Упражнения на межполушарное взаимодействие | НАУМЁНОК
Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половина мозга.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи.
Помогут в этом специальные упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Межполушарные связи: упражнения для детей
Ухо-нос
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
Зеркальное рисование
Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Алфавит
Это упражнение развивает также внимание, мышление и улучшает работоспособность, помогает снять эмоциональное напряжение.
Для выполнения упражнения распечатайте или напишите обычный русский алфавит.
Под каждой буквой произвольно поставить пометки: Л, П, О.
Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки.
Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой.
Первая часть упражнения — пройти от А до Я.
Вторая часть — пройти от Я до А.
Время от времени пометки под буквами алфавита нужно менять местами.
Разноцветный текст
Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет каждого слова.
Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше.
При выполнении данного упражнения происходит отличная балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает.
Виват — окей
Сложите пальцы на правой руке в знак ВИВАТ, на левой — ОК. Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был ВИВАТ — стал ОК, на левой — был ОК — стал ВИВАТ. Старайтесь выполнить упражнение не менее 10-15 раз.
Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение не спеша, постепенно ускоряясь. Упражнение включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.
Живот — макушка
Выполните следующие движения:
- Поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке.
- Постукивание левой ладошкой по макушке.
- Объедините оба движения.
После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.
Описываем круги
Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя, но лучше начать с выполнения стоя.
- Обопритесь на левую ногу и начните правой ногой чертить круги на полу по часовой стрелке.
- Правой рукой описываете круговые движения параллельно полу, но уже против часовой стрелки.
- Постарайтесь уловить движения и выполнять оба упражнения одновременно.
- Это заставит работать одновременно оба полушария мозга.
Освоив это упражнение, поменяйте руки и ноги.
Собачка — пистолет
Это одно из моих любимых упражнений. Сложите пальцы на одной руке в знак СОБАЧКА, а на другой— ПИСТОЛЕТ. Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть там, где была СОБАЧКА — стал ПИСТОЛЕТ, а где был ПИСТОЛЕТ — стала СОБАЧКА. Попробуйте повторить 10-15 раз.
Таблицы Шульте
Работа с таблицами Шульте прекрасно развивает мозг, внимание, увеличивает скорость чтения. Для развития межполушарных связей лучше использовать цветные таблицы Шульте.
Скачать книгу бесплатно
Самолёт
Упражнение заключается в том, что левая рука чертит в воздухе треугольник, а правая рисует круг. Это упражнение можно видоизменять: менять руки или рисунки.
Упражнение можно выполнять не только в воздухе, но и рисуя мелом на доске или асфальте, или же фломастерами на листке бумаги. Попробуйте также поделать его с открытыми и закрытыми глазами.
Как показывает практика, на отработку каждого упражнения нужно не более двух-трёх дней. Это сначала кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи, и вы уже начинаете удивлять других выполнением данных упражнений. Делайте упражнения вместе с детьми. Это весело и полезно. Эти упражнения очень полезно выполнять не только детям, но и взрослым.
Кроме улучшения межполушарных связей, упражнения во многом влияют на развитие памяти, внимания, мышления. Можно подключить ещё и другой комплекс упражнений для работы мозга, который отлично влияет на улучшение почерка.
К тому же развитие обоих полушарий очень полезно, если ребёнок никак не может наработать необходимую технику чтения.
Эти упражнения прекрасно дополнят приёмы скорочтения. Если такая проблема существует, то рекомендую использовать специально разработанные тексты.
Скачать файл
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Межполушарные связи. Признаки несформироанности и возможности развития
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы? И, наконец, как их развивать?
Итак, известно, что у нашего мозга два полушария. Основными талантами правого полушария являются:
- восприятие своего «телесного» я, различные ощущения (вплоть до интуиции) и схема тела;
- пространственные представления;
- способность воспринимать информацию целостно, вместе с носителем,
- способность оценивать важность информации на основе ее эмоциональной окраски, комфортности для человека;
- правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.
Особыми талантами левого полушария являются:
- упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,
- речевые функции, здесь находятся центры речи;
- логическая обработка информации и аналитическое мышление;
- чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность (лобные левые доли).
Да, таланты у полушарий разные, но любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности.
Остановимся на формировании межполушарных связей в процессе развития ребенка. Начинается данный процесс очень рано, еще во внутриутробном периоде закладывается нейробиологическая основа для их становления. Во время рождения запускаются механизмы, резко активирующие стволовые структуры мозга и, соответственно, межполушарные связи на данном и подкорковом уровнях. Этот период от рождения и до 2-3 лет очень важен для формирования реципрокных и синергических взаимодействий рук и ног, а также согласованных движений и конвергенции глаз. На данном этапе ребенок активно нарабатывает базовый сенсомоторный репертуар, у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Такие базовые взаимодействия ему очень пригодятся, когда он начнет писать, т.к. данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, возникает ситуация, когда ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. А это уже большая вероятность появления дисграфии и дислексии. Да и само по себе отсутствие конвергенции глаза (сведение в одну точку) существенно затрудняет процесс обучения, ребенку приходится часто вертеться или наклонять голову, чтобы создать отчетливый зрительный образ.
Далее, в период от 2-3-ех до примерно 7-8-ми лет происходит активизация межгиппокампальных коммисуральных систем. Данный комплекс начинает играть ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной, межмодальной когнитивной и эмоционально-мотивационной интеграции. Важнейшая функция межгиппокампальных связей – межполушарная стабилизация и организация мнестических процессов. Также в этот период формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи. На данном этапе в случае несформированности межполушарных связей может наблюдаться такие явления как:
- зеркальное написание букв и цифр,
- псевдолеворукость или амбидекстрия вследствие несформированности доминантности полушарий мозга,
- логопедические проблемы из-за несформированности доминантного по речи левого полушария, например, сложности формирования номинативной функции речи из-за отсутствия прочной связи между образом (правое полушарие) и словом (левое полушарие), а также задержка становления фонематического слуха, т.к. изначально речевое звукоразличение формируется из способности различать бытовые и неречевые звуки (правое полушарие),
- агрессивные вспышки, признаки правосторонней эпиготовности или психосоматические проявления из-за сложностей вербализации аффекта, т.е. осмысления и переноса из правого в левые полушария сильных переживаний.
И, наконец, завершающим в становлении межполушарных взаимодействий ребенка является этап приоритетного значения комплекса транскаллозальных связей (мозолистое тело), продолжающийся от 7 до 12-15 лет. Нейрофизиологически это подкрепляется формированием «волны Уолтера» — центрального механизма произвольного внимания. Таким образом, мозолистое тело обеспечивает межполушарную организацию психических процессов на наиболее важном для социальной адаптации — регуляторном, социокультурно опосредованном уровне их протекания. На этом уровне межполушарные взаимодействия помогают ребенку не только выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой ясно определенные цели, но и контролировать их в соответствии с требованиями социума. Таким образом, при несформированности межполушарных взаимодействий на уровне мозолистого тела можно наблюдать такие особенности поведения как:
- сложности произвольной саморегуляции, расторможенность,
- отсутствие учебной познавательной мотивации,
- бедность интересов,
- инфантильность, сложности формирования собственной активной позиции.
Теперь может возникнуть вопрос: что служит причиной несформированности межполушарных связей у детей? Однозначно ответить на данный вопрос сложно, т.к. причин много и на каждом возрастном этапе они свои. В любом случае можно отметить, что в сензитивный период становления любой психической функции в случае какого либо неблагополучия в жизни ребенка может произойти задержка или искажение развития этой функции. Приведем основные факторы риска, которые могут привести к недостаточному формированию межполушарных связей:
- болезни матери, прием антибиотиков, серьезные стрессовые ситуации во время беременности (особенно начиная с 3-его месяца),
- родовые травмы, анестезия во время родовой деятельности, кесарево сечение,
- общий наркоз в первые годы жизни,
- болезни ребенка в первый год жизни,
- длительные или сильные стрессовые ситуации,
- отсутствие этапа (или непродолжительный этап) ползания по-пластунски и на четвереньках,
Итак, на что стоит обратить внимание родителям? Если ребенок мало ползал или ползал больше задом, боком; если длительное время (до школы) не формируется доминантная рука (чаще правая), ребенок зеркалит, у него нет конвергенции глаз или уже есть астигматизм, ребенок неловкий, часто падает или натыкается на углы и мебель, у него бывают вспышки агрессии, нет произвольного внимания к первому классу, есть логопедические проблемы , например, несформированность фонематического слуха или ребенок никак не может запомнить названия предметов или чем отличается курица от петуха и т.д., с трудом запоминает стихи. Такие проблемы могут указывать на несформированность межполушарных взаимодействий. Сами по себе данные проблемы не уйдут, необходимо выполнять специальные упражнения для формирования связей между полушариями. Хотя, надо отметить, что маленькие дети часто сами себя корректируют, например, много ползая и двигаясь в дошкольном детстве. К сожалению, в настоящее время двигательное развитие детей ущербно в силу отсутствия длительного этапа свободной спонтанной игры. К примеру, многие сейчас не играют в классики, резинку, казаков разбойников, да и просто в мяч, отдавая больше времени гаджетам или разнообразным кружкам (что само по себе нормально). Поэтому сейчас, дополнительное развитие межполушарных взаимодействий просто необходимо.
Что делать, если вы заметили подобные проблемы
? Для начала, конечно, нужно обратиться к нейропсихологу для расширенной диагностики. Если все-таки проблема подтвердилась, нейропсихолог предложит коррекционную программу для формирования межполушарных взаимодействий. В данном случае отлично себя зарекомендовала программа по Методу замещающего онтогенеза, разработанная А.В. Семенович.А что делать дома? Для формирования или развития межполушарных взаимодействий можно рекомендовать следующие кинезиологические упражнения:
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнение «Лезгинка».
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые упражнения:
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Вот! – О’key! Смена одной позиции на другую. («Вот!» -Пальцы собраны в кулачок, большой палец поднят вверх.)
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Для старшего поколения подобные упражнения помогут улучшить память, мышление и общую работоспособность. Также будет очень полезным дополнить данные упражнения занятиями танцами, ушу, айкидо и другими восточными единоборствами.
Упражняйтесь и результат не заставит себя ждать!
Развитие межполушарного взаимодействия у детей.
Развитие межполушарного взаимодействия
Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.
Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека (и тех, которыми человек может управлять усилиями воли, и тех, которые не зависят от воли человека, например, сердечная мышца) .
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.
Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушением межполушарного взаимодействия.
В норме основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Существует тест на определение наличия нарушений межполушарного взаимодействия.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.
Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о наличии нарушения межполушарного взаимодействия и его предрасположенности к речевым нарушениям.
Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:
• сжатая в кулак ладонь,
• ладонь ребром на плоскости стола,
• распрямленная ладонь на плоскости стола.
Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.
Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен к двум видам ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них.
Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Так же эти упражнения помогут взрослому человеку:
Восстанавливать работоспособность и продуктивность;
Реализовать свой внутренний потенциал;
Повышать точность выполнения действий при работе на компьютере,
во время управления автомобилем и другими сложными устройствами,
Формировать уверенность при публичных выступлениях, собеседованиях, переговорах, экзаменах;
Развивать творческие способности, спортивные навыки;
Уметь найти путь к радостному, легкому и творческому учению;
Развивать более ясное и позитивное мышление.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно, в доброжелательной обстановке. Упражнения можно выполнять в любом порядке и сочетании. Длительность занятий– 45–60 дней.
Предлагаю вам выполнить некоторые упражнения:
1. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».
2. Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.
4. Лезгинка.
Положение рук показано на слайде. Одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5.Ухо—нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Поза Наполеона.
Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении.
7. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).
8. Инструкция: «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями».
9. «Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие
Тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии.
Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности.
Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей.
Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году н.э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма.
В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок — кинезиология. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления.
Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Выполним несколько упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.
Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия
- Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
- Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
- Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
- Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
- Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1,1-2,1-2-3 и т.д.».
- Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
- Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
- Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
- Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руки с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
- Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
- Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.
- Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
- Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
- Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
- Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
- Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».
- Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.
- Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
- Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе).
- Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
- Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- Зажмите карандаш средним и указательными пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.
- Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол.
- Горизонтальная восьмерка. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.Одновременно с глазами следить за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.
- Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
- Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левуюруки в верхнем и нижнем положении.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.
Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное — обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.
Развитие межполушарного взаимодействия мозга, как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.

Развитие межполушарного взаимодействия мозга, как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.
МБДОУ «Сеяхинский детский сад «Олененок»
Педагог- психолог Седых Ирина Николаевна
2018 г.

Статистика
Каждый пятый первоклассник страны (22%),
является здоровым.
К моменту окончания школы 2,5% выпускников остаются
полностью здоровыми, соответственно 97,5% имеют
проблемы со здоровьем, а 70% из них имеют
хронические заболевания.

Возраст с 5 до 7 лет очень важен для развития мозговых
структур. Именно в этот период можно получить прекрасные
результаты у детей по интеллектуальному развитию, сохраняя
здоровье ребенка. Поэтому мы многое теряем, если не используем
современные методики развития, разработанные на основе данных
нейрофинейрофизиологии, кинезиологии, логоритмики,
синэнергетики.

А. Семенович
Этапы, формирования межполушарных связей у ребенка

1 этап — с начала внутриутробного развития до 2-3 лет.
- Важно, чтобы малыш был рожден правильно
и в соответствии со своим сроком.
- Во время ползания наблюдается процесс формирования межполушарного взаимодействия

2 этап- с 3 до 7-8 лет – важнейший период формирования межполушарных связей.
В этот период происходит наиболее
интенсивное зрительное, слуховое,
кинестетическое, зрительно-моторное,
слухо-моторное, эмоционально-мотивационное
интегрированные виды восприятия.
Это очень важный период в жизни ребенка для развития его речи.

3 этап – с 7 до 12, 15 лет – происходит наиболее интенсивное развитие межполушарных связей на уровне развития лобных долей.
В данный период ребенок может прекрасно
ставить и добиваться поставленных целей,
планировать и контролировать свою деятельность.

По мнению нейропсихологов и нейрофизиологов для успешной психической деятельности очень важно формирование совместной работы полушарий головного мозга.

В настоящее время доказано, что у 95% праворуких детей центр речи находится в левом полушарии, а у оставшихся 5 % — в обоих. У 70% леворуких центр речи также располагается в левом полушарии, а у 15% — в двух и только у 15% леворуких людей — в правом полушарии.

Каждое полушарие формирует свой принцип организации речи:
правое — целостность смыслового содержания, метафорическое
мышление, формирует ассоциации на основе
наглядно-чувственных представлений о предмете

Левое полушарие – отвечает за теоретическое мышление, грамматику оформления высказывания, характеристику предметов.

Два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное связаны с функциями левого и правого полушарий. Только лишь симметричное одновременное развитие полушарий мозга вносит гармонию в ходе личностного, интеллектуального развития ребенка, взрослого.

Основные направления работы в детском саду, нацеленные на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга

Пальчиковая гимнастика

Логоритмика

Кинезиологические тренировки
систематические занятия по кинезиологии убирают явления
дислексии, развивают моторику, речь, все виды внимания и памяти,
мышление, способствуют стрессоустойчивости организма.
Упражнения несут в себе возможность радостного творческого
учения,
позитивного личностного роста, перспективного
формирования учебных навыков и умений.

Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Современные кинезиологи рассматривают
причину нарушений функций обучения
в неспособности
правого и левого полушария к интеграции
(аналитический мозг постоянно
блокирует творческое начало образного мозга
в его способности к интегративному видению)

«Гимнастику мозга» несет за собой знания
и навыки,
получаемые с помощью комплексов упражнений.
· Упражнения позволят сформировать детям
навыки самостоятельности;
· Восстановить работоспособность и
продуктивность;
· Реализовать свой внутренний потенциал;
посредством выполнения простых и легких
упражнений;
· Расширять поля видения, умения слушать и
слышать,
чувствовать свое
тело;

· Улучшить работу долговременной и кратковременной памяти,
концентрации внимания, формирование абстрактного мышления;
· Гармонизировать работу левого и правого полушарий;
· Улучшить равновесие и координацию;
- Развивать более ясное и позитивное мышление.

- Периодически менять привычный маршрут
- на работу, домой, на прогулке.
- Один час в день передавать главенство левой руке
(брать предметы ею, чистить зубы, есть и т.п.)
- Каждый день учить 2-3 иностранных слова.
- Забыть о калькуляторе и считать в уме.
- Намеренно запоминать разную информацию: список покупок, телефон мамы, друга и т.п.
- Находить время для новых эмоций и опыта.
- Тренировать тело, и мозг получит больше кислорода.
- Разгадывать ребусы, загадки, решать с ребенком задачки.
Упражнения из Нейробики для взрослых и детей:

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Классическая музыка, используемая на занятиях – еще одно наипрекраснейшее средство для активизации головного мозга в целом.

Творческие занятия с использованием классической музыки

Звуки музыки приводят к формированию нейронных связей
успокоению детей, концентрации внимания,
улучшению памяти, пространственного восприятия,
развитию речи, моторики, раскрытию внутреннего мира
ощущений и, соответственно, к продуктивным
результатам всех видов деятельности.

«Эффект Моцарта»
Сила воздействия этой музыки доказана
по двум направлениям: частоте смены ритма и по частоте звука. У нашей нервной системы есть свой ритм — 20-30 сек. Именно в музыке Моцарта,с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

После прослушивания музыки кора головного мозга просто
«светится», приходя в активную фазу
своей деятельности. Ритмы и высокие частоты
звуки музыки Моцарта
стимулируют и загружают все творческие отделы
коры головного мозга.

В университете Калифорнии был проведен эксперимент, как музыка влияет на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:
1 – сидели в полной тишине;
2 – слушали аудиокнигу;
3 – слушали сонату Моцарта.
Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги
1 – на 14%;
2 – на 11%;
3 – на 62%.

Американские ученые доказали, что если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц.

Всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. В его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему … несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим.
Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать прекрасным актером.

Интересным примером для нас может послужить опыт талантливого педагога С.Я. Стандрига, работающий в городе Петрозаводске. Он создал центр музыкальной терапии и логопедии, в котором занимаются как дети с ограниченными возможностями (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна), так и здоровые, а с ними и взрослые (семейный ансамбль). В этом центре не нужна специальная подготовка или обучение нотной грамоте.
Дети с серьезными проблемами здоровья избавляются от страхов, комплексов, обретают уверенность в себе, становятся более общительными и контактными.

В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют
произведения Моцарта, чтобы снизить количество аварий на дорогах.

В России опыт Щетинина – прекрасный пример раскрытия родовой памяти у детей через пение и танцы, методику «погружения».

Дидактические игры и задания

Мнемоника

ТРИЗ

Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.

Воздействуя на особые структуры мозга, используя современные методы развития и воспитания, мы можем добиваться прекрасных результатов в развитии личности ребенка и решить проблему не успешности в детском саду и в школе.

Более семисот лет назад появилась эта притча:
«Некто спросил у трех мужчин, катающих тачки с камнями:
«Что ты делаешь?» «Катаю эту тачку ,
будь она проклята!»- ответил первый. «Зарабатываю!»
-гордо произнес третий.
Одна и та же работа,
но принципиально разное к ней отношение
и мотивация.
Хотелось бы , чтобы педагоги прониклись гордым
и радостным мироощущением третьего строителя,
осознали, что посредством новых методов они гораздо
эффективнее, чем прежде выполняют задачи по обучению
и воспитанию детей.
Развитие межполушарных связей у детей

2019-03-10 22:38:32 0 5246
Как несколько минут специальной гимнастики в день помогут Вашим малышам стать отличниками?
В этой статье мы расскажем вам о специальных упражнениях для развития межполушарных связей коры головного мозга и о том, почему это важно.
Отдавая ребенка в школу каждый из нас надеется, что учеба будет даваться малышу легко и без усилий. Но мало кто знает, что для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие межполушарных связей правого и левого полушарий коры головного мозга.
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых, в основном, выполняет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, а правое полушарие отвечает за образное мышление, креативность и целостность восприятия. Согласитесь, только налаженное взаимодействие двух полушарий позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную в школе информацию. Обмен информации между полушариями происходит через мозолистое тело, которое можно очень успешно развивать как в дошкольном так и в школьном возрасте. Для этого используются специальные, так называемые межполушарные доски. Пока детки маленькие, у вас есть прекрасная возможность для того, чтобы активизировать оба полушария и обеспечить ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную память, яркое воображение, железную логику и хорошее обучение.
Как же пользоваться межполушарными досками?

Ребёнок берет два бегунка и вставляет их в начало лабиринта, и передвигает их по лабиринту, проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала по часовой стрелке, затем — против. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие. Кроме этого, такие упражнения влияют на синхронизацию работы глаз и рук, этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга.
Игра с полушарными досками очень положительно влияют на развитие ребенка,а именно:
1. Развивает мозолистое тело;
2. Концентрацию;
3. Усидчивость;
4.Улучшают мыслительную деятельность;
5.Способствуют улучшению памяти и внимания;
6.Синхронизируют работу полушарий.
Межполушарные досоки — несколько видов сложности!

С какого рисунка начать заниматься? Приведем некоторые общие рекомендации по выбору рисунка. Самый легкий рисунок- круги, самый сложный — Лабиринт . Для того чтобы проверить подойдет ли вам круг, попросите ребенка на листке нарисовать круг, если справляется, то можно брать посложнее. Чем больше углов на рисунке, тем он сложнее. Например, мозг сложнее круга, а сложный лабиринт Квадрат легче Лабиринта. Чем плавнее линии, тем легче рисунок для исполнения. Педагоги всегда рекомендуют начинать с самого легкого.
Данные доски Вы всегда можете приобрести в нашем интернет магазине Деревянные развивающие игрушки УмныйСлон.рф в наличии:
Межполушарная доска — деревянный лабиринт (квадрат)
Межполушарная доска — деревянный лабиринт (круг)
Межполушарная доска — деревянный лабиринт
Межполушарная доска — деревянный лабиринт (мозг)
Выбирайте нужную вам межполушарную досочку!
Упражнения для развития межполушарных связей
Что делать, если ребенок невнимательный? Как ему помочь учиться лучше? Как взрослому развить память и воображение?
Человеческий мозг устроен таким образом, что каждое полушарие имеет свою специализацию. В частности, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, способности к языкам и математике, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов, контроль правой половины тела. Правое полушарие обрабатывает невербальную информацию, отвечает за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность, параллельную обработку информации и контроль левой половины тела. Интеллект человека основан, прежде всего, на согласованной работе обоих полушарий.
Правильно ли вы готовите ребенка к школе?
Если родители понимают фразу «после трёх уже поздно» слишком буквально и записывают ребенка младше 5,5 лет на все «развивашки» подряд:
- музыку,
- английский,
- чтение,
- счет и т. д.,
то в результате левое полушарие развивается слишком быстро, в ущерб правому, а нейронные связи между ними слабы и малочисленны. Что происходит с таким ребенком в школе? Будучи, на первый взгляд, более чем готовым к обучению, он с трудом сосредотачивается на уроке, пишет с ошибками, плохо воспринимает учебный материал.
Развитие интеллекта человека напрямую зависит от того, насколько тесно связаны левое и правое полушария головного мозга. Наибольшее количество нервных связей между ними образуется при регулярном совершении перекрестных движений, то есть левой и правой сторонами тела. Недаром нейропсихологи рекомендуют начинать подготовку к школе не с алфавита и прописей, а с обучения:
- посадке при письме;
- захвату ручки или карандаша;
- ориентации в пространстве;
- а также с развития крупной и мелкой моторики.
Психолого-педагогические исследования подтверждают: чем больше двигается ребенок и чем лучше он координирует свои движения, тем в большей степени развиты у него высшие психические функции.
Читайте также: Игры на развитие крупной моторики на 2-4 года
Упражнения для формирования межполушарных связей
Что делать, если время упущено, ребенок уже учится в школе и его успехи оставляют желать лучшего? Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- концентрировать внимание;
- облегчить процесс чтения и письма.
Вот некоторые упражнения, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.
1. Рисование двумя руками
Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.
2. Лепка и оригами
В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.
3. Поиграйте в цвета
Запишите на листе бумаги названия разных цветов палитры ручками с цветной пастой, фломастерами или карандашами, которые не соответствуют им по цвету, например, для слова «красный» используйте синий карандаш, а для слова «черный» – желтый. Теперь с опорой на лист произнесите только названия цветов, которыми записаны слова. Старайтесь делать это как можно быстрее. Сначала цепочки должны быть короткими: три-четыре слова, затем количество названий можно увеличить.
4. «Танец»
Левой рукой, сжатой в кулак, с развернутым большим пальцем в сторону, дотроньтесь до правого мизинца. Поменяйте руки. Старайтесь делать движения быстро и точно.
5. Примерьте чужую шкуру
Иногда выполняйте привычные действия не ведущей, а подчиненной рукой. Например, если вы правша, попробуйте левой рукой размешивать чай, поворачивать ключи в замке, набирать текст эсэмэски.
Читайте также: Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология
6. «Ладонь, кулак, ребро»
Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.
7. «Колечко»
По очереди соединяйте мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполняйте упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно.
8. «Замок»
Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.
9. Массаж ушей
Попробуйте расправить и потянуть край каждого уха в сторону и вниз. Повторите несколько раз.
Выполнять упражнения для укрепления межполушарных связей необходимо регулярно, по 10-20 минут в день, только в этом случае они дадут положительный результат. Рекомендуемая длительность курса от 45 до 60 дней. Занятия должны вестись по определенной схеме, ее разрабатывает нейропсихолог на основании проведенного обследования.