«Живая шляпа» Носова как иллюстрация советского времени :: SYL.ru
«Живая шляпа» Носова – детский литературный хит на все времена. Довоенные ребята прекрасно знали и обожали его. Однажды выступление Николая Николаевича перед школьниками вызвало такой восторг, что в воздухе летали гардеробные номерки, не смолкал топот ног и аплодисменты до тех пор, пока Носов не ушел. С того времени прошло уже восемьдесят лет, а рассказ продолжает оставаться одним из любимых бестселлеров детей в детских садах и начальной школе.
Когда писался рассказ
«Живая шляпа» Носова была написана в 1938 году. Это период раннего творчества молодого автора. Рассказ впервые прозвучал в кружке молодых писателей при издательстве, а напечатан был в «Мурзилке», как и несколько других маленьких произведений: «Заплатка», «Огурцы» и др.
Первый сборник рассказов, включающий и «Живую шляпу», вышел только после войны, в 1945 г. Издавался этот шедевр на нескольких языках:
- английском;
- польском;
- испанском;
- немецком;
- французском;
- финском;
- ирландском;
- малагасийском (государственный язык о. Мадагаскар).
Языки четырнадцати советских республик, естественно, подразумеваются. В 1952 году В. Катаев пишет предисловие к сборнику, включавшему «Живую шляпу» Носова. В 2013 году Министерство образования РФ включило рассказ в список сотни произведений, рекомендованных к самостоятельному прочтению.
Герои «того» времени
Как начинается история Носова «Живая шляпа»? Герои Вовка и Вадик сидят дома одни. Для нашей современности ситуация нетипичная, поскольку за ребенка, пребывающего без присмотра, отец и мать несут административную ответственность.
Судя по тому, чем ребята заняты, а они раскрашивают картинки, можно предположить, что это явно не подростки, а дети гораздо младше. Алла Сурикова сняла фильм по рассказу Носова «Живая шляпа», где снимались пятилетние мальчики. Это одна из особенностей советского времени – дети большую часть времени проводили одни.
Второй особенностью, которая тоже просматривается в рассказе, является то, что дети очень самостоятельны. Когда возникает проблема, маленькие люди решают ее сами, а не бегут докладывать взрослым и просить помощи. Сначала они прячутся от шляпы на диване, а затем запираются в кухне. В ход идут лыжная палка и клюшка для самообороны.
Когда шляпа не оказывает сопротивления, дети начинают вести атаку и кидать картошкой. Одно меткое попадание – и интрига разрешается переворачиванием шляпы. Кстати, Вовка ведь вначале собирался уходить домой, когда испугался шляпы, но остался, товарища не бросил и слабость свою преодолел. Более того, как раз он предложил перейти от обороны к нападению на шляпу – набрать картошки и вести бой.
Дети довоенные и современные
«Живая шляпа» Носова дает нам представление о детях довоенного (и послевоенного) времени. Они были относительно свободны от опеки родителей. Матери и немногочисленные отцы, уцелевшие после репрессий и войны, целыми днями работали.
Ребята росли самостоятельными и предприимчивыми людьми, что особенно ярко демонстрируют герои других произведений Носова, Мишка и Коля. Они переполнены идеями: переделывают телефон в телеграф, учат азбуку Морзе, устраивают новогодние вечеринки без участия взрослых, изготавливают по книгам инкубаторы, бенгальские огни, отправляются на электричке на дачу или в лес рубить елки и т. д.
Трудно представить, чтобы большинство современных детей, которые даже уроки не делают без руководства родителей, вело такую яркую жизнь, полную собственных проектов. Они заняты в кружках и у репетиторов и совсем не имеют свободного времени, чтобы думать, создавать и фантазировать.
Есть мнение, что для успешной самореализации в современном мире детям необходимы:
- коммуникация;
- кооперация;
- креативность;
- критическое мышление.
Как раз эти компетенции присущи советским школьникам, что иллюстрируют носовские рассказы. Нынешним же учащимся остается догонять своих ровесников из прошлого.
Доклады на тему » «Живая шляпа» — весёлый и живой рассказ Н.Н. Носова
Рассказ под названием «Живая шляпа» Николай Николаевич Носов написал в 1938 году, когда его писательская карьера только начиналась. Это история о двух пугливых мальчишках и маленьком котёнке — их домашнем животном, случайно попавшем под свалившуюся с комода шляпу. Бедный Васька не мог из-под неё выбраться, а ребята подумали, что это ожил сам головной убор. Моё сообщение подробно расскажет о произведении и его авторе.
Сюжет рассказа
Когда шляпа упала с комода, Вовка пошёл её поднимать, но от своей затеи сразу отказался, потому что та начала шевелиться. Мальчики очень испугались, а когда чудо-шляпа стала подползать к их дивану, бросились прочь в другую комнату. Оттуда Вовка сразу засобирался к себе домой — подальше от пугающего головного убора, ведь он сильно струсил. Но любопытство в итоге пересилило испуг, и ребята захотели посмотреть, не подшутил ли кто над ними, привязав к шляпе веревочку и дергая за неё.
Оказалось, что никакой верёвочки нет, но Вадик с Вовкой уже точно решили, что должны
Мальчики вели себя храбро, особенно Вадик, который решил выгнать ожившую шляпу из своего дома. Вовка тоже решил помочь другу, хотя ему было страшновато. В итоге смешная ситуация разрешилась, котёнок оказался в ласковых руках после плена шляпы. Жалко только, что ребята попали в него картофелиной, ведь он этого не заслужил.
История «Живой шляпы»
Рассказ «Живая шляпа» впервые опубликовали в журнале «Мурзилка», и он сразу полюбился множеству детей. Это веселое произведение выделялось на фоне других детских рассказов и книг того времени, которые описывали строительство, сельское хозяйство или авиацию. Когда автор читал этот рассказ о домашнем питомце детям в кружке молодых авторов, они с восторгом его слушали. А после не хотели отпускать писателя домой, прося его почитать и другие произведения. Позже «Живая шляпа» вошла в сборник рассказов «Тук-тук-тук».
Николай Носов и его произведения
Николай Носов считал, что писать рассказы и книги для детей — самая важная в мире работа, для выполнения которой нужно много знать и постоянно учиться. Его произведения нравятся детям, потому что они весёлые, их легко и интересно читать. «Живая шляпа» — одно из доказательств этого. После выхода рассказа Носов написал ещё много интересных и познавательных историй и книг. Всем нравятся его произведения о маленьком человечке Незнайке, который попадал в самые разные приключения и всегда оставался весёлым.
За свои произведения Николай Николаевич Носов получил много наград, его рассказы переведены на разные языки, и «Живая шляпа» не исключение. Эта весёлая история нравилась и нравится мальчикам и девочкам многих стран, ведь приключения Вовки, Вадика и котенка Васьки очень смешные и интересные.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:
Вы можете оставить комментарий к докладу.
Тема: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Урок чтения во 2 классе.
Тема: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Цель: Познакомить детей с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа» и идеей произведения.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с идейным содержанием и художественными особенностями.
Развивающая: Развивать навыки полноценного чтения, развивать речь.
Воспитательная: Воспитывать любовь к художественной литературе.
Оборудование:
1.Учебник «Родная речь» 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
2.Портрет Н.Н Носова;
3.Сюжетные картинки;
4.Предметные картинки;
5.Карточки со словарными словами.
Ход урока
.Орг.момент:
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
.Вводная часть: Проверка домашнего задания
1.Вступительное слово учителя.
— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом Николая Николаевича Носова. Вы уже читали его произведение на прошлом уроке и знакомы с его героями. Назовите это произведение?
— Дети (Затейники).
— О ком это произведение?
— Дети (О детях. Вале и Пете).
— Почему этот рассказ назван «Затейники»?
—Дети (Так как дети прочитали сказку «Три поросенка», они решили организовать игру и построить себе домик).
— И чем это все закончилось?
— Дети (Ребята испугались и больше не стали играть в «Три поросенка»).
.Основная часть: Введение нового материала.
— Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 54.
Мы познакомимся с новым произведением Н.Н.Носова «Живая шляпа».
Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
—Дети (о детях, о шляпе…)
— Вот сегодня мы и узнаем о чем и о ком этот рассказ и почему он назван «Живая шляпа».
2.Знакомство с произведением
— Я начну читать, а вы внимательно следите за моим чтением.
(Учитель читает).
Проверка читательского восприятия.
— Ребята, понравился вам этот рассказ? Что особенно понравилось?
Работа с заголовком.
— Почему писатель именно так озаглавил рассказ?
Словарная работа
— Какие слова были непонятными?
Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).
Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.
Физминутка
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно,
Зайка по полю бежит
В дверь к нему стучится.
Тут, тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай
лапу мне давай.
3.Работа над произведением
— Попытаемся более глубже вникнуть в содержание рассказа.
Давайте попробуем разделить этот рассказ на части.
С какого эпизода начинается рассказ?
(Это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, где будет развиваться действие).
— Определите место действия.(Докажите и найдите подтверждение в тексте).
— Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?
— Что в это время делали мальчики? (найдите это в тексте).
Здесь ребята, заканчивается 1 часть и начинается 2 часть.
(Это завязка действия, из которой становятся ясно, как «ожила» шляпа.)
— Озаглавьте эту часть словами из текста.
— А как же развивались события дальше?
Читаем 2 часть. (Выразительное чтение) Кто мне поможет?
Здесь, заканчивается 2 часть.
— Какие чувства испытывали мальчики? Докажите.
— Дети(Паника, страх, трепет, испуг, ужас, боязнь).
— А почему же мы с вами не испугались?
— Дети(Мы уже знаем, что под шляпой.)
— Озаглавьте эту часть.
— А 3 часть рассказа перечитаем по ролям.
— Назовите действующих лиц? (слова автора, Володя, Вадик)
— здесь заканчивается 3 часть. Озаглавьте ее.
(Это кульминация т.е развязка происходящих событий).
— Прочитаем последнюю 4 часть текса.
(кто хочет прочитать? Выбираю уч-ка).
— Что за секрет хранила «живая» шляпа?
— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?
— Зачитайте, какими словами он к нему обращается.
— Озаглавьте эту последнюю часть.
(Это развязка, из которой мы узнаем, кто же скрывался под шляпой).
Итог урока
Давайте подведем итог урока и еще раз вспомним как развивались события в этом рассказе?
На доске расположены сюжетные картинки, вам нужно их расположить в последовательности происходящих действий.
-А как бы вы поступили на месте мальчиков?
— Так смешной или страшный этот рассказ?
— С какой целью его написал Носов?
— Понравился ли вам урок?
— Оцените сами свою работу.
Домашнее задание:
Стр. 54-59 пересказ одной из частей.
Нарисовать рисунок к этой части.
Конспект урока по литературному чтению «Н.Носов «Живая шляпа», (2 класс)
Тема: Н. Носов «Живая шляпа».
Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
Задачи:
-формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;
-развивать критическое мышление, память, воображение, речь; подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;
-воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия.
-Отгадайте загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
2.Речевая разминка.
Вот у тёплой печки кот
Песенку свою поёт:
День сегодня за окошком
Хмур, хмур, хмур…
Подремлю в тепле немножко,
МУР, МУР, МУР…
(прочитайте выразительно, в медленном темпе, затем с ускорением, с разной интонацией, скороговоркой).
3. Проверка домашнего задания.
4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Послушайте стихотворение:
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
-Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями).
— Ребята, какие бывают шляпы?
(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.
-Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.
— Мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
5. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.
-Ребята, сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н. Носова.
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. Его сильно влекло искусство, и он поступил в институт Кинематографии в Москве. Но Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. С 1938 года он начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова «Затейники» был опубликован в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно-сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.
« Взрослым ребёнком », в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.
Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».
6. Первичное чтение текста учителем.
-Ребята, сейчас мы познакомимся с произведением Н. Носова «Живая шляпа».
-Понравился ли вам рассказ?
—Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?
—Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?
—Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
—А вы догадывались?
—А как? (в начале рассказа подсказка автора).
Словарная работа
-В тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.
-Что такое КОЧЕРГА?
Кочерга — железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
-Кто объяснит значение слова КОМОД?
Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
— Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
Треснуть — ударить.
-А слово ПЛЮХНУТЬ?
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
Физкультминутка
Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.
Осторожно, как котенок,
На носочках я пройдусь.
Спинку я прогну немножко
Распрямлюсь и потянусь.
И из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
А потом свернусь колечком
И усну у теплой печки.
7. Повторное восприятие.
Чтение рассказа детьми. (По цепочке)
8. Анализ содержания.
— Как звали кота?
— Где сидел Васька? (на полу возле комода)
— Кого увидел Васька на шляпе? (муху)
— Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух)
— Как звали мальчиков, героев рассказа?(Володя и Вадик)
— Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (кочергу и лыжную палку)
— Что происходило со шляпой? (лежала возле стола и не двигалась)
— Что предложил сделать Вадик? (спугнуть, стучать по полу кочергой)
— Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).
— Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик)
— Кого увидели мальчики? (котенка)
— Каким стало настроение ребят?
— Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?
-К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)
— Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.)
-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.
9.Работа по тексту.
—Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», я вам предлагаю поработать в группах.
1.Составление картинного плана.
— Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.
— Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку.
2.Подбор заголовков к иллюстрациям:
1. Володя и Вадик сидели дома.
2. Шляпа живая?
3. Мальчики трясутся от страха.
4. Вовка и Вадик пошли в атаку.
5. Это же наш котенок Васька!
3.Задание: восстановите слова из текста, добавив гласные.
а). КМД _______ б). ВЛД_______ в). ВДК_______
ШЛП_______ СТЛ_______ ДВН_______
КТНК_______ КМНТ_____ КРЗН______
4.Задание на соответствие:
-Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои.
Чувства мальчиков
Авторские слова
Увлечение
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.
Испуг
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
— Ай! — и прыг на диван.
Страх
-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
Радость
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.
5.Работа с пословицами.
-Продолжи пословицу:
Волков бояться – в лес не ходить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
У страха глаза велики.
— Какая пословица подходит к содержанию рассказа?
— Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?
6.- Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики?
— Я предлагаю вам пофантазировать.
— Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?
Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и меня что-то накрыло. Вдруг вокруг меня стало… Мне стало…»
( придумывают рассказ котенка другу).
10. Обобщение полученных знаний.
-Сейчас мы проверим, «Внимательный ли ты читатель?»
1.Как звали котенка?
а). Мурзик
б). Васька
в). Матроскин
2.Что делал котенок в начале рассказа?
а). сидел на полу возле комода
б). спал на диване
в). играл с мальчиками
3.Как звали мальчиков-героев рассказа?
а). Иван Иванович и Степан Степанович
б). Толя и Коля
в). Володя и Вадик
4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
а). огурцы
б). картофель
в). помидор
5.Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа?»
а). она была волшебная
б). под ней сидел котенок
в). шляпу дергали за веревочку
-Ребята, как вы считаете, зачем автор придумал эту историю?
-Какой урок мы возьмем из этого рассказа?
-Как ребята вели себя в начале рассказа?
-Как менялось их поведение?
-Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?
— Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?
-( Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет.)
-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?
-Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»? (В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)
Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.
11. Итог урока.
— Как называется рассказ, который мы читали?
— Кто его автор?
— Почему шляпа оказалась «живой»? (Под ней сидел котенок).
— Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)
—С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).
-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).
— Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.
— Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение?
12. Рефлексия.
-Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Я похвалил бы себя за …
Мне захотелось …
У меня получилось …
-Ребята, я предлагаю вам выразить свое отношение к нашему уроку и разукрасить шляпы.
13. Домашнее задание: чтение рассказа по ролям. Нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.
Читать рассказ Живая шляпа онлайн
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди, посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
— Постой, я тоже кочергу возьму.
— Да у нас другой кочерги нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Урок «Н.Н.Носов «Живая шляпа»»
Конспект урока чтения. Н.Н. Носов. «Живая шляпа». 2-й классЦели:
— Ознакомить детей с рассказом Н.Н.Носова “Живая шляпа”.
— Развивать навык чтения про себя и вслух;
— Развивать память, внимание.
— Прививать интерес к чтению.
Ход урока
1. Оргмомент.
Итак, друзья, начнём урок
Затей у нас большой мешок
А для кого они? Для вас.
Я знаю, любите вы игры
Загадки, песни, сказки,
Но нет ничего интереснее,
Чем наши весёлые книги!
— Постановка, цель урока.
-Ребята, начнем урок с выполнения упражнений, способствующих развитию техники чтения.
2. Разминка.
1 Артикуляционная гимнастика.
2. Работа со скороговоркой.
У Капы на пол упала шляпа.
— Прочитайте скороговорку медленно.
— Прочитайте скороговорку быстро.
— Прочитайте скороговорку с радостным настроением.
— Прочитайте скороговорку обиженно.
3. Чтение слоговой таблицы (Снизу вверх)
А | Е | И | О | У | Ы | Ю | Я |
Бак | Без | Бид | Боч | Бум | Бык | Бюр | Бяз |
Вар | Вес | Виз | Вод | Вуз | Выз |
| Вял |
Газ | Гер | Гид | Год | Гус |
| Гюл | Гяу |
Дар | Дел | Див | Долг | Душ | Дым | Дюн | Дяд |
Жар | Жел | Жим | Жот | Жук |
| Жюр |
|
Зар | Зем | Зим | Зол | Зуб | Зыб |
| Зяб |
Кар | Кем | Кин | Кол | Куб | Кыш | Кюр | Кям |
Лак | Лес | Лис | Лом | Луг | Лыж | Люк | Ляг |
Мак | Меч | Мир | Моч | Мух | Мыл | Мюз | Мяч |
Наг | Нез | Ник | Нор | Нуд | Ныр | Нюр | Нян |
Пар | Пес | Пил | Пол | Пур | Пыл | Пюр | Пят |
Рам | Речь | Рис | Род | Рук | Рын | Рюм | Ряб |
Сад | Сер | Сиг | Сом | Сук | Сыр | Сюр | Сяд |
Так | Тез | Тип | Топ | Туз | Тыч | Тюл | Тяж |
Фае | Фес | Финн | Фор | Фуд | Фыр | Фюз |
|
Хар | Хек | Хищ | Хор | Худ |
|
|
|
Цап | Цек | Цир | Цок | Цуп | Цып |
|
|
Чащ | Чер | Чип |
| Чук |
|
|
|
Шап | Шес | Шиф | Шов | Шуб |
| Шют |
|
Щав | Щел | Щип |
| Щуб |
|
|
|
3.Создание проблемной ситуации. (мотивация)
Читает стихотворение, держа в руках шляпу.
Шляпа- лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком сете выручает
И быть модной помогает.
От дождя и ветра спрячет,
Пожелает нам удачи!
— О чем данное стихотворение?
— А кто из вас знает, что такое шляпа?
— А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)
4. Новый материал.
-Пришла пора познакомиться с произведение, которое будем читать на уроке.
— Возьмите листочки, зачеркните букву “ь”, составьте из оставшихся букв фамилию имя отчество и название произведение, которое мы сегодня будем читать.
НьиькьоьльаьйьНиькььоьльаьеьвьиьчьНьосьов
“ Жьиьвьаьяььшььльяьпьаь”
1. Слово об авторе.
В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Не забывайте читать эти книги! Кто из вас знаком с рассказом «Живая шляпа»?
– Как вы думаете, шляпа может быть живой? Сегодня мы об этом узнаем.
2. Словарная работа.
Плюх-ну-лось
Со- скольз-ну-ли
Под-прыг-нет
Рас-кра-ши-ва-ли
При-от-кры-ли
— Прочитайте хором слова и объясните их значения.
Рассмотрите рисунок
Обьясните значение слов комод и кочерга. Работа с толковым словарем.
Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).
Иллюстрация в учебнике стр.55.
Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.
5. Работа с текстом.
Чтение текста по абзацам и ответы на вопросы.
Вопросы:
— Как звали кота?
— Где сидел Васька?
— Кого увидел Васька на шляпе?
— Что он делал в начале рассказа?
Вопросы:
— Как звали мальчиков героев этого рассказа?
Вопросы:
— Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе).
— А почему мы не испугались? (Знали что там Васька).
Вопросы:
— Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
— Что происходило со шляпой?
Вопросы:
— Какое чувство появилось у ребят?
— Что предложил Вадик?
Вопросы:
— Что предложил Володя?
— Кто попал картошкой в шляпу?
Вопросы:
— Кого увидели мальчики?
— Каким стало настроение ребят?
— Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
— Смешной или грустной показалась эта история?
— Какие чувства вы испытали?
6. Физкультминутка
7. Закрепление изученного материала.– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
— Работа с иллюстрациями на с. 55 и с. 56.
– Художник создал 2 картинки, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
– Как вы думаете на рис (стр 56) , кто из ребят – Вадик, а кто– Володя?
Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”? Сравните, как сидят мальчики на первой и второй картинках.
— Выбрать пословицу к тексту.
«Семь раз отмерь — один раз отрежь»
«У страха глаза велики»
«Волков бояться — в лес не ходить»
-Можно ли этой пословицей обозначить основную мысль этого рассказа?
Игра “Блицопрос”.
– Скажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? (Володя)
4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?( Вадику)
5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?( в шляпу)
6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
8. Итог урока.
— Как называется рассказ, который мы читали?
— Кто автор?
— Почему шляпа оказалась живой?
— Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Рефлексия
-Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?
(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)
Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.
-Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя , как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко подбросьте шляпу.
Высказывают свои варианты ответов.
9. Домашнее задание:
Выразительное чтение текста, подготовка к чтению по ролям.
Урок по рассказу Н.Носова «Живая шляпа»
Грачева Наталья Николаевна
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Н.Носов «Живая шляпа»
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: научатся овладевать навыками смыслового чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Личностные УУД: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами, оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, работать в паре.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; предвосхищать результат.
Коммуникативные УУД: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
На уроке не болтай,
Как заморский попугай.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
Самоконтроль готовности, настрой на работу.
2.Мотивация и целепола — гание.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощника весёлого.
Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка учится»
— Так кто же оказался нашим веселым помощником?
Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.
— А знаете ли вы, кто придумал Незнайку и всех его друзей? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.
Формулируют тему и цель урока под руководством учителя.
3. Изучение нового материала.
Знакомит с биографией Н.Н.Носова.
— Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов.
— Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать?
Носов — детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!
— Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы.
Проводит словарную работу.
— В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.
Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга — железный прут с закруглённым концом для перемешивания в печи дров, угля.
Лыжная палка — спортивный инвентарь, используемый лыжниками для равновесия, отталкивания во время движения на лыжах.
Трястись от страха – сильно испугаться.
Организует предварительную работу с текстом перед чтением.
— В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение).
Плюх-ну-лось
со-скольз-ну-ла
по-смот-ри
под-прыг-нет
рас-кра-ши-ва-ли
при-от-кры-ли
Организует работу с текстом, после чтение каждой части задает вопросы, проверяя понимание текста.
1. Чтение первого абзаца про себя.
— Как звали кота?
— Где сидел Васька?
— Кого увидел Васька на шляпе?
— Что он делал в начале рассказа?
2. Второй абзац вы прочитаете вслух, начиная читать с конца текста.
Лоп ан олапу — ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш доп лапоп акьсаВ как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. КидаВ и ядолоВ иледис етанмок в а.
— Как звали мальчиков героев этого рассказа?
3. Чтение III части.
Я читаю, а вы следите за мной, стараясь успеть за моим темпом чтения, читаете только глазками.
— Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе).
— А почему мы не испугались? (Знали, что там Васька).
Слушают и отвечают на вопросы
С помощью учителя уточняют значения слов.
Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Физминутка
Физминутка для глаз «Незнайка и его друзья»
Выполняют упражнения
4.Продолже -ние работы над новым материалом
4. Чтение IV части (вслух детьми).
— Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
— Что происходило со шляпой?
5. Чтение V части. (вслух детьми).
— Какое чувство появилось у ребят?
— Что предложил Вадик?
6. Чтение про себя, упражнение «Разведка».
Читаете текст до слов «Шляпа как подскочит к верху».
— Что предложил Володя?
— Кто попал картошкой в шляпу?
7. Чтение текста до конца (учителем).
— Кого увидели мальчики?
— Каким стало настроение ребят?
— Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
— Смешной или грустной показалась эта история?
— Какие чувства вы испытали?
Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.
Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.
5.Закрепле -ние изученного материала.
Организует игру «Блиц-опрос».
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа» (Дети отвечают на вопросы быстро):
1. Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
Организует решение орфографической задачи.
— Молодцы! А сейчас следующие задания. Мы же попробуем оживить слова и текст.
Задание 1. (карточки)
– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.
к м д В л д В д к
ш л п с т л д в н
к х н к м н т к р з н
Задание 2.(SMART NOTEBOOK)
– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые слова. Какие?
Котёнок _______ сидел на ______ возле ______ и ловил _____. А на комоде, на самом _______, лежала _______.
Проверка работ. (Работа на ноутбуках)
Тестирование:
1. Какие слова выражают состояние мальчиков?
а) Ребята смотрят и уже догадались.
б) Ребята смотрят с большим интересом.
в) Ребята смотрят на неё и трясутся от страха.
2. Как решили бороться со шляпой?
а) Владик и Володя решили не выходить из комнаты. Володя сидел тихо…
б) Владик и Володя хотели напугать. Владик стал стучать.
в) Владик и Володя начали кричать и звать на помощь.
3. Какие предметы были в руках у мальчиков?
а) Володя взял кочергу, а Владик — лыжную палку
б) Владик взял кочергу, а Володя — лыжную палку.
в) Виталий взял кочергу, а Валера — лыжную палку.
4.Что такое комод?
а) Шкаф, на который ставят телевизор.
б) Шкаф, для хранения книг.
в) Низкий шкаф с выдвижными ящиками для вещей.
5. Кто был под шляпой:
а) Щенок. б) Котёнок. в) Мышонок.
Проверка выполнения теста.
Отвечают на вопросы.
Решают орфографическую задачу
6.Итог урока. Рефлексия.
– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?
– О чём этот рассказ?
– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?
– В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
Оценивают свою работу.
7. Домашнее задание.
Объясняет домашнее задание.
— Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается и нам придется скоро попрощаться с нашим мультяшным помощником. Вы уже знаете, что для создания мультфильма, нужно много времени, поэтому мы попробуем создать диафильм. Вы разделитесь на группы, каждая группа проиллюстрирует определенный пункт плана. Чтобы нарисовать кадры к диафильму, нужно хорошо знать текст. А для этого его нужно перечитать. Рисованные герои не умеют разговаривать. Такой диафильм будет скучным и непонятным. Поэтому на следующем уроке мы его озвучим, а для этого дома нужно потренироваться пересказывать текст.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Перескажите еще раз –
И запомните рассказ.
Записывают домашнее задание
Список литературы:
Бунеев Р.Н.,.Бунеева Е.В Книга для чтения во 2-ом классе « Маленькая дверь в большой мир».
Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009.
Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: sites.google.com.