Чуковский краденое солнце чему учит – Учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему: Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «К. И. Чуковский «Краденое солнце»»

Урок внеклассного чтения К.Чуковский «Краденое солнце»

МОУ Г.ГОРЛОВКИ « ЛИЦЕЙ №88 «МЕЧТА»

План-конспект урока

по литературному чтению

для 2 класса

Подготовила

учитель начальных классов

Демиденко И.К.

2019 год

Урок внеклассного чтение.

Тема: К.Чуковский «Краденое солнце»

Цель: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского, в частности, проанализировать сказку «Краденое солнце»; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание; продолжить развитие умений работать с текстом; работать над выразительностью, беглостью чтения;  прививать любовь к чтению, расширение читательского кругозора.

УУД:

познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений.

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

коммуникативные: слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, учиться работать в группе,выполнять различные роли (исполнителя, лидера).

личностные: осознанность учения, адекватное реагирование на трудности,  развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование: портрет К.Чуковского, выставка его книг, видеозапись сказки; слайды с игрой «Угадай сказку» и речевой разминкой.

Ход урока

I.Организационный момент.

-Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

В школу мы пришли учиться.

II.Эмоциональный настрой.

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но оно какое-то грустное. Как думаете, почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

-Выполняя каждое задание правильно, работая дружно – вы вернете солнышку хорошее настроение и расправите лучики.

III.Речевая разминка.

Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.

А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорки? (К. Чуковский)

IV. Сообщение темы и цели.

Вспомните названия произведений этого автора, прозвучавшие на предыдущих уроках. (Показ иллюстрации — Ответы детей.)

— Так над чем мы сегодня будем работать?

(Сегодня, мы продолжим знакомство с творчеством любимого сказочника Корнея Ивановича Чуковского)

Вводная беседа.

1. Интересные факты с биографией писателя.

Подготовленные дети читают стихи:

Корней Иванович Чуковский
Известен многим на земле,
А Николай Корнейчуков
Известен автор вам таков?

Он был писатель, переводчик,
Критик, литературовед.
Родился он Санкт-Петербурге,
В Одессе жил он 20 лет.

С Житковым в классе он учился,
Английский – просто обожал,
Вообще способным был ребёнком,
Друзей ценил и уважал.

Писать же начал очень рано,
Когда в гимназию ходил,
Нам с вами клад большой оставил –
Стихи и сказки подарил.

-И вы, дорогие мои ребята, знакомы с Чуковским-сказочником.

Это великий сказочник, переводчик, писатель, критик.

Посмотрите, какое количество книг он написал. (Выставка книг)

-Сегодня мы проанализируем сказку К.И. Чуковского, которая называется… Отгадайте, как она называется. Для этого выпишите в тетрадь каждую вторую букву следующей записи.

Открывается запись на доске.

Ответ. Краденое солнце.

V.Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

— Прежде чем начать работу над новым рассказом, предлагаю поработать в парах и найти пары слова.


2. Проверка первичного восприятия.

-Дома вы познакомились с произведением. Скажите, какие чувства вы испытали, когда читали этот рассказ?

— Что произвело на вас впечатление?

3. Выборочное чтение.

— Какими словами начиналась сказка? (зачитывают)

— Кто же солнце в небе проглотил? (зачитывают)

-Какие герои сказки плакали? (зачитывают)

4. Игра «Лови героя

В сказке прозвучало множество названий животных. Сейчас я их вам напомню таким образом: назову несколько слов-определений, а вы по ним назовете животное.

— Длинный, зеленый, страшный… (крокодил).

— Серые, голодные, воющие … (волки).

— Летящие, курлычущие, длинноногие… (журавли).

— Трусливый, длинноухий, косоглазый… (заяц).

— Болтливые, стрекочущие, белобокие… (сороки).

— Маленький, серенький, юркий … (воробей).

— Пятящиеся, пучеглазые, членистоногие … (раки).

5.Коллективная работа.

-Я знаю стишок про крокодила. Он у меня записан на четырех полосках бумаги. Только — вот беда! — полоски перепутались, и я не смогу вам его прочитать. Помогите!

Учитель прикрепляет на доску 4 стихотворные строчки в таком порядке:

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

По реке плывет бревно —

Нос откусит крокодил.

Ответ.

По реке плывет бревно —

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит крокодил!

Кто же поможет вернуть солнце в небо?

-Давайте найдем эти слова в тексте и зачитаем.

-А теперь изобразим героя, решившегося на такой отважный поступок.

VI.Физминутка

Солнце по небу гуляло. (Идут с приседанием )

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно, (Делают наклоны вперед с подниманием ладоней ко лбу.)

Стало заиньке темно.

А сороки-белобокию. (Подскакивают)

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил. (Поднимаются на носки, одновременно поднимают руки вверх.)

Солнце в небе проглотил!».

Наступила темнота, ( Делают приседания, руки за голову.)

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал

VII. Осмысление прочитанного.

1.Чтение отрывка эстафетою

Наступает самый напряженный момент! Какой именно? (зачитывают)

2.Обмен впечатлениями.

— Представьте, что мы  — режиссёры спектакля. В чём заключается наша работа?

(Выделить из текста слова героев и определить чьи слова, как, с какой интонацией нужно читать эти слова).

(Дети читают текст и выделяют слова)

Слова

Интонация

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

С тревогой в голосе

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно —

В поле зёрнышка не видно!»

С обидой в голосе

«Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст,

Он нам солнца не отдаст!»

Озабоченность

«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?

На кого вы меня, старого, кинули?»

С грустью, с плачем

«Стыдно старому реветь —

Ты не заяц, а Медведь.

С надеждой

«Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей!

С угрозой

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Радостно

— С какой интонацией нужно читать слова зверят?

3. Работа по картинкам

Художник создает серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось.


— Какой эпизод вы видите на каждой картинке? Давайте зачитаем его.

VIII. Рефлексия.

— Выберите и продолжите любое предложение.

* Сегодня на уроке я понял, что…….

* После урока мне захотелось….

* Мне бы хотелось……

Нарисуйте освобожденное солнышко так, как вы его себе представляете, разукрасьте.

Вы хорошо потрудились — работали активно и дружно. Вам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно.

IX. Подведение итогов урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

-Чему учит сказка?

— На этом наш урок окончен. Но я надеюсь, что знакомство с творчеством Корнея Ивановича Чуковского вы продолжите самостоятельно.

X. Домашнее задание.

Придумать афишу к этой сказке

Спасибо Чуковскому мы говорим,
За сказки его мы благодарим.
Они нам открыли дверь в царство книг.
Чтению, друзья,
Посвятим каждый миг!

9

Чему учат книги К. Чуковского? — запись пользователя Татьяна (dekart-2006) в сообществе Юмор в категории Из жизни

У многих из нас есть дети. Или были. Или будут. Неважно. В любом случае детям надо читать книжки на ночь. И, конечно же, самым читаемым детским автором является К.И. Чуковский. Но в детстве я сам и не подозревал, что воспаленное воображение этого детского писателя в состоянии придумывать сюжеты и обороты, от которых Стивен Кинг бессильно скрежещет зубами от зависти.

Возьмем, например «Краденое солнце»:

«Только раки пучеглазые

По земле во мраке лазают,»

Это ж триллер какой-то, честное слово. Лично мне представляются совершенно кошмарные черные блестящие чудовища по три метра длинной, с глазами на шевелящихся стебельках. Бесшумно подкрадываются они во мраке (обратите внимание — не в темноте, а именно во мраке) к ничего не подозревающей жертве, хрясь, и человека пополам!

«Да в овраге за горою

Волки бешеные воют»

да-да. Именно бешенные. С безумными красными глазами, с белой пеной на оскаленных клыках. Бросающиеся на всё живое с кошмарным хохотом…

«А в болоте Медведица рыщет,

Медвежат под корягами ищет:

«Куда вы, куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?»

Шальные собаки, если кто не понял — это лучшие друзья бешенных волков. И живут они в том же мраке, в котором лазают кошмарные ракообразные монстры. Но как можно предполагать о собственном ребенке, что его разорвали собаки? Или она это с надеждой в голосе говорит?

«Айболит». Апофеоз садизма и ненависти ко всему живому. Еще в детстве у меня вызывала недоумение фраза:

«Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,»

Какой трамвай может быть на дорожке? И что теперь, по дорожкам не ходить, раз в любой момент из-за угла может выскочить трамвай-убийца и отрезать обе ноги нах? У меня в возрасте пяти лет чуть дорожкофобия не развилась… Но продолжение умиляет:

«И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

Ага… Хромой… МАМАША!!!! ОН У ТЕБЯ БЕЗНОГИЙ!!!!!!

Дальше – страшнее:

«И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки»

Новые ножки, вы слышали? То есть старые где-то похерились, валяются на трамвайных путях, пугают до икоты старушек. А Айболит так запросто из морозилки другие ноги достает и пришивает. Суровой ниткой. Без анестезии. Орущему и брызжущему кровью из перерубленных артерий зайчонку. А ножки чьи, хочется спросить? Остались от других пациентов, которым повезло меньше? Сколько трупов у тебя на совести, доктор?

«Он опять побежит но дорожке».

Надо полагать, до следующего трамвайчика…

«Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!»

Как хорошо, что у Корнея Ивановича ограниченные познания в медицине. А то он бы бедных детей таким назаражал, что их проще было бы убить из жалости. Хотя и этих болезней достаточно, чтобы помереть в 24 часа… Один аппендицит чего стоит. Вовремя не удалить – перитонит и абзац!

«Бармалей». Всего одна цитата:

«Но злодей Айболита хватает

И в костёр Айболита бросает.

И горит, и кричит Айболит:

«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»

Жанне Дарк, и Джордано Бруно посвящается… Вонь паленых волос, треск лопающейся кожи, шипение кипящего подкожного жира. Кисти рук и стопы ног обычно обгорают до костей. Потеря сознания от болевого шока не наступает достаточно долго. Обычно сжигаемый раньше задыхается в дыму…

Айболит – любимый герой повествований Чуковского. Вот какая апокалептическая картина творится у дверей его дома:

«А там, у порога, толпятся убогие:

Слепые утята и белки безногие,

Худой лягушонок с больным животом,

Рябой кукушонок с подбитым крылом

И зайцы, волками искусанные.»

Слепых утят видимо привели безногие белки… Зайцы, волками искусанные: обломки костей, торчащих из открытых переломов, частично скальпированные тушки, волочащиеся по траве кишки, измазанные в крови и фекалиях…

Есть у этого автора стих, который можно было не писать вообще. Оставить только название. Оно само по себе гениально:

«Ёжики смеются» (Хы-хы-хы… Оставь ещё напасик…)

Ещё одно название: «Муха в бане». Наверняка опечатка. Должно быть:»Мухахахаха в бане»…

О вреде тяжелых наркотиков говорит нам стихотворение «Обжора»:

«Была у меня сестра,

Сидела она у костра

И большого поймала в костре осетра.

Но был осетёр

Хитёр

И снова нырнул в костёр.»

Я конечно осетров из костра не тягал, но вот Черного Человека однажды ночью в квартире видел. Это, я вам доложу, пострашнее будет.

Теперь небольшой тест. Не знаю, чем руководствовался Корней Иванович Чуковский, когда подбирал рифмы, но когда я читаю вслух один участок из стихотворения «Телефон», жена почему-то всегда смеётся… Да и мне с трудом удается прочитать правильно. А теперь вы попробуйте подставить правильное слово в пробелы (лучше читать вслух):

«А недавно две газели

Позвонили и запели:

— Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

— Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не __________,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели!»

И что получилось? У меня то же самое…

«Тараканище»… Повесть о засилии инсектоидов, которую взяли за основу авторы фильма «Звездный десант». И в первых же строках мы встречаем угадайте кого? Не угадаете.

«А за ними раки

На хромой собаке.»

Интересно, это те же самые раки и собака, которые в «Краденом солнце» являлись пособниками Мирового Зла, ползали во мраке и разрывали медвежат?

«Волки от испуга

Скушали друг друга.»

Я в детстве помнится мучительно пытался представить себе эту картину. Помнится даже схематично изображал кушающих друг друга волков, чтобы понять, как такое возможно. Получалось что-то, напоминающее Уроборос. И ведь действие закончено: «Скушали». То есть ничего не осталось. Куда делись скушанные волки? Это какой-то микроколлапс пространства произошел и они схопнулись в другую реальность?

Ну, ладно, эту загадку оставим физикам. А вот пускай мне психиатры ответят — это что за редкое расстройство — от страха съедать ближайшего, кто к тебе находится? Ведь и

«Бедный крокодил

Жабу проглотил.»

(крокодил бедный… ага. А жаба от счастья небось светится, живьем перевариваемая в желудочной кислоте…)

«А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа.»

Вам слониху жалко? Мне вот было жалко. Ей же больно на ежа было садиться… И только теперь я понимаю, что жалеть надо ни фига не слониху… ЁЖИКУ-ТО КАБЗДЕЦ НАСТАЛ!!! Его расплющило нахрен!!! 6 тонн костей и мяса на животное размером с кошку… Там хоронить нечего было… Жене и детям цветы возложить некуда… Всё, что осталось от бедного ёжика, пристало к слоновьей заднице и обтрусилось через десять шагов. А вы говорите… И какая дурацкая надпись будет на могильном камне — «Раздавлен дрожащей слоновьей жопой»…

Кстати эта же слониха в стихотворении стала причиной ещё одной смерти. Столь же нелепой и трагической. И опять же по той причине, что была не в состоянии контролировать собственные эмоции:

«А слониха-щеголиха

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала.»

Хочется абстрагироваться от того факта, что упавшая на землю луна уничтожит всё живое на миллионы лет… Пускай будет только слон…

Возвращаясь к Айболиту. Помните, у меня появилось подозрение, что Айболит содержит нелегальный банк органов. Это подозрение только крепнет после прочтения «Топтыгин и Лиса». Мы даже можем немного узнать, кто явился донором преступному доктору:

«Засмеялся добрый

Доктор Айболит.

Глупому Медведю

Доктор говорит:

«Ладно, ладно, родной, я готов.

У меня сколько хочешь хвостов.

Есть козлиные, есть лошадиные,

Есть ослиные, длинные-длинные.

Я тебе, сирота, услужу:

Хоть четыре хвоста привяжу…»

Начал Мишка хвосты примерять,

Начал Мишка перед зеркалом гулять:

То кошачий, то собачий прикладывает

Да на Лисоньку сбоку поглядывает.»

Выводы делайте сами…

В стихах Чуковского нередко появляются злодеи. И какой самый простой способ победить отрицательного персонажа? Воспитанное на голливудских боевиках поколение хором кричит: «Мочить козла!!!» Но задолго до Голливуда этот способ победы Добра над Злом проповедовал К.И. Чуковский. Причем с уклоном в каннибализм.

Вспоминаем: Бармалей сожран крокодилом. Крокодил, в свою очередь поломан медведем. Старичок-паучок обезглавлен мародером-комаром. Таракан живьем проглочен воробьем.

Вы до сих пор верите, что книги Чуковского учат добру?

стихи Чуковского с точки зрения УК

ü Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед (ст.213”Хулиганство”)

ü А за ним комарики На воздушном шарике (ст.211 “Угон воздушного судна”; ст. Нарушение правил международных полетов)

ü А за ними раки на хромой собаке (ст. 245 Жестокое обращение с животными)

ü Едут и смеются, пряники жуют (ст. 212. Массовые беспорядки; ст. 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств)

ü Волки от испуга скушали друг друга (ст. 110 Доведение до самоубийства)

ü Бедный крокодил жабу проглотил (ст. 107 Убийство, совершенное в состоянии аффекта)

ü И сказал Гиппопотам крокодилам и китам: Кто злодея не боится и с чудовищем сразится Я тому богатырю двух лягушек подарю И еловую шишку пожалую (ст. 291 Дача взятки; ст. 280 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности)

ü Не боимся мы его, великана твоего Мы зубами, мы клыками, мы копытами его! И веселою гурьбой звери кинулись в бой (ст. 279 Вооруженный мятеж; ст. 282,1 Организация экстремистского сообщества)

Источник: http://prikolisti.mirtesen.ru/blog/43953850912/Knigi-CHukovskogo-uchat-dobru-(s-prostorov-Ineta)

Учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему: Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «К. И. Чуковский «Краденое солнце»»

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словесн.: речевая разминка.

Словесн.: беседа.

4 мин

8 мин

Речевая разминка

— Прочитайте загадку К. Чуковского. Отгадайте ее. Слайд.

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец — глупца,

 Баран — барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну — обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

 И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)

— Прочитайте стихотворение с интонацией удивления, восхищения, утвердительно.

— Прочитайте выразительно.

— Как вы думаете, какое произведение мы будем читать на уроке? Какого автора?

— Чему будем учиться? (предположения детей) 

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством К. Чуковского, узнаем новое о его жизни.

Проверка домашнего задания

— Как вы обсудили с родителями основную мысль произведения Л. Толстого «Два брата»? (Жизнь можно прожить по-разному, потому что люди по-разному понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье)

— Выразительное чтение на оценку.

Но перед этим ознакомьтесь с критериями оценивания.

Слайд. Требования к выразительному чтению:

— правильная постановка логического ударения;  

— соблюдение пауз;

— правильный выбор темпа;

— соблюдение нужной интонации;

— безошибочное чтение.

Читать стихотворение с разной интонацией.

Отвечать на вопросы.

Предполагать задачи урока.

Строить грамматическое высказывание.

Выразительно читать текст.

Анализировать чтение одноклассников.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания; постановка и формулирование темы.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

4. Закрепление изученного материала:

Словесн.: слово учителя.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Словесн.: беседа.

Словесн.: беседа.

2 мин

5 мин

5 мин

2 мин

2 мин

Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

Продолжение работы по теме урока

Перед тем как проведем викторину, послушайте.

подробнее. Слайд.

Корней Иванович Чуковский (1882—1969) русский писатель, переводчик. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтавской губернии, переехала в Одессу. Мальчика отдали учиться в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключен.

Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее он занялся переводами с английского. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твенa и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.

В 1906 г. Чуковский поселился в финском местечке, где подружился с художником И. Е. Репиным. Там же он познакомился с писателем А. Н. Толстым, певцом Ф.И. Шаляпиным и другими замечательными людьми. Здесь же он написал свои первые стихи для детей. У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом.

— Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно?

Случилось это так. Заболел его сынишка. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович…

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

 А нечистым трубочистам

 Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».

Есть у него и много загадок. С одной из них мы познакомились на речевой разминке.

Викторина «Корней Чуковский»

1. Назовите настоящее имя Чуковского (Николай Васильевич Корнейчуков)

2. В какой сказке прославляли Воробья? (В сказке «Тараканише»)

3. Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) 

4. Что купила Муха на базаре? (Самовар) 

5. На чем ехали комарики? (На воздушном шарике)

6. Кто посмел украсть солнце? (Крокодил)

7. Как звали хозяйку-лентяйку (Федора)

8. Что случилось с бегемотом? (Провалился в болото)

9. Как зовут доброго доктора? (Айболит) 

10. Как зовут разбойника, который кушает детей? (Бармалей)

11. Что подарили Мухе блошки? (Сапожки) 

12. Кто спрятался от Паука под мост? (Кузнечик) 

13. Кто спас солнце? (Медведь) 

14. Что просил Крокодил по телефону? (Калоши) 

15. Назовите сказку, которую сочинил Чуковский совершенно случайно, утешая больного сынишку? («Крокодил»)

16. Кто поджег море? (Лисички) 

17. Кто потушил море? (Бабочка)

Игра «Узнайте сказку» 

— Отгадайте, о каких сказках говорит К. Чуковский.

«У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Один такой день я особенно помню — 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я… взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок… стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом… » («Муха-цокотуха»)

«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну…

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было…» («Доктор Айболит»)

ПР страница 237.

В будущем вы много раз на уроках встретитесь с К. Чуковским. Но если вы и дома будете читать его произведения (да еще громко, вместе с вашими близкими), вы получите гораздо больше удовольствия.

Повторять движения.

Слушать рассказ об авторе.

Анализировать биографию писателя.

Отвечать на вопросы викторины.

Отгадывать сказки.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

К: участвоват в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

Краденое солнце, Чуковский К. И. диафильм (1963) смотреть читать стихи сказку онлайн

Сказка про Краденое солнце

Корней Иванович Чуковский создал удивительные произведения для детей. Их читают и заучивают наизусть, смотрят мультики. Сегодня представляем Вам озвученный диафильм, вышедший в 1963 году. Стихи в исполнении самого автора, умеющего донести до маленького зрителя эмоциональное состояние героев, сделают просмотр еще интереснее. Сказка учит дружбе, взаимовыручке и смелости. Картинки показывают, как переменчиво настроение зверей в разных ситуациях. На иллюстрациях видны все эмоции персонажей, меняющихся синхронно с новыми куплетами стихотворения. Текст сказки на русском языке online.

Краденое солнце

Солнышку радуется все живое на планете Земля. Свет и тепло любят не только люди и растения, но насекомые, птицы и звери. Они играют и купаются в ласковых его лучах. Ничего не предвещало беды. Солнце, гуляя по небу, встретило тучку и запряталось за нее. Заяц, выглянувший в окошко, заметил, что вокруг неожиданно стало темно. Сороки-белобоки увидели, как крокодил проглотил солнышко, и устроили страшный крик. В лесу началась паника.

Звери боятся потеряться, выходя за ворота. Воробышек плачет, просит солнышко выглянуть, потому что в полной темноте даже зернышек не видно. Зайчата заблудились и теперь не могут дорогу домой найти. Только ракам тьма не страшна, лазают себе в овраге. Да волки воют еще страшнее, чем обычно. Наутро бараны стали стучать копытами в ворота, сзывая зверей на разборки с крокодилом. Но никто из обитателей леса не хочет встречаться с зубастым хищником.

Одна надежда у зверей на медведя. Собрались они вместе и стали просить его отправиться к крокодилу. Только косолапому не хочется идти воевать с хищным зверем, да и некогда. Сам ходит вокруг болота со слезами, медвежат ищет. Пропали где-то малыши, оставили старика самого. Уж и медведица их искала на болоте, заглядывала в ямы и под коряги. Весь лес обошла, нет нигде медвежат. Только слышен медвежий рев, да совы за ней наблюдают.

И тут к мишке зайчиха подошла, пристыдила его – не годится сильному зверю плакать. Лучше пойти наказать вора и отобрать у него солнце. Оно вернется на небо, вот тогда и медвежата сами прибегут домой. Стыдно стало косолапому за свою слабость. Зарычал он и быстро к реке побежал разбираться с лиходеем. Видит крокодил лежит, и солнце в зубах держит.

Потребовал вернуть его, но злодей только рассмеялся и добавил, что если захочет то и луну проглотит. Такой наглости медведь простить не смог. Так намял бока крокодилу, что тот от боли завопил. Солнышко вырвалось из зубастой пасти, и в тот же миг оказалось высоко в небе. Все вокруг ожило, пришло в движение. Птицы весело запели, зайчата дорогу домой нашли. Откуда ни возьмись и медвежата к дедушке прибежали. Все смеются, радуются и медведя благодарят.

План-конспект занятия (младшая группа) по теме: Чтение стихотворения К.И. Чуковского «Краденое солнце»

                 Занятие по художественной литературе  для младшей группы

                                          «Краденое солнце» К.И. Чуковского.

Цель: Формировать интерес к книгам; воспитывать умение слушать новые сказки, вступать в беседу по прочитанному;  следить за развитием действий, сопереживать героям произведения; развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказки.

Наглядный материал: игрушка – солнышко ( или нарисованное), песня «Я на солнышке лежу».

Ход занятия:  звучит песня «про солнышко»  (песенка льва и черепахи «Я на солнышке лежу»)

— Ребята,  про что эта песенка? Правильно, про солнышко. Мы сегодня с вами будем  слушать стихотворение про солнышко  К. И. Чуковского.  Ребята,  а кто такой К. И. Чуковский?  Правильно, это автор детских стихотворений.  А какие стихотворения Чуковского мы с вами уже читали? («Мой Додыр»,  «Федорино горе», «Путаница», «Телефон»). А сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения «Краденое солнце», но сначала давайте вспомним, что же там случилось с солнышком? Кто проглотил его? (крокодил). Кого звери попросили, чтобы спасти солнышко? (медведя).  А что медведь им на это ответил? ( он медвежат спасал)

Чтение отрывка:

«Подошел Медведь тихонько, толканул его легонько:

«Говорю тебе, злодей, выплюнь солнышко скорей!

А не то, гляди, поймаю, пополам переломаю,-

Будешь ты, невежа, знать наше солнце воровать!

Ишь, разбойничья порода: цапнул солнце с небосвода

И с набитым животом завалился под кустом, да и хрюкает спросонья, словно сытая хавронья.

Пропадает целый свет, а ему и горя нет!»

Но бессовестный смеётся так, что дерево трясётся:

«Если только захочу, и луну я проглочу!».

— Ребята, что медведь говорил крокодилу?

— А крокодил что отвечал?

— Ну что ребята, как же нам помочь солнышку, чтобы оно не погибло в зубах злодея? Чтобы оно не грустило в зубах крокодила, который держит солнышко? Давайте подбодрим солнышко… (пальчиковая игра):

Солнышко, солнышко (хлопают в ладоши)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно (сгибают и разгибают ладони),

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (показывают волну),

Прилетели сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (опускают руки вниз),

А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх).

— Ррррррррр (рычит медведь). Ой, ребята, кажется медведь рычит. Давайте посмотрим,  что же он будет делать дальше. (Драматизация последнего отрывка).

Не стерпел медведь, заревел медведь, и на злого врага налетел медведь.

Уж он мял и ломал его: «Подавай сюда солнышко!»

Испугался крокодил, завопил, заголосил,

А из пасти из зубастой солнце вывалилось, в небо выкатилось!

Побежало по кустам, по березовым листам.

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать, за букашками летать. Стали зайки на лужайке кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата, как веселые котята,

Прямо к дедушке мохнатому, толстопятые, бегут: «Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого: «Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!».

— Ураааа! Ребята! Солнышко теперь снова будет с нами и будет светить ярко- ярко! Смотрите, оно дарит вам свои яркие лучики. (воспитатель дарит детям по лучику)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *