Лепка аппликация: Календарно-тематическое планирование (аппликация, лепка, старшая группа) на тему: ЛЕПКА- АППЛИКАЦИЯ – Учебно-методический материал по аппликации, лепке: Д.Н.Колдина «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет»

Лепка, Аппликация, рисование во второй младшей группе

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Художественное творчество.

Сентябрь

1 неделя Лепка. «Знакомство с пластилином». Комарова с.2

Цели: Дать детям представление о том, что пластилин мягкий, из него можно лепить, можно отщипнуть от большого куска маленький комочек. Учить пластилин и вылепленные изделия на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.

1 неделя Рисование. «Знакомство с карандашом и бумагой». Комарова с.1

Цели: Учит детей рисовать карандашом. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставленные карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиком по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видить сходство штрихов с предметами.

2 неделя Аппликация « Большие и маленькие мячики». Комарова с.4

Цели: Учит детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Аккуратно наклеивать изображения. Закреплять представления о предметах круглой формы их различии по величине. Формировать интерес к аппликации.

2 неделя Рисование «Идет дождь» Комарова с .2

Цели: Учить детей передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.

3 неделя Лепка « Палочки». Комарова с.3

Цели: учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

3 неделя Рисование «Привяжем ниточку к шарикам» Комарова с.4

Цели: Учить детей правильно держать карандаш. Рисовать прямые линии сверху вниз. Вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видить в линиях образ предмета.

4 неделя Аппликация «Шарики катятся по дорожке»

Комарова с.7

Цели: Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной руки, называя ее (круглый шарик). Учить приемам наклеивания (намазывать клеям обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью.

4 неделя Рисование «Красивые лесенки» Комарова с.5

Цели: учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Октябрь

1 неделя Лепка « Колобок» Комарова с.11

Цели: Закреплять умение лепить предметы округлой формы. Раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Вызвать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей.

1 неделя « Разноцветный ковер из листьев» Комарова с.8

Цели: Развивать эстетическое восприятие. Формировать образное представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсам, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.

2 неделя Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке» Комарова с. 7

Цели: пальцами одной руки, называя ее (яблоки). Учить приемам наклеивания (намазывать клеям обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью.

2 неделя Рисование «Цветные кубики» Комарова с.9

Цели: Учить детей рисовать слитные линии кругового движения, не отрывая карандаша от бумаги. Правильно держать карандаш. В процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.

3 неделя Лепка «Подарок любимому котенку» Комарова с.13

Цели: Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что то доброе.

3 неделя Рисование «Колечки» Комарова с.11

Цели: Учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисование карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызывать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.

4 неделя Лепка «Ягоды и яблоки на блюде» Комарова с.13

Цели: Закреплять знание детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применяя салфетки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.

4 неделя Рисование « Раздувается пузырь» Комарова с.12

Цели: Учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образное представление, воображение.

Ноябрь

1 неделя Аппликация ««Ягоды и яблоки на блюдечке» Комарова с.13

Цели: Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представление о различии предметов по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображение на бумаги.

1 неделя Рисование «Красивые воздушные шары» Комарова с.16

Цели: Учить детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Развивать интерес к рисованию. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным изображениям.

2 неделя Лепка по замыслу. Комарова с.14

Цели: Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.

2 неделя Рисование « Разноцветные колеса». Комарова с.18

Цели: Учить детей рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс промытой кисти о тряпочку (салфетку). Развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов. Учить детей рассматривать готовые работы; выделять ровные красивые колечки.

3 неделя Аппликация « Кубики и шарики» Комарова с.18

Цели: Познакомить детей с новой для них формой – квадратом. Учит сравнивать кадрат и круг, называя их различия. Учить наклеивать фигуры чередуя их. Закреплять правильные приемы наклеивания. Уточнить знание цветов.

3 неделя Рисование «Нарисуй что –то круглое». Комарова с.20

Цели: Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение пользоваться красками, правильно держать кисть. Учить промывать кисть перед тем, как набрать другую краску, и по окончанию работы. Развивать самостоятельность, творчество.

4 неделя Лепка «Пряники» Комарова с.19

Цели: Закреплять умение детей лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Развивать желание делать что-либо для других.

4 неделя: Рисование. «Праздник» Казакова с.41

Цели: Развивать умение на основе полученных впечатлений определять содержание своего рисунка. Упражнять в рисовании красками. Создавать у детей радостное настроение, желание рисовать яркие огни.

Декабрь

1 неделя: Аппликация «Пирамидка» Комарова с.26

Цели: Учить детей передавать в аппликации образ игрушки. Изображать предмет, состоящих из нескольких частей. Располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета.

1 неделя: Рисование « Снежные комочки, большие и маленькие». Комарова с. 23

Цели: Закреплять умение детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания красками (не выходя за контур, проводить линии кистью сверху вниз или слева направо). Учить повторять изображения, заполняя свободное пространство листа.

2 неделя: Лепка «Лепешки, большие и маленькие». Комарова с.24

Цели: Продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина. Раскатывать комочки круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями.

3 неделя: Аппликация « Наряди ёлочку» Комарова с.29

Цели: Развивать воображение , творчество детей. Закреплять знания о форме и величине. Упражнять в правильных приемах наклеивания.

3 неделя: Рисование «Деревья на нашем участке» Комарова с.25

Цели: Учить детей создавать в рисовании образ дерева. Рисовать предметы состоящие из прямых вертикальных и наклонных линий. Располагать изображения по всему листу бумаги. Рисовать крупно во весь лист.

4 неделя Лепка «Погремушка»

Комарова с.24

Цели: Учить детей лепить предметы, состоящие из двух частей: палочка и шарик; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней.

4 неделя: Рисование «Ёлочка» Комарова с.26

Цели: Учить детей передавать в рисовании образ ёлочки. Рисовать предметы, состоящие из линии (вертикальных, горизонтальных или наклонных). Продолжать учить пользоваться красками и кистью.

Январь

1 неделя: Аппликация «Снеговик» Комарова с. 35

Цели: Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании.

1 неделя: « Новогодняя ёлка с огоньками и шариками». Комарова с.30

Цели: Учить детей передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Рисовать ёлку крупно, во весь лист; украшать её. Используя приёмы примакивания, рисование круглых форм и линий. Развивать эстетическое восприятие . формировать образное представление. Познакомить с розовым и голубым цветами. Вызывать чувство радости от красивых рисунков.

2 неделя Лепка «Башенка» Комарова с.28

Цели: Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями. Составлять предмет из нескольких частей, накладывать одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно.

2 неделя Рисование « Украсим рукавичку – домик» Комарова с.31

Цели: Учить детей рисовать по мотивам сказки « Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов. Чисто промывать кисть и осушать о салфеточку, прежде чем взять другую краску.

3 неделя: Аппликация «Красивая салфеточка» Комарова с.33

Цели: Учить детей создавать узор на бумаге квадратной формы. Располагая по углам и в середине большие круги одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционное умение, цветовое восприятие, эстетические чувства.

3 неделя: Рисование « Знакомство с дымковскими игрушками» Комарова с.28

Цели: Познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет.

4 неделя: Лепка «Мандарины и апельсины» Комарова с. 32

Цели: Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывания пластилин кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины.

4 неделя: Рисование «Украсим дымковскую уточку» Комарова с.33

Цели: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от полученного результата; от яркости, красоты дымковской росписи.

Февраль

1 неделя: Аппликация « Флажки» Комарова с.43

Цели: Закреплять умение создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы, состоящего из двух частей. Правильно располагать предмет на листе бумаги. Различать и правильно назвать цвета. Аккуратно пользоваться клеем, намазывать им всю форму. Воспитывать умение радоваться общему результату знания.

1 неделя: Рисование «Красивые флажки на ниточке» Комарова с. 44

Цели: Познакомить с прямоугольной формой. Продолжать отрабатывать приемы рисования и закрашивания рисунков цветными карандашами.

Цели: Учить детей рисовать предметы прямоугольной формы отдельными вертикальными и горизонтальными линиями

2 неделя: Лепка «Воробушки и кот» Комарова с.38

Цели: Продолжать формировать умение отражать в лепке образы подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять полученные ранее навыки и умения в процессе создания образов игры в лепке и при восприятии общего результата.

2 неделя: «Светит солнышко» Комарова с.38

Цели: Учить детей передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Закреплять умение отжимать лишнюю краску о край баночки. Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме. Развивать самостоятельность, творчество.

3 неделя: Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке» Комарова с. 42

Цели: Учить детей составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление делать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.

3 неделя: Рисование « Деревья в снегу» Комарова с. 41

Цели: Развивать умение передавать в рисунке картину зимы. Упражнять в рисовании деревьев. Учить располагать на листе несколько деревьев. Закреплять умение промывать кисть. Развивать эстетическое восприятие.

4 неделя: Лепка « Большие и маленькие птицы на кормушке» Комарова с. 42

Цели: Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образ птиц, правильно передавая форму частей тела, голова, хвоста. Закреплять приемы лепки. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу, самостоятельность. Развивать воображение.

4 неделя: Рисование «Самолеты летят» Комарова с.40

Цели: Закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких частей. Проводить прямые линии в разных направлениях. Учить передавать в рисунке образ предмета. Развивать эстетическое восприятие.

Март

1 неделя: Аппликация «Флажки» Комарова с.43

Цели: Закреплять умение создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы; состоящего из двух частей. Правильно располагать предметы на листе бумаги. Различать и правильно называть цвета. Аккуратно пользоваться клеем. Намазывать им всю форму. Воспитывать умение радоваться общему результату занятия.

1 неделя: Рисование « Нарисуйте, кто что хочет красивое» Комарова с. 46

Цели: Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть и выделять красивые предметы, явления. Закреплять умение детей рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию.

2 неделя: Лепка «Неваляшка» Комарова с.45

Цели: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной по величине, плотно прижимая части друг к другу. Вызвать стремление украшать предмет мелкими деталями. Уточнить представления о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызвать чувство радости от созданного.

2 неделя: Рисование «Красивые флажки » Комарова с. 44

Цели: Познакомить с прямоугольной формой. Продолжать отрабатывать приемы рисования и закрашивания рисунков цветными карандашами.

3 неделя: Аппликация « Салфетка» Комарова с.48

Цели: Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетки квадратной формы. Располагать кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно.

3 неделя : Рисование «Книжки – малышки». Комарова с.48

Цели: Учить формообразующим движением рисования четырехугольных форм непрерывным движением руки слева направо, сверху вниз и т.д (начинать движения можно с любой стороны). Уточнить прием закрашивания движением рук сверху вниз или слева направо. Развивать воображение.

4 неделя :Лепка «Маленькая Маша» Комарова с.46

Цели: Учить детей лепить маленькую куколку: шубка – толстый столбик, голова -шар, руки- палочки. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями (столбик-шубка, палочки – рукава) и круговыми движениями ( головка). Учить составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от полученного изображения.

4 неделя: Рисование « Нарисуй что –то прямоугольной формы» Комарова с.51

Цели: Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка, применять полученные навыки изображения разных предметов прямоугольной формы. Учить отбирать для рисунка карандаши нужных цветов. Упражнять в рисовании и закрашивании предметов прямоугольной формы. Развивать чувство цвета, воображения.

Апрель

1 неделя :Аппликация «Скворечник» Комарова с.49

Цели: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. Определять форму частей ( прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие.

1 неделя: Рисование « Разноцветные платочки» Комарова с. 49

Цели: Упражнять детей в рисовании знакомых предметов квадратной формы. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения в одном направлении – сверху вниз, не заходя за контур. Располагать изображения по всему листу бумаги.

2 неделя: Лепка « Зайчик» Комарова с. 52

Цели: Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов, состоящих из нескольких частей. Учить делить комок пластилина на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемами раскатывания пластилина круговыми движениями между ладонями, при лепке ушей- приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг другу.

2 неделя: Рисование « Скворечник» Комарова с. 53

Цели: Учить детей рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши. Правильно передавать относительно величину частей предмета. Закреплять приемы закрашивания.

3 неделя: Аппликация « Красивый платочек» Комарова с. 36

Цели: Учить составлять узор на листе бумаги квадратной формы, располагая треугольники по углам, квадраты по сторонам и середине; уточнить название фигур ( квадрат, треугольник). Воспитывать инициативу.

3 неделя: Рисование «Красивый коврик» (коллективная работа) Комарова с.53

Цели: Упражнять детей в рисовании линий разного характера( прямые, наклонные, волнистые и др.). учить пересекать линии; украшать квадратный лист бумаги разноцветными линиями, проведенными в разных направлениях. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

4 неделя: Лепка « Миски трех медведей» Комарова с.54

Цели: Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закрепляя умение лепить аккуратно.

4 неделя: Рисование « Красивая тележка» Комарова с.55

Цели: Продолжать формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Поощрять умение выбирать краску по своему вкусу; дополнять рисунок деталями, подходящими по содержанию к главному изображению. Развивать инициативу, воображение.

Май

1 неделя: Аппликация « Домик» Комарова с.63

Цели: Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность. Правильно располагать его на листе. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник)

1 неделя: Рисование «Картинка о празднике» Комарова с. 59

Цели: Продолжать развивать умение на основе полученных впечатлений определять содержание своего рисунка. Воспитывать самостоятельность, желание рисовать то, что понравилось. Упражнять в рисовании красками. Воспитывать положительное эмоциональное к красивым изображениям. Развивать желание рассказать о своем рисунке.

2 неделя: Лепка « Угощение для кукол» Комарова с. 59

Цели: Закреплять умение детей отбирать из полученных впечатлений то, что можно изображать в лепке. Закреплять правильные приемы работы пластилином. Развивать воображение.

2 неделя: Рисование « Одуванчики в траве» Комарова с. 60

Цели: Вызывать у детей желание передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Отрабатывать приемы рисования красками. Закреплять умение аккуратно промывать кисть, осушать ее о тряпочку. Учить радоваться своим рисункам. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

3 неделя: Аппликация « Цыплята на лугу» Комарова с. 62

Цели: Учить детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагать их на листе. Изображать предмет состоящий из нескольких частей. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания.

3 неделя: Рисование « Высокий дом» Комарова с. 62

Цели: Учить детей рисовать узор, состоящий из вертикальных и горизонтальных линей. Следить за правильным направлением руки и кисти, добиваясь слитного, непрерывного движения. Учить самостоятельно подбирать сочетание красок. При рисовании дома передавать его основные части: стены, окна и др. развивать эстетическое восприятие.

4 неделя: Лепка « Утенок» Комарова с. 61

Цели: Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв). Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу.

4 неделя: Рисование по замыслу. Комарова с.61

Цели: Развивать самостоятельность в выборе темы. Учить детей вносить в рисунок элементы творчества, отбирать для своего рисунка нужные краски, пользоваться в работе полученными умениями и навыками.

План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: Лепка. Аппликация

Лепка. Аппликация

Месяц        Тема        Программные задачи

Октябрь        1. Лепка. «Мой веселый, звонкий мяч»        Вызвать у детей интерес к лепке как виду изодеятельности, позволяющему создавать объемные изображение. Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладонями, координировать и синхронизировать движения рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

        2. Аппликация «Кубик на кубик»        Учить детей раскладывать кубики в определенной последовательности, познакомить со способом нанесения кистью клеем на обратную сторону фигуры от середины к краям, учить прикладывать смазанной клеем стороной к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой, воспитывать отзывчивость и доброту.

        3. Лепка «Ягодки на тарелочке»        Закреплять умение лепить шарики разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев для ягодки, показать возможность сплющивания шара для получения тарелочки в диск и поднимания бортика тарелочки, развивать чувство формы.

        4. Аппликация «Выросла репка»        Учить детей создавать образ репки в технике обрывной аппликации: разрывать полоски бумаги желтого и оранжевого цвета на кусочки и приклеивать мозаично на готовый силуэт или в пределах заданного контура, развивать чувство формы, мелкую моторику.

Ноябрь        1. Лепка «Бабка и дед»        Учить наносить пластилин на заданную поверхность, доводить изделие до заданного образа с помощью ниток и пластилина.

        2. Аппликация «Собери портрет»        Учить детей составлять целое из частей, продолжать учить ориентироваться в частях тела, развивать внимание.

        3. Лепка «Миски для трех медведей»        Познакомить детей с глиной. Учить детей сплющивать шарик, скатанный из глины между ладоней и делать углубление в центре комочка.

        4. Аппликация «Чашки для 3 медведей»        Учить детей располагать и наклеивать предметы в определенной последовательности, опираясь на картину.

Декабрь        1. Лепка «Мамины помощники»        Закреплять полученные навыки работы с пластилином, продолжать учить детей лепить предметы из пластилина, состоящие из нескольких частей, развивать речь, мелкую моторику, фантазию.

        2.Аппликация «Ложка — поварешка»        Учить детей составлять целое из 2 и более частей. Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист. Развивать память, мелкую моторику.

        3. Лепка «Снеговик»        Учить детей лепить предметы, состоящие из 2 шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала, развивать речь, мышление.

        4. Аппликация «Маленькая ёлочка»        Закреплять представление детей о геометрических фигурах. Учить детей аккуратно наклеивать детали изображения, продолжать учить украшать изделие с помощью заготовленных геометрических фигур.

Январь        1. Лепка «Волшебный шарик»        Продолжать учить детей украшать объёмные изделия маленькими пластилиновыми шариками. Развивать речь и мышление, мелкую моторику, фантазию.

        2. Аппликация«Волшебные снежинки»        Учить детей наклеивать полоски бумаги в форме снежинки на основе готового круга или шестигранника, побуждать к дополнению аппликативного образа декоративными элементами – штрихами, пятнышками, мазками.

        3. Лепка «По земле спешат машины»        Учить конструировать из цветной бумаги  грузовую машину, раскладывать детали в соответствующей им по форме контуры.

Февраль        1. Аппликация «Ледоход»        Продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию, учить создавать несложную сюжетную композицию. Учить детей описывать изображенное на картине.

        2. Лепка «Самолет построим сами»        Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность и координацию движения.

        3. Аппликация «День защитника Отечества»        Закреплять умение детей работать с клеем и цветной бумагой. Развивать фантазию, речь, мелкую моторику. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью фломастера.

        4. Лепка «Пушка»        Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из 3 деталей, обогащать речевой словарь.

Март        1. Аппликация «Букет цветов для мамочки»        Знакомить с бумажным фольклором как видом народного декоративно — прикладного искусства. Вызывать интерес к созданию красивых композиций из цветов по мотивам народной аппликации.

        2. Лепка из глины «Мама»        Познакомить детей с новым пластичным материалом – глиной. Закреплять умение лепить предметы, состоящие из 2 частей, доводить изделие до нужного образа при помощи заостренной палочки.

        3. Аппликация «Ходит в небе солнышко»        Вызвать интерес к созданию аппликации, вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить создавать образ солнца в аппликации, приклеивать большой круг, сминать салфетку в комок и приклеивать. Показать варианты лучиков – прямые, волнистые. Развивать восприятие, фантазию.

        4. Лепка из соленого теста «Сосульки – воображульки»        Учить детей лепить предметы в форме конуса, развивать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины, побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов – сплющивать, скручивать.

Апрель        1. Коллективная сюжетна аппликация «Птицы»        Продолжать учить детей составлять коллективную композицию. Доводить предмет до нужного образа при помощи засушенных листьев.

        2. Лепка «Сова»        Учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать восприятие, фантазию, мелкую моторику.

        3. Аппликация «Ракета»        Продолжать учить составлять предмет из геометрических фигур, закреплять навыки правильного использования клея и цветной бумаги.

        4. Лепка по замыслу        Учить детей лепить из пластилина предмет по собственному замыслу.аппликация

        5. Аппликация «Платок для матрешки»        Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их. Учить составлять узор на треугольном платке чередую круги и треугольники. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Май        1. Лепка «Бабочка»        Учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие, развивать речь и мышление, учить с помощью движения изображать слова стихотворения.

        2. Аппликация «Улитка»        Учить детей собирать целое из частей и наклеивать их методом накладной аппликации. Доводить изделие до нужного образа, развивать моторику.

        3. Лепка «Салют»        Закреплять полученные навыки техники намазывания пластилина на картон, развивать чувство цвета, формы, ритма. Закреплять мелкую моторику, развивать фантазию

        4. Аппликация «Скоро лето»        Продолжать учить детей составлять коллективную композицию. Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастера. Учить громко и четко произносить слова потешки.

Рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Перспективное планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка/аппликация) разновозрастная группа дети (4-6 лет)

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Тема:   «Осень» 05.09-30.09

«Что изменилось осенью» (05.09-09.09)

Диагностика

Диагностика

«Сельскохозяйственные промыслы» (12.09-16.09)

Диагностика

Диагностика

«Поведение в природе» (19.09-23.09)

Лепка «Большие и маленькие морковки»

Цель: учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить предметы большие и маленькие. Обращать детей на результат.

[1, стр.49]

Аппликация «Красивые флажки»

Цель: закреплять умение детей действовать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.

[1, стр.49]

«Лесные превращения» (26.09-30.09)

Аппликация «Укрась салфеточку»

Цель: учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее, правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать части. Подводить к эстетической оценке работ.

[1, стр. 52]

Лепка «Яблоки и ягоды» («Овощи разной величины»)

Цель: закреплять умение лепить предметы круглой формы и разной величины.

[1, стр.48]

Тема: «Я в мире человек» (03.10-21.10)

«В здоровом теле здоровый дух» (03.10-07.10)

Лепка «Огурец и свекла»

Цель: Познакомить детей с предметами овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

[1, стр. 55]

Аппликация «Нарежь полосочки  и наклей из них какие хочешь предметы»

Цель: закреплять навык резать широкую полоску бумаги, правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество детей, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.

[1, стр. 50]

«Большая семья» (10.10-14.10)

Аппликация «Украшение платочка»

Цель: учить выделению углов, сторон. Закреплять знания круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразованию формы, разрезая квадрат на треугольники и круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

[1, стр. 53]

Лепка «Вылепите какие хотите овощи и фрукты»

Цель: закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы. Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности детей.

[1, стр. 50]

«Что я знаю о себе» (17.10-21.10)

Лепка «Яйцо»

Цель: продолжать знакомить детей с предметами овальной формы. Учить передавать ее приемам оттягивания и скругления концов пальцами. Познакомить с понятием «острый», «тупой»

[1, стр. 56]

Аппликация «Украшение платочка»

Цель: закреплять навык  выделения углов, сторон. Закреплять знания круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Закреплять умение преобразовывать формы, разрезая квадрат на треугольники и круг на полукруги

 [1, стр. 53]

Тема: «Мой город, моя страна» (24.10-11.11)

«Родной край» (24.10-28.10)

Аппликация «Лодки плывут по реке»

Цель: учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.

[1, стр. 55]

Лепка по замыслу 

Цель: закреплять навык  детей определять содержание своей работы, использовать  в лепке знакомые приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать творческие особенности детей.

[1, стр. 52]

«День народного единства» (31.10-3.11)

Лепка «Грибы»

Цель: закреплять умение лепить знакомые предметы используя усвоенные приемы: раскатывание пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения форм. Подводить к образной оценки работы.

[1, стр. 57]

Аппликация «Укрась флажок»

Цель: закреплять умение детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Закреплять навык разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее, правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции.

[1, стр. 52]

        «Мы — пешеходы. Транспорт» (7.11-11.11)

Аппликация «В нашем селе построен большой дом»

Цель: закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей.  Создавать в аппликации образ большого дома. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассмотрении работ видеть образ.

[1, стр. 57]

Лепка «Яйцо»

Цель: продолжать знакомить детей с предметами овальной формы. Закреплять умение передавать ее приемам оттягивания и скругления концов пальцами. Повторить  понятие «острый», «тупой»

[1, стр. 56]

Тема: «Новый год» (14.11-30.12)

« У природы нет плохой погоды» (14.11-18.11)

Лепка «Рыбка»

Цель: закреплять знания овальной формы, приемов изготовления предметов такой формы: раскатывание прямыми движениями ладони, лепка пальцами. Учить приему оттягиванию, сплющиванию передачи характерных особенностей рыбки.

[1, стр. 59]

 Аппликация «В нашем селе построен большой дом»

Цель: закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей.  Создавать в аппликации образ большого дома. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. [1, стр. 57]

«Как звери готовятся к зиме» (21.11-25.11)

Аппликация «Грибы»

Цель: учить детей срезать уголки, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части аппликации. Подводить к образному решению, образному виденью результатов работы, к их оценки.

[1, стр. 58]

Лепка по замыслу. «Вылепи какие хочешь овощи или фрукты»

Цель: закреплять умение детей выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов. Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приемы лепки.

[1, стр. 61]

«Улетели, улетели»  (28.11-02.12)

Лепка «Разные рыбки»

Цель: учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько различающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее показанные приемы.

[1, стр. 60]

Аппликация по замыслу «Дом моей мечты»

Цель: продолжать упражнять детей в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали. Закреплять умение продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение.

[1, стр. 62]

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…» (05.12-09.12)

Аппликация «Вырежи и наклей, какую хочешь постройку»

Цель: продолжать упражнять детей в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение.

[1, стр. 62]

Лепка «Большая утка с утятами»

Цель: закреплять умения передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить пластилин в соответствующей пропорции.

[1, стр.63]

«Кто придёт на праздник к нам?» (12.12-16.12)

Лепка «Уточка»

Цель: учить приему примазывания, сглаживания, приплющивая. Учить передавать относительную величину частей головы и туловища. Воспитывать стремления добиваться лучшего результата.

[1, стр. 62]

Аппликация «Красивые шары»

Цель: закреплять знания о круглой и овальной формы. Закреплять навык срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения шаров овальной и круглой формы. Чередовать шары разной формы. Наклеивать аккуратно, ровно.

[1, стр. 64]

«Скоро праздник Новый год» (19.12-23.12)

Аппликация «Бусы на елку»

 Цель: закреплять знания о круглой и овальной формы. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы. Чередовать бусинки разной формы. Наклеивать аккуратно, ровно, по середине листа.

[1, стр. 64]

Лепка «Золотая рыбка»

Цель: Закреплять навык передавать отличительные особенности рыбки. Закреплять ранее показанные приемы лепки.

[1, стр. 60]

«Подарки друзьям и близким» (26.12-30.12)

Лепка «Девочка в зимней одежде»

Цель: учить детей видеть части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) и передавать это с соблюдением пропорций.

[1, стр. 63]

Аппликация «Бусы на елку»

 Цель: закреплять знания о круглой и овальной формы. Закреплять навык срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы. Чередовать бусинки разной формы. Наклеивать аккуратно, ровно, по середине листа.

[1, стр. 64]

Тема: «Зима» (09.01-03.02)

«Зимушка хрустальная» (09.01-13.01)

Аппликация «Пирамидка из шаров»

Цель: упражнять детей с вырезанием округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учит красиво подбирать цвета.

[1, стр. 65]

Лепка «Девочка в длинной шубке»

Цель: закреплять умение детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине.  

[1, стр. 67]

«Зимние забавы» (16.01-20.01)

Лепка «Птичка»

 Цель: учить детей лепить из пластилина птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений

[1, стр. 65]

Аппликация «Снежки»

Цель: закреплять знания о круглой формы. Закреплять навык срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения круглой формы. Закреплять приемы владения ножницами.

[1, стр. 65]

«Зимние чудеса»  (23.01-27.01)

Аппликация «Тележка с игрушками (шариками, кирпичиками, кубиками)»

 Цель: Учить детей пользоваться ножницами: правильно их держать, резать бумагу по прямой, закруглять углы у квадрата, чтобы получить круг. Учить составлять изображение из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их. Развивать инициативу.

[1, стр. 68]

Лепка «Птичка»

 Цель: учить детей лепить из пластилина птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений

[1, стр. 65]

«Северные друзья» (30.01-03.02)

Лепка «Вылепи какое хочешь животное»

Цель: учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение.

[1, стр. 66]

Аппликация «Магазин игрушек (шарики, кирпичики, кубики)»

 Цель: закреплять умение детей пользоваться ножницами: правильно их держать, резать бумагу по прямой, закруглять углы у квадрата, чтобы получить круг. Закреплять навык составлять изображение из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их. Развивать инициативу.

[1, стр. 68]

Тема: «День защитника Отечества» (06.02-22.02)

«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» (06.02-10.02)

Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь постройку и как хочешь укрась ее»

Цель: закреплять умение преобразовывать геометрические фигуры путем разрезания прямоугольника, квадрата, круга. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Учить придумывать постройку и воплощать ее в аппликации, затем самостоятельно определять и вырезать детали для украшения постройки.

[1, стр. 66]

Лепка «Вылепи какое хочешь животное»

Цель: закреплять навык детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение.

[1, стр. 66]

«Былинные герои» (13.02-17.02)

Лепка «Хоровод»

 Цель: учить детей изображать фигуру человека, правильно передовая соотношение частей. Учить объединять свою работу с работами других детей. Развивать образное восприятие.

[1, стр. 69]

Аппликация «Постройка по замыслу»

Цель: закреплять умение преобразовывать геометрические фигуры путем разрезания прямоугольника, квадрата, круга. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Закреплять навык придумывать постройку и воплощать ее в аппликации, затем самостоятельно определять и вырезать детали для украшения постройки.

[1, стр. 66]

«Папа защитник, папа-герой» (20.02-22.02)

Аппликация «Звено летящих самолетов»

Цель: учить правильно составлять изображения из частей, находить место той или иной части в общей работе, аккуратно наклеивать. Закрепить знание формы – прямоугольник, учить плавно срезать его углы.

[1, стр. 70]

Лепка «Самолет»

Цель: закреплять навык детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение.

[1, стр. 66]

Тема: «Международный женский день» (27.02-10.03)

«Я люблю свою семью» (27.02-3.03)

Лепка «Птички клюют зернышки»

Цель: учить передавать простую позу: наклон головы и  тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы перестать простой сюжет, сценку.

[1, стр. 71]

Аппликация «Дом, в котором мы живем»

Цель: закреплять умение преобразовывать геометрические фигуры путем разрезания прямоугольника, квадрата, круга. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Закреплять умения придумывать постройку и воплощать ее в аппликации, затем самостоятельно определять и вырезать детали для украшения постройки.

[1, стр. 66]

«Международный женский день» (06.03-10.03)

Аппликация «Вырезание и наклеивание красивого цветка в подарок маме и бабушке»

Цель: учить вырезать и наклеивать красивый цветок: вырезать части цветка (срезая углы путем закругления), составлять из них красивое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким.

[1, стр. 71]

Лепка «Чашечка»

 Цель: закреплять умение детей лепить посуду приемами раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

[1, стр. 79]

Тема: «Народная культура и традиции» (13.03-31.03)

«Народная игрушка» (13.03-17.03)

Лепка «Мисочка»

Цель: учить детей лепить используя новые приемы вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами.

[1, стр. 73]

Аппликация «Птичка»

 Цель: закреплять умение  пользоваться ножницами: правильно их держать, резать бумагу по прямой, закруглять углы у квадрата, чтобы получить круг. Закреплять навык составлять изображение из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их. Развивать инициативу.

[1, стр. 68]

«Народные промыслы» (20.03-24.03)

Аппликация Декоративная аппликация на квадрате

Цель: учить детей составлять узор на квадрате, ритмично располагая геометрические фигуры по углам, в середине, по краям. Учить преобразовывать фигуры, разрезая их (квадрат на два треугольника, прямоугольник на два квадрата). Закреплять приемы резания. Воспитывать самостоятельность. Стимулировать творческое мышление.

[1, стр. 72]

Лепка «Декоративная мисочка»

Цель: закреплять навык детей лепить используя новые приемы вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами. Стимулировать творческое мышление.

[1, стр. 73]

 «Книжкина неделя» (27.03-31.03)

Лепка «Козленочек»

Цель: учить детей лепить четвероногого животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.п.

[1, стр. 75]

Аппликация по замыслу «Животные сказочного леса»

Цель: закреплять умение  пользоваться ножницами: правильно их держать, резать бумагу по прямой, закруглять углы у квадрата, чтобы получить круг. Закреплять навык составлять изображение из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их. Развивать инициативу.

 [1, стр. 68]

Тема: «Весна» (03.04-21.04)

«Что изменилось весной?»  (03.04-07.04)

Аппликация «Загадки»

Цель: закреплять умение соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, мелкие детали вырезать самостоятельно. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, воображение.

[1, стр. 77]

 Лепка «Птичка клюет зернышки из блюдечка»

Цель: закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами: раскатывания, оттягивание, прищипывание, соединение частей, прижимая и сглаживая места скрепления.

[1, стр. 81]

«День космонавтики» (10.04-14.04)

Лепка «Красивое блюдце»

Цель: продолжать упражнять в приемах раскатывания и сплющивания пластилина, оттягивание пальцами концов. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами, при рассматривании выбирать лучшие.

[1, стр. 77]

Аппликация по замыслу «Космические аппараты»

Цель: закреплять умение  пользоваться ножницами: правильно их держать, резать бумагу по прямой, закруглять углы у квадрата, чтобы получить круг. Закреплять навык составлять изображение из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их. Развивать инициативу.

 [1, стр. 68]

«Мы бережём природу» (17.04-21.04)

Аппликация «Вырежи и наклей что хочешь»

Цель: учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество.

[1, стр. 79]

Лепка «Мисочки для трех медведей»

 Цель: закреплять умение детей лепки предметов одинаковой формы, но разной величины. Упражнять в лепке мисочек, отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами.

[1, стр. 76]

Тема: «День Победы» (24.04-05.05)

«Они защищали Родину» (24.04-28.04)

Лепка «Посуда для кукол»

Цель: закреплять умение лепить посуду. Отрабатывать нужные для этого приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

[1, стр. 80]

Аппликация по замыслу «Салют»

Цель: закреплять умение  пользоваться ножницами: правильно их держать, резать бумагу по прямой, закруглять углы у квадрата, чтобы получить круг. Закреплять навык составлять изображение из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их. Развивать инициативу.

 [1, стр. 68]

«Этих дней не смолкнет слава» (02.05-05.05)

Аппликация «Красная Шапочка»

Цель: учить детей передавать образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая отношение по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.

[1, стр. 81]

Лепка по замыслу 

Цель: закреплять навык  детей определять содержание своей работы, использовать  в лепке знакомые приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать творческие особенности детей.

[1, стр. 52]

Тема: «Лето» (10.05-31.05)

«Что изменилось летом?» (10.05-12.05)

Лепка «Зайчик»

Цель: учить детей лепить животного, передавая овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей.

[1, стр. 83]

Аппликация «Волшебный сад»

Цель: закреплять умение создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание своего изображения (волшебные деревья, цветы).

[1, стр. 82]

«Летние виды спорта» (15.05-19.05)

Аппликация «Вырежи и наклей что хочешь»

Цель: учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество.

[1, стр. 79]

Лепка по замыслу 

Цель: закреплять навык  детей определять содержание своей работы, использовать  в лепке знакомые приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать творческие особенности детей.

[1, стр. 52]

«Как вести себя в лесу» (22.05-26.05)

Диагностик

Диагностик

«Шестиногий народец»  (29.05-31.05)

Диагностика

Диагностик

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа).

Календарно-тематическое планирование (аппликация, лепка, старшая группа) по теме: Рабочая программа по аппликации

месяц

тема занятия

содержание занятия

компонент ДОУ

материал

соответствующие формы

работы

сентябрь

1

Ваза с фрук-

тами

закрепить названия овощей и

фруктов, развивать умение вы-

резать круглые и овальные

формы из квадратов и прямо-

угольников, плавно срезая углы,

разрезать бумагу по кривым и

ломаным линиям. Учить соче-

тать элементы по цвету, размеру,

форме, дополняя их характерны-

ми деталями. Воспитывать акку-

ратность в работе.

Развивать мелкую

моторику. Форми-

рование словаря:

названия фруктов

Муляжи фруктов в

вазе, основа круг-

лой  формы  диамет-

ром 20 см, цветные

заготовки квадрат-

ной и прямоугольной

формы, ножницы,

клей, кисть клеевая,

клеенка, тряпочка,

поднос.

Рассматривание муляжей фруктов или

натуральные фрукты. С/ролевая игра

«Фруктовый магазин», Д/и «Что лиш-

нее» («Четвертый лишний»), «Угадай

по вкусу»

сентябрь

2

В лес

за грибами

Познакомить детей со способом

симметричного вырезания.

Учить составляя изображение из

частей. Развивать умение созда-

вать сюжетную композицию.

Воспитывать бережное отноше-

ние к материалам.

Развивать мелкую

моторику, форми-

рование словаря:

съедобные и

несъедобные гри-

бы

муляжи грибов в кор-

зине, альбомный лист

с наклеенной не пол-

ностью корзинкой,

цветные полоски,

ножницы, клей, кисть

клеевая, клеенка, тря-

почка, поднос

беседа о грибах, о съедобных и несъе-

добных. Рассматривание муляжей

грибов, иллюстраций. Лепка грибов

из пластилина

Октябрь

3

Чайный сервиз

учить детей приему вырезания

мелких деталей способом сложе-

ния полоски бумаги в несколько

раз. Развивать умение вырезать

предметы по округлым и лома-

ным линиям. Воспитывать ху-

дожественно-эстетический вкус.

обогащение и ак-

тивизация словаря:

чайная, столовая

посуда

альбомный лист или

цв. картон, трафареты

чайной посуды (чаш-

ки, блюдца, чайник

заварочный, сахарни-

ца), цв. бумага, прос-

той карандаш или

темный фломастер,

ножницы, клей, кисть

клеевая, клеенка, тря-

почка, поднос.

Беседа о разновидностях посуды

(чайная, столовая). Рассматривание

вариантов украшения посуды. Д/и

«Разбитая посуда» («разрезные кар-

тинки»).

Октябрь

4

Оденем кук-

лу на

прогулку

учить детей вырезать более

сложные формы-предметы одеж-

ды. Развивать чувство цвета.

Воспитывать умение экономно

расходовать бумагу.

обогащение и ак-

тивизация словаря:

одежда повседнев-

ная, праздничная,

спортивная

белый картон разме-

ром 1520 см с силуэ-

том куклы, трафаре-

ты одежды, темный

карандаш или фло-

мастер, цв. бумага

или ткань однотонная

и цветная х/б, ножни-

цы, клей ПВА, кисть

клеевая, клеенка, тря-

почка, поднос

беседа о видах одежды, сезонных из-

менениях в одежде. Рассматривание

журналов мод с выкройками. Рассказ

о воспитателя о создании одежды

Ноябрь

5

Украсим рука-

вички

учить детей составлять узор на

основе, самостоятельно выби-

рать элементы украшения на се-

редине и по краю изделия. Раз-

ввивать воображение, умение

составлять композицию по за-

мыслу. Воспитывать умение при-

водить рабочее место в порядок

после работы

Развивать мелкую

моторику, форми-

рование словаря:

орнамент

рукавички, образцы

орнаментов народов

Севера, вырезанные

силуэты рукавичек,

цв. полоски бумаги,

ножницы, клей, кисть

клеевая, клеенка, тря-

почка, поднос

рассматривание орнаментов народов

Севера, вариантов украшение рукави-

чек. Раскрашивание силуэтов рукави-

чек

Ноябрь

6

Цыпленок

познакомить детей с выполнени-

ем аппликации способом обры-

вания бумаги. Учить полностью

заполнять силуэт кусочками бу-

маги неправильной формы. Раз-

ввивать умение создавать сюжет-

ную композицию. Воспитывать

художественно эстетический

вкус

развитие мелкой

моторики

картон белый, равный

по размеру ½ альбом-

ного листа (с контура

цыпленка), бумага

цветная желтая, по-

лоска бумаги зелено-

го цвета, фломастеры

черный и красный,

ножницы, клей ПВА,

розетка под клей,

кисть клеевая, тря-

почка, поднос, клеен-

ка

Рассматривание иллюстраций с изоб-

ражением птенцов домашних птиц.

Рисование цыпленка

Декабрь

7

Сказочная пти-

ца

учить передавать образ сказоч-

ной птицы в аппликации,

используя декоративные элемен-

ты. Закреплять приемы выреза-

ния. Развивать пространственное

и образное мышление, зритель-

но-двигательную координацию.

воспитывать умение замечать

интересные выразительные ре-

шения созданных изображений

развитие мелкой

моторики

альбомный лист, цв.

заготовки квадрат-

ной, прямоугольной,

треугольной формы;

цв. полоски, цв. перья

карандаш простой,

ножницы, клей, кисть

клеевая, клеенка,

тряпочка, поднос

знакомство с элементами декоратив-

ной росписи на занятиях по рисова-

нию. Чтение сказки «Иван-царевич и

серый волк», рассматривание иллюст-

раций. Рисование жар-птицы. Рас-

сматривание изображений экзотичес-

ких тропических птиц, сравнение со

сказочной птицей.

Декабрь

8

Новогодняя

открытка

продолжать учить детей аккурат-

но наклеивать элементы, не раз-

мазывая клей по основе. Разви-

вать умение создавать сюжетную

композицию, дополнять ее укра-

шающими деталями. Воспиты-

вать бережное отношение к ма-

териалам

развитие мелкой

моторики

альбомный лист с вы-

резанным трафаретом

елки или звезд, зеле-

ная бумага, равная по

размеру ½ альбомно-

го листа, блестки,

фольга, клей ПВА,

кисть клеевая, тря-

почка, клеенка, под-

нос, ножницы

беседа о празднике. Рассматривание

новогодних открыток

Январь

9

Водим, водим

хоровоод

Закреплять умение складывать

гармошкой полоску бумаги.

Учить вырезать силуэт человеч-

ка. Побуждать дополнять ком-

позицию деталями, обогащающи-

ми изображение. Воспитывать

аккуратность в работе.

развитие мелкой

моторики

цветные полоски раз-

мером 530 см, прос-

той карандаш, ножни-

цы, дополнительные

элементы для украше-

ния, фломастеры, клей

Разучивание хороводных песен. Рас-

сказ воспитателя о народных празд-

никах, традициях

Январь

10

Белые снежин-

ки

Учить детей вырезать снежинку

из бумаги, сложенной несколько

раз. Развивать координацию дви-

жжений. Воспитывать аккурат-

ность при развертывании салфет-

ки.

развитие мелкой

моторики, форми-

рование словаря:

резные, узорчатые

снежинки.

бумажная белая сал-

фетка, ножницы, прос-

той карандаш.

Наблюдение на прогулке за падаю-

щим снегом. Рассматривание снежин-

ки через лупу. Рисование снежинки

свечой с последующей тонировкой

бумаги.

Февраль

11

«Царство ди-

ких зверей»

(коллективное)

Учить детей вырезать более

сложные изображения -фигурки

животных. Развивать умение ра-

ботать при помощи трафарета,

зрительную память, наблюда-

тельноссть, глазомер. Воспиты-

вать умение работать коллектив-

но, радоваться достигнутому ре-

зультату.

развитие мелкой

моторики

лист ватмана с изобра-

жжением зимнего ле-

са, трафареты диких

животных (зайца, ли-

сы, волка, белки, лося)

цв. бумага, темный ка-

рандаш или фломас-

тер, ножницы, клей,

кисть клеевая, тряпоч-

ка, поднос

беседа по теме «Дикие животные».

Обсуждение повадок животных, д/и

на группировку и классифакацию

«Кто лишний?», «Составь из частей

целое»

Февраль

12

Пароход

Учить детей составлять много-

элементную композиции. Повто-

рять и закреплять различные спо-

собы вырезания (симметричное

по прямой, по кругу, силуэтное).

Воспитывать аккуратность при

наклеивании

развитие мелкой

моторики, форми-

рование словаря:

водные виды

транспорта

Тонированный голу-

бой альбомный лист

размером 2020 см,

цветные заготовки

желтого цвета разме-

ром 712 см, 24 см,

зеленая заготовка 58

см, простой карандаш,

ножницы, клей, кисть

клеевая, клеенка, тря-

почка, поднос

Рассказ воспитателя о водных видах

транспорта. Рассматривание иллюст-

раций. Обведение через кальку раз-

личных видов кораблей. Рисование

кораблей.

Март

13

Нарцисс

Учить детей выполнять апплика-

цию с частичным наклеиванием

деталей для придания изображе-

нию объемности. Закреплять

приемы вырезания. Воспитывать

художественно-эстетический

вкус.

развитие мелкой

моторики; форми-

рование словаря:

названия весенних

цветов.

альбомный лист, по-

лоска желтая разме-

ром 618 см, оранже-

ваяя размером 3,56

см, зеленая размером

218 см, карандаш

простой, ножницы,

клей, кисть клеевая,

клеенка, тряпочка,

поднос

рассматривание открыток с изображе-

нием нарциссов. Д/и «Цветочное ло-

то»,  «Я садовником родился».

Март

14

Строим дом

Продолжать учить детей созда-

вать изображение, разрезая бума-

гу на квадраты, полоски. Закреп-

лять представление о величине,

развивать пространственные

представления. Воспитывать уме-

ние критически оценивать свою

работу.

развитие мелкой

моторики

Тонированный голу-

бой альбомный лист,

5 белых полосок раз-

мером 312 см, и жел-

тые полоски 28 см,

полоска коричневая

214 см, ножницы,

клей, кисть клеевая,

клеенка, тряпочка,

поднос

Наблюдение на прогулке за домами,

построенными на ближайшей улице

(панельный, кирпичный, монолит-

ный). Постройка разных видов домов

из конструктора.

Апрель

15

Космическая

ракета

Учить составлять многоэлемент-

ную композицию. Продолжать

закреплять различные способы

вырезания (симметричное по

прямой, по кругу, силуэтное).

Воспитывать аккуратность и бе-

режное отношение к материалам

развитие мелкой

моторики

Синий лист формата

альбомного листа с зара-

нее выполненным наб-

рызгом желтого цвета,

имитирующим звезды,

белая заготовка разме-

ром 176,5 см, 3 квадра-

та размером 2,52,5 см

желтого или золотистого

цвета, карандаш, трафа-

реет (по необходимости)

ножницы, клей, кисть

клеевая, клеенка, тря-

почка, поднос1

Беседа о космосе, воздушных видах

транспорта. Рассматривание иллюст-

раций космических кораблей.

С/р игра «Космонавты»

Апрель

16

Уж верба вся

душистая

учить детей новому виду аппли-

кации – из бумажных комочков,

продолжать упражнять в симмет-

ричном вырезании. Развивать эс-

тетическое восприятие. Воспиты-

вать умение приводить свое ра-

бочее место в порядок после ра-

боты

развитие мелкой

моторики

Веточка вербы в вазе,

картонная основа си-

него, голубого цвета

размером с ½ альбом-

ного листа, цветная

заготовка размером

1010 см, полоска бу-

маги коричневая раз-

мером 310 см, белая

бумажная салфетка,

губка влажная, нож-

ницы, клей, кисть

клеевая, клеенка, тря-

почка, поднос.

наблюдение за веткой вербы, постав-

ленной в вазу с водой. Беседа о весен-

них изменениях в природе. Зарисовки

в альбоме, как постепенно верба рас-

пускается.

Май

17

Во поле березка

стояла

Продолжать повторять и закреп-

лять все изученные приемы вы-

резания, развивать чувство цвета

и композиции. Воспитывать уме-

ние критически оценивать свою

работу.

развитие мелкой

моторики

Заготовки макетов кар-

тин (белая вставка 1624

см на цветном картоне),

заготовки зеленые трех

тонов размером 510 см,

510 см и 79 см, цв. ка-

рандаши, ножницы, клей

кисть клеевая, клеенка,

тряпочка, поднос

Беседа о весенних изменениях

в природе, смене времен года.

Разучивание стихов и песен о приро-

де. Рисование по теме «Времена года»

Заготовка цветной основы.

Май

18

Кошечки, со-

бачки

Учить детей выполнять сюжет-

ную аппликацию, состоящую из

двух персонажей. Развивать уме-

ние дополнять комопзицию дета-

лями, обогащающими изображе-

ние. Воспитывать художествен-

но-эстетичский вкус

развитие мелкой

моторики

альбомный лист, трафа-

реты собаки и кошки,

травы, бархатная бумага,

нитки шерстяные тонкие

цветные, кусочек меха

или пух, глазки, носик,

карандаш темный, нож-

ницы, клей ПВА, кисть

клеевая, клеенка, тря-

почка, поднос

беседа о домашних животных.

Наблюдение за поводками кошек и

собак. Рассказ об отличии характера,

привычек кошек и собак. Рисование

своих домашних любимцев

Календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО АППЛИКАЦИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

     ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО АППЛИКАЦИИ

                                   СТАРШАЯ ГРУППА

Т.С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе”

И.А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа”

Г.С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа”

Д.Н. Колдина “Аппликация с детьми 5-6 лет”

                                                          СЕНТЯБРЬ

  № / ДАТА

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Цветная бумага “Овощи на тарелке”

Отрабатывать умение вырезать предметы круглой  и овальной формы из квадратов и  прямоугольников, срезая углы способом закругления

Комарова “Занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа”,с. 40

2

Аппликация из бумаги “Веселые портреты”

Учить составлять портрет из отдельных частей. Познакомить  с новым способом вырезания овала  из бумаги сложенной вдвое.

Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа”, с. 18

3

Цветная бумага “На лесной полянке выросли грибы”

Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы.

Комарова, с. 35

4

Аппликация силуэтная с элементами рисования “Цветные ладошки”

Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру.

Лыкова ,с. 24

                                                         ОКТЯБРЬ

  № / ДАТА

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Цветная бумага. Обрывание по контуру “Что за животное”

Продолжать учить обрывать  бумагу по контуру неопределенной формы разных размеров и дополнять силуэт графическими изображениями. Развивать воображение.

Колдина “Аппликация с детьми 5-6 лет”, с.29

2

Цветная бумага “Автобус”

Учить передавать характерные особенности формы автобуса. Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые квадраты

Комарова, с. 52

3

Цветная бумага. Обрывание по контуру “Под грибом”

Учить вырезать полуовал из прямоугольника путем скругления верхних уголков, вырезать круг из квадрата. Учить делать детали путем обрывания.

Колдина, с. 17

4

Цветная бумага “Дома на нашей улице”

Учить передавать образ дома. Упражнять в приемах вырезания по косой и по прямой.

Комарова, с. 53

                                                               НОЯБРЬ

  № / ДАТА

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Аппликация обрывная с элементами декоративного рисования “Золотые березы”

Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного ствола с тонкими ветками

Лыкова, с. 68

2

Журнальная бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета “Ворона”

Учить вырезать из заготовок разной формы отдельные детали и составлять образ птицы. Самостоятельно оформлять поделку с помощью мелких деталей.

Колдина, с. 16

3

Цветная бумага “Цветные зонтики”

Закрепить умение закруглять уголки для получения купола зонтика, показать варианты оформления края, познакомить с новым приемом оформления — раздвижения

Лыкова, с. 54

4

Цветная бумага. Объемная аппликация “Члены моей семьи”

Продолжать учить складывать лист пополам по горизонтали, сглаживая линию сгиба. Закреплять умение самостоятельно вырезать детали, соотнося их по величине. Учить составлять задуманный образ из вырезанных форм.

Колдина ,с. 37

                                                                 ДЕКАБРЬ

  № / ДАТА

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета “Одежда для Вани и Маши”

Знакомить с историей русского костюма и его особенностями. Учить подбирать подходящую русскую народную одежду для мальчика и девочки.

Колдина, с. 23

2

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги “Снегири и яблочки”

Показать возможности лепки  из ваты. Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные техники.

Лыкова, с. 98

3

Лист белой бумаги. Обрывание по контуру “Снеговик”

Учить обрывать бумагу повторяя форму круга; составлять задуманный образ. Продолжать учить самостоятельно подбирать и вырезать элементы для доведения предмета до нужного образа.

Колдина, с. 24

4

Цветная бумага, конфетти ”Новогодняя елка”

Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру на глаз. Умение самостоятельно оформлять ритмом красочного конфетти

Лыкова, с. 102

                                                                ЯНВАРЬ

  № / ДАТА

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Каникулы

2

Цветная бумага “Петрушка на елке”

Учить создавать образ из бумаги. Закреплять умение вырезать детали овальной формы. Закреплять умение вырезать мелкие детали на глаз

Комарова, с. 72

3

Вата. Аппликация на бархатной бумаге “Зимушка — зима”

Познакомить с последовательностью работы. Учить творчески, воплощать задуманную тему и самостоятельно определять содержание аппликации.

Колдина, с. 27

4

Цветная бумага и салфетки. Аппликация из вырезанного силуэта и скатанных мелких комочков “Белка и зайка”

Учить вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, обрывать салфетку, сминать в комочек, и наклеивать в заданном месте.

Колдина, 30

                                                           

                                                       ФЕВРАЛЬ

  № / ДАТА

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Цветная бумага.  Коллективная аппликация “Улица города”

Формировать навыки коллективной композиции. Самостоятельно выбирать нужный материал (квадрат, прямоугольник, трапеция, полоска, круг) для выполнения работы. Учить дополнять графическим изображением.

Швайко “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа”, с. 115

2

Аппликация “Банка варенья для Карлсона”

Учить составлять композицию. Показать способ вырезания гармошкой или дважды пополам

Лыкова, с. 134

3

Цветная бумага “Пароход”

Учить создавать образную картину применяя полученные ранее навыки. Упражнять в вырезании одинаковых частей.

Комарова, с. 84

4

Аппликация , вата “Деревья в снегу”

Учить вырезать ствол, ветки дерева. Умение оформлять, используя вату

                                                                      МАРТ

  № / ДАТА

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Аппликация коллективная “Весенний букет”

Учить вырезать цветы и листья из квадрата и прямоугольника, показать разные приемы декорирования цветка

Лыкова, с. 146

2

Аппликация коллективная из цветной бумаги или ткани “Наш аквариум”

Учить составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов. Составлять варианты рыбок. И размещать композиционно

Лыкова, с. 194

3

Цветная бумага “Сказочная птица”

Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения

Комарова, с. 92

4

Цветная бумага восковые мелки “А водица далеко, а ведерко велико….”

Учить изображать женскую фигуру в народной стилистики. Познакомить с приемами вырезания трапеции.

Лыкова, с.162

                                                           АПРЕЛЬ

  № / ДАТА

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Аппликация коллективная “Заморский натюрморт”

Совершенствовать технику вырезания округлых форм. Развивать чувство формы и композиционные умения

Лыкова, с. 188

2

Цветная бумага. Аппликация из вырезанных силуэтов предметов “Ракеты”

Продолжать учить симметрично вырезать предмет. Учить составлять сюжетную композицию

Колдина, с. 42

3

Вата. Тесьма шерстяные нитки. Аппликация из вырезанных силуэтов предметов “Цветы в горшке”

Учить сочетать в поделке несколько видов материалов, вырезать симметричные детали. Учить самостоятельно задумывать образ

Колдина, с. 41

4

Цветная бумага “Загадки”

Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображения различных предметов из геометрических фигур.

Комарова, с. 111

                                                                   МАЙ

  № / ДАТА

       ВИД   ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 

                             ЦЕЛИ

  ЛИТЕРАТУРА

1

Аппликация коллективная “Цветы луговые”

Продолжать учить вырезать розетковые цветы из квадрата. Обогатить аппликативную технику

Лыкова, с. 198

2

Цветная и гофрированная бумага. Накладная аппликация из вырезанных частей предмета “Цветы луговые”

Познакомить с луговыми цветами. Учить создавать образ цветка из вырезанных деталей методом наложения, использовать в работе гофрированную бумагу.

Колдина, с. 47

3

Аппликация силуэтная симметричная “Нарядные бабочки”

Учить вырезать силуэты из квадрата и прямоугольника. Показать варианты декора крылышек

Лыкова, с. 204

4

Цветная бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета “Свободная тема”

Учить самостоятельно, выбирать содержание поделки, подбирать сочетание бумаги и составлять композицию.

Колдина, с. 46

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *