Методика раннего развития глена домана от 0 до 4 лет: Читать онлайн — Страубе Е. А.. Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет – Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли?| Скачать карточки Домана

Е. Страубе — Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет читать онлайн

Составитель Е. А. Страубе

Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Цицерон

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) О воспитании оратора

У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

• Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

• Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

• Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

Что дает методика Домана родителям и детям

В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.


Конец ознакомительного отрывка img
Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Читать онлайн «Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет» автора Страубе Е. А. — RuLit

Составитель Е. А. Страубе

Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Цицерон

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) О воспитании оратора

У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

• Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

• Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

• Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Читать книгу Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет Е. Страубе : онлайн чтение

С чего начинать прогулки по трем видам местности

Начните прогулку с самой простой местности. Не старайтесь сделать прогулки длительными. Желательно, чтобы до цели (магазин, детская площадка и т. п.) можно было дойти в течение получаса. Измеряйте дистанцию, которую вы сумели пройти за эти полчаса. Постепенно ускоряйте шаг, чтобы проходить большее расстояние за меньшее время.

Для начала предложите ребенку походить по всем видам покрытий, как в доме, так и на улице. Вместе с этим учите его пользоваться лестницей. Как правило, дети с удовольствием ходят по ступенькам.

Продолжая гулять по первой местности, начните прогулки и по второй, руководствуясь теми же тремя принципами. Освоившись с обеими местностями, прекратите прогулки по первой, зато начните гулять по третьей. Если вы можете гулять не более получаса в день, то переходите от одной местности к другой по мере их освоения.

Мешать ребенку бегать – значит тормозить окончательное развитие и формирование его мозга.

Основательно освоившись и с третьим видом местности, гуляйте по полчаса в день по обеим (второй и третьей) местностям, стараясь за данное время проходить как можно большее расстояние. Таким образом, общее время ежедневной прогулки составит один час.

Шаг шестой: «побежали»

К моменту, когда малыша дорос до шестой стадии, он уверенно ходит, падает редко, хорошо сохраняет равновесие при ходьбе. Пора приступать к бегу.

На данной стадии развития ваш ребенок скоро научится хорошо бегать, предпочитая бег ходьбе. Глен Доман уверен, что скорость действует на детей возбуждающе. Ветер, ощущение полета – эти ни с чем не сравнимые чувства можно испытать только при беге. Именно поэтому, считает автор методики, когда ребенок бежит, то всегда смеется.

Необходимость этого вида движения очевидна: бег способствует развитию мозга. Бег – это функция, за которую отвечает кора головного мозга, поэтому он стимулирует ее развитие.

Кроме того, бег повышает эффективность работы дыхательных органов. Чем длиннее пробегаемые дистанции, тем глубже и регулярнее дыхание. Бегая по разным видам местностей, ребенок совершенствует свою дыхательную систему.

Утрамбованные земля, гравий, стриженый газон, плотно утрамбованный песок или беговой трек – самые подходящие поверхности для бега.

Теперь, когда ваш ребенок уверенно ходит и начинает бегать, он проводит большую часть своего времени именно на бегу. Чем лучше он бегает, тем лучше ходит, что вполне естественно, поскольку бег – это ускоренная форма ходьбы. Поэтому поощряйте его бегать как можно больше.

Не экономьте на хорошей спортивной обуви и не надевайте ребенку уже кем-то ношенную обувь, даже если внешне она выглядит идеально.

Увеличивая дистанцию, оставайтесь на ровной гладкой поверхности. Дыхательная система малыша еще не созрела, поэтому ему будет гораздо легче бегать именно по такой поверхности. Для начала маленькому бегуну можно облегчить ему задачу – пусть он сбегает с невысокого склона.

Выбирая поверхность для бега, учитывайте, что поверхность должна быть мягкой, а сам ребенок обут в мягкие башмачки. Бетон или щебенка затруднят бег малыша.

Обувь и одежда для маленького бегуна

При беге самой важной деталью является обувь. Поэтому вам следует позаботиться о том, чтобы обувь для бега у ребенка была высококачественной и удобной. Качественная спортивная обувь во время бега снимает часть нагрузки с лодыжек и ступней.

• Выбирая место для бега, проследите, чтобы на пути не было скользких поверхностей, рытвин и кочек.

• Никогда не занимайтесь бегом, если ваш ребенок устал, голоден или хочет пить.

• Бег пробуждает аппетит, поэтому позаботьтесь о том, чтобы по возвращении домой вас ждал легкий завтрак.

• Никогда не заставляйте ребенка бегать насильно. Никогда не подталкивайте его и не держите за руку, когда бежите вместе. Если ваш ребенок отказывается бегать, подождите какое-то время, а потом предложите снова.

• У детей быстро меняется настроение, поэтому не удивляйтесь желанию ребенка на какое-то время воздержаться от бега.

• Предложите ребенку посмотреть, как бегаете вы. Ваш пример окажется самым заразительным. Вряд ли он усидит на одном месте и не захочет присоединиться к вам. Ребенка не заботит развитие своего мозга или хорошая физическая форма, главная для него – постоянно быть с вами!

Кроме того, ребенка следует одевать в легкую, не сковывающую движений одежду. Неуклюжий, большой свитер, и такая же верхняя одежда при беге вызывают только раздражение, поскольку препятствуют движениям рук и верхней части туловища. Бег принесет удовольствие только тогда, когда делать это будет малышу удобно.

Кроме того, если на улице холодно, позаботьтесь о теплом нижнем белье, свитере с высоким воротом, шерстяных носках и перчатках.

Правильно выбирайте темп

Темп бега должен задавать взрослый. Для этого достаточно просто бежать на шаг впереди ребенка. По мере того как малыш сможет пробегать все более длинные дистанции, позвольте ему выдвинуться вперед, а сами бегите следом. Время от времени догоняйте его и бегите рядом.

Предложите ребенку поиграть в игру «Беги по моей тени». Суть ее проста: во время бега ребенок должен постоянно наступать на верхний конец вашей тени. Это поможет задать нужный темп при беге на длинную дистанцию.

Постоянный маршрут

Когда вы только начинаете бегать, уважайте желание ребенка изучать все, мимо чего вы пробегаете. Каждая остановка – это повод для того, чтобы чему-нибудь его научить, а затем обязательно вернуться к бегу. Рано или поздно ребенок изучит весь маршрут и перестанет отвлекаться.

Шаг седьмой: «я все смогу!»

Теперь ваш ребенок готов к любым видам физической активности и ему нужен хороший тренер. А кто может быть лучшим тренером, чем вы? Ведь именно вы лучше всех знаете свое чадо. Однако, чтобы стать для ребенка хорошим тренером, вы должны и сами быть неплохим спортсменом.

• Даже если у вас большой дом, обязательно бегайте на свежем воздухе. Бег в доме для двухлетнего ребенка – такое же заточение, как для шестимесячного – ползание в манеже.

• Прогулка по снегу – это прекрасное дыхательное упражнение. Если нет условий для бега, посвятите немного времени подъему в гору, катанию на санках или просто погуляйте, любуясь пейзажем.

К сожалению, далеко не каждый родитель может похвастаться хорошей физической подготовкой. Если вы из этого числа и не слишком преуспеваете в спорте, не отчаивайтесь, а просто начните тренироваться вместе со своим ребенком. Можете руководствоваться следующим планом.

• Выберите тот вид физической активности, который вам больше нравится. Предположим, это будет гимнастика.

• Купите и прочитайте соответствующие пособия.

• Смотрите вместе с ним телевизор, когда по нему передают репортажи о гимнастических соревнованиях. Не скрывайте своего восторга от тех прекрасных упражнений, которые вы увидите.

• Сводите ребенка в гимнастический зал. Пообщайтесь с гимнастами.

• Составьте вашу собственную гимнастическую программу, подробно расписав порядок введения новых упражнений. Для каждого уровня развития поставьте соответствующие цели.

• Сами начните выполнять некоторые виды упражнений. Опережайте своего ребенка на несколько шагов.

• Начните обучать своего ребенка. Занятия должны быть частыми и очень непродолжительными, интенсивность низкой. Всегда останавливайтесь прежде, чем этого захочет сам ребенок. Продумайте каждое занятие так, чтобы ребенок всегда добивался успеха.

• Пытайтесь не отставать от своего ребенка, который очень быстро вас превзойдет. Именно вы должны обучать его новым упражнениям и радость открытий испытывать вместе!

• Когда вы научите ребенка всему, чему сможете, вам потребуется помощь со стороны. Поищите хорошего тренера, который бы являлся вашим единомышленником, – ведь ему предстоит развить и закрепить все достигнутое вами.

Не стремитесь устроить соревнования между вашим ребенком и другими детьми. Очень велик риск отбить у ребенка желание вообще заниматься спортом.

Подводим итоги

Итак, предоставив своему ребенку все возможности для физического развития, вы ускорили развитие его мозга, в том числе и вестибулярного аппарата. Ребенок окреп, закалился, стал ловким и сильным. У него прекрасно развита дыхательная система, так что теперь он готов к совершенствованию в любом виде физической деятельности, а с точки зрения подвижности его и самого можно назвать совершенством.

Развитие мануальных навыков

Долгое время считалось, что дети рождаются совершенно беспомощными. Однако изучение рефлексов новорожденных младенцев позволило педиатрам сделать выводы: дети рождаются уже с определенным набором умений. Например, здорового ребенка не нужно учить сосать, он сам инстинктивно тянется к груди матери, новорожденный может переставлять ноги, если его поставить в определенную позу, а также зажимать в кулачках некоторые предметы. Все эти умения называются рефлексами, поскольку движения, совершаемые малышом, на данном этапе бессознательны и не контролируются головным мозгом.

Чем чаще новорожденный будет пользоваться хватательным рефлексом, тем быстрее будет созревать его мозг. Каждый раз, когда малыш хватает какие-то предметы, рано или поздно они выпадают из его пальцев, благодаря чему мозг учится различать ощущение «взял – отпустил».

Для чего же нужны рефлексы? Давайте рассмотрим развитие малыша на примере хватательного рефлекса.

В момент рождения кисти новорожденных почти всегда сжаты в кулачки, а движения сжатия-разжатия непроизвольны. Если вы просунете свои

указательные пальцы в ладошки новорожденного, то малыш плотно сожмет их. Это и есть хватательный рефлекс. Если вы рискнете медленно приподнять руки, то новорожденный будет продолжать цепляться за ваши пальцы, причем настолько крепко, что кроху можно будет даже приподнять. Вы думаете, ваш малыш такой сильный и крепкий? Пока это не так. Удается такое действие новорожденному ребенку потому, что он просто не в состоянии разжать пальчики и выпустить предмет. Только в результате развития головного мозга ребенок сможет научиться намеренно разжимать пальцы, отпуская зажатый в ладошке предмет.

Первая стадия

Предоставьте малышу как можно больше возможностей для развития хватательного рефлекса. Много ли на это надо потратить времени? Доман отвечает: достаточно десять раз в день посвящать этому занятию одну минуту.

Выполняем упражнения

Итак, ваше первое упражнение с ребенком. Малыш лежит на спине. Вы даете ему схватить большие пальцы рук или деревянную палочку. Как только ребенку зажал протянутый предмет, приподнимите верхнюю часть его туловища на несколько сантиметров.

Не стоит забывать, что одежда вашего крохи должна быть максимально легкой и обеспечивать свободу движений.

Если вы занимаетесь с ребенком в теплом помещении, нет необходимости одевать младенца во что-то теплое. Будет вполне достаточно нарядить маленького спортсмена в рубашку-распашонку и подгузник.

Не забывайте радостно и громко хвалить своего ребенка каждый раз, когда он хватается за пальцы и когда отпускает их. Тем самым вы зафиксируете его реакцию хватания. Кроме этого, произнося похвалу радостным, уверенным тоном, вы настроите малыша на новые подвиги.

Итак, если вы регулярно выполняете с ребенком это упражнение, через несколько недель малыш начнет выпускать предметы, которые зажимал в кулаках, благодаря бессознательному хватательному рефлексу. Сначала он сделает это случайно, то есть просто уронит предмет. Но по мере развития мозга, продолжая инстинктивно хватать предметы, в один момент ребенок начнет выпускать их из рук уже сознательно. Как только это произойдет, вы можете переходить со своим маленьким учеником на вторую стадию развития мануальных навыков – висение.

Давая малышу в качестве опоры пальцы, вы хорошо чувствуете, насколько он крепко держится. Как только ручки ребенка начинают слабеть (через 5 –10 секунд, а потом и больше), нужно сразу осторожно положить младенца. Это упражнение позволяет определить возможности ребенка и дать ему оптимальную нагрузку.

Многие современные специалисты признают эффективность упражнений «вис на руках» методики Домана, но советуют не использовать кольца и другие вспомогательные предметы. Когда малыш держится за пальцы, взрослому легко почувствовать момент ослабления хватки и положить ребенка. Штыри, палочки, кольца и другие вспомогательные предметы не дают такой возможности, ставя под угрозы безопасность малыша.

Один из авторов методики раннего развития Б. П. Никитин предложил не брать из кроватки малыша под мышки, а вместо этого протягивать ему руки так, чтобы малышу удобно было ухватиться за большие пальцы. Постепенно этот жест становится сигналом: «Держись покрепче!» Малыш хватается двумя ручонками, и взрослый вынимает его из кроватки. Для подстраховки можно охватывать остальными четырьмя пальцами ручку малыша. Получится двойная прочность хвата. Детям, как правило, эти «трюки» доставляют большое удовольствие.

Подсчитайте, сколько раз за день приходится вынимать из кроватки трех-пятимесячного ребенка и возвращать его назад. Посмотрите, какая получается эффективная тренировка младенца: он весь напрягается, развивая мышцы не только рук, но и спины, живота, груди.

Вторая стадия

На этой стадии развития мануальных навыков ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка висеть самостоятельно (то есть выдерживать свой полный вес) в течение 10 секунд.

Выполняем упражнения

Упражнение 1

Положите ребенка на спину. Предоставьте ему возможность ухватиться за большие пальцы ваших рук. Однако на этот раз обхватите остальными пальцами его запястья, чтобы быть уверенным в том, что малыш неожиданно не разожмет свои кулачки. Поднимите ребенка сначала в сидячее, а затем и в стоячее положение. Если вы чувствуете, что хватка слабеет, плавно, но быстро опустите его на спину. Если ребенок держится крепко, начните приподнимать его с кровати.

Итак, малыш повис в воздухе. Это занятие не просто великолепное упражнение, улучшающее мануальные навыки и координацию, но и существенная возможность улучшить снабжение мозга кислородом за счет увеличения объема грудной клетки ребенка.

Теперь вы можете вставлять деревянный штырь в пазы дверного проема, создав своего рода турник. Убедитесь, что этот штырь достаточно прочен и способен выдержать вес вашего ребенка. Вы будете использовать этот турник, когда ребенок сможет висеть самостоятельно; кстати, он будет получать от этого немалое удовольствие.

Изготовить такой турник довольно просто. Для начала измерьте рост своего ребенка с головы до пят и приплюсуйте к этой цифре 5 см. Малыш должен висеть на турнике практически над самым полом. Затем привинтите к дверному косяку раму, в которой будет несколько пазов, куда вы будете вставлять штырь. Поскольку ваш ребенок постоянно растет, заранее приготовьте еще несколько отверстий, разместив их выше первоначального. Считая от центра одного отверстия до центра другого их должно разделять расстояние в 7,5 см.

Теперь вы готовы учить своего ребенка висеть самостоятельно и сознательно, а не потому, что он просто не может разжать хватки, как это было раньше.

Первый «турничок»

Ручки малыша быстро крепнут, ему хочется снова и снова хвататься за пальцы мамы или папы, посидеть, постоять. Родители-новаторы Борис и Лена Никитины придумали замену: можно прикрепить деревянную палочку в кроватке так, чтобы малыш лежа мог до нее дотянуться. Сначала вам придется помочь малышу нащупать палочку, подставляя ладонь к ножкам, чтобы он мог упереться, сесть и встать. Когда ребенок освоится, сидеть и вставать он сможет по своему желанию.

«Не искривятся ли ножки ребенка от такой нагрузки?» – беспокоятся многие родители. Никитины утверждают, что нет: ножкам помогают и ручки, и спинка ребенка, его вес распределяется на все мышцы тела. А это не только не страшно, но и, наоборот, способствует правильному развитию скелетно-мышечной системы.

Упражнение 2

Положите ребенка на пол перед турником. Сядьте на колени лицом к ребенку. Приложите его руки к перекладине дверного турника. Он может и сам повиснуть на нем, но ради подстраховки придерживайте его за бедра. Будьте внимательны: как только его хватка ослабнет, усильте свою. Длительность первого упражнения не должно превышать двух секунд за один раз.

Когда эти упражнения станут привычными для малыша, можно позволить ребенку «упасть». Будьте предельно внимательны! Когда увидите, что хватка малыша слабеет, позвольте ему сорваться с турника и пролететь 3–5 см, прежде чем вы его подхватите. Первой реакцией ребенка будет мгновенное удивление, волнение, а может быть, и негодование.

Вполне возможно, что он засмеется или заплачет. Но что бы ни сделал ребенок, вы сами должны засмеяться и похвалить его. Помните, что он будет видеть вашу реакцию и подражать вашему поведению. Стоит вам вскрикнуть от испуга, как он сделает то же самое. Если вы засмеетесь, засмеется и ребенок.

Перед началом выполнения упражнений обратите внимание еще на несколько важных моментов.

• Уделяйте основное внимание частоте занятий, немного меньшее – интенсивности и совсем маленькое – продолжительности.

• Постоянно говорите малышу, как замечательно он все делает, какой он умный и сильный и как вы его любите. Каждый раз, когда ребенок справляется с упражнением, радостно обнимайте его. Ищите и используйте любой повод для похвалы.

• Как только малыш начнет хорошо и уверенно висеть, реагировать комплексом оживления на приближение к турнику, начните постепенно увеличивать продолжительность выполнения упражнения, доводя его до 10 секунд и более.

По мере продолжения программы развития мануальных навыков руки, локти и плечи вашего ребенка заметно развиваются, и то же самое можно сказать о мозге. Способность висеть, и висеть долго, ускорит наступление дня, когда малыш впервые сможет поднять какой-нибудь предмет. На этом этапе развития ребенок уже хорошо контролирует действия сжать-разжать. Вскоре он начнет использовать два этих навыка ради совершенствования на третьем, более важном, этапе – малыш сознательно будет пытаться поднимать предметы.

Третья стадия

Постепенно ваш ребенок перешел в третью стадию развития мануальных навыков, которую Глен Доман называет «хватка».

Внимание! Чем мельче предметы, которые вы предлагаете малышу для упражнений, тем внимательнее вам придется следить за ребенком, чтобы он случайно не попробовал их на вкус.

На этой стадии ребенок обретает способность не просто удерживать в руке предметы, не роняя их, а сознательно раскрывать ладонь для взятия чего-либо. Это и называется хваткой. Плечи и локти ребенка уже достаточно развиты, чтобы позволить ему совершать движения, необходимые для сознательного схватывания предмета. Однако малыш пока не в состоянии пользоваться большими и указательными пальцами для того, чтобы брать мелкие предметы. Зато он может действовать всей кистью, чтобы захватывать крупные предметы, зажимая их между пальцами и ладонью.

Выполняем упражнения

Чтобы научить ребенка передвигаться с помощью перехвата рук, вам снова понадобится домашний турник.

Упражнение 1

Плотно обхватите ребенка за бедра и талию, держа лицом к себе. Поднимите на такую высоту, чтобы он смог легко схватиться за перекладину.

После этого начните опускать ребенка вниз, так, чтобы его руки полностью выпрямились.

Продолжая плотно придерживать малыша за бедра, немного покачайте его взад-вперед.

Предварительно положите на пол под турником толстый ковер или гимнастический мат. Будьте осторожны! Если случайное падение, пусть даже с высоты в несколько сантиметров, окажется для вашего ребенка болезненным, это может надолго отбить у него желание учиться передвигаться с помощью перехвата.

Благодаря этим «висячим» занятиям у ребенка будут развиваться мануальные навыки, позволяющие ему научиться брать мелкие предметы. От вас же потребуется предоставить малышу эти предметы.

Подготовка к обучению передвижению с помощью рук

Как только малыш научился пользоваться руками, ваша задача – пробудить в нем желание к передвижению с помощью перехвата рук. Для того чтобы начать обучение передвижению с помощью рук, необходимы следующие условия:

• в вашем доме должна быть подходящая лестница;

• в течение дня это упражнение следует повторять как можно чаще;

• упражнение должно приносить ребенку удовольствие!

Что такое «подходящая» лестница? Это лестница, расположенная горизонтально и закрепленная на какой-либо опоре.

Она должна подходить не только для детей, но и для взрослых. Очень важно, чтобы такую лестницу можно было использовать в любой момент.

Упражнение на лестнице необходимо выполнять часто. Глен Доман объясняет это тем, что на его выполнение должны уходить одна-две минуты. Более долгое напряжение утомит мышцы рук. Поэтому в течение дня его надо выполнять понемногу, но часто.

Лестница должна быть прочной, устойчивой, с удобными для захвата руками перекладинами. Перекладины должны находиться как можно ближе друг к другу, чтобы ребенок мог дотянуться до них своими маленькими ручками.

Как правило, подобные лестницы входят в набор детского домашнего спортивного комплекса.

Ребенку необходимо проводить на лестнице как можно больше времени. Обучать передвижению по ней должны родители – «ведь только им ребенок доверяет полностью», – считает Глен Доман. И, разумеется, главным условием успеха является желание вашего ребенка, ведь этот способ передвижения требует целенаправленности и решительности.

Новый способ передвижения должен отвечать трем обязательным условиям:

• ноги должны быть полностью оторваны от земли;

• упражнение надо выполнять несколько раз в день;

• упражнение должно приносить ребенку удовольствие.

Итак, на этой стадии ребенок научится висеть самостоятельно на перекладине 20 секунд и начнет делать первые шаги, чтобы передвигаться с помощью перехвата руками.

Читать книгу Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет Е. Страубе : онлайн чтение

Развитие двигательных навыков

Как уже говорилось, ребенку с самого рождения необходимо обеспечить свободу движения. Представьте себе: вы положили кроху на стол или кровать, освободили от пеленок, малыш начал хаотично двигать ручками и ножками. Свобода движения обеспечена? И да и нет. Конечно, теперь движения крохи не скованы пеленками или ремешками безопасности кресла, но, кроме как шевелить конечностями, новорожденный ребенок ничего делать не в состоянии. «Разве новорожденный может что-то делать?» – удивятся многие. Представьте себе, да! И в первую очередь новорожденный может ползать!

Шаг первый: «ползаем с рождения»

Если вы решили учить новорожденного ползать, начните с создания идеальной обстановки для двигательной активности вашего ребенка.

Положите малыша на животик. Пусть он свободно шевелит руками и ногами. Постепенно эти беспорядочные движения превратятся в те, которые будут продвигать его вперед.

Как должен быть одет ребенок

На малыше должно быть минимальное количество одежды, чтобы движении его рук и ног ничто не сковывало. Он нуждается в тактильной стимуляции.

Лучше всего подойдут боди или короткие штанишки и рубашка с короткими рукавами. Ступни ног, колени и локти должны оставаться обнаженными: ими он при ползании упирается в пол. Если вы считаете, что в комнате недостаточно тепло, можно надеть на ребенка шерстяную безрукавку.

Идеальная обстановка для ползания – пол, который, естественно, отвечает следующим требованиям. Пол должен быть:

• безопасный;

• чистый;

• теплый;

• гладкий;

• ровный.

Безопасный пол. Воспользуйтесь советом: перед тем как выпустить на пол своего малыша, не поленитесь и пройдите на четвереньках предполагаемый маршрут маленького путешественника. Если вы планируете выложить на пол ребенка, который еще активно не ползает, у вас есть в запасе немного времени. Но если малыш уже довольно активен, о его безопасности стоит позаботиться заранее.

Электрические розетки должны быть недосягаемы для ребенка. Обязательно используйте заглушки. В комнате не должно быть таких предметов мебели, которые можно легко опрокинуть на себя. Уберите стоящие на полу цветы (не забывайте, что землю и сам цветок маленький исследователь обязательно попробует на вкус) и электронагревательные приборы. Проверьте, есть ли сквозняк, «не тянет» ли по полу. Пол должен быть гладким, но не скользким, чтобы облегчить ребенку процесс движения. Используйте ковролиновое покрытие. Вначале достаточно застелить лишь то место, по которому малыш будет ползать.

Ешьте, спите, играйте, учите – делайте все на полу. Если вы будете считать это место самым идеальным местом для развития, то и ребенок обязательно почувствует ваш положительный настрой.

Если вы относитесь к полу как к неподходящему и опасному месту для ребенка, то малыш и сам будет относиться к этому месту как к чему-то странному и опасному.

Чистый пол. Чтобы добиться чистоты, протрите поверхность пола дезинфицирующим средством, выбрав такое, которое не вызывает раздражений нежной кожи ребенка. Но сначала, разумеется, вымойте пол с обычным хозяйственным или детским мылом.

Гладкий и ровный пол. Пол должен быть гладким. Это особенно важно потому, что мы хотим облегчить ребенку процесс движения. Чем ровнее поверхность, тем легче ему будет скользить по ней в результате рефлекторных движений рук и ног.

В качестве такой поверхности вполне подходит покрытие из искусственной кожи или винилома. По такому покрытию ребенку будет легко скользить локтями и коленями, оно обеспечит необходимое сцепление. А вот линолеум, хотя и отвечает требованиям гладкости, но окажется слишком скользким.

Сейчас у вашего новорожденного два главных желания: находиться рядом с вами и пользоваться новым для него способом перемещения для того, чтобы изучать окружающий мир. Помогите малышу в этом! Чтобы ваш ребенок чувствовал себя на полу уютно, вам надо находиться вместе с ним.

Одно из его увлекательных занятий – ползти вслед за вами. Кроме того, ему нравится взбираться прямо на вас, чтобы услышать похвалу и ощутить родительское объятие. Это – лучший способ совершенствоваться в ползании, а для вас он совершенно безвреден!

Шаг второй: «вижу цель и ползу»

Чтобы ребенку было интересно ползать, положите в поле его зрения какие-либо интересные для него предметы, к которым малыш захотел бы приблизиться. Предметы разместите на некотором расстоянии от ребенка. Какое расстояние лучше выбрать? Посмотрите, какой путь проделывает ваш малыш не более чем за

5 минут. Примерно на таком расстоянии от него и поместите предмет. Чем лучше будет ползать ваш ребенок, тем длиннее может быть эта дистанция. Постепенно увеличивайте расстояние от предмета до ребенка.

Не забывайте, что усилия должны вознаграждаться. Когда ребенок доползет до желанного предмета, дайте ему время поиграть с ним и насладиться своей «добычей». Хотя, разумеется, лучшей наградой для него будут ваши похвалы и ласки.

Шаг третий: «ползем с препятствиями»

Легко ползать по гладкой поверхности, но намного сложнее по слегка шероховатой. Труднее всего ползать по очень шероховатой поверхности. Чтобы ускорить процесс перехода к ползанию на четвереньках, Доман советует постепенно изменять поверхность, по которой ползает малыш. Итак, вам необходимо сделать следующее.

Измените рельеф поверхности. Если до этого малыш передвигался, к примеру, по линолеуму или гладкому паркету, теперь переместите своего ползунка на короткошерстный ковер. Ребенок обнаружит, что ползать на животе уже затруднительно, поэтому гораздо удобнее опираться в основном не на живот, а на руки и ноги. Вскоре он научится этому и начнет ползать по шероховатой поверхности быстрее и дальше, чем он делал это, ползая по гладкой.

• Многие считают, что ползание – необязательная фаза в развитии движений ребенка. Есть детишки, которые обходятся без нее. Глен Доман утверждал, что если малыш минует стадию ползания – это говорит о том, что ему не хватает физической нагрузки, двигательной активности. По его мнению, ползание – очень важный момент в развитии ребенка, в том числе и в развитии его интеллекта.

• Во время ползания развиваются и крепнут руки, это хорошая гимнастика для всесторонней тренировки ребенка и прекрасная подготовка к будущей ходьбе.

• Чем раньше малыш освоит ползание, тем быстрее он сможет самостоятельно преодолевать доступные ему расстояния, обследовать окружающий его мир, узнавать новое и развиваться.

• Все дети ползают по-разному. Классический вариант – ползать, опираясь на пол шестью точками: руками, коленками и пальцами ног. Самый сложный способ – на четвереньках, то есть не касаясь пола коленями. Этот способ позволяет передвигаться намного быстрее, но при этом требует и большей ловкости, силы, выносливости. Так ползают, по мнению авторов системы, только подвижные, крепкие дети с хорошей координацией движений и умением надежно и быстро ориентироваться в пространстве.

Поскольку в вашу задачу входит обеспечить малышу быстрый переход на следующий уровень мозгового развития, предоставьте ему для ползания еще более шероховатую поверхность, например ковер с более густым ворсом. Итак, мы кладем его на такой ковер.

Если малыш смог встать на четвереньки и повторяет это действие регулярно, значит, он перешел на следующую стадию развития.

Он обнаруживает, что ползать ничком довольно затруднительно, поскольку живот сильно цепляется за ворсистую поверхность. Если ребенок физически готов к этому, он начнет ползать, перенося основную тяжесть с живота на руки и ноги.

В какой-то момент ползающий на животе малыш делает свое первое открытие. Он обнаруживает, что способен встать на четвереньки и двинуться вперед, не задевая животом пол. Это новый этап в развитии! Ползание на животе можно назвать движением ради самого движения, тогда как ползание на четвереньках – это уже целенаправленная деятельность.

Вставая на четвереньки, малыш сначала начнет клониться вперед-назад и вправо-влево, а иногда даже падать. Не беспокойтесь – это нормально для начинающего ползунка, к тому же густой и ворсистый ковер смягчит падения, и ребенок снова и снова будет повторять свои попытки.

Наступило время пересмотреть гардероб малыша. Теперь ему понадобятся носки и длинные штанишки, иначе пострадают колени.

После того как ребенок освоит позицию ползания на четвереньках, он начнет активно упражняться в таком ползании. Иногда это выглядит комично: малыш кряхтит, часто теряет равновесие и даже возвращается к ползанию на животе, когда ему захочется куда-нибудь добраться «прямо сейчас». Но, несмотря на это, он возвращается к попыткам ползать на четвереньках и рано или поздно начнет проползать таким образом от 30 до 60 см.

Помните о том, что пол, по которому ползает ребенок, по-прежнему должен оставаться чистым, теплым и безопасным.

В данном случае в понятие «безопасность» входит одна очень важная вещь. Двигательные навыки вашего ребенка развиваются. По мере этого вам придется удалять от него те предметы и виды мебели, которые обладают не слишком большой устойчивостью. Навыки вашего ребенка растут с каждым днем, поэтому вам придется «задраить все люки», в которые он может провалиться, и убрать все шаткие предметы, которые обладают коварным свойством падать, стоит их задеть. Особенно это касается настольных ламп. Кроме того, позаботьтесь и о безопасности лестниц.

Итак, вы обеспечили малышу все необходимое, чтобы развиваться дальше.

На данном этапе ребенку очень важно иметь «простор для странствий». Он уже умеет добираться до необходимых ему предметов, и теперь ему надо научиться добираться до нужного места. Подвижность – это средство передвижения. Ваш ребенок сейчас учится тому, что подвижность – это все вокруг. И у него возникают новые препятствия и проблемы, которые надо научиться решать.

Вот малыш доползает до стены и обнаруживает, что теперь ему надо научиться поворачиваться кругом. Он заползает в угол, и ему необходимо будет уклониться в сторону. Даже переползти через порог в соседнюю комнату покажется крохе непростой задачей. Не спешите помочь, подтолкнуть, перенести. Дайте маленькому человечку возможность покорить этот мир!

Правильно одев ребенка и предоставив ему подходящую комнату для ползания, дайте ему возможность удовлетворять свое природное любопытство. Чтобы стимулировать его жажду познания, оставляйте разные интересные предметы в отдаленных углах комнаты, а по мере того, как он начнет проползать все большие дистанции, – ив других комнатах. Вы быстро поймете, что именно нравится вашему малышу и за чем он непременно «пустится в погоню» – это могут быть мячи, заводные игрушки и даже домашнее животное.

К настоящему моменту ваш ребенок научился так ловко, умело, быстро и уверенно ползать, что теперь его не смутит никакая поверхность. Благодаря этому развитие его среднего мозга достигло своей высшей точки. Он уже отрывает глаза от пола и задумчиво-озабоченно смотрит вокруг. Подползая к дивану, он кладет руки на сиденье и пытается подняться. Период ползания на четвереньках подошел к концу, и теперь его уже невозможно удержать внизу.

Шаг четвертый: «пробуем ходить»

С помощью стула, кушетки, стола ребенок пытается подняться на ноги. Придет день, когда он крепко вцепится в один из этих предметов мебели, встанет на ноги и выпрямится в полный рост.

Теперь он начнет передвигаться, постоянно держась за что-нибудь. Это – первая стадия ходьбы на двух ногах.

Однажды ребенок доберется до края стола и оценит на глазок расстояние до дивана, которое не превышает четырех шагов. Оторвавшись от стола и направившись к дивану, ребенок пересечет ту линию, которая отделяет стадию развития, соответствующую среднему мозгу, от следующей стадии.

Итак, ребенок пошел! Все ранее приобретенные навыки помогут ему в развитии той области мозга, которая отвечает за ходьбу.

Предоставьте своему ребенку неограниченные возможности для самостоятельной ходьбы. Взрослые довольно часто при ходьбе держат ребенка за руку – и это вполне понятно. Родителям так приятно ощущать маленькие и нежные ручки своего ребенка, однако с точки зрения самого ребенка на данной стадии развития это держание за руку оказывает ему медвежью услугу.

Вестибулярному аппарату мозга необходимо иметь возможность научиться балансировать при ходьбе. Когда вы держите ребенка за руку, равновесие поддерживает ваш собственный вестибулярный аппарат. Интуитивно вы будете поправлять походку своего ребенка. Таким образом, он окажется лишен возможности научиться балансировать самостоятельно.

Чтобы идти рядом со взрослым, держась за его руку, ребенок должен

держать собственную руку выше головы. В результате он утрачивает чувство равновесия и, чтобы не упасть, вынужден будет держаться за руку всегда и всюду.

ЗАМЕТКИ ОПЫТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Борис и Лена Никитины, известные в России своей методикой семейного воспитания, считают, что малышам необходимо помогать учиться ходить. В качестве помощи своим детям они предлагали спортивную комнату, где можно было найти много всяких опор и топтаться вокруг них. Кроме этого, малышу давали два своих пальца. Вначале эти пальцы были твердой, надежной опорой, ребенок крепко держался и ходил с мамой или папой по всему дому. Но через несколько дней, когда ребенок начинал топать довольно уверенно, один из пальцев перестал быть опорой, то есть становился ненадежным, начинал качаться, двигаться.

Малышу приходилось поддерживать равновесие лишь одной рукой, держась только за один палец. А через некоторое время и вторая рука становилась менее надежной. Поневоле малышу все больше приходилось рассчитывать на свои силы, и он постепенно начинал ходить самостоятельно.

Многие дети никак не могут решиться сделать первый шаг. Дайте малышу в руки какой-нибудь предмет. Часто дети воспринимают это как опору и, держа в руках, делают свои первые самостоятельные шаги.

Обучая малыша ходить, не водите его за руку, как обычно принято. Пусть он держится сам за ваши пальцы. Это тоже способствует тренировке мышц рук. Кроме того, это удобно и для вас, так как вы всегда будете чувствовать, крепко ли держится ребенок, насколько уверенно он ходит, можно ли идти с ним быстрее или он устал и пора взять его на ручки.

Комната для «ходунка»

Идеальный пол для ходьбы должен быть ровным, но не скользким, желательно покрыть его плотным ковром.

Сначала в комнате должно находиться несколько невысоких и устойчивых предметов мебели, чтобы ребенок с помощью них мог вставать на ноги и перебираться от одного к другому. Разумеется, острые углы этих предметов должно быть закрыты специальными «уголками безопасности».

Предметы мебели расставьте друг от друга так, чтобы ребенок мог касаться одновременно двух таких предметов и переходить от одного к другому. Постепенно начните отодвигать их подальше, чтобы ребенку приходилось делать два, три, четыре шага в своем путешествии от одной опоры до другой.

Когда малыш научится ходить самостоятельно, не прибегая к помощи обстановки, отодвиньте всю мебель подальше, чтобы расчистить для него как можно больше свободного места.

Поощряйте ребенка ходить на как можно большие дистанции без остановки. Помните о частоте, интенсивности и продолжительности.

Чтобы обрести уверенные навыки, ребенок должен ходить не менее двух часов в день. Пусть ваш ребенок ходит как можно больше, причем по разным поверхностям – босиком по полу и линолеуму, обутым по земле, траве, песку, асфальту, опавшим листьям и снегу. Это поможет ему успешнее выработать необходимые навыки.

Помните: надо прекращать занятия раньше, чем этого захочет ваш ребенок. Будьте внимательны, поскольку и вы, и ребенок находитесь в возбужденном состоянии. Не позволяйте ребенку переутомляться, пытаясь ходить снова и снова.

По мере того как он все уверенней будет держаться на ногах, начните давать ему в руки какие-нибудь предметы, чтобы он переносил их с места на место. Это уже будет подготовкой к следующей, пятой, стадии.

Радость ходьбы и возможность пользоваться вашим вниманием и одобрением – вот два главных стимула, которые побуждают вашего ребенка ходить. Он будет взволнован новообретенной свободой, которую предоставила ему ходьба. Более того, его будет буквально переполнять гордость – и он действительно имеет полное право гордиться.

Обязательно разделяйте с ним его радость.

Шаг пятый: «ходьба с препятствиями»

Как правило, взрослые не доверяют (иногда ввиду нехватки времени) своим детям самостоятельно справляться с разными физическими затруднениями. Когда на пути ребенка встречается какое-то препятствие, отец просто берет его на руки и переносит. Наверно, каждому знакома такая сцена: отец идет по улице вместе с малышом, держа его за руку. Вот они переходят на другую сторону улицы и уже готовы вступить на бордюр тротуара. Но в тот момент, когда ребенок поднимает ногу, чтобы сделать это самостоятельно, отец поднимает его вверх и плавно опускает на землю так, что препятствие оказывается позади. Так ребенок лишился возможности одолеть свой первый подъем.

Не допускайте подобной ошибки. Позвольте своему малышу самому справляться с подобными трудностями!

Начинайте тогда, когда ваш ребенок активен

Главная мотивация вашего ребенка – его собственное желание. Поэтому начинать занятия лучше в то время дня, когда он максимально оживлен и энергичен.

Пытайтесь всячески разнообразить вашу совместную прогулку – бросайте мяч и идите за ним, гуляйте с собакой, ставьте какую-то цель (посмотреть на птичек, зайти в магазин и т. д.).

Пусть ваша ежедневная прогулка станет приключением, которого ребенок будет ждать с нетерпением.

Подъем и спуск по лестнице

Вашему малышу уже пора научиться пользоваться лестницей. Внимательно следите за ребенком, когда он поднимается вверх или спускается вниз. Будьте готовы подхватить его в случае падения.

Прогулка по трем видам местности

Общаясь с детьми и их родителями, Глен Доман пришел к выводу, что для малыша просто необходима прогулка по разным видам местности. В своих книгах он выделил три вида местности.

• Ровная, гладкая, свободная от препятствий местность. Это может быть трек для ползания или стоянка автомашин, то есть такое место, при хождении по которому ваш ребенок не столкнется ни с какими препятствиями. Поверхность должна быть ровной, чтобы при ходьбе ему не пришлось поднимать ноги. Этот момент очень важен, поскольку чем выше ребенок поднимет ногу, тем легче ему потерять равновесие. Данный вид местности позволяет ребенку тренироваться в непрерывной ходьбе на все более длинные дистанции. Кроме того, на такой местности он учится увеличивать темп ходьбы.

• Местность, имеющая плавный подъем. Это ровная мощеная дорога, ведущая в гору, или пандусы зданий. При подъеме ребенок слегка наклоняется вперед, при спуске – назад. Чтобы успешно передвигаться по любой местности, ребенок должен научиться перемещать свой центр тяжести в зависимости от угла наклона той или иной поверхности. Кроме того, когда малыш спускается вниз, он учится ходить быстрее. По мере развития вестибулярного аппарата скорость ходьбы ребенка будет заметно возрастать. Высоту подъема следует увеличивать постепенно. По мере развития вестибулярного и дыхательного аппаратов ребенок будет взбираться на все более высокие склоны.

• Пересеченная местность. Это могут быть лес, пашня, пастбище с высокой травой, песчаные дюны. Здесь препятствий у ребенка будет в изобилии.

Учимся падать

Ни один человек, умеющий ходить, не вырос без падений. Это доставляет много тревог родителям. Как быть? Конечно, можно использовать ходунки, придерживать начинающего ходить малыша за шарф или капюшон, надевать на него «вожжи». Взрослым так спокойнее, а вот малышу от этого спокойствия пользы мало. Его движения скованны, он не чувствует своих возможностей, не узнает опасностей и совсем не учится… падать. Почему нужно уметь падать? Потому что родители не всегда будут рядом, а в любой подвижной игре, спорте сплошь и рядом бывают ситуации, когда падения не избежать.

Как учить падать? Самое главное – не мешать ребенку. Отпустите малыша ползать по полу, позвольте ему путешествовать по всей квартире самостоятельно, – и он обязательно найдет какую-нибудь опору, чтобы вставать с пола, а потом и упасть. Такие попытки встать, держась за что-нибудь, дети предпринимают много раз. И многие из этих попыток кончаются неудачей – падением. Позвольте малышу научиться падать! Ваша задача – обеспечить ему безопасность падения: закрыть острые углы, убрать тяжелые предметы, которые могут упасть на малыша, да и просто быть недалеко, чтобы поддержать, утешить и улыбнуться маленькому исследователю.

Начните с той местности, которая заставит ребенка сначала остановиться, а затем осторожно преодолеть препятствие, но до этого убедитесь в том, что малышу это будет по силам. Не стоит начинать с непреодолимой для ребенка ситуации. Количество препятствий надо увеличивать постепенно, по мере улучшения навыков и сноровки малыша.

Если при попытке ходить по какой-либо местности малыш постоянно падает, то данная местность для него еще слишком трудна.

В данном случае не стоит поощрять ребенка к бегу. Лучше совершать все более длинные прогулки по все более сложной местности. Самостоятельно пробираясь через различные препятствия, ваш ребенок научится балансировать, перемещая центр тяжести из стороны в сторону или вперед-назад. Кроме того, он научится смотреть, куда ставить ногу.

Все это будет способствовать развитию его вестибулярного аппарата и, соответственно, умению сохранять равновесие.

Развитие речи. Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

Развитие речи

Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который вы можете ускорить или замедлить.

С малышами не только можно, но и нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы еще не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов!

• Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т. п.

• Делая массаж, во время купания, называйте малышу его части тела, дотрагиваясь до них.

• Показывайте знакомые предметы и называйте их.

• Показывайте картинки, обязательно называя, что на них изображено.

• Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов, в морское путешествие в ванной и т. п.

• Повторяйте все звуки, которые произносит ребенок. С младенцем нужно разговаривать, чтобы обучать его речи, но не менее важно дать ему понять, что он и сам может что-то сказать. Как-нибудь воспроизведите все звуки, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель и т. п.), чтобы побудить его повторить их. Таким образом, он интуитивно начнет понимать, что такое диалог.

Если вы станете так себя вести с ребенком с самого его рождения, то очень скоро увидите, что ваш малыш начнет произносить первые слова. Как только его мозг будет способен воспринять, что те звуки, которые он слышит, и есть слова, обозначающие разные предметы, младенцу очень скоро захочется самому повторять то, что он слышит. Конечно, это произойдет значительно быстрее, если раньше он уже слышал эти слова много раз и был обучен произносить звуки.

Описанные выше упражнения нужно начинать с самого рождения и не прекращать даже после года. Так вырабатываются поведение и привычка, к которым младенец приспосабливается. Сначала вам будет неловко, вы будете стесняться говорить так много с грудным ребенком. В вашем окружении встретится кто-то, кто станет посмеиваться над вами. Не обращайте внимания. Постепенно ваш младенец начнет отвечать вам звуками, улыбками, взглядами, и это заставит вас разговаривать с ним еще больше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *