Описательный рассказ о дереве для детей: План-конспект занятия по развитию речи на тему: Составление рассказа — описания по теме: «Деревья» – План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект нод с детьми старшего возраста (от 6 до 7 лет) Тема: «Составление описательного рассказа о дереве»

Содержание

План-конспект занятия по развитию речи на тему: Составление рассказа — описания по теме: «Деревья»

Составление рассказа — описания по теме: «Деревья»

Цели: Расширить словарь по теме.

  • составление описательного рассказа о дереве с помощью плана-схемы;
  • развитие речевой памяти и фонематического слуха;
  • развитие моторики.

                                           Ход занятия.

  1. Организационный момент. Рассмотреть на столе воспитателя несколько предметов: брусок, лесенка, ложка, карандаш, ящик.

Воспитатель: Из чего сделаны все эти предметы? (из дерева) Значит какие они? (деревянные)

Назовите другие деревянные предметы, которые вы встречали дома, на улице, в саду? (дети называют).

Вот и поговорим сегодня о деревьях.

  1. Воспитатель выставляет на стенд (доска) картинки с изображением деревьев, а дети называют их.

Воспитатель: Назовите части дерева.

Дети: Корни, ствол, кора, ветки, листья, почки, плоды или семена.   Воспитатель: Все деревья имеют одни и те же части, но они не одинаковые. У разных деревьев разные стволы, листья, плоды. Про каждое дерево можно составить рассказ. Я хотела бы рассказать вам о березе.

  1. Рассказ «Береза» по Ефименковой.

По мере рассказывания воспитатель выставляет на стенд картинки частей березы. Ответы на вопросы. Пересказ текста 2-3 ребенка.

На опушке леса растет молодая березка. Ствол у нее прямой, тонкий. Кора белая с черными пятнышками. Ветки у нее тонкие, гибкие. Листочки круглые с зубчатыми краями. Они блестят, как лаковые. Весной березка цветет и цветы ее похожи на длинные сережки.

Люди называют березку белоствольной кудрявой красавицей.

  1. Физ.пауза «Прогулка в лес»

(пальчиковые упражнения: деревья, кусты, грибы, улитка, цветы, жук, птицы)

  1. Развитие речевой памяти.

Повторить названия деревьев в другом порядке.

  1. Отгадывание загадок о деревьях.
  2. Составление рассказа-описания о дереве с помощью плана-схемы:
  1. части дерева, подбор слов признаков к каждой части; Б) что изготавливают из дерева?
  2. враги дерева и как с ними бороться.

Воспитатель. Выставляет над схемой желтый сигнал, который обозначает слова- признаки и объясняет детям, что надо стараться при описании дерева использовать больше слов-признаков.

  1. Развитие моторики.

Штриховка листьев деревьев (горизонтальные, вертикальные, точками, волнистые).

  1. Итог занятия. О чем говорили?

Что описывали?

  1. Оценка деятельности детей.

Чей рассказ больше понравился? О чем еще хотели бы рассказывать, кроме деревьев?

план — конспект.»Составление рассказа о дереве»

Просмотр содержимого документа
«план — конспект.»Составление рассказа о дереве»»

Тема. Составление описательного рассказа о дереве.

Цели:

Коррекционно – образовательная:

— обучать детей составлению описательного рассказа о дереве с опорой на схему:

Коррекционно – развивающие:

— закреплять у детей правильное употреблениев речи относительных прилагательных;

— развивать умение задавать вопросы и отвечать на них:

— обобщать знания о деревьях;

Коррекционно – воспитательная:

Воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки (ель, берёза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Ход занятия.

І. Организационный момент.

Игра «Узнай дерево по листу, веточке».

Декти с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в кабінет, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клёна. Он кленовый»). «Чия это ветка?» («Это ветка берёзы, она берёзовая»). (Аналогічно проводится работа с другими листьями и ветками). Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листя (изготовление гербария) – вкладывание листьев в книгу.

ІІ. Объявление темы занятия.

Листя и ветки мы рассмотрели, а сей час расскажем о деревьях.

ІІІ. Беседа по предметным картинкам с опорогй на схему.

  • Рассмотрите картинку.

  • Как называется это дерево?

  • Каное оно по величине?

  • Где чаще Вего рас тут деревья?

  • Из каких частей состоит?

  • Какую пользу может принести людям?

  • Ка изменяется в разные времена года?

  • Что можно сделать из этого дерева?

  • Почему люди сажают деревья на улицах города?

ІV. Физминутка.

А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые качает ветерок.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый: а- а – а! Рябиновый: и – и – и!

Дубовый: о – о – о! Берёзовый: у – у – у!

V. Рассказ по схеме.

Логопед предлагает образец рассказа: «Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».

Примерный рассказ.

Это берёза. У неё белый ствол. На ветках листья круглой формы. Чаще всего растёт в лесу. В городе люди сажают берёзы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры берёзы делают различные поделки. Весной на деревьях появляются почки, которые превращаются в листочки. Зелёной берёза стоит всё лето. Осенью листочки желтеют и опадают. Зимой ветки покрыты снегом.

VІ. Рассказы детей.

Например о ели, клёне, дубе и т.д.

VІІ. Работа в тетради.

Обведение по точкам листочков деревьев и их разукрашивание в осенние цвета.

VІІІ. Итог занятия.

  • О каких деревьях говорили?

  • Какие бывают деревья?

  • Что люди могут сделать из дерева?

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа о дереве»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о дереве»

Тема: «Составление описательного рассказа о дереве»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

«Коммуникация» — Закреплять умение детей составлять описательный рассказ. Закрепить употребление в речи относительных прилагательных, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них.

«Социализация» — Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

«Здоровье» – развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование – предметные картинки: ель, береза, дуб, осина, клен, липа, схема описания дерева, музыка (птичьи голоса и шум леса, сюжетная картина – лес, конверты с заданиями.

Ход

1. Организационный момент

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда вы отгадайте.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

— Это лес!

— Верно, ребята, отправляемся в путь! (звучит музыка.) Вот мы и пришли. Нас окружают лесные жители, угадайте кто.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ель)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, ее клюют. (рябина)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит –

Никому не говорит. (ива)

2. Основная часть

— Молодцы, ребята, вы узнали всех лесных жителей. А знаете ли вы как называется лес в котором растут только сосны и ели? (хвойный). А в котором нет ни сосен, ни елей, а только березы, осины, дубы? (лиственный).

— Ребята, посмотрите возле каждого из деревьев лежат конверты. Это наверное лесные жители приготовили для нас с вами интересные задания. (Воспитатель берет первый конверт. Вместе с детьми открывает и достает задание.)

Игра «Собери дерево»

Из конверта достают части дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (желуди, елочные шишки, березовые сережки, ягоды рябины). Дети на доске собирают дерево из картинок.

Воспитатель с детьми открывает следующий конверт. В конверте лежат листья с разныхдеревьев, разного цвета и размера. Педагог, проводит игру «С какого дерева листок».

Каждый ребенок берет по листочку и кладет его рядом с деревом, с которого он упал.

— Это лист с березы, березовый лист.

— Это лист с осины, осиновый лист.

И т. д.

Физкультминутка

«Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья березы, (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья рябины, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья клена, листья липы,

Листики дуба мы соберем,

Букет маме отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальцами)

В третьем конверте задание составить рассказ- описание об одном из деревьев леса.

Воспитатель предлагает детям выбрать дерево, о котором они хотели бы составить небольшой рассказ.

— Рассмотрите картину.

— Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет? Из каких частей состоит? Какую пользу приносит людям? Как меняется во время смены времен года? Почему люди сажают деревья на улицах города?

(воспитатель выставляет схему описания дерева)

— Сейчас по схеме и вопросам я составлю небольшой рассказ. А вы затем попробуетесоставить свои рассказы о деревьях.

Примерный рассказ

Это липа. У нее черный, толстый ствол. На ветках листья округлой формы. Питается липа с помощью корней. Липа – это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. Из липы умельцы делают различные поделки. Липа полезна и для медиков, цветы лечебные, их заваривают при простуде. Весной на липе появляются зеленые, нежные листочки. Так липа стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

По аналогии дети составляют свои рассказы о других деревьях.

3. Итог

Ну вот, ребята, мы с вами погуляли в лесу, выполнили все приготовленные для нас задания. И теперь нам пора возвращаться обратно.

(дети закрывают глаза, воспитатель включает музыку)

Игра заря заряница

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые, 
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Занятие по развитию связной речи «Деревья»

Тема: «Хвойные деревья». Формирование семантических полей слова «ель».

Цель: — учить изменять формы слова; образовывать новые слова; составлять словосочетания, предложения; учить составлению рассказа по теме;

— пополнять словарный запас по теме;

— развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;

— закреплять употребление в речи прилагательных;

— воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт дерево.

  1. Изучение нового.

А. Беседа.

— Что общего у всех деревьев? Чем отличаются деревья друг от друга? Каких деревьев больше всего растёт на севере и почему? Как называется эта группа деревьев? ( Вечнозелёные, хвойные).

Б. Сообщение темы и цели урока.

— Мы рассмотрим сегодня большую группу деревьев, которые называются хвойными или вечнозелёными. Более подробно остановимся на ели и сосне. В ходе нашего занятия мы вспомним всё о хвойных деревьях. Будем учиться составлять словосочетания; учиться образовывать новые слова; отвечать на вопросы распространённым предложением; проведём работу по словоизменению.

В. Сообщение учителя.

— Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна (кедр)- менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Эти деревья образуют хвойные леса – тайгу.

— Кто знает, как выглядят ель, сосна? Что общего? Чем отличаются?

У ели ветки растут вниз. У сосны вверх. Иголки ели короткие, у сосны длинные. Цвет ствола разный. У сосны – светлый, у ели – тёмный. Сосны сбрасывают иголки через 2-3 года, а ели – через 6-10 лет.

Физминутка.

Г. Тренировочные упражнения.

— Словообразование. «Большой – маленький».

Ель – ёлочка

Сосна – сосенка

Ствол — …

Ветка — …

Игла — …

Корень — …

— Словоизменение.

Ель – еловый, сосна — … , лес — … , хвоя — … , зелень — … , пихта — … .

— Составить словосочетания, используя слова:

Ель красивый

Сосна высокий

Ствол коричневый

Тайга зелёный

Тундра холодный

Кедр огромный

Шишка пустой

— Составить с данными словосочетаниями предложения. (Устно, письменно).

Д. Лексическая работа.

Ель и сосна растут в ___ . Эти деревья всегда ____ . Ствол у них ___ , ____ . Ветки ____ , ___ . У ели иголки ___ , а у сосны ____ . Ели сбрасывают иголки через _____ года, а сосна через ______ .

Задание: вставить слова, записать, как запомнили.

  1. Итог.

Тема: «Лиственные деревья». Формирование семантических полей слова «дуб».

Цель: — обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

— закреплять правильное употребление в речи прилагательных;

— развивать умение задавать вопросы и отвечать на них; обобщать знания о деревьях;

— воспитывать бережное отношение учащихся к природе.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра «Узнай дерево по листу, веточке…».

-Чей листок? ( Это листок клёна, он кленовый).Ответы полные.

— Рассказ логопеда о гербарии. (Вкладывание листиков в книгу).

2. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы поговорим о деревьях, об их назначении в природе, о пользе, приносимой деревьями человеку.

А. Работа с загадками.

— Стоят в поле сестрицы,

Платья белены, шапочки зелены.

— На пригорке примостилась,

Распустила волосы.

В бело платье нарядилась,

А на платье полосы. (Берёза).

— О чём эта загадка? О каком белом платье говорится в загадке? ( О стволе). Почему говорят в загадке, что берёза распустила волосы? (Ветки вниз).

Б. Рассматривание картинки берёзы и подбор прилагательных к существительным : — Рассмотрите картинку. Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растёт? Из каких частей состоит? Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года? Что можно сделать из разного дерева? Почему люди сажают деревья на улицах города?

— Рассмотрите картинку дуба.

Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растёт? Из каких частей состоит? ( по аналогии с предыдущим заданием).

Дуб какой? ________ ________ _________ .(высокий, кряжистый, могучий)

Ствол какой? _____ _________ . (коричневый, толстый).

Ветви какие? ________ _______ .(толстые, гибкие).

Листья какие? ________ ______ _______ .(крупные, овальные, цвет).

В. Подбор глаголов к существительным (составление простого нераспространённого предложения).

Дуб что делает? ________ _________ . (стоит, растёт).

Ветви что делают? ________ ______ _______ .(качаются, сгибаются, растут).

Листья что делают? (шелестят, висят, растут).

Листья осенью (желтеют, опадают, кружатся).

Игра с мячом «Назови ласково».

Берёза- берёзка, ветка- веточка, лист-листочек, ствол-стволик, ель-ёлочка, дуб-дубочек, куст-кустик.

3. Физминутка.

Дует сильный ветер – качаются деревья.

Дует лёгкий ветерок – дети имитируют лёгкое дуновение ветерка, шевелят пальцами.

  1. Рассказ учителя о пользе, приносимой деревьями.

— Деревья, цветы, трава – это наши друзья. Они очищают воздух. Поэтому человеку дышать в лесу легко. Надо помнить об этом и любить природу. Надо беречь каждый листок, цветок, каждое деревце в лесу.

  1. Итог.

Тема: Составление устного рассказа – описания по готовому плану. «Лиственные – хвойные деревья. Ель – дуб».

Цель: — учить составлять рассказ-описание по готовому плану;

— развивать лексико-грамматический строй речи;

— закреплять умение употреблять в речи распространённые предложения.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Какую тему учили на прошлом уроке?

Какая польза от деревьев людям?

  1. Работа над новой темой.

— Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы будем учиться составлять рассказ о дереве. Будем учиться сравнивать два дерева: ель и дуб. Запись числа и темы в тетрадь.

— Рассматривание картинок дуба и ели.

-Что изображено на картинке? Какие чувства вызывает у тебя дерево? Какие особенные приметы есть у этого дерева? Почему ель называют символом Нового года?

— Выбери наиболее удачный заголовок. Подумай в каком порядке ты будешь описывать дерево (ствол, ветки, листья).

— Придумай необычные сравнения: Дуб словно великан…

— Продолжи предложение. Дуб – олицетворение могучей русской земли…

А. Нахождение сходства(ствол, ветки).

Б. Нахождение отличительных признаков.(ствол, листья, осенние листья).

— Составление рассказов. На выбор, с использованием плана.

5. Составление описательного рассказа о дереве.

План.

  1. Вступление.

Название дерева.

  1. Основная часть.

Описание дуба, ели:

— ствол;

— ветки;

— листья.

  1. Заключение.

Моё отношение к дубу, ели.

Физминутка.

Стихотворение И. Пивоваровой « Ели».

Примерный рассказ.

Это дуб. У него толстый, крепкий, могучий ствол. На ветках листья овальной формы. Питается дуб с помощью корней. Дуб-это большое лиственное дерево. Чаще всего растёт в лесу. Здесь под каждым деревом земля усыпана желудями. Весной на дубе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зелёным дуб стоит всё лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

  1. Рассказы детей. Редактирование.

  2. Итог.

Тема: « Дикие животные». Формирование семантических полей слова «ёжик».

Цель: —

Занятие 2. Составление описательного рассказа о дереве — Студопедия.Нет

Цели:

коррекционно-образовательная:

обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

коррекционно-развивающие:

—закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;

—развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

— обобщать знания о деревьях;

коррекционно-воспитательная:

воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Предварительная работа: чтение литературных текстов Л.Н. Толстого «Дуб и орешник», А,С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок из природного и бросового материала; игра «Чего много?» (образование родительного падежа множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина), экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек.

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Узнай дерево по листу, веточке» Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».) (Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.

2.Объявление темы.

Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.

 

3.Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.

—Рассмотрите картинку.

Как называется это дерево?

—Какое оно по величине?

—Где чаще всего растет?

—Из каких частей состоит?

—Какую пользу может принести людям?

—Как изменяется в разные времена года?

—Что можно сделать из этого дерева?

—Почему люди сажают деревья на улицах города?

 

4. Физкультминутка.

 

Дует легкий ветер — листочки едва шевелятся. Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.
Сильный ветер — качаются деревья. Наклоны туловища.

А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые качает ветерок.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.

Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.

5.Рассказ по схеме.

Логопед предлагает образец рассказа: «Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».

Примерный рассказ

  Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

6.Рассказы детей.

Например: о ели, клене, дубе и т.д.

7.Итог занятия.

—О каких деревьях говорили?

—Какие бывают деревья?

—Что люди могут сделать из дерева?

 

Занятие 3. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

 Цели: коррекционно-образовательная:

— учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

коррекционно-развивающие:

—развивать у детей умение распространять предложения определениями;

—развивать мыслительную деятельность;

— расширять знания детей по теме;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительн ая работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Отгадай загадку»

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет —

 Вот и завтрак, и обед.

(Картофель)

 

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

2.Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3.Чтение сказки с последующим обсуждением** Текст сказки представлен в приложении (см. с. 109—110).

—Что посеял мужик?

—Почему ему пришлось делиться с медведем?

—Когда мужик собрал урожай репы?

—Как он разделил урожай? Почему?

—Почему рассердился медведь на мужика?

—Что посеял на следующий год мужик?

—Как поступил медведь?

—Кто выиграл в этот раз? Почему?

—Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4.Игра «Отгадай по вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

5. Физкультминутка «Урожай».

 

В огород пойдем. Урожай соберем. Шаги на месте.
Мы моркови натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками -три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке. (Н. Нищева) Шаги на месте.

6.Повторное чтение с установкой на пересказ.

7.Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8.Итог занятия.

—Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

—Кто главные герои?

—О каком овоще говорилось в сказке?

 

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Составление описательных рассказов о деревьях с использованием мнемотаблиц»

Старшая группа

 

Программное содержание:

Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы о деревьях с опорой на схему.

Воспитательные задачи:

• воспитывать доброе и заботливое отношение к окружающему миру;

• воспитывать экологическую культуру.

Обучающие задачи:

• расширять представление детей о деревьях;

• уточнять и активизировать словарь по теме «Деревья»;

• упражнять детей в умении использовать в речи относительные прилагательные, глаголы.

Развивающие задачи:

• закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;

• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

• продолжать развивать мышление, память, внимание;

• развивать тонкую моторику и ловкость;

• развивать интонационную выразительность речи;

Оборудование: письмо с загадками, иллюстрации с изображением деревьев, мнемосхема,

 

Ход ООД:

Педагог: Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем

Здравствуйте дети!

Педагог:

Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Воспитатель загадывает загадки о деревьях. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации деревьев.

Загадки:

Стоят столбы белы, 

На них шапки зелены. 

(Береза.) 

Матушкой-весной я в платье цветном, 

Мачехой-зимой — в саване одном. 

(Черемуха.) 

Стоит над водой 

С красной бородой. 

(Калина.)

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина.)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке.

(Сосна.)

Куста чудесней нет, 

Он славит день весенний, 

Пахуч и нежен цвет 

Красавицы … 

(Сирени.)

 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос, 

Стал высок я и могуч, 

Не боюсь ни гроз, ни туч. 

Я кормлю свиней и белок – 

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

Педагог:

Молодцы! Правильно отгадали загадки. А теперь давайте подробнее расскажем о каждом дереве. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).

 

1

 

На таблице схематично изображена последовательность рассказа.

Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется дерево, затем дерево и дом – где растет в лесу или городе, далее два прямоугольника – большой и маленький это обозначает размер, листок и иголка – лиственное дерево или хвойное, мелкие кружочки – какие плоды или семена, птичка и хвост – кто питается семенами птицы или животные. По схеме дети составляют описательный рассказ о деревьях. Например, о дубе.

— Это дерево дуб. Оно растет в лесу, иногда встречается в городе. Это высокое дерево с толстым стволом. Лиственное. Осенью на дереве появляются желуди, которыми питаются кабаны (заслушиваются три ребенка).

Педагог:

Хорошо справились с заданием, давайте немного отдохнём.

Дети встают, выходят на ковёр и берут по два каштана.

Пальчиковая гимнастика «Каштаны»

Педагог: – Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

(Заслушиваются еще 2-3 ребенка.)

Педагог: — Молодцы! Все хорошо справились с заданием и очень подробно рассказали о каждом дереве.

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Рассказ-описание о дереве»

Составление описательного рассказа о дереве

Цели:

1.      коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

2.      коррекционно—развивающие:

·         закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;

·         развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

·         обобщать знания о деревьях;

3.      коррекционно—воспитательная: воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Предварительная работа: чтение литературных текстов Л. Н. Толстого «Дуб и орешник», А. С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок из природного и бросового материала; игра «Чего много?» (образование родительного падежа множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина), экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек.

Ход занятия

1.      Организационный момент.

Игра «Узнай дерево по листу, веточке» Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».) (Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.

Объявление темы.

Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.

3.      Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.

Рассмотрите картинку.

Как называется это дерево?

Какое оно по величине?

Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

4.              Физкультминутка.

Дует легкий ветерок – листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

Сильный ветер – качаются деревья.

Наклоны туловища.

 

     

 А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые качает ветерок.

Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки ребятам говорят: Осиновый: а—а—а! Рябиновый: и—и—и. Дубовый: о—о—о! Березовый: у—у—у.

5.      Рассказ по схеме.

Логопед предлагает образец рассказа: «Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».

Примерный рассказ

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

6.      Рассказы детей.

Например: о ели, клене, дубе и т.д.

7.      Итог занятия.

Литература:

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о