Методика Сесиль Лупан — Солнечный Город
Методика Сесиль Лупан была создана любящей матерью двух дочерей, посвятившей свою жизнь их воспитанию. Чтобы её дети активно и разносторонне развивались, Сесиль решила опробовать на них методику Глена Домана. Впоследствии Лупан решила переделать методику так, как ей показалось наиболее правильным, сделав её более занимательной и эмоциональной.
Свои методы актриса описала в практическом руководстве под названием «Поверь в своё дитя».
Автор методики
Сесиль Лупан родилась в 1955 году в Бельгии и была успешной актрисой. В 1979 году Сесиль познакомилась с мужем, а в 1981 уехала с ним в Америку. В 1982 у них родилась дочка Галя. После её рождения Лупан начала интересоваться методиками раннего развития детей.
Сейчас Сесиль живёт в Париже, часто выступает с лекциями о детях, участвует в передачах на телевидении и радио и занимается воспитанием детей.
Суть и принципы методики Сесиль Лупан
Суть методики Сесиль Лупан заключается в том, что родители должны проявлять к детям внимание-интерес, а не внимание-опеку. Малышу необходимо общение и занятия с родителями, совместное чтение, лепка, прогулки. Важный момент — родители должны проявлять интерес к ребёнку и совместным занятиям. Дети хорошо это чувствуют.
При этом автор методики не советует любой ценой добиваться эффективности . Время, которое вы проводите вместе, нужно проходить полезно, ярко и насыщенно. При этом у ребёнка должно оставаться много свободного времени, когда он сможет самостоятельно заниматься делами.
Основные принципы методики Сесиль Лупан
- Обучение должно проходить в виде увлекательной игры, которая прекращается прежде, чем ребёнок устанет;
- Лучший учитель для ребёнка – его собственные родители. Родители помогают познавать мир, постоянно предлагая новую и интересную информацию;
- Детям нужен интерес и не нужна чрезмерная опека;
- C самого рождения с ребёнком необходимо общаться, стимулировать двигательную и зрительную активность;
- Поддерживайте любознательность ребёнка;
- Ребёнка не нужно проверять.
Цели методики Сесиль Лупан
В отличии от методики Глена Домана, цель методики Лупан – не вырастить гения, а дать ребёнку знания в различных областях, чтобы помочь ему составить собственное представление о мире. Обучение должно проводиться в простой и лёгкой форме. Также при обучении необходимо учитывать склонности ребёнка, его интересы и таланты.
Правила методики.
Методика актрисы не диктует строгих правил. Автор подчёркивает, что все дети индивидуальны, поэтому к каждому малышу необходим особый подход. Воспитывая двух дочерей, Сесиль убедилась, что даже в одной семье дети развиваются по-разному.
Однако главный принцип методики – не принуждать ребёнка, а заинтересовывать его – подходит для всех. Новые знания важны и интересны малышу не меньше, чем игры. Обучение должно стать интересным времяпрепровождением для ребёнка и родителя.
Материалы (игрушки)
Для стимуляции органов чувств малыша Лупан рекомендует использовать:
- Разноцветные кусочки ткани, зеркальце, цветные картинки – для стимуляции зрения;
- Самодельное одеяло, сшитое из кусочков ткани различной фактуры (мех, атлас, бархат) – для стимуляции осязания;
- Музыка, колокольчик – для стимуляции слуха.
Когда малыш подрастёт и начнёт говорить, каждое новое слово, произнёсенное им, Сесиль предлагает записывать крупными буквами на листах бумаги. Названия предметов на карточках размещаются в комнате. Так малыш узнаёт, что каждому слову соответствует графическое отображение.
Чтобы привить ребёнку любовь к чтению, нужно превратить процесс обучения в увлекательное занятие. Для этого Лупан советует использовать самодельные книжки, слова в которой пишутся очень крупно. В такую книжку вклеиваются фотографии ребёнка и его игрушек. Малыш будет с интересом изучать книгу о себе любимом.
Особенности методики Лупан
Помимо индивидуального подхода к каждому ребёнку и обучения в форме увлекательной игры, отличительная особенность методики Сесиль Лупан – особое внимание обучению плаванию грудничков.
Хотя некоторым родителям успешно удаётся научить малышей плавать и нырять, большинству российских родителей мешает страх причинить ребёнку вред.
Кому подойдет методика Лупан?
Всегда нужно помнить о том, что родители – лучшие учителя для малыша. Необязательно следовать всем советам и принципам методики, ведь каждый ребёнок неповторим и индивидуален. Изучение этой методики поможет вам научиться развивать ребёнка и прислушиваться к его желаниям. Возможно, вам подойдут некоторые советы, некоторые вы переделаете, а от каких-то откажетесь. С помощью методики Лупан родители смогут разработать собственную систему обучения ребёнка, которая подойдёт именно ему.
Методика Сесиль Лупан
Методику Сесиль Лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. Сесиль Лупан – в первую очередь, это просто увлеченная мама, любящая своих двух дочерей и желающая дать им с самого раннего возраста — разные средства познания мира. Сесиль опробовала методику Глена Домана на своих детях, но у нее не все получилось.
Она отошла от жестких принципов Домана и творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность. Свои методы гармоничного развития дочек и результаты своих занятий с ними Сесиль Лупан описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя»». Во Франции Сесиль Лупан основала общество с таким же названием. В настоящее время множество родителей по всему миру придерживаются ее методики.
Биография
Сесиль Лупан (в девичестве Браи) родилась в 1955 году в Монсе (Бельгия). Она получила профессию актрисы и в течение пяти лет с большим успехом выступала на бельгийской сцене. Но уже тогда Сесиль стали занимать вопросы материнства, и она пришла к выводу, что её предназначение — воспитание и развитие своих будущих детей. «Мне казалось прекрасным носить ребенка под сердцем, дать ему жизнь, вскормить, ухаживать за ним…», — считала Сесиль.
Со своим мужем – Виктором — Сесиль познакомилась в 1979 году, в 1982 году родилась их первая дочка – Галя, в 1983 – дочка Селина.
О методике Сесиль Лупан
В начале своего материнства Лупан заинтересовалась методикой Глена Домана и даже побывала на его семидневном семинаре в Америке. Воодушевившись идеями и энтузиазмом Глена, Сесиль начала заниматься со своей восьмимесячной дочкой Галей математическими карточками с точками. Но она столкнулась с некоторыми трудностями, и хотя и добилась неких результатов, все равно не смогла добиться заинтересованности своей дочери. Вскоре Лупан отошла от методики Домана, сохранив, однако, основные его принципы, которые посчитала единственно верными:
• самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;
• обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
• не надо проверять своего ребенка;
• любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Исходя из этих четырех принципов, а так же используя методики, собранные из различных книг и свою театральную подготовку, Лупан постепенно разработала систему упражнений и игр для детей с самого раннего возраста, основанных на раскрытии их потенциала и формировании их личностных качеств.
Лупан последовала своей интуиции и пришла к выводу, что «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь». Нужно не «обучать» детей по строгому графику (как это принято у Домана), а развивать врождённые «склонности» малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме (как это принято у Монтессори). И опять же не загружать мозг детей информацией, как советует Доман, а учить его эту информацию обрабатывать и обобщать. Т.е. не просто говорить ребенку, что это морковь, это свёкла, это картофель, а ненавязчиво в занимательной форме рассказывать и обыгрывать, как выращивать эти овощи, что из них можно делать и т.д.
Основной принцип методики Сесиль Лупан — обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.
Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», — считает Лупан.
И конечно, в погоне за развитием интеллекта не стоит забывать о чувствах ребенка. Нужно дарить ему любовь, поцелуи и объятия. Дети, уверенные в любви родителей и получившие положительное представление о себе, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир и прекрасно адаптируются к любой возрастной и социальной группе.
«И не следует забывать, что любовь к малышу – это тяжелый труд, ежедневный, ежесекундный…», — пишет в своей книге Сесиль Лупан.
Рождение второй дочери показало Сесиль, насколько дети бывают непохожими друг на друга, и как важно в обучении быть чутким и гибким. Ведь то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого. Поэтому Лупан предупреждает родителей, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные ею.
В книге Сесиль Лупан приводятся конкретные игры и упражнения по развитию двигательной активности, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам, истории, географии, плаванию и верховой езде.
Игры и упражнения в первый год жизни (по книге Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя»)
Первый год – очень важный этап в жизни человека. В течение этого времени процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах:
1. Помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения. Нужно проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые усилия, сделанные им, радоваться его успехам, не давать малышу плакать
2. Стимулировать, насколько это возможно, все его пять чувств. Стимуляция органов чувств очень важна в раннем возрасте, ведь именно так малыш получает сведения об окружающем мире.
Зрение
Состояние высвобожденной двигательной активности. Когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.
Гримасы. Человеческое лицо очень интересует новорожденного. Когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками.
Одноцветные предметы. Предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. Показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать сразу два предмета, потом добавлять по одному)
Украшение кроватки. Прикрепите к стенкам его кроватки кусочки ткани, бумаги или пластика, так как примерно до шести недель головка малыша всегда повернута вбок — независимо от того, лежит ли он на спине или на животе. Как только малыш научится хватать, уберите все, чем он может пораниться, что может проглотить и обо что удариться.
Зеркала. Поместите зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них будут отражаться его движения, и это расширит его мир.
Мобиль. Прикрепите мобиль или длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы малыш мог их достать. «Шахматная доска». Когда ребенок находится на полу или на большом специальном мате, положите перед ним, например, вертикальную дощечку, расчерченную на клетки — черные и белые. Это поможет младенцу фокусировать свой взгляд.
Иллюстрированные карточки. Подготовьте карточки размером 30?30 см. На одних карточках нарисуйте кружки, на других — черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). Разложите их вокруг малыша и периодически их меняйте.
Слух
Приучайте малыша к звуковым контрастам. Вы должны много петь ребенку. Подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. Не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
Высокие и низкие звуки. Заставьте ребенка почувствовать различие между ними. Например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь и т.п.
Кассеты. Ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.
Осязание и хватание
Заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. Массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п.
Лоскутное одеяло. Сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). Дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он «тренировал» свое осязание.
Яркие рукавички. Чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. Для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды:
Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней.
Вкус и обоняние
Запахи растений. Сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). Затем плотно завяж
Поверь в свое дитя — Сесиль Лупан обзор книги
Содержание статьи:
Обложка последнего издания книги на русском языке. Издательство Манн, Иванов и ФерберОб авторе
Сесиль Лупан мама двоих детей из Франции, которая увлеклась темой развития, и в результате предложила собственный оригинальный вариант методик.
Она не является ни психологом, ни педагогом, по профессии она актриса театра. Но она обладает природной проницательностью и наблюдательностью.
Позицию автора к воспитанию детей, можно описать ее же словами:
«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим (которые, безусловно, гораздо меньше, чем я, ее почувствуют)».
О книге
Книга популярна на постсоветском пространстве. Издавалась в последний раз в 2015 году, на данный момент нет в продаже. Как мы смогли разузнать, на родном языке она издавалась один раз в 1987 году. Мы не смогли найти подтверждений, издавалась ли она на английском языке.
Оглавление
Первые шаги
Свой приход к специальным методикам детского развития, С. Лупан начинает с обучения плаванию. В первый главе она описывает как начинала учиться плавать ее 3-х месячная дочка. Она описывает весь процесс обучения с нуля, и обязательным моментом этой методики, является наличие мамы рядом, которая и выступает в роли инструктора. Если же учит незнакомый взрослый, то ребенок просто не сможет учиться и будет плакать, никакого плавания не получится. Важен и внутренний настрой мамы (не только в плавании, но и в любом взаимодействие с ребенком):
«Другая девчушка, от постоянных истерических криков которой мы уже устали, соглашается опустить в воду ноги только до щиколотки. Ей около двух лет. Но ее мама напряжена, как струна. Ей страшно стоять по пояс в воде, она терроризирована криками своей дочери и напугана собственной храбростью, приведшей ее сюда. Она не может расслабиться и успокоить своего ребенка. Малыш очень чутко реагирует на все тайные тревоги родителей, особенно в ситуациях, когда требуется преодолеть барьер. Мать должна себя чувствовать в воде легко и свободно, чтобы ребенок захотел ей подражать».
Вторые шаги
Но как вы уже поняли, плаванием дело не ограничилось. Сесиль Лупан встречает рекламу методики Г. Домана и устремляется в его институт развития человека, отдав последние деньги. Автор подробно рассказывает о своем недельном курсе и о всех «фокусах» что демонстрирует Доман. Она воодушевлена его методикой и надеждами на эффективное развитие своего ребенка.
Не будем вдаваться в подробности, о методике Домана вы можете подробнее прочитать в нашей статье.
Отметим лишь, что к концу этого курса, в гости к ученикам приходят родители, кто уже долгое время занимается данной методикой, вот как автор книги описывает этих родителей:
«Теперь мы снова встречаемся с так называемыми «профессиональными мамами» (примечание: матери кто занимается днями напролет чистой методикой Домана с собственными детьми), которые все свое время, всю энергию и все мысли посвящают физическому и интеллектуальному развитию своих детей. Я с сожалением, отмечаю, что окружающие Домана люди не обладают его жизнерадостностью. Эти «профессиональные матери», которых он учил, собрались, чтобы рассказать о содержании их жизни, о том, что они считают своей основной миссией на земле — они унылы, эти женщины. Среди них есть всего одна, которая благодаря своей прошлой работе (она была диктором телевидения) умеет хорошо держаться. Но ведь я говорю не о внешнем виде (кстати, такое впечатление создалось не у меня одной, мы обсуждали это, когда собирались у себя в гостинице). Эти матери выглядят опустошенными, а их ответы кажутся какими-то застывшими».
Первые ошибки
Автор покидает недельный курс Домана и начинает применять полученные от него знания. Уже буквально через несколько дней работы по данной методике, она разочаровывается в ней:
«Мы повторяем процедуру карточек еще два раза в течение дня и возобновляем ее на следующий день. Однако скоро я начинаю замечать, что мое лицо интересует малышку гораздо больше, чем красные точки. Чтобы отвлечь от себя внимание девочки, я прячусь за карточки. Это выглядит смешно и, кроме того, мешает мне ее видеть. Тогда я отказываюсь от рекомендованного Доманом положения (лицом к лицу) и сажусь рядом с дочкой. Это первый небольшой, но знаменательный пробой в методике. Увы, очень скоро у меня уже ничего не получается. Несмотря на то, что вокруг нет «ни звуковых, ни визуальных отвлекающих моментов», лишь только я начинаю показывать карточки, девочка отворачивается. Наступает разочарование. Я нисколько не сомневаюсь, что для Гали жизненно необходимо узнавать новое, но, очевидно, ей кажется, что карточки тут ни при чем».
«Теперь я начинаю понимать, почему «профессиональные мамы» были похожи на зомби. Их суточный распорядок просто невероятен. Более 60 раз в день они должны переключаться с одних занятий на другие. Если учесть, что основной источник усталости в жизни женщины состоит именно в необходимости бесконечно прерываться, думать о нескольких вещах сразу, успевать в промежутках сделать покупки, приготовить еду, убрать квартиру, поговорить по телефону, погладить, постирать и тому подобное, то при одной лишь мысли, что ко всему этому следует прибавить еще 60 (пусть даже 20) переключений, я становлюсь неврастеничкой. И потом, это же какое-то механическое представление об обучении. Ведь ребенок не счетная машина! У него должно быть эмоциональное и индивидуальное отношение ко всему, что он узнает. Нельзя из малыша делать ходячую энциклопедию, он должен обладать собственной культурой».
«Судя по реакции моих детей на «абстрактные» карточки (математика и чтение), мне кажется, что для того, чтобы добиться поставленной цели, нужно, вопреки всему, навязывать их, подобно воздуху, без которого не обойтись. Ребенок не должен представлять себе жизни вне этого! Как тут не вспомнить высказывания доктора Бразелтона (профессора педиатрии в Гарварде, заведующего отделением развития ребенка детской больницы Бостона). Ему в руки попала популярная брошюра одной из калифорнийских фирм. Ее авторы обращались к молодым родителям со следующим предложением: «За 60 долларов в месяц вы можете получить учебные пособия, гарантирующие, что с их помощью к моменту поступления в школу коэффициент умственного развития вашего ребенка повысится не менее чем на десять баллов». И далее доктор Бразелтон рассказывает, что в конце 60-х годов среди его клиентов были многие родители, которые попали под влияние этого метода и использовали его при воспитании своих детей. Одна такая мамаша привела к нему свою трехлетнюю дочку, и девочка прочла ему страницу из Библии. Но она читала монотонно, без малейшего выражения, лишь иногда прерывалась, чтобы взглянуть на мать, ища у нее одобрения. Закончив читать страницу, ребенок был эмоционально опустошен. Бразелтон проследил за развитием некоторых из этих детей позднее в школе. Как и можно было предсказать, слушая бесцветные, бесстрастные голоса младенцев-чтецов, они быстро потеряли свои преимущества и радости от учебы не получали».
«Как говорит мой опыт и опыт всех тех, кто сам обучал своих детей чтению, последовательный показ карточек с написанными на них словами (как это предлагает Глен Доман) вызывает у ребенка весьма слабый интерес, а точнее сказать — не вызывает его вообще».
Снова ошибки
С. Лупан как истинная француженка, обучает своих детей разбираться в искусстве и показывает им фотокарточки картин известных художников, со временем они начинают ходить в музеи и видеть эти картины в живую. Позже она добавляет к этому показ карточек и на другие темы:
«Я выбираю те области знаний, для изучения которых у меня есть красочные иллюстрации, например птицы Северной Америки, географические карты, портреты исторических деятелей».
Но скоро приходит очередное разочарование:
«Я снова произношу при ней имена многих политических деятелей, не упоминавшиеся мною примерно месяца два. Многие из них (около половины) она помнит. Но я сейчас же замечаю, что она совершенно не видит связи между именами политических деятелей и той «формой», которую называют «страной». Я хотела бы дать ей понятие о географии, а на деле это оказалось всего лишь «пространственной» игрой…
Мой энтузиазм постепенно гаснет… Перспектива ежедневных и однообразных занятий мне кажется не менее тяжкой, чем сизифов труд, а результат столь же далеким, сколь и неопределенным. И разве в этом основы культуры? Тут же просто нагромождение разрозненных сведений, сообщаемых от случая к случаю».
Так С. Лупан полностью разочаровывается в методике Г. Домана и начинает самостоятельный путь развития своих детей, которому и посвящена вторая часть книги.
«Приняв вначале методику, разработанную Доманом, я впоследствии далеко от нее отошла, сохранив, однако, основные принципы, которые считаю единственно верными. Они, безусловно, восходят к далеким временам, так как всегда находились родители, которые понимали, что за обезоруживающей и трогательной неловкостью самых маленьких детей скрывается интеллект со всей его мощью и жадной любознательностью. Эти принципы очень просты:
- Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;
- Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
- Не надо проверять своего ребенка;
- Любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Исходя из этих четырех принципов, я постепенно разработала систему упражнений с учетом реальностей семейной жизни. Я использовала методики, собранные из различных книг, а также мою театральную подготовку, которая очень помогла для проведения придумываемых мною игр».
Лупан продолжатель Домана?
Стоит отметить ошибочность позиции некоторых авторов и родителей. Данная книга не является ни продолжением, ни модификацией методики Г. Домана. Даже поверхностный взгляд на методы С. Лупан, показывает, что между их методами нет никакой связи, несмотря на первую треть книги посвященную его школе. И хотя С. Лупан предлагает несколько методов с карточками, но использует она их совсем по-другому принципу. Лишь внешняя форма нескольких упражнений, дает это ошибочное сходство. В подходе к ребенку и к тому, как воспринимается его личность и возможности, это абсолютно другая методика.
Оригинальное издание книги «Поверь в свое дитя»Собственный путь
Автор не бросает идею развития своего ребенка, и формирует основной принцип:
«Все должно осуществляться обязательно с радостью. Лучше ничего не делать, чем вызывать у ребенка скуку».
Вся вторая часть книги (2/3 от общего объема) представляет собой практическое руководство: сборник упражнений и советов. Сами методы развития, описанные для этого возраста, вполне полезны и перекликаются с методами Прогрессио.
«Упражнений очень много, но совершенно необязательно делать их все, скорее это даже нежелательно. Пожалуй, их следует рассматривать как советы, подсказки, которые должны развивать ваше воображение. И уж ваше дело — составлять меню, но, как и в кулинарном искусстве, оно должно быть сбалансированным! И, конечно же, индивидуальным: каждый ребенок заслуживает личного подхода, и он, безусловно, должен его получить.
Гораздо лучше все делать понемногу и тщательно. Качеству нужно отдавать предпочтение перед количеством. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Постоянно оглядываться на то, что скажут и сделают другие, — далеко не лучший метод воспитания».
Физическое развитие
Достаточно внимания уделено методам физического развития, с рождения до 6 лет. Представлены различные упражнения, игры и гимнастика для ребенка каждого возраста.
Подробно останавливаться не будем, так как данные упражнения хорошо известны и естественны для ребенка и без книг.
Также есть глава про обучение плаванию с первых месяцев и верховой езде.
Чтение и грамматика
Какое детское развитие без научения чтению и письму (ведь это главный запрос родителей)? Автор также не обделяет эти темы и ставит их часто во главе угла.
Карточки и им подобие, автор использует на свой манер:
«Приколите в его комнате на стенку большой лист белой бумаги (если вам жалко обоев, используйте сложенную втрое бумажную скатерть, которая предохранит стену). Напишите на этом листе первое слово или первые слова, которые говорит ваш ребенок… В этот момент достаточно дать понять ребенку, что то, что он говорит, имеет также графическую форму. Каждый раз, когда он скажет новое слово (или новое выражение), и вы видите, что он часто его употребляет и понимает его смысл, торжественно напишите это слово на доске.
Но не забудьте, что в возрасте примерно до трех лет не нужно учить ребенка читать, а надо просто помочь ему освоиться с письменной речью».
«Приготовьте десяток картонных карточек и напишите на них названия находящихся в комнате предметов: шкаф, стол, кровать, ковер, дверь, окно и т.д. В отсутствие ребенка прикрепите эти надписи к предметам, которые они обозначают. Потом торжественно отведите его в комнату и покажите, что на каждом предмете появилось название. Регулярно обращайте внимание малыша на эти таблички и читайте, что на них написано. Ребенок, конечно, скоро запомнит, что такое-то слово означает «шкаф», но произойдет это потому, что табличка, на которой оно написано, прикреплена к шкафу, а не потому, что он сумеет прочесть это слово. Не надо смущаться, ведь в данном случае слова нужны не для того, чтобы он научился их читать, а для того, чтобы служить ему точкой отсчета и материалом для сравнения, когда он встретится с такими же буквами и звуками».
Таким образом С. Лупан переходит к принятому и естественному методу развития — через взаимодействие с ребенком. Когда между родителем и ребенок существует обратная связь. Не односторонняя демонстрация карточек, а диалог, общение. Родитель выступает в роли проводника в мир, который все объясняет и проверяет как ребенок усваивает, происходит настоящий диалог двух сознаний.
Еще больший успех ей приносит «метод создания книжек» про ребенка:
«Я решаю перейти к следующей стадии: первой книжке, которую делаю сама. Я фотографирую Галю в разные моменты дня. Фотографии я наклеиваю на карточки размером 25*25 см. Пробиваю в карточках два отверстия и соединяю их кольцами. На оборотной стороне карточек пишу большими черными буквами фразы, например: «Галя стоит в своей кроватке», «Галя будит папу и маму», «Галя сама сосет свою бутылочку»… Я показываю Гале каждое слово, написанное черными буквами на отдельных карточках, причем делаю это так, чтобы она чувствовала, как из отдельных слов получается связная фраза. Затем я даю ей карточки с целыми группами слов, составляющими какую-нибудь фразу из книжки. Например: «Галя стоит» и «в своей кроватке». После этого я кладу карточки на пол друг на друга рядом со страничкой книжки, точно воспроизводящей карточку, только в более мелком масштабе. Потом я соединяю страницу текста и страницу с соответствующей фотографией полукруглыми кольцами. И каждый раз добавляю новую страницу. Гале только один год и пять месяцев, она еще не говорит целыми фразами. Поэтому я день за днем читаю ей эту книжку, показывая каждое слово».
С. Лупан не только создает книжки с ребенком, но и каждый день занимается первым чтением — когда родитель читает вместе с ребенком, показывая ему каждое слово и произнося его, используя наглядные картинки и изображения слов.
Иностранный язык
Основную мысль автора можно передать в одном предложении — с ребенком на иностранном языке должен говорить носитель языка или постоянно другой родитель. Описаны и другие немного очевидные виды упражнений.
Логика и счет
Автор не обходит развитие логики и счета. Начиная с элементарного познания чисел и отношений между объектами, и заканчивая изучением таблицы умножения и деления. Упражнения хорошо составлены и полезны, они не предполагают привязки к определенному возрасту (как и большинство методов в книге). Родителям самим нужно пробовать вводить их в жизнь ребенка и внимательно следить за тем, как ребенок реагирует — готов ли он уже выполнять такие действия, или еще слишком рано. И главное — интересно ли ему это.
Упражнения С. Лупан по обучению логике и арифметике во многом построены на методах известного профессора математики Зигфрида Энгельманна, который посвятил часть жизни методам обучения детей счету, чтению и интеллекта в целом. Например, его книга «Научите своего ребенка читать за 100 простых уроков» собрала на Amazon 2400 отзывов. К сожалению, на русский язык его книги не переводились.
Книга «Научите своего ребенка читать за 100 простых уроков» Зигфрида ЭнгельманнаИскусство, история и география
Помимо развития таких обязательных знаний как счет, чтение и речь, которые мы видим в большинстве книг по развитию. Нам практически никогда не встречается ни одна методика с системным подходом, которая ставила бы целью развить в ребенке познание не только мира физического, но и мира людей со всем его культурным разнообразием. Этим уникальна методика С. Лупан.
Она предлагает методики по обучению ребенка таким темам как: география, история, искусство: живопись, литература, поэзия и музыка. Им уделяется особое внимание в книге.
Пересказать их все в рамках обзора просто невозможно, но если вы хотите прививать ребенку вкус к культурным ценностям и высокому искусству, то данная часть книги даст вам отличные упражнения и разумный подход. Музеи и оперы будут вам обеспечены.
Но стоит отметить, что некоторая часть упражнений (особенно история музыки), это набор энциклопедических знаний, которые ребенку будут не столь интересны и могут вызвать лишь отторжение к музыке. Но, как и говорил автор, вы свободно можете распоряжаться тем, какие упражнения использовать, а какие нет.
«В апреле 1986 года Жак Прадель пригласил меня выступить в своей передаче «Контакт» на Франс-Интер. Ко мне домой приехал репортер и стал без всякой подготовки расспрашивать моих дочек о том, что они любят. Трехлетняя Галя, которая чувствовала себя вполне свободно с этим симпатичным дядей, рассказывала ему, какие государства находятся на карте Южной Америки, затем прочитала басню Жана Лафонтена «Лиса и Журавль», спела куплеты о Бурбонах и объяснила, между прочим, почему Генриха IV называли «Дамским угодником». Затем она взяла карточки с алфавитом и разложила прописные буквы, каждую рядом с одноименной строчной, при этом называя их. Я заговорила с ней по-английски, и она стала сразу переводить на французский «для дяди». Я дала ей книгу о Брейгеле, которую она стала перелистывать, перечисляя названия картин. В это время молчавшая до того двухлетняя Селина (она стесняется новых людей) не выдержала и сообщила, что в картине «Торжество Смерти» рыцарь погибает, хотя он очень храбро сражается, а трус прячется, но все равно умирает! Живопись — любимый предмет моих дочек, как, впрочем, почти всех детей. Возможно, это связано с тем, что ребята интуитивно чувствуют, что перед ними шедевры мирового искусства. Разговор был записан на пленку и приводился отрывками, иллюстрируя мое интервью. Это было очень удачно, так как убеждало в моей правоте лучше всяких объяснений.
После передачи на меня обрушилась целая лавина писем! Многие из них дали мне возможность подобрать ключ к людям, которые окружают себя забором, как только слышат о раннем обучении. Они не могут поверить, что детям это приносит радость. Не могут с этим согласиться, пока не увидят или не услышат самих детей!
Вот письмо из Гренобля: «С большим интересом я слушала передачу Франс-Интер. <…> Сначала я сомневалась (я тоже очень боюсь ученых обезьянок), но потом была совершенно покорена, когда услышала ваших девочек: в их голосах звучала такая радость, что тут нельзя ошибиться — они действительно счастливы, получая знания!»
Ограничения методики
Какие есть ограничения у методики? Во-первых, она не предусматривает общение с другими детьми, что является крайне важным для ребенка. Во-вторых, методика подразумевает раннее обучение чтению. Целенаправленное обучение ребенка до 5-6 лет буквам и грамматике, считается преждевременным. Принимайте это во внимание. Если у ребенка нет желания этим заниматься, отложите это до подходящего возраста. Каждый ребенок уникален и идет по собственному пути развития, для некоторых детей обучение чтению в 3-4 года может быть внутренним желанием и посильным занятием.
Итог:
Книга написана с большой любовью, и что отличается от книг других авторов и родителей — с уважением к детям. Возможно, это так бросается в глаза, потому что автор на момент написания книги, являлась мамой двух маленьких девочек и весь ее опыт был построен только на них. Хотя автор не является специалистом по детскому развитию, она отлично применяла критический подход к встречающимся методикам развития различных авторов. Такая критическая оценка и разумный подход, доступен каждому родителю. Она смотрела далеко вперед на все методики, которые проверяла.
Несмотря на то, что много материала для упражнений приходилось готовить самой и следить за двумя детьми, она не забывала про саму себя и своего мужа. Эта книга является примером осознанного и сбалансированного материнства, несмотря на все начальные ошибки автора, увлекшись методикой Г. Домана. Даже после первых провальных методик в самом начале пути, С. Лупан не забросила раннее развитие, и нашла подходящие для себя и своих детей методики. Она собрала большое количество действующих и интересных методик и упражнений, которыми не могут похвастаться книги даже многих специалистов в области развития.
Стоит ли книга прочтения?
Если вы хотите получить обширный сборник методов по разным областям, то данная книга будет отличным подспорьем практических упражнений с ребенком. А также глотком свободы разумного материнства. Она может показать вам как видят детство и родительство во Франции, как ощущают себя матери в Европе и какую цель они закладывают при воспитании детей.
По сравнению с другими книгами, она выделяется большим количеством упражнений, которые может применить каждый родитель. И это единственная книга в своем роде, которая ставит цель развить ребенка в областях истории, географии и различных искусств, и формирует у него планетарное мышление. Книга по праву относится к реалиям нынешнего 21 века, хотя написана 30 лет назад.
Ответ Progressio — Да. Это классическое пособие по развитию ребенка. Она поможет воспитать ребенка настоящим гражданином мира.
Раннее мы делали подробный обзор на методику Сесиль Лупан, она также будет полезна к прочтению.
Так как книга больше не продается, оставляем одну из общедоступных ссылок на скачивание https://yadi.sk/i/zIJI5X81Lo7tcA
Наш рейтинг:
- Актуальность знаний
- Достоверность знаний
- Применимость в воспитании
- Эффективность для развития
- Наглядность и доступность текста
- Современность взглядов
9 принципов методики Сесиль Лупан
🏠 » » 9 принципов методики Сесиль ЛупанОсновные принципы метода
В этой статье мы рассмотрим 9 принципов методики Сесиль Лупан.
Метод Сесиль Лупан гласит: «Лучшими педагогами для ребенка являются его родители».
Эту точку зрения подтверждает уникальный педагогический опыт Сесиль Лупан.
Он вдохновит тех молодых мам, которые не хотят педантично следовать чужим рецептам воспитания и предпочитают искать свои пути.
Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет выступала на бельгийской сцене, где имела большой успех.
Как актриса известна под своей девичьей фамилией – Бран. В 1981 году Лупан отправляется в США, где долгое время преподает актерское мастерство. Однако главным делом ее жизни стало материнство. Молодая мать пытается наилучшим способом развить интеллект двух своих дочерей, не перегружая их информацией, чтобы девочки росли психологически здоровыми людьми. Она стала изучать существующие методики воспитания, на практике проверяя их достоинства и недостатки. Наибольший интерес вызвала у нее система раннего развития Глена Домана, семинары которого Лупан посетила в Филадельфии.
Его энтузиазм и вера в огромные потенциальные возможности ребенка вдохновили Лупан на создание собственной системы обучения и развития детей. Исходя из основных мыслей Домана, она попыталась переделать эту методику так, как ей показалось наиболее разумным. В отличие от Домана, который наблюдал сразу за большим количеством малышей и поэтому не мог проникнуть в душевный мир каждого, Лупан, наблюдая только за двумя собственными дочками, очень тонко чувствуя их, попыталась дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется.
Методика Глена Домана рассчитана на среднестатистического ребенка, потому отправная точка для него – возраст.
Сесиль Лупан более тонко подбирает методы обучения; главное для нее – возникновение интереса, учет природных склонностей, индивидуальности малыша.
И вот бывшая актриса написала книгу «Поверь в свое дитя!», которая стала настольной для многих молодых мам. Каждый из родителей найдет в ней массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка, подстраиваясь под его характер и темперамент. Цель книги – дать советы родителям, желающим открыть мир для своего ребенка с самого раннего детства.
Книга не является справочником по уходу за ребенком, не содержит рецептов на тему «Как вырастить гения». Ее основная идея в другом: подсказать родителям, как помочь ребенку открывать удивительный окружающий мир.
Лупан высказывает интересную мысль: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. На искренний интерес способны только родители. Кроме того, для малышей они самые главные и лучшие педагоги.
Лупан расширила и адаптировала к домашним условиям систему развития двигательных навыков Глена Домана, дополнив ее своими упражнениями и системой обучения плаванию новорожденных, разработанную Клэр Тиммерманс, составила программы по обучению детей истории, географии, истории искусств, рисованию, музыке и другим областям знаний.
Методика Сесиль Лупан – ненавязчивая и, можно сказать, душевная, потому что создавалась с любовью к своим дочерям.
Она не дает конкретных рекомендаций, когда, как и чему учить ребенка, а предлагает советы. Потому ее советы-подсказки правильнее рассматривать именно как опыт, а не как методику. Но опыт эффективный!
Ее лекции, теле– и радиопередачи с ее участием до сих пор интересны молодым папам и мамам, а опыт признан во всем мире и используется как родителями, так и педагогами.
9 основных принципов обучения по методике Сесиль Лупан
♦ Знакомство с миром при помощи слуха и тактильных ощущений. Что бы вы ни делали (меняете пеленки, одеваете на прогулку, смотрите в окно), обязательно разговаривайте с ним и давайте изучать предметы на ощупь. Только сочетая зрительные, слуховые и тактильные ощущения, можно говорить о гармоничном развитии ребенка.
♦ Любые занятия с малышом нужно завершать тем, что у него лучше всего получается. Иначе интерес будет утерян надолго! Никакого насилия, только веселая и увлекательная игра, в которую и взрослый, и ребенок играют с удовольствием.
♦ главные преподаватели для малыша – его родители;
♦ обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
♦ не надо проверять своего ребенка;
♦ любознательность поддерживается быстротой и новизной;
♦ если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;
♦ не ограничивайте горизонты вашего ребенка;
♦ заниматься нужно с рождения.
Обучение по методике Сесиль Лупан – это процесс, при помощи которого ребенок приобретает новые знания.
Главное – интерес
В отличие от строго расписанной системы обязательных ежедневных занятий Домана, отступать от которой не рекомендуется, Лупан предлагает «свободный» режим. Она считает, что не стоит превращать жизнь малыша в тяжелую работу, и утверждает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий является неделя. Для этого имеет смысл составить расписание занятий, которые вы хотели бы проводить с ребенком. И не расстраивайтесь, если в течение одной недели вы что-нибудь из задуманного не выполните – у вас всегда будет возможность сделать это в следующую неделю.
Не стоит зря тратить время на подготовку к занятиям – их нужно проводить в любых условиях. По мнению Лупан, гораздо эффективнее ежедневных «занятий» информация, полученная в повседневной жизни. Проводить «урок» можно в любых условиях, без специальной подготовки: на прогулке, в транспорте, в магазине.
Если малыш утратил интерес, не получает удовольствия и не движется вперед в своем развитии, прекратите уроки на несколько недель или даже месяцев.
Это поможет не растерять интерес. Более того, чтобы знания «отстоялись», считает Лупан, нужно время. Когда вы возобновите занятия, то будете приятно удивлены, увидев, какие успехи делает ваш малыш.
И не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение «с максимальной пользой», постоянно занимаясь с ребенком чем-то развивающим. Минуты шумных подвижных игр не менее важны для взаимного общения и понимания друг друга, чем совместные «научные» исследования.
Метод Сесиль Лупан имеет ряд своих особенностей и только родителям решать применять этот метод на практике или нет.
Читать онлайн Поверь в своё дитя
Содержание:
Дорогой русский читатель! 1
Предисловие к русскому изданию 1
Предисловие 1
Часть I. ЖИЗНЬ В СЕМЬЕ — САМОЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ 2
Часть II Практическое руководство 25
Cесиль Лупан
Поверь в своё дитя
Моим родителям и детям —
Тому, без кого не было бы этой книги, так как не было бы любви, поддержки и ребенка
Дорогой русский читатель!
Могла ли я предположить в 1982 г., когда впервые испытала радость от приобщения маленького ребенка к миру знаний, что мою книгу будет читать не только Франция, но и Россия. Россия, с которой связана судьба трех поколений женщин моей семьи! Россия, которая всегда оставалась для меня символом поэтичности и романтики! Теперь Россия проявляет интерес к моему небольшому эксперименту, единственная цель которого создать условия для раннего развития детей, «подставив им наши плечи». Я от всего сердца надеюсь, что те родители, которые смотрят на своего ребенка так же, как я, смогут найти в этой книге источник вдохновения.
Удачи вам!
Сесиль Лупан
Предисловие к русскому изданию
Проблемы ускоренного развития и обучения детей в раннем возрасте для нашего читателя не новы. Конечно же, у многих сейчас же мелькнет мысль: «Ну да, это же, как у Никитиных!». Что ж, они, пожалуй, правы. Б.П. и Л.А. Никитины известны как пионеры этого дела в России. Те, кто интересуется вопросами воспитания маленьких детей, знают их книги, а может быть, и сами бывали в их семье, что-то переняли для себя, с чем-то не согласились, что-то с негодованием отвергли…
А как относятся к раннему развитию детей в других странах, занимается ли кто-нибудь разработкой научных методов такого подхода к детям? Оказывается, занимается и очень серьезно. Тому пример — книга Сесили Лупан, человека, с головой ушедшего в проблемы воспитания и обучения детей.
Книга эта, безусловно, вызовет интерес, ведь у нас фактически, кроме тех же Никитиных и их немногих последователей, никто не писал о специфических условиях и возможностях развития детей в семье, а не в детских садах.
Основная мысль автора: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только их родители. Для малышей они самые лучшие педагоги. С.Лупан не слепо копирует методики американского ученого Глена Домана — руководителя Филадельфийского Института ускоренного развития ребенка, она творчески относится к его рекомендациям, старается добиться успеха там, где сначала ее постигла неудача. В то же время автор неуклонно следует его основным советам: нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты»; но учение — это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще».
В ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Именно поэтому в книге постоянно повторяются рекомендации — не форсировать события и заканчивать любой урок с малышом тем упражнением, тем элементом, которые ему хорошо удаются.
Книга С.Лупан построена на французском материале: реалиях французской истории, европейского искусства, французской литературы и языка. Поэтому при переводе возникла необходимость заменить некоторые приводимые автором примеры — так, вместо басен Лафонтена в русском издании рассматриваются басни И.А. Крылова; вместо стихотворений французских поэтов, которые, по мнению С.Лупан, должны помочь детям постичь смысл тех или иных «вечных» проблем (любовь, смерть и т. д.), в ряде случаев используются другие, более понятные ребенку, с нашей точки зрения, поэтические строки. Грамматические формы французского языка, на которые опирается автор при объяснении малышу основ морфологии и синтаксиса, заменены соответствующими формами русского языка. Тексты считалок и песенок также претерпели изменения.
Кроме того, материалы по истории и географии Франции, а также по истории живописи приводятся в сокращенном виде в качестве примера, следуя которому русский читатель может строить свои занятия.
Иногда при чтении книги может показаться, что автор часто повторяется, иногда даже противоречит сам себе или уж слишком подробно рассматривает некоторые, по нашему мнению, элементарные проблемы, мудрствует лукаво: вряд ли нужны специальные занятия, чтобы малыш понял, где у него ручка, где ножка, кто идет навстречу — кошка или собака… Но все это мелочи. Любой читатель, подготовленный или начинающий, найдет в этой книге массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.
Предисловие
Я впервые увидела Сесиль Браи-Лупан на радио Франс-Интер, куда мы с Жаком Праделем пригласили ее для участия в программе, посвященной проблемам воспитания детей.
Нашей темой была ранняя склонность ребенка к чтению. Сесиль Браи-Лупан относится к тем редким людям, которые сразу же почувствовали разницу между развитием врожденной «склонности» малыша к игре со словами и «обучением» его чтению. Обратите внимание, что я пишу развитие «склонности», а не раннее «обучение» чтению. Слово «обучение» несет в себе идею труда, что несовместимо с маленьким ребенком, и вызывает как в Европе, так и за океаном вопль негодования с требованием «оставить малюткам их детство». Проблема состоит в том, что сегодня мы, стремясь не перегружать младенцев школьными знаниями, впадаем в другую крайность, не удовлетворяя их раннюю любознательность.
Из-за этого маленькие дети очень скучают.
В нашем обществе больше всего скучают «todler», как их называют американцы, то есть малыши в возрасте от полутора до трех лет.
Сверхпрочные, сверхсложные, суперстимулирующие разноцветные пластмассовые игрушки не вызывают у них интереса. Впрочем, будем справедливы:
эти игрушки развлекают их ровно три минуты. Коробка, в которую они упакованы, — четыре. Кастрюли в кухонном шкафу забавляют их более продолжительное время.
Но есть вещи, которые действительно живо интересуют малышей: они прекрасно умеют менять изображение на маленьком экране с помощью пульта дистанционного управления и не устают повторять «Алло» в трубку вашего телефона, нажимая на кнопки аппарата. Ни шлепки по рукам, ни роскошный телефон в виде розового Микки, подаренный в надежде, что он заменит настоящий, ничего не дают, и вас постоянно мучает забота, как обрести хотя бы две минуты спокойствия, не отказываясь от сложных, с таким трудом приобретенных приборов.
Единственное средство ненадолго успокоить ребенка — посмотреть с ним последний выпуск «Бабар», объясняя при этом каждую картинку, или же включить его любимую передачу «Цифры и буквы».
Очень многие маленькие дети обожают играть с написанными и произносимыми словами и, не подозревая об этом, приобретают зачаточное умение читать, к сожалению, так и не получающее развития, потому что никто не помогает им в их открытии. Что же можно требовать от ребенка, который вынужден все узнавать самостоятельно!? Выхватывая на экране то, что предназначено для взрослых, он подбирает по крохам все, что может…
Таков удел любознательности многих детей, которые умеют прочесть на банке слова «Кока-Кола» задолго до того, как учительница обучит их читать очень скучные тексты. Впрочем, весьма вероятно, что по достижении рокового срока обязательного обучения — шести лет — они утратят свой энтузиазм. Ведь жажда открытий, присущая детскому мозгу в определенное время, совпадает с легкостью усвоения, которая затем исчезает. Вот поэтому-то необходимо удовлетворять любознательность малыша в тот момент, когда она у него проявляется.
Именно эту задачу выполняет увлеченная мать Сесиль Браи-Лупан, воспитывая двух своих маленьких дочек. Мы познакомились с ними, когда им было — одной два, а другой три года. Забавляясь, они узнавали картины Ренуара и распевали про историю королей Франции. Вы правильно прочли, именно:
«забавляясь»!
Эта великодушная молодая женщина не побоялась обобщить в книге свой личный опыт, стремясь передать его другим родителям. Она прекрасно преуспела в этом, и многие из вас смогут раскрыть перед своими малышами обширный мир общения во всем его многообразии.
Я уверена, что преподаватели также не останутся равнодушными к этой книге, так как они уже начинают пересматривать слишком узкие возрастные границы, установленные чрезвычайно давно для перехода к подготовительному обучению.
Эдвиж Антье
с верой в своего ребенка
Разработанный бельгийкой Сесиль Лупан метод развития и воспитания детей не считается сугубо научной практикой: скорее, это методика разностороннего развития ребенка с ориентиром на индивидуальные особенности и интересы. По большому счету, методика Лупан – это правила воспитания, разработанные заботливой матерью, любящей, но не обожествляющей своих детей (Сесиль является мамой двух дочерей).
История возникновения
Методика Сесиль Лупан отличается душевностью и ненавязчивостью – очевидно, автор прошла каждую ступень самостоятельно, и все аспекты опробовала на практике.
Будучи профессиональной актрисой, мадемуазель Лупан участвовала во многих спектаклях и пользовалась большой популярностью. Выступала Лупан под псевдонимом – Сесиль Бран. В 26-летнем возрасте женщина решила перебраться в США: в этой стране она занялась преподаванием актерского мастерства. Примерно к этому времени относится интерес Лупан к раннему развитию ребенка.
Этот интерес быстро перерос в основное увлечение Сесиль. Сейчас Лупан – мировая знаменитость, эксперт в сфере воспитания детей.
Методика развития ребенка по Лупан включает развитие интеллекта и укрепление психологического здоровья детей. Лупан желала предоставить своим детям инструменты спокойного развития в окружающем мире, познания себя и того, что окружает ребенка. К разработке собственной методики Сесиль пришла через работу Глена Домана о развитии ребенка. С внедрением суровых правил Домана у нее возникли проблемы, и Лупан решила переработать структуру этой методики.
Сесиль сделала основной акцент на эмоциональной стороне процесса воспитания детей. Разработанная Лупан концепция стала основой ее бестселлера «Поверь в свое дитя». Через некоторое время после выхода книги, автор сообщила об основании одноименного общества во Франции. Сегодня развитие ребенка по Лупан стало популярнейшим явлением во всем мире.
Успех методики Лупан, если сравнивать ее с работой Глена Домана, связан, прежде всего с камерностью. Тогда как Доман наблюдал большое количество чужих детей, не имея возможности глубоко погрузиться во внутренний мир ребенка, Лупан воспитывала лишь двух девочек – своих дочерей.
Доман огромное значение уделял возрасту и исходя из этого расписывал процедуры. Лупан ориентировалась на проявление интереса ребенка к различным явлениям. Методика Сесиль Лупан отличается определенной тонкостью и индивидуальной «заточенностью».
Описание методики
В ходе своих выступлений С. Лупан любит повторять:
«Ребенок – не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь»
Лупан предложила разделять внимание на две основные категории:
- Внимание-опека.
- Внимание-интерес.
По ее мнению, ребенку требуется именно интерес. Родительской опеки – постоянного внимания к тому, чтобы малыш не угодил в какую-то неприятную ситуацию – для эффективного развития недостаточно. Ребенок должен находиться с родителями в постоянном контакте, заниматься с воспитателем чем-то интересным, рисовать, читать сказки, лепить. В этом, по мнению Лупан, и должна заключаться методика развития ребенка как личности.
Важно, чтобы ребенок видел искренность интереса взрослого человека к себе. Лупан подчеркивает, что внимание не должно переходить в навязчивость. Занятия должны чередоваться с периодами, когда малыш предоставлен сам себе. Время, посвящаемое воспитанию, должно проходить с максимальной отдачей.
Вот несколько советов по развитию ребенка, которые Сесиль Лупан озвучила в ходе одной из своих лекций:
- Усилия детей, их успехи должны поощряться.
- Родителям нужно научиться искренне интересоваться деятельностью детей.
- Нужно выполнять вместе с ребенком упражнения на развитие всех органов чувств, включая зрение, осязание и слух. Так малыш повысит свои знания о мире.
- Игра должна быть остановлена вовремя: до того, как она надоест малышу. Новизна – главное «топливо» любознательности.
- Никогда не следует «проверять» ребенка, нужно верить в него, и всегда давать ему шанс проявить себя.
Методика Лупан, в отличие от научного труда, на который опиралась исследовательница, щадящая, отстраненная, что делает ее весьма привлекательной.
Основные принципы методики
После того, как С. Лупан прекратила следовать домановской методике, она вовсе не отказалась от основных принципов его монументального труда по раннему развитию детей. Женщина заявила, что эти принципы незыблемы:
- Лучшими преподавателями для ребенка являются мама и папа.
- Процесс обучения и процесс игры должны быть объединены. Игру прекращают до того, как кроха устанет.
- Любые проверки ребенка следует исключить.
- Жажду познания мира в ребенке поддерживают новизной и сменой занятий.
На основе этих ключевых выводов и строится методика Сесиль Лупан. Большим подспорьем Лупан в ее работе стали ее актерские способности и опыт работы в театре. Родителям, по мнению исследовательницы, необходимо развивать в себе талант актера, который есть в каждом человеке.
На основе литературных источников, Лупан создала систему развития детей начиная с младенчества: система включает игры и упражнения, раскрывающие потенциал малыша, закладывающие в него личностные качества.
По мнению Лупан, развитие ребенка во многом интуитивно, и строгого домановского графика придерживаться не следует. Воспитатель, как приемная станция улавливает сигналы, идущие от маяка, в роли которого выступает малыш. Нужно следить за тем, что интересует детей, расширять и дополнять этот интерес.
Не нужно перегружать детей информацией – следует обучать их ее усваивать и понимать. Если просто сказать ребенку, что данный овощ является морковкой, он получит лишь абстрактное знание. Лупан советует в форме веселой игры рассказать, как морковку выращивают, какие из нее готовят блюда, как морковку кушают зайцы и проч.
Методика Сесиль Лупан основана на ключевом принципе – обучение-игра должна доставлять удовольствие и детям, и родителям: лишь в этом случае малыши будут познавать мир с легкостью и огромным интересом.
Постоянная опека заглушает творческие порывы ребенка, а постоянная помощь родителей – в построении домика из кубиков или в перемещении из кухни в зал – станет для ребенка нарушением его личного пространства.
Стараясь развить интеллект ребенка нельзя забывать о том, что маленький человечек априори жаждет любви. Малышу необходимы ласковые прикосновения и поцелуи.
Дети должны твердо знать – родители их любят, считают самыми прекрасными и умными. В условиях положительного отношения ребенок развивается гораздо быстрее, он открыт всему новому.
Методика Лупан – это тяжелейший родительский труд. Работа эта выполнима лишь при условии, что мама и папа любят свое дитя.
Когда у Сесиль родилась вторая дочь, женщина поняла, что каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Лупан подчеркивает, что слепо следовать советам по воспитанию детей нельзя. Если упражнения не воспринимаются ребенком – от них нужно отказаться. Принуждение – не метод Сесиль Лупан.
В главной книге С. Лупан – «Поверь в свое дитя» — приведено множество дисциплин, повышающих моторику ребенка, его интерес к изображениям, к музыке, к спорту и наукам.
Дисциплины: первый год жизни малыша
Маленький человек получает огромное количество информации, именно в этот отрезок времени начинает формироваться личность. Методика Сесиль Лупан позволяет достичь несколько главных целей:
- Малыш обретает позитивный взгляд на себя и свое место в мире. Родители должны всячески демонстрировать ребенку свою любовь, хвалить его, отвлекать от слез забавными играми.
- Благодаря применению специальных упражнений, стимулируются 5 основных чувств малыша, участвующих в процессе познания.
- Повышение моторики.
- Заложение языковых основ.
Упражнения для стимуляции органов чувств (до шести недель)
Зрение
- Играя с грудничком, мама или папа должны поддерживать его головку: это позволит ребенку спокойно разглядывать окружающий мир.
- Новорожденные проявляют огромный интерес к изменениям человеческого лица. Гримасы, которые делают родители, веселят и успокаивают малыша. Конечно, гримасы должны быть не страшные.
- Игрушки малыша должны быть яркими, позитивными.
- До возраста шести недель ребенок всегда держит головку немного вбок. Ему будет приятно видеть на кроватке какие-то украшения. Когда малыш освоит навык хватания, все предметы можно убрать.
- Мир ребенка расширят зеркала – их нужно разместить у изголовья его кроватки.
- Малыш научится фокусировать взгляд, если во время игр на полу положить перед ним бумажную шахматную доску.
- Зрение малыша улучшает использование карточек с изображением различных геометрических фигур. Раскладываем карточки вокруг ребенка и время от времени их меняем.
Слух
Развитие ребенка и полная тишина несовместимы. Но и сильный постоянный шум должен отсутствовать. Малыша нужно познакомить с различными звуковыми «эффектами» — тихими и мелодичными. При разговоре нужно чередовать интонацию, изображая как высокие, так и низкие звуки. Отличный пример – изображение мамой разговора мышки и медведя. Детишки очень интересуются звуками, которые издает колокольчик, или, например, пакетик с орешками.
Осязание
Малыш должен познавать свойства различных предметов: кусочка бархатной ткани, шелкового платочка, кусочка меха. Ребенку очень нравится дотрагиваться, ощущать предмет ладошкой.
Для развития у малыша хватательного рефлекса, нужно сконцентрировать внимание крохи на его ручках. Это помогут сделать яркие рукавички.
Дав ребенку гладкую палочку, попробуйте легонько отобрать ее у него. Если ребенок заинтересуется игрой, попробуйте провести следующую процедуру. Малыш лежит на спинке в кроватке, помещаем палочку над ним и ждем, пока он вцепится в нее ручонками. Попробуем приподнять его над кроваткой.
Вкус, запахи
Тканевые мешочки с ванилью, лавандой или базиликом помогут научить ребенка распознавать запахи. Даем малышу понюхать мешочек и произносим название растения, которое в нем размещено.
В качестве игрушек лучше использовать вещи – ложку, катушку от ниток, журнал, носочек. Предметы нужно вовремя менять, чтобы ребенок не устал от них.
Развитие двигательной активности
- Новорожденный малыш должен обладать просторной кроваткой, в которой он сможет легко поворачиваться.
- Днем малыша нужно приучать к лежанию на полу на животике в окружении стимуляторов зрения – тканевых отрезков, игрушек яркого цвета, яркой бумаги. На спину ребенка кладут, когда хотят с ним поиграть и развить у него хватание.
- Достаточно опасное упражнение, которое должно проходить под постоянным наблюдением. Ребенка садят на гладкую широкую доску, приподнятую от пола на 20 см. Малыш съезжает вниз.
Гимнастические упражнения для новорожденных малышей (первые 6 недель)
Методика Сесиль Лупан подразумевает выполнение гимнастических упражнений:
- Скрещиваем ручки ребенка, немножко их тянем.
- Аналогичное упражнение делается для ножек.
- Пощекотав животик ребенка, переворачиваем его на спину.
- Кладем ребенка на плечо и кружимся (осторожно!). Имитируем плавание ребенка в воздухе.
- Упражнение с резиновым шаром: кладем младенца на шар и двигаем круглую сферу. Внимательно следим, чтобы ребенок не ударился.
Первый-четвертый месяц развития младенца
Манеж – враг подвижности. Желательно его не применять или использовать очень редко. Комната малыша должна быть сформирована таким образом, чтобы он был в безопасности, но имел возможность «гулять», сколько хочет.
Учите ребенка держать равновесие у кроватки. Придерживая кроху, направляем его вдоль твердой планки детской кровати.
Малыш уже пытается встать на четвереньки. Маме или папе нужно помочь ему, поддержав его ножки.
Гимнастические упражнения в возрасте от 1 до 4 месяцев
Делаем те же упражнения, что и на этапе №1, но усложняем их и ускоряем ритм. Однако, форсировать события не следует: развитие ребенка процесс неторопливый и аккуратный. Если поспешить, малыш перепугается и «замкнется».
Период от 4-х месяцев до года
- В комнату, где находится малыш, помещаем предметы, выполняющие роль опоры для крохи при попытке ходьбы. Предметы размещаем так, чтобы карапуз мог свободно перемещаться между ними.
- В это время ребенок уже желает самостоятельно ходить по квартире. Помещение должно быть готово к таким переменам. Делаем так, чтобы малыш не достал какой-нибудь опасный предмет.
- На прогулке побуждаем малыша ходить. Когда ребенок стоит около лавочки, держась за нее ручонками, зовем его: желание побыть в объятиях мамы или папы может побудить кроху преодолеть небольшое расстояние.
- Под внимательным присмотром поощряем малыша к покорению лестницы.
- Коробки – отличная вещь для игры. Там можно прятаться, стучать по ним, прятать в них игрушки.
- На этом периоде развития начинается обучение равновесию. Для этого нужно приобрести специальное гимнастическое бревно для маленьких детей.
Гимнастические упражнения для периода 4 месяца — 1 год
- Кладем ребенка себе на плечо и кружимся.
- Мама и папа берут кроху за кисти рук и лодыжки и раскачивают.
- Кружим ребенка, держа за кисти рук, затем – за ножки.
- Подбрасываем и ловим ребенка.
Упражнения для развития у младенца языковых навыков (4 месяца – 1 год)
Методика Сесиль Лупан ориентирована на развитие речи у ребенка. Речевые навыки начинают формироваться до того, как малыш артикулировал первое в своей жизни слово. Первому слову предшествует длинный процесс. Воспитатель может ускорить это событие.
- Говорим с ребенком, объясняем малышу окружающий мир, рассказываем, кто живет в квартире, какие вокруг малыша происходят события, находятся предметы.
- Во время массажа малыша, называем каждую часть тела. Например, массажируя ручку, говорим: «рука».
- Показываем ребенку карточки с различными изображениями, называем, что там нарисовано.
- Рассказываем крохе истории о себе, окружающих предметах, людях, о самом малыше.
- Варьируем речь. Используем тонкий голос, грубый, в зависимости от персонажа, которому он принадлежит.
- Стараемся воспроизводить звуки, издаваемые малышом. Малыш зевнул – мама зевнула. Так кроха поймет, что он общается.
- Считалочки, песенки, колыбельные – незаменимые помощники.
Минусы методики
Несмотря на очевидные плюсы и даже революционность, методика Сесиль Лупан имеет два серьезных минуса.
- В книге «Поверь в свое дитя» значительное место уделено плаванию и нырянию грудничков, что является спорной практикой, которую многие родители не одобряют.
- Методика Лупан – индивидуальная, личная, она создала ее, основываясь на опыте развития собственных дочерей. Наилучшим вариантом будет создание индивидуального курса для ребенка на основе разработок Лупан.
Развитие ребенка по Сесиль Лупан – традиционная, домашняя методика, ее рекомендуется использовать для воспитания малыша в кругу семьи.
В следующей статье рассмотрено как Сесиль Лупан предлагает развивать ребенка после года.
Сесиль Лупан — методика раннего развития: за и против
Здравствуйте, дорогие родители!
Продолжаю делиться с вами методиками раннего развития детей. В свое время я изучила многие и старалась применять к своему сыну. Конкретной методики я не придерживаюсь, беру что-то от одной, что-то от другой. Сесиль Лупан методика раннего развития, хочу рассказать сегодня о ней.
Об авторе
Автором данной методики является Сесиль Лупан, родилась (1955 г.) она в Бельгии, в настоящее время живет во Франции.
По образованию актриса и даже принимала участие в съемках и театральных постановках.
Но пришло время и Сесиль родила двоих девочек погодок и актерская карьера отошла на второстепенный план, а точнее вовсе была заброшена.
Все мысли ее были заняты воспитанием девочек, их образованием и любовью к ним. В общем она посвятила себя им.
Все началось с методики Г. Домана, она всерьез ею заинтересовалась. Даже посещала его семинары в Америке и стала применять на своих дочерях.
Но столкнулась с тем, что ее дочки не были заинтересованы подобными занятиями.
Тогда Сесиль решает ввести свои коррективы в обучение, разрабатывает собственную методику и пишет книгу «Поверь в свое дитя» (скачать), в которой она подробно описывает принципы своего подхода с практической частью, где дает подробный курс по занятиям и упражнениям.
Суть методики
Методика Г. Домана показалась ей слишком жесткой и она решает добавить эмоциональности и мягкости.
Рекомендует не ставить перед родителями и детьми твердых условий, которые необходимо выполнить в установленное время во что бы-то ни стало.
Сесиль позиционирует распланировать занятия на неделю и заниматься столько, сколько будет комфортно вам и ребенку.
Если вы что-то не успеете выполнить, всегда можете сделать это в другой раз. В общем добавила свободы перед родителями, чтобы строгая систематизация занятий не была каторгой для родителей и тем более для малыша. Ведь бывает и такое, что ребенок не хочет именно сейчас заниматься тем, чем нужно.
Родители — это первые учителя своего ребенка. И каждый ребенок стремиться познать этот мир, вы должны помочь ему сделать это, посредством игры. И эту игру нужно закончить прежде, чем ему станет скучно и неинтересно.
И не нужно проверять знания у малыша, которые вы ему даете. Иногда даже маме может показаться, что ребенок совсем не усвоил материал. Но это не так. Знания должны настояться и проявятся в самый неожиданный момент.
Подогревать интерес ребенка, не заставлять его заниматься. Улавливать его желания, чем он хочет заниматься, к чему тянется, к чему стремится, не навязывать свое мнение и свои уроки. Не придерживаться сухому и строгому режиму, как у Домана. На этих основных принципах базируется ее методика.
Сесиль считает, что каждую минуту рядом с ребенком можно проводить с пользой для него и для саморазвития мамы.
Но опять же, не слишком досаждать его своей опекой, давать ребенку быть самостоятельным и учится принимать собственные решения и делать выбор.
Занятия не должны занимать весь день, нужно время для отдыха и расслабления, и в конце концов небольшого бездельничания, в этом тоже есть своя польза.
Не загружать ребенка информацией, которую без применения он быстро забудет, а повторять ее вновь и вновь в своих играх и занятиях, на прогулках.
При подобном подходе к занятиям, автор считает, что дети стремятся к обучению сами, им оно нравится и приносит удовольствие, им интересно заниматься, они быстрее развиваются.
Поощряйте любознательность ребенка и не ограничивайте его каким-то определенным местом, пусть он играет и исследует везде, где только максимально возможно.
Побольше общайтесь и проговаривайте все, что происходит с вами.
Для какого возраста подходит методика
Методика рассчитана для раннего возраста и может применяться уже с первого месяца от рождения. Конечно, там будут минимальные нагрузки физического плана, как массаж, легкая гимнастика, сенсорные упражнения. Далее к году и старше, добавляются упражнения на интеллектуальное развитие.
Но это вовсе не означает, что если вы читаете эту информацию и хотели бы по ней заниматься, а вашему ребенку уже не год, а два или три. Данную методику вы можете использовать в любое время, вплоть до начальной школы.
Многие родители ошибочно считают, что ребенок чем старше, тем легче он будет осваивать материал, тем легче ему что-либо объяснить. Отчасти это верно, но суть здесь в том, что вы должны уловить тот момент, когда ребенку будут интересны эти занятия и он сам к ним потянется без принуждения.
На начальном этапе занятий для малыша родителям важно дать малышу следующие знания:
- Положительное осознание себя, как частицу этого мира.
- Активизировать двигательную активность малыша на сколько это для него возможно.
- Задействовать все органы чувств, в том числе и основы речевой активности.
Задействуем органы чувств
Зрение — игры и упражнения с зеркалом, гримасы, украшение детской комнаты или кроватки малыша.
Слух — побольше пойте своему ребенку и не обязательно колыбельные песни, но и веселые или грустные. Можете включать малышу классическую музыку, отлично подойдет, например, Моцарт. Разговаривайте с ребенком разной интонацией и смотрите, чтобы он прислушивался и различал звуки.
Осязание — почаще делайте массаж и используйте разные тактильные материалы: игрушки или просто тряпочки разной фактуры. Учите малыша хватать различные предметы.
Вкус и обаняние — можете сшить ребенку мешочки из ткани (саше) и наполнить их небольшим количеством разных трав (но только, чтобы запах был приятным) и учите ребенка нюхать, следите, чтобы не было аллергической реакции.
Всегда проговаривайте малышу названия того, что он кушает: морковь или суп, яблоко. Давайте играть малышу с кухонной утварью, путь это будут разные ложки, поварежки, лопаточки или кастрюльки.
Двигательная активность — занимает здесь не последнее место. В книге довольно популярно описаны упражнения и как их выполнять. Сесиль считает, в возрасте от 2 до 6 лет обязательно заниматься с ребенком всеми доступными видами спорта: лыжи, коньки, гимнастика, велосипед, футбол и конечно же плавание.
Развитие речи — так же подробно описано в книге, как увеличить словарный запас. Значительное внимание уделено поэзии, басням, песням. Даются различные занятия на развитие речи, рекомендовано побольше читать ребенку книг. Можно посещать кукольный или другой театр.
Так же вы узнаете, как обучить ребенка грамматике, чтению и письму, как на родном, так и на английском языке например. Изучите буквы в виде забавных рисунков, которых она сама придумала, чтобы ребенку было легче их запомнить.
Скачать алфавит С. Лупан можно здесь.
Плюсы и минусы методики
Плюсов на самом деле больше, чем минусов. И вообще, мне методика кажется приемлемой. Учитываются эмоциональное состояние ребенка, его желания, что не может положительно не сказаться при формировании личности. Ребенок на занятиях тесно общается с мамой, происходит разноплановое развитие.
К минусам стоит отнести то, что как ни крути, а времени все равно нужно потратить немало для проведения подобных систематических занятий.
Дидактический материал, всевозможные карточки, книги, (чем больше, тем лучше), подготовка мамы к занятиям с малышом, посещение различных секций, если хотите ребенка обучать разным видам спорта. Все это требует немало сил, времени и конечно же денежных вложений.
Надеюсь, статья оказалась для вас полезной!
Развивайтесь и чаще улыбайтесь!
Пишите комментарии и заходите в соц. сети
С уважением, Юлия Полонская