Адаптационные занятия в детском саду – План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект занятия по адаптации детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Варианты адаптационных занятий для детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.

Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, — это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениями.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А воспитателю занятия помогут завоевать симпатии детей и их доверие. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения.

Занятие №1
Тема: “Вот Я какой!”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал:

Корзинка с сюрпризами.

Солнышко — мягкая игрушка, погремушка, кукла Малыш.

Ход занятия

Организация начала занятия.

Стульчики расставлены полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:

Погремушка играет-
Деток собирает!

Предлагает предлагает детям присесть на стульчики.

Педагог: Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш.

Достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики.

Педагог: Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?

Ответы детей.

Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её.

Игра “Большие – маленькие”

Педагог: Покажите, малышу, какие вы сейчас большие.

Дети встают в полный рост.

Педагог: А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки;

Педагог: А какие вы будете, когда станете взрослыми.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог: Дети, на стульчики свои пройдите и на Лялю посмотрите.

Ляле мы сейчас расскажем и ручками покажем, что у вас есть.

Игра “Это Я”.

Это глазки. Вот. Вот.———Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.———- Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот. ———- Левой рукой показывают рот, правой нос.
Там спинка. Тут живот.——— Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.———

Два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. ——— Два раза топают.
Ой, устали. Вытрем лоб. ——— Правой рукой вытирают лоб.

Далее педагог спрашивает детей:

— Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).

— А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т. п.)

— Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.

Педагог: Дружно все вставайте и за мной всё повторяйте.

Упражнение “Наши ножки”

Большие ноги шли по дороге:————- Большими шагами идут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке: ———— Маленькими шагами бегут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Ваши ножки убегают- ———————-

Возвращаются на свои места.
Только пяточки сверкают.

Педагог: Ну, ребятки не зевайте, а за мной всё повторяйте!

Игра “Пляшут наши детки! ”

Где же, где же наши ручки?———— Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга.
Где же наши ручки?
Нету наших ручек! ———— Прячут руки за спину.
Вот, вот наши ручки! ————- Выставляют руки вперёд.
Вот наши ручки! ———— Поворачивают ладошки вверх-вниз.
Пляшут, пляшут наши ручки! ——— Показывают фонарики.
Пляшут наши ручки!
Где же , где же наши ножки?————-Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши ножки?
Нету наших ножек! ————— Обхватывают ноги руками
Вот, вот наши ножки!
Вот наши ножки! ———— Ритмично хлопают ладошками по ногам.

Пляшут, пляшут наши ножки! ————— Ритмично топают ногами.
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки?————Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши детки?
Нету наших деток! ————— Закрывают лицо ладошами.
Вот, вот наши детки!
Вот наши детки!————- Встают в полный рост, разводят руки в стороны.
Пляшут, пляшут наши детки! ——— Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
Пляшут наши детки!

Педагог:

А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём.
Погладим себя по головке.
Похвалим: хорошо играли, славно танцевали….
Погладим ножки, ручки…

Педагог:

Ручки не деритесь,
Ручки не сердитесь.
Лучше подружитесь…

Пальчиковая гимнастика “Дружные пальчики!”

Дружат в нашей группе ———— Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до
Девочки и мальчики———— подушечек пальцев другой руки.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. ———— Пальчики сцепляются в замок.

Упражнение “Покачай малыша!”

Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с педагогом:

Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка не лай
И в гудочек не гуди;
Нашу Лялю не буди.

Педагог: Наш малыш уснул…. И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь тепло.

Солнышко, появись!
Светлое, лучистое,
Покажись.

Педагог достаёт из корзинки солнышко.

Упражнение “Подари любовь и тепло”

По очереди дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.

Педагог: “ Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше… И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку ”.

Занятие №2
Тема: “Вот как я умею”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • — помочь детям привыкнуть к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней;
  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал:

Корзинка с сюрпризами.
Солнышко — мягкая игрушка; колокольчик.

Ход занятия

Организация начала занятия.

Стульчики расставлены полукругом. Воспитатель звенит в колокольчик, приглашает детей на занятие и предлагает присесть на стульчики.

Колокольчик звенит,
Собираться велит!

Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях Солнышко.

-Солнышко красное!
Появись.
Светлое, лучистое,
Малым детушкам улыбнись!

Педагог из корзинки достаёт Солнышко.

Педагог: Солнышко вам улыбается. Улыбнитесь ему тоже — подарите свои улыбки.

Солнышко: Здравствуйте, ребятушки. Милые, хорошие, славные, пригожие.

Дети: Здравствуй, Солнышко!

Педагог: Когда солнышко светит, на земле всё растёт: деревья, цветы, трава и, вы, ребята тоже растёте. Покажите солнышку, какими вы стали.

Игра “Большие – маленькие”

Педагог: А какими большими вы будете.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх к солнышку.

Педагог: А сейчас, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки. Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог: 1,2,3 — своё место найди!

А сейчас покажем и расскажем Солнышку, как мы живём.

Упражнение “Как живёшь?”

Сжать пальцы обеих рук в кулачки.

Как живёшь?———-Показать оттопыренный большой палец
-Вот так!
А плывёшь?———- Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
-Вот так!
Как бежишь?———Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
-Вот так!
Вдаль глядишь?————— Приложить ребро ладони ко лбу
-Вот так!
Ждёшь обед?—————- Подпереть подбородок кулачком
-Вот так!
Машешь вслед?———— Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо
-Вот так!
Ночью спишь?—————- Лечь щёкой на сложенные вместе ладошки.
-Вот так!
А шалишь?————- Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
-Вот так!

Упражнение «Что умеют ваши ручки?»

Педагог: А где же ваши ручки?

Дети: Вот наши ручки!

Протягивают вперёд и крутят ладошки.

Педагог: А что умеют ваши ручки?

Дети. Одеваться, играть, умываться…

Педагог: А хлопать в ладоши ваши ручки умеют!

Дети: Да!

Педагог: Покажите солнышку, как умеют ваши ручки, хлопать в ладоши, умываться.

Педагог: А играть ваши ручки умеют?

Дети: Да!

Педагог: Давайте, покажем солнышку, как они играют.

Педагог произносит потешку, показывает движения. Дети повторяют за ним.

Пальчиковая гимнастика “Здравствуй, пальчик”

Ладошки ставят друг напротив друга

Здравствуй, пальчик! ———- прикасаются мизинцами
Здравствуй, пальчик! ———-прикасаются безымянными пальцами
Здравствуй, пальчик! ——— прикасаются средними пальцами
Здравствуй, пальчик! ——— прикасаются указательными пальцами
Здравствуй, пальчик! ———прикасаются большими пальцами
Здравствуйте, пальчики! —-соединяются пальцы обеих рук в замок.

Педагог: Молодцы, ребята! Солнышку очень понравилось, как вы играете пальчиками.

Упражнение «Что умеют ваши ножки?»

Педагог: А где же ваши ножки?

Дети показывают ноги.

Педагог: А что умеют делать ваши ножки?

Дети. Ходить, прыгать, бегать, топать….

Педагог: Давайте покажем солнышку.

Педагог: Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной слова и движения. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ,—————- шагают друг за другом
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ,
Побежали ножки по ровненькой дорожке, —————— побежали друг за другом
Убегают, убегают, ————— направляются к своим стульчикам
Только пяточки сверкают! ————— присаживаются на свои места.
А прыгать ваши ножки умеют?

Дети: Да!

Упражнение “Прыгай веселей”

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ———— Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай- побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! —————- руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!————— кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра “Прятки”

Педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет солнышко в группе, спрятав, звенит в колокольчик. Дети открывают глаза, ищут солнышко. Нашедшему ребёнку, все дети аплодируют. Игра повторяется 2-3раза.

Воспитатель: Солнышку, ребята, было с вами интересно, весело и на прощанье оно хочет вам подарить свою любовь и тепло.

Упражнение “Подари любовь и тепло”

По очереди дети обнимают солнышко, передавая друг другу.

Педагог: “ Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы, ребята, нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку”.

Занятие по адаптации к условиям ДОУ в средней и старшей группе: «Первое знакомство»

занятия по адаптации дошкольников, занятия по адаптации детей, социальные занятия по адаптации детей, занятия по адаптации детей к детскому садуЦель:

— создание положительного настроения;

— развитие эмоциональной сферы дошкольников и чувствительности к эмоциональному состоянию других;

— упражнения для передачи эмоций с помощью мимики;

— тренировка психомоторных функций;

— развитие коммуникативных способностей;

— навыки сотрудничества при работе в паре;

— преодоление замкнутости и пассивности;

— побуждение к двигательной раскрепощенности;

 — снижение эмоционального напряжения;

— воспитание доброжелательности и желания дружить.

Оборудование: цветная бумага, пиктограммы, запись с медленной музыкой, корзина, салфетка, яблоки, платок.

Ход занятия по адаптации

к условиям детского сада в средней и старшей группах

Психолог. Сегодня мы с вами лучше познакомимся. Поговорим о нашем настроении, о дружбе, о внимании друг к другу.

Игра «Эхо»

(Дети сидят полукругом на стульчиках.)

Тот, кто сидит справа от меня, говорит: «Добрый день, я … (называет имя)». А мы все дружно, как эхо, повторяем это имя. Так все по очереди здороваются и называют свои имена.

Беседа психолога с детьми об именах

Нравятся ли вам ваши имена? (Ответы детей.) А знаете ли вы, дети, что означают ваши имена? Все имена имеют древнее происхождение и каждое имеет свое значение. Например:

Александр-защитник;

Юля — из рода великого римского императора Юлия;

Марьяна — образовалось от двух имен (упрямая + божия)

Виктория — победа;

Настя — воскресение;

Антон — борец;

Артем — выносливый, здоровый;

Денис — освящен Богом.

Ребята, как вы считаете, подходят ли вам ваши имена, соответствуют ли ваши характеры вашим именам? (Ответы детей.)

Упражнение «Составной цветок»

Я предлагаю вам разные цветные лепестки (из цветной бумаги). Выберите себе лепесток такого цвета, который, по вашему мнению, соответствует вашему имени. Из выбранных лепестков мы составим цветок. Получившийся цветок какой- веселый или грустный? (Ответы детей.)

Упражнение «Успокаивающие слова»

Какое настроение у вас преобладает: печальное или веселое? Бывает ли вам иногда грустно, бывает ли у кого-то из вас плохое настроение? (Ответы.) Представьте себе, что в группу пришел новый ребенок, или у кого-то из детей такое плохое настроение, что слезы на глазах. Что мы будем делать? Как успокоим расстроенного?

(Ребенок в середине круга делает вид, будто плачет, другие пытаются его успокоить.)

Дети, как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Давайте выберем. (Дети выбирают цветные лепестки.)

А теперь представьте себе, что вы идете в детский сад. Что вы видите на улице? Какое у вас настроение? А какое у вас выражение лица?

Психологический этюд «На прогулке»

class=»eliadunit»>

Дети имитируют движения:

— деревья растут;

— птички летают;

— улитки ползают;

— лягушки прыгают.

Кроме того, на улице вы встречаете много разных людей, а в детском саду — много разных детей. Человека или ребенка с каким настроением вам было бы приятно встретить? А какое бы вы хотели увидеть у них выражение лица? Выберите из этих рисунков. (Дети выбирают из нескольких пиктограмм желаемое выражение лица.)

Вот мы выбрали хорошее выражение лица, так давайте сделаем его серединкой нашего цветочка. Сядем и послушаем стихотворение.

Приятная встреча

Встретились Бяка, и Бука,

Никто из них не сказал ни звука,

Не выдал ни одного знака,

Молчали и Бука, и Бяка.

И думал Бука с мукой:

«Почему же он так смотрит букой?»

А Бяка думал: «Задавака!

Какой же он все-таки бяка!»

Как вы думаете, действительно ли у них состоялась приятная встреча?

А какое лицо было у Буки и Бяки, как вы думаете? (Дети должны выбрать пиктограмму.) А давайте, мы сами попробуем сделать такое выражение лица.

Пиктограммы с различным выражением лица на сайте можно посмотреть здесь.

Игра «Страшилка»

Мы сейчас поиграем. Кто-то злым, недобрым выражением лица будет пугать нас, а мы будем убегать от него. Но на самом деле, нам совсем не страшно, поэтому скажем: «Не боюсь!»

Упражнение «Зеркало» (попарно)

Дети, посмотрите друг на друга, как враги; а теперь — как друзья. Как вам больше понравилось? Улыбнитесь друг другу. Поменяйтесь парами и так же сначала посмотрите друг на друга, как враги, а потом — как друзья.

«Отгадай, кто это?»

Дети стоят в кругу, в центре — ведущий с завязанными глазами. Все молчат. Кто-то один подходит к ведущему и пожимает ему руку. Затем ведущий обращается и начинает давить руки всем по порядку, пока не найдет ту руку, которая была первой.

Релаксация. Аутотренинг «Я — цветок»

Давайте послушаем музыку, закроем глаза и представим, что мы превратились в цветы. Закройте глаза.

Я — красивый цветок, росту на поляне среди других цветов. У меня гибкий стебелек — это мое тело, мои руки — нежные листочки, мои губки — красивые лепестки. Я приятно пахну на всю поляну. И поэтому ко мне прилетают пчелы. Я пою их сладким нектаром. Вот пчелка села на мою голову, на цветок. Вот она ползет по моему носику (сморщили носики). Теперь села на глазик (закройте глазки). Открыли глаза, испугали пчелку.

Социометрическая игра «Яблочко»

Какое сейчас время года? Осень. Уже не так тепло, как летом, но осень очень щедра на урожай с огородов и садов. Что нам она принесла в корзиночке (показать яблочки). Подойдите все ко мне. Возьмите из корзины одно яблоко и дайте кому-то из детей. Кто получил яблоко, пусть подойдет ко мне, возьмет из корзины яблоко и даст кому-нибудь следующему, у кого еще нет яблока.

Прощание

Упражнение «Улыбка по кругу»

Возьмемся за руки и создадим круг. Улыбнемся поочередно друг другу, и так передадим улыбку по кругу.

Каждый взгляд, каждое слово имеет значение. Попрощаемся с вами — До свидания!

Занятие психолога с детьми в период адаптации к ДОУ «Давайте познакомимся»

Цель: помощь в адаптации детей к условиям дошкольного учреждения

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  • развитие мелкой моторики, общей;
  • сенсорное развитие — закрепление знаний четырех основных цветов;
  • привлечение внимания детей к сверстнику, установления положительных взаимоотношений;
  • установление доверительных взаимоотношений с педагогом;
  • формирование положительного отношения к ДОУ;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период.

Возраст: младший дошкольный, дети 3 – 4 лет.

Форма проведения: групповое занятие, в игровой форме, при участии воспитателя в играх.

Методы работы:

  • словесные,
  • практические,
  • игровые.

Материальная база:

  • диск с музыкой (например, альбом “Топ-топ” Железновых),
  • бумажные, цветные кружочки,
  • колокольчик,
  • две стойки и веревка.

Структура занятия.

Занятие состоит из трех частей – вводная, основная, заключительная.

Вводная часть включает в себя создание положительного эмоционального настроя в группе и приветствия. Основная часть включает в себя адаптационную игру, сюрпризный момент, игру на социальное развитие, пальчиковую игру, игру развлечение. Заключительная часть это подведение итогов занятия и прощание.

Ход занятия

I. Вводная часть

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Психолог включает музыку и приглашает детей собраться вместе поиграть (на занятие).

Дети ставят руки на пояс и под музыку идут по кругу. Когда все дети пришли на занятие, психолог останавливается, все хлопают в ладоши и занятие начинается.

Приветствие.

Психолог здоровается, читает стихи и показывает движения, дети повторяют.

— Здравствуйте ребята! Давайте мы поздороваемся все вместе. Сделаем мы это так!

Здравствуй солнце! (руки разводим в сторону как лучи солнца)
Здравствуй небо! (поднимаем руки вверх, прямые)
Здравствуй, ветерок, трава! (раскачиваем ручками из стороны в сторону, присаживаемся на корточки)
Здравствуйте мои друзья! (машем ручкой – привет)

II. Основная часть

Упражнение на сенсорное развитие.

Психолог рассаживает детей по кругу на стульчики, раздает цветные кружочки, дети кладут их на пол под ноги.

— Посмотрите ребята, какие я принесла с собой кружочки – это домики. Все домики разного цвета. Есть синий домик, это красный, желтый и зеленый.

— Давайте мы сейчас поселимся в эти домики, и вместе поиграем.

Дети берут кружочки и по просьбе педагога называют его цвет.

— Какого цвета твой домик?…

— Вот все и поселились в домиках. А теперь ребята давайте познакомимся и узнаем, кто же у нас живет в домиках. Сейчас мы пойдем, друг к другу в гости!

Сюрпризный момент – психолог за спиной звонит в колокольчик.

— Ребята послушайте, а что это за звук? (ответы детей) Это колокольчик звенит. Он поможет нам познакомиться.

Адаптационная игра “Знакомство”.

Психолог объясняет и показывает правила игры.

— А сделаем мы это так: возьмём колокольчик в ручки, назовем свое имя, и позвоним; потом передадим колокольчик в другой домик. Вот так!

Психолог называет свое имя, звонит в колокольчик и передает его ребенку. Ребенок звонит, педагог спрашивает – Кто в домике живет? Ребенок называет свое имя, передает колокольчик следующему ребенку. Продолжается игра. Последний ребенок передает колокольчик психологу. Игра заканчивается.

— Вот мы все и познакомились.

— Ребята, а мы с вами живем в домиках? Рядышком? А тех, кто живет рядом, называют соседями! Значит мы все друг другу соседи!

— А давайте вместе со своими соседями поиграем.

Социальное развитие “Соседи”.

Дети встаю около стульчиков на кружочки, тесно прижавшись, друг к другу, выполняют следующие действия в соответствии с текстом:

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать (тихо толкаем по плечу)
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать
Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать
Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать

Игра повторяется несколько раз.

Пальчиковая игра “Пальчики”.

— А теперь ребята, давайте немного отдохнем, садитесь мы поиграем с пальчиками.

— Где ваши пальчики? Вот наши пальчики!

Психолог говорит слова и показывает движения, дети повторяют.

Этот пальчик всех сильней (показываем большой палец и сгибаем его)
Этот пальчик всех умней (показываем указательный палец и сгибаем его)
Этот пальчик всех длинней (показываем средний палец и сгибаем его)
Этот пальчик всех быстрей (показываем безымянный палец и сгибаем его)
Этот пальчик всех веселей (показываем большой палец и сгибаем его)

Вместе это пять друзей.

Далее игра продолжается со второй рукой.

— Хорошо! Понравилось вам играть с пальчиками, подружились пальчики друг с другом? Отдохнули? Ребята, что то колокольчик наш совсем заскучал давайте с ним поиграем.

Игра развлечение “Достань колокольчик”.

Между стойками натягивается веревка на высоте поднятых рук ребенка, к веревке привязывается колокольчик.

— Посмотрите ребята, как высоко забрался колокольчик. Давайте позвоним в него, но для этого надо до него дотянуться, подпрыгнуть.

Дети, по очереди подходя к веревке, должны подпрыгнуть вверх, чтобы достать руками висящий колокольчик.

III. Прощание

Психолог подводит итоги занятия.

— Вот как весело мы поиграли с колокольчиком, а теперь он отдохнет.

А мы свами вспомним, во что мы сегодня играли? (ответы детей)

А какие игры вам понравились больше всего? (ответ детей)

— Вот и закончилось время наших игр. Давайте вместе попрощаемся.

Психолог рассказывает стих и показывает движения, дети повторяют.

Стих:

Дружно хлопаем руками, (дети хлопают в ладоши)
Вместе топаем ногой. (топают ногой)
До свиданья сказали, (говорят до свидания)
И рукою помахали. (машут рукой)

Игры и упражнения для детей в период адаптации

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Предложенные игры и упражнения спо­собствуют снятию психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии, совершенство­ванию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.

Пособие поможет воспитателям и родителям смягчить процесс адаптации детей к детскому саду.

Составила:

Ревина М.И., воспитатель

МБДОУ ДС №10 «Дюймовочка»

 Игры, помогающие в коррекции агрессии

Сражение

Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия. Игра заканчивается всеобщим перемирием и обнимашками.

Злые – добрые кошки

Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.

Игра с собачкой.

 Взрослый держит в руках игрушечную  собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.

 Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку,  предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

 

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Мы топаем ногами.

Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

Процесс перехода из семьи в детский сад очень сложен для ребенка. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание  в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.  

Основная задача игр в этот период – формирование

эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Одним из важнейших направлений в работе воспитателя является создание психологического комфорта во время адаптационного периода и дальнейшего пребывания в ДОУ. Разработка системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала позволит положительно решать проблему адаптации ребенка к ДОУ.

            Игровые упражнения способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений.

Для деток от полутора- двух  лет существует много развивающих игр и упражнений.  Предлагаю Вашему вниманию некоторые упражнения, которые Вы сможете выполнить дома со своим малышом. Задания в них направлены на формирование определенных навыков и умений ребенка.

Существуют игры, направленные на достижение тех или иных целей. Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

 

Игры для улучшения психологического самочувствия:Вот такие!

Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

У котенка усы – ВОТ ТАКИЕ, (проводим пальцем под носиком)

У слоненка уши – БОЛЬШИЕ, (гладим ушки)

У крокодила – ОСТРЫЕ ЗУБКИ, (показываем зубки)

А у пингвинов – ТЕПЛЫЕ ШУБКИ, (гладим ручки, ножки)

У бегемота – ТОЛСТЫЙ ЖИВОТИК, (гладим животик)

У лягушонка – УЛЫБЧИВЫЙ РОТИК,  (улыбаемся, «фиксируем» улыбку 5-10сек)

У зайчонка – КОРОТЕНЬКИЙ ХВОСТИК,(гладим поясницу)

А у мышонка – МАЛЮСЕНЬКИЙ НОСИК (дотрагиваемся до кончика носа)

 

 

 

 

 

И на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

Ласковые лапки

Педагог подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол. Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Педагог объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками. Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.

Зайка.

 Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок- «зайка» — сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

Игры, направленные на снижение напряжения, расслабление:

Передай колокольчик.

Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит ведущий с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого играющего, называя его по имени (или показывая рукой).

Бабочки на весеннем лугу

Для этой игры понадобятся цветные платки из легкой полупрозрачной ткани. Они  будут крылышками для  бабочек.

Мы — бабочки весенние,

На листиках сидели         (ребенок сидит на корточках).

Ветер дунул-  полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в      стороны).

Мы летели и летели

И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

 Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

                                  Квасим капусту

— Это что еще за куст? Стоя, руки перед грудью в «замке»

— Это что еще за хруст?  Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…)

— Как же мне без хруста,   Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. 
Если я – капуста?

 Мы капусту рубим, рубим«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
Мы капусту солим, солим,   Обе руки сложены щепотью и «солят». 
— Мы капусту мнем, мнем,   Сжимаем и разжимаем кулаки.
— А морковку трем, трем,     Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой. 
— Все перемешаем!     Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
— В бочки набиваем   Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.
— В погреб опускаем.   В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
— Эх, вкусная капуста Выпрямляемся и гладим себя по животу.

                   Песенка лягушат

Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют движения и слова. И. п.: сидя на ковре.

Мы лягушки- попрыгушки, Стучим ладошками по полу

Глазки наши на макушке. Растираем ушки

Дружно песенки поем, Растираем ладошки до тепла

Петь совсем не устаем, Гладим ножки

Громко вам сейчас споем:

— Ква-ква. Произносим громко

А потом споем потише:

— Ква-ква. Произносим без голосового усилия, спокойно

Петь умеем тише мыши:

— Ква-ква. Произносим тихо.

Лягушки на зарядке

Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют движения и слова.

 И. п.: стоя, спина ровная, ноги на ширине плеч. Используйте во время зарядки музыкальное сопровождение.

На краю лесной опушки     Руки свободно опущены вдоль тела

В теплой маленькой избушке     Руки над головой «домиком», фиксируем позу 3-5 сек.

Жили две смешных лягушки.    Опускаем руки через стороны

Утром делали зарядку,

Поднимали к верху лапки.    Поднимаем руки через стороны,                  фиксируем позу 3-5 сек.

Два наклона, приседанье,      2 наклона, 2-3 приседанья

Потянулись,            Становимся на носочки – тянемся вверх,              фиксируем позу 3-5 сек.

Повернулись.

И друг другу улыбнулись

 

Шустрые белки

Взрослый читает потешку и вместе с детьми

 делает движения, иллюстрирующие текст.

Ну-ка, белка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Сядь на стульчик, посиди, отдохни.

А теперь вставай, шишки собирай!

Зарядка бельчат

В лесной глуши на елке

 Жили-были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

 И с зарядкою дружили. (Шагаем).

 Вставали рано поутру, (Потянуться).

 Изображали кенгуру- (Прыжки на двух ногах).

За уши лапками хватались (Руки поднести к ушам).

 И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в сторону).

Ладушки-ладошки

Мыли мылом ушки, (Гладят ушки)

Мыли мылом ножки, (Гладят коленочки)

Вот какие ладушки, (Хлопают в ладоши)

Ладушки- ладошки! (Крутят руками «фонарики»)

Наварили кашки, помешали ложкой, (Мешают ложкой, ладошка-кулачок)

Вот какие ладушки, (Хлопают в ладоши)

ладушки- ладошки

Курочке- пеструшке

Накрошили крошки,(Соединяют большой палец, указательный и средний – «покрошили» обеими руками)

Вот какие ладушки,

Ладушки- ладошки! (Хлопают в ладоши) 

Прилегли ладошки отдохнуть немножко

Вот какие ладушки,

Ладушки- ладошки! (Хлопают в ладоши)

 

Доброе утро

Взрослый вместе с ребѐнком напевно произносит текст:

-Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

— Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

— Доброе утро, мой малыш! Ты проснулся?!

 К солнышку потянулся! (ласково обнимаем малыша, потягиваемся).

 

                                         Чаепитие

Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения. И. п.: сидя на ковре.

Черепашки, не скучая,

Пьют вторую чашку чая    Растираем ладошки между собой до тепла

С сушками,      Поднимаем вверх большие пальцы правой/левой руки

Ватрушками,    Поднимаем вверх указательные пальцы правой/левой руки

Крендельками и блинами,      Поднимаем вверх средние пальцы правой/левой руки

А еще с вареньем    Поднимаем вверх безымянные пальцы правой/левой руки

И с вкусненьким печеньем.      Поднимаем мизинцы правой/левой руки

Любят наши черепашки

Выпить чая по две чашки       Растираем ладошки между собой до тепла

Зайчик

Для игры подойдѐт любая мягкая игрушка.

Прочтите стишок, сопровождая его действиями:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик поскакать (потрясите игрушку вверх, вниз)

Огляделся (поверните игрушку влево- вправо),

Повертелся (вращайте игрушку),

Посмотрел наверх и вниз (наклоните игрушку назад и вперѐд)

Пробежался (бегите с игрушкой),

Забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? (спрячьте игрушку за спину).

 

Заинька- паинька

 

Взрослый встаѐт напротив ребѐнка и просит его повторить движения зайки:

Будем заинькой?

Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так поклонись (кланяются в разные стороны).

Заинька повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись (поворачиваются руки на поясе).

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой (топают по очереди каждой ножкой).

В конце игры взрослый хвалит «зайку», поглаживает по голове, ручки, ножки.

По желанию ребѐнка игра повторяется.

Мишка косолапый

Мишка косолапый по лесу идет, (имитируют походку             медведя)

Шишки собирает, песенки поет: (наклоняются, делая вид, что собирают шишки)

Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб, (хватаются за лоб)

Мишка рассердился и ногою — топ!  (топают ногой).

Озорные мышки

Скачут мышки- шалунишки,

 Кто на чашке, кто на крышке.    (прыгают на месте)

 Тише, тише, тише, мышки,        (идут на носочках)

Не мешайте спать малышке!  (садятся на корточки, кладут ладони, сложенные «лодоч­кой», под щеку).

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали           Выпрямиться.

И на месте зашагали.                  Ходьба на месте.

На носочках потянулись,          Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.                 Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели                   Присесть.

И тихонько разом сели.              Выпрямиться и сесть.

Карусели

Еле- еле, еле- еле                           идут медленно.

завертелись карусели,

А потом, потом, потом,               идут быстрее

Все бегом, бегом, бегом!                 бегут.

Тише, тише, не спешите,               переходят на шаг.

Карусель остановите!                   останавливаются.

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево.

Делают вращательные движения головой.

 

Ласковое солнышко

Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко. Сразу стало холодно. Замерзают пальчики, руки, ноги. Мы стали как льдинки. Но вот из-за тучки показался солнечный луч. Он погладил нас по носику, но щечкам. И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце. Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки. Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки. Согрелись и стали теплыми ноги. Потеплели плечи, грудка, живот. Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются. Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись.

Мишка

 По полянке мишка шел            (пальцы одной руки шагают по ладони   другой)

И в бочонке мед нашел.         (царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)

Лапкой мед он доставал,      (надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)

Язычком его лизал.  (круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)

Нету меда!                       (крепко зажать кулаки)

Где же мед?                      (выпрямить напряженные пальцы)

Ищет мишка — не найдет.     (ладони на щеках, качаем головой)

Hyжнo  обязательно      (указательными пальцами обеих

Мишке быть внимательным!         рук стучим по коленям)

Оладушки

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Бабушка для Ладушки — испекла оладушки.

Кушай, кушай Ладушка — вкусные оладушки!

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект занятия по адаптации детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Конспект занятия на адаптацию детей к  ДОУ.

Возраст детей 4-5 лет.

Цель занятия:

  1. Развитие коммуникативных  навыков.
  2. Получения опыта совместной работы.
  3. Сплочение детей в группе.
  4. Развитие осязания.
  5. Снятие мышечного напряжения и  боязни тактильного контакта в группе.
  6. Развитие памяти, внимания.

Методы: игровая терапия, беседа.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Дети заходят в зал и садятся на стульчики в круг.

Психолог: Давайте возьмемся за руки и громко скажем : « Здравствуйте»!

А теперь тихо, и пропоем.

Ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну Дружбы. А как вы думаете, что происходит в стране Дружбы? Кто такие друзья?

Дети отвечают.

Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и громко скажем : « Раз, два, три мы в стране Дружбы!»

Сейчас начнется наше путешествие и я попрошу вас закрыть глаза.

  1. Упражнение «Прикосновение».

Инструкция ведущему (психологу): Прикоснитесь рукой к какой либо части тела ребенка : ладони, руке, лицу, голове, плечам, спине.

 Инструкция для детей : кто почувствует прикосновение. Должен не открывая глаз передать это прикосновение своему соседу, дотронуться до него в том же месте до которого дотронулись у вас.

 

Дети передаю прикосновение ведущего по кругу.

Ведущий: А теперь тот кто почувствует прикосновение должен открыть глаза.

Упражнение заканчивается.

Ведущий: Вам понравилось. Как вам было. Приятно или нет?

Дети отвечают.

  1. Игра «Ладонь в ладонь».

Для следующего упражнения нам нужно встать со стульчиков и построиться парами.

Психолог на свободном пространстве строит полосу препятствий из стульев и столов ( расставляет их по залу в разных местах). И прокладывает между ними дорожку из веревки.

Затем дети берутся парами за руки. Так чтобы левая рука одного ребенка была в правой руке другого (крест на крест).

Задача детей не расцепляя рук пройти по дорожке и обойти все препятствия. Можно повторить упражнение несколько раз меняя дорожку.

  1. Игра «Разведчики».

Препятствия из стульчиков остаются на своем месте а детям дается такая инструкция:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «разведчики». Один ребенок будет «разведчиком», он будет показывать путь, по которому пойдет отряд, а другой ребенок. Будет командиром. Его мы поставим в  начале колонны. Должен запомнить этот путь и провести по нему свою колонну. Остальные игроки строятся в колону и идут за командиром. В роли «разведчика» и «командира» должны побывать все дети.

  1. Игра «Вспомни друзей».

Инструкция: дети строятся в ряд  и выбирается ведущий, он должен запомнить как стоят дети, потом он отворачивается и должен по памяти назвать кто за кем стоит. На месте ведущего должны побывать все дети.

 

  1. Упражнение «Мыльный пузырь».

Дети и психолог становятся в круг и психолог говорит 6 « наше путешествие в стране дружбы закончилось и нам нужно возвращаться обратно, а для этого мы с вами превратимся в большой мыльный пузырь и полетим в садик.

Сначала пузырь у нас маленький, не расцепляя рук дети становятся тесно друг к другу. А потом наш пузырь начинает расти, расти и становится огромным. Теперь можно лететь: раз, два, три Мы возвращаемся в садик из страны Дружбы!»

Дети садятся на стульчики и психолог спрашивает их: Вам понравилось в стране дружбы? А что больше всего понравилось? Как вам там было? Что было легко, а что сложно? Дети отвечают.

  1. Прощание.

 На этом наше занятие закончилось, давайте прощаться.

Давайте возьмемся за руки и громко скажем: «До свиданья»!

А теперь тихо, и пропоем.

План-конспект занятия (младшая группа) по теме: Конспекты адаптационных занятий в клубе Будущий дошкольник

— Здравствуйте ребята!

-Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу.

-Ой, кто это? Познакомьтесь, это кукла Маняша, у нее сегодня День Рождение. Она приглашает Вас на свои именины. Маняша пришла к нам со своим подружками, которые сидят за праздничным столом. Смотрите, она очень нарядная, красивая с веселыми бусами, а вы хотите тоже сделать такие бусы для своих лялек?

1. «Бусинки»

— Они будут тоже нарядные. Зайчик принес бусинки, а мы с Вами нарядим веревочку бусинками (набор у каждого ребенка). Мамы, возьмите коробочки и помогите своим деткам.

2. «Танцы»

— Ребята, нарядите кукол, наденьте бусы им. Вот какие нарядные. Ляли стали в пляс вместе с ребятами.

— Маняша очень рада.

3. «Волшебный мешочек»

— Как весело играли и танцевали! А какие сюрпризы нам приготовил зайка? Что у него в лапках? Конечно же, это волшебный мешочек (потрясти его). А что там?

— А теперь по очереди мамы и детки вытаскивают по одному предмету из мешочка. Игрушки: зайчик, утята, рыбки, цыплята, яблоко, груша, машина, книжка, тигренок, медвежонок и т.д.

4. «Накормим зайку»

— Вот какие подарки он принес нашей имениннице, а мы говорим ему за такие подарки спасибо. А зайка наш любит морковку. Маняша принесла ему морковку в корзине, накормим зайку и сложим морковку в мешочек зайчику.

— Ой, рассыпалась (специально рассыпать морковку). Какая я неловкая.

— Зайка теперь Вам говорит спасибо за морковку, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Кукла большая с бусами.

Стол и стулья для 8 кукол.

Заяц, столы, стулья, бусинки, шнурки, тарелочки.

Музыка с песней про день рождение.

Волшебный мешочек с разными игрушками.

Морковка в мешочке из муз. зала, корзина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.