Зрр что это – провоцирующие факторы и причины развития отклонения, разновидности патологии, первые признаки и симптомы ЗПРР, методы терапии и коррекции

Содержание

Темповая задержка речевого развития у детей

Речевое развитие – важный показатель развития ребенка в целом. Эта сфера определяет социальный уровень достижений малыша, его интересов, знаний, умений и навыков. Речь ребенка раннего возраста – своеобразное явление, которое очень трудно объективно оценивать. Однако, отсутствие в раннем возрасте характерного лепетания, бормотания и радующего бабушек и дедушек «дай» без любых других признаков нарушений может свидетельствовать о возникновении такой патологии, как темповая задержка речевого развития.

Что такое задержка речевого развития

О проблемах речевого развития родители начинают задумываться в возрасте ребенка трех лет, когда необходимо отправляться в детский сад, а малыш не разговаривает. Несмотря на все рекомендации и советы участкового педиатра по поводу наблюдения за развитием ребенка, чаще всего момент, когда стоит задуматься об отставании в развитии речи, упускается.

Задержкой речевого развития (ЗРР) называют явление, когда у детей нет нарушений функционирования связочно-мышечного аппарата, однако активность речи характеризуется отставанием от сверстников.

Диагноз «задержка речевого развития у детей» устанавливается в возрасте до 3-х лет при отсутствии минимального словарного запаса. Заключение должно предоставляться при совместном решении комиссии из логопеда, психолога и детского невролога.

Влияние речевого развития на последующее установление ребенка как личности, на активность психических процессов позволяет говорить о комплексном нарушении – задержке психоречевого развития (ЗПРР).

Варианты задержки развития речи

В зависимости от степени поражения речевого аппарата различают следующие виды отставания речевого развития у детей:

  • Органический (биологический) связанный с поражением нервной ткани головного мозга. Чаще всего возникает вследствие перенесенной внутриутробной инфекции, частые заболевания, травмы, поствакцинальные осложнения.
  • Сенсорный – появление данного варианта задержки речи связано с тугоухостью: ребенок не может говорить то, чего не слышит.
  • Социально-педагогический (темповый) – самый простой вариант отставания. Замедление развитие возникает вследствие того, что у ребёнка не возникает потребности говорить.

Кроме того, выделяют дизартрию – нарушение формирования речи вследствие патологии аппарата артикуляции. Отсутствие очага возбуждения в головном мозге, снижение проведения импульса по нервно-мышечным соединениям приводят к недостаточному сокращению мышц голосовых связок и языка. Чаще всего патология возникает при детском церебральном параличе. Такие дети все слышат, понимают, пытаются сказать, однако слова получаются неразборчивыми.

Причины темповой задержки речевого развития

Пример родителей – важная составляющая нормального развития речи ребенка (фото: www.perfectmama.ru)

Пример родителей – важная составляющая нормального развития речи ребенка (фото: www.perfectmama.ru)

Отсутствие у ребенка мотивации к речи может быть обусловлено несколькими факторами:

  • Недостаточное внимание родителей. Иными словами, у ребенка нет собеседника: взрослые не слушают и не понимают.
  • Родительская гиперопека. Обратная сторона медали: в речи нет необходимости, когда все и так понимают, все дают, ни в чем не отказывают.
  • Отсутствие примера. В современном мире шум от разговора людей отходит на задний план. Все чаще детьми «занимается» телевизор. Поэтому словарный запас такого ребенка не пополняется, он не понимает о чем идет речь и, если артикуляции сформированы, разговаривает исключительно фразами из мультика.
  • Обстановка, где родители общаются на разных языках. Для малыша трудно изучить значения слов на одном языке, а если усложнять задачу с переводом на ещё один – возникает отставание.

Кроме того, психологический негативизм и обыкновенное «нежелание» разговаривать возникают вследствие излишних требований к ребёнку. Таких как повтори «агу-агу», скажи «мишка» и др.

Диагностика нарушения

Определить наличие темповой задержки речи можно с самого раннего возраста ребенка, полагаясь на основные периоды формирования речевого развития:

  • Доречевой (2-8 месяцев): аномальное гуление, белькотание (повторение «па-па»), беззвучное кривляние и однозвучные возгласы.
  • В возрасте 4-х месяцев отсутствует эмоциональная реакция на окружающие события: ребенок не смеется при виде игрушек, не плачет, когда мама уходит.
  • 6 месяцев. Дети в этом периоде уже различают разницу в интонации сказанных фраз и пытаются повторить.
  • В 1 год – при задержке речи отсутствует реакция на звук, зов мамы по имени.
  • В возрасте 1,5 года – ребенок не произносит простейших слов, пытается повторять за другими (эхолалия).
  • 2 года. В этом периоде дети уже пытаются составлять простые предложения, чаще всего из двух слов. Словарный запас ребенка без отставания формирования речи составляет 50-100 слов.
  • В возрасте 3-х лет у малышей с ЗРР наблюдается нарушение произношения в такой степени, что даже родные не могут объяснить значения.

Приведенные признаки не являются ключевым моментом в постановке диагноза. Установить наличие задержки психоречевого развития у ребенка можно только по заключению трех специалистов в случае отсутствия органической патологии других органов и систем.

Эффективность ранней диагностики патологии обусловлена тем, что при значительном отставании речи ребенка в возрасте старше 4-х лет – позитивного результата от лечения достигают только 0,5% пациентов.

Дифференциальная диагностика задержки речевого развития

Нарушение формирования словарного запаса, речевой активности ребенка может возникать вследствие различных патологий. Для правильной постановки диагноза и подбора адекватного лечения необходимо определить генез нарушений.

Возможные причины ЗПРР представлены в таблице.

Заболевание

Признаки

Детский аутизм – заболевание неопределенного генеза, которое характеризуется дефицитом социальной активности и общения

Резкое начало заболевания после периода нормального развития. Чаще всего в возрасте 2,5-3 года.

Расстройство речевых навыков: повторение однотипных фраз, неправильное использование местоимений (до 6-летнего возраста могут называть себя в третьем лице).

Манерность поведения.

Нарушения сферы чувствительности (порог аномально повышен или снижен)

Синдром Дауна – генетическое заболевание, обусловленное мутацией – трисомией по 21 паре хромосом

Внешние признаки: косой разрез глаз, плоская переносица, широкий плоский язык, короткая шея.

Врожденные патологии сердечно-сосудистой системы.

Умственное отставание во всех сферах деятельности (медленное формирование навыков, речи, памяти и др.)

Детский церебральный паралич – группа врожденных заболеваний, которая характеризуется нарушением движений, равновесия и положения тела

В анамнезе – внутриутробная или перинатальная инфекция, родовая травма, заболевания матери во время беременности.

Наличие нарушений интеллектуальной сферы.

Формирование параличей и парезов (центрального спастического или периферического типа).

Задержка речевого развития

Для определения причины возникновения отставания речевого развития необходима консультация смежных специалистов. Например, сурдолога – для исключения патологии слухового анализатора, генетика – определить наследственность патологии.

Методы коррекции темповой задержки речи

Арт-терапия – альтернативный метод лечения темповой задержки речи (фото: www.newmed.dp.ua)

Арт-терапия – альтернативный метод лечения темповой задержки речи (фото: www.newmed.dp.ua)

Темповая задержка речи требует объединения нескольких вариантов лечения для достижения максимальной эффективности.

  • Медикаментозное. Чаще всего применяются витамины и ноотропы (препараты, улучшающие деятельность нервной системы через воздействие на кровоснабжение головного мозга).
  • Физиотерапия. Применяются методики магнитотерапии (доказано улучшение кровоснабжения мозговой ткани при воздействии слабого переменного магнитного поля) и электрорефлексотерапии (с помощью небольших электродов проводится электрическая стимуляция импульсами участков головного мозга, отвечающих за развитие речи).
  • Альтернативные методы лечения: арт-терапия (рисование, лепка, вышивание), дельфино- и ипотерапия (проведения времени, общаясь с животными).

Важно! Назначение медикаментозных препаратов проводится исключительно врачом-неврологом

Кроме того, огромное значение имеют систематические занятия с логопедом и педагогом-корректологом для постановки правильной речи и установления должного уровня развития в соответствии с возрастом ребенка.

Лечение задержки речевого развития – сложная задача, которая во многом зависит от заинтересованности родителей и готовности уделять время на общение с ребенком. Однако ранняя диагностика и адекватное лечение позволяют детям до 6-летнего возраста полностью забыть о существовавшей проблеме.

Задержка речевого развития (ЗРР). Причины и лечение в Санкт-Петербурге

Задержка речевого развития (ЗРР) проявляется в замедленном освоении функций речи в раннем детском возрасте (от 1 года до 3 лет). В период развития ребенок овладевает богатым и сложным языком: от начального гуления и лепетания до ритмичных звуков и осмысленных предложений с использованием различных частей речи. Задержка темпов речевого развития говорит о том, что нарушен процесс усвоения элементарного словарного запаса, который должен формироваться с раннего возраста у детей до 3-4 лет. У некоторых детей процесс освоения языка происходит более медленно.

Нормы речевого развития

Чтобы понимать, какие признаки являются показателями задержки темпов речевого развития, необходимо знать нормы:

К 1 году ребенок должен осмысленно произносить 10 слов. Словом считается любое осмысленное звукоподражание или укороченное слово, обозначающее предмет, действие или существо. Например, «ба» (бабушка),  «ням» (еда, есть), «ксь» (кошка) считаются отдельными словами. При этом одна и та же лексема, обозначающая разный смысл, будет считаться таким количеством слов, сколько понятий оно содержит (например, «ка» — это может быть и «карандаш», и «каша»). К году у ребенка появляется указательный жест. Он имеет тесную связь с речевым развитием, подтверждая, что малыш активно проявляет познавательный интерес к миру.

К 1,5 годам пассивный словарь насчитывает более 200 слов. Именно такое количество слов ребенок должен понимать и правильно показывать (животных, игрушки, бытовые предметы, цвета). Сюда же входит и понимание небольших грамматических конструкций на бытовые темы («возьми ложку», «хочешь пить?»). В активном словаре должно быть минимум 15-20 слов.

К 2 годам речь должна являться уже основным средством общения ребенка со взрослыми. В этом возрасте он охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми людьми, но речь еще не становится средством общения детей друг с другом.

Исследования показывают, что к 2 годам в норме ребенок уже может формировать предложения, состоящие из 3-5 слов. Если ребенок в 2 года этого делать не умеет, то уже можно говорить о задержке речевого развития.

После 2 лет наблюдается «лексический взрыв», когда ребенок самостоятельно формирует предложения и стремительно наращивает свой словарь.

С 2 лет специалисты уже могут поставить диагноз «задержка речевого развития». Однако на практике некоторые логопеды и родители предпочитают ждать появления речи до 2,6 лет. Это пограничная ситуация. С одной стороны, если ребенок не начал говорить в 2 года, это уже ЗРР. Но на практике многие дети успевают «выровняться» до нормы за эти 6 месяцев при условии, что имеют большой пассивный словарь и нормальное развитие в других сферах. В том случае, если фразовая речь не сформировалась к 2.6 годам, ждать дальше не имеет смысла, можно потерять драгоценное время.

К 3 годам словарный запас ребенка достигает 1200-1300 слов, обогащается состав речи – ребенок употребляет почти все части речи, хотя и не всегда правильно. Происходит расширение функций речи, она становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Темповая задержка речевого развития характерна для детей, у которых есть понимание обращенной речи, но сами они не говорят. Ситуация, когда ребенок «все понимает, но не говорит», без своевременной коррекции может привести к вторичной задержке психического развития, потому что после трех лет мышление и интеллект развиваются уже в вербальной форме. Кроме того, речь играет большую роль в произвольной регуляции поведения. По мере развития экспрессивной речи у ребенка постепенно формируется так называемая внутренняя речь, которая сопровождает процесс мышления и управления деятельностью. Это база для формирования интеллекта и личности.

Причины задержки речевого развития

Причины задержки речевого развития условно можно разделить на органические и психологические. К первой группе относят нарушения в период внутриутробного созревания, черепно-мозговые травмы, различные инфекции, повлиявшие на развитие ребенка, тугоухость, неврологические проблемы.

Одной из самых главных психологических причин, которая может негативно влиять на речевые способности, является неблагоприятный климат в семье, в которой растет и воспитывается ребенок. Если он часто наблюдает ссоры и ругань, или на самого ребенка часто кричат, то у него копится эмоциональный стресс, который может привести к ЗРР. Также к подсознательному отказу от речи могут привести дисгармоничные стили воспитания, такие, как доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность и другие. Также к данной группе относят сильный испуг и острые психотравмы, например, когда ребенок оказался в зоне боевых действий.

Еще одна из причин задержки речевого развития – педагогическая запущенность. Если с ребенком мало общаются, не вовлекают его в семейно-ролевое взаимодействие, часто включают ему мультфильмы на компьютере или гаджетах, не создают среду для получения новой информации, у него нет стимула говорить.

Речь не существует в отрыве от психики и нервной системы ребенка. Иногда в наш центр обращаются родители с жалобами только на то, что ребенок не говорит, в то время как проблема развития кроется намного глубже. Для некоторых детей диагноз «ЗРР» будет лишь начальным, и в будущем потребуется уточнение структуры дефекта, более тщательная диагностика и последующая коррекция. Например, тем детям, которым в 2-2.5 года неврологи ставили условный диагноз «задержка речевого развития», который лишь описывает текущее состояние развития ребенка, в 3-3.5 года могут поставить диагнозы «алалия», «общее недоразвитие речи» (ОНР), «расстройство аутистического спектра» (РАС), а еще позже – «умственная отсталость». Это обусловлено различными классификациями нарушений (медицинской и педагогической), а также существующей системой диагностики. Для постановки более точного диагноза необходимо время, различные диагностические процедуры и обследование ребенка различными специалистами (невролог, сурдолог, логопед, нейропсихолог, психиатр). Задержка речевого развития – явный признак, что нервная система не в порядке, поэтому именно с этого диагноза начинается исследование состояния психики и уровня ее развития.

Конечно, не все случаи детей с ЗРР такие тяжелые. Часто к 3-3.5 годам при своевременной коррекции ребенок «выравнивается» так, что отличить от нормотипичного ребенка невозможно. Учитывая, что в логопедические детские сады принимают только с 4 лет, коррекцией ЗРР у таких детей занимаются логопеды из коммерческих центров.

Популярный вопрос, который задают многие мамы на первичной консультации: а может ли задержка речи компенсироваться без коррекции? Самопроизвольно ЗРР компенсироваться может при удачном стечении обстоятельств и исключительном везении. Но шансы очень малы. И никогда нельзя сказать наверняка, какова вероятность к такому исходу у конкретного ребенка.

Существует мнение, что если кто-то в семье поздно заговорил, то такая особенность может передаваться по наследству. Это не так. Передаваться по наследству может патология нервной системы, которая приводит к задержке речи. Поэтому ни в коем случае нельзя ждать до 3 лет.

Специалисты нашего центра рекомендуют не затягивать с консультацией логопеда, если в 2 года ребенок не разговаривает. Ранняя диагностика и коррекция – залог эффективного преодоления задержки речевого развития.

Определение степени задержки речевого развития

Иногда к нам обращаются клиенты, детям которых в карточке для детского сада написали следующее: «ЗРР 3 степени», «ЗРР 2 степени», «ЗРР 1 степени». Что под этим имеется в виду? Диагноз «задержка речевого развития» может поставить как логопед, так и невролог. Сам по себе термин «ЗРР» описательный: он лишь подтверждает факт, что речь развивается не по норме, без указания на структуру дефекта и причины нарушения. Степени развития речи определяют логопеды, объединяя в своих записях вполне конкретный диагноз «ЗРР» и степень развития речи. Чтобы понимать, что же такое ЗРР 3 или 1 степени, вкратце познакомимся именно со степенями развития речи. 1 степень является самой «жесткой». Она характеризуется лепетанием, звукоподражанием, отсутствием связных предложений, в употреблении ребенка только отдельные осмысленные слова, как правило, касающиеся бытовых предметов.

2 степень – ребенок строит предложения, но слова могут носить «лепетный» характер, быть незаконченными. Начинается использование различных грамматических форм.

3 степень – у ребенка имеется развернутая речь с небольшими отклонениями в произнесении звуков, грамматических форм слов.

Несмотря на общепринятое деление по степеням (уровням/стадиям) у двух детей с одинаковыми записями в карточке могут быть совершенно разные трудности. С одним ребенком нужно больше заниматься грамматикой, а с другим – объяснять разницу между звуками.

Коррекция ЗРР

Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. В тех случаях, когда задержка речи обусловлена психологическими причинами, к коррекции подключается психолог.

Например, в практике нашего центра был случай, когда неврологически абсолютно здоровый мальчик в 3 года совсем не разговаривал. Причиной был психоэмоциональный отказ от речи и педагогическая запущенность. Семья была с хорошим достатком. Мама родила сына почти в 40 лет, и ее стиль воспитания был непоследовательным. С одной стороны, гиперопека с низким уровнем запретов и требований. В 3 года ребенок не посещал детский сад, только «развивашки». Не был приучен к горшку, постоянно находился в подгузниках (не потому, что отказывался ходить на горшок, а по причине того, что мама не начала приучение до обращения в центр). В дополнение к этому было выявлено, что мама переносит на ребенка подсознательные эротические чувства: она практиковала совместный сон и ночные кормления грудью (по рекомендациям ВОЗ рекомендуется сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. По мнению психологов, после 2-х лет кормление грудью отрицательно влияет на формирование личности и на детско-родительские отношения, ухудшает сепарацию ребенка от матери). В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод (она призналась, что «ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын»). Со стороны такое поведение кажется вполне безобидным, ведь просто мама спит вместе со своим трехлетним сыном, но психологически это очень нездоровая почва. Кроме того, часто мама срывалась на ребенке, так как он был «неудобным», регулярно шалил и не слушался. Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как «эмоциональные качели»: от любви до ненависти один шаг (часто такое явление можно наблюдать во взрослых парах мужчины и женщины). С одной стороны, полное потакание прихотям ребенка, его инфантилизация, с другой – сливание агрессии и гнева на него же. Вследствие этого у мальчика развилась сильная задержка речи и психического развития. Мама была направлена к психотерапевту.

Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, центр «Эмбер» перед началом занятий с логопедом или дефектологом рекомендует провести консилиум специалистов. Он помогает, прежде всего, установить причины ЗРР, понять, насколько серьезная у ребенка задержка и не скрываются ли под ней более сложные диагнозы. Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий. Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог.

Специалисты Центра Ember в своих занятиях при необходимости применяют различные методики:

Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка, формирование положительной мотивации для речи. Также огромное значение мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики, которые сильно влияют на развитие внимания, координации, воображения, образования новых нейронных связей. Наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми с диагнозом ЗРР и к каждому находят свой подход, чтобы ребенок с удовольствием приходил на занятия, не боялся и не стеснялся работать над своими трудностями и в итоге справился с поставленным ему диагнозом на радость родителям и близким.

Коррекция ЗРР — пример из практики

К нам обратилась мама мальчика 2,2 лет. Из анамнеза: осложненная беременность, преждевременные роды в 36 недель путем ЭКС. Весь первый год жизни — наблюдение у невролога в связи с задержкой моторного развития, по результатам нейросонографии — расширение и асимметрия боковых желудочков головного мозга.

До 2 лет мальчик вообще не говорил, в 2,2 года было частичное звукоподражание («мяу», «бабах», «пи-пи», «топ-топ») и несколько слов, обозначенных первым слогом.

Стал заниматься на дому с нашим логопедом-дефектологом Цветниковой Л.В. 2 раза в неделю, прошел курс логопедического массажа и один курс Томатис-терапии. Стремительно стал нарастать лексический запас, появилась фразовая речь, стал запоминать и воспроизводить стихотворения и песенки. В итоге в возрасте 2.8 лет диагноз ЗРР неврологом был снят.

Консультация на тему: «ЗРР» и «ОНР» — что это такое?

«ЗРР» и «ОНР» — что это такое?

Когда невролог поликлиники ставит ребенку диагноз «ЗРР» или «ОНР», на ум приходят самые разные мысли, среди которых хороших не очень много. Действительно, аббревиатуры звучат зловеще, а их расшифровка тоже не сулит ничего приятного: «задержка речевого развития» и «общее недоразвитие речи». Но так ли страшен «черт»?
Спешу вас успокоить: ЗРР и ОНР не являются патологией, которую невозможно преодолеть. Однако следует признать, что чем раньше будет выявлено то или иное нарушение, тем быстрее и успешнее пройдут коррекционные логопедические занятия.

Задержка речевого развития

Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых не сформирован минимальный словарный запас слов, они не говорят предложения с употреблением больше 3-4 слов, не используют прилагательные и наречия, мало задают вопросов. Речь ребенка с ЗРР больше напоминает лепетание и звукоподражание.

Данное нарушение может быть связано с отсутствием внимания со стороны родителей, которые мало говорят со своими детьми. Кстати, именно отсутствие полноценного общения с взрослыми приводит к тому, что ЗРР часто присуще воспитанникам детских домов. Также задержка речевого развития может быть вызвана родовой травмой, например, затяжными родами или слабым здоровьем ребенка: если он постоянно болеет, у него сниженный иммунитет, есть черепно-мозговые травмы и т.п., то он попадает в группу риска.

Работа с детьми с диагнозом ЗРР осуществляется при взаимодействии всего его окружения. Во-первых, необходимо организовать занятия с логопедом, во-вторых, ребенка можно отдать в специальную группу или лекотеку (от 2 до 7 лет), где с ним будут заниматься не только дефектологи, но и психологи, в-третьих, родители должны проявить свою ответственность и много заниматься с малышом дома. При легкой стадии ЗРР ребенок может посещать обычный садик и просто наблюдаться у логопеда.

Таким образом, при условии своевременной коррекционной работы, ЗРР будет полностью устранено. Если же какие-то речевые проблемы сохранятся в будущем, то их проявление будет уже более мягким.

Общее недоразвитие речи

ОНР — это даже не диагноз, а заключение логопеда по отношению к тем детям, у которых наблюдаются нарушения всех компонентов речи: фонетики (неправильное произношение свыше 5 звуков), грамматики (неверное употребление предлогов, нарушение в слоговой структуре слов), лексики (сокращение слов, употребление лепетных вместо правильных и т.п.).

ОНР делят на три уровня: 1 — отсутствие связной речи, звукоподражание; 2 — в речи есть общеупотребительные слова и фразы, но они чаще искажены; 3 — ребенок произносит целые фразы, но в словах слоговые нарушения, речь аграмматична. В настоящее время выделяют еще 4 уровень – нерезко выраженное ОНР.

Данное недоразвитие часто присуще детям с пониженным слухом, ослабленным здоровьем, психическими или невралгическими расстройствами. Иногда предпосылками становятся осложненные беременность или роды матери. Последствия ОНР связаны с развитием дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).

Однако при всём этом общее недоразвитие речи не является признаком того, что ребенок в целом неполноценный или глупый. Зачастую это обычный ребенок, у которого просто наблюдаются речевые проблемы.

Устранение ОНР связано с регулярными занятиями с логопедом. Но обычных 15-минуток будет мало. Хорошо получить направление в специальный садик, где ребенок будет находиться под присмотром врачей на протяжении всего дня или нанять специалиста для регулярных логопедических занятий на дому. Чем раньше начнется работа с малышом, тем больше шансов, что в школу пойдет уже здоровый и говорливый ребенок.

что это такое? Лечение детей с диагнозом «ЗПРР» :: SYL.ru

Казалось бы, в век новейших современных технологий наши дети умнее и развитее, чем мы. Но к сожалению, с каждым годом все большее количество родителей обращается к врачам по поводу отставания своих малышей в эмоциональном и психическом развитии от сверстников. Согласно статистике, у 20% детей диагностируется запоздалое психоречевое развитие (ЗПРР). Что это такое, можно ли победить этот диагноз, разберемся далее.

ЗПР и ЗРР — в чем разница

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит.

В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Что это за диагноз, и как с ним справиться, рассмотрим далее.

ЗПРР что это такое

Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме.

Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в развитии умственном.

До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития.

Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы.

Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек.

Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают.

Лечение ЗПРР

Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик.

Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Признаки задержки психоречевого развития

Если ЗПРР (что это такое, мы уже выяснили) спровоцирована наследственными отклонениями, то проявляться начнет довольно рано. Для родителей можно назвать следующие признаки, по которым можно распознать отклонение от нормы:

  • 4-месячный малыш эмоционально не реагирует на приближение родных людей, не улыбается.
  • Если в 8-9 месяцев практически нет лепета, а в годовалом возрасте ребенок мало издает звуков, тихий и молчаливый.ЗПРР отзывы
  • В 1,5 года малыш не может выполнить простую просьбу родителей, например, «иди сюда», «сядь». Не понимает простых слов.
  • Имеются трудности с жеванием в 1,5 года, такие дети могут давиться даже небольшим кусочком фрукта или печенья.
  • Если в 2-летнем возрасте ребенок в речи используется только несколько знакомых слов, а словарный запас не пополняется новыми.
  • В 2,5 года ребенку трудно назвать части тела и показать их, не выполняет просьбы родителей, в речи использует менее 20 слов, не способен составить фразу даже из двух слов.
  • Непонятная речь в 3 года, неумение высказываться предложениями, непонимание простых рассказов о прошлых и будущих событиях.
  • В трехлетнем возрасте или слишком быстрая речь, словно тарахтит, или слишком медленная, с растягиванием слов.
  • Речь основана в три года на услышанных фразах из мультфильмов и книжек, а собственные предложения построить не может — это явный признак ЗПРР, что это такое, пояснит специалист.
  • Если наблюдается зеркальная речь, когда в 3 года ребенок повторяет то, что слышит от взрослых, то необходимо срочно поспешить к врачу, лучше к психиатру.

Родители должны помнить, лечение ЗПРР тем успешнее, чем раньше оно начато.

Сопутствующие симптомы

У детей с отклонениями в психическом и речевом развитии, кроме перечисленных признаков, могут наблюдаться еще следующие симптомы:

  • Повышенное слюноотделение.
  • Приоткрытый рот.
  • Гиперактивность.
  • Сниженное внимание.
  • Может наблюдаться агрессивная реакция.
  • Малыш быстро утомляется во время занятий.
  • Память плохая.
  • Воображение совсем не развито, ребенку сложно что-то придумать самому.
  • Низкая эмоциональная вовлеченность.
  • Трудно общаться со сверстниками.
  • Физическое развитие также может отставать, часто у таких малышей имеется диагноз ДЦП.

Запоздалое психоречевое развитие проявляется и различными органическими изменениями. Если такому малышу сделать электроэнцефалограмму, то можно обнаружить нарушения в левом полушарии, которое отвечает за формирование речи. Чем дольше не обращать внимания на ЗПРР, отзывы родителей это подтверждают, тем больше усугубляются проблемы в психическом и умственном развитии.

Причины задержки развития

Чтобы лечение ЗПРР проходило более успешно, очень важно выявить причины, спровоцировавшие такие отклонения. Задержка речи или психического развития, как правило, происходит на фоне патологий в развитии головного мозга и всей нервной системы. К провоцирующим факторам можно отнести:

  • Инфекционные заболевания во время беременности.как лечить ЗПРР
  • Воздействие отравляющих и токсических веществ на плод во время его вынашивания.
  • Гипоксию плода.
  • Тяжелую беременность и родовую деятельность, обвитие пуповиной, родовые травмы.
  • Тяжелые травмы в младенческом возрасте.
  • Перенесенные в раннем детстве серьезные инфекционные заболевания.
  • Хромосомные болезни, затрагивающие структуры мозга.
  • Жестокое обращение с ребенком.
  • Воспитание в условиях чрезмерной опеки.
  • Воспитание в асоциальной семье.
  • Брошенные дети.
  • Серьезные психические травмы в детском возрасте.

Можно также перечислить некоторые заболевания, которые могут спровоцировать ЗПРР, что это такое, наверное, уже всем понятно.

  • Врожденные патологии ЦНС и нарушение метаболизма в ней.
  • Эпилепсия и другие психические патологии.
  • Гидроцефалия.
  • Ишемия головного мозга.
  • Высокое внутричерепное давление.
  • ДЦП.
  • Новообразования в головном мозге.
  • Патологические изменения в сосудах головного мозга.
  • Лейкодистрофия.
  • Нарушение ликвородинамики.

Учитывая огромный список провоцирующих факторов и заболеваний, важно отметить, что лечение ЗПРР, отзывы это подтверждают, только тогда будет эффективным, когда устраняются причины появления таких отклонений.

Важно иметь в виду, что наличие в роду страдающих такими отклонениями повышает вероятность развития ЗПРР у малыша.

ЗПРР с аутичными чертами

Нарушения в работе нервной системы, патологии в развитии головного мозга, воздействие инфекционных агентов могут привести не только к развитию отставания в речи и в психике, но и к формированию признаков аутизма. Распознать его можно уже в младенческом возрасте по некоторым симптомам:

  • Ребенок часто и много плачет, бурно реагирует на мокрые пеленки, громкий звук.
  • Малыш не реагирует на сильные раздражители, например, на уколы.
  • Нет активного двигательного оживления.
  • Абсолютное безразличие на обращение родных, их заботу.
  • Нет лепетания.

Чем старше становится малыш, тем ярче проявляются черты аутизма.

ЗПРР с аутичными чертами симптомы в более позднем возрасте имеет следующие:

  • Ребенок не контактирует эмоционально с окружающими, он не улыбается даже родителям.
  • Такие малыши стараются не смотреть в глаза.
  • Малый словарный запас.
  • Часто проявляет агрессию, особенно если чем-то недоволен. Может направлять ее на себя, то есть, кусать самого себя, бить.ЗПРР с аутичными чертами
  • Совершает стереотипные движения: ходит по кругу, раскачивается, постоянно вертит один и тот же предмет в руках, не любит перемен и негативно на них реагирует.
  • Нет навыков самостоятельной игры в игрушки, может сильно привязываться к одной из них.
  • Не умеет играть с другими детьми.
  • Избегает любого общения.
  • Такие дети с трудом засыпают и плохо спят.
  • Практически не обращаются к родителям или другим детям с просьбами.
  • Неправильно употребляют местоимения, например, на вопрос «как тебя зовут?» ребенок отвечает «тебя зовут Маша».

ЗПРР с аутичными чертами у ребенка проявляется также непониманием речи, обращенной к нему. Если имеют место перечисленные признаки, то не стоит затягивать с обращением к специалистам. Лечить ЗПРР и аутизм следует одновременно у нескольких специалистов.

Диагностика для выявления причин отклонения в речи и психическом развитии

Чтобы начать эффективную терапию, важно выявить причины, а для этого необходимо провести детальную диагностику, которая включает:

  1. Обследование у сурдолога, особенно если есть подозрение на задержку речи.
  2. Чтобы оценить соответствие развития определенному возрасту, используются различные тесты, шкала раннего речевого развития и шкала Бейли для грудничков.
  3. Проводится беседа с родителями, в ходе которой специалист выяснит, как ребенок общается с родителями, как высказывает свои требования и пожелания, сообщает о своих потребностях. Это очень важно, потому что при наличии просто проблем со слухом ребенок умеет выразить свои нужды.
  4. Врач проверяет наличие апраксии мышц лица, которая может привести к трудностям с глотанием и движением языка. Специалист сравнивает, как ребенок понимает речь и воспроизводит ее.
  5. Обязательно выясняются особенности среды, в которой растет и развивается малыш.

Выяснением причин отставания в развитии занимаются невролог, логопед, психиатр, может потребоваться помощь психолога. Родители должны также понимать, что практически в 100% случаев терапия ЗПРР невозможна без назначения лекарственных препаратов.

С какого возраста приступать к лечению

Единогласно все специалисты скажут, что чем раньше, тем лучше. Невролог, скорее всего, может назначить лекарства уже с годовалого возраста, особенно в тех случаях, когда имеются патологии, способные привести к задержке речевого и психического развития.

Дефектолог порекомендует начинать занятия с 2-летнего возраста. Специально разработанные методики помогают развивать у малыша внимание, память, мелкую моторику, мышление.

Логопед начинает работу с ребенком, как правило, с 4-5 лет. Он учит правильно составлять предложения, проговаривать звуки.

Терапия отставания речевого и психического

Любой специалист скажет, что лечение ЗПРР должно проводиться комплексное, и начинаться оно должно как можно раньше. Если отставание от нормы невелико, то практически в 100% случаев удается достичь отличных результатов. Ребенок получает все шансы, чтобы обучаться в обычной общеобразовательной школе и нормально общаться со своими сверстниками.

В настоящее время специалисты знают, как лечить ЗПРР, обычно методы используются следующие:

  1. Лекарственная терапия.
  2. Рефлексотерапия.
  3. Занятия с логопедом.
  4. Работа с психологом и психотерапевтом.
  5. Стимулирующая терапия.

Использование только одного направления в терапии не даст желаемого результата, поэтому грамотный специалист всегда составляет терапевтический план лечения, который обязательно учитывает особенности каждого малыша, тяжесть патологии, сопутствующие заболевания.

Некоторые родители поступают опрометчиво, когда отказываются давать малышу прописанные лекарства, считая, что от них не будет никакой пользы. Но уже доказано, что только в комплексе методы терапии дадут положительный результат в лечении ЗПРР. Инвалидность при ЗПРР, кстати, не положена, если только нет сопутствующих серьезных патологий, например, ДЦП, гидроцефалии.

Медикаментозные средства должны назначаться только неврологом, который делает это после комплекса обследований и назначает индивидуальную схему терапии. Чаще всего врачи назначают ноотропные лекарства, которые непосредственно оказывают воздействие на ЦНС, улучшают память и стимулируют умственную деятельность. Ноотропы также хорошо справляются с задачей по защите мозга от гипоксии и воздействия токсических веществ. Данные лекарственные средства воздействуют на интегративные и когнитивные функции головного мозга — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции, восприятие информации.

В настоящее время для детей с отставанием в психическом и речевом развитии назначают:

  • «Пирацетам».
  • «Энцефабол».
  • «Пикамилон», «Фенибут».
  • Препараты, которые усиливают холинергические процессы в мозговой ткани: «Церебролизин», «Цераксон», «Глиатилин».
  • Нейропептиды: «Актовегин», «Кортексин».
  • Цереброваскулярные средства: «Винпоцетин», «Циннаризин».лечение ЗПРР отзывы
  • Средства для предотвращения гипоксии и антиоксиданты: «Мексидол», «Цитофлавин».
  • Средства общетонизирующие: «Элькар», «Лецитин».
  • Витаминные препараты: «Нейромультивит», «Магне В6».

Необходимо учитывать, что при повышенной возбудимости надо выбирать средства, не оказывающие возбуждающего эффекта, или сочетать лекарства с приемом седативных препаратов.

Рефлексотерапия

Этот метод лечения основан на применении сверхмалых электрических импульсов на нейрорефлекторные зоны головного мозга. Такой способ позволяет восстановить работу нервной системы в тех зонах, где наблюдается нарушение. При отставании в речевом развитии воздействие оказывается на зоны, связанные с речью.

По мнению специалистов, этот метод дает хорошие результаты при наличии гидроцефалии. Разрешено использовать микротоковую рефлексотерапию у малышей с 6 месяцев.

Работа с логопедом и дефектологом

Занятия с дефектологом необходимо начинать не ранее 2-летнего возраста. Специалист проводит занятия, которые помогают развивать у малыша память, внимание, мышление, мелкую моторику. Логопеды приступают к своей работе уже с 4-5 лет. Их задача – научить малыша составлению предложений, правильной артикуляции. В качестве дополнительного способа лечения можно назвать логопедический массаж, который стимулирует работу мимических и жевательных мышц лица, ребенку становится легче произносить звуки.

Родители ошибаются, считая, что только работа с логопедом и дефектологом поможет справиться со всеми проблемами в речи. Предварительная работа с ребенком очень важна и просто необходима. Если имеет место диагноз ЗПРР, то начинать терапию в 5 лет уже поздновато.

Дополнительные способы коррекции

Кроме медикаментозного лечения и занятий с логопедом и дефектологом, имеются еще дополнительные способы терапии, помогающие справиться с последствиями запоздалого развития речи и психики:

  1. Занятия с психологом. Просто необходима такая работа, если проблемы с речью и психикой связаны с психологической травмой, неблагоприятной обстановкой в семье.
  2. Альтернативные методы:
  • Иппо- и дельфинотерапия.
ЗПРР что делать
  • Музыкотерапия.
  • Развивающие упражнения, например, сбор пазлов, подвижные игры.

3. Остеопатия. Работа мануального терапевта направлена на сбалансировку работы нервной системы, психики путем воздействия на специальные точки на теле.

Очень важно, чтобы не только специалисты занимались с ребенком, но и родители уделяли этому много времени. С малышом надо много лепить из пластилина, сделать тренажер для застегивания пуговиц, рисовать, особенно пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на ниточку – все эти несложные упражнения позволяют хорошо тренировать мелкую моторику рук, а, значит, стимулировать развитие речевых центров в головном мозге.

Лечение запоздалого речевого и психического развития за границей

Родителям таких деток очень важно найти специалиста, который после диагностики подберет эффективную терапию, включающую различные методы. Часто случается, что мамы не могут найти такого врача у нас в стране обращаются за помощью к зарубежным специалистам. Спросом пользуется лечение ЗПРР в Израиле. Для многих родителей, конечно, такая терапия не по карману, но те, кто может себе позволить, не упускают такой шанс.

К зарубежным специалистам родители обращаются и в тех случаях, когда отечественные врачи не могут помочь справиться с последствиями ЗПРР. Клиники за границей имеют самых лучших специалистов, вооружены новейшими методиками лечения, поэтому даже сложные случаи поддаются корректировке.

Как правило, после такого лечения дети способны обучаться в обычной школе, перестают испытывать трудности в общении. Отступают симптомы ЗПРР, отзывы родителей это подтверждают.

Надо отдать должное, что сейчас и в некоторых московских клиниках начинают использовать новейшие методики лечения запоздалого психоречевого развития, поэтому у родителей есть надежда, что удастся помочь своим деткам.

В заключении можно сказать, что диагноз ЗПРР – это еще не приговор. Конечно, от родителей потребуется много усилий, терпения и полного соблюдения всех рекомендаций врача. Нельзя прекращать коррекционные мероприятия, как бы ни хотелось это сделать. Малыш часто будет протестовать против занятий, капризничать, но надо стоять на своем и разнообразить занятия, тогда результат будет обязательно. Главное — любовь и терпение.

Дочери три года Задержка речевого развития — Психология и психиатрия

анонимно

Добрый день. У ребёнка задержка речевого развития. Сейчас дочери 3 года 4 месяца. Это второй ребёнок. Не знаю что и на сколько важна та или иная информация по ребёнку (кто-то считает важным одно, кто-то другое), поэтому я расскажу все. Роды в срок 32 недели (день овуляции знала – поэтому в сроке уверена). Причина – преждевременное излитие о/плодных вод. Экстренное кесарево сечение – частичноягодичное предлежание плода. Поперечносуженный таз. Выраженное маловодие. Вес при рождении 1760 гр. Диагноз при рождении: рассеянные ателектазы. Гипоксически-ишемическое поражение ЦПС. О.период с-м гипервозбудимости. Отечный синдром. Недоношенность 3 ст. 5 день после рождения нейросонография: Признаки незрелости. Ассиметрия затылочных рогов бок жел с дилатацией левого. Выражены зоны ПВИ, зернистости. ТКДГ – высокорезистентный кровоток в исслед арт. бассейнах. Кольгационная желтуха 2 ст.с появилась на третий день после рождения – в 1,5 месяца вылечились. В инкубаторе наблюдалась 4 недели. 4 недели кормили через зонд. Грудь не взяла. Вцеживалась 3,5 месяца – потом молоко пропало. Искусственное вскармливание. Прививки начали ставить в 3 месяца (БЦЖ). Голову начала держать около 4 месяцев от роду. Постоянное наблюдение у терапевта, невролога. Массажи делали три раза в год. У хирурга не было замечаний к здоровью ребёнка. Всегда хвалил . Первые слова «дай», «отдай» в пол года. После каждого массажа видимые сдвиги в опорно-двигательном направлении. Пошла ровно в год. Ровно в год невролог насчитала у нас 12 слов. Но в полтора года она замолчала: ни дай, ни мама, ни папа. Вообще ничего, кроме гуления. Невролог выписывала таблетки, массаж. Говорила, что ребёнок недоношен. Что нужно подождать 2 лет. После двух лет тоже другие таблетки, массаж, подождать 3 лет – ребёнок недоношен. Терапевт предлагала пойти к лору – может ваш ребёнок глухой. Я и так знала, что ребёнок у меня НЕ глухой. Но к лору сходила. Не глухая. У стоматолога тоже были. Уздечка маленькая, но резать не надо. Мне посоветовали сходить в Областной центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Логопеда посетили. Не помогли нам там. (Новосибирск) Были в детском медицинском центре «Синеглазка». Невролог. От участкового невролога было куда больше пользы. ЭЭГ головного мозга. Диффузные изменения б.э активности головного мозга. Нейрофизиологическая задержка формирования корковых ритмов. Но… в начале написано: исследование проведено в состоянии покоя. Но, так как она боится незнакомых людей, а там над ребёнком незнакомая тетя и не сюсюкалась, поэтому дочь сначала наревелась, потом уснула и в этом состоянии проводили исследования. У окулиста на последний визит претензий не было В садик пошли в три года – с сентября 2013 года. Финансовое положение не позволяет мне сидеть дома. Ходим плохо – две недели ходим, две недели болеем ОРВИ. Привыкать к садику не успевает. Расстается очень плохо. Водит папа. Потому что мама уходит в лучшем случае по полчаса – цепляется за шею, плачет. Воспитатели хорошие. Говорить, что ребёнка кто-то обижает в садике я не могу. Дочь ооочень не любит незнакомых людей. Но в садик ходим уже пол года. Хоть и с перерывами. Так же она не любит когда много людей – ходили например в Ледовый городок – старшая дочь ещё есть. Так для маленькой все это веселье – сплошное расстройство. Мне никто не верит, но она не любит книги и стихи. То есть книги мы смотрим, листаем, разглядываем картинки, по мере возможности называем кто там изображен (она: мяв, кря и прочие, я называю естественно и гав и собачка, что делает). Но читать ни стихи ни сказки нельзя. Начинает нервничать плакать, и вообще сразу закрывает книги, прячет в ящик или просто бросает на пол так чтобы летела книга далеко. Любит мультики. Я старалась чтобы дите смотрела мультики по минимуму. Но заметила, что она как раз за мультяшными героями старается что-то повторять. За мной – очень редко. За сестрой ещё повторяет. В физическом плане – бегает прыгает, гоняет мяч. Здесь все хорошо, будущая спортсменка. В садике есть бассейн, но мы там были один раз – болеем много. Самой водить в бассейн – она боится чужих людей (тренера не постоянны). И, сейчас уже прошло, но продолжительное время панически боялась душа (снимали квартиру два месяца там была душевая кабина с ванной и даже её саму туда не запихивали – старшая дочь мыться пошла, закрылась, естественно, холодно ведь, а младшая увидела напугалась за сестру, стала открывать кабину, кричать, потом долго мылись в раковине, детской ванночке не в ванной комнате). В три года говорила около 15 слов. Слова могли появиться и исчезнуть (с 2,5 до 3 лет). То есть, если она говорила дней пять какое-то слово, то это не означало что оно пришло навсегда. Вот так и было – в рационе слов 15: что-то пришло, что-то ушло… Логические игры у нас постоянно есть. Начала её приобщать, как только дочь стала хорошо игрушки в руках держать. В кукол играет меньше, чем в логические игры, но и здесь – понравилась игра – может собирать её одну и ту же очень долго, если не понравилась – то никакие уговоры, никакие подсказки не сдвинут. Игрушки не прячу, лежат, время от времени сама предлагаю. Сейчас (полных 3 года 4 месяца) говорит 55-60 слов. Некоторые слова очень хорошо(не считая всякие мама, дай, иго-го) – я пишу как она проговаривает: открой, день, ночь, плячет, жёлтый, тойт (торт), стой. Некоторые вообще непонятно почему так говорит, например конфета – у неё калька, хрю-хрю – у неё ё. Знает цвета, не только основные, геометрические фигуры, основные эмоции. Животных не проговаривает ни одного, только гав, бе, му и прочие. Нашли логопеда, но дочь не занимается с ней. Приходим на урок, она может просто походить, мячик погонять, поскулить. Хотя она почти привыкла к преподавателю, не боится её, но заниматься не хочет. Я понимаю, что 55 слов в 3 года 4 месяца это мало. Я радуюсь каждому новому слову, которое мы начали говорить, стараюсь создавать ситуации, чтобы дочери надо было говорить это слово, чтобы оно не терялось. Но пока случается, что теряется. Я устала слышать, что она отстает в развитии, что «она не заговорит», «может, это вообще аутизм» (хотя таких диагнозов ни один врач не ставил), «ты ничего не делаешь», «когда уже начнешь что-то делать, искать врачей, лечить». Я обратилась к Вам, потому что вы мне уже помогли. Очень. Обращалась к детскому педиатру. Поэтому надеюсь, что Вы что-нибудь подскажете. Что делать. Или врач какой добрый (умный и адекватный) в Новосибирске есть. Или не в Новосибирске. Я Вам столько написала много, надеюсь, что ничего не забыла важного. Спасибо.

Задержка речевого развития: почему молчит ребенок

Задержка речевого развития: почему молчит ребенок

В последнее время родители все чаще жалуются на то, что ребенок «не заговорил вовремя», и уже в два года на малыша вешают ярлык — «задержка речевого развития». Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что мамы и папы, находясь в плену стереотипов и устаревших нормативов развития, чаще всего, самостоятельно ставят ребенку этот диагноз. Почему молчит малыш и что с этим делать, рассказывает наш эксперт Мария Меролаева.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Если посмотреть на современных детей, то становится очевидным, что старые таблицы с нормативами развития речи, по которым ориентировались логопеды 20 лет назад, можно смело засунуть в дальний ящик шкафа. Они безнадежно устарели и, если ориентироваться на приведенные в них данные, то, наверное, каждому второму сегодняшнему ребенку можно без труда поставить этот злополучный диагноз — «задержка речевого развития». Но ведь сейчас речь малышей развивается совершенно иначе!

Почему современные дети начинают говорить позже

Вот четыре самых популярных версии, ни одна из которых, кстати, не является научно-обоснованным фактом:

Из-за гаджетов

Повсеместное использование гаджетов — телефонов, планшетов, телевизоров, несомненно сказывается на том, что современные дети начинают позже говорить. Малышам с самого рождения начинают показывать развивающие мультфильмы и предлагать поиграть в игры, хотя специалисты уверены, что до полутора лет детям синий экран (будь то планшет или телевизор) абсолютно ни к чему. Только начиная с 3-летнего возраста малышам разрешается проводить время перед телевизором, но не более 20−30 минут подряд.

Интересно, кстати, что в Советском Союзе даже эти ограничения были совсем другими: и для школьников, и для дошколят был установлен один и тот же регламент — не более 15 минут в день на просмотр мультфильмов.

Из-за шума

Существует мнение, что задержка речевого развития возникает из-за чрезмерного возбуждения правого полушария мозга ребенка — это может происходить, если дома очень шумно: играет громкая музыка, постоянно работает телевизор. Или же, наоборот, преследуя благие цели, родители включают ребенку медитативные мелодии дни напролет.

Из-за перенасыщения

Родители, опять же, из хороших побуждений, чрезмерно стремятся развивать современных детей, чей окружающий мир и так чрезвычайно насыщен информацией.

Это способствует тому, что у малышей формируется своеобразная защитная реакция «ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не говорю».

И тогда речевая задержка идет рука об руку с нарушениями коммуникации, а также могут выявляться аутистические тенденции в развитии, которые тоже количественно увеличиваются в последние годы, согласно статистическим данным.

Из-за родителей

Современная тенденция делать из ребенка культ и «смысл жизни» всей семьи тоже не способствует быстрому развитию речи. Ведь малыш, который может излагать свои мысли — это уже не тот очаровательный пупс, который «так умильно лопочет на своем». Взрослым хочется, чтобы ребенок подольше оставался маленьким, транслируя детям, что чем они беспомощнее, тем для них же и лучше.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Что делать родителям, если им кажется, что у ребенка задержка речевого развития

Не паниковать

Необходимо помнить о том, что все дети разные, у каждого свои индивидуальные особенности и скорость развития!

Посетить врача

Первое, что необходимо сделать родителям при подозрении задержки речевого развития у ребенка — это комплексное обследования у детского невропатолога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Это нужно сделать, чтобы исключить наличие проблем, которые можно решить только с помощью профильных специалистов. Потому что, если проблемы все же есть, то чем раньше родители начнут ими заниматься, тем быстрее и проще удастся их разрешить.

Больше играть

Если вспомнить про онтогенез и филогенез, то очевидным становится, что первый этап развития речи — это звукоподражание.

Очень действенно, если родители играют с детьми в подражание звукам окружающего мира: «Как дождик капает? Кап-кап. Как собачка лает? Гав-гав. Как машина бибикает? Би-би!». При этом очень важно активно поощрять любые попытки малыша говорить, даже если то, что он сказал далеко от того, что от него ожидали услышать.

Играйте в интересные игры — гудите как самолеты, летая по комнате; играйте на дудочке, как пастушок, который собирает стадо овечек; укладывайте кукол спать, напевая им «баю-бай»! Учите ребенка воспринимать и воспроизводить заданный ритм и заданное количество хлопков. Можно использовать специальные песни для логоритмики. Можно стучать деревянными ложками и железными поварешками по кастрюлям, напевая любимые песни. Все ограничено только вашей фантазией и степенью звукоизоляции стен вашей квартиры.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт
Больше петь

Пойте малышу песни, в них есть смысл и ритм — это основа гармоничного развития речи. Не включайте аудиозаписи, намного эффективнее петь самим, ведь в этом случае малыш видит мимику родителя, как работают его губы, какие эмоции выражает его лицо!

Больше читать

Читать книги — очень полезно! Во время чтения малыш учит новые слова, слышит литературный язык, изучает структуру речи. Для каких-то повседневных бытовых задач можно подобрать веселые стихи, которые будут сопровождать эти моменты — например, есть стихи про одевание, умывание, правила поведения и так далее.

Развивать мелкую моторику

Выполняйте с малышами задания для развития мелкой моторики, задействуйте маленькие пальчики в играх и домашних делах! Наш мозг так устроен, что развитие структур, которые отвечают за речь и тех, которые отвечают за мелкие движения рук, тесно связано. Давайте ребенку перебирать небольшие предметы, лепите из пластилина или соленого теста, рвите бумагу, рисуйте пальчиковыми красками, цепляйте прищепки, выкладывайте картинки из мозаики, играйте в пальчиковые игры!

Общаться с ребенком

Разговаривайте с ребенком как со взрослым — речь родителей должна быть простой и понятной, доступной для понимания малышом, но, в то же время, правильной и полной. Нет необходимости переходить на язык звуков и жестов, чтобы ребенок лучше вас понимал. Просто говорите и это, со временем, случится само собой.

Читайте также:

Как вырастить самостоятельную личность

Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера

Текст: Мария Меролаева

Фото: VGstockstudio/Leszek Glasner/misfire_asia/Shutterstock.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о