Художественная литература для детей 2 3 лет – Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме: До-21.12.2015года-Методическая разработка — Список источников художественной литературы по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. от 2014 года

Содержание

Материал по художественной литературе ( группа) на тему: Перспективное планирование работы с детьми 2 – 3 лет по ознакомлению с устным народным творчеством и художественной литературой.

 

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

с

е

н

т

я

б

р

ь

«НАША МАША МАЛЕНЬКА…» — чтение рус.н. потешки.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа.

«ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК!…»чтение потешки.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа

«КУРОЧКА-РЯБА» -чтение рус. н. сказки.

Цель: Прочитать знакомую детям сказку, поощрять при произно-шении отдельных слов из текста. Рассмотреть с детьми иллюстрации к сказки, обратить внимание детей на яркость красок.

«КТО КАК КРИЧИТ» А.Барто — чтение

Цель: Познакомить детей с новым для них худож. произведением. Предоставить возмож-ность «поиграть» в героев стихотворения Поощрять самостоя-тельное творчество детей, подражание го-лосам и повадкам героев стихотворения.

 

КОЛОБОК»настоль-ныйтеатр.

Цель: Формировать у детей интерес к театральным действии-ям. Вызвать эмоцио-нальный отклик.

«МИШКА» А.Барто-

чтениестихотворе-ния.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

«ЗАИНЬКА,ПОХО-ДИ…» хороводная игра.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями.

«ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК…» чтение

Рус. н. потешки.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.

 

 

 

 

н

о

я

б

р

ь

«КОЗЛЯТКИ И ВОЛК» — чтение рус. н. сказки.

Цель: Познакомить детей с новой для них рус. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь.

«ЗАЙКА, ЗАЙКА, ЧТО СТОБОЙ?»хоровод-наяигра.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями

 

«СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ»С.Маршак – чтение стихотворения.

Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить слушать поэтический текст.

«ПЕТУШОК, ПЕТУШОК» чтение потешки.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.

д

е

к

а

б

р

ь

«КАРАВАЙ»хоровод-наяигра.

Цель: Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональ-ный отклик.

«СЛОН» А.Барто- чтение.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

 

«ТЕРЕМОК»настоль-ныйтеатр.

Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способ-ствовать формирова-нию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев.

«КУРОЧКА»Е.Чарушин — чтение.

Цель: Учить детей воспринимать художе-ственный текст без наглядного сопровож-дения, побуждать повторять отдельные слова при повторном чтение текста.

я

н

в

а

р

ь

 

«ТРИ МЕДВЕДЯ»Л.Толстой

 – чтение.

Цель: Приучать детей внимательно слушать большое по объёму произведение, старать-ся вызвать эмоциональ-ный отклик.

 

«ЗЕРКАЛО» рус.н. хороводная игра.

Цель: Формировать у детей интерес к народному устному творчеству.

«КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ» (отрывок)М.Лермонтов – чтениестихотворе-ния.

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на поэтическое произ-ведение, желание вер-нуться к нему снова.

 

ф

е

в

р

а

л

ь

«АЙ, КАЧИ-КАЧИ-КАЧИ» — чтениепотешки.

Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.

«РЕПКА» настольный театр.

Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способ-ствовать формирова-нию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев.

«ЧИКИ-ЧИКИ-ЧИКАЛОЧКИ» — заучивание наизусть потешки.

Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её вместе с воспитателем.

«МАША И МЕДВЕДЬ» — чтение рус. н. сказки.

Цель: Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдель-ных эпизодов.

 

м

а

р

т

«ПУТАНИЦА»К.Чуковский – чтение сказки.

Цель: Познакомить детей с доброй и весёлой сказкой, выз-вать желание вос-производить звукопод-ражания; учить импро-визировать по сказке.

 

«ЛОШАДКА»А.Барто

Заучивание наизусть.

Цель: Помочь детям запомнить и с минимальной помощью воспитателя, читать стихотворение.

«ИДЁТ КОЗА РОГАТАЯ» -пальчиковая игра.

Цель: Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики.

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» -чтение рус. н. сказки.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.

а

п

р

е

л

ь

«КОМОЧЕК ПУХА, ДЛИНОЕ УХО» — загадывание загадок.

Цель: Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками.

Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать.

 

«КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА» — показ пальчикового театра.

Цель: Познакомить детей с новой рус. н. сказкой. Формировать интерес к театрализо-ванной деятельности.

«КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?»В.Сутеев – чтение.

Цель: Продолжать учить детей слушать художественное произ-ведение без наглядного сопровождения. Учить изображать действия персонажей.

«СОРОКА-БЕЛОБОКА» -пальчи-коваяигра.

Цель: Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоя-тельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.

м

а

й

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» — чтение рус. н. сказки.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.

«ПОД СОСНАМИ, ПОД ЁЛКАМИ…» — загадывание загадок.

Цель: Продолжать знакомить детей с загадками, учить по-нимать смысл загадки.

«ДОЖДИК-ДОЖДИК, ПОЛНО ЛИТЬ» — заучиваниепотешки.

Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её самостоятельно.

«ЗЕМЛЯНИЧКА»Н.Павлова – чтение.

Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить отвечать на вопросы воспитателя по тексту.

 

Книги для детей 2-3 лет: список литературы отечественных писателей

Здравствуйте, дорогие родители!

Каждый родитель несомненно знает, как важны книги для детей: для пополнения словарного запаса, для воображения, фантазии, умения слушать и развития положительных качеств будущей личности.

Каждый ребенок ждет вечерней сказки или истории. С замиранием сердца слушает, что же будет на следующей странице. Как горят эти глазенки, когда ее переворачиваешь.

Я люблю книги и постоянно пополняю книжную коллекцию сына. Сегодня расскажу какие книги читаем мы, может и вы что-то возьмете себе на заметку. Дети все разные и у каждого свои предпочтения. И даже у столь юного читателя могут быть

Конечно малыши 2-3 лет любят много картинок и пока мама читает, разглядывают их и попадают в мир читаемой истории. Поэтому выбирайте книги с максимумом иллюстраций, благо, что теперь на книжном рынке можно найти одну и ту же книгу во множестве исполнений.

Итак, поехали:

  1. Агния Барто «Стихи детям». Эта книга у нас появилась, когда сыну был годик и мы читали с ним эти великолепные стихи, но смысл ребенок стал понимать только ближе к 2 годам. Книга отлично проиллюстрирована, твердый подарочный переплет.стихи Барто
  2. Григорий Остер «Все самые любимые сказки». Довольно объемная книга-480 листов. Сюда вошли многочисленные всеми любимые истории, знакомые нам по мультикам: 38 попугаев, про веселых обезьянок, котенок по имени Гав и другие, не менее занимательные истории. Эта книга вам для чтения пригодится еще долгое время.Остер истории и сказки
  3. Сергей Козлов, его творчество мы можем узнать по одноименным мультфильмам «Ежик в тумане», «Трям» и другие. трямсказки КозловаЕще мне нравится сборник «Зимние сказки», добрые недлинные сказочки о дружбе, доверии, радости маленьких зверят в зимнюю пору.зимние сказкисказки Козлова
  4. Михаил Пляцковский «Большая книга сказок, стихов и песенок». Как видно из названия, здесь и песенки из мультфильмов, и сказки, и рассказы и стихи. Достаточно много всего уместилось в этой книге. Стихи есть очень коротенькие и на разный вкус,  приятные иллюстрации.сказки пляцковский

еще разворот

в развороте

 

4. С. Я. Маршак «Сказки и стихи»

5. К. Чуйковский «Сказки нашего детства». В книге найдете Айболит, Бармалей, Муха-цокотуха, Мойдодыр, Тараканище, Федорино горе, Телефон, приключения Бибигона.чуковскийайболитехали медведи6. С. Михалков «Добрые сказки

7. Б. Заходер «Стихи и сказки»

8. В. Сутеев «Все сказки и картинки». Добрые чудесные сказочки и сказочные повести.ехали медведисказки и повести сутеева9. Русские народные сказки — сборник

10. К. Ушинский «Рассказы и сказки»

11. Л. Толстой «Рассказы и сказки о животных»

12. И. Токмакова «Лучшие стихи и рассказы малышам»

13. З. Александрова «100 стихов малышам»

14. В. Бианки «Сказки и рассказы»

15. Э. Успенский «Сказки»

16.  Г. Цыферов. В этом сборнике ваш малыш узнает о разных историях, которые происходили с лисенком, ежиком. слоненком и другими героями.сказки малышкисказки Цыферова

Книги для детей 2-3 лет: список и описание лучших

Возраст 2-3 года интересен тем, что ребенок начинает воспринимать книгу уже не просто как игрушку или подборку ярких картинок – он осознает смысл стихов/сказок, учится следить за сюжетом, активно комментирует услышанное и увиденное. Конечно, развитие детей в этом возрасте, как и их отношение к книгам, может существенно отличаться. Некоторые малыши готовы слушать сказки часами, другие же активны, непоседливы и как будто равнодушны к чтению. И все-таки в любом случае любовь к книгам в этом возрасте необходимо воспитывать и поддерживать. А о том, как это сделать и какие книжки покупать ребенку в 2-3 года, расскажет вам наша статья.

 

Лучшие книги для детей 2-3 лет – критерии выбора

У всех родителей есть свои вкусы и предпочтения, в том числе и в отношении детских книг. И как уже говорилось выше, развитие детей 2-3 лет может существенно отличаться. При выборе детской литературы стоит руководствоваться, в первую очередь, наблюдениями за собственным ребенком: что он больше любит – стихи, рассказы или сказки? есть ли у него любимые произведения? как долго он может слушать чтение? Ответы на эти вопросы помогут вам определиться с выбором. С другой стороны, возраст 2-3 года хорош тем, что ребенок пока очень пластичен, восприимчив и готов к чему-то новому. А если какая-то книга на данном этапе «не пошла», вполне возможно, что малыш еще оценит ее позже.

Самые основные признаки хорошей книги для ребенка 2-3 лет:

Качественные, красивые иллюстрации. Для этого возраста иллюстрации остается основным критерием качественности книги, ведь малыш воспринимает услышанное в связке с изображениями. Картинки помогают ему понять последовательность действий, о которых идет речь в сказке, или же представить то, что описывает стихотворение. Почему стоит обратить особое внимание на качество иллюстраций в книгах для 2-3-летних детей?

  • Маленьким читателям важна четкость и контрастность изображений, это помогает им сфокусироваться на увиденном. В 2-3 года концентрация внимания еще недостаточно развита. Композиция рисунка не должна уводить взгляд малыша за его пределы. Желательно, чтобы образы были как можно более четкими, а иллюстрации в целом имели достаточно белых пятен, «воздуха» – полностью цветная страница мешает восприятию зрительных образов. Цветовая гамма изображений должна быть яркой (но при этом естественных оттенков), в диапазоне радуги.
  • Ребенок с помощью книги знакомится с окружающим миром, а в персонажах-детях (или одушевленных животных) видит себя. Поэтому изображения должны быть достаточно реалистичными, узнаваемыми; пропорции тел героев должны соответствовать пропорциям тела ребенка.
  • Качественные иллюстрации развивают художественный вкус малыша. По сути, общение с книгой для маленького ребенка – это первое знакомство с искусством. И от того, увидит кроха произведения настоящих Мастеров или топорные картинки, сделанные в Paint, зависит его эстетическое развитие.
  • Картинки развивают речь – по хорошим, правдоподобным иллюстрациям, где ребенок узнает знакомые предметы и ситуации, он сможет научиться основам пересказа.
  • Именно красивые иллюстрации помогут полюбить книги детям, которые изначально относились к чтению без восторга. Кроме того, выбор качественной литературы для ребенка часто провоцирует интерес к книгам у самих родителей.

Лаконичность текста. В 2-3 года дети еще обычно не способны к длительному слушанию. Исходите из потребностей собственного ребенка – не стоит стремиться поскорее прочитать малышу «Волшебника Изумрудного города» или «Карлсона». Короткие рассказы и сказки, стихи являются оптимальным выбором для 2-3-летки.

Классические произведения. Выбор детских книг огромен, и неискушенным родителям бывает сложно разобраться, подходит ли книга для их ребенка. На помощь приходит память о собственных книжках, которые были особенно любимы в детстве. Но не стоит ограничиваться русской классикой – существует множество замечательных книг от иностранных авторов, которые не были доступны раньше, но отлично себя зарекомендовали в других странах.

 

Какие книги читать детям 2-3 лет?

Ребенок 2-3 лет уже знаком с основными понятиями окружающего мира: названиями предметов, животных, цветов и времен года. Задачей книг в этом возрасте будет помощь в дальнейшем расширении кругозора малыша, увеличении его словарного запаса, развитии понимания различных жизненных ситуаций.

Книги для детей 2-3 лет можно разделить на следующие категории:

  • Русские народные сказки;
  • Стихи;
  • Произведения российских авторов – сказки, рассказы, комиксы;
  • Зарубежная классика;
  • Рассказы о природе;
  • Развивающие книги.

Наличие книг разных видов позволяет развивать ребенка комплексно, показать ему разнообразные стороны жизни и творчества. Продолжают быть актуальными и многие книги для детей 1-2 лет.

 

Список книг для малышей на 2-3 года

Рассмотрим подробно, какие именно книги стоит читать ребенку в столь интересном возрасте – 2-3 года. Надеемся, что наш список поможет вам выбрать лучшие книги именно для вашего малыша.

 

1. Русские народные сказки

«Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Морозко», «Лиса и волк», «Волк и козлята» и многие другие – простые в восприятии, мудрые, добрые и поучительные сказки, которые станут важной частью детской библиотечки вашего малыша. Неспроста вот уже много веков русские народные сказки передаются из поколения в поколение. Их главный посыл – вера в победу добра над злом: трудолюбия над ленью, ума над глупостью, великодушия над эгоизмом, силы духа над унынием. Кроме того, народные сказки вводят ребенка в чудесный мир напевной русской речи.

Пожалуй, лучшие иллюстраторы классических сказок – это известные нам по книжкам из собственного детства Васнецов, Рачев, Кочергин, Устинов. Из современных мастеров иллюстрации выделим Юрия Антоненкова. Каждый из этих художников создал собственный сказочный мир, в который приятно окунаться и маленьким детям, и взрослым.

Иллюстрации Юрия Васнецова просты, лаконичны и идеально отражают стиль русской сказки:

 

Особенность зверей, изображенных Евгением Рачевым, – в их индивидуальности. Хитрая кумушка лиса, кроткий зайчик, бесстрашный петух легко запоминаются благодаря яркости и живости образов:

 

Николай Кочергин создавал теплые, душевные иллюстрации:

 

Сказки, проиллюстрированные Николаем Устиновым, обязательно понравятся как детям, так и взрослым читателям. Стиль Устинова – самый реалистичный, он наполнен искренней любовью к русской природе и желанием передать свет и теплоту русских сказок:

 

Отличный сборник сказок, проиллюстрированных замечательным современным художником Юрием Антоненковым, выпустило издательство «Нигма». Он включает 27 русских народных сказок – и все они подходят для чтения малышам 2-3 лет. Отдельной книгой выпущена оригинальная «Репка» с иллюстрациями того же художника.

 

2. Стихи

Дети в возрасте 2-3 лет по-прежнему очень любят стихи. Поэтому продолжайте читать малышу короткие и длинные стихотворения, стихотворные сказки. Барто, Чуковский, Маршак, Токмакова, Александрова, Маяковский, Михалков, Усачев, Благинина, Заходер, Яснов, Демьянов, Кудинов, Лагздынь, Черный – далеко не полный список поэтов, чье творчество будет интересно малышам. Что касается иллюстраций, то для некоторых произведений есть уже «канонические» художники – Лебедев (к сказкам и стихам Маршака), Васнецов и Конашевич (к стихам Чуковского), Вальк и Чижиков (к стихам Барто). Однако некоторые современные художники, например, уже упомянутый выше Юрий Антоненков, Ксения Павлова, Виктория Кирдий, Соня Карамелькина и другие, тоже создают очень интересные иллюстрации ко всем известным произведениям.

 

3. Произведения российских авторов – сказки, рассказы, «веселые картинки»

Ребенок 2-3 лет, любящий книги, наверняка оценит по достоинству простые добрые рассказы и сказки с картинками. Эталоном хорошей книги для малышей для многих родителей неспроста являются произведения Владимира Сутеева с его собственными иллюстрациями. Наиболее полный из представленных сборников – это «В.Сутеев. Все сказки и картинки».

 

Иллюстрации Сутеева украшают любимую малышами историю о приключениях Пифа от Григория Остера. Для 2-3 леток будет интересна и его сказка про котенка Гава (она входит в сборник «Сказки в картинках В.Сутеева» – вместе с другими замечательными сказками для маленьких читателей):

 

Деткам 2-3 лет обязательно понравятся и следующие добрые, проверенные временем книги:

 

Журнал «Веселые картинки» помнят все современные родители. С детьми старше 2 лет вы сможете вернуться в свое детство благодаря книгам с иллюстрациями из того самого журнала:

 

Отдельно стоит сказать о великолепных сериях книг для малышей (там и проза, и стихи), которые просто не могут не нравиться – «Тонкие шедевры для самых маленьких» от издательства «Мелик-Пашаев»:

 

и «Любимая мамина книжка» от издательства «Речь»:

 

4. Зарубежная классика

«Малышовые» произведения иностранных авторов – это отдельная тема для разговора. В детстве современных мам и пап зарубежных книг было мало, и они кажутся многим из нас незнакомыми, чужими. Однако существует огромное количество чудесных переводных книжек, с которыми непременно стоит познакомить ребенка. Им будет посвящена статья Сказки, рассказы и стихи для детей 2-3 лет от зарубежных авторов.

 

5. Рассказы о природе

Маленькие дети очень чувствительны и искренне любят всё, что связано с природой: животных, траву и цветы, грибы, насекомых. Они с удовольствием «помогают» нам на даче, в огороде, ухаживают за домашними питомцами. Чтобы развить и поддержать это нежное чувство любви и заботы о природе, читайте с малышами 2-3 лет произведения классиков – Толстого, Бианки, Пришвина, Ушинского, Чарушина, Сладкова. Эти замечательные авторы помогают детям познакомиться с животным и растительным миром и ощутить, какой он удивительный и многообразный.

 

6. Развивающие книги

2-3-летний возраст – очень плодотворный для новых открытий и умений. О книгах, помогающих детям учиться рисовать, клеить, лепить, пойдет речь в статье Развивающие книги для детей 2-3 лет.

 

Надеемся, что наша статья поможет вам выбрать действительно лучшие детские книги для своего крохи, и вы вместе с удовольствием будете проводить время за чтением и разглядыванием картинок! Приятного вам досуга!

 

Специально для lovingmama.ru

 

Читайте также:

Виммельбухи, или книги-гляделки

Какие книги читать перед сном ребенку? Лучшие сказки на ночь для детей

Серия книг про Петсона и Финдуса: добрая, поучительная и забавная

Тактильные карточки

Сенсорные коробки для детей своими руками

Доска с замочками, или «пульт управления» для ребенка своими руками

Польза пазлов для детей. Виды пазлов. Как выбирать пазлы для ребенка?

Раннее развитие — польза или вред?

Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

Масса для лепки

Массажный коврик для детей своими руками

 

Развивающие книги для детей 2-3 лет: список лучших

Среди огромного разнообразия книг на прилавках книжных магазинов очень сложно определиться и выбрать именно то, что нужно. Почему одни книги предпочтительнее, а другие стоит отложить в сторону? Почему яркие мультяшные картинки в книгах не являются показателями «хорошести» книги? Мы поможем разобраться вам в книжном многообразии и выбрать не только красивые, но главное полезные книжки. Мы предложим вашему вниманию список лучших книг для вашего 2-3-летнего карапуза. Прежде чем рассказать о полезных пособиях, затронем тему иллюстраций – важного параметра выбора.

Ребенок с книгойРебенок с книгой

Что необходимо учитывать при выборе?

Важным критерием выбора книги для ребенка 2-3 лет являются качественные иллюстрации (рекомендуем прочитать: лучшие книги для детей 3 лет: список). Почему? Потому что у детей совсем иное восприятие картинок нежели у взрослых:

  1. Иллюстрации – способ понять смысл текста, они – точки, фиксирующие внимание маленького непоседы. Благодаря наличию картинок у мамы есть возможность прочитать хотя бы одну сказку. Ученые доказали, что иллюстрации сильно влияют на восприятие ребенком текста в целом. Такая особенность характерна для всех детей дошкольного возраста.
  2. Картинки в книгах должны быть максимально простыми для восприятия. В них не должно быть множество объектов или сложной перспективы. Иллюстрации должны располагаться непосредственно рядом с текстом, чтобы подсказывать смысл истории. Для малышей существует огромное разнообразие форм книг: книги-игрушки (для купания), книжки-ширмы и книжки-образы.

Художественные книги

Стихи

Простые рифмы – отличный вариант для ребенка 2-3 лет, они легко воспринимаются и также легко запоминаются. Выбирая тему, учитывайте интересы ребенка, она должна быть близка и понятна крохе. Самым лучшим выбором будут темы о природе, о маме, о доме и о знакомых предметах в нем. Читая стихи, обязательно будьте выразительны и экспрессивны. Малыш может требовать вас читать снова и снова, ему не надоедает повторение уже знакомых слов. Иногда делайте паузы, чтобы дать возможность ребенку дополнить ваш «пропуск» нужным словом или фразой. Для первых стихотворных проб лучше взять классические произведения С. Маршака, Д. Хармса, А. Барто и Е. Благининой.

Сказки

Не убирайте в далекий ящик свои детские сказки, они отлично подойдут для 2-3-летних деток. Русские народные сказки помогут проникнуться колоритом родной страны, ее традициями, историей и культурой. Воспринимать сказки малышу очень легко, ведь в них все понятно, доступно и близко.

Животные – главные герои сказок помогают людям или, напротив, создают им неприятности. Чтение таких книг поможет малышу понять, что все животные испытывают чувства и эмоции, совсем как люди, а значит он уже никогда не будет плохо относиться к живым существам.

Часто преувеличенные негативные стороны персонажей помогут разделять персонажей на хороших и плохих. Самый юный кроха поймет, что волк из сказки «Колобок» был злым, потому что хотел съесть колобка. Продолжайте читать «классику»: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок».

Список художественной литературы

  1. Обязательно приобретите для ребенка 2-3 лет книги К. Чуковского. При возможности найдите прекрасные издания, рисунки к которым делал сам В. Сутеев. Полезные истории, наверняка, полюбятся вашим малышом. Из «Мухи-Цокотухи» ребенок узнает, как быть смелым и отважным. «Бармалей» расскажет, как нехорошо быть злым и как хорошо живется доброму. История «Мойдодыра» познакомит с мальчиком, который, как и многие детишки, не любил мыться.
  2. Добрые стихи С. Маршака содержат много поучительных сюжетов о животных («Сказка об умном мышонке», «Детки в клетке»). Почитайте вместе С. Михалкова, его стихи «Мы едем, едем, едем» и «Трезор».
  3. Книги В. Сутеева с иллюстрациями автора порадуют интересными сюжетами и качественными картинками. Можно покупать отдельно его книги или лучшие рассказы, входящие в состав больших детских книг, например, «100 любимых стихов малышей» издательства «АСТ».

Развивающие книги

Это может ваш малыш. Рисуем пальчиками (Мозаика-Синтез)

Для самых маленьких крошек разработали специальный художественный альбом, предназначенный для занятий с детками от 1 до 3 лет. В дополнение к хорошему настроению ваш малыш получит знания об окружающем мире и узнает новые слова и формы, а значит продвинется в своем обучении правильной речи. Самые первые рисунки кроха создаст с помощью точек в альбоме, своих пальчиков, ну и конечно, красок.

На каждой страничке новая интересная история, которая очень понравится малышу. Альбом направлен на развитие мелкой моторики, полета фантазии и творческих способностей. Рисование пальчиками по точкам заставляет ребенка сначала представить себе будущую картинку, а потом, аккуратно соединяя точки, увидеть конечный результат.

Мои первые открытия. 2-3 года. Познаем мир (Клевер Медиа Групп)

Главная задача книги – разбудить интерес крохи познавать окружающий мир. Вместе с этим тренируются самые разные умения и навыки. Прелесть пособия в том, что малыш волен выбрать любое занятие и не обязательно по порядку. Например, 2-3-летний малыш хочет посчитать, а завтра ему захочется раскрасить красивую картинку.

Все части книги разделены по цветам, так вам и малышу будет удобно ориентироваться в ней. Сопровождать вашего кроху будут милые персонажи, встречающиеся то тут, то там на страничках книги. Выбирайте раздел по настроению малыша и у вас всегда будут приятные эмоции от работы.

Мои первые открытия. 2-3 года. Познаем мир Мои первые открытия. 2-3 года. Познаем мир

Мои первые открытия. 2-3 года. Познаем мир Мои первые открытия. 2-3 года. Познаем мир

Мои первые открытия. 2-3 года. Познаем мир Мои первые открытия. 2-3 года. Познаем мир

Учим цвета и счет (Манн-Иванов-Фербер)

Веселые задания помогут ребенку в 2-3 года освоить формы и предметы, а также научиться разговаривать (рекомендуем прочитать: как можно научить ребенка разговаривать в 2 года?). Расширение кругозора и словарного запаса – вот главные задачи этого пособия. Начало работы должно быть следующим: сначала внимательно рассмотрите картинку вместе с ребенком, потом предлагайте малышу найти то или иное слово, пусть он добавит, какого цвета указанный предмет. Еще одним заданием будет поиск одинаковых предметов, расположенных на картинке – так вы будете тренировать счет от 1 до 10. Особый интерес вызовут «спрятанные» воздушные шарики, которые встречаются на каждом книжном развороте.

Учим цвета и счет (Манн-Иванов-Фербер)Учим цвета и счет (Манн-Иванов-Фербер)

Учим цвета и счет (Манн-Иванов-Фербер)Учим цвета и счет (Манн-Иванов-Фербер)

Учим цвета и счет (Манн-Иванов-Фербер)Учим цвета и счет (Манн-Иванов-Фербер)

Школа семи гномов. Цвет, форма 2+ (Мозаика-Синтез)

Такая яркая интересная развивающая книга познакомит вашего малыша с геометрическими фигурами. Разнообразные виды работ (раскрашивание, аппликация, вопрос-ответ) помогут ребенку освоить фигуры и увидеть их применение в жизни. Все задания имеют развивающую основу, что чрезвычайно важно для всестороннего развития карапуза-двухлетки. Все задания составлены с учетом интереса детей данного возраста, а значит будут очень интересными и занимательными. Малыш будет тренировать память, мышление, логику и речь.

Букварь. Учимся читать с 2-3 лет

Известные педагоги О.В. Узорова и Е.А. Нефедова разработали данное пособие для обучения чтению. Красочное и очень яркое издание предлагает более 100 коротких предложений (по 1-2 слова) каждое. К каждой буковке есть иллюстрация. Учась по этому пособию, малышу будет проще ориентироваться в мире букв, он научится произносить буквы и звуки и употреблять их в словах и предложениях. «Букварь» – отличная книга для развития речи.

Букварь. Учимся читать с 2-3 летБукварь. Учимся читать с 2-3 лет

Букварь. Учимся читать с 2-3 летБукварь. Учимся читать с 2-3 лет

Проанализировав самые популярные и полезные пособия, мы представили самые оптимальные варианты, с помощью которых ваш малыш быстро научится ориентироваться в цветах и формах, научится считать, распознавать буквы и читать первые слова и предложения. Выберите одно-два подходящих вам пособия и начните заниматься с вашим маленьким непоседой, и вы увидите, каким усидчивым и любознательным он станет.

Букварь. Учимся читать с 2-3 летБукварь. Учимся читать с 2-3 летКлинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

Маленькие волшебники Что и когда читать детям

                   

Родителей постоянно интересует вопрос, какую литературу читать детям, какие стихи учить. Существует несколько программ, созданных коллективами опытных педагогов. Предлагаю Вашему вниманию списки рекомендованной литературы для детей по разным возрастным группам.

 

1.»ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Эта программа, одобрена министерством образования РФ. Она наиболее часто используется в детских садах. В каждой возрастной группе в разделе « Ознакомление с художественной литературой» дан перечень произведений для чтения и заучивания.

Более подробно об этой программе читайте здесь.

Выборка по разделу «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЙ» по возрастам.

В библиотеке «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией:
доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой вышла в свет «Программа по приобщению детей к художественной литературе» В. В. Гербовой.

Продробнее об этой программе читайте здесь.

В пособии содержатся программа и методические рекомендации по приобщению детей 2-7 лет к художественной литературе. В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям ДОШКОЛЬНОГО возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей ДОШКОЛЬНИКОВ, их зстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

 

2.»ДЕТСТВО». Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторы состовители: В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л.М. Гурович.

Программа разработана коллективом преподавателей кафед ры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского РГПУ им. А. И. Герцена с позиций гуманистической педагогики. Представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста. Поскольку программа «Детство» родилась в Петербурге, авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни этого прекрасного города — показать его красоту, стиль взаимоотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чувство любви к родному городу, уважение к его традициям.

Более подробно об этой программе читайте здесь.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ, ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

Для детей 2—3 лет: Список рекомендованной литературы для детей от 2 до 3 лет.

Для детей 3—4 лет : Список рекомендуемой литературы для детей от 3 до 4 лет.

Для детей 4—5 лет : Список рекомендуемой литературы для детей от 4 до 5 лет.

Для детей 5—6 лет : Список рекомендуемой литературы для детей от 5 до 6 лет.

Картотека на тему: список литературы для чтения по лексическим темам

Список литературы для чтения по лексическим темам

Осень

А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»

А. Майков Осенние листья по ветру кружат

А. Плещеев «Осенью»        

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

В Бианки «Прячутся»

Г. Скребицкий «Осень»

Е. Трутнева «Осень»

З. Федоровская «Осень»

И. Бунин «Листопад»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

М. Волошин «Осенью»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

М. Рапов «Ёжинька и белочка»

М. Садовский «Осень»

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Украинская народная сказка «Колосок»

Овощи        

Н. Носов «Огурцы»

Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»

Ю. Тувим «Овощи»

Я. Тайц «Послушный дождик»

Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»                

Фрукты, ягоды

Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел»)

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»                

Л. Толстой «Косточка», «Сажал старик яблони»

Я. Тайц «По ягоды»

Грибы

В. Даль «Война грибов с ягодами»

В. Катаев «Грибы»

В. Сутеев «Под грибом»        

С. Аксаков «Грибы»

Я. Тайц «По грибы»

Деревья

В. Сухомлинский «Внучка старой вишни»

Г. Скребицкий «Мать и кормилица»                

З. Александрова «Белая черёмуха»

И. Токмакова «Дуб»

Л. Толстой «Дуб и орешник»

М. Исаковский «Вишня»

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Игрушки

А. Барто «Игрушки»

В. Катаев «Цветик — семицветик»

Е. Серова «Нехорошая история»

Л. Воронкова «Новая кукла»                

С. Маршак «Мяч», «Ванька — встанька»

С. Михалков «Андрюша»

Мебель

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Дикие животные

В. Берестов «Заячий след»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок»

В. Сутеев «Яблоко»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Е. Чарушин «Медвежата», «Про зайчат»

И. Бутман «Прогулка по лесу»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Белки», «Медвежья семья»

К. Коровин «Белка»

М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»

М. Пришвин «Ёж», «Лисичкин хлеб»

Н. Сладков «Сушёные камни»

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Воронько «Испугались зайку»

С. Козлов «Большое спасибо»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

С. Михалков «Как друзья познаются»

Русские народные сказки о животных

Рассказы о животных И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Бианки

«Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова)

«Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова)

«Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм)

«Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы)

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Животные жарких стран

А. Куприн «Слон»

Б. Житков «Про слона», «Обезьянка», «Как слон спас хозяина от тигра»

Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню»

Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»

К. Чуковский «Айболит»

Р. Киплинг «Слонёнок» (пер. с англ. К. Чуковского), «Рикки – Тикки – Тави», рассказы из «Книги джунглей»

С. Баруздин «Рави и Шаши»

Посуда

А. Гайдар «Голубая чашка»

Братья Гримм «Горшок каши»

К. Чуковский «Федорино горе»

Н. Носов «Мишкина каша»

Русские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин»

Почта        

С. Маршак «Почта»                

Одежда        

В. Зайцев «Я одеться сам могу»

Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»

Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля»

Л. Воронкова «Маша-растеряша»

Л. Пеньская «Как Миша варежку потерял»

Н. Носов «Заплатка»

Н. Саконская «Где мой пальчик?»        

Ш. Перро ««Кот в сапогах» (пер. с франц. Т. Габбе)

Стройка

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

Г.-Х. Андерсен «Старый дом»

М. Пожарова «Маляры»

С. Баруздин «Кто построил этот дом»

Русские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей»                

Семья

А. Барто «Вовка – добрая душа»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»

В. Бианки «Аришка – трусишка»

В. Вересаев «Братишка»

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»

В. Маяковский «Что такое хорошо»

В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

З. Воскресенская «Секрет»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни

М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Я. Аким «Неумейка»

Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)

«Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова)

«Красная Шапочка», «Фея» (из сказок Ш. Перро)

Транспорт

А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый…Красный!»

А. Дугилов «Моя улица»

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»)

Е. Лопатин «Отважная путешественница»

И. Туричин «Человек заболел»

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»

М. Кривич «Школа пешехода»

М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи»

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Н. Носов «Метро», «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»), «Незнайка на луне»

Н. Саконская «Песенка о метро»

О. Тарутин «Для чего нам светофор»

С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход»

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»                

Новый год

Е. Трутнева «Ёлка», «С новым годом!»

З. Александрова «Дед Мороз», «Ёлочка»

Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»

Н. Некрасов «Мороз-воевода»

С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

С. Дрожжин «Дедушка Мороз»

С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке»

Русские народные сказки «В гостях у дедушки Мороза», «Снегурочка», «Морозко»        

Зимние забавы

А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Зимний вечер»

А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

И. Суриков «Детство»

Н. Носов «На горке», «Наш каток»                

Зима

А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Г. Скребицкий «4 художника. Зима»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

Е. Трутнева «Первый снег»

И. Никитин «Встреча зимы»

И. Суриков «Зима»

К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Л. Квитко «Медведь в лесу»

Л. Чарская «Зима»

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

Н. Сладков «Суд над декабрём»

Р. Кудашева «Зимняя песенка»

С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Берёза»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой…»

Я. Аким «Первый снег»

Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка» (по народным сюжетам),

Зимующие птицы

А. Блок «Ворона»

В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»

В. Бианки «Сова»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»

Е. Чарушин «Воробей»

И. Соколов – Микитов «Глухари»

М. Горький «Воробьишко»

М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»

С. Алексеев «Снегирь»

8 марта

А. Милн «Непослушная мама»

Г. Виеру «Мамин день»

Г. Фаллада «История про день, когда всё шиворот – навыворот» (из книги «Истории из Бедокурии)

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Нанайская сказка «Айога»

Ненецкая сказка «Кукушка»                

Космос

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики»                

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

Н. Носов «Незнайка на луне»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Армия

А. Барто «На заставе»

А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка»

Е. Благинина «Шинель»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

Весна

А. Плещеев «Уж тает снег»

В. Бианки «Голубые лягушки»

Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок»

Е. Баратынский «Весна, весна»

Е. Серова «Подснежник»

И. Токмакова «Весна»

К. Паустовский «Стальное колечко»

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Зелёный шум»

Н. Павлова «Под кустом»        

Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»

Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»

Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Я. Колас «Песня о весне»

Перелётные птицы

А. Майков «Ласточка»

А. Плещеев «Сельская песенка»

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец»

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

Е. Чарушин «Журавль»

К. Ушинский «Ласточка»

Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»

Н. Сладков «Новый голосок»

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Домашние животные

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы)

В. Осеева «Почему»

В. Сутеев «Кто сказал мяу?»

Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»

Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

Е. Чарушин «Кролик», «Кошка»

К. Паустовский «Кот – ворюга»

К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь»

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка»

Н. Носов «Живая шляпа»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»

С. Михалков «Щенок», «Котята»

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)

«Три поросёнка» (пер. С. Михалкова)

Домашние птицы

Б. Житков «Храбрый утёнок»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

М. Пришвин «Ребята и утята»

Н. Емельянова «Окся – труженица»

О. Донченко «Петрусь и золотое яичко»

Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (главы) в пер. с англ. Э. Паперной

Русская народная сказка «Петушок»

Украинская народная сказка «Колосок»        

Животные холодного климата

Г. Снегирёв «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок», «Гага»

Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории», «Разноцветная земля»

Профессии

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Заходер Стихи о профессиях

В. Маяковский «Кем быть»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Д. Родари «Какого цвета ремёсла», «Чем пахнут ремёсла»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан»        

Я. Аким «Неумейка»

Насекомые

В. Бианки «Приключения муравьишки», «Как муравьишка домой спешил»

В. Драгунский «Он живой и светится»        

В. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище»

Л. Квитко «Жучок»

М. Михайлов «Лесные хоромы»

Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»

Э. Шим «Сказки, найденные в траве»

Рыбы

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Н. Носов «Карасик»

Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Лисичка – сестричка и серый волк»                

Цветы

А. Платонов «Неизвестный цветок»        

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»

Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник»

Л. Воронкова «Золотые ключики»

М. Пришвин «Золотой луг»

Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»

Н. Сладков «Весенние радости»

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Э. Шим «Солнечная капля»

Лето

А. Толстой «Иван да Марья»

В. Александров «Август, август»

В. Бахревский «Сокровенный цветок»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки»

М. Пришвин «Роса»

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»                

Школа

А. Алексин «Первый день»

А. Барто «В школу»

Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

Дополнительная литература

Русские народные сказки и сказки народов мира

«Айога» (нанайск. в обр. Д. Нагишкина)

«Белая уточка» (из сборника сказок А. Афанасьева)

«Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л. Кон)

«Василиса Прекрасная»

«Голубая птица» (туркм., в обр. А. Александровой и М. Туберовского)

«Добрыня и Змей» пересказ Н. Колпаковой

«Жёлтый аист» (кит. пер. Ф. Ярлина)

«Златовласка» (пер. с чешс. К. Паустовского)

«Илья Муромец и Соловей – разбойник»

«Каждый своё получил» (эстон. в обр. М. Булатова)

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

«Кукушка» (ненец. в обр. К. Шаврова)

«Мальчик – с – пальчик» из сказок Ш. Перро

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского

«Никита Кожемяка»

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)

«Садко» (отрывки)

«Самый красивый наряд на свете» (пер. с япон. В. Марковой)

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)

«Сивка – Бурка»

«Сынко – Филипко» пересказ Е. Поленовой

«Три золотых волоска деда Всеведа» (пер. с чешс. Н. Аросьевой)

«Финист Ясный Сокол» (обр. А. Платонова)

«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)

«Царевна – Лягушка»

«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки нар. Западной Африки, пер. О. Кустовой)

«Шляпа волшебника» (пер. В. Смирнова)

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.)

А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (пер. со швед. Е. Соловьёвой)

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. с англ.)

А. Милн «Винни Пух и все – все — все» (главы) в пер. с англ. Б. Заходера

А. Митяев «Сказка про трёх пиратов»

А. Ремизов «Хлебный голос»

А. Усачёв «Про умную собачку Соню»

Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»

Б. Заходер «Серая звёздочка», «Приятная встреча»

Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И. Токмаковой)

Братья Гримм «Бременские музыканты»

В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»

В. Даль «Старик – годовик»

В. Левин «Сундук», «Лошадь»

В. Осеева «Волшебная иголочка»

В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ.)

Г. – Х. Андерсен «Дюймовочка», «Оле – Лукойе»

Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»

Г. Скребицкий «Всяк по – своему»

Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» в пер. с англ. Н. Шерешевской

Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»

Д. Ривз «Шумный Ба – бах» (пер. с англ.)

Д. Хармс «Очень страшная история»

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (пер. с англ.)

Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»)

Е. Воробьёв «Обрывок провода»

Е. Носов «Как корова на крыше заблудилась»

И. Соколов – Микитов «Соль земли»

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

К. Чуковский «Телефон»

Л. Пантелеев «Буква «Ы»

Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»

М. Зощенко «Великие путешественники»

М. Москвина «Кроха»

М. Пришвин «Курица на столбах»

М. Эме «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой)

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Н. Сладков «Неслух»

Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»

О. Пройслер «Маленькая Баба – яга» (пер. с нем. Ю. Коринец)

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Ершов «Конёк – Горбунок»

Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

С. Воронин «Воинственный Жако»

С. Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Кошкин дом»

С. Михалков «Дядя Стёпа»

С. Романовский «На танцах»

С. Топелиус «Три ржаных колоска» (пер. со швед. А. Любарской)

Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (главы)

Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки – на — горке» (главы) в пер. с норв. Л. Брауде

Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе» (пер. с швед. Л. Брауде)

Ф. Зальтен «Бемби» (пер. с нем. Ю. Нагибина)

Х. Мякеля «Господин Ау» (главы) пер. в финс. Э. Успенского

Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» (главы) в пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько

Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок – травник», «Стожок»

Сказки А. С. Пушкина

Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова

Рассказы В. Драгунского

Рассказы Н. Носова

Стихи о природе

Картотека по развитию речи по теме: Список литературы для детей от 0 до 3 лет

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 0-3 ЛЕТ

1. Малые формы фольклора: потешки, песенки, прибаутки, пестушки (такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся…), русский фольклор и фольклор других народов мира.

2. Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка Ряба, Заюшкина избушка… ) — слушаем с удовольствием (комментарий здесь и далее — мой).

3. Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями Ю. Васнецова (у нас это книга изд-ва Самовар, серия Тридесятые сказки ,у многих из нас такая была в детстве).

4. В. Сутеев «Сказки и картинки». Только совет: лучше купить несколько маленьких книжек, чем одну огромную (полностью согласна) типа «Большая книга сказок Сутеева», они не удобны в быту, и ребенок их часто рвет просто в силу того, что зачастую не может справиться в такими большими страницами.

5. «Рифмы матушки Гусыни» в переводе Чуковского и Маршака.

6. К Чуковский Сказки и стихи.

7. С Маршак Стихи, песни, загадки.

8. А Барто циклы стихов «Игрушки», «Младший брат», «Настенька», «Вовка — добрая душа».

9. Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать».

10. Д. Хармс «Стихи».

11. Ю. Мориц «Стихи».

12. В. Левин «Глупая лошадь» (стихи).

13. А. Пушкин «Сказки», отрывки или целиком.

14. Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и другие) о природе.

15. И. Токмакова «Карусель».

16. Б. Поттер «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост».

17. Д. Сьюз «Сказки».

18. К. Ушинский «Сказки».

19. Л. Толстой. Басни и рассказы из «Азбуки».

20. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

21. Книжки ИД Карапуз Серии Погремушка (для совсем мелких ,до года, пожалуй), Для самых-самых маленьких ( есть разные выпуски: пальчиковые игры- лучшие из книг с пальчиковыми играми, что я встречала; по развитию логики ,восприятия, по развитию речи…). Они недорогие, но их надо выбирать самим. Обычно в книжных магазинах нужно просто прийти и спросить: Где у вас лежат книга ИД Карапуз? Есть еще серии Песочница (игры на плотном картоне для детей 2-5 лет, реально лет для 2-3, разные карточки и картинки для разрезания типа лото или мемори) и Воробышек ( для деток 3-5 лет, приоритетные задачи этого возраста развитие речи, пробуждение интереса к грамоте и счету.). Чем хороши ВСЕ издания Карапуза- это странички для родителей, примерные беседы с детьми, идеи по играм и т.п.

22. А. Береснев, наш новосибирский поэт из нашего детства, если удастся найти старую книжку, новых я не видела. Но стихи очень хорошие, добрые, простые такие, бытовые: как на дачу ,ездили, как картошку всей семьей копали, как стрекозу мальчик в поле ловил, как мальчишки на рыбалку бегали…

23. Гайда Лагздынь Циклы стихов Лопотушки и Топотушки, те самые пестушки ,только авторские. Деткам очень нравятся, а мамам легко заучить хоть всю книжку и рассказывать в течение дня, когда одеваетесь, когда моетесь…

24. З. Александрова «Мой Мишка», «Топотушки» ( цикл простеньких стишков о девочке Оле), стихи о детском саде

25. И. Крылов Басни, «Ворона и лисица» в первую очередь. Как ни странно, почти всем деткам нравятся, у них особенно мелодика все-таки.

26. Сборник типа Сказки-мультфильмы. У нас изд-ва Планета Детства. Отличный способ на смотреть лишний раз мультик, а поберечь глазки и почитать книжку с любимыми героями, в этой книжке персонажи изображены почти так же как в мультике.

27.Г. Остер Цикл о Котенке по имени Гав.

28. Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей». Здесь главное найти издание с качественными картинками ,так как текста там немного совсем, основное внимание нужно уделить интонации, красоте и мелодике традиционной русской речи, изображению сельского быта ( это я к тому, что на картинке неплохо было бы показать ,что такое, к примеру, стог сена, который городской ребенок еще не видел).

29. К. Ушинский Рассказы о животных, о детях

30. Е. Благинина. Стихи. О природе, о маме, о том, как детки маме помогают. Очень нравственная книжка:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *