Урок ментальная арифметика – Первое занятие по ментальной арифметике на тему «Прямое сложение и вычитание на нижних косточках»

Разработки для начальной школы — Ментальная арифметика

Формирование понятия о числе в начальной школе 

Согласно новой программе в основу формирования у детей понятий о числе и арифметических действиях положены практические операции с конечными множествами предметов. И установление связей между основными свойствами предметных множеств и операций с ними со свойствами чисел и арифметических действий.
Познавательный процесс в младшем школьном возрасте обладает многими особенностями, знание которых дает возможность обеспечить эффективность начального обучения математике.
Восприятие младшего школьника характеризуется на первых порах непроизвольностью и неуправляемостью. Общаясь с теми или иными объектами, дети еще не могут самостоятельно их анализировать. В воспринимаемом объекте они обычно выделяют те его свойства, которые ярко и образно выражены. Понятно, что среди этих свойств немало таких, которые не являются существенными. Вместе с тем они охотно действуют с этими объектами, если те выступают перед ними в естественной реальной форме.
Мышление младших школьников носит конкретно – образный характер. Конкретность мышления и проявляется в том, что часто ту или иную мыслительную задачу младшие школьники могут успешно решить лишь тогда, когда они опираются на конкретные действия с реальными предметами, на конкретные представления.

Использование абакуса в обучении как раз направлено на формирование образного представления о числе.

Методические разработки группы, которая обучалась с 31 октября по 14 ноября 2017 года

Салогубова Юлия 
Барыгина Марина Павловна

Предмет: математика
Класс: 2
Учебник В.Н. Рудницкая Т.В. Юдачёва ( УМК «Школа XXI века»)

Темы: Представление чисел от 1 до 100, сложение и вычитание чисел
Задание 1. Представить на абакусе числа 18, 26, 11, 48, 83, 91. Объяснить, как они построены
Задание 2. Выполнить на абакусе сложение:
7+4 =
8+7 =
18+6 =
26+8 =
——-

51+5 =
77+8 =

Задание 3. Выполнить на абакусе вычитание:
11-3 =
36-2 =
77-6=
——-
76-18 =
44-15 =

Критерии выполнения заданий:

  • Безошибочность 
  • Умение объяснить, как выполнялись вычисления в сложных случаях (переход через 5 и через 10) 
Встраивание в образовательный процесс
5-минутная разминка в начале каждого урока или как дополнительное задание для закрепления пройденного.Боль

Первое занятие по ментальной арифметике на тему «Прямое сложение и вычитание на нижних косточках»

Тема: Прямое сложение и вычитание на нижних косточках.

Цель: создание условий для формирования у детей быстрого устного счета, развития памяти, внимательности и скорости мышления

Задачи: дать понятие о ментальной арифметике

познакомить с соробаном

формировать навык восприятия информации на слух, зрительно

развивать мелкую моторику и межполушарные связи


 

Планируемые результаты: счет на соробане 1д2р 10 примеров – 2 мин

Тип занятия: комбинированное

Оборудование: доска, демо-соробан, ученические соробаны

Этапы занятия

Организационная часть

-приветствие учащихся, знакомство

-сообщение темы и цели занятия

-проверка подготовки необходимых материалов

Основная часть

-теория (объяснение новой темы)

— практическая работа

— работа с дополнительными заданиями

Заключительная часть

-подведение итогов занятия

— оценивание обучающихся

Ход занятия


 

Здравствуйте, дети!

Меня зовут Амина Руслановна, я ваш тренер, друг и наставник. А чтобы узнать, как вас зовут, давайте сыграем в игру: первый участник называет свое имя, то же проделывает и второй участник, прибавляя к своему вышесказанное.

Вы все наверное в интернете видели, как гениальные дети решают большие и сложные примеры, размахивая руками. Хотите так же? Я вас этому научу. И помогут нам в этом наши счеты. Давайте познакомимся с ними поближе.


 

В разных странах, у разных народов имеются свои системы счисления и выглядят они по-разному, но мы с вами будем пользоваться японскими счетами, называются они «соробан», что в переводе значит «счетная доска». Повторите, пожалуйста, СО РО БАН. Соробан-барабан, очень легко запомнить.


 

Возьмите в руки соробанчики, потрогайте, посмотрите, можете сделать себе массаж. Соробан у нас состоит из рамки, так же имеются спицы, и на эти спицы нанизаны косточки, они могут двигаться по спицам. А это перекладина, она делит соробан на 2 части. Нижняя часть, где располагаются нижние косточки. Верхняя часть — на ней располагаются верхние косточки. Когда нижние косточки расположены внизу от перекладины, а верхние наверху, то соробан чистый. Чистый соробан значит, что значение равно 0. А знаете, как почистить соробан? Давайте сделаем клювик, поставим на перекладину и проведем по ней. Это длинная чистка, так же есть короткая, когда чистим те спицы, на которых был счет. Для того чтобы посчитать самостоятельно, нам нужно научиться держать его правильно. И придут нам на подмогу наши помощники: на левой руке зайчик {показываем ушки}, на правой – крабик. Левой рукой придерживаем соробан, правой держим в кулачке карандаш.

А вы знаете, что если придвигать косточки к перекладине, у нас получаются числа? Как это происходит, смотрите: на ваших соробанах есть точки, мы находим с правого края вторую точку и это будет основной спицей. Нижние косточки мы будем набирать большим пальчиком, а убирать указательным. Если я подниму 1 косточку к перекладине, это цифра 1 {Проговаривая : «1 набираю большим, убираю указательным»}. Запомнили? {Показать 2} А кто мне скажет, что это за цифра? {и так до 4}.. Кто знает, где у нас спряталась цифра 5? Посмотрите, на что похожи наши косточки? Они выглядят, как инопланентные корабли. На нижних косточках у нас живут по 1му инопланентянину, а на верхней целых 5. Верхняя косточка она особая и ее значение равно 5, она вся – 5. И здесь она отличилась – ее мы набираем и убираем указательным пальчиком.


 

{Если дети взрослые, можно пройти цифры 6, 7, 8, 9}

А кто знает, как выглядит цифра 6?

{Когда показываем 6, спрашиваем: «почему? Потому что 5+1=6»

Акцентируем внимание на запоминании картинки 6}. Ее мы набираем одновременно большим и указательным пальчиками. {Обязательно обнулять позиции перед след. числом}. На одной спице у нас помещаются цифры от 0 до 9. А если ничего нет, что это за число? Набираем каким пальчиком? А убираем каким? А как мы набираем 6, 5?

{Чтобы закрепить, прорабатываем тренажер и поиграем. Набираем 1, убираем 1. Набираем 6, убираем 6. И так на каждой спице. Особо фиксируем внимание детей на 6, 7, 8. 9 рассматриваем отдельно}.

Если все косточки собрались, это число 9. {можно многократно повторять «Это сколько? 6. Это сколько? 6»}

Ребята эта перекладина – это линия ответа. Если мы хотим решить пример — эта линия поможет. Для того чтобы сделать +, мы будем к линии придвигать, а если действие -, то будем косточки забирать, отодвигать. Например, 2+1, это значит, я должна к 2м косточкам добавить 1. 4-3, от 4х косточек я 3 заберу.

{Разбираем несколько примеров, подбирая числа так, чтоб в ответе получилось от 0 до 4 (малыши) и от 0 до 9 (средняя и старшая группы, избегая формул). Так же можно вызвать к доске}

 

{раздаем распечатки}

Давайте, ребята, почистим соробан. Наберите число 7, число 8, число 2 и т.п. {небольшая разминка.

Затем показываем Флеш-карты (от 0-5 младшая группа, от 0-9 средняя и старшая группы). Можно задержать карту, а потом убрать, пока дети не запомнят числа, переходить далее не нужно. }

На что похожа эта карта? Эта карта – фрагмент соробана. Эти ФК я буду демонстрировать на большой скорости, сначала мы будем пользоваться карточками, потом перейдем на онлайн — тренажер. ФК очень хорошо развивают фотографическую память.

Теперь попробуем сделать несколько упражнений с ФК (0, 1, 2, 3, 4){начинаю демонстрировать, а дети записывать}

Сначала мы будем заниматься на однозначных ФК, потом перейдем на 2хзн.

{выдаю карандаши}

А теперь посмотрим, как вы владеете левой рукой? Возьмите карандаш в левую руку и напишите ряд чисел. Для чего мы пишем левой рукой? Чтоб активизировалось правое полушарие. Когда работаем 2мя руками, тогда активизируется потенциал всего головного мозга, мы становимся умнее, быстрее и внимательнее.


 

{Пальчиковая гимнастика}


 

Дальше у нас идут ФУ. Их мы выполняем для того, чтобы наши пальчики привыкли к выполнению примеров. Давайте на всех спицах наберем 1+1 и т.д (не все ФУ)

Сейчас мы можем самостоятельно решить примеры на соробане.

Возьмите соробанчики, сделайте чистку, подготовьте своего крабика, зайчика пока не нужно, он придерживает соробан, чтобы он не убежал. {я на большом на соробане, дети на маленьком. Не все примеры}

Видите слово диктант? Мы очень не любим это слово. И перевели его на японский (кикитори). У нас 3 вида кикитори: 1. Кикитори на слух, 2. Кикитори на память, 3. Кикитори ментально.

Попробуем решить несколько примеров.

Кикитори на слух. Приготовились, когда я говорю «приготовились», вы должны сделать чистку и настроится на выполнение примеров. Карандаш в руке. Я диктую первый первый пример.

Еще мы на занятии и дома всегда пишем и рисуем двумя руками. Это мандала, каждый элемент имеет свой цвет

Мы не все занятие будем считать, у нас так же есть 10минутная интеллектуальная разминка. Мы будем играть с вами с ФК, в шашки и т. п. После того как отзанимаемся, пойдем на переменку. {показываю уголок для игр} вот здесь мы проводим время с пользой.

{не торопиться с этапами. Если дети не закрепили числа, не переходить к примерам, если не закрепили примеры, не переходить к ментальному счету. Если дети не могут считать ментально, останавливаемся на этом этапе, заканчиваем пробный урок, и разговариваем с родителями}

Внеклассное занятие по курсу «Ментальная арифметика»

Внеклассное занятие по курсу «Ментальная арифметика».

Вычитание 5: Метод «помощь брата».

  1. Орг. момент.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

— А теперь откройте глазки, и тихонечко сядьте на свои места, чтобы не спугнуть то тепло, ту доброту, которую только что вы запустили в свои сердечки.

  1. Актуализация знаний.

— Послушайте загадку и определите, о чём она?

Что же живёт на различных предметах: 
В календарях и трамвайных билетах, 
На циферблатах часов, на домах, 
Даже прячутся в книжных томах, 
И в магазине, и в телефоне, 
И на машине, и на вагоне… 
Они повсюду, Они кругом. 
Мы их поищем и сразу найдём.

— Итак, о чем загадка? (о числах)

— Без чисел мы не представляем нашу жизнь, каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством чисел и огромное количество чисел запоминает.

— Именно числа помогут нам в развитии нашего внимания и быстроте счета.

  1. Развитие внимания. Таблицы Шульте.

— Возьмите таблицы с числами. Назовите самое маленькое число, самое большое.

— Какие еще задания мы можем выполнить с данными числами? (назвать их в порядке возрастания, убывания, составить примеры, назвать четные и нечетные числа и т.д.)

— Будем называть числа по порядку, начиная с самого маленького числа. Стараемся называть как можно быстрее.

Дети работают в паре. Проговаривают числа друг другу.

На работу 1 минута или 30 секунд.

— Возьмите таблицы, которые лежат на столе. Начиная с числа 1 по порядку будете называть числа и показывать карандашиком на то число, которое называете, старайтесь это делать бысро. Ваш сосед слушает вас, подсказывать нельзя. Отмечаете то число, до которого досчитали.

(После того, как пара поработает, идет работа с ментальной картой)

На ментальной карте покажите то число, до которого досчитали. Каждый показывает свое число.

hello_html_m76f2ef64.png

К этому числу прибавьте 1 и покажите то число, которое получилось. Затем вычьтете 2.

hello_html_m76f2ef64.pnghello_html_m76f2ef64.png

— Поменяйтесь ментальными картами и проверьте работу соседа, если согласны, то возле ментальной карты поставьте +, если не согласны -.

— Обсудите с товарищем неправильные ответы, постарайтесь объяснить, что он не прав и объясните ему его ошибку.

  1. Графический диктант по таблице Шульте.

Актуализация знаний. Фиксация индивидуального затруднения.

hello_html_31ceccf.gif

Учитель диктует дети, следят только глазами.

Полученные числа записать в таблицу, там, где значение «а».

(Дети показывают числа на карточках ламинированных) 14,22,19,25

— Вспомним, как работают наши пальчики. Небесные косточки (значение 5)- указательный, обнуляет – указательный; земные – большой, обнуляет – указательный; небесные и земные – указательный и большой (крабик щупальца закрыл), обнуляем – указательный и большой (крабик щупальца открыл).

Закрыли глазки, я буду называть числа из таблицы, а вы показываете какими пальчиками их откладываете на абакусе.

14, 22, 3, 19, 4, 25

— Решите примеры на абакусе.

(Дети работают в паре, объясняя друг другу, как решали)

Проверка: Как решали 1 пример (помог метод «Помощь брата»), данный метод помог еще в решении какого-либо примера? (второго). Столкнулись ли вы с какой – либо проблемой или с затруднением? (в решении 4 примера)

— С каким затруднением?

— Из любого затруднения есть выход. Над чем будем работать? (над способом вычитания)

— Какую задачу мы поставим (научиться вычитать на абакусе числа, используя метод «Помощь брата», узнаем формулу вычисления)

— К данному примеру мы ещё вернемся, но вначале давайте вспомним формулы сложения 5: помощь брата.

— Рассмотрите ментальные карты, напишите пример, который на них представлен и вспомните формулу к данной ментальной карте. (дети работают в паре)

hello_html_m563d3645.jpg

hello_html_m563d3645.jpg

hello_html_m563d3645.jpg

  1. Открытие нового знания.

— Рассмотрите примеры, составьте форму вычитания и покажите на ментальной карте. (работа в группах)

Подумайте, подумайте, как при вычитании мы можем использовать метод «Помощь брата».

Формула вычитания 1:

5-1=4

Формула вычитания 2:

6-2=4

Формула вычитания 3:

7-3=4

Формула вычитания 4:

5-4=1

hello_html_m2722efbb.jpg

Группы представляют свою работу.

Можем ли мы вернуться к примеру в таблице. Какая формула поможет? (формула 4)

— Объясните, как будем считать.

А теперь, используя данные формулы поработает с двузначными числами.

Но примеры составим сами. (дети числа записывают в таблицу)

  1. Флеш-карты ментального счета. Первичное закрепление.

Цель упражнений – научиться моментально распознавать положение косточек на абакусе, как числа. Это необходимо для быстрого счета в уме.

Учитель показывает карточки по одной, ученики записывают или называет число изображенное на карточке.

Самостоятельное решение примеров, проверка.

  1. Развивающее упражнение.

Рисунок двумя руками одновременно.

  1. Итог урока.

  2. Рефлексия.

  3. Физминутка.

Игра с цветными ладошками.

Двигать по сигналу карточки.

Красная – шаг вправо;

Синяя – шаг влево;

Зелёная – вперед;

Желтая – назад.

Урок. Ментальная арифметика 5+

Ментальная арифметика.

Урок 1.

Материально-методическая база: Абакус демонстрационный, абакусы ученические, простые карандаши 2 шт. на ученика + учитель, флеш-карты 1-4 (можно по два экземпляра), ментальные карты для доски А4 и ученические А8.РЛ.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас первое занятие по Ментальной арифметике. На занятиях нашим другом и помощником будет вот этот удивительный предмет. На что он похож, какое его название вы знаете.

Счёты….

  1. Знакомство со счётами. /Абакусы демонстрационный и ученические/

Правильно, у нас, в России мы называем это счётами. Это очень полезный предмет, давным-давно люди в разных странах придумывали его и называли на своём языке. В Японии его назвали – соробан, в Греции – абакус, в Китае – суань-пань. Мы с вами будем его называть важно Абакус – повторите (играем интонацией), или ласково – соробан, мой соробанчик (повторите).

Из чего состоит наш соробанчик – это рама, покажите на своём, спицы, погладьте спицы у вашего соробанчика, косточки, на вашем косточки двигаются? Покажите, отлично, молодцы. Косточки расположены наверху и внизу. Нижние косточки называются земными, потому что они внизу. А верхние находятся вверху, поэтому называются (провести по всем пятёркам, показать на небо, пауза), правильно – небесными. А ещё у соробанчика есть линия ответа, проведите по ней. Сколько косточек придвинуто к этой линии такой и будет ответ. Если у линии ответа стоит одна нижняя косточка — мы пишем один, две косточки — два, три косточки – три, четыре косточки – 4. А если ничего не стоит, что нужно написать? Правильно, ноль.

  1. Знакомство с правилами счёта.

Сегодня мы будем учиться считать нижними косточками, каждая косточка как одна конфета. Работать будем на самой крайней, правой спице.

Я показываю, а вы говорите ответ. (При счёте можно называть косточки конфетами, прибавляя проговаривать — «плюс»). Отвечают все по очереди, контролируем ожидание очередности, просим уважать друг друга. Не хватило примеров, повторяем.

Один плюс один и плюс один. Маша, ответ? Верно, и т.д.

Молодцы, отлично, очень хорошо соображаете. Скажите, а «плюс» это когда мы что делаем? Правильно, добавляем, придвигаем к линии ответа.

А если надо сделать на соробанчике «минус»? Верно, мы от линии ответа отодвигаем, забираем столько, сколько надо.

Давайте попробуем. Четыре минус один и минус один. Данил, ответ? Верно, и т.д.

  1. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Петушок». Цифра «ноль» с речевой формулой. /Рабочий лист 1/

Прежде чем начать считать самим на абакусе, нам нужно размять пальчики, сделать упражнение «Петушок» и написать цифру ноль очень красиво и аккуратно.

«Петушок». Соединить ладошки, «склеенные» пальчики раздвинуть (как гребешок), делать перекрест между собой всеми пальчиками поочерёдно: большие, указательные, средние, безымянные и мизинчики. Следить, чтобы пальчики не съезжали. Просить съехавшие склеить: большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Рассмотреть абакус на листе, определить, сколько кружочков надо закрасить (ноль – ни одного). Показать, как правильно пишется ноль. Записать ноль в поле ответа на абакусе. Прописать ноль в строчке аккуратно, не выходя за границы. Пишем одну строчку. Вторая дополнительная, для скоростных.

Речевая формула: начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки, ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки, затем ведут руку вверх к началу овала.

  1. Упражнение с флеш-картами. /Флеш-карты 1-4/.

Перед счетом сыграем в картишки. Это флеш-карты, на них изображены косточки. Я показываю карту – вы называете число. Сначала подготовимся. Показываем все ф-карт, называя соответствующую цифру и показывая оборот. Далее очень быстро показываем ф-к, поворачивая, демонстрируя её именно ответчику, задаем быстрый темп работы. Важно, чтобы ответил каждый, поворачиваясь с заданием к отвечающему, не даём возможность его перебивать.

Все молодцы, а сейчас будем учиться считать на абакусе.

  1. Счёт на абакусе. /Абакусы ученические, карандаши по 2 шт/

Как я уже говорила, считать сегодня будем нижними, земными косточками, на самой крайней правой спице.

Нам нужно запомнить правила(всё демонстрируем): 1. Нижние косточки поднимаем и опускаем только большим пальчиком, он самый сильный, косточек много, будут задания, когда нужно передвигать сразу четыре косточки. 2. Верхнюю косточку передвигает указательный пальчик вверх и вниз.

Давайте приготовим наши ручки и пальчики к счёту. В каждую руку возьмём по карандашу и зажмём в кулачок остриём наружу. Отлично, теперь поднимем указательные пальчики и помашем ими. Молодцы. А сейчас откроем большие пальчики, здОрово, подвигаем ими вверх и вниз. Смотрите, наши ручки готовы двигать косточки, а карандашик всегда в руке, мы сможем быстро записывать ответы. Отрабатываем упражнение «карандаш готов к работе, карандаш в кулачке» Карандаши в обеих руках: 1)так как есть левши, 2) остальные пальчики не мешают работать, 3) удобно при переходе на правополушарное рисование. Спустя пару уроков оставляем карандаш только в рабочей руке.

Итак, приготовьте большой пальчик, он сегодня будет трудиться. Начинаем набирать. Решают примеры все, отвечаем по очереди. Один, минус один, плюс два. Маша, ответ?

Какие вы молодцы. Отлично справились.

  1. Ментальный счет. /Ментальная карта/

Предлагаем детям поиграть в волшебников. Силой мысли будем двигать косточки. Представлять, что придвинутые к линии ответа косточки загорелись желтым светом, как смайлики. На доске закрепляем ментальную карту. Первые пару примеров двигаем пальцами по косточкам, показывая как делать. После этого раздаем ментальные карты и решаем примеры аналогично предыдущим, соблюдая очередность при этом контролируя движения отвечающего.

Супер, отлично, вы большие молодцы. Давайте вспомним, что мы узнали на нашем занятии.

Наши счёты называются?

У соробана есть перекладина (провести по ней), которую мы называем линия…..?

Когда мы считаем, мы двигаем?

Нижние косточки называются?

Когда у линии ответа ничего нет, мы записываем цифру?

На что похожа цифра ноль?

Молодцы!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о