Муз урок: Уроки музыки – Уроки музыки

| MUZYROK.RU

     Музыка в школе – быть или не быть?… Если быть, то в какой форме существовать?… Это должны быть уроки искусства или учебный предмет?… Почему это один из тех немногочисленных предметов, который  большинством участников образовательного процесса не воспринимается всерьез?…

   Такая постановка вопросов свидетельствует о расхождении общественного мнения относительно миссии музыки в школе, а также о том, что далеко не все в полной мере осознают образовательный потенциал музыки (если рассматривать образование как средство развития личности).

   Споры о концепции массового музыкального образования возникали еще со времен Античности и продолжаются в научном сообществе сегодня. Что же касается актуальности вопроса по раскрытию образовательного потенциала музыки для родителей, обучающихся и педагогов других учебных дисциплин, то здесь должно быть понимание со стороны учителя музыки, что это – его непосредственная профессиональная задача.

        Чтобы решить эту профессиональную задачу, необходимо, чтобы у учителя в каждую единицу образовательного процесса было четкое, осознанное представление о том, чему он должен учить, как это организовывать и, главное, зачем, с какой образовательной целью. Только такой подход учителя к проектируемому образовательному процессу в системе координат “что?”, “как?” и “зачем?” будет способствовать повышению эффективности уроков музыки в школе, а, следовательно, и преобразовывать общественное мнение относительно важности музыки для развития человека.

   Данный сайт нацелен на оказание методической поддержки учителям музыки в вопросах проектирования и организации эффективного образовательного процесса на уроках музыки и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и, как следствие, повышение статуса предмета “Музыка” в общественном мнении участников образовательного процесса. Однако, это станет возможным только при неравнодушном отношении к решению данной проблемы со стороны учителей музыки, т.к.  по словам  Константина Дмитриевича Ушинского 

«в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Уроки музыки — Музыка — Учительский портал

Маркер СМИ

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

РАЗРАБОТКИ



В категории разработок: 86

Фильтр по целевой аудитории

— Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию для 1 класса по теме: «Музыка в мультфильмах». УМК: “Музыка” Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, 1 класс. Цель урока: проследить связь музыки и действия в мультфильме, определить значение роли музыки в мультипликационном фильме. Задачи урока: формирование у учащихся осознанного восприятия музыки, умения анализировать музыку, умения передавать музыкальный образ; развитие исполнительских навыков у учащихся – интонирование, звуковедение, кантилена, музыкальность. Данная разработка так же содержит музыкальные файлы для выполнения практической части занятия (вокально-хоровая работа, музыкальный анализ).

  

Целевая аудитория: для 1 класса

Данная разработка предназначена для урока музыки в 5 классе общеобразовательной школы по теме «Путешествие в музыкальный театр — опера». УМК: “Музыка” Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, 5 класс.

Цель работы: познакомить учащихся с жанром “опера” и проследить связь литературы и музыки в жанре оперы.

Задачи: формирование у учащихся осознанного восприятия музыки, умения анализировать музыку; развитие слушательской культуры учащихся. Данная разработка содержит теоретический материал, практические задания по усвоению учебного материала (аудио-файлы для прослушивания и выполнения музыкального анализа).

  

Целевая аудитория: для 5 класса

Методическая разработка содержит конспект и презентацию к уроку музыки в 5 классе «Путешествие в музыкальный театр — мюзикл», а так же музыкальные файлы по теме. УМК: “Музыка” Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, 5 класс. Цель работы: познакомить учащихся с жанром “мюзикл”. Задачи: формирование у учащихся осознанного восприятия музыки, умения анализировать музыку; развитие слушательской культуры учащихся; развитие исполнительских навыков. Методическая разработка содержит ознакомительный теоретический материал и практический музыкальный материал (для выполнения заданий по музыкальному анализу и для вокально-хоровой работы).

  

Целевая аудитория: для 5 класса

.Игру «Крестики-нолики» можно использовать на уроке музыки в качестве обобщающего урока,закрепления музыкального материала, на внеклассных мероприятиях.Игра развивает кругозор, музыкальную память,воображение.К игре прилагается инструкция по работе с презентацией.Интерактивная игра создана в программе Microsoft PowerPoint.

  

Целевая аудитория: для 1 класса

Ко Дню рождения композитора
Цель:Открыть выразительные средства музыкальных и живописных образов посредством музыки  Модеста Петровича Мусоргского.
Задачи:1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.Почувствоватьи попытаться понять, что так заинтересовало М. Мусоргского  в творчестве Виктора Гартмана. 2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты«Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3.Развивающая^ Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.4.Создание макета одного из образов сюиты.

 

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация «В гостях у народных музыкантов» подготовлены для урока музыки в 1 классе, 3 четверти. Материал посвящен творчеству бродячих музыкантов, артистов — скоморохов. УМК «Планета знаний», 1 класс, Т.И.Бакланова

   

Целевая аудитория: для 1 класса

Урок по теме «Народные традиции и обряды. Масленица» разработан для учащихся 4-х классов по программе Е.Д.Критской. При сокращении информативной части может с успехом использоваться при проведении урока в 3 классе. Также может быть проведен урок-праздник, если добавить народные костюмы и больше песенного материала. К сожалению, с музыкальными файлами урок не загружается на сайт.

   

Целевая аудитория: для 4 класса

Урок обобщения и систематизации знаний для 6 класса по теме «История возникновения музыкальных инструментов». Проводится в форме игры между командами, на которые делится класс. Способствует формированию познавательности и коммуникативности у детей.

   

Целевая аудитория: для 6 класса

План-конспект и  презентация предназначены для урока музыки в 6 классе по теме «Быть может, вся природа — мозаика цветов?», УМК «Музыка» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская

   

Целевая аудитория: для 6 класса

Урок направлен на формирование представления обучающихся об интонационной природе музыки, изобразительности и выразительности, создающих музыкальный образ. Одновременно на разных этапах урока продолжается работа по планомерному развитию музыкального слуха обучающихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического).  В ходе урока используются приёмы из авторской методики музыкально-певческого воспитания Д.Огороднова.

  

Целевая аудитория: для 1 класса

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Методическая разработка (музыка) по теме: Разработки уроков музыки

Тема: Музыкальная азбука

Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки.

Задачи: обучить правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке, развить фантазию и творчество.

Оформление и оборудование: доска, мел, указка; нотоносец на доске; карточки с новыми музыкальными терминами; нотные и рабочие тетради, ручки; эмблемы для игры с изображением нот в виде зверей, бабочек; карточки с изображением нотных станов в виде домиков и скрипичных ключей разной формы; большие «ноты» с иллюстрациями; три-четыре стеклянных стакана, барабанная палочка; карточки-иллюстрации овощей; плакат «На каких инструментах играл Незнайка»;  карточки «Марш», «Танец», «Песня»; карточки для ритмических игр; кроссворд «Мелодия»; синтезатор.

Музыкальный материал: музыкальное приветствие «Прозвенел звонок»,  песня «Чтоб выучиться пению», музыкальные попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты, песня «Звуки музыки».

Ход урока

  1. Орг.момент. Музыкальное приветствие:

— Прозвенел звонок, начался урок!

— Добрый день, ребята!

— Добрый день!

2. Повторение предыдущего материала.

У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с названиями нот. Сколько нот всего на свете?

Ответ: Семь.

У: Назовите их по порядку.

Ответ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

У: А теперь в обратном порядке.

Ответ: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

У: А теперь назовите мне слова, в которых есть названия нот.

Ответ: доска, река, мир, милиция, фантик, Асоль, лямка, синица.

У: Молодцы.

3. Проверка домашнего задания.

У:  Кто дома сочинил нотные считалки?

(дети рассказывают нотные считалки, которые сочинили дома)

4. Объяснение нового материала.

 У: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться писать ноты. Откройте свои рабочие тетради и запишите тему нашего урока – Музыкальная азбука.(записывают тему)

Чтобы настроиться на усердный труд, нужно быть внимательными.  Поэтому  давайте, исполним песню «Чтоб выучиться пению».

(исполнение песни «Чтоб выучиться пению»)

Песня «Чтоб выучиться пению»

1.Чтоб выучиться пению,

 имеем мы терпение,

и чтоб урок не зря у нас прошёл.

Должны мы быть старательны

Послушны и внимательны

И выучить все ноты хорошо.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

2.Возьмём свои тетрадки мы,

И ноты по порядку мы,

Запишем, чтобы каждый

 помнить мог.

Должны мы быть старательны,

послушны и внимательны

и дома каждый день учить урок.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

У: Ребята, а что же такое ноты?

Ответ: Это музыка, звуки.

У: Ноты это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Где же они записываются? Где живут эти музыкальные жители?

Ответ: Они живут в музыкальном домике.

У: Вот как выглядит этот домик (показывает нотный стан на доске). У вас есть нотные тетради, в которых и будут жить музыкальные жители. Откройте их. Сколько линеек-этажей содержит каждый домик?

Ответ: Пять.

У: Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу. Посчитайте линейки. (считают).

У: Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной — Нотный стан. (повторяют) Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?

Ответ: Потому что он носит на себе ноты.

У: Повторите за мной. Нотоносец. (повторяют) Каждый домик не легко открыть, если нет  чего?

Ответ: Ключа.

У: Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ. (повторяют) А теперь будем учиться его писать.(пишет на доске) Обведите в тетрадях мою красную запись ключа по частям. (обводят) Теперь напишите сами рядом. (пишут скрипичный ключ)

Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками. (пишет на доске) Обведите каждую мою красную ноту.  (обводят) Теперь сами напишите ноты рядом с красными (пишут ноты) .

Нотам дали имена, нота каждая нужна. Подпишите под нотами их названия (подписывают до, ре, ми, фа, соль, ля,  си). У нас получился ряд звуков – звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд. (повторяют)

 А теперь давайте выучим попевки про этот домик и его жителей. (учитель исполняет попевки, потом повторяет по одной строчке вместе с учащимися и закрепляют вместе).

Он помощник наш отличный,

Мы зовём его ключ «соль»

     Всё нам скажет ключ скрипичный,

Нотной азбуки король.

                                               Пять линеек нотной строчки

                                                    мы назвали нотный стан,

                                                    и на нём все ноты точки

                                                    разместили по местам.

               Семь всего лишь нот на свете,

               До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

               Ты запомни ноты эти

               и в тетрадку занеси.

У: А теперь давайте запишем все новые слова в рабочие тетради. Нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд. (Записывают)

5. Закрепление нового материала. Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про ноты, которые не дружили между собой. Вы ведь дружные ребята и почти никогда не ссоритесь? А вот ноты, однажды поссорились и вот что из этого получилось.

«В нотном доме жили ноты»

Между речкой и болотом,

В нотном доме жили ноты.

Ключ скрипичный помогал,

Двери в доме отпирал.

Рано утром на работу

Расходились эти ноты.

Кто в театр, а кто в кино,

Где работали давно.

И по знаку дирижёра

Ноты дружно пели хором.

И танцуют, и поют –

Это главный нотный труд.

А потом после работы,

Отложив свои заботы,

Собирались посидеть,

Вместе песенки попеть.

На линеечке, под первой

«ДО» сидела непременно,

 а за нею нота «РЕ»

на крылечке во дворе.

Вслед за нею «МИ» сидела,

Дальше «ФА» тихонько пела,

Дальше «Соль», за нею «ЛЯ» —

Вместе пели тря-ля-ля.

А потом под самой крышей

Всех грустнее и всех выше –

Почему-то нота «СИ»,-

У неё самой спроси.

«Здесь сидеть мне неохота,-

Отвечает эта нота,-

И грущу я оттого,

Что хочу быть рядом с «ДО.

У: Вот беда. А ноты-то поссорились и растерялись. Что же делать? Придется отправиться в музыкальное путешествие. Нам нужно будет выполнять задания, отгадывать загадки, и тогда ноты вернутся. Ну что, согласны? Тогда в путь! (муз.заставка)

Ребята, на нашем пути стоят домики, это случайно не наши музыкальные домики. Внимание, задание. Определить правильный нотный стан.

 За правильный ответ, вы получаете эмблему «нотный стан» (прикрепляется булавкой ) (приложение)

А вот и ключи. Но какой из них наш?

За правильный ответ, вы получаете эмблему «скрипичный ключ». (прикрепляется булавкой ) (приложение).

А сейчас, задание посложнее. Нужно выстроить эти стаканы по высоте звучания. Для этого постучим по ним барабанной палочкой. (стучат палочкой, слушают и выстраивают по высоте звучания). За правильно выполненное задание вы получаете первую ноту эмблему «ДО» (прикрепляется булавкой ) (приложение).

Ну а сейчас, вам надо найти в овощах следующую ноту «ре» (называют овощи огурец, репа, редиска, редька,) За правильный ответ, вы получаете вторую ноту эмблему «РЕ». (прикрепляется булавкой) (приложение).

А загадки вы любите? Отгадаете загадки, получите ноту.

Семь ребят на лесенке,

Заиграли песенки. Что это? (ноты)

                                          Звучит сигнал, на бой зовёт!

                                          Вставай солдат, она поёт! (Труба)

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Что же это? (аккордеон).

За правильный ответ, вы получаете третью ноту эмблему «МИ». (прикрепляется булавкой) (приложение).

 На нашем пути повстречался один музыкант. (вывешивается плакат)

(приложение)

 Это Незнайка, который задаёт нам вопрос. На каких музыкальных инструментах он учился играть? За правильный ответ, вы получаете четвёртую ноту эмблему «ФА». (прикрепляется булавкой) (приложение).

Ребята, смотрите, здесь в музыкальном океане плавают три кита. Назовите их.(звучат мелодии, учащиеся называют — Марш, Танец ,Песня, вешают карточки с названием на китов) ,(приложение)За правильный ответ, вы получаете пятую ноту эмблему «СОЛЬ». (прикрепляется булавкой), (приложение)

Ну а следующую ноту мы найдём в нашем классе. В чьих именах прячется нота «ля»? (Юля, Виталя, Толя.) За правильный ответ, вы получаете шестую ноту эмблему «ЛЯ». (прикрепляется булавкой), (приложение).

А вот цветные ноты. Нужно поставить правильный ритмический рисунок. Поиграем? (приложение) За правильный ответ, вы получаете седьмую ноту эмблему «СИ». (прикрепляется булавкой), (приложение).

Вот какие молодцы. Теперь все ноты в сборе. Давайте споём этот звукоряд, показывая каждую ноту.

(пение гаммы До мажор вверх и вниз)

Вы запомнили ноты? А вот и последнее задание, для того чтобы все ноты жили дружно. Решите следующий кроссворд «Мелодия».(приложение)

Этими нотами записываются звуки музыки.

А теперь, давайте споём песню, которая так и называется «Звуки музыки»

Песня «Звуки музыки» Р.Роджерса.

     ДО – воробышка гнездо,

РЕ – деревья во дворе,

МИ – котёнка покорми,

ФА – в лесу кричит сова,

СОЛЬ – играет детвора,

ЛЯ – запела вся земля.

СИ – поём мы для того,

Чтобы вновь вернуться к ДО.

До,си,ля,соль,фа,ми,ре,до

    ДО – и Дон и Дили Дон,

РЕ – из крема и пюре,

МИ – возьми и отними,

ФА – и фантик и скафандр,

СОЛЬ – посадим фасоль,

ЛЯ – полянка и земля,

СИ – спроси, переспроси,

Вот и вновь вернулись к ДО.

До,си,ля,соль,фа,ми,ре,до.

6. Подведение итогов. А теперь, ребята, назовите мне слова, которые мы выучили сегодня на уроке. (называют нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд).

7. Домашнее задание. Дома вам надо изготовить вот такие же ноты, как у меня. Они должны быть красивыми,  красочными, с иллюстрациями слов, в которых есть названия нот. (показывает «ноты»).

Все эмблемы, которые вы сегодня заслужили оставьте у себя.

Наш урок закончен. До свидания, друзья!  

Самоанализ открытого урока музыки в 3 классе

по теме «Музыкальная азбука»

и использованием элементов игры.

Тип урока – комбинированный.

Цель данного урока — Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки.

Мною были поставлены следующие задачи — обучить учащихся правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке, развить фантазию и творчество.

Структура урока была следующая:

— Организационный момент.

—  Повторение предыдущего материала

—  Проверка домашнего задания.

—  Объяснение нового материала

—  Закрепление нового материала.

—  Подведение итогов.

—  Информация о домашнем задании.

         Организационный момент состоял из музыкального приветствия учителя и учащихся.

          В повторении предыдущего материала учащиеся вспомнили названия нот, выученные на прошлом уроке. Пели их по порядку вверх и вниз.

           В ходе проверки домашнего задания ребята рассказывали сочинённые дома нотные считалки. Первая часть повторялась всеми, а вторая изменялась, в зависимости от фантазии учеников.

           При объяснении нового материала ребята настроились на усердный труд с помощью песни «Чтоб выучиться пению», в которой им очень нравятся слова «…должны мы быть внимательны, послушны и старательны…». Песню исполняли стоя, соблюдая певческую установку, о которой я напоминаю на каждом уроке.

            Затем состоялась беседа о том, чем записываются звуки, что такое ноты, где они «живут»? Ответы были самые разные. Ребята оживились, когда я им раздала нотные тетради, они почувствовали себя настоящими музыкантами. Обводя, мои красные (заранее приготовленные) записи они старались, хотя не у всех получался скрипичный ключ. Именно здесь произошла задержка во времени. К закреплению написания скрипичного ключа мы вернёмся ещё на следующем уроке. При написании нот, я обращала внимание ребят на то, что у каждой ноты есть своё  определённое место. Ребята обводили мои красные ноты, затем рядом писали свои и подписывали их названия.

            Затем мы выучили попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты. Ребята дружно повторяли за мной текст, потом пропевали вместе с мелодией.

           Все выученные новые термины мы проговаривали вслух, затем записали в рабочие тетради. Чтобы не было ошибок, я на доске вывешила карточки с этими словами.

            Закрепление нового материала прошло в форме игры. Я рассказала ребятам стихотворение про ноты, которые поссорились и растерялись. Чтобы их найти мы отправились в путешествие, в ходе которого выполняли определённые задания, отгадывали загадки, выстраивали по высоте звучания стеклянные стаканы, искали названия нот в овощах и именах класса, составляли ритмические рисунки, встречались с Незнайкой, вспоминали музыкальные инструменты. За правильно выполненные задания и ответы каждый получал эмблему с нотным станом, скрипичным ключом или нотами. Все эмблемы, которые ребята заслужили, оставили у себя на память. Последним заданием было решение кроссворда «Мелодия».(с названиями нот). Когда все ноты были собраны мы спели музыкальный звукоряд, и песню «Звуки музыки».

            При подведении итогов, мы ещё раз повторили выученные новые музыкальные термины, и объяснили их названия.

            Информация о домашнем (творческом) задании заключалась в следующем: ребятам должны дома изготовить большие красочные «ноты» с иллюстрациями слов, в которых есть названия нот (на примере тех, которыми мы пользуемся на уроках).

            Оформление и оборудование урока состояло из  доски, мела, указки, нотоносца на доске; карточек с новыми музыкальными терминами; нотных и рабочих тетрадей; эмблем для игры с изображением нот в виде зверей, бабочек; карточек с изображением нотных станов в виде домиков и скрипичных ключей разной формы; больших «нот» с иллюстрациями; трёх стеклянных стаканов, барабанной палочки; карточек-иллюстраций овощей; плаката «На каких инструментах играл Незнайка»;  карточек «Марш», «Танец», «Песня»; карточек для ритмических игр; кроссворда «Мелодия»; синтезатора.

          Использование всевозможных карточек, эмблем, иллюстраций, плакатов помогло интересно  провести урок.

           В ходе урока мы переключались на различные виды деятельности (беседа, пение, обсуждение, запись в нотных и рабочих тетрадях, проговаривание новых терминов, игровые моменты, отгадывание загадок, ритмические игры, решение кроссворда) Это позволили уроку пройти эффективно, интересно, но не загружено.

           В ходе урока я использовала следующий музыкальный материал: музыкальное приветствие «Прозвенел звонок»,  песня «Чтоб выучиться пению», музыкальные попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты, песня «Звуки музыки». Исполнение этих песен и попевок помогало закрепить знания учащихся и прививало интерес к пению.

           Работа учащихся на уроке была активной, увлечённой, дисциплина – хорошей. При закреплении нового материала сильные ученики помогали слабым «добывать» ноты.

          Я считаю, что подставленная мною цель была достигнута. Поставленные задачи решались в процессе урока. Учащихся познакомились с нотной грамотой и закрепили знания музыкальной азбуки, обучились правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот. С помощью игры прививался интерес к музыке, развивалась фантазия и творчество.

         Этапы урока спланированы правильно. Время на всех этапах было распределено рационально, но произошла меленькая задержка при написании скрипичного ключа. Поэтому информация о домашнем задании была дана со звонком. План урока реализован. Считаю, что урок прошёл удачно.

Занятие по музыке для средней школы

На этом занятии мы будем делать необычные вещи — рисовать музыку и исполнять рисунки. А в конце занятия нарисуем свое сочинение и попробуем его сыграть

1. Нарисуйте «кардиограмму» мелодии

Все вы знаете, что музыку записывают нотами. Давайте представим, что вы ничего про ноты не слышали. Но у вас есть задача: как-то зафиксировать знакомую мелодию — чтобы потом ее мог сыграть или спеть человек, который ее не знает.

Выберите какую-нибудь известную и по возможности простую мелодию.

(Учитель может выбрать ее с классом. Главное, чтобы всем она была знакома и не была слишком сложной. Например, «Чунга-чанга», «Happy Birthday to You» или «Придет серенький волчок».)

Теперь возьмем лист бумаги и карандаш и зарисуем движение мелодии одной линией, двигаясь слева направо по листу. Выше мелодия — выше линия, ниже — ниже.

(Учитель показывает пример, рисуя мелом на доске.)

Давайте посмотрим, что получилось. Попробуем сравнить, у всех ли вышел один и тот же рисунок.

(Ряд рисунков можно прикрепить к доске или просто показать друг другу на вытянутых руках.)

Смотрите, мелодия одна — а рисунки получились разные.

То, что мы делали, немного напоминает кардиограмму — кривую, которая в графическом виде показывает работу сердца.

2. Проверьте, помогает ли такая запись запоминанию

А теперь давайте посмотрим на рисунок и проверим, можно ли по нему спеть мелодию — если вы ее знаете. Помогает ли она вам? Давайте споем по любому рисунку.

(Учитель берет рисунок и поет сам или с классом, ведя указкой по изгибам мелодии.)

Но можно ли повторить мелодию по такому рисунку, если вы ее не знаете?

Задание: нарисуйте еще одну такую кардиограмму какой-нибудь известной мелодии, но не говорите, какой именно. Отдайте соседу. Посмотрите, сможет ли он ее повторить или хотя бы догадаться, что это за мелодия.

3. Рождение нот

Те, кто пытался запечатлеть мелодию, сталкивались с похожей проблемой. Если рисуешь контур мелодии, потом это помогает тебе вспомнить, как ее петь. Но другой человек не споет ее в точности, если никогда этой мелодии не слышал.

Чаще всего с этой проблемой сталкивались монахи и певчие в монастырях. На службах всё время поют, и необходимо помнить сотни различных богослужебных распевов, подходящих к случаю. Над текстами молитв монахи делали пометки, схематично показывающие, куда и как сейчас должна идти мелодия. Эти пометки назывались невмами.

Вот так выглядели эти пометки над текстом псалма «Jubilate Deo universa terra»

Вот так выглядели эти пометки над текстом псалма «Jubilate Deo universa terra»

Вот как он звучит:

Такие системы существовали у разных народов. Вот страница из древнерусской «Певческой азбуки» XV века, ранний пример так называемой «знаменной нотации».

Вот так выглядели эти пометки над текстом псалма «Jubilate Deo universa terra»

Это армянские невмы — они называются «хазы» (из рукописи XII века).

Вот так выглядели эти пометки над текстом псалма «Jubilate Deo universa terra»

И даже у древних греков был способ напоминать себе, что сейчас происходит с мелодией (обратите внимание на отдельные значки над непрерывными строчками текста — это запись дельфийских гимнов богу Аполлону).

Вот так выглядели эти пометки над текстом псалма «Jubilate Deo universa terra»

Такие способы записи со временем становились всё более сложными, но проблема с ними была одна: если не знаешь мелодию, повторить ее в точности ты не сможешь. Определить на глаз точную высоту каждого тона было сложно.

На это обратил внимание средневековый монах-бенедиктинец Гвидо Аретинский — именно он, как считается, придумал привычную нам нотную запись. Он видел, с каким трудом молодые монахи запоминают псалмы, и решил им помочь. Гвидо нарисовал несколько линеек и поместил старые невмы на них и между ними — так было гораздо проще понять и запомнить, какая высота тона у каждой ноты. А еще он придумал всем нотам названия — и это знакомые нам «ре, ми, фа, соль, ля». Только вместо «до» было «ут», а «си» появилось позже.

Так выглядела такая запись. Обратите внимание, что линеек не 5, как мы привыкли, а 4

Так выглядела такая запись. Обратите внимание, что линеек не 5, как мы привыкли, а 4

Всё это тоже делалось для удобства обучения и запоминания мелодий. Гвидо взял один из гимнов католической литургии и сочинил к нему мелодию. Первый слог в начале каждой строчки — это название ноты, и распев каждой строки с нее и начинается. Мелодия как будто идет по ступенькам, всё выше и выше — ут, ре, ми, фа, соль, ля.

Ut queant laxis

Resonare fibris,

Mira gestorum

Famuli tuorum,

Solve polluti

Labii reatum,

Sancte Iohannes

Или по-русски:

Утробою отверстой чтобы

Ревнители твои сумели

Миру возгласить деяний чудеса

Фальшь совлеки с их губ,

Солгать дабы не смели,

Лаская слух напевом,

Святый Иоанне.

Гвидо еще придумал схему для запоминания нот, которую называют «Гвидоновой рукой».

Так выглядела такая запись. Обратите внимание, что линеек не 5, как мы привыкли, а 4

С ее помощью руководитель церковного хора мог показывать певчим, какую ноту сейчас надо петь, просто указывая на нужный сустав пальца или его кончик. Вот это и называется «показывать на пальцах».

4. Графическая партитура

А теперь посмотрите вот на этот рисунок. Как вы думаете, что это?

Так выглядела такая запись. Обратите внимание, что линеек не 5, как мы привыкли, а 4

Это тоже партитура, то есть запись музыкального сочинения. В данном случае — вокального сочинения для одной известной певицы, меццо-сопрано Кэти Берберян. Смотрите, оно похоже и на то, что придумал Гвидо Аретинский (здесь есть нотные линейки), и на ранние попытки зарисовать мелодии: здесь видно, как мелодия движется вверх и вниз. А еще это похоже на комикс: здесь нарисованы смешные и странные звуки, которые должна издавать певица.

Как это звучит? Посмотрите отрывок.

Долгое время композиторы были очень благодарны Гвидо. Но экспериментаторов XX века нотные линейки стали ограничивать. Для одних эта система была слишком точной — им хотелось дать больше пространства для импровизации музыкантов. Для других — слишком простой: всем хотелось использовать как можно больше разных новых инструментов и звуков, а как записать нотами громкий крик, удар по кастрюле или звон льда в бокале?

Поэтому композиторы стали заниматься тем же, чем мы занимались в самом начале занятия — рисовать музыку разными необычными способами.

Партитуры стали выглядеть вот так.

Дьёрдь Лигети — Артикуляция

Дьёрдь Лигети — Артикуляция

Или так.

Присцилла Маккуин — Пикник

Присцилла Маккуин — Пикник

На этой картинке каждая линия, помеченная римской цифрой, — это партия одного из инструментов (две скрипки, гобой и бас-гитара). Читается эта партитура слева направо, а как интерпретировать рисунки — решают сами музыканты.

Джон Кейдж — Fontana mix

Джон Кейдж — Fontana mix

Эта партитура состоит из прозрачных листов с точками, и еще одного — с решеткой. К ним прилагаются листы с кривыми и прямыми линиями. Совмещаете одно с другим — получаете уникальную, вашу личную партитуру. С ее помощью можно создать сочинение для любого количество исполнителей и любых инструментов. И не инструментов тоже — Кейдж собрал с ее помощью сочинение Fontana mix, взяв в качестве материала заранее записанные звуки из большой фонотеки (а потом создал еще несколько, для оркестра и фортепиано, для человеческого голоса). А его товарищ Корнелиус Кардью сочинил сольную вещь для гитары. Пересечение линий, совпадение точек с определенными местами решетки можно интерпретировать как угодно. Точка может означать звук скрипки, длящийся секунду. Или звук разрываемой бумаги. Или положение исполнителя на сцене. Линия — восходящую мелодию, увеличение громкости, что угодно. Само сочетание листов (10 непрозрачных и 12 прозрачных) для каждого исполнения будет новым, исполнители часто выбирают их, просто бросая монетку. Кейдж называл эту партитуру «камерой, при помощи которой кто угодно может сделать фотографию».

Корнелиус Кардью — Процесс

Корнелиус Кардью — Процесс

К этой партитуре композитор не оставил никаких указаний, так что как ее играть — каждый решает сам. Один из вариантов — читать слева направо, разрывы между фигурами — это паузы, сами фигуры — громче-тише. Но решать вам!

Так же, как мы пели по рисунку мелодии известные песни, можно попробовать спеть или сыграть любое изображение. Например, фотографию.

Корнелиус Кардью — Процесс

Посмотрите на эту фотографию Токио. Линия горизонта — это готовая графическая партитура.

Корнелиус Кардью — Процесс

Мелодия идет вверх, вниз, есть резкие всплески… Попробуйте напеть ее хотя бы про себя — или представить, как она звучала бы на саксофоне.

5. Придумываем графическое сочинение

Посмотрели на чужие графические партитуры? Придумайте свою!

Партитура — это просто способ организации звуков. Определите, кто в классе какие звуки издает и как. И нарисуйте на доске простейшую партитуру, регулирующую звуки класса. Кто-то шумит, кто-то шуршит, кто-то вскрикивает…

Скопления точек могут обозначать короткие обрывистые звуки, непрерывная линия — непрерывный звук (например, несколько учеников издают протяжное «у-у-у-у»). В сочинении могут быть слова, шумы, кусочки мелодий — что угодно.

Нарисуйте ее на доске. Разбейте класс на группы, дайте каждому задание. Партитура объединяет всех. И, конечно, нужен дирижер: тот, кто дает всем отмашку и показывает, в какой части партитуры мы находимся.

Ваше сочинение готово! Давайте его исполним.

Задание на дом:

  1. Нарисуйте такую партитуру, которую интересно сыграть самому. Ее можно сыграть на чем угодно или спеть. Сыграйте ее сами или с друзьями, покажите то, что получилось, в классе. Снимите на видео и выложите в интернет с хэштегами #рисуеммузыку и #культурныймарафон — пусть у вас будет как можно больше слушателей.
  2. Выберите любимый трек на Яндекс.Музыке и нарисуйте как можно более точный его портрет — «кардиограмму» музыки.

Дополнительные материалы

Примеры графических партитур из разных эпох:

Сборник григорианских песнопений (в том числе и «Ut queant laxis»):

Cornelius Cardew — Treatise:

Еще одна версия

Фотографии: Shutterstock, Общественное достояние, Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря, Wikimedia Commons, Библиотека Университета Хельсинки, Edition Peters, Mark Batty Publisher, SCHOTT.

Видео: Youtube, КиноПоиск.

Уроки по музыке

17.12.2019 Шмалько Павел Константинович 61 2

10.11.2019 Корчагина Светлана Алексеевна 79 2

17.12.2019 Бутина Татьяна Анатольевна 77 3

09.12.2019 Воробьева Елена Ивановна 91 3

16.05.2019 Куцокина Наталья Никифоровна 100 0

Конспект урока по музыке «Музыка утра»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в пе…

27.02.2020 Алексеева Елена Ивановна 25 1

27.01.2020 Лыбаева Галина Николаевна 35 1

15.01.2020 Артюхина Елизавета Павловн 29 1

14.11.2019 Елена Михайловна Алиева 51 1

Конспект урока «Гармонии задумчивый поэт»

Задачи: Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена. Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки. Знакомство  учащихс…

07.03.2020 Черненко Татьяна Геннадьевна 15 1

Исторические эпохи в музыке

В лекции рассматриваются исторические эпохи становления музыкального искусства — средневековье, барокко, романтизм, классицизм и др., а также основные направления музыки….

11.02.2020 Коваленко Светлана Алексеевна 52 1

15.03.2020 Моргунова Елена Анатольевна 6 1

12.01.2020 Наталья Алексеевна Иванова 53 1

19.01.2020 Захарова Елена Александровна 67 4

23.02.2020 Квачёва Ольга Михайловна 27 0

Ашық сабақ «Тұрақты және тұрақсыз дыбыстар»

Музыкадағы тұрақты және тұрақсыз дыбыстар туралы мәліметтер. Дыбыс басқыштарының орнааласу тәртібі. 1 сынып оқушыларына нота тізбектері мен гамманы түсіндіре отырып, басқыштарды ажырата білуге үйре…

25.02.2020 Зеева Ж. Ш. 12 0

28.11.2019 Пахрудинов П. М. 40 1

20.02.2020 Захарова Татьяна Сергеевна 31 0

12.02.2020 Попцова Ольга Владимировна 25 0

16.03.2020 Голубова Светлана Васильевна 4 0

Музыка — уроки, тесты, презентации, конспекты

16.07.2019 Сугоняко Лилия Ивановна, Коломиец Екатерина Александровна 77 1

17.12.2019 Шмалько Павел Константинович 61 2

10.11.2019 Корчагина Светлана Алексеевна 79 2

17.12.2019 Бутина Татьяна Анатольевна 77 3

09.12.2019 Воробьева Елена Ивановна 91 3

16.05.2019 Куцокина Наталья Никифоровна 100 0

Конспект урока по музыке «Музыка утра»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в пе…

27.02.2020 Алексеева Елена Ивановна 25 1

27.01.2020 Лыбаева Галина Николаевна 35 1

15.01.2020 Артюхина Елизавета Павловн 29 1

14.02.2020 Еремина Ирина Серафимовна 60 0

Вечер классической музыки

Данная методическая работа представляет собой письменное изложение лекции-концерта с учениками фортепианного класса….

20.02.2020 Захарова Татьяна Сергеевна 19 0

14.11.2019 Елена Михайловна Алиева 51 1

Конспект урока «Гармонии задумчивый поэт»

Задачи: Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена. Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки. Знакомство  учащихс…

07.03.2020 Черненко Татьяна Геннадьевна 15 1

25.01.2020 Левина Марина Александровна 42 2

05.03.2020 Шевченко Людмила Вячеславовна 11 0

Исторические эпохи в музыке

В лекции рассматриваются исторические эпохи становления музыкального искусства — средневековье, барокко, романтизм, классицизм и др., а также основные направления музыки….

11.02.2020 Коваленко Светлана Алексеевна 52 1

15.03.2020 Якшина Юлия Юрьевна 8 0

23.01.2020 Ненашева А.В. 51 1

«Очарованье струн певучих»

Отчётный  концерт струнно – народного отдела. Сегодня мы решили показать всё, что мы уже умеем. В концерте участвуют учащиеся разных классов – от начинающих до старшекласснико…

27.05.2019 Малюкова Ирина Ивановна 66 1

15.03.2020 Моргунова Елена Анатольевна 6 1

Обучение музыке онлайн Всё на сайте. Теория и уроки на инсрументах

Обучение музыке насколько необходимо в современном мире? Музыка окружает нас повсюду. В современном компьютерном мире даже не надо отправляться на концерт, в театр или консерваторию, чтобы послушать прекрасную музыку — дома и на работе, в поездке и на отдыхе музыка всегда с нами. Музыка окружает нас всю жизнь. Детские песенки мы запоминаем навсегда и затем поем их нашим детям. Песни нашей молодости навевают романтическое настроение первой влюбленности. Марши придают особенную торжественность официальным (и неофициальным) мероприятиям. Музыка делает нас счастливее.

получить СвирелькуНаучиться играть на различных свирелях, флейтах и других духовых инструментах намного легче с обучающей программой «Свирелька». Заполните форму заказа и получите «Свирельку» прямо сейчас.

Послушайте как про музыкальное воспитание рассказывает выдающийся скрипач, искусствовед, педагог, писатель-публицист, поэт Михаил Казиник:


Музыка это питание человеческого мозга!
Здесь можно подробнее узнать зачем заниматься музыкой.
Обучение музыке. С чего начинать?

Итак, хотите заниматься музыкой или, возможно, решили обучить музыке ребёнка?

Не знаете с чего начать? На самом деле всё достаточно просто, ведь, музыка очень красивое и увлекательное занятие. Ученые даже предполагают, что люди сначала научились петь и только позже говорить.

На этом сайте вы найдете всю необходимую информацию, чтобы узнать азы музыкального образования: что такое звук в музыке, какие бывают ноты и как их записывают в мелодии, что такое ритм, темп, интервалы, аккорды и зачем они нужны, что такое тональность и что такое лад. Вы узнаете, что «мажор» это не только телевизионный сериал или представитель «золотой» молодежи; что гармония важна не только в отношениях между людьми, но и в «отношениях» между звуками и что мелодическая фигурация, это вовсе не опечатка.

В общем, начать музыкальное образования можно прямо сейчас с уроков музыки на этом сайте.

Обучение музыке.  Игра на музыкальном инструменте.

Обучение музыке напрямую связано с обучением игре на каком-либо музыкальном инструменте. Самый простой и доступный инструмент, известный в прошлом буквально каждому пастушку, это дудочка (свирель).

Свирель — старинное славянское название всей группы свистящих, гудящих, поющих духовых музыкальных инструментов. Европейский аналог свирели — флейта.

На этом сайте вы найдете обучающие уроки по разным народным духовым инструментам, в том числе кавказском дудуке, перуанской кене, китайской сяо, украинской сопилке и флояре. Начать же можно с самой простой ученической шестидырочной свирели, на которой проходят уроки музыки в школах.

Почему рекомендуем музыкальный инструмент свирель ученическая шестидырочная?

Потому что обучение игре на ней довольно простое. Даже дети с 4 лет достаточно быстро осваивают этот музыкальный инструмент. Вашему вниманию предлагается методика обучения игре на свирели ученической, которая подходит как детям, так и взрослым. Звучит свирель красиво и, по мнению многих, игра на ней полезна и для духовного развития, и для здоровья.

Стоимость инструмента свирель ученическая настолько доступна, что попробовать поиграть на ней может каждый. В любом возрасте не поздно подумать о душе и научиться отдавать время творчеству.

По мере освоения игры на свирели ученической, ребенок или взрослый освоит нотную запись и азы теории музыки. В дальнейшем можно будет совершенствовать свое музыкальное воспитание, обучаясь игре на мастеровых свирелях или других музыкальных инструментах, в том числе и представленных на этом сайте.

Обучение музыкой. Кто преподаватели?

Методику обучения и уроки игры на свирели ученической шестидырочной разработала доктор искусствоведения Марина Львовна Космовская.

Другие уроки музыки и обучение игре на остальных духовых музыкальных инструментах на сайте составлены на основании лучших учебных материалов как печатных, так и распространяемых через Интернет. Широко использовались обучающие видео-ролики, адуо-материалы и иллюстрации, которые делают обучение музыке наглядным и быстрым. Вы можете самостоятельно поискать такую информацию в сети, но на этом сайте она собрана компактно и размещена в удобном для вас виде.

Очень рекомендуем использовать при обучении игре на духовых инструментах компьютерную программу «Свирелька». Программа поможет научиться играть, даже если вы не знаете нот и не имеете музыкального образования. Для свирели ученической на страницах с уроками можно взять облегченную версию программы «Свирелька», а для остальных получить ознакомительную версию полноценной «Свирельки» можно заполнив форму:

Получить обучающую программу «Свирелька»

Выглядит обучающая «Свирелька» так:

обучение музыке

Свирелька покажет ноты, проиграет мелодию в удобном для вас темпе и обозначит какие отверстия надо открыть/закрыть на вашем инструменте для каждой ноты.

Обучение музыке с нами интересно!

Может ли каждый стать профессиональным музыкантом или композитором? Пожалуй, нет — у каждого свой талант. И все же, обучение музыке вполне доступно, потому что освоить музыкальную грамоту, научиться петь или играть на музыкальном инструменте может практически каждый. Ведь, читать/писать умеют все, хотя, знаменитыми писателями становятся единицы! Так и в музыке — дать детям возможность создавать музыку собственными действиями мы просто обязаны, потому что это приносит светлую радость творческих открытий. Да и взрослые, обучающиеся музыке, выделяют радость и счастье от рождения мелодии под их руками как первый результат знакомства с этим чудесным явлением.

Обучение музыке

Почему вы решили обучаться музыке? Прокомментируйте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *