Адаптация к детскому саду рекомендации для родителей: 3 этапа, 4 фактора влияния на рабенка, 8 советов родителям – Рекомендации родителям по адаптации детей к детскому саду

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду.

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду.

Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша.

Поэтому мы рекомендуем:

• привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;

• познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

• обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;

• расширить «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;

• необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;

• планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

• в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку;

• ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.

Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций не является обязательным. Но выполнение их поможет Вашему ребенку безболезненно пройти период адаптации.

Проблема адаптации детей к детскому саду.

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать — рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.

Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптация (от лат. — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.

К основным критериям адаптации относятся:

• поведенческие реакции;

• уровень нервно – психического развития;

• заболеваемость и течение болезни;

• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

-наличие у ребенка своеобразных привычек,

-неумение занять себя игрушкой,

-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Памятка для родителей № 1

Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не

эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще

раз напомните, что вы обязательно придете

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Памятка для родителей № 2

Советы родителям:

1. В первую очередь родители должны познакомиться с воспитателями.

2. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически — рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться — не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно — обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час — с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

4. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище — супам, кашам, салатам и т.д.

6. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания.

7. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.

8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать — держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени — гулять, играть, разговаривать.

11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

Рекомендации родителям по адаптации детей в детском саду

Рекомендации родителям по адаптации детей в детском саду

Адаптация ребенка к детскому саду является болезненным периодом, при котором происходит ломка привычного образа жизни ребенка и его родителей. Переступая порог детского сада, в жизни каждого ребенка начинают происходить значительные изменения, связанные с новым распорядком дня, болезненным расставанием с матерью, а также с длительным пребыванием ребенка в незнакомом помещении с незнакомыми взрослыми и детьми. Такая резкая смена условий существования, как правило, сопровождается тяжелыми переживаниями ребенка, снижением игровой, а иногда и речевой активности. Эмоциональный шок, испытываемый ребенком в период адаптации к детскому саду, резко снижает защитные свойства организма и негативно сказывается на его здоровье.

В жизни каждого родителя наступает период, когда он должен доверить своего ребенка заботам детского дошкольного учреждения. Заключая договор с дошкольным образовательным учреждением, мы возлагаем ответственность за результаты адаптации на квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы с детьми в адаптационный период. Это правильное и обоснованное требование. При этом хочется отметить, что начинать готовить ребенка к детскому саду нужно задолго до его фактического поступления в ДОУ. В связи с этим хочется ознакомить родителей с рекомендациями, которые помогут подготовить ребенка к поступлению в детский сад, а также позволят облегчить адаптационный период ребенку и его родителям.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения можно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для него среду с болезненным привыканием организма к ее условиям.

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования.

Задачи:

1. Подготовка ребенка к ДОУ.

2. Знакомство с физиологическими особенностями организма ребенка в период адаптации.

3. Рекомендации по нормализации физиологического состояния ребенка в период адаптации.

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в три года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

«Готовность» к детскому саду у здоровых детей различна, но учитывая возрастные характеристики детей, наиболее благоприятным возрастом для посещения детского сада у девочек являются два года, а у мальчиков, более привязанных к матерям, этот возраст составляет 2,5 года. Именно в этом возрасте у ребенка уменьшается боязнь посторонних, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.

Также необходимо обратить внимание на факторы препятствующие посещению детского сада детьми до трех лет. К этим факторам можно отнести последствия тяжелого течения беременности и родов, различные виды нервности и общую ослабленность организма ребенка. Также не рекомендуется отдавать ребенка в дошкольное учреждение в самый разгар кризиса трех лет.

Наибольшая сложность в период адаптации возникает у детей, чьи родители живут изолировано, например, родители и ребенок. Таким семьям необходимо заранее начинать готовить детей к адаптации в детском саду посредством встреч общения с другими семьями, а также намеренно создавая ситуации, в которых ваш ребенок часто будет оставаться на непродолжительное время с родственниками, либо с чужими для ребенка людьми. В период подготовки к детскому саду рекомендуется чаще бывать с ребенком в «обществе», чтобы он привыкал видеть вокруг себя незнакомые лица и попадал в новую для себя среду.

Другим обязательным условием на фазе подготовки ребенка к посещению детского сада, является соблюдение режима дня, приближенного к условиям детского сада. К сожалению, анализ практики показывает, что родители начинают задумываться о режиме дня только с приходом ребенка в дошкольное учреждение.

Также залогом успешной адаптации и последующего пребывания детей в условиях детского сада является единство требований со стороны педагогического коллектива и родителей, поэтому особое внимание, при подготовке ребенка к детскому саду, следует уделять навыкам самообслуживания, а также воспитанию у малыша приемлемого поведения в обществе. Развитие умений самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и раздеваться, с незначительной помощью взрослого, пользоваться горшком, а также умение занять себя игрушкой, позволят ребенку не чувствовать себя беспомощным и зависимым от взрослого, а также помогут ему отвлечься от переживаний и сгладить остроту отрицательных эмоций в период адаптации в детском саду.

Самочувствие малыша в период адаптации значительно могут усложнить прививки, снижающие защитные свойства организма, сделанные незадолго до посещения детского сада,

Для формирования у будущих воспитанников положительных ассоциаций, связанных с дошкольным учреждением, родителям вместе с малышом рекомендуется посетить в ДОУ «День открытых дверей» и детский праздник, познакомить ребенка с детьми и педагогическим составом, посетить занятие. Также рекомендуется вместе с ребенком как можно чаще проходить мимо детского сада и наблюдать за детьми, гуляющими на территории ДОУ, и чаще с радостью напоминать ребенку о том, что скоро он сможет вместе с другими детьми играть и гулять в этом детском саду. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о том, как гордитесь своим ребенком, потому, что его приняли в детский сад.

Родителям рекомендуется проконсультироваться у психолога, либо прослушать цикл лекций об адаптации детей в дошкольном учреждении.

Наиболее подходящее время для поступления в детский сад — это период с мая по август. Связано это с началом отпускных, дачных периодов и уменьшением количества детей в дошкольных учреждениях, что позволяет воспитателям и специалистам уделять максимальное внимание к вновь поступившим малышам. Также данный период позволяет детям лучше адаптироваться в связи с теплой и солнечной погодой, благодаря которой большую часть времени дети проводят на улице.

При этом хочется обратить внимание родителей на то, что если в их семье запланирован летний отпуск, то ребенка приучать к детскому саду целесообразно после приезда из отпуска, а также после абсолютного восстановления его иммунной системы после аклиматизации. Также хочется обратить внимание родителей на тот факт, что детей раннего возраста врачи не рекомендуют вывозить в другой климат, связано это с тяжелой для малыша акклиматизацией и с огромным риском приобретения инфекционного заболевания в ослабленном адаптацией организме. Нельзя не сказать и о психологическом аспекте, связанном с потерей ребенком своей зоны комфорта, которая у маленьких детей достаточно «узкая». Так, малыш в одночасье лишается всего, что было ему привычно и знакомо, это его маленькая и уютная кроватка, его игрушки, его безопасная комнатка, квартира, в которой ему все знакомо с рождения, уличная площадка, где ребенок часто гулял, магазин, в который он часто заходил с родителями. Что он приобретает взамен своей спокойной, комфортной и безопасной жизни? Только маму, которая на весь период отпуска, станет для ребенка «островком» спокойствия, в большом, опасном и незнакомом мире, а также страхи, очень много страхов. Причем мамы не могут до конца осознать, почему их жизнерадостный и крепкий малыш стал плаксивым, отказывается играть и постоянно требует присутствия и ежеминутного внимания родителей. Более того, даже когда ребенок возвращается из отпуска и попадает в знакомую для него обстановку, он продолжает требовать к себе постоянного повышенного внимания родителей. Причем если ребенок до отпуска ходил в детский сад, и адаптация проходила в легкой форме, то повторная адаптация к детскому саду, как правило, проходит в более тяжелой для малыша форме. Ребенок отказывается расставаться с родителями даже на непродолжительное время, его игрушки уже не радуют, а поведение длительный период, иногда от трех до шести месяцев, не приходит в норму.

Подготавливая ребенка к детскому саду, подробно расскажите ему о том, чем он будет заниматься в детском саду. Чем подробнее будет ваш рассказ — тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», — он чувствует себя увереннее. Также поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду, и обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает.

Привыкание к новой обстановке упростилось, если бы группу посещали знакомые ровесники, с которыми раньше играл дома или во дворе ваш малыш. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками и прощаться.

Не следует родителям в присутствии ребенка выказывать свои страхи и опасения по поводу детского сада, также не стоит позволять своим знакомым высказываться критически в отношении принятого родителями решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность и в ребенка. В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, часто обнимать его и больше с ним общаться.

К детскому саду ребенка стоит приучать постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений через одну-две недели можно перейти на обычный режим. При этом не следует затягивать процесс адаптации, иначе ребенок может привыкнуть к своему особому положению.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался, связанны с хорошим аппетитом, спокойным сном, охотным общением ребенка со сверстниками, адекватной реакцией на просьбы педагога и нормальным эмоциональным состоянием ребенка.

Перечисленные ранее рекомендации позволяют значительно смягчить течение адаптационного периода, но было бы заблуждением думать, что ребенок, оторванный от привычной среды и близких ему людей, будет чувствовать себя хорошо и спокойно. Когда при поступлении в детский сад, облик матери заменяется эмоционально-незнакомым человеком, у особо-впечатлительных детей рефлекторно возникает чувство страха. При расставании с эмоционально-близкими людьми физиологическое состояние меняется, и организм ребенка мгновенно мобилизуется, так как природа не предусмотрела механизма адаптации маленького ребенка в ситуации остаться без мамы в незнакомом месте и с незнакомыми людьми. В связи с этим расставание с родителями в детском саду является для ребенка стрессовым событием, которому он изо всех сил сопротивляется. Любому человеку, а ребенку тем более, очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета и заболевание.

Понимая физиологические реакции, происходящие в организме ребенка в состоянии, когда он испытывает страх, родитель может минимизировать стрессовую ситуацию и привести организм своего ребенка в относительно нормальное состояние.

Коротко рассмотрим изменения, происходящие в организме ребенка испытывающего страх. Так при возникновении у ребенка стрессовой ситуации, мозг мгновенно реагирует и дает сигнал об опасности, в результате которого надпочечники мгновенно начинают вырабатывать в больших количествах адреналин, гормон дающий команду организму «сражайся или спасайся». Под его воздействием увеличивается частота сердечных сокращений, повышается кровяное давление, в кровь выделяется инсулин, а большие мышцы ног готовятся к быстрым действиям, направленным на спасение организма. В таком состоянии одно полушарие мозга отключается и работу на себя берет ведущее полушарие. Также перестает работать межполушарное взаимодействие, в результате чего резко снижается реакция, а умственная деятельность становиться не способна адекватно воспринимать ситуацию и должным образом реагировать на неё. Внешне ребенок бледнеет, цепенеет, зрачки расширяются, руки становятся холодными. При этом приостанавливается работа желудочно-кишечного тракта, в результате чего пища перестает усваиваться, а мускулатура кишечника и мочевого пузыря расслабляется, что приводит к частому мочеиспусканию, дискомфорту внизу живота и поносу.

При активном расходовании адреналина по назначению, посредствам интенсивной физической нагрузки, его уровень в организме резко падает, организм постепенно успокаивается и приходит в норму, причем негативные последствия стресса на организм, в данном случае, будут минимальными.

В случае систематически повторяющихся стрессовых событий, при которых отсутствует двигательная активность, адреналин начинает, накапливается в крови, что приводит к хроническому мышечному напряжению, в результате которого у ребенка могут возникать нервные тики, навязчивые движения, истерики, яркие кошмарные сны по ночам и энурез.

Более того, при часто повторяющихся стрессовых ситуациях, во время которых, проблема на уровне двигательной активности не решается и организм в силу каких-то препятствий не стремиться спастись посредством бегства или драки, мозг дает команду на выработку кортизола. В результате выработки надпочечниками кортизола, гормона стресса, происходит сужение сосудов, все функции организма замедляются, а вся энергия организма направляется на работу мозга.

Особое внимание родителей хочется привлечь именно к этой категории детей, адаптация которых может проходить очень длительное время и требует совместных усилий родителей, воспитателей и психолога.

Важной составляющей, для выявления и диагностики таких детей является их полный отказ от физической активности, когда ребенок отказывается бегать, идти пешком, заставляет родителей нести его на руках, либо везти на велосипеде или коляске. Также такие дети отказываются принимать участие в различных видах деятельности, при этом вся их умственная деятельность сосредоточена только на том, как избежать негативной ситуации, связанной с разлукой с родными. Причем внимание такого ребенка очень сложно переключить даже на непродолжительное время. У ребенка наблюдаются повышенная тревожность, страхи, связанные с тревогой за жизнь родителей, а также опасения, связанные с тем, что родители могут за ним не прийти. Настроение у ребенка подавленное, наблюдается плаксивость, отсутствие аппетита и сна. При этом дети в таком состоянии становиться более наблюдательными, что позволяет ребенку манипулировать родителями и воспитателями. Также они становятся очень внимательными к своим физиологическим ощущениям, в результате чего однажды вызвав у себя психосоматическое заболевание, которое позволило долго находиться ребенку дома, они снова и снова будут вызывать в себе это состояние, для того, чтобы добиться желаемого результата.

Таким образом, обобщая информацию, связанную с физиологическими реакциями, происходящими в организме ребенка в состоянии, когда он испытывает страх, мы можем сделать следующие вывод:

В адаптационный период у ребенка может наблюдаться отсутствие аппетита и сна, частое мочеиспускание, жидкий стул, нервные тики и навязчивые движения. Все эти симптому можно устранить, обеспечив ребенку максимум ежедневной двигательной активности.

Пошаговая инструкция для родителей по смягчению течения адаптационного периода

1. Для снижения уровня адреналина в крови необходима ежедневная интенсивная физическая нагрузка на ноги. Для этого достаточно после выхода из детского сада взять ребенка за руку и пробежать с ним в быстром для ребенка темпе, по ровной дороге, метров 60 – 100. Также рекомендуется с ребенком часто играть в догонялки, салочки, давать волю эмоциями и громко кричать, петь, смеяться.

Внимание! Нагрузка на ноги должна быть настолько интенсивной, чтобы у ребенка участился пульс.

2. После того, как вы придете с ребенком домой, обязательно накормите малыша, так как через вкусовые ощущения у ребенка наступает чувство комфорта и спокойствия. Также после повышенного шумового фона, и большого количества детей в детском саду, рекомендуется соблюдать в своем доме тишину, а также избегать праздников и не приглашать гостей в период адаптации малыша.

3. Для приведения физиологического состояния ребенка в норму необходим длительный тактильный контакт родителя с ребенком, в связи, с чем необходимо ребенка ежедневно обнимать, ласкать, выполнять упражнения, при которых вы будете ребенка, по его желанию, подбрасывать и качать, смеяться вместе с ребенком, делать веселый массаж «Рельсы, рельсы». Обратите внимание на то, что положительных эмоций, которые вы будете получать, вместе с ребенком, должно быть как можно больше. Более того, ребенка нужно «заласкать» настолько, чтобы он сам вам сказал: «Мама, хватит!» Только после этого, можно считать, что данная часть инструкции на сегодняшний день выполнена.

4. После того как ребенок успокоится и почувствует себя дома комфортно, необходимо проводить с ребенком ежедневно беседы, объясняя почему он должен посещать детский сад. Исходя из того, что у детей раннего возраста мышление наглядно-действенное и им трудно воспринимать устную инструкцию, рекомендую подготовить альбом с фотографиями родителей, бабушек и дедушек в детском саду. Рассматривайте фото вместе с ребенком, и рассказывайте ему о приятных воспоминаниях связанных с вашим детским садом.

Необходимо готовить вашего ребенка к ежедневной разлуке с вами, при этом давая ему понять, что это неизбежно, потому, что он уже большой. При этом обратите внимание на то, что беседовать на одну только тему, с детьми раннего возраста, необходимо не менее семи раз, при этом беседы должны быть ежедневными. Во время беседы посадите ребенка на маленький стульчик напротив себя, возьмите его за руки, смотрите ребенку в глаза. Объясняя ребенку свою точку зрения, задавайте ему вопросы: «Ты слышишь меня? Ты меня понял?», и обязательно получите от ребенка обратную связь, только после этого приступайте к обсуждению следующей темы.

Заранее договаривайтесь с ребенком о том, каким будет завтра расставание с малышом в детском саду. Например: «Доченька, посмотри на меня! Завтра мне надо пораньше уйти на работу, поэтому, когда мы придем в детский сад, я тебя быстро раздену, обниму, поцелую и убегу на работу. Ты меня поняла? Повтори!». При этом утром следующего дня обязательно сделайте все в том порядке, о котором договаривались накануне.

Хочется обратить внимание родителей на то, что маленькие дети не понимают времени, в связи с этим взрослые очень осторожно должны давать обещание ребенку о том, в какое время они его заберут из детского сада. Обещание родителя должно звучать примерно так: «Ты рано меня не жди, я приду за тобой только после того, как ты поспишь, попьешь кефир, съешь булочку, поиграешь с детками, поужинаешь, за детками начнут приходить родители, и только после этого приду я». Связано это с тем, что ребенок, если ему пообещали родители прийти пораньше, начинает тосковать и ждать их прихода с самого утра. Ребенок не играет, отказывается от занятий, постоянно смотрит на дверь приемной и спрашивает воспитателя о том, когда придут его родители.

5. Следующий этап по приведению центральной нервной системы в норму, связан с приготовлением ребенка ко сну. Для этого, в адаптационный период, желательно ежедневное принятие ребенком теплой ванны. Не душ, не бассейн, которые лучше принимать утром или в течение дня, а именно ванна. Ттеплая вода хорошо снимает мышечное напряжение, а также успокаивает ребеночка и готовит ко сну. После ванны рекомендуется глубокий массаж, который позволит снять остаточное напряжение мышц. После тех шагов, которые вы выполнили по данной инструкции, сон ребенка должен быть спокойным и крепким.

6. Утром, когда будете поднимать ребенка, не стоит заострять внимание на том, что необходимо идти в детский сад, желательно переключать ребенка на приятные для него темы. Большим подспорьем здесь может стать ритуальный праздник, который вы будете проводить один раз в неделю, в один из выходных дней. Так каждое утро вы будете заострять внимание своего малыша не на необходимости идти в детский сад, а на приятном событии, которое наступит через 4 дня, 3 дня и т.д. Например, утро может начинаться таким образом: «Сынок, просыпайся, а ты помнишь, что у нас с тобой осталось уже два дня до праздника? Папа должен подготовить для тебя какой-то сюрприз. Как ты думаешь, что это может быть?»

Для того, чтобы праздник для ребенка стал незабываемым событием, подготовить его нужно также ориентируясь на его возрастные особенности. Длительность праздника должна составлять не более 30-40 минут. В связи с тем, сто у маленьких детей обострены все органы чувств, при подготовке праздника это стоит учесть и попытаться их удовлетворить:

  • Создайте яркую и красочную «атмосферу» праздника. Так, если праздник вы планируете проводить в «Развлекательном центре для детей», ярких впечатлений ребенку будет достаточно, но если праздник будет проходить у вас дома, то желательно стол накрыть яркой скатертью или клеенкой, причем пользоваться ей желательно только в эти праздники. Поставьте на стол различные яркие цветы (подойдут даже искусственные), яркую, красивую посуду. Украсьте комнату шарами и мишурой, наденьте на всех праздничные бумажные колпачки.

  • Для того, чтобы удовлетворить вкусовые ощущения вашего малыша, приготовьте на праздник самое любимое его блюдо или лакомство. Причем это блюдо должно быть действительно любимым и готовить его нужно будет на каждый праздник, так как именно это блюдо будет ждать ваш малыш целую неделю.

  • Обязательно подготовьте ребенку сюрприз. Это может быть: долгожданная игрушка, гелиевый шарик. Смысл сюрприза в том, чтобы в течение недели вы акцентировали на этом предмете внимание ребенка, переключая его внимание с неприятных для него событий.

  • Во время проведения праздника настроение мамы должно быть особенно приподнятым, веселым и жизнерадостным. Это позволит передать приподнятое настроение всем участникам праздника и подарит незабываемые воспоминания на длительный период времени.

  • Делайте во время праздника большое количество фотографий, при этом самые удачные и смешные снимки распечатывайте, вставляйте в красивые рамки и размещайте в тех местах вашего дома, где вы часто бываете с ребенком по утрам, собираясь в детский сад. Как можно чаще переключайте внимания ребенка на снимки по утрам, пытаясь вместе с ним пережать приятные для вас обоих события.

7. Не стоит с ребенком по дороге из дома говорить о детском саде, так как вчера вами была проведена обстоятельная беседа на эту тему. Достаточно будет только напомнить ребенку о том, что вы опаздываете на работу и долго прощаться с ним в приемной детского сада не сможете. Ваша задача: не давать думать ребенку о негативной ситуации и постоянно переключать его внимание на двигательную активность, либо на интересные и познавательные события, происходящие вокруг вас. Например, подсчет встречающихся машин и название их моделей, перечисление цветов, наблюдение за временами года и т.д. Запомните, что ваши слова задают мозгу вашего ребенка установку, какие мысли он должен порождать. Обращаю внимание родителей на то, что человек не может думать одновременно позитивно и негативно, следовательно, именно вам, авторитетному взрослому, решать, о чем будет думать ваш маленький ребенок именно в этот отрезок времени.

8. Когда вы войдете в детский сад, задача родителя заключается в том, чтобы как можно быстрее раздеть ребенка, попрощаться с ним и передать в руки воспитателю, при этом задача педагога: быстро переключить внимание ребенка с родителей на события в группе. Если ваш ребенок начнет плакать, либо у него начнется истерика, вы можете попросить воспитателя или нянечку раздеть ребенка, сказав при этом ребенку, о том, что вы опаздываете на работу и выйти из приемной.

Резюмируя вышеперечисленные рекомендации, хочется обратить внимание родителей на то, что их главная задача заключается в том, чтобы привести ребенка из дома в детский сад без слез и истерик. Ребенка заплакавшего в стенах детского сада намного легче успокоить педагогу, нежели ребенка плачущего длительный промежуток времени, например на протяжении всего пути от дома до сада. Повторюсь, но связано это с тем, что организм ребенка в состоянии стресса реагирует всегда одинаково, как при смертельной опасности, и для того, чтобы ребенок, плачущий в течение получаса пришел физиологически в норму, для этого требуется несколько часов. Как понимаете, в такой ситуации речь уже не идет о полноценном завтраке, игровой деятельности, развивающем занятии и просто о стабильном эмоциональном состоянии ребенка в детском саду.

Уважаемые родители, именно от Вашей ежедневной работы будет зависеть насколько легким или тяжелым будет привыкание ребенка к детскому саду, а также именно от Ваших усилий будет зависеть настроение и самочувствие Вашего малыша. Легкой Вам адаптации!

Консультация: Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации родителям

по адаптации ребенка к детскому саду

     Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

      Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Разумеется, заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ

Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СПАТЬ ПОРА

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.00 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

Одеваемся

Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!

Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Максимум внимания

Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.

По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.

Семья

Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.

Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Не пугайте садиком

Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.

ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом — возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» — да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.
  2. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».
  3. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.
  4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
  5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
  6. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Ваш ребенок пришел в детский сад

  1. Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
  2. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
  3. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
  4. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
  5. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка! Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Консультация (младшая группа) по теме: Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации родителям

по адаптации ребенка к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада принимаются легко, без долгих обсуждений. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.).

Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.

Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Подготовка ребенка к детскому саду

Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад. Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.

Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Адаптация ребёнка к детскому саду

Уважаемые родители!  Для того  чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.

В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

— к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;

— обществу своих сверстников;

— новой пище и условиям еды;

— новой обстановке для сна.

Вашему ребенку будет легче привыкать ко всему постепенно.

Важно до поступления в детский сад приблизить домашний режим дня к режиму детского сада.

Психологически ребенку наиболее тяжело даются 3 момента из режима детского сада: приход утром и расставание с родными, возвращение в группу после прогулки, укладывание на дневной сон.

Рекомендуемый вариант посещения детского сада на период привыкания:

1. Сначала приводить ребенка на  1-ю половину дня до сна. Если эмоциональные реакции ребенка будут очень сильными (постоянный непрекращающийся плач) разделите этот этап на два:

— Сначала приводить ребенка на 2 – 2,5 часа в период с 9.00 до  возвращения в группу с утренней прогулки, накормив ребенка дома завтраком (в начале посещения детского сада желательно в первые дни не оставлять ребенка надолго, так как даже 2 часа в стрессовой ситуации покажутся малышу вечностью).

— Затем  время пребывания в детском саду увеличится с 8.00 до 12.00,  и мы предложим ребенку попробовать обед в группе.

2. После этого попробуем оставлять ребенка в группе спать и примерно 1- 2 недели Вы будете  забирать его после дневного сна (оставлять на сон только тогда, когда ребенок привыкнет к другим режимным процессам). Если будете оставлять ребенка на дневной сон, принесите для облегчения засыпания его любимую игрушку из дома (или приносите ее ежедневно) и пижамку.

3. Далее можно переходить на полный режим, то есть то время пребывания ребенка в детском саду, которое удобно Вам.

Сколько по времени будет продолжаться каждый этап, сказать трудно, потому что все дети проходят  адаптацию по-разному.

Обязательно:

— Повесьте в шкафчик ребенка  пакет с запасной одеждой (белье, колготки-гольфы, рубашка-платье – может быть несколько комплектов белья) и пакет для мокрой одежды.

— Расскажите воспитателям и психологу  о ребенке как можно больше, все, что Вы считаете особенно важным. Мы готовы прислушаться к Вашим пожеланиям.

— Если что-либо будет волновать Вас  в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь вашими сомнениями с воспитателями.

По возможности:

— Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которыми ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними.

— Если ребенок  не легко идет в группу, по-возможности не затягивайте расставание с ним  утром: долгие проводы – долгие слезы (Передали ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у  него, скорее всего, начнется истерика).

Resource id #4522

Консультация на тему: Рекомендации для родителей по адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду.

Рекомендации для родителей

по адаптации  ребенка 2-3 лет

к детскому саду.

I младшая группа

 «Солнышко»

Рекомендации для родителей по адаптации

ребенка 2-3 лет  к детскому саду.

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это первый опыт коллективного общения.  Новую обстановку,  незнакомых людей  не все дети принимают сразу и без проблем.

Большенство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие- соглашаются  идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться  к детскому саду.

Есть причины, которые вызывают слезы у ребенка:

  1. Тревога, связанная со сменой обстановки.
  2. Отрицательное первое впечатление  от посещения детского сада.
  3. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду.
  4. Отсутствие навыков самообслуживания.
  5. Избыток впечатлений.
  6. Личное неприятие воспитателя или воспитателей.

Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующие режиму детского сада.

В первые дни  не следует оставлять малыша в детском саду дольше 2 часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.

 По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после  прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, т.к. родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет. Стоит взять его на руки, успокоить-вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном. Поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет в детский сад, вместе решить, какую одежду  он оденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым  малыш уже  обучился. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад.

Родители, отдавая сына или дочь в детский сад, часто сталкиваются с трудностями.

Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

  1. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость- нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  2. Обвинение и наказание ребенка за слезы- это ошибка родителей. От старших требуется только терпение и помощь.  Все, что нужно малышу- это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны помочь родителям в этот непростой для семьи период. Не стоит в первое время  планировать важных дел. Сын или дочь  могут привыкать к детскому саду 2-3 месяца.
  3.  Еще одна ошибка родителей- пребывание в  состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.

Кажется, что дети маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это  еще больше усиливает детскую тревогу.

  1. Пониженное  внимание к ребенку также  является типичной ошибкой родителей.  Довольные  работой  ДОУ, некоторые мамы  облегченно вздыхают и уже почти не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Нужно наоборот, больше времени проводить с ребенком в этот период жизни.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по -разному. Но привыкание к дошкольному учреждению- это  также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка. Помогать ему, преодолевать трудности.

Рекомендации для родителей. «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Есть особый сад на свете,

Не деревья в нем, а дети,

Он для маленьких ребят

И зовется «Детский сад!»

Это просто добрый дом

Где мы весело живем

Воспитатели и няни

Целый день конечно с нами

Здесь красиво и светло,

И уютно и тепло,

И вокруг друзья- подружки

Есть и книжки и игрушки.

Мы играем и рисуем,

Сказки слушаем, танцуем,

А из глины на дощечке

Лепим разных человечков.

К нам друзья вы приходите

Посмотрите, оцените,

А понравится у нас,

ОСТАВАЙТЕСЬ СЕЙ ЖЕ ЧАС!

.

       Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

     Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь- это новое окружение, новая обстановка, новые люди, одним словом адаптация. Слово «Адаптация» означает приспосабливаться на новые для ребёнка условия. Процесс часто проходит с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются такие изменения как:

  • Четкий режим дня;
  • Отсутствие родных рядом;
  • Постоянный контакт со сверстниками;
  • Необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
  • Резкое уменьшение персонального внимания.

 Адаптационный период- серьёзное испытание для ребёнка 2-3 года жизни. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы решают в детском саду все вместе : воспитатели, младшие воспитатели и родители. Самая главная задача создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Каждый малыш привыкает по- своему, у кого-то адаптация проходит в легкой форме три — четыре недели, у кого-то в средней форме до двух месяцев, у кого-то тяжёлая адаптация до шести месяцев.

Для того, чтобы адаптация к детскому саду стала максимально безболезненной для ребенка, нужно сделать её постепенной, так как каждый ребенок привыкает по своему. Я для вас подготовила некоторые рекомендации.

Уважаемые родители:

  1. Постарайтесь быть терпеливыми к себе и к своему ребёнку. Прислушивайтесь к советам и просьбам воспитателей.
  2. Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.
  3. Одежда в группе для данного возрастадолжна быть удобна шорты, брючки без застёжек и лямочек, носочки хлопчатобумажные, ребёнку проще будет самостоятельно одевать.
  4. Сократите просмотр взрослых телепередач, а больше уделяйте внимание своему малышу читайте: сказки, стихи, потешки, пойте детские песенки. Проявляйте с малышом творческую деятельность (рисуйте, лепите). У ребёнка сформируется усидчивость.
  5. Расширяйте «социальный горизонт» ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу. Имея такой опыт, ребёнок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
  6. Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребёнку, что вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родителибудут относиться к такому важному событию, как посещение ребёнком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Не скупитесь на похвалу, говорите малышу какой ты молодец , хороший, смелый.
  7. В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре)малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.
  8. В детскийсад можно брать с собой любимую игрушку, мамин платочек, книжку, ребёнку будет легче находиться в группе связь с домашним домом.
  9. Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнка детскогосада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детскогосада должна быть ограничены двумя часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
  10. Ребёнок должен приходить в детский сад здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

— Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

— Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

— Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

— Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу,

например, предстоит оставаться в садике полдня или даже на полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка:

  • Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
  • Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

 

Статья по теме: Рекомендации родителям по успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада

 Рекомендации родителям по успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

 

    Дома в период подготовки ребенка к детскому саду необходимо создать щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное пребывание на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком — особенно ласковым.

    Заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети ходят туда, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком примерно такие беседы: «Детский сад-это такой красивый   большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей: там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно, и весело».

    Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте

      ребенку о том,  как ему повезло — скоро он сможет сюда ходить. В присутствии малыша расскажите родным   и знакомым о том, что его приняли в детский сад!

    Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки  другим детям.

    Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания — и ему будет проще отпустить вас.

   Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

   Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Диме. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью, и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

    В присутствии   ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

       Никогда не пугайте ребенка детским садом !

    В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени — компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.

   Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *