Правила работы с пластилином для детей – Консультация по коррекционной педагогике на тему: Консультация для родителей «Важные секреты по работе с пластилином»

Материал (5 класс) по теме: Инструкция по ТБ для детей, занимающихся техническим творчеством

ИНСТРУКЦИЯ  №

Правила соблюдения безопасности для детей,

занимающихся  техническим творчеством.

I.Общие требования безопасности

1.Занятия  проводятся  в  специальном  помещении, оборудованном  рабочими  местами,

Безопасном  в  санитарно-эпидемиологическом  отношении, имеющем  нормативное

освещение.  

 2. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, занимающихся в

кабинете.

3. В кабинете запрещено:

  • загромождать проходы сумками и портфелями;
  • самостоятельно включать электроприборы;
  • без разрешения педагога открывать форточки и окна;
  • без разрешения педагога передвигать учебные столы и стулья;
  • на переменах играть в подвижные игры;
  • приносить на занятие посторонние предметы, которые будут мешать занятию;
  • приходить в класс в верхней одежде.

4.Инструменты общего пользования хранятся в специально отведенном месте. Острые и

 колющие инструменты обязательно должны быть в закрывающемся шкафу.

5. Работу начинают и заканчивают с разрешения руководителя кружка.  

II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2.  Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе.

3.  Надень рабочую одежду.

4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.

III. Требования безопасности во время занятий

  1. Работу начинай только с разрешения руководителя.
  2. Не работай неисправным инструментом, используй инструменты только по назначению.
  3. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
  4. При работе держи инструмент так, как показывал педагог.
  5. Не носи в карманах инструменты (ножницы, шило, иглу и другие).
  6. Инструменты и оборудование храни только в предназначенном месте.
  7. Располагай инструменты и материалы на рабочем месте в порядке, указанном руководителем.
  8. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу и выслушай его.
  9. Во время учебных экскурсий соблюдай дисциплину и порядок.
  10. Нельзя отходить от группы без разрешения педагога.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию

    педагога в организованном порядке, без паники.

2. В случае травматизма обратитесь к педагогу за помощью.

3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщи педагогу.

Требования безопасности по окончании занятий

1.  Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.

2. Собери со стола (парты) и с пола обрезки материала, мусор.

3.  После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7.  Все принадлежности убери на место.

Правила  безопасности при работе

с различными материалами

При работе с разными материалами необходимо строго соблюдать правила безопасности, санитарии и личной гигиены. Правила должны соблюдаться как руководителем кружка, так и обучающимися. Правильно организованные занятия по трудовому обучению способствуют физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

Правила работы с глиной и пластилином

  1. Заготовляй глину только с разрешения и под руководством взрослых.
  2. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади глину на стол, парту.
  3. Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках.
  4. Не бросай остатки глины и пластилина.
  5. Храни пластилин в коробочке отдельно от тетрадей и книг.
  6. После работы вытри руки тряпочкой и вымой теплой водой с мылом.

Правила работы с природными материалами

  1. Не ломай растущие деревья, кустарники, травы.
  2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.
  3. Для резания веток и корней используй хорошо заточенный с тупым концом перочинный нож.
  4. Обрабатывай шишки, желуди, каштаны на деревянной доске.
  5. В сухих каштанах, желудях не делай отверстия шилом: их надо сверлить.
  6. Обрезку шишек выполняй секатором.
  7. Храни природные материалы в сухом месте.

Правила работы с древесиной

  1. Перед работой проверь исправность инструмента.
  2. Запомни! Колющий и режущий инструмент всегда должен быть направлен в сторону от руки.
  3. Обрабатывай древесину на верстаке. Нельзя пилить и строгать в руках, на колене.
  4. Пили древесину небольшой ножовкой с мелкими зубьями.
  5. Не сдувай опилки и стружку с верстака, сметай их щеточкой. Береги глаза!
  6. Не строгай древесину против волокон.
  7. Не проверяй качество строгания руками — остерегайся занозы.
  8. Выпиливание выполняй только на специальном приспособлении.
  9. Не допускай перегрева электровыжигателя.

Правила работы с пластмассами

  1. Режь пенопласт нагретой проволокой только с разрешения и под надзором взрослых в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Тонкие листы пенопласта обрабатывай на деревянной доске.
  3. Поролон режь хорошо заточенными ножницами.
  4. Храни штихели в специальной коробочке.
  5. Нельзя жечь пластмассы, при сгорании образуются ядовитые газы, удушливый дым.

Правила работы с металлами

  1. Выравнивай проволоку и жесть на подкладной доске киянкой.
  2. Не ломай проволоку руками.
  3. Отрезанный конец проволоки обрабатывай напильником.
  4. Не используй напильник в качестве ударного инструмента.
  5. Прочищай напильник металлической щеткой.
  6. Листовой металл режь только специальными ножницами.
  7. Линии на листовом металле проводи чертилкой.
  8. Во время резания жести по краю образуются заусенцы. Обрабатывая края напильником, остерегайся порезов.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила  безопасности

 при работе с инструментами

Правила безопасной работы с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3.  Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

4.  В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано

во внутрь.

Правила безопасной работы с шилом

1. Храни инструмент в безопасном месте.

2.  Работай шилом только на подкладной доске.

3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.

4. Будь внимателен! Не порань руку, придерживающую картон или любой другой материал.

5. После работы убери шило в коробку.

Правила безопасной работы с ножницами

  1. Во время работы быть внимательным, не отвлекайся и не отвлекай других.
  2. Храни ножницы в определенном   месте, клади их сомкнутыми   острыми концами от себя.
  3. Не работай тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным креплением.
  4. Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.
  5. Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
  6. Нельзя резать на ходу.
  7. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.

Правила безопасной работы с шилом и циркулем

  1. Работай только с исправным инструментом – шило должно иметь плотно пригнанную ручку с предохранительным кольцом.
  2. Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня.
  3. Делай прокол, осторожно вращая ручку вправо и лево. Сильно не нажимай.
  4. Не пользуйся шилом не по назначению.
  5. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
  6. При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
  7. При работе шило направлять острием от себя.
  8. После работы инструменты ложи на место.

Правила безопасной работы с лобзиком

  1. Не работай лобзиком, с плохо натянутой пилкой. Зубчики пилки должны быть наклонены вниз к ручке.
  2. Работай лобзиком не спеша, закрепив ее на специальном приспособлении.
  3. При распиливании поворачивай фанеру, а не лобзик.
  4. Двигай пилку строго вертикально, перемещая только вверх, вниз, не наклоняя ее в сторону.
  5. Во время работы следи за пальцами левой руки (если левша – то за пальцами правой руки), не подставляй их под пилку.
  6. Не сдувай опилки. Пользуйся для этого щеткой и совком.
  7. Не пользуйся сломанным лобзиком.

Правила безопасной работы кусачками, плоскогубцами, клещами, круглогубцами

  1. Перед работай проверь исправность инструмента.
  2. При работе кусачками не держи  проволоку на уровне лица.
  3. Вытаскивай гвозди, не тяни клещи кверху.
  4. При работе не подставляй пальцы левой руки (если левша – то за пальцами правой  руки) между лезвиями.
  5. Передавай инструмент товарищу ручками вперед в закрытом виде.
  6. После работы клади инструмент на место.

Правила безопасной работы молотком и гвоздями

  1. Перед работой  проверь исправность молотка.
  2. При работе молотком, не делай сильный размах, держи гвоздь так как показывал педагог.
  3. Не высыпай гвозди на стол, переноси их в специальной коробке.
  4. Не бери гвозди в рот, не кидай их.
  5. Во время работы, не подставляй пальцы под молоток.
  6. После работы клади инструмент на место.

Правила безопасной работы  с мелкими предметами

(скрепки, кнопки,  пуговицы…)

  1. Мелкие предметы храни в специальных коробках с маркировкой.
  2. Не высыпай мелкие предметы на рабочий стол.
  3. Не бросайся ими.
  4. Не бери мелкие предметы в рот.
  5. После работы тщательно собери все мелкие предметы и поставь коробочку в специально отведенный для хранения шкаф.

Правила обращения с электровыжигателем

  1. Перед работой проверь исправность проводов, вилки, ручки, жала выжигателя.
  2. Не оставляй электровыжигатель без присмотра включенным в сеть, так как «жало» выжигателя раскалено, что может послужить причиной для возгорания.
  3. Во время работы не касайся жалом выжигателя к легковоспламеняемым материалам, проводам, телу.
  4. Периодически отключай выжигатель от сети для его охлаждения.
  5. После работы отключи выжигатель, дай ему остыть, а потом убери  на место.

Правила работы при сверлении

  1. Перед работой проверь исправность сверлильного инструмента.
  2. При сверлении острие сверла установи в центре намеченного отверстия, предварительно наколотого шилом или керном.
  3. Обрабатываемую деталь предварительно закрепи на верстаке струбциной.
  4. Осторожно и медленно вращай сверло в начале и в конце сверления.
  5. Во избежание перегрева сверла, периодически останавливай работу.
  6. Дрель клади на верстак сверлом от себя, не допуская ее выступа за пределы верстака и предварительно отключив от электропитания.

Охрана труда. Правильная посадка во время работы

  1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как
  2. при другом положении ног нарушается кровообращение.
  3. Свет должен падать слева или спереди.
  4. Нельзя опираться грудью на стол.
  5. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
  6. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.
  7. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

План-конспект занятия по теме: конспекты занятий по лепке «Знакомство с пластичными материалами»

Тема: Знакомство с пластичным материалом – пластилин. «Шар, цилиндр, конус».

Цели и задачи:

— знакомство детей с пластичным материалом;

— правила техники безопасности при работе с пластилином;

— обучение разнообразным приемам действий с пластилином: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье»;

— обучение формирования колбаски (валик), шар, конус.

— развитие мелкой моторики.

Материалы и инструменты:

Пластилин ярких цветов, подкладная доска, клеенка, стек.

План занятия.

1.Орг. момент. (1 мин.)

2. Подготовка к изучению нового материала.(5мин)

3. Изучение нового материала.(6мин)

4 Практическая часть.(10мин)

5.Закрепления нового материала. (5мин)

6. Итог.(3мин)

Ход занятия.

1 Орг. момент. (1мин.)

Приветствие детей. Объявление темы и цели занятия.

2. Подготовка к изучению нового материала (тех. безопасности). (5мин.)

Перед тем как начать работу с пластилином мы должны усвоить некоторые правила:

1. Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус.

2. Лепку пластилином выполнять только на дощечке или клеенке.

3. Нельзя класть пластилин на стол.

4. Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Отделите маленькую часть, разомните, потом прибавьте еще и т.д.

5. Не бросайте остатки пластилина на пол.

6. Не размахивайте стеком.

7. После работы протирайте руки салфеткой.

8. Когда закончите работу, уберите рабочее место, протрите стол.

9. Стеки и клеенку нужно хорошо протереть салфеткой.

10. Салфетку (бумажную) использовать один раз.

3. Изучение нового материала.(6мин)

Показываю детям коробку с пластилином. Рассказываю о его качествах. Повторяем названия цветов.

Воспитатель: Пластилин бывает разных цветов, он мягкий и пластичный, из него можно лепить разные интересные и красивые поделки.

Пальчиковая гимнастика «Утречко»

Утро настало, солнышко             Ладони скрещены, пальцы растопырены,

встало!                                           образуя «солнышко с лучиками».

— Эй, братец Федя, разбуди        Кулак правой руки сжат, большой палец    

соседей!                                        совершает круговые движения.

— Вставай, Большак!                    Большой и указательный пальцы

                                                      правой руки щелкают по большому

                                                      пальцу левой руки

-Вставай, Указка!                        Щелчок по указательному пальцу.

— Вставай, Середка!                     Щелчок по среднему пальцу.

— Вставай, Сиротка!                    Щелчок по безымянному.

И Крошка Митрошка!               Щелчок по мизинцу.

— Привет, Ладошка!                    Щелчок в центр ладони.

Все проснулись и потянулись   Руки поднимаются вверх, пальцы быстро

                                                      шевелятся и вытягиваются.

4 Практическая часть.(10мин)

Затем показываю, как надо разминать пластилин. Разрезаю кусочек пластилина стеком. Обращаю внимание детей на стек. Повторяю правила работы со стеком. Предлагаю детям выбрать кусочек пластилина, который нравиться.

Воспитатель: Попробуйте отщипнуть кусочек. Размять его. Сплющить.

Динамическая пауза:

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя!

Раз – нагнись, два – нагнись,

Руки кверху все подняли!

И друг другу помахали!

Молодцы. Продолжаем наше занятие.

— Как вы думаете, из каких основных частей состоит вот это дерево?(Жгутиков и колбасок).

Показываю форму колбаски. Затем попробуем скатать колбаску.

Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина.

Отщипывание – отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска, а затем отрывают.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по пластилину напряженной ладонью с прямыми пальцами.

Сплющивание – сжимание куска пластилина с целью придания ему плоской формы. 

5.Закрепления нового материала. (5мин)

Вспоминаем правила техники безопасности. Вспоминаем основные приемы действий: разминание, сплющивание, отщипывание и «шлепанье».

6. Итог.(3мин)

Приводим свои рабочие места и инструменты в порядок.

-Что мы сегодня с вами делали? (Учились катать колбаску)

-А зачем мы  это делали? (Чтобы  потом делать поделки)

Вы все постарались. Молодцы! Всем спасибо. Занятие окончено. До свидания.

Динамическая разминка

Как солдаты на параде

Мы шагаем  ряд за рядом

Левой – раз, левой – раз

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши –

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки –

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Пальчиковая гимнастика

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер вдруг подул сильней

И листву сорвал с ветвей.

Ветер, дуй сейчас потише

Шелест листьев хотим слышать.

Пластилинография | Социальная сеть работников образования

Пластилинография в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие мелкой моторики кистей рук, что непременно способствует осуществлению познавательной деятельности, обеспечивающую возможность успешного обучения. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Решение данной проблемы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественно эстетическое развитие, благодаря доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.

Работая с учащимися младших классов, анализируя творческие работы детей: рисунки, аппликации, выявилось, что дети не умеют правильно держать кисть, карандаш, пользоваться ножницами, ровно по линии обводить трафарет по точкам, слабый нажим, низкий уровень работоспособности. Это и привело к мысли о необходимости создания условий для содержательной деятельности способной заинтересовать детей. Поэтому я решила начать работу по применению технологии пластилинографии, которая является одним из значимых средств развития мелкой моторики, коррекции имеющихся проблем.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Данная техника хороша тем, что она позволяет достаточно быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином напрямую влияет на формирование фантазии. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, надавливание, размазывание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает ученикам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

В процессе лепки рекомендуется использовать стихи, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству.

Результативность пластилинографии выражается в:

Устойчивый интерес к творческим видам деятельности

Положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики

Позитивное реагирование на работу с пластилином

Освоение приемов работы с пластилином

Ориентировка на листе бумаги

Работа внутри контура

Выражение отношения к своей деятельности

Расширение пассивного словарного запаса

Памятки по технике безопасности на уроках технологии

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперёд.

9. Не оставляй ножницы открытыми

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с пластилином

1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Обрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Правила безопасной работы co швейной иглой

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. До и после работы проверь количество игл.

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.

План-конспект урока по технологии (1 класс): Урок технологии. Работаем с пластилином ( рабочее место, конструирование).

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

САМООПРЕ

ДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬ

НОСТИ

Беседа

«Доброе тепло»

Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (1парта первый ряд), далее по цепочке до последней парты последнего ряда.

-Возьмите за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке до последней парты последнего ряда, а потом обратно.

-Молодцы, сейчас вы поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

-Давайте это качество применять на уроке, при получении знаний.

Дети участвуют в беседе учителя.

Личностные

Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь.

Коммуникативные

Формируем умение выражать свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе.

АКТУАЛИЗА

ЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕ

НИЯ

Познавательно-аналитическая беседа

-Посмотрите на рисунки.

-Красивые, нравятся?

— Какую особенность заметили?

-Как вы думаете, чем они нарисованы?

            

Да, действительно пластилином.

-А вы бы хотели научиться рисовать пластилином?

— А как это сделать?

— Нравятся. Очень красивые.

-Один из трёх нарисован пластилином.

-Дети отвечают на вопросы, опираясь на дошкольный опыт.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа иллюстраций делать выводы.

Регулятивные УУД 

Формируем  умение высказывать своё предположение.

ПОСТАНОВ

КА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

1.- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

— Откроем учебник  с.14 и проверим наше предположение.

-Что вы видите на странице учебника?

-Откроем тетрадь с.9

-Что вы видите на странице тетради?

— Мы будем работать с пластилином.

Дети читают тему урока в учебнике на с.14.

— Мы будем отрабатывать приёмы лепки.

-Мы будем учиться составлять план выполнения изделия по картинкам.  

-Нарисуем по плану картинку пластилином.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ПОСТРОЕ

НИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕ

НИЯ

“Открытие” нового знания 

-Какие правила работы с пластилином вы уже знаете?

 Повторите на с. 11 учебника. Прочитайте их и расскажите друг другу.

Исследование.

    а) Возьмите один брусок пластилина и расскажите всё о нём: каковы его цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкость-твёрдость, пластичность.

– Какими же свойствами обладает пластилин?

б)– Как отрезать кусочек пластилина от бруска?

– Что делать, если пластилин очень твёрдый?

– Как скатать большой шарик?

– Как скатать маленький шарик?

– Как скатать палочку или колбаску?

-Сравните свои действия с рисунками в учебнике на

 с. 15 и расскажите друг другу.

– Какие ещё формы можно сделать из пластилина?

– Что вы узнали о материале пластилине?

– К какому этапу урока теперь можем приступить?

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Правила работы с пластилином

1. Работай с пластилином на подкладной доске.

2. Руки при лепке должны быть влажными.

3. Твёрдый пластилин надо согреть руками. Если пластилин слишком размягчился, сделай небольшой перерыв в работе, чтобы он затвердел.

4. Перед сменой цвета пластилина тщательно вытирай руки тряпочкой.

5. Следи за чистотой своего рабочего места.

Работа в парах.

— Он пластичный.

— Отпилить стекой или отделить верёвочкой.

— Разогреть в руках, на батарее.

— В руках, на столе.  

 — Между пальцами, на столе.

  — В руках, на столе.      

-Выполнить поделку.    

 

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми изделиями, переработка информации: сравнение с шаблоном.

Планирование предстоящей самостоятельной практической работы .

-Что Вы уже умеете делать и с чем можете справиться самостоятельно?

-Проговорите как.

1). Работа с тетрадью.

– Убедимся в том, что мы справимся с работой.

Страница 9, №3 и №4 по заданию тетради.

– Какие материалы и инструменты вам понадобятся для выполнения работы?

Обсуждение необходимых приёмов обработки пластилина.

Пробное упражнение по нанесению тонкого слоя пластилина на картон.

Наблюдение и обсуждение каждого этапа работы.

– Составьте порядок выполнения работы.

Учитель помогает формулировать пункты плана.

Подготовка материала.

– Что мы сейчас с вами сделали?

2.Организация рабочего места.

    – С чего надо начинать работу?

– Что вы уже об этом знаете?

– Подготовьте своё рабочее место для работы с пластилином.

– Проверьте, правильно ли вы подготовились.

— Сравните своё рабочее место с рисунком в учебнике на с.14. Если нужно, поправьте.

Дети планируют работу, опираясь на иллюстрации на с.9 тетради.

План работы:

1.Подготовить пластилин.

2.Нанести тонкий слой пластилина на картон.

3.Вылепить детали.

4. Выкладывание деталей рисунка на подготовленном фоне.

 

-Спланировали работу.  

-С организации рабочего места  

(раздача и размещение материалов и инструментов).

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД 

Формируем  умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельная практическая работа

-Рассмотрите картинку на стр.9, №3. Отметьте приёмы лепки, которыми ты воспользуешься для изготовления картинки  и расскажите о них друг другу.

Можете  для работы выбрать другие фрукты или овощи.

-Назови, какие материалы и инструменты

будут нужны тебе для работы.

Если ты работаешь левой рукой, поменяй

местами материалы и инструменты.

—  Не забывайте, что вы работаете в парах.

(Во время выполнения работы учитель контролирует порядок на рабочем месте, экономный расход материалов, прием нанесения пластилина на бумагу.).

-Нужно аккуратно работать стекой и не испачкаться пластилином.

Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли»  в паре.

При необходимости дети обращаются к плану в картинках в тетради на с. 9.

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕ

НИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

1.Уборка рабочих мест.

2.Обобщение.

Выполнение задания в рабочей тетради на с.8.

-Какие открытия сделали на уроке? Где могут пригодиться полученные сегодня знания?

– Кто считает, что трудился сегодня в полную силу? Кому нужно ещё поупражняться, чтобы работа получилась качественной?

– Давайте отметим ваше настроение.

Моются инструменты, все кладется по местам.

«Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Личностные УУД 

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

-Давайте обсудим  и оценим  готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

-Вам понравилось работать в паре?

-Пусть девизом для вас будут слова: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

Оформляем выставку работ.

В корректной форме указываются недочёты в работе.

Личностные УУД 

Формируем умение описывать свои  чувства, оценивать работы.

Консультация по коррекционной педагогике на тему: Консультация для родителей «Важные секреты по работе с пластилином»

Консультация для родителей

 «Важные секреты по работе с пластилином»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.

Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

Особенности используемого материала.

Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

  • Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.
  • В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать,

если следовать следующим рекомендациям:

  1. Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
  2. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.
  3. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  4. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  5. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д.

Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

«Секреты» и маленькие хитрости работы с пластилином

  • Перед использованием пластилин следует хорошенько размять, можно подержать комок под струей теплой воды.
  • После работы нужно сначала протереть руки салфеткой и только потом вымыть их теплой водой с мылом.
  • Лепить из пластилина лучше всего на оргстекле или кусочке пластика. Можно использовать фанеру, картон или клеенку.
  • Для создания дополнительных эффектов, можно использовать природные материалы, пластмассовые детали, бусинки, камешки, крупы.
  •  Для раскатывания пластилина удобно пользоваться скалкой.
  • Для создания различных фактур на поверхности пластилиновых изделий можно пользоваться острыми предметами: стекой, ножом, шилом, стержнем, линейкой, колпачками от фломастеров, расческой, плотным картоном и др. Интересно выглядят отпечатки фактурных тканей на поверхности пластилина.
  • Можно выдавливать пластилин через чесночницу, ситечко, экструдер (специальный шприц с насадками).
  • Если нужно выполнить какие-то элементы изделия из тонких валиков, то лучше их охладить, потому что в теплом состоянии они могут разорваться.
  • Если необходимо нанести пластилин на картонную основу, то лучше это делать пальцами, а не стекой. Согретый пальцами материал равномерно соединяется с основой.
      
  • Пластилин недостаточно прочен. Поэтому иногда используют проволочный каркас.
  • Если изделие крупное, на него требуется большое количество пластилина, можно пойти на маленькую хитрость. Вложить внутрь фольгу, заготовку из пластмассы (например, киндер-сюрприз),пластилин, который уже «потерял цвет».
     

Правила работы с пластилином — Мегаобучалка

10.10.2014

Трудовое обучение

Тема. Последовательность действий во время изготовления изделий из природных материалов и пластилина. Практическая работа. Изготовление изделий из природных материалов и пластилина.

 

Правила работы с пластилином

1. Выберите для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только, потом вымой их с мылом.

Шишки, желуди, крылатки клена, орехи, семена и т.д.

Как можно назвать все, что мы перечислили? (ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

И так, сегодня мы будем работать с природными материалами.

— Какие еще природные материалы вы знаете?

Из даров природы, которые собирает человек в лесу, можно мастерить замечательные поделки.

Посмотрите на эти фотографии, на них мы видим лесные скульптуры.

— Как вы понимаете выражение «ЛЕСНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ» (вид искусства, при котором создаются объемные фигуры ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ)

— Из каких природных материалов можно сделать скульптуру?

Сегодня мы будем делать скульптуру из шишек. Мы с вами сможем использовать разные шишки: сосновые, еловые или кедровые. Шишки могут быть раскрывшимися и нераскрывшимися. В поделках используются и те и другие, в зависимости от замысла. Поделки из шишек могут храниться долгие годы.

Сегодня мы будем овладевать новым мастерством, новой технологией, — технологией создания скульптуры из природных материалов, а именно, из шишек. А так же будем учиться выбирать природный материал для создания определенного образа.

  1. Вводная беседа.

А чей образ мы будем создавать сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Всю ночь летает –

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(сова)

Пожалуй, никакую другую птицу человек не окружил таким ореолом таинственности, как сову. Вспомните русские сказки. Это она бесшумно вылетает из избушки Бабы-Яги, чтобы выполнить приказ колдуньи, это ее совиные оранжевые глаза горят в темноте дремучего леса и ее зловещий голос заставляет замирать сердце спутника.



Люди издавна наделяют сов чарами, ждут от них всяких бед. Почему? Может быть потому, что совы – ночные птицы, днем бывают очень скрытны, и человек мало знаком с ними. А может быть чем-то «провинился» бесшумный полет совы? Но таким он стал не благодаря колдовству, а благодаря тому, что вес крыльев совы больше веса ее тела, поэтому она летает, не прилагая особых усилий и совершенно бесшумно.

— А что вы, ребята, знаете про сову?

Совы распространены очень широко и встречаются практически по всему земному шару. Многие селятся в парках и даже жилых кварталах городов.

Узнать сову легко по некоторым общим признакам. Первыми признаками являются ее крупная голова с большими круглыми, смотрящими вперед глазами. Клюв короткий, изогнутый.Оперение у этих птиц густое и мягкое, хвост прямоугольный, а крылья крупные, округлые.

Окраска оперения у сов, как правило, «защитная», то есть она сливается с окружающей средой и птица становится незаметной. Перья покрывают даже лапы, на которых располагаются длинные острые когти.

Учитель: Как вы думаете, где обитает эта сова? (белая, там где всегда снег)

Совы обладают не только хорошим зрением, но и острым слухом. Так как у всех сов есть внутреннее ухо. Совы могут определить место своей добычи даже в кромешной тьме, а то и под снегом, потому что у них тонкий слух.

Совы питаются живой добычей. Они утоляют свой аппетит охотой. Их рацион включает и мышей, полевок, землероек, крыс, кроликов, горных зайцев, разных насекомых, небольших змей, рыбу и раков.

Совы– очень полезные для человека птицы. Они питаются в основном мелкими мышевидными грызунами, в числе которых многие вредители сельского хозяйства, а также переносчики различных заболеваний.

Анализ образца и планирование предстоящей работы.

— Ребята, а сейчас посмотрим на нашу сову. Похожа она на настоящую птицу?

Некоторые шишки своей формой, расположением чешуек очень напоминают головастую сову: сверху толстая голова, которая плавно переходит в туловище. Книзу туловище сужается и заканчивается коротким хвостом. Чешуйки на шишке напоминают перья совы.

Что добавили к шишке, чтобы она совсем стала напоминать сову? (можно из перышек сделать по бокам крылья; из желудевых шляпок получатся большие совиные глаза; когти можно изобразить с помощью семечек) А если нет перышек? Из какого материала можно сделать крылья? (крылатки клена или ясеня)

Как присоединены к шишке детали? (с помощью пластилина. Кусочки пластилина спрятаны под чешуйками).

Как вы думаете, что нужно сделать сначала для того, чтобы создать скульптуры совы? (нужно отобрать необходимый природный материал, т.е. подготовить детали для изготовления совы)

Что надо сделать потом? (соединить все детали с помощью пластилина и посадить сову на «пенек», который мы изготовили на прошлом уроке).

Проверьте, все ли необходимое для работы есть у вас на столах. Если чего-то нет, поднимите руку.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о