Домашнее задание по лексической теме » Деревья «
Домашнее задание по теме «ДЕРЕВЬЯ. ЛЕС»
Калаева Наталья Владимировна
Рассмотрите с ребенком ДЕРЕВО на прогулке. Назовите его части: корни, ствол, ветки, листья. Уточните цвет листьев осенью. Напомните ребенку, что больше всего деревьев растет в лесу.
Раскрась и назови:
Сравните стволы деревьев по толщине: тонкий – толстый ствол
Обобщите: Береза, клен, дуб, елка – это деревья
Рассмотрите листочки березы, дуба, клена. Сравните их по величине, форме, цвету.
Соберите букеты из осенних листьев:
Предложите дома рассортировать листья по цвету, величине или по названию:
4. Мимическое упражнение
«Красивый лес»* Покажите, как вы удивлены, увидев много красивых и высоких деревьев.
«Серый волк»* Покажите, как вы испугались, услышав, как воет волк.
5. Дыхательное упражнение «Сдуй листочек с ладошки»* Ребенку предлагается листочек из бумаги. Положив его на ладошку, попытаться сдуть его не надувая щеки.
6. Артикуляционная гимнастика:
Побывали мы в лесу,
Повстречали там лису.
У лисы мордочка острая длинная,
Вот такая… (Дудочка)
Видели, за елкой,
Пробегали волки.
Зарычал волчище,
Показал зубищи. (Заборчик)
А потом зубами щелк,
Чтобы знали кто здесь волк. (Постучать зубками)
Игровое упражнение «Жуем кору» Давайте превратимся в маленьких зайчат, которые жуют кору дерева. (Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц)
«Листочек» — (блинчик)
«Ствол» — (иголочка)
«Орешек» — (язык за щекой)
«Дупло» — (окошечко)
7. Пальчиковая гимнастика «Листочки»
1,2,3,4,5-Будем листья собирать.
Листик березы, дуба, рябины,
Клена и ели в букетик сложили.
Поочередно сгибают пальцы
Сжимают-разжимают кулачки
Поочередно сгибают пальцы
Соединяют раскрытые ладошки
8. Речевая игра «Сколько?»
Сколько листочков? ( Один листочек, два листочка, много листочков.)
Сколько веток? (Одна ветка, две ветки, много веток.)
Сколько деревьев? (Одно дерево, два дерева, много деревьев)
9. Игра «Найди и назови ласково» ( соедини дорожкой)
Дерево-деревце, ветка-веточка,
береза- берез ка, лист-листик, дуб-дубок, ель-елочка
10.Игра «Четвертый лишний» (зачеркни)
Домашние задания по лексической теме «Деревья» для детей старшей логопедической группы
Домашние задания по лексической теме «Деревья» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).
Лексическая тема «Деревья»
Предметы: дерево, береза, осина, рябина, клен, дуб; ель, елка, сосна, пихта, кедр; дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки, пень; земля, лес, хвоя, иголки.
Признаки: лиственные, хвойные деревья; лиственный, хвойный лес; светлый, летний, осенний, весенний, зимний; березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый, черный.
Действия: цвести, расти, распускаться, желтеть, опадать, ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.
Задания
1. Подбери признаки (не менее трех признаков):
береза (какая?) – …
ель (какая?) — …
2. Подбери действия (не менее трех действий):
береза (что делает?) – …
лист (что делает?) — …
3. Какая ветка?:
у березы ветка – березовая,
у осины –…
у дуба — ….
у ели — …
у сосны — …
у клена — …
4. Нарисуй или приклей картинки с изображением деревьев. Раздели их на две группы: лиственные деревья, хвойные деревья. Покажи и назови части:
корни, ствол, крона, ветка, лист.
5. Посчитай:
одна береза, две…, три…, четыре…, пять …
один пень, два…, три…, четыре…, пять…
одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…
6. Скажи ласково:
лист – листочек
осина — …
иголка — …
береза – …
ветка — …
дерево — …
пень – …
рябина — …
7. Один – много (множественное число):
лист – листья
осина — …
иголка — …
береза – …
ветка — …
дерево — …
пень – …
рябина — …
ствол —
8. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
пень – нет пня
дерево — …
иголка — …
корень — …
сосна — …
клен — …
лист — …
хвоя -…
ствол –
Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)
Материал по развитию речи (средняя группа) на тему: В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме «Деревья». Средняя группа
ДЕРЕВЬЯ
Логопедия в диалогах
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
Народная песня
Какие деревья растут в дубовом (еловом, березовом, сосновом) лесу? (ели, сны, березы)
Дидактическая игра «Какие бывают деревья?»
Какие бывают деревья по высоте? По толщине?
Покажите деревья по порядку от самого тонкого до самого толстого, от самого низкого, до самого высокого.
Речевая игра «Скажи, какой?»
Цель: образование сравнительной степени прилагательных.
Ход игры. Сравни предметы и закончи предложение.
Дерево высокое, а башня еще … (выше).
Куст низкий, а трава еще … (ниже).
Клён толстый, а дуб ещё … (толще).
Рябина тонкая, а камыш ещё … (тоньше).
Игра «Один — много»
Взрослый называет дерево в единственном числе, а дети — во множественном.
Клен — клены, сосна — сосны, береза — березы, ива — ивы, ель — ели, рябина — рябины, дуб — дубы.
Речевая игра «Подскажи словечко»
Цель: использование глаголов с разными приставками.
Помоги закончить фразу, для этого посмотри на картинку и подскажи нужное слово.
Упражнение «Какой листик?»
Если лист дуба, то он (какой?) — дубовый. Если лист березы, то он — … (березовый). Если лист рябины, то он — … (рябиновый).
Во множественном числе: Листья на клене — кленовые. Листья на рябине — рябиновые. Листья на березе — березовые. Листья на дубе — дубовые.
Во множественном числе в родительном падеже:
Зимой на березе нет каких листьев? — Березовых. На клене? — Кленовых. На дубе? — Дубовых. На иве? — Ивовых.
Игра «Плоды и листья»
Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок.
Раскрашивание
По заданию дети должны раскрасить второе дерево в желтый цвет, третье — в зеленый, первое — в красный.
Читаем и заучиваем стихи
Рябина
На холме стоит рябинка.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
Но рябинка только гнется,
Не печалится — смеется.
Тополь пожелтел
Осень-непогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.
Сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Тополек
Стоит тополек
Тонок и высок,
Тонок и высок,
Листвой широк
Его солнышком печет,
Частым дождиком сечет,
Буйный ветер повевает,
Тополечек наклоняет,
А он маковкой звенит
И веселенький стоит.
Рыжие клены
Все клены стали рыжие
И ни один не дразнится.
Раз все равно все рыжие,
Кому какая разница?
Дуб
На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной.
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
Отгадывание загадок
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.
(Сосна.)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год — я главная!
(Елка.)
Средь темна леса
Красная девушка стоит.
(Рябина.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Сосна.)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь.)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Березы.)
Пальчиковая гимнастика
В лесу | |
Ветер по лесу летал, | Размахиваем свободно ладонями. Загибаем поочередно пальцы, начиная с большого. |
Соедини по точкам
Задания воспитателям по теме «Деревья нашего края»
Задания воспитателям по теме «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ»
Учитель-логопед
Димитрова Т.А.
Обогащайте словарь по теме «ДЕРЕВЬЯ».
Запомните: ХВОЙНЫЕ деревья – ель, сосна, лиственница
ЛИСТВЕННЫЕ – тополь, берёза, клён, ива, рябина, осина, вяз.
Рассматривайте деревья, называйте их, отмечайте строение, форму,
окраску листьев, их плодов /их внешние признаки, назначение/.
Обратите внимание на внешний вид и состояние деревьев весной, летом
осенью и зимой.
Расскажите ребёнку, какие изменения происходят в природе, в чём заключается польза деревьев.
Узнавайте деревья на улице, на картинках.
Узнавайте по веточке дерево.
Узнавайте, какого дерева листочек.
Рассмотрите листья различных деревьев и засушите их для гербария.
Ответьте на вопросы полными ответами:
Что растёт в лесу?
Назови, какие ты знаешь деревья.
Из каких частей состоит дерево?
Какие бывают деревья? Какие бывают леса?
Какие деревья растут в хвойном лесу? Какие в лиственном?
Расскажите, что можно сделать из древесины.
Побеседуйте с детьми о бережном отношении к природе.
Для чего на деревьях и кустарниках появляются плоды и семена?
Назови плоды и семена, которые ты видишь. На каких деревьях они выросли?
Назовите деревья ласково /берёзонька…/.
Посчитайте деревья, листья, плоды, семена:
1 берёза, 2 берёзы … и др.
Назови деревья со словом много / много ёлок../
Назови плоды и семена со словом много?
Подбери слова: /назови листья, семена какие/:
У берёзы – берёзовые листья, семена – серёжки
у ели — … у рябины — …
У тополя — … у клёна — … у черёмухи — …
У сосны — … у осины — … у лиственницы — …
КАКАЯ:
Роща, где растут осины какая? – осиновая.
Роща, где растут тополя? — …
Роща, где растут берёзы? — …
Роща, где растут клёны? — …
Роща, где растут липы? — …
Бор, где растут ели? — …
Бор, где растут сосны? — …
Подбери родственные слова, слова – родню:
Лес – лесок, лесной, лесник, лесовик, лесовичок …
Дерево – деревянный, деревце, древко, …
Лист – листик, листва, листовой, листопад…
Скажи со словом ЛЕСНОЙ: — зверь, птица, озеро, поляна, ягоды, опушка, ручей, деревья, кустарник, орехи, тропинка, цветы, чаща…
Скажи наоборот:
Толстые – тонкие прямые – кривые корявые – гладкие
Короткие – длинные высокие – низкие большие – маленькие
Назови: ОДИН МНОГО ЧЕГО МНОГО
Дерево деревья много деревьев
Лист
Ствол
/ветка, корень, тополь, берёза, клён, яблоня …/.
Назови, каких деревьев много в нашем крае: / берёз, сосен, тополей, лиственниц, елей, кедров, …/.
Назови, что делают листочки:
распускаются, растут, висят, зеленеют, желтеют, падают, летят, кружатся, ложатся.
Определи из чего сделаны поделки /показывая поделки из природного материала/. Сделай сам такие же.
ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ:
К.Ушинский «Спор деревьев».
А.Плещеев «Ель».
И.Токмакова «Деревья» /»Сосны», «Дуб»/.
Конспект занятия по развитию речи (6-7 лет) «Кустарники и деревья»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Тема: «Деревья и кустарники»
Подготовила: учитель-дефектолог
Грицищук Елена Борисовна
Тема: Деревья и кустарники.
Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей.
Задачи: Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках. Познакомить с понятиями: лиственные деревья, плодовые деревья, хвойные деревья. Учить различать деревья и кустарники.
Развивать связную речь. Работать над грамматическим строем речи, дикцией. Развивать память, внимание. Продолжать развивать сенсорные способности.
Материалы и оборудование: зеркало; картинки с изображением деревьев: береза, липа, дуб, клен, ель, сосна, яблоня, слива, груша, жасмин, сирень, шиповник, красная смородина, малина, черная смородина; Д/игра «С какого дерева лист?»; Д/игра «Осенний букет», цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие.
Цель: формировать положительное отношение к занятию.
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утором, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают.
Ручки хлопают.
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
Дыхательная гимнастика.
Цель: развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движений, выработка правильного речевого дыхания.
«Дерево»
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки над головой (вдох), пауза 3 секунды. Затем, покачивая руками, произнести звук (ш).
2– Опустить руки вниз («ветер затих»). Повторить 3-4 раза.
2.2. «Береза»
И.п.: ноги врозь, руки опущены.
1 – поднять руки через стороны вверх, подняться на носках (вдох).
2 – руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох).
Повторить 2-3 раза.
2.3.«Эхо в лесу»
И.п.: о.с.
1 – сложить руки рупором у рта (вдох).
2 – на выдохе громко произносить: «А-а-а-у-у-у!».
3 — сложить руки рупором у рта (вдох).
4 — на выдохе тихо произносить: «А-а-а-у-у-у!».
Повторить 2-3 раза.
2.4.«Звуки леса»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
2 — на выдохе произносить несколько раз: «Ку-ку».
3 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
4 — на выдохе произносить несколько раз: «Тук-тук-тук».
5 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
6 — на выдохе произносить несколько раз: «Стрр — стрр».
Повторить 2-3 раза.
3.Артикуляционная гимнастика.
4.Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук.
«Деревья»
- Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Соединяют локти – «ствол»,
Раскрывают ладони – «крона»
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
«Фонарики» с движением сверху вниз.
Как во полюшке былинка
Тонкая растет осинка.
Показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак.
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
Вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы.
Липа цветом зацвела,
Собирают пальцы в щепотку – «бутон».
Пчелок в гости позвала.
Делают круговые вращения ука- зательным пальцем – «пчелы летят».
Ель иголки распушила
Опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы.
И грибочки все закрыла.
Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.
Шелестят листвой деревья,
Трут ладони друг о друга – «шуршат».
Словно разговор ведут,
Стряхивают ладони
Руки – ветви распустили
Птичек в гости к себе ждут.
Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц.
Развитие речи.
5.Отгадай загадку.
Цель: Развитие внимания, логического мышления. Обогащение словаря.
Детям предлагается отгадать загадку и найти картинку-отгадку.
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем!
(Дуб)
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(Ель)
Но совсем, совсем не злючий!
Розой он цветет прелестной,
Ягод нет его полезней!
(Шиповник)
Хороши они на вкус!
(Черная смородина)
Плоды желтые, да лакомые.
Ее скорее скушай,
Созрела значит…
(Груша)
Весною ранней он цветет,
И будто солнышка привет,
Его душистый нежный цвет.
Ароматен он, пригож,
И на солнышко похож.
Привлекает пчел и ос
Мой любимый…
(Абрикос)
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
(Яблоня)
А зимой – раздеты.
(Деревья)
Рассмотреть картинки с изображением деревьев и кустарников.
Объяснить, что деревья бывают лиственные, хвойные, садовые. Отметить: строение деревьев (корень, ствол, ветви, листья, плоды (у лиственных), хвоя (у хвойных).
Рассмотреть картинки с изображением кустарников. Отметить, что кустарники бывают садовые и декоративные. Объяснить их отличия. Отметить: строение кустарников (корень, ветки, листья, плоды).
Словарная работа: объяснить почему березу называют белоствольной, а иву – плакучей.
Сравнить деревья и кустарники. Отметить их отличия.
Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
Обратить внимание, что осенью листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
Упражнение «Назови ласково».
Цель: Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Береза – березка, березонька.
Дуб – будок, дубочек.
Осина – осинка.
Рябина – рябинка, рябинушка.
Ель – елочка.
Яблоня – яблонька.
И т.д.
Упражнение «Один-много».
Цель: Употребление существительных множественного числа в родительном падеже (с использованием наглядного материала).
Одна береза – много берез.
Один дуб – много дубов.
И т.д.
Д/игра «С какого дерева лист?»
Цель: Закрепить умение определять, с какого дерева лист. Развивать внимание, умение находить нужную картинку. Развивать речь (образование относительных прилагательных).
Ребенку предлагаются картинки с изображением деревьев и отдельные картинки с изображением листочков с этих деревьев. Ребенок должен определить, с какого дерева лист, назвать его и лист.
Например:
Это береза. Лист берзовый.
И т.д.
Упражнение «Подскажи словечко».
Цель: Употребление предлогов.
Педагог читает текст, показывает картинку. При чтении текста, на месте пропуска делается пауза. Ребенок должен вставить слово.
Белочка сидела … (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась … (с) дерева. Орешек лежал … (под) листочком. Белочка схватила орешек и спряталась … (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что … (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошкли ближе … (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла … (на) дерево. Она спряталась … (в) дупле.
Упражнение «Скажи наоборот».
Цель: Упражнять в подборке антонимов.
У сосны иглы длинные, а у ели — …
У клена листья большие, а у березы — …
У березы ствол светлый, а у клена — …
У буда ствол толстый, а у березы — …
Дерево высокое, а куст — …
И т.д.
Упражнение «Расскажи о дереве».
Цель: Учить составлять рассказ о дереве с использованием схемы. Развивать связную речь. Пополнять словарный запас.
Динамическая пауза.
Цель: Снятие статического напряжения. Развитие крупной моторики.
Во дворе стоит сосна.
- Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх. То же самое на другой ноге.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Наклоны корпуса вперед-назад.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Рывки руками перед грудью.
Ветки гнутся взад-вперед,
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Приседания.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
Дети идут на места.
Развитие мыслительных процессов.
Упражнение «Реши задачу».
Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления.
Ствол дуба толще, чем ствол осины.
А ствол осины толще, чем ствол березы.
Что толще: ствол дуба или ствол березы?
Упражнение «Найди все листочки».
Цель: Развитие внимания, умения различать и называть листья деревьев.
Упражнение «Лабиринт».
Цель: Развивать внимание, мелкую моторику.
Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзину листья.
Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? (Белочка нашла зеленый дубовый лист). И т.д.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Развивать внимание, логическое мышление, умение обосновывать свой выбор.
Продуктивная деятельность.
8.1. Рисование ладошками «Осеннее дерево» (коллективное).
Цель: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета. Прививать интерес к творчеству, самостоятельности.
Итог занятия.
Вопросы:
О чем мы сегодня беседовали?
Что нового ты узнал сегодня на занятии?
Что тебе понравилось на занятии? Почему?
Домашнее задание.
Задание по теме занятия.
Домашнее задание по лексической теме «Лес
ЛЕС
«Назови ласково»
тополь −тополёк дуб −дубок осина −осинка, осиночка лес − лесок сосна − сосенка рябина − рябинка, рябинушка
берёза − берёзка, берёзонька лист − листик, листок, листочек
«Один – много»
сук — сучья — сучьев ель – ели – елей сосна – сосны – сосен
ветка – ветки – веток липа – липы – лип лес – леса – лесов
чаща −чащи − чащ желудь − желуди −желудей крона – кроны − крон
«Назови, какой, какая?»
лапа хвои − хвойная лист рябины − рябиновый ветка липы −липовая лапа сосны − сосновая лист клёна − кленовый ветка берёзы – берёзовая
лапа ели − еловая лист дуба − дубовый ветка осины − осиновая
«Какой?» — подбор прилагательных к слову ЛЕС
Большой, красивый, зленный, густой, родной, прекрасный, богатый, полезный, сказочный, молодой, старый, живой, шумный, тихий, тенистый, волшебный, голый, берёзовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, тёмный, зимний, осенний, весенний, летний.
«Семейка слов» образование родственных слов от слова ЛЕС
Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесоповал, лесозаготовки.
«Сосчитай 2, 5»
Один могучий дуб два могучих дуба пять могучих дубов
Одна цветущая липа две цветущих липы пять цветущих лип
Одна колючая сосна две колючих сосны пять колючих сосен
Одно засохшее дерево два засохших дерева пять засохших деревьев
Связная речь. Пересказ рассказа
ЛЕС
В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные — ёлка, сосна, а есть лиственные — берёза, осина, липа, дуб, клён. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями — это крона. А ещё у дерева есть корни, они питают дерево соками из земли. А вот — кусты, они ниже и тоньше деревьев. На земле много разных растений: трава, цветы, мох. Лес — это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: даёт древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой. Лес — наше богатство. Береги лес!
«Назови предмет со словом «сосновый»»
Бор (какой?) −сосновый;
кресло (какое?) − сосновое;
мебель (какая?) − сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
Учебно-методический материал (средняя группа) по теме: Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.
Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.
«ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ!»
Дидактическая задача.
Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев; клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.
Игровые правила.
Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок — лети ко мне».
Игровые действия.
Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).
Ход игры.
Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:
— Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассматривают дерево, листья.) Посмотрите, ребята, какие листья у клёна. Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко.
Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.
— А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия.
— Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне! — вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.
Отойдя в сторону, дает сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!»
Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.
Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигналу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листик с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.
Игровое упражнение
«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб».
Цель.
Найти дерево по названию.
Правило.
Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Описание.
Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
— Кто быстрее найдет березу?
— Раз, два, три — к березе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.
«Беги в дом, какой назову».
Цель.
Найти предмет по назначению.
Игровое действие.
Бег (с увёртыванием ) к определенному предмету.
Игровое правило.
Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.
Ход игры.
Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо из детей назначают «ловишкой», все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает «ловишка», становится водящим.
При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.
«Найди пару».
Цель.
Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
Задание. «Найти предмет по сходству»
Игровое действие.
Поиски похожего предмета.
Правила.
Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование.
Листья трех-четырех деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры.
Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.
«Найди листок, как на дереве»
Цель.
Учить детей классифицировать растения по определенному признаку.
Задание. Найти часть по целому.
Игровое правило.
Искать на земле следует только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.
Ход игры.
Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом, найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.
Хоровода игра
«Лети, листок, ко мне в кузове».
Цель.
Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.
Материал.
Корзинка для сбора листьев, засушенные листья или их трафареты из цветного картона, или шапочки с изображением листочков (рябины, березы, клена, тополя…).
Ход игры.
Дети заводят хоровод.
Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и идут
Дождь и ветер принесла. по кругу.
Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и ка-
С веточек листы сдувает. чают ими из стороны в сто-
рону.
Листья на ветру кружатся Ребята разбегаются в разные
И под ноги нам ложатся. стороны, кружатся и присе-
дают.
Ну, а мы гулять пойдем Ребята опять собираются в
И листочки соберем. кружок.
Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Рябиновый листок, лети в мой кузовок».
Ребята, в руках которых листочки рябины, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину.
«К дереву беги!».
Цель.
Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игроков правило.
Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву бега!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.
Ход игры.
Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об ЭТОМ, когда поиграем в игру „К дереву беги!» Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот отдает фант, а потом в конце должен отыграть его.
У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит». Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги!». Дети бегут к елке.
Воспитатель.
— А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья. (Предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.)
После рассказа-описания Лены воспитатель дает новую команду: «Раз, два, три — к дереву беги!»,
В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.
« Загадайте, я отгадаю».
Дидактическая задача.
Описать предмет по вопросам взрослого.
Игровое действие.
Загадывание загадки воспитателю.
Правило.
Называть задуманное дерево нельзя.
Ход игры.
Воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку— описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (Высокий, толстый.) Какого он цвета?» Затем интересуется формой, плотностью, окраской листьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена, как они называются, какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.
Примечание. Вопросами воспитатель привлекает внимание дошкольников к конкретным признакам растения, помогает их увидеть. Желательно поэтому задавать вопросы в одной и той же последовательности, не торопиться с отгадыванием загадки, чтобы у детей было время выделить как можно больше отличительных признаков дерева.
«Загадайте, мы отгадаем».
Дидактическая задача.
Описать дерево и узнать его по описанию.
Игровые действия.
Загадывание и отгадывание загадок.
Правило.
Описывать дерево нужно, не называя его.
Ход игры.
Воспитатель делит всех детей на две подгруппы. Ребята из первой команды выбирают какое-нибудь дерево и договариваются, что будут о нем рассказывать, Затем они описывают дерево другой подгруппе, которая должна узнать и назвать его. Когда задание выполнено, подгруппы меняются ролями: теперь отгадавшие загадывают загадку.
«Такой листок, лети ко мне».
Дидактическая задача.
Найти предметы по сходству.
Игровое действие.
Подбежать к воспитателю по его сигналу.
Правило.
Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.
Оборудование.
Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в дайной местности деревьев).
Ход игры.
Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок—ко мне?»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель даст ему свой лист для сравнения.
«Найди листок».
Дидактическая задача.
Найти часть по целому.
Игровые действия.
Поиски предмета.
Правило.
Искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле»,-говорит педагог.
-«Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне».
Дети с листьями бегут к воспитателю.
«Найди дерево по описанию».
Дидактическая задача.
Найти предмет по описанию.
Игровое действие.
Угадывание растений по описанию.
Правило.
Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.
«Кто где живет».
Дидактическая задача.
Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Игровые действия.
Убежать от лисы.
Правила.
Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.
Оборудование.
Маски лисы, зайцев, белок.
Ход игры.
Игра проводится вo время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас — лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики—под которыми могут спрятаться».
В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего— лису, дают ему шапочку-маску лисы, всем остальным детям — шапочки-маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность — лиса!» — белочки бегут к дереву, зайцы — к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.
Примечание. Желательно, чтобы у всех были соответствующие маски, они будут служить контролем для подсчета, сколько белочек и сколько зайчиков оказалось у лисы.
«К названному дереву — беги!»
Дидактическая задача.
Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Игровые действия.
Убегать от водящего к названному дереву.
Правила.
Воспитатель часто меняет название растении. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.
Ход игры.
Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду, Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз-два-три — беги!».
«Путешествие».
Первый вариант.
Дидактическая задача.
Найти дорогу по названиям знакомых растений.
Правила.
Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.
Ход игры.
Игру проводят во время прогулки в парке или лесу. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два-три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит; «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам, поравнявшись с ними, опять повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки».
Второй вариант.
Игру проводят так же, только дорогу к любимой полянке найти самую короткую, объяснить ее всем детям.
Третий вариант.
Дидактическая задача.
Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки. Описать внешний вид растений и найти их по описанию.
Правило.
Описывать растения-ориентиры, не говоря, как они называются.
Ход игры.
Игру проводят в парке, лесу. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3-4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу.
Можно выбрать двух ведущих, проделать два путешествия, а все дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки.
Игру проводят как поход за грибами. Ведущий объясняет, в какой лес пойдут, как найти туда дорогу.
«Лесник».
Цель.
Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части, ствол, листья, плоды и семена. Научить ребят выражать свои знания словами.
Дидактическая задача.
Назвать признаки растений. Выбрать их нужные части.
Правило.
Собирать семена можно только те, которые назовет воспитатель.
Ход игры.
Игру проводят в парке, в лесу. Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети — помощники. Они пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов.
Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей».
Лесник может только описать дерево, не называя его. Помощники ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
Одновременно можно выделить двух-трех лесников и столько же отрядов помощников, которые расскажут друг другу о своей работе в лесу. (Если есть возможность, то можно сдать собранные семена.)
«Найди дерева по семенам».
Дидактическая задача.
Найти целое по части.
Игровое действие.
Бег к определенному предмету.
Правило.
Бежать к тому дереву, от которого семена» можно по сигналу.
Оборудование.
Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клёна, ясеня, рябины и др.
Ход игры.
Игра проводится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.
Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня (отдельные «лопаточки»), a v клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек.
Примечание. Игры на узнавание деревьев и кустарников зимой организовать сложнее: дети затрудняются самостоятельно определять отличительные признаки каждого растения и точно называть его. Поэтому игры в это время года надо проводить, начиная с более простых заданий в них (как в играх «Найди, о чем расскажу», «Узнай по названию» н др.). Здесь активная роль принадлежит воспитателю: он называет характерные признаки растений, подчёркивая своеобразие окраски ствола, форму и величину почек, расположение ветвей и т.д..
«Птичка».
Перед игрой все подбирают для себя фант -любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить своё «название».
Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была. улетела на елку». «Елка» называет другое дерево и т.д. Кто прозевает — отдает фант. В конце игры фанты выкупаются.
Перед началом игры ведущий должен познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках.