Задание про осень – Материал по окружающему миру (средняя, старшая группа): Подборка словесно-дидактических игр по теме «Осень» для дошкольников

Осень

Лексическая тема «Осень»

 

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, уро­жай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт; прилагательных:ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелет­ные, зимующие; глаголов:летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступа­ет, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, жел­теют, сохнут, моросит.

 

Игры и упражнения

 «Назови ласково» (детям от 4 лет)

 Дождь — дождик, дождичек                 солнце — солнышко

 лужа — лужица                                    дерево — деревце

 ветер — ветерок                                   лист — листок, листик, листочек

туча — тучка                                        лес — лесок

сад — садик                                         птица — птичка

 

«Один — много» (детям от 5 лет)
Месяц — месяцев                       дерево — деревьев

 дождь — дождей                       фрукт — фруктов

лужа — луж                               овощ — овощей

урожай — урожаев                    листья — листьев

сад — садов                               птица — птиц

огород — огородов                     слякоть — слякоти

зонт — зонтов                            лес — лесов

 

«Один — много» (скажи по об­разцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день — наступили осенние дни

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья

плывет темная туча — плывут темные тучи

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди

дует сильный ветер — дуют сильные ветры

висит теплая куртка — висят теплые куртки

летит птичья стая — летят птичьи стаи

 

«Скажи со словом «осенний»» (детям от 4 лет)

Небо (какое?) — осеннее

ветер (какой?) — осенний

аллея (какая?) — осенняя

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цве­ты, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

 

«Назови, какая погода?» (детям от 4 лет)

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая

дует ветер — ветреная

если на улице холодно, какая погода? — холодная

если пасмурно — пасмурная

сыро — сырая

хмуро — хмурая

солнечно — солнечная

ясно — ясная

 

Поиск антонимов «Скажи наоборот»  (детям от 5 лет)

Осень ранняя — осень поздняя

день веселый — день грустный

день солнечный — день пасмурный

облако белое — туча черная

холодная погода  — жаркая погода

хорошая погода — плохая погода
 

«Я начну, а ты закончи» (детям от 5 лет)

Люди осенью одеты, (во что?) —

школьники идут с портфелями (куда?) —

листья на деревьях стали (какими?) —

цветы на клумбах (что сделали?) —

птицы улетают (куда?) —

звери делают на зиму (что?) —

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —

 

«Исправь ошибки» (детям от 6 лет)

Весна прошла, и наступила осень.

Подули тёплые ветры, зацвели цветы, на деревьях распустились листочки.

Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки.

С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор.

Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

 

Координация речи с движением

«Листья»

 Листья осенние тихо кружатся,             Кружатся на цыпочках, руки в стороны

Листья под ноги тихо ложатся              Приседают

И под ногами шуршат, шелестят,          Движения руками вправо-влево

Будто опять закружиться хотят.            Поднимаются, кружатся

 

«Дождик»

 К нам на длинной тонкой ножке           Прыжки на одной ноге по

кругу

 Скачет дождик по дорожке.              

 В лужице — смотри, смотри! —               Дети стоят лицом в круг;

 Он пускает пузыри.                             ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты,                         Руки вверх, потряхивание  кистями

Стали мокрыми цветы.                         Наклон, руки к полу, потряхивание кистями

Мокрый серый воробей                       Встали, руки вдоль тела,

Сушит перышки скорей.                       потряхивание кистями

 

Пальчиковая гимнастика

 Тексты к пальчиковой гимнастике надо учить,  движения ребенок  выполняет под ритм собственной речи.

 Осень

 Если листья пожелтели,                      Сжимать – разжимать кисти рук

 Дождь холодный моросит,                  Совершать  легкие колебательные     

                                                           движения пальцами

 Птицы к югу полетели,                       Ладони повернуть к себе, большие пальцы 

                                                          выпрямить  и переплести «птичка», 

                                                          остальными пальцами совершать

                                                          колебательные  движения

Значит, осень к   нам спешит.            Хлопнуть в ладоши и вытянуть  руки                                                            вперед ладошками вверх

 

 

 

 

Сочинение на тему «Осень»

Школьные сочинения на тему

«Осень», «Золотая Осень», «Наступила Осень» и «Любимое время года — Осень». Используйте приведенные ниже работы лишь в качестве примера.

Сочинение на тему осень

Выбрать класс

Осень — самая красивая пора года. Недаром у Александра Сергеевича Пушкина осень была самой любимой порой года. Нельзя не восхищать той красотой, которую нам дарит осень. А как красиво осенью в лесу! Иногда просто слов не хватает, чтобы описать все это великолепие, только художник может передать осенний пейзаж. 

Из четырёх времён года я больше всего люблю раннюю осень. Это время называют ещё золотой осенью.  Особенно прекрасен осенний лес. Словно волшебник – художник раскрасил его разноцветными красками. Резные листья клёна – багряной, лимонной краской – листья берёзы.

Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал более холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени уже заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.

Мне нравятся все времена года, но особенно осень. Осень очень богата красками. На деревьях можно увидеть разноцветные листочки. Берёзки стали золотые, дубы и рябинки – красные. Мне нравится собирать букетики из разноцветных листьев.

Вот и наступила осень. С середины сентября до, примерно, середины октября листья на деревьях из зеленых станут золотыми и рыжими. Этот период называют золотая осень. Трава в степи жухнет и желтеет, а деревья раскрашиваются в самые разные оттенки от желтого и красного цветов. Посмотришь на лес, который весь отливает золотом и думаешь: да, по-настоящему золотая осень!

Осенью солнце светит нежно, не обжигая, будто успокаивая природу, подготавливая её к долгому зимнему сну. Огненные краски листьев, осыпаясь с ветвей, падают на землю, рисуя причудливый мягкий ковёр под ногами прохожих. Воздух наполнен свежестью до такой степени, что кажется кристально чистый, как хрусталь и звонким, как натянутая струна.

В каждом времени года природа по-своему красива. В этом году начало осени подарило нам много ярких и солнечных дней. Небо еще не затянуто облаками. Листья на деревьях радуют нас разными цветами. Красные, жёлтые, зелёные, оранжевые листочки одели лес в яркие платья.

Осень — время года, которое я совсем не люблю. С приходом осени мне всегда становится грустно, оттого что кончилось лето, облетает листва, трава желтеет, а цветы вянут и осыпаются. Все говорят, что осень — это самое яркое время года. Потому что все деревья нарядились в разноцветные наряды: клёны — в красное, берёзы — в жёлтое, а дубы — в оттенки коричневого.

Осень — очень красивое время года. Немного грустно, оттого что облетает листва, но стоять под разноцветным листопадом приятно и весело. Природа прощается с нами до весны, каштаны и жёлуди сбрасывают свои необыкновенно красивые плоды. Жёлтые кленовые листья на солнце кажутся золотыми, от них в парке ещё светлее и солнечнее.

Осень – особенная пора года. Эта торжественная особенность пронизывает и осеннюю природу, и погоду, заставляет человека проникнуться осенним настроением.  Осень одновременно и восхищает разум человека, и печалит его душу. Осенней порой перевоплощается природа. Ветви деревьев заливает багряными, золотыми, алыми отливами. Землю застилает ковер из листьев.

Вот наступает один из красивейших осенних периодов, который именуют – золотой осенью. К сожалению он длится совсем недолго, где-то около трех недель. Поэтому необходимо обязательно найти свободное время, чтобы посетить парк и полюбоваться его сказочному убранству.  Этот период осени не зря называют золотым, ведь происходят большие преобразования в природе. Если летом преобладающим цветом считается зеленый, то ранней осенью – это желтый окрас листьев и травы, напоминающий золото. 

Осень приходит для всех непредвиденно. И меняет их привычный образ жизни. Например, животные начинают подготовительные работы перед долгой и морозной зимой. А садоводы, помня, что нужно позаботиться о будущих урожаях в следующем году, активно трудятся в садах и огородах. Вот с чем у меня ассоциируется приход осени.

Вот и наступила красавица осень. Деревья нарядились в шикарные золотые платья. Земля тоже преобразилась. На ней появился разноцветный ковёр из опавших листьев. Я люблю подбрасывать эти листья в небо. Также мне нравится прогуливаться по ним, пиная ногами.

Наступила золотая осень. Деревья оделись в желтые платья. Дует легкий ветерок, и листья медленно падают в пожухлую траву. Перелетные птицы спешат на юг в теплые края. Один за другим летят косяки уток, гусей, журавлей. Они прощаются с родными местами до весны.

Лето было весёлым и пролетело быстро. Наступила осень. Дети идут в школу, деревья меняют облик, трава уже не такая зелёная. Дождь идёт не сильный, появляются лужи. Солнце светит не так ярко, как летом. Листья падают с деревьев: красные, оранжевые, золотые. Мне очень нравится идти по шуршащим листьям.

Золотая осень — необычная пора года. В этот период бывает пасмурно, идут дожди. Но бывают и теплые солнечные деньки. Деревья одеваются в прекрасный наряд. Их листва переливается разными оттенками золотого и красного. За это осень и называют золотой.

Осень — это замечательное время года. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Птицы улетают в тёплые страны. Иногда мне кажется, что осень – это красивая девушка с золотыми волосами, в платье, украшенном красными листьями, на голове венок из осенних цветов, в серьгах из бардовых листьев, с широкой улыбкой и добрыми глазами. 

Прошло жаркое лето, и наступила осень. Берёзки стоят в золотых сарафанах. Ветра нет, но всё падают листья. Осыпаются последние цветы, не гудят насекомые. Все дорожки покрыты листвою. Шел мелкий дождь, ветер гонит по небу темные тучи. Иногда еще выглядывает солнышко.

Осень — это самое яркое время года. Все деревья нарядились в разноцветные наряды. Клёны — в красные кафтаны. Берёзки — в жёлтые сарафаны. Дубы — в коричневые сюртуки. Всё сияет на ярком осеннем солнышке. Стоит такая красота, что глаз не отвести.

Осенью становится прохладнее. Дни уже короче, потому что рано темнеет. Деревья сбрасывают листья. Они очень красивые, у них сочные цвета: красные, жёлтые, оранжевые. Всё чаще дует сильный ветер, кружит листья и легко опускает их на землю. Временами небо затягивается тучами и идёт дождь.

Картотека на тему: Игры по теме «Осень»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №423 комбинированного вида «Золотой ключик»

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ»

2015г.

  1. Дидактическая игра «Осенние приметы»

 

Задачи:   закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое поле, разделённое на 8 клеток.

Ход игры: дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано и определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года — убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи:   совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:  воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я — чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

  1. Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи:   формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного —  картинки с изображением целого фрукта, у другого — картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

  1. Дидактическая игра «Две корзинки»

Задачи:   совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.

 Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.

Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к  какой группе относятся и кладут в соответствующую корзинку.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

  1. Дидактическая игра «Запасы зверей»

Задачи:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,  развивать внимание, память, наблюдательность.

Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

  1. Подвижная  игра «Овощи — фрукты»

Задачи:  учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

 « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

         

  1. Подвижная игра « Вершки и корешки»

 Задачи:     закреплять знания о способе произрастания овощей,развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.

 Ход игры:

Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают

движениями, где он растёт.

             

  1. Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи:   совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры:  дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».

  1. Подвижная игра «Найди пару»

Задачи:      учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Атрибуты:   осенние листья разного размера, цвета и формы.

Ход игры:   дети стоят по кругу, в центре — листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут  по кругу со словами: « Раз, два, три — лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит:  «Найдите себе пару — листочек такого же цвета» (Другие задания: составь пару — листья с одного дерева, или листья, отличающиеся  размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)

Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней  цветной бумаги меньшего размера по сранению с теми, что раскрашивали дети.

16. Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи:    совершенствовать умение дифференцировать,  деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память,

воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры:  листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

17. Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи:   совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры:  дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют

прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

18. Подвижная игра «Белкины запасы»

Задачи:   совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание, память, устную речь.

Атрибуты:  маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.

Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок — белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орех (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.

 19. Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную  речь.

Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго — картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.

20. Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи:   закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты,  или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их

изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, хлопают    в  ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

В огороде

Вот вам  морковка

Красная  головка,

Хвостик  зелёный.

Вот вам репка      

 И   огурчик крепкий.

На рядах  капусты

Кочаны жмутся густо

В  листьях лохматых,

Вот  горошек сладкий,

Зёрнышки  в  порядке

Спят  в стручках усатых.

Что  за вкусный народ

Населил    наш огород!

         

По грибы

Все  зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки     скакали            

 Рыжики    срывали.            

Лисичка    бежала            

Лисички собирала.            

 Скакали зайчатки,              

 Искали опятки.                

Медведь проходил,            

Мухомор раздавил.          

 

    ***

Осень добрая пришла,

 Нам подарки принесла.

Яблоки       душистые,  

Персики   пушистые,  

 Груши   золотистые,      

Осень     принесла.      

В. Волина

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,      

И яблоки, и груши.                

Плоды мы утром соберём    

И всех соседей позовём.      

И солнышку     помашем    

«Спасибо, осень!» скажем.  

    У. Рашид

Чудо-огород

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

 Здесь редис есть и салат,

 Лук, петрушка и шпинат.

 Помидоры, огурцы

 Зреют дружно — молодцы!

 И картофель, и капуста

 Растут на грядках густо-густо.

 И все дружно говорят:

                                                         «Мы растём здесь для ребят.

                                                          За усердие и труд

                                                             Урожай весь соберут».                                                       Буду делать я салат…      

Буду    делать я салат,

Накрошу в большую миску

Огурцы, порей, шпинат,

Помидоры  и  редиску.

Мелко порублю укроп,

И заправлю все сметаной.

Витаминами   я  впрок

Запасаться   не  устану

                                                           

***

В огороде много гряд        

Есть  и репа, и салат.        

Тут  и свёкла, и горох          

А  картофель разве плох?  

Наш зелёный огород          

Нас прокормит целый год!        

Овощная считалка 

В огороде у Ивана                                                                                              Кабачки и баклажаны.

 В огороде у Ивана                                                 Тыква, репа, помидоры.

Ты посадишь патиссон,

                                                                         Выходи из круга вон

                                             

 ***                                                                

Словно в заячьей  столовой  

На полянке — пень сосновый,                                                                                                                

На пеньке стоит обед            

И чего там только нет          

И капуста, и картошка,          

Горка свежего горошка.        

И петрушечки немножко.    

А зайчишкам-ребятишкам    

Травка сладкая горой,          

По  морковочки одной.        

Ведь морковка  с грядки      

Слаще шоколадки!                

 ***

Стала тыква нас просить:

Жарко! Дайте нам попить! —

Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку:

Чтобы крепли молодцы —

Кабачки и огурцы,

 — Вот спасибо вам, друзья!

Напилась моя семья                                      

21. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи:   развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

 — Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).          

— Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

 — От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

 — Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

— Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).          

 — Просит дедушка Федюшку: — собери ещё … (петрушку).

 — Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

 — Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).    

— Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).      

 — Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).  

— Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).      

— Для начинки в пироги набираем … (яблоки).                

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!      

22. Физкультминутка. Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад. Взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

23. «Раз-два-три! Этот лист бери!» 

Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.

Ход игры:

Игра проводится во время листопада.  По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.

Условие игры: брать можно только опавшие листья.

Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:

—         Раз-два-три! Красный лист бери!

—         Раз-два-три! Кленовый лист!

—         Раз-два-три! Два листа бери!

—         Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!

—         Раз-два-три! Ничего не бери!

24.«Осенние листочки» (подвижная игра для детей 2 – 4 лет)

Оборудование: осенние листья.

Цель:  Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.

Ход:

Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу воспитателя выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:

Дует, дует ветер,

Дует-задувает.             

Качаются вправо-влево, руки перед собой.

Желтые листочки

С дерева сдувает!        

Машут руками сверху вниз перед собой.

И летят листочки

Прямо по дорожке,        

Кружатся на месте.

Падают листочки

Прямо нам под ножки!                   

Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.

Затем воспитатель произносит слова:

Ветер дует – полетим

Мы туда, куда хотим.

Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.

Пальчиковые игры по теме «Осень»

  1. «Осень».

Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)

Все листочки с веток сдул…(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами правой руки по  ладошке левой руки)

Град по ним заколотил,    (щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)

Листья все насквозь пробил  (постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-  назад)

Одеялом их накрыл (положить правую ладонь на левую)

                                                                                                                                   

  1. «Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

  1. «Осень»

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

  1. «Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем «фонарики»)

  1. «Осень»  

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)  

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками, как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе (разводим руками перед собой)

  1. «Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам (прикладываем обе ладошки к груди)

  1. Листья осенние тихо кружатся

Листья осенние тихо кружатся,

( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.

(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

  1. «Грибы»

(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

  1. «Хозяйка»

Хозяйка однажды с базара пришла, (шагаем пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла: (хлопаем в ладоши)

Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем  пальчики на левой руке)

Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем «ковшом», левой накрываем сверху, как крышечкой)

Кипели, кипели в крутом кипятке: ( крутим ручками перед собой)

Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)

Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец)

 

  1. «Ежик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки.

Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки.

«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки-это ежик, левая рука сжата в кулачок)

Зайке беленькому (отгибаем мизинчик),

Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)

Рыжей лисичке (отгибаем средний палец),

Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец),

А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).

 

  1. «Капуста»

Так капусту мы рубили (ребрами ладоней «рубим» капусту)

И вот так ее солили, (щепотками обеих рук «солим»)

Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)

Собирали в кучку мы  (собираем в кучку воображаемую капусту)

В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)

Крышкой закрывали (хлопаем правой ладошкой по левой)

Игра «Осень спросим»


 Выберем Осень и Дождик… Дождик куда-нибудь пока

прячется, а Осень выходит в середину круга.

Мы начинаем медленно ходить и петь:

– Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

– Принесла я вам муки! – отвечает Осень.

– Значит, будут пирожки! – кричим мы хором.

– Принесла вам гречки! – говорит Осень.

– Каша будет в печке! – радуемся мы.

– Принесла вам овощей! – говорит Осень.

– И для каши и для щей! – кричим мы.

– Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень.

– Мы их впрок насушим! – отвечаем мы.

– А уж яблоки – что мед! – говорит Осень.

– На варенье, на компот! – радуемся мы.

– Принесла и мёду! – говорит Осень.

– Полную колоду! – удивляемся мы.

После этого опять кружимся и поём:

– Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

– Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень.

– Не хотим, не надо! – кричим мы и бросаемся

врассыпную.

Но Дождик тут как тут – он гоняется за нами,

звонко приговаривая:

– Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не

поймает. Тот, кого он поймает, становится

Дождиком, а Осень мы выбираем новую. Посчитаемся

и выберем.

Логопедический час загадок по теме: «Осень – золотая волшебница!»

Цели:

1. Уточнить представление об осени и ее приметах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать длительный плавный выдох.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование: детские рисунки, осенние листья, загадки, разрезные картинки.

 

Ход НОД:

Орг. момент.

Дорогие дети! Я рада вас приветствовать на нашем часе загадок. А какова тема наших загадок, отгадайте:

Листья падают с деревьев.

Снова птицы улетают.

Дождь опять в окно стучится.

И когда это бывает?

— Правильно, осенью. Загадки у нас с вами будут осенние.

 

Основная часть.

1. Беседа

— До осени какое время года?

— После осени?

— Назовите осенние месяцы.

— Какая бывает осень? Если рано начинается, то это осень какая? Поздно? В октябре?

 

2. Игра «Осенние слова».

— А сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.

ОПАДАЮТ, ПОСПЕВАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ, ХМУРАЯ, ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗОЛОТАЯ, ЖАРКО, ДОЖДЛИВАЯ, ТАЕТ, ТЕПЛЕЕТ, УЛЕТАЮТ.

— А что осенью опадают?

— Как называется явление природы, когда падают листья?

— И сейчас мы тоже с вами устроим листопад. Сначала подуем на листочек. Дуем бесшумно, через рот, протяжно, не надувая щек.

— А теперь подбросим вверх листочек.

— Какой замечательный листопад у нас с вами получился.

 

3. Рассматривание детских рисунков об осени, называние примет осени.

— Ребята, дома вы вместе со своими родителями рисовали рисунки об осени. Посмотрите, какие приметы осени изобразила…

 

4. Игра «Да-нет»

— Я буду задавать вопросы командам по очереди. Если это бывает осенью, вы говорите «ДА», если не бывает, говорите – «НЕТ».

Осенью растут цветы? НЕТ

Осенью растут грибы? ДА

Тучки солнце закрывают? ДА

Жаркий ветер прилетает? НЕТ

Туманы осенью плывут? ДА

Ну а птицы гнезда вьют? НЕТ

К нам букашки прилетают? НЕТ

Звери норки закрывают? ДА

Урожай все собирают? ДА

Птичьи стаи улетают? ДА

Часто-часто льют дожди? ДА

Солнце светит очень жарко? НЕТ

Можно детям загорать? НЕТ

Ну а что же надо делать –

Шорты, шляпки надевать? НЕТ

Или лучше в теплой куртке

Погулять по переулку? ДА

 

Осень, осень, подожди,

Ты от нас не уходи.

Ведь холодная зима

Нам пока что не нужна.

Да?

ДА.

 

5. Логоритмика (песня 26)

— Итак, ребята, мы с вами очень много признаков осени назвали. Осенью и птицы улетают, и погода холодная, и дождь идет. И сейчас мы поиграем с тучкой и дождиком. Встали все.

— Молодцы! Поиграли с тучкой.

 

6. «Осенние загадки».

  • Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся

И на землю ложатся (листья)

 

  • Нахмурится, насупится,

В слезы ударится –

Ничего не останется (туча)

 

  • Кто всю ночь по крыше льет да постукивает,

И бормочет, и поет, и убаюкает? (дождь)

 

  • Пыль поднимает, деревья качает,

Воет, завывает, с деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет, волны поднимает (ветер)

 

7. Игра «Наоборот».

— Поиграем в игру «Наоборот».

Погода холодная

Осень ранняя

Птицы прилетают

Солнце высоко

Земля мокрая

Дождь начался

 

8. «Украсим словами».

— Ах, какая была осень,

«А какая?» — мы вас спросим.

Погода осенью какая? ДОЖДЛИВАЯ, ТУМАННАЯ, ХМУРАЯ, ПАСМУРНАЯ, ХОЛОДНАЯ, ВЕТРЕНАЯ.

Лес осенью какой? ЗОЛОТОЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ.

Дождь осенью какой?

Ветер осенью какой?

— А что люди собирают осенью?

 

9. Игра «Собери урожай» (разрезные картинки)

— И мы сейчас с вами будем собирать урожай. У каждого из вас лежит конверт, в нем разрезная картинка. Соберите ее.

— Что получилось у вас? Называете цвет и предмет, например, желтый помидор.

— Что такое помидор, огурец, морковь одним словом?

-Где растут овощи?

— А яблоко, груша, виноград?

— Где растут фрукты?

 

10. Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? Огурцы.

 

11. Пальчиковая гимнастика «Компот»

— Что готовят из овощей и фруктов?

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Песня «Урожайная»

Итог. — О каком времени года мы говорили? На этом наш час загадок подошел к концу. Всем спасибо за внимание, участие, труд, старание.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о