Как приучить себя к правильному режиму: составляем расписание — Психология
В любом деле важны постоянность и последовательность. WomanHit.ru поможет привести дела в порядок
Ксения Парфенова28 марта 2019 12:59
С расписанием вы успеете все
Фото: pixabay.com
Работа, семья, друзья, спорт, хобби, путешествия и самообразование — как все успеть, когда в сутках всего 24 часа? Кажется, что уместить все, что хочешь выполнить, в рамки одного дня невозможно. Да, это так. Именно поэтому важно правильно составить недельный график и долгосрочные планы, чтобы уделить время каждой сфере жизни и ничего не упустить. Рассказываем, почему это важно и точно поможет вам.
Расписание — зачем оно?
Наверняка у каждой из вас в детстве на видном месте висело расписание дня: утренние процедуры, приемы пищи, школа, кружки и секции, свободное время, сон. Все это имело практическую пользу, так как вам помогало поддерживать дисциплину, а родителям не забывать о ваших делах в череде рабочих будней. Почему бы не воспользоваться этим сейчас? Составив расписание, вы будете точно понимать, когда заняты и свободны, так что будет легче планировать недельный график встреч. Обычно секретари составляют подобное расписание для своих руководителей, однако не так сложно сделать его самой, если у вас нет помощника.
Как правильно составить расписание
Удобнее всего для планирования графика пользоваться Pages для iOS и Microsoft Word для Windows, а насущные дела записывать в заметки Evernotes, Sticky Notes, OneNote, Google Keep, Simplenote и других предназначенных для этого приложений. График советуем составлять в таблице:
1. Сделайте вертикальную таблицу 3 столбца и 25—40 строчек — обычно столько хватает, чтобы записать все постоянные задачи. В первом столбце подпишите день недели: понедельник — пятница. Во втором — время, в третьем — задачу.
2. Вносите информацию только о постоянных делах вроде рабочего графика, времени тренировок и учебных курсов, необходимого времени на утренние сборы. По желанию можете изменить таблицу, вписав поля со свободным временем — их выделите красным цветом для удобства.
3. Сделайте скрин страницы и сохраните его в телефоне. Некоторые ставят расписание на заставку экрана блокировки, чтобы взглянуть по необходимости. Также не забудьте распечатать график в двух экземплярах — для работы и дома.
Позитивные эффекты от составления расписания
Во-первых, вам больше не придется держать важные задачи в голове — достаточно будет посмотреть на него вечером, чтобы вспомнить, к примеру, о завтрашней тренировке. Во-вторых, вам будет проще планировать встречи с друзьями, что особенно важно для бизнес-леди: сбросьте им свой график в мессенджере и договоритесь о дате и времени встречи. Также график удобен тем, что поддерживает вашу дисциплину. Вы будете уделять самообразованию и совершенствованию своей внешности отведенное время, а не переносить эти задачи на потом. Помните, что большего успеха достигают не те, кто единовременно делает большую работу, а те, кто умеет разделить цель на мелкие задачи и планомерно следовать ей.
Урок 1. Правильный режим дня
Время идет медленно, когда за
ним следишь. Оно чувствует слежку.
Но оно пользуется нашей рассеянностью.
Альбер Камю
Как правильно составить режим дня – одна из самых важных тем здорового образа жизни. Каждый человек сталкивается с необходимостью распределять свое время. Иногда, как в случае с работой, это необходимость. Иногда, например, при планировании максимально продуктивного времяпрепровождения или отдыха – это целесообразность. Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность. В результате чего вырабатывается и режим жизни, в котором минимизированы затраты времени и энергии на несущественные вещи.
В данном уроке будут даны ответы на вопросы о правильном распорядке дня, особенностях влияния биологических ритмов на активность и эффективность деятельности человека, основных подходах и методиках составления режима дня для разных людей: мужчин и женщин разных профессий, взрослых, студентов и школьников.
Оглавление:
Что такое режим дня?
Режим дня – продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного распределения.
Как говорилось выше, распорядок имеет большое значение для самодисциплины и организованности любого человека, а также он важен для многих других прикладных аспектов нашей жизни. К примеру, режим дня играет не последнюю роль в построении тренировочных программ, составлении диет и организации правильного питания в целом, выборе самых продуктивных часов нашей жизни для работы или творчества.
Мейсон Карри в своей книге «Режим гения: Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня:
«В умелых руках режим дня – точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы…».
Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью (см. эпиграф). Каждый человек сталкивался в своей деятельности со спешкой, ощущением аморфности времени, неразберихой в личных и рабочих делах. Мы не всегда можем отчетливо сказать, сколько времени мы потратили на то или иное занятие, поскольку не считаем необходимым постоянно контролировать использование своего времени. Однако именно распорядок всего дня целиком помогает наиболее разумно и эффективно распределить свое время. Кроме того, без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить и более долгосрочные планы, тем более что спланировать свой дневной график полностью не так сложно, ведь:
- День как минимальная единица для планирования максимально удобен в силу легкой обозримости.
- Если какая-то попытка не удалась, можно перестроиться и изменить режим на следующий день.
Отметим также тот факт, что употребление эпитета «правильный» по отношению к режиму дня, в некоторой мере условно. Индивидуально для каждого человека понятие правильного распорядка может быть разным и зависеть от многих факторов: работы, привычек, особенностей организма. Но, как утверждают эксперты (психологи и медики), физиологические аспекты функционирования основных жизненных систем людей идентичны. На основе этого возможно составить универсальный, содержащий общие рекомендации режим, который в той или иной мере подойдет каждому. Опираясь на предложенные рекомендации с учетом своих индивидуальных потребностей, можно выработать распорядок суток, который оптимально подойдет именно вам.
Биологические ритмы и распорядок дня
Без учета суточных биологических ритмов организма человеку вряд ли удастся составить организованный и эффективный режим дня. Эксперименты показывают, что если человек, привыкший обычно просыпаться в 7 утра, один день будет спать до 4 дня, то после пробуждения он будет чувствовать усталость, разбитость, замедление темпов активности. Такое состояние возникает в результате игнорирования особенностей биологических ритмов, биологических часов и циркадных ритмов.
Биологические ритмы (биоритмы) – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах, от которых зависит их функциональность.
Биоритмы бывают внутренними (эндогенными), зависящими от биологических часов организма, и внешними (экзогенными), которые проявляются в синхронизации внутренних циклов (смена сна и бодрствования) с внешними раздражителями (смена дня и ночи). В плане составления режима дня нас больше всего интересуют циркадные ритмы – циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи, период которых приблизительно равен 24 часам.
Многие исследователи до недавнего времени относили изучение биоритмов к неакадемическому направлению физиологии, но благодаря последним исследованиям ситуация несколько изменилась. Так, в человеческом мозге обнаружили крошечный кластер в гипоталамусе размером, примерно, 20000 нейронов, который контролирует многие циркадные ритмы организма. Известный как супрахиазматическое ядро (SCN), этот центр выполняет работу внутреннего кардиостимулятора тела и влияет на биоритмы человека.
Совы и жаворонки
Психологи часто обращаются к известному разделению людей в зависимости от периода их активности на «сов» и «жаворонков». Первым тяжело вставать рано утром, а пик их активности приходится на вечерние и ночные часы. Вторые, наоборот, утром деятельны, а к вечеру быстро теряют запасы энергии. Интересно, что во многих странах Африки практически нет «сов», связано это с тем, что многие поселки и города не электрифицированы, а значит, когда солнце садится, местная жизнь замирает. Помимо «сов» и «жаворонков» существует также переходный вариант – это так называемые «голуби», которые объединяют черты обеих категорий: такие люди могут просыпаться и одинаково активно и эффективно заниматься делами в разное время суток. Кроме того, различают еще два типа людей: малоспящие и «сони». Малоспящие активны и рано утром, и поздно вечером, а для восстановления сил им требуется всего 3-4 часа сна (к таким людям относился, например, известный изобретатель Т. Эдисон). «Сони», напротив, неактивны, чувствуют усталость и утомление в любое время суток.
Предложенная классификация довольно условна, поскольку, как утверждают психотерапевты, нормальный здоровый человек при желании постепенно может изменить свой тип бодрствования без вреда для организма. Главное – наличие силы воли и правильно выбранной стратегии.
К примеру, многим политикам, бизнесменам, спортсменам, которые много путешествуют по всему миру, часто приходится перестраивать свои циркадные ритмы в соответствии с разницей во времени между городами, чтобы не терять эффективности в работе при смене часовых поясов. На практике даже выработаны специальные рекомендации, которые помогут максимально безболезненно перестроить свой режим после смены часового пояса. Для этого вам следует:
- спланировать первые дни приезда так, чтобы, по возможности, психологическая и физическая нагрузки были минимальными;
- употреблять за два дня до полета только легкую пищу, исключить алкогольные напитки, а также непривычные для вас блюда, и по возможности воздержаться от курения;
- учесть, что с востока на запад лучше лететь утренним или дневным рейсом, а с запада на восток — вечерним;
- за 3-5 дней до вылета постепенно перестроить свой режим в соответствии с часовым поясом того места, куда вы собираетесь лететь;
- если предстоит полет на запад, старайтесь ложиться спать и вставать попозже. При путешествии в восточном направлении засыпать нужно раньше, а просыпаться рано утром.
Часто людям даже не приходится подключать свою силу воли для изменения режима активности, поскольку организм человека способен самостоятельно адаптироваться к меняющимся внешним условиям. К примеру, обычные школьники, как правило, ходят на занятия к 8.30 в течение долгого периода обучения. С годами организм школьника привыкает следовать заданному циркадному ритму, то есть активно работать в первой половине дня. Однако если после окончания школы выпускник поступает в университет на вечернее отделение, где занятия проходят во вторую смену, организму приходится подстраиваться под новое расписание. Со временем биологические часы студента естественным образом адаптируются к новой системе без особых усилий с его стороны.
Знание закономерностей работы биологических часов поможет правильно спланировать день. Ниже приведен пример таблицы периодов активности разных систем среднестатистического человека по часам:
04:00. Начало циркадного ритма. В это время организм выделяет в кровь стрессовый гормон кортизон, который запускает механизмы основных функций и отвечает за нашу активность. Именно этот гормон помогает проснуться людям, которые предпочитают вставать рано.
05:00-06:00. Пробуждение организма. В этот период ускоряется обмен веществ, повышается уровень аминокислот и сахара, которые не позволяют человеку крепко спать под утро.
07:00-09:00. Идеальное время для легкой физической нагрузки, когда можно быстро привести расслабленный после сна организм в тонус. В это время хорошо работает пищеварительная система: усвоение полезных веществ происходит быстрее, что помогает эффективно перерабатывать пищу и преобразовывать ее в энергию.
09:00-10:00. Период, когда осваивается энергия, полученная от приема пищи. В течение этого времени человек способен хорошо справляться с заданиями на внимание и сообразительность, а также успешно использовать кратковременную память.
10:00-12:00. Первый пик работоспособности, период максимальной умственной активности. В это время человек хорошо справляется с задачами, требующими повышенной концентрации.
12:00-14:00. Время ухудшения работоспособности, когда необходимо дать отдых уставшему мозгу. Этот период подходит для перерыва на обед, поскольку работа пищеварительного тракта ускоряется, кровь отходит к желудку, умственная активность организма снижается.
14:00-16:00. Это время лучше посвятить спокойному перевариванию съеденного, так как организм пребывает в состоянии легкой усталости после обеда.
16:00-18:00. Второй пик активности и работоспособности. Организм получил энергию от пищи, все системы вновь работают в полном режиме.
18:00-20:00.
20:00-21:00. Это время подходит для занятий спортом, посещения секций, общения.
21:00-22:00. Период, когда возрастает способность мозга к запоминанию. В это время есть не рекомендуется.
22:00. Начало фазы сна. В организме запускаются восстановительные процессы, выделяются гормоны молодости. Тело переходит в состояние отдыха.
23:00-01:00. В это время процесс обмена веществ максимально замедляется, снижается температура тела и частота пульса. Наступает фаза глубокого сна, когда наш организм лучше всего отдыхает.
02:00-03:00. Период, когда все химические реакции замедлены, гормоны практически не вырабатываются. Отсутствие сна в это время может привести к ухудшению состояния и настроения в течение всего дня.
Примечание: в холодное время года происходит незначительное смещение описанных процессов физиологической активности во времени вперед.
Составляющие режима дня
Мы уже говорили, что предложить универсальный распорядок дня, который бы подошел каждому невозможно. При составлении расписания учитываются многие личные факторы, но существуют и пункты которым обязательно должны следовать все. Это необходимые условия для всех, кто хочет вести здоровый образ жизни и быть здоровым.
Сон. Реалии современного мира таковы, что многие люди либо отводят сну недостаточное количество времени, либо регулярно спят больше, чем это требуется для организма. В обоих случаях это негативно влияет на физическое состояние человека и на его деятельность. Четкий режим дня и правильно отведенное время на сон позволяют всем системам жизнеобеспечения человека восстановиться и отдохнуть, а также помогают избежать расстройств сна и нервной системы.
Итак, идеальным временем для сна считается период с 23.00 до 7.00 утра. В среднем взрослый человек должен спать около 7-8 часов в сутки, хотя известно множество случаев, когда люди спали гораздо меньше (3-6 часов в сутки), но чувствовали себя прекрасно и эффективно выполняли свою работу. Среди знаменитых успешных малоспящих людей стоит отметить Юлия Цезаря, Леонардо да Винчи, Бенджамина Франклина, Наполеона Бонапарта, Томаса Джефферсона, Сальвадора Дали, Николу Тесла, Томаса Эдисона, Уинстона Черчилля и Маргарет Тетчер. Однако не стоит прибегать к крайним случаям и пренебрегать здоровым сном вовсе. В ходе клинических экспериментов наблюдались единичные случаи, когда люди не спали больше 250 часов подряд. К концу этого отрезка времени врачи отмечали у пациентов расстройство внимания, невозможность фокусировки зрения на предмете дольше 20 секунд, нарушение психомоторики. Большого вреда здоровью такие эксперименты не приносили, но выбивали организм человека из привычного состояния на несколько дней.
Для многих людей, желающих выровнять свой график и научиться ложиться пораньше, актуальным является вопрос «как уснуть» в запланированное время. Вот некоторые рекомендации:
- Вместо просмотра по телевизору детективных сериалов или серфинга в Интернете перед сном лучше почитать книгу;
- За несколько часов до сна стоит позаниматься физическими упражнениями, бегом, просто пройтись;
- Не следует есть тяжелую пищу на ночь;
- Перед сном полезно проветривать помещение;
- Таким образом составить свой распорядок дня, чтобы во время отхода ко сну организм чувствовал усталость.
- Даже если долго не получается уснуть вечером, с утра все равно нужно встать в запланированное время. Вы не выспитесь один день, но уже в следующую ночь сможете заснуть раньше.
Приемы пищи. Каждому известна фраза «чтобы жить, нужно питаться», однако питаться нужно правильно. Детально о правильном питании и всем, что с ним связано, мы поговорим в следующем уроке, здесь отметим лишь несколько важных нюансов. Еда – топливо для организма. С ней мы получаем не только энергию на день, которая расходуется на умственную и физическую деятельность, но и обеспечиваем организм нужными витаминами и микроэлементами. Именно поэтому важно питаться регулярно и полноценно, необходимость применения диеты обязательно должна быть согласована со специалистом, который поможет составить оптимальное меню с учетом физиологических потребностей организма.
Отдых. Восстановление сил и работоспособности организма происходит не только во время сна, но и в период активности организма. Во время работы человеку также нужен отдых, поскольку постоянно поддерживать трудоспособность на высоком уровне невозможно. Не тратьте свой обеденный перерыв на выполнение работы, лучше отдохните, и скоро вы сможете взяться за дело с новыми силами и работать более продуктивно и эффективно.
После работы также важно отдохнуть. Если весь день вы работаете за компьютером, по возвращении домой проведите вечер без него. Уделите время чтению, общению с родными и близкими, самообразованию.
Работа. Каждому из нас приходится работать: школьникам – ходить на занятия и делать уроки, студентам – посещать лекции и семинары, готовиться к экзаменам, взрослым – строить карьеру и зарабатывать на жизнь. Умение спланировать свое рабочее время является важной частью режима дня в целом. Методики самоменеджмента, управления временем, а также рекомендации для повышения личной эффективности на работе и вне ее вы сможете найти в статьях специальной рубрики нашего блога «Time-management и эффективность».
Физические нагрузки. Это рекомендованная составляющая дня для всех, кто заботится о своем здоровье. Задуматься о тренировках нужно в первую очередь тем, чья работа ограничивает двигательную активность организма на протяжении всего дня. Даже если у вас нет возможности записаться в тренажерный зал или ходить в бассейн, можно заниматься дома или на площадках во дворах и школах. При наличии медицинских противопоказаний вместо занятий спортом можно практиковать легкие прогулки на свежем воздухе после еды. Подробно о роли физической активности в здоровом образе жизни читайте в этом уроке.
Психическое равновесие. Как говориться «в здоровом теле здоровый дух», но верно и обратное. Если человек спокоен и удовлетворен жизнью, получает удовольствие от работы – значит и соблюдать режим дня ему проще. Чтобы разобраться в себе, мы сделали специальный курс «Самопознание», который позволит разобраться в себе, понять свои сильные и слабые стороны:
Подробнее Купить сейчас
Как спланировать свой режим дня?
Так выглядело расписание дня Б. Франклина, размещенное им в своей «Автобиографии»:
(изображение сделано на основе фрагмента книги М. Карри)
Ниже приведены некоторые рекомендации по составлению вашего режима дня.
Как составить режим дня взрослого
1. Расписание старайтесь не только продумывать, но и записывать. Пользуйтесь специальными программами, ежедневником или просто запишите его на лист бумаги. Письменно составленный режим дня будет не только напоминать о делах, но и служить молчаливым укором, если что-либо из запланированного не будет выполнено.
2. Важно, чтобы сначала в режим было включено только то, что вы действительно делаете на протяжении дня. Проще говоря, в расписание стоит вносить пункты, которые вы выполните наверняка, например, встанете в 7, чтобы собраться, позавтракать и с учетом дороги к 9 быть на работе. Если же вы только хотите сходить в тренажерный зал после работы, но еще ни разу не делали этого – не стоит такой пункт вносить в план дня. Позже, когда идею удастся реализовать, режим можно будет скорректировать. Помните, что приучить себя к следованию распорядку, а, следовательно, и самодисциплине, можно только выполняя реальные пункты расписания.
3. В разных составляющих своего режима (в первую очередь это касается работы) ранжируйте задачи. Ставьте выполнение сложных заданий вначале и в таком же порядке выполняйте.
4. Старайтесь учитывать физиологические потребности вашего организма, о которых говорилось выше. Соблюдайте личную гигиену, не засиживайтесь допоздна, принимайте пищу в одно и то же время.
5. Важно также, чтобы несколько дней после принятия решения о начале составления режима вы начали отмечать промежутки времени, затрачиваемые на те или иные действия. Выведите среднестатистический показатель того, сколько времени у вас занимает завтрак, дорога на работу, ответ на письма электронной почты, общение с коллегами и прочее. На основе полученных данных и нужно составить первый режим дня. Употребление характеристики «первый» не случайно – в будущем, скорее всего, вы будете неоднократно корректировать свой режим и важно научиться во время этого процесса опираться на конкретные временные рамки, а не на субъективные ощущения затрачиваемого времени.
6. Очевидно, что режим дня составляется в соответствии с занятостью на работе, которая более-менее определена. Тем не менее, важно планировать не только рабочее время, но и отдых, время на домашние заботы и прочие дела. Это порой трудно сделать, но со временем вы научитесь.
Как составить режим дня школьника (подростка)?
1. Первое с чего стоит начать – проведение «полевого этапа». Некоторое время нужно потратить на наблюдение: сколько времени занимает дорога в школу, на секцию, подготовка домашнего занятия и т. д. Если школьник составляет свой режим самостоятельно, полученные данные нужно согласовать с родителями, которые помогут учесть особенности возраста и отвести достаточное время на отдых.
2. Школьное образование построено с учетом педагогических, психологических методик, нюансов возраста. Количество уроков, факультативов даются в таком объеме, чтоб не перегружать школьника. Но время отдыха нужно спланировать отдельно. Рекомендуется отдыхать не меньше чем 1,5 часа после окончания занятий и еще 1,5 часа после завершения домашнего задания. Часть этого времени желательно проводить на свежем воздухе.
3. Недопустимо большую часть свободного времени проводить за просмотром телевизора или компьютерными играми. Эта проблема решается записью в секции и кружки, выполнением отведенных родителями обязанностей по дому и прочими более полезными делами.
4. Выполнение ребенком распорядка дня первое время важно мотивировать. Здесь все зависит от родителей.
5. Для учащихся начальной школы нужно обязательно отвести время для дневного сна. Старшеклассникам можно ложиться спать немного позже, как и самостоятельно вносить коррективы в свой распорядок в соответствии с занятостью. Для подготовки письменных домашних заданий лучше всего подходит отрезок между 16.00 и 18.00. Читать книги и учебники лучше вечером.
6. Ниже приведен один из вариантов почасового режима дня школьника 3 класса, одобренный педиатрами:
- 7:00. Подъем.
- 7:00-7:30. Зарядка, умывание.
- 7:30-7:45. Завтрак.
- 8:30-13:05. Занятия в школе.
- 13:30-14:00. Обед.
- 14:00-15:45. Подвижные игры, прогулки, времяпровождение на свежем воздухе.
- 15:45-16:00. Полдник.
- 16:00-18:00. Самоподготовка, домашнее задание.
- 18:00-19:00. Свободное время, отдых.
- 19:00-19:30. Ужин.
- 19:30-20:00. Свободное время, работа по дому.
- 20:00-20:30. Вечерняя прогулка.
- 20:30-21:00. Подготовка ко сну.
- 21:00. Сон.
Как cоставить режим дня студента?
1. Начните со сбора и анализа информации о затрачиваемом времени. Если режим дня составлялся еще во время учебы в школе, то кардинально в распорядке студента дневного отделения ничего не изменится.
2. По сравнению со школьниками, у студентов зачастую возрастают объемы получаемой информации и время для самоподготовки. Стоит учесть при этом, что умственная деятельность должна чередоваться с физической и времяпровождением на свежем воздухе – для сохранения здоровья эти пункты не стоит исключать из расписания.
3. Деятельность студента связана с постоянным напряжением умственных сил, и чтобы использовать их плодотворно, нужно помнить не только о чередовании труда и отдыха, но и о некоторых других особенностях. В работу нужно входить постепенно, сначала повторяя уже известный материал и лишь потом принимаясь за изучение нового.
4. Режим дня на время сессии нужно составлять отдельно. Подготовку следует начинать в те же временные отрезки, что и происходят пары на протяжении семестра – мозг уже привык к активности в такое время. Особое внимание стоит уделить питанию и отдыху.
5. Правильно составленный и продуманный режим дня, как бы его ни было трудно придерживаться первое время, скоро приведет к выработке динамического стереотипа, что сделает следование распорядку более легким.
6. Опросы и наблюдения показывают, что у тех студентов, кто составляет режим дня, остается до 5 часов свободного времени на личные интересы. Следование распорядку позволит сохранить в деятельности здоровый баланс: не тратить всё время на «зубрежку» с одной стороны, но и не гулять, постоянно отсыпаясь на парах – с другой.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Сергей Крутько6 способов приучить домочадцев к порядку
Знакомая ситуация: на уборку вы потратили целый день, и дом просто сверкал. Но вот вернулись домой дети и муж, и от прежней чистоты нет и следа. Если вам не надоело бесконечно убираться, приучите ваших домочадцев к порядку. Вот несколько лайфхаков.
Будьте примером
Сложно просить подростка не курить, если дома курит мать или отец. Если вы сами не знаете, где должны лежать вещи, и оставляете горы посуды (и она лежит так два дня), лучше начните с себя. Хороший пример тоже заразителен.
Упростите уборку
Чем проще положить вещь на место, тем лучше. Поэтому сделайте так, чтобы предметы ежедневного пользования было легко достать, но еще легче — вернуть. Упрощайте уборку — пусть она требует минимум усилий. Поставьте корзины для сбора грязного белья не только в ванной, но и в спальнях: там члены семьи чаще всего оставляют одежду.
Просите о конкретном
Вместо «Пойди приберись на кухне» говорите «Помой, пожалуйста, посуду». Конкретные задачи выполнять легче. Иногда такой чек-лист можно создать даже для мужа.
Добавьте ящиков и полок
Иногда вещи лежат грудой в углу просто потому, что их негде хранить. Нельзя попросить ребенка убрать игрушки, если коробка и так переполнена. Лучше установите в комнате закрытые полки. Беспорядок внутри не будет так сильно раздражать, если он закрыт крышкой.
Убирайтесь вместе
Введите дома традицию — ежедневную 15-минутную уборку. В определенное время все встают и идут прибирать — кто что видит или каждый свое. Поставьте таймер и постарайтесь уложиться во время. Такие 15-минутные уборки не сильно выматывают, но дают ощутимый результат.
Не нервничайте
Даже если несмотря на все ваши усилия порядка в доме нет, не нервничайте. Это не самое главное. Если из-за уборки вы жертвуете личным временем, например, у вас не остается времени на хобби или общение с семьей, — пора пересмотреть приоритеты. Рассмотрите вариант с приходящей уборщицей или клининговой компанией.
Как приучить себя к дисциплине: 8 способов дисциплинировать себя
Если вы хотите достичь целей, то должны приучить себя к дисциплине. Отсутствие дисциплины является самым главным препятствием на пути к достижению успеха.
Постарайтесь найти немного времени на выработку дисциплины. Это поможет вам выполнять то, что вы должны, даже если этого не хочется, а в итоге — достичь успеха в реализации различных целей.
Дисциплина последовательно выполнять работу — это самое сложное, поэтому ценится работодателями больше, чем любой другой навык.
1. Примите обязательство
Если вы действительно хотите достичь целей, то должны взять на себя обязательство быть дисциплинированным. И это не то, что вы можете сделать, это то, что вы делаете.
Дисциплинируйте каждую вашу привычку. Дисциплинируйте свое физическое здоровье и питание. Выполняйте обязанности относительно отдыха. Контролируйте свои реактивные эмоции. Следите за тем, что вы говорите, и поддерживайте позитивный настрой.
2. Будьте сосредоточены
Ставьте перед собой цели каждое утро, прежде, чем начнется ваш день, и планируйте их вечером на следующий день, прежде, чем вы ляжете спать.
Выберите спокойное место и время, чтобы сосредоточиться и отчетливо представить то, чего вы хотите достичь в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Это поможет составить список самых важных целей на следующий день.
Вместе с тем, о чем вы размышляете, представьте ощущение успеха, который придет вместе с достижением намеченного. Начинайте свой день с продуктивного и позитивного образа мышления.
3. Расставляйте приоритеты
Планируя свой день, настраивайте себя на выполнение задач, требующих наибольших усилий и дисциплины. Устраните факторы, вызывающие стресс.
Составьте список дел, расставьте их в порядке важности и выполняйте последовательно: это позволит снизить влияние стресса в течение всего дня и сделает вашу деятельность более продуктивной. Таким образом, вы научитесь превращать беспорядок в величие.
4. Научитесь отдыхать
Важным ключом к успеху является готовность ума и тела к новому дню. Заведите определенный режим сна, который поможет подвести черту и закончить день.
Что бы ни тревожило вас перед сном, умейте договориться с самим собой, чтобы отпустить это. То, что вас беспокоит, можно сделать целью номер один на следующий день.
Отличная практика — завести дневник, и перед сном писать о том, как прошел день, это поможет эмоционально завершить этот день. Изложение мыслей в письменном виде поможет найти решение и снизит влияние стресса перед сном. Это отличный способ избавиться от отрицательной энергии, накопленной в течение дня.
5. Хорошо питайтесь
Хорошее питание помогает мозгу лучше работать и обеспечивает организм энергией. Начните свой день с завтрака с высоким содержанием белка и низким содержанием углеводов.
Чтобы избежать пищевой комы во время обеда, избегайте употребления крахмалистых углеводов и алкоголя. Употребляйте натуральные продукты. Ешьте зелень для получения углеводов и нежирное мясо для белка, пейте достаточное количество воды.
Держитесь подальше от сахара, чрезмерного кофеина и никотина. Это поможет вам сохранить энергию в течение дня. В качестве перекуса и для поддержания оптимального уровня сахара в крови можно использовать белковые батончики или миндаль.
6. Сосредоточьтесь на мелочах
Отличный способ развить привычку к дисциплине — выполнять повседневные мелочи: застелите кровать, сделайте уборку, вымойте автомобиль, вынесите мусор.
Приучив себя заниматься этими незначительными делами, вы станете более дисциплинированными в выполнении более крупных и важных вещей.
7. Доводите дело до конца
Принимайте решения заблаговременно. Если вы решили тренироваться каждое утро перед работой — то не позволяйте себе откладывать тренировку, как бы этого не хотелось. Если вы решили с утра взяться за крупный проект, не меняйте своего решения. Решение было принято — нужно ему следовать.
Без привычки доводить дело до конца не будет дисциплины. Ваш разум чаще всего становится вашим злейшим врагом, и когда доходит до дела, то он пытается склонить вас к лени и попытке отложить выполнение на более позднее время. Вы должны выиграть эту битву и сделать все запланированное.
8. Поощряйте себя
Когда вы выполняете то, что требует от вас дисциплинированности, то успешное завершение дела вознаграждает ваши усилия. Когда успех вырисовался перед вашими глазами, наградите себя по окончанию работы.
Ощутите счастье и гордость за себя. Поделитесь своими достижениями с близкими и пригласите их на ужин. Предложите отпраздновать завершение тяжелого труда и будущие достижения.
Каждый раз, когда вы становитесь свидетелем собственного успеха, вы видите, что ваша привычка к дисциплине окупается. Это мотивирует вас.
Чтобы оставаться дисциплинированным, вы должны принять такой образ мышления: «Просто сделай это». Не позволяйте своему разуму говорить вам о том, что вам нужно делать, чтобы добиться определенных достижений.
Каждый день берите на себя обязательство быть дисциплинированным, здоровым, поддерживать энергию на должном уровне, а мышление — мотивированным и позитивным.
Первым делом с утра необходимо снизить влияние факторов стресса. Только так вы сможете сосредоточиться на долгосрочных целях на оставшуюся часть дня. Когда вы приучите себя к дисциплине, вы будете меньше подвержены стрессу, и это сделает вас более успешным.
Читайте также:
Как приучить детей к уборке: 2 важных правила
Ключевым моментом в воспитании детей многие родители считают приучение ребенка наводить порядок в своей комнате. Безусловно, это важный и практически необходимый навык. Начинается все с уборки игрушек в самом раннем возрасте. Но не все дети с готовностью выполняют эту обязанность. Как приучить свое чадо к порядку?
Ключевым моментом в воспитании детей многие родители считают приучение ребенка наводить порядок в своей комнате. Безусловно, это важный и практически необходимый навык. Начинается все с уборки игрушек в самом раннем возрасте. Но не все дети с готовностью выполняют эту обязанность. Как приучить свое чадо к порядку?
Приучаем ребенка к порядку
Для этого существуют 2 важных правила
Правило №1
Не думайте, что ваш сын (или дочь) с готовностью и без напоминаний станут делать в доме уборку и следить за порядком, если вы сами его не поддерживаете. Ключ к любому воспитанию – собственный позитивный пример.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Когда мама ест пиццу у компьютера и оставляет тарелку с крошками тут же, забывая о ней, когда папа надевает утром не чищенные ботинки, для ребенка это – образец порядка. И не стоит требовать от него чего-то иного.
Правило №2
Важно учить детей следить за порядком еще в ранние годы, чтобы не сформировалась привычка разбрасывать вещи. В противном случае любовь к беспорядку будет крайне сложно искоренить. В этом вопросе не бывает «рано»: правила поддержания чистоты и порядка закладываются у малышей рано: это происходит, когда ребенок начинает ходить, внятно говорить и осознает себя отдельной личностью.
В каждом возрастном периоде имеется специфика приучения к порядку и уборке
Возраст 2-3 года
В данный период придется набраться терпения. Дети еще не могут держать в памяти правила поведения, концентрировать внимание. Поэтому вам придется раз за разом напоминать о том, что надо, например, собрать игрушки в корзину (коробку).
Это необходимо знать! До 4-х лет малыши в силу физических и психологических нюансов не могут самостоятельно и без напоминаний наводить порядок и раскладывать предметы по местам.
Детям приятно пребывать в хаосе, им присущ данный способ организации пространства. Но прививать любовь к чистоте и порядку следует начинать с первых лет.
Превратите уборку в увлекательную игру. Совместная деятельность объединяет, дарит положительные эмоции. Пусть это будет веселая забава, результатом которой явится убранная комната.
Пока ребенок вам только помогает в меру своих возможностей. Если вы заметили, что сын или дочь проявляет инициативу и начинает сам выполнять какие-либо домашние дела – не останавливайте, не критикуйте, а, наоборот стимулируйте и поощряйте его.
Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!
Выделите ребенку персональные подручные средства (тряпочку для стирания пыли, веничек, совок). В возрасте «я сам!» это очень важные моменты. Делать уборку вместе необходимо систематически, не «под настроение».
Возраст 4-6 лет
Навык убирать и складывать вещи уже сформирован, и ребенок, поиграв, уже в состоянии располагать игрушки по местам без помощи взрослых.
Процесс уборки должен быть комфортным. Например, выдвижные ящики, полки — на соответственном для ребенка уровне.
Закрепляйте в памяти сына или дочки, как именно должны располагаться предметы, игрушки. Пусть это будет так, как ему удобно.
Прекрасное подспорье в формировании навыка уборки – это сказки.
Это необходимо знать! Сказочные образы и герои – язык, наиболее понятный детям 4-х-6-ти лет. Берите на вооружение знакомые нам с детства сказки и придумывайте их вместе с ребенком в процессе уборки.
Возраст 7-8 лет
Первые школьные годы – это время, когда порядок крайне необходим для школьника, чтобы процесс обучения проходил максимально эффективно.
Важность приобретают систематизация окружающего пространства: организуйте на пару с ребенком порядок в помещении таким образом, чтобы каждый предмет находился на своем месте. Книги – на полке, игрушки – в специально приспособленном ящике, одежда – в платяном шкафу, школьные принадлежности — в письменном столе.
В этот период пора привлекать ребенка к посильным ему делам по дому.
Это необходимо знать! Стоит ли поощрять денежно работу по дому? Нет, если мы говорим о ежедневных, беспрекословных обязанностях ребенка. Однако, не возбраняется поощрять работу, проделанную сверх нормы.
Важно понимать, что не все является мусором. Это могут быть ценные для ребенка мелочи, его «сокровища»: коллекция камешков, поделки, различные материалы для творчества.
Подростковый период
А теперь вспомните себя в этом возрасте. Как для вас было необходимо персональное пространство, как вы ревностно оберегали тайны и собственное право пользоваться вещами и комнатой. Теперь вы можете понять своего дорогого подростка.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Не нарушайте его персональные личные границы. Не начинайте наводить порядок в его вещах. Не посягайте на подростковые тайны.
Это необходимо знать! Если беспорядок в помещении, где живет подросток – только верхушка айсберга, и вас тревожит его поведение, имеет смысл проконсультироваться с психологом, чтобы наладить отношения и вместе справиться с проблемой ребенка.
Конкретная форма порядка или, наоборот, беспорядок в детской комнате – это внешнее проявление его сути. Учитесь понимать своего ребенка, не теряйте с ним контакт, будьте ему другом.опубликовано econet.ru.
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Как приучить ребенка к режиму (порядку) дня
Заведенный режим дня или ежедневная рутина — почему ребенку легче жить в привычном смене событий ? Как приучить ребенка к ежедневному порядку ?
Я знаю, что дочка слишком мала, чтобы руководствоваться рассудком, но ее неблагоразумие просто сводит меня с ума.
Хотя взрослым это и кажется безрассудным, у малышей есть веская причина проявлять неблагоразумие. Например, отказаться от куртки в холод. Или отворачиваться от каши, которую они же попросили пять минут назад. Или вырвать пол страницы из своей любимой книжки, а потом расстроиться, что ее больше нет.
Совершенно очевидно, что малышка просто борется за независимость. Ей хочется принимать решения самостоятельно, даже если они неверные. Ей хочется доходить до всего самой, даже если процесс мучителен как для неё, так и для прочих членов семьи. Но очень часто малыши бывают неразумными просто потому, что проголодались, устали или расстроились.
Как приучить ребенка к правилам поведения
Урезонить неразумного малыша невозможно. Попробуйте сделать следующее.
- Лечите едой или отдыхом. Размышляя, как управиться с неразумным поведением, сразу вспоминайте о еде и/или об отдыхе. Невозможно воззвать к разуму голодного или уставшего малыша, пока он не поест или не отдохнет. А пока он ест или отдыхает, не забудьте поесть сами: с неразумными детьми легче управляться, когда вас не мутит от голода.
- Примите во внимание характер. Некоторые малыши ведут себя якобы неразумно, а на самом деле действуют в соответствии с типом их личности. Проверьте, если вы этого еще не сделали, не является ли то, что вы считаете «неразумным», синдромом «трудного ребенка». Если это так, поступайте соответствующим образом.
Читайте подробнее в статье: Что делать, если у ребенка трудный характер.
- Не позволяйте неблагоразумию возобладать. Если малышка отказывается садиться в машину, а вам нужно отвезти другого ребенка в школу, пристегните ее к сиденью, невзирая на все вопли и взбрыки. А если она решила опустошить весь книжный шкаф, отвлеките: отведите на детскую площадку или прекратите ее деятельность любым другим подходящим способом. Не допускайте, чтобы неблагоразумие малышки мешало нормальному ходу жизни.
- Не лишайте причины следствий. В тех случаях, когда ошибки не могут серьезно повредить здоровью или безопасности ребенка или значительно помешать другим членам семьи, позвольте малышке поэкспериментировать с последствиями неразумного поведения: если она отказывается надевать куртку — пусть замерзнет (или если на улице чересчур холодно, не пускайте гулять). Если отказывается есть — пусть остается голодной. Если рвет книжку — пусть пропадет часть рисунков. Девочка допустит много ошибок и переживет массу неприятных моментов, зато постепенно поймет, что иногда родители бывают правы.
- Оставьте при себе «тебе же говорили…». Трудно устоять перед искушением после того, как ребенок не послушался и полез-таки в лужу, хотя бы фигурально «утереть ему нос». Сдержитесь. Последствий в виде холодных мокрых ног вполне достаточно для наказания за неверное решение. Малышка не нуждается в том, чтобы физические неприятности были усилены обидой. Лучше заметить как бы между прочим: «Ага, мокрые ноги. Вот именно поэтому и не стоит ходить по лужам без резиновых сапог».
- Будьте хитрее. В торге между малышами и родителями существует множество трюков. Они не все срабатывают, но в каждый определенный момент какой-нибудь обязательно подействует. При удачном исходе с их помощью вы добьетесь своей цели, позволив ребенку сохранить лицо. Чтобы отвлечь малышку, когда она решит вести себя неблагоразумно, подойдет смена деятельности, «глупые» поступки (например, старый прием: ботинки надеваются на руки), «перевернутая» психология, песенка, беседа («А ты знаешь, чем мы сегодня займемся после обеда?»).
Читайте подробнее в статье: Перевернутая психология: метод «от противного».
И… не теряйте чувства юмора. Не лезьте на стену от неразумного поведения малышки, а посмеивайтесь над ее причудами (про себя, конечно). Напоминайте себе постоянно, что «со временем и это пройдет» (пусть даже сейчас такая перспектива кажется недостижимой), и тогда оплошности вашей маленькой дочки нисколько не будут вас огорчать.
Как сделать заведенный режим дня рутиной
Рутина.
У многих взрослых это слово вызывает только негативные ассоциации: предсказуемость, скука, монотонность. Однако большинство маленьких детей вполне устраивает именно рутина, которая олицетворяет собой уют, а вовсе не скуку. Когда малыш знает, чего ему ожидать в тот или иной час дня, он чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее. Рутина, как правило, является единственным спокойным островком в потоке жизни, особенно в бурные годы раннего детства.
Родителям тоже полезно, если заведенный порядок становится рутиной. Рутина позволяет малышам спокойнее переходить от одного действия к другому: от книжки — к обеду, от игровой площадки — к возвращению домой, от кубиков — в кровать. Рутина избавляет от необходимости тратить время на планирование (раз уж порядок заведен, о нем не раздумывают), от метаний в последние минуты перед каким-то делом и в целом помогает суматошным дням протекать более гладко.
Рутина хороша не для каждого, она даже может расстраивать детей, которые от природы «беспорядочны», или приводить к стрессу свободолюбивые семьи, нарушая их спонтанный стиль жизни.
Читайте подробнее: Семья и сложный характер ребенка.
Кроме того, не каждой семье годится одно и то же. Однако большинство семей с маленькими детьми придерживаются мнения, что хоть какой-то порядок среди хаоса необходим, будь то событие, которое происходит раз в неделю, или несколько ежедневно совершаемых ритуалов.
Порядок укладывания в постель. Он необходим, чтобы спокойно завершить день малыша.
Читайте подробнее в статье: Как уложить ребенка спать без слез ?
Утренний ритуал. Главное — начать день правильно: с уютных объятий в вашей кровати. Введите рамки, ограничивающие час подъема: когда за окном рассветет, когда часы покажут шесть или семь (это когда ребенок начнет узнавать некоторые цифры), иначе малыш будет прибегать к вам посреди ночи. Или начинайте день со специального приветствия, например, поцелуя, подбрасывания на руках, с любимой песенки (записанной на диктофон или спетой вами).
Ритуал ухода на работу. Если кто-то из родителей или вы оба по утрам уходите из дому, облегчить прощание помогут шутливые «медвежьи» объятия, особая фраза или помахивание рукой из окна.
Ритуал уборки. Если вы сумеете настоять на том, что сначала надо убрать одну игрушку, а уж потом доставать другую, или на наведении порядка после окончания игры или вечером, перед сном, малыш не только привыкнет убирать за собой сейчас, но это принесет дивиденды и в будущем.
Если уборка будет связана с определенной песенкой или мелодией («Вот так мы убираем, убираем, убираем…»), вам будет легче приучить ребенка к определенному ритуалу и сделать его впоследствии более привлекательным. Помогут и соревнования, например, поставьте песочные часы или будильник и постарайтесь навести порядок в отведенный срок.
Читайте подробнее в статье: Как приучить ребенка к порядку?
Ритуал возвращения. Кто бы ни возвращался домой (с работы, из детского сада или из школы), отдохнуть от долгого дня перед тем, как приняться за еду, почту и выполнение всяких обязанностей, поможет заведенный порядок сброса нервного напряжения (чтение книги, совместный просмотр любимой телепередачи или даже небольшое хулиганство). Или постарайтесь сделать вечерние обязанности рутинными: накройте вместе на стол, спуститесь вместе за почтой и т. д.
Порядок приема пищи. Быть может, ужин в какой- то степени вызовет у вас скуку, однако если вы будете твердо помнить, что в понедельник у вас запланирована рыба с морковкой, во вторник — весенний паштет, в среду — пицца с салатом и т. д., вам удастся избежать метаний, что следует купить и что готовить. А воскресные обеды, поскольку тут времени для составления меню больше, превратите в трапезы с сюрпризами. Разумеется, когда речь идет о малыше, приходится проявлять большую гибкость, поскольку у него могут быть свои представления о заведенном порядке приема пищи: например, макароны с сыром каждый вечер. Если рутинное меню выводит вас из себя, установите другие ритуалы: молиться перед едой, по очереди рассказывать за столом о том, как прошел день, слушать музыку, играть в словесные игры.
Порядок отдыха. Поскольку наличие малыша в доме практически лишает родителей шансов проводить выходные, как они привыкли, можно приучить себя к еженедельной рутине, которая облегчит жизнь вам и вашему малышу. Например, возня с ребенком по утрам в кровати, оладушки на завтрак, прогулка в субботу вечером с мамой и воскресный поход в парк с папой.
Привычная гигиена. Малыш, который не любит принимать ванну, будет относиться к этой процедуре с меньшим раздражением, если она происходит в строго определенные часы. Поэтому заведите предсказуемый режим чистки зубов, мытья рук, принятия ванны и мытья головы.
Порядок «ухода». Многим детям трудно уходить — из дома друга, с игровой площадки, от бабушки. Заведите ритуал прощания (сначала спойте вместе специальную «прощальную» песенку или прочитайте стишок, потом попрощайтесь с каждым в отдельности, а по дороге домой, например, остановитесь и поглядите на щенков в витрине зоомагазина), который поможет снизить степень сопротивления ребенка.
Порядок посещения детского сада. Всегда пойте одну и ту же песенку («Вот так мы идем в садик…»), всегда идите или ведите машину одним и тем же маршрутом, всегда играйте в «назови его» (пытайтесь вспомнить, как кого зовут в группе, а потом постарайтесь вспомнить какую-нибудь отличительную черту каждого ребенка), или «найди дверь», или в любую другую игру, какую вам только удастся придумать. Это сделает переход из дома в детский сад более предсказуемым и, следовательно, менее огорчительным.
Помните, что нужно по возможности строже придерживаться однажды заведенного порядка, даже когда он нарушен каникулами, гостями или другими уважительными обстоятельствами. Некоторых малышей перемены, особенно неожиданные и в последнюю минуту, очень расстраивают. Поэтому, если вам необходимо нарушить заведенный порядок, подготовьте ребенка заранее, а потом проявите дополнительное терпение, помогая ему успокоиться.
Как приучить ребенка к порядку
Режим дня
Борьба за Ребенка Прекрасного начинается, как правило, с самого раннего утра. Вся семья уже собрана, а дитя и не думает отрывать голову от подушки. Несоблюдение режима касается не только сна, но и, например, прогулки. Ребенка невозможно заставить выйти на улицу «подышать воздухом», но при этом забрать его обратно с гулянья можно, только выкопав качели, с которых он не желает слезать. А сколько раз наследник болтал ложкой в тарелке супом, всем своим видом демонстрируя абсолютную сытость, чтобы ровно через 20 минут вражеским лазутчиком красться к холодильнику?
Тактика борьбы.
Маленькому человеку трудно программировать свои действия. К тому же у малышей совсем иное, по сравнению со взрослыми, ощущение времени. Способность соотносить события своей жизни с часами и минутами появляется у ребенка лишь в 7−8 лет, а до тех пор в роли хронометра приходится выступать родителям.
С раннего возраста малыша следует приучать к тому, что распорядок дня может корректироваться лишь в самых крайних случаях. Например, лечь спать позже обычного можно в выходные или когда к вам в дом пришли гости. В другие дни 21:00 — это время, когда телевизор выключается, игрушки убираются и даже печенье, пожелав всем спокойной ночи, отправляется спать в буфет.
Безусловно, нельзя требовать от сына или дочери безоговорочного подчинения. Но если после двух-трех напоминаний наследник не выполняет просьбу родителей, нужно просто взять его на руки и отнести в кровать. Чем более непреклонным будет взрослый, тем скорее карапуз поймет, что сопротивление бесполезно.
За столом
Мытье рук в супе, разлитый по только что постеленной скатерти компот, консервированный горошек, разлетающийся, как искры фейерверка, — вот она, ваша ежедневная жизнь. Когда терпение лопается и вы решаете покормить своего «аккуратиста» самостоятельно, к его грязной одежде добавляется еще и ваша. Продолжать не будем: к чему?
Тактика борьбы.
Наблюдая за тем, как малыш ест, старайтесь отличать те ситуации, когда он шалит, от несформированности навыка, а чтобы ускорить процесс обучения, предлагайте чаду игры, в которых нужно покормить мишек или кукол. Научиться правильно пользоваться столовыми приборами достаточно сложно.
Не спешите обвинять ребенка в неряшливости, если он вытирает руки о футболку. На самом деле маленькие дети очень чистоплотны! Малыши стремятся поскорее избавиться от дискомфорта, который причиняет им налипшая на руки еда, и делают это самым доступным для них способом. Поэтому не ругайтесь, а просто подведите чадо к зеркалу, чтобы он сам увидел, как некрасиво смотрятся пятна на одежде. И конечно, во время еды детям надо регулярно напоминать о том, чтобы они пользовались салфеткой.
Как соблюдать порядок в детской комнатеДетская комната
Детская комната обычно выглядит так, словно в ней триста лет подряд без единого выходного топтались татаро-монголы. Когда же от вас поступает настойчивое предложение убрать за собой, у ребенка сразу начинают болеть голова, живот, ноги и сердце одновременно. И даже если — о чудо! — отрок внемлет вашим мольбам, вы прекрасно знаете, что обольщаться не стоит. Достаточно открыть ящик стола или комода, как поощрительная улыбка тут же уплывет с лица.
Тактика борьбы.
Для чего взрослым нужен порядок? Во‑первых, это красиво: только в чисто убранной комнате видно, как хорошо гармонируют обои с обивкой дивана. Во‑вторых, если неожиданно придут гости, им будет не стыдно показать квартиру. В-третьих, ужасно приятно, когда вещи лежат на своих местах. Только вот, увы, все эти соображения никогда не будут понятны маленькому ребенку: малышам ведь главное, чтобы было удобно, а остальное их мало волнует.
Однако можно ввести несколько правил, следование которым позволит сохранять детскую в относительно приличном виде.
- Не есть в комнате.
- Играть с пластилином и рисовать только за столом.
- Точить карандаши над мусорным ведром, фломастеры после использования закрывать колпачком и складывать в футляр или в стаканчик.
- Прежде чем достать конструктор, нужно убедиться, что предыдущая игра сложена в коробку.
Не мучайте детку сложной системой раскладывания разных типов игрушек по ящичкам и корзинам. Пусть он складывает все, что валяется на полу, в одну большую емкость. При этом лучше не употреблять страшное слово «уборка»: солдатики, например, могут бодро маршировать в коробку-казарму и устраиваться в ней на ночлег.
Водные процедуры
Дни, в которые ребенок добровольно и без 150 напоминаний умылся и почистил зубы, можно отмечать в календаре красными кружочками, чтобы потом в течение последующих лет отмечать эти памятные даты за семейным столом.
Тактика борьбы.
Подражание взрослым — главный способ приобретения новых навыков. Когда вы моете ребенка, он прекрасно запоминает последовательность ваших действий, но не может понять их суть. Поэтому нужно учить малыша умываться, задавая конкретные критерии, по которым он сможет оценить эффективность своих действий. Например, во время чистки зубов можно поставить перед ребенком песочные часы или, если он уже умеет считать до десяти, попросить его отсчитывать определенное количество движений щетки в разных направлениях.
Если дитя наотрез отказывается купаться, сделайте так, чтобы подготовка к принятию водных процедур стала максимально интересной: например, предложите малышу самому наполнить ванну водой, добавить туда пену и помыть уши любимому зайцу. Выполняя все эти действия, юный купальщик и не заметит, как сам окажется намыленным с головы до ног.
Учим детей не пачкать одеждуОдежда
Всего каких-то 10 минут на улице — и чистенькая и красивая детская одежда превращается в спецовку шахтера, только что вышедшего из забоя. Иногда, правда, такого разнообразия удается избежать. Но это в том случае, когда вся одежда представляет собой одно сплошное пятно. Ребенок, кстати, демонстрирует философский взгляд на проблему и на все ваши упреки спокойно отвечает: «Да ладно, мам, постираем или купим новое».
Тактика борьбы.
Внешний вид наследника, так же как и порядок в детской, — это прежде всего вопрос амбиций родителей. Малышка, одетая в нежно-розовое кружевное платье, по определению не сможет сохранить его в первозданной чистоте после часа игры в песочнице. Поэтому, подбирая детский гардероб, взрослым стоит прежде всего исходить из того, где и как будет носиться та или иная вещичка. Одежда для прогулок должна быть довольно простой, легко стирающейся и быстро сохнущей.
- Следите за тем, чтобы малыш не вытирал грязные руки об одежду. Для этого научите его время от времени стряхивать с ладоней песок или воду, а также пользоваться влажными салфетками.
- Прежде чем садиться куда-нибудь, ребенок должен оценить чистоту этого места.
- Для «экстремальных» игр требуются экстремальные «средства защиты»: для луж — резиновые сапоги, для снега — варежки и т. п.
Исчезающие вещи
Не менее остро, чем порча одежды, у детей стоит проблема ее частичной утери. Пропажи новых игрушек так велики, что можно не сомневаться — где-то во Вселенной есть целый игрушечный город, почетным спонсором которого является ваша семья.
Тактика борьбы.
Объем памяти старшего дошкольника составляет 5−7 элементов, то есть если малыш взял с собой на прогулку 10 машинок, то про три-четыре из них он наверняка забудет. Поэтому, отправляя ребенка в детский сад с пятью игрушками, тремя запасными носовыми платками и двумя парами перчаток, родителям нужно быть готовыми к тому, что их чадо непременно что-нибудь потеряет. Сократив количество предметов, за которыми следует следить, вы наполовину решите проблему «исчезающих вещей».
Каждый раз, когда карапуз выходит из дома, просите его перечислять вслух названия тех вещей, которые он берет с собой. То же самое малыш должен делать, уходя из детского сада или из гостей, — проговаривание способствует осознанию своих действий и лучшему запоминанию. Обязательно рассмотрите с ребенком наиболее типичные ситуации, в которых вероятность потери очень высока: например, шерстяные носки лучше не класть отдельно, а помещать внутрь сапог. Приучите чадо застегивать сумки, рюкзаки, чехлы и т. д. Отрепетируйте дома в игре с сыном или дочерью сценки из детсадовской жизни: когда малыш дает кому-то поиграть свою машинку, а потом не забирает ее обратно или когда он забывает варежки на качелях рядом с садиком. Оказавшись в подобных ситуациях в реальности, ваше чадо наверняка будет вести себя более внимательно.