Водовозова Е.Н.. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Выпуск № 33
Серия: «Психология, педагогика, технология обучения» Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими школьного возраста. Исследуется историческая сторона вопроса: описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания. Освещается влияние наследственности на развитие ребенка. Рассматриваются основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Излагается система немецкого теоретика воспитания Ф. Фребеля, а также метод воспитания и обучения итальянского педагога М. Монтессори. Книга, написанная около полутора веков назад (первое издание вышло в 1871 г.), будет и сегодня полезна как историкам и теоретикам педагогики, так и практическим педагогам, а также родителям. Издательство: «URSS» (2019) ISBN: 978-5-397-06448-4 Купить за 911 руб в My-shop |
Другие книги автора:
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Жизнь европейских народов. Том 1. Жители юга | Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство «Санкт-петербург» ) — ЁЁ Медиа, — Подробнее… | 1897 | 2036 | бумажная книга |
Жизнь европейских народов. Том 1. Жители юга | Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство`Санкт-петербург`). В — ЁЁ Медиа, Подробнее… | 2290 | бумажная книга | |
Дневники смолянки. Воспоминания об институтских нравах | «…Выпускные, публичные экзамены были пустою формальностью, — каждая знала, что ей придется отвечать; сочинения писали заранее, учитель поправлял его, и оно зазубривалось слово в слово… В конце… — ТД Алгоритм ООО, Институт благородных девиц Подробнее… | 2017 | 425 | бумажная книга |
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Выпуск № 33 | Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими… — URSS, Психология, педагогика, технология обучения Подробнее… | 2019 | 607 | бумажная книга |
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Выпуск 33 | Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими… — URSS, Психология Подробнее… | 2019 | 785 | бумажная книга |
Look at other dictionaries:
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Водовозова Е.Н.. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
Производитель: «URSS» Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими школьного возраста. Исследуется историческая сторона вопроса: описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания. Освещается влияние наследственности на развитие ребенка. Рассматриваются основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Излагается система немецкого теоретика воспитания Ф. Фребеля, а также метод воспитания и обучения итальянского педагога М. Монтессори. Книга, написанная около полутора веков назад (первое издание вышло в 1871 г.), будет и сегодня полезна как историкам и теоретикам педагогики, так и практическим педагогам, а также родителям. Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1913 г.) Издательство: «URSS» (2017) ISBN: 978-5-397-05680-9 |
Другие книги автора:
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Жизнь европейских народов. Том 1. Жители юга | Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство «Санкт-петербург» ) — ЁЁ Медиа, — Подробнее… | 1897 | 2036 | бумажная книга |
Жизнь европейских народов. Том 1. Жители юга | Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство`Санкт-петербург`). В — ЁЁ Медиа, Подробнее… | 2290 | бумажная книга | |
Дневники смолянки. Воспоминания об институтских нравах | «…Выпускные, публичные экзамены были пустою формальностью, — каждая знала, что ей придется отвечать; сочинения писали заранее, учитель поправлял его, и оно зазубривалось слово в слово… В конце… — ТД Алгоритм ООО, Институт благородных девиц Подробнее… | 2017 | 425 | бумажная книга |
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Выпуск № 33 | Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими… — URSS, Психология, педагогика, технология обучения Подробнее… | 2019 | 911 | бумажная книга |
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Выпуск № 33 | Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими… — URSS, Психология, педагогика, технология обучения Подробнее… | 2019 | 607 | бумажная книга |
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Выпуск 33 | Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими… — URSS, Психология Подробнее… | 2019 | 785 | бумажная книга |
Look at other dictionaries:
Фребель Фридрих — Фребель, Фрёбель (Fröbel) Фридрих (21.4.1782, Обервейсбах, Тюрингия, 21.6.1852, Мариенталь, Тюрингия), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799 1801 слушал лекции в Йенском университете, 1805 и 1808 1810 работал у И. Г.… … Большая советская энциклопедия
Фребель — Фрёбель (Fröbel) Фридрих (21.4.1782, Обервейсбах, Тюрингия, 21.6.1852, Мариенталь, Тюрингия), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799 1801 слушал лекции в Йенском университете, 1805 и 1808 1810 работал у И. Г. Песталоцци … Большая советская энциклопедия
Водовозова, Елизавета Николаевна — (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 1844 1923) педагог, детская писательница. Ученица К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова. На основе анализа практики фребелевских детских садов в Германии и Швейцарии разработала оригинальную… … Педагогический терминологический словарь
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Водовозова Е.Н.. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
Серия: «Психология, педагогика, технология обучения» Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими школьного возраста. Исследуется историческая сторона вопроса: описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания. Освещается влияние наследственности на развитие ребенка. Рассматриваются основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Излагается система немецкого теоретика воспитания Ф. Фребеля, а также метод воспитания и обучения итальянского педагога М. Монтессори. Книга, написанная около полутора веков назад (первое издание вышло в 1871 г.), будет и сегодня полезна как историкам и теоретикам педагогики, так и практическим педагогам, а также родителям. Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1913 г.) Издательство: «URSS» (2017) ISBN: 978-5-397-02972-8,978-5-397-05680-9 |
Другие книги автора:
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Жизнь европейских народов. Том 1. Жители юга | Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство «Санкт-петербург» ) — ЁЁ Медиа, — Подробнее… | 1897 | 2036 | бумажная книга |
Жизнь европейских народов. Том 1. Жители юга | Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство`Санкт-петербург`). В — ЁЁ Медиа, Подробнее… | 2290 | бумажная книга | |
Дневники смолянки. Воспоминания об институтских нравах | «…Выпускные, публичные экзамены были пустою формальностью, — каждая знала, что ей придется отвечать; сочинения писали заранее, учитель поправлял его, и оно зазубривалось слово в слово… В конце… — ТД Алгоритм ООО, Институт благородных девиц Подробнее… | 2017 | 425 | бумажная книга |
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Выпуск № 33 | Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими… — URSS, Психология, педагогика, технология обучения Подробнее… | 2019 | 911 | бумажная книга |
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Выпуск № 33 | Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими… — URSS, Психология, педагогика, технология обучения Подробнее… | 2019 | 607 | бумажная книга |
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Выпуск 33 | Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и педагога Е. Н. Водовозовой (1844-1923), посвященная умственному и нравственному воспитанию детей с первых летжизни до достижения ими… — URSS, Психология Подробнее… | 2019 | 785 | бумажная книга |
Look at other dictionaries:
Фребель Фридрих — Фребель, Фрёбель (Fröbel) Фридрих (21.4.1782, Обервейсбах, Тюрингия, 21.6.1852, Мариенталь, Тюрингия), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799 1801 слушал лекции в Йенском университете, 1805 и 1808 1810 работал у И. Г.… … Большая советская энциклопедия
Фребель — Фрёбель (Fröbel) Фридрих (21.4.1782, Обервейсбах, Тюрингия, 21.6.1852, Мариенталь, Тюрингия), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799 1801 слушал лекции в Йенском университете, 1805 и 1808 1810 работал у И. Г. Песталоцци … Большая советская энциклопедия
Водовозова, Елизавета Николаевна — (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 1844 1923) педагог, детская писательница. Ученица К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова. На основе анализа практики фребелевских детских садов в Германии и Швейцарии разработала оригинальную… … Педагогический терминологический словарь
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Консультация по развитию речи по теме: Нравственное и умственное воспитание детей через приобщение к художественной литературе
Нравственное и умственное воспитание детей через приобщение к художественной литературе
Русские народные сказки имеют огромную силу слова и оказывают могущественное воспитательное воздействие на детей, развивая в них нравственные и умственные способности…
Прежде сказки давали без разбора, они были зачастую единственным воспитательным элементом. Теперь же чтобы сделать ребенка более рациональным и более невосприимчивым к воображению, сказки изгоняют из употребления. Хотя многие знаменитые люди, такие как Пушкин, признавались, что именно народные сказки оказали на творчество такое колоссальное положительное влияние. Лермонтов, например, сожалел о том, что был лишен их силы в детстве. Дети невольно запоминают сжатые и сильные определения из произведений, помогающие в жизненном опыте (общении, поступках). Несомненно, народное творчество развивает в детях дар слова, находчивость, фантазию, гуманные чувства (сострадание к слабому, обиженному, загнанному, несчастному, вызывают чувство отвращения ко лжи обману, коварству, насилию). Привитие этих качеств посредством сказок должно происходить под неустанным присмотром старших. Чтобы всегда вовремя и правильно объяснить непонятности.
Сказки должны отбираться педагогами и родителями по смысловому качеству. Они не должны быть поверхностными и с простым праздным вымыслом. Следует начинать посвящать ребенка в народное творчество с простеньких сказок, но со смыслом, таких, где есть хитрая лиса, неуклюжий медведь, жадный волк, прославленный петушок-золотой гребешок! Каждый из персонажей выступает в роли учителя для ребенка, образа, с которого нужно или, наоборот, нельзя брать пример. Хорошие сказки: «Морозко» с кроткой, ласковой и глубоко несчастной девушкой, «Горе», где богатый брат заставляет работать до упаду бедного брата за коврижку, «Правда и кривда», в которой два крестьянина спорят, как жить лучше — правдой или кривдой.
Главное, чтобы ребенок не начал пользоваться приобретенном знании о добродетели из корысти ради. Ведь в сказках, как правило, добрые герои всегда оставались при «барыше» или при похвале. Но даже, если такое случилось, то такая сказочная награда долго ребенка пленять не будет: она в большинстве случаев так призрачна и фантастична, что ребенок начинает сам понимать, что она возможна только в сказке. Там герои получают ковры-самолёты, жар-птиц, 3 исполняемых желания, королевства с принцами и принцессами.
Сказки оживляют в ребенке стремления к изучению природных явлений, поддерживают любовь к окружающей среде. Фантазия, присутствующая в народном творчестве, укрепит в ребенке силу своего воображения. Ведь она дает для воображения пищу. Это основа творчества. А кто бы не хотел привить ребенку чувство прекрасного и стремление сотворить столь же прекрасное своими руками?
Басни Крылова весьма доступны детскому пониманию. Остроумны, просты, кратки и закончены. Но нельзя обобщать все творчество Крылова. Есть басни, которые еще слишком сложны для детского ума. Одни проникнуты тонкой сатирой, другие, по узости взгляда, могут дать ложное представление или одностороннее понятие о предмете.
Например, басня «Ворона и Лиса» вполне подойдет для детского ознакомления с работами Крылова. В ней хитрая Лиса символизирует ловкость и проворство, а Ворона — глупость и необоснованную доверчивость. Цель басни – показать, как бывает наказан тот, кто повелся на льстивую речь.
Басня «Кот и Повар» тоже живая и интересная для ребенка. Вот только мораль сомнительна. Ведь Повар совершенно бессилен, читая нотации коту, стянувшему курицу. Как объяснить ребенку, что, в сущности, Повар должен был поступить совершенно иначе с котом? Но грубости детей учить не надо, они и без того бывают весьма агрессивны.
Басни Крылова, не смотря, на свой простой рассказ, не все так легки. Такие басни лишь запутают ребенка. Но есть и такие, что идут детскому уму лишь на пользу. Обогащают его фантазию и словарный запас русскими народными оборотами. При выборе басен следует учесть некоторые правила:
- Отбрасывать мораль (вначале или в конце басни)
- Брать те басни, что содержат в себе образы животных или предметов, хорошо знакомые детям.
Подходят такие басни как: Собака и Лошадь, Слон и Моська, Осел и Соловей, Змея и Овца, Трудолюбивый Медведь, Лисица и Виноград, Мышь и Крыса, Пчела и Мухи и другие.
Трудно определить, что следует объяснить ребенку, на чем остановиться. Если басня ребенку интересна, но он не понимает некоторых вещей, то он сам укажет, что именно ему не ясно. При отсутствии интереса к одной басне, следует перейти к другой. При ознакомлении с Крыловым, читайте басню без остановки, чтобы не потерять смысла. Если вы будете прерываться на ответы детям «Что такое шафка? Моська? Зеваки?», потеряете всю литературную и сюжетную красоту. После басни заведите с ребенком беседу. Наверняка, он сам ее и начнет, ведь ему любопытно узнать, почему собак называют: Моська и шафка. Или почем такая маленькая моська лезет в драку с огромным слоном? Потому что, она забияка и хочет, чтобы другие собаки ее уважали за силу, которой у нее на самом деле нет. Теперь очередь взрослого спросить: «А видел ли ты когда-нибудь забияк? Кого бы ты назвал забиякой? Почему Моське так хотелось прослыть забиякой? Удачно ли она показала свою удаль? Чем она смешна? Потому ли Моська глупа, что напала на большое животное? и другие». При помощи таких бесед ребенок сам потянется к басням, пересказывая смысл своим родным. Самое главное, отучить ребенка от тягучих фраз при пересказе, таких как «ну, на него метаться». Следует сделать пересказ каждодневным, поправляя его, напоминая слова басни. Такими замечаниями, убирая постепенно из речи чада, лишние слова, можно добиться чистого запоминания текста басни. Можно переходить к следующей.
Литература: Е.Н. Водовозова «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста»
Статья на тему: особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………. с.2
2. Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка………………………………………………………… с.3
3. Психолого-медико-социальный статус умственно отсталых детей, воспитывающихся в Уруссинской специальной (коррекционной общеобразовательной школе-интернат……………………………………………………….. с.10
4. Заключение………………………………………………. с.12
5. Использованная литература…………………………… с.13
Введение
Психологическая наука и практика подтверждает важность формирования нравственных идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой духовной направленности в психологии развития является одной из причин деструктивного поведения детей и задержки в формировании личности. Данное положение актуализирует проблему совершенствования подходов к нравственному развитию детей, особенно при явных проявлениях умственной отсталости.
Нравственная сфера личности и моральные суждения, являющиеся ее составной частью, как и чувства, мышление, восприятие и некоторые другие проявления психической деятельности человека, подвержены развитию. В процессе развития в детском возрасте складываются определенные нравственные отношения, которые обусловлены стадией развития ребенка и динамикой совокупности ценностных ориентаций личности. Нравственные проявления отражают систему межличностных отношений и способы самоутверждения. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное взросление человека проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, тогда как другие проявляют моральную зрелость уже в отрочестве. Скорость прохождения этих стадий зависит от многих внешних и внутренних факторов: от уровня интеллекта, нравственных установок общества, от принятых в этом обществе традиций воспитания детей.
Нравственные проявления подтягивают к социальным образцам и вносят вклад в процесс саморегуляции и адаптации деятельности ребенка с умственной отсталостью. Современная и адекватная их диагностика дает возможность эффективно осуществлять профилактику нарушений и социальной реабилитации детей. Анализ нравственных проявлений в процессе развития ребенка обнаруживает взаимосвязь функционирования мотивов, потребностей, ценностных установок, которые обусловлены возрастом и успешностью формирования личности в целом.
Изменение образовательной парадигмы требует поиска совокупности классических и инновационных подходов к психологии нравственного развития школьников. В теории необходимы качественные преобразования, способствующие изучению нравственного мира школьников при умственной отсталости.
В философии нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах классиков философии- Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, В.О. Соловьева и др.
В общепедагогических трудах нравственному воспитанию уделяли внимание О.С. Богданова, Г.Н. Волков, И.С. Марьенко, И. Ф. Харламова и др.
Клинические проявления умственной отсталости изучены отечественными детскими психиатрами Г Е Сухаревой. В. В. Ковалевым, М.В. Вроно, С.С. Корсаковым, М.О. Гуревичем, В. А. Гиляровским, Т. П. Симсон, Е.Н. Кудрявцевой, А.Ф. Мельниковой М.С. Певзнер и др.
Таким образом, целью данной работы является изучение нравственного сознания умственно отсталого школьника подросткового возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень нравственного сознания связан с умственным развитием
Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка.
В чрезвычайно сложной проблеме умственной отсталости вопрос о возможностях развития детей – олигофренов является весьма важным как для понимания проблемы и теоретической ее разработки, так и для практики воспитания, обучения и подготовки, учащихся к социально-трудовой адаптации. Одним из главных положений отечественной олигофренопсихологии является утверждение, что дети-олигофрены способны к развитию, т.е. у них могут возникать качественно новые, более сложные психические образования, в том числе и нравственное развитие.
Это положение подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Вместе с тем, не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.
Олигофрения ( от греч. «oligos»- малый, незначительный, и «phren» — ум, то есть малоумие) – патологические состояния, обусловленные главным образом экзогенными поражениями мозга, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а также хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется синдром относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущей к большим затруднениями в социально- трудовой адаптации.
Термин «Олигофрен» впервые введен Э Крепелином.
Принято выделять по этиологическим факторам три группы олигофрении.
Первая группа- олигофрении эндогенной природы (в связи с неполноценностью генеративных клеток родителей), наследственно обусловленные (болезнь Дауна, энзимопатические формы олигофрений, истинная микроцефалия и др.)
Вторая группа- олигофрении, возникшие в результате внутриутробного действия на зародыш и плод различных вредностей (вирусные заболевания и интоксикации, в том числе алкоголизм матери, токсоплазмоз) , уродства развития головного мозга, чаще возникающие в ранние периоды эмбриогенеза и т.д.
Третья группа – олигофрении, вызванные асфиксией и родовой травмой, ранними черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями.
В настоящее время проблема олигофрении интенсивно изучается во многих направлениях. Исследуется генетические аспекты олигофрении, в результате полученных данных появляется возможность уточнения этиологии и патогенеза и воздействия на генетический аппарат для предотвращения возникновения умственной недостаточности.
Психические расстройства при олигофрениях, прежде всего, выражены в недоразвитии психики в целом с преимущественной недостаточностью интеллекта. Дети, страдающие олигофренией, отстают в развитии, у них поздно появляется, а иногда и вовсе не развивается речь, они начинают ходить только с 3-5 лет и позже, а в тяжелых случаях не в состоянии приобрести даже этого двигательного навыка. Движения их недостаточно координированы, мимика однообразна. Внешний вид довольно характерен и отличается неправильностью, непропорциональностью телосложения, асимметрией лицевого скелета, мускулатуры лица, маленьким или чрезмерно большим черепом.
Мышление резко нарушено, и выраженность его расстройства зависит от вида олигофрении. У больных отсутствует способность к аналитической мыслительной деятельности. Лишь при легкой форме олигофрении может иметь место крайне ограниченная способность к аналитическому мышлению.
В эмоциональной сфере преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированны и неполноценны. Волевые процессы проявляются в элементарынх влечениях, в неспособности или недостаточности выполнения целенаправленной деятельности. Психические нарушения при олигофрениях довольно стабильны и сохраняются на протяжении всей жизни.
Различают три степени психического недоразвития(по глубине и тяжести психических расстройств) –идиотию, имбецильность и дебильность. Все эти формы олигофрении объединяются глобальным характером психического недоразвития с акцентом поражения человеческих функций – мышления и относительной сохранностью более филогенетических древних инстинктивных особенностей человека.
Умственно отсталым под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных понятий им не удается. Словарный запас у умственно отсталых может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще бытовых вопросах и способны самостоятельно жизни. Они могут закончить начальную или вспомогательную школу, устраиваться на простую работу.
Эмоциональные или волевые особенности личности при умственной отсталости более развиты и выражены ярче, чем при имбецильности, характерологические особенности их разнообразны, но отличаются и общими чертами – недостаточной способностью к самообладанию, к подавлению влечений, повышенной внушаемостью, в связи с чем они легко могут попадать под влияние других. Двигательная сфера у умственно отсталых детей значительно совершеннее, чем у имбецилов, но движения их все же отличаются размашистостью, неуклюжестью.
У умственно отсталых детей отмечаются аномалии физического развития, неврологические расстройства. Дети с пограничными формами интеллектуальной недостаточности отличаются недоразвитием личности: наивностью, недостаточной критикой, снижением познавательной деятельности, недифференцированностью эмоций. Особую группу составляют дети с нарушением целенаправленной деятельности, построения и выполнения задач. Для них характерны двигательная расторможенность, нарушения концентрации внимания, они склонны к фантазии.
Основная трудность для умственно отсталого человека состоит в изменении привычного стереотипа. При решении любых проблем он старается использовать известные ему приемы и шаблоны. Так, умственно отсталый бездумно заучивает различные правила, инструкции и строго придерживается их, не будучи в состоянии как-то перерабатывать, корректировать и видоизменять их при перемене ситуации. Среди умственно отсталых часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Не будучи способными удовлетворять свои повышенные сексуальные потребности естественным путем, многие из них прибегают к сексуальным извращениям – эксгибиционизму, гомосексуализму и другим.
Темперамент и характер у умственно отсталых различны. Некоторые из них уравновешены , общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Умственно отсталые могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности
Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда умственно отсталый ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю,но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок (особенно малолетние).
Наиболее заметно отставание в развитии в раннем детском возрасте. Такие дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить и говорить. В детстве речь неразвита, может быть односложной. Но с годами, особенно при легкой и умеренной умственной отсталости, они многому обучаются, и психическое недоразвитие становится менее заметным. Среди умственно отсталых могут быть дети, у которых на фоне общего психического недоразвития выявляются заметные способности в какой-либо области, например, они могут отличаться прекрасной механической памятью без осмысления повторяемого, абсолютным музыкальным слухом, способностями в рисовании, могут запоминать и перемножать в уме большие цифры без объяснения последовательности математических действий и так далее.
Очень важна для умственно отсталых личностей правильная организация труда и быта. При благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением умственно отсталые могут в достаточной степени приспособиться к окружающему. Не будучи способными к тонкому анализу и обобщениями, умственно отсталые( особенно в легкой степени) могут довольно ловко ориентироваться в обычных житейских ситуациях, обнаруживая достаточную хитрость, пронырливость и практическую осведомленность, и поэтому могут неплохо устроиться в жизни.
Они способны жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке. Они могут сами себя обслуживать, получить определенную профессиональную подготовку, где не требуется интеллектуальной деятельности, и этим в определенной мере маскируют недостатки мышления. Они могут иметь семью, детей. Но риск рождения умственно отсталого ребенка в таких случаях значительно повышается.
Нравственное поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей . Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания, самостоятельности и нравственности имеют большое значение в воспитании личности.
Проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Зарубежные дефектологи , наблюдая за их жизнью в специальных больницах и приютах, за их повседневной деятельностью, анализируя многочисленные факты, подчеркивали грубую недостаточность нравственного развития этих детей и делали вывод о том, что именно эта особенность характеризует сущность умственной отсталости. Это мнение отражено в литературных источниках, написанных ведущими психологами, занимавшимися данной проблемой.
В вопросах, относящихся к формированию нравственности ребенка, учитывая то, что нравственность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т.е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова. Умственно отсталые дети со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носит довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Рассмотрим причины этого. В некоторых странах обучение умственно отсталых детей не является обязательным. В других оно может быть реализовано лишь состоятельными родителями. В этих условиях дебилы, лишенные обучения и трудовой подготовки, нередко составляют основной процент правонарушителей. Преступные элементы, пользуясь умственной и личностной незрелостью умственно отсталых детей, превращают их в исполнителей своих преступных замыслов. Такого рода преступные организации, которые используют в своих целей детей и калек были описаны еще Ч.Диккенсом и Б. Брехтом. Хотя авторы не подчеркивали умственной неполноценности втянутых в эти организации детей, очевидно, что они составляют там большой процент.
Постепенно накапливался сопоставимый материал, характеризующий становление нравственного поведения у нормально развивающихся и умственно отсталых детей. Было показано, что у нормально развивающегося ребенка совершенствование нравственности происходит в ходе ведущей для него деятельности — предметно-практической, выполняемой совместно со взрослым, и в процессе игры. Большое значение при этом имеет речевая регуляция поведения. У умственно отсталых детей словесная регуляция производимых действий формируется значительно позднее и с существенными отклонениями. Им требуется направляющая помощь взрослого.
Для умственно отсталых школьников характерными можно считать такие проявления, как безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Эти черты личности проявляются в учебной и трудовой деятельности. Нередко они действуют в соответствии с внезапно возникающими желаниями. О том, что большее количество умственно отсталых и вообще психически неполноценных детей оказывается в числе правонарушителей, можно узнать и из сухих сводок, которые публикуются в СМИ.
Из таких фактов некоторые авторы делали неправильные выводы об особой моральной дефективности части умственно отсталых детей, т.е. об их врожденной склонности к антисоциальному поведению. Это совершенно неправильные взгляды. Никакие мозговые заболевания не могут быть причиной возникновения антисоциальных склонностей. Ребенок, который под влиянием тяжелой болезни нарушает правила общественного порядка, действует так либо потому, что болезнь заставляет его действовать именно вопреки правилам общественного порядка. Не болезнь является причиной антисоциальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок.
Умственно отсталые дети , которые живут и воспитываются в специальных интернатах получают необходимое общее образование и подготовку к трудовой деятельности. Результатом этого являются положительное развитие личности подавляющего большинства умственно отсталых детей. Эти дети воспитывающиеся во вспомогательных школах, после их окончания, оказываются в основном моральном отношении положительно развитыми людьми. Не следует, однако, думать, что это происходит само собой, потому что дети становятся старше и разумнее.
Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагоги могут добиться того, чтобы убеждать учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам общественной морали.
Недоразвитие или неправильное развитие моральных качеств характера и других высших психических функций, как указывал Л С Выготский, довольно часто, но необязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Следовательно, для того, чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести кропотливую специальную работу. Адекватное развитие личности учащихся, их моральных установок в вспомогательных школах является результатом напряженного и вдумчивого педагогического труда педагогов и психологов этих школ.
Одна из трудных, но важных задач — развитие у умственно отсталых детей высших культурных потребностей. Надо сказать, что эта задача встает и при воспитании психически полноценных детей. Для того, чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали подлинными, прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника. При формировании личности, усвоения моральных установок нормальных школьников многое может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях. Воспитывать, формировать нравственные установки умственно отсталого ребенка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.
При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются и все более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются культурные специфические человеческие потребности. Наиболее сложными человеческими потребностями, формируемыми в коррекционных школах, являются такие, как потребность в положительной общественной оценке, в уважении со стороны коллектива, в полезном обществу труде, самоуважении, т.е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам. Сложная иерархия потребностей нормально развивающегося ребенка представлена в исследовании психолога Л И Божович.
Иначе обстоит дело с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей. Один из классиков олигофренопедагогики – Э Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом он придавал главное значение последнему, т.е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. Характеризуя облик умственно отсталых школьников , профессор Л В Занков также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.
Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномерна. Элементарные органические потребности у большинства совершенно адекватны, их побудительная сила с годами все увеличивается. Более того, в следствии слабости корковой деятельности либо чрезмерной возбудимости подкорковых образований головного мозга ряда детей, обучающихся во вспомогательных школах, наблюдаются повышенная расторможенность влечений. Их аппетит или жажда отличаются неумеренностью и безудержностью; также безудержны могут быть развивавшиеся при неблагоприятных условиях преждевременно сексуальные стремления.
Как бы то ни было, формирование нравственных убеждений ребенка при таком соотношении его познавательных интересов и потребностей, с одной стороны, элементарных органических побуждений – с другой, представляется делом исключительной трудности. Даже если не наблюдается расторможенности влечений , а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей. Именно эта дисгармоничность представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития нравственных установок умственно отсталого ребенка.
Психолого-медико-социальный статус умственно отсталых детей, воспитывающихся в Уруссинской специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернат.
Уруссинская специальная коррекционная школа-интернат (УСКШИ) – школа VIII вида является образовательным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в специализированном обучении и воспитании. Всего в РТ 30 школ данного вида.
В 2002/2003 учебном году в школе обучалось 102 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет, из всего количества детей – мальчики составляли 69,5 %. УСКОШИ расположена в центре поселка Уруссу.
Совместная медико-педагогическая работа с умственно отсталыми детьми основывается на проведении комплекса коррекционно-адаптивных мероприятий, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка с учетом его возраста, степени интеллектуального недоразвития, особенностей психолого-патологической картины и физического состояния.
Воспитание, обучение , привитие трудовых навыков осуществляется по специальному учебному плану, разработанному МО РФ.
Учебно-воспитательный процесс предусматривает привитие ученикам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучение элементарной грамоте, счету, развития простейших представлений и понятий. Основная доля учебных часов отводится урокам трудового обучения. По окончании УСКОШИ умственно осталым детям решением государственной аттестационной комисии присваиваются следующие рабочие специальности: штукатур- маляр, швея-мотористка, столяр.
Трудовое обучение умственно отсталых детей начинается с момента поступления и проводится в два этапа:
1 этап – возраст от 7 до 10 лет. Основные задачи:
- расширение и закрепление самообслуживания. По мере овладения навыками привлекаются к дежурствам по спальне, столовой, классу, проводятся уроки ручного труда.
2 этап – возраст от 11 до 17 лет.
- приобщение учеников к ОППТ , воспитание чувства ответственности, развитие умения работать в коллективе, бригаде. На данном этапе дети обучаются рабочим специальностям.
Паралельно с данными этапами трудового обучения организованы уроки социально-бытовой ориентации (СБО), предусмотренный школьной программой. На этих уроках дети учатся навыкам бытового самообслуживания ( приготовление пищи, стирка белья, глажение, сезонные уборки жилища, правила пользования бытовыми электрическими приборами, культура застолья), правилам заполнения деловых бумаг, основам ведения домашнего хозяйства и семейного бюджета, профориентационная работа.
Принимая во внимание степень интеллектуального недоразвития ребенка, особенность психопатологической картины, физического состояния и его возраст, соблюдая рациональные формы и методы медико-педагогической работы и широкое проведение комплекса коррекционно-адаптивных мероприятий, можно добиться успехов в социальной и трудовой реабилитации детей, страдающих умственной отсталостью
Большее количество детей (56,8 % ) обучающихся в УСКОШИ из Бавлинского района, остальные (43,2 %) из Ютазинского района РТ.
Изучение социального статуса родителей детей показало, что эти дети рождены матерями в возрасте
-от 16 до 18 лет – 15,1 %.
- от 18 до 25 лет – 35,8 %
- от 25 до 35 лет – 29,3 %
- от 35 до 45 лет — 19,8 %
Анализ данных вывел, что большая часть детей-инвалидов происходит из неполных материнских семей – 35 %. У некоторых детей нет данных об отцах. Причины неполных семей кроются от недостатка знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов, возникающих вследствии различного типа реагирования, а соответственно и поведения родителей в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Большинство детей (85,6 %) воспитываются в неблагополучных семьях. Основная часть родителей детей, обучающихся в УСКОШИ, являются выпускниками этой школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Это мнение отражено в литературных источниках, написанных ведущими психологами, занимавшимися данной проблемой.
Нравственные проявления подтягивают к социальным образцам и вносят вклад в процесс саморегуляции и адаптации деятельности ребенка-олигофрена. Современная и адекватная их диагностика дает возможность эффективно осуществлять профилактику нарушений и социальной реабилитации детей. Анализ нравственных проявлений в процессе развития ребенка обнаруживает взаимосвязь функционирования мотивов, потребностей, ценностных установок, которые обусловлены возрастом и успешностью формирования личности в целом.
При формировании нравственности ребенка учитывается то, что нравственность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка. Олигофрены в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают развираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носит поверхностный характер.
Умственно отсталые дети, воспитывающиеся во вспомогательных школах, после их окончания оказываются, в основном, в моральном отношении положительно развитыми людьми. Не следует думать, что это происходит само собой только потому, что дети становятся старше и разумнее.
При изучении нравственных ориентаций, что у большинства умственно отсталых детей в данной группе нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональная реакция адекватна, по отношению к нравственным нормам недостаточно устойчивое. У остальных детей эмоциональные реакции адекватны, отношения к нравственным нормам активное и устойчивое, дети обосновывают свой выбор нравственными установками. Т.о. в результате данного исследования можно сделать следующий вывод: у большинства детей-олигофренов нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, по отношению к нравственным нормам недостаточно устойчивые. Но некоторые из них не всегда стремятся соответствовать им.
Дети-олигофрены адекватно оценивают поступки, но отношения к нравственным нормам неустойчивое, пассивное.
Использованная литература .
- Асмолов А Г Психология личности М. 1990, с.65
- Божович Л И Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы //Вопросы психологии 1977, №2 с.29
- Божович Л И Личность и ее формирование в детском возрасте. 1968 с.89
- Ботникова С М Нервные и психические болезни.Феникс Ростов-на -Дону 2000г
- Братусь Л Г Нравственное сознание личности. М. 1995 с.105
- Братусь Л Г Психология нравственности М. 1994 с.85
- Выготский Л С Психология М. Эксмо-пресс 2000 с.958
- Рахимов А З Нравственная психология Уфа, 1995 с.200
- Рахимов А З Психодидактика Уфа, Творчество 1996 с.204
- Э.де Боно Рождение новой идеи М 1996
- Жариков М Н .Урусова Р Г Харитинин Д Ф. Психиатрия – М, Медицина 1989
- Засимовский А В Рахманов Э. Формирование нравственной убежденности у школьников М 1980
- Засимовский А В Критерии нравственной воспитанности. М Педагогика, 1992
- Зейгарник Б В Теория личности Курта Левина М, 1981
- Зинченко В П Моргунов Е В Человек развивающийся М Триволо 1994
- Кант И. Сочинения т.6 М МЫСЛЬ 1966
- Кант И Критика чистого разума. М Мысль 1994 г
- Ковалев А Г Личность воспитывает себя М 1983
- Кон И С Открытие Я. М, 1985
- Леонтьев А Н Деятельность. Сознание. Личность. Политиздат. М,1975
Доклад на тему «Нравственное воспитание детей с нарушением интеллекта»
Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка с нарушением интеллекта.
2. Психолого-медико-социальный статус детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в ГБОУ « Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ»…………………………………………………….. с.10
Заключение………………………………………………. с.12
4. Использованная литература…………………………… с.13
Особенности нравственного сознания детей с нарушением интеллекта.
В чрезвычайно сложной проблеме интеллектуальной недостаточности вопрос о возможностях развития детей – олигофренов является весьма важным как для понимания проблемы и теоретической ее разработки, так и для практики воспитания, обучения и подготовки, учащихся к социально-трудовой адаптации. Одним из главных положений отечественной олигофренопсихологии является утверждение, что дети-олигофрены способны к развитию, т.е. у них могут возникать качественно новые, более сложные психические образования, в том числе и нравственное развитие.
Это положение подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Вместе с тем, не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.
Олигофрения ( от греч. «oligos»- малый, незначительный, и «phren» — ум, то есть малоумие) – патологические состояния, обусловленные главным образом экзогенными поражениями мозга, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а также хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется синдром относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущей к большим затруднениями в социально- трудовой адаптации.
Термин «Олигофрен» впервые введен Э Крепелином.
Принято выделять по этиологическим факторам три группы олигофрении.
Первая группа- олигофрении эндогенной природы (в связи с неполноценностью генеративных клеток родителей), наследственно обусловленные (болезнь Дауна, энзимопатические формы олигофрений, истинная микроцефалия и др.)
Вторая группа- олигофрении, возникшие в результате внутриутробного действия на зародыш и плод различных вредностей (вирусные заболевания и интоксикации, в том числе алкоголизм матери, токсоплазмоз) , уродства развития головного мозга, чаще возникающие в ранние периоды эмбриогенеза и т.д.
Третья группа – олигофрении, вызванные асфиксией и родовой травмой, ранними черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями.
В настоящее время проблема олигофрении интенсивно изучается во многих направлениях. Исследуется генетические аспекты олигофрении, в результате полученных данных появляется возможность уточнения этиологии и патогенеза и воздействия на генетический аппарат для предотвращения возникновения умственной недостаточности.
Психические расстройства при олигофрении, прежде всего, выражены в недоразвитии психики в целом с преимущественной недостаточностью интеллекта. Дети, страдающие олигофренией, отстают в развитии, у них поздно появляется, а иногда и вовсе не развивается речь, они начинают ходить только с 3-5 лет и позже, а в тяжелых случаях не в состоянии приобрести даже этого двигательного навыка. Движения их недостаточно координированы, мимика однообразна. Внешний вид довольно характерен и отличается неправильностью, непропорциональностью телосложения, асимметрией лицевого скелета, мускулатуры лица, маленьким или чрезмерно большим черепом.
Мышление резко нарушено, и выраженность его расстройства зависит от вида олигофрении. У больных отсутствует способность к аналитической мыслительной деятельности. Лишь при легкой форме олигофрении может иметь место крайне ограниченная способность к аналитическому мышлению.
В эмоциональной сфере преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированны и неполноценны. Волевые процессы проявляются в элементарных влечениях, в неспособности или недостаточности выполнения целенаправленной деятельности. Психические нарушения при олигофрении довольно стабильны и сохраняются на протяжении всей жизни.
Различают три степени психического недоразвития(по глубине и тяжести психических расстройств) –идиотия , имбецильность и дебильность. Все эти формы олигофрении объединяются глобальным характером психического недоразвития с акцентом поражения человеческих функций – мышления и относительной сохранностью более филогенетических древних инстинктивных особенностей человека.
Умственно отсталым под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных понятий им не удается. Словарный запас у умственно отсталых может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще бытовых вопросах и способны самостоятельно жизни. Они могут закончить начальную или вспомогательную школу, устраиваться на простую работу.
Эмоциональные или волевые особенности личности при умственной отсталости более развиты и выражены ярче, чем при имбецильности, характерологические особенности их разнообразны, но отличаются и общими чертами – недостаточной способностью к самообладанию, к подавлению влечений, повышенной внушаемостью, в связи с этим они легко могут попадать под влияние других. Двигательная сфера у умственно отсталых детей значительно совершеннее, чем у имбицилов, но движения их все же отличаются размашистостью, неуклюжестью.
У умственно отсталых детей отмечаются аномалии физического развития, неврологические расстройства. Дети с пограничными формами интеллектуальной недостаточности отличаются недоразвитием личности: наивностью, недостаточной критикой, снижением познавательной деятельности, недифференцированностью эмоций. Особую группу составляют дети с нарушением целенаправленной деятельности, построения и выполнения задач. Для них характерны двигательная расторможенность, нарушения концентрации внимания, они склонны к фантазии.
Основная трудность для умственно отсталого человека состоит в изменении привычного стереотипа. При решении любых проблем он старается использовать известные ему приемы и шаблоны. Так, умственно отсталый бездумно заучивает различные правила, инструкции и строго придерживается их, не будучи в состоянии как-то перерабатывать, корректировать и видоизменять их при перемене ситуации. Среди умственно отсталых часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Не будучи способными удовлетворять свои повышенные сексуальные потребности естественным путем, многие из них прибегают к сексуальным извращениям – эксгибиционизму, гомосексуализму и другим.
Темперамент и характер у умственно отсталых различны. Некоторые из них уравновешены , общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Умственно отсталые могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности
Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда умственно отсталый ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок (особенно малолетние).
Наиболее заметно отставание в развитии в раннем детском возрасте. Такие дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить и говорить. В детстве речь неразвита, может быть односложной. Но с годами, особенно при легкой и умеренной умственной отсталости, они многому обучаются, и психическое недоразвитие становится менее заметным. Среди умственно отсталых могут быть дети, у которых на фоне общего психического недоразвития выявляются заметные способности в какой-либо области, например, они могут отличаться прекрасной механической памятью без осмысления повторяемого, абсолютным музыкальным слухом, способностями в рисовании, могут запоминать и перемножать в уме большие цифры без объяснения последовательности математических действий и так далее.
Очень важна для умственно отсталых личностей правильная организация труда и быта. При благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением умственно отсталые могут в достаточной степени приспособиться к окружающему. Не будучи способными к тонкому анализу и обобщениями, умственно отсталые( особенно в легкой степени) могут довольно ловко ориентироваться в обычных житейских ситуациях, обнаруживая достаточную хитрость, пронырливость и практическую осведомленность, и поэтому могут неплохо устроиться в жизни.
Они способны жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке. Они могут сами себя обслуживать, получить определенную профессиональную подготовку, где не требуется интеллектуальной деятельности, и этим в определенной мере маскируют недостатки мышления. Они могут иметь семью, детей. Но риск рождения умственно отсталого ребенка в таких случаях значительно повышается.
Нравственное поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей . Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания, самостоятельности и нравственности имеют большое значение в воспитании личности.
Проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Зарубежные дефектологи , наблюдая за их жизнью в специальных больницах и приютах, за их повседневной деятельностью, анализируя многочисленные факты, подчеркивали грубую недостаточность нравственного развития этих детей и делали вывод о том, что именно эта особенность характеризует сущность умственной отсталости. Это мнение отражено в литературных источниках, написанных ведущими психологами, занимавшимися данной проблемой.
В вопросах, относящихся к формированию нравственности ребенка, учитывая то, что нравственность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т.е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова. Умственно отсталые дети со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носит довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Рассмотрим причины этого. В некоторых странах обучение умственно отсталых детей не является обязательным. В других оно может быть реализовано лишь состоятельными родителями. В этих условиях дебилы, лишенные обучения и трудовой подготовки, нередко составляют основной процент правонарушителей. Преступные элементы, пользуясь умственной и личностной незрелостью умственно отсталых детей, превращают их в исполнителей своих преступных замыслов. Такого рода преступные организации, которые используют в своих целей детей и калек были описаны еще Ч.Диккенсом и Б. Брехтом. Хотя авторы не подчеркивали умственной неполноценности втянутых в эти организации детей, очевидно, что они составляют там большой процент.
Постепенно накапливался сопоставимый материал, характеризующий становление нравственного поведения у нормально развивающихся и умственно отсталых детей. Было показано, что у нормально развивающегося ребенка совершенствование нравственности происходит в ходе ведущей для него деятельности — предметно-практической, выполняемой совместно со взрослым, и в процессе игры. Большое значение при этом имеет речевая регуляция поведения. У умственно отсталых детей словесная регуляция производимых действий формируется значительно позднее и с существенными отклонениями. Им требуется направляющая помощь взрослого.
Для умственно отсталых школьников характерными можно считать такие проявления, как безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Эти черты личности проявляются в учебной и трудовой деятельности. Нередко они действуют в соответствии с внезапно возникающими желаниями. О том, что большее количество умственно отсталых и вообще психически неполноценных детей оказывается в числе правонарушителей, можно узнать и из сухих сводок, которые публикуются в СМИ.
Из таких фактов некоторые авторы делали неправильные выводы об особой моральной дефективности части умственно отсталых детей, т.е. об их врожденной склонности к антисоциальному поведению. Это совершенно неправильные взгляды. Никакие мозговые заболевания не могут быть причиной возникновения антисоциальных склонностей. Ребенок, который под влиянием тяжелой болезни нарушает правила общественного порядка, действует так либо потому, что болезнь заставляет его действовать именно вопреки правилам общественного порядка. Не болезнь является причиной антисоциальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок.
Умственно отсталые дети , которые живут и воспитываются в специальных интернатах получают необходимое общее образование и подготовку к трудовой деятельности. Результатом этого являются положительное развитие личности подавляющего большинства умственно отсталых детей. Эти дети воспитывающиеся во вспомогательных школах, после их окончания, оказываются в основном моральном отношении положительно развитыми людьми. Не следует, однако, думать, что это происходит само собой, потому что дети становятся старше и разумнее.
Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагоги могут добиться того, чтобы убеждать учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам общественной морали.
Недоразвитие или неправильное развитие моральных качеств характера и других высших психических функций, как указывал Л. С. Выготский, довольно часто, но необязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Следовательно, для того, чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести кропотливую специальную работу. Адекватное развитие личности учащихся, их моральных установок в вспомогательных школах является результатом напряженного и вдумчивого педагогического труда педагогов и психологов этих школ.
Одна из трудных, но важных задач — развитие у умственно отсталых детей высших культурных потребностей. Надо сказать, что эта задача встает и при воспитании психически полноценных детей. Для того, чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали подлинными, прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника. При формировании личности, усвоения моральных установок нормальных школьников многое может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях. Воспитывать, формировать нравственные установки умственно отсталого ребенка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.
При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются и все более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются культурные специфические человеческие потребности. Наиболее сложными человеческими потребностями, формируемыми в коррекционных школах, являются такие, как потребность в положительной общественной оценке, в уважении со стороны коллектива, в полезном обществу труде, самоуважении, т.е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам. Сложная иерархия потребностей нормально развивающегося ребенка представлена в исследовании психолога Л. И. Божович.
Иначе обстоит дело с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей. Один из классиков олигофренопедагогики – Э.Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом он придавал главное значение последнему, т.е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. Характеризуя облик умственно отсталых школьников, профессор Л. В. Занков также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.
Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномерна. Элементарные органические потребности у большинства совершенно адекватны, их побудительная сила с годами все увеличивается. Более того, вследствие слабости корковой деятельности либо чрезмерной возбудимости подкорковых образований головного мозга ряда детей, обучающихся во вспомогательных школах, наблюдаются повышенная расторможенность влечений. Их аппетит или жажда отличаются неумеренностью и безудержностью; также могут развиваться при неблагоприятных условиях преждевременно сексуальные стремления.
Как бы то ни было, формирование нравственных убеждений ребенка при таком соотношении его познавательных интересов и потребностей, с одной стороны, элементарных органических побуждений – с другой, представляется делом исключительной трудности. Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей. Именно эта дисгармоничность представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития нравственных установок умственно отсталого ребенка
Психолого-медико-социальный статус умственно отсталых детей, воспитывающихся в Уруссинской школе-интернате для детей с ОВЗ.
Уруссинская школа является образовательным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в специализированном обучении и воспитании. Всего в Республике Татарстан 30 школ данного вида.
В 2014/2015 учебном году в школе обучалось 83 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет, из всего количества детей – мальчики составляли 69,5 %. Школа расположена в центре поселка Уруссу.
Совместная медико-педагогическая работа с умственно отсталыми детьми основывается на проведении комплекса коррекционно-адаптивных мероприятий, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка с учетом его возраста, степени интеллектуального недоразвития, особенностей психолого-патологической картины и физического состояния.
Воспитание, обучение, привитие трудовых навыков осуществляется по специальному учебному плану, разработанному МО РФ.
Учебно-воспитательный процесс предусматривает привитие ученикам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучение элементарной грамоте, счету, развития простейших представлений и понятий. Основная доля учебных часов отводится урокам трудового обучения. По окончании школы решением государственной аттестационной комиссии выпускникам присваиваются следующие рабочие специальности: штукатур- маляр, швея-мотористка, столяр.
Трудовое обучение умственно отсталых детей начинается с момента поступления и проводится в два этапа:
1 этап – возраст от 7 до 10 лет. Основные задачи:
расширение и закрепление самообслуживания. По мере овладения навыками привлекаются к дежурствам по спальне, столовой, классу, проводятся уроки ручного труда.
2 этап – возраст от 11 до 17 лет.
приобщение учеников к ОППТ , воспитание чувства ответственности, развитие умения работать в коллективе, бригаде. На данном этапе дети обучаются рабочим специальностям.
Параллельно с данными этапами трудового обучения организованы уроки социально-бытовой ориентации (СБО), предусмотренными школьной программой. На этих уроках дети учатся навыкам бытового самообслуживания ( приготовление пищи, стирка белья, глажение, сезонные уборки жилища, правила пользования бытовыми электрическими приборами, культура застолья), правилам заполнения деловых бумаг, основам ведения домашнего хозяйства и семейного бюджета, профориентационная работа.
Принимая во внимание степень интеллектуального недоразвития ребенка, особенность психопатологической картины, физического состояния и его возраст, соблюдая рациональные формы и методы медико-педагогической работы и широкое проведение комплекса коррекционно-адаптивных мероприятий, можно добиться успехов в социальной и трудовой реабилитации детей, страдающих умственной отсталостью
Большее количество детей (56,8 % ) обучающихся в школе из Бавлинского района, остальные (43,2 %) из Ютазинского района РТ.
Изучение социального статуса родителей детей показало, что эти дети рождены матерями в возрасте
-от 16 до 18 лет – 15,1 %.
от 18 до 25 лет – 35,8 %
от 25 до 35 лет – 29,3 %
от 35 до 45 лет — 19,8 %
Анализ данных вывел, что большая часть детей-инвалидов происходит из неполных материнских семей – 35 %. У некоторых детей нет данных об отцах. Причины неполных семей кроются от недостатка знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов, возникающих вследствие различного типа реагирования, а соответственно и поведения родителей в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Большинство детей (85,6 %) воспитываются в неблагополучных семьях. Основная часть родителей детей, являются выпускниками этой школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Это мнение отражено в литературных источниках, написанных ведущими психологами, занимавшимися данной проблемой.
Нравственные проявления подтягивают к социальным образцам и вносят вклад в процесс саморегуляции и адаптации деятельности ребенка-олигофрена. Современная и адекватная их диагностика дает возможность эффективно осуществлять профилактику нарушений и социальной реабилитации детей. Анализ нравственных проявлений в процессе развития ребенка обнаруживает взаимосвязь функционирования мотивов, потребностей, ценностных установок, которые обусловлены возрастом и успешностью формирования личности в целом.
При формировании нравственности ребенка учитывается то, что нравственность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка. Олигофрены в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают развираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носит поверхностный характер.
Умственно отсталые дети, воспитывающиеся во вспомогательных школах, после их окончания оказываются, в основном, в моральном отношении положительно развитыми людьми. Не следует думать, что это происходит само собой только потому, что дети становятся старше и разумнее.
При изучении нравственных ориентаций, что у большинства умственно отсталых детей в данной группе нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональная реакция адекватна, по отношению к нравственным нормам недостаточно устойчивое. У остальных детей эмоциональные реакции адекватны, отношения к нравственным нормам активное и устойчивое, дети обосновывают свой выбор нравственными установками. Т.о. в результате данного исследования можно сделать следующий вывод: у большинства детей-олигофренов нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, по отношению к нравственным нормам недостаточно устойчивые. Но некоторые из них не всегда стремятся соответствовать им.
Дети-олигофрены адекватно оценивают поступки, но отношения к нравственным нормам неустойчивое, пассивное.
Использованная литература .
Асмолов А Г Психология личности М. 1990, с.65
Божович Л И Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы //Вопросы психологии 1977, №2 с.29
Божович Л И Личность и ее формирование в детском возрасте. 1968 с.89
Ботникова С М Нервные и психические болезни.Феникс Ростов-на -Дону 2000г
Братусь Л Г Нравственное сознание личности. М. 1995 с.105
Братусь Л Г Психология нравственности М. 1994 с.85
Выготский Л С Психология М. Эксмо-пресс 2000 с.958
Рахимов А З Нравственная психология Уфа, 1995 с.200
Рахимов А З Психодидактика Уфа, Творчество 1996 с.204
Э.де Боно Рождение новой идеи М 1996
Жариков М Н .Урусова Р Г Харитинин Д Ф. Психиатрия – М, Медицина 1989
Засимовский А В Рахманов Э. Формирование нравственной убежденности у школьников М 1980
Засимовский А В Критерии нравственной воспитанности. М Педагогика, 1992
Зейгарник Б В Теория личности Курта Левина М, 1981
Зинченко В П Моргунов Е В Человек развивающийся М Триволо 1994
Кант И. Сочинения т.6 М МЫСЛЬ 1966
Кант И Критика чистого разума. М Мысль 1994 г
Ковалев А Г Личность воспитывает себя М 1983
Кон И С Открытие Я. М, 1985
Леонтьев А Н Деятельность. Сознание. Личность. Политиздат. М,1975