Худ литература для детей 4 5 лет – Материал по художественной литературе (средняя группа) по теме: Примерный перечень произведений для чтения художественной литературы в работе с детьми 4-5 лет по нравственному воспитанию

Материал (средняя группа) по теме: Список художественной литературы для чтения детям 4-5 лет

Список книг для детей 4 и 5 лет

Пушкин А.

Сказка о царе Салтане. Сказка о золотом петушке. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о медведихе. Сказка о попе и работнике его Балде

Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?

Горький М. Воробьишко

Зощенко М. Елка. Показательный ребенок

Маршак С. Великан. Хороший день. Про все на свете. Азбука в стихах

Михалков С. Лесная академия

 Цыферов Г. Цыпленок. Сказки старинного города

Сапгир Г. Алфавитные считалки. Сегодня, завтра и вчера. Людоед и Принцесса, или Всё наоборот. Раки и рыбы. Веселая математика Кубарика и Томатика

Сеф Р. Муравей. Час рассвета. Чудо

Шим Э. Сорока и Медвежонок

Заходер Б. Жили-были два соседа… Приятная встреча

Пивоварова И. Вежливый ослик. Жил да был. Разговор с сорокой. Тайна

Русские народные сказки: Журавль и цапля. Петушок — золотой гребешок и чудо-меленка. По щучьему веленью

Барто А. Вот так ребенок

Чуковский К. Тараканище. Барабек. Ежики смеются. Слониха читает

Степанов В. Три синицы на кормушке… Куда глядит ворона? Угадай сказку

Сладков Н. Кто как спит. Сорока и медведь. Сорока и мышь. Сорока и заяц

Берестов В. Воробушки

Синявский П. Про грустное и вкусное. Про сердитого шмеля

Григорьев О. Стук. Пальто

 Александрова Т. Домовенок Кузька

 Яснов М. Вот был бы большим… Я взрослею. Когда я стану школьником

Мошковская Э. Канатом привязали огромного слона…

Остер Г. Эхо. Где лучше бояться? Кружков Г. Рррры!

Драгунский В. Тайное становится явным

Усачев А. Солидная дама. Как Соня устроила рыбалку

Мазнин И. Почему киты молчат

Лир Э. Чики-Рики-воробей

Лунин В. Я — поезд. Утреннее настроение. Даю вам слово!

Аким Я. Яблоко. Мой брат Миша

Квитко Л. Моя бабушка

Токмакова И. Жду. Аля, Кляксич и буква А

 Перро Ш. Красная Шапочка

Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса

Братья Гримм. Беляночка и Розочка

Андерсен Г. X. Снежная королева

Богданов М. Мышь

Пришвин М. Этажи леса

Бальмонт К. Детский мир.

Стихи Скребицкий Г. Лесной голосок. Пушок. Воришка

Бианки В. Кто чем поет? Чьи это ноги?

Жуковский В. Стихи

Блок А. Ворона. Зайчик

Сладков Н. Загадочный зверь. Выеденное яйцо. Отчего у лисы длинный хвост?

Сахарнов С. Олень и черепаха. Откуда у тигра на боках черные полосы. Далеко и близко. Почему у кита большой рот

Брюсов В. Стихи

 Дуров В. Хрюшка-парашютист

Паустовский К. Степан и Фунтик. Кот-ворюга

Фет А. Бабочка

Толстой А. Воробей

Чарушин Е. Тюпа, Томка и сорока .

Картотека по художественной литературе ( группа) на тему: СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

1.      Е. Благинина «Одуванчик».

2.     А.К. Толстой «Колокольчики».

3.     В. Катаев «Цветик-семицветик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

1.     И Токмакова «Деревья».

2.     К. Ушинский «Спор деревьев».

3.     А. Плещеев «Ель».

4.     А. Фет «Осень».

5.     Г. Скребицкий «Осень».

6.     К. Ушинский «Четыре желания».

7.     А. Пушкин «Осень».

8.     А. Толстой «Осень».

Тема: Хлеб

1.     М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

2.     Ю. Круторогов «дождь из семян».

3.     Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

4.     Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».

5.     М. Глинская «Хлеб»

6.     Укр.н.с. «Колосок».

7.     Я. Тайц «Все здесь».

Тема: Овощи, фрукты

1.     Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

2.     А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

3.     М. Исаковский «Вишня»

4.     Ю. Тувим «Овощи»

5.     Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6.     Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

Тема: Грибы, ягоды

1.     Е. Трутнева «Грибы»

2.     В. Катаев «Грибы»

3.     А. Прокофьев «Боровик»

4.     Я. Тайц «Про ягоды».

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

1.     Р.н.с. «Гуси-лебеди»

2.     В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».

3.     А. Майков «Ласточка»

4.     Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

5.     Л.Н. Толстой «Лебеди»

6.     Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

7.     А.Н. Толстой «Желтухин».

Тема: Наш город. Моя улица.

1.     З. Александрова «Родина»

2.     С. Михалков «Моя улица».

3.     Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

4.     С. Баруздин «Страна, где мы живём».

Тема: Осенняя одежда,  обувь, головные уборы

1.     К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

2.     З. Александрова «Сарафанчик».

3.     С. Михалков «А что у вас?».

Тема: Домашние животные и их детёныши.

1.     Е. Чарушин «Что за зверь?»

2.     Г. Остер «Котенок по имени Гав».

3.     Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

4.     Бр. Гримм «Бременские музыканты».

5.     Р.н.с. «Волк и семеро козлят».

Тема: Дикие животные и их детёныши.

1.     А.К. Толстой «Белка и волк».

2.     Р.н.с. «Заюшкина избушка»

3.     Г. Снегирев «След оленя»

4.     р.н.с. «Заяц-хваста»

5.     И. Соколов – Микитов «Год в лесу» (гл.: «Белка», «Медвежья семья».

6.     Р.н.с. «Зимовье».

Тема: Поздняя осень. Предзимье

1.     А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

2.     Д.М. Сибиряк «Серая шейка»

3.     В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

4.     А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»

5.     С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».

6.     И.С. Никитин «Встреча зимы»

Тема: Зима. Зимующие птицы

1.     Н. Носов «На горке»

2.     К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»

3.     Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

4.     В. Бианки «Синичкин календарь».

5.     В. Даль «Старик – годовик».

6.     М. Горький «Воробьишко»

7.     Л.Н. Толстой «Птичка»

8.     Ненецкая народная сказка «Кукушка»

9.     С. Михалков «Зяблик».

Тема: Библиотека. Книги.

1.     С. Маршак «Как печатали книгу?»

2.     В. Маяковский «Эта книжечка  моя про моря и про маяк».

3.     «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

1.     С. Я. Маршак «Багаж».

2.     Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

3.     С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

4.     Н. Саконская «песенка о метро»

5.     М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

6.     Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Тема: Новый год. Зимние развлечения.

1.     С. Маршак «Двенадцать месяцев».

2.     Круглый год (декабрь)

3.     Р. н. с. «Снегурочка»

4.     Е. Трутнева «С Новым годом!».

5.     Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

6.     Н. Носов «Фантазёры».

7.     Ф. Губин «Горка».

8.     В. Одоевский «мороз Иванович».

Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран.

1.     Б. Заходер «Черепаха».

2.     таджикская сказка «тигр и лиса»

3.     К. Чуковский «Черепаха»

4.     Д.Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»

5.      Б. Житков «Про слона».

6.     Н. Сладков «Во льдах».

Тема: Моя семья. Человек.

1.     Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

2.     В. Осеева «Просто старушка».

3.     Я Сегель «Как я был мамой».

4.     П. Воронько «Мальчик Помогай»

5.     Д.Габе «Моя семья».

Тема: Дом и его части. Мебель.

1.     Ю. Тувим «Стол».

2.     С. Маршак «Откуда стол пришел?».

3.     В. Маяковский «Кем быть?2.

4.     Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».

Тема: Рыбы

1.     А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2.     Н. Носов «Карасик»

3.     Р.н.с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».

4.     Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

5.     Е. Пермяк «Первая рыбка».

Тема: Игрушки. Русская народная игрушка.

1.     Б. Житков «Что я видел».

2.     С Маршак «Мяч»

3.     А. Барто «Веревочка», «Игрушки».

4.     В. Катаев «Цветик – семицветик»

5.     Е. Серова «Нехорошая история».

Тема: Профессии.

1.     Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»

2.     «Чем пахнут ремесла?»

3.     Я Аким «Неумейка».

4.     А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Защитники отечества. Военные профессии.

     1. О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

     2. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

      3. З. Александрова «Дозор».

Тема: Комнатные растения.

1.     В. Катаев «Цветик-семицветик»

2.     С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

3.     Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

Тема: Ранняя весна. Праздник 8 Марта.

1.     М. Родина «мамины руки».

2.     Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».

3.     Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

4.     Е. Пермяк «Мамина работа»

5.     В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

6.     Л. Квитко «Бабушкины руки».

7.     С. Михалков «А что у вас?».

8.     Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

9.     И. Тютчев «Зима недаром злится»

10.                        С. Маршак «Круглый год»

11.                       Г. Скребицкий  «Апрель».

12.                        В. Бианки «Три весны».

Тема: Почта.

1.     С. Маршак «Почта».

2.     Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»

3.     «Чем пахнут ремесла?»

4.     Я Аким «Неумейка».

5.     А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Строительство. Профессии, машины и механизмы.

1.     С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

2.     В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».

3.     М. Пожарова «Маляры»

4.     Г. Люшнин «Строители»

5.     Е. Пермяк «Мамина работа».

Тема: Посуда

1.     А. Гайдар «Голубая чашка».

2.     К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»

3.     Бр. Гримм «Горшок каши».

4.     Р.н.с. «лиса и журавль».

Тема: Космос. День космонавтики.

1.     А. Барто «Веревочка».

2.     С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

3.     Ю.А. Гагарин «Вижу землю».

Тема: Насекомые.

1.     В. Бианки «Приключение муравьишки».

2.     И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

3.     К. Ушинский «Капустница»

4.     Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».

Тема: Продукты питания.

1.     И. Токмакова «Каша»

2.     З. Александрова «Вкусная каша».

3.     Э. Мошковская «Маша и каша»

4.     М. Пляцковский «Кому что нравится».

5.     В. Осеева «Печенье».

6.     Р.н.с. «Горшочек каши».

Тема: День Победы.

    1. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

    2. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

    3. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

    4. А. Митяев «Мешок овсянки».

    5.М.Исаковский «Навек запомни».

    6.  С. Баруздин «Слава».

    7. К. Симонов «Сын артиллериста».

Тема: Наша Родина Россия. Москва – столица России.

1.     А. прокофьев «Родина».

2.     З. Александрова «Родина».

3.     М.Ю. Лермонтов «Родина»

4.     С.Баруздин «За Родину».

Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.

1.     К. Ушинский «Четыре желания».

2.     А. Плещеев «Старик»

3.     Е. Благинина «Одуванчик».

4.     З. Александрова «Сарафанчик».

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

1.     А.К. Толстой «Колокольчики».

2.     В. Катаев «Цветик-семицветик».

3.     Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».

4.     Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».

5.     Н. Сладков «Любитель цветов».

6.     Ю. Мориц «Цветок».

7.     М. Познананская  «Одуванчик»

8.     Е. Трутнева «Колокольчик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

1.     А.Н.Майков «Осень».

2.     С. Есенин «Нивы сжаты…».

3.     А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».

4.     Е. Трутнева «Осень»

5.     В. Бианки «Синичкин календарь»

6.     Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

7.     А. Плещеев «Осень наступила».

8.     А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».

9.     М. Исаковский «Вишня».

10.                        Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».

11.                       И. Токмакова «Дуб».

Тема: Хлеб

1.     М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

2.     Ю. круторогов «дождь из семян».

3.     Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

4.     Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».

5.     М. Глинская «Хлеб»

6.     Укр.н.с. «Колосок».

7.     Я. Тайц «Все здесь».

Тема: Овощи, фрукты

1.     Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

2.     А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

3.     М. Исаковский «Вишня»

4.     Ю. Тувим «Овощи»

5.     Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6.     Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

7.     Б. Житков «Что я видел».

Тема: Грибы, ягоды

1.     Е. Трутнева «Грибы»

2.     В. Катаев «Грибы»

3.     А. Прокофьев «Боровик»

4.     Я. Тайц «Про ягоды».

5.     Я. Тайц «Про грибы».

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

1.     Р.н.с. «Гуси-лебеди».

2.     К.Д. Ушинский «Ласточка».

3.     Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».

4.     В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук».

5.     М. Пришвин «Ребята и утята».

6.     Укр.н.с. «Хроменькая уточка».

7.     Л.Н.Толстой «Птичка».

8.     И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

9.     П.Воронько «Журавли».

10.                        В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».

11.                        А. Майков «Ласточка»

12.                        Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

13.                        Л.Н. Толстой «Лебеди»

14.                        Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

15.                        В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».

Тема: Наш город. Моя улица.

1.     З. Александрова «Родина»

2.     С. Михалков «Моя улица».

3.     Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

Тема: Осенняя одежда,  обувь, головные уборы

1.     К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

2.     З. Александрова «Сарафанчик».

3.     С. Михалков «А что у вас?».

4.     Бр. Гримм «Храбрый портняжка».

5.     С.Маршак «Вот какой рассеянный».

6.     Н.Носов «Живая шляпа», «Заплатка».

7.     В.Д. Берестов «Картинки в лужах».

Тема: Домашние животные и их детёныши.

1.     Е. Чарушин «Что за зверь?»

2.     Г. Остер «Котенок по имени Гав».

3.     Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

4.     Бр. Гримм «Бременские музыканты».

5.     Р.н.с. «Волк и семеро козлят».

Тема: Дикие животные и их детёныши.

1.     А.К. Толстой «Белка и волк».

2.     Р.н.с. «Заюшкина избушка»

3.     Г. Снегирев «След оленя»

4.     И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

5.     Р.н.с. «Зимовье».

6.     В. Осеева «Ежинка»

7.     Г. Скребицкий «на лесной полянке».

8.     В. Бианки «Купание медвежат».

9.     Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).

10.                        Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц».

11.                        Р.н.с. «Хвосты»

Тема: Поздняя осень. Предзимье

7.     А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

8.     Д.М. Сибиряк «Серая шейка»

9.     В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

10.                       А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»

11.                       С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».

12.                       И.С. Никитин «Встреча зимы»

Тема: Зима. Зимующие птицы

1.     Н. Носов «На горке»

2.     К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»

3.     В. Бианки «Синичкин календарь».

4.     В. Даль «Старик – годовик».

5.     М. Горький «Воробьишко»

6.     Л.Н. Толстой «Птичка»

7.     Ненецкая народная сказка «Кукушка»

8.     С. Михалков «Зяблик».

9.     И.С. Тургенев «Воробей».

10.                        И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».

11.                        А.А. Блок «Снег да снег кругом».

12.                        И.З. Суриков «Зима»

13.                        Н.А.Некрасов «мороз – воевода».

Тема: Библиотека. Книги.

1.     С. Маршак «Как печатали книгу?»

2.     В. Маяковский «Эта книжечка  моя про моря и про маяк».

3.     «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

1.     С. Я. Маршак «Багаж».

2.     Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

3.     С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

4.     Н. Саконская «песенка о метро»

5.     М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

Статья (средняя группа) на тему: Значение художественной литературы для детей 4 — 5 лет


Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

(Круглый стол для родителей)

 

 

 Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

В настоящее время, время современных технологий, компьютеров и планшетов, многие родители напрочь забывают ,что такое книги. Перестают собирать своим детям библиотеку, состоящую из русских народных сказок, детских стихотворений, произведений для детей русских и зарубежных авторов. И многие не придают значение тому факт, что именно чтение вслух обогащает словарный запас вашего ребенка, учит его хорошему и доброму, участвует в становлении характера, воспитывает чувства взаимопомощи, сострадания, желание помогать близким и друзьям. И самое главное, именно в минуты вашего совместного чтения с ребенком, малыш чувствует внимание и заботу своей мамы.

             Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

               

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.

              У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.

         Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии.  Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.

       Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

        Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.

    В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

         Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического  развития важен правильный подбор художественных произведений .

       Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о  доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.

                С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.

 Боголюбская М.К. считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.

А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия [4, 59].

Дыхание — периодически повторяющиеся  акты: вдох, выдох, остановка и т.д. Это — непроизвольное дыхание. При исполнении произведения используют произвольное дыхание. Здесь компоненты дыхания изменяют свою последовательность. При чтении вдох, потом остановка, затем медленный выдох.

 Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом.

 Можно отметить характерные черты плохой дикции:

1. «Проглатывание» отдельных звуков

2. «Сглатывание» отдельных слогов и окончаний.

3. Шепелявость, картавость (не правильное произнесение звуков, замена звуков в словах)

4. Излишняя  торопливость или растягивание слов.

Орфоэпия – совокупность правил произношения литературного языка. Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она  менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.

Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.

1)  Основной тон- основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.

  2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.

  3) Логика  чтения (логическое ударение) — выделение во фразе главного по смыслу слова.

  4)  Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.

   5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.

  6)Сила голоса — это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.

   7) Поза чтеца- положение тела чтеца во время исполнения произведения.

       

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

            Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.

При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.

Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.

           Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза»,  на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.

       Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.

                       При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.

После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

             .

           Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

 Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

              На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.

Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.

Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

  Художественная  литература является универсальным развивающе -образовательным средством

 Отгадывая загадки —  у ребенка развивается логическое мышление.     А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.  

  Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.  Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

   С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.

   Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

  Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

 

Литература:

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.

Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.

Список литературы для чтения в средней группе детского сада

Предлагаем ознакомиться со списком литературы для чтения в средней группе детского сада. Если вашему малышу 4-5 лет и вы не знаете что почитать ему перед сном, то предложенный список вам поможет. Произведения подобраны в соответствие с возрастными особенностями и будут интересны детям 4 — 5 лет.

Книги для детей 4-5 лет

  • Михаил Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»
  • Иван Бунин «Листопад»
  • Константин Бальмонт «Комарики – макарики»
  • Саша Черный «Кто?»
  • Корней Чуковский «Тараканище»
  • Самуил Яковлевич Маршак «Вот какой рассеянный»

Сказки для средней группы

Русские народные сказки для средней группы
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка (А.Н. Толстой)
  • Жихарка (И. Михалков)
Украинские сказки для детей средней группы
  • Кологок (с. Могилевский)
  • 3 поросенка (С. Михалков)
Сказки русских писателей
  • Журавль и цапля (В. Даль)
  • Чудесные лапоточки (Н. Колпакова)
  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишку – Короткий хвост»
  • Д. Самойлов «У слоненка день рождения»
  • В. Онева «Волшебная шапочка»
  • Р. Сеф « Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»
  • М. Москвина «Что случилось с крокодилом»
  • В. Вересаев «Журка, ребята и утенка»
  • В. Бианки «Первая охота. Подкидыш»
  • Л. Воронкова «Как Алена разбила зеркало»
Сказки разных народов мира для средней группы
  • Ш. Перро «Красная шапочка» ( А. Введенский)
  • Бр. Гримм «Заяц и еж»
  • Э. Байтон «Знаменитый утенок Тим»

Произведения поэтов и писателей России

  • Г. Цыферов « В медвежий час», «Град», «Как ослик купался», «Пугало»
  • А. Пантелеев «На море» ( из книги Рассказы о Белочке и Тамарочке)
  • В. Драгунский «Тайное становится явным»
  • Я. Сегель «Как я был обезьянкой»
  • Н. Сладков «Неслух»
  • Е. Чарушин «Почему Топу прозвали Тюлой»
  • Е. Баратынский «Весна, весна»
  • Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
  • А. Плещев «Сельская песня. Весна»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *