9 советских мозаик • Arzamas
Искусство, История
Специально для Arzamas историк, экскурсовод и автор Telegram-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть
В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех приезжих из провинции, требовалась новая градостроительная политика. Москва разрастается до границ современного МКАДа, поглотив пять отдельных городов: Кунцево, Люблино, Бабушкин, Перово, Тушино. С 1959 по 1971 год, когда приняли новый Генплан, население города выросло с пяти до семи миллионов.
После того как Хрущев отправляется в Гавану и видит там FOCSA Building, возведенный в 1956 году, запускается проект строительства Нового Арбата (не случайно московские дома-книжки так напоминают гаванскую высотку). На месте бывших деревень со своей локальной памятью отстраиваются плеяды панельных районов, особенно на юго-западе и юго-востоке. Старая модель мира сменяется новой, «общемосковской».
В это время архитекторы мыслят целыми городами, охватывая своими проектами пространство от горизонта до горизонта. Небо пронзают новые шпили — Останкинская телебашня, монумент «Покорителям космоса» Это третье перерождение московской иглы, сильного вертикального акцента. Архитекторы любого времени, даже самого безбожного, возвращались к нему снова и снова. Многие сталинские дома в этот период ругают именно за увлечение шпилями. Первая игла — колокольня. Вторая игла — сталинская высотка. Третья игла — модернистская..
В новых домах — как снаружи, так и внутри — появляются мозаики, ставшие важнейшим слагаемым советского искусства. Несмотря на региональную специфику, набор сюжетов в основном был один и тот же — от Калининграда до Владивостока.
Советская мозаика стала одним из редких инструментов украшения города. По ней легко проследить эволюцию идеологии, разглядеть элементы повседневности и даже понять, о чем думали и мечтали в ту эпоху. Это самый свободный из декоративно-прикладных жанров СССР (так, есть легенда, что в Зеленограде выложили мозаику в виде сперматозоида).
Часто мозаика рассказывает о перемене политического курса: например, на московской станции метро «Добрынинская», на мозаике с изображением парада 1945 года, вместо Сталина появился Гагарин. При этом мозаики нельзя рассматривать в отрыве от функции здания, на котором они размещены (хотя есть случаи, когда сюжет к этому никак не привязан). На музыкальной школе с большей вероятностью будет изображена лира, автомобильный завод снабдят «комиксом», который иллюстрирует весь производственный процесс, а научный институт, скорее всего, получит молодых ученых с колбами и ретортами.
1 / 2
Фрагмент мозаики в вестибюле станции метро «Серпуховская» (после 1961 года — «Добрынинская»)Иллюстрация из книги «Сталинское метро. Исторический путеводитель» Александра Зиновьева. Москва, 2011 год
ВикиЧтение2 / 2
Фрагмент мозаики в вестибюле станции метро «Добрынинская» с изображением Юрия Гагарина вместо Иосифа Сталина© Egbert Hartman / Rusland in woord en beeld
Расцвет советской мозаики пришелся на 1960–70-е, и в ней отразились разные темы: покорение космоса, научная фантастика, передовые медицинские технологии, героизм строителей предприятий и железных дорог. Как только концепция освоения и завоевания пространства стала рушиться, как карточный домик, перестали появляться новые песни про «Голубые города», БАМ и бодрые репортажи про новые целлюлозно-бумажные комбинаты, исчезли и мозаики. К тому же в 1980-е дома становятся выше, покрывать их мозаиками — бессмысленно.
Любое осознание ценности приходит через отрицание. Сегодня мозаики кажутся элементами повседневности и государство, кажется, не воспринимает их всерьез. Об этом говорят не только ценители архитектуры, но и создатели панно. Недавно в Калуге начали разбирать одну из лучших мозаик города. Уничтожена мозаика на одном из рынков Краснодара. Закрыто мусорными контейнерами панно на стене НИИ дальней радиосвязи в Москве. Едва не пострадали мозаики в Перми. «Пловец» в Нижнем Новгороде тоже претерпел удивительные трансформации: минувшей осенью одной из самых популярных тем в сетевых сообществах стало «преображение» советского панно в результате небрежной реставрации. Сначала панно закрасили, потом решили восстановить, но второй вариант с искаженными пропорциями и полным игнорированием художественных законов воспринимался как манифест примитивизма.
1. Лента Мёбиуса в Москве
Нахимовский проспект, 47
© Retradazia / CC BY-SA 4.0 / Wikimedia CommonsВ 1976 году блестящему архитектору Леониду Павлову поручили разнообразить парадный фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. Павлов не подвел и вместе с художниками водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса, испещренную формулами. Композиция находится довольно высоко, и, для того чтобы как следует ее рассмотреть, понадобится бинокль или хороший фотообъектив. В народе здание прозвали «домом с ухом». Как раз с этого примера, в котором лаконичность «стеклянного» модернизма сочетается с мастерством Павлова, пожалуй, и стоит начинать знакомство с советской мозаикой.
2. Тюбетейка в Казани
Улица Декабристов, 133
1 / 2
© Сообщество Kazan Nostalgique на Facebook.com / Fair use
2 / 2
© Лейсан Фаизова
Раньше торговый центр «Тюбетейка» был украшен мозаикой, линии которой повторяли орнамент традиционного татарского головного убора (отсюда название). Позднесоветское здание, отсылающее к тюбетейке, отдаленно напоминает утопические проекты 1920-х годов, когда строились дома-тракторы и дома-самолеты. После пожара, случившегося в 2015 году, и последующего за ним двухлетнего ремонта мозаику заменили фотобаннером с таким же орнаментом.
3. Фонтан во Владивостоке
Океанский проспект, 43
1 / 3
© Константин Антипин
2 / 3
© Константин Антипин
3 / 3
© Константин Антипин
Дно фонтана при Дворце пионеров, открывшемся в 1980 году (автор проекта Антонио Михе получил за эту работу престижную государственную премию), украшала абстрактная композиция. Как раз в этом ценность советской мозаики: она позволяла разнообразить городскую среду, где все было построено по единым лекалам, и была ярким пятном на ткани города. Осенью 2018 года фонтан уничтожили: власти решили, что ремонт «экономически нецелесообразен». Архитектурный ансамбль Дворца пионеров, включавший в себя и фонтан, оставался одним из последних нетронутых модернистских зданий Владивостока.
4. Фонтан в Зеленограде
Площадь Юности
© Группа «Спасем чудесную мозаику фонтана на пл. Юности» в социальной сети «Вконтакте» / Fair useЦентр электронной промышленности СССР строился по единому плану. Здесь все однообразно: дом-флейта, ансамбль Центральной площади, кинотеатр «Электрон», заводские помещения. Однако, не разрешая вольностей в больших формах, власти сквозь пальцы смотрели на детали оформления, и именно в них архитектор мог проявить себя. Специалистам, строившим «город юности», едва исполнилось 30 лет, и в абстрактной мозаике, украшавшей фонтан, выразилась их свобода и стремление реализовать свои творческие амбиции. Фонтан снесли в 2017 году во время реконструкции площади, несмотря на протесты защитников исторического наследия.
5. Сталевары и человек с молнией в Кирове
Октябрьский проспект, 97
1 / 3
© Пешком по Вятке / Fair use
3 / 3
Фасад здания Кировского авиационного техникума с сохранившейся мозаикой© КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум»
На мозаике, созданной художником-монументалистом Виталием Удовым в 1960-е, изображены опоры ЛЭП, рабочие-сталевары, человек с молнией в руке, серп и молот. Местные газеты писали, что «монументальная роспись», украшавшая Кировский авиационный техникум, «вошла накрепко в городской пейзаж, стала неотъемлемой его частью» «Кировская правда» за 9 марта 1965 года.. В городе шли долгие дискуссии о том, сохранять ли мозаику. В итоге здание решили наглухо закрыть вентиляционным фасадом.
6. Панно с историей ушедшей цивилизации в Тольятти
Юбилейная, 42
2 / 5
© Петиция о спасении панно «Радость труда» на Change.org
Тольятти строился с нуля, и грандиозное панно «Радость труда» площадью 530 квадратных метров на стеле в центре города рассказывает историю ушедшей цивилизации, в эпоху которой строился комплекс ВАЗ. Мозаика конспективно пересказывает основные вехи советской истории — от Октябрьской революции до полета Гагарина в космос и возведения завода. Стелу делали четыре года — с 1977-го по 1981-й. Отдельные элементы доставляли с заводов Ростова, Лисичанска и из других городов, поэтому в народе дорогой памятник прозвали «золотым брусом». Отливали и собирали в Москве. Автором был Юрий Королев, в 1980–1992 годах директор Третьяковской галереи и действительный член Академии художеств. Сейчас мозаика осыпается, и с 2015 года идет борьба за ее реставрацию.
7. Читающие дети в Москве
Сущевский Вал, 49
© Russia WikitravelМозаика середины 1960-х годов украшает торец бывшей фабрики «Детская книга». Здесь соединились детские и вполне себе взрослые мотивы — космические корабли и радуга, вертолеты и искусно выполненные башенные краны, красноармеец со знаменем и Спасская башня, а также читающие дети. Ниже — цитата из Ленина: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Новый застройщик, который перестраивает фабричное здание в жилой комплекс, намерен сохранить гигантское панно: это действительно одна из самых впечатляющих мозаик советской Москвы.
8. Дипломная работа на стене художественной школы в Иваново
Проспект Ленина, 25
Выпускная работа студентов Суриковского института под названием «Искусство принадлежит народу» появилась на здании ивановской художественной школы в 1971 году. Эта работа интересна не только из-за потрясающей детализации и возраста ее авторов, но и из-за масштаба: смальта покрывает весь брандмауэр здания. Иваново можно назвать столицей советской мозаики: она встречает туриста уже на железнодорожном вокзале. В последние годы за состоянием панно никто не следит, оно начало осыпаться, поэтому его закрыли фальшфасадом. На печальное состояние мозаики обращали внимание местные активисты и фонд сохранения исторического наследия «Внимание».
9. Мозаика по мотивам Брэдбери в Петербурге
Тихорецкий проспект, 4
© 2gis.ru / Foursquare / Fair useРедкий случай, когда мозаика появляется в эпоху перестройки, в 1987 году, и уж совсем неожиданно, что в творчестве автора явно просматриваются мотивы произведений Рэя Брэдбери. Художнику Владимиру Лащинину поручили придумать панно для одного из корпусов Института цитологии РАН. В композиционном смысле мозаика безупречна: здесь и рыбы, и ласточки, и ракушки, и разрываемая клетка, обрамленная растительными мотивами. Мозаика находится в хорошем состоянии, и в последние годы на нее никто не покушался.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
АрхивИскусство
Рейтинг фильмов Феллини: от худшего к лучшему
К столетию великого режиссера вспоминаем его творчество
Лучшие советские мозаики в Москве — The Village
В 1954 году Хрущев начал борьбу с так называемыми архитектурными излишествами, к которым были причислены абсолютно все ордерные элементы (колонны, капители, портики, пилоны), а с ними и монументальная скульптура и лепнина, нередко украшавшая здания эпохи сталинского ампира. С этого момента в истории советской архитектуры произошел поворот к новому стилю, который сегодня принято называть советским модернизмом.
Здания советского модернизма как снаружи, так и внутри нередко украшены мозаиками — они не попали под нож борьбы с излишествами, по-видимому, в силу своей плоскостности, а даже напротив — стали наиболее частым средством взаимодействия архитектуры и искусства, раз уж остальные средства как минимум на много лет оказались фактически под запретом, да и вряд ли когда-либо вернут былую популярность.
Мозаика была созвучна архитектуре модернизма, позволяла спасаться от обезличенности и серости, практически неизбежной в условиях жесткой типизации. Кроме того, прилагающаяся к архитектуре, как та Митрофанушкина дверь — к косяку, мозаика как будто выпала из-под жесткого идеологического контроля — ей позволялось быть разной, в том числе и абстрактной, когда от живописи еще требовалось следовать канонам социалистического реализма. Мозаика стала возможностью выхода в город для модернистского искусства 60–80-х годов.
Сегодня модернистские мозаики можно условно разделить на три категории: атрибутированные памятники, атрибутированные непамятники и не атрибутированные непамятники. Две последние категории, конечно, находятся под угрозой, а последняя при этом — самая многочисленная.
К первой категории относятся не только уже упомянутые мозаики Дворца пионеров, а также мозаики в интерьерах Кремлевского дворца съездов. И те и другие находятся почти в безопасности: их хозяева — памятники архитектуры под охраной государства. В безопасности находится и еще одна вышедшая из безвестности в знаменитости московская мозаика — «Осень» в музее современного искусства «Гараж».
Однако с абсолютным большинством советских мозаик модернизма масса проблем, и с ними, конечно же, срочно надо что-то делать. Не имеют никакого охранного статуса даже самые известные из них, такие как знаменитая мозаика на здании СЭВ или на кинотеатре «Октябрь» (последняя вообще чаще всего закрыта рекламными щитами), более поздняя мозаика на здании библиотеки 2-го Меда — один из самых необычных и впечатляющих образцов позднесоветского монументального искусства. Под прямой угрозой уничтожения находятся мозаики на центральной площади Зеленограда — часть, которая покрывала стену универмага, уже зачем-то оштукатурена, другая часть, покрывавшая дно фонтанов, быстро разрушается. Вообще разрушение грозит и происходит со всеми модернистскими мозаиками — таковы условия их жизни, климат и отношение к ним.
Еще одна ключевая проблема — атрибуция. Даже среди специалистов неизвестен автор и дата создания замечательной мозаики «Космонавт» на здании школы на Варшавском шоссе, а по качеству исполнения эта работа явно достойна статуса памятника монументального искусства.
Огромная работа по учету и атрибуции мозаик была проделана украинскими коллегами — там фотограф Евгений Никифоров зафиксировал и хотя бы частично атрибутировал сотни монументальных мозаик по всей стране, и недавно в немецком издательстве DOM был издан совершенно роскошный альбом с его фотографиями.
Советские модернистские мозаики срочно нуждаются в атрибуции, учете, реставрации, демонстрации (зачастую их не видно в городе за рекламными щитами), защите и постановке на охрану. Ну и конечно, в исследовании.
Советская мозаика / Назад в СССР / Back in USSR
Фасады советских зданий часто украшались мозаиками. Монументальные панно до сих пор сохранились во многих городах бывшего СССР. На них изображались герои труда – космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники, доярки на пути к светлому будущему.В советское время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами…
Эти мозаики, хоть они и ограничены сравнительно небольшим набором цветов, достаточно богаты по сюжетам. Подлинным шедевром радости и счастья являются панно на фасадах детских садов, школ, пионерских лагерей, домов культуры.
Эти панно радуют глаз определенно больше, нежели навязчивая уличная реклама наших дней: позитив и боевые лозунги вместо «современного креатива» с оттенком наживы.
Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным. Хитросплетенные орнаменты, разноцветные кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов — невооруженным глазом видно, что за каждым панно стоят месяцы кропотливой работы множества людей.
В 70-80-тые года, мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений. Так как для мозаики использовались привезенные материалы, было решено построить заводы на территории СССР, которые бы сами изготовляли смальту. Сейчас большинство заводов остались в прошлом. Ведь Советское правительство не жалело денег на украшение мозаикой домов, а сейчас это роскошь.
Конечно в то время это были идеологические рисунки, изображение Ленина. На домах культуры, это были счастливые пионеры, октябрята с уверенностью смотрящие в будущее. На зданиях заводов могли красоваться рабочие. Но, не смотря на множество идеологических произведений, можно было найти и достаточное количество сюрреалистических картин.
Везде, где только можно, применялась мозаика. Это наверно была визитная карточка времен Советского Союза. И даже сейчас в большинстве крупных городов бывшего СССР можно найти сохранившиеся произведения искусства, которые напоминают нам о былом величии Советского Союза.
Через столько лет, настенная мозаика продолжает радовать наш глаз, и напоминать нам о давно ушедших годах, о детстве. Об уверенности в завтрашнем дне и о том, какие надежды мы возлагали на наше будущее…
«Карта индустриализации СССР»
Наверно, самая прекрасная и потрясающая мозаика, которая получила гран-при на всемирной выставке искусств в Париже, и золотую медаль, но уже в Нью Йорке, была и остается карта СССР из самоцветов — «Индустрия социализма». Она выполнена в технике флорентийской мозаики.
Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза. Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября. Эта идея принадлежала Г. К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.
Выложенная тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, карта впервые засияла в 1937-м году на всемирной выставке в Париже. Она должна была поразить воображение европейцев наряду с гигантскими «Рабочим и колхозницей».
Горы на карте — из яшмы, рядом — лазуритовые моря и реки, города — сплошные рубины. Все в полном географическом соответствии с оригиналом.
Самыми дорогими камнями — изумрудами — помечали объекты промышленности. Правда, их большую часть времени хранили в сейфе, как говорится, от греха подальше. Причем, опасались не грабителей, а шпионов — чтобы не служили наводкой.
Впечатляет не только искусство мастеров, создавших панно из самоцветов, но и стоимость произведения. В 1940-х годах карту вывозили на выставку в Нью-Йорк и застраховали ее на 137 миллионов долларов. Трудно даже представить, сколько панно может стоить сегодня.
В специальных чемоданах перевозили фрагменты карты, всего их 96. Делятся они ровно по меридианам и параллелям. Так карту доставляли и на Всемирную выставку в Париже в 37 году.
До 1982-го года карта выставлялась в Эрмитаже, пока не была снята с экспозиции из-за ветхости. Чтобы спасти уникальное произведение искусства реставраторы разработали уникальный метод переноса фрагментов панно на новую основу.
Рядом с картой выставлен еще один великолепный образчик камнерезного искусства –герб СССР, техника исполнения: флорентийская и русская мозаи-ка, резьба по камню, огранка, ювелирные работы, позолота, лепные работы. Материалы: поделочные и ювелирные камни, серебро, алюминий, латунь, текстолит. Диаметр – 130 см. Вес – 200 кг.
Модернистское искусство — советские мозаики (30 фото) » Триникси
Советские мозаики, которые до сих пор украшают многие здания, можно смело назвать произведениями искусства, которые нужно оберегать и реставрировать. К сожалению, их стало довольно сложно увидеть, так как города окутаны рекламными вывесками и афишами. Предлагаем посмотреть на подборку ярких и красивых мозаик из советского прошлого.Таджикистан
На территории бывшей ГДР
Улан-Батор, Монголия
Молокозавод, Новочеркасск
Мозаичные часы со знаками зодиака, Кисловодск
Бассейн «Водник», Архангельск
Привокзальная площадь, Северодвинск
На здании санатория «Ока», Дзержинск, Нижегородская область
Стена жилого дома, Северодвинск
Измайлово, Москва
Колывань, Новосибирская область
Герб на здании администрации города Кстово, Нижегородская область
Здание администрации в пгт Новомихайловское, Краснодарский край
Ерзовка, Волгоградская область
Здание школы, Швариха, Нижегородская область
На заводе в Грузии
Богородск, Нижегородская область
Здание Академии Наук, Уфа
На жилом здании в городе Кола, Мурманская область
Фасад «Вологодского завода строительных конструкций и дорожных машин», Вологда
Металлургический завод, Таганрог
Детская поликлиника, Таганрог
Винница
Вагонное депо, Шахунья
Мценск
Сыктывкар
Здание бассейна «Дельфин», Сергиев Посад
Внутри здания автовокзала, Дзержинск, Нижегородская область
Советская мозаика: частицы советской истории
Космонавты и пионеры, счастливая мать и человек труда – в свое время практически каждый советский город мог похвастать мозаичным панно, украшающим фасад дома культуры, завода или учебного заведения. Посмотрим повнимательнее на этот особый пласт культуры, могущий немало рассказать о нашей истории.
Обычно под советской мозаикой понимают работы, изготовленные после 1930-х годов. Однако история советской мозаики началась гораздо раньше. Этот вид искусства, действительно, не был очень распространен – отчасти потому, что навевал гражданам страны ненужные ассоциации с украшением храмов, отчасти – потому, что требовал от только встающих на ноги Советов больших ресурсов: экономических, временных, человеческих.
Однако уже к 1925 году стараниями Владимира Александровича Фролова – потомственного мозаичиста, руководителя мозаической мастерской Академии художеств в Ленинграде – на фасаде Киевского вокзала в Москве появились два герба СССР, выполненных в этой технике. По сути, с этой даты и можно вести отсчет истории советской мозаики.
Ну а после того, как мастерская Фролова в 1929-30 гг. оформила мозаикой из пурпурной смальты мавзолей В.И. Ленина, этот вид искусства начал набирать популярность. Мозаичные портреты вождей, сцены из революционных лет, оформление театров и военных академий, разработка новых техник, позволяющих снизить расходы – работы у мастера постоянно прибавлялось. Однако, несмотря на тесные идеологические рамки, он никогда не забывал о художественной ценности мозаик прошлого. Так, когда в Киеве сносили Михайловский Златоверхий собор, Фролову вместе с коллегами удалось перенести мозаики храма в музеи Москвы и Петербурга, тем самым сохранив их для потомков.
Когда началось строительство станций московского метро, мозаика оказалась тем самым искусством, которое идеально подчеркнуло героику тех лет, мощь Советского Союза, радость советского человека. Сотрудничество с художником Александром Дейнекой позволило создать знаковые интерьеры, которые стали узнаваемым символом культуры и истории СССР.
Великая Отечественная война прервала грандиозные труды. А мастер, отправив в Москву свою последнюю работу – мозаики для станции метро «Павелецкая», — умер в блокадном Ленинграде…
В послевоенные годы количество мозаик возросло в разы. Но изменились воспеваемые герои – место рабочих и солдат заняли изображения И.В. Сталина. Сегодня достаточно трудно оценить этот период развития советской мозаикой, поскольку после разоблачения культа личности многие панно были изменены или вовсе уничтожены.
Так, например, немало изменений претерпели мозаичные панно станции «Комсомольская», выполненные группой Павла Корина, откуда пришлось убирать портреты Сталина, Берии, многих членов Политбюро, сводя на нет изначальный замысел автора. А мозаику на станции метро «Новослободская», которая по ряду причин очень не понравилась Н.С. Хрущеву, авторы демонтировать не стали вопреки приказу. Перед ней выстроили фальшивую стену, облицованную мрамором, которую убрали только после смерти Хрущева.
Большое количество панно также воспевали героический подвиг советских людей, завоевавших победу в Великой Отечественной войне.
Ближе к 1970-м годам мозаика красовалась уже в зданиях разного назначения, холлах школ и училищ, дополняла фасады зданий. Были построены и заводы, производящую смальту для мозаик. Интересно, что помимо традиционных героев – космонавтов и ученых, пионеров и спортсменов, — использовались и достаточно абстрактные изображения, которые во многом предвосхитили появление новых течений в искусстве.
После распада Союза, к сожалению, часть мозаик начали сознательно уничтожать, чтобы стереть воспоминания о советском строе. Часть просто оставили без внимания, и постепенно они разрушаются, переставая напоминать нам о добром мире, где человек стремился к новым победам над самим собой…
А пока взглянем еще раз на некоторые образцы этого искусства, которое – нет, не умирает, но все же из массовых уходит в камерные формы.
«Карта индустриализации СССР». Карта, выполненная к 20-летию революции, была выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней и наглядно отображала достижения советской промышленности.
Панно площадью 26 кв м изготовлено из 45 тысяч пластин, которых 700 каменотесов нарезали день и ночь. Для обозначения крупных городов использовались драгоценные камни, Ленинград обозначался александритом, Москва – рубином и алмазами, Северный полюс – бриллиантом, а столицы союзных республик – изумрудами.
Вестибюль метро «Павелецкая» в Москве.
Фриз из четырех частей включает натюрморты с фруктами, цветами, овощами и хлебом, впереди которых помещена гирлянда из цветов и листьев. Барельеф Сталина из бронзы, украшавший подземный зал, позже заменили на мозаичное изображение мужчины и женщины.
Мозаики станции «Белорусская» в Москве. По рисункам Г. Опрышко были выполнены восьмигранники, изображающие герб республики, сцены из партизанского движения, картины мирной жизни и т.д., дополненные национальными орнаментами, выполненными из мрамора и смальты.
Интересно, что на одном из панно героини вышивают Орден трудового Красного знамени – им заменили портрет Сталина, присутствующий на мозаике изначально.
Станция метро «Киевская» в Москве украшена 18 мозаичными панно, по которым можно прочитать историю Украины.
Победа в Полтавской битве, Богдан Хмельницкий и Тарас Шевченко, Пушкин на Украине – мозаика рассказывает о великих событиях в истории двух народов.
Портрет Владимира Маяковского на станции метро «Маяковская», Санкт-Петербург. Был создан Юрием Могилевским в 1967 году. Стены зала украшены смальтой ярких цветов. Портрет поэта создал художник, который не был мозаичистом, а работал преимущественно в эстампе.
«Я понял: в портрете должно быть выражено самое главное, человеческое и творческое кредо поэта: «Светить всегда, светить везде!». Тогда и родился портрет, где в неистовой схватке черного и белого раскрылся этот замысел», — говорит Могилевский.
Мозаика ТЮЗа имени Брянцева,Санкт-Петербург. Ее автор Андрей Мыльников возглавлял мастерскую монументальной живописи Института им. Репина.
В шестидесятые годы Мыльников был заметнейшей фигурой, повлиявшей на становление монументального отечественного искусства. Многие мозаики Ленинграда были созданы его мастерской, а ученики мастера продолжили его дело в разных городах страны.
Серия мозаичных панно в микрорайоне «Восток», г. Минск. Созданная в 1978-1979 гг. серия из четырех панно символизирует значение столицы Белоруссии как города-героя, города культуры, города науки и города-строителя.
В качестве аргумента противники мозаики отмечали, что масштабные рисунки на домах будут отвлекать водителей и чреваты авариями. Но Александр Кищенко сумел убедить всех в своей правоте. Рисунки художника делались в натуральную величину, потом обводились на стене и заполнялись смальтой. Интересно, что прототипами служили реальные люди – например, девушки из народного ансамбля танца.
Автовокзал в Киеве. Совместная работа талантливого архитектора Авраама Милецкого и тандема художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко.
Стандартное здание ожило за счет грамотного использования цвета, живописи, малых форм. «Монументальным бывает самое хрупкое, неуловимое, переменчивое, неприступное для построения — человеческое чувство», — подчеркивала Рыбачук.
Фонтан «Знаки Зодиака» в Алматы. Сам фонтан, созданный в 1980 году, изображает Вселенную и 12 знаков Зодиака, а дно его выложено мозаикой из смальты.
Автор мозаики Владимир Твердохлебов убежден: «Мы всегда пытались преодолеть этот стереотип: якобы художник – тот, кто занимается станковыми видами искусства. А к монументальному искусству относились несерьезно. Но все виды искусства достойны внимания».
Зал внутри монумента Воину-освободителю, Трептов-парк, Берлин. Художник А. Горленко дополнил круглый памятный зал внутри скульптуры Воина-освободителя мозаичным панно. Оно изображает представителей народов СССР, возлагающих венки к месту солдатского захоронения.
Надпись над их головами гласит на русском и немецком языках: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».