Водовозова елизавета николаевна презентация – «Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет Психолого-педагогический факультет Кафедра дошкольной.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Презентация на тему: Презентация для воспитателей

Слайд 1

Педагогические взгляды на дошкольное образование Елизаветы Николаевны Водовозовой Кабелева М.А 5 курс, дошкольное образование 5 лет.

Слайд 2

Водовозова Елизавета Николаевна Педагог, мемуаристка, детская писательница. Родилась 17 ( 5) августа 1844 году Поречье, Смоленской области; Умерла : 23 марта 1923 году ( 78лет) г.Санкт- Питербург .

Слайд 3

Е.Н.Училась в Смольном институте, где с 1859 года занималась с К.Д. Ушинским, оказавший на нее большое влияние. После окончания института вышла замуж за своего учителя В.И Водовозова известного талантливого методиста русского языка и литературы. После окончания института Е.Н. Водовозова решила идти по пути своего учителя и стать педагогом.

Слайд 4

В конце 60-х годов Е.Н . Водовозова со своим мужем изучали в Германии и Швейцарии детские сады, работавшие по системе Ф.Фребеля .

Слайд 5

Вслед за К. Д. Ушинским Е.Н Водовозова считала, что воспитатель, воспитание и обучение играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей. Она утверждала, что правильно организованное воспитание является наиболее плодотворным фактором.

Слайд 6

Е. Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста. Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка “большей частью — верное зеркало его умственного кругозора”. Лучше всœего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений.

Слайд 7

В 1871 году вышла в свет книга « Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста» В ней анализировалась система Фребеля , рассматривались содержание и методика воспитания детей в отдельные возрастные периоды. Эта книга выдержала в России 7 изданий и была самым глубоким и обстоятельным трудом по дошкольному воспитанию в русской педагогической литературе XIXв .

Слайд 8

Е. Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. В то время писали главным образом об уходе за ними (сон, пища, воздух, внешняя обстановка и т. д.) и часто недооценивали свободные, естественные движения детей как средство физического воспитания. Водовозова же обращала особенное внимание именно на эти средства, разработала практические указания для родителœей и воспитателœей о том, как можно развивать моторику ребенка. “Чем свободнее упражняет ребенок свои мускулы,— писала она,— тем скорее крепнет его организм и он становится смелым и самостоятельным”.

Слайд 9

Она придавала большое значение постановке трудового воспитания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них “теплое участие я горячую привязанность к ближнему”, писала она.

Слайд 10

В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, Родин œе . Исходя из идеи народности воспитания, Е. Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора — в данном ее большая заслуга.

Слайд 11

«Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями », рассказы для детей «Из русской жизни и природы» , «Батрачка, « Рассказ из народного быта» и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых» . В 1870-е годы сотрудничала в педагогических изданиях «Детское чтение», «Народная школа», «Голос учителя ». Так же писала детские прозы и сказки: « Потешная ловля уток», «Как нужно жить, чтобы здоровым жить» и т.д Елизавета Николаевна много издала книг, такие как:

Слайд 12

Главной книгой Водовозовой была « Жизнь европейских народов», в которой рассказывается о народах различных стран, их обычаях, народных увеселениях, занятиях, характере политической жизни. ( п ереработанный и сокращённый вариант книги вышел под названием «Как люди на белом свете живут»)

Слайд 13

Е. Н. Водовозова своими трудами содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, главным образом в условиях семейного воспитания .

Слайд 14

Спасибо за внимание

«Презентация на тему «Водовозова Елизавета Николаевна»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Водовозова елизавета николаевна(1844—1923) Елизавета Николаевна Цевловская Родилась в 1844 г. В селе Погорелое В многодетной семье помещика Цевловского. Отец, человек образованный и умный, постоянно заботился о детях. Он хотел, чтобы его дочери и сыновья сделались полезными и образованными людьми. Старших он учил иностранным языкам, сам переводил с французского пьесы, разучивал с детьми роли. В своей усадьбе он устроил домашний театр, на представления в котором съезжались все соседи вместе со своей челядью. Наличие театра требовало много средств. поэтому, прожив несколько лет в своем поместье, отец начал подумывать, как бы поправить свои дела. Вскоре ему предложили место уездного судьи в маленьком городке Поречье. Отец принял предложение и переехал со всей семьей в город. Он считал, что в городе у детей больше возможностей для образования. Но и здесь он не оставил своей затеи с театром. Расходы не уменьшились. Семья была на грани разорения. Весной 1848 года в городе появилась холера, поэтому родители решили вернуться в деревню. Но накануне отъезда, умирает от холеры отец. Перед смертью он наказывает жене дать всем детям образование. В последующие три недели умирают семеро детей из их семьи. Сама маленькая Лиза тоже слегла с холерой, но все же смогла справиться с болезнью. После этого семья вернулась в с. Погорелое. Мать исполнила последнюю волю отца и дала образование детям.Лиза поступает учиться в Петербург в смольный институт, где инспектором в то время был К. Д. Ушинский, оказавший на нее большое влияние. По окончании института елизавета николаевна выходит замуж за своего учителя, Василия Ивановича Водовозова. Из года в год, по вторникам в доме Водовозовых на Васильевском острове собирались лучшие люди того времени.Не раз в эти дни у Водовозовых бывал и Константин Дмитриевич Ушинский, сохранивший с ними самые дружеские отношения.У Елизаветы Николаевны и Василия Ивановича было два сына — Василий и Николай. Впоследствии за революционные настроения они были сосланы в Смоленскую губернию. В 1886 году В. И. Водовозов, известный педагог и детский писатель, умирает  . Спустя два года е. н. водовозова выходит замуж за ученика и друга своего мужа Семевского Василия ивановича.Она переживёт обоих мужей, и свою совместную жизнь с В. И. Водовозовым и с В. И. Семевским опишет позднее в мемуарной книге «На заре жизни», а также в отдельных мемуарных очерках. Еще В Девятнадцать лет Водовозова написала свою первую статью: «Что мешает женщине быть самостоятельной?» Эта статья была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». С этих пор Елизавета Николаевна не прекращала литературной работы до самой смерти. За 60 лет ею было написано много пед

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЕЛИЗАВЕТА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЕЛИЗАВЕТА ВОДОВОЗОВА Подготовила презентацию: студентка гр. СД-2
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЕЛИЗАВЕТА ВОДОВОЗОВА Подготовила презентацию: студентка гр. СД-2 Бурдюгова Марина Сергеевна Преподаватель: Лелькина Людмила Ивановна

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Кому не Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам

Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна (урожденная Цевловская) - русская детская писательница, педагог, мемуаристка. Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна (урожденная Цевловская) — русская детская писательница, педагог, мемуаристка.

 Окончила Смольный институт (1862), где с 1859 занималась у К. Д. Ушинского и Окончила Смольный институт (1862), где с 1859 занималась у К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова. В том же 1862 вышла замуж за Водовозова. В конце 1860 -х изучала в Германии и Швейцарии детские сады, работавшие по системе Ф. Фребеля. С 1863 участвовала в печати. Овдовев в 1886, вышла замуж за ученика и друга первого мужа В. И. Семевского. Последние годы жизни провела в крайней нужде, одиночестве, болезнях, доводивших до отчаяния и мыслей о самоубийстве. Начала литературную деятельность заметкой о романе Чернышевского «Что делать? » Опубликовала множество произведений мемуарного характера. Главный труд Водовозовой-Семевской – «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста»

Внесла значительный вклад в теорию русской дошкольной педагогики. Педагогические взгляды Е. Водовозовой раскрыты в Внесла значительный вклад в теорию русской дошкольной педагогики. Педагогические взгляды Е. Водовозовой раскрыты в труде «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до 8 -летнего возраста» (1871). Книга эта была ценным пособием для семьи и воспитательниц детских садов. Е. Водовозова придавала большое значение воспитанию детей до 7 лет (необходимость воспитания с первых месяцев жизни) цель его — воспитывать «человека, будущего общественного деятеля и гражданина своей Родины, проникнутого идеей человечества». Елизавета Николаевна подчёркивала ведущую роль матери и воспитательницы в развитии ребёнка. В основу воспитания ею было положено использование народной речи, песен, сказок, загадок, игр.

 Е. Н. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. Е. Н. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. Она предоставила программу развития у детей родной связной речи и методику использования русского фольклора. Елизавета Николаевна подробно изложила взгляды на сказку, предложила серию сказок, доступных для дошкольников. По ее мнению, сказка должна опираться на детский опыт, развивать детскую фантазию, обогащать речь народными оборотами и выражениями. Ценными были рекомендации по отбору сказок. Многие сказки она предлагала рассказывать детям в специальной обработке, в сокращенном виде.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна это что такое Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна: определение — История.НЭС

Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна

Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна (урожденная Цевловская) — писательница. Родилась в 1844 г.; училась в Смольном институте, где инспектором тогда был Ушинский , оказавший на нее большое влияние. По окончании института вышла замуж за своего учителя, В.И. Водовозова (после его смерти вышла за В.И. Семевского ). Начала литературную деятельность заметкой о романе Чернышевского «»Что делать?»» («»Библиотека для чтения»», 1863). Главный труд Водовозовой-Семевской — «»Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста»» (Санкт-Петербург, 1871, 6-е издание, 1907) — является ценным пособием для матерей и воспитательниц как научно обоснованное руководство, снабженное практическими указаниями, взятыми из действительной жизни. Пользуется также большой известностью ее труд «»Жизнь европейских народов»», в котором для юношества увлекательно изложены сведения о культуре, политических и общественных учреждениях, бытовых особенностях, взаимных отношениях общественных классов у всех европейских народов. Успеху этого труда (3 тома, Санкт-Петербург, 1875; 5-е издание, Санкт-Петербург, 1907), иллюстрированного В.М. Васнецовым и др., содействует беллетристический талант Водовозовой-Семевской, особенно проявившийся в ее богатых содержанием «»Воспоминаниях»» («»На заре жизни»», Санкт-Петербург, 1911). Критика отметила их как ценный вклад в историю развития общественных и педагогических идей 60-х годов в их взаимном переплетении и влиянии. Свою «»Жизнь европейских народов»» Водовозова-Семевская переработала, в виде отдельных очерков, под названием «»Как люди на белом свете живут»» (10 выпусков, по 3 издания). В педагогически воспитательном отношении интересны ее труды: «»Из русской жизни и природы, рассказы для детей»» (Санкт-Петербург, 1871, 8-е издание, Санкт-Петербург, 1905), «»Детские рассказы и стихотворения»» (Санкт-Петербург, 1875; 5-е издание, Санкт-Петербург, 1893), «»На отдых»» (Санкт-Петербург, 1880; 2-е издание, 1905), «»Одноголосые детские песни с русскими народными мелодиями, музыка А.И. Рубца»» (Санкт-Петербург, 6-е издание, 1900). С. Ш.

Оцените определение:

Источник: Биографический словарь

Вклад российских педагогов в развитие дошкольного образования

Вклад российских педагогов в развитие дошкольного образования

Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. К. Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.

В своем выдающемся труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учета возрастных и психологических особенностей каждого ребенка.

Создавая на основе имевшихся научно-психологических данных теорию детской игры, К. Д. Ушинский показал ее воспитательно-образовательное значение. Он считал, что в психологической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре. Он показал, как влияют на характер и содержание игр социальная среда и возраст детей, как в играх познаются основы общественных отношений. Особое значение придавал он народным играм, видя в них превосходное и могущественное воспитательное средство. Высказанные К. Д. Ушинским мысли о детской игре явились важным вкладом в русскую и мировую дошкольную педагогику.

Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский отводил ознакомлению с природой, эстетическому и нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком. В умственном воспитании Ушинский утверждал необходимость опоры на наглядность в связи с конкретностью, образностью детского мышления. По его мнению, произведения для детей должны отличаться простотой изложения, ясностью и высокой художественностью. Этим требованиям вполне соответствовали его собственные произведения. Многие рассказы из написанной им книги «Родное слово» используются в настоящее время для чтения и рассказывания детям дошкольного возраста.

Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К. Д. Ушинский все же наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим определил задачи семейного воспитания детей, а также права и обязанности родителей, обратив при этом особое внимание на роль матери.

Видная деятельница общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в. Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933), предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии, в 1866 г. вместе с мужем открыла в Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад и начала издавать первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Изучая особенности детей, она убедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К. Д. Ушинским.

А. С. Симонович считала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад.

Рассматривая детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.

Успех работы детского сада во многом зависит от личности воспитательницы, к которой А. С. Симонович предъявляла большие требования. По ее словам, «детская садовница» должна быть образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей. По мнению А. С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада.

Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А. С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания. Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний.

Деятельность А. С. Симонович оказала положительное влияние на развитие русской дошкольной педагогики.

Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) была последовательницей К. Д. Ушинского в области дошкольной педагогики. В своей работе «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» она подвергла критике систему Фребеля, убедительно показала ее недостатки и предложила родителям и работникам детских садов свои оригинальные разработки для проведения игр и занятий с детьми.

В своей педагогической системе Е. Н. Водовозова последовательно проводила принцип народности, сформулированный К. Д. Ушинским. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр, посильного труда детей и т. д. Причем все занятия были расположены в постепенно усложняющейся системе.

В программах Е. Н. Водовозовой большое место отводилось умственному и нравственному воспитанию. Уделяя много внимания ознакомлению с природой как средству умственного развития, она включила в его содержание знакомство с окружающей жизнью, с трудом и бытом народа. Ее идеал человека сформировался под воздействием прогрессивных идей 60-х гг. Рекомендации по нравственному воспитанию были направлены на формирование у детей трудолюбия, умения управлять желаниями.

Социальные и педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой были прогрессивны для своего времени, а ее труд «Умственное и нравственное воспитание детей» был одним из основных пособий при подготовке воспитателей детских садов в России.

Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией. Е. И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.

В своих трудах («Родная речь и пути к ее развитию», «Современный детский сад, его значение и оборудование», «Дома ребенка в Риме, их теория и практика» и др.) она развивала свою теорию дошкольного воспитания, подвергнув при этом обоснованной критике систему М. Монтессори. Е. И. Тихеева считала, что в отличие от домов ребенка атмосфера в детском саду должна быть радостной и это возможно при широком использовании игры, живой речи и коллективных форм работы.

В противовес сторонникам теории свободного воспитания она утверждала, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит занятиям, организованным в соответствии с планом; предусматривала необходимость использования программы, которая бы давала направление воспитательно-образовательной работе, в общих чертах определяя ее содержание и формы и вооружая воспитательницу перспективой, не регламентирующей ее в деталях. Высокие требования предъявляла Е. И. Тихеева к личности воспитательницы. Она считала, что воспитанники в детских садах должны ежедневно получать горячие завтраки, что у каждого детского сада должен быть свой участок (садик или дворик).

Созданная Е. И. Тихеевой система дидактических материалов для развития органов чувств, рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей находят применение в работе современных детских садов. Наибольший вклад внесла она в разработку методики развития речи. Предложенные ею наглядный материал и пособия по развитию речи и сейчас используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) сыграла огромную роль в развитии теории и практики воспитания детей дошкольного возраста.

Большое внимание Надежда Константиновна уделяла организации, содержанию и методам общественного дошкольного воспитания.

Н. К. Крупская убедительно доказывала, что только в коллективе дети смогут развиваться всесторонне и полноценно и что общественное воспитание окажет большое влияние на укрепление семьи, поможет поднять семейные отношения на более высокую ступень.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции Надежда Константиновна внесла большой вклад в разработку теории дошкольного воспитания. Она считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада. Н. К. Крупская рассматривала работу по развитию речи как основу умственного развития ребенка. Большое значение придавала она эстетическому воспитанию, считая его одним из важнейших средств формирования гармоничной личности.

Н. К. Крупская хорошо знала и понимала психологию ребенка-дошкольника, требовала бережно относиться к его духовному миру, его потребностям и интересам. На совещании заведующих дошкольными секторами в 1931 г. она говорила: «Как же можно правильно наладить дело, если мы не будем знать физических способностей ребенка, если мы не будем знать, что он может, если мы перескочим через возрастные особенности? Как же педагогика может не изучать того ребенка, с которым она имеет дело?».

Н. К. Крупская рассматривала детский сад как составную часть общей системы народного образования, указывая, что между детским садом и школой должна быть установлена преемственность и в старшей группе детсада необходимо готовить детей к школе. Педагогические взгляды Н. К. Крупской продолжают обогащать науку, помогают решать задачи, стоящие перед дошкольным воспитанием.

Антон Семёнович Макаренко – один из виднейших отечественных педагогов. Свой педагогический опыт он описал в литературных произведениях: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Книга для родителей».

Педагогическое наследие Антона Семёновича Макаренко имеет исключительное значение. В его произведениях рассматриваются многие важнейшие вопросы этики, педагогики, психологии, которые актуальны и в наше время. Он кладёт в основу теории воспитания следующие разделы воспитательной работы: воспитание в процессе обучения, воспитание в труде, воспитание в игре, воспитание в процессе художественного творчества. Такие разделы существуют и в современной педагогике. Только сейчас они направлены на воспитание «вообще» человека, а по мнению Макаренко цель воспитания должна отражать своеобразие требований общества на каждом этапе его развития.

Многое из того, о чём писал Макаренко в своих книгах, относится не только к школьному возрасту, но и к дошкольному, ведь успех воспитания определяется в младшем возрасте до 5 лет.

Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать. При «проектировании личности» А. С. Макаренко считает необходимым предусмотреть как общие, так и индивидуальные качества ребёнка.

Большое внимание А. С. Макаренко уделял воспитанию чувства ответственности. Именно это чувство ответственности важно при подготовке к школе.

Тема, которая выдвинута Макаренко в своё время, актуальна и сейчас. Это тема о способности ориентироваться в окружающей обстановке. Ощущение своего и чужого нужно воспитывать с трёх-четырёх лет. В пять лет ребёнок также должен знать, о чём говорить можно и о чём нельзя, знать своих и чужих. Только тогда мы можем быть спокойны за жизнь ребёнка.

По мнению Макаренко в действиях воспитателя должна быть предельная требовательность. Это вовсе не значит, что он должен кричать.. Только требовательность может помочь воспитать дисциплинированность. А это в свою очередь поможет в дальнейшем при учёбе в школе. В детском саду этот процесс заключается в различных формах: после еды унести посуду, накрыть на стол, после сна застелить кровать, убрать после игры игрушки.

А. С. Макаренко говорил, что метод подражания в воспитании имеет большое значение. Только своим примером, игрой, обсуждением игровых ситуаций, а не ценой мудрых назиданий, можно добиться положительных результатов. Наблюдая за детьми в детском саду, как они играют, общаются между собой, можно определить, каковы отношения в семье, что они видят в окружающем их мире. А иногда видишь и себя в них. Поэтому малыш должен видеть перед собой взрослого весёлого и жизнерадостного, доброжелательного. Как же ребёнок будет подражать, если видит перед собой воспитателя или другого взрослого человека злого или всё время с «кислой» физиономией. Каждый ребёнок должен чувствовать, что ему рады, что он любим. Он будет стараться сохранить такое отношение к себе, стремиться ему соответствовать. Такой ребёнок сразу же почувствует, когда взрослый недоволен его поведением.

Большое значение Макаренко придавал игре: особенно в дошкольном возрасте. Он говорил, что детская жизнь должна быть игрой. Как ребёнок играет, так и будет работать. Для детей игра является трудом, и труд — игрой. Взрослый должен бегать, прыгать, петь, читать, трудиться вместе с детьми. Но труд «вообще» не является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определённой целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом.

Важны также высказывания А. С. Макаренко по поводу наказания. Он говорил, что наказание должно воспитывать. В наказании важным является не содержание, а сам факт его наложения. Например, слова «я к тебе сяду», обращённые к ребёнку, который всем мешает в спальне, могут быть и наказанием, и поощрением, если они произнесены разным тоном. Наказанный всегда должен знать, за что он наказывается, и понимать смысл наказания.

Елизавета Водовозова, рассказавшая о крепостном праве и борьбе за равноправие в царской России

Девятнадцатый век подарил русской литературе немало мемуаристок с изящным и живым слогом, но Елизавета Водовозова, без сомнения, среди них выделяется. Дело не только в том, что опыт её богаче большинства других авторш — не она одна провела несколько лет в институте благородных девиц (читай — интернате для девочек), не она одна переживала нужду и горела нигилизмом, радикальным движением шестидесятых, тоже не она одна. Но Водовозова оказалась удивительно наблюдательна, она остро выхватывала детали, рисующие портрет эпохи, так что многие открывавшие её для себя наши современники прочли её буквально запоем.

Девичьей фамилией Елизаветы была Цевловская — она родилась в браке выпускницы института для благородных девиц и офицера польского происхождения. И то, и другое сильно повлияло на личность Водовозовой. Благодаря упорству, которое, несмотря на все ужасы пансионов для девочек, им там прививали, её мать сумела вырастить детей, оказавшись в крайней нищете. Благодаря настроениям, царившим среди живущих в России поляков и их потомства, Елизавета с детства была открыта всему новому.

Чтобы кормить появившееся семейство, Цевловский, офицер в отставке, устроился на должность мирового судьи. Он много сам занимался детьми — кроме совсем уж малышей — играл с ними, занимался их образованием, беседовал. В общем, он был не самым обычным отцом крепостной эпохи.

Семейное счастье Цевловских продлилось недолго: судья не успел увидеть подросших детей. В городе разразилась холера. Смерть шла по улицам. Однажды Цевловские обнаружили у своего крыльца девочку явно мещанского сословия, слишком маленькую, чтобы объяснить, откуда она пришла. Предположили, что семья её умерла, и забрали в дом. Увы, но девочка, видимо, принесла с собой заразу. Вскоре заболел и скончался глава семьи. Девочка же, испугавшись похорон, сбежала, и её больше никто не видел.

Покойный оставил вдове не только выводок детей и немного крепостных, но и долги: вести бюджет он явно не умел. Матери Елизаветы пришлось продавать дом и переезжать в деревню, где она хлопотала по хозяйству днями напролёт, пытаясь выправить дела. Там, в деревне, Лиза поняла, насколько же их семья отличалась от семей других помещиков. Дело даже не в том, что своим крепостным Цевловская позволяла очень многое. Дело в том, как неграмотны, кичливы, жестоки к детям, неряшливы были мелкие помещики, которые словно выползли из средневековья, ещё и гордились этим — по старине, мол, живут, не сдают дворянской чести.

Если на столе было в таком доме что-то вкусное, оно доставалось тому, кто сильнее. Основным способом общения бар и барынь с детьми были тумаки, с ещё более бедными родственниками — насмешки, с крестьянами — розги.
Иллюстрация к роману

Иллюстрация к роману «Отцы и Дети» И.С. Тургенева

Фактически, Цевловским было почти не с кем общаться. Время от времени они приезжали в гости либо к предводителю местного дворянства, который невзначай старался подкармливать Лизу и её сестёр и братьев, либо к богатым и образованным помещикам, которых они отчаянно стеснялись, чувствуя себя неровней. Тем не менее, образованные соседи (впрочем, соседство в те года означало расстояние во многие километры) тоже старались принимать участие в сиротах Цевловских. Возможно, иначе бы жизнь Лизы в детстве была совсем невыносима.

Цевловские казались такой дружной семьёй, что можно было только удивляться, что Лизу довелось пережить жесточайшее семейное насилие. Мать Лизы практически насильно выдала её старшую сестру замуж за немолодого ревнивца, перешедшего жить к Цевловским. Втайне от всей остальной семьи он зверски избивал не только жену, но и её младшую сестру, предварительно раздев. Обе сестры скрывали это — ведь иначе садист мог уйти со своей женой, и вне её родного дома, кто знает, не убил бы он её.

На фоне такой жизни поступление в Смольный институт, в отделение для бедных, казался девочке поворотом к лучшему. Правда, встретил её институт неласково: ещё не познакомившись, учительницы и инспектрисы говорили с новыми девочками сердитыми окриками.

Много написано о том, в каких суровых условиях девочки оказывались, поступив в институт для благородных девиц. В отличие от мальчиков, учившихся для армейской или флотской карьеры, девочки должны были спать в холоде (отчего у многих малышек случался энурез), обслуживать себя полностью сами, есть скудно, гулять только чинно, парами. Учили с усердием в том отделении Смольного, где оказалась Лиза, только языкам. Остальные предметы преподавались кое-как. Институт не давал пищи ни уму, ни сердцу, и девушки выходили в свет совершенно неразвитыми социально и эмоционально, становясь предметом всеобщих насмешек.

Лизе Цевловской посчастливилось — как раз на то время, когда она училась в старших классах, пришлись реформы Ушинского (которые, впрочем, вскоре после выпуска Лизы были свёрнуты). Девочкам разрешалось больше не мёрзнуть в классах, говорить с учителем, налажено было и преподавание основных предметов. Ушинский настраивал будущих выпускниц на работу учительницами, считая, что в обучении деревенских детей — высший долг образованных девушек. За одного из новых учителей, молодого мужчину по фамилии Водовозов, Лиза через некоторое время после выпуска вышла замуж. Оба они крутились среди нигилистов, представителей радикального общественного течения, ратовавшего за отмену бессмысленных условностей.

К.Д. Ушинский
Познакомилась с этим движением Лиза оригинально: какой-то кавалер в гостях попросил её не остригать волос коротко, как, мол, делают нынешние девушки. Оказывается, пока Лиза сидела в институте, улицы российских городов оказались наводнены такими стрижеными девушками. Многие из них ещё и курили.

Молодёжь шестидесятых ратовала за всеобщее образование, за экономическую самостоятельность женщины, открывала детские сады, чтобы дать возможность женщинам зарабатывать. Повально увлекались наукой — отрицая искусства, заключали фиктивные или просто товарищеские браки — объявляя любовь пережитком, маскировкой полового влечения. Девушки уезжали штурмовать университеты Европы. Много позже напишут, что студентки из Российской империи проложили путь массовому женскому высшему образованию.

Чтобы не тратить время на чрезмерный уход за собой, и юноши, и девушки время от времени коротко стриглись, а потом отпускали волосы до плеч. Юноши часто отращивали бородку. Одежду носили принципиально упрощённых фасонов, неярких цветов. В общем, неформалы второй половины девятнадцатого века выглядели как толпа людей в коричневом и сером, говорливая и весёлая толпа, в которой, не вглядываясь, мужчин можно было отличить от женщин только по растительности на лице.

Отмена крепостного права в шестьдесят первом году дала неожиданный эффект: она ускорила эмансипацию женщин. Такого эффекта, надо сказать, власти никак не предполагали.

Дело в том, что, оставшись без натурального хозяйства, которое вели крепостные, многие семьи помещиков оказались на грани разорения. В более богатых семьях из боязни перед аналогичной ситуацией вышвырнули на улицу дальних родственниц, часть которых жила из милости, часть — была чем-то вроде бесплатной прислуги. В результате волна грамотных женщин, твёрдо намеренных выжить и помочь выжить престарелым родителям, захлестнула большие города.

К.Д. Ушинский

Женщины быстро стали теснить мужчин в тех областях, где требовались аккуратность и грамотность, но не предлагалось много денег. Образование, места продавцов в лавках, работа переписчиков (а позже — машинисток), журналистика, разного рода искусства. Если мужчины делали карьеру из честолюбия, то женщинам надо было буквально не умереть с голода, и хватка у них была отчаянная, железная. В результате в России уже к двадцатому веку к работающей девушке относились куда проще, чем в Европе, где для многих девиц объявить о желании получить профессию было то же, что сбежать замуж за мимоезжего циркача.

Елизавета, теперь Водовозова, ездила в Германию и Швейцарию изучать устройство передовых детских садов, чтобы наладить дошкольное образование в России. Она пыталась устраивать то же самое на родине.

Увы, в последней трети века правительство стало прикручивать всякую инициативу, и Елизавета Николаевна буквально продиралась сквозь сопротивление среды. Она больше воспитывала своих детей, чем чужих, хотя писала развивающие — по тогдашним представлениям о развитии — тексты для малышей. Очень рано Елизавета Николаевна овдовела; вышла замуж за ученика своего мужа и овдовела снова. Последние годы жизни она провела в нищете и глубочайшей депрессии: после войны и революции в Петрограде настал жестокий голод, и в новое время пожилая женщина не вписалась. Елизавета Николаевна почила в двадцать третьем году нового века.

История ещё одной шестидесятницы девятнадцатого века — Любовь и математика: история Софьи Ковалевской.

Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна — это… Что такое Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна?


Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна
Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна (урожденная Цевловская) — писательница. Родилась в 1844 г.; училась в Смольном институте, где инспектором тогда был Ушинский , оказавший на нее большое влияние. По окончании института вышла замуж за своего учителя, В.И. Водовозова (после его смерти вышла за В.И. Семевского ). Начала литературную деятельность заметкой о романе Чернышевского «Что делать?» («Библиотека для чтения», 1863). Главный труд Водовозовой-Семевской — «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (Санкт-Петербург, 1871, 6-е издание, 1907) — является ценным пособием для матерей и воспитательниц как научно обоснованное руководство, снабженное практическими указаниями, взятыми из действительной жизни. Пользуется также большой известностью ее труд «Жизнь европейских народов», в котором для юношества увлекательно изложены сведения о культуре, политических и общественных учреждениях, бытовых особенностях, взаимных отношениях общественных классов у всех европейских народов. Успеху этого труда (3 тома, Санкт-Петербург, 1875; 5-е издание, Санкт-Петербург, 1907), иллюстрированного В.М. Васнецовым и др., содействует беллетристический талант Водовозовой-Семевской, особенно проявившийся в ее богатых содержанием «Воспоминаниях» («На заре жизни», Санкт-Петербург, 1911). Критика отметила их как ценный вклад в историю развития общественных и педагогических идей 60-х годов в их взаимном переплетении и влиянии. Свою «Жизнь европейских народов» Водовозова-Семевская переработала, в виде отдельных очерков, под названием «Как люди на белом свете живут» (10 выпусков, по 3 издания). В педагогически воспитательном отношении интересны ее труды: «Из русской жизни и природы, рассказы для детей» (Санкт-Петербург, 1871, 8-е издание, Санкт-Петербург, 1905), «Детские рассказы и стихотворения» (Санкт-Петербург, 1875; 5-е издание, Санкт-Петербург, 1893), «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880; 2-е издание, 1905), «Одноголосые детские песни с русскими народными мелодиями, музыка А.И. Рубца» (Санкт-Петербург, 6-е издание, 1900). С. Ш.

Биографический словарь. 2000.

  • Водовозов Николай Васильевич
  • Водовы

Смотреть что такое «Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна» в других словарях:

  • Водовозова, Елизавета Николаевна — Елизавета Николаевна Водовозова …   Википедия

  • Водовозова Елизавета Николаевна — Елизавета Николаевна Водовозова (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 5 (17) августа 1844, Поречье, Смоленской губернии 23 марта 1923, Петроград) русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в первом браке жена педагога В. И.… …   Википедия

  • Елизавета Николаевна Водовозова — (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 5 (17) августа 1844, Поречье, Смоленской губернии 23 марта 1923, Петроград) русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в первом браке жена педагога В. И. Водовозова. Содержание 1… …   Википедия

  • Водовозова, Елизавета Николаевна — (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 1844 1923)     педагог, детская писательница. Ученица К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова. На основе анализа практики фребелевских детских садов в Германии и Швейцарии разработала оригинальную… …   Педагогический терминологический словарь

  • Водовозова — Водовозова, Елизавета Николаевна Елизавета Николаевна Водовозова (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 5 (17) августа 1844, Поречье, Смоленской губернии 23 марта 1923, Петроград) русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в… …   Википедия

  • Список воспитанниц Смольного Института благородных девиц — Шифр для лучших выпускниц Смольного института …   Википедия

  • Цявловский — Цявловский  фамилия Цявловский, Даниил Иванович (1795 1870)  русский генерал, участник наполеоновских войн и похода 1831 г. против польских инсургентов. Цявловский, Мстислав Александрович (1883 1947)  российский литературовед …   Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.