Развитие ребёнка в 2 года, что должен уметь и как развивать
Почему в одном и том же возрасте развитие детей происходит по-разному? В возрасте 2 лет у ребенка формируется личность, поэтому многие родители начинают сравнивать своих чад со сверстниками. Кто-то быстрее заговорил, а кто-то уже научился определять цвета. Развитие ребенка в 2 года во многом зависит от нормального своевременного обучения, о котором пойдёт речь в этой статье.
Как выглядит ребёнок в 2 года
Вес ребенка ко второму году жизни достигает 12-13 килограмм, а рост приближается к 87 см. Стоит отметить, что эти параметры приблизительны, и зависят в основном от наследственности. Поэтому если рост или вес малыша не входит в границы общепринятых стандартов, не стоит переживать.
В физиологическом плане происходят некоторые изменения в организме 2-х летнего ребенка:
- рост окружности головы замедляется и увеличивается рост конечностей. Тем самым меняются все пропорции ребенка;
- форма лица меняется и становится более вытянутой;
- жировые подушечки на пальцах начинают пропадать, таким образом, исчезает плоскостопие;
- фигура ребенка становится стройнее, количество жировой ткани в организме постепенно снижается;
- Происходит общее укрепление организма, мышцы становятся более крепкими и упругими.
Все это позволяет ребенку 2-х лет прекрасно ориентироваться в пространстве и чувствовать себя самостоятельным.
Повышается также умственная деятельность, ребенок в 2 года способен разгадывать головоломки, логические задачки, но чаще логика его своеобразна.
В таком возрасте на умственную деятельность и подвижные игры тратится много энергии, поэтому дети в 2 года быстро утомляются. Развивая ребенка в 2 года дома, следует учитывать, что обучающие игры или занятия не должны длиться более 30 минут.
Физическое развитие
В 2 года ребенку требуется ежедневные физические нагрузки, они помогают становиться организму выносливее и сильнее. Чаще всего в этом возрасте дети уже умеют:
- подниматься и спускаться по лестнице держась за поручень или руку взрослого;
- перешагивать через препятствия;
- ловко лазать;
- подпрыгивать и бегать;
- бросать мяч и пытаться ловить его;
- надувать щеки и втягивать их;
- управлять своими губами, растягивать их в улыбке или вытягивать трубочкой;
- поднимать лежащие на полу предметы;
- отдаёт предпочтение доминирующей руке;
- держать в руках карандаш, проводить им прямые линии или рисовать овал.
В этом возрасте для малыша будут полезны физические упражнения. Они повышают иммунитет, улучшают кровообращение, способствуют адаптации ребёнка к детскому саду.
С двух лет проще всего приучить ребёнка делать зарядку. Можно включить детский канал, где малыши показывают несложные физические упражнения или придумайте что-то сами.
Физкультура для ребёнка в 2 года должна быть в игровой форме, иначе малышу не будет интересно выполнять упражнения. Заниматься обязательно нужно всей семьёй. Не бросайте занятия, даже если малышу это кажется неинтересным сейчас, своим примером вы обязательно выработаете у ребёнка такую привычку. Дети так хотят быть похожими на взрослых.
Чтобы развивать физические способности у ребенка в 2 года можно использовать разнообразные игры с мячом. Самая простая игра – бросать мячик из рук в руки. Ей можно занять малыша, как на улице, так и дома. В процессе игры у ребенка развивается хватательный рефлекс, формируется умение точно и быстро рассчитывать каждое движение.
Используя мяч можно найти множество других игр. Например, «съедобное – несъедобное», катание мяча по определенной траектории, футбол, подбрасывание мяча вверх и так далее. Для полноценного физического развития ребенка в 2 года полезно преодолевать различные препятствия. Очень укрепляет детский организм занятие на шведской стенке, турнике и гимнастическом бревне.
Важнейшие условия для нормального физического развития
- питание;
- режим дня;
- активные прогулки на свежем воздухе;
- закаливание.
Читайте также:
Как приучить ребёнка к спорту с малых лет
Питание
Ребёнок 2-3 лет кушает 4-5 раз в день. Малыш очень много двигается и мы должны обеспечить его организм углеводами, которые содержатся в большом количестве в крупах, например таких как: перловая, гречневая, овсяная, кукурузная, пшеничная. Манная и рисовая крупы также содержат углеводы, но немного меньше. Не забывайте про фрукты и овощи.
Важно обеспечивать растущий организм необходимым количеством белков, жиров и углеводов. Не нужно давать малышу обезжиренный творог или кефир, жиры необходимы для правильного развития головного мозга и нервной системы.
В рационе ребёнка обязательно должны присутствовать такие продукты, как: крупы, мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко, творог, кефир. Кондитерские изделия в рацион лучше не включать или сводить к минимуму.
Читайте также:
Ребёнок плохо ест. Стоит ли драматизировать?
Рацион ребёнка от 1.5 до 3 лет
Активные прогулки на свежем воздухе
Прогулки нужно организовывать так, чтобы малыш больше двигался. Не нужно все время возить его на велосипеде, санях или коляске. Пусть больше ходит, бегает, прыгает, лазает на площадке.
В 2 года ребёнок может освоить беговел (двухколёсный велосипед без педалей, есть в виде машинок и мотоциклов). Всю прогулку ребёнок не сможет кататься на беговеле, но для физического развития ему будет достаточно 10-15 минут в день.
Закаливание
Я не буду говорить сейчас о классическом закаливании, где требуется соблюдать последовательность, прилагать много времени и сил. Вполне достаточно будет выполнять элементарные вещи, которые не составит труда сделать любому родителю:
- Чаще проветривайте помещение.
В комнате ребёнка должен быть свежий и влажный воздух, особенно перед сном. Если есть возможность, обзаведитесь увлажнителем, если нет, расставьте в комнатах по всему дому небольшие ёмкости с водой, подливайте воду по мере испарения. Свежий воздух усиливает все процессы, протекающие в организме, укрепляет иммунитет. - Пусть ребёнок бегает по дому босиком.
Если у него холодные ножки, это совсем не значит, что кроха замерз, это всего лишь реакция организма на пониженную температуру пола. - Летом разрешайте ходить босиком по траве, песку, камням, земле.
Это не только закаляет, но и служит хорошей профилактикой плоскостопия. - Устраивайте ребёнку воздушные ванны.
Пусть дома малыш чаще бегает в одних трусиках, дети не любят, когда на них много одежды, а здесь ещё и польза для здоровья. - Организуйте спортивный уголок в доме или во дворе.
Обязательно ежедневно используйте его для активных игр. - Пусть ваша жизнь будет активной.
Отправляйтесь в походы, устраивайте выезды на природу, не забывайте про активные прогулки с использованием беговелов, самокатов, велосипедов и.т.д.
Социальное развитие ребёнка в 2 года
Ребенок в 2 года активно старается взаимодействовать с окружающей средой, контактирует со взрослыми и другими детьми. В этом возрасте он уже умеет:
- самостоятельно ходить на горшок;
- мыть руки и их вытирать;
- кушать и пить;
- чистить зубы и умываться;
- пытаться одеваться самостоятельно;
- назвать свое имя.
Для развития ребенка в 2 года родителям рекомендовано использовать ролевые игры. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с другими участниками процесса, делиться игрушками, обращать внимание на окружающие предметы.
Специалисты рекомендуют разыгрывать небольшие сценки между членами семьи, активно вовлекая в этот процесс самих детей.
Читайте также:
Как отучить ребёнка от памперсов
Почему ребёнок жадничает и как научить его делиться
Речевое развитие
В возрасте двух лет ребенок должен уметь здороваться и прощаться, воспринимать простые предложения и просьбы, составлять несколько слов в предложения, формулировать свои просьбы, например, на горшок или хочу пить.
Родители в игровой форме могут помочь малышу пополнить словарный запас, тем самым ускорить развитии речи.
При выполнении бытовых дел рекомендуется называть процессы, которые вы выполняете. Например, «я возьму ложку», «поставлю кружку» и т.д. На улице во время прогулок можно называть окружающие малыша предметы и характеризовать их.
Для развития артикуляционного аппарата ребенка очень помогают скороговорки и поговорки. С их помощью малыш быстрее научиться говорить большими полноценными предложениями.
Также помочь родителям в развитии речи у ребенка 2 лет могут загадки. Сначала следует задавать малышу не сложные вопросы, и разбирать вместе с ним ответы. Со временем он научится придумывать загадки сам. Это также способствует развитию воображения, наблюдательности и творческого мышления.
Как развивать речь ребёнку 2 лет
- «Свистулька или дудочка»
Сначала можно взять свистульку, для получения звука в нее достаточно просто дунуть. После освоения свистульки можно уже показать ребенку дудочку. Упражнение тренирует дыхание. - «Кто дольше?»
Выбирается любой гласный звук, и кто дольше его протянет, тот и победил. - «Умывашка»
Упражнение занимает по времени 2-3 минуты. Перед зеркалом следует показать малышу, как можно корчить рожицы: вытянуть губы трубочкой, сказать звуки «во», «мо», «о» и т.д. - «Закончи слово»
Нужно говорить только начало слова, вторую половину должен закончить ребенок сам. Это могут быть любые предметы, которые окружают вас в период игры: «пе-сок», «вед-ро», «мага-зин» и т.д. Упражнение развивает память, речь и внимание. - «Голоса животных»
В процессе игры у ребенка формируется представление о животных и пополняется словарный запас. Можно использовать карточки или кубики, сводить ребенка в зоопарк или включить запись голосов различных животных. Петух – кукареку, утка – кря-кря, ворона – кар-кар, кошка – мяу-мяу и т.д.
Упражнений направленных на правильное развитие ребенка в 2 года довольно много. Их можно чередовать или выбирать наиболее подходящие на текущий момент, исходя из интересов и общего развития ребенка.
Читайте также:
Как научить ребёнка говорить
Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста
Игры для развития речи: в поле зрения существительные
Мелкая моторика в 2 года
Мелкая моторика играет важнейшую роль в развитии ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторика тесно связано с развитием речи.
Также мелкая моторика оказывает свое воздействие на нервную систему, память, внимание и зрительное восприятие. Моторика у ребенка развивается постепенно, изначально движения неумелые и неловкие.
Чтобы усовершенствовать навыки ребенка рекомендуется использовать развивающие игры и упражнения.
Упражнения для развития мелкой моторики
- Всевозможные конструкторы.
Самыми распространенными являются конструкторы Lego. Крупные разноцветные детали заинтересуют ребенка и благоприятно воздействуют на развитие мышления и усидчивости. Согласно исследованиям ученых, у тех людей, кто в детстве играл с такими игрушками, лучше развито пространственное мышление. Получается, что любители конструкторов легче осваивают физику и математику, прекрасно ориентируются на местности и не рискуют нигде заблудиться. - Пуговицы, молнии, шнурки.
В 2 года ребенок конечно самостоятельно не оденется, но если в течение длительного времени повторять и показывать определенные манипуляции, со временем малыш сможет освоить процесс одевания. - Подручные средства в качестве игрушек.
В любой квартире найдется множество вещей, которые подойдут для развития мелкой моторики у ребенка. Это могут быть пуговицы, ложки, крупы и другие мелкие и безопасные для малыша предметы. С их помощью развивается воображение и совершенствуется моторика рук. Разумеется, заниматься нужно под контролем родителей. - Рисование – еще один прекрасный способ для развития мелкой моторики у детей.
Первые рисунки будут бесформенными и непонятными, но со временем ребенок освоит кисть и сможет выразить на бумаге свое настроение или переживания. Психологи рекомендуют обращать внимание родителей на рисунки детей, по ним можно понять психо-эмоциональное состояние малыша. Особенно хороши для развития моторики пальчиковые краски. - Лепка
Оказывает воздействие на мышцы рук, тем самым развивается ловкость и формируется воображение. Малыши очень любят использовать разноцветный пластилин.
Развитие мелкой моторики очень важно в возрасте 2 лет. От этого зависит не только дальнейшее развитие ребенка, но и будущее обучение в школе.
Читайте также:
Сенсорное развитие ребёнка от 0 до 6 лет
Кинетический песок для детей — чудная забава
Музыкальное развитие ребенка в 2 года
Музыкальное развитие ребенка в 2 года оказывает позитивное воздействие на другие сферы жизни, например, у ребенка формируется чувство прекрасного, появляется возможность выработать личный вкус.
Музыка оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, развитие личности, помогает познать себя и окружающий мир.
В течение дня малышу нужно включать музыкальные композиции, лучше, если они сопровождаются голосом матери. Колыбельные и другие песни ребенок слышит с первого дня своей жизни, поэтому спокойная музыка является неотъемлемой частью развития ребенка.
Магазины сейчас переполнены всевозможными игрушечными музыкальными инструментами, можно купить детское пианино, барабанную установку, клавесин и так далее. Нажмите на клавишу пианино несколько раз и попросите малыша повторить, эта игра очень увлекает ребёнка и развивает слух.
Чем занять ребёнка 2 лет
У всех мам имеется куча дел и мало свободного времени. Ребёнок требует много внимания, ему интересно играть, гулять, разговаривать, узнавать что-то новое. Дети в этом возрасте очень активны и полны сил.
Многие мамы допускают огромную ошибку, не привлекая свое чадо к домашним делам, считая, что дети очень медлительны и малы для этого. Самой все сделать гораздо проще и быстрее. А потом эти малыши вырастают и превращаются в ленивых подростков, перевоспитать которых очень сложно.
С самого раннего детства ребёнка можно приучать к домашним делам.
- В возрасте 2-3 года ребёнок может убрать за собой игрушки. Сложить кубики в корзину, расставить по местам куклы или машинки. Никто не говорит, что это произойдет в первый же день, но постепенно к этому нужно подходить. Крохе самому будет интересно.
- Приготовить вместе обед или ужин. Разумеется, не нужно давать ребёнку настоящий нож. Малыш будет доволен и пластиковым ножичком. Пусть сам заправит салат и перемешает его.
- Дети в этом возрасте любят протирать пыль, мыть пол, пылесосить, стирать(под присмотром взрослого). Маме грех этим не воспользоваться. Никто не говорит, что кроха все сделает идеально, но пока он будет занят, мама может спокойно выполнить домашние дела.
Уход за ребенком
В 2 года главным в режиме малыша является регулярность. Если ребенок посещает детский сад, то дома тоже необходимо придерживаться расписания образовательного учреждения.
Примерный режим дня для ребенка 2-х лет
- 7-8 часов – завтрак, водные процедуры, небольшие игры и прогулка 1-2 часа по погоде;
- 12 часов – обед, дневной сон 1,5-2 часа;
- 15 часов – полдник и игры на свежем воздухе;
- 19 часов – ужин, спокойные игры;
- 21 час – водные процедуры и ночной сон.
Днем и ночью малыш активно развивается, и полноценный сон укрепляет детский организм.
Советы родителям
Чтобы развивать ребенка в 2,5 года, игры должны в первую очередь заинтересовать детей. Нельзя заставлять ребенка делать то, что он не хочет. Настойчивость родителей может только отбить желание ребенка заниматься.
Занятия с ребенком 2-х лет не должно быть долгим, средняя продолжительность любой развивающей игры примерно 10-15 минут. В процессе игры рекомендовано похвалить малыша, даже если у него не получилось справиться с заданием. Это сподвигнет его на будущие победы.
Отличие в развитии мальчиков и девочек
В 2 года развитие мальчиков и девочек отличается между собой. У девочек больше развита мелкая моторика, они чаще берут в руки кисть или карандаш.
Они также раньше мальчиков проявляют интерес к лепке и другим играм, связанным с моторикой рук. Даже в 2 года юные принцессы могут длительное время рассматривать наряды мамы, интересуются косметикой, бантиками и заколками.
Словарный запас также у них больше развит, они способны более ярко выразить свои чувства, рассказать о героях из сказок. Из них вырастают мамины помощницы, поэтому даже в таком возрасте они готовы уже помогать маме на кухне, готовить или мыть посуду.
У мальчиков больше развита крупная моторика. К ней относится бег, прыжки и любая физическая активность. Они даже в 2 года уже самостоятельны и более импульсивны.
У них очень выражена исследовательская позиция, они способны на решительные поступки или риск. Развитие речи у мальчиков происходит намного медленнее, чем у сверстников-девочек. Словарный запас меньше, а предложения проще и однообразнее. Мальчикам при прочтении книг следует уделить больше времени для объяснения эмоций героев.
И мальчики и девочки в этом возрасте очень нуждаются в поддержке взрослых. Родителям рекомендовано чаще хвалить детей, естественно не без причинно. Мальчикам приятно будет слышать, какие они сильные и смелые, а девочкам – какие они красивые.
Читайте также:
Развивающие игры для детей до 3 лет
Занятия по методике Монтессори
Развивашки для детей в 2-3 года: раннее развитие ребенка
Когда малыш достигает двухлетнего возраста, он начинает более активно интересоваться окружающим миром, поэтому родители задумываются о том, как развивать ребёнка в 2 года правильно. Задания для детей 2 лет развивают большое количество различных способностей, в том числе речь, социальные, сенсорные, творческие навыки и многое другое.
Но как же правильно подобрать занятие для ребёнка, чтоб ему было интересно и не надоело получать новые знания? Об этом мы сегодня и поговорим.
Ребёнок в 2 года: какой он
Дети 2–3 лет весьма активны. Им не сидится на месте, и они хотят узнать, как устроен этот мир, всё попробовать и везде побывать. Но, несмотря на это, дети в этом возрасте более внимательны, чем в один или полтора года.
В 2 года дети впитывают в себя максимально много информации, поэтому развивать их нужно обязательно. При этом совсем необязательно покупать дорогие игрушки и водить на специальные занятия. Достаточно просто следить за интересами своего чада и пытаться отвечать на все его вопросы и объяснять всё, что происходит. Однако не перестарайтесь. Малышу может надоесть получать новые знания, и он откажется воспринимать информацию.
Чтобы ребёнок выполнял развивающие задания, он должен быть заинтересован в них. Добиться этого довольно сложно, поэтому родители нередко отдают своих малышей в образовательные дошкольные заведения, в которых развитием способностей крохи занимаются уже специалисты.
Особенности возраста
Для того чтобы правильно подобрать развивающие игры для ребёнка 2–3 лет, необходимо понимать его возрастные особенности:
- Ближе к 2 годам ребёнок начинает более точно выполнять те или иные движения, улучшается его координации. В результате этого ему становится намного интересней играть с сортёром, конструктором, пазлом или же любой другой аналогичной игрушкой.
- Занятия с детьми 2 лет на развитие логики начинают приносить больше успеха. Это связано с тем, что в этом возрасте малыш начинает самостоятельно интересоваться тем, как решить ту или иную задачу или понять, как и почему работает определённый предмет.
- Активные игры начинают ещё сильнее интересовать малыша. Теперь он лучше может ориентироваться в пространстве, контролировать скорость и направление своих движений.
- Обладает небольшим словарным запасом, который позволяет ему общаться со взрослыми, описывать то, что он видит, а также составлять простые предложения.
- С каждым месяцем малыш становится всё более самостоятельным, и ему уже не нужно столько вашего внимания, а это означает, что в два с половиной года играть в развивающие игры он может сам.
Что должен уметь ребёнок
Занятия для детей 2–3 лет проводятся с учётом того, что ребёнок уже умеет и того, каких именно навыков ему не хватает. Обычно в этом возрасте малыш способен:
- подниматься и спускаться с лестницы, бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, ловить мяч;
- для девочек на втором году жизни свойственно помогать по дому маме, открывать двери и закрывать их, есть ложкой и пить из стакана;
- строить из кубиков и конструктора, собирать пирамидку;
- разговаривать, заканчивать знакомые стишки, говорить простые предложения, прощаться, здороваться, называть и показывать части тела, имитировать звуки животных, описывать то, что нарисовано на картинке;
- различать цвета, рисовать каракули, пытаться подпевать любимой песенке.
Виды развития ребёнка
Развивающие задания для детей 2–3 лет можно поделить на несколько основных блоков:
- логика;
- речь;
- творчество;
- мелкая моторика;
- социум и окружающий мир.
При развитии физических навыков или абстрактного мышления желательно также принимать участие в занятии, показывать ребёнку, как правильно делать то или иное упражнение. В таком случае эффект будет намного лучше.
Развивая детей до трёх лет, можно пользоваться картинками с изображением тех или иных предметов, ситуаций, книжками, а также другими подручными средствами. Кроме того, не проводите занятие дольше, чем 15-20 минут, и при этом не забывайте постоянно менять деятельность.
Физическое
Развитие физических способностей является одной из главных задач каждого родителя, так как спорт делает кроху не только сильнее и выносливей, но и более здоровым. Спортивные занятия для детей от 2 лет включают в себя следующий комплекс упражнений:
- бег, чередуя медленный и быстрый бег, паровозиком, на носочках, преодолевая различные препятствия, догоняя других;
- ходьба по линии, на руках, по неровной поверхности;
- ползание через тоннель, с подушкой;
- прыжки на двух ногах одновременно, на одной, из положения «полуприсед», на фитоболе, по подушкам, шинам или другим «кочкам»;
- лазание по лестнице, пытаясь достать предметы, которые высоко расположены, перенос объёмных, но лёгких предметов, хождение по брёвнам, доскам или узеньким скамейкам;
- в домашних условиях можно упражняться на турнике или кольцах, кататься по полу, бросать мяч в стену и ловить его, копировать движения различных животных.
Физическое развитие ребёнка – важная составляющая, без которой рассматривать его общее развитие нельзя. Развивающие пособия для детей 2 лет также говорят о том, что нужно как можно больше времени проводить с малышом на спортивной площадке, или занимаясь другим типом активных действий.
Познавательное
Развивашки для детей 2–3 лет продолжают рассказывать малышу об окружающем мире, предметах и их свойствах, развивать его память, логическое мышление, а также учить основам математики. К перечню познавательных игр и заданий можно отнести следующее:
- Изучение с помощью карточек «Мир на ладошке» форм, цветов, природных явлений, фруктов, растений, цветов, овощей, грибов, времён года, птиц, животных, насекомых, рыб, частей тела и т.д.
- Знакомство с такими понятиями, как времена года, мало и много, ночь и день, высоко и низко, далеко и близко, узкий и широкий, тяжёлый и лёгкий, прочее.
- Обсуждение транспорта, семьи, профессий, города, приборов, поездов, мебели, магазина, детского садика и школы, прочее.
- Описание картинки и её сюжета, воспоминания о том, что делали на прогулке или с утра.
- Развитие во время прогулки, куда может входить изучение правил дорожного движения, транспорта, растений и насекомых, а также игры с песком, снегом, тенью, и прыганье по лужам.
- Поиск того, что пропало, и поиск нового предмета, игра в прятки, поиск тени, соответствующей предмету, одинаковых узоров, части изображения или полного изображения по его части, поиск фигуры по нескольким признакам и т.д.
- Загадки, обучение счёту, буквам, цифрам.
- Напёрстки, матрёшки, конструкторы, кубики, строительство башен, собирание пазлов, печати, другие игры для детей.
- Использование обучающих изображений для детей. С их помощью можно попросить малыша искать пары, сопоставлять картинки, проводить между ними логические связи, классифицировать карточки по тому или иному признаку.
Сенсорное
Раннее развитие ребёнка включает в себя и сенсорное развитие. Развивают ребёнка в 2 года следующим образом:
- Дают малышу попробовать на ощупь предметы, обладающие различной фактурой. Просят его найти пару куску того или иного материала.
- Обучают различным запахам и вкусам, учат находить похожий.
- Обучают таким понятиям, как тепло и холодно, твёрдо и мягко, громко и тихо. Дают детям различные предметы, чтобы они могли определить их свойства.
Такой тип развития направлен на улучшение зрительного и тактильного восприятия, слуха, вкуса и обоняния малыша.
Музыкальное
К этому типу развития относится игра на музыкальных инструментах, распознавание звуков, пение и танцы. Для развития музыкального слуха у детей можно воспользоваться набором, созданным по методике Лазарева, «Маленький музыкант».
Для развития музыкальных способностей подходят такие занятия, как:
- прослушивание детских песен и попытка им подпевать;
- прослушивание классической музыки и отличие грустной от весёлой, медленной от быстрой, громкой от тихой и т.д.;
- прислушивание к звукам, которые нас окружают, и определение их источника;
- танцы, обучение простым танцевальным движениям, вождение хороводов;
- слушание, как звучат различные музыкальные инструменты, и игра на них.
Речевое
В возрасте 2-2,5 лет очень важно развивать у малыша речь. Существуют различные развивающие программы, одна из которых «Говорим с пеленок», разработанная лучшими психологами и логопедами России. Также есть и другие авторские и зарубежные методики. Все они обладают определённой схожестью, хотя есть и различия. Как бы там ни было, направлены они на увеличение словарного запаса малыша, развитие его артикуляции и повторение слов.
К основным заданиям можно отнести:
- Чтение книг и обсуждение того, что было только что прочитано.
- Пение и прослушивание песен.
- Общение с ребёнком, описание окружающих предметов и объяснение происходящего. При этом желательно использовать местоимения, наречия, прилагательные и предлоги.
- Он должен рассказывать, что он видит на картинки и описывать окружающий его мир.
- Малыша нужно научить говорить тихо, громко, сдувать лёгкие вещи, задувать свечи, надувать мыльные пузыри, показывать язык, корчить рожицы и т.д.
Для того чтобы малыш повторял слова правильно, вам необходимо говорить их достаточно чётко. В материалах для развития артикуляции и речи можно найти много примеров игр и развивающих заданий.
Мелкая моторика
Игры и занятия с детьми на развитие моторики также способствуют развитию речевого аппарата. Это связано с тем, что часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится рядом с речевой зоной, и в то время, когда работает одна, развивается и другая.
Наиболее подходящими упражнениями для развития мелкой моторики являются:
- Гимнастика для пальцев, застёгивание и расстёгивание пуговиц, липучек, змеек, кнопок.
- Лепка, аппликация, рисование, создание узоров.
- Игры с конструктором, шнуровкой, мозаикой, наклейками, пирамидкой, вкладышами и сортёрами.
- Пересыпание песка, круп, переливание воды и её собирание с помощью пипетки или губки.
- Игры с прищепками, крышками и бутылками. Комканье и разрывание бумаги.
Занимаясь играми на развитие моторики с малышами, темы занятий нужно продумывать очень тщательно. Если ему не будет интересно, он просто не захочет выполнять данные задания и постоянно будет отвлекаться.
Творческое
Занятия с ребёнком, направленные на развитие его творческих способностей, включают в себя лепку из пластилина, рисование, создание аппликаций, вырезание из бумаги и конструирование. Для малышей 2 лет лучше всего подойдут такие упражнения:
- Рисование спиралей, кругов и линий, создание узоров. Всё это можно делать карандашами, кисточкой и красками, пальцем, мелками или даже палкой, если вы рисуете на снегу или песке.
- Дорисовывание недостающих деталей. Например, листья для дерева, стебельки для цветов, дым из трубы и другие простые рисунки.
- Ставим печати с помощью губки, картошки и других вещей.
- Лепим из пластилина шарики, колбаски, кружочки, размазываем его по бумаге или оставляем на нём печати.
- Лепим из теста, режем его и вырезаем с помощью формочек.
- Создаём аппликацию из бумаги или ткани. Это может быть аппликация из нескольких объектов, из частей одного объекта или же создание абстрактной картины.
- Строим из конструктора дома, мосты, заборы и другие сооружения.
Если вы не умеете хорошо рисовать, то распечатайте на обычной бумаге найденные в интернете рисунки, к которым нужно будет добавить недостающие элементы, объекты для аппликации или же воспользуйтесь набором «Творчество с пеленок».
Социальное
Общение с ровесниками очень важно для ребёнка 2 лет. В этом возрасте он тянется к другим и пытается всё за ними повторять. Именно поэтому нужно научить малыша:
- знакомиться и проявлять симпатию к другим детям, а также играть вместе с ними;
- жалеть других людей, когда они плачут, ударились или заболели;
- делиться или же меняться игрушками.
Развивать коммуникативные навыки крохи можно самостоятельно или же с помощью специальной программы «Уроки общения», которая подготовит малыша к детскому садику и научит его ладить с другими людьми.
Помимо общения, малышу также необходимо приобретать бытовые навыки. Вместе с двухлетним ребёнком можно выполнять следующие действия:
- поливать цветы;
- вытирать разлившуюся воду;
- мыть руки мылом и вытирать их после этого;
- убирать за собой со стола;
- складывать игрушки на место;
- одеваться и раздеваться самостоятельно.
Приблизительное расписание занятий на неделю
Занимаясь развитием малыша, главное, не переусердствовать. Малышу должны быть интересны упражнения, а это означает, что нельзя выполнять одно и то же занятие с ребёнком 2 лет каждый день, так как в итоге это может просто надоесть ему. Чтобы этого не случилось, необходимо составить расписание занятий. Такой план не только позволит родителям не перегрузить ребёнка, но и убедиться в том, что вы ничего не упустили, и малыш хорошо развивается.
Развивающие занятия для детей 2 лет. Приблизительный план:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | |
Мелкая моторика | Крупы | Гимнастика для пальцев | Шнуровка | Прищепки | Прищепки | Песок | Наклейки |
Сенсорное развитие | Тёплое и холодное | Материалы | Вкусы | Шершавое и гладкое | |||
Познавательное | Пазлы | Поиск картинки по её кусочку | Поиск теней | Виды домашних животных | Цвета и сортировка предметов по ним | Времена года | Поиск игрушки |
Речевое | Кривляние | Обсуждаем картинку | Чтение сказок | Обсуждение прочитанного | Разыгрываем сказку | Чтение стихов | Задувание свечей |
Социальное | Общаемся с другими детками | Игры в песочнице | Гости. Идём в гости или принимаем у себя | ||||
Творческое | Аппликация | Лепка из пластилина | Рисуем красками | Раскрашивание | Лепка из теста | ||
Музыкальное | Детские песни | Пение | Классическая музыка | Музыкальные инструменты | |||
Физическое | Игры в мяч | Бег с препятствиями | Прыжки | Ходьба на руках | Игра в улитку | Занятие с фитоболом | Ходьба по линии |
Это только приблизительный план. Вам же, для того чтобы заниматься развитием ребёнка 2 лет самостоятельно, при составлении распорядка потребуется учесть характер малыша, его интересы и умения, а также цели, которые вы преследуете.
Кроме того, в составленном вами расписании желательно отметить те занятия, которые вы считаете наиболее важными, и не готовы их пропустить. Также следует определить те виды развития, которые вы считаете обязательными для своего малыша. По ним занятия могут проходить и 5-7 раз в неделю. При этом не нужно занимать занятиями всё время малыша. Пусть в его распорядке дня будет место и для самостоятельных игр.
После того как вы позанимаетесь с ребёнком по этому расписанию несколько недель, вы сможете проанализировать результаты занятий и то, насколько был выполнен план. Если вас что-то не будет устраивать в полученных результатах, вы сможете заменить некоторые занятия, добавить их или же убрать.
карточки, раскраски и задания на мелкую моторику, книги
Проживая в окружении социума, дети буквально обречены на развитие, но если пустить его на самотек, процесс может очень сильно затянуться или вообще пойти по неправильному пути. Современный мир требует от ребенка максимально быстрого развития и усвоения огромного количества информации и навыков, поэтому направлять его просто необходимо.
Многие родители оставляют эту задачу на откуп воспитателям в яслях и детских садах, однако, они и сами могли бы взять на себя часть поставленной задачи. Совершенно очевидно, что ребенок будет развиваться быстрее, если заниматься этим и в детском саду, и дома, а не только в детском саду, поэтому родителям стоит больше внимания обращать на способы развития своего малыша.
Задачи по развитию в этом возрасте
Определяться с задачами по развитию можно, исключительно отталкиваясь от уже имеющихся навыков и умений. В два года ребенок уже радикально отличается от новорожденного, но при этом каждый малыш индивидуален, так что гарантировать достижение определенного уровня нельзя. При этом можно выделить некие общие направления, куда следует направить педагогические усилия как детсадовских воспитателей, так и самих родителей:
- Речь. Двухлетний малыш наверняка уже способен говорить некоторые отдельные слова, но кто-то этим и ограничивается, тогда как другие уже даже способны доносить некоторые простые мысли, вроде желания покушать. В любом случае текущего уровня совершенно недостаточно, чтобы полноценно влиться в общество или хотя бы пойти в первый класс, поэтому очень важно научить ребенка говорить – хотя бы для того, чтобы самому его понимать.
- Общая и мелкая моторика. В два года дети уже могут самостоятельно ходить и бегать, а также держать в руках любые достаточно легкие предметы, и все же ловкости у них практически нет. Их движения выглядят неуверенными, они способны постоянно ронять из рук вещи, а любая задача, требующая высокой точности и аккуратности, для них окажется невыполнимой. Улучшение моторики необходимо и для большего удобства ребенка, и для его безопасности.
- Внимание. Сознание двухлетнего карапуза отличается рассеянностью – обычно он не интересуется тем, что не привлекает внимания само по себе. Тем не менее умение концентрироваться является очень полезным как для учебы, так и для многих видов работы в далеком будущем.
- Абстрактное мышление и фантазия. Представьте себе на секунду, что вы совершенно лишены воображения – то есть, даже не можете визуально вообразить хорошо знакомый предмет, если не видите его в данный момент. Многого добился бы такой человек? А ведь для двухлетних детей именно такая характеристика во многом актуальна – точнее, у них просто нет большого количества знакомых предметов, они всего лишь начинают изучать этот мир.
В дальнейшем хорошее развитие названных качеств позволит добиться высокого уровня изобретательности и способности выдумывать нечто совершенно новое.
- Творческое. Успехи ребенка на творческом поприще позволяют ему самоутвердиться, повысить собственную самооценку, а то и найти новые знакомства. При этом не обязательно становиться выдающимся мастером, ведь творчество может быть не только профессией или смыслом жизни, но и просто приятным времяпровождением. Даже если лично вы считаете творчество пустой тратой времени и сил, обратите внимание, что оно отлично развивает ту же память и моторику.
- Социальное развитие. Чрезмерная стеснительность в современном мире является недостатком, но и неуместная самоуверенность тоже плюсом не будет. Ребенок должен уметь вести себя в обществе, понимать общепризнанные правила и не нарушать их, быть вежливым и не оскорблять других людей. Уже в два-три года это даст результат в виде первых детсадовских друзей, ну а во взрослой жизни умение располагать к себе незнакомых людей может стать по-настоящему бесценным.
Вспомогательные материалы
Совершенно очевидно, что самостоятельно придумать целый комплекс упражнений для развития двухлетнего ребенка могут разве что гениальные родители, поэтому приходится опираться на целый ряд вспомогательных материалов, которые, к счастью, существуют в огромном разнообразии:
- В первую очередь, помочь в развитии ребенка могут книги. Преимущественно такие издания рассчитаны на родителей, ведь двухлетние малыши априори не умеют читать; в них могут быть подробно расписаны популярные программы развития, например, методики Монтессори, которыми уже более века пользуются профессиональные педагоги и воспитательные центры по всему миру.
Если книга содержит еще и картинки, то она все же может представлять непосредственный интерес для малыша – некоторые специалисты утверждают, что можно уже в таком возрасте начинать учить ребенка считать, показывая ему картинки с цифровым обозначением количества предметов на них.
- Альтернативой книгам в наш технологичный век могут выступить передачи, которые сейчас можно отыскать в интернете или приобрести на диске. Они могут более наглядно показать задания и упражнения, которые помогли бы ребенку достичь лучших успехов в собственном развитии. В некотором смысле, даже обыкновенные мультфильмы со сказочным сюжетом могут выполнять такую функцию, хотя педагогическая роль, конечно же, отличается в каждом случае.
- Вспомогательные материалы могут выпускаться в виде целого набора различных средств, полностью раскрывающего определенную программу. В частности, с возраста в два года уже допустимо использование развивающих настольных игр, куда могут входить карточки и фишки, а также книги, описывающие педагогический эффект набора, и мультимедийная составляющая в виде диска.
Компьютер, кстати, может стать отличным вспомогательным средством не только благодаря возможности воспроизводить видео, но и как способ запускать электронные развивающие игры.
- Творческие упражнения также способны принести огромную пользу. Классический и всем знакомый вариант – стихи, разучиваемые в детских садах. Они отлично развивают детскую память, а главное – заставляют ребенка многократно проговаривать заученные слова, улучшая произношение; точно такой же эффект дают и детские песенки. Все это можно купить в виде книги-сборника, или же найти поштучно в интернете.
- Раскраски и поделки способствуют, в первую очередь, улучшению мелкой моторики ребенка – благодаря им он научится намного лучше владеть своими пальчиками и выполнять любую тонкую работу. Кроме того, выполнение подобных задач очень способствует развитию воображения, которое может сделать из малыша выдающегося инженера или писателя.
- Танцы также отлично развивают моторику, но теперь уже скорее крупную. Они позволяют ребенку обрести уверенность в своих движениях, а в идеале даже делают их грациозными и красивыми. В наши дни производители выпускают специальные танцевальные коврики, которые стимулируют малыша двигаться не хаотично, а в строго заданном направлении.
Детские психологи прекрасно понимают, что ребенок пока не осознает полезности достижения поставленных целей, поэтому будет сопротивляться попыткам развития со стороны, если только его не заинтересовать. Сделать это можно, лишь придав процессу игровую форму, поэтому все представленные решения выглядят как игры, но обязательно несут в себе глубокий развивающий подтекст.
Следует отметить, что ни одно из названных средств детьми не воспринимается как рутина.
Занятия по развитию
Целенаправленные усилия по развитию ребенка дадут куда более весомый результат, нежели спонтанно возникающие ситуации, требующие от малыша определенного саморазвития. Дети выглядят куда более развитыми у тех родителей, которые отдают себе отчет в собственной ответственности за развитие малыша, и основательно подошли к изучению соответствующих педагогических методик. Существуют сотни способов улучшить основные навыки двухлетнего ребенка, мы же вкратце рассмотрим только наиболее популярные, которые должны быть в арсенале всех молодых родителей.
Речь
Для развития речи очень важно заставить ребенка регулярно говорить. Практика показывает, что дети, воспитываемые в домашних условиях, не слишком активно используют речь, ограничиваясь минимальными потребностями – попросить кушать, включить мультфильм и так далее. Некоторые вообще ограничиваются только плачем, а уж о полноценном расширении словарного запаса речь и вовсе не идет.
Обычно разговорную активность ребенка стимулируют при помощи изучения детских стишков и песенок. Малышу это интересно благодаря сказочности сюжета, а также из-за нескрываемого одобрения взрослых, восхищающихся каждому новому выученному произведению; вполне конкретным вознаграждением за успехи могут послужить и сладости.
В результате ребенок как минимум станет говорить внятнее, как максимум – выучит несколько новых слов и будет активнее использовать речь для общения. В целом же можно ничего не выдумывать, а просто побольше общаться с ребенком, задавая ему различные вопросы. Даже если ответ будет односложным, это все равно поспособствует достижению желаемого результата.
Внимание
Развитию внимания способствуют простые игры, которые вообще не требуют никаких дополнительных покупок и доступны абсолютно в любой ситуации. Простейший пример: подойдите с ребенком к окну и попросите его найти и показать зеленую машину. Или пусть найдет какую-нибудь деталь, изображенную на рисунке. Можно параллельно развивать и ассоциативное мышление, попросив ребенка отыскать не конкретный предмет, а любые предметы, обладающие общим качеством – одинаковым цветом, формой или любой другой характеристикой.
Игру подобного типа можно и купить – скорее всего, в ней будут карточки разного цвета, формы и узора, а задачей маленького игрока будет поиск карточек с определенными качествами.
Общая и мелкая моторика
Для развития общей и мелкой моторики хорошо подходят различные творческие задания. В частности, для развития пальцев огромную пользу приносят лепка из пластилина и рисование, а также поделки и пазлы. В таком возрасте малыш вряд ли слепит или нарисует нечто стоящее внимания, однако, смысл – не в создании шедевра, а в приобретении уверенности движений, так что даже банальное разминание кусочка пластилина принесет пользу.
Хорошим продуктивным решением станет также соединение точек линиями для получения настоящего рисунка.
Можно даже просто научить ребенка чему-то полезному, например, мыть руки под краном. Для развития крупной моторики хорошо подходят любые активные двигательные упражнения – как танцы, так и игры на свежем воздухе.
Абстрактное мышление
Понятие абстрактного мышления может показаться слишком сложным для детей в возрасте двух лет, но на данном этапе под ним подразумевается простое изучение свойств предметов. Малыш пока слабо ориентируется в различении мягких и твердых предметов, их количества, цвета и так далее.
Для усовершенствования понимания всех этих вещей хорошо подошел бы большой бизиборд – доска с прикрепленными образцами различных механизмов и материалов. При этом обязательно нужно проговаривать малышу названия определенных характеристик, а затем просить его указать только мягкие предметы или только твердые, или большие, или холодные, или деревянные.
Очень важно научить ребенка различать предметы по форме, а еду – еще и по вкусу и запаху. Кроме того, малыш уже готов к тому, чтобы различать одинаковое и разное.
Творческое развитие
Творческое развитие пока не даст собственно творческих результатов, но зато поспособствует совершенствованию других полезных навыков. Творчество, будь то музыка или рисование, хорошо развивает память, потому что ребенку приходится держать в уме то, что он пытается воспроизвести. Оно также в целом стимулирует мыслительные процессы и воображение. Если творчество предполагает активное участие рук (например, рисование или лепка), то оно также способствует развитию мелкой моторики.
Социальное развитие
Социальное развитие ребенка заключается в том, чтобы научить его вести себя в обществе. В двухлетнем возрасте задачи ставятся минимальные – дать малышу понятие о приветствии, прощании, благодарности и вежливости в целом. Некоторые психологи рекомендуют уже на данном этапе давать ребенку играть в такие игры, где есть победители и проигравшие – чтобы он научился проигрывать достойно.
В целом же навыки общения в социуме лучше всего вырабатываются в широком кругу общения, поэтому здесь родители скорее дают общее направление, тогда как детали намного лучше расскажут в детском саду, где дети еще и получают отличную возможность закрепить усвоенное на практике.
Фантазия
Своевременное развитие фантазии очень поспособствует общему ускорению мышления и расширению кругозора. Лучше всего для выполнения поставленной задачи подойдут различные ролевые игры – те, где ребенок якобы оказывается на месте кого-то другого. Честно говоря, для двухлетнего возраста это, скорее всего, пока слишком сложно, но можно попробовать предложить малышу представить себя на месте сказочного героя, если это мальчик, принцессы или врача, если это девочка.
Для большей натуральности можно купить в магазине игрушечные атрибуты того, в чью роль попробует вжиться ребенок. Благодаря этому можно получить совершенно неожиданный итог: например, дети массово боятся врачей, но при этом любят играть с детскими медицинскими наборами, и по результатам таких игр страх перед медиками отступает!
Расширяем круг понятий и знакомимся с новым
Мир двухлетнего ребенка ограничен преимущественно его квартирой, в лучшем случае – дополнен еще детской площадкой и соседним парком. Это не позволяет ему узнать всех необходимых в жизни понятий, даже если взрослым они кажутся элементарными.
Помните, что нет практически ничего, что вы бы узнали совершенно самостоятельно, не со слов других людей, не из книг и телепередач, то есть практически всю информацию об окружающем мире вы получили от кого-то, так что теперь настало время поделиться ею с малышом.
Показывайте и объясняйте малышу буквально все вокруг. Расскажите, для каких целей служит каждая комната и каждый предмет мебели в доме. Сходите с ребенком в магазин и покажите ему, откуда берется вся та вкусная еда, которую он кушает каждый день. Прокатитесь с ребенком на автомобиле или общественном транспорте, погуляйте с ним где-нибудь далеко от дома и покажите то, чего он раньше не видел. Поведите маленького в зоопарк или покажите аквариум.
Расскажите, что такое семья, как она образовывается. Попробуйте объяснить, чем занимаются мама и папа, причем не обязательно в смысле профессий – можно даже просто на примере приготовления пищи, мытья посуды, уборки квартиры. Расскажите, какие вообще бывают профессии и зачем они нужны. Научите ребенка названиям различных частей тела.
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок был вовлечен в тему, пытайтесь вести обоюдно интересный разговор, иначе малыш все забудет.
Не говорите абстракциями, найдите возможность наглядно показать детям то, о чем вы говорите – не на голубом экране, иначе они так и будут потом это воспринимать, а либо в настоящем исполнении, либо хотя бы в игрушечном.
Не стоит рассчитывать, что маленький слушатель мгновенно вникнет в суть дела, вам наверняка придется неоднократно повторить ему то, что вы раньше уже говорили, но он в любом случае запомнит какие-то новые слова, расширит свой кругозор, и со временем станет использовать все эти знания для построения вполне осмысленного разговора.
Примерный план на неделю
Родители, особенно рьяно подходящие к развитию своего ребенка, стремятся составить план упражнений на неделю, что во многом правильно. Это поможет не перегружать малыша, развивая его равномерно, без перекосов в сторону какого-то одного качества, а также гарантирует, что вы полностью обеспечиваете развитие ребенка. При этом следует учитывать характер и темперамент малыша, а также его сильные и слабые стороны.
Ни в коем случае нельзя воспринимать однажды составленный вами или кем-то другим план как константу – внимательно следите за процессом и оценивайте результаты, чтобы оперативно подкорректировать расписание.
Направляя развитие ребенка, не загоняйте его в слишком жесткие рамки – иногда маленький будет хотеть поиграть не в то, во что предлагаете вы, а во что-нибудь другое, и такая возможность у него также должна быть.
При составлении плана особенно следите за тем, чтобы нагрузка в разные дни была приблизительно одинаковой по объему. Тщательно подбирайте разнообразные задания – например, познавать окружающий мир можно и нужно каждый день, но придумайте как минимум 5-7 разных способов делать это, и не начинайте круг заново, пока не пройдете его полностью.
Советы
Есть несколько простых советов, несоблюдение которых может полностью перечеркнуть ожидаемый положительный эффект от занятий. Обязательно придерживайтесь этих правил:
- Знания всегда усваиваются лучше, если обучаемый сам в этом заинтересован, а не их впихивают в него силой. Двухлетнему малышу обучение интересно лишь как игра, поэтому найдите способ его заинтересовать. Если же ребенок вообще не проявляет интереса к игре, в данный момент или в принципе, даже не думайте его заставлять – сделаете только хуже.
- На самом деле, в таком возрасте занятиям посвящается совсем немного времени, потому что концентрация внимания у ребенка достигается на протяжении не более нескольких минут, после чего задание нужно менять. Тем не менее не подгоняйте малыша и не выполняйте задание за него – он должен научиться сам.
- То, что у настолько маленького ребенка не получается задание, кажущееся вам элементарным – это нормально, и ругать его за это, как и за нежелание заниматься, категорически запрещено, иначе у него выработается отвращение к данному занятию.
Совсем другое дело – успех: его обязательно надо отметить похвалой, ведь она станет хорошим стимулом для дальнейших достижений.
Интересные развивающие занятия для детей с 2-х лет смотрите в следующем видео.
Развитие ребенка от 1.6 до 2 лет. Краткий план для мам.
Развитие логики.
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера.
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков.
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Развитие внимания.
- Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
- Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
- Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
- «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
- «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
- «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов:
- Большой-маленький.
- Названия цветов (как базовых– синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
- Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
- Один-много.
- Горячий-холодный.
- Высокий-низкий.
- Вверх-вниз.
- Предлоги.
- Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
Лексические темы:
- Посуда.
- Рыбы.
- Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
- Машины.
- Кораблик.
- Домики.
- Цветы.
- Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество.
- Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
- Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
- Рисование пальчиками.
- Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
- Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
- В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
- Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально — все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
- Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
- Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Моделирование.
- Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
- Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево(два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
- Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
- Играть в конструкторы по типу «Лего» (спонтанное моделирование).
Развитие мелкой моторики в 1,5 года.
- Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
- Рвать бумагу.
- Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
- Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
- Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
- Учиться собирать губкой воду со стола.
- Учиться выжимать губку.
- Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
- Учиться нанизывать бусы (специальные детские).
10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску.
16. Учиться складывать матрешки.
17. Играть со стучалками и забивалками.
18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой — это легче, потом чайной).
19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место».
31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки.
32.«Копилка» — опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках.
33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.
37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).
Развитие речи и артикуляции.
- Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
- Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
- Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
- «Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту — как быстро вы заговорите на китайском? ).
- Читать книги.
- Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
- По возможности — побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
- Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей „а-а“, „побибикай машинкой — “би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, „дай, мишка!“ и т.п.).
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
- Логоритмика — танцы под музыку (например Железновых).
- Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
- Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
- Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
- «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
- Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
- Прослушивание классической музыки фоном.
- Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
- Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – „принеси куклу, дай мячик“).
Развитие сенсорики.
- Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
- Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
- Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
- Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
- Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации.
- Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
- «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
- Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
- Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
- Катать мячики, машинки.
- Кидать мячики.
- Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
- Бить по мячу ногой.
- Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры.
- Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
- Покорми, умой куклу.
- Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
- Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
- Стираем и развешиваем белье.
- Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения в быту.
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (»помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки.
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
- Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
- Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
- Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
- Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
- Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.
Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:
Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост — мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!
Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.
Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию.
P.S: Статья из инета.