Раннее развитие физическое развитие: Раннее физическое развитие ребенка до года – Физическое развитие детей раннего возраста 1-3 года

на что направлены занятия для детей

Спортивное развитие ребенка, почему это важно?

19апреля
2016

Занятия в Европейском Гимнастическом Центре направлены не только на гармоничное физическое развитие ребенка с первых его шагов, но также отлично способствуют его интеллектуальному и психологическому воспитанию. В чем отличия программ раннего развития для детей в Европейском Гимнастическом Центре и в других популярных московских кружках рассмотрим в нашей статье.

В настоящее время в Москве работает большое количество развивающих центров для детей, начиная с полутора лет и даже раньше. Каждый из них выбирает различные способы обучения, основываясь на научных трудах известных педагогов, как, например, методика Монтессори, Железновых, Зайцева, Вальдорфская педагогика, обучение по карточкам Домана или пособиям Маниченко.

Эти занятия в большинстве своем направлены на развитие интеллектуального, а также творческого мышления. В программу входит: обучение речи, логического мышления, счета, математических понятий, чтения, изучение окружающего мира, рисование, игры с различными материалами (пластилин, фигурки, песочек и тп.), а также музыкальные и танцевальные уроки, подвижные игры.

Каждая из этих педагогических методик имеет свои особенности. Рассмотрим несколько из самых известных.

Например, группы в кружках или детских садах Монтессори формируются с учетом склонностей, а не возраста детей. Важный принцип этой педагогической методики – отсутствие принуждения ребенка к занятиям и развитие самостоятельности. То есть дети сами выбирают себе увлечение и занимаются им в своем темпе. В этой системе нет единых требований и программ обучения, педагог не предлагает малышам организованной деятельности. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, как управляться с тем или иным материалом. Считается, что такой подход развивает в детях самостоятельность. 

Вальдорфская педагогика ориентирована в основном на творческое и духовное развитие личности. В этих кружках изучают народную культуру, сказки, песни, танцы, мифы, изобразительное искусство, а также разные формы ручного труда и ремесла (рукоделие, выпечка печения, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола, уборка помещения).

Методика Зайцева помогает детям быстро и с интересом обучиться чтению.

Спортивное развитие ребенка, почему это важно?

Методика Глена Домана заключается во взаимосвязи физического и интеллектуального развития. Врач продвигал идею раннего развития двигательного интеллекта ребенка и утверждал, что физические упражнения с первых месяцев его жизни будут способствовать хорошему развитию мышления. А с 3-6 месяцев врач рекомендует начинать показывать малышу карточки, позволяющие ему научиться чтению, счету и получить знания об окружающем мире.

Сесиль Лупан также считала активные занятия физическими упражнениями в раннем возрасте залогом успешного развития интеллекта. По ее мнению, чем больше времени родители будут уделять массажу, плаванию, физкультуре, гимнастике, тем быстрее ребенок начнет сидеть, ползать, ходить. Благодаря этой методике развития, ребенок будет существенно опережать своих сверстников как физически, так и интеллектуально.

Безусловно, каждая из этих методик раннего развития ребенка принесет ему большую пользу, особенно в старшем возрасте. Но, если говорить о детях до 4 лет, то в каждой из них существуют спорные моменты, такие как, возрастные ограничения, предрасположенность характера ребенка, его способность к концентрации, усидчивости и в целом проявление интереса к предложенным занятиям. Поэтому при выборе кружка родители в первую очередь должны обращать внимание на потребности и интересы малыша.

При этом необходимо отметить, что современные детские центры в основном направлены на интеллектуальное развитие детей, в то время как в силу возраста им необходимо много двигаться, чтобы тратить энергию и самое главное быть здоровыми.

Кроме того, занятия в развивающих кружках длятся час-полтора и проходят в основном сидя за столом в небольших комнатах. Несмотря на игровой формат, уроки для развития мелкой моторики, речи, логического мышления, обучение цифрам, буквам в первую очередь требуют от детей хорошей усидчивости, внимательности, концентрации, терпения и главное интереса. Но, как правило, большинство ребят в возрасте до 3 — 4 лет не способны долгое время сохранять все эти качества. Если ребенок энергичный, то удержать его внимание еще сложнее.

Многие детские центры помимо развивающих занятий предлагают спортивные или танцевальные. Но в связи с другой направленностью этих кружков и соответственно небольших размеров помещений, физическая деятельности занимает здесь далеко не первую роль. В то время как спорт и гармоничное физическое развитие  – это залог здоровья человека в любом возрасте и особенно детей.

Родителям нельзя забывать, что детям необходимо двигаться с их первых месяцев жизни. С помощью движения они развиваются быстрее всего, познают окружающий мир, постоянно получают новую информацию. Всем детям нужно бегать, прыгать, лазить и получать от этого удовольствие. Если ребенка ограничивать в физической активности, то он будет плохо развиваться интеллектуально.

Поэтому занятия спортом, а в частности оздоровительной гимнастикой, должны присутствовать в графике каждого ребенка.

Спортивное развитие ребенка, почему это важно?

Этот вид спорта отлично влияет на гармоничное физическое, интеллектуальное и психологическое развитие.

Врач-физиотерапевт Глен Доман объяснял необходимость раннего начала физического развития детей тем, что мозг ребенка растет, благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам. Чем раньше ребенок начнет двигаться, тем быстрее будет развиваться его мозг.

Дети с высокой двигательной активностью физически совершенны, имеют повышенную иммунную устойчивость, правильное телосложение, хорошее мышление и психику. Движение позволяют ребенку постоянно получать новую информацию об окружающей среде, о своих возможностях. Он учится владеть своим телом, чувствовать его в пространстве, осмысливать удачные и неудачные попытки, придумывать новые формы движения.

Спортивное развитие ребенка, почему это важно?

Таким образом, приобретается особая способность мозга — двигательный интеллект, благодаря которому ребенок может чувствовать себя уверенно в любых условиях и быть на голову выше сверстников, не занимающихся спортом.

Тренировка в Европейском Гимнастическом Центре для детей с 1 года строится в игровой форме, но при этом направлена на достижение хороших результатов. Благодаря этому малышам намного проще усваивать новую информацию.

Дети, не замечая трудностей, учатся выполнять интересные и сложные упражнения на снарядах, прыгают на батуте, ползают по полосе препятствий, шведской стенке, играют с мячами и в бассейне с поролоновыми цветными кубиками. Эти задания помогают сформировать у детей мышечный корсет, правильную осанку, координацию движений, выносливость, гибкость.

Клуб оснащен современным французским оборудованием фирмы GYMNOVA — официального поставщика Олимпийских Игр, чемпионатов мира и Европы. Оно состоит из детских и взрослых гимнастических снарядов, среди которых брусья, бревно, кольца, батуты, батутная и надувная акробатическая дорожка, поролоновая яма, шведская стенка. Кроме того, тут есть разнообразные интересные цветные модули для полосы препятствий и гимнастические атрибуты (мячи, колечки, скакалки).

Это оборудование позволяет сделать тренировку для самых маленьких спортсменов интересной, активной, полезной и самое главное безопасной.

Даже в таком юном возрасте малышей заинтересовывают занятия гимнастикой, в процессе которых они постепенно начинают учиться дисциплине и умению концентрироваться на заданиях тренера. А гимнастический зал с ярким мягким и разнообразным оборудованием, становится мечтой и раздольем для каждого ребенка, где он может повеселиться в компании сверстников.

В процессе занятий тренеры используют индивидуальный мотивационный подход к детям, который формирует у них увлечение и любовь к спорту, приносящий радость, удовольствие и большую пользу для здоровья. Гимнастика помогает детям стать активными, смелыми, целеустремленными и уверенными в себе.

Врачи активно рекомендуют занятия оздоровительной гимнастикой и отмечают ее положительное влияние на здоровье детей. Статистические и научные исследования показывают, что здоровье всех детей, занимающихся гимнастикой, резко улучшается уже спустя несколько месяцев после начала тренировок.

Занятия в самой младшей группе с 1,5 до 3 лет проводятся в сопровождении родителей и тренера, а с 3 лет детки уже начинают заниматься самостоятельно только под руководством тренера.

Преимущества раннего развития детей в Европейском Гимнастическом Центре:

Основные моменты:

— Занятия в клубе дети могут начинать с 1 года — малыши активны и любознательны, уже физически и морально готовы к выполнению различных гимнастических упражнений в компании сверстников, под руководством родителей и тренера;

— Гимнастика направлена на качественное развитие двигательного интеллекта ребенка с первых его шагов;

Спортивное развитие ребенка, почему это важно?

— Во время тренировок дети получают не только физическую нагрузку, но и знания об окружающем мире и их применение на практическом опыте. Занятия проходит в постоянном движении, с интересом для ребенка, в игровой форме, что помогает ему быстрее и легче усваивать новую информацию. Для этого не нужно тратить много усилий и времени на обучение ребенка концентрации, усидчивости и терпению, наоборот, чем больше у него энергии, тем лучше;

Виды раннего развития ребенка в Европейском Гимнастическом Центре:

— Физическое, интеллектуальное, психологическое.

Физическое развитие:

— Оздоровительной гимнастикой могут заниматься люди всех возрастов и способностей, но полезнее всего она в детском возрасте, когда происходит активное развитие подрастающего организма.

— Отсутствие изматывающих тренировок, больших физических нагрузок и травмоопасности;

— Гармоничное физическое развитие, формирование мышечного корсета, правильной осанки, координации, выносливости и гибкости;

— Современное, безопасное, разнообразное, цветное гимнастическое оборудование;

— Профессиональные тренеры, которые используют игровой метод и индивидуальный мотивационный подход к детям.

Интеллектуальное развитие:

1) Развитие мышления:

— Развитие координации движений, которая влияет на нервную систему и мышление с помощью обучения новым упражнением, различным вариантам их выполнения, поиска способов правильного решения задач, преодоления препятствий;

— Формирование образного мышления — во время тренировок дети выполняют много упражнений с названиями животных, например, висят как обезьянки, ходят как собачки или ползают как змейки. Таким образом, у детей развивается образное мышление.

2) Развитие мелкой моторики, сенсорных ощущений:

Спортивное развитие ребенка, почему это важно?

— Во время тренировки дети выполняют упражнения на снарядах, лазят по различным лестницам и препятствиям, играют в мячи, прыгают на скакалках, строят пирамиды из поролоновых кубиков. Эти задания помогают им развивать и укреплять мышцы рук, выполнять точные движения. Кроме того в гимнастическом зале ребята имеют возможность потрогать и рассмотреть каждый предмет, узнать как он называется и для чего нужен, поиграть с ним, благодаря чему развиваются сенсорные ощущения.

3) Получение дополнительных знаний:

— Изучение цветов, форм, фигур – все гимнастическое оборудование в зале предназначено для раннего развития детей. Гимнастические модули для полосы препятствий, а также спортивные атрибуты (мячи, скакалки, кольца, поролоновые кубики) состоят из множества всевозможных фигур и цветов, которые дети изучают во время занятий.

Спортивное развитие ребенка, почему это важно?

Кроме того тренер предлагает малышам задания, во время которых им необходимо акцентировать внимание на цветах. Например, упражнение: достать со шведской стенки только мячики желтого цвета или построить башню из красно-синих поролоновых кубиков.

— Обучение счету — во время упражнений дети обязательно считают количество выполненных раз, им в этом помогает тренер;

— Постоянное получение новой информации от тренера об упражнениях и способах их выполнения.

4) Тренировка памяти, внимательности и концентрации.

— Во время тренировки детям необходимо запоминать названия упражнений, правильность их выполнения и свои ошибки. Также тренер регулярно предлагает выполнить комплекс упражнений, например, прыжковую комбинацию на батуте или длительную последовательность заданий на полосе препятствий, которые отлично тренируют память, концентрацию, внимательность и координацию движений.

В качестве примера необходимо отметить, что очень мало детей в возрасте 3-4 лет, готовы с первого раза правильно повторить комплексные комбинации. Им для этого требуется выполнить задание как минимум несколько раз, выслушав замечания тренера. Дети младшего возраста запоминают задания намного хуже, поскольку у них плохо развита концентрация и внимательность. Но, регулярные тренировки помогают эти качества значительно улучшить.

5) Применение новых знаний на практике – полученную информацию, будь то цвета, фигуры, цифры или название упражнений, дети регулярно повторяют в течение тренировок. Благодаря этой возможности они быстро запоминают, закрепляют и совершенствуют новые знания.

Психологическое развитие:

— Тренировки приносят детям радость, интерес и большую пользу — даже малышкам в 1,5 года запоминаются яркие впечатления, полученные в гимнастическом зале, и они сами просят родителей туда вернуться;

— Гимнастика формирует необходимые в жизни моральные качества: силу воли, трудолюбие, целеустремленность, самоанализ, уверенность и стрессоустойчивость. Во время занятий дети обучаются различным упражнениям, добиваются результатов, открывают новые для себя возможности, преодолевают страхи, становятся сильными и ловкими, благодаря чему приобретают все вышеперечисленные качества;

— Социализация – во время групповых занятий дети тренируются со сверстниками, учатся с ними общаться, адаптируются к обществу и новым людям;

— Обучение самостоятельности – с 3 лет дети занимаются в группе уже самостоятельно только под руководством тренера;

— Формирование любви к спорту и привычки к спортивному образу жизни – достижение первых успехов, познание своих новых способностей, получение ярких эмоций и приобретение уверенности в себе стимулирует у детей интерес к дальнейшему совершенствованию в области спорта.

Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

Бесплатное пробное занятие

Все статьи

Раннее развитие: нагружать или не нагружать малыша?

Дискуссии о раннем развитии детей на родительских форумах не умолкают. Стоит ли включаться в погоню за достижениями в развитии интеллекта малыша, пока ему не исполнилось трех лет, или предоставить развиваться ему естественно? Не перегрузим ли мы детскую психику? И, наоборот, не упустим ли драгоценный возраст и периоды, наиболее удачные для развития?

Поиском ответов вопросы  в своей авторской программе  занялась телеведущая канала «Союз» Марина Ланская вместе с  православным  семейным психологом Марией Паршенковой, специалистом по раннему развитию.

– Мария, у Вас очень большой опыт, больше двадцати лет Вы работаете психологом,  повидали  разные ситуации и вели многие семьи, и, наверное, часто к Вам приходят с вопросом,  надо ли развивать ребёнка в раннем возрасте?

Много «волн» и настроений, которые захватывают мам в разное время. 

chris child support.jpgw5gihjekrpt0.pomih5eg7w new 300x200 - Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?chris child support.jpgw5gihjekrpt0.pomih5eg7w new 300x200 - Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?

Когда мои дети были маленькие, заниматься ранним развитием было модно. Не прошло и 15 лет, как совершенно другая «волна» накрыла нас, и постулируются иные вещи. Теперь считается, что ребёнка надо оставить в покое, он должен развиваться сам, а мама – только немножко ему в этом помогать.

И если следует что-то развивать, то эмоциональный интеллект, а не тот интеллект, который развивали в моем возрасте мамы моего поколения.

Где же истина и что делать?

– На самом деле тема интересная и обширная. 20 лет назад школ раннего развития в том же Санкт-Петербурге было всего четыре, а во многих небольших городах таких школ не было. И никто не мог и подумать, что эта тема станет так популярна и интересна.

Сейчас в каждом доме, в каждом дворе, и в каждой новостройке по три школы раннего развития с такими методиками, c этакими методиками: тут у нас растет гений, тут у нас растет юный ботаник, и все активно зазывают: приходите к нам!

А в противоположность этой волне гипер раннего развития есть другая волна специалистов, в том числе очень модных нынче нейропсихологов, которые говорят: нельзя, не трогайте ребёнка, будет перекос в дальнейшем!

И тут  необходимо разобраться в том, что есть раннее развитие, и тогда определиться, какие методики существуют, и что я хочу, и на что я готова силы потратить.

– Тогда давайте разберемся, действительно, что же такое раннее развитие, и какое раннее развитие желательно, а какого стоит избегать.

– Что такое раннее развитие? Это развитие ребёнка. Насколько оно ранее? Условно принято считать, что раннее развитие – это развитие до трех лет, до того периода, пока ребенок не пойдет, грубо говоря, в детский сад, в социальное учреждение.

Как правило, мамы, ещё будучи беременными, задаются этой темой и мыслью, и заботятся о том, как они будут развивать своего ребёнка.

Но надо понимать, что раннее развитие состоит из двух частей: это психическое развитие и физическое развитие. И обучение буквам в раннем возрасте не есть раннее развитие. Не надо забывать о том, что эти весы должны быть уравновешены.

И физическое развитие должно точно так же присутствовать, как и психическое. Опять же, настоятельно рекомендую всем мамам почитать  про возрастные особенности детей. Почитать, что в каком периоде  есть точки опасности, если ребенок чего-то не делает. И тогда делать акцент на этом виде деятельности.

А с другой стороны, мама, которая положив малыша в переносочку, пошла с ним в музей или на концерт классической музыки, на самом деле помещает ребёнка  в потрясающее творческое пространство.

И, как мы говорили  в одной из передач,  включаются механизмы импринтинга, механизмы запечатления, когда потом в дальнейшем ребенок, увидев эту картину, которую он видел мимолетно в музее, или услышав эту мелодию, которую он мимолетно слышал на концерте, ее вспомнит, прочувствует, и уже не так страшна будет ему музыка, или живопись, или футбольный матч.

Но в этот момент надо очень тонко понимать, для чего я туда иду: для нашего общего с ним развития или для позиционирования себя как современной активной мамы?

– Что касается развивающих центров, то Вы верно сказали, сейчас почти в каждом доме таковых по два-три. Это не преувеличение. Мы с нашей съемочной группой ездили снимать один православный детский сад, который располагается в новостройках, и нашли его с трудом.

Потому что в каждой парадной видели развивающий центр, и все они были похожи друг на друга. Я тогда подумала: неужели действительно есть потребность в таком огромном количестве развивающих учреждений? Оказалось, есть.

scale 1200 300x230 - Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?scale 1200 300x230 - Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?

В каждом из них дети занимаются, преподаватели получают зарl

Консультация (младшая группа): Консультация Физическое развитие детей раннего возраста в ДОУ.

Сообщение из опыта работы: «Физическое  развитие детей раннего возраста.».

Доклад  на педагогическом совете

 Воспитателя Шешуновой О.В.

Физическое развитие детей раннего возраста в ДОУ.

Общеизвестно, что потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, но полнота реализации этого потенциала зависит от самого человека, природной и социальной среды его обитания. Мы рассматриваем здоровье и основанную на нем жизненную целостность организма как предмет проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка. Так как двигательная активность детей дошкольного возраста является фундаментом полноценного формирования личности ребенка и сохранения его физического и психического здоровья. Для этого в детском саду нужно создать все условия. Во-первых, в группах создать уголки здоровья, где размещается необходимое для данной возрастной группы детей физкультурное оборудование: спортивный комплекс, тренажеры, массажеры и т.п. Во-вторых, на территории дошкольного учреждения оборудована площадка для подвижных игр,  беговые дорожки, «полосы препятствий», ямы для прыжков в длину, мишени для метания и пр. В-третьих, в образовательном учреждении укомплектованный различным спортинвентарем (мячи, обручи, скамейки и т.д.) физкультурный зал. С целью воспитания у детей интереса к двигательной активности мы используем разнообразные по форме и содержанию физкультурные занятия, минутки, утренние гимнастики и упражнения после сна. Много времени уделяем проведению физкультурных занятий на свежем воздухе. Пять лет назад ввели для малышей с 2-х лет физкультурные занятия, проводимые инструктором по физическому воспитанию 2 раза в неделю в спортивном зале. Особое внимание в оздоровительной работе к физическому развитию  детей раннего возраста было обусловлено рядом причин. Общеизвестно, что в раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Значит, именно в этом возрасте развитие и расширение физических возможностей детей должно педагогически и психологически культивироваться на основе принципов педагогики оздоровления. Наши наблюдения за состоянием здоровья часто болеющих детей показали, что около 40% из них имеют отклонения в физическом развитии: дефицит массы тела, дефицит мышечной массы, пониженный или повышенный тонус мускулатуры. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста, проводимые ранее в групповом помещении воспитателем не обеспечивают полноценной двигательной активности, так как  не всегда соблюдается соответствующий температурный режим, отсутствует соответствующая одежда детей, недостаточно места для подвижных игр. Эффективность  форм физического развития детей привел к организации двигательной активности детей раннего возраста на основе развивающего подхода  – приобщения детей к физической культуре как естественной составляющей общественной культуры. Основанной  на принципах развивающей оздоровительной работы с дошкольниками:

-развитие творческого воображения;

-формирование осмысленной моторики;

-создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности;

-формирование у детей способности  к содействию и сопереживанию. Разработанная программа содержит перспективное, календарно-тематическое планирование и комплекс занятий, включающий авторские упражнения, игры и  стихотворные рифмы. Программой предполагает организацию развития двигательной активности через неразрывную связь с другими направлениями профилактически-оздоровительной работы по развитию эмоциональной, дыхательной и вокально-речевой  сфер ребенка. Согласно вышеописанным принципам развивающей оздоровительной работы приобщение малышей к использованию физических упражнений, техники их выполнения, предполагает не только овладение конкретными движениями, но и умение управлять ими, рационально применять их для решения двигательных задач в игровой и жизненной ситуациях. Развитие двигательной активности осуществляется в общение со взрослыми и сверстниками. Чтобы поддержать у детей интерес к овладению основными видами движения, занятия имеют свой сюжет, носят интегрированный характер, позволяют осуществлять связь с познавательными процессами. Так  осенью дети собирают листья, грибы; зимой «ребятки-зайчатки» резвятся в снегу; весной они плавают в море, вместе со зверюшками ищут весенние цветы. В первый год обучения дети начинают освоение таких видов движения как ходьба, бег, перепрыгивание, бросание, лазание. Все занятия строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода как системообразующего средства оздоровления детей, позволяющего каждому ребенку выполнять упражнения абсолютно правильно, учитывая его особенности, обращать внимание на качестве его выполнения. Это дает возможность в старшем дошкольном возрасте осваивать быстрее сложные виды основных движений. Стимулом для двигательной деятельности служат игрушки (догони мяч, доползи до грибочка, поймай зайчика и т.п.)

При формировании представлений о конечном результате внимание детей привлекается к цели: («У кого больше грибов в корзине?», «Кто нашел мышонка?» ит.п.). Чтобы ребенок прилагал усилия для достижения успеха, подобные задания в течение года изменяются: увеличивается расстояние до игрушки.

Оценка решения двигательной задачи позволяет перевести удовольствие ребенка с процессуальной стороны действий к радости достигнутого.У малышей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее осваивать движения («Мы бабочки, цыплята, лесные зверушки») и формирует творческое воображение. Положительные эмоции, эмоционально насыщенная деятельность – главная составляющая физического развития. Вводная часть каждого занятия дает ребенку эмоционально-стимулирующий настрой на все занятие:  «Вы, ребятки, улыбнитесь, Все за мною становитесь. Мы сегодня в лес пойдем – И лисичку там найдем!» При развитии двигательных функций используются звуковые, ритмические и речевые стимулы. Особенное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Все виды движений так же сопровождаются стихотворным текстом, так как  ритм, рифма – не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организуют ритм и темп движения. Выполняя те или иные движения, ребенок учится проговаривать их, подключая не только проговаривание, но и счет. Со второго полугодия, некоторые занятия проводятся под музыку.

Эмоциональная окраска проводимых занятий стимулирует желание детей заниматься двигательной деятельностью, особенно у инертных, малоактивных детей.

В каждом комплексе программы используются упражнения на дыхание. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. На занятиях большое внимание уделяется обучению  ребенка дышать через нос.

При освоении детьми основных  видов движений обращается внимание на осанку, правильное положение тела, головы, сохранение равновесия, что способствует формированию точного двигательного навыка, двигательной памяти.

В программе особое внимание уделяется, развитию мелкой моторики в игровой деятельности используются пальчиковые игры. Такие занятия проходят эмоционально, увлекательно, способствуют развитию речи и творческой активности детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность развивать пространственные представления (вверх-вниз, сзади — спереди). Пальчиковые игры, подобранные в программе отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, что необходимо для развития творческого воображения дошкольников.

Организованная на основе программы работа по физическому воспитанию  детей раннего возраста помогает развивать и расширять психофизиологические возможности каждого ребенка.

Однако физическое воспитание только в рамках дошкольного учреждения не является эффективным без взаимодействия с родителями. Многие родители считают, что малыши не смогут выполнить указанные упражнения, некоторые запрещают переодевать детей в спортивную форму, опасаясь простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что 70% из них  в силу различных причин не могут правильно организовать двигательную деятельность ребенка, учитывая возраст и индивидуальные особенности детей. Поэтому при реализации программы физического воспитания детей раннего возраста особое внимание уделяется ознакомлению родителей с постановкой физического воспитания в ДОУ.

Для этого, наряду с традиционными формами информирования родителей о способах физического развития детей (консультации специалистов, наглядная агитация, беседы, и т.д.), мы используем и нетрадиционные — индивидуальные беседы об организации развивающей среды в домашних условиях, презентации работы специалистов по физическому воспитанию и оздоровлению, мастер-классы, семинары-практикумы.

Подражательные упражнения – отличное средство в раннем возрасте, они исправляют и корректируют недостатки фигуры, становятся хорошим подспорьем для поддержания здоровья в будущем. В атмосфере совместной деятельности, когда дети и взрослые чувствуют себя раскованно, по-детски естественно, возрастает эффективность оздоровительной работы: пример значимого взрослого позволяет формировать осознанное отношение детей к собственному телу, его состояниям и возможностям.  Поэтому программа  содержит авторские комплексы специальных упражнений, которые родители могут использовать и  дома, и на отдыхе.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ — КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель, МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления детей дошкольного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

Современная жизнь ставит перед педагогами много проблем. Среди которых актуальной является проблема сохранения здоровья. Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте  в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока. Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте. Ранний дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически, развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям. Одна из задач образовательной деятельности – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». [6]

Филологи считают движения врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте. Когда формируются все основные системы и функции организма. [7]

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок — деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни. [7]

Все известные психологи с древности до наших дней отмечают: движения – важное средство воспитания. [7] Сухомлинский В.А. говорил: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».    Понятие «здоровье» вмещает в себя характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности его организма и социальную активность. Здоровый образ жизни должен быть задан той средой, в которой живет малыш – в семье, в дошкольном учреждении.

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам», – гласит восточная мудрость. Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста путем формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развития разнообразных двигательных и физических качеств, является главной задачей взрослых. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. [8]                           В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, для организации образовательной и оздоровительной  деятельности.        Для обеспечения двигательной активности в    группах созданы  физкультурно — оздоровительные  уголки, наполненные  современным спортивным оборудованием, пособиями и оборудованием (дорожки, массажные коврики) для профилактики плоскостопия, развития правильного физиологического дыхания, мелкой и крупной моторики, что позволяет не только решать оздоровительные задачи, но и способствует поддержанию интереса детей к занятиям.

Деятельность дошкольного учреждения, где ребенок проводит большую часть активного времени, по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна начинаться с момента поступления его в детский сад, с раннего возраста.

Одним из основных условий, обеспечивающих оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка. [8]                           

Утренняя гимнастика одна из важнейших компонентов двигательного режима детей раннего дошкольного возраста. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время и в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное настроение. Зарядка ежедневно компенсирует до пяти процентов суточного объема двигательной активности детей. [2]                           Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Подвижные игры — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Она является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. Играть — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.[3]

В режимных моментах игре отводится определенное время, но его не всегда достаточно, для того чтобы развивать физический потенциал детей в полном объёме, хотя в подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле, увертывании и так далее. Эти движения активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы организма. [5]

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Для постепенного пробуждения после дневного сна с детьми в кроватках проводится корригирующая гимнастика. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность. После гимнастики пробуждения дети босиком ходят по массажным коврикам (коврики бывают разного вида: с пуговицами, пробками, коврики – пазлы, волшебные камушки( морской галькой), из каштанов с крупами ), растирание рукавичками части тела.

Инновационной формой в работе с детьми раннего возраста является «Оздоровительно-игровой час», который планируется в дошкольном образовательном учреждении ежедневно во второй половине дня. Инновационная направленность прослеживается в организации этой деятельности в соответствии с ФГОС ДО. С детьми раннего возраста помимо проведения режимных мероприятий (утренней гимнастики,   физкультуры, прогулок и пр.),   используется для целенаправленной игровой деятельности период от дневного сна до полдника. Этот  промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности. Проводят «Оздоровительно-игровой час» в помещении групповой комнаты в холодный период года и на участке – в теплый период года. В содержание «оздоровительного часа входят подвижные игры с оздоровительным эффектом, дыхательные, артикуляционные, пальчиковые игры и зрительная гимнастика, логометрические упражнения, элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно – игровые сюжеты.. [8]

Таким образом, суть перехода к инновационному образованию состоит не в поиске абсолютно новых, универсальных педагогических технологий, а в изучении особенностей и способов эффективного применения традиционных средств и методов воспитания, имеющих серьезное физиологическое, гигиеническое и психолого-педагогическое обоснование. Только в этом случае инновации будут выполнять свою главную функцию – являться существенным элементом развития образования, приводящим к модификации его содержания и качества. [1]

Большое внимание в педагогической деятельности необходимо уделять сотрудничеству с родителями воспитанников. В совместной деятельности с родителями используются следующие формы работы: мастер-классы с целью обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей; родительские конференции  с целью обсуждения вопросов сохранения и укрепления здоровья детей и обмена опытом здорового образа жизни  среди родителей; организация выпусков листовок здоровья, буклетов с целью пропаганды здорового образа жизни, использования общегигиенических правил, рационального двигательного режима, полноценного сбалансированного питания, закаливания и оптимального воздушного и температурного режима в семьях воспитанников.

Внедрение инновационных технологий – одно из важных условий для успешного проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, для создания необходимой здоровьесберегающей среды, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы / авт. — сост. Л.В. Шмонина, О. И. Зайцева. — Волгоград: Учитель, 2015. — 215 с

2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.

3. Лялина Л.А Народные игры в детском саду:,2015 Методические рекомендации. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -96с.

5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.: Центр педагогического образования, 2014.- 82с.

7. В.А. Шишкина Движение+ движения: книга для воспитателей дет. сада — М.: Просвещение, 2014.-96с.

8.Социальная сеть работников образования http://nsportal/ru/detskiisad

Статья по физкультуре по теме: Физическое развитие детей раннего возраста

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В

ГБОУ детский сад № 428

 

Общеизвестно, что потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, но полнота реализации этого потенциала зависит от самого человека, природной и социальной среды его обитания. Мы рассматриваем здоровье и основанную на нем жизненную целостность организма как предмет проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка. Двигательная активность детей дошкольного возраста является фундаментом полноценного формирования личности ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.

Главной целью и результатом образовательной работы по физическому развитию выступает устойчивое, константное физическое состояние детей, которое далее может воспроизводиться в режиме саморазвития. Общеизвестно, что в раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Значит, именно в этом возрасте развитие и расширение физических возможностей детей должно педагогически и психологически культивироваться на основе принципов педагогики оздоровления. Наши наблюдения за состоянием здоровья часто болеющих детей показали, что около 40% из них имеют отклонения в физическом развитии: дефицит массы тела, дефицит мышечной массы, пониженный или повышенный тонус мускулатуры. Принципы образовательной работы по физическому развитию детей раннего возраста основаны на интеграции следующих образовательных задач:

  -развитие творческого воображения;

-формирование осмысленной моторики;

-создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности;

-формирование у детей способности  к содействию и сопереживанию.

Федеральные государственные  требования к образовательной программе дошкольного учреждения предполагают организацию развития двигательной активности через неразрывную связь с другими направлениями профилактически-оздоровительной работы по развитию эмоциональной, дыхательной и вокально-речевой  сфер ребенка. Приобщение малышей к использованию физических упражнений, техники их выполнения, предполагает не только овладение конкретными движениями, но и умение управлять ими, рационально применять их для решения двигательных задач в игровой и жизненной ситуациях. Развитие двигательной активности осуществляется в общение со взрослыми и сверстниками. Чтобы поддержать у детей интерес к овладению основными видами движения, занятия имеют свой сюжет, носят интегрированный характер, позволяют осуществлять связь с познавательными процессами. Так  осенью дети собирают листья, грибы; зимой «ребятки-зайчатки» резвятся на снегу; весной они плавают в море, вместе со зверюшками ищут весенние цветы. В первый год обучения дети начинают освоение таких видов движения как ходьба, бег, перешагивание, бросание, лазание. Все занятия строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода как системообразующего средства оздоровления детей, позволяющего каждому ребенку выполнять упражнения абсолютно правильно, учитывая его особенности, обращать внимание на качество его выполнения. Это дает возможность в старшем дошкольном возрасте осваивать быстрее сложные виды основных движений. Стимулом для двигательной деятельности служат игрушки (догони мяч, доползи до грибочка, поймай зайчика и т.п.)

При формировании представлений о конечном результате внимание детей привлекается к цели: («У кого больше грибов в корзине?», «Кто нашел мышонка?» и т.п.). Чтобы ребенок прилагал усилия для достижения успеха, подобные задания в течение года изменяются: например — увеличивается расстояние до игрушки.

Оценка решения двигательной задачи позволяет перевести удовольствие ребенка с процессуальной стороны действий к радости достигнутого. У малышей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее осваивать движения («Мы бабочки, цыплята, лесные зверушки») и формирует творческое воображение. Положительные эмоции, эмоционально насыщенная деятельность – главная составляющая физического развития. Вводная часть каждого занятия дает ребенку эмоционально-стимулирующий настрой на все занятие:  «Вы, ребятки, улыбнитесь, Все за мною становитесь. Мы сегодня в лес пойдем – И лисичку там найдем!»

При развитии двигательных функций используются звуковые, ритмические и речевые стимулы. Особенное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Все виды движений так же сопровождаются стихотворным текстом, так как  ритм, рифма – не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организуют ритм и темп движения. Выполняя те или иные движения, ребенок учится проговаривать их, подключая не только проговаривание, но и счет. Эмоциональная окраска проводимых занятий стимулирует желание детей заниматься двигательной деятельностью, особенно у инертных, малоактивных детей.

В процессе проектирования организованной образовательной деятельности учитывается такой немаловажный фактор сохранения здоровья, как правильное, гигиеничное дыхание. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. В процессе работы большое внимание уделяется обучению  ребенка дышать через нос.

При освоении детьми основных  видов движений обращается внимание на осанку, правильное положение тела, головы, сохранение равновесия, что способствует формированию точного двигательного навыка, двигательной памяти.

Особое внимание уделяется, развитию мелкой моторики: в игровой деятельности используются пальчиковые игры, которые проходят эмоционально, увлекательно, способствуют развитию речи и творческой активности детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность развивать пространственные представления (вверх-вниз, сзади — спереди). Пальчиковые игры, подобранные в программе отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, что необходимо для развития творческого воображения дошкольников.

Профессионально организованная образовательная работа по физическому развитию  детей раннего возраста помогает развивать и расширять психофизиологические возможности каждого ребенка,  сохраняя и укрепляя его здоровье.

Статья на тему: ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Автор: И.М.Хохлова, старший воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №208 ОАО «РЖД».

  1. Обоснование актуальности.

 «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».                                                                                                                                  Василий Александрович Сухомлинский

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Одна из задач образовательной деятельности – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (ФГОС ДО, п. 1.6.).

Понятие «здоровье» вмещает в себя характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности его организма и социальную активность. Здоровый образ жизни должен быть задан той средой, в которой живет малыш – в семье, в дошкольном учреждении.

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам», – гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.                                                                                                          

  1. Цели и задачи.

Нашей целью является сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста путем формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развития разнообразных двигательных и физических качеств, укрепления психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

На основании целей мы решаем следующие задачи:

  • Развивать адаптационные процессы, способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям;
  • Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, физической культуры;
  • Повысить общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы.
  • Обогащать двигательный опыт.
  • Воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к самостоятельной двигательной деятельности.
  1. Направления работы

В соответствии с целями и задачами  нами были определены следующие направления работы:

  • Повышение уровня профессиональной  компетентности воспитателей групп раннего возраста.
  • Сотрудничество с медицинским персоналом.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды.
  • Определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей, на основе сбора антропометрических данных, характеристики двигательной подготовленности ребенка, психолого-педагогических критериев здоровья (личностные и поведенческие особенности ребенка, отмеченных воспитателем вместе с родителями).
  • Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду путём использования комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, направленных на  снижение стрессовых реакций, профилактики нарушений эмоционального состояния детей.
  • Рациональная организация двигательной активности детей в течение дня в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
  • Организация  закаливания детей, реализуемая как комплекс оздоровительно-профилактических воздействий благоприятных для становления аппарата физической терморегуляции, плохо функционирующей в периоде раннего детства с использованием технологии оздоровительного игрового часа.
  • Взаимодействие с родителями в целях консультативной поддержки по вопросам образования и охраны здоровья детей, а так же предоставления возможности участвовать в образовательном процессе.
  1. Практическая часть.

Комплексный системный подход к оздоровлению и физическому развитию детей, выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов. В этом направлении используются разнообразные формы работы: интерактивные консультации, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, фестивали инноваций.

Вопрос организации развивающей предметно — пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, для организации образовательной и оздоровительной  деятельности.        Для обеспечения двигательной активности в  группах  оснащены  физкультурно-оздоровительные  уголки, наполненные  современным спортивным оборудованием, пособиями и нестандартным оборудованием (дорожки, массажные коврики) для профилактики плоскостопия, развития правильного физиологического дыхания, мелкой и крупной моторики, что позволяет не только решать оздоровительные задачи, но и способствует поддержанию интереса детей к занятиям.

Деятельность дошкольного учреждения, где ребенок проводит большую часть активного времени, по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должна начинаться с момента поступления его в детский сад, с раннего возраста. Поэтому на организационном этапе работы (как правило, это летний  период) основное внимание мы уделяем обеспечению условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению: изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, составление и апробацию режима, заполнение и анализ необходимой документации.  Для того, чтобы это период прошел для ребенка максимально безболезненно, в группе создаётся комфортная  среда, наполненная  разнообразным игровым и развивающим материалом, постоянно поддерживается  положительный микроклимат. Для создания эмоционально – положительного климата в группе нами реализуется «План работы на адаптационный период», задачами которого являются:

  • создание условий для охраны здоровья детей;
  • формирование навыков здорового образа жизни, содействие полноценному физическому развитию;
  • закладывание основ будущей личности.

Одним из основных условий, обеспечивающих оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

В целях активизации  двигательной  активности детей, укрепления  и сохранения их  здоровья во вторую половину дня после дневного сна организуется оздоровительный игровой «час». Инновационная направленность прослеживается в организации этой деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Технологичность заключается в чёткой проработке алгоритма оздоровительно-игрового часа и системе его проведения в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.

Грамотно организованная эмоционально-насыщенная, разнообразная деятельность способствует поднятию мышечного и психического тонуса, положительно сказывается на самочувствии, развивает ловкость, подвижность, эмоциональную сферу,даёт детям массу приятных и полезных впечатлений,а следовательно, является основой  для решения не только оздоровительных задач, но и всех задач образовательной области «Физическое развитие».

Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяем сотрудничеству с родителями наших воспитанников.

В совместной деятельности с родителями используем следующие формы работы:

  • мастер-классы с целью обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей;
  • родительские конференции  с целью обсуждения вопросов сохранения и укрепления здоровья детей и обмена опытом здорового образа жизни  среди родителей
  • организация выпусков листовок здоровья, буклетов с целью пропаганды здорового образа жизни, использования общегигиенических правил, рационального двигательного режима, полноценного сбалансированного питания, закаливания и оптимального воздушного и температурного режима в семьях воспитанников.
  1. Вывод.

Таким образом, осуществление  деятельности по оздоровлению и физическому развитию детей раннего возраста в соответствии с современными требованиями позволяет нам:

— сохранять и укреплять здоровье детей;

— формировать двигательную активность;

— прививать навыки здорового образа жизни;

— развивать эмоциональную сферу;

— формировать гармоничную личность.

Методическая разработка по физкультуре: Диагностика развития физических качеств детей раннего дошкольного возраста.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 39 Красносельского района Санкт – Петербурга)

Диагностика развития физических качеств детей раннего дошкольного возраста

        Разработал: инструктор                                                                                                                                                                        

                                                                                                  по физической культуре

                                                                                                                          Белова Л.И.                                                                        

Санкт-Петербург

2019

Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи: выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей. Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей. Упорядочить запись данных, сбор информации.

Актуальность.

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Одним из важных направлений деятельности инструктора по физической культуре является  педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

Новизна.

Предложен набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить массовое обследование детей в определенные сроки.

Предложенная система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.

Преемственность.

В данной работе учитываются возрастные особенности детей 2 — 3 лет. Предложенные задания и тесты рассчитаны на детей раннего возраста.

Методы, формы, приемы.

В данной работе для оценки физического развития ребенка предлагаются упражнения и двигательные задания (тесты):

диагностика физического развития;

диагностика двигательной активности;

диагностика функционального состояния.

Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

Условия реализации.

Использование данного материала позволит провести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей. Тестирование можно осуществлять в рамках физкультурных занятий.

Назначение.

Работа предназначена в первую очередь инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Предназначено для  детей 2- 3 лет.

Предполагаемый результат.

Диагностика физического развития позволяет:

получить объективную оценку уровня физического развития детей;

составить план физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста;

осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

Диагностика.

Физическое развитие — это динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства. Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья детей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства — наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

Это  свидетельствует о необходимости разработки единой методики обследования физического состояния дошкольников, включающей комплекс доступных информативных тестов и способов оценки, которые позволят получить достоверные результаты контроля. Вместе с тем требуется учет региональных стандартов физического состояния детей как критерия организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ, контроля выполнения программных требований по физическому воспитанию.

Порядок диагностики физического развития и физической подготовленности следующий:

Определение целей и постановка задач.

Определение критериев оценки уровней физического развития

Разработка плана — программы тестирования детей.

Подготовка стимульного материала (спортивного оборудования).

Внесение результатов в «Диагностическую карту»

Обработка и анализ результатов диагностики.

Распределение детей на группы.

Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в «Диагностическую карту», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка.

                                      Диагностическая карта.

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Статическое равнове

сие

Динамическое равновесие

Сила движений

Ловкость движений

уровень

Крупная моторика

Мелкая моторика

09

05

09

05

09

05

09

05

09

05

09

05

Выполнено тестов:

Не выполнено тестов:

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности — это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности

Дети 2 — 3 лет не подлежат оценке в баллах. Они оцениваются по типу «смог ребенок выполнить упражнение или нет» в результате наблюдения и диагностического задания.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме.

В основу диагностики легли разработки академика Николая Ивановича Озерецкого.

Эти тесты можно проводить на физкультурных занятиях или на прогулке. Тесты выполняются детьми индивидуально, так легче фиксировать результаты.

Тестирование проводится по 5-ти показателям, т.е. каждому ребенку предлагается выполнить 5 заданий на:

1. статическое равновесие

2. динамическое равновесие

3. силу движений

4. ловкость движений (крупная моторика)

5. ловкость движений (мелкая моторика)

Первая младшая группа

1. Стоять с закрытыми глазами в течение 10 сек.: стопы вместе, руки опущены вдоль тела.

— Невыполнение теста: ребенок сходит с места, балансирует, разводит руки в стороны или пытается найти опору. В случае неудачи — попытка повторяется.  

2. Пройти по доске положенной на пол в удобном для ребенка темпе, но без остановок.

— Невыполнение теста: ребенок сходит с доски раньше, чем доска закончится, либо останавливается во время движения. При неудаче тест можно повторить.

3. Приседать 3 раза подряд в подвижном темпе, руки за спиной, ноги слегка расставлены.

«Короткие ноги» — «длинные  ноги». Помогать ребенку показом и проговаривая «короткие – длинные».

— Невыполнение теста: ребенок приседает меньшее количество раз, пропускает, чтобы отдохнуть, помогает себе руками. При неудаче тест не повторяется, фиксируется отрицательный результат.

Рекомендуемые задания основываются на требованиях типовой программы детского сада по разделу «физическое воспитание».

4. Перепрыгнуть через шнур или ленту, положенную на пол. Перепрыгнуть нужно с места, отталкиваясь двумя ногами.

— Невыполнение теста: ребенок наступает на шнур или ленту, неодновременно отталкивается ногами. При неудаче ребенку предлагается еще 2 попытки.

5. Разнообразно действовать с мячом: брать, переносить, класть, бросать, катать. Ребенку дается задание, сделать какое-либо действие с мячом. Взрослый помогает ребенку показом.

— Невыполнение теста: ребенок не понимает, какое действие его  просит совершить взрослый, либо путает действия. При неудаче тест не повторяется, фиксируется отрицательный результат.

По результатам тестирования инструктор прослеживает динамику усвоения программы по физическому воспитанию каждым ребенком. В сводной таблице отслеживаются уровни усвоения программы (высокий, средний, низкий). Затем выводится средний показатель группы, выраженный в процентном отношении, детского сада в целом.

Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *