Первый вальдорфский 2020: Вальдорфская школа — что это за образование и стоит ли учиться – Ассоциация Вальдорфских Школ

Распространенность вальдорфских школ в мире

В настоящее время когда количество вальдорфских школ в 60 странах мира превысило 1000 можно с уверенностью сказать, что вальдорфское движение занимает лидирующие позиции в мире в области альтернативного среднего образования. Особенно распространены вальдорфские школы в европейских германоязычных странах и конечно же в первую очередь в Германии (214 школ), Голландии(92), Швеции (41), Норвегии (35), Швейцарии (35), Великобритании (32, вкл. Шотландию, Валес, и Северную Ирландию) и Дании (16). В маленькой и смешанной Бельгии их 22. Значительно меньше их в романских странах и в странах с сильными католическими традициями, так н/р в Австрии 15, во Франции всего 11, в Испании 7, а в славянской Польше 5. Странное исключение здесь составляет Италия, где в настоящий момент действует 35 вальдорфских школ.

Невероятно, но вальдорфкое движение завоевывает Севеную Америку. Так в Канаде их 21, а в США действуют уже 130 вальдорфских школ. Для сравнения, в России, где, правда, вальдорфское движение начало развиваться лишь с развалом СССР, пока всего около 20 школ. После развала Варшавского Блока вальдорфское движение перекинулось и на страны Восточной Европы, где оно понемногу набирает силу. Так в Румынии и Чехии их уже по 13, в Венгрии целых 25, а на Украине пока только 5.

Несмотря на христианские корни вальдорфские школы закрепились даже в Израиле, где их уже 7, как и на другом конце Азии, в Японии, где их тоже 7. Вальдорфское движение достигло уже таких экзотических стран как Непал (2 школы) и Нигерия – 1.

В Африке неоспоримым лидером является ЮАР, где насчитывается 17 школ, а среди стран Южной Америки рекордсменом является Бразилия с 32 школами. На 1 школу больше в Австралии – 33. Даже умеренные исламские страны не стали исключением, так в Египте есть 1 школа.

Для получения более точного впечатления мы выбрали несколько с нашей точки зрения интересных школ, которые представляем Вашему вниманию:

www.waldorfschule-muenster.de
www.waldorfschule-essen.de
www.uppsalawaldorfskola.nu

www.ecolesteiner-geneve.ch
www.escolawaldorf.org
www.ziwspb.ru
www.waikatowaldorf.school.nz

Вальдорфские школы в Москве, МО и России

Вальдорфские школы создаются родителями, для которых образование – это путешествие, а не гонка. Цель их – дать детям возможность раскрыться, обнаружить и проявить свои таланты, почувствовать вкус к обучению, интерес и радость преодоления трудностей в получении знаний.Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в классической вальдорфской системе являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (немецкий, английский с 1-ого класса) и т. д.


Центр поддержки семейного образования «Кот учёный»
Набирает детей на 2016-2017 учебный год. 
Обучение проходит по вальдорфской методике. 

Московская область, Ленинский район, ЖК «Суханово-парк

Подробности по телефону 8 495 107-9-108 или на сайте
www.waldorfschool.ru


Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского

Метро «Серпуховская»

г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35

Секретариат: (499) 236-52-14

E-mail: [email protected]

http://www.1060.ru/


Частная средняя общеобразовательная школа «Семейный лад»

Метро: «Строгино» и «Щукинская»

Телефон: 8 (495) 750-28-98, 8 (495) 942-80-20

Директор школы: Перлич Алексей Викторович

http://sem-lad.ru/


Средняя общеобразовательная школа «Путь зерна»

Метро  «Беляево»

Телефон: (495) 336-6866

www.grainway.ru или www.putzerna.ru

[email protected]


«Живая школа»

Московская область, Одинцовский р-н, д. Ларюшино-2, д. 81.

8(495) 961-04-04, 8(495) 992-69-30, директор: Капитон Дубинин (903) 764-11-00. Email: [email protected] http://school-live.ru/


Частная школа «Согласие» в Зеленограде

Телефон: (499)703-0401

г. Зеленоград деревня Голубое https://www.facebook.com/wsoglasie

Школа началась с небольшого домашнего детского сада в 1992 году. Первыми учителями стали родителями. В 2001 году центр «Согласие» официально зарегистрировался как автономная некоммерческая организация и получил свое нынешнее название.


Школа святого Георгия Победоносца.

Общеобразовательная вальдорфская школа святого Георгия Победоносца.
м. Беговая, З-й Хорошёвский проезд, дом 1, корпус 3.
http://www.centr-svgeorgia.ru/
Работает с 1994 года. Бесстрессовое обучение, уроки искусства, дружественная домашняя атмосфера, обучение с интересом, особое внимание уделяется воспитанию, в котором большую роль играет качество человеческих взаимоотношений. В настоящее время в школе учатся около 100 учеников, в 2018-2019 году проводит набор детей в 1-11 классы. Стоимость обучения 16 000.  Контактные телефоны: 8 (903) 258-10-32, 8 (916) 355-08-90

centr-svgeorgia.ru


Частная Вальдорфская школа «Искусство жизни»

Москва, м.Беляево, Профсоюзная 104 8 (903) 615-33-04, 8(499) 793-48-25 , 8(499) 793-48-34 [email protected] https://www.facebook.com/iskusstvo.zhizni

[email protected]

http://iskusstvo-zhizni.ru


Школа «Росток»

Москва, Долгопрудный, Новодачная улица 58А +7(916)3669741 [email protected] https://www.facebook.com/waldorfrostok

Семейная вальдорфская школа «Росток» приглашает детей с 1 по 7 классы совершить совместный интересный путь взросления. 20 минут транспортом от метро «Савеловская». Располагается в частном  доме за кольцевой по Савеловской железной дороге. Работает 12-й год. Двухразовое питание — завтрак и обед. День заканчивается в15.10

[email protected]

Телефон: (916)972-94-07 Светлана


Вальдорфская частная школа в Жуковском Телефон: (498)487-50-62

http://freeschool.ru/

___________________________

Вальдорфская частная школа на Николиной горе

Телефон: (495)961-04-04

школа «Поляна» Красногорск, ул. Тихая, 4
+7 (916) 321-72-71
[email protected]

Школа-сад «Согласие» МО, Солнечногорский р-н, поселок Голубое, 14
+7 (499) 703-04-01
[email protected]

Школа, сад «Луч Солнца» Ростов-на-Дону, Перовский переулок, 3а
+7 (988) 259-54-12
[email protected]

Школа «Радуга»

Воронежская область, село Бабяково, ул. Зазеркальная, 1
+7 (908) 133-58-97
[email protected]

Сад, Школа «Соцветие» Саратов, ул. Радишева, 22 +7 (906) 310-00-04

школа «Радость» Тольятти, бульвар Туполева, 19
+7 (8482) 62-63-64

школа «Семейная Вальдорфская Инициатива «Солнечная река»» Самара, Сухая Самарка, СДТ «Татьянка»
+7 (927) 687-11-52
[email protected]

Владимирская вальдорфская школа  Владимир, ул. Луначарского, 29А
+7 (4922) 53-41-56
[email protected]

Ярославская вальдорфская школа  Ярославль, ул. Вольная, 10
+7 (4852) 30-57-45

Вальдорфская средняя школа в Дачном № 658 Санкт-Петербург, Трамвайный проспект, 22
+7 (812) 377-60-03
[email protected]

Школа на Воскресенcкой Калуга, ул. Воскресенская, 15
+7 (4842) 57-01-66

Школа «Созвучие» Смоленск, ул. Неверовского, 11
+7 (4812) 31-98-97
[email protected]

Обучение

1. Периодический семинар для вальдорфских учителей

Семинар предоставляет базовое 4-х годичное вальдорфское образование классного учителя и возможность повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации по проработке методики преподавания какого-либо предмета с 1 по 8 классы.

Адрес: Санкт-Петербург, пр.КИМа, д.1

Тел. +7 916 9018117

[email protected]

http://www.waldorf-seminar.ru/

2. Центр современной педагогики имени А.А.Пинского «Живая Школа»

Проводит подготовку по специальностям:

1.  «Педагог вальдорфской школы, классный учитель»

2. «Педагог вальдорфской школы, преподаватель иностранного языка (английский, немецкий)»

3. «Педагог вальдорфской школы, учитель музыки»

Адрес: г.Москва, Стремянный пер, д.33/35

Тел. +7 (916) 592-13-30

http://www.zhi-shi.ru/

3. Самарский независимый семинар вальдорфской педагогики «Сильный учитель – сильная школа»

Проводит базовое 4-х годичное модульное образование «Основы вальдорфской педагогики».

Адрес: г. Самара, ул. Буянова, 105

Тел. +7(846) 3333 097

[email protected]

http://www.waldorf-teacher.ru/

4. Ростовский семинар по вальдорфской педагогике

1. Ведет 3-х годичное обучение по специальностям: вальдорфский учитель и воспитатель вальдорфского детского сада. Обучение воспитателей детских садов осуществляется в сотрудничестве с IASWECE и организацией «Содружество», объединяющей Вальдорфские детские сады России.

2. Ведет 3-х годичное обучение по антропосовской психологии. Участники семинара получают системные знания о духовной, душевной и физической организации человека, на основании которых можно организовывать процессы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии с использованием элементов различных психологических методик.

Адрес: г.Ростов-на Дону, Перовский переулок, дом 3А

[email protected]

http://waldorf-don.ru/

5. Дошкольный Вальдорфский Центр

Ведет 3-х годичное обучение воспитателей для вальдорфских детских садов по учебной программе «Основы и методы вальдорфской дошкольной педагогики».

Адрес: г.Москва, Комсомольский проспект, д.38/16.

Тел. +7 (499) 245 90 49

waldorfcentr @ list.ru

www.waldorfcentr.ru

6. Институт лечебной педагогики и социальной терапии СПб

Ведет предметные семинары из цикла «Лечебная педагогика в школе и в детском саду».

Ведет семинары для углубления знаний и пробуждения способностей «Образная астрология», «Ритмические втирания».

Ведет международные проекты – «Детско-юношеская психиатрия» и «Арт-терапия для НЕ арт-терапевтов».

Проводит консультации для детей, испытывающих трудности в поведении, обучении, коммуникации. Анализ, тестирование, составление индивидуальной программы, рекомендации для родителей.

Адрес: г.Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр. 18 Е

Тел.  +7(921) 970-36-03

[email protected]

https://vk.com/lechebnajapedagogika

https://www.facebook.com/pg/iinstitut.seminar/about/?ref=page_internal

7. Лечебно-педагогический семинар им.Иты Вегман

Ведет подготовку лечебных педагогов для работы с детьми и взрослыми с ОВЗ. По завершении курса учащиеся получают международный диплом лечебного педагога и диплом дефектолога в московском ВУЗе.

Адрес: г. Москва, ул.Бориса Галушина, д.26

[email protected]

Все о вальдорфской школе…Каждый ребенок – личность и ценность.

 Новый подход к образованию

Последнее время все больше и больше родителей озабочены выбором школы и будущим своего ребенка, так как их не устраивает подход большинства современных школ: слишком много предметов, слишком большая нагрузка, ребенок теряется во всех этих предметах и не прислушивается к себе, к своим желаниям, своим скрытым талантам. По окончании школы не знает и не понимает, чего он хочет от этой жизни, куда он стремится, для чего он живет. .. Оказывается, в мире есть школы, совсем не похожие на привычные нам. К таким школам относятся вальдорфские школы.

О вальдорфской школе

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 году Рудольфом Штайнером. Сейчас в мире более 1200 вальдорфских школ в разных странах. Вальдорфская школа объединяет учителей и родителей, для которых главной ценностью является гармоничное, целостное развитие ребенка. В центре внимания здесь находятся природные способности каждого ученика, укрепление его веры в собственные силы. Образование в такой школе охватывает всего человека — его физическое здоровье, развитие чувств и духовное начало. Основные усилия направлены на развитие мышления, чувств и воли.

В вальдорфских школах используется междисциплинарный подход к изучению предметов с первого и до выпускного класса с учетом возрастных особенностей детей. А это означает, что не просходит расчленения знаний жизни на узкие понятия, а рассматриваются многие понятия в комплексе. Это помогает ученикам осваивать разные области знаний и самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.

Преподавание естественных наук в вальдорфских школах основано на личном живом опыте. Исходным пунктом является эксперимент и наблюдение: звуки, призматические цвета — в физике, горение — на химии, наблюдение растений и животных — в биологии, ощущение собственного тела — в физиологии и анатомии.

В учебной программе тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, сельском хозяйстве, ремесленных мастерских и занятиями различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью.

В каждом из нас природой заложены такие качества как доверие, сочувствие, способность к различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок узнал и полюбил этот мир и всех его обитателей, получил целостный взгляд на жизнь во всем ее разнообразии.

Предлагая ребенку познавать мир, чувствуя свою сопричастность к происходящему, вальдорфская школа растит внутренне свободного человека, способного к ответственному, осознанному выбору, к самоопределению и самореализации, доброжелательному и открытому отношению к миру.

Воспитание к свободе или цель вальдорфской школы

Ставя задачу увидеть индивидуальность в каждом ребенке, вальдорфская школа понимает, что эти индивидуальности очень разные: от одаренного ребенка, до ребенка, испытывающего трудности в обучении, от абсолютно здорового до часто болеющего, от активного и открытого до пассивного и закрытого… Но тем и ценен подход вальдорфской педагогики, что она каждому позволяет пробудить в себе то, что необходимо именно ему. Главное, чтобы став взрослым, человек смело брался за что-то новое, чувствовал интерес и способности к решению жизненных задач. Одно из важных качеств вальдорфских учеников, выявляемое при исследованиях учебных способностей, — креативность, нестандартность мышления; при исследованиях социальных взаимодействий – толерантность, открытость. Учителя вальдорфской школы заботятся о том, чтобы став взрослыми, ученики приобрели устойчивое стремление к свободе, как к способности осознанно менять свою жизнь.

Свободно самоопределяющаяся творческая личность, имеющая здоровье, способности и силы для осознанного выбора и самореализации, целостно и образно воспринимающая мир – вот цель вальдорфской школы в работе с каждым ребенком.

Индивидуальное развитие ребенка

Вальдорфская педагогика имеет в арсенале все пожелания родителей и даже больше. В такой школе заботятся обо всем: о том, каков учитель, как он учит детей, как он относится к каждому ребенку. Если ребенок слаб, то это не повод для усиленного репетиторства, а педагогическая задача учителя и родителя — сделать его сильнее. Если ребенок сильный, изначально мотивированный, значит важно учить его так, чтобы эти качества сохранились бы и в школе, и после ее окончания. Вальдорфская школа повернута к ребенку. Задачи его индивидуального развития – главное в работе школы. То, как ребенок проведет 11-12 школьных лет, будет влиять на всю его последующую жизнь, ибо войдя в школу ребенком, человек покидает ее почти достигнув совершеннолетия. Учитель и школа бережно относятся к биографии ребенка. Каждый ребенок – личность, каждый – ценность.

Целостное развитие ребенка

Вальдорфская школа интересна тем родителям, которые хотят целостного развития для своего ребенка. За годы школы в человеке важно развивать не только мышление, но и чувства, и волю. В учебном плане вальдорфской школы представлены все предметы: математика, родной язык, литература, история, география, физика, химия, биология, иностранные языки, информатика. Однако, часть предметов имеет целью развитие чувств и воли. Чем тоньше я чувствую, тем сложнее мне сделать другому больно, тем больше мне открыто в мире красоты, образов, душевных переживаний. А это значит, что у меня богатый внутренний мир, для меня ценен и важен другой человек, я готов к контакту, мне интересен мир. Умный, но бездушный деятель — серьезная проблема современного поколения. В вальдорфской школе целый комплекс предметов направлен на развитие сферы чувств – музыка, живопись, театр, эвритмия. Все эти предметы преподаются с 1 по 11-12 класс.

         

Воля

Воля так же важна для жизни, как чувства и мышление. Воля – это способность человека осуществить задуманное, совершать поступки или сознательно отказываться от них. Иначе говоря, воля – это действие. Если ребенку не дают проявлять инициативу, «наказывают» тройкой или двойкой, постоянно ставят в ситуацию шаблонного поведения, он теряет мотивацию к действию. Его природная активность мало поддерживается учебным процессом. Вальдорфская школа в каждом уроке содержит специальные элементы, направленные на развитие и укрепление воли ребенка. Например, в начале каждого дня на первом, главном уроке проводится ритмическая часть, где учебный материал буквально через движение входит не только в сознание детей, но и в тело: счет сопровождается топаньем, хлопаньем, прыганьем; буквы можно писать не только на бумаге, но рукой или ногой в воздухе; передавая мяч по кругу, можно учить таблицу умножения… Есть и специальные предметы, направленные на развитие воли: рукоделие и ремесло, строительство дома, сельское хозяйство. В старших классах к сфере воли относят иностранные языки, потому что они требуют постоянной ритмичной тренировки, что укрепляет волю.

Здоровье и мотивация

Ученики в вальдорфской школе меньше болеют, чем в обычной и, как правило, с удовольствием ходят в школу. Ребенок, который не любит школу, здесь – редкость. Меньшее количество заболеваний (в наших дружественных школах в России очень мало детей в очках и почти никого нет с заболеваниями желудочно-кишечного тракта) объясняется тем, что учеба ребенку в радость. Отсутствует стресс: обучение в школе происходит без оценок, нет практики оставлять детей на второй год и сравнивать с другими учениками, только с самим собой. Портфель вальдорфского ученика лёгок — в начальных классах учебники не используются в преподавании. Каждый урок построен так, что обязательно происходит смена деятельности и часть ее — в движении. Учебная неделя имеет определенный заданный ритм, в котором интеллектуальная деятельность ежедневно разбавлена волевой или чувственной: уроки по основным предметам сменяются физкультурой, музыкой, гимнастикой, живописью, эвритмией, рукоделием. Количество неинтеллектуальных предметов может достигать 8-9 часов в неделю (более трети учебного времени).  

Классный учитель

Наличие специально подготовленного классного учителя является главным и необходимым условием вальдорфской школы. Классный учитель здесь — одна из основных фигур, педагог, который в самую первую очередь считается с индивидуальностью школьника. Он ведет все главные предметы с первого по седьмой класс: русский язык, математику, окружающий мир, рукоделие, подвижные игры, живопись. К этому, как правило, добавляется история и ряд предметов естествознания в 5-6 классах. Современный учитель вальдорфской школы всесторонне развит — он владеет знаниями по всем основным предметам общеобразовательного и художественно-эстетического цикла, навыками разнообразных практических ремесел.

Такая практика является многолетней традицией вальдорфских школ. Она обусловлена еще и тем, для детей основными являются личные качества педагога, влияющие на эмоциональное развитие и мотивацию к учебе, а не только его уровень владения специальными знаниями по конкретному предмету. От классного учителя зависит, с одной стороны, уровень и качество базовых знаний ученика, с другой — его социальные, моральные, общечеловеческие качества.

В школе, где важна не успеваемость и ее проверка, а развитие творческих способностей, компетентности в деле, чувства социальной ответственности, учитель должен стать образцом этих качеств, он должен научиться пробуждать своим преподаванием соответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим процессам, уметь корректировать их.

 Рудольф Штайнер: «Традиционная подготовка учителя дает теоретические знания психологии, педагогики, методики преподавания предметов, но существует специальная программа обучения и подготовки классного учителя вальдорфской школы. Она предполагает, что человек уже имеет базовое высшее образование и требует от него главного — глубокого проникновения в метод, таланта, творчества, ответственности за судьбу ребенка, понимания растущего человека, способности сотрудничать с ним, умения правильно взаимодействовать с родителями. Находясь на протяжении многих лет рядом со своими учениками, классный учитель прекрасно знает особенности восприятия каждого из них, имеет возможность наблюдать за своим классом в разной обстановке и в разных сферах деятельности. Все это дает важный эффект соединения ребенка, учителя и изучаемого предмета.»


Мы приглашаем в нашу первую на Кипре вальдорфскую школу в Лимассоле  детей 1-4 классов с Сентября 2017 года. Обучение ведется на английском языке по вальдорфской программе. 

Контакты:

Тел +357 96 116 120

Email [email protected]

Наш сайт

FB 

 

Post Views: 5 286

Вальдорфская педагогика в мире

Вальдорфская педагогика: история возникновения

Вальдорфская педагогика возникла в начале ХХ века на юге Германии, в столице земли Вюртемберга – Штутгарте. Недовольный состоянием государственных школ персонал сигаретной фабрики “Вальдорф Астория”, наблюдая за своими детьми, часто жаловался на ситуацию в сфере среднего образования в Германии, на рутину в школах, безинициативность и отсутствие творческого подхода среди учителей, что, отнюдь, не способствовало развитию детей, их личностному и познавательному становлению. Эти жалобы доходили до владельца фабрики Эмиля Мольта, человека прогрессивно настроенного, ищущего выходы из социальных тупиков своего времени.

 

Эмиль Мольт (1876-1936) Фабрикa “Вальдорф-Астория”

В ответ на социальный “запрос”, не ограниченный, судя по всему, рамками одной только фабрики, а латентно присутствующий в немецком обществе того времени, в сознании Э.Мольта зародилась идея создания новой школы на базе новой педагогики, более гуманной и соответствующей возрастным интересам и потребностям ребенка, отвечающей его глубинным запросам. Близко стоящий к антропософским кругам Э.Мольт обратился с вопросом кРудольфу Штайнеру, о возможности создания подобной педагогики.

 

Рудолф Штайнер (1861-1925)

Обращение Э.Мольта с таким вопросом именно к Рудольфу Штайнеру было не случайным. К тому времени Штайнер уже публично высказывал ряд новых прогрессивных идей, касающихся педагогики, и обладал определенным опытом частного преподавания и репетиторства.

Здесь следует особо упомянуть педагогическую деятельность молодого Штайнера в семъе венского коммерсанта Ладислава Шпехта, в которой на его попечении были четверо детей. Своим наибольшим педагогическим успехом сам Штайнер считал работу, проведенную по составленной им специальной программе, с младшим сыном Шпехтов, который страдал легкой гидроцефалией, головными болями и нарушением поведения. Известный венский врач – невропатолог Йозеф Бройер, учитель и коллега Зигмунда Фрейда, высказывал сомнения в возможностях мальчика нормально развиваться. Однако, Штайнеру удалось чисто педагогическими методами  оздоровить и подтянуть мальчика, который в течении 2 лет нагнал одноклассников, а в дальнейшем поступил в университет и стал врачом.

Р.Штайнер с готовностью откликнулся на поставленный вопрос и первый цикл лекций, посвященный вальдорфской педагогике, был прочитан в Штуттгарте в сентябре 1919 года. К тому времени уже было получено разрешение вюртембергского министра культуры и образования на основание новой школы (13.05.1919). В том же году (07.10.1919) на холме Уланда (Ulandshöhe) в Штуттгарте на средства выделенные Э.Мольтом была начата застройка первой вальдорфской школы. После завершения строительства в школе сразу открылись 8 классов с 256учениками, из которых 191 были детьми сотрудников и рабочих фабрики.

 

Первая вальдорфская школа, Штутгарт 1927 год

Столь тесная связь школы с фабрикой “Вальдорф-Астория” длилась лишь год. В дальнейшем штуттгартская фабрика закрылась, а школа продолжила свое развитие. Дети стали приходить в вальдорфские школы из разных слоев общества.

Достаточно упомянуть, что во всем мире среди выпускников вальдорфских школ было немало людей, получивших впоследствии известность. Среди них писатель Михаил Энде (автор “Момо”, успешно экранизированной “Бесконечной истории” и др.), Карл Отто Пёль (президент федерального банка Германии с 1980 по 1991 годы), Йенс Столтенберг (бывший премьер-министр Норвегии, далее лидер лейбористской партии), Кен Шено(глава «American Express», в 2002 году признан вторым самым влиятельным управленцем в США), доктор Олаф Фельдман (член федерального парламента Германии), Кристен Нигаард (ученый, профессор информатики, один из “отцов-основателей” системы MS-DOS, Норвегия) многие из семьи Порше (среди них один из настоящих руководителей автоконцерна, Вольфганг Порше) и многие другие. В вальдорфские школы отдавали и отдают своих детей т.ж. многие известные люди.

Почти за 100 лет вальдорфские школы (далее ВШ) претерпели значительное развитие. Лишь однажды, в короткий период фашистской диктатуры, вальдорфские школы Германии были закрыты. На сегодняшний день вальдорфская педагогика является крупнейшим альтернативным педагогическим движением в мире. В мире насчитывается более 1000 школ. Необходимо отметить, что недостаток подготовленных преподавателей является существенным препятствием в еще большем распространении ВШ в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *