Вальдорфская школа Википедия
Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная[1]педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.
Вальдорфская педагогика основывается[1][2][3] на выделившемся из теософии[4] религиозно-мистическом[4][5][6][7] учении Рудольфа Штайнера — антропософии.
Эксперт по Вальдорфской педагогике В. К. Загвоздкин заявляет, что антропологический педагогический подход Р. Штайнера противопоставляет себя традиционализму и прагматизму, использует язык «антропософской антропологии»[3].
Вальдорфские школы являются общеобразовательными[8]. В младших классах отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников[9]
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (март 2017) в мире насчитывается 1092 вальдорфские школы, находящихся в более 70 странах
Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[16]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[17][18][19].
В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей [2], не преподаётся детям ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[20][21]. Некоторые критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[22][23][24]. Религиоведами[источник не указан 2232 дня], а также некоторыми критиками[24] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.[источник не указан 2173 дня][значимость?]
Чем отличается детский сад вальдорфский от обычного?
Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады. Кто-то государственные учреждения дошкольного образования ругает за устаревшие принципы воспитания, а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно. На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.
Новый взгляд на привычные вещи
Рудольф Штайнер считается основателем антропософии — науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р. Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века. Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.Основные принципы
Чем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них – каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности. Детский сад вальдорфский – это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося. Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.Необычный детский сад
В вальдорфском образовательном учреждении нет привычной для многих из нас спешки. Утром родители приводят ребенка в детский сад — и тут же навстречу малышу выходит воспитательница, готовая его обнять и проводить в группу. Основное времяпровождение детей в таком учреждении – это свободные игры. При этом запретов практически нет, каждый ребенок может проявить свою фантазию и навыки, используя все доступные игрушки и подручные предметы. Разумеется, если кто-то решит сделать нечто небезопасное и недопустимое, воспитатель тут же поможет малышу переключиться на иной вид деятельности. Но все это будет происходить без жестких запретов. Слова «нет» для детей не существует в принципе в вальдорфской педагогике. Воспитанникам разрешается вести себя «как взрослым» и участвовать в жизни группы. В таких детских садах дети сами готовят салаты (используя настоящие острые ножи), участвуют в уборке, делают сложные поделки – даже самые младшие шьют и мастерят своими руками электрогирлянды.
Вальдорфская педагогика в деталях
Чем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад – это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия – лепка, рисование, моделирование из бумаги.Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?
На сегодняшний день в столице России зарегистрировано около 15 дошкольных образовательных учреждений и отдельных групп, позиционирующихся как вальдорфские. Примечателен тот факт, что речь идет преимущественно о частных и домашних детских садах. Но при желании можно найти и муниципальное учреждение дошкольного образования, в котором используются данные принципы образования. Как же попасть в вальдорфский детский сад? Москва – это крупный город, но теоретически житель любого района может найти учреждение дошкольного образования интересующего типа в транспортной доступности от дома. Такие детские сады имеются во многих районах города. В муниципальное учреждение можно попасть в порядке общей очереди, в коммерческое – на платной основе.Вальдорфский детский сад: отзывы родителей
Несмотря на новизну данных принципов воспитания для нашей страны, среди россиян уже немало поклонников учений Р. Штайнера. Вальдорфские сады выгодно отличаются от традиционных российских. В них, по отзывам родителей, царит неформальная, семейная обстановка. Детей принято забирать не позже 17.00, при этом воспитатели подчеркивают важность семьи в воспитании и позиционируют себя как взрослых друзей воспитанников, а не наставников. Что касается образования и развития, наибольшее внимание уделяется не зубрежке цифр и букв, а эстетическому воспитанию. Многие родители, выбравшие для своих малышей такой вариант развития, радуются тому, что в Москве сегодня работает достаточно дошкольных учреждений данного типа. И неважно, какой вы выберете вальдорфский детский сад — «Путь зерна», «Солнышко в лукошке» или ДС № 740. Уже через несколько недель посещения можно будет оценить преимущество и качество воспитания и обучения в конкретной группе и решить, подходит ли данная методика именно вашей семье.Вальдорфский детский сад. Что это такое? Вальдорфская методика в детском саду
Широко известная по всему миру вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность и в России, став одной из альтернатив традиционному дошкольному воспитанию.
Для среднестатистического обывателя в этой методике много непривычного. Например, разновозрастные группы, в которые набираются дети от трех до шести-семи лет, или — возможно ли это? — полный отказ от так называемых «развивающих» занятий: обучения счету, чтению, письму в первые 7 лет жизни ребенка.
Раннее детство — это особый период, когда малыши учатся жизни, играя в нее. Стоит ли сейчас пичкать ребенка теми знаниями, которые он гораздо легче и быстрее усвоит в школе?
В вальдорфских детских садах дети много играют. Как правило, это хорошо знакомые нам игры в «магазин», «больницу», «дочки- матери». Только игрушки не совсем традиционные: в вальдорфской группе вы не встретите пластмассовых кукол или железных паровозиков. Все игрушки здесь, как правило, деревянные или тряпочные.
Куклы шьются педагогами или детьми самостоятельно, и лица у них не раскрашиваются, что оставляет пространство для полета фантазии. Так же очень популярны для игр камушки, шишки, желуди и прочие природные материалы, которые с успехом заменяют и «деньги» в «магазине», и «лекарства» в «больнице», и «машины» в «гараже».
Дети близки к природе. Таким же должно быть и все, к чему они прикасаются, поэтому предпочтение отдается всему натуральному.
Вместо карандашей и фломастеров здесь рисуют восковыми мелками, а для лепки используют не пластилин, а подогретый воск или глину.
Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Деревянная площадка на улице, приспособления для лазанья и удерживания равновесия, качели и обязательно большая песочница — ведь детям нужно резвиться, и они обожают копаться в песке.
Своих подопечных воспитатели обязательно привлекают к физическому труду: все вместе они сгребают во дворе листья или снег, вышивают, шьют и даже пекут булочки. Дети уже сейчас живут «настоящей» взрослой жизнью, что доставляет им неимоверное удовольствие.
Как и многое другое, песни у вальдорфцев «живые», как правило, без инструментального сопровождения, без навязчивого рассаживания детей по стульчикам. Они поются на протяжении всего дня и часто служат сигналом к смене деятельности.
Воспитатель начинает петь определенную песню, когда приходит пора заканчивать игру, садиться за стол или собираться на прогулку. Прекрасный педагогический прием! Дать спокойно завершить начатое и приступить к новым занятиям.
Нередко сторонние люди обвиняют вальдорфскую педагогику в чрезмерной «религиозности» и даже «сектанстве». Очевидно, это связано с тем, что в этих детских садах отмечаются религиозные праздники: Рождество, Пасху, нередко зажигаются свечи.
Как «вальдорфская» мама могу с уверенностью сказать, что ни дети, ни родители не испытывают никакого психологического давления и детский сад посещают дети разных конфессий или вообще неверующие.
Эти красивые и добрые праздники, которые так нравятся малышам, лишь знакомят их с традициями и культурой своей страны, являются неким связующим звеном с историей, от которой многие сейчас, к сожалению, оторваны.
Если вы спросите мам «вальдорфских» детей, что им нравится в детском саду, скорее всего, они расскажут вам о комфортной и доброжелательной атмосфере, о спокойствии за своих детей. О том, что родители всячески привлекаются к работе группы, активно участвуют в детсадовской жизни и знают, что воспитатели делают с детьми в течение рабочего дня. Об общем столе, за которым в праздник при свете свечей, словно большая дружная семья, собираются все дети и их родители.
И наконец о том, что в вальдорфской педагогике нет случайных людей и воспитатели — это любящие и преданные своему делу люди, которые неравнодушны ко всему, что касается их подопечных и готовы вместе с родителями решать любые детские проблемы.
Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру
Интересный материал. Раньше только название слышала, но не знала подробностей. Мне кажется, что любая методика имеет место быть, но вот что выберет для своего малыша родитель — это отдельная тема. Мы ходим в обычный детсад, нам повезло, там работают хорошие воспитатели, внимательно относятся к деткам, занимаются с ними. Недавно Макс (сын) принес такую поделку из обычных веток, что мы с мужем пришли в восторг ))) Приятно, что он такой способный растет.
21.07.2010 20:08:36, katty21 Весь этот отзыв составляет только моё личное мнение, прошу это учесть в дальнейшем.Статья «вальдорфской мамы» написана довольно сложным, специализированным языком. Статья без подписи, на сайте-источнике информации ещё меньше (http://www.detskiysad.ru/articles/003.html). Создаётся впечатление, что это чистой воды маркетинг.
Я сам никакого отношения к последователям Штайнера не имею, но видел и слышал, что детки получаются какие-то немного грустно-мрачные и не очень образованные. Так что восторгам в статье по поводу «прекрасных педагогических приёмов» я бы так сразу не доверял. В конце концов, главное — люди. А люди там встречаются разные, как и везде, впрочем.
09.07.2010 13:58:48, ilusha2Всего 2 сообщения Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Вальдорфский детский сад
История создания
В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе. Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления. С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран. В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы. В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в «Содружество». Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.
Основные идеи и принципы работы
Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.
- создание атмосферы, благоприятной развитию;
- воспитание через подражание и пример;
- культивирование многообразных форм игровой деятельности;
- создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
- организация здорового ритма жизни группы;
- занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)
Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения» В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.
Создание благоприятной атмосферы
Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых». Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви» является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека. Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами. Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям. Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.
Как учится маленький ребенок?
Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3—4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику — учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. — ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: «Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример«. Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.
От мысли к действию
Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: «Все, чего мы хотим достичь в воспитании — мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада» — писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки — для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д. Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти — сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение — важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом , полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты. Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, — каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.
Ритм – источник гармонии
Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, — непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой — занимаются эвритмией, в третий — их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. — Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.
Многообразие игр
Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.
Организация пространства
Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, — организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых. Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.
Вальдорфские игрушки
На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные «игрушки»: поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный «строительный материал» – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры. В играх «принимает участие» и «обычная» мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней. Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.
Группа детского сада
Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление — лечебная педагогика. Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны. Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.
Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается проблема возможности реализации идей вальдорфской педагогической системы в современном детском саду. Обращается внимание на особенности организации педагогического процесса в вальдорфском детском саду. Авторы выделяют причины малочисленности вальдорфских детских садов.
Ключевые слова: вальдорфская педагогика, дошкольный возраст, педагогический процесс, воспитание дошкольников.
Идеи вальдорфской педагогической системы, основы которой были положены в трудах Рудольфа Штайнера (1861–1925) [5, с. 7], привлекают внимание работников дошкольных образовательных организаций, родителей воспитанников и сегодня.
Вальдорфская педагогика — система способов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции (соотношение тела и духа) развития человека как целостного взаимодействия плотских, искренних и духовных причин [6].
Применительно к дошкольному возрасту для вальдорфской педагогики характерно признание того обстоятельства, что детство — это неповторимый период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту невозможно подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка [5, с. 13].
Формы работы с детьми, которые стремятся «ускорить» развитие для этой педагогической системы не приемлемы, она исповедует резко отрицательное отношение к «насильственному» раннему обучению, обучению в дошкольном возрасте письму и чтению [5, с. 27].
Вальдорфские детские сады и школы носят огромную известность в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более 2000 садов и 800 школ.
Становление вальдорфской педагогики в России связано с общественно-педагогическим клубом «Аристотель», который возник в начале 1989 года в Москве. Его организатором является педагог А. А. Пинский. Основное направление работы клуба — ознакомительные лекциипо вальдорфской педагогике. Их читали датские, шведские, финские и немецкие вальдорфские учителя. Официальный день рождения практической российской вальдорфской педагогики — 13 апреля 1989 года, эта дата связана с началом работы детского сада, работающего по вальдорфской системе, в городе Москва [2, с. 20].
В начале 90-х годов по всей России активно создавались вальдорфские детсадовские группы.
Имеются данные о том, что в настоящее время в России насчитывается около 50 вальдорфских детских садов, находящихся в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владимир, Воронеж, Екатеренбург, Иваново, Иркутск, Ижевск, Казань, Киров, Калуга, Красноярск, Оренбург, Рязань, Самара, Смоленск, Сыктывкар, Томск, Чебоксары и Ярославль.
Существуют как государственные, так и не государственные (частные) вальдорфские детские сады, а также отдельные группы, работающие по вальдорфской педагогике.
В Нижегородской области существует два таких детских сада — МБДОУ д/с № 421 г. Нижний Новгород и д/с № 17 «Золушка» г. Бор.
Поэтому история развития вальдорфских детских садов в России имеет достаточно богатую географическую протяжённость и относительно небольшую временную.
Педагогический процесс в вальдорфских детских садах направлен на то, чтобы для детей создавалась благоприятная атмосфера, ребёнок не чувствовал себя эмоционально напряжённо (создаётся атмосфера «домашнего» спокойствия, ребёнок должен чувствовать себя в детском саду, как дома). Воспитатель являет собой образец поведения, ему должны подражать дети, делать и выполнять всё так, как делает их воспитатель. Воспитатель своим примером формирует образ правильного поведения. Практикуется использование разнообразных игр с игрушками, предполагающими внутренне преобразование, основанное на воображении ребёнка. Применяются различные многофункциональные игры. Дети в группе приобщаются к труду, непосредственно наблюдая за действиями воспитателей и выполняя посильные задания. Задания не навязываются детям. Ребёнок сам заинтересовывается и присоединяется к работе. Детей не перегружают заданиями. День не построен на жёстком расписании. Однако дети приучаются всё делать вовремя и без спешки, потому, что в группе естественным образом поддерживается рабочий ритм группы. Большое внимание уделяется воспитанию путём приобщения детей к различным видам искусства [6, с. 39].
Все перечисленные выше положения органично переплетаются между собой и представляют собой гармоничную жизнь дружной семьи дошкольной организации.
Также можно отметить, что в вальдорфских образовательных заведениях воспитанники играют особенными игрушками. Это куклы, сделанные своими руками из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины. Ребенок должен играть лишь такими игрушками, так как они развивают творческие способности и воображение. Обычные классические игрушки из магазина здесь под запретом. Фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, по мнению многих педагогов [1, с. 59].
Дидактический материал для занятий делается руками воспитателей и их подопечных. В процессе его изготовления используется только природный материл: шишки, желуди, сено и др. Запрещены игрушки с полностью сформированным образом, а также правильной геометрической формы. Ребенок должен тренироваться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа, дети сами рисуют лица на куклах, чтобы не навязывать ему готовый облик и эмоции куклы. Малыш подключает свою фантазию и придумывает куклу, которая не похожа на другие [1, с.78].
Вальдорфская группа детского сада — разновозрастная. Ее посещают дети от трех до семи лет. Всем детям без исключения уделяется особое индивидуальное внимание. К детям не обращаются по фамилии, а только по имени.
Воспитатели никогда не повышает голос на детей, наоборот, к каждому ребенку внимательно прислушиваются, ценят его мнение [4, с. 20].
Здороваться с каждым ребенком принято за руку. После прихода всех детей, все собираются в кружок, зажигают свечку, берутся за руки и поют утреннюю песенку. Так начинается каждый день в вальдорфском детском саду.
В вальдорфском саду нет того момента, когда детям все нужно делать строем, у каждого ребенка индивидуальный режим дня, который подходит именно ему, это касается всех аспектов, даже таких как прием пищи, график занятий, режим сна и бодрствования и многое другое [4, с. 37].
Воспитатели описывают воспитательную систему с помощью понятий «выдох» и «вдох». Выдох — ребенок самостоятельно выбирает какой-либо вид деятельности и проявляет себя в ней. Вдох — занятия с воспитателем, когда ребенок вбирает в себя что-то новое [1, с. 25].
Гостям вальдорфских детских садов не разрешается бездейственно наблюдать за детьми, так как это отвлекает их. Все постоянно заняты рукоделием. Подражая взрослым, дети играют в разнообразные игры [7, с. 30].
Воспитатель в вальдорфсоком детском саду исполняет роль «мамы», которая занимается различными повседневными делами, а иногда она присоединяется к детям, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле [1, с. 63].
Пища готовится в группе при детях. Дети участвуют в процессе приготовления еды. Учитываются вкусы детей. Если ребенок захочет добавки — он сам возьмет себе еще одну порцию [1, с. 94].
Перед принятием пищи, все поют короткую благодарственную песню. Дети едят вместе с воспитателем, глядя на взрослого, учатся есть неторопливо, аккуратно [1, с. 96].
Содержание работы в вальдорфском детском саду определяется тем, что дети должны освоить элементы народной культуры и различных видов художественной деятельности [7, с. 45].
Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Но это не обычное рисование, а игры с красками. Краски детям даются только трех цветов: красная, желтая и синяя, дополнительные цвета и оттенки дети должны уметь самостоятельно смешивать из основных [7, с. 50].
В саду приняты определенные ритуалы, связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери — Земле [1, с. 38].
Согласно вальдорофской педагогике, чем реже воспитатель использует слово «нет», тем лучше это влияет на ребенка. Все запреты взрослого должны быть четкими, не допускающими возражений и компромиссов. Существуют три причины, по которым можно запретить что-то делать, если:
вследствие выполнения желания ребенка может причинить вред ему самому;
его действия могут навредить окружающим людям;
в результате действий ребенка могут пострадать какие-либо вещи.
В вальдорфских детских садах существую некоторые специфические запреты [1, с.126]:
Запрет на раннее обучение до 7 лет, ребенка не нагружают интеллектуальными тренингами и заданиями. Он должен осмыслять окружающий его мир только опытным путем и оставаться как можно дольше в собственном образно-абстрактном мире.
Запрет на СМИ. Различные программы, транслируемые по телевидению, для малыша являются источником негативной информации, они разрушают внутренний мир малыша, и он попадает в сильную зависимость к ним.
Запрет на оценивание действий ребенка. Если малыш выполняет какие-либо задания, чтобы лишь получить от взрослого положительную оценку собственных действий, то он лишается возможности действовать естественно и непринужденно.
Ведущими понятиями педагогического процесса и организации работы вальдорфской педагогики являются понятия «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам» [5, с. 87].
Главная мысль вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Педагогическое воздействие должно быть направлено на как можно более полное раскрытие того, что уже заложено в ребёнке, на раскрытие его задатков и на создание условий для естественного, а не «насильственного» развития его способностей [3, с. 24].
К сожалению, вальдорфские детские сады в настоящее время являются достаточно узким направлением педагогики. Все дело в том, что они предъявляют высокие требования. Требования к педагогическому коллективу — личностные и профессиональные. Педагог вальдорфского детского сада должен пройти долгую специальную подготовку под руководством опытных специалистов. Это не дает возможности расширять данное направление.
Реализация вальдорфской педагогики в условиях ДОО возможна только при активном участии и поддержке родителей. Родители должны обязательно участвовать в различных праздниках, в выставках, в спектаклях. Должны помогать мастерить игрушки, помогать в оформлении помещении группы и т. д. Отличительная черта деятельности вальдорфского детского сада заключается в активном участии родителей воспитанников. Для этого необходимы большие временные и энергетические затраты с их стороны. Но к этому готовы далеко не все современные родители.
Еще одним из основных моментов, препятствующих развитию вальдорфской педагогики, является тот факт, что большинство родителей в настоящее время ориентированы на умственное и интеллектуальное развитие детей, а также на их подготовку к школе. Отсутствие познавательной направленности и специального обучения снижает привлекательность данного направления. Представления и возможности современных родителей для данного направления трудно реализуемы в современных городских условиях. Препятствием является и то обстоятельство, что воспитание ребёнка в вальдорфском детском саду предполагает преемственность этой воспитательной системы в школе. Последнее также затруднительно в силу того, что численность вальдорфских школ в России столь же не велика. Все перечисленные факторы вместе являются препятствием широкому распространению вальдорфской педагогической системы.
Однако, выделенные ранее отличительные черты этой педагогики, можно проследить в тенденциях развития современного стандартизированного дошкольного образования. ФГОС ДОО предъявляет, во многом, «созвучные» с идеями вальдорфской педагогики требования. Это требования и к формированию предметно-развивающей среды, и к «запрету» на раннее обучение, и к усилению сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьями воспитанников, и создание комфортной эмоциональной обстановки в детской группе, «право» на уединение, возможность побыть ребёнку в «собственной зоне», и др.
Таким образом, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить — это уважение к личности малыша, бережное отношение к детству, которое так важно для каждого человека.
Литература:
- Грюнелиус М. Э. Вальдорфский детский сад. — М., 1992. — 390 с.
- Загвоздкин В. К. О вальдорфской педагогике и ее критика. — Ижевск: Журнал «Человек» 1998. — 85- 87 с.
- Краних Э. М. Свободные вальдорфские школы. — М: «Парсифаль», 1993. – 40 с.
- Пегов В. А. Вальдорфская педагогика как образец свободного образования. Смоленск: СОИУУ, 1992 год. — 82 с.
- Штайнер Р. Познание и посвящение: Две лекции 1922 г. — М: «Московский центр вальдорфской педагогики», 1922. — 350 с.
- Штеффен А., Штейн В. Статьи о вальдорфской педагогике: учеб. пособие. — Рязань, 2007.
- Элизабет М. Грюнелиус М. Вальдорфский детский сад. — М: МПИ «Мир книги», 1992. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вальдорфская педагогика, ребенок, вальдорфский детский сад, Россия, педагогический процесс, детский сад, сад, детская, воспитатель, вальдорфская педагогическая система.