План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: тематическое занятие на тему «Осень»
Тема: «Осень»
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о характерных признаках осени;
- Обогащать активный словарь детей, умение находить поэтический образ осени в представленных иллюстрациях;
- Формировать умение подбирать прилагательные, эпитеты к слову «Осень»
- Учиться анализировать произведения поэтов и делать соответствующие выводы;
- Развивать умение работать в парах; ставить определенные цели, и планировать совместную работу;
- Развивать логическое мышление и путем моделирования проблемной ситуации и ее решения;
- Создавать условия для выявления и проверки различных способах очистки воды;
- Воспитывать чувство заботы и ответственности.
Материалы: грязная вода, емкости (стаканчики для воды), воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, подносы, ложки, иллюстрации с изображением разных периодов осени, аудиозапись П.И. Чайковский Осень, Ноябрь, костюм для ребенка «Гномик».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про осень, разучивание роли с ребенком, закрепление правил работы с водой.
Ход занятия:
Занятие проводится в развивающей комнате. Дети заходят в комнату и садятся полукругом. На мольбертах стоят репродукции с изображение осени в разные периоды.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю одну загадку, как вы думаете, о чем она?
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
Правильно, сегодня мы с вами продолжаем поговорим об этом времени года.
Листья с деревьев в лесу осыпаются,
Дождик уныло по крыше стучит,
Светлое небо с землею прощается,
Хмурая осень в окошко глядит.
Воспитатель:
— Назовите осенние месяцы?
— Как можно назвать осень в сентябре? Какая она? (ранняя, золотая, разноцветная) воспитатель показывает репродукцию с изображение сентября. (слайд1)
— Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, хмурая) (слайд2)
воспитатель показывает репродукцию с изображение сентября.
-Как можно сказать про осень в ноябре? (Поздняя) воспитатель показывает репродукцию с изображение сентября. (слайд3)
-Что можно сказать про солнце? (светит редко, мало греет, светит недолго)
— Что можно сказать про небо? (Хмурое, серое, низкое)
— Что бывает осенью? (Облетают листья, птицы улетают, трава желтеет и т.д.)
Послушайте, как говорят об осени в своих произведениях поэты.
Поспевает брусника
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Лишь на сердце грустнее
Стая птиц улетает,
Прочь за синее море
И деревья стоят
В разноцветном уборе. (К Бальмонт) (Слайд4)
Воспитатель: О каком месяце пишет поэт.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льетца,
Лужи у крыльца. ( А. Плещеев) (Слайд4)
Воспитатель: О каком месяце пишет поэт.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. ( А.Пушкин) (Слайд4)
Воспитатель: О каком месяце пишет поэт.
— Какая бывает осень (золотая, разноцветная, скучная пора, хмурая, дождливая, пасмурная)_
Физминутка :
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья
С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед — назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
Е. Карельская
Сюрпризный момент:
Кто-то в гости к нам идет входит гномик (ребенок в костюме гнома),
Гномик: Здравствуйте ребята. Я гномик из веселой страны. В нашей стране случилась беда, сломался водопровод, и берем дождевую воду из лужи, которых осенью очень много. Но она там грязная и мы незнаем, что делать. Помогите нам очистить воду».
Воспитатель: давайте поможем гномикам. Как можно им помочь (починить водопровод, привезти очищенной воды, попробовать очистить воду сами). Ребята как можно очистить воду, можно взять фильтры: вату, бумагу, марлю, ткань. Дети приступают к выполнению работы в парах. По окончанию работы дети делают вывод, что эту воду можно использовать для мытья рук, полов, но пить ее нельзя, пить можно только кипяченую воду или специальной очистки.
Гномик: спасибо вам ребята теперь я расскажу своим друзьям как можно сделать воду более чистой.
Воспитатель: ребята вы сегодня молодцы активно работали, отвечали на все вопросы и помогли гномикам.
План-конспект занятия по окружающему миру на тему: Осень
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ «ОСЕНЬ» (обобщающее)
1. Беседа об осени.
2. Стихотворение «Бабье лето».
3. Пальчиковая гимнастика «Листики».
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
5. Физминутка «Зайке холодно сидеть».
6. Коллективная работа «Осенний ковер»
Цель: Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура, воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных, закрепить знания о зависимости существования растений и животных от условий внешней среды (температуры, пищевых), закрепить знания о труде людей осенью, о том кто, где и как зимует.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Ребята, послушайте внимательно загадку:
ЕСЛИ НА ДЕРЕВЬЯХ ЛИСТЬЯ ПОЖЕЛТЕЛИ,
ЕСЛИ В КРАЙ ДАЛЕКИЙ ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ,
ЕСЛИ НЕБО ХМУРОЕ, ЕСЛИ ДОЖДИК ЛЬЕТСЯ,
ЭТО ВРЕМЯ ГОДА, КАК ОНО ЗОВЕТСЯ?
(Ответ)
Правильно. Это осень. И сегодня мы с вами поговорим об осени и расскажем о ней все, что знаем.
А вы знаете осенние месяцы? (Ответы)
А можете показать на картинках, где какой месяц изображен?
(Один, два ребенка выходят и показывают)
А почему ты так решил? (Объясняет свой выбор)
Прикрепить на доску нижнюю часть листочка с надписью СЕНТЯБРЬ.
Первый осенний месяц – СЕНТЯБРЬ. Это начало осени. В это время выдаются теплые, солнечные деньки. Небо – голубое, а воздух чистый и прозрачный. Такие дни называют «БАБЬЕ ЛЕТО». Послушайте стихотворение.
НАСТУПИЛО БАБЬЕ ЛЕТО –
ДНИ ПРОЩАЛЬНОГО ТЕПЛА.
ПОЗДНИМ СОЛНЦЕМ ОТОГРЕТА,
В ЩЕЛКЕ МУХА ОЖИЛА.
СОЛНЦЕ! ЧТО НА СВЕТЕ КРАШЕ
ПОСЛЕ ЗЯБКОГО ДЕНЬКА?
ПАУТИНОК ЛЕГКИХ ПРЯЖА
ОБВИЛАСЬ ВОКРУГ СУЧКА.
ЗАВТРА ХЛЫНЕТ ДОЖДИК БЫСТРЫЙ,
ТУЧЕЙ СОЛНЦА ЗАСЛОНЯ.
ПАУТИНКАМ СЕРЕБРИСТЫМ
ЖИТЬ ОСТАЛОСЬ ДВА-ТРИ ДНЯ.
СЖАЛЬСЯ, ОСЕНЬ! ДАЙ НАМ СВЕТА!
ЗАЩИТИ ОТ ЗИМНЕЙ ТЬМЫ!
ПОЖАЛЕЙ НАС, БАБЬЕ ЛЕТО,
ПАУТИНКИ ЭТИ – МЫ.
Вам понравилось стихотворение? (ответы)
2. Бабье лето недолго длится, за сентябрем приходит второй месяц осени — ОКТЯБРЬ.
Прикрепить среднюю часть листочка с надписью ОКТЯБРЬ.
В это время дни становятся короче, солнце поднимается не так высоко в небе, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветра. Часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет – дождь за собой ведет» — так говорится в народной пословице. Трава и цветы вянут, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках.
Ребята, давайте с вами поиграем.
ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,
ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ,
ВОТ ДУБОВЫЙ,
ВОТ КЛЕНОВЫЙ,
ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,
ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ
ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ
ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ!
Молодцы! Отдохнули. Продолжим?
Прикрепить верхнюю часть листочка с надписью НОЯБРЬ.
3. Третий месяц осени – НОЯБРЬ. Это поздняя осень. В это время бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится иней. Деревья сбрасывают последнюю листву. Выпадает первый снег.
После первых заморозков жизнь насекомых замирает, многие погибают, а остальные прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев.
Когда насекомых становится меньше, птицы которые питаются только насекомыми, улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц? (Ответы) Правильно. А каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы)
А как мы называем птиц, которые остаются зимовать? (Ответы) Правильно. Это зимующие птицы. А каких зимующих птиц вы знаете?
Правильно. Эти птицы переселяются поближе к жилью человека, чтобы легче было перезимовать.
Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду называть вам четырех птиц, а вы будете выбирать одну лишнюю. И надо объяснить, почему она лишняя.
-голубь, воробей, синица, ГРАЧ.
-кукушка, аист, ласточка, ВОРОНА.
— ворона, сорока, воробей, ЖУРАВЛЬ,
Ребята, а что же делают звери осенью? Они готовятся к зиме: запасаются кормами, начинают линять — менять летние шубки на зимние. У зимних шуб мех погуще, попышнее и цвет более подходит к зимней природе. Медведь бродит по лесу, ест спелые ягоды, орехи, нагуливает жирок на зиму. Кроты и мыши запасаются колосками. Белки делают запасы в дуплах и под кореньями деревьев. А вот лиса и волк не делают запасов. А как вы думаете почему? (Ответы). Потому что они хищники. Кого поймают того и съедят.
Давайте немного отдохнем.
Физминутка. Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Ставим лапки на бочок
И на месте скок-скок-скок.
А потом вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
Ребята, а как вы думаете, у людей осенью много хлопот? (Ответы). Они собирают урожай овощей и фруктов, ягод и грибов, вспахивают почву, утепляют свои жилища.
Ребята, сегодня мы с вами говорили об осени, повторили ее месяцы и приметы; хорошо беседовали и играли, обратите внимание на доску, у нас с вами получился листочек. Это не простой листочек, он волшебный. Его нам подарила сама ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ. И таких листочков у нее много, их она дарит нам. Достать корзинку с листочками.
Давайте с вами сделаем из этих листочков настоящий ОСЕННИЙ КОВЕР. Каждый подойдет к столу и приклеит листочек.
Приклеить листочки на приготовленный заранее ватман.
Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился. Вам нравится? И мне. Мы хорошо потрудились, всем спасибо. Молодцы.
План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект занятия в средней группе тема: «Осень»
Грицовский центр образования им. Сидорова Д.С.
Непосредственно образовательная деятельность
Конспект занятия в средней группе тема: «Осень»
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и детей (групповая), познавательная и коммуникативная деятельность.
Воспитатель:
Акимова М.В.
Конспект занятия в средней группе тема: «Осень»
Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Оборудование: картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, засушенные листья.
Ход занятия:
Беседа по теме: Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени.
— После, какого времени года наступает осень?
— Назовите осенние месяцы.
— Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?
— Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
— Какая погода бывает осенью, если идёт дождь — дождливая, дует ветер — ветреная, на улице холодно — холодная, пасмурно — пасмурная, сыро, солнечно, ясно?
— Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны)
Игра «Исправь ошибки» (сюрпризный момент, приходит заяц, задаёт вопросы)
— Осенние месяцы — февраль, июнь, март? (нет)
— Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь? (да)
— Осенью погода ясная, солнечная, тёплая? (да)
— Когда бывает такая погода: в начале или конце осени? (в начале)
— А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги».
— Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?
Зайка хвалит детей и показывает письмо.
Дидактическая игра.
Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка).
— Как готовятся к зиме осенью эти звери?
— Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски).
— Для чего звери делают запасы на зиму?
— Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).
Зайка хвалит детей и уходит.
Физкультминутка.
ЛИСТИКИ.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер – полетели. (Побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали)
Закружились, полетели. (Покружились, побежали)
И на землю снова сели. (Присели)
Дидактическая игра.
Ребята я принесла вам листики
— С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы)
— Если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины).
Итог занятия.
— О чём мы сегодня с вами говорили?
— Что вы узнали об осени?
— Кто приходил к нам в гости?
— Во что вы сегодня играли?
План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Занятие «Путешествие в осень»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад « Колосок»
Конспект занятия по экологии на тему:
«Путешествие в осень»
(средний возраст)
Симонова Наталья Михайловна,
Воспитатель.
Задачи:
- Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения.
- Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных.
- Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись ,музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке.
- Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе во время прогулок.
Чтение художественной литературы.
Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Времена года» Чайковского «Осень».
Загадывание загадок.
Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
Экологические игры:
«Собери цветок», «Узнай по вкусу», «Да или нет», «Времена года», «Когда это бывает?», «С какого дерева лист?»;
«Подбери политру», рассматривание иллюстрации известных художников.
Материал к занятию.
Демонстрационный материал: картина «Осень»
Звуковая фонограмма явление природы.
Дорожки(узкая и широкая) картинки осени, краски, кисти.
Аудиозапись Чайковского «Времена года»
Ход занятия:
Организационный момент
Динамическая пауза
В. Гвоздев
Из ведерка – прыг! – на грядку, Прыжок вперёд
Ты, картошечка-картошка, Грозим пальцем одной руки
Посиди в земле немножко, Присаживаемся на корточки
Только там не засыпай, Грозим пальцем одной руки
А быстрее прорастай! Руки поднять
И расти на радость нам, Медленно начинаем вставать
Не по дням, а по часам. Встали
Мы тебя за тем сажаем, Обе руки вперёд
Чтоб вернулась урожаем! Руки полукругом перед собой.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…(Иван Бунин)
Воспитатель: Дети, кто скажет, когда это бывает?
Дети: Осенью!
Воспитатель: Да правильно, осенью! Сейчас мы с вами отправимся в чудесную страну, страну загадочную полную тайн. Мы пойдём искать осень. Но в эту страну не идут поезда, и не летят самолёты. Как же страну эту назвать? Страну до которой рукой подать! А здесь простой секрет, смотри, замечай и ничего не пропускай! Отправляемся в путь, (воспитатель и дети идут по дорожке).Дети, будьте внимательны, дорожки нужно менять
Да у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ)
- Осенью цветы цветут?
- Тучки солнце закрывают?
- Туманы осенью плывут?
- Ну а птицы гнёзда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто, часто льют дожди?
- Достаём ли сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Осенью грибы растут?
- Колючий ветер прилетает
Физкультминутка:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзья физкультпривет!
Воспитатель: Молодцы! вы знаете приметы осени, значит можно идти дальше Ребята, назовите, какой сейчас осенний месяц?
Дети: называют (ноябрь)
Воспитатель: Как художники называют осень?
Дети: Золотая осень.
Воспитатель: Почему художники называют «золотая осень?»
Дети: Потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото.
Воспитатель: Предлагаю прослушать музыкальное произведение «Времена года», «Осень», определить характер музыки, какие цветовые пятна подойдут к нашей музыке? Молодцы, ребята вы успешно она звали осенние месяцы и определили характер музыки цветовыми пятнами.
-В лесу растут деревья, грибы. А кто живёт в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные и птицы.
Воспитатель: Правильно. Осенью птицы собираются в стаи, т.к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к перелёту на юг, в тёплые края.
-Как мы называем таких птиц?
Дети: Эти птицы называются перелётными.
Воспитатель: Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые остаются зимовать у нас.
-Как мы называем таких птиц?
Дети: Эти птицы называются зимующими.
Воспитатель: Как готовятся животные к зиме?
Дети: Животные меняют свои летние шубки на зимние, более тёплые и пушистые. Медведи залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят себе запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было чем питаться.
Воспитатель: Всю зелень леса взяла и перекрасила Добрая волшебница всё кругом украсила, Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила, Всё кругом искриться, всё переливается Как же это чудо в природе называется?
Дети: «осень».
Воспитатель: Мы сейчас с вами превращаемся в маленьких художников, передадим красоту осени в своих рисунках. Вот осень приготовила нам листочки, краски, кисти. Помните, какими красками рисовала осень? (дети рисуют под музыку).
Итог занятия:
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес.
-Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да
-Где мы сегодня с вами побывали?
(дети отвечают на вопрос)
-Кого встретили в лесу?
-Кому помогли?
Вы очень хорошо справились с заданием, спасибо всем.
Используемая литература: О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»,
В.Н. Волчкова «Конспекты занятий с средней группе детского сада».
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».