Ментальная что значит: Ментальность — что это такое, признаки ментального расстройства здоровья – МЕНТАЛЬНЫЙ — это… Что такое МЕНТАЛЬНЫЙ?

Содержание

МЕНТАЛЬНАЯ СВЯЗЬ – ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ, КАК ОНА ОБРАЗУЕТСЯ?

09.07.2019 год 

Ментальная связь – хотя бы раз в жизни каждый человек замечал, что его мысли и чувства совпадают с мыслями и чувствами близких людей. Например, родной человек еще ничего не сказал, но есть знание того, что он собирается сказать, вплоть до каждого слова в его фразе – это и есть ментальная умственная связь.

Что значит ментальная связь?

Ментальная телепатическая связь давно интересует ученых, самих исследований на эту тему не так много, и вопрос существует ли ментальная связь между людьми остается открытым. Те исследования, что проводились с помощью ФМРТ подтверждают, что ментальная связь все же есть, и представляет собой с научной точки зрения синхронизацию правого и левого полушарий у участников диалога, если тема для них интересна. При этом активность мозга слушателя полностью копирует те зоны активности мозга, которые задействуются у рассказчика.

История ментальностей

Ментальная связь между людьми в исторических масштабах можно ее представить как те открытия, установки, то, что входит в общее поле коллективного бессознательного. Можно привести несколько примеров, когда люди в разных частях земного шара делали одновременно одинаковые открытия, на какой то момент произошла синхронизация и на ментальном уровне произошло единомыслие, хотя ученые даже не знали друг друга:

1839 г. – Л. Даггер в Париже и Г. Тальбот в Лондоне изобрели и продемонстрировали фотоаппараты.

1876 г. – Г. Белл зарегистрировал патент на телефон за 2 часа до того, как Э.Грей тоже обратилась за таким же патентом.

1993 г. – Р. Робертс и Ф. Шарп независимо сделали открытие о прерывистой структуре гена.

Признаки ментальной связи

Связь на ментальном уровне можно отнести и к психологической и магической. Многие ученые считают, что телепатия – это шарлатанство и всерьез не подходят к изучению этого явления, но оно от этого не перестало существовать и многие вещи происходящие во время ментальной связи сложно объяснить логически. 

Итак, как проявляет себя ментальная связь:

в какой-то момент, происходит знание того, что близкий человек делает или чувствует, даже если он находится далеко;

при воспоминании о друге или подруге в ближайшее время раздается от него или нее телефонный звонок или сообщение;

при разговоре с близким человеком иногда наблюдается такое явление, что одновременно с языка срываются одинаковые фразы;

понимание и чувствование друга, супруга, ребенка, родителя без лишних слов.

Как образуется ментальная связь между людьми?

Ментальная связь с человеком – как она образуется, это сложный вопрос на который нет однозначного ответа, в основном ответы лежат в области эзотерики и не признаются учеными. 

Самая сильная телепатическая связь образуется между близкими людьми:

родственниками;
друзьями;
любимыми;
между матерью и детьми.

Для образования связи часто нужно время и совместное времяпрепровождение, происходит синхронизация ритмов мозговой активности, а мистики и эзотерики считают, что энергетические тонкие тела близких людей взаимопроникают в друг друга, происходит это посредством соединяющих нитей, которые ясновидящие видят как серебренные шнуры, заходящие в энергетические центры-чакры.

Ментальная связь между мужчиной и женщиной

Ментальная связь между влюбленными складывается из взаимного энергообмена, начинающегося на физическом уровне, затем происходит синхронизация на духовном, эмоциональном и ментальном уровнях. 

Ментальная связь с любимым это среди эзотериков считается 4 уровнем отношений, когда приходит взаимопонимание, ценность друг друга, умение считывать мысли и чувства партнера. Хорошей ментальной связи между мужчиной и женщиной способствуют следующие действия:

умение слушать и слышать партнера;

эмпатия и сочувствие, поддержка друг друга в сложные периоды;

Глубокое уважение. ЛЮБОВЬ

Ментальная связь близнецов

Многочисленные исследования доказали, что между близнецами существует особая психологическая связь, особенно между монозиготными. Даже когда близнецы вырастают и живут далеко друг от друга, ментальная связь на расстоянии остается сильно выраженной, что подтверждается следующими примерами:

американские близнецы Кэти и Карин Шнайдер, живя в разных городах, не сговариваясь, в один день купили выигрышные лотерейные билеты;

английские близнецы Майкл и Джон катаясь на лыжах в Альпах на разных трассах в одно и тоже время, при спуске упали и сломали себе ноги.

Ментальная связь – как установить?

Ментальная связь – как развить? Сонастройка на близкого человека чаще происходит спонтанно, но если задаться целью, то ментально-телепатическую связь можно усилить, для этого существуют различные энергетические и эзотерические практики, но здесь важно чувствовать ту грань, перейдя которую, происходит уже вмешательство в личное пространство человека и это может ощущаться как психологическое давление.

Ментальная связь – упражнения

Связь с человеком на ментальном уровне можно развить с помощью следующих упражнений одному или с напарником (можно попросить близкого человека поучаствовать), выполнять их нужно систематически:

Прием и передача. Завязать глаза и ходить по комнате в разном направлении, при этом важно что-то говорить. Напарник в это время тоже старается бесшумно двигаться по комнате. В какой-то момент нужно сказать «Стоп!», остановиться и напарник останавливается и стоит тихо, стараясь не дышать. Задача на этом этапе почувствовать вибрации напарника и указать жестом направление, где он предположительно стоит, описать это место. Затем напарник уходит из комнаты и надо сравнить ощущения его присутствия и отсутствия.

Визуализация звонка от близкого человека. Сесть, расслабиться, представить внутренний белый экран, на котором нужно спроецировать лицо близкого человека и попросить его мысленно позвонить в ближайшее время, максимально концентрируясь на желании и представляя в мельчайших подробностях, как он звонит и какие эмоции при этом возникают. В этом упражнении важна сильная вера и четкая мыслеформа.

Выполнение действия. Сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза, представить внутренним зрением белый экран и спроецировать на него лицо близкого человека. 

Мысленно попросить совершить его простое действие: заварить и принести чай, открыть или закрыть окно, включить или выключить свет, радио, телевизор. Сконцентрироваться на радостных эмоциях оттого, что действие совершено, затем послать четкую мыслеформу близкому человеку, не выдавая поведением, что чего-то ждете от него.

Как вариант это упражнение можно использовать в общественном транспорте, можно мысленно попробовать отсылать мыслеформы выбранному человеку, например, чтобы он обернулся, встал со своего места, улыбнулся, посмотрел в окно. Важно помнить, что нельзя манипулировать людьми, поэтому мыслеформы должны быть простыми и не причиняющими вред человеку.

Как разорвать ментальную связь?  НЕ НАДО НИЧЕГО РВАТЬ,  это больно!

Ментальная связь если сформировалась, то очень долгое время она еще будет прочной, поэтому это время нужно себе дать. Помочь себе пройти этап разрыва более безболезненно можно, если есть истинное желание и нет иллюзий, что все еще можно вернуть. Как разорвать ментальную связь с мужчиной – практика отпускания:

Настроиться на состояние благости и умиротворения, ум спокоен, тело расслаблено. Зажечь свечу.

Мысленно вызвать образ мужчины, с которым нужно разорвать ментальную связь, поставить его образ напротив себя, поблагодарить его за то, что он был.

Представить разноцветные нити, которые соединяют с партнером на уровне энергетических центров (чакр).

Взять в руки свечу и начать пережигать эти нити ведя свечу снизу вверх, рассекая пространство, при этом важно пережечь все нити.

Представить как образ мужчины удаляется, происходит отпускание. Практика закончена. Повторять ее можно несколько дней.

Причины разрыва ментальной связи

Если смотреть на человека метафорически как на путника, то у каждого свой путь, на протяжении которого происходят встречи с разными людьми, другими путниками, кому то предстоит пройти с другим человеком большую часть пути вместе, поэтому ментальная связь крепнет, а кто-то идет лишь небольшой отрезок пути и дальше сворачивает на другую тропу. 

Причина того, что ментальные связи рушатся в том, что человек сыграл свою роль и пришла пора ему идти дальше. Как оборвать ментальную связь с мужчиной – ответ прост: с благодарностью отпустить его.

Но лучше идти дальше и любить друг — друга! Нет большего счастья!!

источник:http://2planeta.ru/news/mental…

это, определение слова, понятие. Что такое Ментальность, значение, словарь, энциклопедия

(от лат. mens — сознание, ум) — образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. М. является более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям. Ментальный — имеющий отношение к уму или в его функциональном аспекте (восприятие, воображение, память, чувство, желание и т.д.), или в его содержательных аспектах (чувственные данные, образы и др. содержания, наличествующие в уме). Менталитет — это или «склад ума» (от фр. mentalite), или социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. «Понятие men-talite утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка 20 в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. Mentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций. Mentalite связано с самими основаниями социальной жизни и в то же время своеобразно исторически и социально имеет свою историю» (М.И. Рожанский).

Философский словарь

(от лат. mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. М. — совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и…

Философский словарь

устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность сознательных и бессознательных установок и предрасположенностей индивидов, социальных общностей к определенному типу ценностей, мышления и действия.


Поделиться:

ментальность — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.мента́льностьмента́льности
Р.мента́льностимента́льностей
Д.мента́льностимента́льностям
В.мента́льностьмента́льности
Тв.мента́льностьюмента́льностями
Пр.мента́льностимента́льностях

мен-та́ль-ность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -менталь-; суффиксы: -н-ость.

Произношение

  • МФА: [mʲɪnˈtalʲnəsʲtʲ] 

Семантические свойства

Значение
  1. определённый образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народу ◆ Язык ― это путь, по которому мы проникаем как в современную ментальность, так и в древние воззрения на мир, общество и самих себя, которые сохранились в пословицах, устойчивых оборотах (фразеологизмах), символах культуры. Елена Сергеева, «В начале было слово», 2003 г. // «Пятое измерение» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
  1. менталитет; частичн.: мироощущение, мировоззрение
Антонимы
Гиперонимы
  1. установка, навык, настроенность
Гипонимы
  1. стиль мышления

Родственные слова

Этимология

Происходит от прил. ментальный, из поздн. лат. mentalis «умственный, рассудочный», от mēns (gen. mentis) «ум, мышление, рассудок», далее из праиндоевр. *men- «думать»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.

Что значит ментальность, его научное определение и различные точки зрения

Ментальность - довольно популярное и модное понятие, которое каждый определяет по-своемуВ повседневной жизни и в научных кругах часто встречается понятие ментальности. Сегодня измышления о ней стало популярным и модным. И каждый человек трактует это понятие совершенно по-разному. Это дает возможность очень широко толковать описание ментальности. Но в то же время позволяет рассматривать конкретику и однозначный смысл употребления этого слова.

Что такое ментальность

Ментальность происходит от греческого «мышление» и означает оценку окружающей среды, способ взаимодействия в социуме и сочетание реакций психики. Менталитет или образ мышления создается в течение длительного периода. Сюда относится поведение, психологические реакции и приспосабливаемость к окружающей среде. И это будет общим для любой точки зрения – обычного человека, психотерапевта или социолога.

Определение

Менталитет – система мировосприятия, где ум неразделен с эмоциями. Особенность каждой культуры выражена в ответных реакциях на адаптацию к среде. Типы ментальности выражены в каждой социальной группе, их бесконечное множество. И каждая из них обусловлена общностью, в которой обитает личность, развития с детских лет, уровня цивилизованности и многих альтернативных показателей. Например, в Великороссии наливая гостю полную чашку чая, радуют гостеприимством, в Китае – это знак того, что ему пора уходить.

Менталитет - это способ мышления, склад ума, мировосприятиеОпределенный образ мышления начинает формироваться с первым жизненным опытом в детстве. В различных же культурах может быть совершенно противопоставлен по отношению к остальным. Менталитет подразумевает еще сопричастность индивидуальности как к личному, так и общеисторическому прошлому и будущему. Ментальный с латинского языка переводиться как манера мыслить.

Научное определение – глубокая степень коллективного и индивидуального осознания, включая:

  • неосознанное;
  • сравнительную прочную систему ценностей общественных объединений и сочетание подверженности человека;
  • способность восприятия в прямом смысле.

Менталитет образуется и зависит от системы ценностей, инфраструктуры и функционирования общности, которая выступает двигателем развития цивилизаций.

Наука

Общая точка отчета историко-социологического исследования включает оппозиции, комплексно соединяясь в общий менталитет:

  • бессознательную и подсознательную;
  • эмоциональную;
  • индивидуальную и рациональную;
  • общественную и культурную.

Различия в менталитетеСистемный анализ проводился по ментальности детей, наций, Европы, Африки, бюрократии, тоталитарности, средневековья. Субъективные по своей сути, разные области сочетали с достижениями человеческого ума – науки, философии, религий и идеологий. А также с миром бессознательных структур, поведенческих факторов в различных условиях среды. Таким образом, ученые старались определить ментальный образ целостной жизни.

Точки зрения

Карл Юнг рассматривал коллективно-бессознательное начало независимо от психологических архетипов. Но формы социального сознания неразрывно связывал с историческим контентом и общественными движениями.

«Анналы»

В 20 веке, в свою очередь, гуманитарная наука рассматривала интеллектуальное начало человека и общества в рамках классического рационализма 19 века. Она, отождествляя сознание со сферой знаний и научного развития, формировала однозначное представление о ментальности. Гуманитарий четко разграничивал менталитет от принадлежности к одной главенствующей родительской цивилизации других культур и линейного видения истории.

Центральным вопросом стал внутренний мир человека, его потребность в социальном общении и принадлежности к группам. Сама же ментальность есть средство анализа. Такое представление было заложено в 1930-х годах учеными Франции, создав свой журнал «Анналы». Основы исторической антропологии они разработали в «новой исторической науке».

Основополагающий термин встречается в работах Р. Эмерона 1856 года, но многоплановость и устойчивое развитие продолжает М. Пруст, занеся слово «ментальность» в неологический словарь. Л. Леви-Брюль исследовал два типа ментальности в своей работе «Первобытное мышление» – логический и дологический. Он подчеркивал несоразмерное отличие различных племен Австралии и Африки в русле европейской рациональности. Исследования Ж. Лефевр проводил в 1789 в рамках массовой паники французских деревень. Он рассматривал психологические и социальные моменты в один комплекс биологической обусловленной константы.

Карл ЮнгВ манифесте «Новых Анналов» участвовали З. Барбу, И. Майерсон, А. Баллон, Ш. Блондель. Л. Февр в 1946 году на основании их работ отрицает бессознательную связь внутри групп, считая само сознание источником формирования истории и самой личности. Ментальность представляется как общая система ценностей, поведения, разума и ощущений. Внутри целого Февр обнаруживает противоречие двух составляющих ментальности – продуцированного и сопротивляющегося движений, необходимые для развития целого.

Другая точка зрения

М. Б. Туровский обобщил в философии понятие «ментальность пространства». В этом направлении человек является субъектом, опираясь на надындивидуальный фундамент общего информационного поля. Этот ментальный фон интегрирует в себя все, что когда-либо было создано обществом. Используя это понятие, Туровский объясняет истинную природу ограниченности человека.

Ментальная связь – что это значит, как она образуется, как ее разорвать? — Психолог

Ментальная связь – хотя бы раз в жизни каждый человек замечал, что его мысли и чувства совпадают с мыслями и чувствами близких людей. Например, родной человек еще ничего не сказал, но есть знание того, что он собирается сказать, вплоть до каждого слова в его фразе – это и есть ментальная умственная связь.

Что значит ментальная связь?

Ментальная телепатическая связь давно интересует ученых, самих исследований на эту тему не так много, и вопрос существует ли ментальная связь между людьми остается открытым. Те исследования, что проводились с помощью ФМРТ подтверждают, что ментальная связь все же есть, и представляет собой с научной точки зрения синхронизацию правого и левого полушарий у участников диалога, если тема для них интересна. При этом активность мозга слушателя полностью копирует те зоны активности мозга, которые задействуются у рассказчика.

История ментальностей

Ментальная связь между людьми в исторических масштабах можно ее представить как те открытия, установки, то, что входит в общее поле коллективного бессознательного. Можно привести несколько примеров, когда люди в разных частях земного шара делали одновременно одинаковые открытия, на какой то момент произошла синхронизация и на ментальном уровне произошло единомыслие, хотя ученые даже не знали друг друга:

  1. 1839 г. – Л. Даггер в Париже и Г. Тальбот в Лондоне изобрели и продемонстрировали фотоаппараты.
  2. 1876 г. – Г. Белл зарегистрировал патент на телефон за 2 часа до того, как Э.Грей тоже обратилась за таким же патентом.
  3. 1993 г. – Р. Робертс и Ф. Шарп независимо сделали открытие о прерывистой структуре гена.

Признаки ментальной связи

Связь на ментальном уровне можно отнести и к психологической и магической. Многие ученые считают, что телепатия – это шарлатанство и всерьез не подходят к изучению этого явления, но оно от этого не перестало существовать и многие вещи происходящие во время ментальной связи сложно объяснить логически. Итак, как проявляет себя ментальная связь:

  • в какой-то момент, происходит знание того, что близкий человек делает или чувствует, даже если он находится далеко;
  • при воспоминании о друге или подруге в ближайшее время раздается от него или нее телефонный звонок или сообщение;
  • при разговоре с близким человеком иногда наблюдается такое явление, что одновременно с языка срываются одинаковые фразы;
  • понимание и чувствование друга, супруга, ребенка, родителя без лишних слов.

Как образуется ментальная связь между людьми?

Ментальная связь с человеком – как она образуется, это сложный вопрос на который нет однозначного ответа, в основном ответы лежат в области эзотерики и не признаются учеными. Самая сильная телепатическая связь образуется между близкими людьми:

  • родственниками;
  • друзьями;
  • любимыми;
  • между матерью и детьми.

Для образования связи часто нужно время и совместное времяпрепровождение, происходит синхронизация ритмов мозговой активности, а мистики и эзотерики считают, что энергетические тонкие тела близких людей взаимопроникают в друг друга, происходит это посредством соединяющих нитей, которые ясновидящие видят как серебренные шнуры, заходящие в энергетические центры-чакры.

Ментальная связь между мужчиной и женщиной

Ментальная связь между влюбленными складывается из взаимного энергообмена, начинающегося на физическом уровне, затем происходит синхронизация на духовном, эмоциональном и ментальном уровнях. Ментальная связь с любимым это среди эзотериков считается 4 уровнем отношений, когда приходит взаимопонимание, ценность друг друга, умение считывать мысли и чувства партнера. Хорошей ментальной связи между мужчиной и женщиной способствуют следующие действия:

  • умение слушать и слышать партнера;
  • эмпатия и сочувствие, поддержка друг друга в сложные периоды;
  • глубокое уважение.

Ментальная связь близнецов

Многочисленные исследования доказали, что между близнецами существует особая психологическая связь, особенно между монозиготными. Даже когда близнецы вырастают и живут далеко друг от друга, ментальная связь на расстоянии остается сильно выраженной, что подтверждается следующими примерами:

  • американские близнецы Кэти и Карин Шнайдер, живя в разных городах, не сговариваясь, в один день купили выигрышные лотерейные билеты;
  • английские близнецы Майкл и Джон катаясь на лыжах в Альпах на разных трассах в одно и тоже время, при спуске упали и сломали себе ноги.

Ментальная связь – как установить?

Ментальная связь – как развить? Сонастройка на близкого человека чаще происходит спонтанно, но если задаться целью, то ментально-телепатическую связь можно усилить, для этого существуют различные энергетические и эзотерические практики, но здесь важно чувствовать ту грань, перейдя которую, происходит уже вмешательство в личное пространство человека и это может ощущаться как психологическое давление.

Ментальная связь – упражнения

Связь с человеком на ментальном уровне можно развить с помощью следующих упражнений одному или с напарником (можно попросить близкого человека поучаствовать), выполнять их нужно систематически:

  1. Прием и передача. Завязать глаза и ходить по комнате в разном направлении, при этом важно что-то говорить. Напарник в это время тоже старается бесшумно двигаться по комнате. В какой-то момент нужно сказать «Стоп!», остановиться и напарник останавливается и стоит тихо, стараясь не дышать. Задача на этом этапе почувствовать вибрации напарника и указать жестом направление, где он предположительно стоит, описать это место. Затем напарник уходит из комнаты и надо сравнить ощущения его присутствия и отсутствия.
  2. Визуализация звонка от близкого человека. Сесть, расслабиться, представить внутренний белый экран, на котором нужно спроецировать лицо близкого человека и попросить его мысленно позвонить в ближайшее время, максимально концентрируясь на желании и представляя в мельчайших подробностях, как он звонит и какие эмоции при этом возникают. В этом упражнении важна сильная вера и четкая мыслеформа.
  3. Выполнение действия. Сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза, представить внутренним зрением белый экран и спроецировать на него лицо близкого человека. Мысленно попросить совершить его простое действие: заварить и принести чай, открыть или закрыть окно, включить или выключить свет, радио, телевизор. Сконцентрироваться на радостных эмоциях оттого, что действие совершено, затем послать четкую мыслеформу близкому человеку, не выдавая поведением, что чего-то ждете от него.

Как вариант это упражнение можно использовать в общественном транспорте, можно мысленно попробовать отсылать мыслеформы выбранному человеку, например, чтобы он обернулся, встал со своего места, улыбнулся, посмотрел в окно. Важно помнить, что нельзя манипулировать людьми, поэтому мыслеформы должны быть простыми и не причиняющими вред человеку.

Как разорвать ментальную связь?

Ментальная связь если сформировалась, то очень долгое время она еще будет прочной, поэтому это время нужно себе дать. Помочь себе пройти этап разрыва более безболезненно можно, если есть истинное желание и нет иллюзий, что все еще можно вернуть. Как разорвать ментальную связь с мужчиной – практика отпускания:

  1. Настроиться на состояние благости и умиротворения, ум спокоен, тело расслаблено. Зажечь свечу.
  2. Мысленно вызвать образ мужчины, с которым нужно разорвать ментальную связь, поставить его образ напротив себя, поблагодарить его за то, что он был.
  3. Представить разноцветные нити, которые соединяют с партнером на уровне энергетических центров (чакр).
  4. Взять в руки свечу и начать пережигать эти нити ведя свечу снизу вверх, рассекая пространство, при этом важно пережечь все нити.
  5. Представить как образ мужчины удаляется, происходит отпускание. Практика закончена. Повторять ее можно несколько дней.

Причины разрыва ментальной связи

Если смотреть на человека метафорически как на путника, то у каждого свой путь, на протяжении которого происходят встречи с разными людьми, другими путниками, кому то предстоит пройти с другим человеком большую часть пути вместе, поэтому ментальная связь крепнет, а кто-то идет лишь небольшой отрезок пути и дальше сворачивает на другую тропу. Причина того, что ментальные связи рушатся в том, что человек сыграл свою роль и пришла пора ему идти дальше. Как оборвать ментальную связь с мужчиной – ответ прост: с благодарностью отпустить его.
Источник

МЕНТАЛЬНОСТЬ — Новая философская энциклопедия

МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) (от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. «Зазор» между практически независимым от истории «коллективным бессознательным» с его «архетипами» (К.Юнг) и исторически изменчивыми «формами общественного сознания» (марксизм) локализует тот уровень, на котором располагаются структуры ментальности. Гуманитарная наука 20 в. скорректировала идущее от Просвещения и типичное для классического рационализма 19 в. отождествление сознания с знанием и сферой разума, подкрепленное ценностным предпочтением когнитивно-письменной формы культуры перед всеми остальными, выдвинув и развив лишенное однозначности представление о ментальности. Духовная атмосфера, в которой развивались представления о ментальности, характеризуется отказом от европоцентризма и монолинейного прогрессистского видения истории. Фиксируя устойчивую настроенность внутреннего мира человека, сплачивающую его в социальные группы и исторические общности, ментальность служит средством анализа и объяснения в гуманитарном знании, особенно в той мере, в какой его предмету присуще динамическое историческое измерение. Поэтому представление о ментальности разрабатывалось гл.о. в исторических науках, особенно в исторической антропологии и в «новой исторической науке», основы которой были заложены в 1930-х гг. французскими учеными, группировавшимися вокруг журнала «Анналы». Конкретные социолого-исторические исследования были посвящены анализу детской, национальной, тоталитарной, европейской, африканской, бюрократической, средневековой и др. видов ментальности. Интерсубъективный по своей сущности мир ментальности, осознаваясь и рационализируясь только выборочно, «пятнами», связывает высокорационализированные формы сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и др.) с миром бессознательных структур, с неосознанными культурными кодами, определяя тем самым образ целостной жизни человека. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, индивидуальное и общественное – все эти оппозиции «перекрываются» на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Термин «ментальность» встречается уже у Р.Эмерсона (1856), однако свое продуктивное и многоплановое развитие понятие ментальности получило гл. о. во франкоязычной гуманитарной науке. М.Пруст, отмечая новизну термина «ментальность», с симпатией к новшеству вводит его как достойный внимания неологизм в свой словарь, заодно проникая в дотоле неизвестные пространства душевно-духовной жизни человека. В 1922 Л.Леви-Брюль в исследовании «Первобытное мышление» («La mentalite primitive») различает два типа ментальности – дологический и логический, подчеркивая несоизмеримость мышления австралийских и африканских племен с характерным для него «законом партиципации» и основанного на логическом законе противоречия и представленного в европейской традиции рационального мышления. Важной вехой в истории концепций ментальности стали работы французского историка Ж.Лефевра, введшего в качестве объяснительного средства представление о «коллективной ментальности». Исследуя феномен массовой паники, охватившей летом 1789 множество французских деревень и спровоцированной убеждением в грозящей крестьянам опасности со стороны банд разбойников, грабящих и разоряющих все на своем пути, историк пришел к необходимости углубленного подхода к анализу психологии масс, поведение которых, особенно в кризисную эпоху, нельзя объяснить без учета структуры коллективной ментальности. Историк обнаружил, что коллективная эмоция (в данном случае «великий страх») легко направляется на новый объект, если первоначальный объект страха разоблачается в качестве иллюзорного. Исследуя поведение «революционных толп», Лефевр показал, что за привычной идеолого-политической «событийной» историей скрывается ее глубинный источник, в котором переплетаются психологические и социальные моменты – подчиненная особым закономерностям динамика коллективной ментальности. Коллективная и индивидуальная ментальность представляют для Лефевра своего рода биологически обусловленные константы. У другого историка, основателя (наряду с ментальностью Блока) школы «Анналов», Л.Февра понятие ментальности, напротив, лишено биологицистского истолкования. Отталкиваясь от работ А.Валлона и Ш.Блонделя, Февр разрабатывает контуры исторической или социоисторической психологии, развитой впоследствии И.Мейерсоном, З.Барбу и др. В манифесте школы «Новых Анналов» (1946) Февр подчеркивает, что мыслительные привычки и установки, навыки восприятия и эмоциональной жизни наследуются людьми от прошлых поколений без ясного осознания их, хотя он и называет «сознанием» весь этот блок, генерирующий импульсы, формирующие историю и самого человека. Ментальность мыслится Февром не как биологически укорененная константа поведения, а как исторически складывающаяся структура, определяющая мысли, чувства, поведение людей, их ценности и «жесты». В исторических реконструкциях ментальности обнаруживается прежде всего как причина «отставания» или «сопротивления» переменам в социополитической и идеологической сферах (инерционность ментальности). Т.о., ментальные структуры служат одновременно и продуцирующим основанием и препятствием для исторического движения, благодаря чему оно и приобретает свой неповторимый уникальный характер, на воссоздание которого и должна прежде всего ориентироваться история. Образцами раскрытия и воссоздания ментальности различных эпох и социальных слоев служат работы историков нового поколения школы «Анналов» (Ж. Ле Гоффа, Р.Мандру, Ж.Дюби и др.), атакже исследования историков культуры, науки, искусства (Й.Хейзинга, Ж.-П.Вернан, П.Франкастель, Э.Панофски и др.). Концепция коллективной ментальности, сложившаяся в истории и социоисторической психологии, имеет свои аналоги в таких конструкциях, как, напр., понятие «социальный характер», предложенное Э.Фроммом в работе «Бегство от свободы» (1941). Как и в исторических исследованиях коллективной ментальности, в работе Фромма разрабатывается модель взаимодействия социальных, экономических и психологических факторов, предполагающая наличие действующих между ними системы двойственных связей. Согласно такой модели, все социально-экономические и политико-идеологические мотивы активности людей имеют шанс на успех в истории лишь при условии их «резонанса» с социопсихологической аурой, в которой они действуют. Рациональное начало как жизнеспособное образование структурировано на матрице социально значимой эмоциональной структуры, причем их локальное взаимопереплетение может расширяться по своего рода автокаталитическому механизму. Создавая такую и подобную ей модели, концепции ментальности способствовали формированию новой методологической атмосферы в гуманитарном знании, противостоя редукционизму в его самых разных вариантах – как со стороны, напр., «экономизма» марксистской окраски, так и со стороны позивитизма, намечая тем самым продуктивные междисциплинарные синтезы психологии, лингвистики, этнологии, исторических дисциплин и других наук о человеке, включая и философию. Структурализм, отвергая концепцию Леви-Брюля «дологической» первобытной ментальности, способствовал дальнейшему развитию и углублению этих концепций и исследований, вводя семиотический подход и распространяя на всю культуру лингвистические модели. Однако в той мере, в какой структурализм переходит в постструктурализм, отношение к понятию ментальности меняется. Это ясно прослеживается, напр., у М.Фуко, выдвинувшего понятие «эпистема», которое можно истолковать как интеллектуальную проекцию структуры ментальности соответствующей эпохи и ее культуры. Но уже в его «Археологии знания» (1969) еще встречающееся здесь и позитивно употребляемое понятие ментальность сменяется негативным к нему отношением. Высоко ценя Ф.Броделя и школу «Анналов» (эта оценка была взаимной), Фуко, однако, перенес акцент с «психологии» на «дискурс» как практику, истолковав последнюю в предельно десубъективизированной тональности. «Суверенность коллективного сознания», как объясняющий принцип, содержащийся в некоторых концепциях ментальности, отвергается Фуко на том основании, что он, как считает философ, априорно и догматически унифицирует само по себе дисперсное «поле» истории. Фуко призывает историка вынести за скобки все подобные синтезаторы, такие, как, напр., представления о «влиянии», «развитии», «предшественнике» и т.п. представления, вносящие презумцию автономного «антропологического субъекта» и «исторического сознания», на которые историком послушно нанизываются исторические «факты». Однако нельзя и преувеличивать подобный разрыв Фуко с традицией «новой истории», потому что и Февр, и Бродель, призывая к всеобъемлющему синтезу наук о человеке в рамках преображенной истории, развивая глобальный историзм, стремились как раз внести аналитически обнаруживаемое разнообразие и дискретность (столь дорогие Фуко) в тотализирующие и континуализирующие историю концепты «духа», «индивида», «сознания» и т.п. В философии культуры М.Б.Туровского понятие «ментального пространства» выступает ресурсом и гарантом «очеловечивания» человека в ходе исторического самосозидания. Это понятие было введено Туровским потому, что он не увидел возможности вывести человечность человека, исходя из принципа предметной деятельности, сформулированного в рамках марксистской.традиции. Человек формирует себя в качестве субъекта истории, опираясь на надиндивидуальное содержание, наполняющее ментальное пространство. В ментальном пространстве, по Туровскому, фиксируется «интегральность надиндивидуальньгх директив человечества, диктующих нормы человеческого отношения к миру» (Методологический семинар «Философские обоснования истории культурологии. 1992–1993 гг.». М., 1993, с. 133). Подобное применение понятия ментальности показывает, что оно может использоваться и для описания феномена свободы человека, в то время как в обычных «историях ментальностей» понятие ментальности предстает скорее как компонент описания зоны необходимости, поскольку человек как личность находит в коллективной ментальности то, что ограничивает и детерминирует его свободу и творчество.

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. M., 193C;

2. Он же. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937;

3. Февр Л. Бои за историю. М., 1991;

4. Гуревич А.Я . Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993;

5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992;

6. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996;

7. Lefevre G. La Grande peur de 1789. Suive de «Les foules révolutionnaires». P., 1988;

8. Europäische Mentalitätsgeschichte. Hauptthemen in Einzeldarstellungen, hrsg. von P.Dinzelbacher. Stuttg., 1933;

9. Mentalitäten im Mittelalter: methodische und inhaltliche Probleme, hrsg von F.Graus. Sigmaringen, 1987;

10. Duby G. Histoire des mentalités. – В кн.: Histoire et ses méthodes. Sous la dir. De Ch. Samaran. P., 1961;

11. Aries Ph. L’histoire des mentalités. – В кн.: La Nouvelle histoire. Sous la dir. De J.Le Goff, R.Chartier, J.Revel. P., 1978.

В.П.Визгин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ментальность — МЕНТАЛЬНОСТЬ -и; ж. Совокупность общественных навыков и культурных особенностей народа, социальной группы или отдельного человека, проявляющихся в поведении, мировосприятии, умонастроении. Культурная м. Азиатская м. Толковый словарь Кузнецова
  2. ментальность — орф. ментальность, -и Орфографический словарь Лопатина
  3. ментальность — ментальность ж. Отвлеч. сущ. по прил. ментальный Толковый словарь Ефремовой
  4. ментальность — сущ., кол-во синонимов: 7 душевный мир 4 менталитет 9 настроенность 26 образ мыслей 18 склад ума 3 ум 39 умственность 11 Словарь синонимов русского языка
  5. ментальность — МЕНТАЛЬНОСТЬ и, ж. книжн. Менталитет. Ментальность имела поразительный успех. Термин «ментальность» распространился из французского языка во все языки, вошел в обиходный язык и наводнил учебники .. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Ментальность — (менталитет) от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических… Словарь по культурологии
  7. ментальность — МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) (от лат. mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. Ментальность — Универсальная форма организации знаний человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, являются средством, которое мобилизуется в ответ на новую информацию с целью овладения… Педагогический терминологический словарь

Что такое ментальность 🚩 Ментальность это 🚩 Культура и общество 🚩 Другое

Слово «ментальность» произошло от греческого — мышление, ум, рассудительность. Оно обозначает совокупность психологических факторов, видение окружающего мира и людей, которые принадлежат к разным социальным группам.

Ментальность со временем изменяется, но это происходит на протяжении долгого времени. К данному образу мышления можно отнести психологические реакции, которые формировались на протяжении десятилетий. Также ментальностью можно назвать и восприятие окружающего мира. Это зависит от того, с точки зрения кого рассматривать это определение: психолога или социального историка.

Ментальность это такой способ мироощущения, в котором мысль непосредственно не отделена от эмоций (переживания и радости). Тем самым реакция поведения человека на изменение внешнего и внутреннего мира в каждой культурной среде носит свои особенности.

Видов ментальности много. В основном, она зависит от общества, в котором живет человек, от воспитания и других факторов. Как пример можно привести тот факт, что в России дети помогают друг другу списывать на уроках и контрольных, а в Европе и Америке ребята, которые увидели, что их одноклассники списывают, немедленно говорят об этом учителю. Поэтому менталитет даже на детском уровне совершенно отличается у населений разных стран.

Ментальность начинает формироваться при воспитании, когда человек получает первый жизненный опыт. Поэтому люди, приобретшие примеры поведения в разных культурах, могут иметь совершенно противоположный образ мышления. Также под понятием «ментальность» подразумевается не только интеллектуальные и эмоциональные особенности человека, но и его отношение к прошлому и настоящему.

В качестве примера можно привести ряд исследований поведения японцев после второй мировой войны. Отмечалось глобальное противоречие — одновременно им было присуще чувство прекрасного и, в тоже время, была фанатическая преданность властям. Еще один пример, это ментальность шведов. Они очень компетентные люди, во всех смыслах этого слова. Шведы застенчивы, понимают как плюсы, так и минусы своего характера, честные и независимые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *