Развитие речи у детей 8-10 месяцев|Ваш ребенок
Малыш продолжает расти и развиваться, почти каждый день он произносит что-то новое, вызывающее на лицах родителей и бабушек с дедушками выражение гордости и умиления.
Если еще месяца назад в его лепете слышалось то ли «ба», то ли «па», то сейчас это уже достаточно четкое «па-па» или «ба-ба».Конечно, это прогресс, однако такие удвоенные слоги пока нельзя считать настоящим осмысленным словом. Малыш произносит их в качестве тренировки голосового аппарата, не соотнося с реальными людьми.
Лепечет ребенок 8 месяцев уже достаточно хорошо, он пробует «на вкус» разные сочетания звуков. Особенно нравятся деткам одинаковые парные слоги: ка-ка, па-па, та-та и т.д. В этот период очень важно продолжать развитие речи ребенка, ведь не за горами время, когда он заговорит.
Большой прогресс наблюдается в понимании речи взрослых. Уже сейчас на 9-10 месяце можно заметить, что чадо с удовольствием «беседует» с мамой и папой. В этом возрасте ребенок чаще всего уже помнит свое имя, и, когда мама обращается к нему, выражает радостную готовность общаться. При регулярных занятиях он может уже знать слова, обозначающие бытовые предметы, с которыми он часто соприкасается, например, горшок, кружка, носочки. Когда мама произносит одно из знакомых ему слов-названий, ребенок 9 месяцев начинает искать глазами нужный предмет.
Формирование навыков речи в 8-10 месяцев должно быть построено на общем развитии кругозора ребенка, играх, связанных с узнаванием нового, и на поощрении детского лепета.
Игра. Игра – основной путь развития детей, через нее они воспринимают окружающий мир в понятных им образах. Через игрушки ребенок постигает основные жизненные закономерности. Удивительный Ванька-встанька может на некоторое время отвлечь карапуза от других занятий. Во время игр с неваляшкой мама обязательно должна говорить с ребенком, например, рассказывать, что «ляля» легла спать (положили), а потом «ляля» встала.
Копирование. Ребенок 10 месяцев начинает повторять за взрослыми не только их действия, но и копировать некоторые звуки, произносимые ими, например, части слов. Такая тренировка необходима, родители по возможности должны поощрять лепет малыша. Одному карапузу, например, понравилось слово «лента», он выхватил из него последние звуки и стал на все лады распевать «та-та-та-та-та». В такой ситуации маме следует поощрить его, поговорить с ребенком. Повторите «лента» и увидите, как ваше чадо пришло в полный восторг и стало еще звонче распевать «та-та-та-та-та».
Попросите ребенка повторять за вами некоторые простые слоги или даже слова, возможно, ему это удастся. Разумеется, копирование в этом возрасте идет без осознания смысла слова, но оно отлично развивает артикуляционный аппарат ребенка и подготавливает к периоду «говорения».
Научите малыша по вашей просьбе выполнять простые действия, например, сидеть, протягивать руку или предмет, здороваться (кивать головой), прощаться (махать рукой). Скорее всего, ребенок не сразу поймет, что вы от него хотите, а будет постепенно постигать материал. Малыши развиваются по-разному, поэтому темпы усвоения нового у каждого ребенка свои.
Для того чтобы добиться результатов в развитии речи, маме следует быть спокойной, уверенной в себе и своем ребенке и упорной. Важно помнить, что в этом возрасте дети запоминают и усваивают только то, что постоянно повторяется на занятиях, например, если в течение месяца ребенок не видит какую-то игрушку, то он может забыть ее имя или название.
Упражняться в развитии речи ребенок 10 месяцев может почти весь день. Разумеется, для родителей это утомительно, однако их терпение будет вознаграждено. Игры и занятия, развивающие речь малыша, обязательно принесут свои плоды.
Анастасия Ильченко
как правильно развивать малыша, занятия и речь
На восьмом месяце жизни малютка динамично развивается в разных сферах: физической, эмоциональной, социальной. Это время самое важное в будущем формировании органов чувств, моторики, речевого и сенсорного аппаратов. Каждый грудничок индивидуален по уровню развития. Кто-то уже говорит первые слова, а кто-то только звуки. Давайте разберёмся в вопросе: если 8 месяцев ребёнку, какое развитие у него должно быть?
Физическое состояние малыша
В это время немного снижается темп роста младенца. Он набирает около 600 г в месяц и вырастает на 1,5−2 см. В основном к концу восьмого месяца жизни дети весят от 8 до 9 кг и их рост составляет от 67 до 71 см. У некоторых малышей уже выросло 4 зуба: по два снизу и сверху. Но отсутствие зубов также не представляет собой какую-то патологию, а вполне нормальное явление.
Физическое развитие ребёнка активно идёт вперёд. В восемь месяцев малыш должен уметь:
- Переворачиваться со спины на живот и обратно.
- Подниматься на четвереньки.
- Ползать на животе. Хотя многие малыши уже умеют это делать на четвереньках. На восьмом месяце развития ребёнок способен достаточно быстро передвигаться по всему дому. Если ваш кроха перешагнул этап ползания и начал делать попытки ходить, не стоит считать это отклонением в развитии.
- Садиться и удерживаться в сидячей позе.
- Из стоячего положения падать на попу.
- Самостоятельно вставать на ноги, держась за опору и передвигаться вдоль неё приставными шагами.
В это время родители должны особенно внимательно следить за грудничком, так как он цепляется практически за все. В попытке встать на ножки малыш может ухватиться за край скатерти и стянуть на себя предметы, которые находятся на столе. По возможности закрепите все вещи в доме, обеспечив тем самым безопасность вашего ребёнка.
Мелкая моторика то же не стоит на месте. Младенец умеет пользоваться большим и указательным пальцем при захвате мелких предметов. Он берёт их и перекладывает из ёмкости в ёмкость. Учить ребёнка этим действиям следует с седьмого по восьмой месяца жизни.
Во избежание неприятностей стоит убрать из зоны досягаемости грудничка мелкие и острые предметы, поставить заглушки на розетки и обеспечить их безопасную фиксацию, сделать мягкие накладки на углы мебели, установить фиксаторы на двери.
Психическое развитие
В этом возрасте ребёнок переживает кризис. Страх отдаления от мамы достигает своей критической отметки. Даже недолгое расставание болезненно переживается ребёнком. Все дело в том, что в восемь месяцев малыши начинают бояться незнакомых людей и отказываются идти на руке даже к родственникам. Не стоит игнорировать страхи младенца, если ему страшно — успокойте его.
Особенности развития в 8 месяцев ребёнка заключаются в повторении всего, что делают мама и папа. Использовать этот период жизни нужно с максимальной пользой. Вот чему можно научить младенца просто показывая ему на собственном примере:
- Надевать и снимать шапку.
- Есть ложкой и пить из кружки.
- Хлопать в ладоши.
- Махать ручкой на прощание.
- Включать звук на музыкальной игрушке.
Ребёнок достаточно хорошо способен понимать смысл отдельных слов и реагировать на просьбы. Он показывает на игрушки, о которых его спрашивают и указывает на картинки в книжке. Понимает запреты и ограничения. Если он что-то хочет, но получает отказ, может выразить негодование, которое эмоционально похоже на капризы. В силу того, что малыш не умеет говорить, ему приходится сообщать о своих потребностях таким образом.
Психомоторика восьмимесячного грудничка напрямую зависит от физического развития кистей рук. Если обе руки малыша будут заняты предметами, а ему понадобиться ещё, то он положит один из них и возьмёт ту, которая нужнее.
В 8 месяцев малыш должен уметь собирать пирамидку и стаканчики-вкладыши. Он способен уверенно бросать различные предметы — это одно из любимых занятий в этом возрасте. Родители должны поднимать игрушки и возвращать их на место. Начинает понимать, что вещь обязательно вернётся к нему. С помощью этой игры есть вероятность преодолеть страх расставания и развивается навык просить поддержки.
Развитие речи
Восьмимесячные дети умеют соотносить свои действия с происходящими событиями. В этот период многие малыши произносят первые слова. Они знают как позвать маму или папу. Необходимо расширять его кругозор, рассказывая обо всём, что происходит вокруг него. В этом хорошими помощниками выступают книги с картинками. Придумайте небольшие рассказы к каждой иллюстрации.
Маленькие дети любят стихи. Им нравится их певучее звучание. Можно выучить несколько небольших произведений и рассказывать крохе на прогулке. Слушая знакомые слова, дети успокаиваются.
Развивающие занятия
Если ваш малыш перешагнул рубеж семи месяцев и пошёл черёд восьмого, то его развитие должно стоять на первом месте у его родителей. Уделяйте занятиям как можно больше времени. Предлагаем несколько упражнений, которые помогут разобраться, как развивать ребёнка в 8 месяцев.
- Для того чтобы научить ребёнка ползать на четвереньках, положите его в пустую ванночку животом вниз. Небольшим напором включите воду, чтобы она потихоньку наполняла ёмкость. Так как уровень воды будет увеличиваться понемногу, это заставить малыша вставать на локти и колени. Следите за тем, чтобы карапуз не смог спить воды.
- Ещё один довольно эффективный способ научить ребёнка ползать на четвереньках — ходьба на руках. Возьмите его за ножки и поднимите так, чтобы он полностью опирался только на ручки. Покачайте малыша взад и вперёд.
- Для развития мелкой моторики предложите поиграть в игрушки с кнопками, замочками. Научите его складывать пирамидку.
- Мама своим примером должна обучать младенца обращаться с новыми игрушками.
- Соорудите из кубиков башню. Пусть грудничок сломает её, с помощью катящегося мяча.
- Просмотр семейного альбома научит ребёнка различать близких и находить на фото своё лицо.
- Танцуйте под музыку, пусть это будут разные ритмы и мелодии.
- Развивайте вестибулярный аппарат грудничка. Поднимайте его вверх и опускайте или покружитесь с ним.
- Игры в ванной благоприятно влияют на развитие ребёнка. Положите в воду формочки для песочницы, пусть он зачерпывает ими её или переливает из одной в другую.
- Во время гуляния концентрируйте внимания крохи на различных звуках: лае собак, шуме самолёта, щебете птиц.
Восемь месяцев — самый важный период в развитии вашего младенца. Уделяйте ему как можно больше внимания. Играйте, прогуливайтесь, купайтесь — все делайте вместе. От такой заботы грудничок будет получать море положительных эмоций.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Развитие речи на первом году жизни. 7-9 месяцев. Наш ребенок.
Содержание:
Педагоги и психологи утверждают: развитием речи ребенка надо заниматься, не когда 3-летка совсем не говорит, а когда крохе всего несколько месяцев от роду. В предыдущих публикациях мы рассказали о том, что можно сделать для речевого развития в первые три месяца, а также от 4 до 6. Сегодня — продолжение темы.
7 месяцев: поиграем в «Ладушки»!
Хлопот у вас прибавилось. Игрушки вылетают из кроватки в разные стороны, потому что малыш уже не роняет их, а старается бросить.
Какое там размахивание погремушкой, лучше стучать ею как следует обо что-нибудь! Однако ребенок себя ударять не будет, да и о край кроватки постарается не стукаться. Если завалится на твердый и неудобный для лежания предмет, то скатится с него и плакать не станет. А уж сидит-то как хорошо! Получается даже ползать на четвереньках и стоять, переступая ножками при совсем небольшой поддержке мамы.
Поищите-ка по дому коробочки разного размера, большие и маленькие. Нашли? Пусть малыш познакомится с ними, повертит в руках. Затем вы, проговаривая каждое свое движение, положите в коробку игрушку и попросите ребенка достать ее оттуда. А уж дальше дело пойдет: малыш будет класть в коробку и одну, и несколько игрушек, и доставать их. Вам же позднее придется усложнить задание: спрятав игрушку в коробку, закройте ее крышкой. «Крышку закрыли — кубик спрятался. Крышку открыли — кубик нашелся!» Скоро малыш научится самостоятельно открывать и закрывать коробки.
Старайтесь сейчас говорить с ребенком неторопливо, используйте одно- и двухсложные слова, ведь малыш уже может кое-какие из них повторить. Помочь в этом могут прежде всего игрушки. Показывая ребенку собаку, вы с разной степенью актерского мастерства лаете: «аф-аф», демонстрируя корову, мычите: «му-му». Проверьте только, чтобы собака, корова и другие игрушки походили на животных, а не представляли собой нечто фантастическое из фильмов ужасов… Хорошо имитировать голосом топанье ежика: «топ-топ», звук падения: «бух». Замечательно, если вам удастся добиться показывания пальцем на предмет или игрушку. Развивая руку и пальчики, вы стимулируете и активную речь малыша.
Мы продолжаем использовать зеркало. Во-первых, показывая малышу его отражение в зеркале, вы можете учить его отзываться на имя: «Это ты. Ты — Митя. Где Митя? Вот. Где ты? Вот». Малыш очень скоро начинает узнавать свое лицо. Если у вас есть небьющееся зеркало, его можно расположить и в уголке, где играет малыш. Перед зеркалом вы показываете ребенку движения губ, открываете и закрываете рот, надуваете щеки, и малыш вам успешно подражает, повторяя не только ваши жесты, движения, но и звуки, слова. Вы можете показывать, как дышит собака, когда ей жарко, как двигается маятник часов (язычок вправо-влево), как котик лакает молочко и все, что только сумеете изобрести.
Некоторые родители думают, что, включая ребенку телевизор и радио погромче, они тем самым развивают речь и мышление своих детей. Однако чрезмерная перегрузка словами может даже замедлить развитие речи, поэтому не стоит увлекаться просмотром и прослушиванием теле- и радиопрограмм. Гораздо полезнее, одевая малыша, комментировать свои действия, ласково, между делом называя ему части тела: «Давай ножку, наденем носочек» и предметы одежды.
Для комментирования подойдут практически любые действия. Очень удобно показывать и называть игрушки: «Где у нас курочка? Вот курочка. Курочка, ко-ко-ко». Затем, отложив игрушку в сторону, спросите малыша, где курочка. И малыш повернет головку туда, куда вы положили игрушку. Старайтесь, чтобы ребенок искал и находил прежде всего предмет, который у вас дома находится в определенном месте, например, часы на стене, ваза на полке и т.д.
В доме всегда найдутся крышки от кастрюль, пустые жестяные коробочки, баночки, колокольчик, дощечки. Демонстрируйте малышу звуки, возникающие при постукивании этими предметами друг о друга, пусть он услышит разницу между звуками. Не забудьте только о безопасности ребенка.
Ребенок восьмого месяца жизни способен достичь такой высоты развития, на которой возможна игра в «Ладушки». Именно умение играть в «Ладушки» вы можете с гордостью продемонстрировать своим друзьям. И это действительно достижение малыша.
Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки.
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Полетели, полетели,
На головку сели.
8 месяцев: музыка — это интересно!
Теперь вы уже замечаете, что вашему ребенку нравится не только, когда с ним играют, но и когда с ним разговаривают. Если и то, и другое делается одновременно, просто замечательно. Свои и чужие уже четко различаются малышом. Родным он трогательно и доверчиво улыбается. Когда вы попросите его сесть, встать, дать ручку — он все выполнит и даже ручкой вам помашет в ответ на предложение попрощаться. Поэтому смело просите малыша повторять за вами самые разные движения, не говоря уже о хлопании в ладоши, поисках игрушки. Например, прикройте игрушечного слона тряпочкой и поинтересуйтесь, где слон. Малыш тут же сорвет тряпочку, за что его обязательно нужно похвалить, а вы можете повторить действие чуть подальше и с другой игрушкой.
Когда ребенок вертит в руках резиновую кошку, помяукайте (да понатуральнее!). Так название игрушки запомнится быстрее. Хорошо, если у вас найдутся разные кошки: резиновая, пластмассовая, из меха, маленькая, большая. Тогда ребенок будет знать не одну единственную кошку, а кошку вообще. Еще прочнее будут знания, если, рассматривая вместе с малышом кошку, вы его рукой будете гладить игрушку, произнося что-то вроде: «Вот кошка, пушистая кошка, у кошки ушки, покажи пальчиком ушки, погладь кошку». Затем вы можете показать, как кошка ходит, прыгает, лежит и т.д.
Снабжайте своего малыша мячиками для сжимания, звучащими игрушками, игрушками, которые можно катать, трясти, перекладывать, перемещать в них детали. Только не давайте одновременно несколько разных по направленности предметов. И помните: мы обговариваем все, что делаем.
Чего только не показывали вы уже своему ребенку! Теперь сделаем так. Выбираете момент, когда малыш лежит на животе или, что еще лучше, стоит на четвереньках, и рассыпаете перед ним несколько бумажек. Предложите сдуть их. Ну, а если вы решили совершить нечто выдающееся, вырежьте из бумаги бабочек (рыбок, птичек), и тогда сдувание превратится еще и в развивающую игру, тренируя, помимо речевого дыхания, массу других функций.
Для развития дыхания можно придумать множество упражнений, использовать вертушки, свистки, ваши поделки. Кстати, ваш малыш сейчас очень увлечен разрыванием бумаги. Ему нравятся и ощущения, возникающие при этой процедуре, и звук. В этом нет ничего плохого, но не нужно позволять рвать книги. Книги лучше все-таки читать.
9 месяцев: я знаю, как меня зовут
Наконец-то ребенок может стоять сам, поддерживать его уже не нужно. А как здорово залезть самому на диван, победить подушку. Обратите внимание, с игрушками малыш теперь предпочитает играть сидя. Так удобнее, больше свободы действий, лучше видно все вокруг. Вы можете предлагать малышу вкладывать маленькую матрешку в большую, вкладывать кубики в коробочку.
Ребенок уже различает и форму, и цвет, и величину предметов. Его теперь интересуют не только свои, но и чужие игрушки. Упала игрушка или сам ее бросил, ищет ее глазами, тянется к ней. Нажимает на пищалку и ждет результата. Словом, прогресс налицо. А вы по-прежнему четко называете окружающие предметы, ведь теперь малыш уже не только интонацию улавливает, но и понимает значение отдельных слов. «Дай!» — просите вы его, и он протягивает вам игрушку. «На!» — предлагаете, и он берет у вас кубик. «Брось!» — предупреждаете вы, и он швыряет бумажку.
Постоянно и ненавязчиво стимулируйте малыша повторять незнакомые раньше звуки. Только не перегружайте лишней информацией. Помните, что достижения соседского ребенка не означают непременного перевыполнения их вашим ребенком. Сетования типа: «А вот у Пупкиных уже Пушкина читает…» часто отравляют жизнь родителям здоровых и развитых, но не читающих Пушкина детей. Оставьте в покое ребенка Пупкиных, пусть он себе продолжает быть вундеркиндом. Кстати, что получилось из знаменитых когда-то выдающихся детишек? Ваш малыш — самый любимый и самый-самый! И ведь он уже знает, как его зовут. Вот вы зовете его по имени, и он поворачивает к вам свою замечательную, самую умную и красивую на свете физиономию.
Продолжаем разговаривать с ребенком и поощрять повторение им разных звуков, а теперь и звукосочетаний, и простых слов, делая это громче и тише, с разной интонацией, беззвучно, на разном расстоянии от малыша. Демонстрируем ему игрушку, прячем, просим найти или попросить у мамы, пусть скажет «вот», пусть скажет «дай». Показываем пальчиком куклины глаза, а потом находим свои, пытаемся назвать, опять ищем глазки у мишки, у зайки… Собираем пирамидку и проговариваем, обозначаем словом каждое действие и радуемся вместе успеху. И не позволяем себе плакать. Если не получается, повторяем снова.
Хочется привести здесь случай, имевший место в действительности и описанный одной очень деятельной мамой. Она, играя с 9-месячным ребенком, играя с настоящим увлечением, задалась целью услышать слово «бух», которое услышала от малыша бабушка. Ребенку игра очень понравилась, они с мамой перекидали и перероняли гору игрушек, произнесено было много звуков и слов, но, увы, заветного «бух» среди этих слов не прозвучало. Мама, несмотря на свою молодость и энергию, слегка обессилела, к тому же стал садиться голос, и в душе ее уже поднималось разочарование в себе и недовольство бабушкой… Отчаявшись услышать заветное слово, она поднялась, начала собирать игрушки и случайно упала. И тут же услышала за спиной звонкое «бух!». Мы привели здесь этот пример для того, чтобы показать, что дети не так наивны, как это обычно представляют себе родители…
Получив возможность активнее перемещаться, ребенок расширяет свой круг знакомств, а значит, и область применения речи. Малыш обследует и называет вместе с вами все, что видит. Он трогает, перекладывает предметы на другое место. И на вопрос «где?» реагирует уже независимо от местонахождения предмета.
Подражайте вместе крикам животных, гудкам и рокоту моторов машин, и с каждым днем малышу будет все легче и легче произносить звуки и слова. Вот вы «встречаете пришедшую в гости» куклу. Вы и ребенок здороваетесь с ней за руку, смотрите, как она ходит «топ-топ», сидит, рассматриваете и описываете куклино лицо (носик, глазки…). Потом выясняете, что в комнате есть еще куклы, у которых тоже есть носик, глазки… Такие ознакомительные игры вы можете устраивать с любыми игрушками и предметами, и ребенок будет отлично усваивать используемые слова.
Купите малышу сборные матрешки, пирамиды, тележки — игрушки, действия с которыми приводят к результату понятному и интересному для ребенка.
Ну, и, конечно, не забывайте обозначать словами бытовые процедуры: принятие пищи, умывание и т.д. И продолжайте активно развивать у малыша движения губ, языка, речевое дыхание.
Окончание следует.
Развитие речи у детей 6-8 месяцев|Ваш ребенок
Время идет, и малыш становится все взрослее. Он уже многое понимает и с удовольствием участвует в общении взрослых. Ребенок 6 месяцев внимательно следит за родителями, слушает, что они ему говорят, и связывает их речь с окружающей действительностью.
В период 6-8 месяцев ребенок делает очень большой скачек в речевом развитии. Это не означает, что он начинает говорить или произносит первое слово. Достижения в этом возрасте касаются в основном понимания речи.
Развитие детей происходит разными темпами, кто-то в 8 месяцев еще не будет искать глазками папу или бабушку, но это не означает, что с таким ребенком не стоит заниматься. Наоборот, с немного отстающими малышами нужно работать более настойчиво и более терпеливо. Неудачи в развитии речевых навыков — временное явление, ваше чадо обязательно наверстает упущенное, главное, чтобы вы не опустили руки и ежедневно вместе с ребенком тренировались.
Спокойствие матери во время занятий с малышом в большой степени обеспечивает хорошие результаты обучения. В состоянии раздражения учеба не даст желаемого результата, ребенок просто не будет воспринимать то, что вы ему говорите, ведь в этом возрасте карапуз все еще очень остро чувствует настроение мамы.
Упражнения на понимание речи окружающих строятся на трех китах: говорим, показываем, общаемся.
Говорим. Мама обязательно должна разговаривать с ребенком, причем это должно быть не сюсюканье, а нормальная человеческая речь. Например, утром с малышом нужно здороваться, желать ему доброго утра, спрашивать, как он спал, рассказывать, как провела ночь мама и т.д. Во время разговора малыша лучше называть по имени, себя – мамой, папу – папой. В семьях, где, например, папу зовут каждый раз по-другому: то папой, то Иваном Ивановичем, то Ваней, ребенок дольше разбирается в ситуации. Лучше, если человек или предмет будут ассоциироваться у малыша с одним названием.
Не всегда, разумеется, стоит называть предмет «правильно», ребенок 6 месяцев гораздо быстрее освоит, что мамина грудь – это «титя» или «сися», а кошка – «киса». Короткие названия предметов будут бытовать первые два-три года, пока словарный запас малыша не вытеснит их. Сейчас они необходимы вашему чаду, чтобы быстрее и легче войти в мир взрослых вещей.
Показываем. Ребенок 7 месяцев не скоро поймет, о чем говорит мама, если не увидит это своими глазками. Например, предлагая малышу поиграть с плюшевым зайцем, необходимо продемонстрировать игрушку, рассказать о ней, показать, как именно можно играть с «заей», указать на основные отличительные признаки этой игрушки (длинные уши). Такой рассказ должен предварять каждое обращение к зайцу или другой игрушке.
Точно такая же технология наглядности должна сопровождать и знакомство с людьми и с бытовыми предметами. Многие детки, сидя на руках у взрослых, обожают исследовать их лицо, волосы, одежду. Криками «нельзя» карапуза не остановить, однако из этой ситуации можно извлечь пользу. Расскажите непоседе, где глазки, где ушки, где носик и т.д. Очень скоро ребенок станет по вашей просьбе отыскивать на лицах близких знакомые ему детали.
Общаемся. Упражнения по развитию речи могут быть продиктованы не только вашими интересами и требованиями, малыш тоже может вносить темы на обсуждение. Например, если он заинтересовался каким-то бытовым предметом, не нужно сразу же его отбирать, объясните малышу его назначение, особенности, покажите как он применяется. Естественно, рассказ должен быть «по-детски» простым.
Общение с малышом лучше всего проходит во время игры или какого-то бытового действия, например, когда мама поливает цветы или стирает. Ребенка завораживают мамины действия, он очень внимательно за ними наблюдает и в конечном итоге быстрее усваивает полученные знания.
Понимание речи взрослых является важным этапом развития ребенка. Недостаток общения может сказаться на скорости речевого развития малыша. Проявите немного терпения, и первое слово ребенка будет достойной наградой.
Анастасия Ильченко
Развитие ребенка в 8 месяцев
В 8 месяцев активность малыша очень сильно возрастает. Он много двигается, ползает, уверенно пользуется ручками. Непременно каждую маму порадует первое, пусть и неосознанно произнесенное слово, умение придерживать кружку, пить из нее и самостоятельно находить себе развлечения. Большинство детишек уже могут похвастать первыми зубками.
Физическое развитие ребенка в 8 месяцев
Набрав достаточную мышечную массу к этому возрасту, организм делает упор на развитие физических навыков. Темп роста замедляется, а вес вашего малыша в зависимости от индивидуальных особенностей составляет 7-10 кг при росте 68-73 см. Поскольку навыки маленького непоседы позволяют ему не только ползать, но и вставать у опоры, попытайтесь максимально обезопасить дом. Необходимо продумать безопасность розеток, дверей, острых углов; спрятать подальше колющие, режущие, бьющиеся и мелкие предметы. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, ведь именно сейчас он сильно привязан к матери.
Впервые встав на ножки, малыш наслаждается новыми ощущениями. Из лежачего положения ребенок в 8 месяцев без труда садится, сам берет нужные ему предметы, захватывая большим и указательным пальчиками, может отнимать их у вас или наоборот отталкивать все, что ему не нравится. Восьмимесячный карапуз старательно пытается выполнять просьбы такие, как дай ручку или принеси игрушку.
Поскольку теперь стул ребенка более оформлен, можно попытаться высаживать его на горшок.
Спят малыши в этом возрасте 2 раза по 1,5-2 часа днем, и по 10-11 ночью. Несмотря на это, высокое перевозбуждение ребенка днем, может привести к ночным играм, ведь его нервная система еще не поспевает за физическим развитием.
Эмоциональное развитие ребенка в 8 месяцев
Наступил период повышенного любопытства. Ребенок в 8 месяцев продолжает впитывать все происходящее вокруг, эмоционально переживая и часто меняя настроение. Появились требования, которые он пытается удовлетворить с помощью криков.
Память ребенка совершенствуется, и он уже помнит некоторые последние события. Ребенок в 8 месяцев понимает, когда говоришь «смотри» или «где», поворачивая голову в правильном направлении.
В этом возрасте сложно не напугать малыша резкими неожиданными звуками. Как и отсутствие мамы, это может вызвать появление страха. Постарайтесь, играя с ребенком, ознакомить его с бытовой техникой в доме, объясняя, что это хорошие и добрые вещи.
Новые действия с игрушками лежат в основе интенсивного сенсомоторного развития. Теперь мелкие предметы ребенок помещает в большие и достает обратно, укладывает игрушки кучкой, собирает и разбирает пирамидку. Малышу очень нравится, играя со взрослыми, отдавать и получать игрушки обратно. Воспользуйтесь тем, что он все больше копирует ваши действия. Покажите, как катать машинку, качать куклу, стучать в барабаны. Звуковые сопровождения действий помогут в развитии речи ребенка.
Речевое развитие ребенка в 8 месяцев
Речь становится все интереснее и состоит практически из всех звуков. Пусть не осознанно и не сопоставляя с реальными людьми, но малыш уверенно лепечет звуки «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Ребенок в 8 месяцев хорошо подражает услышанным звукам и долго что-то «рассказывает», причем делает это с выражением беспокоящих его переживаний, будь то нетерпение, радость или же ярость. Поэтому уже совсем скоро ваш малыш произнесет первое слово.
Рассматривая какие-либо предметы или игрушки вместе с ребенком, старайтесь обговаривать свои действия, просите повторить ребенка за вами и показать ему ушки, глазки, хвостик, например, у зайчика.
Познавательное развитие ребенка в 8 месяцев
Познавательное развитие занимает очень важное место в жизни ребенка. Ребенок в 8 месяцев активно получает знания о предметах, которые его окружают, и учиться ориентироваться в незнакомой среде.
Познавательное развитие ребенка связано с движениями, которые он совершает и органами чувств, что способствует функционированию таких факторов, как восприятие и память. Малыш воспринимает только то, что можно увидеть или потрогать, именно поэтому любит ощупывать, пробовать на вкус, ударять о стену различные предметы.
Ребенок в 8 месяцев может не только идентифицировать знакомые ему вещи, но и способен воспроизвести в сознании образ предмета, который где-то видел.
Поскольку развитие ребенка идет постепенно от безусловных рефлексов к условным, к их координированному взаимоотношению, можно сказать, что познание происходит путем проб и ошибок. Детки раннего возраста совершают те или иные действия, экспериментируя над тем, что будет, например, если тронуть горячий утюг, рассыпать еду, играть с опасными предметами. Теперь же эти действия совершаются осознанно для достижения ожидаемой цели. А когда привычное действие дает новый результат, закрепляется в сознании как новое впечатление.
Основная задача, которая стоит перед родителями восьмимесячного ребенка – это как можно сильнее разнообразить его эмоциональную жизнь для лучшего познавательного развития.
Игры ребенка 8 месяцев с каждым днем становятся все интересней, а молниеносное перемещения в пространстве разнообразней. Пищевое рацион меняется, а в его состав входит все больше новых продуктов и блюд, которые со временем подготовят организм к переходу на «взрослый» стол.
Автор: Чаговец Яна Анатольевна
Развитие речи ребенка до года
Первый год в жизни малышей очень важен. В это время ребёнок многому учится – сидеть, ползать, ходить и, конечно же, говорить. Правда, не стоит ожидать, что как только крохе исполнится год, он полноценно заговорит. Как правило, к концу года малыш только начинает говорить первые слова, которые могут понять исключительно родители.
Тем не менее, развитие речи ребёнка до года – дело, которым можно и нужно заниматься. Агуканье, лепет и даже крик – это способы сформировать речь. На этом этапе нужно поддержать ребёнка, развивая его в целом, а не сосредотачиваться на лингвистической области.
Как научить ребёнка говорить до года
Развитие речи у детей до года происходит в комплексном развитии всего организма. Новорождённый имеет только набор рефлексов, которые постепенно развиваются и превращают его в полноценную личность. Речь – это один из важных критериев развития. Она является результатом согласованной деятельности головного мозга, а головной мозг развивается благодаря активности ребёнка, познающего мир в первые месяцы своей жизни.
Чтобы всё ускорить, можно прислушаться к следующим советам:
- Постоянно разговаривайте. С первых минут дети впитывают информацию о том, что они видят и слышат вокруг. Их слух уже вполне сформирован. Говорить можно о чём угодно – о том, во что его одеваете, куда идёте, комментируйте любые мелочи. Действия, которые сопровождают разговор, способствуют более быстрому пониманию. Через какое-то время кроха сможет понять, что от него хотят.
- Повторяйте за ребёнком. Обычно дети даже в столь нежном возрасте пытаются что-то говорить. Часто это напоминает бесконечное повторение одного звука. Так малыш тренирует дикцию. Было бы отлично, если родители повторяли за ним. Можно усложнять задачу, напевая привычное ребёнку «зя-зя-зя». Так малыш научится держать темп, что тоже пригодится ему в дальнейшем формировании речи.
- Звуки животных. При общении ребёнка с животными, показывайте, какие звуки эти животные издаёт. В доме есть кошка? Ребёнок быстро выучит, что она говорит «мяу». Когда речевой аппарат достаточно сформируется, ребёнок сможет даже позвать кота стандартным «кис-кис». С собаками ещё интереснее, так как они по своей природе более дружелюбны. Если же животных нет, можно подкреплять звуки картинками;
- Тренируйте мелкую моторику малыша. Наверняка вы заметили, что маленькие дети всё хотят потрогать, схватить, смять? Это неспроста. Так развивается мозг. Позволяя малышу играть с крупами, песком, пуговицами и бусами, вы делаете ему хорошую услугу, в том числе ускоряя усвоение речи. Естественно, все эти упражнения необходимо делать под присмотром родителей, чтобы любознательный кроха не начал кушать песок или запихивать в нос пуговицы.
- Организуйте общение с другими детками. Дети могут общаться между собой даже более активно, чем со взрослыми. Они делятся полученным опытом, хотя часто это выглядит как лепет. Если же в компании будут дети, которые говорить уже умеют, скорее всего, малыш будет им подражать. К тому же, играя с другими детьми, ребёнок получает удовольствие, что немаловажно для его развития.
- Дозировано используйте язык жестов. Ребёнку проще показать, что он хочет, чем сказать. Если сразу это может даже помочь (например, когда младенец показывает на упаковку сока, а мама комментирует, как этот сок называется), то в дальнейшем лучше добиваться, чтобы ребёнок называл предмет.
Даже приложив все эти усилия, не стоит ждать, что к своему первому дню рождения кроха будет цитировать «Войну и мир». Обычно дети, с которыми занимаются, говорят раньше, но на такой же «тарабарщине». Подходите ко всему без фанатизма. У каждого свой темп развития. Главное, здоровье и самочувствие малыша.
Постоянные тренировки
Для развития речевого аппарата важны постоянные тренировки. Именно потому при любом взаимодействии с ребёнком важно комментировать происходящее. Крохе можно рассказывать обо всём, что происходит вокруг. Чем чаще повторяются описываемые действия, тем быстрее ребёнок запомнит отдельные слова, а потом и фразы. Говорить их он, скорее всего, пока не сможет, но зато будет понимать.
Чтобы речевые тренировки прошли успешно, нужно соблюдать некоторые рекомендации:
- Соблюдайте баланс между тем, чтобы говорить слишком много или слишком мало. Важно акцентировать внимание на одном, двух словах.
- Выделяйте название предметов и действия, которые с ними происходят. Предложения должны быть короткими, но содержательными.
- Говорить о предмете тогда, когда он есть у ребёнка перед глазами, или с ним выполняется какое-то действие.
- Почаще читать стишки, но только эмоционально и соблюдая ритмичность. Чем эмоциональнее говорите, тем легче ребёнку обратить внимание на речь, а значит, усвоить её.
- Использовать жестовые игры при разговоре и считалочки с прихлопываниями. Дети после 6 месяцев отлично их воспринимают.
- Разговаривать желательно лицом к лицу. Малыш следит за движением губ, запоминая артикуляцию и интонацию.
- Задавайте вопросы. Даже обычный вопрос о том, нравится ли игрушка, подойдёт. Главное, дождаться реакции. Она может быть в любой форме – ворчание, улыбка, даже плачь. Если малыш вступает в диалог, его нужно мотивировать – похвалить, улыбнутся, поцеловать.
С малышом нужно постоянно контактировать. Регулярное и систематическое общение – лучший способ ускорить развитие его речи.
Расширяйте пассивный запас слов
У ребёнка пока нет активного словарного запаса, ведь малыш попросту не умеет говорить. Зато те вещи, которые он видит и использует ежедневно, уже может узнавать. Конечно, при условии, что родители пользуются описанными выше советами.
Ещё несколько особенностей расширения пассивного словаря:
- Регулярно проводить «экскурсии» дому. Если для вас домашние предметы привычны, то ребёнку всё это в новинку. Обычный пульт от телевизора может занять его на несколько часов. Пройдитесь с малышом по дому, называя предметы. Например, закройте и откройте двери, включите и выключите свет, закипятите чайник. Это повседневные занятия, но они будут очень интересны малышу, который попутно сможет выучить много новых слов.
- Гуляя на улице, показывайте маленькому попутчику деревья, скамейки, шишки, фонтан, дом и даже урну. Чем больше предметов он видит, тем лучше.
- Называйте части тела. Игра поможет малышу выучить, где у него ручки, где ножки, какой у него носик и т.п. Когда изучены главные элементы лица и тела, можно рассказывать, какие они – глазки синие/зелёные/карие, волосы длинные/короткие/ровные/кудрявые.
- Используйте игры. Например, Мир на ладошке или Говорим с пеленок. С помощью обучающих материалов малыш заговорит гораздо быстрее.
Расширение пассивного словарного запаса можно дополнять рассматриванием разных картинок. Чем ярче и интереснее картинки, тем лучше.
Употребляйте упрощённые слова
Младенцы не могут говорить сложные слова. Их максимум, это «ба ба ба», то есть, односложные, часто повторяющиеся конструкции. Если вы хотите, чтобы ребёнок научился скорее говорить, лучше называть предметы такими же простыми словами.
Для примера:
- собачка – гав-гав;
- дождь – кап-кап;
- козочка – бе-бе;
- колокольчик – динь-динь.
Такое упрощение не будет чрезмерным. Для ребёнка простые слова — норма. Выучив их, ребёнок будет активнее развивать речь. Их регулярное употребление поможет подготовиться к более сложным речевым конструкциям. До полутора лет введение упрощённых слов допустимо.
Но здесь важно не переусердствовать. Общение с ребёнком исключительно упрощёнными словами больше навредит, чем принесёт пользы. Лучше использовать полную и упрощённую форму слова, чтобы в будущем малыш смог безболезненно перейти к стандартной речи. Переучивание — слишком трудный процесс.
Переклички
Чтобы учить ребёнка перекличкам, нужно знать, какие звуки он уже умеет и любит произносить. Родители, как правило, всё это знают, учитывая, что, услышав новый понравившийся звук, кроха может часами его повторять.
Зная подобные слоги, скажите их перед ребёнком несколько раз. Обычно малыш реагирует и начинает лепетать вслед за родителем. Если ребёнок лепечет сам, повторяйте за ним уже новый слог. Так он поймёт, что вы реагируете.
После сами меняйте звуки и слоги. Малыш, вникнув в суть игры, будет повторять новые для себя звуки. Возможно, у него не сразу получится, но в любом случае подобные переклички очень нравятся деткам.
Играть в переклички можно, даже если родители и дети в разных комнатах. Главное, достаточно громко произносить звуки. И отвлекаться от повседневных домашних дел нет необходимости. Но есть совет – одно занятие = один новый слог. На каждой перекличке уже выученные слоги можно повторять. А чтобы поддерживать интерес ребёнка, стоит использовать переклички в стихотворной форме.
Например, вы наверняка слышали:
Гуси, гуси! Га-га-га
Есть хотите? Да-да-да.
Развитие мелкой моторики рук
На развитие речи у грудничков влияют игры, которые задействуют мелкую моторику. Учёные давно доказали взаимосвязь мелкой моторики и способности малышей к речевой активности. Чем раньше кроха начнёт выполнять упражнения для развития мелкой моторики, тем быстрее он заговорит. Двигательные и речевые центры в мозгу расположены рядом, и стимуляция одного влияет на работу другого.
В восточных практиках говорится, что на ладонях есть точки, стимуляция которых может повлиять на весь организм. Именно потому делать упражнения с пальчиками крохи можно практически с самого рождения.
Но важно соблюдать следующие правила:
- Заниматься нужно ежедневно, уделяя хотя бы 2-3 минуты. Больше может и не получиться, особенно с совсем маленькими детками, которые очень много спят, а в то время, пока не спят, кушают.
- Лучше подгадывать то время для игры, пока малютка в хорошем настроении;
- Обязательно хвалить малыша.
- Используемый для игр «реквизит» должен быть чистым и безопасным. Малыши вполне могут попробовать интересную вещицу на вкус, и это не должно вызвать аллергических реакций или более серьёзных проблем.
- Для игры лучше использовать предметы разного размера и фактуры. Они должны отличаться по вариантам захвата, чтобы малыши научились поворачивать руки в разные стороны.
Можно делать массаж пальчиков, использовать разнообразные погремушки с массажирующим эффектом. Или приобрести игрушки, которые начинают петь или светиться после того, как нажать на какие-то кнопки. Если при этом игрушка ещё и будет говорить – это вообще отлично. Но подойдёт данный аксессуар для детей, которым больше полугода.
Стадии
Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:
- Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
- Гуление. От 2 до 5 месяцев.
- Лепет. От 6 месяца до года.
- Первые слова. До двух лет.
Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.
Доречевая
- У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.
- На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.
- На пятом месяце появляется лепет. На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п. Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).
- Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.
- Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.
Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.
Дограмматическая
Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.
Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).
К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.
Усвоение грамматики
Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.
От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.
С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.
Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.
Что влияет на речевое развитие детей
Развитие речи – это один из самых сложных, но и самых важных этапов в жизни человека.
На формирование способности изъясняться влияет очень много факторов, среди которых можно выделить:
- Слуховое внимание. Без хорошо развитого слуха дети не смогут выучить речь, поскольку, чтобы что-то повторить, изначально они должны это услышать. Чтобы развить слуховое внимание, родители должны заниматься с малышами. Например, давать слушать музыку, тренировать понимание того, откуда звук следует. В последнем случае помогут погремушки. В разговоре можно использовать различные интонации, чтобы выработать понимание того, что ребёнка хвалят или, наоборот, его поведением недовольны. Кроме того, изменение интонации позволяет тренировать формирование темпа речи.
- Моторное развитие. Языковое и моторное развитие тесно связаны, о чём мы уже говорили. Потому, чтобы развивать языковую составляющую, желательно использовать игры, которые заставляют ребёнка активно двигаться. Правда, в столь юном возрасте крохе трудно контролировать свои движения, особенно это касается мелкой моторики, которая физиологически развивается позднее крупной. И не стоит забывать об артикуляционной моторике. Улыбки, различные «рожицы», щёлканье языком и т.п. активизирует мышцы, отвечающие за правильное формирование звуков.
- Интеллектуальный рост. Интеллектуальное развитие малыша прямо влияет на темп его языкового развития. В простонародье бытует мнение, что глупый ребёнок заговорит позднее умного. На самом деле темпы интеллектуального развития малыша можно ускорить. Для этого существуют специальные методики. Даже обыкновенные игры стимулируют интеллект крохи. Главное, заниматься с ребёнком систематически и не перегружать его, пытаясь «вылепить» вундеркинда.
- Эмоциональное развитие. Эмоциональность стимулирует более быстрое становление речи. Именно потому мы инстинктивно разговариваем с ребёнком более эмоционально, чем со взрослыми. Это помогает ему более точно определить интонации и заставить захотеть ответит эмоцией на эмоцию.
- Общение. Ребёнок быстрее заговорит, если ему будет с кем это сделать. Общение с родителями – это, конечно, хорошо, но малышам будет полезно общаться и с другими детьми. Потому желательно почаще выходить с ребёнком гулять на детские площадки и т.п.
Главное правило – заниматься с детьми. Чем больше усилий будет приложено к их развитию, тем быстрее получите отдачу. В младенчестве дети впитывают информацию как губки.
Что должен говорить ребёнок
Развитие речи малышей можно условно поделить по месяцам:
Возраст (по месяцам) | Что ребёнок должен говорить |
1 – 1,5 | Гласные звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь (о, а, у, я, ау, уа). Малыши всхлипывают на выдохе и прислушиваются к окружающим звукам. Громко кричат. |
2–3 | Проявляется «комплекс оживления» (характерно двигают ручками и ножками, видя мать). Речь становится более гортанной, и появляются комбинации звуков – гукание. Ключевыми проявлениями речи в этот период являются комбинации звуков вроде: а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га. Малыш издаёт звуки не только при контакте с кем-то, но и просто потому, что ему хочется. Может сосредотачиваться на источнике звука. |
3–5 | Начинается полноценная стадия гуления. Ребёнок от гласных звуков переходит к таким звукосочетаниям, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Причём звукосочетания очень причудливы, и повторить их невозможно. |
6 | Дети начинают лепетать из звукосочетаний «га, ка, па, ма». Поскольку они постоянно повторяются, начинают быть похожи на модели слов, хотя в «словах» больше слогов, чем нужно. Например, «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Это не средство общения, по крайней мере, пока. |
7 | Ребёнок начинает связывать предметы и обозначающие их слова. Слова уже различаются по звучанию. Малыш полноценно лепечет. |
8-9 | Малыш уже начинает говорить ба-ба, ма-ма и т.п. Появляется игровое поведение, сопровождаемое использованием различных звуков. Ребёнок может обозначить любые игрушки определёнными звуками. |
10-11 | Ребёнок осознанно произносит простые слова вроде «мама». В словарном запасе есть несколько слов, которыми он может называть всё подряд. |
12 | Малыш уже осознанно применяет около десяти простых слов, а понимает и того больше. Может выполнить простые просьбы. Речь сопровождает мимикой и жестами. |
В зависимости от условий, в которых малыш развивается, и его личных особенностей, эти стадии могут наступать раньше или чуть позже. Но благодаря такой чёткой картине развития, родители и врачи могут понять, если с ребёнком что-то не так.
Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка
Как правило, быстрее разговаривать начинают девочки. По разным исследованиям, мальчики полноценно говорят на 4-6 месяцев позднее девочек. Но это не значит, что они отстают в развитии или у них какие-то патологии.
Существует несколько теорий, которые объясняют подобный феномен:
- Биохимическая. Многие учёные придерживаются именно этой версии. Согласно ей, у мальчиков ещё в утробе появляется больше гормона тестостерона (показатели превышают показатели девочек в несколько раз). Данный гормон участвует в формировании центральной нервной системы и влияет на развитие речевых функций.
- Психологически-генетическая. Согласно этой версии, коммуникативные навыки издавна были более необходимы женскому полу. Они использовались в повседневной жизни для общения в племенах и при воспитании потомства. Мужчины были заняты охотой и другими видами деятельности, не предполагающими активного речевого общения. Получается, задержка речевого развития у мальчиков – нечто вроде архаизма.
- Физиологическая. Согласно исследованиям, у девочек более развита тактильность и мелкая моторика — она благоприятно влияет на развитие речевых центров.
Говорить о правдивости той или другой теории нельзя, как и полностью отрицать их. Но опыт многих родителей говорит о том, что мальчики действительно начинают говорить немного позднее.
Хотя, если ребёнок, независимо от пола, говорит позднее сверстников, но во всём остальном развивается нормально, переживать по этому поводу не стоит. Можно просто продолжать заниматься с малышом, пополняя его словарный запас. Нередки случаи, когда дети, накопив достаточное количество слов, начинают вполне связно говорить всего на несколько месяцев позднее своих сверстников, но уже не допуская их ошибок.
Отклонения от нормы
К сожалению, развитие речи не у всех детей проходит гладко. Тут перед родителями стоит сложная задача – вовремя заметить патологические процессы и по возможности их купировать.
Причём заниматься самолечением категорически нельзя. Если заметили какие-то отклонения, нужно срочно обращаться к врачу, чтобы выяснить, в чём проблема.
Изначально нужно выяснить, какие дети входят в группу риска:
- недоношенные;
- с очень низкой массой тела;
- с нарушением слуха или зрения;
- с гипертонусом мышц;
- со структурными изменениями мозга.
Но замедлить речевое развитие могут даже обычные недостатки воспитания. Если ребёнком не заниматься, плохо кормить, не выводить на прогулки, он, скорее всего, не заговорит до года.
Определить, что что-то не так, помогут следующие признаки:
- Ребёнок молчит, не гукает и не гулит.
- Малыш не фиксирует внимание на предметах.
- Отсутствует реакция на эмоциональную речь.
- Период лепета не наступает до 6 месяцев.
- Лепет и гуление слишком тихие, без интонаций.
- К 12 месяцам сохраняется примитивное гуканье или однообразный лепет.
- Разговаривает только ему понятными языком и не воспринимает других слов (или не говорит вообще, общаясь жестами, мимикой).
- Неправильно располагает во рту язык, имеет трудности с глотанием, жеванием.
Иногда не вовремя замеченная и неисправленная проблема в формировании речи приводит к интеллектуальному отставанию. Нужно обратиться к неврологу, отоларингологу, логопеду или дефектологу.
Возраст | Речь | Психологические процессы | Навыки по ВОЗ |
1-й месяц | К концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей. | Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду. | Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали. |
2-й месяц | С 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке. | Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание. | Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс. |
3-й месяц | Кроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н. | Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой. | Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать. |
4-й месяц | Появляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление. | На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания. | Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе. |
5-й месяц | Гулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью.
| Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками. | Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться. |
6-й месяц | В полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма. | Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие. | Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым. |
7-й месяц | Малыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д. | Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение. | Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов. |
8-й месяц | Появляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека. | Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье. | Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола. |
9-й месяц | С малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции. | Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение. | Ползет и тянется к интересующим предметам. |
10 месяцев | В словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля. | Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки. | Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай. |
11 месяцев | В словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации. | Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой. | С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед. |
12 месяцев | Малыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?». | Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем. | Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи. |