Методика счета в уме для детей японская – Почему азиатские школьники преуспевают в математике: секреты обучения / TeachMePlease

Содержание

Японская методика быстрого счета в уме для детей — Детишки и их проблемы

Добрый день, мои уважаемые читатели! Мы, как настоящие и правильные родители, всегда стремимся к тому, чтобы дать своим детям разностороннее образование, и всегда находимся в поисках модных новинок в обучении, стараясь обязательно примерить их на себя. И это совсем неплохо, главное, чтобы в меру и с умом, без фанатизма.

Для нестандартного развития детей сегодня полно разнообразных методик, и мы с вами стараемся всегда быть в курсе событий. В последнее время стало популярным отдавать детишек на обучение ментальной математике. Не слышали о такой? Хотите, чтобы ребёнок научился считать в уме подобно калькулятору, тогда присоединяйтесь к обсуждению! Будем разбирать, что такое ментальная арифметика и нужна ли она нашим детям.

Откуда взялась ментальная методика?

Как всегда, истоки нужно искать у древних предков. Оказывается, заложенная в менаре (так ещё называют ментальную математику) методика основана на грамотном и уверенном пользовании древним калькулятором.

Задумались, что это за устаревшая машинка? Да это обычные счёты! Подобно нашим, русским, на которых в советские времена считали в кафе и магазинах. Называются они абакус и выглядят как прямоугольная рама, в которой натянуто 13 вертикальных струн-палочек, и на каждой сидит по 5 косточек.

Первые счёты появились у вавилонцев и египтян, а потом около 5 тысяч лет назад их стали применять для сложения-вычитания китайцы. Родиной ментальной арифметики, благодаря которой удаётся делать сложные математические вычисления без калькулятора и бумаги, считается страна восходящего солнца – Япония, где абакус прижился с 16 века.

У японцев этот инструмент для развития математического навыка, правда, называется по-иному — соробан.

Примечая эффективность метода, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи соробана. Сегодня умение ментально считать широко распространено в Германии многих странах Азии, Канаде и США.

Как считать ментально?

Что нужно делать, чтобы быстро и без ошибок научиться считать в уме? У ментальной математики есть целый алгоритм. Ну и, конечно, потребуется время и ежедневные тренировки.

  • Первоначально детей учат производить операции вычитания и сложения путём перемещения косточек на абакусе пальцами обеих рук.
  • На последующих этапах обучения дети уже способны абакус представлять мысленно, а для решения задач им не нужно присутствие счётного инструмента, достаточно воображения. При этом круг задач расширяется от простых вычислений до умножения, деления и даже возведения в степень.

В общей сложности обучение состоит из 10 — 12 уровней, каждый из которых занимает до четырёх месяцев. Причём заниматься рекомендуется не менее двух раз в неделю без пропусков, дабы не утерять навыки. Подсчитали, сколько сил и времени? Как минимум два с половиной – три, а то и все четыре года! А стоит ли оно того?

  • Говорят, что при помощи такой мелкой моторики развивается левое полушарие, а одновременная работа двумя руками даёт толчок для правого. Таким образом, ребёнок равномерно тренирует оба полушария мозга.
  • Многие родители отмечают повышение успеваемости по всем предметам, включая даже обучение музыке.
  • Умение воспроизводить мысленно в картинку решения математического примера в виде абакуса развивает детское творческое мышление и тренирует память.
  • Преподающие менар учителя зачастую хвастаются, что их воспитанники, подобно Юлию Цезарю, могут делать несколько дел сразу: и в уме считать, и словами между собой перекидываться, и по сторонам головой вертеть. Всё это благодаря развитию разностороннего непроизвольного внимания.

Вообще, насколько я поняла, дело это стоящее, и польза от ментальной арифметики, конечно же, налицо. Чем плохо развивать левое полушарие, ответственное за логику, счёт и письмо, и тут же тренировать правое, от которого зависит фантазия и творчество?!

Педагоги уверены, что ментальный счёт станет незаменимым помощником при сдаче итоговых тестов в школе, так как на вычислениях ученик сможет сэкономить время, перераспределив его в пользу других заданий.

Но мы-то с вами уже доки в исследованиях, и всегда готовы искать ложку дёгтя в большой бочке мёда, дабы изучение темы не было однобоким. Все ли отзывы о программе такие положительные или можно всё-таки найти отрицательные моменты?

Нужно ли учиться ментальной математике?

Во-первых, рекомендуется начинать обучение такому методу счёта с 4 до 12 лет. Отзывы родителей утверждают, что делать это раньше, а иногда и даже уже в исполнившиеся четыре – не всегда правильно. Не каждый ребёнок готов справиться с такой интенсивностью и зачастую это приносит охлаждение и потерю интереса к обучению вообще.

Второй возрастной ценз ограничен 12-тью годами, так как психологи считают, что к этому возрасту происходит окончательное формирование мозга человека. Однако некоторые школы принимают детей вплоть до 16 лет и рекомендуют «включить мозг» даже взрослым.

Во-вторых, не всё так гладко, как преподносят преподаватели. Некоторые родители сталкиваются с тем, что доведение счёта до автоматизма ставит таких счетоводов в ступор при элементарной перестановке заложенной логической цепочки. Ребёнок не понимает, как на практике решения иных задач применить голые вычисления, работающие «на ура».

И дело, скорее всего, не в том, что продвинутые японцы ошиблись в своих расчётах и умозаключениях. В России это одна из новых методик, которой учат, а как ею пользоваться, говорить забывают.

В-третьих, многообещанное одновременное развитие обоих полушарий тоже даёт сбои. У некоторых этот процесс начинает работать, как часы, у других же – наоборот, логическая левая сторона мозга отказывается трудиться совсем. Кому как не нам знать, что всякий организм индивидуален, шаблонов здесь нет.

Ну и не стоит забывать о том, что для домашнего обучения ментальная арифметика не подходит в принципе. Научить ребёнка этому дома не получится – слишком всё трудно, если, конечно, вы не преподаватели менара. А за каждое занятие учителя берут денежку, поэтому стать гениальным счетоводом сможет тот, кто сможет заплатить. Что тоже немаловажно, ведь курс-то рассчитан не на год!

Ищем золотую середину

Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика – это удивительная методика, которая действительно делает чудеса. Но, как и в любом другом деле, особенно когда это касается воспитания и развития детей, необходимо знать меру и примерять ноу-хау исключительно в интересах ребёнка и согласно его способностям.

  • Если ваш ребёнок по природе – математик и не против погонять плюсы-минусы по лабиринтам головного мозга, то это хороший шанс обучить его дополнительному навыку. Не стоит напрягать гуманитария и «перегибать его через колено» только для того, чтобы он «был в теме».
  • Устный счёт, безусловно, поможет в бытовых ситуациях, но сводить всю математику только к ментальному счёту и уделять основное время абакусу в надежде, что он приведёт к математической славе – не только не правильно, но и кощунственно.
  • Переводить ли детский мир на язык чисел и стремиться ли к первым местам на олимпиадах – дело сугубо индивидуальное. Если вы и ваш ребёнок не готовы к этому, не стоит отчаиваться, ведь для тренировки детского мозга ещё существуют шахматы и ребусы, иностранные языки и кроссворды. Ментальная арифметика – не самоцель, а лишь один из интересных способов, который можно взять на заметку.

А сейчас предлагаю познакомиться с мальчиком, за которым не успевают калькуляторы)

Очень хотелось бы услышать от вас, готовы ли вы к таким экспериментам. А может, кто-то уже окунулся в этот математический мир и считает похлеще счётной машинки? Жду комментариев!

Ну а наша группа «ВКонтакте» ждет вас в числе своих подписчиков! Присоединяйтесь)

Не забудьте также подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного.

Всегда ваша, Евгения Климкович.



Source: shkolala.ru

Вот так японских детей учат быстро считать в уме

Читайте про ментальную арифметику, которая уже завоевала полмира!

Педагог, руководитель Центра развития интеллекта «Пифагорка» в Москве Елена Клещёва рассказала «Летидору», что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

Ментальная арифметика — это программа комплексного развития интеллекта и мышления детей, основанная на формировании навыка быстрого устного счета

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем — умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения — от простого к сложному.

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет

Дети учатся считать на специальных счетах. Известно, что их использовали еще в Древнем Риме. В современном мире счет на абакусе распространен в Японии, Китае, Индии, Малайзии, а также других странах.

В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции. Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Взрослым ментальная арифметика дается сложнее, оптимальный возраст для начала занятий — 5-14 лет

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы. Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия — 6 и 7 лет.

Лучших результатов добивается тот, кто регулярно занимается дома

Обязательное условие занятий — ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.

Дети не устают на занятиях за счет постоянной смены видов деятельности

Основной вид деятельности на ментальной арифметике — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).

Помимо счета есть и другие упражнения на развитие памяти, внимания и мышления — задания с таблицей Шульте (таблицы со случайно расположенными объектами, на которых ребенок ищет предметы в определенном порядке; используют для улучшения периферического зрения), головоломки, лабиринты, рисование двумя руками, нахождение отличий и прочие.

Эти дополнительные задания дети воспринимают как отдых. Кричат «ура» и с радостью проходят лабиринты разной сложности. Также на занятиях ребята учатся скорописи, чтобы рука успевала записывать ответы так же быстро, как их выдает мозг.

Фотографии предоставлены Еленой Клещёвой.

http://letidor.ru/obrazovanie/a456-vot-tak-yaponskih-detey-uchat-bystro-schitat-v-ume-11117.shtml

секрет популярности японской методики устного счета

Наиболее выгодные инвестиции — это инвестиции в знания. Этого известного принципа, сформулированного еще Бенджамином Франклином, сегодня придерживаются многие современные родители, которые стремятся с детства воспитать своего ребенка настоящим гением и создать ему условия гармоничного личностного развития, которые непременно станут ключом к будущему успеху. Среди многих популярных методик раннего развития особого внимания заслуживает ментальная арифметика, которая появилась в нашей стране относительно недавно, однако с каждым годом уверенно завоевывает благосклонность все большего количества родителей и детей. Давайте выясним, в чем же заключается феномен ее популярности.

Ментальная арифметика: обучение на Абакус

Суть ментальной арифметики заключается в использовании специальных счетов, которые называются Абакус. Каждый абакус представляет собой прямоугольную раму с определенным количеством спиц, на которые нанизываются косточки. Сначала ребенок учится считать, перебирая косточки пальцами, а на более поздних этапахобучения только представляет абакус в уме, непосредственно его не используя. Следует заметить, что именно этот момент и является главным в методике ментальной арифметики, ведь ее основной целью является не только научить ребенка быстро считать в уме, но обеспечить гармоничное интеллектуальное развитие.
Интересно, что ментальная арифметика пришла к нам из Японии, а история ее возникновения достигает нескольких сотен лет. Методика является настолько уникальной и важной, что мировая организация ЮНЕСКО признала ее одним из самых ценных исторических нематериальных артефактов. Несмотря на это, стремительного развития ментальная арифметика у себя на Родине достигла лишь в 80-х годах XX века. На сегодняшний день она является основой японского начального образования, а также изучается в более чем 50 странах мира.

Ментальная арифметика: отзывы и преимущества

Родители, которые записали свое чадо на кружок ментальной арифметики оставляют только самые лучшие отзывы об этой уникальной японской методике. Можно выделить как минимум 5 причин, почему же стоит научиться считать на абакусе:
1. Методика способствует гармоничному и одновременному развитию правого и левого полушарий головного мозга, что создает предпосылки для достижения успеха в различных видах деятельности, которые даже не являются непосредственно связанными с математическими способностями. Иными словами, ментальная арифметика является своеобразной тренировкой мозга, результаты которой проявляются во всем.
2. Обучение развивает воображение и творческие способности, открывает у ребенка новые таланты.
3. С помощью ментальной методики ребенок уже за короткое время чувствует свои преимущества над сверстниками, а иногда даже над взрослыми, поэтому становится более уверенным в себе, улучшается его социальная адаптация.
4. Интеллектуальное развитие становится более сбалансированным. В частности, явные гуманитарии легче овладевают точными науками, а дети с математическим и аналитическим мышлением без проблем справляются с гуманитарными дисциплинами.
5. Ментальная арифметика — это не сухая наука, а интересное и увлекательное хобби, которое дает детям возможности для самореализации. Также, очень часто организовываются специальные соревнования и даже олимпиады по устному счету, что придает детям здоровый азарт. Кроме того, это прекрасная возможность познакомиться с новыми людьми и расширить свой кругозор.


Тренеры, обучающие ментальной арифметике, отмечают, что предпосылкой успеха является заинтересованность, поэтому если ваше чадо не проявляет интереса, ни в коем случае не настаивайте и не заставляйте ребенка заниматься. Также важно не пропустить удачный момент для начала обучения. Хотя в группы, как правило, принимают детей с 5 до 14 лет, признано, что оптимальным временем для старта является 2 класс начальной школы, когда ребенок наиболее подвержен освоению такой информации. Занятия для младших детей будут иметь эффективность лишь при условии проведения в игровой форме.


В целом, методика ментальной арифметики является универсальной и подходит как тем, кто с детства проявляет математические способности, так и для тех, кому точные науки даются тяжело.
На сегодняшний день во многих городах есть школы и кружки устного счета по этой методике. Также эффективна ментальная арифметика в домашних условиях. С помощью специальных видео ваш ребенок сможет освоить азы устного счета на абакусе и определиться, интересно ли ему развиваться в этом направлении.

 

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

ПІДТРИМАТИ

Тетради KUMON. Японская методика обучения детей | Лабиринт

Тетради KUMON. Японская методика обучения детей

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу. …Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены по всему миру – почти в 50 странах. Более 4 миллионов детей занимаются в центрах по специальным рабочим тетрадям. В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России. – Что такое KUMON и в чем их «фишки»? – KUMON – это японская методика развития навыков, которые обычно должны быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы. Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей – каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное – заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики – последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий. Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание – обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как двухлетний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно – нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинается с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради… Другая особенность в том, что KUMON – это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно – ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям. – Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так? – Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей двух лет – маленького формата; тетрадки для детей постарше – большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Все делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В два года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься. Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребенок воспринимает это все как игру и погружается в нее. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать. – То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано? – Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений – и теперь у него это прекрасно получается. Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии – «Учимся вырезать». В принципе этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, – тетради с аппликациями. Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм. Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает – в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком. – Какие типы развивающих тетрадей есть в России? – Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый – это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть все: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т.д.), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не «ставят руку» и не учат именно вырезать, как делает это KUMON. Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить. В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой «большой» отличается от «маленького». От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально! – Понятно. А какой второй тип тетрадей? Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность. Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше пяти лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в два-три-четыре года не понимает. У него еще не развито математическое мышление. – Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит? Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно – учат. Исключение – тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу «обведи заштрихованные линии и продолжи сам». С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку двух-трех лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок двух-трех лет еще не понимает этого. Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет представлять собой лабиринт – от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец. Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам, осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать. – И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам? – Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит: «Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался. Интервью: «Манн, Иванов и Фербер»

Kreneva1В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

…Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены по всему миру – почти в 50 странах. Более 4 миллионов детей занимаются в центрах по специальным рабочим тетрадям.

В России тетради центра KUMON выпускает издательство «Манн, Иванов и Фербер». Мы поговорили с руководителем детского направления «МИФ.Детство» Анастасией Креневой о том, чем отличается японская методика развития детей от российской; чему и как учат тетради KUMON и какие еще развивающие пособия для детей есть в России.

– Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

– KUMON – это японская методика развития навыков, которые обычно должны быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей – каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное – заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики – последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание – обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как двухлетний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать? Это же сложно – нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинается с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т.д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради…

Другая особенность в том, что KUMON – это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно – ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

– Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

– Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей двух лет – маленького формата; тетрадки для детей постарше – большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Все делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. В два года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит ма

Почему азиатские школьники преуспевают в математике: секреты обучения / TeachMePlease

Долгое время страны Азии, в частности Сингапур и Япония, возглавляют списки результатов тестирования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В чем секрет их математических успехов? Математическими гениями рождаются или становятся? Чтобы разобраться в вопросах, рассмотрим подходы к обучению математике в азиатских странах.

Как преподают математику в Японии

В возрасте 7-8 лет японские дети начинают изучать рифмованную таблицу умножения под названием куку (kuku), «ку» по‑японски означает «девять». Японские дети учат таблицу наизусть, а затем рассказывают её на скорость в школе и дома. Существуют даже специальные соревнования второклассников на скорость воспроизведения таблицы. Ради победы школьники вынуждены долго и усердно тренироваться с секундомером.

Также многие японские дети посещают внеклассные математические занятия. В Японии существует более 20 тысяч частных математических образовательных организаций. Заниматься в них могут школьники любого возраста: как первоклассники, так и ученики старшей школы. Многие из них обучаются системе быстрого счёта с помощью ментальной арифметики.

Дополнительные занятия занимают один‑два часа и проходят два, а в некоторых случаях и четыре раза в неделю. На них дети сначала учатся решать примеры с помощью счётной доски — абакуса, а затем переходят на следующий уровень, на котором начинают считать в уме.

На таких уроках детям выдают листы с распечатанными на них примерами, их задача — потратить на решение как можно меньше времени. И это в дополнение к четырём школьным урокам математики (по 45 минут каждый) в неделю.

После пары лет обучения ментальной арифметике, японские дети умножают семи- и восьмизначные числа в уме быстрее, чем ребёнок из любой другой части света ответит, сколько будет семью восемь.

Жажда победы

Японским детям очень нравится счёт на скорость. Многие считают его новым видом спорта и участвуют в городских, региональных соревнованиях и на первенствах страны.

Такой подход значительно отличается от общепринятого, который призывает всячески ограждать детей от конкуренции. Однако многие забывают, что излишняя опека для детей не менее вредна. Ведь в таком случае дети не познают радости побед, которые они одержали благодаря собственным усилиям.

Перестав оценивать детей, можно лишить их мотивации к дальнейшему развитию.

Страсть и талант

Никто не рождается гением математики. Исследования показывают, что для того, чтобы стать экспертом в новой области, требуется 10 тысяч часов практики. Если вы хотите добиться успехов в математике, будьте готовы к тому, что на это уйдет много времени и сил.

Если мы посмотрим на математические состязания, в которых участвуют японцы, начиная со скоростного пересказа таблицы умножения в младшей школе и заканчивая более сложными арифметическими вычислениями в уме в старших классах, то становится очевидно — именно дух соревновательности поддерживает в японцах любовь к математике.

Язык

Пытаясь разобраться в причинах успеха жителей Китая в математике Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры: почему одним всё, а другим ничего?» делает особый акцент на языке. Название чисел на китайском короткие, их можно произнести очень быстро: 4 звучит как «си», 7 — «ки». Чем меньше слова — тем быстрее их можно запомнить. Автор показывает это на примере последовательности чисел 4, 8, 5, 3, 9, 7, 6, которую англоговорящий человек с первого раза запомнит на 50%, а китаец полностью. Секрет в том, что наша кратковременная память в среднем сохраняет цифры в отрезке не более 2 секунд — скорее всего, вы запомните то количество чисел, которое сможете произнести за это время.

Автор отмечает более логичное название сложных чисел в китайском, нежели в английском. То же можно сказать и про русский язык. Например, в слове шестнадцать — мы сначала используем производное от названия цифры «шесть», а затем обозначаем один десяток — «-надцать». В слове же шестьдесят один — мы действуем логичнее: сначала обозначаем количество десятков «шестьдесят», а затем указываем единицы — «один». В китайском, японском и корейском языках система называния чисел более логична: шестнадцать — произносятся как десять и шесть, шестьдесят один как шесть десятков один. Это даёт азиатским детям ряд преимуществ: они учатся считать быстрее, нежели европейские дети, и проще выполняют арифметические действия. Взрослым такие различия в названии чисел кажутся несущественными, но они значительны для детей.

Культура

Ещё один фактор, который помог китайцам преуспеть в математике, не связан напрямую с наукой — это культура выращивание риса.

Выращивание риса требовало больших трудов и 3000 часов работы в полях (европейские крестьяне в среднем работали 1200 часов в год). В отличие от европейских крестьян, китайцы выращивали и собирали урожай 2 раза в год и не имели продолжительного отдыха в течение зимы.

Малкольм Гладуэлл отмечает, что работа на рисовых полях была трудна и кропотлива, но выливалась в «содержательный труд». В отличие от европейский крестьян, китайские не были в полном рабстве у дворян и не отдавали им большую часть дохода. Землевладельцы устанавливали фиксированную арендную плату, урожай сверх которой каждая община могла забрать себе. Крестьяне знали: лучше поработаешь — больше получишь.

Трудолюбие китайцев отразилось во множестве пословиц, посвящённых труду, самая яркая: «Семья человека, который круглый год встаёт до зари, бедствовать не будет». При чём здесь математика? Эта наука как никакая другая требует настойчивости, упорства и готовности подолгу сидеть за каждой задачей.

Подведём итог: успех азиатских стран в математике связан с культом трудолюбия, языком, большим количеством школьных уроков и дополнительными занятиями ментальной арифметикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *