Историки и капризы. 2-3 года. Очень полезная статья. — как реагировать на истерики ребенка 4 года — запись пользователя Аня (makaroons) в сообществе Ноябрята 2012 в категории Воспитание(статьи,свой опыт)
быстро устаю отдышкаДетская истерика. Что хочет сказать ребенок!
К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?
У одних детей период истерик проходит быстро, у других - может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам - можно исправить ситуацию достаточно быстро.
Истерики и капризы
Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.
Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.
Рассказывает мама двухлетней девочки: «Приготовила утром кашу с ягодой и чай, как она и просила.» Девочка: «Не хочу с ягодой, хочу без ничего». Мама: «Ты же сама просила с ягодой, я тебе сделала». На кухню приходит папа: «Я буду с ягодой!» И берет тарелку. Дочка: «Нет!!! Это моя тарелка, я буду, уйди!»
Истерики обычно непроизвольны. Ребенок не может справиться с эмоциями. Детская истерика сопровождается громким плачем, криками, битьем головой об пол, битьем кулаками о поверхность, царапанием лица. В тяжелых случаях могут быть непроизвольные судороги, так называемый «истерический мост», когда ребенок выгибается дугой.
Детская истерика - это сильная эмоциональная реакция, подкрепленная раздражением, агрессией, отчаянием. Во время истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, поэтому может биться головой об пол или стену, практически не чувствуя боли. Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как внимание исчезнет.
Рассказывает мама мальчика двух с половиной лет: «Мы были в магазине. Сын попросил купить машинку, я согласилась. Он играл с ней, пока мы делали остальные покупки. Потом увидел другую игрушку и стал просить новую. Я сказала, что сегодня мы больше не будем покупать игрушки. Он швырнул машинку, закричал, затопал ногами, кинулся на пол. Я не стала его уговаривать и поехала с тележкой дальше, сообщив, что мы еще не купили вкусных конфет. Когда он увидел, что я выбираю сладости без него, истерика прекратилась».
Возраст первых истерик
Не часто родители могут похвастаться тем, что у их детей совсем не было истерик. По мнению ученых, около 90% родителей сталкиваются с истериками у детей от года до трех лет. Чаще первые истерики начинаются в полтора года. Пиком капризности и упрямства считаются 2,5 - 3 года, так называемый период «кризиса» трех лет. В кризисный период истерики могут случаться до 10-15 раз в день, практически по любому поводу. В четыре года подобное поведение считается редкостью, ребенок в состоянии выразить свои чувства и эмоции словами.
Почему дети устраивают истерики?
Дети взрослеют, и у них появляются собственные желания и интересы, которые могут расходиться с желаниями и интересами взрослых. Если у ребенка не получается добиться своего, он испытывает злость и раздражение. Истерика возникает при столкновении интересов ребенка и родителей. Существуют типичные ситуации, которые приводят к истерикам и скандалам в семье. Если ребенок:
- не может выразить словами свои чувства и желания;
- переутомился и устал;
- играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают его неуспешным в игре;
- не получает от окружающих желаемого;
- отрывается от интересного занятия;
- хочет привлечь внимание взрослых.Как избежать истерики?
Ребенок учится управлять своим поведением и эмоциями. Но иногда, он теряет самообладание, что может привести к истерике. Наблюдая за малышом, постарайтесь понять, какое состояние говорит о приближении истерики. Это могут быть поджатые губы, сопение, легкое хныканье. Если вы уловили какие-либо признаки, старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное. Предложите другую игрушку, книжку, перейдите в другую комнату, покажите, что происходит за окном. Этот прием может быть эффективен только тогда, когда истерика еще не разгорелась. Если страсти уже кипят, то этот метод не принесет результатов.
Используйте различные приемы, которые помогут предотвратить возникновение истерики у детей:
• Полноценный отдых. Старайтесь вовремя укладывать ребенка на дневной и ночной сон. Не допускайте переутомления. Если видите, что ребенок устал играть, предложите ему почитать или порисовать. Не отправляйтесь в магазин, если ребенок проголодался. Маленькие дети еще не умеют контролировать состояние усталости, задача взрослых - следить за состоянием ребенка и не допускать переутомления.
• Прояснение чувств ребенка. Назовите чувства ребенка и дайте понять, что вы их разделяете: «Я понимаю, что ты разозлился», «Я думаю, ты устал, мы сегодня много гуляли», «Ты, наверное, обиделся, потому что мальчик не дал тебе машинку», «Может быть, ты сердишься, так как не получил конфет» и т.д. Это поможет малышу научиться говорить о своих чувствах и контролировать их. Дайте понять, что, не смотря на чувства, есть определенные пределы: «Я понимаю, ты сердишься, но кричать в магазине нельзя». Ребенок должен знать, что есть ситуации, в которых такое поведение не допустимо.
• Время для игр. Очень важно, чтобы у малыша было достаточно свободного времени для игры, когда никто не отвлекает и не мешает игровому процессу.
• «Помоги мне сделать это самому». Не пытайтесь все делать за ребенка, покажите, что он уже взрослый и может сам справляться с трудностями, вы лишь подтолкнете к этому. Поможете подняться на горку, придерживая за руку, или научите строить домик из кубиков.
• Право выбора. Предоставляйте малышу право выбора. Ребенок, который может самостоятельно делать выбор, чувствует, что его уважают и с ним считаются. Выбор должен быть понятен ребенку (что есть на завтрак, во что играть, пойти в парк или на площадку). Нет смысла спрашивать ребенка, хочет он пойти в детский сад или нет. Это решение принимают родители. А вот выбрать между желтой и зеленой футболкой он вполне способен. Если вы предложили выбор, то считайтесь с мнением ребенка, не навязывайте свой вариант. Ребенок выбрал желтую футболку. Не стоит говорить: «А мне кажется, зеленая будет лучше». Если реального выбора нет, не создавайте видимости, просто сообщите о том, что сейчас будет: «Мы идем в магазин».
• Используйте просьбы.Если ребенок начал плакать, попросите его подойти к вам и дайте ему что-то в руки (это может быть игрушка, платочек, книжка и т.д.). Попросите показать книжку папе, отнести платочек бабушке или найти «домик» для игрушки. Как себя вести во время истерики?
Обычно толчком к началу истерики является каприз: «Хочу, дай, купи, не буду, уйди…» Если предотвратить истерику не удалось, и она началась, не пытайтесь в этот момент успокаивать ребенка, уговаривать, ругать или кричать, это станет стимулом к продолжению истерики.
• Не бросайте ребенка в одиночестве, это может напугать малыша. Будьте поблизости, в поле зрения ребенка, постарайтесь сохранить спокойствие и уверенность в себе.
• Не прибегайте к физическим наказаниям. Это лишь усугубит состояние ребенка, получается, что его наказывают за то, с чем он не может справиться. Занимайтесь своими делами, игнорируя истерику. Ребенок поймет, что это не приносит желаемого внимания и впредь не стоит тратить свои силы.
• Если ребенок устроил истерику, чтобы получить желаемое, не уступайте. Выполняя желания ребенка в момент истерики, вы тем самым закрепляете эту форму поведения. Ребенок будет и дальше использовать истерику, чтобы добиться своего. Если один раз в ответ на истерику вы разрешите взять то, чего брать нельзя, можете быть уверены - истерика повторится и не раз.
• Используйте тактильный контакт. Попробуйте крепко обнять ребенка и удерживать некоторое время в своих объятиях, повторяйте, что вы его любите, даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, когда он громко кричит и бросается на пол. Но не стоит насильно удерживать ребенка в объятиях, если он вырывается, лучше оставить его на диване или на полу.
• Не позволяйте, чтобы ребенок управлял вами. Если вам нужно уходить, а ребенок, не желая оставаться с папой или бабушкой, устроил истерику, спокойно попрощайтесь с ним и выходите из дома. Чем дольше вы будите оттягивать момент ухода, тем продолжительнее будет истерика.Истерики в общественных местах
Не все родители в состоянии выдержать истерику в публичном месте. Легче уступить и дать желаемое, «только бы перестал кричать». Но этот способ опасен. Старайтесь ни обращать внимание на осуждающие взгляды посторонних. Если вы уступите сейчас, только для того, чтобы избежать публичного скандала, будьте готовы к тому, что и дальше вам придется действовать также. Вы отказали в покупке новой игрушки, не отступайте сразу. Пусть ребенок возмутится, потопает ногами и выразит недовольство. Если вы уверенно заявите о своем решении, ребенок поймет, что истерикой он ничего не добьется. Истерики в общественных местах обычно рассчитаны не столько на маму, сколько на публику. Будьте осторожны, привлекая к этому процессу окружающих. Лучше обойтись без их помощи и просто переждать вспышку. Кричать, когда никто не обращает внимания, совсем не интересно.
Когда все позади
После того, как страсти улеглись, не отказывайте ребенку в ласке, возьмите его на руки, успокойте. Поговорите о том, что так расстроило малыша. Скажите, что вы его очень любите и вам приятно говорить с ним, когда он спокоен. Ребенок должен учиться выражать свои желания с помощью слов.
Поведение родителей
Часто детские истерики и капризы являются следствием ошибочного поведения родителей. Ребенку все разрешено, все можно, он даже не знает о существовании слова «нет». Определите список запрещенных и разрешенных вещей и придерживайтесь установленного порядка. Дети очень наблюдательны и сообразительны. Они понимают, что можно выпросить конфетку у бабушки, если мама запретила. Или надо идти гулять с дедушкой, он обязательно купит игрушку. Постарайтесь, чтобы один из родителей не отменял запретов другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Если папа сказал убирать игрушки, значит надо убрать.
Нужно ли обращаться к специалисту?
Если капризы и истерики у ребенка постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы. Обратитесь к детскому неврологу если:
- ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание;
- истерики становятся все более частыми и агрессивными;
- у ребенка продолжаются истерики после 4-х лет;
- малыш наносит повреждения себе и окружающим;
- истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими перепадами настроения;
- истерика заканчивается рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка.
Если со здоровьем ребенка все в порядке, то проблема заключается в семейных отношениях и реакции близких на поведение ребенка. Не позволяйте детям добиваться желаемого с помощью истерик. Будьте терпеливыми и находите компромиссы. Большинство истерик можно предотвратить, поняв их причины.Софья Позднякова, детский психолог ЦППРиК «Преодоление»
журнал для родителей "Растим Ребенка", ноябрь 2012ссылка на источник
Детские капризы — причины, как бороться с детскими капризами
Детские капризы – это то, с чем не однократно не только каждый родитель сталкивался, но и большинство людей, не имеющих детей. Практически все индивиды вне зависимости от их половой принадлежности оправдывают капризность детей воздействием внешних раздражителей.
Например, малыш не выспался, поэтому и капризничает. Многие просто не желают отдавать себе отчет, что капризы, в большинстве случаев, могут быть посланием маленьких индивидов их взрослому окружению. Так, например, ребенок может капризничать, если он начинает заболевать. Поэтому следует относиться к детским прихотям с должной серьезностью. А с целью понимания как реагировать на детские капризы, нужно изучить и разобраться в первопричинах подобного поведения. Родителям и прочему взрослому окружению малыша нужно научиться определять, в каких случаях детские слезы являются обычными детскими истериками и проявлением характера, а в каких – сигналом тревоги, при помощи которого кроха демонстрирует окружению, что далеко не все благополучно с ним.
Причины детских капризов
Малыши, особенно до трехлетнего возраста, не могут при помощи слов рассказать о всех изменениях, претерпеваемых их маленьким организмом. Поэтому если кроха становится капризной, необходимо понаблюдать за ним, чтобы исключить заболевания различной этиологии. Так как очень часто причинами детской капризности может выступать соматический недуг либо хронического характера, либо острого.
Детские капризы в 1 год могут означать повышение температуры, ощущение тошноты, озноб и т.п., другими словами любой дискомфорт в организме. Проявляться они могут поведением и поступками протестного или непоследовательного характера, заторможенными или эмоционально противоречивыми действиями. Поэтому рекомендуется родителям в случае неожиданных проявлений нетипичного поведения в течение ближайших нескольких часов понаблюдать за собственным чадом.
Нередко ключевым фактором, вызывающим детскую капризность, является нарушение в воспитательной функции семьи. В таких случаях послание малышей может звучать следующим образом: «я нуждаюсь в ином обращении». Наиболее часто встречающимися вариациями нарушения воспитания детей-дошкольников считаются разрешительная и запретительная. Однако особенно губительным для уравновешенности детей является соединение обоих вариаций (например, папа воспитывает в строгости и жесткости, а мама – позволяет многое).
Разрешительный тип ведет к непониманию или даже незнанию ребенком слова «нельзя», вследствие чего любой запрет провоцирует у него возникновение бурного и продолжительного протеста. А настойчивые старания привести такого малыша «в рамки» могут вызвать припадки, напоминающие истерические. Часто такие «грозные» реакции страшат родителей, вследствие чего они отказываются от попыток добиться адекватного реагирования, тем самым еще больше обостряют ситуацию.
Запретительный тип в своем крайнем проявлении приводит к истощению адаптационного потенциала. Малыш, которому все запрещается, изначально старается соблюдать все запреты и угождать родителям, однако вскоре у него появляется ощущение, что так жить невозможно. Это ведет также к протестному поведению детской капризности, что еще сильнее раздражает родителей, и они с удвоенным рвением продолжают ему запрещать, но уже капризничать. Следствием подобных родительских действий становится усугубление детского поведения. Таким образом детские капризы и упрямство нередко могут свидетельствовать о перегибах в воспитательном воздействии.
Зачастую капризность может быть симптомом внутрисемейной дисгармонии. При анализе ситуации в этом случая выявить перегибы в воспитании не удается, но внутри семьи отношения до крайности натянуты. К примеру, невестка и свекровь не живут в согласии между собой и всеми силами стремятся друг другу насолить, что естественно ведет к втягиванию в их разборки и мужчину. Здесь капризность малышей является их посланием, которое означает, что они не хотят, чтобы родное окружение ссорилось между собой. Ребенок неосознанно ощущает недовольство из-за того, что душевная энергия родни, которая должна принадлежать ему по праву, расходуется ими на выяснение отношений. Поэтому детские капризы являются естественной демонстрацией недовольства окружающими близкими людьми.
Также нередко за проявление детской капризности принимают что-то иное. Например, в случае проявления детьми упрямства и непослушания, когда родители им запрещают брать спички, а они делает наоборот или запрещают куда-то идти, а дети все равно идут. Такое поведение больше носит исследовательский характер, чем проявление упрямства и своеволия. Ведь всем личностям свойственно стремление к познанию окружающей действительности. В таких случаях взрослым рекомендуется придерживаться последовательного поведения и твердости в воспитании, чтобы кроха понимала, что «нельзя» означает действительно запрет, а не «может быть».
Классической подменой понятий является игнорирование родителями детских требований по предоставлению им личностной самостоятельности. Как часто из уст крохи можно услышать «Я сам!». Например, дети еще не научились кушать самостоятельно аккуратно, но все равно тянутся к ложке. Попытки исправить ситуацию провоцируют у детей крики и слезы. Подобное поведение не считается капризностью. Это просто первые попытки проявления самостоятельности. В таких случаях от родителей требуется всего лишь признание их попыток и похвала за стремления быть самостоятельным.
Подводя итоги, следует сказать следующее. Если перед родителями становится вопрос, как справиться с детскими капризами, то ненужно часами рыться в интернете, пытаясь найти действенный метод, необходимо просто понаблюдать за поведением собственного чада, понять после чего он начинает капризничать и установить является ли его поведение капризным либо свидетельствует о проявлении его стремления к самостоятельности или тяги к исследованию.
Детские капризы в 1 год могут быть своеобразным выплеском накопившихся эмоций или бывают связаны с возрастными особенностями и психофизическими характеристиками. Однако это не означает, что такому поведению следует потворствовать.
Детские капризы и истерики
Каждый, наверное, в своей жизни наблюдал картину, когда мама не дала крохе игрушку, а он в свой черед начинает плакать навзрыд, громко кричать, злиться. Такое поведение считается детской истерикой.
Обычно капризы и истерики начинаются у малышей еще до достижения ими двухлетнего возраста, когда они только пробуют экспериментировать разнообразными способами коммуникативного взаимодействия с окружением и получать желаемое. В четырехлетнем возрасте более редкими становятся истерики и капризы, однако некоторые детки продолжают прибегать к ним даже в старшем возрасте.
Зачастую детские капризы и упрямство, истерики выводят из равновесия взрослых. Они начинают нервничать, волноваться, устают от криков, что порождает злость на малыша.
Как реагировать на детские капризы и истерики? Для начала нужно понимать, истерика истерике рознь. Поэтому рекомендуется родителям научиться отличать ее проявления. Необходимо присмотреться, может ребенок при помощи такой эмоциональной реакции пытается манипулировать родителями или может он нуждается в поддержке со стороны взрослого окружения.
Для выявления причин детских истерик и капризности, факторов, провоцирующих подобное поведение, прежде всего, необходимо отделить понятие «капризы» от термина «истерика».
Детский каприз является в некоторой степени стремлением ребят добиваться чего-то запрещенного или недоступного в данный момент. Часто они бывают беспричинными, практически всегда им сопутствуют слезы, крик, топанье ног и т.п. Зачастую капризы крохи нелепы и абсолютно невыполнимы. Нередко малыши двух-трех лет, сами не понимают, чего хотят. У них просто не хватает мыслительных навыков, необходимых для обобщения собственных переживаний и эмоций.
Некоторые детские капризы бывают мимолетными, а другие – сохраняются на протяжении дня, временами капризы могут продолжаться сравнительно длительный период около месяца или больше.
Для детских истерик характерна немыслимая яркость, возбужденность, так называемая «игра на публику», подвластность внешним обстоятельствам и зависимость от наличия зрителей. Истерикам у детей часто сопутствуют «малые» припадки: оглушительный плач, вопли, царапание собственного лица и др. Характерной чертой истерик у малышей является то, что они зарождаются как ответная реакция на обиду или неприятную новость, могут усиливаться вследствие повышенного внимания окружающих зрителей и могут стремительно завершиться после исчезновения внимания со стороны.
Детские капризы — пути предупреждения и преодоления
Для предупреждения возникновения капризов и истерик необходимо учитывать, что для их появления необходимы благоприятные условия; к таким условиям можно отнести переутомление малышей, неудобную одежду, некомфортную обстановку, плохое самочувствие, повышенную чувствительность.
Если подобное поведение у детей характеризуется постоянностью, то это может указывать на наличие нарушений в работе нервной системы. Если ребенок здоров, а капризность поведения или истерики происходят только в присутствии одного из родителей, то причину проблемы необходимо искать в семейных взаимоотношениях, в частности, в их реакциях на детское поведение. Капризы могут провоцировать чрезмерно потакающие действия близкого окружения, их двойственные требования или непомерно строгие методы воздействия, применимые к крохе.
Бытует мнение, что несильные проявления капризности или истерики, являются нормальным детским поведением. Данная позиция далека от истины. Регулярные истерики и капризы могут провоцировать появление психогенных изменений характера и стойких психопатических наклонностей.
Как бороться с детскими капризами
Можно выделить ряд рекомендаций, придерживаясь которых родители получат возможность решить такую проблему, как детские капризы — пути предупреждения и преодоления.
Необходимо понимать, что проблему всегда легче предупредить, чем бороться с ее следствиями. Ведь нередко казалось бы безобидный каприз крохи может перерасти в истерику. При подозрении о надвигающемся шквале эмоций со стороны малыша, следует постараться переключить его внимание с опасной области на более нейтральную. Дружелюбный разговор, спокойное состояние родителей и их участливое внимание являются тремя основополагающими факторами, способными не допустить капризности.
Ниже представлены советы родителям, часто наблюдающим детские капризы, как себя вести правильно. В первую очередь им необходимо четко определить перечень разрешенных вещей и тех, что находятся под запретом. Следует обязательно придерживаться однажды поставленного запрета. Так как непоследовательность в родительском поведении, ведет к формированию у детей невротических состояний. Большинство родителей в сложных ситуациях предпочитают уступить требованиям собственных чад, лишь бы их успокоить. Однако данный путь ведет исключительно к закреплению негативных реакций у детей и дальнейшему их усилению. Также не рекомендуется выполнять детское требование, как бы сильно он не вопил, если оно опасно для него или неразумно.
Итак, как справиться с детскими капризами? Во-первых, не следует капризничающего малыша оставлять одного, но при этом утешать его, стараться поднять его с пола, невзирая на сопротивление также не рекомендуется. Правильным поведением будет – продолжать заниматься своими делами, одновременно следя за чадом. Малыш должен понять, что родители непреклонны в принятом решении, при этом ситуация находится у них под контролем.
Дети должны усвоить, что их поведению есть определенные границы, что существуют ситуации, в которых капризность недопустима. Также необходимо объяснять детям последствия их капризных поступков.
Перечисленные рекомендации по проблеме детские капризы, как себя вести, далеко не все, но главное в чем заключается родительская работа по предупреждению капризности, состоит в уяснении ими, что нельзя потакать при детских капризах. Так как в дальнейшем это приведет к манипуляциям со стороны детей, которые могут проявляться, когда что-то происходит не так, как им хочется. Поэтому более грамотным будет поведение родителей, при котором они мотивируют малышей вести себя правильно. А для этого следует хвалить кроху за хорошее поведение.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Детские капризы – причины, отличия от истерик, как бороться?
Детские капризы являются вполне естественными. С ними можно столкнуться не только в отношениях с детьми, но и при общении со взрослыми. Причинами детских капризов часто являются недовольства самих детей, которые негодуют из-за происходящих событий и поведения родителей. Как бороться с такими проявлениями, расскажут психологи.
Под капризами понимается недовольство, когда ребенок плачет, кричит, топает ножкой, машет руками и т. д. Если сравнивать капризы с детской истеричностью, то можно отметить отличие: капризы – это более легкое негодование ребенка, нежели истерика. Более того, капризность может проявляться в легкой форме, тогда как истерика часто является более тяжелой формой поведения.
Капризным ребенок не рождается, а становится. Все дети в различном возрасте становятся капризными. Чем более они младше по годам, тем более подвержены капризному поведению. У некоторых данное качество не закрепляется, а другие продолжают оставаться капризными даже во взрослом возрасте. Чтобы не развивать в своем ребенке капризное поведение, к которому он будет постоянно прибегать, следует обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru.
Что такое детские капризы?
Нередко люди путают капризы и истерики. Однако это разные понятия. Что такое детские капризы? Это плач, крики и раздражительность ребенка, что часто является реакцией на некий раздражитель. Если истерику можно приписать к театральному представлению, когда ребенок намеренно преувеличивает свои переживания, то во время каприза ребенок может плакать, от чего-то отказываться, воротить носом не из-за своей прихоти, а по объективным причинам.
Детская капризность может быть следствием каких-то нарушений или болезненного состояния ребенка. Часто дети становятся особенно капризными, когда болеют, голодны или плохо спят. Пожалуй, даже взрослый человек в некоторой степени становится капризным, когда ощущает дискомфорт внутри своего тела или в окружающей среде.
Однако следует отметить и манипулятивное детское капризное поведение, когда ребенок намеренно начинает плакать, кричать, обижаться и пр. Родителям следует смотреть на то, что предшествовало такому поведению ребенка. Если ребенок ни с того, ни с сего начал капризничать, то следует разобраться в причинах его поведения. Если же капризничать он начал после того, как ему отказались покупать игрушку или не повели на его любимую детскую площадку, то следует понимать, что здесь проявляется истеричное поведение.
Родители часто вынуждены ребенку во многом отказывать как по объективным причинам (к примеру, денег нет), так и в воспитательных целях. Здесь ребенок начинает капризничать, не желая принимать того факта, что его потребности и желания не удовлетворяются. Как себя вести в такой ситуации?
- Не думать плохо о себе и о ребенке. Одни начинают думать, что у них плохие дети, другие — что они плохие родители. Стоит забыть о подобных мыслях. Ни вы, ни ваши дети не являются плохими. Необходимо разобраться в ситуации и исправить ее.
- Игнорировать. Если капризы ребенка направлены на побуждение родителей сделать все так, как хочет ребенок, здесь следует игнорировать, не обращать внимания. Чем меньше зрителей, тем короче будет капризничать ребенок.
- Проявить терпение. Если у вас были объективные причины отказать ребенку, то помните о них. Малыш поплачет и перестанет. Покажите ему, что не все желания будут исполняться по первому его требованию. Если что-то можно ему реализовать, то расскажите, как это можно сделать, не капризничая при этом.
Причины детских капризов
У детских капризов есть много причин для появления. Если быть внимательными родителями, то можно их выявить.
- Это могут быть различные заболевания. Особенно маленькие малыши, которые пока не могут выражать свои ощущения и переживания, через поведение говорят взрослым о том, что с ними что-то нехорошее происходит. К примеру, повышение температуры, тошнота или боли внутри организма заставляют детей вести себя неадекватно. Они могут быть заторможенными, протестовать, быть непоследовательными или противоречивыми в действиях. Родителям нужно понаблюдать за своими крохами, чтобы определить причины их поведения.
- Это может быть неправильное воспитание. Заключаться оно может в том, что родители все позволяют ребенку или, наоборот, грубо и жестко с ним обращаются. Наиболее опасным становится воспитание, где каждый из родителей противоречит своими мерами друг другу. К примеру, отец ведет себя жестко с детьми, а мать им все разрешает.
- Если ребенку все разрешать, то он просто не узнает рамок и слова «нельзя». Каждый раз, когда он будет сталкиваться с ситуацией, где ему что-то запрещается, он будет неадекватно себя вести. Он будет негодовать по поводу каких-то запретов.
- Если ребенку все запрещать, ограничивать, тогда он становится дезадаптированным. Сначала он старается жить в пределах тех рамок и правил, которые установили его родители, а потом возникает протест – делать все наперекор. Это вызывает отрицательную реакцию у родителей, которые еще больше ужесточают свои меры. Это приводит к капризности.
- Это может быть отображение обстановки внутри семьи. Капризными дети часто растут в семьях, где родственники постоянно ссорятся, многого требуют от своих чад, не уделяют им внимания и пр. Только психолог может выявить, что именно в семье провоцирует у детей капризное поведение.
- Это может быть упрямство или любознательность. Капризы дети проявляют либо наперекор своим родителям (показывают своеволие, упрямство, непослушание), либо в качестве любознательности (желание исследовать окружающий мир, от которого ребенка родители отгораживают).
- Это может быть проявлением самостоятельности. Уже с ранних лет ребенок начинает говорить «Я сам!», что указывает на его желание справиться с задачей, выполнить работу самому. Если родители не слышат его желаний в данном вопросе, он естественным образом капризничает, поскольку родители вторгаются в его личную территорию и мешают ему взрослеть.
Если ребенок капризничает, следует отметить факторы, которые предшествовали его поведению. Это поможет выявить истинные причины капризности и понять, он действительно пытается манипулировать окружающими или просто является любознательным, желает стать самостоятельным.
В любом случае на капризы не следует обращать внимание. Им не следует потворствовать, иначе они закрепятся за ребенком на всю жизнь.
Детские капризы и истерики
Частым проявлением детской истерики или капризов является поведение малыша, которому родители отказались покупать новую игрушку. Здесь начинается громкий плач, крики, падание на пол и пр. Многие люди могли наблюдать данную истерику, которая часто проявляется у детей в молодом возрасте.
В возрасте 1-2 года ребенок только начинает пробовать различные модели поведения. Естественными становятся капризы и истерики в таком возрасте. Ребенок прибегает к ним, поскольку пробует и наблюдает, что ему поможет в той или иной ситуации. Вот почему родителям советуют игнорировать истерики и капризы, чтобы они не закрепились за малышом.
Уже в 4-летнем возрасте поведение меняется. Лишь при потворстве или нарушениях в нервной системе ребенок продолжает капризничать и истерить. Это вызывает беспокойство, нервозность и даже злость на малыша у родителей, которые сами стали главными факторами развития у него подобного поведения.
Психологи советуют научиться правильно анализировать, когда ребенок истерит, потому что желает манипулировать, а когда действительно в чем-то важном нуждается. Не следует реагировать однозначно на капризы, поскольку ребенок просто может прибегать к неправильной модели поведения.
Отличать также следует детскую истерику от капризов:
- Капризы являются проявлением протеста на то, что на данный момент оказалось запрещенным или недоступным ребенку. Длиться они могут короткий период времени и в течение дня, недели, даже месяца.
- Истерики являются театральными представлениями, которые отыгрываются детьми ярко, громко. Малыш работает на публику, усиливая свою истерику, если окружающие обращают внимание на его истерику. Если же зрители расходятся и не реагируют, тогда малыш прекращает истерику. Она является ответной реакцией на неприятную новость или обиду.
Как бороться с детскими капризами?
Детские капризы легче предотвратить, нежели заниматься вопросом, как с ними бороться. Вот почему психологи советуют сначала создать благоприятную обстановку для ребенка, спокойно с ним общаться, также оберегать от переутомления, переохлаждения, перегрева, голодания и прочих физиологических причин. Даже взрослый человек будет капризничать, когда он чувствует себя плохо и неуютно. Порой устранение данных факторов уже помогает в решении проблемы.
Истерики и капризы свойственны детям, однако не следует им потакать, чтобы ребенок не понял, что к ним следует прибегать при первом отказе или неудовлетворении его желаний.
- Стойте на своем. Если вы когда-то сказали «нет», то должны сохранять свое слово, независимо от поведения ребенка.
- Четко оговаривать перечень запрещенных вещей. Ребенок должен понимать, чего ему «нельзя», и видеть, что родители не ведутся на его капризы и не меняют решения.
- Продолжайте заниматься своими делами, пока малыш вопит. Он должен видеть, что родители не реагируют на его истерики, поэтому следует их прекращать.
Запрещается ребенка утешать, ласкать и сюсюкаться с ним. Это лишь утвердит малыша в его поведении. Не следует оставлять малыша одного на долгое время, при этом сохраняйте спокойствие. Ситуация вполне нормальная. Ваш малыш здоровый и с ним все в порядке. Поплачет, покричит и перестанет. Будьте уверенны, что все происходит так, как надо.
Всегда поощряйте малыша за то поведение, которое вам нравится. Он должен четко отмечать, что есть поведение, за которое его вознаграждают, и поступки, которые игнорируются, не дают ему счастья и удовольствия.
Итог
Воспитать маленького кроху очень сложно, поскольку он многого еще не понимает и действует инстинктивно. Капризы и истерики – это своего рода инстинкты, когда ребенок прибегает к примитивным формам своего негодования и протеста. Пока что именно такими поступками он может выразить свои внутренние переживания. Если родители воспользуются рекомендациями психологов, то придут к положительному итогу.
Прогноз воспитательных мер непредсказуем. Однако известно следующее: если оба родителя будут действовать постепенно и сообща, тогда их ребенок вскоре прекратит свои капризы и начнет взращивать в себе другую модель поведения, которая приемлема родителями и, соответственно, обществом, в котором все люди живут.
Капризы у ребенка в год, 1,5, 2, 3, 4 года: что делать
Наверное, мечта каждого родителя, чтобы его ребенок рос здоровым, умным, спокойным и покладистым. Однако в определенный момент все надежды на спокойную и размеренную жизнь разбиваются вдребезги, ведь ранее веселый и послушный малыш неожиданно становится капризным и строптивым. Ситуация, когда ребенок начинает очень эмоционально капризничать, другими словами, закатывать истерики, и при этом отказывается идти на контакт со взрослыми, вводит многих неподготовленных родителей в ступор, поскольку они не знают как правильно нужно реагировать на подобные сцены. А ведь поведение взрослых в такие моменты играет очень важную роль: именно от нас с вами зависит то, прекратятся детские истерики в ближайшем будущем, или же трансформируются в эффективный инструмент манипуляции окружающими в руках ребенка.
Что же является причиной детских капризов? Как с ними правильно бороться, и существует ли в природе какой-либо способ профилактики подобных ситуаций? Во всем, что касается детских капризов, попробуем разобраться в этой статье.
Оглавление: Капризы у ребенка, варианты их проявления Общие причины возникновения капризов у детей Капризы у детей в возрасте 1 – 2 года Капризы у детей в 3 года Капризы у детей в 4 года Капризы у детей в 5 лет Профилактика капризов у детей
Капризы у ребенка, варианты их проявления
Слово «каприз» с французского переводится как «прихоть, упрямство». Но нужно сразу отметить, что в данной статье речь будет идти о капризах здоровых детей, которым обычно свойственно хорошее настроение и живой интерес к окружающему их миру. Ведь капризы больных детей – это вполне естественное явление, понятное любому здравомыслящему родителю.
Чаще всего, родители сталкиваются со следующими проявлениями детских капризов:
- плач;
- сильный крик;
- катание по полу;
- размахивание руками и ногами;
- топанье ногами;
- швыряние всего, что попадется под руку;
- ребенок может бить и кусать себя и окружающих;
- игнорирование обращенной к ребенку речи;
- при попытках взять малыша на руки и успокоить, он выгибается в дугу, отталкивает взрослого.
В целом, определить, капризничает ребенок или нет, не составляет труда, поскольку в большинстве случаев можно наблюдать несколько проявлений детских истерик одновременно.
По мнению специалистов, капризы у ребенка в возрасте от года и до пяти лет вполне объяснимы. Дети взрослеют, приобретают новый опыт, у них начинают зарождаться личные интересы и желания, которые нередко могут расходиться с желаниями их родителей. В этом возрасте малыши узнают, что помимо слова «да» еще существует слово «нет». И когда у ребенка не получается добиться своего, он может начать остро реагировать на эту ситуацию, раздражаться и злиться.
В таких ситуациях от поведения родителей очень многое зависит. Неправильный подход к решению данной проблемы и неадекватное поведение взрослых могут привести к тому, что ребенок будет продолжать капризничать и устраивать истерики на протяжении еще многих лет. В то время, как чуткость родителей и спокойное уравновешенное отношение к капризам их чада способно исправить подобную ситуацию в достаточно короткие сроки.
Общие причины возникновения капризов у детей
Специалисты выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих возникновение проблемы детских капризов в семье. В частности, это:
- Неумение передать словами свои личные ощущения, свое недовольство.
- Желание малыша привлечь к себе внимание взрослых. Важно понимать, что недостаток, прежде всего, материнского внимания практически всегда становится причиной раздражительности и отставания в развитии детей.
- Стремление ребенка добиться от взрослых чего-то очень важного и нужного для себя.
- Чрезмерное внимание и излишняя опека со стороны взрослых. От бесконечного внимания со стороны родителей ребенок может уставать, что нередко выражается в плаче или крике. Поэтому прежде, чем начать бороться с капризами, следует произвести реальную оценку своего общения с малышом.
- Неудовлетворенные физические потребности: переутомление, недосыпание и чувство голода.
- Чрезмерная строгость родителей, постоянные запреты.
- Отсутствие выработанной системы наказаний и поощрений малыша.
- Отсутствие выраженной реакции взрослых на положительные и отрицательные поступки ребенка.
- Неправильное воспитание. Отсутствие каких-либо ограничений со стороны взрослых также может стать причиной возникновения капризов у ребенка. Когда малышу все разрешается, ему сложно научиться себя сдерживать, и вовремя обуздать свои желания и эмоции. Очень важно своевременно приучить ребенка к самоограничению. Конечно же, речь не идет о бесконечных запретах, но слово «нельзя» малыш должен узнать одно из первых. Это поможет остановить его, прежде чем он сможет навредить себе или кому-то другому.
- Стремление подражать другим детям.
- Отрыв увлеченного ребенка от интересного для него занятия.
- Непоследовательность действий со стороны взрослых. К примеру, сегодня мама запретила ребенку играться ее телефоном, но несколько дней назад она сама же давала ему данную «игрушку» в руки. Нередки ситуации, когда родители что-то запрещают, тогда как бабушка это разрешает ребенку. Несогласованность действий также может проявляться и внутри семьи: запрещенное мамой, разрешается папой и наоборот. Ребенку тяжело часто «подстраиваться» под каждого взрослого, что отражается на его психике и нервной системе, и, соответственно, провоцирует истерики и срывы.
«Первый возраст упрямства» (от года до пяти лет) специалисты разбивают на несколько важных периодов развития ребенка, для которых характерны свои причины и проявления капризов:
- возраст от одного до двух лет;
- три года;
- четыре года;
- пять лет.
Далее рассмотрим каждый из этих периодов более подробно.
Обратите внимание
«Второй период упрямства» по мнению многих специалистов соответствует возрасту 12-14 лет.
Капризы у детей в возрасте 1 – 2 года
Как правило, к году малыш переступает рубеж первого возрастного кризиса. Это объясняется накоплением им к этому периоду уже определенных навыков и знаний, которые требуют перехода на новый уровень взаимоотношений между родителями и их чадом. Уже к году ребенок воспринимает себя как личность, он осваивает ходьбу, речь, узнает мир по-другому. Именно в этот период возрастает число капризов, причиной которых нередко становятся сами родители.
Наиболее частыми причинами капризов у детей этого возраста являются:
- переутомление;
- недосып;
- перенапряжение;
- смена обстановки;
- реакция на слово «нельзя» или «нет». Начиная с года, ребенок начинает интересоваться всем, что находится за пределами кроватки или манежа. Ему все хочется взять в руки, попробовать на вкус и на ощупь. Однако на пути познания вдруг возникают множественные запреты и окрики, которые нередко стают причиной плача малыша;
- неспособность ребенка отстоять то, что для него сейчас важно, убеждениями или силой слова. Поэтому он находит единственный способ добиться желаемого — необузданное поведение, капризы и истерики.
Поскольку годовалый или даже двухлетний ребенок еще не может выразить словами свое недовольство или объяснить, что ему нужно, он часто сталкивается с родительским непониманием, что и вызывает его сильное возмущение, выражающееся в криках, плаче и т.п.
Очень важно, чтобы родители с пониманием отнеслись к тому, что в определенные возрастные периоды малышу может быть свойственна сильная раздражительность. Даже на, казалось бы, любимые вещи или действия он может отреагировать криком и плачем. И здесь всегда следует искать разумное объяснение подобному поведению, а не списывать все на обычные «выкрутасы», и уж тем более с ними бороться. К примеру, ребенок категорически не хочет есть свою любимую кашу, возможно, она пересолена или слишком для него горяча.
На капризное поведение детей категорически запрещено реагировать следующим образом:
- Настаивать на своем.
- Поддаваться капризам и быстро удовлетворять все требования малыша. Выполняя желания ребенка по причине его истерики, родители закрепляют подобную форму поведения. Конечно же, если речь идет о насущных потребностях (пище, сне, тепле и т.п.), то требования ребенка должны быть незамедлительно удовлетворены.
- Раздражаться и нервничать.
- Повышать голос на ребенка.
- Наказывать, задавать взбучку, с целью отбить у ребенка какое-либо желание капризничать. Такое поведение может только усугубить ситуацию и еще больше распалить истерику малыша.
- Оставлять малыша одного, один на один со своими неудовлетворенными потребностями. Взрослые всегда должны быть в поле зрения ребенка, пока он не успокоится. Иначе малыш может испугаться.
Как же правильно себя вести с «капризным» чадом, чтобы такое поведение не вошло у него в привычку, и не воспринималось им, как своеобразное оружие, помогающее удовлетворить собственные потребности и желания?
По мнению специалистов, для успокоения ребенка во время его истерики родители должны пользоваться следующим перечнем действий:
- Во время очередного взрыва детский эмоций родитель должен быть всегда рядом с малышом, не выпускать его из поля зрения, при этом сохранять спокойствие и уверенность в себе.
- Не следует акцентировать внимание на истерическом состоянии малыша, тогда со временем он успокоится и сделает логический вывод, что таким поведением не получается достичь желаемого, и не стоит на это тратить свои силы.
- Постарайтесь крепко обнять ребенка на некоторое время, шепча ему спокойным голосом слова любви. Если же он вырывается, выгибается и отталкивает вас, то лучше отпустить малыша, насильно удерживать его в объятьях не стоит. Просто периодически интересуйтесь, нет ли у него желания пойти к вам на руки.
- Во время истерики в общественном месте (относится к детям возрастом от 2 лет) не стоит уступать ребенку, к примеру, покупать ему что-то, что вы не собирались ранее приобретать, лишь бы избежать взглядов и осуждения посторонних людей. Важно понимать, уступив однажды, вы тем самым дадите понять своему ребенку, что этот способ работает, и можно продолжать им пользоваться в будущем. Если же родитель найдет в себе силы уверенно заявить малышу, о том, что не собирается идти у него на поводу, то по истечению определенного времени чадо поймет, что этот способ не эффективен. Следует набраться терпения и просто переждать подобный приступ ребенка, а после его успокоения проявить по отношению к нему ласку и внимание, взять на руки. Нужно проговорить малышу, что вам приносит удовольствие общение с ним, когда он пребывает в спокойном состоянии. А также предложить ему интересную альтернативу ранее желаемой им вещи.
Минимизировать капризы у детей 1-2 года можно благодаря уменьшению количества «камней преткновения». Другими словами, следует разрешать интересующемуся малышу выполнять какие-либо новые действия (взять ложку в руку, попытаться натянуть ботинки, выключить свет при выходе из дома и т.п.). Не нужно мешать ребенку изучать свой дом, ставя на пути исследования различные запреты. Просто предварительно уберите с этого пути опасные для его здоровья и жизни вещи. В этом возрасте самыми любимыми игрушками детей является кухонная утварь. И это не удивительно, ведь мама постоянно же ими «играется», а все к чему прикасается любимый родитель, пробуждает очень большой интерес в ребенке. Не нужно запрещать малышу греметь ложками, крышками от кастрюли, открывать и закрывать различные коробочки, но заранее уберите опасные для него предметы.
Капризы у детей в 3 года
Возраст трех лет в жизни ребенка является достаточно трудным периодом, в основе которого лежит перестройка отношений между малышом и его родителями. Обладая уже определенным характером, сформировавшимся отношением к себе и окружающим, ребенок пытается отдалиться от родителей и построить с ними отношения нового плана с учетом своего осознанного «я». На непонимание со стороны взрослых трехлетний малыш реагирует возмущением, причем в яркой эмоциональной и изощренной форме, которая многих родителей «загоняет в тупик». Даже у довольно спокойных детей в этот период могут наблюдаться агрессивность, крайнее упрямство, негативизм и своеволие, которые проявляются в криках, визгах, падании на пол, бросании на пол различных предметов и т.п. На большинство вопросов и действий родители слышат от своего чада такие слова, как «нет», «не хочу», «не буду». При этом подобное поведение может наблюдаться не только в четырех стенах дома, но также на улице, в общественных местах и т.п.
Специалисты утверждают, что капризное поведение детей на данном этапе не является устоявшимся, ребенок таким образом пытается экспериментировать с механизмами воздействия на близких людей. В этот период от родителей требуется установление более глубокого контакта с собственным ребенком. Поощряйте его инициативу и первые «шаги» к самостоятельности. Только такой подход помогает минимизировать капризы у детей трех лет.
Рекомендованные действия родителей при капризах и истериках трехлетнего ребенка:
- Не следует акцентировать внимание на плохом поведении ребенка. Если малыш начал капризничать, следует объяснить ему, что поговорите с ним только после того, как он успокоится. При этом сами должны оставаться в спокойном, уравновешенном состоянии, и продолжать заниматься своими делами. Как только ребенок совладает со своими эмоциями, следует сказать ему, что вы его любите в каком бы состоянии он ни был, но своими капризами он ничего не сможет добиться.
- Не нужно ломать характер малыша. Однако при этом следует помнить, что вседозволенность также ни к чему хорошему не приводит.
- Следует попытаться отвлечь ребенка от истерики, переключить его внимание на что-нибудь другое, к примеру, на любимый мультфильм или игрушку. Конечно, на пике истерики такой прием уже вряд ли сработает. В таких случаях следует вооружиться терпением и просто переждать истерический приступ.
- Нужно стараться не допускать ситуаций, когда малыш может ответить «нет» или «не хочу». В этом поможет создание для него иллюзии выбора: «Сначала наденем штаны или носки?», «Пойдем погулять в парк или на детскую площадку?», «Тебе кашу насыпать в тарелку с мишками или с цветочками?» и т.п.
Если следовать этим несложным рекомендациям, то к четырем годам проблема капризов разрешится сама собой.
Капризы у детей в 4 года
Если четырехлетний ребенок капризничает и устраивает истерики, это может быть сигналом:
- неправильного поведения взрослых, проблемах в семейных отношениях;
- заболеваний неврологического характера.
Важно
Чтобы исключить вероятность наличия у ребенка проблем в работе нервной системы, следует обратиться к специалисту – детскому неврологу.
Основные показания к посещению врача:
- Истерики становятся более частыми и носят агрессивный характер.
- Истерики сопровождаются потерей сознания и задержкой дыхания.
- После четырех лет приступы капризов не идут на спад.
- В приступе истерики ребенок наносит увечья себе или окружающим.
- Малыш страдает от истерик в ночное время, в основе которых лежат страхи, кошмары, перепады настроения.
- По окончанию приступа наблюдается одышка, рвота, чрезмерная вялость и усталость ребенка
Если причина капризов ребенка не связана с его здоровьем, родителям нужно всерьез задуматься о правильности своего поведения в моменты детских истерик, а также об имеющихся проблемах в семейных отношениях. Возможно, ваш малыш растет в условиях вседозволенности, и поэтому не знает слова «нет»? Или же у взрослых нет единства во взглядах на воспитание ребенка? Нужно проанализировать вашу семейную ситуацию, и тогда обязательно найдется верное решение имеющейся проблемы.
Основные рекомендации специалистов, направленные на решение проблемы детских капризов в этот период:
- взрослые должны придерживаться одной и той стратегии в воспитании ребенка. То есть, если один из родителей что-нибудь запрещает малышу, другой не должен вмешиваться, и идти на поводу у детских капризов. Четырехлетние дети отличаются очень хорошей наблюдательностью и сообразительностью. К примеру, если мама тверда в своем решении, а бабушка уже не раз демонстрировала свою мягкость и уступчивость, то ребенок будет осознанно продолжать пользоваться добротой бабушки в достижении своих целей посредством капризов;
- родители должны искать причину капризов, и пытаться ее понять. В большинстве случаев, истерику можно предотвратить, если знать ее причину;
- нужно находить компромиссы в подобных ситуациях;
- в процессе истерики взрослые должны сохранять самообладание и быть терпеливыми.
Капризы у детей в 5 лет и старше
В пятилетнем возрасте капризы детей мало чем отличаются от их проявлений в период так называемого «кризиса трех лет». Однако ребенок пяти лет плачет, кричит, ноет или дергает себя за волосы уже вполне осознанно, прекрасно понимая, что такое поведение творит чудеса, и родители дадут ему все, чего он только не пожелает. Подобная ситуация является ничем иным, как результатом неправильной реакции родителей на приступы истерики своего ребенка в его более раннем возрасте.
Важно
Стоит отметить, что пятилетнего ребенка стоит показать врачу-неврологу для оценки поведения маленького пациента с медицинской точки зрения.
Еще одной распространенной ошибочной реакцией родителей на капризы малыша является повышение на него голоса. Как следствие, ребенок, проанализировав поведение взрослых, совершенно четко себе уясняет, что любую проблему в своей жизни можно решить при помощи крика.
Руководство к действию родителям при капризах пятилетнего ребенка:
- Нужно научить ребенка говорить о своих потребностях спокойным голосом и нормальным тоном, а не повышенным. Для этого следует дать своему чаду понять, что родители готовы отреагировать на каждую его просьбу, если только она высказана нормальным человеческим языком, а любое требование, сопровождающееся повышенным тоном, плачем и прочими подобными проявлениями, будет проигнорировано. Не допустимо разрешать пятилетнему ребенку манипулировать родителями при помощи истерик. Только подчеркнутое игнорирование малейших попыток со стороны маленького вымогателя помыкать взрослыми поможет разрешить возникшую в семье проблему. Со временем ребенок поймет, что для того, чтобы его услышали, не обязательно плакать и кричать, нужно просто правильно попросить.
- Следует всегда объяснять ребенку причину, по которой он не может получить желаемое. Когда дети знают и понимают причину, по которой их желание не осуществимо, им гораздо меньше боли доставляет получение отказа. А поскольку поводов для отрицательных эмоций становится меньше – частота капризов существенно снижается.
Профилактика капризов у детей
Избежать или же минимизировать частоту капризов, приступов истерик, нервных расстройств вполне возможно, если придерживаться нескольких простых правил:
- следите за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал, соблюдались режимные моменты;
- малыш не должен переутомляться;
- проявляйте уважение к досугу ребенка, к его играм. На все это нужно отводить достаточно времени;
- больше времени проводите вместе с малышом;
- постарайтесь обеспечить положительную атмосферу в семье. Ребенок не должен быть свидетелем ссор или конфликтов между родителями или другими членами семьи;
- чаще говорите и демонстрируйте своему чаду, что вы его любите;
- проговаривайте ребенку его чувства. Этот прием поможет крохе научиться со временем самому разбираться в собственных чувствах, и подбирать слова для их объяснения. Например, «Ты расстроился, потому что сломалась твоя любимая игрушка», «Ты сердишься, потому что брат разбил твою чашку» и т.п.;
- предоставляйте малышу право выбора. К примеру, пусть он решает: одеть бейсболку или панамку, какую игрушку с собой взять на улицу, кушать кашу с ягодами или с молоком и т.д.;
- не нужно делать за ребенка то, с чем он в состоянии уже сам справиться. Привлекайте его к домашним делам, но только в игровой форме, просите о помощи. Такой прием позволит показать малышу, что он уже достаточно большой, чтобы справиться с трудностями;
- если выбора как такового нет, то оговаривайте с ребенком предстоящие планы. К примеру, «Сейчас мы зайдем в магазин, а потом пойдем гулять на площадку»;
- старайтесь как можно быстрее предотвращать истерики, улавливая первые их признаки. Помните, что подобные приступы сигнализируют о сильнейшем внутреннем конфликте в душе малыша. Если не получается договориться с ребенком, то попытайтесь переключить его внимание, попросите найти что-нибудь или посмотреть на что-то интересное и т.д.
Важно понимать, что капризы у детей являются проходящим явлением, которое при правильном подходе здравомыслящих родителей уходит из жизни семьи совершенно бесследно. Следует проявлять понимание и сочувствие к любимому чаду в сложный для него период, и что очень важно, своевременно обозначить границы допустимого поведения.
Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель
4,098 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
Загрузка…7 самых распространенных детских капризов как с ними бороться
Когда ребенок чем-то недоволен и ноет, а родители не могут его понять – ссора неизбежна. Скандал подобно костру разгорается из одной неправильной реакции, из — за одного не с той интонацией сказанного слова. А ведь жалобы ребенка, это не пустое нытье, как полагают многие. У самых распространенных из них есть вполне определенный тайный смысл, который он, таким образом, чадо пытается донести до мамы или папы.
Попробуйте несколько дней внимательно выслушивать все жалобы малыша, правильно реагировать на них, и вы удивитесь, насколько изменятся ваши взаимоотношения с собственным крохой. В лучшую сторону.
Жалоба №1. На усталость
Варианты: «Я устал», «Я больше не могу» — и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.
Тайный смысл жалобы: Жалуясь на усталость, ребенок констатирует факт и ждет от вас соответствующей реакции. Если вы слишком увлечены каким-то делом – таким образом, он может пытаться привлечь ваше внимание. Если вы наоборот чрезмерно загружаете его – жалуясь на усталость, малыш подразумевает «оставь меня в покое». А вот стонать чадо начинает каждый раз, когда вы даете ему неприятное задание – это всего лишь способ манипулировать вами. При этом кроха не желает признавать, что у него нет желания выполнять вашу просьбу. В общем, просто ребенку кажется, что жалобы на усталость звучат менее обидно для вас и более правдоподобно для него.
Как отвечать: Выясните, от чего малыш устал, и какой именно помощи он от вас ждет: посочувствовать, посидеть рядом или наоборот исчезнуть из поля его зрения. Предлагая ребенку отдохнуть, обговаривайте продолжительность паузы в делах: «Давай ты, сейчас посмотришь мультфильм (поспишь) и отдохнешь, а потом мы пойдем в магазин (продолжишь заниматься)». Не забудьте спустя некоторое время поинтересоваться самочувствием сына или дочери. Таким образом, вы покажите, что не пропускаете жалобы мимо ушей и действительно переживаете за ребенка.
Что не надо говорить: «Надо было меньше бегать (кричать, баловаться…)» — сейчас не время критики. Если ребенок вами манипулирует, не нужо демонстрировать, что вы знаете истинную причину его капризов — «Вечно ты устаешь, когда я прошу мне помочь». Лучше в следующий раз перед тем, как что-либо попросить, поинтересуйтесь его самочувствием. Тогда у малыша не будет возможности симулировать, прикрываясь усталостью.
Жалоба № 2. На скуку
Варианты: На вопрос, что ты такой грустный ребенок отвечает, что ему скучно. Хотя это видно и без слов, по выражению его лица.
Тайный смысл жалобы: Малыш привык, чтобы его развлекали, и не может самостоятельно придумать себе занятие. Или он слишком долго играл один и теперь ему хочется пообщаться с вами, но он боится отвлекать маму или папу от домашних дел и ждет, пока вы заметите его унылое выражение лица.
Как отвечать: Предложите ребенку заранее спланировать свободное время. Вместе решите, когда он будет играть, когда рисовать, когда смотреть мультфильмы, а когда делать уроки. «Давай ты после садика немного поиграешь, потом мы вместе почитаем, а потом ты будешь собирать смотреть мультфильм. Чередуйте совместное времяпрепровождение и самостоятельные игры ребенка. Если вы заметили, что малыш слоняется без дела с унылым выражением лица – поинтересуйтесь, что у него сейчас по плану, чем он сейчас собирается заняться.
Что не надо говорить: «Ну, так займись чем-нибудь – у тебя столько игрушек», «Иди, читай (уберись в своей комнате) – если не знаешь что тебе делать!». Нежелательно предлагать ребенку «развлечься» неинтересными ему делами. От такой альтернативы ему станет еще более грустно.
Жалоба №3. На других детей
Варианты: «Паша меня бьет», «Маша отнимает у меня игрушки» — и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие — один он хороший.
Тайный смысл жалобы: Если подобные жалобы произносит трехлетний карапуз — это нормально. А вот если на других детей жалуется ребенок 5-6 летнего возраста – это свидетельствует о неумении находить общий язык со сверстниками. Если ребенок всегда ищет виноватых – он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей. Скорей всего малыш мало общается с другими детьми. Он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) всегда ему уступают, и удивляется, почему другие дети ведут себя иначе.
Как отвечать: Почаще оставляйте ребенка один на один с другими детьми. Если дети что-то не могут поделить или ссорятся – не влезайте. Дайте чаду возможность самостоятельно решать свои проблемы. Когда кроха жалуется, постарайтесь ему логически объяснить поведение других детей. «Паша тебя бьет не потому что он плохой, а потому, что ты отнял у него машинку».
Что не надо говорить: «Ты сам виноват» — сейчас не надо искать виноватых, нужно объяснить ребенку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе.
Жалоба №4. На взрослых (бабушек, дедушек, воспитателей)
Варианты: «Бабушка всегда заставляет меня есть суп и у меня потом болит живот», «Воспитательница укладывает меня спать днем – и вечером я не могу уснуть».
Тайный смысл жалобы: Подобные жалобы часто возникают, когда у всех взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка, разные взгляды на педагогический процесс. Ребенок не понимает, почему мама разрешает не спать днем, а воспитательница заставляет; почему у родителей можно не есть суп, а бабушка настаивает на обратном…
Как отвечать: Жалобы исчезнут, как только взрослые придут к единому взгляду на воспитание ребенка и детский распорядок дня. Если придерживаться единой педагогической линии не получается – объясните ребенку, что иногда обстоятельства позволяют нарушать тот или иной распорядок.
Что не надо говорить: «Скажи, бабушке, что я разрешила тебе не есть суп» — не нужно манипулировать взрослыми при помощи ребенка. «Бабушка не права» — подобными высказываниями вы настраиваете малыша против других взрослых (которые не выполняют ваши требования по его воспитанию).
Жалоба №5. На нехватку свободного времени
Варианты: Каждый день перед сном ребенок жалуется, что он что-то не успел сделать — «Я опять не успел посмотреть мультики». Или, когда вы его просите помочь он говорит, что опять не успеет поиграть в компьютер, порисовать.
Тайный смысл жалобы: Возможно, вы слишком загрузили малыша, и у него действительно, нет свободного времени. Или ребенок не умеет самостоятельно планировать его, он слишком увлекается одним делом, в ущерб остальным занятиям.
Как отвечать: Чтобы избежать жалоб на нехватку времени – составьте вместе с малышом подробный распорядок дня, в котором помимо времени посещения различных секций будет место для выполнения ваших поручений (помощь маме) и свободное время. Заранее предупреждайте ребенка о запланированных делах «заканчивай играть, через 20 минут мы будем мыть пол». Тогда у него будет возможность морально подготовиться к неприятной обязанности и ваша просьба не будет для него неожиданностью.
Что не надо говорить: «Ты просто очень медленно все делаешь» — ваша задача составлять распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Если вы знаете, что малыш долго одевается (умывается, ест) отводите на эти процедуры столько времени, сколько ему необходимо. Не торопите чадо фразами «давай быстрей, мы опаздываем» — если вы будете подгонять его, у маленького человека возникнет ощущение постоянной нехватки времени.
Жалоба №6. На проблемы в детском саду
Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (прыгаю, пою)».
Тайный смысл жалобы: Малыш хочет высказаться и поделиться с вами своими проблемами. Ему нужен слушатель. Если ребенок все время жалуется на одно и тоже (я плохо пою) – он, таким образом, пытается объяснить вам свои приоритеты.
Как отвечать: Внимательно выслушайте жалобы малыша. Все, что от вас требуется это изображать неподдельный интерес (а ведь это не сложно, правда?..) к его проблемам и периодически вставлять ободряющие реплики типа «Надо же!». А когда он, наконец, выговориться, подведите итог: «Я уверена, что ты со всем справишься, ты ведь такой умный (настоящий силач, самая красивая, лучше всех поешь…)». Не пытайтесь проанализировать ситуацию и докопаться до истины. Ваша задача вернуть ребенку веру в себя и оптимистический взгляд на жизнь. Обязательно поинтересуйтесь, чем вы можете помочь в данной ситуации и предложите несколько вариантов решения проблемы (давай я тебя научу рисовать, хочешь записаться в музыкальную школу).
Что не надо говорить: Не пытайтесь успокоить чадо фразами типа «это разве проблемы! Вот у меня сегодня …». В данный момент ребенок ищет жилетку, в которую можно поплакаться. Он не готов выслушивать ваши проблемы, тем более, что на его уровне его неприятности ему, действительно, кажутся существенными и более серьезными, чем ваши.
Жалоба №7. На жизнь
Варианты: На вопрос «Как дела» — у ребенка всегда один ответ — плохо, не очень, да так себе. В общем, день не задался, жизнь не удалась. В разговорах с другими детьми он часто говорит фразу «Везет тебе». А рассказы о друзьях начинает со слов «Как хорошо Маше, у нее есть большой велосипед (собака, компьютер, телевизор).
Тайный смысл жалобы: У ребенка пессимистический склад характера. Он не умеет радоваться тому, что имеет и завидует окружающим. Прежде чем винить его за «грустный» взгляд на жизнь – внимательно проанализируйте свои разговоры дома. Скорей всего малыш постоянно слышит от взрослых о каких-то проблемах, которые надо срочно решить и воспринимает свою жизнь, как одну большую «невезуху». При этом от посторонних он ничего подобного не слышит, и уверен, что им живется значительно легче.
Как отвечать: Ваша задача научить ребенка радоваться тому, что имеешь и ценить настоящее. Поменьше обсуждайте дома различные проблемы. Прежде всего, постарайтесь сами научиться радоваться настоящему и акцентируйте внимание крохи именно на положительных моментах. Заведите традицию длиться друг с другом приятными событиями. Пусть, например, за ужином каждый член семьи расскажет, что у него хорошего произошло за день, и как он этому радовался. Первое время вам придется вытягивать из ребенка приятные воспоминания при помощи наводящих вопросов, но постепенно он научиться обращать внимания именно на положительные моменты жизни.
Что не надо говорить: «Вечно у тебя все плохо», «Ты опять всем недоволен» — от такой «поддержки» ребенку станет еще хуже.
Источник: http://www.vospitaj.com/
Детские капризы. Детский каприз что такое каприз
Содержание:
Не только мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас. Ребенок учит родителей терпению, любви, доброте, четкому планированию своего времени, учит маму успевать сделать 100 дел за день… Правда, иногда стремление ребенка управлять выходит за всякие разумные пределы. При помощи плача, крика, истерик он пытается добиться от нас невозможного.
Сразу оговоримся, что говорить о капризах будем здесь только по отношению к здоровому малышу, у которого хорошее настроение и живой интерес к окружающему миру. Ведь для больного ребенка каприз вполне естественен.
Каприз: первая помощь
Ваше драгоценное дитя требует пойти гулять в ноябре в летней курточке. Получив решительный отказ, начинает плакать, кричать, падает на пол и дрыгает ручками и ножками. Сердце кровью обливается при виде зареванного, корчащегося на полу малыша? Как быть?
Первым делом успокойтесь. Ваш ребенок здоров и он в безопасности. Ничего страшного с ним не произойдет. Поплачет, покричит, потом успокоится. Чтобы бороться с капризами, надо, прежде всего, показать, что таким поведением он ничего не добьется.
К каждому малышу в этом вопросе, конечно, нужен индивидуальный подход. Кого-то излечивают от капризов песни-дразнилки, кто-то перестает плакать, увидев в зеркале свое зареванное лицо. Но в любом случае это не должно быть угождение, потакание прихотям.
Есть и общие правила для тех, кто хочет минимизировать капризы.
- Когда требование ребенка неразумно, вредно для него, то, как бы он ни кричал, ни плакал, ни топал ножками, его исполнять нельзя.
Надо проявить достаточную твердость в этом. Если вы один раз сказали, что нельзя, значит, нельзя. Не меняйте свою позицию, несмотря ни на какие истерики. Иначе ваше чадо усвоит, что, поплакав и покричав, всегда можно добиться своего. И, соответственно, будет плакать и кричать еще больше.
То же самое происходит, если один родитель говорит «можно», а другой «нельзя». Ребенок поймет, что, закатив скандал, можно получить желаемое.
- Нельзя ласкать и утешать капризничающего малыша. Так вы только поощряете его дурное поведение. «Я тебя люблю и уважаю, но не одобряю сейчас твой поступок», — вот основной посыл в этой ситуации.
«Каприз представляет собой внутренний конфликт между требованиями реальности и собственными желаниями ребенка. Другими словами, когда малыш капризничает, это означает, что он не желает или не может по каким-либо причинам принять сложившуюся ситуацию, ему сложно приспособиться к ее требованиям. Почему же так происходит? Поведение ребенка напрямую связано с состоянием родителей и сложившимися в семье отношениями. Взрослые должны привить детям навыки адаптации и умение принять существующую действительность. Поэтому предъявляйте к ребенку разумные требования, всегда выполняйте свои обещания, а также совместно научитесь переживать чувства обиды и досады из-за несбывшихся желаний. Это требует от мамы и папы большого количества внимания, понимания и любви! Капризы неизбежны в процессе взросления ребенка. Они дают возможность научить его чему-то, а также узнать что-то новое и самому родителю», — говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и Открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.
Как вырастить капризулю?
Если вы хотите, чтобы каприз расцвел буйным цветом, балуйте ребенка. Баловство, потакание всем прихотям — благоприятная почва, на которой будут произрастать капризы.
Нередко это происходит в тех семьях, где по каким-то причинам (обычно это чрезмерные нагрузки на работе) взрослые не могут уделять детям достаточно внимания. Но его отсутствие стараются компенсировать подарками. Однако гораздо важнее для маленького человека сама родительская любовь, а не ее блеклое отражение в куклах, нарядной одежде, безделушках. Проведите лучше с малышом лишние полчаса в день, прочтите ему сказку, вместе сделайте аппликацию, склейте домик из спичек. Ваше внимание будет лучшим подарком для него.
«Конечно, можно и нужно дарить ребенку подарки. Особенно когда вам самим очень хочется порадовать его. Выражайте свои положительные эмоции. Но нельзя, чтобы новая игрушка становилась воплощением чувства вины или способом успокоения каприза. Ведь тогда подарок перестает быть подарком. Он становится средством», — объясняет психоаналитик Татьяна Илларионова.
Капризы скорее появятся в той семье, где им потворствуют. Ребенок просит дать ему конфету. Получив отказ, он плачет, затем падает на пол и бьет ручками и ножками (а иногда и головой), продолжая при этом неистово реветь. «Не плачь, мой хороший. Сейчас, сейчас, мой маленький, я дам тебе конфетку», — говорит сердобольная бабушка. Он получает то, что хочет, и твердо запоминает ситуацию. У него формируется устойчивая реакция: «Хочешь получить желаемое — падай на пол, бейся головой, кричи и плачь». Так эта модель поведения закрепляется. И каждый раз, желая чего-то добиться от родителей, малыш будет вести себя подобным образом.
Как отучить ребенка от капризов?
Каприз — это всегда результат неправильного воспитания. Если не хотите, чтобы у вас в семье рос капризуля, не балуйте малыша.
Развивайте в малыше уверенность в себе. Он должен уметь что-то делать помимо того, что от него требуют в школе или саду. Пусть учится вязать, шить, танцевать, плести украшения из бисера, лепить… Пусть по мере своих сил помогает вам в домашнем хозяйстве. И пусть по праву гордится своими достижениями.
«Наша жизнь подчинена принципу получения удовольствия. Поэтому при общении с ребенком положительные стимулы будут намного эффективнее. Похвала, ласковый голос и взгляд, гордость за ребенка, любимое блюдо на ужин, развлекательная совместная поездка или просто прогулка — все это наиболее действенные способы установления контакта с малышом. При помощи этих средств вам будет легче договориться с ним и научить его расставлять приоритеты, уметь отказываться от сиюминутных желаний, учиться ждать обещанного удовольствия. В будущем это поможет выбирать стратегию сотрудничества и совместного договора при решении конфликтов», — рассказывает психоаналитик Татьяна Илларионова.
Мы удивляемся, что ребенок поступает не так, как мы от него ожидали. Но если нам удалось бы думать так, как он и испытывать те же чувства, его поведение перестало бы быть для нас загадкой. Поэтому всегда старайтесь поставить себя на место маленького человека, понять его, посмотреть на ситуацию его глазами. Тогда вам будет легче объяснить ему свою позицию.
Например, малыш недавно получил конфету или кусок пирога, а тут мама говорит ему: «Хватит есть, давай быстрее одеваться гулять!» Как себя чувствует при этом ребенок? Он же только что начал смаковать долгожданное лакомство, а тут его отнимают. Обидно, правда? Естественно, тут появятся плач, непослушание.
Если у вас возникают разногласия, не применяйте силу: не повышайте голос, не пугайте наказанием. Лучше постарайтесь договориться: «Ты хочешь пойти в летней куртке? Но сейчас слишком холодно, замерзнешь, заболеешь. А давай лучше наденешь зимнюю, но зато сам выберешь красивый шарф. Хочешь, я даже разрешу тебе надеть свой, ты его давно просил поносить?» Умение приходить к консенсусу будет полезным и во взрослой жизни.
Кроме того, вы всегда можете предоставить ему возможность сделать самостоятельный выбор. Например: «Хорошо, решай. Или ты надеваешь летнюю куртку и остаешься дома один, или идешь гулять в зимней одежде со мной».
Причины капризов могут быть достаточно глубокими, крыться в самой атмосфере семейной жизни, нерешенных родительских проблемах.
Может, ребенок капризничает, потому что ему чего-то не хватает? Не удовлетворяется его любознательность? Не хватает общения с родителями или со сверстниками? Или просто скучно, нечего делать? А, может, в семье нервная обстановка, постоянные скандалы?
«Когда чувствуете, что не справляетесь с капризами, раздражаетесь на ребенка, никак не можете договориться с ним, а также когда он очень часто капризничает по поводу и без, сам провоцирует вас на ссору и наказание, обратитесь за помощью к психологу, психоаналитику. Для наилучшего разрешения трудностей необходимо действовать системно. Нужно признать, что помощь необходима не только малышу, но и вам. Специалист поможет выстроить новые отношения, в которых на смену капризам придет понимание и принятие друг друга», — рекомендует психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и Открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.
В любом случае нельзя добиваться от ребенка хорошего поведения при помощи насилия: криков, угроз, наказаний, оскорблений и унижений. Ваше поведение — это эталон поведения для малыша. Вряд ли вам хочется, чтобы он, став взрослым, повышал голос на своих детей, жену или мужа. Или на вас.
Как вы желаете, чтобы малыш вел себя в будущем, так и поступайте по отношению к нему сами. Взрослый должен быть справедливым и доброжелательным к ребенку, но обязан твердо пресекать всяческие хулиганства. Главное в воспитании — это собственный пример. Помните об этом.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Как реагировать на детские капризы
Наблюдениями и советами делится детский и семейный психолог Екатерина Кес.
Что происходит с ребенком, когда он начинает капризничать? В этот момент его что-то беспокоит, он переживает или чего-то хочет. Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может нуждаться в вашем внимании, хотеть есть, спать, пить. Возможно, он просто устал. Иными словами, может быть много разных причин для капризов.
Часто взрослые говорят: «Не ной!», «Замолчи»! «Закрой рот!», «Не могу больше слышать твое нытье». Но помогают ли эти фразы успокоиться или еще больше расстраивают малыша? Давайте разберемся.
Фраза «Не ной» не дает ребенку ощущения, что взрослый хочет его услышать и понять. Подобные слова нацелены на то, чтобы он немедленно прекратил делать то, что делает, потому что взрослому его поведение не нравится. Но ребенок не может подчиниться команде и усилием воли изменить свое эмоциональное состояние.
Останавливающие и запрещающие фразы оказывают на ребенка обратный эффект: он становится еще более капризным
Даже взрослым сложно управлять эмоциями. Мы не можем просто прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребенке!
Именно поэтому останавливающие и запрещающие фразы оказывают на ребенка обратный эффект: он становится еще более капризным, громче плачет, требует, грубит, вырывается или впадает в истерику. Если же вам удастся удержать себя от привычных фраз, а вместо этого отвлечь и успокоить ребенка, то ситуацию можно изменить.
Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребенка, постараться наладить с ним контакт, переключить внимание или развеселить, то, скорее всего, он быстро успокоится. И наоборот: если требовать «прекратить сию же минуту», игнорировать потребности, чувства и состояние ребенка, говорить строгим командным голосом, стыдить или угрожать, то каприз с большой вероятностью перерастет в неуправляемую истерику.
Как же реагировать правильно?
1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребенком происходит
Например:
- «Я вижу, ты устал. Конечно, сегодня был тяжелый день, поэтому тебе хочется немного поплакать. Я тебя понимаю».
- «Тебе обидно. Тебе хотелось, чтобы мы это купили. Но, к сожалению, мы спешим. Давай-ка я посмотрю, может, в моей сумке найдется что-нибудь интересное».
- «Ты обиделся на меня, потому что я это сказала, да еще так громко»
- «Тебе не нравятся эти колготки, и поэтому ты плачешь? Ты хочешь что-то другое. Давай подумаем, чем их заменить…»
- «Понимаю, у тебя не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы тебя обняли. Иди ко мне».
Так вы уже в первой фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете, что с ним происходит, из-за чего он может переживать. В результате и малыш чувствует, что вы стараетесь его понять, и вам становится проще «включиться» в его состояние. В этот момент вы передаете ему послание: «Мама (папа) тебя слышит, понимает, поддерживает». Ребенок чувствует это отношение и начинает лучше себя понимать, осознавать происходящее. Это очень важно. Это также дает вам время подумать, как быть и что в этой ситуации можно сделать.
2. Предложите ребенку альтернативу
Предложите ребенку выбор, альтернативу, вместо того, чтобы игнорировать его чувства и желания. Благодаря этому приему малышу будет не так обидно из-за запрета.
3. Отвлеките внимание ребенка
Внимание маленького ребенка завоевать легко: сейчас он расстроен, но вот вы обратили его внимание на тучки на небе, похожие на жирафа, и он уже позабыл о своем горе. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил надевать шапку на прогулку, то малыш даже не заметит, что сам уже в шапке и давно вышел на улицу.
4. Переключайте внимание на действие, которое нужно выполнить
Наши замечания часто указывают ребенку, чего ему делать не следует. Например: «Не капризничай». Вместо этого подскажите ребенку, что ему делать. Старайтесь обходить частицу «не». Начинайте предложение с конкретного призыва к действию. Например:
- «Пожалуйста, помоги мне».
- «Давай разберем вещи».
- «Обними меня!»
- «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»
Подобные фразы направляют ребенка, побуждают его к нужному действию.
Эти простейшие приемы помогут вашему малышу быстрее успокоиться и сохранят вам обоим хорошее настроение.
Об эксперте
Екатерина Кес — детский и семейный психолог. Автор проекта «Детская и семейная психология онлайн».
Читайте также