Математическая игротека для дошкольников: Картотека по математике на тему: Математическая игротека – Математическая игротека

Картотека по математике на тему: Математическая игротека

Игра с кубом.

Цель: упражнять в прямом и обратном счёте.

Материал: куб, на гранях которого цифры или кружочки.

Ход игры.

Дети образуют круг. с помощью считалки выбирают ведущего.

Он бросает куб, называет цифру на грани и продолжает считать дальше, после чего бросает куб другому ребёнку и даёт задание: «Считай дальше» или «Считай в обратном порядке».

В какой руке сколько?.

Цель: упражнять детей в умении составлять число из двух меньших чисел.

Материал: маленькие игрушки ,чтобы помещались в руках или счётные палочки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает пересчитать предметы, которые у него в руках.

-Сколько всего у меня игрушек (палочек)?

После педагог за спиной делит предметы в две руки.

- Угадайте, сколько игрушек (палочек) у меня в левой (равой) руке? (помогает словами «больше», «меньше» угадать первое число)

Угадав, сколько предметов в одной руке, ребёнок должен сказать сколько предметов в другой руке и сколько вместе.

Игра «Убираем цифры по заданию».

Цель: учиться задавать вариативные характеристики, используя количественные и пространственные отношения, содержательные и зрительные образы.

Материал: карточки с цифрами.

Ход игры.

Перед каждым игроком карточки с цифрами. Предлагается разложить карточки по порядку Игра заключается в том, что дети убирают карточку с той цифрой, которая загадана.например, воспитатель говорит: «Уберите цифру, показывающую, сколько раз в году у человека день рождения», «Уберите цифру, которой обозначают число больше 7 на 1» и т.д.

Игра «Проверим внимание».

Цель: развивать память и умение правильно называть атрибуты игры (геометрические фигуры разной величины и цвета, карточки с цифрами)

 Материал: геометрические фигуры разных размеров и цветов, карточки с цифрами.

Ход игры.

Ведущий раскладывает несколько предметов. Игрок внимательно их рассматривает, запоминает. Ведущий считает (про себя) до десяти. Затем предметы закрывает салфеткой. Игрок перечисляет предметы, которые он запомнил.

Игра «Наоборот».

Цель: активизировать употребление детьми в речи антонимов.

Материал: мяч.

Ход игры.

Дети становятся в круг. воспитатель бросает мяч и говорит: «Низкий». Ребёнок ловит мяч и, возвращая его отвечает: «Высокий».

Глубоко – мелко

Горький – сладкий

Далеко – близко

Холодно – жарко и т.д.

Игра «Угадай-ка»

Задачи: совершенствовать опыт пространственных ориентировок и навыки счёта. Развивать умение задавать вопросы, определяя цвет, форму, расположение объектов.

Материал: фланелеграф, изображения однородных, одинаковых предметов, отличающихся по количеству, величине, форме, цвету (например: улиток, стрекоз бабочек разного цвета). Поднос с такими же запасными картинками.

Ход игры.

Игра состоит из двух частей (при желании каждую из них можно использовать самостоятельно.)

1 часть. Играющие располагаются рядом с панно и рассматривают его. По считалке выбирается ведущий. Он задаёт свой вопрос всем детям и предлагает одному ответить. Если тот правильно отвечает, то становится ведущим и задаёт свой вопрос. Так постепенно ход переходит от одного игрока к другому. Воспитатель поощряет оригинальные и разнообразные вопросы, помогает сформулировать их ясно и коротко. В вопросах кодируются название, количество, местоположение или качество объектов, представленных на панно.

2 часть. На подносе лежат дополнительные детали для игры. По заданию ведущего играющий добавляет на панно детали и располагает их по заданию; заменяет одну деталь другой; перемещает элементы на панно.

Считаем на кухне.

Цель: упражнять в счёте.

Ход игры.

На кухне, не отрываясь от дел, можно попросить ребёнка сосчитать: ножки у стола, стула, табуретки, тарелки глубокие и мелкие, чашки, бокалы, блюдца, банки, конфорки у плиты, ящики у шкафчика, ручки у мебели и многое другое. Можно сравнить две группы предметов, чего больше, чего меньше.

   Счёт на слух.

Цель: развивать слуховое внимание, упражнять в счёте.

Ход игры.

Стучать, чтобы ребёнок не видел движения (ребёнок закрывает глаза или отворачивается).

- Я постучу, а ты скажи, сколько раз.

- Я постучу, а ты постучи столько же раз.

- Я скажу, сколько раз, ты столько и постучишь.

- Считай только сильные удары (бубном).

- Считай только слабые удары.

Математическая игротека

Актуальность.

Логика - это наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстро и успешно реализовать себя в современном обществе.

Но зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что в дошкольном возрасте создается определенный "этаж, на котором формируются определенные физические функции, важные для перехода к школьной жизни. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развитие способностей в более старшем возрасте - школе.

И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений, дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Дошкольный возраст - период, когда основная деятельность - игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игры легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому занятия носят игровой, занимательный характер.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный, пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтоб ребенок, выполняя задание, учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так.

Цель. Развивать у детей логико-математические представления и умения.

Задачи:

  • развивать способности к длительному умственному напряжению;
  • развивать умения выделять и абстрагировать свойства;
  • сравнивать, классифицировать и обобщать;
  • развивать умения производить простейшие логические действия и операции;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
  • развивать сенсорные способности, пространственные представления, смекалку, сообразительность;
  • развивать умение воплощать идею игрового замысла, умений ставить и реализовать игровую задачу.
  • воспитывать нравственно-волевые качества: настойчивость, целеустремленность, желание думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.
Тема Кол-во часов Дата проведения
Подготовительный этап
  • вызвать интерес детей к игровым пособиям, создать условия для успешного осуществления игрового процесса;
  • выявить уровень развития умений и навыков у детей;
  • обогатить предметно-развивающую среду в группе.
1 декабрь
Практический этап

Игра "Прозрачный квадрат" - эффективное средство усвоение ребенком эталонов формы, развитие творческих способностей.

Анализ геометрических фигур.

Цель. Учить анализировать, сравнивать, развивать сенсорные и речевые способности детей.

Складывание квадрата из частей.

Цель. Учить выявлять соотношение целого и части, развивать конструктивные способности.

Складывание фигурок из альбома.

Цель. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, творческие способности.

 

 

2

 

 

январь

Логические блоки Дьениша.

Выявление и абстрагирование свойств".

Игры: "Найди клад", "Угадай-ка"

Цель. Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму размер толщину.

Игры: "Автотрасса", "Где, чей гараж"

Цель. Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию.

Сравнение.

Игры: "Дорожки", "Домино", "Найди пару"

Цель. Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Классификация, обобщение.

Игры: "Засели домики", "У кого в гостях Вини-пух"

Цель. Развивать классификационные умения.

Логические действия и операции.

Игры: "Помоги фигурам выбраться из леса", "Где спрятался Джерри"

Цель. Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.

 

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

январь

 

 

февраль

 

 

февраль

Интеллектуальный тренажер "Математический планшет"

Рисование резиночками простейших геометрических фигур.

Цель. Познакомить с новой игрой через сказочные персонажи, развивать умение рисовать резиночками квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, способствовать максимальному развитию мелкой моторики пальцев рук, формировать умение анализировать.

Рисование узоров по образцу, придумывание узоров.

Цель. Развивать умение переносить рисунок на планшет, анализировать, сравнивать, развивать творческое воображение и пространственное мышление.

 

1

 

 

2

 

март

 

 

март

Кубики "Сложи узор":

Цель. Познакомить с игровым материалом, развивать способность детей к анализу и синтезу, комбинированию, конструктивные способности, фантазию, творчество.

выкладывание простейших узоров;

выкладывание более сложных узоров по образцу;

придумывание узоров;

выкладывание узоров на время.

5 апрель
Вечер развлечений:
"Путешествие в страну чудес"
  май

Занятие №1

Цель. Познакомить детей с игровым пособием "Прозрачный квадрат", учить анализировать, сравнивать, выявлять соотношение целого и части, складывать квадрат из двух частей, развивать речевую деятельность конструктивные способности, наглядно-образное мышление, воображение, творческие способности.

Закреплять умение выявлять в предметах и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал: игровые пособия: "Прозрачный квадрат", логические блоки Дьениша, мягкая игрушка Дракоша.

Ход занятия

Появляется игрушка Дракоша, рассказывает сказку:

Я как-то шел по волшебному Фиолетовому лесу в сторону Высоких гор, и на пути встретил великолепное сказочное озеро Айс. Хранитель озера - Главный Незримка. Когда-то под оранжевый крик Красного зверя, под зеленый свист Желтой Птицы, под синий шепот Голубой Рыбы появились на озере волшебные Нетающие Льдинки. Тайну их знал только хранитель озера. Ходила молва, что при помощи волшебной силы Льдинок он превращался в кого угодно: и в дракона, и в рыбу, и даже в самолет. После трудных испытаний, льдинки достались мне, вот они (показывает).

- Вы хотели бы такие же? Нужно пройти испытания.

- Согласны?

Испытание 1.

  • Видишь рисунок, выложи точно такой же ряд из четырех пластинок.
  • Скажи, какая пластинка лишняя и почему.

(выполнение еще такого же подобного задания)

Испытание 2.

  • По этому рисунку составь ряд из пластинок. Объясни, что объединяет пластинки.
  • Придумай подобную задачу.

Испытание 3.

  • Какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат?
  • Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат?
  • Придумай и сложи свой квадрат из двух равных частей.

- Молодцы, ребята, справились со всеми испытаниями, я вам дарю эти волшебные льдинки. В следующую нашу встречу я покажу, как льдинки умеют превращаться.

Физминутка. "Слушай хлопки"

Цель. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного напряжения.

  • 1 хлопок - подпрыгивают один раз,
  • 2 хлопка - два раза и т.д.

Дракоша предлагает поиграть в игру "Прятки".

Логические блоки Дьениша. (пособие знакомое детям)

Цель. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер толщину.

Материал 8 разных блоков, Дракоша, нарисованный на бумаге небольшого размера.

Дети закрывают глаза, Дракоша прячет своего приятеля под любой блок. Дети открывают глаза.

- Он спрятался: под большим, красным, толстым кругом.

Игра повторяется несколько раз.

Затем один из детей прячет маленького Дракошу и загадывает детям, под каким блоком он спрятался.

Итог занятия:

Дракоша спрашивает у детей:

- Какая игра понравилась?

- Какое задание было трудное?

- Какое легкое?

Прощается с детьми.

Занятие 2

Цель.

  • Развивать наглядно-образное мышление, конструктивные способности, совершенствование памяти и воображения.
  • Знакомство со знаками-символами, развивать умение расшифровать о наличии или отсутствии определенных свойств.

Материал: игровые пособия "Прозрачный квадрат", логические блоки Дьениша, знаки - символы, игрушка Дракоша.

Ход занятия

- Здравствуйте дети! "здоровается Дракоша"

- Вы играли с волшебными льдинками?

- Сегодня будут волшебные превращения!

- Слышите, гудит самолет? Это льдинки превратились в самолет (выставляется на доске схема самолета).

- Из каких льдинок состоит самолет? Отберите у себя такие же.

- Попробуйте сложить такой же самолет.

- Получилось! Здорово! (разбираются различные варианты складывания)

- Льдинки умеют превращаться и в такие фигуры (показ фигурок из альбома)

- Возьмите любую фигуру и сложите (самостоятельная творческая работа).

- Можете придумать свои фигурки.

(Дракоша смотрит, хвалит, спрашивает, какая фигура получилась)

Физминутка.

П/и "Передай мяч"

Цель. Снять мышечное напряжение, развивать внимание, быстроту реакции.

Стоя в кругу, играющие стараются передать мяч соседу, не уронив его. Постепенно количество мячей добавляется.

Логические блоки Дьениша.

Дракоша: сегодня я вас научу, как можно загадывать загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы.

Дракоша по очереди показывает знаки, дети ищут соответствующий блок.

Потом загадывают дети, право загадывать получает тот, кто первым находит блок-отгадку.

Итог занятия.

- Чему вы сегодня научились?

- Во что бы вы хотели поиграть дома с родителями?

Детям даются на дом "волшебные льдинки", плоскостные блоки и карточки-символы.

Занятие 3

Цель. Учить складывать квадрат из различных составных частей, развития умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.

Материал: игровые пособия "Прозрачный квадрат", блоки Дьениша, знаки-символы, игрушка обезьянка Чита, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка)

Ход занятия

Вносится игрушка обезьянки:

- Здравствуйте, ребята. Я Чита. Я пришла сегодня к вам по поручению Дракоши, у него срочные дела в волшебном лесу. У вас есть волшебные льдинки, и вы уже умеете собирать из них квадрат из двух частей, из каких.

- Соберите квадрат из двух частей: прямоугольников, треугольников.

- А теперь попробуйте собрать квадрат из трех частей.

(Чита индивидуально спрашивает у детей из каких частей у него квадрат)

- Еще как можно составить квадрат?

(за каждый правильный квадрат, Чита дает ребенка фишку)

- У кого больше получилось квадратов?

(Чита хвалит каждого ребенка, отмечая его успехи)

Физминутка.

П/и "Давайте поздороваемся"

Цель. Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу начинают двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается им на пути.

Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок - здороваемся за руку;
  • 2 хлопка - здороваемся плечиками;
  • 3 хлопка - здороваемся спинками.

Логические блоки Дьениша; игра "Где спрятался Джерри"

Перед детьми выкладывается 10 - 12 блоков. Дети отворачиваются. Чита под одним из блоков прячет мышонка. Показывает карточку, на которой обозначено свойство того блока, под которым спрятался Джерри. Тому, кто находит мышонка, дается фишка.

Итог занятия.

Подчитываются фишки, Чита отмечает каждого ребенка за его личные достижения, и награждает звездочкой.

Занятие 4

Цель.

  • Познакомить с новой игрой через сказочные персонажи, показать приемы рисования резиночками, способствовать самостоятельному конструированию ребенком на плоскости изображений, учить работать по схеме.
  • Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Материал: игровой материал "Математический планшет", схема рисования резиночками, логические блоки, таблицы с правилами построения дорог, игрушка обезьянка Чита.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята, - говорит Чита.

- Сегодня я вам расскажу удивительную историю: Встретились однажды дерево, пластмасса и резина. Заспорили они: кто из них важнее? Никак не могли они решить этот вопрос. Каждый вспоминал, сколько в мире есть полезных и красивых вещей из дерева, пластмассы и резины. Отправились они за советом к Мудрецу. Выслушал Мудрец вопрос "Кто важнее" и лукаво улыбнулся. "Все вы нужны, людям плохо пришлось бы без вас. Будет лучше, если вы будете не спорить, а дружить. Оставьте мне по своей частичке и приходите завтра".

В недоумении ушли материалы от Мудреца, что можно сделать из них троих? На следующий день они увидели, что из дерева Мудрец сделал ровну

Математические игротеки | Мышематика от Жени Кац

Мы любим устраивать разные праздники для семей с детьми 5-12 лет, например, математическую игротеку или слёты туристят. Большая Математическая Игротека – это однодневное мероприятие, похожее на фестиваль науки или на Математический праздник в МГУ, только для учеников начальной школы и для старших дошкольников.

Мы договариваемся с какой-либо школой, и на воскресенье занимаем 30-40 кабинетов школы. В разных классах проходят по 2-3 станции, каждая из станций – со своей головоломкой или задачей. Какие-то из станций повторяются из раза в раз, а какие-то меняются.

Обычно мы проводим математические игротеки 2 раза в год, в ноябре и в марте, с 13 до 18 часов. Ведущие и помощники на станциях – преподаватели мышематики и волонтёры из числа родителей и старших детей. Продажа билетов начинается за месяц, и обычно закрывается за 10 дней до игротеки. Вы можете прийти бесплатно, если вы готовы 3 часа волонтёрить на одной из станций, или хотите проводить свою станцию.

Станции бывают такие:

  • Изучаем симметрию с ножницами
  • Изучаем симметрию с зеркальными книжками
  • Головоломка ТАНГРАМ
  • Головоломка НЕБОСКРЁБЫ
  • Гороховый конструктор – строим объёмные фигуры из замоченного гороха нут и зубочисток
  • Задания про проекции с плашками и с кубиками СЛОЖИ  УЗОР
  • Задачи про паркеты и замощения
  • Логические настольные игры
  • Задача про ковры короля Квадратуса
  • Задача про то, как разделить шоколадки для близнецов
  • Задачи со спичками
  • Лента Мёбиуса
  • Развёртки и объёмные конструкции из бумаги
  • Как вырезать одним разрезом фигуру такой формы (например, букву «П» или ёлочку)

Помимо этого на большой игротеке обычно проходит несколько открытых уроков по мышематике – для разных возрастов, по 10-12 детей в группе, по предварительной записи. На таких открытых уроках родители могут посмотреть, каков формат наших регулярных занятий и кто из преподавателей ведёт группу в удобном районе.

Дети и родители могут обходить станции игротеки в любом порядке, надолго застревать в одном месте и проходить мимо других станций. Это не гонка, это игра ради процесса. Мы хотим показать, что решать задачки может быть интересно и увлекательно. Мы не ставим отметки, не выделяем тех, кто обошёл все станции, а на выходе дарим всем закладки или календари с задачками. Нам кажется важным, что дети могут сами выбирать, над какой головоломкой им думать.


Мы можем привезти такую игротеку к Вам в школу. Подробности здесь


Консультация (старшая группа) на тему: Организация математической игротеки для старших дошкольников

Проблема полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальной в наше время, так как одним из критериев подготовки детей является интеллектуальное развитие. Работая в старшей группе компенсирующей направленности, я убедилась, что одним из важнейших направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей. Одним из них является - математическое развитие ребенка. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.  Математическое развитие  - это не только умение ребенка считать, измерять и решать арифметические задачи, это еще и способность видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

В своей работе применяю игры математического содержания: «арифметическое домино», «лото», «домино фигур», «составь картинку», «найди пару», «шашки», «шахматы». Эти игры помогают развитию познавательных способностей у детей. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит; «Ум без догадки гроша не стоит». Элемент занимательности облегчает процесс обучения и развивает интерес к этой науке.

Математику лучше преподносить в игровом плане. Поэтому вся образовательная деятельность проводится в игровом, занимательном виде.

Для повышения интереса к занимательному математическому материалу оформила математическую игротеку - это специально отведенное, тематически оформленное место. Созданию ее предшествовал подбор игрового материала, определялось возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В игротеке помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.

Организовать его можно используя, обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, полки, обеспечив свободный доступ детей к находящемуся там материалу. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересную игру математического содержания и самостоятельно играть с другими детьми.

Задачи, которые я решаю при помощи математической игротеки?

  • Целенаправленное формирование интереса к элементарной   математической деятельности.
  • Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению   положительного   результата,   настойчивость, находчивость, самостоятельность.
  •  Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения играми.
  • Занимательный материал должен стать средством организации полезного досуга.

В старшем дошкольном возрасте отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой деятельности.

Дети сами выбирают себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединяться со сверстниками.

Успех игровой деятельности определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Заинтересованность воспитателя - основа успеха. Подбор игрового материала провожу исходя от уровня развития детей. Очень важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так. У будущих первоклассников необходимо развивать мелку моторику и координацию движений рук.

Выполняя задания, дети учатся:

  • Сравнивать предметы между собой;
  • Классифицировать предметы и явления;
  • Узнавать предметы по описанию;
  • Определять последовательность событий;
  • Рассуждать о противоположности признаков и явлений;
  • •Целенаправленно запоминать;
  • Творчески мыслить;
  • Строить умозаключения.

Организуя математическую игротеку, исхожу из принципа доступности игр в данный момент, помещаю такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

Настольно печатные игры, игры для развития логического мышления, подводят детей к освоению шашек, шахмат. Логические игры, лабиринты, игры на составление целого из частей, на передвижение, все они интересны и занимательны. Много занимательного материала в детских журналах и книгах.

От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр.

Большие возможности для творчества имеются в играх «Тантрам», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Дорисуй», «Перевертыши», «Найди отличия», «Вьетнамская игра», «Составь птичку», «Лабиринты», «Пятый лишний», «Пифагор» и др. Дети придумывают новые игры, более сложные.

В своей практике использую мозаику с цифрами и геометрическими фигурами, магнитные доски, фланелеграфы, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных задач. На многофункциональной ширме, которая сделана из пластилина, выкладываем примеры из задачи.

Художественно оформление математической игротеки отвечает ее назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого я использую яркие геометрические орнаменты, сюжетные изображения.

Организацию осуществляю с помощью детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. Сюжетами для оформления служат любимые герои детской литературы, которые приходят в гости к детям.

Всю работу я провожу с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Привлекаю к игре, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно- волевого развития, проявления активности. Мало активных детей, заинтересовываю игрой и помогаю освоить ее. Интерес становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Руководство с моей стороны направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Формы руководства к самостоятельной деятельности:

  • Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений.
  •  Стимулирование проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
  • Совместная игра с ребенком, с группой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимания необходимости сосредотачиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.
  • Создаю элементарные проблемно - поисковые ситуации в совместной с ребенком игре. Играю, составляю силуэт, отгадываю загадку, ходы лабиринта и в тоже время привлекаю  ребенка к оценке своих действий, прошу подсказать его следующий ход, дать совет, высказать свое предложение. Ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  • Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  • Организовываю разнообразные формы деятельности в  уголке: соревнования,   конкурсы, математические развлечения.
  • Обеспечиваю единство воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их.
  • Целенаправленно организую самостоятельную детскую деятельность, С тем, чтобы обеспечивалось более прочное и глубокое усвоение программного учебного материала, использовав его в других видах математической деятельности, играх.
  • Пропагандирую среди родителей занимательный материал для детей в домашних условиях. Рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры.

Единство в работе детского сада и семьи способствует всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе.

Один раз в месяц в вечернее время объявляется «День открытых дверей в игротеке», на который приглашаются два, три взрослых. Им предлагается возможность принять участие в играх в роли равноправных участников, познакомиться с достижениями детей.

Еще у нас есть традиция, в понедельник кто – то из детей приносит любимую настольную игру. Целую неделю она гостит  у нас. Так каждому ребенку предоставляется возможность «Презентации» своей любимой игры, что вызывает эмоционально значимые переживания.

Также мы практикуем «Игру на прокат» - дети по очереди в пятницу берут на выходные дни по одной игре, а в понедельник возвращают.

У наших воспитанников появляется возможность поиграть с близкими, объяснить им правила игры, при необходимости отремонтировать игровой материал.

Изучая математику, наши воспитанники знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Ни один ребенок в моей группе не говорит, что заниматься математикой скучно и неинтересно. А это главное.

«Раз, два, три, четыре, пять

«Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы считать!»

математическая игротека для детей средней группы»

Автор: Краснова Татьяна Борисовна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

1. Правильный счет

Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета

Ход игры:

дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

2. Божьи коровки на ромашках.

Упражнять детей в прямом и обратном счёте до 5, закреплять знания цифр до 5, ориентироваться на плоскости. Воспитывать внимание.

Ход игры: разложи ромашки по порядку, пересчитай их. Сосчитай в обратном порядке. Посади божью коровку на свою ромашку (сосчитай точки на крыльях). Построй божьи коровки по порядку. Поисковый вопрос: «Покажи самую старшую (младшую) ». Подбери соседей для божьей коровки с тремя точками и т. д.

Величина

1.«Три квадрата»

Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур

Ход игры:

педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга

2. «Соберем бусы»

Формировать умение группировать фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур

Ход игры:

На полу лежит длинная лента. На ней  в определенном чередовании  нанизаны фигуры.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с  геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».Дети выбирают геометрические фигуры и нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Геометрические представления

1." Что изменилось? "

Закрепить название геометрических фигур, развивать память

Ход игры:

на доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: Что изменилось?

2. "Чудесный мешочек"

Закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

Ход игры:

у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например:" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

План-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме: Математическая игротека


Перспективный план КРУЖКА

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА»

   

                     

 

                                                   

 

        

 ЦЕЛЬ: 1.Совершенствовать математические представления детей.

             2. Закреплять знания, полученные на занятиях.

             3. Развивать логическое мышление, воображение, память.

МЕТОДИКИ.

  • Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька».
  • Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
  • Т.Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
  • Е.В. Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7лет.».
  • Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
  • Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
  • А.В. Белошистая  «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».

Пояснительная записка

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

1 триместр

6.10.11

1. Тема: Цифровые пазлы.  Нарисуй, как я.  Сорви грибок.

Цель: Учить соотносить число и количество предметов. Учить рисовать в клеточках. Развивать умение концентрировать внимание, глазомер.

13.10.11

2. Тема: Залатай коврик. Найди похожие. Скажи, что получится.

Цель: Развивать восприятие формы, рисунка, умение концентрировать внимание. Учить устанавливать закономерность.

20.10.11

3. Тема: Дорисуй картинку. Найди два одинаковых предмета и раскрась их.  Лабиринт.

Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, сообразительность.

27.10.11

4. Тема: Найди лишний предмет. Закончи рисунок. Напиши нужную цифру в пустом кружке.

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

3.11.11

5. Тема: Найди одинаковые. Что останется? Повтори узор.

Цель: Учить  видеть закономерность. Ориентироваться на листе бумаги.

10.11.11

2 триместр

24.11.11

6. Тема: Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор.

Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать.

1.12.11

7:Тема: Самый внимательный . Выложи по образцу                                                                              

Цель: Развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление.

8.12.11

  8. Тема: Помоги Колобку найти  дорогу в лабиринте. Что получится?

Цель: Развивать внимание, память, умение ориентироваться на листе бумаги.

9. Тема: Математическое домино. Найди сходства и различия.

15.12.11

Цель: Учить соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

22.12.11

10.Тема: Четвертый лишний. Дорисуй узор.

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать. Учить работать на листе в клетку.

12.01.12

11.Тема: Сосчитай треугольники и квадраты. Найди похожую стрелу. Что останется?

Цель: Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сопоставлять рисунки.

19.01.12

12.Тема: Найди нужную деталь. Построй домик. Проведи крошку крота к клумбе.

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

26.01.12

13.Тема: Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики.

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

02.02.12.

14. Тема: Найди пару.  Сложи квадрат. Нарисуй так же.

Цель: Учить видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

09.02.12.

15.Тема: Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней?

Цель: Учить наблюдательности. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

16.02.12

16. Тема: Раскрась ведерки. Найди одинаковые портреты.  Повтори так же.

Цель: Закреплять понятия: большой, маленький. Развивать наблюдательность, внимание, глазомер.

3 триместр.

01.03.12.

17.Тема: Угадай-ка. Поможем Чебурашке.

Цель: Развивать логическое мышление, воображения, умение соотносить число и количество предметов.

22.03.12

18.Тема: Лабиринт. Дорисуй картинку.

Цель: Развивать пространственные представления. Развивать умение обобщать

29.03.12.

19. Тема: Чего не хватает? Покажи одинаковые чашки. Поймай рыбку.

Цель: Развивать умение обобщать, внимание, память, точность движения, пространственные  представления.

29.03.12.

20. Тема: Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини вместе.

Цель: Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение  сопоставлять, наблюдательность, внимание.

05.04.12.

21. Тема: Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры. Дорисуй картинку.

Цель: Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

19.04.12.

22.Тема: Чудесный мешочек. Найди паспорт фигуры. Продолжи ряд.

Цель: Развивать умение описывать свойства фигур, умение пользоваться схемами. Учить видеть закономерность.

26.04.12.

23.Тема: Найди такой же элемент. Найди похожие предметы.  Дорисуй фигуры.

Цель: Развивать Наблюдательность, умение ориентироваться в задании, логическое мышление, внимание.

 

03.05.12.

24. Тема:  Найди  клад. Третий лишний. Продолжи ряд, соблюдая  закономерность.                          

Цель: Развивать умение работать по инструкции. Развивать логическое мышление, внимание.

10.05.12.

25. Тема: Найди одинаковые лампы. Соедини вместе. Нарисуй дальше.

Цель: Развивать наблюдательность, умение находить закономерность, воображение, сообразительность.

17.05.12.

26.Тема: Поставь цветы в вазы. Найди две одинаковые фигуры. Продолжи дальше.

Цель: Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения.

24.05.12.

27.Тема: Загадки без слов. Чудесный мешочек. Какая фигура будет последней?

Цель: Развивать умение работать по схеме. Учить обобщать и классифицировать. Развивать логическое мышление.

Материал по математике (подготовительная группа) на тему: Игротека по математике

 Игровое пособие «Умник» ( 5-7 лет)

        

Игра состоит:  игровое поле с  разноцветными кругами (по 6кругов:синие, красные, желтые, зеленые) для выполнения различных математических заданий; стаканчики с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1-й вариант игры «Разминка. Счёт»

Цель игры. Закрепить порядковый и количественный счёт.

Ход игры: - Расставить стаканчики по горизонтали от 1 до 0 и т.д.;

-Соотнести цифру на стаканчике с количеством фигурок на карточке.

2 й вариант игры «Задачки»

Цель игры: Формировать умения вычислительной деятельности на материале решения простых арифметических задач.

Ход игры: Педагог задаёт ребёнку простые математические задачи, а малыш,  используя стаканчики с картинками и знаками, цифрами показывает её решение. Затем ребёнок и педагог меняются ролями.

  

3 – й вариант игры «Примеры»

Цель игры: Учить составлять и решать примеры на сложение и вычитание. При решении примера учить пользоваться знаками действий (+,-) и знаками отношения (=).

Ход игры: С помощью стаканов с цифрами и знаками педагоги, дети составляют примеры на сложение и вычитание.

4 – й вариант «Игровое поле»

Цель игры: Способствовать проявлению и развитию математических способностей. Поддерживать интерес к миру чисел и фигур. Содействовать планированию совместной работы.

Ход игры: Разноцветные круги с заданием раскладываются на игровом поле в соответствующем цвете. Ведущий бросает кубик, который показывает цвет на игровом поле. Каждый игрок выбирает круг – задания и с помощью стаканчиков подбирает правильный вариант.  Игра продолжается. При выпадении смайлика на кубике,  игроки выполняют физкультминутки.

 

В содержании игры преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *