Рост новорожденного ребенка (таблица)
Рост новорожденного ребенка, как и его вес, часто беспокоит родителей. Это неудивительно, ведь часто именно по ним судят, все ли хорошо с малышом.
Рост новорожденного ребенкаДанные ВОЗ
Несколько лет назад ВОЗ были выпущены новые нормы прибавок в росте детей в виде таблиц. Данные, которыми пользовались до этого, были собраны достаточно давно, и содержали информацию о малышах, которые питались смесью.
Исследования показали: малыши, которые получают молоко, растут и набирают вес немного медленнее, чем детки, которые питаются смесью. Появление же и распространение завышенных нормативов набора массы и роста вредно, поскольку такие высокие показатели могут способствовать перекармливанию малышей, получающих смесь.
Таблица роста
Рост новорожденного ребенка в таблице, составленной ВОЗ, отличается для девочек и для мальчиков. Таблица содержит несколько столбцов, в которых показан рост ребенка от очень низкого и до очень высокого. Как очень низкий, так и очень высокий рост встречаются достаточно редко и являются показанием для полноценного обследования ребенка, возможно, для выявления заболеваний и назначения лечения. Так,
Сразу после рождения крохи врачи определяют соотношение роста и веса (этот параметр носит название «Индекс Кетле»). По нему врач судят о развитии ребенка до рождения: о том, достаточно ли он получал питательных веществ, хорошо ли развивался. Для определения индекса нужны вес и рост новорожденного ребенка, таблица с этими данными, по которой сверяют показатели. Вес новорожденного делят на рост, получается двузначное число ( нормальным показателем является 60-70). Все это справедливо только для ребенка, который был доношен и рожден в срок. Для недоношенных деток показатели развития будут другими.
Особое внимание росту уделяется в течение первого года жизни малыша. Считается, что именно рост малыша больше, чем другие параметры, указывает на развитие ребенка, при расчете используют формулы, учитывающие возраст ребенка, рост, иногда – и вес. Считается, что ребенок с хорошим развитием набирает около 25 сантиметров за первые 12 месяцев.
Что влияет на рост ребенка?
Что влияет на рост? Прежде всего, наследственность: у высоких родителей дети уже в первый год жизни могут быть выше сверстников. Отставать же рост может из-за плохого питания (недостаточного, не по возрасту, несбалансированного), а также из-за некоторых возможных аномалий развития, установить которые может дополнительное обследование.
Итак, рост – это один из показателей развития малыша, который многое говорит как после рождения крохи, так и после него. Определить рост, точнее, соотнести рост и вес, важно, поэтому педиатр во время плановых помещений поликлиники обязательно замеряет рост и взвешивает малыша. Если рост отстает от показателей или опережает их незначительно, не стоит волноваться, это совершенно нормально. Если же расхождение велико, установить причины и выбрать лечение, если оно понадобится, поможет врач.
И, конечно, не стоит забывать, что цифры – это хорошо, но самое главное – самочувствие малыша, его физическое развитие.
Статья по теме:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Рост новорожденного ребенка (таблица)
Правильное развитие новорожденного оценивается в первую очередь на основании роста и веса. Неудивительно, почему родители уделяют столько внимания этим параметрам своего малыша.
Данные ВОЗ
Совсем недавно Всемирной организацией здравоохранения были одобрены новые таблицы нормальной прибавки роста и веса у детей. В отличие от устаревших данных, они включают нормы для малышей на естественном вскармливании.
Доказано, что рост и набор веса во многом зависит от типа питания: медленнее у новорожденных, питающихся грудным молоком, быстрее у «искусственников». Поэтому вполне можно навредить перекармливанием ребенку, получающему смесь, если ориентироваться на новые, завышенные для него нормы прироста.
Таблица роста
Согласно ВОЗ, имеются различия в нормативах при рождении для мальчиков и девочек. В таблице отображены показатели роста от крайне низкого до крайне высокого. В обоих случаях, что, к слову, редкость, ребенка полагается подвергнуть комплексному обследованию с целью коррекции возможной патологии.
Средний показатель роста для девочек – 46.1 см, нижняя граница – 43.6 см, верхняя – 54.7 см. У мальчиков нормальный среднестатистический рост составляет 49.9 см, очень низкий и очень высокий – соответственно 44.2 см и 55.66 см.
Данные ВОЗ собраны относительно детей родившихся в срок, кроме оценки роста принимались во внимание также такие показатели, как масса тела и окружность головки.
Уделяемое росту новорожденного пристальное внимание объясняется важностью данного параметра в общей оценке развития, расчетные формулы учитывают возраст, рост, некоторые – массу тела. Нормальный показатель развития – набор 25 см в первый год жизни. Оценить развитие малыша во внутриутробном периоде можно на основании «Индекса Кетле» (численное отношение роста и массы). Для его подсчета вес при рождении делят на численное значение роста. Для доношенного ребенка нормальными считаются цифры в пределах 60-70 см, у рожденного преждевременно показатели будут отличаться.
Что влияет на рост ребенка?
Что может повлиять на рост? В первую очередь важна генетика: дети высоких пап и мам перегоняют в росте своих ровесников. Отставание в этом параметре провоцирует нерегулярное питание, несбалансированный рацион или не соответствующая возрасту пища. Причиной также могут быть диагностированные пороки развития.
Таким образом, основываясь только лишь на показателе роста ребенка, можно многое рассказать про его развитие в целом, в том числе до момента прихода на свет. Обязательное измерение роста и веса на приеме у педиатра еще раз указывает на важность этих параметров, как в отдельности, так и в их числовом соотношении. Незначительное отставание или опережение в росте не причина для беспокойства. Однако значительная разбежка указывает на патологию и требует консультации специалиста.
И, безусловно, следует помнить, что бы ни показывали статистики и цифры, благополучие ребенка — в его хорошей физической форме и здоровом самочувствии.
Новорожденный Развитие до годаКак растет новорожденный ребенок по месяцам — Детишки и их проблемы
В этой статье:
При появлении на свет акушеры сразу же измеряют вес, окружность головки и рост новорожденного ребенка. Конечно, говорить о росте малыша можно с большой натяжкой, более точным будет формулировка “длина тела”. Дети рождаются с различными параметрами веса и длины. В этой статье мы рассмотрим, почему так происходит, какие факторы оказывают влияние на внутриутробное развитие плода, как развиваются малыши после рождения.
Нормальной считается длина тела новорожденного в пределах 46-56 см. Многие младенцы не укладываются в эти параметры и рост их превышает средние показатели, что не является патологией. Принято считать, что если длина малыша при рождении меньше 45 см, то его относят к категории недоношенных.
Как производится измерение длины ребенка
Первое измерение проводится в родильном зале. Новорожденного прикладывают к измерительной линейке так, чтобы головка соприкасалась с упором и максимально вытягивают ножки, отмечая на шкале соответствующее деление. На точность таких измерений влияют два обстоятельства.
После рождения на головке новорожденного имеется родовая опухоль, появившаяся после прохождения его через родовые каналы роженицы. Она не представляет опасности и рассасывается через пару дней, но при самом первом измерении влияет на общую длину. Более точные данные можно получить спустя 2-3 дня, когда опухоль исчезнет.
На правильность показаний при измерении длины новорожденного влияет то, что мускулатура его обычно находится в тонусе и распрямить ножку нередко очень трудно, не причинив ему вреда. Многие родители после роддома измеряют не только вес, но и рост своего малыша. Для деток старше года существуют специальные ростомеры.
Длину младенца измерить труднее. Следует создать упор для головки, в качестве которого можно использовать стену или бортик столика для пеленания. Положив головку малыша вплотную к этому упору, нужно выпрямить ножки и прижать их к столику. Стопы ребенка должны быть перпендикулярны столу. Их следует расположить так, как будто младенец стоит.
Зафиксировав место, куда дотянулись стопы новорожденного, отмечают его. Малыша поднимают и делают замеры. Чтобы преодолеть мышечный тонус и разогнуть ножки, измерения производят после теплой ванны и расслабляющего массажа.
Какие факторы влияют на рост при рождении
Безусловно, на рост новорожденного оказывает влияние генетика. Не всегда наследственность проявляется сразу при рождении. Многие ожидают, что у высоких родителей родится длинненький ребенок, а рост малыша у невысоких папы и мамы будет небольшим. Часто такие ожидания не оправдываются и происходит наоборот. Более точным будет сравнение длины новорожденного с ростом его родителей при рождении.
Внутриутробное питание плода оказывает существенное влияние на длину и вес ребенка. Будущая мама должна правильно питаться, отказаться от курения, алкоголя, вести здоровый образ жизни. Малыши, появившиеся на свет маленькими, часто растут довольно быстро и уже на первом году догоняют своих сверстников, родившихся более крупными.
Таблицы ВОЗ
Существуют специальные таблицы, составленные ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), в которых представлены нормативы развития малышей. Такие таблицы, существовавшие 20 лет, были обновлены в 2006 году. Предыдущие данные основывались на измерениях детей, получающих искусственное вскармливание. Ученые учли, что при грудном вскармливании дети растут и набирают вес медленнее.
Таблицы составлены в виде графика, отдельно для мальчиков и для девочек. По ним можно по месяцам проследить темпы увеличения роста и веса ребенка начиная от рождения. Согласно данным ВОЗ, средний рост новорожденных мальчиков составляет от 46,1 до 53,7 см, девочек – от 45,4 до 52, 0 см.
Темпы роста ребенка
В первый год младенец растет очень интенсивно, прибавка в росте составляет 25 см. На втором году прирост составляет 12-13 см, к концу третьего года добавляется еще 7-8 см. К четырем годам длина тела малыша удваивается, а к 12 годам утраивается. Эти показатели не являются истиной в последней инстанции, их следует воспринимать как справочный материал. Все дети разные и могут развиваться по собственным индивидуальным нормам.
И все же существуют приблизительные нормативы темпов увеличения роста новорожденного по месяцам. Эти таблицы несколько различаются, но в основном они констатируют прибавку роста малыша на 25-26 см на первом году жизни.
Возраст (мес.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Прибавка роста(см) | 3 | 3 | 3 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Измерение производится по месяцем или ежеквартально. В первые три месяца малыш вырастает в среднем на 9 см, далее за каждые три месяца добавляет соответственно 6,5, затем 5,5 и 4,5 см.
Как можно заметить, наиболее интенсивно ребенок растет в первые месяцы после своего появления на свет. В дальнейшем темпы замедляются. Преимущественно прибавка в росте происходит ночью и в летний период. Молодые родители хотят знать, каким будет их малыш в будущем. Для расчета приблизительного роста выросшего ребенка существует специальная формула.
За основу берут рост папы и мамы, который складывается и делится на два. Для того, чтобы узнать рост мальчика, к полученному результату нужно прибавить 5 см, девочки – отнять 5 см. Конечно, эту формулу нельзя брать за основу, современные малыши могут со временем перерасти отца и мать. Кроме того, у невысоких родителей могут вырасти рослые дети.
Полезное видео о развитии ребенка
Советуем почитать: Как чувствует себя женщина после родов и каково состояние ее здоровья
Source: moirody.ru
нормы и календарь развития, умения и достижения
Первым делом с появлением на свет новорожденного родители сообщают всем сведения о его поле, росте и весе. Такие же параметры заносятся в историю здоровья. Все дело в том, что то, как растет ребенок до года по месяцам, определяется именно этими показателями. Их сравнивают с установленной нормой. И это наиболее важные показатели нормального развития в данный период жизни.
О новорожденном
Также крайне важно отслеживать величину окружности головы ребенка, его груди. Физическое развитие отслеживается именно по динамике этих характеристик. Сравнивая размеры головы и груди малыша, можно узнать о присутствии каких-либо заболеваний. По мере взросления малыша педиатры будут давать рекомендации относительно системы питания, опираясь именно на эти сведения.
Выясняя, как растет ребенок до года по месяцам в см, нужно учитывать, что нормальным ростом у новорожденных считается показатель в пределах 46-56 см, вес должен составлять до 4 кг, а окружность груди – 32-34 см.
Что влияет на вес ребенка
При этом важно принимать во внимание, что данные показатели являются наследственными. Помимо этого, на то, как растет ребенок по месяцам, большое влияние оказывает его режим питания, качество жизни. Ярче всего наследственный фактор проявляется в росте ребенка. А в целом на то, как растет ребенок по месяцам после рождения, повлияет то, насколько часто он принимает солнечные ванны, насколько активно с ним общаются, каковы бытовые условия.
Прибавка в росте по месяцам
Чаще всего рост новорожденного находится в пределах 46-56 см. Обычно представители мужского пола выше девочек. Однако при условии, что родители высокие, девочка может быть выше мальчика.
Учитывая, на сколько сантиметров растет ребенок в год, нужно иметь в виду, что именно в первый год жизни рост малыша наиболее интенсивен – всего за 12 месяцев человек вырастает на 20-25 см. Впоследствии подобной динамики уже наблюдаться не будет.
При этом рост увеличивается у людей скачкообразно. Выясняя, как быстро растут дети до года, нужно учитывать, что рост будет осуществляться по сезонам. Влияет и время суток. Так, в ночное время человек растет быстрее, чем в дневное.
Специалисты выявили любопытный факт: выясняя, как растет ребенок по месяцам после рождения, что он может, они обратили внимание на то, что быстрее всего развиваются части тела, наиболее удаленные от головы. Так, стопа вырастет быстрее, чем голень. А последняя увеличится в размерах быстрее бедра. По этой причине и происходят возрастные изменения в пропорциях тела.
Дополнительные параметры
Отслеживая, как растет ребенок до года, обязательно рассматривают, как меняется окружность его головы и груди. Если после рождения окружность головы составляет 34-36 см, а груди – 32-34 см, то уже после 4-го месяца жизни грудь будет расти быстрее головы. В 1 год окружность груди составляет уже 48 см, а головы – 46-47 см. Однако точно узнать, на сколько растет ребенок в год, невозможно, так как каждый человек развивается по индивидуальному «графику». И у разных детей показатели развития и роста будут разными. В незначительной мере допускаются отклонения от средней статистики.
Отвечая на вопрос, на сколько растет ребенок в год, врачи указывают, что в среднем прибавка к росту составляет по 2,5 см ежемесячно.
Прибавка веса по месяцам
Когда человек только родился, вес его, как правило, составляет 2,5-4 кг. Если малыш весит более 4 кг, он считается крупным. На вес может повлиять наследственность, а также это может быть последствием нарушения углеводного обмена у роженицы.
Выясняя, как растет ребенок до года, не стоит бояться, что после выписки из роддома малыш будет весить меньше, чем сразу после рождения. Это называется физиологической потерей веса. Такое явление встречается по причине того, что ребенок теряет воду через легкие, кожные покровы, у него усыхает пуповина, выделяется моча.
Больше всего в весе ребенок теряет на 5-й день жизни. Нормальной считается потеря 6-8 % веса. Но если малыш потерял значительно больше, это повод для беспокойства. Также стоит насторожиться, если он на протяжении долгого времени не восстанавливает потерянных граммов. Выяснить, как растет ребенок до года по месяцам, по фото с таблицами удобнее всего. Нужно учитывать, что в весе, как и в росте, наиболее значительная прибавка отмечается именно в первые 12 месяцев человеческой жизни.
В первые шесть месяцев жизни малыш должен прибавлять около 600-800 г в весе ежемесячно. В итоге к 6-му месяцу жизни его вес становится вдвое больше изначального. В последующие шесть месяцев темп несколько снижен – малыш растет на 300-550 г в месяц. Такая тенденция отмечается по причине того, что ребенок становится более подвижным.
В этот период он уже не только лежит, а начинает ползать, вставать, ходить. К 12 месяцам, как правило, вес уже становится втрое больше первоначального.
Как мерить вес
Отслеживая, как растет ребенок до года, некоторые мамы измеряют этот показатель каждый день после каждого приема пищи, ожидая, что вес будет увеличиваться после еды. Но не стоит этим заниматься: вес малыша вместе с ростом будет изменяться рывками.
Отслеживая, как растет ребенок до года, имеет смысл взвешивание производить раз в неделю. Лучше всего делать это в одно и то же время, одевая его в одну и ту же одежду. Для взвешивания малышей применяют либо механические, либо электронные весы. На данный момент электронные весы считаются более удобными благодаря своей легкости, компактности, мобильности. В отсутствие возможностей купить весы люди обходятся взвешиваниями в поликлинике.
Уже после того как ребенку исполнилось более 12 месяцев, вес прибавляется значительно меньше, как и рост. Никогда больше за всю свою жизнь человек не увеличит эти показатели вдвое либо втрое за такой короткий срок.
Современные тенденции
Обычно у всех родителей существуют свои понятия о нормальных показателях детского здоровья. Некоторые родители полагают, что ребенок должен быть обязательно упитанным. И если ребенок весит мало, это их начинает беспокоить.
Однако сегодня, основываясь на данных статистики, вес у детей чаще бывает излишним. Особенно это касается тех, кто находится на искусственном вскармливании. Все дело в том, что родители часто хотят кормить малыша плотно, они увеличивают объем пищи, количество ее приемов, а иногда и делают смесь более концентрированной. В итоге ребенок начинает весить больше нормы, а это приводит к отставанию в развитии. Ведь такой малыш позже начнет ползать, ходить, он будет больше подвержен заболеваниям, аллергии.
Перевес
Поэтому крайне важно отслеживать, как растет ребенок до года. Заметив перевес, нужно сокращать количество пищи, заменять каши и сухари фруктовыми и овощными пюре. Рекомендуется способствовать тому, чтобы малыш больше двигался. В то же время нельзя вдаваться в другую крайность – недовес также нуждается в пристальном внимании. Ведь это один из самых ярких симптомов рахита либо анемии.
Индивидуальность
При этом, отслеживая параметры ребенка, не стоит забывать, что показатели развития являются строго индивидуальными. И вовсе нет нужды каждому малышу соответствовать среднестатистическим данным. Важно помнить о том, каким родился малыш. Так, если рост его был 48 см, а вес – 2 900 г, то развитие его будет отличаться от ребенка, появившегося на свет с ростом 55 см и весом 4 000 г. И это является нормой, в этом проявляется разнообразие генов, благодаря которому человек активно развивается уже долгие годы на этой планете.
Развитие ребенка до года
Важно помнить о том, что основные нормы развития ребенка до года, которые еще недавно были общепринятыми, теперь активно меняются. Так, если в старых книгах о детях часто написано, что новорожденный спит большую часть времени, будучи активным в течение получаса, то современные малыши все чаще спят 1,5-2 часа, а исследованием мира занимаются по 40-60 минут. Нередко они прислушиваются к речи взрослых, которые обращаются к ним, привлекают внимание окружающих не для того, чтобы удовлетворить свои потребности, а от скуки.
Когда ребенку исполняется месяц, он становится еще активнее. Период бодрствования на этом этапе может длиться уже 60 минут. Малыш фиксирует взгляд, следит за предметами, однако не поворачивает голову за перемещающимися предметами. Он старается выразить свои эмоции, используя крики, мимику либо кряхтение.
Уже заметно, что он обладает потребностью в социальном общении. Младенец будет хорошо чувствовать людей, зависеть от их настроя. Нередко родители отмечают, что ребенок как будто «зеркалит» их настроение и самочувствие.
Если на лице малыша, которому исполнилось 2 месяца, появилась улыбка – это неслучайно. В этом возрасте ребенок улыбается осознанно. Он начинает общаться с людьми, наблюдать, куда идет мама, он следит за предметами. Время бодрствования неуклонно растет.
Когда малышу исполняется 3 месяца, он уже способен различать среди других людей свою мать. Он реагирует на обращения к нему. Он начинает играть – здесь идут в ход погремушки, развивающие коврики. И едва ли он будет заниматься чем-то одним дольше 4 минут.
Когда человеку исполняется 4 месяца, он проявляет больше интереса к неподвижным предметам, начинает крепко держать погремушки в руках. Он способен смеяться, старается поползти, пытается сделать перекат.
В 5 месяцев маленький человек проявляет музыкальные способности. Он уже с легкостью различает всевозможные эмоции, интонацию голосов окружающих, рассматривает все вокруг подолгу. Он способен узнавать себя в зеркале и реагирует на это весьма бурно.
После полугода
Если по имени позвать малыша в 6 месяцев, с большой долей вероятности он откликнется. Помимо этого, в данном возрасте ребенок уже начинает произносить не звуки, а слоги. По этой причине важно с ребенком разговаривать: он будет с интересом слушать.
В 7-8 месяцев ребенок уже различает окружающие предметы, он способен выразить свое настроение сложным эмоциональным лепетом. В его понятийном аппарате появляется градация «свой – чужой». И если бабушки редко бывают в гостях, с большой долей вероятности, понянчить внуков им будет непросто. В этот жизненный период ребенок способен проявлять все больше эмоций.
Когда человеку уже 9-10 месяцев, он способен вполне осознанно звать маму. Он будет способен показать, где у куклы нос, а где глаза. Он будет интересоваться пирамидками, наблюдать за тем, что вызывает радость у родителей. Малыш уже осознает, что значит «нельзя», и старается проявлять хитрость. Порой младенец сам себе грозит пальцем и делает запретные вещи.
Чем ближе первый день рождения у малыша, тем более взрослым он становится. Он уже способен отдавать себе отчет в том, чего он хочет, а что ему будет неприятно. Это пора первого психологического конфликта. Малыш может казаться капризным. В то же время у него еще нет долгосрочной связи между эмоцией и действием. Он еще неспособен делать что-то кому-то «назло», он будет лишь стараться остаться в комфорте. К году малыш нередко обучается держать ложку, снимать шапочку, носочки. Кто-то начинает проситься на горшок самостоятельно. Ребенок уже способен стоять, переворачиваться, некоторые начинают ходить.
Другие времена
Нужно помнить о том, что еще 10 лет назад ребенок, которому исполнился год, начинал разговаривать. Но на данный момент нормальные показатели сместились. Дети стали все чаще слушать и реже воспроизводить. Нередко речь у ребенка возникает после 18 месяцев. Иначе протекает и физическое развитие, не стоит бить тревогу, заметив подобные проявления. Для современного этапа развития человечества это считается нормой.
Заключение
На первых порах жизни дети особенно эмоциональны, они будут много хохотать, злиться, грустить. Заботясь о полноценном развитии чада, стоит учитывать, что важнее всего для малыша, чтобы он был окружен заботой, любовью, чтобы с ним проводили больше времени. В таком случае отдачи будет больше, и вскоре малыш начнет радовать родителей своими новыми способностями.
Развитие новорожденного по месяцам
Все родители мечтают о том, чтобы их малыш рос умным, сильным и здоровым. С первых дней жизни молодые мамы и папы интересуются вопросами развития новорожденного и стараются выполнять все рекомендации педиатров. Тема развития новорожденных детей является очень обширной – многие ученые и врачи трудились над поиском методов, позволяющих улучшить и ускорить развитие малыша. На сегодняшний день принято наибольшее внимание уделять физическому развитию. Тем не менее, большую роль в формировании новой личности играет эмоциональное, сенсорное и психологическое развитие младенца.
Развитие младенца по месяцам
Предлагаем общую схему развития новорожденных по месяцам. Этот план помогает родителям ориентироваться и уделять больше либо меньше внимания каким-то конкретным моментам в жизни их малыша. Родителям следует помнить, что общепринятые этапы развития являются общими, и они не учитывают индивидуальные особенности развития младенцев. Поэтому развитие одного новорожденного по месяцам может значительно отличаться от другого новорожденного. Также, план не учитывает, что процесс рождения у всех деток происходит по-разному – у одних быстро и легко, у других с большим трудом. Чтобы получить максимально точную схему развития, родители могут обратиться к педиатру, предоставив ему историю развития новорожденного – документ, который они получают в роддоме и который необходим для регистрации малыша.
1 месяц. Первый месяц – это время больших открытий для малыша. Происходит его адаптация к новым условиям обитания и знакомство с миром. Как правило, в это время родители получают первую улыбку малыша. За первый месяц новорожденный прибавляет в росте до 3 см, в весе – около 600 граммов.
2 месяц. Это время интенсивного психического развития новорожденного. Малыш внимательно слушает и наблюдает за тем, что происходит вокруг и составляют для себя общую картину. Очень важным является общение с мамой – регулярный телесный контакт необходим малышу для полноценного психического развития младенца. Прибавка в росте – 2-3 см, в весе – 700-800 граммов.
3 месяц. Третий месяц, как правило, является неспокойным для родителей и малыша. Это связано с болями в животе, которые нередко испытывает младенец, особенно если он на искусственном вскармливании. В это время усиливается эмоциональное развитие младенца – он хмурится, улыбается, гримасничает и активно реагирует на беседы с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей развития новорожденного, он может уже переворачиваться и крутить головой в разные стороны. Прибавка в росте – 2-3 см, в весе –800 граммов.
4 месяц. Малыш начинает активно двигаться – переворачивается в кроватке, хватает предметы и совершает разные движения руками. Психическое развитие младенца – малыш бурно реагирует улыбкой, смехом либо плачем в ответ на происходящее вокруг. Растет его восприимчивость к речи. Прибавка в росте – 2,5 см, в весе – 750 граммов.
5 месяц. Начинается развитие речи младенца, он пытается «разговаривать» с родителями и произносит односложные звуки. Малыш легко узнает знакомые лица и отвечает им улыбкой, смехом либо недовольством на лице. Ребенок пытается сидеть и тянет в рот все, что попадается под руку. Прибавка в росте – 2 см, в весе – 700 граммов.
6 месяц. Малыш активно движется и развивает собственную мускулатуру – он пытается сесть, встать, подтянуться и хватает все предметы вокруг. В зависимости от особенностей развития младенца, он начинает в этом возрасте издавать смешные звуки – рычит, хрюкает, чмокает языком и губами. Прибавка в росте – 2 см, в весе – 650 граммов.
7-8 месяцы. В это время ребенок садится самостоятельно и уже может ползать. К этому возрасту у всех деток появляется первый зуб, который сигнализирует о том, что в рацион пришло время вводить новые продукты. Продолжается интенсивное физическое, интеллектуальное и психологическое развитие. Прибавка в росте в месяц – 2 см, в весе – 600 граммов.
9-10 месяцы. Многие детки в этом возрасте делают свои первые шаги. Родителям не следует оставлять своих малышей без присмотра. Дети могут развлекать себя самостоятельно – играть в игры, изучать различные предметы. Но самыми лучшими развлечениями по-прежнему остаются игры с родителями. Прибавка в росте в месяц – 1,5 см, в весе – 500 граммов.
11-12 месяцы. К году практически все дети уже уверено стоят на ногах и даже бегают. Малыш уже активно общается со сверстниками и знакомыми. В общении с родителями малыш может выполнять просьбы и отвечать на вопросы. К году большинство деток вырастают на 25 см, прибавляют в весе 6-8 килограмм с момента рождения.
Развитие новорожденного по месяцам может ускориться либо замедлиться. Любое несоответствие – это не повод для тревоги. Возможно, какие-либо внешние обстоятельства тормозят либо ускоряют этапы развития. Огромную роль в развитии младенца играет социальная ситуация – детки в семьях, как правило, развиваются быстрее детей в детских домах. Залог быстрого развития ребенка – это теплые отношения в его семье и любящие родители.
Младенец — Википедия
Ребенок играет. Новорождённый ребёнок в Индонезии, с пуповиной, готовой к фиксацииМладе́нец, грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.
Грудной возраст характеризуется особенно интенсивным ростом и развитием. В возрасте от одного до трёх месяцев рост ребёнка увеличивается ежемесячно на 3 см; в 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, в 10—12 месяцев — на 1 см. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается в среднем в 1,5 раза, достигая 75 см, масса тела увеличивается в среднем в 3 раза, достигая 10 кг[1].
Анатомо-физиологические особенности[править | править код]
Дети грудного возраста имеют нежную, легко ранимую кожу, недоразвитые выводные протоки потовых желез. Потоотделение за первый года жизни удваивается, но часто имеет неадекватный характер (может увеличиться при похолодании). Апокринные потовые железы не функционируют. Рост волос в этом возрасте замедлен, за первый год жизни их толщина увеличивается в среднем с 0,06 мм до 0,08 мм. В этом возрасте интенсивно нарастает как масса подкожной клетчатки, так и количество жировых клеток. Грудные дети имеют большее чем взрослые, отношение массы подкожной ткани к массе тела. При рождении содержание жира в подкожной ткани 35,5 %, за год оно увеличивается до 56 %[1].
Костная ткань младенцев содержит меньше, чем у взрослых, минеральных веществ. Более толстая, чем у взрослых, надкостница участвует в образовании новой костной ткани. Постепенно появляются точки окостенения, в скелете накапливаются соли кальция, кости твердеют. За время первого года жизни содержание кальция в костях становится больше в среднем в 3,5 раза (с 28 до 100 г). Появляются физиологические изгибы позвоночника. Швы между костями черепа, имеющиеся у новорождённого ребёнка, к 3—4 месяцам уплотняются, малый родничок закрывается к 4—8-й неделе; большой родничок — к концу первого года жизни. Форма грудной клетки бочкообразная, имеет горизонтальное расположение рёбер. Первые молочные зубы появляются в 6—8 месяцев, в годовалом возрасте должно быть 8 зубов[1]. Примерно один из двух тысяч младенцев рождается с одним прорезавшимся зубом[2].
Мышечная система развита слабо, отношение массы мышц к массе тела заметно меньше, чем у взрослого человека. Мышцы, особенно сгибатели, у новорождённых имеют повышенный тонус, который у рук нормализуется к 2—2,5 месяцам, у ног к 3—4 месяцам, при этом исчезает обычно согнутое состояние конечностей[1].
Уже сформированные бронхи имеют узкий просвет, их мышечные и эластические волокна развиты слабо. Недостаточное развитие имеет эластическая ткань лёгких. В течение первого года жизни растёт количество альвеол, соответственно дыхательная поверхность лёгких увеличивается на первом году жизни в 4 раза, а минутный объём дыхания — с 635 до 2200 см3. Частота дыхания постепенно становится реже. У нормальных грудных детей на одно дыхание приходится примерно 3 удара сердца. Сердце к 8 месяцам увеличивает свою массу в 2 раза, в основном за счёт утолщения миокарда. Пульс постепенно становится реже: в годовалом возрасте его частота не превышает 120 ударов в минуту. Мочевыделительная система ребёнка развивается, растёт масса и улучшается структура почек, увеличивается объём и эластичность мочевого пузыря, к концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15—16 раз в сутки[1].
Младенец во время кормленияСогласно рекомендациям ВОЗ наиболее оптимальным является исключительно грудное вскармливание на протяжении первых 6-ти месяцев жизни младенца[3]. Также грудное молоко может обеспечивать приблизительно половину потребностей младенца в возрасте 6-ти—12-ти месяцев, и около трети потребностей — в возрасте 12-ти—23-х месяцев[4]. В возрасте 6-ти месяцев в питание младенцев вводится прикорм.
За первый год жизни младенец вырастает в среднем на 25—27 см. Рост годовалого ребёнка достигает 75—77 см[5].
Возраст, мес. | Прибавка роста за месяц, см | Прибавка массы тела за месяц, г | Общая прибавка роста, см | Общая прибавка массы тела, кг |
---|---|---|---|---|
1 | 3 | 600 | 3 | 0,6 |
2 | 3 | 800 | 6 | 1,40 |
3 | 2,5 | 800 | 8,5 | 2,2 |
4 | 2,5 | 750 | 11 | 2,95 |
5 | 2 | 700 | 13 | 3,65 |
6 | 2 | 650 | 15 | 4,3 |
7 | 2 | 600 | 17 | 4,9 |
8 | 2 | 550 | 19 | 5,45 |
9 | 1,5 | 500 | 20,5 | 5,95 |
10 | 1,5 | 450 | 22 | 6,4 |
11 | 1,5 | 400 | 23,5 | 6,8 |
12 | 1,5 | 350 | 25 | 7,15 |
Прорезывание молочных зубов[править | править код]
Сроки прорезывания зубов у детей являются индивидуальными. У большинства детей зубы начинают прорезываться после 6-ти месяцев, у некоторых — после 4-х, а в редких случаях у детей первые зубы могут быть уже при рождении. Нижние передние резцы обычно появляются первыми в возрасте 5—7 месяцев, верхние — в возрасте 9—11 месяцев, а под конец первого года жизни, в возрасте 10—12 месяцев, прорезываются нижние боковые резцы. Полный же набор молочных зубов у большинства детей наблюдается ближе к 2-м с половиной годам[6].
Признаками прорезывания считаются возможное незначительное и недолгое повышение температуры (не выше 38,3 °C, то есть без лихорадки), капризность, отказ от еды из-за болевых ощущений (потеря аппетита по отношению к твёрдой пище[7]), повышенное слюноотделение, желание жевать твёрдое[8]. Не являются признаками прорезывания зубов появляющееся в возрасте 3-х месяцев повышенное слюноотделение и желание ребёнка тянуть руки в рот. Желание тянуть руки в рот возникает из-за приобретённого естественным образом возрастного навыка[8]. При этом самым эффективным средством для снятия симптомов у малыша являются прорезыватели для зубов, после чего по эффективности идёт обнимание малыша[9]. Специальные гели для дёсен при прорезывания не рекомендуется использовать у детей младше 2-х лет[10].
Родители же и врачи часто связывают прорезывание зубов не только с повышением температуры, но и с другими симптомами. Однако оно не может вызывать насморк, кашель, проблемы со стулом или рвоту[8]. Списывание врачами различных симптомов на прорезывание зубов может привести к неверному диагностированию возможного заболевания[7].
В течение первого года жизни младенец знакомится с окружающим миром, у него развивается моторика, умственные и физические способности. Каждую секунду в его мозгу формируется от 700 до 1000 новых связей между нейронами, а на сам мозг приходится больше половины расходуемой организмом энергии[11]. Развитие происходит по этапам. Каждый из этапов начинается в определённом возрасте, который может немного отличаться от одного ребёнка к другому. Развитие способностей зависит от генетических предрасположенностей, качества питания, окружения, в котором ребёнок растёт, а также от того, сколько времени уделяется ребёнку взрослыми.
Речевое развитие[править | править код]
Первый год жизни характеризуется доречевым развитием ребёнка. В ходе подкреплённого мимикой и жестами речевого взаимодействия взрослых с младенцем, он учится распознавать речь, подражает произношению и со временем начинает произносить первые слова[12].
Возраст | Речевое развитие |
---|---|
0—3 месяца | Идёт развитие эмоционально-выразительных реакций, голосовые реакции проявляются в виде крика[12] |
3—6 месяцев | Ребёнок начинает реагировать голосом, появляются гуление и лепет[12] |
6—10 месяцев | У ребёнка формируется понимание речи, идёт активный лепет[12] |
10—12 месяцев | Ребёнок начинает говорить первые слова[12] |
Годовалый ребёнок может знать от 2—3 до 15—20 слов, а одно и то же слово может означать много разных действий и предметов, то есть происходит обобщение[12].
Развитие по месяцам[править | править код]
Первые 4 недели[править | править код]
Плачущий новорождённый, через несколько дней после рождения 8-недельный ребёнокВ свои первые 4 недели новорождённый проходит переходный этап от внутриутробной к внеутробной жизни. На этом этапе младенец не способен управлять своими руками и ногами, однако обладает набором врождённых физиологических рефлексов.
Из наиболее важных следует отметить следующие врождённые рефлексы:
Эти и многие другие врождённые рефлексы часто используются в педиатрии для диагностирования состояния здоровья младенца. Наиболее важными рефлексами при диагностировании являются: симметричный шейно-тонический, асимметричный шейно-тонический и лабиринтный тонический[14]. Вызывание врождённых рефлексов также может служить для младенца зарядкой, развивающей его двигательный аппарат[13]. В качестве таких рефлексов могут подойти: хватательный, ползания и опоры.
Помимо безусловных врождённых рефлексов у младенца начинают появляться условные рефлексы. Согласно экспериментальным данным, уже в возрасте 20-ти дней младенец способен запоминать события, что, в свою очередь, означает, что у него могут развиваться условные рефлексы на внешние воздействия[15].
Наряду с врождёнными рефлексами у новорождённых есть и врождённые предпочтения. Например, младенцы могут смотреть на одни изображения дольше, чем на другие. Роберт Л. Фантц (англ. Robert L. Fantz) в ходе экспериментов показал, что младенцы предпочитают структурированные изображения неструктурированным, среди которых бо́льшее внимание уделялось лицам и концентрическим кругам[16].
Уже с рождения младенцы могут подражать мимике лица взрослых людей в зависимости от уровня развития своей моторики. Одним из экспериментов, в ходе которых проявлялся данный феномен, была работа Т. Фиелд и её коллег. Младенцам в возрасте полутора дней демонстрировались радостное, грустное и удивлённое выражение лица. Независимые наблюдатели по выражению лица ребёнка смогли в 70 % случаев угадать то выражение лица, которому подражал младенец. Исходя из результатов авторы эксперимента сделали вывод, что уже с рождения младенец способен распознавать по крайней мере 3 различных выражения лица[17].
С рождения и до 2-х месяцев младенцы рефлекторно издают звуки, связанные с физиологическими процессами или стрессом[18]. Использовать звуки для коммуникативных целей младенцы на данном этапе ещё не умеют.
В первые дни после рождения младенец уже способен различать голос матери, что нашло объяснение в ходе экспериментов А. ДеКаспера и М. Спенс. Беременные женщины на протяжении последних 6-ти недель беременности достаточно часто зачитывали вслух одну и ту же детскую историю. После рождения у младенцев усиливался сосательный рефлекс при зачитывании этой истории, по сравнению с другими историями[19].
Громкость звуков, на которые способен реагировать новорождённый, — 60 децибел[19].
Один месяц[править | править код]
В возрасте 1 месяца зрительное восприятие объектов сосредоточено на изучении границ объектов[20]. Если младенцу показывать геометрические фигуры, то он будет изучать их края.
Младенец начинает осваивать базовые движения, не обусловленные врождёнными рефлексами: хватание и бросание[21]. В этом возрасте, лёжа на животе, младенец способен кратковременно поднимать и держать голову[22].
Два месяца[править | править код]
Уже ко второму месяцу младенец способен различать красный, зелёный и синий цвета, а также яркость. Согласно экспериментам Роберта Л. Фантца (англ. Robert L. Fantz), младенцы могут различить две полоски белого цвета, отличающиеся друг от друга яркостью на 5 %[23].
Начиная с 2-х месяцев младенец способен использовать звуки для коммуникации. Он может смеяться в ответ на разговоры с ним взрослого, либо в ответ на его улыбку[18]. Также младенец уже знает базовые свойства родного языка и способен отличить его от иностранных, что было показано исследованиями, проведёнными А. Кристоф и Дж. Мортоном. В ходе эксперимента англоязычному младенцу проигрывались записи речи на разных языках, произнесённые разными людьми. Характер сосания менялся, если английский язык сменялся иностранным, но не менялся, если один иностранный сменялся на любой другой[24].
По части моторики у детей становится характерным хватательный рефлекс: если вложить палец в руку ребёнка или надавить им на ладонь, то кисть ребёнка автоматически охватит палец[25].
Три месяца[править | править код]
Правильное (слева) ношение трёхмесячного младенца на рукахК 2—3-м месяцам цветовое зрение младенцев такое же, как и у взрослых[23], а громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 3 месяца, — приблизительно 40 децибел[19].
Опираясь на согнутые руки, ребёнок уже способен приподнимать верхнюю часть туловища и уверенно держит голову[26].
Четыре месяца[править | править код]
К 4-м месяцам у младенца развивается длительная улыбка и снижается частота плача[18]. Младенец способен управлять руками под зрительным контролем, а также может трогать и хватать движущиеся с большой скоростью предметы[27]. Ребёнок начинает проявлять интерес к игрушкам и способен тянуться к ним[26]. Начинается развитие управления движением собственных пальцев[28].
Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки[21]. Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П. Кул и А. Мелтзофа[29]. Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.
Шесть месяцев[править | править код]
Развитие моторики и зрительного восприятия приводит к тому, что с 6-ти месяцев младенец способен определять размер предметов независимо от расстояния до них[30]. С 6-ти—7-ми месяцев младенцы активно размахивают предметами, трут их и бросают, что на данном этапе является основной формой изучения окружающего мира. Эти действия позволяют младенцу изучить такие свойства объектов, как характер поверхности и вес[28].
Согласно одному из экспериментов Клаеса вон Хофстена[29], уже c 6-ти месяцев младенцы способны предугадывать будущее положение объектов при линейном движении, но им крайне сложно определять положение, если траектория является нелинейной. В ходе эксперимента младенцу демонстрировалось линейное движение привлекательного объекта, который ненадолго скрывался за небольшим экраном прямоугольной формы, а следом появлялся на другом конце экрана. После нескольких демонстраций, при исчезновении объекта, ребёнок уже смотрел на ту границу экрана, из-за которой должен был появиться объект. Если после шести демонстраций направление менялось, то младенец успешно справлялся с определением будущего положения объекта.
Семь месяцев[править | править код]
Начиная с 7-ми месяцев младенцы способны различать расстояние до объектов. Эта способность была выяснена К. Грандуром[31] в ходе его экспериментов по восприятию размеров объектов. Младенцам предлагались две игрушки разного размера. После 5 минут игры с игрушками детям демонстрировались те же игрушки, но одинакового размера и с одинакового расстояния. Оказалось, что дети тянулись к той игрушке, которая изначально была меньше по размеру (то есть визуально казалась ближе, чем другая игрушка).
Восемь месяцев[править | править код]
Восьмимесячные сестры-близнецы Восьмимесячный ребенок; общие черты лица обычно больше по сравнению с лицом.С 8-ми месяцев происходит активное развитие интеллекта у младенца. Согласно выводам Жана Пиаже[21], на этом этапе жизни у младенца развивается практический интеллект: он знает о постоянном существовании объектов и способен искать их, даже если их нет в поле зрения.
Громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 8 месяцев, — приблизительно 30 децибел[19].
Десять месяцев[править | править код]
В 10 месяцев младенец способен сидеть, что позволяет ему лучше изучать предметы руками: в изучении предметов используются обе руки (одна фиксирует предмет, а вторая изучает его)[28].
Двенадцать месяцев[править | править код]
В 12 мес. младенец реагирует на свое имя и всю окружающую средуС 12-ти месяцев младенцы начинают экспериментировать с объектами и собственными действиями над ними[21]. Они уже не просто пытаются повторить те или иные действия, либо воспроизвести полученный ранее эффект, но и выясняют взаимоотношения между объектами, действиями и эффектами.
Двенадцатимесячные младенцы уже имеют представление о целях тех или иных действий. Например, согласно экспериментам[32], проведённым Дьёрдь Гергеем и его коллегами, ребёнок способен предсказать, что серый мячик, движущийся по прямой линии в сторону барьера, должен его перепрыгнуть. Если же мячик будет перепрыгивать невидимый барьер, то это вызовет у ребёнка удивление.
Младенцы начинают активно использовать указательный жест для обращения внимания взрослого к объектам и к реакции малыша на них (совместное внимание). Согласно исследованиям Ульфа Лицковски и его коллег[33] младенец чаще смотрел на объекты, если взрослый обращал внимание не только на объект внимания младенца, но и на лицо младенца, эмоционально комментируя объект[34].
С этого периода начинается активное развитие речи, но пока ещё ребёнок знает и понимает гораздо больше, чем может выразить словами[12].
Американская ассоциация педиатрии (англ.)русск. рекомендует спать с младенцем в одной и той же комнате как минимум первые 6 месяцев, а по возможности и весь первый год жизни, что позволяет уменьшить риск внезапной смерти младенца на 50 %. Однако родители не должны спать с младенцем в одной постели, поскольку ребёнок в этом случае может травмироваться или умереть[35].
Африканский ребёнок
-
Африканский ребёнок родился от двух африканских родителей, с необычно светлой кожей.
- ↑ 1 2 3 4 5 Грудной ребёнок — Медицинская эциклопеди (неопр.) (недоступная ссылка). enc-dic.com (7 февраля 2017). Дата обращения 11 мая 2019. Архивировано 11 мая 2019 года.
- ↑ 5 научных открытий, облегчающих жизнь // KP.RU
- ↑ ВОЗ | Исключительно грудное вскармливание (неопр.). www.who.int. Дата обращения 24 февраля 2017.
- ↑ Питание детей грудного и раннего возраста (рус.). Всемирная организация здравоохранения. Дата обращения 24 февраля 2017.
- ↑ 1 2 Департамент здравоохранения города Москвы Часть 1. Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни. — С. 5—6,14.
- ↑ Baby teething symptoms. Your pregnancy and baby guide (англ.). United Kingdom National Health Service (21 December 2017). Дата обращения 27 ноября 2019.
- ↑ 1 2 Carla Massignan, Mariane Cardoso, André Luís Porporatti, Secil Aydinoz, Graziela De Luca Canto. Signs and Symptoms of Primary Tooth Eruption: A Meta-analysis (англ.) // Pediatrics. — 2016. — 1 March (vol. 137, iss. 3). — ISSN 1098-4275 0031-4005, 1098-4275. — DOI:10.1542/peds.2015-3501.
- ↑ 1 2 3 Орлова, 2019, Особенности течения простудных заболеваний у младенцев, с. 33—34.
- ↑ Mahtab Memarpour, Elham Soltanimehr, Taherh Eskandarian. Signs and symptoms associated with primary tooth eruption: a clinical trial of nonpharmacological remedies (англ.) // BMC Oral Health. — 2015-07-28. — 28 July (vol. 15). — ISSN 1472-6831. — DOI:10.1186/s12903-015-0070-2. — PMID 26215351.
- ↑ Teething (англ.). MedlinePlus Medical Encyclopedia. U.S. National Library of Medicine (11 June 2019). Дата обращения 27 ноября 2019.
- ↑ Детский фонд ООН. Building Better Brains: New Frontiers in Early Childhood Development (англ.). www.unicef.org (2014).
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Кравцова А., Кукуруза А. и др Раннее развитие ребёнка. — P. 25—28.
- ↑ 1 2 Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 4.
- ↑ Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 6.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 8.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 35.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 32—34.
- ↑ 1 2 3 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 164—165.
- ↑ 1 2 3 4 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 58.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 54.
- ↑ 1 2 3 4 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 245—247.
- ↑ Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 10.
- ↑ 1 2 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 38.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 156—158.
- ↑ Кравцова А., Кукуруза А. и др Раннее развитие ребёнка. — P. 10.
- ↑ 1 2 Кравцова А., Кукуруза А. и др Раннее развитие ребёнка. — P. 15.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 43.
- ↑ 1 2 3 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 56.
- ↑ 1 2 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 39—42.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 23—24.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 43—44.
- ↑ Крис Фрит. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. — Litres, 2017-01-12. — С. 218—220. — 450 с. — ISBN 9785457563117.
- ↑ Liszkowski, U., Carpenter, M., Henning, A., Striano, T., Tomasello M. Twelve-month-olds point to share attention and interest. Developmental Science (англ.) // Developmental Science. — 2004. — No. 7(3). — P. 297—307. — DOI:10.1111/j.1467-7687.2004.00349.x.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 84—88.
- ↑ Safe sleeping recommendations | Texas Children’s Hospital (неопр.). www.texaschildrens.org (17 января 2017). Дата обращения 26 августа 2019.
- Орлова, Елена. Книга детского врача, написанная для родителей. Как правильно лечить ребенка и заботиться о его здоровье. — М. : Издательство АСТ, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-17-110671-3.
- Николай Евгеньевич Веракса. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 338 с. — ISBN 9785431500978.
- Департамент здравоохранения города Москвы. Часть 1. Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни. — М., 2014. — 24 с.
- Департамент здравоохранения города Москвы. Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — М., 2014. — 28 с.
- Алимова Ю., Гордиенко И., Зайченко А., Кравцова А., Ковтун О., Кукуруза А., Хворостенко А. Раннее развитие ребёнка / под ред. А. Кравцовой, А. Кукурузы. — К.: БФ «Институт раннего вмешательства», 2015. — 72 с. — ISBN 9786177239122.
Норма прибавки веса у новорожденных (таблица веса ребенка до года)
У вас родился малыш. Вы его долго ждали, представляя себе, каким он будет, и как вы станете его растить и воспитывать. Но когда это, наконец, случилось, вы сталкиваетесь вдруг с множеством непредвиденных проблем. Одной из них, не перестающей волновать каждую молодую маму и всех на свете бабушек, является норма прибавки веса у новорожденных.
Норма веса у новорожденного ребенка«Точка отсчета» веса новорожденного
Каждого новорожденного малыша осматривает врач-педиатр, и при первом осмотре его сразу взвешивают и измеряют рост (Рост новорожденных). Затем ребенок вместе с мамой еще на 4-6 дней останется в больнице для наблюдения врачей. В день выписки его снова взвешивают. Именно от этих 2-х чисел – веса в первые минуты после своего рождения и веса в день выписки из больницы – начинается и во многом зависит последующая прибавка веса новорожденного. Итак:
Вес ребенка при рождении
Все дети рождаются с разными показателями роста и веса, и нормальным вес здорового малыша при рождении считается находящийся в промежутке от 2,700 кг до 3,700 кг. Следует заметить, что первоначальный вес ребенка зависит от ряда различных факторов:
- Здоровья малыша.
- Наследственности. У мам высокого роста с большим весом чаще рождаются крупные дети, и наоборот: у худощавых невысоких женщин появляются на свет маленькие малыши.
- Пола. Как правило, мальчики всегда рождаются крупнее (тяжелее) девочек.
- Питания матери во время беременности. При калорийном питании беременной плод обычно набирает большую массу.
- Физического и психологического состояния женщины. Если мама нездорова либо во время беременности долгое время жила в состоянии стресса, то это вполне может отразиться на здоровье и, соответственно, весе ее новорожденного ребенка.
- Наличия у беременной вредных привычек. Разумеется, у курящей, а тем более пьющей и употребляющей наркотические вещества могут родиться больные дети с недостаточным весом.
Вес при выписке
В первые несколько дней жизни дети немного худеют. Потеря веса обусловлена несколькими причинами:
- Потерей жидкости. Родившись, ребенок начинает дышать, и через его дыхательную систему и кожу улетучивается большое количество жидкости.
- Установкой питания. В первые дни малыш пьет молозиво, причем маленькими порциями, пока у него не наладится питание, а у мамы начнет прибывать молоко.
- Приспосабливанием к условиям жизни. Мы прекрасно знаем, что молоденькие саженцы, пересаженные нами из теплицы в сад, принимаются расти далеко не сразу. Так и ребенок, коренным образом поменяв среду обитания при рождении, не сразу привыкает жить в ней.
Таким образом, вес при выписке отличается примерно на 6-10% от веса при рождении. И именно от этой, второй, цифры и принято отсчитывать нормы прибавки веса у каждого новорожденного.
Нормы прибавки веса
Вас с вашим малышом выписали из больницы, и вы оказались дома. Малыш научился кушать, у него постепенно налаживается пищеварение и тепло-воздухообмен с окружающей средой, и он начинает стремительно расти.
Видео: вес ребёнка
Причины прибавки веса либо ее отсутствия
Увеличение веса зависит от следующих причин:
- Здоровья. Если малыш болен, он хуже кушает.
- Аппетита.
- Вида кормления: грудное либо искусственное. При искусственном вскармливании дети обычно набирают вес быстрее.
- Качества и количества пищи (молока у мамы).
- Подвижности ребенка. Человек, занимающийся спортом, обычно подтянут. Аналогично подвижный ребенок несколько более худощав, чем лежебока.
- Режима дня и приемов пищи. При кормлении «по часам» вес растет медленнее, чем «по требованию».
- Возраста. В первые месяцы дети растут быстрее, к году рост замедляется.
Как бы там ни было, учеными-специалистами установлены некоторые средние условные показатели норм прибавок веса новорожденных детей.
Нормы прибавок: таблица веса ребенка до года
Среднестатистические данные показывают, что обычно прибавки веса за первый год жизни таковы:
- На протяжении первого месяца, когда ваш ребенок еще пока очень маленький, считается нормальной прибавка веса по 90-150 граммов в неделю.
- Со второго, третий и до конца четвертого месяца малыш должен набирать уже по 140-200 граммов за неделю.
- С пятого месяца и до полугода вес добавляется опять по 100-160 граммов в неделю, и к полугоду вес вашего малыша должен увеличиться примерно вдвое.
- Далее рост начинает понемногу замедляться, и к одному году ребенок весит больше примерно в 3 раза, чем был при рождении.
Отклонения от норм: стоит ли волноваться
Очень часто наблюдаются отклонения от вышеназванных средних показателей. Это слишком маленький либо излишне большой прирост веса, что тоже плохо, так как слишком толстые ребята становятся малоподвижны и медленнее развиваются. Кроме возможных заболеваний малыша, причины подобных отклонений могут быть таковы:
- Каждый человек в своей физиологии индивидуален, и растут все по-разному: кто-то немного быстрее, а другой – немного медленнее.
- Нормы прибавок веса у всех новорожденных большего роста обычно больше. Так, если для малыша, у которого изначальный рост был 52 см, считается нормальной прибавка 170 грамм, то для ребенка с начальным ростом 58 см она составляет уже около 210-ти граммов.
- Часто бывает, что мальчики быстрее набирают вес, чем девочки.
- При искусственном питании малыши толстеют быстрее.
И еще множество других причин, которые в каждом случае свои, и выявить их возможно исключительно при индивидуальном подходе. И только после выявления этих причин возможно дать точный ответ, стоит ли родителям волноваться по этому поводу и принимать ли срочные меры. В любом случае, показатели норм прибавки веса у новорожденных усреднены и примерны, и не стоит принимать их за идеал. А при возникновении сомнений насчет роста ребенка лучше всего сдать анализы и посоветоваться со специалистами. Если вы и ваш ребенок здоровы, то, возможно, для появления округлых складочек на его тельце достаточно начать кормить его по требованию, почаще прикладывая его к груди, и этим проблема будет решена.
По теме >>>
Как взвешивать ребенка
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал