Календарь возрастных кризисов – Умная мама
Автор invaxi На чтение 11 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано
Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.
Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.
Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.
Календарь кризисов ребёнка
Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.
Различают несколько возрастных кризисов:
кризис одного года;
кризис 2-х лет;
кризис 3-х лет;
кризис 6-8 лет.
Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.
Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.
Лактационные кризисы
Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.
Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.
Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.
Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.
Кризис первого года жизни малыша
Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.
Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.
Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.
По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.
Как пережить кризис двух лет у малыша?
В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.
Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.
Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.
Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.
Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.
Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.
Трехлетний кризис малыша
Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет – так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.
Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.
Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.
Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.
Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.
Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?
Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?
В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.
Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет. Если малыш чувствует себя одиноко, ему не с кем поделиться своими мыслями, эмоциями, предположениями, то эти факторы могут спровоцировать различные кризисные проявления, а именно, капризность, истеричность. Ребенок будет стараться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь к себе внимание.
Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.
Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?
Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.
Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.
Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.
К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному
Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.
Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.
Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.
В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.
Календарь семейных КРИЗИСОВ
Кризис в китайском языке записывается двумя иероглифами:«Вэй»: «опасность» и «страх», «цзи»: «возможность». Кризис в семье означает, что пришло время перемен, состояние семейной системы изменилось, а ее члены пытаются жить по старым правилам.
Кризис в китайском языке записывается двумя иероглифами:
«Вэй»: «опасность» и «страх»,
«цзи»: «возможность».
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Традиционно считается, что следует ожидать семейного кризиса через год, через три, через 7 и т.д. лет после начала семейной жизни. Попробуем разобраться, почему именно эти даты.
Системная семейная терапия рассматривает семью как живую систему.
Как любая живая система, семья, с одной стороны, стремится сохранить стабильность, а с другой стороны развивается и изменяется.
Кризис в семье означает, что пришло время перемен, состояние семейной системы изменилось, а ее члены пытаются жить по старым правилам.
Любое развитие, любой переход на новый этап сопровождается кризисом той или иной степени тяжести, поскольку любая живая система, с одной стороны, стремится сохранить существующее положение, а с другой вынуждена развиваться под давлением обстоятельств.
Поэтому, с точки зрения экономии энергии, система не будет переходить на новый этап развития без соответствующего «волшебного пинка».
Каждая семья, как любая живая система имеет определенный жизненный цикл, и соответствующие опасности, сопровождающие переход на следующий этап.
Если относиться к трудностям переходного периода как к закономерному этапу в отношениях пары, то можно воспринимать их не как проблему, а как естественный процесс развития, как задачу, которую надо совместно решить.
Брак наиболее уязвим именно во время перехода на следующую стадию жизненного цикла, и если супругам трудно самостоятельно справиться с возникшими сложностями в отношениях, то разумнее всего обратиться за помощью к специалисту.
1.Итак, стадия первая.
На этом этапе молодой человек и девушка должны отделиться от родительской семьи. Если этот этап пройден успешно, то
— в душе не остается обид и претензий к родителям,
— человек принимает на себя ответственность за свою жизнь,
— обеспечивает себя материально.
При этом родители, в свою очередь воспринимают своих детей как взрослых людей, способных принимать ответственные решения, с уважением относятся к их выбору, не вмешиваются в личную жизнь.
Но в российских условиях это довольно редкое явление: чаще вторая стадия жизненного цикла наступает когда не решены задачи предыдущего этапа:
— не обретена финансовая независимость;
— не осознаны жизненные нормы и правила, выработанные в родительской семье и, соответственно не выработаны собственные: молодой человек либо следует усвоенным стереотипам поведения, либо действует «от противного»;
— молодой человек продолжает жить вместе с родителями, которые продолжают его контролировать.
2. На второй стадии молодой человек и девушка встретились и полюбили друг друга. В нашей культуре под любовью принято понимать страстное желание близости, зашкаливающие эмоции (восторг, экстаз, неземное счастье — при взаимном чувстве, и чудовищную боль, разверзающуюся черную пропасть внутри если, чувство отвергнуто).
Эти ощущения возникают на фоне выброса дофамина (гормона достижения цели) и сопровождаются невозможностью адекватно оценить партнера.
Как сказал кто-то из великих, «когда говорит бессознательное, доводы рассудка услышать невозможно».
Можно только гадать, что нами движет при выборе партнера, но он всегда не случаен, хотя и малоосознаваем.
Как правило, наш выбор способствует личностному развитию, но редко безоблачному семейному счастью.
Приведу слова К. Витакера:
«Хотя создается впечатление, что мы выбираем такого партнера, который соответствует нашим потребностям и делает нас более целостными, истинная суть семейных взаимоотношений лежит глубже. Парадоксально, но чем больше наш выбор соответствует поверхностным потребностям, тем более глубокой будет наша борьба за то, чтобы стать здоровой парой. Часто оказывается, что благодаря нашим брачным выборам, мы получаем возможность взглянуть в лицо собственным страхам. Брак с человеком из-за того, что его сила создает у вас ощущение безопасности, вскоре оборачивается тем, что вам приходится бросать вызов этой силе и в конечном счете побеждать ее для того, чтобы быть личностью. И как только вы сокрушили его силу, он вынужден увидеть те страхи и неопределенности, которые раньше скрывал. Выбрав жену за то, что она так заботлива и внимательна к вашим потребностям, вы в конце концов обнаруживаете, что вам скучно, так как ваша супруга не является яркой индивидуальностью. Колебания здесь бесконечны — с огромным количеством вариаций»
Если задачи первой стадии не решены, то их решение переносится на вторую, что, естественно, способствует увеличению возникающих проблем.
Часто молодые люди принимают решение жить вместе :
— чтобы не чувствовать одиночества;
— чтобы решить материальные проблемы;
— чтобы отделиться от родителей;
— чтобы поднять самооценку;
— в случае внеплановой беременности.
Они могут быть на самом деле влюблены друг в друга, но часто это не осознанное решение двух взрослых людей, а скорее подростковый импульс.
В большинстве случаев
— продолжается внутренний спор с родителями, постепенно перерастая в спор с партнером;
— отсутствие уверенности в себе проявляется в самоутверждении за счет партнера, если тот оказался слабее, или в подчинении ему, в противоположном случае;
— внутренняя зависимость от родителей порождает желание освободиться от любых обязательств или наоборот, взвалить себе на плечи непосильный груз ответственности ,
— материальная зависимость от родителей вынуждает молодых людей принимать решения с оглядкой на родительскую семью.
3. На третьей стадии заключается брачный союз, пара объявляет о своей любви окружающим, происходит рождение новой структуры.
Каждый супруг имеет за плечами опыт жизни в родительской семье, усвоенные буквально с молоком матери нормы и правила общения. Если этот опыт не был переосмыслен ими на предыдущих стадиях, то молодые люди начинают неосознанно воспроизводить уклад родительской семьи в своей семье. Начинается борьба за то, чей опыт более «правильный».
Витакер пишет:
«В идеале две разные инфраструктуры двух различных способов жизни, взятые из двух семейных кланов, должны слиться во что-то новое через брак. Вместо этого часто возникает борьба двух кланов».
В этот период супругам необходимо:
— выработать свой стиль улаживания проблем.
Например, супруги могут договориться о том, что в пылу ссоры они имеют право выплеснуть эмоции, но потом, им необходимо спокойно сесть и обсудить назревшую проблему, забыв о предъявленных во время ссоры претензиях и эпитетах, которыми они друг друга наградили;
— распределить сферы ответственности.
Договориться, например, например о том, кто отвечает за то, чтобы в доме была еда;
— разделить функциональные обязанности.
Например, жена следит за тем, чтобы холодильник был полон, а муж закупает продукты по списку.
В этот период супругам необходимо научиться вырабатывать правила, верные именно для них, взяв все лучшее, что было в их родительских семьях. Им надо научиться видеть в иной картине мира не угрозу для существования собственной, а ресурс для ее расширения.
Еще раз приведу слова К. Витакера:
«Брак становится бесконечным процессом адаптации и изменения, что похоже на положение эмигранта в чужой стране, который учится жить при другом строе мышления, понимать непривычную грамматику и иное невербальное общение в новой и незнакомой культуре»
Важной задачей третьего этапа является установление границ семьи.
Семья является открытой системой, которая тесно контактирует с внешним миром. За пределами семьи находятся друзья, работа, родительские семьи, общественные организации.
Супруги должны договориться о том, какую роль в своей семейной жизни они отводят этим контактам. Им нужно научиться понимать, что эти контакты имеют разную ценность для каждого из них, и уважать предпочтения партнера.
Например, для жены важно еженедельное общение с мамой, а для мужа — воскресный поход с друзьями в баню. Или наоборот.
Если молодая семья продолжает жить под одной крышей с родителями мужа или жены, то проблема выстраивания границ, разделения ответственности и распределения функциональных обязанностей становится особенно острой.
Когда молодая женщина приводит в дом, гле она живет со своими родителями мужа, или молодой человек приводит свою жену, часто это больше похоже на появление в семье еще одного взрослого ребенка, чем на создание новой семьи.
В этом случае молодая жена не становится хозяйкой, а молодой муж не берет на себя ответственность за семью.
Новоиспеченной жене приходится разрываться между своей мамой и мужем, или наоборот. Это становится источником претензий членов семьи друг другу, постоянного выяснения отношений и взаимных обид.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
4. Четвертая стадия связана с рождением первого ребенка.
Самые сильные потрясения семейная система испытывает, когда меняется ее состав: рождается ребенок, выросшие дети покидают дом, супруги разводятся, умирает бабушка или дедушка. В это время рушится сложившаяся структура семьи, происходит перераспределение ролей и обязанностей.
Когда в семье рождается ребенок, у мужчины появляется еще одна роль: отца, а у женщины, кроме роли жены появляется роль матери. В это время важно научиться разумно соотносить эти две роли.
Часто женщина настолько отдается роли матери и концентрируется на ребенке, что мужчина оказывается на периферии семейной системы.
Если при этом бабушка начинает активно помогать маме, то возникает коалиция: мама, бабушка, ребенок — и папе ничего не остается, как искать утешение в работе, друзьях или связях на стороне.
В этот период супругам нужно вновь садиться за «стол переговоров» и перераспределять семейный бюджет, семейные роли, сферы ответственности и функциональные обязанности.
В это время снова остро встает тема границ:
какую роль в семейной системе теперь играют бабушки и дедушки?
как организуются контакты семьи с внешним миром?
Когда ребенок подрастает и перестает остро нуждаться в маме, женщина «вспоминает», что у нее есть муж, но тот уже настолько от нее отдалился, что восстановить прежние отношения бывает непросто.
Многие браки распадаются именно в это время — в период беременности и первого года жизни ребенка.
5. Пятая стадия жизненного цикла семьи связана рождением второго ребенка.
В семье появляется новый член, единственный ребенок становится старшим, и в глазах родителей из малыша резко превращается во взрослого ребенка. Родителям нужно научиться распределять свою любовь, сделать так, чтобы старший ребенок не почувствовал себя отверженным, а младший — «центром вселенной».
Однако, если родители решили задачи предыдущей стадии о перераспределении ответственности и ролей, связанные с рождением первого ребенка, то эта стадия жизненного цикла пройдет у них достаточно безболезненно.
6. Шестая стадия. Дети идут в школу.
Теперь уже не только родителям, но и детям приходится соотносить правила внутрисемейной жизни с достаточно жесткими правилами внешнего мира.
Если воспитатели детского сада не ранжировали детей в зависимости от их достижений, то в школе отношение к ребенку начинает зависеть от его успехов в учебе, поведения, иногда социального статуса родителей.
У родителей может появиться внешний, оценочный взгляд на своего ребенка, и ребенок может почувствовать, что теперь он должен «заслужить» любовь родителей.
На этой стадии родители должны решить вопрос: какую цену они готовы платить за внешний успех своего ребенка, за его соответствие общепринятым стандартам.
7. Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана со временем полового созревания у детей, их самоопределением и началом процесса отделения от родительской семьи. Этот период называют временем тройного кризиса.
Подростковый кризис у детей: время осознания себя, ответа на вопрос «кто я?», поиск своего места в мире.
Кризис среднего возраста у родителей: время подведения итогов первой половины жизни, переоценки ценностей.
Кризис семейной системы: мужчина и женщина вновь оказываются перед лицом супружеских проблем, от которых до этого они прятались за проблемами воспитания.
В это время снова увеличивается количество разводов, члены семьи могут начать болеть.
На этой стадии родителям нужно научиться:
— отпускать своих взрослых детей в мир;
— страховать их и давать им право на ошибку;
— снова видеть друг в друге не только родителей, но и супругов.
Если супруги до сих пор сохраняли семью ради ребенка, то они подсознательно попытаются не отпустить его во взрослый мир, а подольше удержать около себя, преувеличивая его проблемы, или искусственно их создавая.
8. Восьмая стадия. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью.
Родители выполнили свои родительские функции, а брак выполнил свою репродуктивную функцию. Супруги оказываются перед лицом проблемами, которые не были решены на предыдущих стадиях.
Если их брак не перейдет на качественно новый уровень — когда супруги становятся в первую очередь близкими друзьями, имеющими сходные интересы, готовыми при взаимной поддержке вместе преодолеть перевал в середине жизни — то возможны несколько вариантов:
— супруги отдаляются друг от друга, и каждый начинает жить своей жизнью;
— супруги смиряются с привычной ролью в семье и не делают попыток что-то изменить, прокручивая раз за разом один и тот же сценарий выяснения отношений;
— брак распадается.
9. Девятая стадия жизненного цикла — это снова жизнь одинокого человека.
Круг замыкается.
В нашей стране пожилой человек не включен в активную социальную жизнь, и если он проживает отдельно от своих детей — самостоятельно, или в доме для престарелых, то он неизменно вызывает сочувствие. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Инна Фельдман, системный семейный психотерапевт
иллюстрации кадры их к/ф «While We’re Young»
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Как проявляется возрастной кризис ребенка в 1, 2, 3 и 4 года
Большинство детских психологов сходятся во мнении, что возрастной кризис ребенку просто необходимы. Не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.
Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода. Иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребёнка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения. Обычно эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.
Начало и конец кризиса определить довольно сложно, как правило, в это время ребёнок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурной. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.
Календарь кризисов ребёнка
Для ребёнка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.
Различают несколько возрастных кризисов:
- лактационные кризисы;
- кризис первого года;
- кризис второго года;
- кризис третьего года;
- кризис 6-8 лет;
- переходного возраста.
Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды. Сориентироваться поможет календарь возрастных кризисов ребёнка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.
Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.
Лактационные кризисы
Лактационные кризисы, то есть уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации, проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Обычно лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7 месяцев.
Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1 и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.
Для того, чтобы этот период прошёл как можно быстрее, маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребёнка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.
Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.
Кризис первого года жизни
Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время ребёнок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всём и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребёнок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков (около полутора лет), а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.
Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребёнок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами, следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребёнок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.
Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребёнок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребёнка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведёт себя за столом.
По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.
Кризис второго года жизни
В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.
Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности.
Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.
Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.
Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.
Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.
Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его, оставьте нравоучения потом, поцелуйте обнимите, когда малыш придет в норму.
Кризис третьего годаКризис третьего года жизни
Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет – так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.
Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.
Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.
Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.
Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.
Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?
Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?
В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.
Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет. Если малыш чувствует себя одиноко, ему не с кем поделиться своими мыслями, эмоциями, предположениями, то эти факторы могут спровоцировать различные кризисные проявления, а именно, капризность, истеричность. Ребенок будет стараться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь к себе внимание.
Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.
Кризис первоклассника
Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.
Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет).
Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.
Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.
К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость.
Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному
Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.
Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.
Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.
В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей, о нем мы поговорим позже. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте,
Одноклассниках , будем растить детей вместе;)
Сохранить
Сохранить
Похожее
Про сон — Скачки развития и календарь кризисов
Дети растут скачками. то ничего не происходит, то вдруг буквально за ночь ребенок становится чуточку больше. То же самое происходит и с психическим развитием детей.
Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. Было установлено, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок.
Что проиcxодит?
В это время для ребенка все происходит очень быстро и неожиданно. Чаще всего ребенок обретает новый навык или умение. Например, способность распознавать «узоры». Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые «узоры», например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышащихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид «узора», только он узнается не снаружи, а внутри тела.
Как понять, что сейчас время скачка?
Уверяю вас, пропустить это почти невозможно, «визитной карточкой» будет превращение вашего малыша в плаксу и зануду, становится очень сложно справляться с ребенком. Но не паникуйте, это нормально!
ВСЕ дети пройдут эти этапы развития, от них не убежать и не спрятаться, так что давайте будем готовы. Чем ярче темперамент ребенка в «спокойное» время, тем сложнее ему (и вам) придется во время скачков. Ребенок беспокоится, его мир резко увеличивается, меняется. Представьте себе, что у вас есть одна кнопка, вы нажимаете ее и слышите звук. И так было всегда. А сегодня утром вы проснулись, а вместо одной кнопки — пять. И еще три рычажка. И все издают разные звуки и показывают картинки. Как тут не испугаться, не тянуться к родителям за поддержкой!
Что делать?
Почитайте про скачки развития, чтобы понимать, чем один отличается от другого, какие потребности появляются у ребенка в каждом возрасте и максимально их удовлетворять. Будьте терпеливее. И это пройдет.
Когда?
В первые 14 месяцев скачков будет 8. Если ребенок родился раньше или позже срока, то считать лучше от ПДР.
Рассчитать ваш календарь можно тут