Рекомендации для родителей по лексической теме «Деревья»
Лексическая тема: Деревья
Рекомендации родителям
Словарь:
Предметы: дерево, береза, осина, рябина, клен, дуб; ель, елка, сосна; дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки, пень; земля, лес, хвоя, иголки.
Признаки: лиственные, хвойные деревья; лиственный, хвойный лес; светлый, летний, осенний, весенний, зимний; березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый, черный.
Действия: цвести, расти, распускаться, желтеть, опадать, ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.
Упражнения:
Рассмотреть с ребёнком на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья, плоды и т.д.).
Рассмотреть вместе с ребёнком картинки. Познакомить его с названием деревьев. Закрепить в словаре обобщающее слово – деревья.
Объяснить, что деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев – листья на ветках, у хвойных – хвоя на ветвях.
Упражнение «С какого дерева – плод, ветка, лист?». С сосны – сосновая шишка, с кедра – кедровая, у березы ветка – березовая, у осины –… у дуба — …. у ели — … у сосны — … у клена — …
5. Упражнение «Скажи наоборот».
У сосны иглы длинные, а у ели короткие.
У клёна листья большие, а у берёзы маленькие.
У дуба ствол толстый, а у берёзы тонкий.
У берёзы ствол светлый, а у липы тёмный.
6. Пересчёт деревьев.
Одна берёза, две берёзы, три….., четыре….., пять берёз.
Одна липа, 2, 3, 4, пять лип.
Один дуб, 2, 3, 4, пять дубов.
7. Упражнение «Расскажи, каких деревьев много в лесу?»
В лесу много дубов, тополей……
8. «Назови ласково».
берёза – берёзонька
дуб – дубок, дубочек
липа
тополь
ёлка
сосна
рябина
калина
9. «Чего много в лесу?» — продолжить предложение.
В лесу много елок. В лесу много зелёных елок. В лесу много пушистых и зелёных ёлок.
10. Один – много (множественное число): лист – листья осина — … иголка — … береза – … ветка — … дерево — … пень – … рябина — … ствол — 8. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): пень – нет пня дерево — … иголка — … корень — … сосна — … клен — … лист — … хвоя -… ствол –
11. Упражнение «Что происходит с листьями?»
Листья появляются, распускаются, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают.
12. Загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Берёза
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Дерево
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем!
Дуб
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Елка
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
Лес
Вот свершилась злая доля,
Было дерево когда-то,
А теперь тут круглый столик
И за ним сидят опята.
Пенёк
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
Рябина
Подготовила: Чугунова Н.Н.
Тема недели: «Деревья» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Альбом 1, «Деревья» упражнения 9-11 3.Повторить упражнение с карандашом «Деревья» (смотри ранее) 4. «Назови листья, ветки» У дуба – дубовый лист, дубовая ветка. У берёзы – …, У рябины – …,У осины – …,У ивы –…,У клёна – …, У сосны – …,У ели – …,У липы – … 5.Составить рассказ «Я – дерево» (рассказать о том дереве, которое ребенок выберет сам) с опорой на план-схему (дети справились не очень хорошо, даю образец)
| Тема недели: «Деревья» 1.Артикуляционная гимнастика 2.Альбом 1, «Деревья» упражнения 9-11 3.Повторить упражнение с карандашом «Деревья» (смотри ранее) 4. «Назови листья, ветки» У дуба – дубовый лист, дубовая ветка. У берёзы – …, У рябины – …,У осины – …,У ивы –…,У клёна – …, У сосны – …,У ели – …,У липы – … 5.Составить рассказ «Я – дерево» (рассказать о том дереве, которое ребенок выберет сам) с опорой на план-схему (дети справились не очень хорошо, даю образец)
|
Загадки-договорки: | |
Мягко светятся иголки, Хвойный дух идет от… Елки | Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками … Сосна |
Осенью всех ярче он. Догадались? Это… клен | Деревца в лесу стоят, Даже в тихий день дрожат. Вдоль извилистой тропинки Шелестят листвой… осинки |
Белый низ, зеленый верх — В летней роще краше всех! На стволах полоски. Хороши… Березки | В мае грелась, зеленела, Гроздья осенью надела. В алых ягодках — горчинка. Что за деревце? Рябинка |
Он в лесу, как витязь, встанет, Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это… Дуб | Над ее густой листвой В зной гудит пчелиный рой. А зимою всех от гриппа Вкусным медом лечит… Липа |
Загадки: | |
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели. Дерево. | Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. Береза |
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. Дуб | Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. Ель , сосна |
Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. Ива | Малы и неказисты И скромно зеленеют, Но осенью их листья И ягоды краснеют. Рябины |
Стихи: | |
Березонька. Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой березонька, Травка шелковая, Красны девушки В праздник поют; Под тобой березонька, Красны девушки Венки плетут. | На что похожи листья На мою ладошку лист похож у клена, Осенью оранжевый, летом он зеленый. Словно перышки листочки у рябинки, Что склонилась тихо над тропинкой. У осины листья как монеты, У каштана — словно опахала. Было листьев очень много летом, Осенью их очень мало стало. |
Рябинушка Ты рябинушка моя, Рябинушка, кудрявая! Ты когда взошла, когда выросла, Ты когда цвела, когда вызрела? -что весной взошла, летом выросла, По зарям цвела, в полдень вызрела. | Дуб Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Весь до поздней осени Он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный. |
Подвижные игры: | |
До свиданья, старый лес, Полный сказочных чудес. По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой, Нам теперь пора домой. | Идем по кругу, машем руками. Маршируем на месте. Прыгаем на месте. Обнимаем себя руками. Идем по кругу, машем рукой. |
Мы вокруг березы Весело пойдем, Руки вверх поднимем, Покружимся слегка. П подбросим листья Вверх под облака. | Встаем в круг и идем. Поднимаем руки вверх. Кружимся вокруг себя. Поднимаем руки вверх. |
Клен За окном сосулька тает, Ветер тучи рвет в клочки. Разжимает, разжимает Клен тугие кулачки. Прислонился он к окошку. И едва растает снег, Мне зеленую ладошку Клен протянет раньше всех. | 4 прыжка на носочках, руки вверх. Руки вперед. 4 прыжка на носочках, наклоны вправо – влево. поворачиваемся друг к другу. протягивают руки. |
Пальчиковая игра: | |
У дерева ствол, На стволе много веток, А листья на ветках Желтого цвета. | Прижимаем руки ладошка к ладошке. Разъединяем пальцы. Шевелят ими. |
Осенние листья. Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет принесем. | Загибаем пальцы. Сжимаем и разжимаем кулаки. Загибаем пальцы на двух руках. Разъединяем пальцы. |
Рассказы: | |
Чем отличаются растения от животных? Растение – это живое существо. От животного но отличается тем, что не умеет двигаться самостоятельно. Зато растение всегда «крепко стоит на ногах», потому что прикреплено к земле при помощи корней. Именно из земли растения добывают себе воду и минералы. Как распознать деревья? В природе огромное количество разных деревьев. Все они похожи друг на друга и отличаются размерами ствола, высотой, формой листьев. Проще всего деревья отличить именно по листьям. Деревья делятся на хвойные и широколиственные. Хвойные деревья еще называют вечнозелеными, потому что они круглый год покрыты тонкими зелеными иголками. Недаром говорят про ель и сосну: зимой и летом одним цветом. Иголки у хвойных деревьев живут обычно три-четыре года, а после этого опадают, но не все сразу, а постепенно. Поэтому хвойное дерево всегда остается зеленым. Почему листья на деревьях меняют окраску? Листья большинства растений имеют зеленую окраску, так как содержат специальное существо – хлорофилл. Это вещество очень легко разрушается, но летом оно быстро и легко восстанавливается, а осенью, когда дни становятся коротки и солнышко выглядывает все реже и реже, новые зерна хлорофилла образуются медленнее, их становиться меньше, и лист бледнеет, желтеет, а потом становятся багряными. | |
Пересказы: | |
Какие бывают леса? Березовый лес – самый светлый и красивый. Кружевная листва деревьев пропускает много солнечного света, оттого в нем пышно и густо растут трава и цветы. В еловом лесу царят полумрак и тишина. Земля здесь покрыта бурой хвоей, кустов и травы мало. Сосновый бор светел и сух. Земля здесь покрыта мягким мхом, много черники и брусники. В дубравах огромные коренастые деревья стоят далеко друг, от друга, поэтому здесь можно встретить и густую тень, и солнечные полянки. Здесь можно увидеть орешник, шиповник, бузину, боярышник. Название СМЕШАННЫЙ ЛЕС говорит само за себя. Здесь встречаются липы. Клены, березы, кустарники, цветы, буйные травы. Какое растение самое большое? Баобаб – одно из самых толстых деревьев в мире. Баобабы растут в австралийских полупустынях ив Африке. Ствол этого дерева невозможно обхватить руками, ведь его средняя окружность равна 9-10 метров, а высота 10-25 метров. Самое высокое дерево — это секвойя. Оно растет в горах США и достигает высоты более 100 метров. |
Лексическая тема «Деревья. Кустарники» информация для родителей
названия деревьев, кустарников;
основные приметы деревьев, кустарников, их отличия;
что происходит с деревьями, кустарниками в сезонные изменения.
Расширение словарного запаса детей:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, берёза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, серёжки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.
ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.
УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО_- ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ:
Ветка — веточка
Ель-ёлочка
Куст – кустик
Дерево — деревце и т.д.
СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ:
1 зелёное дерево, 2 зелёных дерева, 3 зелёных дерева, 4 зелёных дерева, 5 зелёные деревьев.1 маленькая веточка, 2 маленьких веточки, 3 маленьких веточки, 4 маленьких веточки,5 маленьких веточек.
и т.д.
ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
рассмотреть деревья и кустарники нашего города.
рассказать ребёнку о строении дерева и кустарника, чем дерево отличается от кустарника.
Помочь ребёнку составить рассказ о дереве или кустарнике с помощью вопросов и схемы:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий…)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая…)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки…).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
Картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему: Словесно — дидактический материал по Лексической теме «Деревья»
Лексическая тема: «Деревья»
Развитие мимических мышц
«Дуб»
Дуб дождя и ветра изображаем смелое выражение лица
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу изображаем страх
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени изображаем радость
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый, изображаем гордость
Значит, закаленный.
Массаж (самомассаж) лица
Солнышко проснулось, Поглаживающие движения
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Ходит пальчик по дорожке: Зигзагообразные движения
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Будут розовые щечки:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Дождик, дождик, веселей Постукивающие движения
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Солнышко проснулось, Поглаживающие движения
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Развитие речевого дыхания
Игра «Наклоны»
Ход игры Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх),
Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад).
Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперед, вверх),
Пауков найдет он тут (руки вниз назад).
Развитие артикуляционной моторики
Наш забавный язычок
Щелк-щелк, щелк-щелк.
(Щелкают языком.)
Зубки чистим мы умело,
Вправо-влево, вправо-влево.
(Закрывают рот, двигают языком в разные стороны, упираясь то в правую, то в левую щеку.)
Мы нисколько не устали,
Вверх и вниз им двигать стали.
(Высовывают язычок, двигают вверх и вниз.)
Словно пчелки, пожужжали: Ж-ж-ж!
Как машина, зафырчали: Р-р-р!
Как лошадка, вскачь пустились.
(Издаются цокающие звуки.)
Вовремя остановились!
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
Задача: развивать мелкую моторику.
1,2,3,4,5 будем
Листья собирать:
Листья березы, Загибают пальцы, начиная с большого.
Листья рябины,
Листья клена,
Хвоинки ели,
Листья дуба мы соберем,
Букет милой мамочке мы отнесем. Шагают по столу средним и большим
пальцем.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Задача: развивать мелкую моторику.
Ветер по лису летал, плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, загибают по одному пальцу на обеих руках,
Вот кленовый, начиная с большого.
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки спокойно укладывают ладони на стол.
Ветер бросил на тропинку.
Речь с движением «Деревце»
Задача: развивать общую моторику.
Дует ветер нам в лицо, перед лицом машут ладонями
Закачалось деревцо, руки вверх, покачивая
Ветерок все тише, тише, приседают медленно
Деревцо все выше, выше. поднимаются
Клен, качаясь, засыпает, покачиваемся
Птенчиков в гнезде качает.
Чтобы клен скорей заснул,
Ветер на него подул.
Речь с движением «Дождик»
Задача: развивать общую моторику.
К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу.
Скачет дождик по дорожке. Ритмичные приседания в кругу
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми деревья, Руки вверх, потряхиваем кистями
Стали мокрыми кусты. Наклон, потряхиваем кистями.
Мокрый, серый воробей Выпрямились, руки вдоль тела, потряхиваем
Сушит перышки скорей. Кистями.
Словесно-дидактические игры:
1. Веселый счет «1-3-5»
Задача: упражнять в согласовании существительных с числительными.
Сосчитай деревья, называя их. Одина березка. Три липы. 5 дубов. Один каштановый листик…
2. «Чей лист?»
Задача: упражнять в умении образовывать названия листьев от прозвучавших слов. Пополнять словарный запас по лексической теме.
Лист осины – осиновый, березы – …, дуба – …, рябины –…, тополя – …, каштана — …,
Ветка ели – еловая, ветка сосны – …, ветка кедра — … и т.д.
3. «Четвертый лишний»
Задача: развивать мышление, внимание.
Липа, рябина, ель, береза.
Каштан, тополь , липа, жимолость.
Сосна, груша, яблоня, вишня.
Кедр, лиственница, рябина, сосна.
4. «Закончи предложение
Задача: упражнять в правильном подборе слов.
Летом многие деревья засохли, потому что…
В лесу было много поваленных деревьев, потому что…
Дерево загорелось, потому что…
В засушливое лето не было пожаров, потому что…
С деревьев стали опадать листья, потому что…
На деревьях появились почки, потому что…
Деревья стали голые потому, что…
В еловом лесу темно, и гулять трудно, потому что…
Посаженное маленькое деревце так и не выросло, потому что…
Леса считают «легкими нашей планеты», потому что…
Каждый прохожий останавливается у куста сирени, потому что…
Обрывать плоды шиповника и облепихи мама пошла в перчатках, потому, что…
5. «Раздели на слоги»
Задача: упражнять в умении определять количество слогов в слове.
О – си — на, бе-ре-за, ель, ря – би – на и др.
6. «Шаг вперед»
Задача: развивать мышление, закреплять умение называть лиственные и хвойные деревья.
Ребенок, делая шаг, называет дерево. Выигрывает тот, кто больше назовет деревьев и пройдет дальше всех. (2-3 игрока)
7. «Назови слово ласково»
Задача: упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательной формы.
Ствол, ветка, почка, лесник, береза, липа, рябина.
8. «Что умеют?»
Задача: упражнять в умении согласовывать существительные и глаголы в В.п. Пополнять словарный запас по лексической теме.
Семена – расти, деревья –цвести, плоды – зреть, листья – распускаться, зеленеть, шуметь, шелестеть, желтеть, сохнуть, опадать, сохнуть, лететь, осыпаться, ложиться, ветки — качаться, гнуться.
9. «Где листок?»
Задача: учить ориентироваться в пространстве, закреплять употребление предлогов.
Справа, слева, вверху, внизу, на, под, около и т.д.
10. «Назови похожие слова»
Задача: упражнять в умении называть родственные слова.
Лист (листок, листочек, лиственный, листья, листопад).
Дерево (деревце, деревья, деревянный).
Куст (кустик, кусты, кустистый, кустарник).
Ветка (веточка, ветки, ветвистый).
Береза (березка, березонька, березовый, подберезовик).
Дуб (дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубы).
Ель (елка, елочка, ельник, еловый).
12. «О каком дереве говорю?»
Задача: учить по некоторым признакам отгадывать дерево.
Белоствольная …береза.
Красные ягоды у … рябины.
Длинные, тонкие, свисающие ветки у… ивы.
Колючие хвоинки у …елки.
Резные листья у… клена.
Сердцевидные листья у… липы.
Зубчатые листья у… березы.
Волнистые листья у… дуба.
13. «Назови лес, в который ты попал»
Задача: упражнять в умении определять и называть лес по признаку произрастания в нем деревьев.
Лес, в котором растут одни березы – березовая роща.
Лес, в котором растут одни дубы – дубрава.
Лес, в котором растут одни осины – осиновая роща.
Лес, в котором растут одни ели — ельник
Лес, в котором растут одни сосны бор.
Лес, в котором растут разные деревья – смешанный лес
14. «Укрась слово»
Задача: упражнять в умении согласовывать прилагательное с существительным.
Береза ( какая?): стройная, тонкая, белоствольная, светолюбивая, кудрявая.
Дуб: могучий, крепкий, нарядный, дремучий, ветвистый, большой.
Рябина: стройная, тонкая, изящная, зеленая, цветущая.
Ель: высокая, пушистая, колючая, морозоустойчивая, неприхотливая, хвойная. Голубая, зеленая.
15. «Объясни поговорки»
Нет рябины — и осень не осень!
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Дерево скоро сажают, да не скоро плоды собирают.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Загадки:
Летом вырастают, зимой опадают.
(Листья)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане.
(Береза)
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
(Липа)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончике ветвей,
Много-много желудей.
(Дуб)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вылез.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (осины)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
На этом дереве
Летом снег.
Вызывает это смех.
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
(Тополь, пух)
Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер-дождевик,
У него же сразу листья
Покраснеют в тот же миг.
(Клен)
Листья, как твоя ладонь,
Пальцы растопырены.
Белых свечек по весне
Видимо-невидимо.
(Каштан)
Что же это за девица?
Не швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель, сосна)
Живет больше ста лет,
Но не дуб.
(Кедр)
Стихотворения:
Рябина
Красненькую ягодку мне дала рябина,
Думал я, что сладкая, а она, как хина.
Может эта ягодка просто не дозрела,
Иль рябина хитрая,
Подшутить хотела.
Береза
Береза в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит сережками так нежно
И птичек в гости всех зовет.
Раскроет свои руки-ветки,
Опустит ветки-пальцы вниз,
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис.
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Елка
Вырастала елка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.
У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
Скороговорка: У елки иголки колки.
Елка, елка, елочка!
Колючая иголочка.
Считалки:
На лапках у елок
Тысяча иголок.
Если хочешь, – посчитай,
А не хочешь, — убегай!
1,2,3,4,5 – будем листья собирать.
Лист дубовый, лист кленовый,
Лист осиновый, лиловый.
А вот это лист ирги,
Коль не веришь, то беги!
Чтение, ответы на вопросы, пересказ
ЛЕС ОСЕНЬЮ
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
По Г. Скребицкому и В. Чаплиной
Вопросы:
- О каком времени года говорится в рассказе?
- Какого цвета лес был летом?
- Какого цвета стали березки и клены осенью?
- Какого цвета стали осины осенью?
- Какие деревья не изменили своего цвета?
- Как кружатся листья в воздухе?