причины, как научить ребенка говорить
Родители всегда ждут с особым трепетом первые слова ребенка. Обычно к 2 годам большинство детишек начинают разговаривать, однако так бывает не всегда. В практике логопедов часто встречаются случаи, когда ребенок не разговаривает в 2 года, хотя понимает обращенную к нему речь.
Это вызывает беспокойство родителей, они обращаются к специалистам, пытаясь выяснить причину, почему ребенок не разговаривает в 2 года.
Все специалисты сходятся в едином мнении: в 2 года еще рано бить тревогу о том, что ребенок не говорит. В этом возрасте, возможно некоторое отставание в речевом развитии даже у вполне здоровых детей, которое в будущем может быть скомпенсировано.
Однако, если проблема родителей действительно волнует, стоит разобраться, есть ли у ребенка задержка речевого развития, речевое расстройство или он развивается нормально.
Признаки задержки речевого развития в 2 года:
- Ребенок не хочет разговаривать, т.е. не стремится повторять слова за взрослыми;
- Малыш не реагирует на просьбы взрослых повторить слова;
Только если у ребенка наблюдаются перечисленные признаки, можно говорить о задержке речевого развития.
Если он старается повторять слова взрослых по-своему: мычит, лепечет на своем языке, реагирует на обращенную к нему речь, ребенок развивается нормально.
Родителям стоит лишь помочь ребенку начать говорить, стимулируя его развитие при помощи игры и занятий. Если у ребенка есть признаки задержки речевого развития следует разобраться, какие за этим кроются причины.
Почему ребенок не говорит в 2 года
Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:
- Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
- Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
- Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.
Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:
Моторная алалия
Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.
Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.
Признаки речевого нарушения:
- Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
- Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
- Имеет очень скудный словарный запас.
- Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
- Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.
Сенсорная алалия
Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.
Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.
Признаки данной патологии:
- Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
- Низкий интеллект.
- Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
- Замена букв.
- Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
- Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.
Дизартрия
Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.
На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.
Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.
Афазия
Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.
Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.
Физиологические причины
К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:
- Нарушения слуха.
Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.
- Недоразвитие речевого аппарата.
Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.
- Генетическая предрасположенность.
Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.
Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.
Психологические причины
- Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
- Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.
Случай из практики: на приеме у детского психолога мама рассказывает, что дочка начала разговаривать в 2 года 2 месяца. Однако после того, как они развелись с мужем, ребенок перестал общаться с близкими. Девочка стала молчаливой, «забыла» слова, которые раньше произносила. Сейчас ребенку 2 года 8 месяцев, и она не разговаривает. В этом случае ребенок явно пережил стресс, в связи с разводом родителей, что сказалось на его развитии. При стрессе важно как можно быстрее помочь пережить его. Лучше обратится к детскому психологу, который в игровой форме поможет сбросить ребенку накопившееся напряжение.
- Еще одной психологической причиной, не говорит в возрасте 2 лет, может стать отсутствие должного внимания к нему. В таких семьях родители мало проводят времени с детьми, мало общаются, не побуждают к разговорам и совместной развивающей деятельности.
Что делать если ребенок не говорит
Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.
Советы логопедов
- Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
- Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
- Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
- Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
- Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
- Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
- Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
- Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
- Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.
Упражнения для развития речи в 2 года
- Дыхательные упражнения.
Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.
«Подуй на снежинку»
Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.
«Бабочка»
Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.
«Кораблики»
Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.
- Упражнение на развитие артикуляционного аппарата
«Заборчик»
Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.
Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.
Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
«Слоненок»
Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.
Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
- Игры на развитие моторики
Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи. Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу.
Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий.
Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.
Читайте также:
Почему ребенок не разговаривает в 3 года
Что делать, если ребенок не говорит в 4 года
как развивать речь у детей и учить разговаривать
Ребенок не говорит в 2 года. Беспокойство мам и пап по этому поводу вполне объяснимо. Ведь здоровье и нормальное развитие малыша — это важная составляющая родительского счастья. И любое отклонение от нормы неизменно влечет сомнения, тревогу, страх.
Развеять напрасные переживания и дать рекомендации по развитию речи ребенка в 2 года, либо убедить в необходимости безотлагательных действий мы постараемся в этой статье.
Что должен уметь говорить ребенок в 2 года
Ориентируясь на среднестатистические данные речевого развития, можно сказать, что в норме речь ребенка в 2 года выглядит так:
- активный словарь состоит из 200-300 слов, в нем кроме названий предметов и обозначения действий есть уже и прилагательные, местоимения, предлоги;
- предложения состоят из 3-4 слов;
- появляется монологическая речь;
- осваивается грамматический строй языка, структура простого предложения;
- услышанная речь запоминается и анализируется;
- вместе с накоплением активного и пассивного словарного запаса происходит усвоение звуков;
- речь используется для общения, выражения просьб, пожеланий или протеста.
Подчеркнем, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Его речь может и даже будет отличаться от общеустановленных норм.
Поэтому, сравнивая свои достижения со статистикой или с другими детьми, важно соблюдать золотую середину. Что это значит? Не беспокоиться понапрасну и не игнорировать очевидное.
Как могут выглядеть серьезные нарушения со здоровьем у ребенка
Обратите внимание, если ваш малыш в 2-2,5 года:
- плохо понимает обращенную к нему речь, говорит мало слов, да и те — на своем непонятном языке;
- не выполняет просьбы что-то показать, принести;
- не откликается на свое имя;
- не показывает пальчиком и не умеет жестами обратить внимание взрослого на желаемый предмет, а только мычит;
- неуклюж, неповоротлив, не способен выполнять точные мелкие движения пальчиками рук;
- подолгу совершает монотонные, однообразные движения;
- не играет в простые ролевые игры, например, покормить куклу, уложить ее спать;
- безразличен к реакциям окружающих на происходящие события и сам не делится ни с кем своим эмоциональным настроем;
- испытывает тремор ручек и подбородка;
- не участвует в совместных развлечениях.
Если вы замечаете такое поведение у своего ребенка, не теряйте времени и обращайтесь за медицинской помощью. Когда имеет место задержка не только речи, но и психического развития, начатое своевременно лечение более эффективно.
Причинами такого патологического состояния, когда ребенок 2 года не разговаривает, могут быть нарушения в работе головного мозга, вызванные неправильным течением беременности и родов, интоксикацией, инфекционными заболеваниями и их осложнениями.
Когда ребенок плохо слышит или видит, у него также может произойти задержка речи.
Если же малыш отлично вас понимает, готов выполнять ваши несложные поручения, выражает свои желания посредством мимики и жестов, жизнерадостен, энергичен, сообразителен, но пока ленится, не хочет или говорит только слоги — запасайтесь терпением и принимайтесь интенсивно учить ребенка говорить.
А если в вашей команде будет еще и логопед, то результат придет значительно быстрее. И проблема, звучащая как “ребенок не разговаривает в 2 года”, перестанет быть таковой.
Как развивать речь ребенка в 2 года
Полезные советы
Так что же делать, если ребенку два года, а он не разговаривает? Учим разговаривать и создаем дома благоприятную речевую среду. Как?
Вот несколько советов:
- Превратитесь в радио. О чем говорить? Обо всем. Что делаете, что собираетесь сделать, о своем настроении, о том, что происходит вокруг. Озвучивайте каждое свое действие.
- Показывайте малышу разные игрушки и предметы домашнего быта. Четко называйте их, давайте потрогать, опишите их цвет, размер и другие качества. Например, это мячик, на нем нарисованы зверушки, потрогай, какой он гладкий и тугой, он умеет прыгать, хочешь попрыгать вместе с ним?
- Вовлекайте ребенка в разговор. Задавайте вопросы, не спешите подсказывать ответы; создавайте ситуации, когда ему надо что-то говорить; притворитесь, что вы чего-то не знаете и вам нужна помощь.
- Много читайте. Сказки, потешки, стишки по возрасту включают воображение и как нельзя лучше способствуют тому, чтобы развить речь у ребенка.
- Рассматривайте яркие иллюстрации, сочиняйте на ходу сюжеты к ним, подключайте к обсуждению маленького молчуна или молчунью. Где спрятался дятел, покажи? А у ежика что на иголках? Грибочки. Где же он их насобирал? Давай тоже поищем!
- Тренируйте пальчики. Для этого выполняйте специальную гимнастику или играйте. Как вам закручивание-завинчивание крышек, строительство пирамид, развешивание носовых платков с использованием прищепок, перекладывание макарон из одной миски в другую, лепка, рисование?
- Почаще бывайте с ребенком на природе. Собирайте камешки, шишки, желуди, пересыпайте песок, смотрите на облака, любуйтесь цветами, слушайте, как ветер шумит в кронах деревьев и поют птицы. Эмоциональное восприятие окружающего мира расширяет возможности человека в преодолении многих проблем.
- Организуйте общение с ровесниками. Ходите на детские площадки, приглашайте ребятишек в гости, делайте визиты сами, чтобы стимулировать речь ребенка.
- Защитите малыша от воздействия стрессов. Возьмите в этом ответственность на себя.
- Не торопите события, не раздражайтесь из-за молчания и, тем более, не пытайтесь заставить ребенка говорить. Так можно только осложнить ситуацию. Наберитесь терпения. Всему свое время.
- Разрешайте познавать малышу окружающий мир, находясь рядом. Подстраховывая, помогая, подсказывая. Любопытство, неподдельный интерес, неравнодушие запускают глубинные созидательные процессы.
Всем известный детский врач Е.О. Комаровский советует мамам и папам максимально ограничивать время, которое ребенок проводит с телефоном или компьютером, подчеркивая при этом важность его общения с родителями.
Ну что — учимся говорить дальше?
Эффективные упражнения
Попробуйте выполнить несложные упражнения для развития речи у детей 2 лет, чтобы губки, щечки, язычок стали подвижными и перестали лениться:
Разомните пальчики и поиграйте с улиткой:
Назовите мам и их детенышей, составьте предложения из 3-4 слов:
Опишите все, что здесь нарисовано:
Если следующее задание покажется сложным, просто составьте предложения по картинкам, например, зайчик обходит куст с цветами, зайчик уходит из дома:
Придумайте рассказ:
Все эти игры и упражнения, развивающие речевую активность, подойдут и тем деткам, которым почти 2 года, и тем, которые в 2 и 9 не говорят. Занимайтесь с удовольствием!
Важная роль общения
Обобщая сказанное, можно сказать: если ребенок не говорит в 2 года, или в 2 года и 3 месяца, или в 2 года и 7 месяцев, — не попадайте под власть эмоций, обследуйте малыша и создайте дома благоприятную развивающую среду.
Общение ребенка с близкими, сверстниками играет решающую роль в решении проблемы говорения. Это как раз та волшебная таблетка, которую надо не просто выпить, но и изрядно потрудиться, чтобы получить эффект. И заметьте, потрудиться с душой!
Общение — это душевное тепло. А душевное тепло — это мощная сила, способная решить гораздо более сложные жизненные задачи.
как контролировать процесс и избежать проблем
В этой статье:
Ребенку исполняется 2 года, и родители с нетерпением начинают ждать от него с каждым новым днем новых достижений, в том числе и в отношении речи. Почему-то взрослым кажется, что в 2 года малыш должен резко повзрослеть и начать говорить как минимум понятно и связно. Так ли это и как помочь крохе освоить речевые навыки на третьем году жизни? Об этом ниже.
О нормах для двухлетних
Педиатры, логопеды и неврологи сходятся во мнении, что нормальное речевое развитие малыша в 2 года подразумевает:
- активное использование до 300 слов;
- способность строить гармоничные предложения;
- умение говорить о себе в первом лице;
- способность и желание выполнять простые поручения взрослых;
- умение здороваться, прощаться, использовать «волшебные» слова;
- понимание речи окружающих и способность задавать и отвечать на вопросы.
Ваш малыш умеет все это и даже больше? Просто здорово: значит, речевое развитие идет полным ходом и беспокоиться совершенно не о чем. С другой стороны, не стоит паниковать, даже если ребенок не умеет и половины того, что перечислено в списке.
Почему? Да потому, что 2 года — это период, включающий в себя возраст как 2 года и месяц, так и 2 года 11 месяцев. Соответственно, у ребенка есть целых 10 месяцев, чтобы научиться тому, что специалисты считают нормой, или хотя бы максимально к этому приблизиться.
Родителям нужно быть готовыми к тому, что в 2 года в речи ребенка не будет сложных и длинных слов. В его словаре преобладающими будут простые, но понятные и важные для него слова, такие как «дай», «киса», «баба» и пр.
Что касается умения связно строить предложения, то и здесь все не столь категорично, как кажется на первый взгляд. Двухлетний ребенок, речевое развитие которого идет своим ходом, действительно умеет строить предложения, но, возможно, не настолько серьезные и сложные, как ожидают от него услышать взрослые. То есть если малыш говорит «Баба, дай!», то это и есть предложение, и совсем не обязательно ожидать от него в этом возрасте что-то типа: «Мама, давай скорее выйдем на прогулку!».
Дети в этом возрасте в большинстве случаев умеют прощаться и здороваться. Они машут рукой в знак приветствия или прощания, умеют давать ладошку гостям, с удовольствием раздают воздушные поцелуи, так что с этим проблем возникнуть не должно.
И последнее: нужно понимать, что норма речевого развития — это некие средние показатели, выведенные специалистами для удобства. На третьем году жизни ребенок просто не может не начать говорить лучше и активнее, чем делал это еще год назад, так как именно в этом возрасте увеличится его двигательная и познавательная активность. А значит, и сравнивать достижения в этой области малыша нужно ни с чем иным, как с его собственными умениями несколько месяцев назад.
Развитие речи у ребенка с двух до трех лет зависит от двух важных процессов:
- мелкой моторики;
- пассивного словарного запаса.
В силах родителей наладить развитие обоих процессов, таким образом помогая становлению детской речи.
Как пополнить пассивный словарный запас?
Под пассивным словарем ребенка подразумевается набор слов, которые ему хорошо знакомы, но которые он пока не произносит. Родители могут поспособствовать пополнению пассивного словаря детей в возрасте двух лет, таким образом стимулируя развитие их речи. Это можно делать следующими способами.
- Регулярно читать книги с яркими иллюстрациями. Малышу можно будет предложить описать картинки, рассказать о том, что он запомнил после прочтения книги.
- Рассматривать и анализировать картинок из журналов и каталогов, где изображения максимально реалистичны, более разнообразны, соответствуют теме семьи и быта, хорошо знакомой ребенку.
- В процессе общения с малышом можно использовать забавные потешки, петь веселые детские песенки.
- Играть с малышом в пальчиковые игры, стимулируя развитие речи и мелкой моторики одновременно.
Самое же важное — это постоянное общение с малышом, даже если он пока не готов поддерживать беседу. Ребенку в возрасте 2 лет нужно рассказывать обо всем, с чем он сталкивается, максимально просто, понятно и интересно, начиная от того, какого цвета поехала машина, и заканчивая тем, для чего птицы весной носят в клювах веточки, а почки на деревьях набухают и раскрываются.
Как и зачем развивать мелкую моторику рук?
Мы уже разобрались, что развитая мелкая моторика, так же, как и пассивный словарь, стимулирует развитие речи у детей в возрасте двух лет. Это происходит благодаря связанности зон мозга, отвечающих за речь и мелкую моторику малыша.
Упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики, действительно помогут разговорить молчуна, кроме того, поспособствуют развитию дополнительных качеств, таких как терпение, усидчивость, мышление, воображение и пр. Не бойтесь давать ребенку 2 лет возможность играть мелкими предметами. Контроль взрослых над процессом поможет избежать опасных ситуаций.
Как можно играть с малышом? Вот интересные варианты упражнений.
- Используйте подручные предметы, с помощью которых можно устроить интересные игры. Например, горох, фасоль, чечевица — все это можно предложить малышу разделить по цветным тарелочкам, просто покопаться в них с целью поиска «закопанных» игрушек или порисовать пальчиком узоры на их поверхности.
- Предложите ребенку просунуть в щель монетку или небольшую пуговицу. Это занятие надолго увлечет кроху и позволит маме сосредоточиться на домашних делах.
- Сделайте вместе с малышом оригинальные бусы из макарон, нанизанных на леску. Макаронины можно подбирать разной формы и даже цвета, попутно осваивая и эти понятия. Со временем макароны можно будет заменить бусинами или пуговицами, нанизывать которые будет не так просто, но не менее интересно.
- Отличный способ развития мелкой моторики — занятия с пластилином, который при желании можно заменить соленым тестом или глиной, а также популярной сегодня массой для лепки ярких цветов. В 2 года дети пока вряд ли справятся с лепкой в полном смысле этого слова, но помогать катать «колбаски» и отщипывать нужные кусочки смогут.
Ближе к концу второго года с малышами можно будет начинать лепить поделки и целые композиции из пластилина, используя подручные материалы для их дополнения.
Конечно же, не обойтись в процессе работы над развитием мелкой моторики и без современных ярких и красивых игрушек. Самыми подходящими из них станут сортеры, представляющие собой фигуры определенной геометрической формы с отверстиями для более мелких фигур.
Малышу нужно будет подобрать подходящие прорези мелким фигурам и просунуть их вовнутрь большой фигуры. Такие игрушки ускорят развитие мелкой моторики и речи, а также помогут улучшить сообразительность ребенка.
Упражнения для артикуляционного аппарата
Дополнительно к перечисленным выше упражнениям на развитие речи можно добавить простую и интересную зарядку для губ и языка, которую дети в 2 года воспринимают как забавную игру. Поработайте с малышом следующим образом.
- Каждое утро начинайте с упражнения с малышом: вытягивайте губы в трубочку перед зеркалом и произносите гласные звуки. Постарайтесь увлечь ребенка, чтобы он смог позаниматься таким образом на протяжении нескольких минут. Проще всего это сделать, устроив конкурс на самую смешную рожицу!
- Научите ребенка облизывать губы, смазанные чем-то вкусным, что он особенно любит (вареньем, сгущенкой, молочным шоколадом). Не переусердствуйте со сладостями: в 2 года их количество должно быть ограничено.
- Смешите и развлекайте малыша как можно чаще. Смех и улыбка не только продлевают жизнь, но и стимулируют развитие лицевых мышц.
Кроме того, не забывайте побольше общаться с малышом, задавая вопросы, подразумевающие полные, а не односложные ответы.
Почему малыш в 2 года молчит?
Причины задержки в развитии речи ребенка могут носить физиологический и психологический характер.
Физиологические причины:
- повреждения ЦНС;
- сложные роды и проблемная беременность матери;
- серьезные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
- нарушения слуха;
- врожденные заболевания;
- слабое развитие артикуляционного аппарата и пр.
Психологические причины:
- отсутствие внимания со стороны членов семьи;
- частые стрессы или испуг;
- гиперопека со стороны взрослых;
- неконтролируемое использование современных гаджетов в качестве замены общения и пр.
Родители с ранних лет должны контролировать процесс развития речи ребенка, консультируясь время от времени с педиатром и логопедом для обнаружения возможных проблем, требующих незамедлительного решения.
как заниматься с малышами этого возраста
В этой статье:
Ваш малыш хочет общаться все больше. Теперь его игры сопровождаются словами и коротенькими фразами. Он еще не умеет разговаривать бегло, но очень старается. В этот момент его речевое развитие ускоряется. Ребенок уже знает достаточно слов, чтобы общаться с родителями, играть с другими детьми – теперь ваша задача в том, чтобы помочь ему научиться правильно употреблять речевые конструкции.
Читайте ему, рассказывайте сказки, показывайте новые игры. Ребенок стремится поделиться своими желаниями, достижениями, привлечь внимание, а для этого хочет поскорее заговорить, копирует слова, звуки. Но не нужно беспокоиться, если малыш не спешит заговорить с вами. И уж точно не стоит слушать советов других мам и сравнивать своего ребенка с другими, ведь все дети индивидуальны. А до 4 лет все проблемы должны пройти – в этом возрасте детишки уже разговаривают очень бегло.
В возрасте 2-3 лет необходимо проверить ребенка у логопеда. Это важно, ведь определить наличие серьезных дефектов речи нужно как можно раньше – тогда и устранить их будет гораздо проще, чем в более старшем возрасте.
Простые и сложные буквы
Не переживайте, если у ребенка пока не получается произносить некоторые звуки – это нормально. Он учится, запоминает слова, но не всегда четко. Скорее всего, дело просто в том, что вы говорите довольно быстро и некоторые слова произносите не вполне внятно. Взрослые понимают вас, а для малыша слово звучит совершенно по-другому.
Разговаривая с детьми 2-3 лет, необходимо контролировать свою речь. Выбирайте для него более простые слова и варианты построения фраз.Так, вместо «Какой напиток предпочитаешь?» мы спрашиваем маленького ребенка: «Что хочешь попить?». Так вы облегчите для него понимание, а это упростит и ускорит развитие речи.
Могут возникнуть трудности с правильным произношением звуков. Некоторые из них легко произнести, а другие иногда остаются проблемой еще несколько лет. В этом возрасте для детей согласные звуки Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С обычно не составляют особого труда. Остальные же согласные чаще всего просто проглатываются, опускаются. С гласными такой беды нет – их произносить легко.
Взрослые должны следить за своей речью. В 2-3 года ребенок еще не понимает значения слов и их соотношения с контекстом, но быстро запоминает все, что слышит. Ваши слова-паразиты или нецензурная лексика очень легко входят в словарный запас малыша. Сейчас ему просто необходимы новые слова, так что помогите ему пополнить запас правильной лексикой: разговаривайте, читайте, спрашивайте и отвечайте вместе.
«Материнский язык»
С рождением малыша мама учится понимать его желания. Очень скоро она привыкает говорить на его языке так, чтобы ему было понятно. Вот ребенок только-только начнет произносить нечеткое слово или вообще звук, а мама уже знает, что это означает. Это очень хорошо, что между вами установилась связь. Плохо то, что это тормозит развитие речевой функции.
Ваши общие слова и звуки, набор слогов — это так называемый материнский язык, явление, которое психологи и дефектологи выявили сравнительно недавно. Это явление сильно влияет на развитие речи. В 2 года малыш знает некоторый набор слов. В 3 — может составлять простенькие фразы. Это нормально. Если этого не происходит, то ставится диагноз «задержка речевого развития». При общении с логопедом ваша проблема будет выявлена.
Мамам советуют переходить на осмысленную речь. Зачем развиваться, учиться новым словам, если и так все понятно, да еще мама тебя поддерживает? У ребенка пропадает стимул. Спрашивайте его и дожидайтесь ответа. Он должен понять, что речь — это необходимость, то, к чему он должен стремиться. Для детей не составляет труда запоминать новые слова. Помогите своему ребенку: учите его, а не подыгрывайте. Так ему будет гораздо легче в дальнейшем.
Игры для развития речи
В таком возрасте сажать малыша за тетради и книжки совершенно бессмысленно. До 5-6 лет ему необходима подача материала в виде игры. Это ему интересно и не приносит дискомфорта. Только помните, что в этом возрасте ребенок способен концентрировать внимание на чем-то одном не дольше 10-15 минут. Попробуйте урок на изучение новых слов построить вокруг его любимой игры или игрушки. Если вы сможете заинтересовать его, то ребенок с радость будет играть и учиться с вами, и новая информация усвоится намного лучше.
Как вариант – вы можете попросить его что-то сделать, например принести какую-то вещь: машинку, мягкую игрушки, ручку со стола… Если он не знает какого-то слова, то сходите вместе с ним, покажите предмет и назовите его. Несколько повторений, и уже через пару дней название вещи станет привычным.
Даже просто постоять возле окна может быть для детей полезно и познавательно. Покажите ему небо, облака, листики деревьев, объекты во дворе. Называйте все это четко и разборчиво. Как только он выучит первые несколько слов, начните прибавлять к ним простейшие определения: «небо голубое», «облака белые»… Так вы выучите несколько цветов. Затем начните задавать вопросы:
Что это? (указывая на небо, солнце, дерево)
Какого оно цвета?
Облака голубые?
Где небо?
Покажи мне деревце.
Такая простая игра отлично развивает память и дает представление о нашем мире. Можно играть в слова и на улице. Там много разных предметов, все новое, интересное, яркое и привлекает внимание. Когда вы изучаете мир и слова на наглядных примерах, усвоение понятий и развитие речи происходит гораздо проще.
Речевые упражнения
Самое простое упражнение для развития речи – повторение звуков. Какие-то даются легко, а другие — пока еще с трудом. Но не стоит концентрироваться только на неудачах. Повторяйте все, хвалите малыша за успехи. Постепенно вы научите его правильно произносить любые звуки. Но в любом случае хотя бы раз посетите логопеда для диагностики, особенно если есть серьезные проблемы. В этом возрасте многие дефекты речи у детей можно исправить самыми простыми упражнениями.
Каждый звук что-то означает. Покажите ребенку, например, как воет волк (ууууу), как рычит тигр (ррррр). Это рассмешит малыша, а значит, он моментально запомнит новую информацию.
Часто проблемой становятся именно шипящие звуки. Произносите их так, чтобы ребенок мог видеть движения ваших губ и языка – это поможет ему сориентироваться.
Причины задержки в развитии речи
В возрасте 2-3 лет логопед впервые проверит ребенка серьезно. Если не будет выполнена норма по словам и звукам (не менее 80 слов активной речи), то ставится диагноз «задержка речевого развития». Здесь для родителей главное не паниковать. Детям бывает трудно выполнить эту норму по разным причинам. Возможно, ответ очень прост: малыш много времени проводит у телевизора. Такое пассивное слушанье, когда совершенно не нужно говорить, очень опасно, так как ребенок подсознательно перестает видеть в этой самой речи необходимость и теряет желание развивать разговорные навыки. В таком случае выполняйте рекомендации логопеда, меньше включайте телевизор в доме и больше занимайтесь с ребенком – уже через год развитие речи вернется на нужный уровень.
Бывают и более сложные случаи:
- Болезни носоглотки и ушей
Не всегда родители вовремя распознают эти проблемы – иногда даже глухота ребенка на одно ухо долго остается незамеченной. Сниженный слух не проявляется у детей как-то особенно, и вы можете списать это на индивидуальные особенности ребенка, а на очередном осмотре у ЛОР-врача вам внезапно сообщат о заболевании. Некоторые виды снижения слуха лечатся, другие, к сожалению, нет. К счастью, современная медицина предлагает разные варианты компенсации слуха.
Состояние носоглотки тоже очень важно для развития речи. Из-за врожденного дефекта у ребенка может не получаться произносить носовые или горловые звуки. Здесь все зависит от вида деформации и степени изменения. Иногда простая операция может исправить ситуацию раз и навсегда. Но первое, что нужно сделать — проконсультироваться с врачом.
Общее состояние здоровья тоже влияет на начало развития правильной речи. Очень важно, нормально ли кушает ребенок, получает ли достаточно витамином. При недостатке некоторых микроэлементов развитие участков мозга, отвечающих за речь, будет проходить медленнее.
- Болезни ЦНС (центральной нервной системы)
К сожалению, многие из них очень серьезные. К заболеваниям ЦНС относятся и те, которые вызывают недоразвитие интеллекта. Ребенку с болезнями такого плана понадобится лечение и коррекционная педагогика. Развитие речи в этом случае не может прогрессировать так, как у детей без подобных проблем. В возрасте 1-2 лет, максимум до 3 лет, такие проблемы уже могут быть выявлены – именно поэтому важно регулярно водить ребенка на осмотр к врачу, чтобы не упустить начало заболевания.
- Недостаточное внимание родителей
Конечно, тяжело совмещать работу, домашние хлопоты и воспитание малыша. Но ребенку 2 лет просто необходимо быть в компании с человеком, у которого можно учиться. Если у родителей нет возможности проводить время с малышом, то развитие речи будет проходить медленнее. Никакие игрушки не могут заменить общения. Мы не рождаемся с умением говорить – мы его приобретаем. Для ребенка вы и ваша речь — эталон. Чем чаще вы разговариваете, тем больше новых слов он узнает. Если же общения недостаточно, то процесс затормаживается: малыш продолжает говорить на своем языке звуков и отдельных слов. А если нет развития речи у ребенка, то замедляется и развитие интеллекта. Помните об этом и проводите как можно больше времени вместе со своим малышом.