Родительский дневник – Как установить связь между родителем и ребенком / несколькими детьми? – Портал службы поддержки

Преимущества использования родительского профиля – Портал службы поддержки

В Дневник.ру возможно создание профилей как для обучающегося, так и для родителя/законного представителя.

Регистрация и использование родительского аккаунта имеет следующий ряд преимуществ.

 

Данные о всех обучающихся находятся в разделе «Дети»

Если у родителя есть несколько детей школьного возраста, возможна «привязка» всех профилей обучающихся в одном родительском аккаунте.

Таким образом, в разделе «Дети» будет отражена информация по каждому ребёнку, и родителю не потребуется запоминать и вводить несколько различных комбинаций логинов и паролей.

 

 

 

Примечание: функция доступна даже в случае, если дети посещают различные образовательные организации.

 

Информационная безопасность

Если и родитель, и обучающийся используют один аккаунт (например, созданный на имя ребёнка), то у обучающегося есть возможность:

  • сменить логин и пароль в настройках профиля без ведома родителя;
  • убрать из настроек номер телефона и email также без ведома родителя.

Данные действия могут препятствовать доступу родителя в Дневник.ру.

Технически «продвинутые» дети могут попробовать изменить отображение оценок в HTML-кодировке страницы и попытаться показать родителям некорректную информацию.

Во избежание подобных ситуаций сотрудники Дневник.ру рекомендуют регистрировать как личный профиль обучающегося (логин и пароль от которого известны непосредственно обучающемуся), так личный профиль родителя (логин и пароль от которого известны только родителю и недоступны ребёнку).

 

Общение в проекте

В системе Дневник.ру реализована возможность обмениваться личными сообщениями.

У родителя может возникнуть потребность направить сотруднику конфиденциальное сообщение, и это невозможно будет осуществить, используя с ребёнком один аккаунт на двоих.

 

  

 

Дополнительные функции

Некоторые приложения (например, приложение «Аналитика оценок») только в родительском аккаунте могут предоставить всю интересующую информацию сразу по всем детям.

 

 

3 простых способа мотивировать ребёнка к учёбе с помощью электронного дневника

3 простых способа мотивировать ребёнка к учёбе с помощью электронного дневника

Одна из сложнейших задач во взаимоотношениях родителей с ребёнком – не заставить, а мотивировать его что-то сделать. Однако не все папы и мамы задумываются об этом, полагая, что только жёсткий контроль поможет их детям.

Если ввести в поисковик фразу «как заставить ребёнка», то самые популярные вопросы, которые он автоматически добавит, будут начинаться со слова «учиться». Как же сделать так, чтобы школьника не приходилось к этому принуждать, но уроки он всё-таки делал, да ещё и с энтузиазмом?  

Развивать самостоятельность

Важно позволять ребёнку самому делать решающие шаги. Например, приготовить ужин по особому рецепту или искупать собаку после прогулки в дождливый день. Такие ситуации надо создавать чаще, чтобы дети чувствовали – родители им доверяют. Прибавьте к этому эмоции, которые ребёнок испытывает, когда самостоятельно с чем-то справляется, и получится готовая мотивационная формула.

Она хорошо работает и в учёбе. Не стоит мучать детей вопросами о том, что им задали, если родители сами могут посмотреть это в электронном дневнике в любой момент. У ребёнка пропадает раздражающий фактор под названием «меня постоянно контролируют», в то же время он прекрасно осознаёт, что мама и папа и так знают, что за уравнения ему сегодня надо решить по алгебре, и какой параграф выучить по истории. Поэтому лучше сделать «домашку», не дожидаясь утомительных вопросов.

Самостоятельность у ребёнка можно развивать и в период карантинов. Преподаватель математики Республиканского физико-математического лицея-интерната Нелли Маргиева поделилась, что в это время с помощью электронного дневника отправляет учащимся ссылки на видео с объяснениями новых тем.

«Учитель может сам записать видео или сделать подборку. В нашей школе это активно практикуется. В Дневник.ру мы выкладываем ролики на 10-15 минут, и ребенок может посмотреть и самостоятельно пройти тему», – рассказала педагог.

Проявлять внимательное участие и заботу

Известный психолог Михаил Лабковский советует: «Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учёбе вообще».

Еще с советских времен наши родители ориентированы на оценки. Однако большее внимание стоит уделять не баллам, а причинам их появления в школьном дневнике.

«Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?». И это правильно», – вспоминает Михаил Лабковский.

Речь не идет о том, чтобы совсем не следить за успеваемостью детей. Важно делать это правильно. К примеру, вместо того, чтобы сразу ругать ребёнка за плохую оценку по контрольной, можно узнать, как её написали другие ученики в классе. И выяснится, что большинство справилось с ней на таком же уровне. Ведь в этот день рядом со школой ремонтировали дорогу, и за окном стоял такой шум, что никто не смог сконцентрироваться на задании.

 «С помощью электронного дневника всегда можно написать сообщение учителю и уточнить, действительно ли ваш ребёнок слабее всех справился с контрольной? Какую тему ему стоит подтянуть? В Дневник.ру есть дополнительное приложение «

Аналитика оценок» для школьников и родителей, с помощью которого найти ответы на эти вопросы можно самостоятельно», – советует Любовь Николаева, директор по коммерческим сервисам Дневник.ру.

Сервис можно подключить по желанию за небольшую плату. Он позволяет узнать рейтинг ученика в классе и сравнить его успеваемость с одноклассниками. Родитель может кликнуть на конкретную отметку по любому предмету и получить наглядную информацию, за какую работу она получена (опрос на уроке, контрольная или самостоятельная), сколько учеников выполняло задание, и какова успеваемость в целом по классу.

«Я как член родительского комитета всегда интересовалась успеваемостью в классе и часто звонила учителю, чтобы узнать, как дети написали контрольную или диктант. А теперь могу сама посмотреть, какова общая картина с помощью приложения «Аналитика оценок»»,

– рассказывает мама учеников школы №9 (г. Усть-Илимск) Алёна Назарова.

Сравнение среднего балла ученика со средним баллом всего класса 

Приложение доступно как в веб-версии, так и через AppStore и GooglePlay для смартфонов. Оно не является обязательным, поскольку реализовано как дополнительный сервис, который позволяет частной компании «Дневник.ру» возвращать вложенные в создание и развитие цифровой образовательной платформы средства (напомним, что Дневник.ру не получает никакого финансирования из федерального или регионального бюджетов на свой проект). Основной функционал системы (оценки, расписание, задания и прочее в web-версии) доступен пользователям бесплатно. Больше информации о приложении «Аналитика оценок» можно найти здесь.

В последнее время интерес родителей к подробной аналитике успеваемости детей растёт. Только с начала 2018 года количество пользователей приложения увеличилось почти на 100 тысяч человек.

Анализ успеваемости полезен и для самих школьников. Он помогает создать атмосферу здоровой конкуренции, мотивирует учеников улучшать свои результаты.

«Мои дети тоже подписаны на «Аналитику оценок», это их очень стимулирует. Каждый день смотрят, какой у них рейтинг в классе. Переживают, если рейтинг снижается, и исправляют плохие оценки. Перед окончанием четверти это особенно полезно», – делится Татьяна Каримуллина, мама учеников гимназии №1 им. АА. Иноземцева (г. Братск).

Рейтинг в классе анонимный, но позволяет увидеть своё место в общей картине

Получать удовольствие от внеучебных побед

Ребёнку важно быть в чём-то лучшим, чтобы стимулировать внутреннюю мотивацию. Не обязательно по школьным предметам. В спорте, музыке, танцах или игре с папой в шахматы.  

Поощрять интересы детей можно и с помощью электронного дневника. Сегодня он не просто дублирует бумажный, а позволяет, например, участвовать в массе конкурсов.

«На нашем сайте есть специальный раздел «Конкурсы», в которых бесплатно может поучаствовать каждый. Это реальная возможность для школьников проявить себя и свои творческие способности, посмотреть на работы других детей и выиграть призы», – поясняет менеджер по работе с клиентами Дневник.ру Виктория Сенева.

На страницах образовательной платформы ребята могут посоревноваться в умении читать рэп, снимать оригинальные фото и видео. Или мастерить поделки из коробок от фруктового сока, как третьеклассница Нина Драчевская из гимназии №1 города Астрахани. В качестве приза за проявленную фантазию девочка получила интерактивную доску, которую передала своей школе на торжественной линейке. Помимо победителей нередко отмечают и участников. Ведь даже маленькое поощрение в виде грамоты за проявленную инициативу важно для ребёнка.

Продемонстрировать внеучебные успехи можно и в социальных проектах.

Сегодня на платформе реализуется совместная с Минфином РФ инициатива по повышению финансовой грамотности пользователей. В легкой и доступной для ребенка форме комикса можно узнать, как безопасно пользоваться банковской картой, накопить на велосипед, разобраться во вкладах и кредитовании и поделиться полезной информацией с родителями. Ведь далеко не все взрослые знают ответы на эти вопросы.

Вспомните себя в детстве: нам кажется, что мы сами всё знаем, а родители постоянно пытаются научить нас уму-разуму. Когда роли меняются, и ребёнок демонстрирует умение или знание, которым не владеют мама и папа, он ощущает, что сам может их чему-то научить. Радость от этого чувства – тоже отличная мотивация к изучению нового.

Краткий гид по основным правилам, которые помогут учиться без принуждения и контроля, читайте в блоге Дневник.ру на образовательном портале Newtonew.

Методическая разработка (1 класс) по теме: Родительский дневник

 

Помните!

  • Если вы воспитываете детей, ведите дневник, оглядывайтесь на свой личностный рост и свои способности. Есть ли у вас те качества, которые вы хотите воспитать в своих  детях?

Скоро вы убедитесь в том, что ваша личность и есть главное средство воспитания и что вы воспитываете ребёнка, даже не задумываясь об этом,  – одним своим существованием рядом с ним.

  • Вся ваша жизнь движется ЛЮБОВЬЮ. Охраняйте любовь вокруг себя, растите её в себе.
  • Равнодушие взрослых страшнее, чем принято об этом думать.

РАДУЙТЕСЬ каждой минуте, проведенной рядом с ребёнком!  Это сблизит вас.

Дорогие родители!                                                                

«Родительский дневник», который вы держите в руках, разработан в помощь родителям младших школьников. Задания дневника помогут родителям лучше понять своего ребёнка. Памятки и рекомендации пригодятся в решении различных жизненных ситуаций.

Меня зовут ________________________________________________________

Моего ребенка зовут ________________________________________________

Он (а) учиться в _______ классе

Я знаю друзей своего ребенка _______________________________________

__________________________________________________________________

Я люблю в своем ребёнке ___________________________________________

__________________________________________________________________

Рисуем портрет своего ребенка

Задание 1. Родитель – художник, а сын (дочь) – модель. Задайте ребенку вопросы и рисуйте портрет вместе с ним:

  1. Кем бы ты хотел (а), чтобы я тебя нарисовал (а)?
  2. Ты сидишь или стоишь?
  3. А какого цвета у тебя волосы?
  4. А лицо какое?
  5. А ты улыбаешься или сердишься?
  6. А что в руках?
  7. Какую одежду нарисуем?

 Портрет ребенка


Что я знаю о своём ребенке?

        Задание 2. Не задавая ребёнку никаких вопросов, попробуйте выполнить задание. Ответы запишите во вторую колонку («Родитель»). Затем задайте эти же вопросы своему ребёнку («Ребёнок»). Сравните ответы.

Мой ребёнок любит…

Родитель

Ребёнок

Школьный предмет

Вид спорта

Компьютерную игру

Телепередачу

Одежду

Еду

Книгу

Игрушку

Песню

Животное

Количество совпадений:

           

Я и мой ребенок.

Я провожу со своим ребёнком выходные и праздники:

  • Да
  • Иногда
  • Нет
  • Ваш вариант ответа _________________________________________

Я помню совместные праздники:____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомните интересный случай из вашей детской жизни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Вспомните интересный случай из жизни вашего ребёнка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мой ребёнок знает обо мне?

        Задание 3. Не задавая ребёнку никаких вопросов, попробуйте ответить.

Утверждения

Варианты  ответов

ЗНАЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

Да

Нет

где вы родились

ходили вы в садик или нет

были ли у вас кошки или собаки

какие предметы вы любили или не любили в школе

что вы делали на каникулах

как встречали Новый год в вашей семье

каким видом спорта вы занимались в школе

кто помогал вам делать уроки

общаетесь ли сейчас со школьными друзьями

как познакомились с его папой (мамой)

почему решили стать …

где работаете и что делаете на работе

с кем дружите

что любите есть

какое кино вам нравится

какую одежду предпочитаете носить

Все ли благополучно у вашего ребенка в школе?

Задание 4. Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе. Если согласны с утверждением, то поставьте «+». Если утверждение к вам не относится, то поставьте « — ».

Моему ребенку нравится учиться в школе

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу

Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью

В классе у него много друзей

Ему мало нравятся учителя в школе

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, экскурсиях, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине)

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе

Подсчитайте количество совпадений:

  1. « + »
  1. « — »

3. « + »

4. « — »

5. « + »

   6. « — »

    7. « + »

8. « — »

9. « — »

10. « + »

8 — 10 баллов — У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6 — 7 баллов — В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4 — 5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1 — 3 балла — Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

На заметку!

Как правильно и аргументировано выразить запрет со стороны родителя на действия или просьбу ребёнка?

 «Ступенчатая система установления запрета»

  (метод Х. Джайнотта)

1. Признать, что некое желание вполне может возникнуть у ребенка

 ( «Я понимаю, что тебе хочется…»).

2. Четко определить запрет на какое-либо действие

( «Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, т.к….»).

3. Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.

4. Помочь ребенку выразить свое законное недовольство

(«Конечно, тебе это не нравится…»).

Что я знаю о своём ребенке?

        Задание 5. Задание схожее с заданием 2. Отвечая на вопросы, заполните таблицу, причем отвечаете за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка.

Отвечает  родитель

Ответ моего ребёнка

За  родителя

За ребёнка

Мое любимое животное

Мое нелюбимое животное

Мой любимый цвет

Мой нелюбимый цвет

Моя любимая сказка

Сказка, которая мне не нравится

В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как….

В другом человеке мне больше всего не нравится такая черта, как…

Если бы у меня была возможность стать кем-то на один день, то я бы стал…

Доброго волшебника я попросил бы о…

 

Задание 6. Напишете небольшое сочинение о вашем ребёнке.

«Мой ребёнок»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации родителям учащихся

1-4 классов:

  • Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
  • Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
  • Развивайте любознательность, поощряйте любопытство.  Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.
  • Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
  • Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  • Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
  • Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
  •  Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
  • Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

Материал на тему: Родительский дневничок

1.      Родители должны приводить ребенка в детский сад не позднее 8.00 ч., не нарушая установленный режим дня. Индивидуальный режим посещения должен согласовываться с заведующей ДОУ.

2.      Родители должны лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка посторонним лицам, в том числе не достигшим 18 лет.

3.      Необходимо забирать ребенка из детского сада не позднее 19.00 часов.

 

4.      Не допускается посещение детского сада лицами в нетрезвом состоянии. Лицам в нетрезвом состоянии ребенок не передается.

5.      Родитель обязан приводить ребенка в детский сад здоровым, в опрятном виде, чистой одежде и обуви. Иметь запасной комплект одежды, сменную обувь, физкультурные одежду и обувь. Все предметы одежды должны быть исправными, удобными и иметь метки с инициалами ребенка.

6.      Необходимо строго следить за тем, что ребенок берет с собой в детский сад (монетки, значки, зажигалки и другие опасные предметы).

7.      Воспитатель не несет ответственности за сохранность принесенных из дома игрушек, дорогих вещей (украшений, мобильных телефонов и т. д.).

8.      Родитель должен своевременно (накануне или до 8.00 ч.) информировать детский сад о предстоящем отсутствии ребенка, о факте его болезни по тел. 44-34-25. Своевременно представлять медицинскую справку после болезни, предоставлять справку от врача-педиатра при отсутствии ребенка в учреждении более 3-х дней.

9.      Сообщить накануне о начале посещения ребенком учреждения после болезни или отпуска.

10.    Известить (письменно) руководителя детского сада при планировании длительного отсутствия ребенка (на время отпуска родителей или лечения в санатории).

11.    Родитель может взаимодействовать с детским садом по всем направлениям воспитания и обучения ребенка.

12.    Родитель должен своевременно выполнять рекомендации медика, предоставлять требуемые документы в течение 2-х недель.

13.    Посещать родительские собрания и другие мероприятия, проводимые в детском саду, необходимо в сменной обуви. Участвовать в праздничных мероприятиях в парадной одежде.

14.    Необходимо своевременно сообщать об изменении адреса места жительства, смене номера контактного телефона, места работы воспитателям.

15.    По вопросам   учебно-воспитательной работы учреждение взаимодействует только с родителями (законными представителями) воспитанников (бабушки и дедушки таковыми не являются).

16.    Родители должны быть вежливыми с сотрудниками учреждения, не решать спорных вопросов в присутствии детей и посторонних лиц.

17.    Проходить в игровую комнату, буфетную или туалет в уличной обуви без разрешения воспитателя запрещено. Для вызова воспитателя нужно пользоваться звонком.

18.    Родитель обязан до 10-го числа текущего месяца внести родительскую плату за содержание ребенка в детском саду.

19.    Родитель обязан соблюдать Устав детского сада, Правила для родителей, Правила внутреннего распорядка, Правила санитарии и гигиены, условия договора между родителями и детским садом.

Уверена, что данные правила помогут нам избежать возможных неприятностей и наладить доброжелательные конструктивные отношения!

Как установить связь между родителем и ребенком / несколькими детьми? – Портал службы поддержки

Установление связи «Родитель»  «Обучающийся» производится администратором или сотрудником с правами редактора блока «Люди» на странице обучающегося в режиме редактирования его данных.

Для установления родственной связи необходимо:

Шаг 1. Перейти в режим редактирования персональных данных обучающегося («Администрирование» / «Список людей» / ФИО) и открыть вкладку «Родственники». В открывшемся окне нажать на ссылку «Добавить родственника».

 

 

Шаг 2. Переключателем указать способ добавления родственника из предложенных вариантов:

  • «Новый пользователь» — предполагает создание новой персоны в Системе;
  • «Из вашей школы» — выбор из списка сотрудников и родителей образовательной организации;
  • «Из другой школы» — поиск пользователя среди всех пользователей Системы.

Шаг 3. Осуществить добавление пользователя выбранным способом.

Шаг 4. Проверить данные пользователей, между которыми будут установлены родственные связи. В блоке данных родственника в строке «Вид родства» при помощи выпадающего списка выбрать тип родственной связи.

 

________pg

 

Шаг 5. Для подтверждения операции нажать кнопку «Связать».

Примечание: для того чтобы родитель видел с одной своей страницы данные об успеваемости двух и более детей, администратору необходимо проделать указанную операцию на странице каждого из его детей.

Также педагога/директора/администратора можно связать с его ребенком. Тогда из одного профиля пользователь будет и педагогом, и родителем.

Для завершения добавления в образовательную организацию в качестве законного представителя обучающегося, пользователю необходимо принять приглашение на присоединение к организации в настройках своего профиля. Подробнее рассказано в статье: https://help.dnevnik.ru/hc/ru/articles/360021772654

Памятка для родителей. Рекомендации в родительский дневник

В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Ваш малыш стал школьником!

Детские годы – долгие важные годы жизни ребёнка… как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Дети учатся жить у жизни. Если:

— ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть,

— ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным,

— ребёнка высмеивают, он становится замкнутым,

— ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины,

— ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других,

— ребёнка хвалят, он учится быть благодарным,

— ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым,

— ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей,

— ребёнка поддерживают, он учится ценить себя,

— ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз, ведь он знает, что всё неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель все ошибки сваливает на детей. Он полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить. Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было бы желание научиться!

Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет лёгкой. Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Сотрудничество принесёт свои плоды и тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!

Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к Вам!

Закон 1.

Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов.

Закон 2.

Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям.

Закон 3.

Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4.

Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5.

Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опёки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6.

Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской общественности.

Закон 7.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой. Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8.

Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9.

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10.

Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для Вашего ребёнка и для Вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!

Мы желаем Вам успехов!

В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Телевизор в жизни ребёнка – это хорошо или плохо?

Телевизор в жизни ребёнка – это хорошо или плохо? Этот вопрос сегодня требует ответа. Немного статистики:

— две трети наших детей смотрят телевизор ежедневно более 2-х часов,

— 50% детей смотрят телепередачи подряд, без всякого выбора и исключений,

— 35% ребят при определении рейтинга своего время провождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьёй.

А есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников нечто положительное? Ребята считают:

-возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний,

— возможность нахождения ответа на вопросы, ответы на которые не может получить у взрослых из-за их занятости,

— знакомство с различными явлениями в разных областях знаний..

Но необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут чётко определить, где — правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали выражения родителей: «Опять уроки вечером делаешь? Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?»

Правила борьбы с телеманией:

  • совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра для взрослых и детей на последующую неделю,

  • обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра,

  • выслушивание «да» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских,

  • телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером в жизни ребёнка,

  • необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкнется с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

В век телевидения и компьютера человек не может обойтись без чтения. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять. Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребёнка читать.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Вместе с ребёнком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.

  • Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов семьи. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

  • Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  • Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

  • Если ребёнок находится на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течении часа – полутора за один приём.

  • Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

  • Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребёнок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Этот приём вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

  • Читать самим, пусть ребёнок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора. Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

  • Обязательно записать ребёнка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Памятка для родителей по развитию внимания учащихся.

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание:

  • в основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка,

  • развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями,

  • постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность,

  • развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи,

  • стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей,

  • наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Что надо знать о леворукости ребёнка.

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребёнок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главное условие его победы в учебной деятельности, помните об этом!

  • Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что ваш ребёнок – левша.

  • Не демонстрируйте леворукость своего ребёнка с негативной позиции посторонним и незнакомым людям.

  • Не драматизируйте школьные неудачи своего ребёнка, связанные с тем, что он – левша.

  • Преодолевайте школьные неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут ребёнку справиться с учебными проблемами.

  • Откройте для своего ребёнка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.

  • Писать левой рукой не просто – поэтому помогите ребёнку избегать перегрузки и переутомления.

  • Не раздражайтесь, если ребёнок сделал что – то не так, лучше поддержите его и отметьте успехи.

  • Демонстрируйте положительные достижения леворуких детей.

  • Не пытайтесь что-то делать за ребёнка, в таком случае вы только усугубляете его проблемы.

  • Закрепляйте достигнутые ребёнком умения, постоянно их тренируя.

ПОМНИТЕ!

  1. Леворукость ребёнка – не патология, а один из вариантов нормы!

  2. У леворукого ребёнка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым для того, чтобы помочь ему достичь успеха.

  3. Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно, ваш ребёнок – один из них!?

В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Как относиться к отметкам ребёнка.

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

  • Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться, приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух. Если сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий.

  • Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения домашних заданий. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие школьные успехи.

  • У вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

  • Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

  • Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке. Объясните ребёнку главное правило учебной работы – учебные принадлежности должны всегда находиться на рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.

  • Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.

  • Если ребёнок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.

  • Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него кажется таинственным и трудным.

  • Учите вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребёнок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведённом на выполнение уроков.

  • Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимание на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

  • Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

  • Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

  • Каждый раз, когда вам хочется отругать ребёнка за плохую отметку или неаккуратно выполненное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребёнок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

  • Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

  • В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

  • Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас.

  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребёнку добра и человечности.

  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.

  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.

  • Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.

Памятка родителям по предупреждению детской агрессивности.

Агрессивность ребёнка проявляется, если:

  • ребёнка бьют,

  • над ребёнком зло шутят, издеваются,

  • ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда,

  • родители заведомо лгут,

  • родитель пьют и устраивают дебоши,

  • родители воспитывают ребёнка двойной моралью,

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка,

  • родители не умеют одинаково любить своих детей,

  • родители ребёнку не доверяют,

  • родители настраивают ребёнка друг против друга,

  • родители не общаются со своим ребёнком,

  • вход в дом закрыт для друзей ребёнка,

  • родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу,

  • родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.

Вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! Подумайте, что можно ещё изменить. И помните, что для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Поощрение и наказание детей в семье.

С языка некоторых родителей не сходят слова : «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят»… это не просто слова. Это – метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнок должен повиноваться. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои наказания, своё мнение. Так в отношениях детей и родителей приходит отчуждённость. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, привыкает кривить душой.

Главный метод воспитания – убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Как поощрять ребёнка в семье.

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.

  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребёнка, его поведением.

  • Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

  • Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.

  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. п.

  • Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

  • Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможности семьи.

  • Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые в последствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружеские шаржи…

  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами. Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.

  • Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования останутся на всю жизнь.

Ведущий специалист управления И. А. Муравьёва

Родительский дневник писателя Леонида Пантелеева

«Республику ШКИД» до сих пор знают некоторые читатели. Поколение постарше помнит рассказы Леонида Пантелеева для детей «Честное слово», «Индиан Чубатый», «Пакет», «Часы». В 1956 году Пантелеев становится отцом, и в 1966 году издает книгу «Наша Маша». Этот родительский дневник буквально влюбил поколения российских читателей в дочь писателя – милую, озорную девочку. Как оказалось, с непростой судьбой.

В сентябрьский день 1956 года немолодой отец (Пантелееву было пятьдесят) вынес из роддома завернутый в синее одеяло кулек, «нечто», как писал он в дневнике, «крохотное, незнакомое, бесконечно близко, вызывающее слезы на глазах». Матери Маши – Элико Семеновне Кашидзе было сорок лет. Родители, за плечами которых был большой жизненный опыт (первый ребенок Элико умер во время блокады) поклялись воспитать дочь в своих собственных нравственных идеалах – честной, щедрой, доброй, следующей общечеловеческой морали. А еще – верующей, о чем в книге ни слова, но этот факт всплывет позже в книге писателя «Верую». «Учим ее быть доброй, вежливой, отзывчивой, помогать людям. Осуждаем жадность и скупость». Родительские наставления таковы: никаких «хочу», ничего твоего здесь нет, что дали – то и ешь, надо делиться своим, а если не делишься – получи ярлык жадины и всеобщее презрение. У Алексея Ивановича и Элико Семеновны был свой «антиидеал». С него собственно и начинается книга. Это – избалованный, капризный, требовательный, эгоистичный ребенок, любой ценой готовый привлечь внимание к своей персоне. Видимо, от этого антисценария и отталкивалась семья, стараясь сформировать в ребенке нужные качества, научить ее так, как они считали правильным и примерным.

Совершенный сосунок

Бытовые условия в семье идеальны – 4-х комнатная квартира в центре Ленинграда, нянюшки, домработницы, загранкомандировки, творческий отпуск в доме творчества в Комарово, дачи каждое лето. Но Маше дают понять, что всем надо работать и дают ей посильные задания. «Сегодня помогала мне убирать квартиру. Конечно, эта «помощь» утомила маму больше, чем сама уборка. Но все-таки я не мешала ей: пусть приучается к труду.»

Отец с удовольствием и много занимается с Машей – играет, «взвинчивая» ее воображение, читает, показывает диафильмы, много рассказывает, объясняет, развивает словарный запас, занимается гимнастикой. Настоящий образец для подражания для современных родителей, которые рады сунуть ребенку гаджет чуть ли не с двух лет, считая, что чадо разовьется само по себе. Чуть позже Машу начинают учить чтению и письму, геометрии, немецкому языку. Но девочка читать не любит, а с пересказом прочитанного у нее почти всегда проблемы…Она растет воспитанным ребенком, но дефицит живого общения катастрофичен. Родители тщательно отбирают гостей Маши на детский праздник – все свои, проверенные дети из хороших семей – Наринэ, Леночка Журба, мальчики из хороших семей. Другие дети не для Маши, слишком уж «разбитные» девочки, отмечает отец в одном из своих писем. «К сожалению, подруг у Машки нет. В тылу у нас находится так называемая Офицерская Деревня. Страшновато водить туда Машку. Почти вся эта публика побывала в Европе (в ГДР, Румынии, Чехословакии), но вывезла оттуда самое пошлое. Машка тянется к детям, но я … я, вероятно совершаю ошибку, ограждая ее от той среды, в которую ее рано или поздно неизбежно втянет в жизнь». Маша растет в полной изоляции, отец сокрушается о том, что дочке не хватает подруг, детского коллектива, но сожаления так и остаются на бумаге. «Не везет ей с подругами. Знает она больше многих своих сверстниц и вместе с тем совершенный сосунок даже рядом с девочками младше ее». И снова Маша играет с папой и мамой – «мамсинькой» и «папсинькой», а если они заняты, то занимает себя сама, но ей отчаянно скучно. И вот маленькая девочка пытается пробраться в папин кабинет, но мама и бабушка преграждают дорогу. «Папа работает». Ребенка уводят. Автор вздыхает и возвращается к работе, может даже пишет «Нашу Машу». А Маша играет в прятки сама с собой.

Пьяная эстонка и гиппопотамы

Дневник заканчивается, когда Маше исполняется пять лет. «Посмотри, милый дружочек, в столовой стоит, поблескивая в темноте, уже пятая в твоей жизни елка, а в окно с морозной улицы вот-вот заглянет твой пятый Новый год!» При этом девочка еще не была ни разу не была в кино, телевизора в доме нет, на общественном транспорте она будет ездить в сопровождении родителей до семнадцати лет. Впрочем, в пять лет у Маши появляется «зимняя подруга», прошедшая строгий родительский контроль, внучка директора Дома творчества в Комарово Ксения Мечик-Бланк, сестра писателя Сергея Довлатова. Их дружба продлится до отъезда Ксении в Америку. «Твой мир мне не совсем понятен, — пишет в своем дневнике Ксения, — я не знаю, что делать с твоим признанием, когда однажды на комаровской дороге, спросив меня, люблю ли я своих родителей, ты вдруг говоришь мне странную вещь: «А я своих не люблю, вот так-то». Тем временем родители продолжают воспитывать Машу – девочка скуповата, считает мать, поэтому ее заставляют делиться – дарить привезенные из-за границы сувениры, белый шоколад и марципаны из Эстонии.

В семь лет Маша — первоклассница. К ней она готова – читает, знает стихи, немецкий язык. Дома она тоже занималась в «школе» — придуманной, иллюзорной. Хотя там есть учитель Алексей Иванович, который ставит оценки, одноклассники, переменки – все, как полагается. «Была в школе. Занималась сегодня неважно, на троечки. А я учитель плохой. Сержусь. Вспыхиваю. Кипячусь. А ученики этого не любят, и им это не на пользу», — пишет отец. Решено, что Маша пойдет в школу в семь лет. Через восемь лет Алексей Иванович напишет своей постоянной корреспондентке Лидии Чуковской, сестре детского писателя Корнея Чуковского, с которой был очень дружен: «Часто вспоминаю Ваш добрый совет: не спешить, не отдавать Машку в школу. Ведь она на год моложе почти всех своих одноклассников!».

А пока 1 сентября 1963 года первоклассников, среди которых находится дочь писателя, просят прочитать стихотворение о космонавтах. И Маша читает… Пушкина. «Правда, не по теме, — сказала учительница взволнованным родителям, — но ничего». Чуть позже Лидия Чуковская пишет Пантелееву в ответ на описания школьных дней Маши: «Человеческое дитя среди гиппопотамов». Маша столкнулась с той самой реальной жизнью, от которой ее оберегал отец, не давая возможности общаться с «разбитными» детьми. Когда Маше восемь, отец признает, что способностями дочь не блещет, в девять – самый мучительный предмет – арифметика. Зато актерские подражательные способности поражают профессиональных актеров и даже снискали одобрение Анны Ахматовой. А изображает первоклассница… подвыпившую курящую эстонку в кафе. Этот номер надолго останется в ее репертуаре, им будут потчевать гостей ленинградской квартиры и гостей в Комарово. «Талант у нее комедийный. Бывает смеемся так. Что штукатурка на головы падает. Последнее время стала изображать своих сверстников, ребят. Чудесно читает деревянным голосом стихи (копирует одну свою одноклассницу-провинциалку)» — с умилением пишет Чуковской отец. Эстонки, провинциалки, гиппопотамы – на это в семье Пантлеевых смотрят немного свысока. Зато отдых у баронессы в Каунасе – совсем другое дело. Здесь отец выписывает каждую реплику баронессы: «Покойный государь совершил ошибку… Эту икону мне подарил князь Трубецкой». Такой мир создает отец для Маши. Никаких провинциалов и пионервожатых. К несчастью именно пионервожатая становится классным руководителем Маши, что добавляет горечи в высказывания в письмах все той же Чуковской.

 Страшный зверинец

Родительские твердые наставления, религиозность девочки, которую нужно постоянно скрывать, давило на психику Маши. В письмах появляются тревожные сообщения о длительных периодах болезни – головных болях, повышенном давлении. Маша пытается быть своей среди одноклассников, но все равно оказывается «дитем среди гиппопотамов» — она воспитана в другой среде, и ей невероятно сложно социализироваться в школе. Родители переводят ее из одной школы в другую, потом в третью. К несчастью, последняя школа оказывается… торговой. Маша учится развешивать вермишель и нарезать колбасу. «Вот уже две недели она ходит в этот страшный зверинец», — пишет Алексей Иванович. После немецкой спецшколы учеба в другой школе дается Маше все сложнее. И снова отец вздыхает – ей нужна среда, сверстники. Она, мол, хоть и белая ворона, но ее тянет к другим воронам. Когда писались эти строки, Маша была уже девятиклассницей. И наконец школа позади. Любопытно описана вечеринка, посвященная семнадцатилетию Маши, на которую приглашены Ксения Мечик, Леночка Журба и леночкин брат. Молодежь пьет лимонад, угощается сластями. Леночку просят спеть английскую песенку, Ксению французскую. Девочки по очереди танцуют с леночкиным младшим братом. Все кажется искусственным, ненастоящим. Как те самые игры, в которые играл Пантелеев с дочерью, как та самая домашняя школа, в которой «училась» пятилетняя Маша.

Жизнь в прострации

Маша хочет поступать в Театральный. Отец требует, чтобы она «отдохнула после школьной каторги». Тогда Маша подает документы в Педагогический институт на факультет филологии, сдает все вступительные экзамены и становится студенткой. Но учиться ей не суждено — инфекционное заболевание, тяжелый нервный срыв, госпитализация и лечение в психиатрическом отделении бехтеревского института. «Мне нравится в больнице», — заявляет Маша, — «там я рисую, гуляю». Когда ее ненадолго отпускают домой, случаются рецидивы болезни – она бьет в доме стекла, на улице нападает на случайных прохожих. Машу изолируют, она сидит дома, ни с кем не общается. Отец садится заниматься с дочкой, как раньше, когда они играли в школу. «Папсинька» готовит для нее специальные тексты для чтения, внимательно просматривает книги, которые потом будет подсовывать ей – не дай бог несчастливого сюжета. «Это важно – не дать угаснуть работе ума и души». Маша восемь лет не выходит из дома, все реже пробуждается ее разум, она в прострации. «Запуганный зверек», — так называет ее в своих письмах Лидия Чуковская. Проходят годы. Трагично умирает Элико Семеновна, мать Маши. Совсем пожилой отец, страдающий многими болезнями, ухаживает за дочерью дома, прием лекарств расписан по часам – 18 раз в день. Машу снова госпитализируют и чудо — после добровольного домашнего затворничества она в первый же день выходит на прогулку. Ей уже двадцать девять лет. Через год умирает Алексей Иванович, Маша умрет через три года.

Проект не удался

Трагичная судьба. Неудавшийся эксперимент одного родительского проекта. «Пережали» с воспитанием? Или слишком высок был пьедестал Маши Пантелеевой по сравнению с другими детьми? Не зря писатель часто и пренебрежительно отзывался о «разбитных» девочках, провинциальных одноклассниках, школе-зверинце. Почему у девочки, чьи первые пять лет описаны так светло и с таким чувством, у которой, казалось, впереди большая интересная заманчивая жизнь, произошел такой срыв? Слишком большие ожидания родителей? Слишком сложно оказалось вписаться в рамки родительского идеала? Вот психика и не выдержала.

Эти вопросы рождают другие: современные родители, которые скоро поведут своих первоклашек в школу, создали ли они свой идеальный сценарий развития ребенка? И уверены ли они в том, что он не сломает ему жизнь? А может, наоборот, обеспечив ребенка смартфоном последней модели, они посчитали, что сделали для собственного чада все, что могли? История Маши Пантелеевой волнует до сих пор. Так и видится, как маленький самолетик судьбы Маши красиво взлетел в воздух, а потом, порывисто, по изломанной траектории стал падать и врезался в землю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *