитетом к травмирующим переживаниям. Хотя количественное исследование не было проведено, чтобы сравнить распространенность хулиганства в вальдорфской школы против традиционных школ.
- Отсутствие студенческого разнообразия в населении. Большинство вальдорфских школ частные, этот фактор способствует отсутствию социально-экономического разнообразия. Waldorf образование, как правило, весьма дорогостоящее мероприятие для родителей.
Когда речь идет о вальдорфской педагогике, важно смотреть на все плюсы и минусы, прежде чем выбрать эту форму обучения для вашего ребенка.
Похожие записи
Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы, школы в Самаре
Продолжаем цикл публикаций об альтернативных методиках школьного образования. В прошлый раз мы рассказали про систему Жохова и ее реализацию в Самаре, сегодня поговорим о вальдорфской педагогике.
Она основывается на учении австрийского доктора философии Рудольфа Штайнера, основоположника антропософии и антропософского движения. Впервые школа по его методике была открыта в Германии, в Штутгарте, в 1919 году по просьбе Эмиля Мольта, владельца и управляющего сигаретной фабрикой «Вальдорф-Астория». Отсюда и название методики. В настоящее время в 64 странах мира работает более тысячи школ и детских садов по вальдорфской методике. В Самаре среднеобразовательная вальдорфская школа была основана в 1991 году. Кроме того, с 2009 года в областной столице существует семейная вальдорфская инициатива «Солнечная река», где дети также обучаются по данной методике.
Вальдорфская педагогика ориентирована на индивидуальные особенности ребенка. Немаловажно, чтобы детям обучение было интересно, они должны быть вовлечены в процесс. Теоретические знания, согласно методике, должны обязательно реализовываться на практике. Цель вальдорфской педагогики — мировоззренческое, социальное и профессиональное самоопределение каждого отдельного ребенка, как личности, в контексте осознания своей индивидуальной свободы и ответственности.
У каждого класса есть специально подготовленный учитель, который ведет основные уроки у детей с 1 по 8 класс. Оценки не ставятся до 9 класса. Преподавание проходит эпохами. Эпохи — это периоды обучения в 3-4 недели, когда каждый день первый сдвоенный урок посвящен одному и тому же предмету. Обучение организовано без учебников, их заменяют рабочие тетради.
Эпоха строительства
В Вальдорфской школе большое внимание уделяется рукоделию. Дети вяжут, вышивают, выжигают, лепят, рисуют, работают с шерстью. А еще играют на флейте и других инструментах, поют и ставят спектакли. Родители активно участвуют в жизни школы: в спектаклях, концертах, мастерских и ярмарках.
Чтобы проникнуться атмосферой школы, я вместе со своими детьми отправилась на одну из рождественских ярмарок, организованных в Самарской Вальдорфской школе. Там можно было приобрести сувениры ручной работы, сделанные учениками, их учителями и родителями. А также можно было изготовить что-нибудь самим. Например, рождественские свечи и венки, елочные игрушки, куклу-оберег и многое другое. В воздухе смешались запахи дерева, можжевельника, имбирного печенья и шоколада. Мои дети с удовольствием бегали по мастерским, а я в это время общалась с некоторыми мамами, чьи дети учатся или учились здесь. А также встретила основного учителя нынешних второкласников-вальдорфовцев. И вот что они рассказали об учебном процессе, о плюсах и минусах методики, а также рисках.
Ольга Коржевая, мама ученика Самарской Вальдорфской школы. С 2017 года классный учитель
Мне нравится, что подход к обучению детей здесь целостный, всесторонний, основанный на возрастных особенностях развития. Классный учитель учится вместе с детьми, он должен проживать каждый будущий урок, открывать в себе все новые и новые возможности, чтобы преподавание было живым. Дети внимают только живому. Они все чувствуют. У первоклассников очень насыщенный день. После основного урока мы идем на улицу, где проходят подвижные игры. Потом завтрак, затем еще два урока и заключительный урок рассказывания историй. В первом классе это сказки.
Занятия в Самарской вальдорфской школе
Если у учителя светятся глаза, если он сделал открытие и делится им, то и дети отвечают заинтересованностью и вниманием. Обратная связь всегда показывает, насколько хорошо ты подготовился к уроку. В нашем детстве не было таких школ. Однажды я, шутя, «позавидовала» своему старшему сыну, мол, эх, вот бы и мне поучиться в вашей школе! И буквально через пару месяцев мне предложили стать учителем. Так что желания сбываются — я учусь в вальдорфской школе. Педагоги школы обязательно проходят курсы повышения квалификации (или переквалификации, как, например, я), систематически посещают семинары.
Екатерина, мама учеников Самарской Вальдорфской школы
Наше знакомство с вальдорфской педагогикой началось с занятий в детско-родительском центре «Оберег», а затем и посещения вальдорфского детского сада. Там дети жили очень интересной жизнью — играли, слушали и сами ставили сказки, помогали в приготовлении еды — зерно перемолоть, салат на обед приготовить. Гуляли обязательно два раза в день, с воспитателем по уличным совместным играм. Воспитатели очень душевные и любящие, и дети чувствовали себя как дома. За несколько лет, проведенных в садике, нас приглашали в школу на лекции, знакомили с преподавателями и концепцией преподавания. И мы постепенно пришли к решению — отдать ребенка в вальдорфскую школу.
Процесс обучения у них очень интересный и отличается от обычной школы. Они проживают каждый урок, каждую тему. Часто темы изучения на одном предмете, перекликаются с другими уроками. Как в нашей школе учат алфавит? Дети пытаются почувствовать букву. Например, буква «д», твердая: дети топают ногой, чувствуют похожий звук, пытаются руками изобразить данную букву. Только потом рисуют букву восковыми мелками, и в последнюю очередь учатся ее читать. Оценок до девятого класса нет, но классный учитель каждую неделю присылает родителям таблицу успеваемости ребенка по основным предметам. Что он сдал, а что нет. Но и дети сами тоже знают, какие у них долги, над чем им нужно работать. Да, в начале, процесс обучения кажется родителям необычным на фоне собственного школьного опыта. Но как результат — дети проходят то же самое, что и в обычной школе, только намного интереснее и правильнее, в плане развития ребенка на данном этапе. Многие дети пишут к пятому-шестому классу без ошибок.
По ее словам, ученики младшей школы каждый день, в любую погоду после основного урока идут на прогулку.
За 50 минут прогулки они успевают покататься на коньках, лыжах и просто поиграть в совместные игры. У детей есть такие предметы, как рукоделие и ремесла. Они учатся ткать, вязать спицами и крючком, вышивать крестиком, валять тапочки, шить костюмы для своего же спектакля, работать с глиной, ковать металл, плести корзины. Как мальчики, так и девочки. К примеру, научиться вязать очень важно, так как этот процесс формирует волю. Например, ребенок должен к концу года связать шапку. Моя дочь до сих пор с удовольствием ходит в шапке, которую она связала в третьем классе. Так же с первого класса каждый ребенок играет на флейте. А в третьем классе дети сами выбирают музыкальные инструменты, на которых они будут учиться играть следующие несколько лет.
Концерт «Бенефис флейты», посвященный 25-летию Самарской Вальдорфской школы
Екатерина подчеркнула, что еще одним важным элементом вальдорфской педагогики является вовлеченность родителей в творческую, и не только, жизнь школы — постановка спектаклей, помощь в проведении праздников, участие в походах.
Родители переживают то, чего не было в их школьное время. И учатся многому вместе со своими детьми.
Светлана, мама бывшей ученицы вальдорфской школы. Перевела дочь в обычную школу после четвертого класса
Моя дочь пришла в Вальдорфскую школу из детского сада, работавшего по вальдорфской методике. Я ходила в школу дошкольника и понимала, куда мы идем. Для себя я решила, что в любом случае первые четыре года я бы хотела бережного отношения к ребенку, без оценок, без жесткого подхода, который есть в традиционной школе. А если дальше я увижу, что ребенку и мне, как родителю, все нравится, продолжим учиться и в старшей школе, если нет — переведемся, поскольку важен вопрос уровня знаний, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА. И на самом деле, когда дочь доучилась до конца третьего класса, я уже понимала, что мы будем искать другую школу. Для меня уровень знаний по основным предметам был недостаточен. Мы занимались дополнительно русским и математикой, чтобы дочь смогла перейти в обычную школу класс в класс. После четвертого сразу в пятый. Обычно дети, которые переводятся из вальдорфской школы, идут повторно на один год в тот же класс. С адаптацией у нас проблем не было.
Мне очень нравилась, как преподавались история, музыка, окружающий мир. Подвижные игры, выездные эпохи. Но я вижу недостаток методики в том, что люди приходят в основном без педагогического образования. Ведь классный учитель ведет до восьмого класса много предметов. И одному человеку сложно охватить и физику, и математику, и литературу. В учителя идут люди по зову души, но не все справляются. Не все могут поддерживать ежедневный интерес к учебному процессу прежде всего в себе и заражать им детей. А класс большой — 25 человек. Получается чистый эксперимент на детях.
Семейная инициатива «Солнечная река» — это объединение родителей, выбравших для своих детей семейную форму обучения на основе вальдорфской педагогики. Вот что рассказывают родители о том, почему «Солнечная река» появилась, и как там учатся дети.
Татьяна, мама двоих детей, учащихся 1 и 8 класса «Солнечной реки»
Наша семейная инициатива называется «Солнечная река», потому что рядом с местом обучения протекает река Татьянка. Здесь красиво и солнечно. Место открытое, дачный массив, нет многоэтажек, неподалеку дубовая роща. Мы — родители, которые организовали семейное обучение детей, взяв за основу вальдорфскую методику. Дома, в которых проходит обучение, специально построены на двух дачных участках на средства родителей.
Прядение: педагог занимается рукоделием вместе с учениками
В настоящее время в «Солнечной реке» восемь классов, старший из которых — десятый.
Для того чтобы прийти учиться в первый класс, лучше познакомиться с нами заранее, так как класс набирается не каждый год. Сейчас, например, нет 3 класса. Уровнем знаний учащихся все родители довольны. Учитель не один. Один ведет многое, но не все. И у него всегда есть рядом коллеги и родители, чтобы помочь. И предметников мы можем добавлять по мере необходимости. У нас так: учителя и родители собрались, обсудили, сделали.
Перед первым классом родители обязательно проходят так называемую школу для родителей. Потому что люди должны четко представлять, на что идут. Что будет в программе, в каких классах к чему готовиться, чему уделять внимание. Учителя мы всегда определяем заранее. Минимум за полгода. Иначе у него просто не будет времени подготовиться к процессу. Будущий учитель ведет встречи с будущими первоклассниками и родителями. На данный момент в классах от 4 до 12 детей.
Мама четверых детей Дарья тоже рассказала, почему ее дети учатся в вальдорфских школах, какие плюсы и минусы методики она для себя видит.
В Самарской Вальдорфской школе учится моя старшая дочь. У нее все сложилось очень успешно. В классе много сильных учителей-предметников, уровнем знаний я довольна. Но минус системы все-таки в том, что все зависит от личности учителя, а системы подготовки, по сути, нет. Кто будет учителем становится известно непосредственно перед началом учебного года. В этом смысле в «Солнечной реке», где учатся мои средние сыновья, дело обстоит по-другому — у них кандидатура учителя первого класса известна за год, если не больше, и большинство учителей учатся на периодическом семинаре в Санкт-Петербурге.
Открытый урок по физике в 8 классе
Дарья отметила, что вальдорфская система такова, что если с учителем не повезет, останется только один выход — перевести ребенка в другую школу.
Тем не менее, я выбрала вальдорфскую педагогику для своих детей, потому что меня категорически не устраивает нынешняя система образования, в которой акцент делается исключительно на знаниях. В вальдорфе есть воспитание личности, знания — не самоцель, а средство развития личности. Это реально есть, в обеих школах. К тому же в вальдорфских образовательных учреждениях дети очень много двигаются, как в младших классах, так и в старших. Правильно двигаются, что помогает развивать и тело, и мозг, и все ту же личность. Это удивительно работает.
О том, почему выбрала вальдорфскую систему для своих четверых детей рассказала и Елена
Мой сын учится в 5 классе «Солнечной реки», дочь в 3, старшая дочь — закончила Самарскую Вальдорфскую школу. Младшая — ходит в детский сад «Солнечной реки». Я выбрала вальдорфскую педагогику, потому что это близкое мне мировоззрение, здоровый учебный план и эпохальное преподавание. Потому что в этой системе детям нравится учиться. А «Солнечную реку» выбрала, потому что детство должно максимально проходить на природе, кроме того мне нравится то сообщество людей, с которыми мы вместе воспитываем детей. Минусов для меня нет, мы живем в двух минутах ходьбы, так как специально построили дом рядом с «Солнечной рекой». Недочетов в методике, на мой взгляд, нет.
Вальдорфская педагогика может стать неплохим вариантом для тех, кто готов вместе с ребенком погрузиться в школьную жизнь, творческий процесс, стать частью школы. Ведь школа здесь — это не здание, это люди, объединенные общим мировоззрением, общей смелостью воплощать в жизнь новое и необычное. Необходимо вникнуть в идеи вальдорфской методики, посетить курсы для родителей, и самое главное — приглядеться к будущему основному учителю, поскольку именно от него будет зависеть уровень знаний вашего ребенка. Но в какой-то степени в этом вопросе вальдорфская педагогика мало отличается от традиционной и других альтернативных методик обучения. Личность педагога всегда играет огромную роль в формировании у ребенка интереса к учебному процессу.
Кристина Лысова
Не пропустите все самое важное и интересное! Подпишитесь на нашу рассылку!
плюсы и минусы. Стоит ли отдавать туда малыша?
Вальдорфская методика по сей день остается одной из самых обсуждаемых и неоднозначных. По определению, вальдорфская, штайнеровская или вальдорфско-штайнеровская педагогика — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях. Но такая краткая формулировка мало кому окажется полезной. Мамы и папы, конечно, хотят подробностей и деталей, чтобы понять, стоит ли отдавать кроху в вальдорфский детский сад. Попробуем разобраться.
Бытует мнение, что в вальдорфские сады отдают в основном деток болезненных. А все потому, что основатель методики — Рудольф Штайнер давал уроки мальчику, перенесшему гидроцефалию. Произошло чудо: слабенький здоровьем воспитанник с легкостью догнал остальных сверстников, благодаря собственной программе Штайнера. В чем ее особенности и преимущества?
Основным постулатом методики является идея о том, что детство — это не короткий период, который нужно максимально использовать для развития интеллекта и обучения письму и счету, а уникальное время для игр и раскрытия творческих способностей. Не стоит отвлекать малышей зазубриванием букв и чисел, говорят последователи Рудольфа Штайнера. Вместо этого — предоставить крохе возможность познавать природу, исследовать окружающий мир в комфортном ему ритме. И никакого давления извне.
В оборудовании детских учреждений используются только натуральные материалы: дерево, глина, ткани. Нет ни популярных развлечений, ни утвержденных пособий, по которым обучают всех детей в группе. Не случайно в таких садах встречаются самые необычные «игрушки» — тряпичные пупсы, желуди, раковины, воск для лепки, деревянные карандаши для рисования. Адепты методики считают, что машинки и куклы, купленные в магазине, душат детскую фантазию. Все ведь уже готово, к чему стараться?
Вальдорфские сады также практикуют полный отказ от телевизора и компьютеров, разных гаджетов. Зато всеми силами приветствуют вышивание и выжигание, мозаики, аппликации, оригами и, конечно, танцы. Дети и педагоги в таких садах очень любят эвритмию, когда слово, музыка и движение сплетаются в едином калейдоскопе. Посредством этого удивительного искусства малыши учатся выражать свои эмоции, рассказывать жестами истории, сказки. Много времени уделяется музыке и постановке спектаклей. Причем многие дисциплины, такие как рукоделие и хореография сохраняются в младшей и даже средней школе.
Еще до начала XX века Штайнер заметил, что дети, живущие в крупных городах, не имеют представления об элементарных вещах и природных явлениях. Так, у малышей вызывало большое удивление то, как пекут хлеб или поливают цветы, лепят горшки, строят дома или запрягают лошадь. В наши дни ситуация усугубилась — быт ребенка автоматизирован полностью. В результате теряются простейшие навыки. Их и пытаются восстановить в вальдорфских садах и школах. В таких учреждениях имеет место даже садоводческая практика.
Главные принципы вальдорфского детского сада
Главный принцип вальдорфской педагогики заключается в том, что к изучению абстрактных дисциплин следует приступать только тогда, когда у крохи полностью сформировался эмоциональный мир. Не стоит торопить ребенка обучаться чтению и счету, пусть играет, рукодельничает, слушает сказки…
Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением с воспитателями и сверстниками. Непременное условие — ритмичная организация жизни группы. Занятия чередуются, что делает процесс еще интереснее. Например, в понедельник группа рисует, во вторник лепит, а в среду занимается вокалом. На праздники малыши вместе со взрослыми пекут печенье и пироги. Жизнь идет размеренно и предсказуемо.
Еще одна важная особенность вальдорфских садов и школ — безоценочная система обучения и отсутствие соревнований между детьми. Малышей ни в коем случае нельзя сравнивать друг с другом, а тем более критиковать. Недопустимо говорить Коле, что успехи Вити более впечатляющие. Вальдорфская педагогика этого не терпит. Однако можно сравнивать достижения самого ребенка, например, вчерашний и сегодняшний рисунки. Похвалить малыша за хорошо усвоенный урок — не помешает, считали основатели методики.
Такой подход позволяет избегать стрессов и способствует сплоченности детского коллектива — воспитанники учатся слушать и уважать друг друга, а не соперничать. Этому немало способствуют частые выступления и групповые сценки, хоровое пение. Задача учителя — не столько передать знания и навыки, сколько пробудить интерес к учебе, окружающему миру и людям, которые находятся рядом.
Взвесим ЗА и ПРОТИВ?
Вальдорфская методика активно обсуждается: критикуется и восхваляется. Сторонники уверяют, что только вальдорфские сады и школы способны воспитать творческих и свободных людей. Противники же убеждены, что такой подход формирует детей слабых, не готовых к реальности жизни, конкуренции и борьбе. Другой довод антагонистов заключается в том, что методика устарела. Многие находят смешным заменять желудями конструкторы и машинки. Логика присутствует в обоих случаях — родителям крох есть над чем подумать, поразмышлять.
Безусловным преимуществом является то, что в такие сады дети спешат как на праздник. Атмосфера в этих учреждениях очень теплая и душевная, почти домашняя. И самое главное — здесь царит уважение к личности малыша, с самого раннего возраста.
Но есть и минус. Родители, которым не терпится похвастаться умениями ребенка, вальдорфскую методику, вероятнее всего, не оценят. До школы «вальдорфских» малышей не учат ни письму, ни чтению, ни счету. Кино и телевидение также находятся под запретом, а сказки крохам читают взрослые.
Советы родителям
Если вам близки убеждения Рудольфа Штайнера, вы можете отдать ребенка в вальдорфский сад в вашем городе или частично практиковать методику дома.
- Замените синтетические и пластмассовые игрушки шишками, ракушками (не острыми, о которые нельзя пораниться), тряпочками, толстыми шерстяными нитками. Попробуйте сшить игрушку своими руками, а малышу предложите поучаствовать в процессе. Купите ребенку деревянные карандаши, альбомы, воск или пластилин, картон и другие материалы для творчества. Пусть фантазирует и создает в удовольствие.
- Читайте добрые сказки, дети их обожают. Есть интересное упражнение для развития памяти. Рассказывайте малышу одну и ту же сказку в течение двух дней. А на третий опустите одну из подробностей. Например, «забудьте» про зайца, рассказывая сказку «Колобок». Если кроха тут же поправит вас, будет здорово. Память тренируется!
- И самое главное — больше говорите с ребенком. Поясняйте все, что происходит вокруг или за окном. Кошка полезла на дерево, загорелся красный сигнал светофора, запела птица…
Вальдорфская школа — что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика
Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.
Привлекательны лозунги данной методики: не ребёнок должен адаптироваться к школе, а школа к ребёнку; приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков; безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование; высокопрофессиональные и любящие школьников, свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников. Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.
Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребёнка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.
Разобраться в том, что несёт в себе вальдорфская педагогика — пользу или вред, — поможет нам системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Об истоках
В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог, написал книгу «Образование ребёнка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики «Вальдорф Астория». Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом — «вальдорфская педагогика».
Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека, но так как там отсутствовал отбор по материальному и социальному признаку учащихся, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании). Ее принципы и легли в основу вальдорфской системы.
Успехи первой вальдорфской школы, её педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.
Приход в 1933 году к власти нацистов привёл к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру. Сегодня вальдорфскую школу или садик можно встретить практически в каждом крупном городе.
Об основателе вальдорфской школы
Рудольфа Штайнера (1861-1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причём как в обычном, так и в духовном смысле. Он в 20 своих книгах и около 6 тысячах лекций затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.
Штайнер основал антропософию — разновидность учения о единстве человеческой души с божеством, которая ставит своей целью раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребёнка.Рассмотрим, как именно эти задачи находят решение в вальдорфской методике и что это такое — вальдорфская педагогика.
Особенности вальдорфской педагогики
Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определённые цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.
В центре педагогического процесса ребёнок, с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно – задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.
Вальдорфская педагогическая система «детский сад – школа» работает по следующим основополагающим принципам:
1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.
2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3-4 недели, что позволяет ребёнку «вжиться».
3. Каждый день разделён на три части: духовный, душевный, креативно-практической.
4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребёнка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).
5. Основным педагогическим методом является метод «душев
Мамское: недостатки Вальдорфской педагогики: landina — LiveJournal
Подумываю не отдать ли ребенка в вальдорфский сад. Поэтому хочу заранее понять каковы недостатки у их педагогики.Накопала кое что.
Но в любом случае необходимость увидеть всё своими глазами остается. 🙂 В сентябре пойдем проверять.
Недостатки вальдорфской педагогики
Если плюсы вальдорфской педагогики видны с порога, и они буквально очаровывают и детей, и взрослых, то о минусах поначалу можно не догадаться, но тем не менее они есть, и весьма существенные.
Принципиальным недостатком педагогической составляющей философии Штайнера является апелляция к вымышленным понятиям, таким как «высшие духовные тела», «эфирные тела», «астральные тела». Так, сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику «взойти» к его так называемым «высшим духовным телам»- так называемым «эфирному» и «астральному». Само упоминание указанных выше вымышленных понятий ставит под сомнение как эффективность методики, так и психическое здоровье лиц, оперирующих такими методиками.
Также недостатком является то, что один из базовых принципов вальдорфской педагогики — позднее (10-12 лет) начало обучения в общепринятом понимании этого слова. До полного созревания так называемого «астрального тела» заниматься развитием интеллекта вальдорфские педагоги не рекомендуют. А поскольку большинство детей после вальдорфского сада все же поступает в обычные школы, это создает сложности. Конечно, можно было бы заниматься с малышом дома или отдать его дополнительно на курсы подготовки к школе. Но подобное не приветствуется в вальдорфских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, вам, скорее всего, порекомендуют прекратить занятия. Можно не афишировать, что ребенок учит азбуку или играет на фортепьяно, но так можно обречь ребенка на двойную жизнь.
То же самой касается и других вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины. Обычные куклы, машинки, конструкторы под запретом: ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели ребенка всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобиля и куклы с приданым. А значит, ребенок или выпадает из детского социума, станет аутсайдером и будет страдать, или будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, вновь будет обречен вести двойную жизнь.
Что касается физического здоровья учеников и родителей вальдорфских школ, необходимо отметить следующее. В большинстве вальдорфских школ, и ученикам и родителям в случае возникновения заболеваний рекомендуется пользоваться гомеопатическими препаратами, отсутствие эффективности которых доказано ВОЗ.
Таким образом, система вальдорфских школ и детских садов основана на методике, целями которой является достижение вымышленного состояния («раскрытие высших духовных тел»), что может сказаться на психическом здоровье ребенка, а убеждения сотрудников вальдорфских школ и детских садов по части использования медицинских препаратов могут нанести ущерб и физическому здоровью школьника.
Первые вальдорфские школы изначально предназначались для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп: для производства квалифицированного пролетариата из детей рабочих, для воспитания «homo habilis»- человека умелого, не претендующего, однако, на звание человека разумного.
Помимо этого вальдорфские школы критикуются и христианской церковью за принадлежность к оккультизму и антихристианскую направленность.
В Германии на родине вальдорфской методики, дипломы вальдорфских школ не признаются: чтобы выпускнику такой школы поступить на обучение, к примеру, слесарем или рабочим, он вынужден сдавать дополнительные экзамены.
штайнер антропософская вальдорфская педагогика
Заключение
Вальдорфская педагогика занимает сред других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.
Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой «жизни». Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам».
Штайнер исходит из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо- не теряя завоеваний эпохи Нового времени- обрести новое отношение к духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования. Культуры древности, каждая по-своему, находились в живой связи с миром духа. Поэтому наука, искусство и религия в древних культурах составляли единство. Однако внутри этого единства не могла полноценно развиваться отдельная человеческая личность. Она получила надлежащую ценность лишь в христианскую эпоху и только с наступлением Нового времени постепенно приобрела центральное значение, выразившееся в идее гуманизма. Однако эта культура личности осуществлялась за счет потери живой связи человека с его духовными корнями и привела к господству материализма. Дальнейшее движение цивилизации по этой линии приведет к упадку. Чтобы этого не произошло, необходимо преодолеть материализм. Этого, по Штайнеру, можно добиться только на основе новой, уже индивидуальной непосредственной связи человека с миром духа. Только на этой основе можно здоровым образом соединить болезненный разрыв между верой и знанием, наукой, искусством и религией.
«Не спрашивайте, что нужно знать и уметь человеку, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее».
Рудольф Штайнер.
Источник: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00110777_0.html
P.S.: Из другого источника: http://malish-nash.ru/viewtopic.php?id=1752
«Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это вряд ли подойдет. Закончив школу, выпускники — «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п. ….
… Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» именно в чувственно — духовную сферу…
…Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте. Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (Пушкина, Барто, Михалкова, Носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.
— Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым…«
Вальдорфская педагогика: за и против — Статьи — Дети 3-7 лет
Фотобанк Лори
Мы начинаем с вальдорфской педагогики, которую часто называют одной из самых гуманных и доброжелательных по отношению к ребенку. Ведь, по мысли ее основателя, Рудольфа Штайнера, «пребывать в атмосфере любви, и подражать здоровым примерам – это и есть нормальное состояние ребенка».
Первый вальдорфский детский сад открылся в Германии в начале XX века. В то время разразился острый кризис, который затронул и образование. Многие настаивали на идее, что человека можно познать так же, как любое явление природы. Исчезало понимание уникальности личности, ее стремились «разложить на атомы», в тренд вошел практический материализм.
Рудольф Штайнер был с этим не согласен. Его школа ориентирована, прежде всего, на личность ребенка независимо от интеллекта, возраста, национальности. И поэтому вальдорфскую педагогику нередко называют «педагогикой равных возможностей». Здесь многое делается для того, чтобы ребенок развивался гармонично, сочетал знания об окружающем мире с эстетическим воспитанием и с обучением практическим навыкам. Вальдорфцы говорят о том, что детство – это уникальный период в жизни, поэтому родители и воспитатели не должны ускорять взросление, а, наоборот, помогать ребенку оставаться маленьким – при этом раскрывать его творческий потенциал и учить вере в себя.
Как это происходит на практике?
Все, абсолютно все дети разные! Прислушивайтесь к своему ребенку и давайте ему то, что необходимо именно ему, а не то, что могут хотеть другие.
Вальдорфские детсадовские группы разновозрастные (от 3 до 7 лет), и малыши легко приучаются, подражая более старшим детям, одеваться, убираться, приводить в порядок помещение, рукодельничать. Воспитательница, по сути, играет роль мамы: она так же занимается домашней работой: готовит, убирает, приводит в порядок детскую одежду, шьет кукол и наряды для них, рассказывает детям сказки. Вообще весь воспитательный процесс идет через подражание – это краеугольный камень системы.
С чем трудно поспорить?
Благодаря подражанию ребенок познает мир и находит свое место в нем. С этим согласны и русские исследователи – например, философ В.В. Зеньковский говорил, что «исключительно благодаря подражанию дитя усваивает язык». Именно поэтому вальдорфские преподаватели ни в коем случае не должны проявлять усталость, раздражение и прочий негатив. Они обязаны быть всегда терпеливы и доброжелательны к ребенку.
Другие явные плюсы системы
• Домашний уют. Доказано, что для самочувствия дошкольников он имеет колоссальное значение. Именно так организованны вальдорфские детские сады. Стресса при поступлении в группу у ребенка не возникает.
• Разнообразные игры без ограничений. Воспитатель подталкивает детей к активной игровой деятельности. Это игры без заданной «программы», ребята сами определяют тематику, что способствует полету фантазии. Пространство группы приспособлено именно для такой свободной игры. Поражает и обилие праздников, причем не только традиционных, но и «собственного изобретения». Например, Праздник Фонариков, во время которого дети с самодельными фонариками ищут волшебное царство гномов.
• Творческая самореализация. Ей уделяют большое внимание – и мальчики, и девочки учатся вышивать, резать по дереву, лепить, рисовать, играть на разных инструментах, декламировать стихи и т.д. Для прикладного творчества используются только натуральные материалы (например, для лепки – не пластилин, а воск).
• Практические навыки. Малыши учатся многому, даже работать на гончарном круге и прясть на ткацком станке. Как правило, у садика есть своя территория, где разбит огород. Дети могут не только вырастить зелень к столу, но даже пшеницу, и потом испечь настоящий хлеб. Во всяком случае, выпускники этих садиков твердо знают, что продукты не растут на полках в супермаркете.
Что вызывает сомнения:
Мы на развивающие занятия ходили в 3 года. Была у нас в группе девочка, которая с 1,5 лет читала – я лично проверила. Попросила прочесть выбранную мною фразу. И она прочла. А моя в этом возрасте и букв не знала. Так что теперь? Вот недавно встретились с этой девочкой. Сейчас им обеим по 5 лет. Обе читают. По развитию мало чем отличаются.
1. Вальдорфская школа – конечно же, не секта. Но в этой теории намешано много оккультных понятий и мистики, против которых выступает традиционная церковь, в том числе и РПЦ. Кроме того, вальдорфцы отличаются жесткой идеологией: под запрет попадают многие стороны жизни, без которой современного человека и представить-то трудно. Например, учащимся запрещено смотреть телевизор, слушать радио, выходить в интернет.
2. Последователи Рудольфа Штайнера категорически против раннего развития интеллекта ребенка. Они полагают, что обучение чтению, письму, математике можно начинать лишь когда сформирован эмоциональный мир ребенка. А это, по их мнению, происходит в период смены молочных зубов на коренные. Получается, что ребенок, отданный в традиционный вальдорфский детский сад, «пролетает» мимо ранних программ развития. Как он будет в дальнейшем конкурировать с более подкованными сверстниками и справляться со школьной программой – вопрос открытый.
3. Вальдорфцы много говорят о высокой социализации своих выпускников. Дескать, этим детям «открыты любые дороги», они могут быстро и беспроблемно влиться в любой коллектив. Что-то здесь не складывается. Взять хотя бы знаменитые вальдорфские игрушки – самодельные куклы из лоскутков и некрашеные игрушки из чурбачков и глины – вряд ли повысят рейтинг вашего ребенка среди «обычных» детей. Конечно, вы можете позволить чаду дома возиться с интерактивными игрушками и радиоуправляемыми моделями, но это значит приучать ребенка «жить во лжи», ведь вальдорфская школа относится негативно к новинкам прогресса. Так же непроста и ситуация с чтением – ваш ребенок будет знать баллады о средневековых рыцарях и отрывки из Библии, а вот о Карлсоне и Незнайке он в своем садике не услышит.
4. Очень тревожна ситуация со здравоохранением: в большинстве вальдорфских школ и ученикам, и родителям в случае болезни рекомендуют пользоваться только гомеопатическими препаратами. Помогут ли они, скажем, при воспалении легких – решать вам.
Даже в Германии, на родине вальдорфской педагогики, дипломы вальдорфских школ нужно подтверждать отдельными экзаменами. У нас эти школы – редкость, а вот детских садов возникает все больше. И прежде чем вести своего малыша в такую группу, необходимо тщательно взвесить все «за» и против».
Что такое Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы
Одной из самых популярных тем для молодых мам является дошкольное развитие ребенка. Существует огромное количество самых разнообразных систем развития доминантных качеств ребенка, методик воспитания и даже выращивания гениев. Достойное место среди них занимает далеко не всем внушающая доверие Вальфдорская педагогика, основанная на предоставлении ребенку полной свободы от системного обучения, средств массовой информации, киноиндустрии и необходимости проявлять агрессию.
Цели Вальфдорской педагогики
Наиболее выраженной и достигаемой целью школы имени Рудольфа Штайнера является воспитание в детях позитивных эмоций и стремления к искусству. Любой труд, от рисования акварелью до лепки из глины и алебастра, ценится воспитателями этой системы.
Детей никогда не ругают и не хвалят. Никто не вправе указывать им, хорошо или плохо они делают. Возможно, у художника с мировым именем были более аккуратные картины, но ребенок не должен ощущать ни гордости, ни стыда за свои творения.
Вместо оценочных понятий по системе “хорошо-плохо” воспитателями подчеркивается уникальность того или иного явления. В первую очередь, дети начинают считать уникальными себя, а затем – и всех окружающих их людей. Им твердо преподносится вполне христианская идеология: относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы отнеслись к тебе.
Эта добрая, даже немного пасторальная дошкольная воспитательная группа, конечно же, имеет своих верных сторонников и последователей. Однако и противники у педагогической системы Вальдорфа находятся, и доводы они приводят самые серьезные.
Несоответствие времени
Проблема заключается в том, что Вальдорфская педагогика совершенно не дает ребенку представления о внешнем мире и о точных науках. Обучаемый вполне представляет, что такое машина, но он не знает и не может знать, почему она едет. Точные науки, необходимые для получения технических специальностей во взрослой жизни, незаслуженно обходятся сторонниками этой системы стороной.
Атмосфера доверия и сплоченности, вызванная уникальностью группы дошкольной подготовки по этой системе, тоже имеет свой минус. В начальную школу приходят дети, никогда про Вальдорфскую педагогику и не слышавшие – зато смотревшие телевизор и уже участвовавшие в потасовках с дворовыми ребятами и друзьями по детскому саду. В итоге обучаемый по доброй, неконфликтной системе ребенок сразу же оказывается в невыгодном положении: он не сможет никаким образом дать отпор возможным обидчикам, которые могут начать оспаривать его популярность (за счет воспитанной общительности) в классе.
Обычно родителям советуют из-за этого отдавать детей после дошкольной группы в школу, в которой обучение происходит тоже по системе Вальфдорской педагогики. Естественно, школа также не подготовит ребенка к реальной жизни, воспитывая из него творческую личность. В итоге из творческого ребенка вырастет вечно инфантильный, страдающий от своей уникальности человек, который, возможно, никогда и не прославится своими творениями или попросту перестанет получать от своего творчества удовольствие (такие случаи уже встречались и были задокументированы).
По этой причине детей лучше не отдавать подобным воспитателям. Приспособленность к жизни важнее развитых творческих наклонностей: лишь она поможет ребенку добиться в жизни недостигнутых родителями высот, чтобы тот, в свое время, позаботился и о своих родителях, с благодарностью вспомнив мудрость их выбора.