Японская математика для детей: Эта японская методика научит любого ребенка быстро считать в уме – Японская система развития детей

Японская система развития детей

Как помочь ребенку вырасти успешным

Как обеспечить успешное будущее ребенка? Над этим вопросом рано или поздно задумываются все родители. Но мало кто представляет, что конкретно нужно делать, чтобы правильно развивать ребенка. С какого возраста начинать занятия, заниматься самостоятельно или с помощью педагогов, какую методику выбрать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей.

Ответы на них уже найдены. Многие родители слышали об уникальной японской системе развития детей Kumon. Сегодня по ней занимаются более 4 миллионов детей (от 2 до 17 лет) в 48 странах мира.

Секрет японской методики прост. Чтобы ребенок рос успешным, нужно развивать его с самого раннего возраста, сочетая элементы традиционного воспитания и современные подходы. Каждое занятие должно быть построено по принципу «от простого к сложному». Именно он лежит в основе обучения детей в Японии. И результат такого подхода превосходен — японские дети быстро приобретают необходимые для учебы навыки и успешно учатся.

С чего все началось?

Первая тетрадь Kumon появилась, потому что папа хотел помочь своему сыну с математикой.

В 1954 году учитель математики Тору Кумон обнаружил двойку по арифметике в дневнике своего сына Такеши. Он придумал для мальчика простые задания, которые помещались на один тетрадный лист, и предложил решать их ежедневно.

С каждым днем он давал ему все более сложные задания. Мальчик занимался всего по 20 минут в день, но вскоре стал учиться лучше своих одноклассников, а к шестому классу уже умел решать дифференциальные уравнения. Родители одноклассников Такеши попросили Кумона позаниматься и с их детьми. Так появился первый центр Kumon. Сегодня такие школы есть по всему миру.

В чем суть методики?

Японская система развития детей сама по себе очень проста, но при этом невероятно эффективна. В ее основе лежит несколько принципов.

1. Метод «шаг за шагом». Это идеальный подход в обучении детей. Малыши сначала выполняют более простые задания, постепенно они усложняются, едва заметно для малыша. Ребенок осваивает тот или иной навык постепенно, без спешки, отрабатывая каждый этап шаг за шагом.

Занятия в тетрадях Kumon основаны на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить и закрепить приобретенные навыки. Двигаясь вперед небольшими шажками, ребенок добивается успеха.

2. Хвалите ребенка. Японцы советуют хвалить детей как можно чаще. Они уверены. что именно так формируется мотивация к учебе. Даже небольшое достижение — огромный шаг на пути к успеху. В тетрадях Kumon даже есть специальный сертификат, который можно вручить ребенку после выполнения всех заданий. Такие маленькие награды не только повышают мотивацию ребенка, но и улучшают его самооценку.

3. Учеба — это игра. Японская методика предполагает, что все занятия в тетрадях должны быть яркими и игровыми, ведь только такие упражнения могут понравиться детям. Учиться нужно, играя, а иначе ребятам будет скучно. К тому же особенность памяти человека такова, что мы запоминаем только то, что нам интересно.

4. Позвольте ребенку быть самостоятельным. Методика Kumon рассчитана на самостоятельное освоение ребенком навыков. Все задания в тетрадях созданы таким образом, что малыш может справиться с ними сам. Задача родителя — помогать только тогда, когда ребенок сам просит об этом. И, конечно, не стоит поправлять ребенка, переделывать за него или стараться добиться идеального результата. Японцы уверены, что любая ошибка — это шаг к успеху.

5. Короткие занятия. Маленькие дети довольно быстро устают. Именно поэтому японская методика предполагает всего 20-минутные занятия, но ежедневно. Это оптимальное время, за которое малыш не устанет и в то же время успеет потренироваться в том или ином навыке.

6. Разные навыки. Японская методика помогает развивать самые разные навыки у детей всех возрастов. Для самых маленьких — это такие простые навыки, как умение работать с карандашом, ножницами, клеем, рисовать и раскрашивать картинки, для детей постарше — письмо, счет, самые разные математические навыки, изучение иностранного языка.

Примеры заданий

Все задания в японской системе развития детей интересные и разнообразные, повторяющихся заданий нет. Вот лишь несколько типов заданий, которые будут полезны детям.

1. Раскрась картинку. На развитие мелкой моторики, знакомство ребёнка с цветами и формирование художественного вкуса.

2. Вырежи геометрическую фигуру или предмет и расположи их на картинке. Задания такого типа научат ребенка клеить, делать аппликации и собирать пазлы, помогут запомнить геометрические фигуры и цвета, разовьют мелкую моторику руки и пространственное мышление ребенка.

3. Лабиринты. Когда ребенок проходит лабиринты, у него развивается мелкая моторика руки, логическое мышление, память, он учится проводить разные типы линий, а значит готовиться к письму.

4. Разрежь картинку по линиям. Подобные задания помогут ребенку научиться вырезать фигуры простых и сложных форм, разовьют мелкую моторику и разные виды мышления малыша.

5. Проведи линии от одной цифры до другой, соедини по точкам, напиши цифру, выбери правильную геометрическую фигуру. Такие упражнения разовьют математические способности ребенка, порядковый счёт от 1 до 30, ребенок поупражняется в написании чисел, запомнит геометрические фигуры, потренируется в письме.

Какие качества развивают тетради

Безусловно, занятия по японской методике развивают целый перечень конкретных навыков, но это не главное. В системе Kumon обучение построена так, что вместе с ключевыми навыками ребенок тренирует внимательность, усидчивость, память, самодисциплину, привычку к самостоятельным занятиям, у него формируются уверенность в себе и своих силах. Все это качества, без которых сложно представить успешную учебу.

Выбрать тетради по возрасту и навыкам

Вконтакте

Facebook

Twitter

Как обучают детей в Японии

Экология познания: Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается

 

В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.

 

…Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям.

О том, как работает эта методика развития детей, мы поговорили с Анастасией Креневой — руководителем детского направления издательства «Манн, Иванов и Фербер», которое выпускает тетради KUMON в России.

 

– Что такое KUMON и в чем их «фишки»?

 

– KUMON – это японская методика развития навыков, которые обычно должно быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.

 

Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей — каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное — заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики — последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.

Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание — обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как 2-летний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать?

 

Это же сложно — нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинает с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т. д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради…

Другая особенность в том, что KUMON — это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок. 

 

Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно — ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.

 

 

– Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?

 

– Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет – маленького формата; тетрадки для детей постарше – большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать. 

 

В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.

 

Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.

 

– То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?

 

– Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений — и теперь у него это прекрасно получается.

 

Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии —«Учимся вырезать». В принципе, этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, — тетради с аппликациями. 

Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.

 

Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает — в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.

 

 

 

– Какие типы развивающих тетрадей есть в России?

 

– Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый – это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть всё: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т. д. ), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок, развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не “ставят руку” и не учат именно вырезать, как делает это KUMON.

 

Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Онипо-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.

 

В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой “большой” отличается от “маленький”. От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально!

– Понятно. А какой второй тип тетрадей?

Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность. 

Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше 5 лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в 2-3-4 года не понимает. У него еще не развито математическое мышление.

 

– Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит?

 

Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно — учат. Исключение — тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу “обведи заштрихованные линии и продолжи сам”.

С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку 2-3 лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок 2-3 лет еще не понимает этого.

Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет представлять собой лабиринт — от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец. 

Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать.

 

– И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам?

 

– Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит:«Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался. опубликовано econet.ru

 

Японские учебники для первоклашек: «Спокойствие, только спокойствие!»

Уже неделю я — родитель японской первоклассницы, добросовестно складываю портфель каждый вечер, и хочу показать вам учебники, которые нам выдали в школе. Когда я показывала их в инстаграме, многие написали, что они похожи на тетради Кумон — мы тоже покупали и их, и Гаккен в большом количестве. Оформление похоже, но все-таки видно, что подобные тетради просто для натаскивания на предмет — повторяющиеся задания, а учебники имеют структуру с последовательным развитием. Полиграфия похожа, но мне очень понравилось в учебниках сочетание фотографий и картинок. Итак, смотрим!

IMG_1371

Даже жалко было выбрасывать пакет, в котором дали учебники, такой драматический поворот головы у этих карапузиков ))

IMG_1410

Порядки в стране строгие, в том числе и в школе, а учебники — сами видите )) Слева направо верхний ряд: что-то вроде «Морали», математика, чистописание, что-то вроде «Обществознания» (если буквально — то просто «повседневная жизнь»). Нижний ряд: музыка, родной язык, что-то вроде «Труда» или «Технологии»? В общем, поделки. Одним из моих садиковых переживаний было то, что заканчивается веселая жизнь с поделками и праздниками, но оказалось, что еще немного повеселимся. Вот что в 1 классе будут делать руками. Особенно мне по душе крупномасштабная возня с пластилином и песком!

IMG_1372

IMG_1375

IMG_1376

Как из детей, в которых явно поощряется свобода креатива, получаются безынициативные, застегнутые на все пуговицы взрослые? Это нам еще предстоит узнать… Пока что получаем удовольствие от того, что нам дают. В учебнике есть руководство о том, как из майонезной бутылки сделать брызгалку, а также чем заняться в парке на прогулке зимой.

Тут предлагают выбрать понравившуюся картинку и подумать о том, какие формы и цвета тебе нравятся

IMG_1374

А тут, смотрите, детские каляки-маляки рядом с признанными и успешными творениями дизайнеров. Вот то, что с цветочками — помните, была же коллаборация у Shu Uemura с этим иллюстратором недавно! Еще важный момент — все поделки всегда дети делают сами. Никто не просит, чтобы они были тщательно сделаны, и еще с садика я поняла, что аккуратность в этом деле вообще далеко не главное, судя по экспонатам, притащенным дочкой оттуда (включая бумажную пальму в натуральную величину). Я никогда даже не подхожу к чаду в часы бурного творчества, не мое это дело )))

IMG_1373

Почему-то мне аж плакать охота, когда я вижу моменты свободного, ничем не сдерживаемого творчества у детей, когда им только задан импульс, а дальше они уже сами, не оглядываясь на то, как это должно выглядеть, или на образец, или как у соседа. Мне кажется, в такие моменты они становятся такими целеустремленными, начинают понимать — что они хотят и как это сделать самостоятельно.

IMG_1377

Учебник по японскому языку

IMG_1381

Начинают с того, как правильно сидеть и держать карандаш. В младшей школе пишут только простым карандашом.

IMG_1382

IMG_1383

Тут разбирают отличие слов «obasan» и «obaasan» — тетка и бабушка. Картиночки, да? LOL

IMG_1386

Катакана на примере западного завтрака: салат, джем, суп, желе — вся не исконно японская еда )))

IMG_1388

Обсуждение картинки

IMG_1384

Хирагана

IMG_1387

В учебнике по математике такие приятные картинки

IMG_1389

Чистописание

IMG_1391

IMG_1390

Музыка — дети осваивают несколько музыкальных инструментов. Некоторые ходят на дополнительные занятия по пианино, но, говорят, интенсивность у таких кружков очень низкая, что-то вроде по полчаса в неделю с непонятным результатом. Для аппетита, в общем!

IMG_1399

IMG_1398

Интересный предмет о нравственном воспитании: рассказы и обсуждения по разным проблемам, типа лжи, отношения к старикам, тут же онлайн безопасность. Как вести себя, если жизнь столкнула с ребенком, который ничего не хочет делать и никого не слушает.

IMG_1395

IMG_1397

Виды желудей

IMG_1393

Зимние развлечения

IMG_1394

IMG_1392

Эту коробку нам тоже выдали в школе, в ней набор бесплатных принадлежностей: мелки, 2 чехла безопасности на ранец, всякие висюльки, которые надо цеплять на ребенка, они показывают, что ребенок застрахован. Также там есть тревожный свисток, который вешают на рюкзак.

IMG_1400

IMG_1407

IMG_1408

Помимо этого, многие родители покупают вот такую штуку, которая при нажатии издает звук в 93 децибел (для примера, сирена пожарной машины — 100).

IMG_1459

Все это вешается на ребенка, который идет самостоятельно, впервые без родителей, в школу и обратно. В основном, по всему маршруту детей передают с рук на руки волонтеры из числа окрестных жителей, которые дежурят на перекрестках. Выход каждого ребенка и пересечение потоков детей рассчитаны по минутам, и если исключить теракт или еще какое глобальное происшествие, у детей нет шанса рассеяться и потеряться. У каждого на желтой шапочке — номер класса и цвет маршрута, а также эмблема школы.

7f51832c-8856-463b-8d39-7cc66337e3ed

Порядки в школах зависят от города и района, у нас можно забирать ребенка от школы, накануне оставив отметку об этом. Вот так они расходятся после окончания занятий

https://instagram.com/p/BhbA5olAqfH

В течение первой недели мы получили огромное количество бумаг, которые надо изучить и принять к сведению! По садику знаю, что если что-то пропустить, то можно запросто прошляпить собрание или вовремя не дать ребенку какую-нибудь необходимую в этот день косыночку или тряпочку.

IMG_1548

Для хранения всего, что связано с вещами, которые ребенок каждый день берет в школу, я купила органайзер, очень удобный, при моем паническом страхе потерять какую-нибудь штучку.

IMG_1467

IMG_1468

И как хорошо, что ребенок жаворонок! И в садик мы легко просыпались в 6:30, и в школу, никаких проблем. Так что пока все это действует на меня успокаивающе ))


Ментальная Арифметика — Японские Тесты

Описание

Японские Тесты — это тест для измерения практических навыков по математике, включая вычисления, построения, выражения, измерения, организацию, статистику и доказательства. Это система абсолютной оценки, проводимая на национальном уровне и управляемая Институтом сертификации математики Японии.

Как правило, предварительная квалификация не требуется. Любой может начать с уровня по своему выбору.

Уровни

Всего существует 14 уровней: от 1-го кю для выпускников колледжа до номера и формы для детей дошкольного возраста, также предлагаются уровни до-1 и до-2.

— Каждая с 1-го по 5-ю Кю разделена на две части: «Раздел 1: Тест на вычисление» для измерения навыков расчета и «Раздел 2: Тест на применение» для измерения прикладных математических навыков. Оба раздела выполняются в один и тот же день.

— При первом прохождении теста необходимо сдать оба раздела.

— Один и тот же человек не может пройти более одного уровня тестирования в один и тот же день.

— Групповой экзамен не разрешается проводить 1-й кю.

— В Японии английская версия этого теста применяется только для 1-го Кю до 8-го для группового тестирования и 1-го Кю до 8-го для индивидуального тестирования (два раза в год).

Даты испытаний (для Японии)

Индивидуальное тестирование проводится три раза в год, в апреле, июле и ноябре (или октябре), на экзаменационных площадках, подготовленных Институтом сертификации математики Японии. Групповое тестирование проводится примерно 15 раз в год (с использованием школьного здания, учебного сайта, предприятия и т. Д. В качестве экзаменационной площадки).

• Индивидуальное тестирование от 1-го до 11-го Кю проводится на экзаменационных площадках по всей Японии, подготовленных Институтом сертификации математики Японии. Тестирование на количество и форму проводится только дома (с тестовыми задачами, отправленными на дом тестируемого).

Количество тестируемых по годам

Первый тест  был проведен в 1992 году 5500 тестируемым. С 2006 года более 300 000 человек ежегодно сдают экзамен, в котором участвуют 15 000 школ, образовательных организаций и других групп. Со времени основания Института математики в Японии этот экзамен прошли более 3,5 миллионов человек.

Материал предоставляется в цифровом виде — PDF файл для скачивания и самостоятельного распечатывания.

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *