Развитие малыша в 9 месяцев: Ребенок в 9 месяцев: развитие, питание, игры, проблемы – развитие мальчика и девочки, чему учить

Развитие ребенка в 9 месяцев, навыки ребенка в 9 месяцев

Физическое и психическое развитие

За девятый месяц масса тела ребенка в среднем увеличиться на 500 г. Если малыш родился с массой тела 3,2-3,5 кг, то сейчас он будет весить 9-9,5 кг.

Ребенок продолжает изучать пространство. Его интересует все: почему шкаф заканчивается именно на этом повороте, двери двигаются (открываются и закрываются), диван стоит в центре комнаты неподвижно и т.д. Самая увлекательная игра малыша – ползание вокруг кресла, стульчика или кухонного стола. И в этом нет ничего удивительного — ему, как и вам, нужно неоднократно повторять одно и тоже действие, чтобы чему-то научиться и остановиться, выбрав правильное решение.

Деткам в этом возрасте очень нравиться игра «Большой-большой!». Знакомый человек (мама, папа, бабушка, дедушка) спрашивает у малыша: «Какой Егорушка большой?» или «Какой Егорушка большой вырастет?». Ребенок с радостью отвечает на вопрос и поднимает две ручки вверх, показывает, какой большой он вырастет.

Еще малыши любят играться в прятки. Например, ребенок прячется за дверью, за шторой или за диваном и ждет, пока кто-то не спросит: «А где же наша Верочка?», после услышанного вопроса, малыш показывается с того места, где прятался.

На девятом месяце детки не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа. Ручки малыша хорошо окрепли. Теперь, если ребенок захочет встать, то для этого эму понадобятся манеж, диван, кресло, то есть то, за что можно держаться руками. Эти упражнения он может делать много раз, но стоять длительное время на ножках ему еще тяжело, поэтом малыш отпускает поддержку и падает, затем снова поднимается.

Бывает такая ситуация, что ребенок держится за край манежа и поднимается на ножки, а потом начинает плакать. Что же происходит? Ответ простой — малыш научился подниматься на ножки, но пока не умеет самостоятельно присесть, поэтому, не зная, что делать, он боится и плачет. Родители должны помочь ребенку присесть, со временем он научится это делать сам и у малыша появится еще одна интересная игра.

В этом месяце продолжается развитие речи. В его «словарике» еще не много слов, но к ним добавляются новые, коротенькие словечки, обозначающие любимых людей или действия: «дада», «ам», «дай», «мама», «баба», «папа» и т.д. Самое интересное, что у каждого малыша свой «словарик». Ребенок может попробовать моделировать свой голос, разговаривать тихо, шепотом или громко. При этом он очень любит копировать вас, интонацию вашего голоса. Ведь это маленький человечек, который безгранично вас любит.

Можно выделить две самых главных задачи в воспитания ребенка 9 месяцев:

  • развитие язык;
  • формирование целеустремленных движений.

Когда вы общаетесь с ребенком, разговариваете, рассказываете стишки, старайтесь, чтобы малыш пробовал повторять за вами определенные звуки, слоги.

В этот период у малыша ярко выражена наблюдательность и реакция подражания — он смотрит на родителей и хочет делать как они. Рекомендуем использовать возможности вашего ребенка для обучения его новым, более сложным действиям. Научите ребенка доставать игрушки из шкафчика, складывать игрушки в ведерко, нажимать на клавиши пианино, толкать мячик или крутить детскую карусельку.

Учите вашего карапуза переходить от предмета к предмету, на короткое время оставляйте его без поддержки.

Продолжайте приучать малыша кушать с ложки, пить с чашки и засыпать без укачивания.

Для того, что бы ваш ребенок научился ходить как можно раньше, вы должны обеспечить его необходимыми условиями — выделите малышу отдельную комнату или часть огражденного пола с ковриком.

Общение с ребенком очень важно в этом возрасте. Предлагайте малышу развивающие музыкальные игрушки, карусельку, мягкие кубики, мячики разных размеров без мелких деталей и острых углов. В этом месяце обратите внимание на следственно-причинные игрушки: мячик, который котится, если его толкнуть; детское пианино издает разные звуки, если нажимать на клавиши и т.д.

Набор игрушек рекомендуется дополнить музыкальными игрушками (детский телефон, микрофон, детское пианино и т.д.), мячиками (разных размеров и расцветки), машинками (можно с привязанной ниточкой), куклами (тканевые, пластмассовые), разнообразными игрушечными животными. В «игрушечном наборе»уже должны быть шарики, ведерка с игрушками внутри, посуда, кольца (разных цветов и размеров), различные погремушки с ручками, резиновые игрушки разных цветов, «грызунчики» (с охлаждающим гелем).

Игрушки рекомендуется периодически менять, для того, чтобы ребенку было интересно играться. Предлагая малышу все игрушки сразу — вы делаете ошибку.

Предлагая ребенку новые игрушки, обязательно, обращайте внимание на возрастной диапазон, то есть для детей какого возраста предназначена игрушка, на отсутствие в игрушке острых углов и мелких деталей. Дети — большие экспериментаторы и исследователи своего тела. Исключите все игрушки с мелкими деталями, для того, чтобы они не попали в носик, ушко или в дыхательные пути ребенка.

В конце девятого месяца необходимо посетить педиатра. Он взвесит ребенка, измеряет его рост, сделает оценку психофизического развития, а также напомнит какую прививку необходимо сделать в этом месяце.

Если же масса тела превышает границу 9,5 кг, значит у малыша паратрофия, то есть лишний вес. Родители, наверное, очень радуются, что их малыш такой пухленький как «пампушечка», но у современной медицины есть свой ответ на этот вопрос. Научными исследованиями доказано, что паратрофия — это состояние, которое отвечает за нарушение обмена веществ, предшествует появлению эндокринных заболеваний, способствует ослаблению иммунитета. У детей с большим весом, болезни имеют частый и продолжительный характер. Самыми распространенными являются респираторные, кишечные и вирусные инфекции, пневмония, запоры,  http://ladushki.info/zdorove-rebyonka/detskie-bolezni/rahit.htm, анемия, опрелости.

Поэтому, если ребенок уже приобрел такое состояние, с целью предупреждения осложнений, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом-педиатром, который, посоветует, как правильно подкорректировать дневной рацион малыша какие продукты лучше исключить или заменить определенный процент калорийной еды овощными блюдами и фруктами. Самой распространенной причиной проявления паратрофии у детей это присутствие большого количества углеводов, которые малыш получает с едой и недостача в рационе ребенка мяса, сыра, желтков.

При паратрофии рекомендуется ограничить употребление малышом таких блюд как картофельное пюре, мучные изделия, «белые» каши (каши из цельных круп), сладкие соки, кисели.

Нужно обговорить с педиатром проблему профилактики бытовых травм, то есть все ли методы безопасности вы учли и максимально защитили малыша от неприятных ситуаций, знаете ли вы как правильно оказать первую помощь сыну или дочке в определенной ситуации и т.д.

В ванной не допустимо чтобы на полу стоял стиральный порошок, хлорка, всевозможные моющие средства и на ванной не должно находиться мыло, зубная паста, шампунь и т.д. Интерес ребенка предвидеть нельзя, он безграничен, поэтому не испытывайте судьбу и спрячьте все химические средства, в то место, где ребенок их точно не найдет. Не забывайте — бытовая химия является потенциальной опасностью для ребенка. Не являются исключением и медицинские аптечки, которые зачастую находятся на нижних полочках или в легко открываемых тумбочках. Очень жаль, но каждый месяц в детские больницы поступают детки с химическими и медикаментозными отравлениями, иногда в крайне тяжелом состоянии.

Покажите ребенку, что означает слово «Горячее!». Возьмите малыша на руки и на большом расстоянии расположите его ручку над плитой, чтобы он почувствовал сильное тепло — ребенок отдернет ручку. Потом сами поставьте руку над плитой, и забрав ее, скажите «Горячее!». Таким образом, у малыша будет формироваться рефлекс на «горячее». Если вы вдвоем с ребенком готовите обед на кухне, контролируйте себя каждую минуту: горячую чашку, кастрюлю с кипятком, закипевший чайник, электроприборы, острые ножи, вилки, соль и т.д. отодвигайте подальше от края стола. Защитите вашего ребенка от неприятных последствий из-за вашей невнимательности.

Проверьте, все ли розетки, которые расположены низко, закрыты заглушками, нет ли рядом тяжелых, стеклянных, острых предметов, которые представляют опасность для ребенка.

Навыки и достижения

Достижения вашего ребенка в 9 месяцев:

  • на протяжении месяца вес ребенка увеличивается на 450-500 г;
  • рост увеличивается на 1,5-2 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • малыш может взять игрушку двумя ручками и приблизить ее к себе;
  • одной ручкой берет маленькие предметы, а большие – двумя;
  • может играться двумя игрушками в обеих руках;
  • ребенок может ползать с предметом в одной руке;
  • умеет хлопать в ладошки;
  • малыш может стоять с маминой помощью;
  • ребенок может разворачиваться назад, когда ползает.

Интеллектуальные навыки:

  • малыш может играться в игры: «Где ты?», «Большой, большой»;
  • не любит не интересные игры, в которых повторяется простые действия;
  • запоминает игру, в которую играли день назад;
  • может исполнять не сложную просьбу;
  • может сказать «мама», «папа», «баба», «дай», «ам»;
  • боится объемного пространства и высоты.

Социальные навыки:

  • малыш любит играться возле родителей;
  • копирует поведение и эмоции других детей. Если «компания» плачет, малыш может поддержать друзей и плакать громче всех;
  • выбирает игрушки для игры очень внимательно, с настроением;
  • может имитировать чей-то смех, кашель или чихания;
  • ребенок может проявлять инициативу к началу новой игры;
  • малыш может «сконцентрироваться» и повторить «на бис», то, что его попросят.

Режим дня

Режим дня ребенка остается без изменений: сон-кормление-игры-сон-кормление и т.д. Сохраняется два дневных сна по 2-2,5 часа, один сон на свежем воздухе. Ночной сон 11-11,5 часов.

Температура воздуха в комнате ребенка должна поддерживаться на уровне 20°С. Как и раньше, комнату регулярно проветривайте

Гуляйте с ребенком на улице три раза в день при температуре воздуха от -15°С до +30°С. Летом длительность прогулки составляет 3-3,5 часа, а зимой — 2-,2,5 часа. Не забывайте: для вашего малыша очень полезен сон на свежем воздухе.

Днем ребенок спит два раза, может быть один дневной сон, но более продолжительный. Определить точное время засыпания ребенка нельзя, потому что у каждого малыша свой индивидуальный режим дня. Продолжительность дневного сна около 2-2,5 часов.

В этом месяце ночной сон становиться более глубоким и длительность его увеличивается до 10-12 часов. У родителей появляется возможность немножко поспать.

Ваш ребеночек уже подрос, и вы можете купать его через день. Температура воды для купания 34°С, длительность ванны 10 минут. Температура воздуха в комнате составляет 21°С. После гигиеничной ванны малыша нужно облить водой, температура которой на один градус ниже, то есть 33°С.

Купание малыша перед сном превратите в настоящее, долгожданное событие. Разрешите карапузу плескаться, играться, «плавать». И ребенок, и родители, получат много приятных впечатлений и удовольствия.

Ночью детки могут раскрываться, но не нужно беспокоиться и устраивать ночное дежурство папы возле кроватки. Оденьте ребенку на ночь колготки или пижамку и носочки на ночь. Побеспокойтесь о том чтобы, простынь хорошо ложилась на матрасик и не могла запутать малыша. Лучше всего купить или пошить специальную простынь-мешок, которая одевается на матрасик и хорошо на нем держится за счет боковых резиночек, тогда ничто не нарушит крепкий сон вашего малыша. Ребенок до года обязательно должен спать на твердом матрасе и без подушки.

Вечером, укладывая ребенка спать, спойте ему колыбельную песенку, погладьте тихонечко по головке, и каждое утро встречайте малыша улыбкой и нежными словами. Тогда у малыша не будет проблем с ночным сном, а утром он будет просыпаться в отличном настроении, потому что рядом будит самый родной и дорогой человек — мама.

Не забывайте каждый день проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, влажные обтирания. Занимайтесь с ребенком гимнастикой, делайте массаж. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками по кругу; сгибание и разгибание ног вместе и попеременно; массаж спины; упражнения, стимулирующие к ползанью; сгибание и разгибание рук попеременно, держась за пальцы; скользящие шаги; приседания, удерживаясь за кольца; массаж живота; поднимание выпрямленных ног. Комплекс массажа и гимнастики делайте каждый день по 5-7 раз каждое упражнение на протяжении 10 минут.

Воздушные ванны можно проводить два раза в день при температуре воздуха в комнате +18-19°С, на улице — 22-22°С, примерно 30 минут. Можно делать кратковременные воздушные ванны по 5-6 минут, когда переодеваете малыша.

Влажные обтирания нужно делать один раз в день после воздушных ванн.

Питание ребенка

Особое внимание нужно обратить на рациональное питание малыша и согласовать с врачом сроки введения новых продуктов (блюд). Чтобы каждый день в его меню присутствовали такие блюда как молочная кашка, овощные пюре, молотое мясо, желток, творожок, свежие соки и фруктовые пюре, и конечно, мамино молочко или молочная высокоадаптированная смесь. В меню ребенка будут появляться новые продукты питания, поэтому необходимо получить консультацию врача относительно проявлений аллергии на определенные продукты.

Малыш кушает пять раз в день. Часы кормления: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

В этом месяце мясной фарш можно заменить мясной фрикаделькой. Рецепты вкусных и полезных мясных блюд найдете в статье «http://ladushki.info/pitanie-rebyonka/recepty-dlya-detej/myasnye-blyuda.htm».

Примерная схема вскармливания ребенка на 9 месяце жизни предоставлена в таблице.

Часы

Меню

Объем еды на одно кормление, мл

6.00

Грудное молоко или молочная смесь

200

10.00

Овощное пюре

140-150

Мясная фрикаделька

30

Яичный желток

1/2

Фруктовый сок

35

14.00

Грудное молоко (смесь, кефир)

200

Пюре фруктовое

35

18.00

10% молочная каша

200

Сок фруктовый

35

22.00

Грудное молоко или молочная смесь

200

Четыре раза в день ребенок кушает мамино молочко или адаптированную молочную смесь. Каждый день малыш пьет фруктовый сок и кушает фруктовое пюре. О том, как приготовить блюда для докорма и  http://ladushki.info/pitanie-rebyonka/prikorm-i-dokorm/prikorm-grudnyix-detej.htm, читайте в разделах «http://ladushki.info/pitanie-rebyonka/prikorm-i-dokorm.htm» и «http://ladushki.info/pitanie-rebyonka/recepty-dlya-detej.htm».

14.11.2007Виктория Побережная, педиатр

Информация с сайта http://ladushki.info/

обзор основных изменений в этот период

Календарь развития: в 9 месяцев ребенок понимает значение некоторых слов. Малыш должен получать питание 4-5 раз в день. Наблюдаются первые признаки дедуктивного мышления.

 

Девятимесячный ребенок начинает логично мыслить, например, он знает, как получить игрушку, которая находится за пределами его досягаемости, путем устранения препятствий. То есть, если предмет находится под лоскутом ткани, он знает, для того, чтобы его получить, нужно сдернуть эту ткань.

 

 

Особый интерес для него представляют игрушки, которые издают звук: погремушки, колокольчики, пищащие резиновые животные.

 

Мышцы ног малыша становятся все сильнее, и он тренируется, чтобы в скором времени сделать первые шаги.

 

Физическое развитие малыша в 9 месяцев

В 9 месяцев малыш очень активен, он ползает, пытается заглянуть в шкафы и открыть дверцы тумбочек. Из-за своей «занятости» не всегда хочет есть. Даже если ребенок потерял интерес к груди или бутылке, нужно позаботиться о правильном питании. В этом возрасте он должен питаться 4-5 раз в день. Рацион должен состоять из молочных продуктов (каш, молока), а так же более «взрослых» блюд, таких как супы и вторые блюда. При этом пища не должна быть измельченной до консистенции пюре, в ней должны присутствовать небольшие кусочки овощей, мяса, круп. Кроха должен развивать жевательные мышцы.

 

Календарь развития - 9 месяц

В 9 месяцев у малыша, скорее всего, появятся верхние боковые резцы. Давайте вашему ребенку продукты, которые требуют жевания, чтобы укрепить мышцы челюсти.

 

Не все дети ползают, некоторые сразу начинают ходить !

 

Ребенок в девятимесячном возрасте, из положения сидя, встает, держась за край кроватки или дивана. Самостоятельно, без поддержки, может удерживать некоторое время равновесие. А некоторым деткам удается сделать свои первые в жизни шаги.

 

В дополнении к развитию ног и способности двигаться, ребенок тренирует координацию движений рук. В этом возрасте он с удовольствием может собирать крошки с пола, уверенно удерживая их двумя пальцами.

 

Совет ! Чтобы помочь ребенку в развитии двигательных навыков, способствуйте его активности. Пусть малыш больше двигается, тянется за игрушками, перекладывает их, изучает. Не ограничивайте свободу в передвижении крохи, естественно не выпуская его из вида и обеспечив безопасность. Теперь малыша не стоит оставлять без присмотра, чтобы он не травмировался.

 

Эмоциональное развитие 9-месячного малыша

 

Календарь развития - 9 месяц

Ребенок постепенно начинает осознавать себя отдельной личностью. Он четко управляет своими эмоциями: качает головой, когда с чем-то не согласен, отворачивается, если не хочет есть. У него есть любимые песни, которые он узнает и начинает качаться в ритм музыки.

 

 

 

К 9 месяцам жизни в развитии малыша произошли заметные изменения. Он понимает реакцию взрослых. Когда его хвалят, радуются его «маленьким победам». Кроха часто осознано выполняет какие-то действия и ждет реакцию других людей, затем снова повторяет «трюк».

 

В этом возрасте ребенок начинает говорить первые слова. Они еще короткие, в основном ограничиваются двумя, тремя слогами. Большое значение в развитие речи малыша имеет тренировка жевательных мышц. Они способствуют речевой активности.

 

Малютка понимает значение многих не очень сложных слов. Родителям стоит чаще разговаривать с ним. Чем больше мы говорим, тем больше ребенок понимает.

 

В настоящее время малыш общается в основном, используя эмоции и жесты. Например, он может намеренно бросать игрушки и кричать, чтобы привлечь к себе внимание.

 

Интеллектуальное развитие малыша в 9 месяцев

 

Календарь развития - 9 месяц

Большой интеллектуальный прогресс в этом возрасте проявляется в том, что ребенок совершает преднамеренные действия, ожидая реакции других людей. Он знает какой эффект получат определенные его действия.

Кроха уже реже исследует предметы «на вкус», предпочитая разглядывать их и изучать руками. Он лучше управляет своими движениями. Это свидетельствует о развитии двигательной координации малыша в 9 месяцев.

Наблюдаются первые признаки дедуктивного мышления. Ребенок понимает, что он должен направиться в сторону игрушки, чтобы взять ее, или раскрыть, когда она покрыта, к примеру, одеялом.

 

Читайте:

Как развивать ребенка в 7 месяцев

Развитие малыша в 8 месяцев

Что умеет ребенок в 10 месяцев

 

Полезно знать !

Что может малыш в 9 месяцев:

  1. Уже быстрее воспринимает информацию, уверенней владеет координацией движений. Реже тянет предметы в рот, больше использует зрение и осязание.

  2. Любит «разговаривать». Использует при этом всего несколько слогов. Пытается повторить за взрослыми простые слова, которые часто слышит. Малыш в 9 месяцев понимает значение, примерно 30-40 слов, хотя его словарный запас пока небольшой.

  3. Подражает мимики и жестам взрослых, повторяя их движения. Не любит расставаться с мамой и папой. Постепенно перестает бояться незнакомых людей.

  4. В девятимесячном возрасте кроха самостоятельно сидит, ползает, может какое-то время стоять, держась за опору. Есть так же те, которые могут стоять без поддержки с широко расставленными ногами, пытаясь поймать центр тяжести. Некоторые дети начинают делать первые самостоятельные шаги.

Происходит небольшой прогресс в интеллектуальном развитии малыша. Некоторые вещи он совершает намеренно, а не случайно. Его действия уже имеют определенную цель.

Развитие ребенка (8 месяцев) — 9-ый месяц первого года жизни


Все новые и новые успехи — 8 месяцев позади…

Социальное развитие

Как Вы помните, к восьми месяцам у ребенка сформировалась четкая привязанность к близкому взрослому (чаще всего к матери). Малыш готов проводить с мамой каждую секунду своей жизни. Теперь между Вами возникло «деловое сотрудничество», общение и даже «диалог» на фоне речевого подражания. И веселая игра стала любимым поводом для такого взаимодействия.

Ученые отмечают, что именно к концу первого года жизни и в начале второго социальное развитие ребенка выходит на первое место и ведет за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.
Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. К тому же, он наблюдает не только за взрослыми, но и за другими детьми, и подражает и некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

Ваш ребенок начинает приобщаться к социальной культуре — именно подражая действиям взрослых. Например, он уже принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д.

Это важно, такая «отражательная способность» крохи является основой его психофизического развития. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и активно развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая локомоторика и моторика пальцев, и т.д.

В возрасте девяти месяцев ребенок еще не отделяет себя от Вас (ухаживающего за ним человека), он испытывает в Вас потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семье. Постарайтесь всегда поступать так, чтобы малыш мог ощущать всю свою ценность для Вас. Именно сейчас, ребенок учится от Вас любить ближних, мир, себя.

Новые вехи эмоционального развития ребенка

Обогащайте чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни. Может это и не так заметно на первый взгляд, но ребенок очень чувствителен к тому, что касается Вашего отношения к нему. Он начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции. А при похвале — не скрывает радостной улыбки.

Наполните эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Как отмечают детские психологи, уже в этом возрасте малыш принимает от родителей, через их обращение, тон, интонацию, слова — информацию о себе, из которой постепенно выстраивается его самооценка. Поэтому нельзя говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что так вы даете негативную оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать. Также важно и то, каким тоном, интонацией Вы это скажете.

Итогом девятого месяца жизни ребенка можно считать, усложнение социального статуса: именно социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, – то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта.

Комплексное развитие ребенка на 9 месяце первого года жизни
Игрушки для ребенка

В играх с ребенком восьми- и девятимесячного возраста можно использовать:
• резиновый мяч и другие игрушки для физического развития,
• игрушечный молоток с деревянными колышками,
• пирамидка с кольцами, вкладыши,
• погремушки и резиновые пищалки небольшого размера,
• кубики разнообразных форм,
• музыкальные и игровые центры,
• игрушки для игры в ванне,
• привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).

• фигурки кукол и куклы из мягких материалов (ткани, мягких пластмасс, резины) — образные игрушки, в которых представлены понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги). Куклы могут быть плоскими и объемными, размером 10-20 см.
• игрушки, изображающие животных (также называются образными). Они должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
• заводные, динамические, забавные игрушки с сюрпризом (клюющие куры, цыплята, прыгающая лягушка).
• для первых отобразительных (сюжетных) игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
Время сюжетной игры!

Примерно к 9 месяцев наступает время, когда ребенок начинает осваивать сюжетные игры — игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико.
Во-первых, таким образом, малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать.
Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание.
Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша. Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.

Чтобы узнать, как правильно играть с ребенком девятимесячного возраста в сюжетные игры — перейдите по этой ссылке.
Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

Игра «Учимся бросать»

Найдите ведро или коробку, подберите игрушки, которые издают привлекательный звук, упав в ведро. Поставьте коробку так, чтобы ребенку легче было бросать игрушки. Через некоторое время поставьте ее с другой стороны. Ребенку придется либо тянуться в другую сторону, либо перекладывать игрушку из одной руки в другую. Дайте ему игрушку более крупного размера, чтобы он начал действовать двумя руками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Игра «Пакетик с сюрпризом»

Заверните игрушки в несколько слоев бумаги. Дайте ребенку возможность развернуть ее. Развивается восприятие малыша. Он получает представление о постоянстве предметов, учится управлять движениями своих рук.

Игра «Фокус с платочками»

Эта игра учит выполнять различные манипуляции с предметами, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся, тренирует внимание и вырабатывает способность к наблюдению, вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций.
Приготовьте для игры шесть платков разных цветов. Затем свяжите их между собой, чтобы получилась длинная лента. Спрячьте связанные платки за пазухой так, чтобы кончик одного из них выглядывал наружу.

Сядьте рядом с ребенком, улыбнитесь, ласково поговорите с ним. Обратите внимание малыша на краешек платка, который выглядывает у вас из-под одежды. Предложите ему потянуть за краешек платочка. Если ребенок сразу не понимает, что от него требуется, начните сами тянуть платочки, а малыш потом поможет вам.

Постепенно вытягивая платок, называйте его цвет. И искренне удивляйтесь и радуйтесь, что за ним следует еще один. Называйте цвет следующего платка. Эта игра доставит удовольствие вашему малышу.

Игра «Волшебная коробочка»

Можно использовать любую коробку, желательно, в форме куба (40 куб. см), в ней сделать прорези размером примерно 15 х 15 см, за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), например, шарики, колокольчики, рыбки, уточки… привяжите к ленте. Ленту с игрушками пропустите через верхнее и боковое отверстие, и свяжите концами. Вся гирлянда опускается в коробку.

Для начала игры привлеките внимание ребенка к коробке. Потяните за ленточку и достаньте одну игрушку за другой. Отдавайте игрушки малышу, называйте их. Затем подтягивайте вновь за ленточку, извлекайте из коробки последующие игрушки. Каждую игрушку давайте рассмотреть ребенку, поиграть.
Затем научите ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, спокойно помогите ему.
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Развитие у ребенка мелкой моторики

Кубики, кольца, гирлянды…

Для развития мелкой моторики ребенка вам желательно иметь некрашеные деревянные брусочки и кольца (можно использовать детали от строительного набора, которым играют ваши старшие дети). Необходимо, чтобы эти игрушки были именно деревянными (а не пластмассовыми): лишь относительно тяжелые предметы могут обеспечить рукам ребенка достаточную мышечную нагрузку.
Из таких колец и брусков различного размера можно будет собрать гирлянды, просверлив в них дырочки, нанизав на веревку или ленту, и отделив друг от друга узелками. Расстояние между деталями должно быть не менее 2 см, чтобы ребенок смог при желании «обследовать» каждую из них в отдельности.

В такие гирлянды можно собирать и другие игрушки, например погремушки, прикрепляя их к лентам. В этом случае ребенок не будет ронять, и терять игрушки, рассматривая их. Помните, что ленты должны быть не слишком длинными — до полуметра, и играть с неприкрепленным гирляндами ребенок должен лишь в присутствии взрослого.

Игрушки в прозрачной коробке

Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку — пусть продолжит свои старания.

Противопоставляем большой палец

Когда ваш ребенок без труда будет снимать кольца со стержня пирамидки, предложите ему стопку пластиковых или деревянных тарелок или мисочек. Взять из стопки тарелку или миску — задача более сложная, требующая от малыша большей «ловкости рук».

Привлеките внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берите одну тарелочку за край, протягивайте ребенку, говорите: «Возьми тарелочку!».
Если малыш выполняет действие неправильно, поверните его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Передайте ему по одной все тарелочки.

«Осязательная» игра

Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Липкая лента

Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Лепет малыша включает почти все звуки родного языка. Но как новое и непрочное умение, лепет может быстро угаснуть, если не уделять должного внимания попыткам крохи пообщаться. Для налаживания двустороннего диалога воспользуйтесь следующим советом: когда ребенок рассказывает вам что-то на своем языке, попробуйте воспроизвести его фразу – для него это будет означать «Да, я тебя понимаю!» — и лишь потом добавьте то, что собирались произнести сами: «Правильно, это кошка, мяу-мяу. Вот она!»

Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, знакомыми фразами. Когда вы кормите, переодеваете, моете малыша или играете с ним, все время комментируйте происходящее. В восемь месяцев ребенок еще не освоил значений слов, но своим лепетом он может прекрасно выражать желания и намерения. Веселым «та-та-та» карапуз, скорее всего, хочет пригласить вас потанцевать. А настойчивое «ма-ма-ма» может означать просьбу взять его на руки.
Включайте в свою речь лепетные слова: гага-уточка, матрешка-баба, машина-биби и т.п. Так Вы активизируете речь ребенка.

Внимание к разным звукам

Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

Начало нового дня

С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы – эмоционально «заряжает» малыша. Прежде чем поднять малютку из кроватки, пообщайтесь с ним издалека – улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой. Подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам. Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики. Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам.
Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени. Это можно сделать несколько раз, затем назвать его ласковыми именами: например, «зайчик мой», «кисонька», «солнышко» и т.д.
Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив. Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!». Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.
Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуй, Мишка!», «Здравствуй, Зайка!», «Здравствуй, Матрешка!», «Всем, всем добрый день!» И ваш день будет по-настоящему добрым.

Озвучиваем животных (фольклор)

Посадите малыша к себе на колени, покачивайте его и ритмично читайте пестушку.
На один ритм:

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
Гав-гав!

Повторяйте, изменяя имена «зверей у порога», пока ребенку не надоест.

Два котенка — мяу-мяу!
Две собачки — гав-гав!
Два утенка — кря-кря!
Два цыпленка — пи-пи-пи!
Два теленка — Му! Му!
Две овечки — Бее! Бее!
Два козленка — Мее! Мее!
Две лягушки — ква-ква!

Прятки с именами

Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть несколько малышей, и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней — не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.

Игра «Дай мне игрушку»

Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Пестушки

В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких.
Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» — играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Вы можете взять примеры таких фольклорных стишков на нашем сайте в статье «Пестушки».

Простые просьбы

Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете.

Игра «Теремок»

Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик несколько зверят, и вместе с ребенком зовите их из домика. После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Первые книги

ивое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни – читайте в статье «Читаем ребенку. Как правильно выбрать книгу для малыша первого года жизни?». Эта статья составлена по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.
О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье «Развивающее детское видео – обратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Так же рекомендуем почитать статью и о развивающих методиках: «Раннее развитие ребенка – молодым мамам посвящается…»
Секреты воспитания
Воспитание любовью…

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью– а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша — это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность…

Как этого добиться — читайте в статье: «Первый год жизни ребенка – Воспитание любовью»

Как сказать ребенку «нет»

В этом возрасте малыш уже довольно хорошо различает разные выражения лица и оттенки голоса и интонации. Если Вы строго скажете «нет», ребенок прекратит свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.
Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. И поэтому самое время вспомнить о необходимости первых запретов. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Первые запреты для ребенка 5-12 месяцев. Как сказать ребенку «нет»?»
Как правильно похвалить ребенка

А Вы знаете, что ведущие детские психологи и просто поклонники, актуальной в наше время, методики по системе Марии Монтессори говорят, что слово «Молодец» сказанное не в подходящей для этого педагогической ситуации может повлечь за собой неприятные последствия. Многие мамы настроены к этой идее весьма скептически, но, если вникнуть в суть дела – нетрудно понять для себя, что ученые правы.
Главное из этих последствий – это психологическая зависимость от похвалы. Она, в свою очередь, душит в ребенке интерес к познанию и освоению новой информации и навыков. Она, рано или поздно, приводит к тому, что многие свои действия малыш будет производить, в первую очередь, ожидая Вашей похвалы, а вовсе не из-за того, что они его действительно увлекают. Ребенок будет постоянно думать – как угодить взрослым, чтобы его заметили, искать признания.

Что в этом плохого? Подумайте, придет то время, когда Ваш авторитет перед ребенком отойдет на второй план, перед авторитетом сверстников (никто не застрахован от «плохой компании»), и тут ребенок начнет, например, курить, и прочее – лишь бы добиться одобрения друзей.

В общем, эта тема очень интересна и занимательна сама по себе, поэтому вынесена у нас в отдельную статью «Ох уж это слово «Молодец» Или Как не испортить ребенка похвалой»
О физическом развитии
Физическое развитие

Чтобы узнать о двигательных навыках шестимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать – прочитайте нашу статью «Физическое развитие ребенка на 9-ом месяце жизни»
Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью «Массаж и гимнастика для детей на 6-9-ых месяцах жизни», в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.
Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте раздел: «Закаливание детей на 1 году жизни». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта «У Совёнка»

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.руСоздать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Как развивать ребенка в 9 месяцев


Итак, мы с вами продолжаем разговор о развивающих играх и занятиях для малышей первого года жизни. Сегодняшняя тема – «Как развивать ребенка в 9 месяцев». Девятимесячный ребенок – это уже маленький человечек со своими желаниями, предпочтениями и характером. Теперь вам приходится учитывать его мнение, даже выбирая очередную игру или занятие.

Полоса препятствий
Как я уже писала ранее, очень важно, чтобы малыш до года как следует наползался, поэтому мы с вами продолжаем предлагать ребеночку упражнения, направленные на стимулирование этого полезного навыка. Надеюсь, ваш кроха уже полюбил преодолевать разнообразные полосы препятствий, которые вы для него регулярно выстраиваете из подручных материалов? Давайте в этом месяце предложим ему кое-что новенькое. Я говорю о туннеле. Если у вас есть возможность приобрести домик с туннелем – отлично. Если нет – тоже хорошо, ведь туннель для девятимесячного ребенка можно легко сделать из любой достаточно большой картонной коробки. Берем ножницы в руки и за дело! Если кроха не горит желанием залезать в тоннель даже за игрушкой, придется вам показать пример — так что выбирайте коробку с запасом.

Сложи в корзину
9 месяцев – отличный возраст для приучения к порядку, не правда ли? Давайте вместе с ребенком соберем кубики или детали первого малышкового конструктора и сделаем это в форме веселой и, конечно, развивающей игры. Для начала будем просто учиться бросать кубики в корзину или ящик для игрушек. Постепенно усложним задачу и введем элементы классификации предметов – будем складывать кубики в ящик, я конструктор в коробку или красные кубики в одну корзину, а синие в другую. Также можно собирать игрушки на скорость (не забывайте иногда поддаваться), соревноваться в меткости броска в корзину и т.д.

Играем… с туалетной бумагой
Пришло время рулона туалетной бумаги! Теперь, когда малыш уже уверенно и быстро перемещается ползком по всей квартире, умеет садиться из положения на четвереньках и ловко манипулирует обеими ручками одновременно, ему доставит большое удовольствие игра с рулончиком туалетной бумаги или бумажных полотенец. Если малыш не сразу сообразит, как играть, потяните за кончик бумаги и обратите внимание крохи на то, что произойдет. Посмотрите, как он будет рвать бумагу на мелкие кусочки, толкать перед собой рулончик, мять и сжимать бумагу в кулачках. Сколько радости и сколько пользы для мелкой моторики! Отнеситесь философски к небольшому беспорядку, устроенному крохой, а еще лучше – присоединитесь к его игре. Это упражнение отлично подходит для снятия напряжения.

Любимая кукла
У вашей дочки, конечно же, есть любимая куколка? Если у вас сынок, то куколку тоже будет совсем не лишним приобрести, ведь мы же хотим воспитать настоящих мужчин, которые умеют и накормить, и подгузник переодеть, и спать уложить. Это я все к тому, что ребенок в 9 месяцев с большим удовольствием подражает маме, а значит, самое время начать играть с ним в простейшие ролевые игры. Покажите малышу, как укачивать куколку и накрывать ее одеяльцем в игрушечной кроватке (с этой ролью отлично справляется слегка задекорированная обувная коробка), вместе покормите «лялю» с ложечки, разрешите крохе взять куклу с собой в ванну – пусть намыливает ее, пока вы помоете ребенка. Через некоторое время вы увидите, что малыш повторяет эти действия в своих самостоятельных играх с куклой. А когда кроха начнет делать свои первые шаги, он с удовольствием будет катать куклу в игрушечной колясочке.

Ищем пару
С девятимесячным малышом можно попробовать поиграть в «Найди пару». Хорошо, если предметы для этой игры будут отличаться друг от друга по какому-то одному заметному признаку. Например, красные и синие кубики, кубики и мячики и т.д. Возьмите красный кубик и попросите кроху дать вам еще такой же кубик. Упростите задачу — пусть поначалу ему придется выбирать всего их двух других предметов. Со временем малыш сможет находить пары даже среди большого количества разнообразных предметов. А пока всячески помогайте ему и проговаривайте признаки, по которым вы сравниваете предметы.

Маленький совет: играть в эту увлекательную игру можно не только с игрушками, но и с бытовыми предметами, например с носочками, ботинками и т.п.

Продолжаем играть в ванной
Продолжаем развлекать малыша во время купания. Вот интересный вариант игры, в которую ваш кроха уже играл «на суше». Для игры понадобятся наши любимые пластиковые стаканчики и небольшая плавающая игрушка (или несколько). Накройте игрушку стаканчиком, рядом пустите в плавание еще несколько перевернутых стаканчиков и несколько раз поменяйте их местами. Сможет ли малыш найти игрушку? Можно накрыть стаканчиками несколько игрушек и предложить крохе найти их все.

Пересыпаю или… рассыпаю?
Реквизит – пара небьющихся емкостей, которые удобно держать детской ручкой, плюс любой сыпучий материал – крупа, песок, овсяные хлопья, пуговицы и т.д. (предлагайте каждый раз разный вариант – это интересно малышу и полезно для развития тактильной чувствительности). Покажите крохе, как можно пересыпать содержимое одного стакана в другой. Немного тренировки, и ему, наконец, удастся выполнить эту задачу на «отлично». Тогда вы сможете попробовать повторить фокус с водой – лучше всего будет сделать это во время купания.

Ищем клад
Еще одна интересная игра с крупой. Понимаю, что у вас есть и другие дела, кроме как развивать ребенка в 9 месяцев, поэтому попробуйте проводить ее в ванной (без воды) или просто перед тем, как вы запланировали пропылесосить. Насыпьте побольше крупы в широкую миску с высокими бортиками или тазик и на глазах ребенка закопайте в крупе мелкие игрушки, детали от конструктора, сортера и т.п. Пусть малыш попробует отыскать их все!

Смешиваем краски
Игры с водой завораживают детей любого возраста, и девятимесячные – не исключение. Предлагаю вам провести с крохой это интересное занятие, направленное на знакомство с понятием смешивания цветов. Расположитесь с крохой на коленях за столом. Перед вами – несколько прозрачных баночек с водой, гуашь 3-4 цветов и кисть. Возьмите ручку ребенка в свою, обмакните кисть в синюю краску, затем в баночку с водой, повторите с другой баночкой. Теперь добавьте в одну из баночек желтую краску, а в другую, скажем, зеленую. Наблюдайте за превращениями цветов и удивляйтесь вместе с крохой. Предложите ему самому выбрать цвета, которые вы смешаете в следующей баночке. Когда кроха станет постарше, вы сможете усложнить и разнообразить эту игру – например, делать предположения, что получится, если смешать 2-3 цвета или угадывать по конечному результату, какие цвета были смешаны в баночке.

Маленький совет: раз уж достали краски и все равно наверняка перемажетесь, почему бы и не порисовать?

Знакомство с лепкой
Не пора ли познакомить кроху с пластилином? Нет, не пора. Давайте-ка лучше начнем с соленого теста. В этом случае вы можете не беспокоиться, что малыш потянет его в рот. Рецептом приготовления соленого теста достаточно много, попробуйте для начала этот:

1 ст.л.крахмала развести в половине стакана холодной воды. Вскипятить стакан воды и, не переставая помешивать, влить в него разведенный крахмал. Полученным «киселем» развести смесь из 1 стакана муки, 1 стакана соли и 1 ст.л. растительного масла. Хранить в холодильнике.

Как познакомить ребенка с тестом? Возьмите небольшой кусочек, который уместится у крохи в ладошках и покажите, как можно его мять, перекладывая из одной ручки в другую. Когда малыш насладится новыми интересными ощущениями, положите кусочек теста на стол и постучите по нему кулачком и ладошкой. Стимулируйте кроху повторять ваши движения и обращайте его внимания на то, что происходит с тестом – оно расплющилось, превратилось в блинчик. Покажите, как можно делать маленькие ямки в тесте пальчиком. Такое занятие наверняка понравится малышу! Для разнообразия добавьте в тесто пищевые красители или соки фруктов и овощей. Эти первые занятия с пластичным материалом чрезвычайно полезны для развития силы маленьких пальчиков.

Волшебный фонарик
Игры с фонариком могут позабавить и удивить вашего девятимесячного ребенка, обогатить его словарный запас и потренировать навыки произвольного внимания. Как можно играть с фонариком? Вот лишь несколько идей:

— подберите несколько лоскутов полупрозрачной ткани разного цвета. В темноте светите фонарем через ткань и называйте цвета;

— в темноте светите фонариком на разные предметы и игрушки в комнате и произносите их названия;

— с помощью фонарика направляйте пятно света в разные части комнаты, а ребенок должен попробовать поймать его.

Уверена, что вы сможете придумать еще немало игр с волшебным фонариком для вашего малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *