Задержка развития – классификация причин и разновидности патологии, характерные симптомы и особенности поведения ребенка, лечебно-коррекционные мероприятия, прогноз на выздоровление

Содержание

ᐉСимптомы, причины и диагностика ЗПР. Признаки ЗПР у детей.

Задержка психического развития – это состояние, при котором у пациентов наблюдается нарушение эмоционального и психологического характера. У пациентов с ЗПР заторможены процессы мышления, нарушены навыки памяти и внимания.

Что вызывает ЗПР – причины

Примерно в 75% случаев точная причина заболевания неизвестна. Можно лишь предположить, что дело в дефектах в генах (или хромосомах), травмах или состояниях, которые развиваются у плода в утробе матери, заболеваниях раннего возраста и влиянии окружающей среды.

причины ЗПР

Роль генетики

Если у одного или обоих родителей есть умственная отсталость, гораздо больше шансов, что у их детей также будет это состояние. Существует много генетических (унаследованных) причин ЗПР, которые возникают из-за недостатков или упущений в генетическом материале, переданном от родителя к ребенку.
Иногда умственная отсталость вызвана аномалиями в хромосомах, а не отдельными генами. Синдром Дауна, одна из наиболее распространенных причин задержки психического развития, вызван дополнительной хромосомой в клетках. Другой довольно распространенный хромосомный дефект, называемый хрупким синдромом Х, вызывает ЗПР в основном у мальчиков.

* Гены — это химические вещества в организме, которые помогают определить характеристики человека, такие как цвет волос или глаз, и унаследованы от его родителей. Они расположены на хромосомах, обнаруженных в клетках тела.
* Хромосомы (KRO-mo-somes) являются нитевидной структурой внутри ядра клеток, на которых расположены гены.

Проблемы во время беременности

Инфекции у беременных женщин, таких как краснуха или токсоплазмоз, также являются причиной задержки психического развития у детей. Несмотря на то, что мать может не пострадать от инфекции, развивающийся плод заражается через материнский организм и у него наблюдается поражение определенных участков ЦНС и иных органов и систем.

Беременные женщины, которые употребляют алкогольные напитки, рискуют иметь умственно отсталого ребенка через состояние, известное как синдром фетального алкоголя (ФАС). Это распространенная и предотвратимая причина ЗПР.
Некоторые препараты (например, кокаин или амфетамины), когда они принимаются во время беременности, могут нанести вред психическому развитию ребенка.
Недостаточное питание матери и облучение во время беременности также могут вызывать подобные нарушения в развитии.

Родовые травмы

Кислородное голодание у плода во время родов также является причиной ЗПР. Младенцы, рожденные преждевременно, обычно умственно отстают, особенно, если ребенок весит менее 1,5 кг.

Нарушения, возникающие после рождения

ЗПР может быть вызвана такими проблемами, как отравление свинцом или ртутью, серьезное недоедание, несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы, прерывание подачи кислорода в мозг (например, почти утопление) или заболевания, такие как энцефалит, менингит и необработанный гипотиреоз у младенцев.

Важно понимать: прежде, чем приступить к лечению и коррекции состояния ребенка, необходимо определить корни проблемы.

Основные виды ЗПР

Задержка психического развития классифицируется по четырем основным видам.

виды ЗПР

ЗПР конституционального характера

Причины: генетика.
Симптомы: игровое настроение вне зависимости от возраста, привязанности нестойкого проявления, нарушение эмоционально волевой сферы, частые перепады настроения.

ЗПР соматогенного характера

Причины: тяжелые заболевания с осложнениями работы мозга. Патологию могут спровоцировать перенесенные хирургические вмешательства, заболевания сердечно-сосудистой системы, дистрофии разного генеза и степени тяжести, аллергические проявления.
Симптомы: беспричинные капризы, повышенная нервозность, излишняя закомплексованность.

ЗПР психогенного характера

Причины: дефицит родительского внимания и любви, ошибки в воспитании, неблагоприятные условия жизни.
Симптомы: психозы, приступы нервозности, нарушение интеллектуальной сферы, что в результате приводит к общей психологической незрелости.

ЗПР церебрально-органического характера

Причины: внутриутробные нарушения, которые могут возникнуть из-за приема женщиной в период беременности алкогольных, токсических и наркотических веществ. Иногда причиной развития именно данного вида патологии могут быть родовые травмы и кислородное голодание мозга в период родов.
Симптомы: неустойчивость психического состояния.

Симптомы задержки психического развития у детей в разных возрастных промежутках

Иногда признаки расстройства можно наблюдать у детей сразу после рождения, а в некоторых случаях, проблемы начинают проявляться уже в школьном возрасте и позже. Важно научится вовремя разглядеть особенности вашего малыша.

ЗПР симптомы


Рассмотрим основные тревожные симптомы для разных возрастных категорий детей:

  1. ЗПР до года: поздно начинает держать головку, ползать, ходить, говорить, пользоваться столовыми приборами.
  2. Признаки ЗПР в год – тихий, неэмоциональный ребенок, с ограниченным или отсутствующим набором простых слов, не проявляет реакции на обращение к нему.
  3. ЗПР 2 годат– нет желания познавать что-то новое за счет повторения за окружающими, примитивный набор слов (до 20), нет умения составлять логические фразы и предложения, ограниченные навыки памяти.
  4. Симптомы ЗПР у детей 3 лет – быстрая неосознанная речь с проглатыванием звуков, слогов или окончаний слов, при ответе на вопрос может долго размышлять и повторять сам вопрос, движения замедленные или проявляется гиперактивность, познавать окружающий мир желания нет, агрессивность, повышенное слюноотделение, узкий спектр эмоций, могут проявляться признаки ДЦП.
  5. ЗПР 4 года – плаксивость, агрессивность, эмоциональная нестабильность, беспричинный смех или истерика, слаборазвитая речь, игнорирование просьб взрослых, сложность в контактировании с окружающими.
  6. ЗПР у дошкольника 5 лет – игнорирование сверстников, агрессивность или полная пассивность, резкие перепады настроения, речевые сложности, особенно в построении даже простого диалога, сложности с памятью, отсутствие простых бытовых навыков.
  7. ЗПР 6 лет ­– поведенческие нарушения, сложности в концентрации внимания, выполнении элементарных бытовых навыков, заметное отставание от сверстников в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
  8. ЗПР у детей симптомы 7 лет – сложности с чтением, проблемы с логическими задачами и математическими вычислениями, отсутствие эмоционального контакта со сверстниками, скупой речевой запас, сложности в озвучивании своих мыслей и просьб, проблемы поведенческого характера (агрессия, плаксивость, нытье, замкнутость в себе, безосновательный смех и т.д.).
  9. Особенности ЗПР у подростков – психическая неустойчивость, не развита самооценка, нет устойчивости к критике, старается избегать коллектив, психомоторная расторможенность и возбудимость, подавленная познавательная активность, ограниченная память (чаще кратковременная), нарушение словесно-образного, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, речевые нарушения, отсутствие мотивации, развитие инфантилизма. Характерным симптомом психофизического инфантилизма – истероидная психопатия и депрессивные состояния.

В раннем возрасте проблематично диагностировать ЗПР. Максимально выраженные симптомы можно наблюдать в дошкольном возрасте, когда уже должны быть сформированы навыки самообслуживания, ориентации в пространстве, коммуникабельности, полноценно развитая память и сформированная речь.
В независимости от возраста, в котором была диагностирована задержка психического развития, к коррекции данного состояния необходимо приступить незамедлительно.

Скрининг и тесты

Диагностика ЗПР может быть выполнена только сертифицированным психологом, способным управлять, подсчитывать и интерпретировать тест интеллекта или познания.

Скрининг заболевания включает тесты для анализа интеллектуального и адаптивного развития ребенка, в том числе аномального теста на развитие Денвера и тестирования IQ (эти тесты проводятся с детьми и подростками до 18 лет.)

ЗПР симптомы
Дети с IQ менее 70 и с ограничениями в двух или более областях адаптивного поведения (например, двигательные навыки, коммуникативные способности, самопомощь и независимые жизненные навыки и другие повседневные навыки), как правило, могут считаться интеллектуально ограниченными.

Осложнения и последствия

Несвоевременная диагностика детей с ЗПР и коррекция данного сложного психического состояния может навсегда отпечататься на жизни ребенка. Подростковый возраст у полноценного ребенка проходит со сложностями, а для ребенка с ЗПР могут дополнительно развиться комплексы неполноценности, которые провоцируют ряд трудностей в общении с противоположным полом и со сверстниками.

Низкая самооценка оставляет негативный отпечаток на успеваемости, стремлении, как результат появляется повышенная конфликтность в коллективе и семье. Запущенные ситуации могут повлечь за собой необратимые последствия – тяжелую форму депрессии и суицид.
ЗПР может спровоцировать развитие хронических и неизлечимых пороков: разнообразных психических расстройств, нарушение письменных, речевых, бытовых навыков.
В зрелом возрасте могут наблюдаться проблемы с адаптацией, работой в коллективе, созданием семьи.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

Каждый родитель после услышанного диагноза, в первую очередь, должен эмоционально собраться и подготовится к сложной борьбе за полноценное будущее ребенка. Ведь в медицинской практике есть достаточно много примеров, когда дети после диагностирования ЗПР учились в обычных школах и демонстрировали пусть не высокие, но среднестатистические образовательные успехи.

Второе, что нужно понять, — у ребенка что-то не получается не по причине его лени, ему просто все дается немного сложнее и медленнее.
Не нужно самостоятельно развивать у своего крохи чувство неполноценности постоянными упреками и руганью. Основная задача родителей – поддержать, мотивировать, помочь, продемонстрировать понимание и любовь.

Можно ли предотвратить ЗПР?

Не существует определенного способа предотвратить задержку психического развития. Улучшение медицинского обслуживания, пренатальное тестирование и просвещение в области общественного здравоохранения позволяют избежать некоторых случаев ЗПР.
Люди, которые хотят стать родителями, могут получить генетическое консультирование, чтобы определить вероятность умственной отсталости от наследственного расстройства. Медицинские тесты, такие как амниоцентез, выбор хорионической ворсинки и ультрасонография, могут помочь выявить наследственные нарушения обмена веществ и хромосом связанных с умственной отсталостью.

Прививки могут защищать беременных женщин от инфекций, которые наносят вред плоду.
Скрининг анализов крови для новорожденных может выявить некоторые расстройства при рождении, что позволяет проводить более раннее лечение. Также важно защитить детей от отравления свинцом и травм головы.

* Амниоцентез (am-nee-o-sen-TEE-sis) — это тест, в котором длинная тонкая игла вводится в матку матери, чтобы получить образец амниотической околоплодной жидкости. Фетальные клетки в жидкости исследуются на предмет генетических дефектов.
* Отбор проб хорионических ворсинок (выборка VOR-lus KOR-ee-on-ik) — это тест, в котором маленькая пробирка вводится через шейку матки, а небольшой фрагмент плаценты, поддерживающей плод, удаляется для генетического тестирования.
* Ультрасонография (ul-tra-so-NOG-ra-fee) — это безболезненный тест, в котором используются высокочастотные звуковые волны для записи и отображения формы плода в матке матери.

Жизнь с ЗПР

Нет лекарств от задержки психического развития. Лечение фокусируется на том, чтобы помочь людям путем создания навыков обучения, поведения и самопомощи. Для детей с ЗПР поддержка родителей, специально обученных педагогов и общества, помогает достичь своих максимальных способностей и стать полноценной частью общества.

Код по МКБ-10

F80-F89 — нарушение психического развития

диагностика ЗПР методики

Особенности диагностирование ЗПР у детей – отзывы

Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/»>https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/
https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60″>https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60
http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/
http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/

ПоложительныеОтрицательные
У нас у дочери ЗПР по причине обширного кислородного голодания в утробе матери и в период родов (у меня была приросшая плацента к матке по всему периметру, чего на УЗИ не увидели). Но, я благодарю Господа, что мы попали к грамотному доктору, которая координировала все мои дальнейшие действия, подобрала медикаментозное лечение, и мы, пусть и не совсем такие, как сверстники, зато многое понимаем, и стремимся к обучению. Нам скоро в садик, важно верить, что все будет хорошо, мамочки, не отчаивайтесь, все у вас получится! (Юлия Сергеевна)Меня в последнее время просто разрывает, наверное, осенняя депрессия. Сыну практически 2 года, нам поставили диагноз ЗПР, но по развитию он даже на полугодовалого не тянет, кроме того, что умеет ходить. Что-то мне подсказывает, что дело не только в психической задержке, а врачи даже не пытаются «рыть» и «копать» дальше. (Соня)
Нам диагностировали ЗПР средней тяжести в возрасте 5 лет. Проходили занятия с логопедом, психиатром, катались на лошадях, проходили дельфинотерапию, и знаете, дочь менялась с каждым днем на глазах. Мы продолжаем бороться за здоровое будущее самой дорогой в жизни девочки! (Светлана)Диагностировать ЗПР в раннем возрасте невозможно, как ни крути, так как все организмы индивидуальны. Так что не стоит пичкать малышей лекарствами с самого рождения только потому, что он развивается не совсем так, как вам бы хотелось!)Ольга)
У нас были проблемы с развитием речи и поведением, занятия с логопедом и психиатром, всего за полгода решили все нюансы. А все почему, потому что мы начали бить во все колокола, когда в полтора года так и не услышали от сына ни единого слова, только несвязный лепет. Сейчас нам 2, и мы разговариваем уже предложениями, осознанными, да и с поведением картина наладилась. Правду говорят, ранняя диагностика – поможет решить многие проблемы! (Елизавета)Как по мне, каждый человек индивидуальный, а критерии, которые приписывают ЗПР, можно приписать каждому второму. Как по мне очень сомнительный диагноз. (Лиля)
Я переболела краснухой беременная на 6 месяце, и рискнула родить, несмотря на все уговоры медиков провести искусственные роды. И знаете, да, нам все дается сложнее, каждый навык мы оттачиваем повторениями, но все поддается корректировке, если сильно любить свою кроху. (Милена)

Вывод

Разочарование, чувство вины, опустошенность, депрессивное состояние – типичные эмоции родителей, которые столкнулись с диагнозом ЗПР. Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок был полноценным, умным, красивым. Но в данном случае, ни гнев, ни истерики, ни укоры, ни слезы, не помогут вашему ребенку. Нужно стать стопроцентной опорой для него, демонстрировать свою поддержку, понимание и любовь, подбирать врачей, педагогов, и поверьте, все у вас получится.

Задержка развития плода — причины, симптомы, диагностика и лечение

Задержка развития плода

Задержка развития плода — отставание роста, массы и других фетометрических показателей от средних нормативных для конкретного срока гестации. Зачастую протекает бессимптомно, может проявляться малым приростом веса беременной, небольшой окружностью живота, слишком активным или редким шевелением ребенка. Для постановки диагноза выполняют УЗИ плаценты, фетометрию, КТГ, допплерографию плацентарного кровотока. Лечение комплексное медикаментозное с назначением ангиопротекторных, реологических препаратов, токолитиков, антигипоксантов, мембраностабилизаторов. При неэффективности терапии и усугублении расстройств рекомендованы досрочные роды или кесарево сечение.

Общие сведения

О задержке внутриутробного развития (гипотрофии) плода говорят в ситуациях, когда его масса на 10 и более процентилей ниже нормативной. Согласно данным медицинской статистики, ЗВУРП осложняет течение каждой десятой беременности, является причиной различных заболеваний плода и новорожденного. В 70-90% случаев задержка развивается в третьем триместре при наличии болезней матери, патологии плаценты и многоплодия. 30% детей с гипотрофией рождаются преждевременно, лишь 5% новорожденных имеют признаки доношенности. Чаще задержку роста плода диагностируют у пациенток младше 18 лет и старше 30 лет. Вероятность возникновения этой патологии особенно высока у возрастных первородящих.

Задержка развития плода

Задержка развития плода

Причины задержки развития плода

Любое отставание ребенка во внутриутробном росте и созревании связано с недостаточным поступлением либо усвоением питательных веществ и кислорода. Непосредственными причинами подобных нарушений могут быть патологические изменения в фетоплацентарной системе, организмах матери и плода, плодных оболочках. Обычно задержка развития возникает под воздействием таких факторов, как:

  • Болезни матери. Ограниченное поступление кислорода и питательных веществ наблюдается при анемии и других заболеваниях крови, патологических состояниях, сопровождающихся спазмом сосудов и сердечной недостаточностью (гипертонии, симптоматических артериальных гипертензиях, гестозах, печеночных и почечных заболеваниях). Риск задержки повышен у пациенток с гинекологической патологией, эндокринопатиями (сахарным диабетом, гипотиреозом), перенесших острые инфекции.
  • Поражение плода. Поступающие питательные вещества хуже усваиваются при наличии у ребенка генетических дефектов (синдрома Патау, синдрома Дауна), пороков развития центральной нервной системы, сердца, почек. Риск возникновения аномалий и задержки развития повышается при внутриутробном заражении плода инфекционными агентами — внутриклеточными паразитами (токсоплазмами, микоплазмами), вирусами герпеса, краснухи, ВИЧ, Коксаки, гепатитов В и С.
  • Поражение плаценты и оболочек плода. Повреждение более 10-15% плацентарной ткани сопровождается формированием фетоплацентарной недостаточности — ключевой причины задержки внутриутробного созревания ребенка. Плод испытывает кислородное голодание при инфарктах плаценты, ее преждевременной отслойке или инволюции. Рост плода может нарушаться при хориоамнионите, патологии пуповины (наличии истинных узлов, воспалении), маловодии, образовании амниотических перетяжек и др.
  • Конфликт в системе «мать-ребенок». Изоиммунная несовместимость плода и женщины с разными группами крови или Rh-фактором проявляется гемолизом эритроцитов плода и образованием токсичного непрямого билирубина. Гемолитическая анемия и патологические процессы, происходящие в детском организме, препятствуют достаточной оксигенации и усвоению питательных веществ, поступающих от беременной. Как следствие, нормальное развитие замедляется.
  • Недостаточное питание женщины. У пациенток, которые питаются низкокалорийными продуктами, имеют однообразный несбалансированный рацион с дефицитом белков, сложных углеводов, микро- и макроэлементов снижается уровень питательных веществ в крови. Из-за этого пластические процессы в тканях и органах плода замедляются, что сопровождается задержкой развития. Зачастую подобная причина является ведущей у больных из социально неблагополучных семей.
  • Неблагоприятные внешние воздействия. Риск ухудшения здоровья и возникновения расстройств в фетоплацентарном комплексе повышен у женщин, которые работают на производствах с вибрационными, химическими, лучевыми, термическими нагрузками или проживают в экологически неблагоприятных условиях. Прямой токсический эффект оказывают никотин, алкоголь, наркотические вещества, некоторые медикаменты (противосудорожные средства, ингибиторы АПФ).

Дополнительным фактором, провоцирующим задержку нормального развития плода, является отягощенный акушерско-гинекологический анамнез. Расстройство чаще возникает у беременных с нарушенной менструальной функцией, привычными выкидышами или преждевременными родами, бесплодием в анамнезе. Недостаток в питательных веществах также может наблюдаться при многоплодной беременности из-за относительной фетоплацентарной недостаточности.

Патогенез

Предпосылки для развития синдрома задержки роста ребенка с генетическими аномалиями, при наличии инфекционных агентов, воспалительных процессах в эндометрии закладываются еще в I триместре гестации вследствие нарушений врастания трофобласта в оболочки спиральных артерий. Расстройство гемодинамики в маточно-плацентарной системе проявляется замедленным током крови в артериальном русле и межворсинчатом пространстве. Интенсивность газообмена между женщиной и плодом снижается, что в сочетании с нарушением механизмов саморегуляции гиперпластической фазы клеточного роста приводит к симметричному варианту задержки развития.

После 20-22 недели беременности ключевым моментом в возникновении гипотрофии плода становится относительная либо абсолютная фетоплацентарная недостаточность. Именно в этот период начинается интенсивная прибавка массы за счет активных пластических процессов. При многоплодии, недостаточном питании и на фоне заболеваний, сопровождающихся гипоксемией крови матери, поражением плацентарной ткани или сосудистого русла, развивается хроническое кислородное голодание плода. Его ток крови перераспределяется для обеспечения полноценного созревания ЦНС. Возникающий brain-sparin-effect обычно становится основой асимметричного варианта задержки развития.

Классификация

Систематизация клинических форм задержки развития плода основана на оценке выраженности отставания фетометрических показателей в сравнении с нормой и пропорциональности отдельных параметров роста. О первой степени нарушений свидетельствует задержка развития на 2 недели, о второй — на 3-4 недели, о третьей — более 4 недель. Важным критерием для оценки прогноза и выбора врачебной тактики является классификация с учетом соотношения отдельных показателей развития между собой. По этому признаку специалисты в сфере акушерства и гинекологии выделяют такие формы гипотрофии плода, как:

  • Симметричная. Окружность головы, рост и вес плода уменьшены пропорционально в сравнении со средними нормативными показателями для определенного срока беременности. Чаще выявляется в первом-втором триместре.
  • Асимметричная. Уменьшен только размер живота ребенка (на срок в 2 недели и более). Остальные показатели соответствуют сроку. Обычно возникает в 3-м триместре на фоне признаков фетоплацентарной недостаточности.
  • Смешанная. Определяется более чем двухнедельное отставание от норматива размеров живота, другие показатели также незначительно уменьшены. Обычно признаки этого варианта задержки проявляются на поздних сроках.

Симптомы задержки развития плода

Расстройство протекает без острых клинических проявлений и обычно диагностируется при плановом УЗИ-скрининге. Гипотрофию плода можно заподозрить, если беременная медленно прибавляет в весе, у нее лишь незначительно увеличивается окружность живота. Задержка развития может сочетаться с нарушением двигательной активности ребенка как признаком возникшей фетоплацентарной недостаточности. В результате кислородного голодания плод чаще и интенсивнее шевелится, а при выраженной гипоксии его движения замедляются, что служит неблагоприятным прогностическим признаком.

Осложнения

При гипотрофии плода повышается риск его антенатальной гибели, травматизма и асфиксии в родах, аспирации мекония с тяжелым повреждением легких новорожденного. Перинатальные нарушения определяются у 65% младенцев с задержкой развития. В послеродовом периоде у таких детей чаще выявляются транзиторный гипотиреоз, неонатальная гипогликемия, перинатальная полицитемия и синдром повышенной вязкости крови, гипотермия. Может нарушаться функциональное созревание ЦНС с отставанием в становлении тонических и рефлекторных реакций, проявляться неврологические расстройства разной степени выраженности, активизироваться внутриутробные инфекции. По результатам исследований, отдаленными последствиями ЗВУРП являются повышенный риск инсулиннезависимого сахарного диабета и заболеваний сердца во взрослом возрасте.

Диагностика

Основными задачами диагностического этапа при подозрении на задержку развития плода являются определение степени и варианта гипотрофии, оценка состояния плацентарного кровотока, выявление возможных причин заболевания. После предварительного наружного акушерского исследования с измерением окружности живота и высоты стояния дна матки беременной рекомендованы:

  • УЗИ плаценты. Сонография позволяет определить степень зрелости плацентарной ткани, ее размеры, структуру, положение в матке, выявить возможные очаговые повреждения. Дополнение метода допплерографией маточно-плацентарного кровотока направлено на обнаружение нарушений в сосудистом русле и зон инфаркта.
  • Фетометрия плода. Ультразвуковое измерение окружностей головы, живота, грудной клетки, бипариетального и лобно-затылочного размеров, длины трубчатых костей предоставляет объективные данные о развитии плода. Полученные показатели сравнивают с нормативными для каждого периода гестации.
  • Фонокардиография и кардиотокография плода. Диагностическая ценность методов состоит в косвенной оценке адекватности кровоснабжения плода по показателям его сердечной деятельности. Признаками фетоплацентарной недостаточности являются нарушения сердечного ритма — аритмия, тахикардия.

Сочетанная оценка данных ультразвукового и кардиотокографического исследований дает возможность составить биофизический профиль плода — выполнить нестрессовый тест, проанализировать двигательную активность, мышечную напряженность (тонус), дыхательные движения, объем околоплодных вод, зрелость плаценты. Получение результатов в 6-7 баллов свидетельствует о сомнительном состоянии ребенка, в 5-4 балла — о выраженной внутриутробной гипоксии.

Дополнительно для установления причин состояния выполняют лабораторные исследования по определению уровня гемоглобина и эритроцитов, содержания гормонов (эстрогенов, хорионического гонадотропина, прогестерона, ФСГ), инфекционных агентов (методы ПЦР, РИФ, ИФА). Возможные генетические аномалии и патологию плодных оболочек выявляют в ходе инвазивной пренатальной диагностики (амниоскопии, амниоцентеза под УЗИ-контролем, кордоцентеза). Дифференциальный диагноз осуществляют с генетически детерминированной конституциональной маловесностью ребенка, недоношенностью. По показаниям беременную консультируют эндокринолог, инфекционист, терапевт, иммунолог, гематолог.

Лечение задержки развития плода

При выборе врачебной тактики учитывают степень внутриутробной гипотрофии ребенка, выраженность фетоплацентарной недостаточности, состояние плода. Лечение назначается с проведением обязательного контроля — ультразвуковым определением фетометрических показателей каждую неделю или раз в 14 дней, допплерометрией плацентарного кровотока раз в 3-5 дней, оценкой состояния ребенка в ходе ежедневной КТГ. Беременной показаны:

  • Препараты, улучшающие кровоснабжение плода. Качество кровотока в системе «матка-плацента-плод» повышается при назначении ангиопротекторов и средств, влияющих на реологию крови. Дополнительное введение токолитиков уменьшает тонус матки, облегчая кровоток в сосудах.
  • Противогипоксические и мембраностабилизирующие средства. Применение актовегина, инстенона, антиоксидантов и мембраностабилизаторов делает ткани плода более устойчивыми к гипоксии. При сочетании с общеукрепляющими препаратами это позволяет стимулировать пластические процессы.

При I степени гипотрофии плода и компенсированной фетоплацентарной недостаточности с нормальными темпами прироста фетометрических показателей и функциональном состоянии ребенка беременность пролонгируется не менее чем до 37-недельного срока и подтверждения зрелости легочной ткани. Если параметры развития плода не удалось стабилизировать в течение 2 недель либо состояние ребенка ухудшилось (замедлился кровоток в основных сосудах, нарушилась сердечная деятельность), выполняется досрочное родоразрешение независимо от гестационного срока. II и III степени задержки развития с декомпенсацией плацентарной недостаточности (выраженными КТГ-признаками гипоксии, ретроградным кровотоком в пуповинной артерии или отсутствием его диастолического компонента) — показание для проведения досрочного кесарева сечения.

Прогноз и профилактика

При своевременной диагностике, правильной тактике ведения беременности, отсутствии тяжелых заболеваний женщины, грубых дефектов и выраженных расстройств со стороны плода прогноз благоприятный. Вероятность появления осложнений повышается с увеличением степени гипотрофии. Для профилактики задержки развития рекомендуется планировать беременность, заблаговременно пролечить экстрагенитальную и генитальную патологию, санировать очаги инфекции, рано встать на учет в женской консультации, регулярно посещать акушера-гинеколога, выполнять его рекомендации по обследованию и лечению. На развитие ребенка положительно влияют достаточный отдых и ночной сон, рациональная диета, умеренная двигательная активность, отказ от вредных привычек.

Задержка психического развития у детей: симптомы

Все мамы мечтают о том, что их дети будут самыми умными, развитыми и успешными, чуть ли не с того момента, как тест на беременность покажет им заветные две полоски. После рождения малыша среди мам одного двора (или одной группы детского сада) начинаются своеобразные соревнования: кто лучше ест, кто быстрее и самостоятельнее, кто уже выучил буквы, кто научился читать, считать и писать и так далее. И если что-то в жизни и развитии ребенка идет не так, как у остальных детей, мама начинает бить тревогу. Все дети индивидуальны, поэтому незначительные отклонения от нормы в развитии ребенка вполне допустимы. Ну а если проблема начинает вырисовываться более четко, то стоит посетить врача, возможно, у ребенка задержка психического развития.

Что такое задержка психического развития

Замедленный процесс совершенствования психологического и эмоционального восприятия окружающего мира, ослабленные внимание и память, отставание по сравнению со сверстниками в формировании процесса мышления называются задержками психического развития. Подобные неприятные симптомы могут появиться у детей еще задолго до достижения ими возраста, в котором они садятся за школьную парту.

Но чаще всего отсутствие любознательности и стремлений, нехватка знаний и незрелость сознания ярко проявляются при прохождении тестирования или собеседовании в преддверии учебы в начальных классах.

Позднее, на уроках в школе, педагоги часто обнаруживают у учеников нелогичность мышления, не способность правильно и четко выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.

Устойчивые проявления подобных симптомов у дошкольников и детей раннего школьного возраста позволяют врачам сделать заключение о наличии задержек в психическом развитии (ЗПР).

Причины отставания в развитии

Подобные тревожные проявления у каждого ребенка различны и очень индивидуальны. Причины, их вызывающие, делятся, в основном, на два типа: биологические и социальные.zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-simptomy.jpg

Сыграть роковую роль может тяжелая наследственность и генетическая предрасположенность к подобным нездоровым проявлениям в умственной и психической сфере.

К биологическим причинам последующего отставания у ребенка относятся также: нарушение нормального течения беременности у матери, тяжелые токсикозы первого триместра; интоксикация; различного рода инфекции, приводящие к тяжелой гипоксии плода; а также недоношенность и поздние или травматические, роды.

В самом начале жизни ребенка, задержку психического развития могут провоцировать нарушения в работе жизненно важных органов и отставание в физическом развитии, несчастные случаи, травмы, серьезные осложнения после гриппа и простудных заболеваний, приводящие к тяжелым поражениям различных участков центральной нервной системы.

Социальные причины отставания в развитии намного сложней и разнообразней: нездоровая психологическая атмосфера в семье, отсутствие должного внимания со стороны родителей, которые с младенчества не занимаются ребенком должным образом, а позже оставляют надолго одного дома, запертого в четырех стенах.

Негативную роль могут сыграть также психологические травмы, вызванные бытовыми конфликтами и ссорами, частые физические наказания и постоянные унижения личности; сложные условия жизни и быта в доме, где происходит развитие и становление сознания ребенка, частные переезды с одного места на другое и, связанные с этим, трудности.

Самые разнообразные факторы способны привести к печальным последствиям. И прежде чем найти пути выхода из ситуации, педагогам, врачам и родителям предстоит выявить корни проблем.

Симптомы отставания в развитии

Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.

Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше.

К тревожным симптомам относятся следующие:

  • В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
  • С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
  • Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.

zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-simptomy.jpg

Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Особенности психологии детей с задержкой психического развития

Ввиду сугубо индивидуальных черт в развитии каждого ребенка, подчас бывает очень трудно отличить норму от патологии. Признаки этого заболевания могут иметь самые разнообразные проявления, в зависимости от темперамента, врожденных черт характера и стечения жизненных обстоятельств.

Ребенок-флегматик, например, тоже бывает вял, малоподвижен и апатичен, но при этом не иметь ничего подобного с признаками задержки психического развития. А вот если уделать развитию малыша мало времени, то и гиперактивный холерик будет иметь «пробелы» в навыках и умениях.

Во многом страдает эмоционально-волевая сфера. Подчас ребенку с проявлениями ЗПР трудно принимать активные решения. Он не в состоянии заставить себя заняться необходимым и нужным делом, совершив над собой усилие. Внимание его рассеянно и малоэффективно, он постоянно ноет и отвлекается. При этом ерзает на стуле, стучит ногами и мнет что-то руками, беспрестанно разговаривает без всякой цели и смысла.

Целостность восприятия ребенка нарушена. Он не в состоянии узнавать знакомые предметы в незнакомой обстановке. Осознание им мира ограничено, он плохо ориентируется на местности, медленно соображает, если оказывается в сложной ситуации. Ему трудно представить предмет по его словесному описанию.

zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-simptomy.jpg

Дети с проявлениями ЗПР страдают слабой памятью, нередко испытывают проблемы с развитием речи (не выговаривают буквы, переставляют слоги в словах, их лексикон скуден и беден, дети могут вообще не уметь разговаривать). Они плохо решают задачи, связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличаются отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.

Успеваемость в школе у таких детей – хуже некуда. И дело не только в том, что они не готовят домашнее задание, им просто сложно запомнить и осознать выученный материал, прочитанное, что называется, влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Виды задержки психического развития

Существует определенная классификация видов задержек в психическом развитии. И каждый из них отличается не только симптомами и причинами, но и методами коррекции и лечения.

  • Конституционная ЗПР. Причинами подобных задержек в психическом развитии являются генетические заболевания и плохая наследственность. Для таких детей крайне характерны неуместная непосредственность, частые смены настроения, поверхностные эмоции, нестойкие привязанности, игровые настроения в достаточно зрелом возрасте.
  • Соматогенная ЗПР. В данном случае неблагоприятные проявления являются следствием инфекционных заболеваний и различных, связанных с ними, осложнений, ставших причиной нарушения мозговой функции. К патологии способны привести тяжелые формы аллергии, дистрофия различной степени тяжести, болезни сердца, перенесенные операции. Последствия проявляются в нездоровых комплексах, повышенной нервозности и боязливости, в частых и беспричинных капризах.
  • Психогенная ЗПР. Причины, ее породившие, социального или психологического свойства: неблагоприятные условия быта, обделенность вниманием со стороны взрослых, допущенные ими, ошибки в воспитании, уродливые отклонения в духовном развитии, недостаток родительской любви. В этих случаях нарушается интеллектуальная сфера, могут возникать неврозы и психозы, эмоциональная нестабильность, как следствие – психологическая незрелость.
  • Церебрально-органическая ЗПР. Данные патологии вызваны отклонениями в развитии ребенка еще внутри организма матери, возможными злоупотреблениями алкоголем, наркотиками, различными видами токсических веществ. Часто патологии возникают, как последствия родовых травм. Наряду с признаками незрелости, в данном случае налицо могут быть симптомы психической неустойчивости, личностной нестабильности.

Осложнения и последствия задержки психического развития

Если вовремя не принять продуктивные меры, последствия этого сложного заболевания могут отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. В подростковом возрасте подобное может проявиться в стойком комплексе неполноценности, трудностях в общении с друзьями и товарищами, представителями противоположного пола.

Последствия заниженной самооценки могут сказаться на стремлении к успеваемости, что повлечет за собой конфликты с педагогами и наставниками. В сложных формах данные трудности могут иметь трагические последствия, стать причиной тяжелых нравственных мучений, подтолкнуть к суициду.

Последствия задержки психического развития способны привести к хроническим и неизлечимым порокам. Пострадать могут бытовые навыки, возникнуть трудности с разговорной речью и письмом, развиться сложные психические расстройства.

Во взрослом состоянии часто возникают трудности с социальной адаптацией, поиском работы и сложностями с устройством личной жизни. У людей, в детстве страдавших задержками психического развития, очень часто возникают проблемы семейного характера.

Диагностика задержки психического развития

В ранний детский период диагностика заболевания затруднительна. А для подтверждения диагноза необходимо регулярно наблюдать за особенностями развития, динамикой негативных изменений и проявлений. Здесь обязателен учет таких критериев, как качество восприятия окружающего мира ребенком, полноценное развитие памяти, мышления, правильное формирование речи.zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-simptomy.jpg

Очень важны качественные навыки ориентации в пространстве, знание названий цветов, геометрических форм и частей тела, способность самообслуживания, коммуникабельность.

Детям с задержкой психического развития необходимо постоянное наблюдение у дефектолога и логопеда, желательны консультации с психологом, регулярные сеансы психотерапии и постоянное тестирование. В особо сложных случаях проводится более детальные медицинские обследования: ЭЭГ; КТ и МРТ головного мозга.

Методы коррекции задержки психического развития

В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.

С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.

Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.

К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.

Вместо заключения

zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-simptomy.jpgВсе родители мечтают гордиться собственными детьми, поэтому многим из них трудно принять тот факт, что их чадо отличается от детей, которые растут рядом, в худшую сторону. Печально, если они пытаются сорвать свои отчаяние и злобу на ребенке. Но здесь не помогут истерики и гневные крики, а только целенаправленное лечение и чуткое воспитание, помощь в развитии и обучении в сотрудничестве с педагогами и квалифицированными специалистами-медиками.

Как выявить задержку психического развития у ребенка: симптомы и признаки

Все родители без исключения мечтают о том, что их дети будут самыми умными, самыми сообразительными и вырастут в успешных и самодостаточных людей. Именно для этого мамы и папы тратят все силы на развитие своего чада: посещают разнообразные кружки и секции, нанимают репетиторов, прививают любовь к спорту.

К сожалению, не всегда прилагаемые усилия приносят ожидаемый результат. В основном разница между детьми проявляется уже в начальной школе. Кто-то из детей схватывает буквально на лету, а кому-то элементарный материал будет даваться с большими усилиями.

Детям, которым трудно дается учеба, если их психическое развитие не совсем соответствует принятым нормам, ставят диагноз – задержка психического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

В медицинской среде под понятием «задержка психического развития» (ЗПР) подразумевается темповое развитие отставания психических процессов у ребенка. Мышление таких детей отличается специфической незрелостью и нехваткой базовых знаний, они предпочитают познавать новое в игровой форме и достаточно быстро утомляются.

Важно

Если сравнить ребенка с ЗПР с его сверстниками, то первый будет заметно отличаться ограниченностью представлений и низким уровнем интеллектуальной деятельности.

Чем вызвана задержка психического развития?

ЗПР, как и любое другое отклонение или заболевание, имеет причины возникновения, включающие в себя различные факторы, которые создают опасность эмоционально-волевого развития ребенка. Возникает такая угроза чаще всего по причине наследственности, осложнений беременности и родов, и особенностей организма ребенка.

Причинами задержки психического развития могут быть такие, как:

  • плохая наследственность;
  • поражения центральной нервной системы;
  • серьезные патологии во время беременности;
  • нарушения процесса формирования определенных участков головного мозга;
  • внутриутробные заболевания инфекционного характера;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • отставание физического развития;
  • последствия нарушения работы органов слуха, зрения и дефекты речи;
  • злоупотребление родителей алкоголем;
  • деструктивное влияние психических травм;
  • авторитарная методика воспитания в семье.

Не последнюю роль играет также нехватка общения ребенка со сверстниками. Для гармоничного и всестороннего развития личности ребенку остро необходимо общаться с другими детьми. Таким образом, он не только делится информацией, но и социально адаптируется, постигает неписаные нормы поведения. Ограничивая ребенка в его стремлении находиться среди таких же детей, родители сами создают условия для появления ЗПР.

Классификация и виды ЗПР

Для классификации задержки психического развития детей важно учитывать причины, которые привели к формированию данной патологии. В педиатрии выделяют четыре основных вида этого заболевания, каждая из разновидностей которого имеет свои особенности и является ключевым фактором для поиска действенного метода лечения.

Важно

Чаще всего задержка психического развития является обратимым нарушением, в редких случаях коррекции не поддается патология, сформировавшаяся на почве генетических предпосылок.

Классификация ЗПР представлена следующим образом:

  • ЗПР психогенного происхождения. В данном случае речь идет о неблагоприятных условиях проживания и воспитания ребенка, безнадзорности или гиперопеки. Некоторые родители буквально впадают в крайность, когда дело касается их детей. Они начинают либо давить ребенка своей опекой, считая, что таким образом проявляют свою заботу и обеспечивают безопасность. Второй крайностью можно считать отсутствие минимального контроля. В таких ситуациях родители оправдываются желанием развить в ребенке самостоятельность.
  • ЗПР конституционального происхождения. Данный вид в медицине называют также гармоническим психофизическим инфантилизмом. Здесь большую роль играет наследственная предрасположенность, то есть инфантилизм встречается и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня. Для таких детей характерными чертами являются: выразительная жестикуляция и живая мимика, ограничения интересов до игровой деятельности, отставание в развитии на 1,5-2 года от сверстников.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Дети с ЗПР этого вида характеризуются наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности. Чаще всего причиной формирования данного вида ЗПР являются патологии беременности, среди которых можно выделить: тяжелая форма токсикоза, недоношенность, инфекции, асфиксия, болезни с осложнениями первого года жизни.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР характеризуется замедлением психического развития с одновременной потерей приобретенных навыков и возвращением к более ранним формам поведения. Именно в результате длительных и тяжелых болезней можно наблюдать не только отсутствие прогресса в развитии, но и некоторый регресс. Таких детей в обществе принято называть «домашними». У них весьма ограничен круг общения, поскольку они довольно-таки замкнуты и имеют проблемы в общении со сверстниками. Дети с ЗПР самотагенного типа отличаются повышенной утомляемостью и истощаемостью, лабильностью, астенией и нарушением внимания.

Важно

Особая опасность задержки психического развития состоит в том, что одним из ее осложнений является риск развития аутизма. Медицинская практика показывает, что вылечить аутизм полностью невозможно, поскольку не существует действенных методик терапии именно этой патологии.

Как выявить ЗПР

Задержка психического развития – это не то нарушение, которое может проявиться одномоментно. Для того чтобы заметить симптомы ЗПР, нужно внимательно отслеживать изменения в характере и поведении ребенка. Чаще всего данное нарушение у ребенка становится заметным ближе к пяти или шести годам.

Если вы заметили, что самые обыденные и элементарные действия стали даваться ребенку с трудом, не начинайте бить тревогу, а внимательнее присмотритесь к своему чаду.

Симптомами ЗПР чаще всего становятся нижеприведенные факторы:

  • Позднее приобретение определенных навыков в младенчестве: самостоятельное держание головы, произношение первых простых слов, обучение ходьбе.
  • Отставание в развитии повседневных навыков, таких как: личная гигиена, обувание, одевания, уборка игрушек и пр.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями в первые месяцы жизни ребенка.
  • Замкнутость и отстраненность.
  • Спокойное поведение, сдержанность эмоций и отсутствие желания общаться.
  • Бездумное повторение однотипных простых действий: ходьба по кругу, повторение одних и тех же действий с игрушками.
  • Быстрая утомляемость и нарушение концентрации внимания.
  • Бесконтрольные приступы тревожности или внезапной агрессивности.

При задержке психического развития практически нет угрозы нарушения интеллекта, в первую очередь страдает сам процесс восприятия определенной информации. Ребенку с ЗПР с трудом дается усвоение школьного материала, восприятие имеет частичный характер, а вот с анализом получаемой информации уже имеют заметные сложности.

Лечение и коррекция задержки развития

Методы лечения и коррекции задержки психического развития всегда подбираются после подробного изучения общей клинической картины состояния здоровья ребенка. Нельзя надеяться на то, что добрый доктор пропишет волшебную таблетку и все пройдет без последствий. Для лечения ЗПР необходима плотная совместная работа врачей, психологов и родителей. Медикаментозная методика применяется только в крайних случаях, когда все остальные способы коррекции не принесли ожидаемых результатов.

После того, как арчи определят тип ЗПР и разберутся в причинах его формирования, они предложат методики лечения, среди которых чаще всего применяются:

  • Микротоковая рефлексотерапия. Суть этой методики состоит в воздействии на определенные участки головного мозга сверхмалыми электрическими импульсами. Если данный способ лечения был применен своевременно, то поврежденные функции центральной нервной системы восстанавливаются без последствий.
  • Занятия с логопедом и дефектологом. Наиболее популярная и востребованная методика, подразумевающая работу, направленную на развитие памяти у ребенка, улучшение моторики, устранение дефектов речи, развитие мышления, нормализацию артикуляции.
  • Лекарственная терапия. Назначить медикаментозную терапию может только невролог или невропатолог. Причем следует отметить, что такой метод лечения применяется только в том случае, когда другие способы оказались бездейственными. В лечебной терапии используются препараты, направленные исключительно на восстановление определенных функций головного мозга и нервной системы ребенка.

Советы родителям

Особое место в лечении задержки психического развития играет семья и отношения между родственниками. Если вашему ребенку диагностировали ЗПР, то важно учесть следующие рекомендации:

  • Ребенка необходимо хвалить за успехи и поддерживать в случае неудач. Только забота и внимание со стороны родителей могут придать ему уверенность в своих силах.
  • Если ребенку трудно выполнять элементарные действия, например, зашнуровать кроссовки или правильно застегнуть пуговицы, то не ругайте и не наказывайте его за это. В противном случае, малыш просто замкнется в себе.
  • Ссоры, скандалы и ругань на глазах у ребенка недопустимы. Хотите покричать на нерадивого супруга? Тогда лучше сделайте это за пределом квартиры, но даже после этого не показывайте ребенку своего негативного настроя.
  • Старайтесь как можно больше общаться с ребенком. Речь идет не о чтении вами его любимой сказки, а именно о беседе. Расскажите ему что-то интересное, спросите его мнение, задавайте ему различные вопросы. Ваша задача – вывести ребенка на диалог и развивать в нем навыки коммуникабельности.
  • Во время прогулки преподносите ребенку полезную информацию в игровой форме. Рассказывайте ему о цветах и деревьях, о птицах и животных. Чем красочнее и нагляднее будет преподнесена информация, тем лучше малыш ее усвоит.
  • Не ставьте перед ребенком сложные задачи. Возьмите привычку разбивать трудновыполнимые задания на несколько мелких. Помните, что виной всему не лень малыша, а патология, с которой надо бороться.

Что такое ЗПР и какие признаки задержки развития у ребенка

ЗПР у ребенка - что делатьДиагноз задержки психического развития ставится детям с медленным развитием некоторых функций мышления, внимания, памяти, эмоциональной и волевой сферы, которое не дотягивает до общепринятых норм определенного возраста. Первые симптомы ЗПР проявляются в развитии дошколят и ребят младших классов.

Скорее всего, задержка психического развития диагностируется при прохождении тестов перед поступлением в первый класс. У ребенка преобладают детские игровые интересы, ограничено объективное представление, нет положенных для его возраста знаний, мышление отличается незрелостью, мозг интеллектуально обеднен, заторможена его работа.

Задержка психического развития ребенка

Синдром характеризуется замедлением психомоторных и психических функций, недостаточной скоростью их созревания. Эти нарушения способствуют медленной зрелости личности, неразвитым эмоциям, воли и памяти. Отставание развития проявляется в недостаточном развитии мыслительных процессов, неспособности анализировать информацию, обобщать полученные сведения, классифицировать, абстрагировать, синтезировать представления. Нарушения могут компенсироваться и развиваться в обратном направлении.

ЗПР у детей приводит к тому, что ребенок вместо интереса к новым знаниям стремится к получению удовольствия от игр, имеет неустойчивый интерес, в развлечениях предпочитает перемены. Часто такие дети имеют завышенную самооценку и считают себя лучше других, что не соответствует действительности.

Задержка психического развития у ребенка - диагностикаНа занятиях в группе детского сада или в школе такие ребята не контролируют внимание, часто переключаются с одного предмета на другой, утомляются быстро. Логические задачи доставляют значительные трудности в решении, при анализе не могут определить причины и следствия какого-нибудь действия. При описании и характеристике предметов не выделяют существенные признаки, что не дает им элементарного представления о вещах и стандартных явлениях.

В самостоятельных или групповых играх отсутствует умение организовать процесс без помощи со стороны. Младшие школьники в большинстве случаев страдают гиперактивностью, агрессивностью, тревожным мышлением. Задержка психического развития – это иначе рассматривается как инфантилизм, характеристикой которого служит физическая и психическая незрелость.

Диагноз ЗПР можно рассматривать как первопричину или вторичное следствие ранее проявленного нарушения одной из функций организма, например, расстройства речи. ЗПР — это тот фактор, который может возникнуть в комплексе синдрома дефицита внимания и гиперактивности или представлять собой психоорганический или церебрастенический синдром, причем проявления задержки психического развития могут сочетаться или выступать в качестве одиночной первопричины.

Распознавание и диагностика

Диагностика ЗПР - как выявить проблемы у ребенкаПоставить диагноз задержки психического развития можно только в результате комплексного сбора сведений от психологического, педагогического, логопедического, психотерапевтического, дефектологического обследования. Для распознавания ЗПР оценивается стадия развития психических процессов, двигательных возможностей, анализируются ошибки при решении задач из математики, упражнений письма и устного рассказа, определяется уровень развитости моторики рук. При возникновении даже небольших отклонений в указанных областях развития у ребенка родители должны обратиться к специалисту для выявления истинного положения вещей.

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Симптомы задержки психического развития у дошкольников

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

  • ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
  • к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
  • если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;
  • Основные признаки ЗПР у ребенка - таблицасимптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
  • в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
  • в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы.

Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

  • ЗПР у детей можно корректироватьесли школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
  • малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
  • во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
  • часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

  • Что такое ЗПР и ОУ - основные отличияпри умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
  • дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
  • ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.

Прогноз последствий и осложнений

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Снижается уровень познавания новой информации, искажается письмо и речь, молодому человеку с некорректированной задержкой развития трудно найти подходящую профессию и освоить простые рабочие приемы. Чтобы избежать мрачного прогноза родителям следует выявлять отклонения своевременно и проводить лечение после появления первых признаков отставания.

Причины появления задержки умственного отставания в развитии

Педагогика при ЗПР - поможем ребенкуПоявление замедления психического развития зависит от различных причин, которые подразделяются на две категории:

  • органического характера, наследственных причин;
  • зависимости от социального окружения, неправильного педагогического влияния, эмоциональной депривации.

Органические причины

ЗПР возникает по причинам локальных изменений в мозговых зонах, произошедших во время внутриутробного развития. Это могут быть последствия материнских заболеваний токсической, соматической, инфекционной формы. Иногда такие поражения происходят вследствие асфиксии ребенка при прохождении по родовым путям.

Задержка развития ребенка- психическое развитие, нормыНемаловажным фактором может стать генетика, в соответствии с законами которой у ребенка появляется природная предрасположенность к задержке созревания мозговых систем. В большинстве случаев болезнь имеет неврологическую основу с симптомами дистонии сосудов, нарушением иннервации черепно-мозгового участка, гидроцелией. Все нарушения деятельности мозга, приводящие к замедлению развития, отлично прослеживаются на энцефалографии, характерным проявлением заболевания является активность дельта-волн и полное затухание альфа-ритмов.

Первичное замедление развития влечет вторичную задержку, которая отличается нарушением функций памяти, речи, объективного восприятия действительности, остановки внимания на требуемом предмете.

Социальные причины замедления развития сознания

Эти причины приводят к ЗПР, если ребенок находился и воспитывался с раннего возраста в неприемлемых условиях. К таким обстоятельствам относятся:

  • Если у ребенка ЗПР, следует постоянно консультироваться с психологомребенок не имел достаточного количества стимулов для нормального развития;
  • налицо материнская и эмоциональная депривация;
  • малышу не уделяли внимания педагоги, что привело к запущенности;
  • не было возможности овладеть простыми навыками;
  • алкоголизм родителей, сиротство в раннем возрасте;
  • постоянные скандалы в семье, нестабильность, ограничение общения со сверстниками;
  • некоторые исследователи в этой области указывают на причину педагогической запущенности неправильное и равнодушное отношение учителя к своему ученику без учета индивидуальных особенностей;
  • плохое и скудное питание, не обеспечивающее поступление в организм достаточного количества минералов и витаминов.

Очень часто в формировании замедленного развития принимают участие две группы факторов – природная и социальная. Ребенок, имеющий предрасположенность, попадает в неблагоприятные условия развития, и его наследственность начинает проявляться.

В результате страдают не только механизмы мозгового развития, но и подключаются психотравмирующие факторы, которые приводят больного пациента к остановке развития. Если происходит плотное сочетание причин из двух категорий, то ликвидировать ЗПР становится труднее в зависимости от величины поражения. В большинстве такое неблагоприятное сочетание приводит личность к полной дезадаптации в социуме.

Разновидности задержек психического развития

Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:

  • конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
  • соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
  • психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
  • церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.

Характеристика признаков задержки в зависимости от причины возникновения

Конституционная задержка развития

Ребенок, отнесенный к такой категории, останавливается не только в психологическом плане, но и физиологические параметры также не дотягивают до нормы, такие дети имеют маленький вес, недостаточный рост. Характерным является интерес ко всему новому, дети немного инфантильны, уживчивый нрав становится причиной, по которой многие из ребят находят друзей в своем окружении. Индивидуумы такой категории обычно ласковые, с положительными эмоциями, на уроке много разговаривает и не умеет концентрировать внимание на одном предмете.

ЗПР по причине соматогенного происхождения

Возможные причины ЗПР - особенные детиДети этой категории приобретают задержку развития в результате вмешательства в функции мозга извне. У таких детей сохранен интеллект, но дисфункция мозга приводит к психическому виду инфантилизма и стойкой астении. Такие личности постоянно нуждаются в поддержке, скучают по близким людям, постоянно находятся в плаксивом расположении духа, затрудняется адаптация в социуме. Отличаются отсутствием инициативы, беспомощностью, пассивностью, нелепыми поступками.

Психогенные причины задержки развития

В таких случаях абсолютно здоровые дети в физическом плане воспитываются в неблагоприятных условиях. Это может быть детский дом или безнадзорность в семье. Эмоциональные переживания, связанные с недостатком материнского тепла, отцовской поддержки, повторение однообразных контактов в ограниченном коллективе приводит к отставанию развития ребенка. Неблагополучная социальная обстановка, в которой воспитывается малыш, становится причиной задержке психогенного и интеллектуального развития.

Психотравмирующие обстоятельства перерастают в педагогическую запущенность. У ребят из таких социальных групп наблюдается инфантильность, несамостоятельность, они ведомы, пассивны, не анализируют поступки. Поведение отличается повышенной агрессивностью, в случае проявления чужого давления, наоборот, раболепное подчинение, покорность, приспособленчество к грубому обращению.

Церебрально-органические причины задержки развития

Органические причины ЗПР - неправильное развитие плода и другие проблемыЗПР вызывается органическими поражениями мозга из-за инфекционных заражений в первые месяцы жизни, патологических изменений во время беременности или травм во время тяжелых родов. Сопутствует этому астения, церебральная недостаточность, что ведет к замедлению работоспособности, нарушает память, внимание, ребенок отстает в изучении программы школы. Примитивное мышление не позволяет детям различать хорошее и плохое, различать «нужно» и «хочу», вязкое мышление приводит к повышенной возбудимости или тревожности и медлительности.

Принципы лечебной терапии

Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:

  • рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
  • использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
  • для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.

Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.

Замедленное развитие — Википедия

«Заме́дленное разви́тие» (англ. Arrested Development, другое название — «Задержка в развитии») — американский ситком, выходивший на телеканале Fox с 2003 по 2006 год. В основе сюжета — непростые отношения между членами семьи Блут, находящейся на грани разорения. Рон Ховард является и исполнительным продюсером сериала и закадровым рассказчиком.

Особенность «Замедленного развития» — наличие множества отсылок к другим фильмам, сериалам, историческим событиям, фактам реальной жизни актёров и создателей сериала, а также обилие «мелких шуток» (так называемых «пасхальных яиц»), рассчитанных на внимательность зрителя. Тот факт, что в ситкоме часто используются «узкоспециализированные» шутки, сложные для понимания, позже обыгрывается в одной из серий (девятая серия третьего сезона). Кроме того, закадровый рассказчик иногда использует приём, известный как «сломать четвёртую стену».

Сериал получил шесть премий «Эмми», один «Золотой глобус», имел положительные отзывы критиков, а в 2007 году вошёл в список «100 лучших телешоу» по версии журнала Time — «100 Best TV Shows of All-TIME»[1].

Несмотря на благосклонные отзывы критиков, «Замедленное развитие» изначально не имел высоких рейтингов, одной из причин этого являлось частое перемещение сериала по сетке вещания. Так, последние четыре эпизода вышли в эфир 10 февраля 2006 года, одновременно с тем, когда по каналу NBC транслировалась церемония открытия Зимних Олимпийских Игр. Однако, даже несмотря на закрытие ситкома, «Замедленное развитие» завоевало большое количество поклонников[2].

В 2009 году было объявлено о выходе полнометражного фильма, где главные роли исполнят те же актёры, что и в сериале[3]. Тем не менее фильм до сих пор не вышел. Четвёртый сезон сериала, состоящий из 15 эпизодов, вышел в мае 2013 года на Netflix[4][5].

В 2017 году появилась информация о продолжении сериала — следующий сезон появится на Netflx в мае 2018 года. По словам Джейсона Бейтмана, исполняющего роль Майкла Блута, сюжет будет разворачиваться вокруг расследования смерти одного из персонажей в конце предыдущего сезона — Люсиль Остеро.[6]

На территории Российской Федерации сериал дублируется и транслируется кабельным телеканалом Paramount Comedy. Также показ осуществлял телеканал 2х2 (с собственным закадровым переводом).

Джордж Блут (Джеффри Тэмбор) — глава семьи Блут. Стремится контролировать всё, что происходит в семье и в семейном бизнесе, даже когда находится в тюрьме.
Майкл Блут (Джейсон Бейтман) — сын Джорджа Блута, который пытается возродить семейный бизнес, ведя дела честно (в отличие от своего отца). Его жена Трейси умерла годом ранее от рака яичников. Майкл старается быть заботливым отцом, но часто не замечает того, что происходит с его сыном.
Джордж Майкл Блут (Майкл Сера) — сын Майкла Блута, нерешительный подросток, имеющий проблемы с самовыражением. Часто поддаётся давлению своего отца и участвует в осуществлении его планов.
Люсилль Блут (Джессика Уолтер) — жена Джорджа Блута старшего, мать семейства. Властная женщина, склонная критиковать всех окружающих. Часто выпивает. Иногда в ней просыпаются нежные материнские чувства.
Байрон (Бастер) Блут (Тони Хейл) — младший сын Люсилль и Джорджа, брат Майкла. Несмотря на зрелый возраст, всё ещё живёт с матерью, находится под её сильным влиянием, вследствие чего абсолютно социально не адаптирован, эмоционально неустойчив, склонен к панике.
Джордж Оскар (Джоб) Блут (Уилл Арнетт) — старший сын Блутов. Джоб — профессиональный фокусник, чьи фокусы почти никогда не получаются. Время от времени Джоб пытается стать хорошим сыном и братом, а также взять под контроль семейный бизнес. Но из этого тоже редко что получается. Для передвижения использует сегвей.
Линдси Блут Фюнке (Порша Де Росси) — сестра-близнец Майкла Блута. Любит быть в центре внимания, ходить по магазинам и не работать. В целях самовыражения она часто устраивает митинги, протесты и пикеты, поводами для которых становятся различные социальные проблемы, занимающие Линдси в данный момент (проблемы эвтаназии, охрана природы и другие).
Тобиас Фюнке (Дэвид Кросс) — муж Линдси. Начинающий актёр, который в прошлом был психотерапевтом. Многое выдаёт в нём скрытого гомосексуала (включая особенности речи и поведения), и это является предметом насмешек всех остальных членов семьи на протяжении всего сериала.
Мэйби Фюнке (Алия Шокат) — несовершеннолетняя дочь Тобиаса и Линдси. Является полной противоположностью своего кузена Джорджа Майкла — периодически прогуливает школу, не делает домашних заданий, берёт деньги из кассы киоска по продаже замороженных бананов (где временно работает вместе с Джорджем Майклом). Постоянно бунтует и делает всё назло родителям.

Оскар Блут — брат-близнец Джорджа Блута старшего (его роль также играет Джеффри Тэмбор). Становится любовником Люсилль Блут. Иногда Джордж обманом сажает Оскара в тюрьму вместо себя.
Барри Цукеркорн (Генри Уинклер) — некомпетентный адвокат семьи Блут, единственными клиентами которого и являются Блуты. Чаще способен испортить любое судебное дело, нежели выиграть его. Ближе к концу сериала его сменит новый семейный адвокат — Боб Лоблоу (Bob Loblaw), которого играет Скотт Байо.
Люсиль Остеро («Люсиль номер два») (Лайза Миннелли) — лучшая подруга и вечная соперница Люсилль Блут. Вступает в любовные отношения с любимцем Люсилль-номер-один — Бастером, а затем и с Джобом.
Стив Холт (Джастин Грант Вэйд) — ученик выпускного класса школы (третий год подряд). Учится в одной школе с Мэйби и Джорджем Майклом. Имеет привычку громко выкрикивать своё имя. Позже становится известно, что он является биологическим сыном Джоба.
Карл Уэзерс — играет пародию на самого себя. Безработный актёр, перебивающийся случайными заработками.
Энн Вил (Мэй Уитман) — девушка Джорджа Майкла, из строгой христианской семьи. Майкл Блут никак не может запомнить её имя и её саму.
Джей Уолтер Уэзерман (Стив Райан) — однорукий друг Джорджа Блута старшего. С его помощью Джордж часто пугал и поучал своих детей, когда те были маленькими.
Рита Лидс (Шарлиз Терон) — умственно отсталая женщина британского происхождения, появляющаяся в пяти эпизодах третьего сезона, как возлюбленная Майкла Блута, который совершенно не подозревал о её состоянии вплоть до дня их предполагаемой свадьбы.
Китти Санчес (Джуди Грир) — помощница, любовница и подельница Джорджа Блута-старшего.

Некоторые приглашённые звёзды[править | править код]

⛭Возрождённые сериалы Netflix
  • Замедленное развитие (сезоны 4–5, 2013–18)
  • Убийство (сезон 4, 2014)
  • Звёздные войны: Войны клонов (сезон 6, 2014)
  • Парни из Трейлер Парка (сезоны 8–12, 2014–18)
  • Драконы (сезоны 3–8, 2015–18)
  • Лонгмайер (сезоны 4–6, 2015–17)
  • Время Джастина[en] (сезон 3, 2016)
  • Чёрное зеркало (сезоны 3–4, 2016–17)
  • Вспомнить все связи (сезоны 2–3, 2016–18)
  • Последнее королевство (сезоны 2–3, 2017–18)
  • Сбой (сезон 2, 2017)
  • Комики за рулём в поисках кофе[en] (сезон 10, 2018)
  • Пакита Салас[en] (сезон 2, 2018)

Что такое задержка психического развития :: SYL.ru

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушения в темпах развития нервной системы, которые чаще всего проявляются у ребенка при поступлении в школу и выражаются в недостатке запаса общих знаний, нечеткости представлений, незрелости мышления, неспособности к интеллектуальной деятельности и преобладании интереса к игре.

Задержка психического развития. Причины задержка психического развития

В качестве предпосылок, вызывающих указанную проблему, как правило, выступают:

  • Нарушения в конституциональном развитии малыша, из-за чего он отстает от ровесников и физически, и в психическом развитии – это определяется как гармонический инфантилизм.
  • Также отставанию в развитии подвержены физически слабые детки, склонные к различным соматическим заболеваниям.
  • И дети с небольшими нарушениями функций мозга и нервной системы. У них, как правило, наблюдается существенное понижение работоспособности, внимания, запоминания, нарушения речи, письма и счета. А также проблемы в эмоциональном и личностном плане.
Как определяется ЗПРзадержка психического развития причины

Сразу после рождения задержка психического развития не может быть обнаружена. Хотя бы потому, что она никак не проявляется в физическом плане. Да и родители, как правило, высоко расценивают возможности собственного ребенка. Все тревоги появляются с момента, когда ребенок поступает в дошкольное учреждение или школу, и педагоги сообщают о том, что малыш не справляется с учебным материалом. Правда, иногда, и в таком случае родители считают, что время терпит, и с какими-либо действиями можно подождать.

Дети с задержкой психического развития

Зачастую детей с ЗПР определяют как педагогически запущенных ребят, на отставание в развитии которых влияет их социальная неустроенность. И это в корне ошибочно. На первый план у таких детей выступает задержка в эмоциональной сфере (инфантилизм), а вот нарушения в интеллектуальном развитии выражаются более сглажено, нечетко. Такие дети активны в игре, где неутомимы в выдумке и творчестве, но очень быстро пресыщаются занятиями, требующими интеллектуального труда. Поэтому в школе у них часты ситуации, в которых они демонстрируют свое неумение подчиниться общим правилам и установкам, предпочитая играть, а не слушать учителя.

В чем еще выражается задержка психического развитиядети с задержкой психического развития

Но существуют варианты, при которых, наоборот, интеллектуальное развитие ребенка замедляется. Тогда у него проявляются черты, боязливости, стеснительности, страхов. Это мешает развиться самостоятельности и инициативности. Такие детки на уроках ведут себя правильнее, но в коллективе адаптируются с трудом. Свои школьные проблемы они переживают довольно тяжело. А к врачам попадают из-за трудностей с учебой, а не с дисциплиной.

Задержка психического развития. Диагностика

Необходимо иметь четкое представление о том, что детки с ЗПР не относятся к умственно отсталым. При правильной и своевременно оказанной помощи они хорошо выравниваются и продвигаются. Но разобраться в глубине нарушений можно лишь при комплексном обследовании специалистами: дефектологом, психологом, логопедом и психотерапевтом, которые учтут все аспекты развития ребенка и скорректируют дальнейшие действия по воспитанию и обучению. Главное, помнить, что проблемы в обучении – это не результат нерадивости со стороны ребенка, временные проблемы, которые обязательно будут преодолены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *