Рисование: первичные и дополняющие цвета
Работа с цветом – всегда нелегкий этап в художественном процессе, так как понятие цвета – абстрактное. Смешивать краски и получать новые цвета, а также совмещать цвета на холсте в единое целое, что-то подчеркивать, что-то оставлять в тени… Подобный этап бывает пугающим для некоторых художников. Это есть недостатком уверенности в себе, как следствие незнания основных принципов сочетания цветов. Они достаточно просты и подчиняются определенным правилам.
Первичные цвета
Итак, есть три основных цвета в рисовании: желтый, красный и синий. Основные или первичные цвета – это основа всех цветов. Для того, чтобы получить другие цвета или их оттенки, нужно смешивать основные. Мы будем говорить конкретно о живописи, так как, очевидно, что в полиграфии и фотографии свой набор основных цветов.
Цвета на картинке разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.
Обратите внимание на колесо основных и дополнительных цветов. В центре треугольника три первичных. Грани – это цвета, которые получатся при смешивании основных. На внешнем круге можно с легкостью увидеть пары дополнительных цветов, они располагаются строго напротив. В случае с основными цветами верхушка первичного треугольника располагается напротив одного из треугольников, образованного при смешении основных цветов.
Дополняющие цвета
Когда вы смотрите на какой-либо цвет, вы не осознаете, что ваши глаза видят ореол дополняющего цвета.
Присмотритесь внимательно к двум квадратам. Они одинакового цвета. Но квадрат слева кажется более синим, поскольку его окружает дополняющий цвет, и оба цвета влияют друг на друга. Когда мы смотрим на квадрат слева, наш глаз воспринимает также оранжевый цвет вокруг него. Второй квадрат выглядит иначе. Если, например, разместить фиолетовый квадрат на синем фоне, цвет тоже будет восприниматься по-другому, так как фиолетовый и синий не есть взаимодополняющими цветами.
Есть 3 основные пары дополняющих цветов. Каждая пара – это 1 основной и 1 дополняющий цвета. Так, для красного дополняющим будет зеленый, для голубого – оранжевый, для желтого – фиолетовый. Такие же связи объединяют пары контрастных цветов: красно-оранжевый будет дополняющим для голубовато-зеленого, голубовато-фиолетовый – для желто-оранжевого и так далее.
Дополняющие цвета и их контраст
Правильно расположив вблизи дополняющие цвета, можно усилить эффект, так как они будут углублять друг друга. Любой цвет будет более насыщенным рядом с другим, чем сам по себе. Для примера, зеленый и синий цвета контрастируют с оранжевым и красным. Эстетичность подобного сочетания зависит еще и от правильных пропорций: если мы будем использовать в одинаковом количестве контрастные цвета, то получится дисгармоничная комбинация, а вот минимальное количество красного на фоне зеленого может смотреться красиво. Впечатляющей будет та картина, на которой контрастные цвета будут одинакового тона и интенсивности. Глаза быстро передвигаются с одного цвета на другой, при этом создается оптическая вибрация, и от этого цвета кажутся ярче.
Смешанность дополняющих цветов
Не стоит использовать чистые дополняющие цвета. Более приятными для глаз будут именно так называемые смешанные дополняющие цвета. То есть разделенные истинным дополняющим цветом. Например, фиолетовый – это истинный дополняющий (контрастный) цвет для желтого, а сине-фиолетовый и красно-фиолетовый являются его смешанными дополняющими цветами.
Если вы имеете дело с контрастными цветами, не забывайте о правилах композиции. В данном случае необходимо, чтобы самый контрастный участок на картине привлекал внимание. То есть нужно следить за тем, чтобы он совпадал с фокальной точкой картины, иначе контраст будет отвлекать зрителя. В случае если картина будет иметь несколько равносильных по контрастности зон, она просто будет сбивать с толку.
Насыщенные цвета будут казаться более яркими рядом с нейтральными цветами. Когда в картине превалируют тусклые тона, создать центр интереса можно добавив мазков чистым цветом. Таким способом вы привлечете взгляд и удержите внимание. Выразительный и яркий объект всегда удачно можно подчеркнуть легкими переходами холодных цветов.
Читайте также:
Правда ли, что рисование продлевает жизнь?
Рисование: 5 мифов, блокирующих ваш прогресс
Основы рисования: всё, что нужно знать о холсте
Что художник должен знать о теории цвета? Часть 1.
Читайте также:
Три основных цвета
Первое, что нужно уяснить себе – это что в живописи есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания других. Эти цвета – желтый, красный и синий – известны как основные (базовые) цвета. Именно они образуют середину (основу) цветового круга.
Если смешать два основных цвета, получится так называемый «дополнительный» (или вторичный) цвет. Красный и синий при смешении дают фиолетовый, красный и желтый – оранжевый, и, наконец, синий и желтый дают зеленый. Конкретный оттенок дополнительного цвета зависит от того, какой именно желтый, синий и красный вы используете и в каких пропорциях их смешиваете. Если смешать основной цвет с дополнительным, вы получите третичный цвет.
Черный и белый также нельзя получить путем смешивания, но они относятся к группе монохромных цветов и не участвуют в смешивании цветов хроматических.
Холодные и теплые цвета
Каждый цвет «склоняется» к одному или другому. Это не всегда бросается в глаза, иногда теплота или холодность цвета едва различимы. Но холодные следует отличать от теплых, поскольку при смешивании эти свойства оказывают серьезное влияние на результат.
Среди основных желтый и красный относятся к теплым, а синий – к холодным цветам. Кроме того, если проводить сравнения среди видов одного цвета, можно обнаружить, что среди красных, желтых и синих есть оттенки теплее и холоднее. Правда, это уместно только в рамках сравнения: желтый никогда не будет по-настоящему холодным, а лишь холоднее другого желтого – в ином случае это уже не желтый, а какой-то другой цвет.
Если мысленно двигаться по цветовому кругу, то становится видно, что каждый цвет имеет относительную «температуру». При движении от холодного «полюса» к теплому «температура» цвета растет, а при движении в обратную сторону – от теплого к холодному – эта «температура» падает.
Различие между теплыми и холодными оттенками очень важно понимать и улавливать. Благодаря этому знанию станет возможно верно передать время суток – солнечный день или голубоватые сумерки, нужное настроение и атмосферу – печальную или радостную, и т.д. Кроме того, это поможет художгнику грамотно играть на контрасте теплого и холодного, что также имеет весьма впечатляющий эффект при правильном применении.
На сегодня все, в следующий раз продолжим нашу беседу о теории цвета. Удачи в живописи!
Основные цвета в живописи. Сколько надо красок?
- на admin
- 14.07.2016
- Без комментариев
Рисование — это моё хобби и приятное и энергетическое времяпрепровождение.
Я уже писала об этом:
Но, еще не умея хорошо рисовать, порой жаль тратить большие деньги на материалы для хобби.
Но, чтобы рисовать красивые многоцветные картины совершенно необязательно иметь сорок восемь тюбиков красок разных цветов и оттенков.
Есть основные цвета в живописи. Их всего три. И все остальные цвета и оттенки можно смешать из этих трех.
Как в Интернете я видела мастер класс художника (к сожалению, не помню его имени). Так вот он пишет масляными красками весьма неплохие картины. А использует всего четыре тюбика краски – три основных цвета и белила для более нежных тонов.
Итак, наступило время назвать этих главных «основателей» всех цветов и оттенков 🙂
Основные цвета в живописи – красный, синий, жёлтый.
Если взять эти цвета в равных пропорциях и смешать, то получится чёрный цвет.
У каждого из этих цветов есть дополнительный цвет, который дополняет и раскрывает его. Дополнительный цвет состоит из смеси двух других основных цвета.
- Для красного – зеленый (смешайте жёлтый и синий).
- Для жёлтого – фиолетовый (смешайте красный и синий).
- Для синего – оранжевый (смешайте красный и желтый).
Цветовой круг
Если цвета смешивать в разных пропорциях, то получаются разные оттенки.
Таким образом, можно сделать плавный переход от одного основного цвета к другому.
Если расположить полученные результаты по кругу, то получится цветовой круг.
Напротив каждого оттенка находится дополнительный цвет. При смешении дополнительных цветов получается черный или темно-серый цвет.
Если каждый цвет разбить еще по тонам, то получиться более подробный цветовой круг.
У Марины Трушниковой есть курс по цветоведению. Посмотрите ее сайт ЗДЕСЬ.
Знание взаимодействия цветов, помогает сделать картину более гармоничной и живописной.
А вот видео рассказ Марины Трушниковой о трех основных цветах
Удачи Вам и вашему вдохновению!
Вконтакте
Google+
Мой мир
Одноклассники
Ещё читать по этой теме:
Основные и дополнительные цвета в живописи.
Основные цвета (первичные цвета) — условно выбранные, «базисные» цвета, при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальные цвета и оттенки.
В живописи: это КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ.
Я не зря оговариваю, что имено в живописи, так как в полиграфии и фотографии свой набор основных цветов.
Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет.
Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.
_____________________________________________________________________________________________________
При смешении трех основных цветов между собой по парам. Мы получим еще три новых цвета.
КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ+СИНИЙ=ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ+КРАНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ
Если же полученные краски смешать с основными цветами, то палитра возрастет еще на несколько цветов.
Еще можно ввести понятие -ТЕПЛОХОЛОДНОСТЬ, в кратце, можно сказать, что в каждый из основных цветов делиться еще на два: холодный и теплый. В итоге, перемещивая первые три(или точнее 6) цветов между собой, мы получаем огромную палитру цветов, благодаря которй можно написать полноцветную картину.
_____________________________________________________________________________________________________
Понятие и знание основных цветов, очень важно с дополняющим его термином «дополнительные цвета».
При смешении правильных пар дополнительных цветов, мы получаем красивый жемчужный, серый цвет. А при излишках какого-нидубь цвета в картине, всегда можем «пригасить»его дополнительным цветом, или в обратной ситуации, подчернуть цвет, используя его «цветовую пару.»
На последней иллюстрации особенно хорошо видна вся информация о которой говорилось выше.
В центре в треугольнике- три основых цвета, следущие грани, те цвета, которые получатся при смешинии основных цветов. На внешнем круге (спектральном), можно с легкостью увидель пары дополнительных цветов, они распологаются строго напротив. В случае с основными цветами верхушка первичного треугольника, распологается напротив, одного из треугольника образованого при смешении основных цветов.
Вот три основные пары дополнительных цветов.
СИНИЙ-ОРАНЖЕВЫЙ
КРАСНЫЙ-ЗЕЛЕНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ-ФИОЛЕТОВЫЙ
_____________________________________________________________________________________________________
Эти знания можно выучить, запомнить, записать. Они одинаково верны не только для маслянной живописи, но и для акварели, темперы и т.п.
Надеюсь эта информация станет кому-то полезной.
Автор: Шанько Ирина
Цветоведение для детей. Основы цветоведения
Всем взрослым хорошо известно, что мир наполнен множеством цветов и их оттенков, но маленькие дети детсадовского возраста даже не подозревают об этом разнообразии цветов до тех пор, пока им об этом не расскажут и не покажут.
Наука и техника изучения цветовых вариаций с ребенком, или же с начинающим художником называется цветоведением. Чтобы объяснить ребенку количество и названия цветов необходимо как следует подготовиться, для чего понадобиться запастись следующими подручными материалами:
- Цветной бумагой и карандашами;
- Красками;
- Цветными кубиками, или частями конструктора;
- Для того чтобы объяснить названия и количество цветов девочке можно попробовать купить разноцветные бантики, или заколки, мальчик вероятнее всего лучше усвоит цвета на примере машинок. При помощи игрушек занятия по изучению цветов с детьми получаться веселыми и интересными.
Цветоведение для детей. С чего начать
Изучать цветоведение с детьми следует начать с рассказа о том, что людей на протяжении всей их жизни окружают цвета, в качестве примера можно попросить ребенка назвать цвет одежды, которая на данный момент на них надета. Если ребенок справиться с этим заданием, необходимо продолжить рассказ и пояснить, что чистых цветов всего три, ими считаются желтый, красный и синий, остальные же цвета всего лишь производные от перечисленных.
Также можно воспользоваться бумагой и красками, смешать синий цвет с желтым, в результате чего получиться зеленый, который и необходимо наглядно продемонстрировать детям.
Продолжив урок необходимо назвать наиболее распространенные цвета, также рассказав детям о том, что больше всего цветов вмещает в себя радуга – целых 7, после чего следует попросить детей нарисовать радугу, воспользовавшись кисточками или же карандашами. Также радугу можно предложить составить из листиков цветной бумаги.
Обучение основам цветоведения самых маленьких детей можно начать с игры с машинками, кубиками, куклами, в процессе которой, каждый участник, получивший игрушку должен назвать как можно большее количество цветов, в которые она окрашена. Проводя подобные игры важно помнить, что все подсобные материалы, в том числе и игрушки должны быть предусмотрены для детей конкретного возраста, а также быть безопасными.
Задания по цветоведению для детей
Повторив с детьми названия цветов несколько раз, а также по возможности просмотрев дополнительно обучающие мультики, которые легко найти в интернете, воспитатель, или же родитель должен предложить малышам поработать с цветами самостоятельно, используя несколько приведенных ниже заданий по цветоведению для детей:
- Малыши, впервые столкнувшиеся с понятием цвета, могут раскрасить раскраску, в которой имеется наглядный пример того, как должен выглядеть рисунок;
- Дети от 5 и до 8 лет могут раскрасить эту же раскраску, но уже без примера, при условии того, что с ними было заранее обговорено то, почему тому, или иному предмету принадлежит определенный цвет.
- Также детям следует в обязательном порядке предложить попробовать себя в составлении собственных цветов при помощи кисточек и красок. Мама, или воспитатель может дать задание на получение оранжевого, сиреневого, розового и других цветов.
Небольшая схема смешивания цветов
Важно пояснить детям, что цвет красок зависит от того, как много воды они в них добавят, чем больше, тем светлее получится оттенок.
В дальнейшем предложите ребенку составить цветовой круг начиная с основных цветов постепенно добавляя новые цвета для более плавного перехода.
Закончить игру, или урок по изучению цветов можно с похвалы в адрес наиболее удачно выполненных заданий и рисунков.
Очень важно, чтобы изучение цветоведения проходило в непринужденной атмосфере, вполне возможно организовать преподавание основ цветоведения для детей на улице, где большое количество цветовых оттенков позволит более полно и доступно пояснить их значение и наименование детям.
Читайте также:
УРОКИ РИСОВАНИЯ ГУАШЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ
РИСУНКИ ЦВЕТНЫМ ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ, ДЛЯ ДЕТЕЙ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА | Путь к искусству
Опубликовано автором ЕленаПервичные (или основные цвета) – три базовых цвета – желтый, красный и синий, из которых путем смешивания получаются все остальные.
Эти три цвета нельзя получить путем перемешивания каких-либо других.
Вторичные цвета – оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных.
Желтый + красный = оранжевый
Желтый + синий = зеленый
Красный + синий = фиолетовый (лиловый)
Третичные (производные) цвета получают путем смешивания основных и вторичных цветов.
Желтый + зеленый = желто-зеленый
Желтый + оранжевый = желто-оранжевый
Красный + оранжевый = красно-оранжевый
И так далее.
Обычно для наглядности рисуют цветовой круг. Я прочитала у Марион Бодди-Эванс о размещении цвета не в круге, а в треугольнике. Для меня было удобнее пользоваться такой схемой.
Нарисуйте треугольник, разместите три основных цвета по углам.
Затем между основными цветами разместите дополнительные.
Похожие записи
- Нет похожих записей
О цветах детского рисунка
Психологи говорят, что к трем годам у ребенка уже появляется любимый цвет, который чаще всего используется при рисовании. А в 6-10 лет цветовые предпочтения проявляются наиболее ярко. Мы расскажем вам о принятых значениях каждого цвета в рисунках детей.
Стоит отметить, что существуют нюансы. Например, все цвета из набора карандашей, мелков, фломастеров и прочего должны быть на месте и хорошо рисовать; преобладающий цвет нужно искать среди картин за неделю или даже месяц; необходимо обращать внимание на то, что именно изображает ребенок, ведь небо, море и трава часто занимают много места на рисунке и характеризуются определенными цветами. И самое главное — не впадайте сразу в панику, увидев на художествах вашего ребенка мрачные цвета!
Итак, значения цветов:
Красный
Цвет энергии, многие считают его даже агрессивным. Дети, часто рисующие красным, активны, эмоциональны, энергичны и открыты. Часто они склонны к эгоизму и лидерству.
Оранжевый
Цвет ярких впечатлений, интереса к жизни и любознательности. Дети, выбирающие оранжевый, общительны и жизнерадостны, могут часто менять свое мнение и увлечения.
Желтый
Желтый цвет нравится немного легкомысленным детям с богатым воображением. По мнению психологов, этот цвет выбирают дети, которые чувствуют себя прекрасно. Их можно назвать романтиками и творческими натурами. Они склонны к таким профессиям, как дизайнер, архитектор, исследователь или мультипликатор.
Зеленый
Может быть как признаком высокого интеллекта и развитой фантазии, так и сигналом одиночества и дефицита внимания со стороны родителей.
Голубой
Любители небесного цвета доброжелательны и дружелюбны. При этом они гораздо серьезнее других детей и обладают аналитическим складом ума. Такие дети очень внимательны к деталям.
Синий
Этот цвет предпочитают уравновешенныи и спокойные дети. Если активный ребенок начал рисовать синим, значит ему нужен отдых в одиночестве.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет редко нравится маленьким детям. По словам психологов, чаще этот цвет выбирают дети школьного возраста. Дети, предпочитающие фиолетовые оттенки, чувствительны и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.
Розовый
Розовый цвет предпочитают робкие дети, которым необходимо повышенное внимание и чувство безопасности. Они очень зависимы от мнения окружающих. Таких детей нужно чаще хвалить и подбадривать.
Серый
Дети начинают рисовать серыми оттенками, если они замкнулись в себе и отгородились от окружающих. В этом случае им необходимо внимание и поддержка. Тогда их жизнь и рисунки снова засияют всеми цветами радуги.
Коричневый
Дети, часто рисующие коричневым цветом, как будто живут в собственном мире и не хотят никого туда впускать. Причины могут быть разные: от семейных ссор до слабого здоровья. В первую очередь нужно убрать негативные эмоции и зарядиться позитивом.
Черный
Означает апатию, депрессию и протест. Если ваш ребенок уже давно использует в рисунках в основном черный цвет, то стоит обратиться к психологу. Специалист лучше сможет определить, пора ли бить тревогу, или ничего страшного в этом нет, и ребенок просто предпочитает рисовать в графическом стиле.
Какой бы цвет не предпочитал ваш ребенок, не стоит делать выводы самостоятельно, а также искать проблемы там, где их нет. Возможно, закончился нужный цвет или это просто сиюминутный порыв фантазии.