Раннее развитие за и против: Раннее развитие – за и против | Социум – Раннее развитие детей – за и против

Раннее развитие ребенка: за и против | Развитие ребенка 1-3 лет

Все чаще появляются статьи из серии «страшилок» — о том, как калечат детскую психику все эти новомодные веяния в лице методик раннего развития ребенка. Где же истина? Как водится, где-то посерединке.

Все дело в мотивации

Вспомните тот момент, когда вам в го­лову пришла светлая мысль заняться с собственным крохой тем-то или этим-то.

Мамы делятся размышлениями.

Руслана, 28 лет: „Я знала, что буду за­ниматься с сынулей еще до того, как он появился на свет. Хотелось изначально предоставить крохе максимальные воз­можности для развития. Однако у меня никогда не было цели добиться того, чтобы ребенок научился что-то делать раньше, чем его сверстники. Главное — и сын, и я получаем удовольствие от на­ших игр — у меня язык не повернется назвать их „занятиями». Просто вместо того чтобы по десять раз повторять ему „ма-ма» или „ку-ку», я пою песенку, а кошку называю не „киса» или „мява», а „саг». И когда даю ему вкладыши Монтессори или уникуб Никитиных, не тре­бую, чтобы он немедленно построил крепость или сложил пирамиду в поряд­ке цветового спектра радуги — он просто играет. И одновременно — развивается».

25-летняя Светлана поведала другую историю: „Сначала соседка рассказала, что ее Татка — которой, между прочим, на три недели меньше, чем моей Оленьке — уже умеет читать. Ну, то есть не совсем читать, но буквы разли­чает и даже слово „мама» узнает. Я и подумала: а моя дочка чем хуже? Не глупее, слава богу! И — началось… Таб­лицы, схемы, игрушки — только разви­вающие, садик — в котором с двух лет учат языки… Остановилась я только тогда, когда решила в неполные шесть отдать дочку в школу — она, мол, уже готова! И тут мне психолог сказала, что у Оли огромные проблемы в общении, в поведении… Вот уже несколько меся­цев она живет как обычный ребенок — никаких заданий, никаких „Давай по­занимаемся!». Надеюсь, мне удастся исправить собственную ошибку».

Пожалуй, комментарии излишни. Вот он, „перекос» в мотивации, который и натолкнул лодочку гармоничного раз­вития на все подводные камни.

Играем по правилам

Прежде всего, раннее развитие не пред­усматривает только лишь раннее интеллектуальное развитие. Конечно же, оно должно быть всесторонним. В каждом возрастном периоде у ребен­ка есть главная задача развития. И если мы тратим энергию на несвоевремен­ное развитие какой-то психической или интеллектуальной функции, то возникает дефицит там, куда эта энер­гия должна была быть направлена по задумке матушки Природы.

Главная задача для малыша до трех лет — эмоциональное и сенсомоторное разви­тие, потому не стоит чрезмерно увле­каться обучением детей чтению и пись­му.

Первоочередной задачей является развитие сенсомоторики и эмоций, по­тому для обучения малыша потребуют­ся всевозможные развивающие игры для пальчиков, фигуры, которые можно вкладывать в отверстия, крупные, а по­том мелкие предметы — чтобы малыш вертел их в ручках, конструкторы.

Не нужно забывать, что от рождения ка­ждый ребенок наделен ведущим видом восприятия: зрительным, слуховым либо двигательным. В раннем возрасте уже можно заметить, что он предпочитает: рассматривать, слушать, активно дви­гаться (например, когда волнуется или что-то запоминает). Это нужно учиты­вать при выборе методики для раннего развития. Например, чтение по карточ­кам Домана будет более успешным для ребенка с ведущим зрительным воспри­ятием. Но перетренировывать один вид восприятия в ущерб другим не стоит, нужно развивать и слуховое, и двигатель­ное.

Самая подходящая методика для обучения чтению самых маленьких — ме­тодика Зайцева. Бу­дет выбор — купите украинские кубики, они легче для восприятия, потому что русские оказались перегруженными лишним фоном. И не превращайте раз­вивающую игру в „занятие», не оцени­вайте уровень крохи, не требуйте от не­го быть лучше всех — обуздайте роди­тельское тщеславие! Хотите дать малышу начала математи­ческих знаний?  Подойдут методики Монтессори, развивающие игры, тренировочные игрушки для пальчиков. Ме­тодика Зайцева для самых маленьких по математике не совсем удачна. А вот для развития мелкой моторики применяйте возможности этой методи­ки (пишем прежде, чем читаем), пальце­вую живопись (большие-пребольшие буквы на листах ватмана), „письмо в воздухе». Если все-таки вы хотите нау­чить ребенка писать в тетради, то клетка должна быть больше 1 см. Ну а первый шаг к воспитанию в малыше любви к чтению — почаще читайте ему вслух. При этом не забывайте об интона­ции, ведь яркие эмоции тоже нужны ре­бенку — именно они, пускай даже и всего лишь „сыгранные» вами, помогают ему развивать эмоциональную сферу.

Важные мелочи

Даже родители, которые стараются „не перебарщивать», нередко допускают очень серьезные ошибки. Можно даже создать своеобразный „сборник» роди­тельских заблуждений.

Заблуждение 1. „Мы нашли самую лучшую методику: можно обучить чте­нию за 12 занятий. Во время уроков ре­бенок настолько доволен, делает потря­сающие успехи, улыбается, разговари­вает — я считаю, что он и эмоционально развивается в этот момент». Конечно, если ребенок получает боль­шую порцию ваших положительных эмоций только во время его продвиже­ния по карьере читателя, то и сам будет излучать положительные эмоции. А раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет вы­полнять, но за счет каких-то других структур психики.

Заблуждение 2. „Мы стараемся не загружать ребенка. Как только его пе­рестают интересовать занятия — пре­кращаем».

Важно почувствовать не момент, когда малышу уже надоело заниматься, а за минуту до этого. Иначе вы рискуете сформировать у ребенка стереотип, что как только он устает или ему надоедает занятие, его тут же прекращают. У мно­гих детей такие „уставания» учащаются.

Заблуждение 3. „Чтение и счет — глав­ное в раннем развитии». Раннее погружение в знаковую систему может ускорить развитие левого полуша­рия в ущерб правому, образному. Мозг — орган далеко еще не изученный. И неиз­вестно, как именно он себя поведет конкретно у вашего ребенка.

Дефицит „энергии» в „нужном месте и в нужное время» может привести к сбоям в более старшем возрасте. Форсировать только лишь интеллектуальное развитие нельзя. Процесс становления личности должен быть гармоничным. Малыш развивается не только в момент „урока» чтения или счета. Этот процесс продолжается и во время прогулки, когда вы просите опи­сать ромашку, а затем — сравнить ее с ва­сильком (чем похожи, почему разные). Развитие — когда малыш учится одевать­ся сам, общается с другими детьми… Помните: губка набирает только опре­деленное количество воды, и не больше. Часто механическое чтение приводит детей к разочарованию в этом процессе, и, вырастая, многие из них категориче­ски отказываются читать или делают это крайне неохотно.

Смысл раннего развития — ребенок должен получать радость, в том числе и от того, что по­степенно усложняется познавательная деятельность.

И еще одно: гораздо больше информации малыш получает, слушая кого-нибудь из взрослых. Поча­ще общайтесь со своим крохой — этого не заменит ни одна, даже самая совер­шенная система раннего развития.

Заблуждение 4. „Подскажите, где есть группа раннего развития для детей двух лет. Самим не получается заниматься, да и малыш ленится». Наши дети разные. Если одни успешно занимаются самостоятельно, то другим подавай коллектив. И это заметно уже в самом раннем возрасте. Но будьте осторожны, выбирая группу раннего разви­тия. Для группового занятия детям до трех лет нужно выделять до пятнадцати минут, каждые пять минут меняя дея­тельность. При этом группа должна быть снабжена огромным количеством игровых материалов. Для закрепления того или иного навыка у маленького ре­бенка нужно постоянно менять развива­ющие игры. Педагог для такой группы должен быть отличным специалистом. Лучше всего на таких занятиях уделить внимание именно сенсорному и эмоци­ональному развитию (психологическая подготовка к детскому саду, социальное развитие, работа с песком, водой, музы­кальными инструментами и т. д.). А чтение, письмо, счет в групповых условиях для такого возраста — очень со­мнительный эксперимент (особенно ес­ли родителей просят не присутствовать на занятиях).

Заблуждение 5. „Чтение после трех лет — уже поздно?».

Нужно помнить поговорку: можно ло­шадь подвести к воде, но нельзя заста­вить ее пить. А если взрослый все же су­меет заставить ребенка заниматься во­преки его нежеланию, то и результаты будут невысоки, и сразу будет заметно отвращение малыша к занятиям.

Зада­ча раннего развития — в определении так называемой зоны ближайшего раз­вития: постарайтесь дать ребенку то, что он „берет» сам.

Но зона ближайше­го развития не бесконечна, она зависит от интеллектуального потенциала ребенка и различна в каждой области зна­ний и умений. Потому если вдруг вы пытались учить малыша, но он не про­являл интереса, причем вы не форсиро­вали, не заставляли его „учиться» через силу — значит, его развитие происходит по „нормальному», а не „ускоренному» пути.  Попробуйте заинтересовать его чтением и счетом немного позже. Воз­можно, ваш ребенок лучше подготовится к школе в группе детей.

Заблуждение 6. „Мне очень нравит­ся, что моя дочь мыслит оригинально, отвечает не так, как все, а  придумывает свой вариант. Именно этого я и ждала от раннего развития». Если вы постоянно поощряете ребенка при  „изобретении» новых ответов на ста­рые вопросы, то он, соответственно, пы­тается как можно чаще отвечать „ориги­нально». Не стоит постоянно расхвали­вать малыша, указывая на то, что он „особенный». Это формирует у него не­ адекватную самооценку. Могут про­явиться проблемы с социальной адапта­цией в коллективе. Кроме того, не полу­чив привычной похвалы в садике или школе, „оригинальный ребенок» может вступать в конфликт и с учителем. Для ребенка важна не только интеллекту­альная, но и социальная и духовная одаренность. А установка на интеллек­туальные достижения, которую — увы — нередко навязывают маленьким детям родители, блокирует у малышей умение общаться с другими людьми.

Автор: Наталья Компанец, детский психолог

Источник: http://www.umka.ck.ua/

Похожие публикации

Общая информация о статье

Название

Раннее развитие ребенка: за и против

Описание

Все чаще появляются статьи из серии «страшилок» — о том, как калечат детскую психику все эти новомодные веяния в лице методик раннего развития ребенка. Где же истина? Как водится, где-то посерединке

Раннее развитие за и против. Раннее развитие детей: против

Раннее развитие за и против. Раннее развитие детей: против

Итак, аргументы противников раннего развития:

Ускоренное развитие интеллекта в ущерб другим сферам жизнедеятельности ребенка . По мнению лагеря противников раннего развития, интенсивное занятие только познавательной сферой малыша оставляет в стороне другие, не менее важные, сферы – эмоциональную, социальную, а также сферу психической жизни крохи, которую «поторопить» не получается. То же самое получается, если делать главный упор только на физическое развитие малыша.

Временная и энергозатратность . Действительно, для внедрения многих методик необходимы специальные материалы, на подготовку которых родителям требуется немало времени. Да, если основная профессия мамы и папы называется «родители», и больше ничем заниматься не надо, то такой вариант неплох. Но для работающих родителей все это непросто. Конечно, можно покупать уже готовые материалы для развивающих игр или водить ребенка в специальные детские центры, где с ним будет заниматься специалист. Но все это тоже стоит недешево.

Угроза здоровью ребенка вследствие ускорения естественных процессов . Иными словами, все должно происходить в свое время, и, если пытаться «накачать» ту или иную функцию раньше времени, можно только навредить крохе. Да и вообще, зачем нарушать природный ход событий? Нас ведь как-то растили, никто не ускорял ничего, и выросли же!

Отсутствие перспективы в будущем . По многочисленным наблюдениям противников раннего развития, большинство детей – и те, с которыми много занимались, и те, которые вообще не имеют понятия о раннем развитии – в школе выравниваются. То есть, зачем тратить силы впустую, если результат все равно будет такой же?

Боюсь вырастить вундеркинда! На самом деле, такой аргумент имеет место быть. Ведь все мы понимаем, что растить одаренного малыша очень непросто. Мало того, что мы сами постоянно должны ему соответствовать, расти вместе с ним, так еще и будущее его частенько кажется нам не очень привлекательным. Вспомните примеры известных вундеркиндов. Нередко у них нет друзей, ведь все им только завидуют. Да и самому ребенку, в силу опережающего развития, непросто строить отношения со сверстниками. Готовы ли мы, как родители, заведомо обрекать свое чадо на одиночество?

Не надо лишать ребенка детства! Всем «ученым премудростям» малыша и так научат в садике и в школе. А сейчас лучше пусть просто катает машинки и играет в куклы, ни о чем не беспокоясь. Время учиться будет всегда, а вот раннее детство уже не повторится.

Конечно, со многими убеждениями «лагеря противников» трудно поспорить. Особенно, если рассматривать ситуацию в утрированном варианте, когда раннее развитие занимает много времени и сил и малыша, и родителей.

Раннее развитие за и против. Раннее развитие детей: против

Развивающие занятия для детей с 3 до 5 лет

МАРИЯ СОЛОМАХИНА
Развивающие занятия для детей с 3 до 5 лет

Общими для младшего дошкольного возраста являютсязадачи:

• развития мелкой и общей моторики;

• коммуникативных навыков;

• формирование правильной и грамотной речи и обогащение словарного запаса;

• эстетическое развитие ;

• интеллектуальное развитие ;

Поскольку дети легко возбуждаются и быстро утомляются от однообразных действий, каждое занятие содержит несколько различных видовдеятельности: занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи , предметной и художественно-продуктивной деятельности, занятия по развитию моторики . Частая смена деятельности помогает сохранять внимание детей на протяжении всего занятия и снимает утомляемость. Все игры, упражнения, включенные в одно занятие , объединены одним сюжетом, что делает переход от одной части к другой плавным и тематически логичным. Занимаясь, дети учатся общаться со сверстниками, у них формируются такие черты личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

В первую очередь на занятиях решаются задачи по развитию речи детей . Увеличивается пассивный и активный словарь детей . Они начинают употреблять все части речи, исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова. Существенно изменяется понимание речи окружающих. Малыши овладевают разнообразными представлениями и понятиями об окружающем их мире. Происходит сенсорное развитие , претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность детей .

Также на занятиях большое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторики. Дети учатся правильно действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением, организо-вывать движения в соответствии с ритмом музыкального сопровождения, речи, звуков.

Практически каждое занятие включает блок художественно-продуктивной деятельности. Дети знакомятся с разнообразными изобразительными материалами, учатся первым приемам рисования, лепки, аппликации, конструирования. Большое внимание уделяется воспитанию положительного отношения к данным видам деятельности, формирования интереса как к процессу, так и к результату.

Большинство музыкальных физминуток, описанных в конспектах, проводятся с использованием песенок, представленных на дисках Е. С. Железновой «Музыка с мамой» и «Аэробика для малышей» . В текстах использованы стихи В. Д. Берестова, A. JI. Барто, Т. В. Волгиной, О. И. Высотской, И. В. Гуриной, В. В. Ивановой, М. И. Ивенсен, С. Я. Марша-ка, Э. Э. Мошковской, 3. А. Петровой, Е. В. Серовой, Ю. Черных, Саши Черного, К. И. Чуковского, а также русские народные песенки и потешки.

Блоки, из которых состоитконспект:

2. Окружающий мир

3. Музыкальная пауза

4. Пальчиковая гимнастика

5. Развитие руки

6. Динамическая пауза

7. Чтение

8. Развитие речи

9. Математика и логика

10. Двигательная гимнастика

11. Развитие внимания , памяти, мышления

12. Творчество

13. Прослушивание музыки.

Тематическое планирование деятельности

Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

1. Семья

2. Игрушки

3. Я. Части тела и лица

4. Туалетные принадлежности

5. Одежда

6. Обувь

7. Мебель

8. Новый год.

9. Зимние каникулы

10. Продукты

11. Посуда

12. Домашние птицы

13. Домашние животные

14. Мамин праздник

15. Дикие птицы

16. Дикие животные

17. Транспорт

18. Весенние каникулы

19. Лето. Цветы

20. Лето. Насекомые

Средний дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

1. Осень.

2. Огород. Овощи

3. Сад. Фрукты

4. Лес. Грибы и лесные ягоды

5. Игрушки

6. Одежда

7. Обувь

8. Мебель

9. Кухня. Посуда.

10. Зима, зимующие птицы

11. Комнатные растения

12. Новогодний праздник

13. Домашние птицы

14. Домашние животные и их детеныши

15. Дикие животные и их детеныши

16. Профессии. Продавец

17. Профессии. Почтальон.

18. Транспорт

19. Профессии на транспорте.

20. Весна

21. Мамин праздник.

Подготовка к школе. Подготовка ребенка к школе

Многие родители уверены, что детский сад и школа — это всего лишь этапы жизни ребенка, через которые ему придется пройти. Но чтобы пройти эти этапы достойно, чтобы не отставать от сверстников, одного внимания воспитателей и педагогов ребенку недостаточно.

Подготовка к школе — это ответственное мероприятие, лежащее во многом на плечах родителей дошкольника, от того, насколько ребенок готов к школе морально и интеллектуально зависит, насколько быстро он вольется в новый коллектив и почувствует себя комфортно в процессе обучения. Статьи этого раздела нашего сайта помогут родителям и воспитателям не только понять, что нужно знать ребенку, поступающему в первый класс, но и дать ему эти знания.

Уже с самого малявочного возраста начинайте заниматься с малышом, в частности, изучайте названия групп предметов. Это игра «Назови одним словом» — мебель, фрукты, животные. Потом эти группы станут все уже и уже — домашние животные, дикие животные; млекопитающие, рептилии и так далее. Очень важно начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не путался. При подготовке к школе психологи обычно тестируют деток и всегда есть задания в стиле «найди лишнее», а для решения как раз и нужно хорошо ориентироваться в группах предметов. В этом разделе нашего сайта «Подготовка к школе» мы постарались собрать обучающие материалы на эту тему с картинками.

Немаловажно развитие логики у ребенка, задачки на логику можно предлагать малышу уже с трех-четырех лет. Начните с крупных пазлов или наборов кубиков для составления картинки, с возрастом пазлы будут все мельче, а сами картинки все больше. С пяти лет ребенок способен решить уже более сложные логические задачи по типу «Найди недостающую фигуру», а затем, к самой школе, и «Дорисуй недостающий предмет» в соответствии с логикой расположения.

Моторику рук также начинаем тренировать с младенчества. Сначала это пальчиковая гимнастика под стишки-песенки, потом рисование и прописи.  Практика показывает, что к школе у большинства деток моторика рук развита очень слабо, а это сказывается и на почерке, и на успеваемости в целом, потому как на само написание слова ребенок тратит много сил и времени.

До школы учить ребенка писать прописные буквы не стоит. Любые печатные — рисовать, вырезать, раскрашивать — можно.  Цифры тоже можно, но прописи необходимо сразу брать такие, в которых указано стрелками, как именно эти цифры писать. Что касается прописей — начните со штриховки. Затем прописи, где нужно обвести элемент и продолжить строку таким же элементом. Затем печатные буквы и цифры. Этого для подготовки к школе будет достаточно.

Хотя, и это не главное. Для подготовки к школе не столь важно умение читать и писать, сколько умение слушать и слышать взрослого человека — учителя. Именно в этом первоочередная задача родителей, дать ребенку понять, что он уже взрослый, советоваться с ним, рассказывать ему, как прошел ваш день, систематически просить его рассказать, как прошел его день и что нового, в общем, научить ребенка сотрудничать со взрослым.

И, напоследок, рекомендация родителям дошколят, которым в школу на следующий год. Дома вы конечно можете подготовить своего ребенка к школе, но без специального образования ведь есть верояность что-то упустить. Поэтому настоятельно советуем определить ребенка на подготовительные курсы при школе, в которую собираетесь поступать. И дадут начальные знания, и сориентируют по домашней работе.

Статья: Раннее развитие. «За» и «против».

Раннее развитие —  нужно ли?

Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В «раннем развитии» безусловно прекрасно одно — это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети стали самыми лучшими, самыми счастливыми, самыми талантливыми, т.е самыми — самыми. И это так естественно — на пути к своей мечте пройти через увлечение «ранним развитием». Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Как известно, ранний возраст (от рождения до 3-х лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет.

Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно».  Сразу после рождения ребенка родители сталкиваются с огромным количеством мнений, как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения, начиная прямо с самого рождения.

Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.

Прежде всего, давайте разберемся, что же мы подразумеваем под самим термином «раннее развитие»? Смысл же этого словосочетания обычно разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 4 лет.

Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению, что соответствует потребностям ребенка — развить и раскрыть его собственный потенциал. Мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.

Если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии.

Раннее обучение  — это целенаправленная деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. Самые серьезные споры и разногласия возникают по поводу именно раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. По существу, эти методики предлагают не развивать маленького ребенка, а досрочно обучать его тем предметам, которые ему через несколько лет так или иначе предстоит проходить в школе.

Как видно, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются.

Почему же родители стремятся к раннему обучению?

Родителям хочется, чтобы:

  • ребенок был не по годам развит, потому что хочется
  • воспитать его уникумом, не таким, как все;
  • ребенок стал тем, кем не стали они, или просто был «умнее родителей»

воплотить в жизнь свои амбиции – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!». (Для справки: Рихард Вагнер начал брать свои первые уроки музыки в 15 лет, а Поль Гоген стал учиться живописи, когда ему было уже 26!)

Польза «раннего развития»

Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании.  По этому рассмотрим некоторые плюсы «раннего развития» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий):

С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка – создаете развивающую среду.

         В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.

Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию.

         Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая всем пяти органам чувств ребенка адекватную возрасту нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.

Вы имеете более-менее четкий план развивающих мероприятий.

 Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.

Вред раннего обучения чтению, счету, иностранному языку и т.д.

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства (ребенок становится капризным, нарушается сон, аппетит и т.д.), нежелание ребенка заниматься или появившиеся проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету и т.д. И еще хорошо, если эти проблемы проявятся так быстро, что будет легко установить причины их появления.

Что несет за собой раннее обучение?

Перегрузка центральной нервной системы.

Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.

Развитие интеллекта в ущерб другим способностям.

Существуют неопровержимые некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение последовательности воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям. Почему бы по той же схеме маме не пойти в фитнес-зал и без предварительной подготовки отжать от груди штангу весом 30 кг раз двадцать? Получится? Не думаю. Почему же нужно тренировать мозг ребенка пока он не успел сформироваться? Развитие же, в подлинном значении этого слова, подразумевает нечто большее. Это, прежде всего, формирование характера, личности. Для будущего гения очень полезны такие качества, как внутренняя независимость, упорство, богатая фантазия, безукоризненный вкус, готовность к риску — и еще многое из того, о чем ни слова не упоминается в традиционных руководствах по «раннему развитию». Человек, обладающий этими качествами, способен учиться самостоятельно в любом возрасте. Ему не нужны особые методики, адаптированные для двухлетних детей.

Снижение «пластичности» мозга.

При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте  позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.

Функциональная несформированность лобных отделов мозга.

Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.

Проблемы с самооценкой

Такие проблемы могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если родители постоянно сравнивают своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было, и тут уж совсем далеко до воспитания гения становится.

«Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития.

Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.

Вероятно, дабы не лишать ребенка детства все методики «раннего развития» основной упор делают на легкость освоения материала. Они задуманы так, чтобы ребенок учился, в буквальном смысле слова, играючи, безо всякого умственного усилия. Здесь-то и таится главная опасность! Ничто так не обманчиво, как ранний «успех», доставшийся без напряжения воли. Бог весть, какие иллюзии могут сложиться у семилетнего рано обученного ребенка, который видит, как его одногодки, сидя за школьными партами, с трудом постигают простейшие, на его взгляд, вещи. Но когда-нибудь настанет время учить информатику, экономику, юриспруденцию — и вдруг выяснится, что по этим дисциплинам не предусмотрено никаких методик «раннего развития», а есть только некоторые  руководства. И тогда преимущество будет у тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром обычных учителей. Стандартные программы «раннего развития» построены так, как будто их самая конечная цель состоит лишь в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте усвоил материал начальных классов. После семи лет «развитие» словно бы и заканчивается. А где же методики «раннего развития» школьников, позволяющие с легкостью усваивать знания в объеме университета?

Раннее развитие: стоит ли?

Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать, уважаемые родители, Вам. Однако, спеша ознакомьтесь с различными методиками, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить» ребенка приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Так же рекомендую ознакомиться с Федеральным Государственным Стандартом Дошкольного Образования, дабы иметь представление, что же все-таки должен уметь Ваш малыш к концу третьего жизни. И если Вы не будете стремиться только к результату, а будете искренне получать удовольствие от общения с малышом, пытаться учиться вместе с ним, посмотреть на мир его глазами — такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта. И, возможно, даже придете к тому, что будете просто играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку», петь песенки про «Кото Котовича», пересыпать крупу и песок, перебирать зерна, читать хорошие и добрые книги, смотреть хорошие фильмы и слушать хорошую музыку. Ну и пусть это будет носить ознакомительный характер. Ранний возраст – это пора, когда готовят почву к посеву и не ждут всходов.  Маленького ребенка можно обучить лишь самым примитивным вещам, а познакомить — со всеми сокровищами и достижениями мира. Поэтому девизом родителей должно быть: «Не учить, а знакомить!» Если у мамы или папы есть один час, который они могут уделить своему малышу, то лучше в этот час прочесть ему вслух «Сказку о царе Салтане» Пушкина, чем сложить несколько слов из кубиков Зайцева.

И в заключение хочется пожелать здоровья и успехов Вам и Вашим детям! Не стойте на месте! Творите, ищите, пробуйте!

Использованные источники: « Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины», Леонид Некин, [email protected].По материалам сайта Тропинка к гениальности.

Плюсы и минусы раннеего развития ребенка

Центры раннего развития

Все чаще на детских площадках у мамочек принято хвастаться достижениями своих малышей в детских развивающих центрах. В них с радостью на обучение берут даже годовалых детей. Специалисты занимаются по лучшим методикам, придумывают игры и занятия, которые нравятся ребятам. И это не удивительно, родители же за это платят деньги.

Положительной стороной таких центров есть то, что ребенок привыкает быть в коллективе. Так дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться, и делать что-то в порядке очереди.

Им проще будет привыкнуть к детскому садику. Также родители, которые по каким-то причинам не могут или не хотят вникать в раннее обучение, но хотят развить ребенка, отдают малышей на такие занятия. Здесь работают профессиональные специалисты, которые знают, как правильно обучать детей соответственно возрасту.

Если вникнуть в суть, то всеми обучающими методиками можно заниматься и дома. Сейчас вся информация есть в доступе в интернете и в книгах. Также в магазинах полно развивающих игрушек и книжек для детей разных возрастов. Вам стоит лишь запастись терпением, желанием и чувством меры.

Почитать в тему:

аргументы «за» и «против». Энциклопедия методов раннего развития

Раннее развитие: аргументы «за» и «против»

И все-таки, так ли все однозначно с ранним развитием?

Как ни покажется это странным, но далеко не все умные и квалифицированные специалисты, не все любящие и неравнодушные родители убеждены в пользе раннего развития. Довольно много уважаемых и совсем не глупых людей считают, что не стоит торопить природу: нормальный ребенок обязательно сам научится ползать, ходить, плавать, рисовать, в свое время он начнет читать и писать, освоит математику и иностранный язык. В конце концов, говорят противники раннего развития, тысячелетиями человечество как-то развивалось, появлялись гении физики и химии, живописи и литературы, изобретатели и космонавты… Даже в наши дни в индийских или африканских племенах, далеких от цивилизации, растут здоровые, неглупые и счастливые дети. И все это без какого-либо намека на раннее развитие!

В общем и целом, аргументы противников раннего развития сводятся к следующему.

• Раннее развитие вредит здоровью ребенка, поскольку нарушает естественный ход формирования его организма и адаптации к окружающей среде.

• Развитие интеллекта и физических возможностей ребенка, на которые ориентированы почти все методики, оставляет в стороне эмоциональную сферу, уровень социализации и, самое главное, психическую жизнь ребенка. А их невозможно поторопить никаким образом. В результате возникает очень опасный дисбаланс: физически и интеллектуально опережающий своих сверстников ребенок может значительно отставать от них в эмоциональном плане, быть своеобразным «инопланетянином» в группе, классе или на детской площадке.

• Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов. Гораздо полезнее посвятить эти драгоценные часы самому ребенку, играм и прогулкам, а не чтению книжек и клеению карточек (сейчас многие материалы можно купить, но стоят они очень недешево). И нельзя отнимать время у ребенка: лучше просто поиграть в машинки и куклы, чем заставлять его читать и считать. Читать и считать он обязательно научится позднее, а вот играть времени у него уже не будет. Не отнимайте у человека детство!

• А зачем, собственно, ребенку нужно читать в два го да или играть на пианино в пять? Что он будет читать? У нас нет книг для такого раннего возраста — значит, родителям придется сочинять и делать их самим. Что он поймет в музыке Баха, даже если сможет воспроизвести ее? Даже если к пяти годам он будет знать таблицу умножения — что это ему даст? Рано или поздно (скорее всего к 15–20 годам) «развитой» ребенок сравняется со своими сверстниками, которые обошлись без всякого раннего развития.

• Не всякий родитель пожелает своему ребенку судьбу вундеркинда. Ведь это не только восторги взрослых, но и нелюбовь сверстников, зачастую отсутствие близких друзей и семьи, ощущение себя белой вороной. Родителям вундеркинда тоже не позавидуешь: они намертво привязаны к своему ребенку, вынуждены жертвовать своими интересами и личным временем ради занятий с ребенком по специальной программе.

На все эти опасения и обвинения сторонники раннего развития могут убедительно ответить: мир, в котором мы живем, совершенно не похож на мир, существовавший сто, двести, пятьсот лет назад. И дело не только в обилии техники или открытости границ — дело в том, что этот мир непредсказуем. Во времена Пушкина (не говоря уж о более ранних временах) родители хорошо знали, к какой жизни им следует готовить ребенка, все было заранее спланировано на много десятилетий вперед. А в наши времена? Кто может предсказать, какой будет жизнь вашего ребенка через двадцать, тридцать лет? У нас не родители учат детей, а зачастую дети родителей. Поэтому надо крайне осторожно обращаться к опыту прошлых поколений. Что касается опыта первобытных племен — да, конечно, дети там растут замечательные и без умения читать и считать. Но ваш-то ребенок, скорее всего, будет жить не в племени среди растений и животных, а в высокотехнологичной цивилизации, среди компьютеров и мобильных телефонов!!! Так что выбирайте сами — учить или не учить.

Мы не отнимаем у ребенка детство, говорят сторонники раннего развития. Мы просто делаем это детство насыщенным, разнообразным и интересным. Ни одна методика, ни один автор не призывает заменить прогулки и игры обучением за партой. Речь идет лишь о том, чтобы сделать прогулки образовательными, а игры — развивающими. Помните самое главное правило раннего развития: никакого насилия! Если ребенку не интересно — значит, что-то вы делаете не так, и надо отказаться от занятий или выбрать другой метод. И еще один аспект. Истоки раннего развития организма лежат в физической активности ребенка, поэтому спорт и прогулки не альтернатива развитию, а необходимая и обязательная его часть.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, — это проблема времени. Один из лидеров раннего развития, Гленн Доман, прямо указывал, что его методика адресована «профессиональным родителям», то есть тем, для кого воспитание ребенка — основная и единственная профессия. Популярный отечественный автор Лена Данилова в одной из своих статей пишет: «Раннее развитие — это многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и занятий». Такой подход может отпугнуть многих: все-таки в России не так много мам, единственным делом которых является воспитание ребенка. Но не все так однозначно; решение проблемы времени зависит во многом от умения взрослых организовать свое время. По тратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить раннему развитию. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется.

И наконец, про вундеркиндов. Если родителей, желающих вырастить вундеркиндов, мало, то еще меньше тех, кто мечтает вырастить серую посредственность, — по крайней мере, такие родители вряд ли читают эту книгу. Раннее развитие — это не панацея, и результат не гарантирован. Окружающая ребенка среда — важнейший фактор его развития, но ведь есть еще и наследственность, и природные способности, и склонности. Вы можете активно развивать в нем математический интеллект, а он станет спортсменом или поэтом. Цель раннего развития — не вырастить вундеркинда, а дать ребенку шанс проявить все, заложенное в нем природой. Это шанс стать счастливой, гармоничной и социальной успешной личностью. Есть вероятность, что такая личность вырастет и без активной помощи взрослых. Но эта вероятность гораздо больше, если родители помогают ребенку и верят в его силы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Методики раннего развития детей :»за» и «против»

Для того чтобы обеспечить своим чадам успех в жизни, многие современные родители всерьез озабочены тем, как вырастить из них гениев.

Сегодня на помощь им приходит множество методик раннего развития, и в любом районе крупного города один за другим появляются развивающие садики, студии и центры, использующие одну или несколько современных методик развития детей. Некоторые из них предлагают занятия с детьми уже с трехмесячного возраста.

В современном конкурентном и перенасыщенном информацией мире никто не хочет, чтобы его ребенок плелся среди отстающих, но означает ли это, что начинать «натаскивать» ребенка нужно как можно раньше? И стоит ли спешить записывать младенца на курсы английского языка? Как выяснилось, у раннего развития есть не только сторонники, но и противники. Давайте разберемся с аргументами каждой из сторон.

Аргументы «за»

1. В детстве мозг ребенка развивается огромными темпами, а с возрастом учиться становится сложнее

Приверженцы раннего развития заявляют, что в детстве учиться гораздо проще потому, что детям интересно все. Освоение иностранных языков, игры на музыкальных инструментах, математики, спортивных дисциплин не составляет для детей такого труда как для взрослых. Дети только формируют свой «фундамент», который будут использовать в дальнейшей жизни, а ко времени, когда пора идти в школу (или даже к 3 годам — по мнению Масару Ибуки автора книги «После трех уже поздно») он уже сформирован. Соответственно, если фундамент не был правильно сформирован вовремя, учиться становится гораздо сложнее.
Приведем доводы авторов методик раннего развития:


 

Если вы хотите вырастить из ребенка посредственность, не делайте с ним ничего. Ребенок не просто может учиться в самом раннем возрасте – он очень этого хочет. Мозгу так же естественно думать, как легким – дышать. И задача родителей – предоставить мозгу как можно более интересную пищу для размышлений.

Гленн Доман


Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.
Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.

Масару Ибука

2. Подготовленным детям легче в дальнейшем учиться и добиваться успехов

Многие родители мечтают о том, чтобы их дети учились в самых лучших учебных заведениях, однако они сталкиваются с тем, что для того, чтобы попасть в престижную школу и даже некоторые дошкольные заведения, их детям нужно пройти ряд тестов и собеседований. Соответственно, у детей, которые занимались по методикам раннего развития имеется большое преимущество перед их менее подготовленными сверстниками. Справедливости ради, надо отметить, что многие авторы методик раннего развития подчеркивают, что поступление в престижные учебные заведения не является самоцелью, а лишь вполне вероятным следствием раскрытия потенциала ребенка.

3. Современный мир стал другим

Новый мир требует другого, более концентрированного подхода к воспитанию детей. Мы живем в цифровую эпоху, когда технологии меняют наш мир до неузнаваемости. Для того, чтобы стать востребованным в таком мире, выдержать его нагрузки и не потеряться в потоках информации, детям требуется серьезная подготовка уже «с пеленок».

4. С развивающими методиками детство становится насыщенным, интересным и разнообразным

Авторы развивающих методик подчеркивают, что они не ставят целью воспитание гениев, а ориентированы, прежде всего, на максимально возможное раскрытие потенциала ребенка. Ему дается такое образование, которое развивает ум и тело, делает ребенка сообразительным и добрым. Детей окружают интересными предметами (согласно проведенным экспериментам комнаты, лишенные стимуляторов тормозят развитие детей), с ними много играют в развивающие игры, поощряют физическую активность, дают слушать хорошую музыку.

Аргументы «против»

1. Раннее развитие препятствует развитию эмоциональной связи между матерью и ребенком, что негативно сказывается на психологическом здоровье ребенка

Противники раннего развития обращают внимание на то, что природой заложено так, чтобы маленький ребенок был полностью зависим от матери и постоянно находился рядом с ней. Ему нужно пройти этап полной зависимости для того, чтобы естественно перейти к началу этапа независимости. Раннее развитие лишает ребенка нормального детства, нарушает естественный рост и процесс адаптации к окружающей среде, что, как следствие, в дальнейшем приводит к появлению проблем с физическим и психическим здоровьем.

2. Раньше дети прекрасно росли и развивались без специальных методик

Противники применения методик раннего развития напоминают, что маленькому ребенку интересно все в этом мире — трава, деревья, лица людей, животные, машины, любые предметы; и вовсе нет необходимости в дополнительной искусственной стимуляции его развития, достаточно лишь поощрять ребенка изучать окружающий мир.

3. Некоторые методики приучают детей к пассивному восприятию информации

Как следствие — угасание самостоятельного интереса у ребенка, привыкшего к тому, что ему все объясняют и показывают. Таким образом, применение этих методик препятствует естественному процессу познания мира.

4. Если ребенок будет обгонять в развитии своих сверстников, то это не означает, что ему придется легче

Это доказывают зачастую не самые счастливые истории жизни многих вундеркиндов. По мнению критиков раннего развития, ребенок, обгоняющий сверстников в развитии, столкнется с отчуждением в связи с отсутствием общих интересов у его окружения. Также вполне возможно, что ребенок, который в первое время обгоняет своих сверстников, привыкнет к своему привилегированному положению и перестанет учиться, что приведет к дальнейшей неуспеваемости и психологическим проблемам.

5. Родители за счет успехов детей тешат свое самолюбие

Родители могут использовать раннее развитие своих детей для решения своих психологических проблем, коллекционируя успехи ребенка ради внимания посторонних. Преследуя свои собственные цели, родители не замечают реальных потребностей ребенка. Также концентрация на успехах усиливает тревожность и родителей и детей, что мешает нормальному развитию, заставляя ребенка сомневаться в том, что любовь родителей к нему не зависит от его успешности.

Подводим итог

В методиках раннего развития детей имеется множество здравых рекомендаций, которые можно взять на вооружение для того, чтобы раскрыть потенциал ребенка и заложить основы, которые в дальнейшем будут направлять его в жизни и, возможно, помогут обрести настоящее призвание. Большинство детей сейчас растут в больших городах в замкнутых пространствах квартир и не могут изучать естественный мир так, как наши предки. В первую очередь для них использование таких методик принесет ощутимые плоды. Несмотря на то, что, по нашему мнению, основные аргументы оппонентов раннего развития направлены не на сами методики, а на их неправильное использование (концентрация не на развитии ребенка, а на его достижениях, желание родителей вырастить вундеркиндов), стоит принять во внимание и аргументы против. Важно не забывать, что первичная потребность ребенка — безусловная любовь родителей, и развивающий садик не сможет заменить внимание мамы и не даст ощущение тепла и безопасности, которые необходимы каждому ребенку для полноценного роста. Развитие интеллектуальных и физических способностей без удовлетворения первичной потребности ребенка в эмоциональной связи с родителями чревато стрессами и психологическими проблемами в будущем.
Растите детей не только успешными, но и счастливыми!

Похожее

Раннее развитие – за и против

Давайте сначала определимся, что мы будем подразумевать под ранним развитием в этой статье. Некоторые мамы, желая похвастаться успехами и высоким уровнем развития своего чада, говорят о знании букв, цифр, английских слов и т.д. Но ведь обучение и развитие – это два разных понятия, и в столь нежном возрасте для малыша гораздо важнее именно развитие, которое будет соответствовать его интересам и потребностям. В младенческом возрасте (до года) самое главное, что может дать мама, – внимание и любовь. Именно они стимулируют эмоциональное развитие малыша, научают воспринимать мир как безопасный и интересный и тем самым дают толчок к дальнейшему желанию познавать окружающее пространство.

Ранним называется возраст от года до трех лет, о нем мы и будем говорить. В этот период основные изменения идут в трех сферах: развитие речи, крупная моторика (в первую очередь умение ходить) и предметная деятельность. И то, насколько успешно ребенок справляется с этими задачами, определяет, как он будет развиваться дальше.

МАЛЫШ ОСВАИВАЕТ МИР

Прямохождение.
Как только малыш научается ходить, его возможности в изучении мира значительно расширяются. Руки уже не используются для передвижения, и он может изучать, ощупывать, исследовать значительно большее количество предметов. Один из лучших способов развития ребенка в связи с началом хождения – предоставить ему как можно больше разнообразных объектов для изучения в зоне его досягаемости.

Предметная деятельность включает в себя все многообразие действий, которые можно производить с окружающими предметами и материалами. Пересыпать, переливать, вкладывать, разрывать, стучать, катать, закрывать и открывать, прятать и находить, а позже – сравнивать, сортировать и группировать. Все эти и многие другие несложные действия позволяют ребенку многое узнать о том, что предметы могут отличаться по форме, величине, цвету, структуре и материалу. Действуя, ребенок многое узнает о том, что окружающие вещи разные, у них разное назначение, и способы действия с ними тоже разные. И, самое главное, в результате начинает формироваться наглядно-действенное мышление, первая ступень к развитию интеллекта ребенка.

Речь позволяет малышу вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, получать новую информацию об окружающем мире, сообщать о своих потребностях, обозначать и систематизировать полученные знания. Способность понимать людей и умение общаться с ними – важнейший инструмент воспитания (как социального, так и интеллектуального), значение развития речи в раннем возрасте сложно переоценить. Лучший способ обучения – это, конечно, постоянные беседы с малышом обо всем, что происходит в каждый момент жизни, обо всем, что он видит и наблюдает. После года важно уже не просто рассказывать ребенку об окружающем, но и побуждать его к диалогической речи. Сначала задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом, а когда это начнет получаться, переходить к освоению ответов простыми предложениями, и т.д. Важно помнить, что никакие занятия по развитию речи не способны заменить общение с мамой или другим близким взрослым.

Все другие упражнения, которыми можно и нужно заниматься с маленьким ребенком, по сути, продолжение этих трех. Рисование, аппликация, развитие мелкой моторики, конструирование – это как раз расширение предметной деятельности. Чтение книг, разыгрывание сказок, всевозможные потешки, песенки и даже пальчиковые игры – важные инструменты для развития речи.

ЧЕМУ УЧАТ ДЕТСКИЕ ЦЕНТРЫ?
Существует множество программ и методик, мы же остановимся на двух системах занятий для детей от года до трех: обучение в свободной деятельности (в основном – по системе Монтессори) и обучение в организованных играх и упражнениях (комлексные занятия).

Иногда центры пытаются совмещать эти два вида обучения, но мы все же будем рассматривать их отдельно – слишком уж они разные по своим целям и предполагаемому результату.

А. О методике Монтессори сейчас знают не только профессионалы – многие родители, записывая своего ребенка в центр развития, интересуются, применяются ли на занятиях принципы этого метода. Давайте начнем с того, что совсем не использовать его элементы просто невозможно. У вас есть дома какой-либо «почтовый ящик» с отверстиями, в который надо вставлять фигуры разной формы? Или шнуровки? Или рамочки (ящички) с пуговицами, молниями и другими застежками для тренировки пальчиков? Такие игрушки сейчас есть почти у каждого малыша, а ведь их принцип действия придумала Мария Монтессори.

Но даже если вдруг у вас нет ничего из перечисленного, то уж точно у вас есть дома крупа, вода, бутылочки, ложки и миски. И тогда вы тоже можете сделать простейший монтессори-материал, дав малышу фасоль, пару емкостей и ложку для перекладывания фасоли из одной миски в другую.


А вот именно метод – это все же немного другое. Классические, «правильные», монтессори-занятия проходят в комнате, наполненной множеством специальных игрушек и материалов, которые поделены на определенные зоны. В процессе занятия малыш может свободно передвигаться по комнате и брать все, что ему понравится. Есть лишь некоторые ограничения:

• после работы с материалом нужно обязательно убрать его на место;


• каждый ребенок играет самостоятельно;

• каждая игрушка в единственном экземпляре – и если двое детей одновременно захотят играть с ней, сделать это сможет только один из них, совместной детской деятельности такие занятия не предполагают.


Б. В противоположность Монтессори, комплексные занятия построены по определенной схеме, включают в себя конкретные блоки (это может быть музыка, развитие крупной и мелкой моторики, расширение представлений об окружающем мире, начальное речевое развитие, элементарное творчество и т.д.). Каждый блок включает в себя опять же конкретные игры и задания, которые предлагаются малышам. То есть формат этих занятий больше похож на тот, что практикуется в большинстве детсадов. Конечно, все это должно происходить с учетом особенностей возраста. Чтобы занятия были эффективными, они должны быть гибкими и учитывать множество моментов, среди которых индивидуальный уровень развития и эмоциональное состояние детей в данный момент. Очень важно помнить, что произвольность, то есть способность целенаправленно прилагать усилия и сосредотачиваться на чем-то, у таких маленьких деток еще только зарождается. На практике это обозначает, что ребенок может быстро потерять интерес к заданиям, если они его не увлекают. Полезными будут только те знания, которые интересны самому ребенку – насильно обучать чему-нибудь малыша до трех лет категорически нельзя, это приведет к обратному результату и потере интереса к занятиям.

В чем же преимущества и недостатки каждой системы развития, и какую из них предпочесть?

Вам важнее всего, чтобы малыш стал самостоятельным и умел сам выбрать себе занятие? Тогда добро пожаловать в монтессори-центр. Здесь ваше чадо научится уважать желания других детей и контролировать свои собственные, когда это необходимо. Многие мамы, длительное время водившие детей на занятия по этой системе, говорят о двух значимых изменениях поведения:

• ребенок начал подолгу играть без взрослого, научился самостоятельно действовать с различными игрушками и предметами;

• он стал сам после игры убирать за собой игрушки.

Развитие на таких занятиях максимально мягкое и полностью позволяет ребенку реализовать именно свои интересы, в том темпе и порядке, которые для него наиболее комфортны.

Основной минус таких занятий – мало обращается внимания на то, чтобы научить ребенка действовать по четкой инструкции взрослого, выполнять задания одновременно с другими детьми, играть вместе одними игрушками. Если в дальнейшем вы планируете отдать ребенка в типовой, обычный садик, то есть риск, что малыш тяжело будет привыкать к новым требованиям и условиям, ведь там важны именно эти умения.

Вам важно, чтобы на занятиях малышу давали опыт пребывания в группе? В центрах с организованными занятиями дети учатся слышать другого, чужого, взрослого, пробуют делать что-то вместе и одновременно с остальными детьми, начинают вступать в общение друг с другом, сталкиваются с необходимостью делиться и делать что-то по очереди. И все это – когда рядом родная и любимая мама. Существует мнение, что именно такой опыт способен впоследствии облегчить ребенку адаптацию к детскому саду. Кроме того, комплексные занятия вовлекают ребенка в самые разнообразные формы деятельности: пальчиковая гимнастика и лепка, конструирование и подвижные игры, развитие речи и сюжетная игра. Даже если ребенок не участвует активно, а просто наблюдает или даже занимается чем-то своим, все равно он видит и воспринимает все, что происходит. Нередки случаи, когда малыш не делает того, что предлагается на занятии, а дома повторяет отдельные элементы заданий или даже воспроизводит их полностью.

Минус таких занятий – в организованной группе сложнее учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, есть малыши, которым нужно больше времени на игру, чем дает преподаватель, а есть те, кто, наоборот, быстро теряет интерес и требует более частой смены деятельности, чем предусмотрено программой. То есть такие занятия ориентированы на некоторые средние возрастные нормы, под которые именно ваше чадо может и не подойти.

Какой бы центр развития вы в итоге не выбрали, вам наверняка предложат какую-нибудь деятельность, которой вы не занимались дома, или материалы, которые вы не использовали в играх с малышом. Вы сможете расширить свое представление о том, во что еще можно играть со своим ребенком, чем его можно занять, узнать, что развивает та или иная игрушка и насколько она будет интересна вашему чаду. Вы своими глазами увидите, как именно нужно предлагать игрушки и учить с ними действовать. Во-вторых, наблюдая, вы сможете многое узнать о том, как будет вести себя ребенок в группе сверстников, насколько хорошо и быстро он адаптируется, как будет строить взаимодействие с чужими взрослыми и другими детьми. Развивающие занятия – хороший способ открывать что-то новое в своем малыше. В-третьих, на занятии вы всегда можете задать вопрос специалисту и получить консультацию по вопросам развития своего ребенка.

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА

Прочитав все написанное или пообщавшись с другими мамами, вы сделали вывод, что все это ерунда, и вы прекрасно сможете заниматься с малышом самостоятельно? Конечно, вы можете это сделать. Сейчас очень много развивающих книг, игрушек и даже пособий для мам. Только сначала обязательно почитайте об особенностях возраста, о том, что уже может осваивать ребенок, а что ему еще не по силам, составьте представление о том, чему вы хотите научить и что вы хотите развить. Это даст вам возможность сделать обучение малыша максимально эффективным. Но помните о некоторых подводных камнях домашнего обучения:

• какой бы вид занятий вы не выбрали, большое значение для социализации и развития имеют другие дети. Уважать потребности другого ребенка, делиться игрушками или играть в них по очереди, в каком-то одном ритме действовать вместе с другими – всему этому научить дома довольно проблематично;

• специалисты по раннему развитию знают, когда, чему и в каком порядке учить малыша. И как сделать так, чтобы оно соответствовало возрасту и возможностям ребенка, его интересам и потребностям, было гармоничным и полезным для малыша. В домашних же условиях лучше, чтобы все развитие происходило не в форме занятий, а во время обычного общения с мамой, и главным критерием нужности и полезности для вас будет наличие или отсутствие интереса малыша к игре;

• для вашего малыша вы – мама, и ему может быть сложно воспринимать вас в другом качестве, он просто может отказаться от выполнения заданий с вами. Приход в детский центр – событие для ребенка: это другое место, здесь главный – другой взрослый, и поэтому принять правила учебной обстановки и включиться в нее может быть проще.

МИФЫ О ВРЕДЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Полезность гармоничного и мягкого развития в раннем возрасте вроде бы уже доказана, но все же находятся и те, кто считает все занятия с детьми до трех лет лишними. И для этого есть свои причины. Одни мамы с удовольствием уделяют внимание малышу, много играют и разговаривают с ребенком, знакомят его с окружающим миром и правилами жизни в нем и не видят необходимости каких-либо дополнительных занятий в детских центрах. Но в таком случае нельзя говорить, что раннего развития ребенка не происходит, это просто другой путь к формированию гармоничной личности. Другие говорят о бесполезности или даже вредности раннего развития. Причины называются самые разные, остановимся на двух самых популярных.

• Сколько ни занимайся, все равно пойдет в садик и станет как все. И снова давайте определимся, о чем мы говорим: об обучении или о развитии. Если об обучении, то, конечно, станет, если вы перестанете дополнительно заниматься. В саду ведь тоже изучают и цвета, и форму, и книжки читают, и песни поют. Только все это рассчитано на некоторого среднего, абстрактного ребенка, а не на вашего конкретного. Давайте, например, возьмем цвет. Ребенок в три года способен узнавать и называть до 12 цветов (если его этому научить, разумеется), а требование базовой программы садика – знание 6 основных цветов. И если вы выучили эти 6 цветов к полутора годам, а дальнейшее развитие предоставили обычному детскому учреждению, то 12 цветов ваш ребенок знать не будет еще долго. И так с любыми знаниями и навыками. У каждого малыша свои возможности и таланты – и только вы знаете, на что способен ваш ребенок. Если же мы говорим об уровне развития, то его увидеть и измерить значительно труднее. Можно уверенно говорить, что трехлетний ребенок успешно развивался в раннем возрасте, если у него хорошо развита речь, он умеет совершать самые разнообразные действия с предметами и игрушками, подолгу может сосредоточиться на одной деятельности, активно интересуется новыми играми и заданиями. В дальнейшем все это поможет ему активно осваивать новые знания. В любом случае, если ваша задача – развитый выше среднего уровня и знающий больше сверстников ребенок, то вкладываться в его развитие и обучение вам придется на протяжении всего его детства.

• Все это вредно и даже опасно, потому что ускоряется естественный ход вещей, нарушается гармония развития, предусмотренная природой. Конечно, с ранним развитием тоже можно перестараться. Если вы пытаетесь научить ребенка цифрам еще до того, как он осознал, что предметов может быть много или мало, и научился соотносить количество предметов с числом, – это как минимум не полезно, так как его мозг еще просто не готов к восприятию подобной информации. Если вы всеми силами вкладываетесь в интеллектуальное воспитание и обучение, но при этом мало внимания уделяете эмоциональному развитию, контакту с малышом, навыкам самообслуживания (пользованию горшком, одеванию, самостоятельной еде), то идет развитие одних сторон личности в ущерб другим. Если вы всеми силами стараетесь впихнуть в ребенка как можно больше знаний и интеллектуально перегружаете его, это может обернуться сильнейшим стрессом для вашего чада, а его развитие может не только не ускориться по сравнению со сверстниками, но даже замедлиться. Как уже неоднократно повторялось в статье, развитие должно соответствовать возрасту и интересам ребенка. Поэтому давайте будем помнить замечательную поговорку: «Все хорошо в меру».


Помните, что главное в раннем возрасте – гармоничное развитие всех сторон личности малыша, познание окружающего мира с радостью и удивлением, и, конечно же, тесное эмоциональное общение с мамой.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *