Как приучить к порядку детей: » Как приучить ребёнка к порядку: советы для родителей – Как приучить ребенка к порядку, чистоте в доме и дисциплине

Как приучить ребенка к порядку: советы психолога

Приучение в 4-6 лет

Это тот возраст, когда дети увлечены игрой. Им нравится проводить свое время с куклами или конструкторами, любят, когда родители им читают, приобретают некоторые навыки в рутинной жизни. Если до 4 лет был заложен фундамент, и малыш умеет совершать простейшие действия по уборке, начиная с 4 лет, остается поддерживать интерес. Для этого существует несколько хороших способов.

1. Убираем и читаем

Чтобы разжечь интерес к уборке и выработать стойкую привычку, необходимо найти хороший стимул. В 4 года детям еще важно присутствие родителей в их жизни. Им нравится вместе проводить время, малышам требуется поддержка. Поэтому книги могут стать хорошим стимулом и помогут создать благоприятную обстановку для уборки.

Важно, чтобы родители не превращали уборку в наказание. Малышу должно быть действительно интересно, а присутствие мамы выработает определенную ассоциацию: дети принимают такой способ за сотрудничество. 

Чтобы мероприятие увенчалось успехом, следует выбрать интересную книгу, которая бы нравилась малышу. Ежедневно, когда необходимо убрать игрушки или навести порядок в комнате, мама должна вместе с сыном или дочкой отправляться в детскую и начинать читать.

Необходимо договориться с малышом. Дети любят, когда с их мнением считаются, поэтому, скорее всего, малыш согласится на условия сотрудничества. Но важно соблюдать нерушимое правило: если чадо останавливается и перестает убираться, чтение тоже следует прервать.

При этом ребенку надо сказать, что продолжение истории возможно только тогда, когда он снова приступит к своим обязанностям. 

2. Организация пространства

В игровой манере следует показать ребенку, что для каждого предмета в комнате есть свое место. Для этого необходимо вместе с малышом отправиться в детскую и разложить все игрушки и детские принадлежности на полу. Дальше нужно для каждой вещи вместе придумать свое место и неукоснительно соблюдать правило.

Хорошо, если есть специальные контейнеры для детских игрушек. Тогда каждую категорию предметов можно помещать в отдельный короб, подписав, что именно в нем находится.

Для этого действия следует приобрести цветные маркеры, стикеры или другие оригинальные канцелярские принадлежности. Согласно утверждениям психологов, малышам понравится подписывать свои вещи с помощью таких принадлежностей. 

У такого способа есть небольшой недостаток. Вполне возможно, через некоторое время вся детская комната будет оклеена стикерами и бумажками с разноцветными записями. Но даже в этом случае ругать чадо нельзя, ведь он старается и пытается навести порядок в своей комнате. 

Как приучить ребенка к порядку?

Приучать ребенка к порядку нужно с раннего возраста

Психологи считают, что выполнение ребенком домашних обязанностей способствует формированию личности. Если он в детстве будет убираться в спальне, мыть посуду, чистить картофель, из него с большей вероятностью вырастет самостоятельный и уверенный в себе человек, чем если мама освободит его от забот. Помогайте малышу, но не делайте все за него!

Как приучить к порядку ребенка 2-5 лет

Малыши часто сами рвутся помочь родителям, главное не отталкивать их, а поощрять. Трехлетние дети берут пример с взрослых: если в доме бардак, им будет трудно объяснить, что нужно поддерживать порядок.


Малыши охотно учатся помогать родителям 

Не отказывайтесь от помощи ребенка, если он ее вам предлагает.  Поручите ему протирание полок от пыли или другую несложную работу. Он будет чувствовать себя нужным маме с папой: для крохи это невероятно важно. Труд – способ заслужить похвалу, то есть, получить подтверждение родительской любви.

Хороший метод научить ребенка убираться – игра. Например, попросите его отнести игрушечные машинки в «гараж» – коробку, где они хранятся. Не все бытовые приборы безопасны для детей. Подарите ребенку детскую бытовую технику (например, пылесос).
 

Вначале детям нужно давать легкие задания, постепенно переходя к более трудным. Если малыш не сможет справиться с поручением, он потеряет уверенность в своих силах и ему будет сложнее взяться за выполнение следующей задачи.

Позаботьтесь о том, чтобы в детской было достаточно ящиков, стеллажей, открытых полок: у игрушек, книг, одежды должно быть свое место, иначе порядок будет поддерживать крайне непросто.

 

Мнение психолога

Как приучить к порядку ребенка 6-9 лет

Маленькие дети воспринимают выполнение домашних обязанностей как игру, но подрастая, начинают понимать, что работа – не слишком веселое занятие. Ребенок может отказываться делать даже элементарные вещи: мыть посуду, заправлять постель. Если он не приучен с ранних лет к аккуратности, перевоспитать его трудно. Как поступить?

Избегайте криков и угроз. Помните: сказав чаду, что выбросите в окно компьютер, если он не погладит вещи, вы ничего не добьетесь (кроме испорченного настроения и, возможно, конфликта).

Лучше  попросите ребенка помочь. Объясните, что вам трудно справляться с домашними делами в одиночку, а он уже достаточно взрослый, чтобы взять на себя часть работы. Всегда предлагайте ребенку на выбор несколько дел, чтобы он чувствовал себя более свободным.

Не требуйте слишком многого. Давайте задания с учетом того, что ребенок еще и учится (может быть, даже ходит в музыкальную школу, на языковые курсы, занимается спортом). Он не робот: запас сил у него весьма ограничен. Составьте план. Например, пусть суббота станет днем уборки, а пятница – приготовления ужина.

Несложные задания малыш должен выполнять ежедневно: это научит его дисциплине. Поручите ему выносить мусор, кормить аквариумных рыбок, убирать за домашними животными. Работа не займет много времени, но привьет ребенку ответственность, трудолюбие и аккуратность.

Не сдавайтесь, даже если не успели приучить ребенка к порядку до школы

Как приучить к порядку ребенка 10-14 лет

Если ребенок не был приучен к порядку до подросткового возраста, будет трудно достучаться до него. Правда, некоторые дети вдруг в 12-14 лет начинают делать уборку в своей комнате, но их тяга к труду обусловлена, как правило, нежеланием пускать родителей на свою территорию. Заправляя постель, мама может случайно найти сигареты, эротический журнал или личный дневник.

 Подростки должны помогать родителям

Потребности в порядке подросток не испытывает. Для большинства юных людей бардак – нормальное явление. Они не замечают пятна кетчупа на клавиатуре, грязные носки в углу, неровно лежащее покрывало. Это происходит потому, что отвечающая за организованность часть мозга еще не сформировалась, и произойдет это лишь к 18 годам (или позже).

Как же поступить, если вы воспитываете тинейджера?

Объясняйте подростку, чего и почему вы от него хотите. Помните: он действительно может не понимать, что грязная посуда в раковине – это плохо. Не кричите. Спокойно формулируйте задачу, не провоцируя ребенка на ссору. Подростки не любят, когда на них пытаются оказывать давление.

Тинейджеры часто сентиментальны. Не заставляйте сына или дочь выбрасывать старые вещи. Возможно, они дороги ему.  И не забывайте помогать ребенку. Подростки нуждаются в родительской заботе так же, как маленькие дети.

Позволяйте подростку работать так, как ему хочется. Моет полы в наушниках? Не мешайте: пусть наслаждается музыкой. Придумал оригинальный способ убрать в квартире быстро? Отлично. Поручите ребенку не только уборку в его комнате, но и другую работу по дому. Пусть он ходит за продуктами, оплачивает квитанции или готовит ужин: вы не только облегчите себе жизнь, но и подготовите его к будущему.

Что родители делают не так, пытаясь приучить детей к порядку?

Заставлять убирать не нужно

Воспитание – дело непростое. Многие родители неправильно приучают детей к порядку. Что следует помнить?

  • Не ругайте ребенка

Если ребенок сделал что-нибудь не так, не нужно ругать его. Лучше поблагодарить за помощь. После мытья остались пятна на полу? Ничего страшного: малыш со временем научится выполнять работу хорошо. Критикуя его, вы лишь привьете ему комплекс неполноценности.

  • Не давайте денег за работу

Не приучайте ребенка к материальному вознаграждению за труд. Он должен понимать, что работу по дому нужно выполнять вне зависимости от того, принесет ли это выгоду или нет.

  • Не нагружайте ребенка чрезмерно

Не нагружайте ребенка домашними делами слишком сильно. Иногда дети боятся признаться родителям, что не справляются с заданиями, устают.

    Когда и как начинать приучать ребенка к порядку?

    И, конечно, не забывайте про важность примера. Будьте аккуратны, делайте уборку в доме, мойте посуду после еды: дети во многом копируют поведение родителей.

    Как приучить ребенка к порядку

    мальчик, книгиПо мнению психологов, процесс уборки  для детей не только полезен, но и необходим для того, чтобы малыш рос личностью. Ведь какая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос эгоистом или лентяем?! Потом, став постарше, такой ребенок будет сваливать всю работу по дому на кого-нибудь другого. Чтобы ребенок был самостоятельным и уверенным в себе, просто необходимо научить его помогать по дому, приучить к порядку. Лучше с самого детства начать бороться с детской ленью, тогда в будущем будет намного легче и вам, и вашему ребенку.

    Читайте в этой статье:

    Приучаем к порядку ребенка  от двух до пяти лет

    Уже с двух лет следует начинать приучать ребенка к труду. В этом возрасте детки сами стремятся помогать родителям, им хочется повторять за взрослыми. Поэтому, именно в этом возрасте можно научить детей помогать, не заставляя их это делать, а следуя их желанию. В возрасте трех лет дети уже обращают внимание на беспорядок в доме, поэтому, если их не учить убирать за собой, из них могут вырасти неряхи.

    Очень хорошо в воспитании ребенка действует правило доверия, которое основано на поощрении стремления ребенка помогать вам. Пусть ваш малыш протрет пыль. Если вы попросите его сделать это, то он с гордостью и желанием справится с порученным ему заданием. Ведь не секрет, что именно в этом возрасте детки любят подражать своим родителям. Можно подарить ребенку игрушечную бытовую технику. Тогда ваш малыш сможет пропылесосить комнату с помощью игрушечного пылесоса, тем более к такому пылесосу даже мусор прилагается. Так что, все будет как по-настоящему.

    Приучаем к порядку постепенно

    Это правило постепенности заключается в том, что процесс воспитания и приучения к труду происходит ступенчато и естественно, от менее сложного к более сложному. Можно превратить уборку в игру, тогда ребенку будет интересно это делать.

    Также для того, чтобы ваш малыш научился убирать за собой, используйте правило складирования. Должно быть специальное место, куда ребенок будет складывать игрушки, свои вещи.

    В  возрасте шести лет дети воспринимают уборку не как игру, а именно как труд. Поэтому, многих очень трудно заставить убрать что-то за собой или навести порядок в доме. Теперь намного сложнее, чем в маленьком возрасте, будет заставить ребенка трудиться.

    Для начала можно попробовать использовать правило дружелюбия, согласно которому вы без ругани и криков постараетесь объяснить вашему ребенку, что он уже достаточно взрослый для того, чтобы помочь вам убрать в доме. Можно даже право выбора оставить за ребенком: какую именно работу он будет выполнять. Пусть ребенок выберет сам, будет ли он мыть посуду, или пропылесосит в комнате.

    Кроме этого, воспользуйтесь правилом планирования, пусть у вашего ребенка будет распорядок дня, в котором будет место труду.

    И конечно же, не стоит забывать о том, что нужно покормить живность в доме, выбросить мусор или сделать другие посильные для ребенка обязанности.

    Как научить ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет убирать и помогать по хозяйству

    Подростки намного сложнее слушаются родителей. Здесь уже труднее будет научить их убирать за собой, если до этого они еще не научились этому. Как же вести себя в этом случае родителям?

    1. Во-первых, можно использовать правило определенности. Точно и четко следует высказывать свои пожелания по поводу уборки в квартире. Старайтесь, чтобы ваш ребенок не забыл о том, о чем вы его попросили.
    2. Также можно использовать правило комфорта. Ведь уборка по дому не должна быть наказанием для вашего ребенка. Пусть он делает это, наслаждаясь музыкой в наушниках.
    3. Попробуйте воспользоваться правилом общежития. Поручайте ребенку убирать не только в комнате, но и делать какую-нибудь работу по всему дому. Например, помыть посуду в кухне или промыть в коридоре пол.

    Ошибки со стороны родителей и как их исключить

    1. Во-первых, не стоит постоянно критиковать своих детей, лучше хвалить их за хорошие поступки.
    2. Во-вторых, не стоит давать ребенку обещаний вознаграждения за труд. Таким образом ваш ребенок может потом просто отказаться работать просто так, или еще хуже — разбудит в ребенке агрессию.
    3. В-третьих, не стоит слишком сильно загружать ребенка работой по дому.
    4. И в-четвертых, не стоит учить ребенка трудиться только иногда, лучше всего сделать так, чтобы для него это было постоянным занятием.

    Консультация (младшая группа) на тему: Консультация » Приучаем детей к порядку «

    Народная пословица гласит, яблоко от яблони далеко не падает

     Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от 

    родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень 

    трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой

    только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать

     и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать 

    поведение родителей.

    А есть семьи, где родители с утра до вечера заняты работой,

     приучать ребенка работать им не хватает времени. Однако дети

     уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям, 

    взваливая на себя часть ответственности за выполнение 

    работ по дому. 

    Если родители учат одному, а сами поступают по другому, то не стоит надеяться, что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком.

           Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста. Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень  нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка , для машин свой гараж, а для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем. 

    Главное говорите ему слова «вместе» и «помогу». Важно приучить ребенка, чтобы поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место, а не бросал их по комнате и брал другую. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей. Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить. Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Уже трехлетние малыши стараются делать все сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. 

    Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают 

    ошибку, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего они могут сделать сами за несколько  минут. 

    Поэтому они сами застегивают ему одежду, 

    сами убирают игрушки, а посуду не доверяют ребенку мыть только потому, что он может что-то 

    уронить или испачкать свою одежду.

           Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться. Даже если грязи после «уборки» ребенка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребенка и на первых  этапах поддержать его . А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов.  Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу:   наводить порядок на столе, убирать постель или мыть за собой посуду.  

             Несмотря на плохое поведение ребенка, старайтесь не злиться на него и не угрожать : «Немедленно убери все в своей комнате, иначе сегодня ты этого не получишь!»         Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
    Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

    У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
              Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.
    Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
    Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

               Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.
    Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.
               Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца. Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит         привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее. Он осознает свои обязанности по отношению к окружающим людям, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.
                Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.
                 Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка — поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.
                 На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.
    Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.
                Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.
     

    Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?
               

               Для малыша важнейшее средство трудового воспитания — игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку- это уже работа. К ней способен ребенок второго года жизни.
                Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения — убрать свои игрушки, что-то поднять, принести — например, подать маме книгу, папе — очки, бабушке- домашние туфли.
    Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.
    Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.
    Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку — например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.
    Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

                 В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы.
    Привлекайте его и к работе по дому — пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.
    Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.
    На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
                 К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель — поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.
                 Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.
    Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой —  закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.
    Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.
    На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.
                 Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек,- не только дать им корм, но и почистить клетку.
                 Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан, будет делать сам!
                 Будьте  для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *