Вальдорфский детский сад отзывы – Вальдорфский детский сад. Расскажите ваши впечатления? — запись пользователя Олеся (lesenasobaka) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Детские сады, клубы, центры

Вальдорфская педагогика: мифы и реальность — запись пользователя Olga (0lya) в сообществе Раннее развитие

А вы слышали о Вальдорфской педагогике? Какое у вас об этом сложилось мнение?

Отдали бы вы своего ребнка в Вальдовфский сад? школу?

Далее статья (взято от сюда http://www.rebenok.com/info/earlydevelopment/valdorf/)

Когда в 1919 году в Германии Рудольф Штайнер предложил открыть при табачной фабрике Вальдорф Астория маленькую школу для детей рабочих, едва ли кто-то мог предположить, что спустя десятилетия вальдорфская педагогика завоюет сердца многих тысяч родителей, педагогов и детей во всем мире.

С другой стороны, с самого зарождения вальдорфской педагогики и вплоть до сегодняшнего дня не умолкают голоса противников Рудольфа Штайнера.

Радикально настроенные представители традиционных религиозных конфессий утверждают, что связанная с антропософией (эзотерическим религиозно-мистическим течением, популярным в начале двадцатого столетия) педагогика противоречит как христианству, так и другим традиционным мировым религиям.

Педагоги в штыки встречают ключевые принципы вальдорфской системы: очень позднее – по меркам классической педагогики – начало обучения чтению, письму, математике; отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ.

Ученые восстают против ненаучных мистических принципов, лежащих в основе вальдорфской педагогики.

Родители волнуются, сможет ли ребенок, привыкший к вольнице вальдорфского детского сада, адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы…

Пожалуй, ни об одной педагогической системе за последнее столетие не высказывалось столько противоречивых мнений. Так что же такое вальдорфская педагогика на самом деле? Отработанная десятилетиями система гармоничного воспитания? Панацея от зол современного мира? Эзотерическое лжеучение?

Итак, обо всем по порядку. Начало двадцатого века в Европе было отмечено рядом грандиозных социальных катастроф доселе невиданного масштаба: мировая война, революции, кровопролитие, глубочайший экономический кризис, голод, разруха …

Многие мыслители того времени ( в том числе, например, и великий немецкий философ Ницше) отмечали, что одной из важнейших причин поразившей человечество трагедии было несовершенство тогдашней системы образования, которая явно не отвечала требованиям времени: дети из малообеспеченных семей могли учиться только в так называемой народной школе, где давали только основы элементарных знаний; в классических гимназиях основное время уделяли изучению латыни, греческого, гуманитарных дисциплин, программа была крайне насыщенная, требовала невероятной усидчивости, отличной памяти, но при этом в гимназии практически не изучали ничего из того, что могло бы понадобиться выпускнику в реальной жизни. В реальных училищах готовили, выражаясь сегодняшним языком, «технарей», будущих инженеров, но здесь, наоборот, дети фактически не изучали гуманитарных дисциплин.

Рудольф Штайнер и его последователи решили в корне изменить систему школьного обучения, создать такую школу, где ребенок бы развивался гармонично, систему, в которой сочетались бы и знания об окружающем мире, и эстетическое воспитание, и обучение практическим навыкам.

Хотя первая школа нового типа была открыта, как уже говорилось, для детей рабочих фирмы Вальдорф Астория, в нее очень быстро влились дети и из других слоев общества. То есть с самого начала в вальдорфской школе был устранен отбор по социальному и материальному признаку – отметим, революционное по тем временам нововведение!

Вальдорфская школа изначально была ориентирована на личность ребенка независимо от его интеллекта, возраста, национальности. Именно поэтому вальдорфскую педагогику нередко называют «педагогикой равных возможностей».

В течение многих столетий в европейской педагогике бытовало мнение, что ребенок – это «недоделанный взрослый», которого – методом кнута и пряника – надлежит усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению и материальному положению место в обществе. Вальдорфцы были одними из первых, кто заговорил о том, что детство – уникальный период в жизни человека, что ребенок обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться поскорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, как можно полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфцы категорически выступают против раннего развития интеллекта. В частности, обучение чтению и письму здесь начинается крайне поздно, поскольку, считают педагоги этого направления, обучение абстрактным дисциплинам можно начинать лишь тогда, когда сформировался эмоциональный мир ребенка. А это, согласно вальдорфской педагогике, происходит лишь после того, как у ребенка молочные зубы сменятся на коренные. Что, конечно, очень поздно с точки зрения любой другой современной педагогической системы. Хотя, с другой стороны, выпускники вальдорфских школ успешно поступают в университеты, становятся преуспевающими специалистами.

У нас, однако, вальдорфские школы – это пока скорее экзотическая диковинка, чем реальная часть системы среднего образования. А вот вальдорфские детские сады в России прижились, и с каждым годом их становится все больше. Поэтому мы остановимся именно на тех элементах вальдорфской педагогики, которые предназначены для дошкольников.

Итак, вальдорфский детский сад: за и против. Отметим сразу, что, как правило, сами дети обожают такой садик и ходят в него с огромным удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения. Личность ребенка здесь – главная ценность. Поэтому дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня, а если воспитательница организует общие занятия или читает детям вслух, малыш вправе отказаться от участия в общем деле. Но, как правило, все с восторгом присоединяются к воспитательнице.

Вальдорфская группа – разновозрастная, и маленькие дети легко и естественно учатся здесь, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежку, шьет кукол, а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле. Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада.

В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке.

Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.

Специальных «музыкальных занятий» в вальдорфском детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница также сопровождает свой рассказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, разводят огород, где каждый может попробовать вырастить не только картошку и свеклу или редиску, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб. В идеале в вальдорфском детском саду должна жить еще и козочка или овечка, чтобы дети могли на практике узнать, что молоко не растет в пакетах на деревьях.

Одна из особенностей вальдорфского детского сада – обилие праздников. Здесь широко празднуют не только традиционные религиозные праздники (Пасху, Масленицу. Рождество), но и особые, собственного сочинения. Например, ранней осенью это – Праздник Урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного, а в ноябре, когда дни так коротки и неуютны, устраивают знаменитый Праздник Фонариков, во время которого дети берут в руки самодельные фонарики с зажженными свечками и с пением отправляются искать волшебное царство гномов. С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

Казалось бы, такой детский сад – идеальная среда для развития ребенка. И все же не все так просто.

Во-первых, к какой бы религиозной конфессии вы ни принадлежали и как бы ни относились к религии вообще, нельзя забывать, что антропософия, учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, если и не является сектой, то, во всяком случае, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерическими учениями, и даже если это напрямую и не отражается на жизни детского сада, исподволь все равно влияет на формирование личности ребенка.

Во-вторых, в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире. То есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играючи мог бы научиться и читать, и писать, и считать. Кроме того, не имея подготовки, ребенку будет трудно поступить в обычную, не вальдорфскую школу (а такие, как уже говорилось, относятся у нас скорее к разряду диковинок). Конечно, с этим легко было бы справиться, занимаясь с малышом дома или отдав его дополнительно на курсы. Но дело в том, что подобные вещи отнюдь не приветствуются в вальдорфских детских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, вам, скорее всего, порекомендуют или прекратить занятия, или забрать ребенка из сада. Столь же негативно отнесутся здесь и к тому, что вы отдадите ребенка в музыкальную или спортивную школу, в изостудию. Безусловно, можно не афишировать, что вы учите малыша азбуке или игре на фортепьяно, но так вы обречете его на двойную жизнь. Представьте себе, как трудно маленькому человечку параллельно существовать в двух совершенно разных системах ценностей.

То же самое касается и других, казалось бы, менее существенных вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфских детских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Не только руганные-переруганные Барби и Покемоны, но даже обычные классические куклы, машинки, конструкторы здесь под запретом. Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества – считают педагоги-вальдорфцы. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели вашего малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобильчика и куклы с приданым. А значит, малыш или выпадет из детского (несадовского) социума, станет аутсайдером и будет мучительно страдать или, что наиболее вероятно, будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, вновь будет обречен вести двойную жизнь.

Столь же непростая ситуация складывается и с чтением. В вальдорфском детском саду воспитательница ежедневно рассказывает детям сказку, нередко сопровождая ее маленьким кукольным представлением. Дети от этого обычно в восторге. Казалось бы, чего же здесь плохого? Но дело в том, что круг чтения в вальдорфском детском саду, да и школе, очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части – братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, иногда – отрывки из Библии. К литературной сказке, рассказам о жизни детей и т.д. вальдорфские педагоги относится крайне негативно, почему-то считая, что история о Малыше и Карлсоне или Нильсе и диких гусях меньше развивают фантазию и творческие способности, чем сказка о Белоснежке и гномах или Спящей красавице. То есть, при огромном, казалось бы, внимании к чтению за бортом остается колоссальный пласт великолепной детской литературы.

Итак, прежде чем отдать малыша в вальдорфский детский сад, стоит очень хорошо взвесить все «за» и «против». Но это не значит, что стоит бездумнои навсегда отвергать уникальные возможности вальдорфской педагогики.

Совсем несложно сшить малышу изумительные вальдорфские куклы и игрушки. Потребуется лишь пара лоскутков, клочок шерсти да час свободного времени и немного терпения.

Научитесь вместе с детьми лепить из глины и воска, прясть и ткать, резать по дереву и смешивать краски.

А как рад будет ваш малыш, если вы устроите для него и его друзей вальдорфский кукольный театр на столе. Сделать это совсем не сложно.

Из картона, очень плотной ткани, кожи или фетра сверните конус: это будет тело куклы. Кусочек ваты, синтепона или непряденной шерсти оберните трикотажем и вставьте в прорезь конуса – вот и головка. Зверей можно соорудить все из той же шерсти, намотанной на проволоку, собрать из картонных конусов и цилиндров (их подробные описания можно найти в книгах типа «Волшебная бумага» и т.д.), а можно просто слепить из пластилина или нарисовать и вырезать. Теперь с помощью разноцветных ниток, кусочков ткани и меха соорудим куклам парики и наряды, стол накроем красивым платком, а декорации можно сделать совсем простые: пара небольших коряг – это лес, красиво задрапированная коробка из-под обуви – сказочный замок или вертеп, в котором родился Христос. Несмотря на кажущуюся простоту, спектакль «настольного» театра может быть удивительно красивым, особенно если вы не пожалеете для декораций фольги и блесток, а «сцену» осветите при помощи живого огонька свечи (соблюдая, конечно, правила пожарной безопасности и ни на секунду не оставляя малышей наедине с зажженным огнем и спичками). Если кто-то из детей умеет играть на флейте, скрипке, фортепьяно или гитаре, он может позаботиться о музыкальном сопровождении. Даже явное несовершенство исполнения не сможет затмить того тепла и уюта, который придаст спектаклю живая музыка, а малыш будет горд и счастлив: ведь это благодаря его игре получилось так красиво! Разыграйте в своем театре рождественскую мистерию, поставьте красивую волшебную сказку: «Спящую красавицу», «Дюймовочку», «Щелкунчика».

А может, темным и ненастным осенним вечером вам захочется смастерить из молочных пакетов разноцветные веселые фонарики и отправиться на поиски сокровищ гномов? Только заранее позаботьтесь о том, чтобы в нужном месте оказался роскошный клад: золотые шоколадные медальки, бенгальские огни, хлопушки и фейерверки!

А что если, следуя рекомендациям педагогов-вальдорфцев, развести небольшой огородик или даже попробовать посеять и вырастить пшеницу, а потом собственноручно испечь из нее хлеб?

Словом, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить – это уважение к личности малыша, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

легенды сочиненные детьми

Вальдорфский детский сад

Наверное, будет длинно и сумбурно, заранее сорри.
Живем в Подмосковье. Моему сыну 2.7. В этом году мы пролетели с садом, и в следующем тоже не светит. На работу выходить надо, значит, ищем частный сад. Самый ближайший к дому и с оплатой, которая нас устраивает, садик работает по Вальдорфской системе. В интернете много страшилок на эту тему, что это секта и т.д. Пообщавшись на местном форуме с мамами, водившими детей в этот сад, выяснила, что коренные отличия от обычных садиков следующие (привожу наиболее спорные моменты, вызвавшие спарринг среди мамашек нашего форума):
1. вегетарианское питание
2. периодически зажигают свечи и поют песни религиозной тематики (например, перед едой — благодарность Богу за пищу, но именно не в виде молитв, а каких-то песен)
3. мультики они не смотрят, игрушки из натуральных материалов, много самодельных, типа тряпичных кукол и т.д.

К вегетарианскому питанию я почему-то спокойно отнеслась, котлетку можно и дома дать, в саду им дают молоко, молочные продукты, яйца, орехи (т.е. просто не дают мясо и рыбу)
Свечка тоже не напрягает, мы уже год ходим на занятия по системе Монтессори, там тоже в конце занятия детки садятся в круг и для каждого зажигают свечку и ребенок ее тушит, что символизирует окончание занятия)
Из плюсов — мне понравилось, что группа разновозрастная, от 3 до 5 в среднем, они там организуют праздники в связи со сменой времен года, например, а еще сами пекут пироги, дети в этом участвуют. Очень понравилось, что родители привлекаются к жизни садика, можно там находиться с ребенком столько времени, сколько нужно, устраиваются мероприятия с выходами на природу по выходным.
Вот честно, ничего плохого я пока не увидела.
Читала о Вальдорфской системе и плохие отзывы, типа у них ребенок отрывается от мира, от общества, трудно адаптируется в коллективе потом.
Вы бы отдали ребенка в такой необычный сад? Может быть, кто-то посещает такой садик, или посещал и уже пошел в школу? было бы интересно послушать

Вальдорфский детский сад. — запись пользователя Елена (id1011963) в сообществе Раннее развитие в категории Вальдорфская система

Я думаю, многих, кто "в теме", волнует этот вопрос... Меня очень волнует. Ну, из книг всё понятно, из форумов, сайтов - тоже, но хотелось бы "пощупать". Я всё присматривалась к Московским садам, выстраивала маршруты, куда ближе ездить, хоть пару раз в неделю, как вдруг, совершенно случайно познакомилась с женщиной, которая рассказала мне про нужный нам сад, находится он не в шаговой доступности, но и не так далеко от нас. И вот, собрались мы с подругой и поехали с детьми на пробный день.

В деревне, хотя, какая уже деревня в 10 км от Москвы, в коттеджном посёлке, стоит такой премиленький деревянный дом, не скажу, что в русском стиле, современный, больше напоминает что-то эстонское, литовское. Как только нам открыли калитку, первое, что не могло не броситься в глаза - огромный пёс! Он особо не обратил на нас внимания, так что, как ни странно, детьми остался незамеченным. Далее, заходим в дом. И вот тут-то , как мне показалось, самое главное отличие от обычного садика, мы зашли не в специальное учреждение, не просто в помещение наполненное самодельными игрушками, мы зашли В ДОМ: кто-то из взрослых готовил, кто-то из детей помогал, кто играл, кто рисовал - сложилось ощущение, что мы зашли в гости, в семью, где каждый занят своим делом. Подбежала беспокойная такса, обнюхала нас всех, заявила о себе, подав голос, нас предупредили, что это самый серьёзный питомец, но на этом вся серьёзность закончилась, дальше её почти не было ни видно, ни слышно. Потом всё пошло как-то само собой, подруга моя села к одной из садовниц, помогала делать бутерброды, резать фрукты, я с детьми отправилась изучать пространство, пробовать игрушки, знакомиться с кошкой, птичками и рыбками.

По сути, игровая комната и кухня - одно пространство, но всё так чётко разделено, что за полдня, что мы там провели, я не видела ни одной игрушки в кухонной зоне, равно, как и в игровой зоне ненужных предметов не было. Я думаю, лишним будет описывать интерьер, как на фотографиях типичного вальдорфского сада: просто и стильно, рукотворно, дерево, пряжа, шерсть, лоскутки. Одна вещь мне особенно понравилась - стол. Разборный стол, из нескольких секторов, которые дети переставляют на свой лад, что позволяет им создавать разные декорации для своих игр. Когда мы вошли, дети играли "в зверей". Кто-то обитал на столе, кто-то под ним, в столах такие интересные отверстия, сначала я подумала, что это сделана специальная такая игровая пещера. Ещё, есть правило, что если хочешь забраться на стол, то должен постелить на него ткань, разного рода тряпочек там много.

Вообще, дети очень дисциплинированные, но каким образом это достигается? Всё в игровой, а чаще в песенной форме, если, например, пришло время ставить стульчики в полукруг для пальчиковой зарядки, то садовница начинает петь песенку, призывая детей к конкретному действию, дети быстро приводят комнату в идеальный порядок, сами всё расставляют, как нужно, подсказывают нам, новичкам. Всё как-то очень гармонично.

Моя подруга ещё не так хорошо знакома с особенностями такого воспитания. По её словам, иногда её напрягали такие вещи, как эти песенки, не ритмичные, весёлые, типа наших мультиковских, а полуколыбельные, полуцерковные, или, например, когда ей стали рассказывать про эпохи Гномов и т.д. Но, как она сама же говорит, что на первый взгляд, это кажется диким и странным, потому что это непривычно и незнакомо, но общаешься с людьми и понимаешь, что они вполне себе адекватные, обычные. И через какое-то время тебе самой уже хочется спеть эту тихую мелодичную песню, чтобы позвать детей к столу или на улицу.

Группа детей разновозрастная, некоторые занятия у них проходят вместе, а некоторые раздельно. В тот день, когда были мы, общее занятие было предусмотрено на вечер - дети пекут по понедельникам печенье, готовое несут домой. Днём же, старшие ребята уходили в комнату для занятий на втором этаже, там они готовили сказку, играли на музыкальных инструментах.

Кроме занятий есть ещё обязательная пальчиковая гимнастика и хоровод. Я думала, ну «хоровод» - понятно, споём что-то, станцуем, на пару минут! Эта была такая «считалочка» с разученными движениями, словами, элементами игр, минут так на 10-12.

Прогулка. С детьми вышла одна из садовниц, развела такой маленький костёрчик из сухих веточек... Лично для меня это была бы просто мечта в детстве - развести маленький костёрчик… Дети, конечно, скучились вокруг, к сожалению, не могу рассказать подробно, что там происходило, потому что Егор качелеман, а тут ещё и гамак оказался рядом… Поэтому я могла только наблюдать издалека. Дети носились, кричали, добегали до костра, опять куда-то разлетались. К этому времени подъехал за нами муж подруги, которого тоже вовлекли в «костровые игры». Вообще, родители там бывают, как я поняла, часто. Помогают, что-то делают, ещё из этого возникает ощущение семьи, там рады не только ребёнку, но и взрослому.

На прогулке наши дети познакомились с большим пёсиком, он, как и ожидалось, жуткий добряк, Егор даже позволил лизнуть себя в щёку)))

Мы старались дать объективную оценку саду для себя, для родных, не романтизировать образ такого вот «вальдорфского» садика. По сути, как сказала моя подруга, приходишь в сад и возникает только один вопрос: смогу ли я оставить здесь ребёнка? Так, чтобы не думать, что у него стресс, ему плохо… Да, смогу, здесь смогу. Это всё равно, что привести его в гости к друзьям, которым ты доверяешь. Нам есть, с чем сравнить, помимо наших садов, где мы выросли, весь прошлый год мы отходили в ЦИПР (Центр игровой поддержки ребёнка), нам нравилась там физкультура, немного странной казалась художественная деятельность (творили родители, конечно), а от музыкальных занятий мы лично отказались, для чего полуторогодовалым детям ставить турецкий дискач и называть это музыкой, мы не поняли.

Итак, Вальдорфский сад. Что смущает. Цена… Я бы не сказала, что она прямо Огромная!... Но для нас ощутимая… Раз в неделю ходить пока потянем, о большем пока речи не идёт.

Ну, ещё возраст. Егору 2 года и 1 месяц, компания ему пока не особо нужна, Варе (дочка друзей) 2 года 9 месяцев ей уже там было более интересно, она готова уже играть с кем-то из ребят, я смотрела на неё и понимала, что пара посещений - и она освоится здесь, про Егора такого пока нельзя сказать. Но я всё же хочу водить его туда, всё равно он напитывается этой атмосферой, нет-нет, да и тоже начинает что-то повторять, включаться. Посещение раз в неделю - это с 9 утра до 14 часов, вместе с мамой, так называемый, гостевой визит.

Конечно, это только первое впечатление, но ведь оно самое важное!

как открыть такси в деревне

Вальдорфский садик — БэбиБлог

Екатерина Екатерина 3 января 2015, 10:14

Волшебный Вальдорфский садик

Частный вальдорфский детский сад-студия «Волшебный садик» Вальдорфский детский сад в городе Чехове. Мы открываемся в сентябре 2015 года. Идет набор в группу. У нас уже есть чудесный эвритмист и логопед и мы ищем второго воспитателя, готового работать 2-3 дня в неделю полный день. Наш воспитатель должен иметь специальное вальдорфское дошкольное образование, или учиться на дошкольном семинаре в Центре Штайнера. На время работы Волшебный садик рад предложить своему сотруднику место для ночлега и нашу дружную компанию. Читать далее →

Дошкольные радости на вальдорфский манер. Вальдорфский сад

Реклама
Реклама

Если сравнивать популярность вальдорфских школ и детских садов, вторые явно выйдут вперед, хотя, казалось бы, в воспитании люди склонны придерживаться одной и той же системы. Но нет! Столкнувшись с тем, что в штайнеровских школах учат читать аж в третьем классе, некоторые родители засомневались в ценности образования на антропософской основе. И перевели своих дитяток в более традиционные заведения. Однако на рейтинг вальдорфских садов это не повлияло: желающих столько, что образуется очередь. Почему?

Вальдорфская педагогика

Переход в другое измерение

Перешагиваешь порог вальдорфского садика — и попадаешь в сказку. Или в другое измерение, где нет привычной спешки, суеты, нервотрепки — да мало ли чего еще неприятного? Взялись за ручку двери — звякнул колоколец, его услышала воспитательница и вышла встретить ребеночка. И руки к нему протянула — называется это жестом принятия. Малыш при этом видит, что желанен, что его здесь ждали и ему рады. (Невольно сравниваешь эту сцену с приходом в районный детский сад, не правда ли?)

Не думайте, что про другое измерение я сильно преувеличила — разве что самую малость, потому что закрыв за собой дверь с колокольчиком, мы действительно оказались в мире, где жизнь строится по совсем непривычным законам. Здесь все продумано до мелочей: как проводить день, в какие игрушки играть и из чего их делать, какие рассказывать сказки, как приступать к еде и, само собой, что есть. За всем этим стоит целое мировоззрение — основанная Рудольфом Штейнером антропософия. Именно на ней и базируется вальдорфская педагогика.

Но перешагнем же вместе с ребенком порог и проживем вместе с ним целый день!

Свободная игра с простыми игрушками

На одной из стен — репродукция с иконы Богоматери с Младенцем, вокруг — сообразно времени года композиция из тканей и природных материалов — букеты, желтые и красные листья, камни. У стен — открытые струганные полки, на них — плетеные корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами, деревянные лошадки, тряпичные куклы, вязанные куры и овечки, камни, ракушки, деревянные брусочки и подвижные деревянные же игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне и т.п.). Все это богатство идет в дело во время свободной игры, с которой начинается день в вальдорфском саду.

Дети играют сами, воспитатели в их занятия не вмешиваются, поскольку запреты и повелительные интонации лишают ребенка возможности самостоятельно выбрать свой жизненный путь — это один из основополагающих принципов вальдорфской педагогики.

Конечно, за детьми незаметно приглядывают и ненавязчиво помогают. Например, построить трехэтажный дом из детских столиков, поставив их друг на друга. Если же какой-нибудь новичок запоет приблатненные частушки или, скажем, перевоплотится в делового человека с сотовым телефоном, его мягко переключат на деятельность в рамках принятых правил: в такие игры и такие игрушки здесь не играют.

Да, это еще один принцип: никакой синтетики. Игрушки делают из натуральных материалов. В крайнем случае, покупают у мастеров народных промыслов. Кукол и животных шьют или вяжут и набивают непряженой шерстью. Ребеночку приятно прижать к себе сшитую мамиными руками куколку, она теплая. «А как прижмешь кусок пластмассы? Он ведь неживой!»

Второй принцип изготовления игрушек — их упрощают до первобытного уровня. Это не грубость, не ирония, а цитата из трудов основательницы самого первого вальдорфского садика Элизабет Грюнелиус. Считается, что простые игрушки — например, деревянный брусочек, который служит то столом, то автомобилем, то лошадкой — способствуют не только развитию детской фантазии, но и правильно воздействуют на развитие внутренних органов. А застывшее выражение на лице куклы не успевает за развитием сюжета игры. Поэтому вальдорфцы поступают просто: рисуют два кружочка-глаза, а ниже точкой обозначают рот.

Несмотря на провозглашенный первобытный уровень, игрушки, доложу вам, совершенно прелестные и сделаны с большой выдумкой. Например, черепаха с панцирем на пуговицах. Или синий мячик с вышитыми звездами: ну кто мог догадаться, что его можно связать на спицах и набить шерстью? При этом он, во-первых, прыгает, а во-вторых, его можно кинуть хоть в окно — стекло не разобьется.

Детская работа

В середине комнаты стоит большой рабочий стол — за ним сидит одна из воспитательниц (обычно их двое) и занимается рукоделием: шьет, рисует, вырезает (как из бумаги, так и из дерева), режет салаты, варит варенье, нанизывает бусы. Иногда, отвлекшись от игры, к ней подходит кто-нибудь из детей — сделать пару стежков или мазнуть кисточкой. Никто их за работу не усаживает, хотя подарочки к празднику должны сделать все. И что? Так и ждут до последнего дня бедные воспитатели, когда же Ваня подойдет и раскрасит коробочку. А он не подходит и не подходит.

Подарочки, которые дети дарят своим родителям, скажем, на Рождество, бывают довольно сложными: например, картонная коробочка с витражом (!), внутрь которой кладут сделанную детскими пальчиками гирлянду. Конечно, все подготовительные работы (вплоть до прорезания силуэта Марии с Младенцем) делает воспитательница — ребенку остается выбрать цветную прозрачную пленку, которую вставят в крышечку, ну и, конечно, сделать гирлянду, хотя бы трехсантиметровую. Правда, некоторые дети имеют собственные задумки по поводу подарков вообще и коробочек с гирляндами в частности — воспитатели помогают воплотить их в жизнь.

По средам дети делают винегрет. Надевают маленькие фартучки и на деревянных дощечках настоящими ножами режут овощи. По четвергам пекут печенье. Крохотными скалочками раскатывают тесто, вырезают игрушечными формочками фигурки, складывают на противень — и отдают его нянечке. Она ставит его в печку.

Думаете, опасно? Порежутся? Когда моя четырехлетняя дочка начала ходить в вальдорфский садик, они каждый день делали себе салат. И ничего, обошлось без травм, хотя дома она ничего подобного не делала. Может быть, мы просто недооцениваем своих детей?

Вы заметили, что дети не развлекались, а делали все по-настоящему? Строили, шили, наряжались принцессами, резали винегрет, нанизывали бусы. Они врастали в жизнь, как выразились бы вальдорфские педагоги. К игре они относятся очень серьезно.

Общие занятия

Кроме свободной игры, формирующей индивидуальность ребенка, бывают и общие занятия: рисование, пение, лепка, праздничные игры, уборка.

Примерно через полтора часа после прихода детей в сад в руке воспитательницы зазвенит колокольчик:

Динь-дон, динь-дон
Убираем все кругом.

Удивительно, но в вальдорфском саду умеют так поставить дело, что все дети убираются — может быть, потому что они успели наиграться и в глубине души хотят заняться чем-то другим?

Воспитатели за ними не надзирают, отдавая команды: «Катя, ну-ка быстрее!» или «Саша, ты почему ничего не хочешь делать?» — они участвуют в общем процессе и помогают. Тряпочки аккуратно складываются в корзинку, а «трехэтажный дом» разбирается на столы. На них кладутся не унылые клеенки, а скатерти или хотя бы красивые матерчатые салфетки, сделанные воспитателями или родителями. На стол ставятся плетеные подносики — дети будут завтракать.

О! Салфетки на столах — это не роскошь, а элемент воспитания. В вальдорфских общинах Европы даже глубоко умственно отсталые люди едят на матерчатых скатертях. Вероятно, они этого не понимают, но что ни говорите, а такое серьезное отношение к трапезе делает ее значительной. Уже не шлепнешь в остром приступе хулиганства ложкой по тарелке борща — чтобы красные брызги во все стороны, — да и себя невольно начинаешь уважать.

Семью хлебами

О том, что принято, а что не принято есть в вальдорфском саду, стоит сказать особо. Могут встретиться разного рода неожиданности — особенно если вы придерживаетесь какой-либо определенной системы питания.

Антропософы никого не повторяют, но ближе всего они, пожалуй, к вегетарианцам: в пищу употребляют овощи (но не все, например, картофель и помидоры исключатся), распаренные крупы (но не сладкие молочные каши), сухофрукты. А вот со сладостями разночтения (вызванные, как мне кажется, слабостью самих миссионеров вальдорфской педагогики). Но это совсем не означает, что ваше чадушко будет есть почти исключительно мюсли и салаты (что пришлось вкусить моему): организация питания — дело хлопотное, так что не исключено, что столоваться дети будут из общепитовской кухни. А в утешение напомню, что по средам ожидается винегрет, а по четвергам — печенье.

Естественно, что при столкновении высоких принципов здорового питания по-антропософски с суровой реальностью нашей жизни возникают некоторые перекосы. Например, меня удивил рассказ знакомой воспитательницы, поведавшей, что на завтрак дети едят только то, что они с собой принесут. И если яблоко или, скажем, банан дадут только одному ребенку, а все остальные родители дружно забудут дать своим малышам фрукты (как об этом было договорено), двадцать детей вместе съедят один банан. Или одно яблоко.

«Моя нянечка, женщина, настроенная очень материалистично, с недоверием относится к тому, что можно наесться одним яблоком, — рассказывала мне воспитательница. — Но ребеночек так радуется, когда угощает других! А потом они едят маленькие бутерброды. Почему не большие? Не все могут с ними справиться».

Не расстраивайтесь: дети приходят в сад сытыми. А разве лучше, когда в районных дошкольных заведениях довольно жестко заставляют есть? Для подрастающего человека это довольно оскорбительно.

А если вам не нравится, чтобы двадцать человек ели один банан, можно договориться с другими мамами и папами о дежурстве — родительские инициативы только приветствуются.

После еды опять звонит колокольчик, и дети идут гулять.

Чтобы формирующие силы правильно образовывали детский организм, никаких ограничений на прогулке быть не должно: в специально приготовленной для этого случая одежде детям позволено лезть и в воду, и в грязь.

Реклама

Сказка, рассказанная много раз подряд

Когда дети возвращаются с прогулки, им рассказывают или показывают сказку. Здесь я опять должна вас удивить, поскольку одну и ту же сказку рассказывают неделю, а виртуозы — целый месяц. Это считается высшим пилотажем. Зачем?

Дети в сказку вживаются, им важно, чтобы она повторялась слово в слово. Вальдорфские воспитатели уверяют, что таким образом сказка живет и остается с детьми. И если вдруг забывчивая воспитательница упустит какой-нибудь образный оборот, дошкольная смена тут же его вставит.

Конечно, старшие (а в группе дети разного возраста) могут и заныть: «Ну, опять про яблочко!» — но слушают с интересом: воспитатели рассказывают с чувством, получается своего рода моноспектакль, так что захватывает не сюжет, а настроение.

Сказку можно не только рассказывать, но и лепить — из изумительного, благоухающего натуральными ароматами мягкого и яркого воска. За столом перед детьми сидит воспитательница, и перед нею лежат три тряпочки. Одна обозначает волшебную страну, другая — нашу с вами реальность, а платочек между ними — речку. Через речку перекинут крохотный деревянный мостик.

Дети лепят и, ставя на стол свою поделку, говорят, что это такое и для какой страны годится. Скатает мальчик колбаску и сообщает, что это волшебный столб: кто до него дотронется, сможет летать. А вот единорог — он переносит седока, куда тот захочет. А здесь самый настоящий ежик.

Когда все закончат работу, воспитательница рассказывает сказку: «Жила-была девочка, пошла она по лесу и встретила ежика…» (Немного расстрою вас: ничего особенного придумывать не надо. Иди по лесу и встречай всех, кого слепили — все равно ведь каждый ребенок будет рад, что его персонажу нашлось место в сказке. И это очень хорошо — в жизни ведь так далеко не всегда случается, правда?)

Вместо лепки может быть рисование. Разумеется, совсем не то, о котором вы сейчас подумали. Дети рисуют два раза в год (!) по два месяца. Водяной краской — акварелью — именно тогда, когда в природе наблюдается буйство воды: осенью, в сезон дождей, и весной, во время таяния снегов.

Ох, непросто все в антропософии! Как любят выражаться вальдорфские наставники, речь не идет о том, чтобы рисовать что-то определенное — дерево или, скажем, дом. Считается, что ребенок испытывает потребность повозиться с красками как таковыми, поэтому для начала детям дают всего одну краску. Например, желтую. Они наносят жидкую акварель на бумагу и переживают (что бы вы думали?) качество цвета. Таким образом их готовят к эмоциональному восприятию искусства.

Потом дают синюю краску. Потом красную. Некоторые воспитатели рассказывают при этом сказки, другие спрашивают, где в природе встречается такой цвет, третьи предлагают молча смотреть на рисунки.

Понимаю: это трудно представить. Особенно с нашими детьми. Но я ведь предупреждала: вальдорфский сад — место особое.

За границей после обеда детей забирают домой — раньше так же было и в наших вальдорфских садах. Однако времена безоглядного следования эталону, к счастью, прошли, жизнь внесла свои коррективы, и теперь малышей укладывают спать.

Что же главное?

Наверное, вы заметили, что до сих пор не встретилось ни одного слова про обучение чтению, счету и письму. Это не случайно — в вальдорфских садах к школе не готовят. Но с другой стороны, что это за школа, если к ней надо готовиться? Разве она предназначена не для того, чтобы там учили? Однако факт остается фактом: несмотря на запреты московского Комитета образования, при поступлении в школу детей экзаменуют. Но если вам сильно понравилась нарисованная мною картинка, думаю, что подготовка к школе вас не остановит.

И действительно: с этим справится практически любой папа или любая мама. Кстати, моя младшая дочь ходила в вальдорфский сад (в разное время даже в разные сады), что совершенно не помешало ей пройти вступительное собеседование лучше всех. Учительница даже спросила: может быть, мы перепутали школу, в которую хотим записать девочку?

И сейчас она учится хорошо, а в первом классе наша учительница несколько раз интересовалась: где же это воспитывают эвристическое мышление и взращивают таких раскрепощенных детей? Не хочу, чтобы эти слова прозвучали как самовосхваление, но с государственным садиком мы действительно хлебнули горюшка, когда его посещала старшая дочка. Не буду описывать, как, например, ее, двухлетнего божьего одуванчика, запирали в туалете за то, что она посмела взять с полки куклу, для которой я полностью сшила всю одежду, и как нельзя было пропустить ни дня, не вызывая врача. А попробуй его вызови, если ребенок всего лишь слегка подкашливает и у него насморк!

Дело ведь не в игрушках, не в сказках и не в рисовании два раза в год — дело в отношении к ребенку. В вальдорфском саду не может быть речи не только о том, чтобы ребенка наказать, но и о том, чтобы повысить на него голос. Его не укоряют и не взывают к его совести — считают, что до 12 лет взывать не к чему. До семи лет ребенок живет на чувстве подражания, поэтому он будет таким, как окружающие его взрослые. Это не только антропософский принцип, но и выражение элементарной культуры поведения.

Елена Шарова

Статья из ноябрьского номера журнала.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Детский сад Возрождение (вальдорфский), Москва. Отзывы

Период посещения:с 2004 по 2005 г.

Возраст ребёнка, когда он ходил в этот сад:2,2

Режим работы:сад работает в рабочие дни с9 (можно привезти чуть пораньше) до 19 (обычно детей разбирают часов в шесть, но если оставлять до семи — ничего в этом страшного нет). на 3 летних месяца сад закрывается, не работает в рождественские каникулы

С какого возраста принимают?с 2,5, но вполне можно проситься с 2х

Оплата:вступительный взнос (в 2004г был 500уе), оплата аренды помещения на летние месяцы (250-300уе за лето) и плата за сад 300уе в месяц

Бытовые условия

Количество групп и детей в группах:10чел

Здание, оснащённость:2х комнатная квартира на первом этаже. хороший ремонт. абсолютно не тесно

В группах:все экологичное, игрушки вальдорфские, мебель деревянная.

Еда:завтрак, обед, полдник. еда вкусная, кормят обильно и разнообразно. меню на каждый день недели висит на доске объявлений, так что родители вполне в курсе. мясо и рыбу не дают, т.к. много детишек вегетарианцев. дети с воспитательницей периодически пекут печенье, делают пирожки и т.п.

Уход за детьми:у каждого ребенка свой горшок и свое полотенчико, руки перед едой моют всегда, детки чистые, ухоженные обласканные, зацелованные:))) памперсных детей нету, но, думаю, что то, что ребенок не ходит на горшок не будет препятствием для приема в садик и памперсы ему будут менять своевременно.

Обучение

Программа:программа основана на вальдорфской программе обучения в детском саду. с воспитательницей детки рисуют карандашами, мелками, красками, делают свечки, делают аппликации, лепят из теста и воска, валяют из шерсти, пекут печенье, режут винегрет и т.п. Воспитатель перед обедом обязательно показывает сказку. Со следующего года обещали взять педагога по музыке и танцам (либо по методу Айседоры Дункан либо эвритмии)

Воспитатели:Воспитательница чУдная, деток очень любит, занимается с ними с удовольствием и энтузиазмом, дети по ней скучают на выходных и во время каникул. Оканчивает вальдорфские курсы. Помощница — молодая девушка. Со следующего года планируют взять еще одного воспитателя.

Путь зерна, Вальдорфский детский сад, Москва. Отзывы

Советуем также ознакомиться:

ЮЗАО: коррекция 8 вида или вальдорф?

Имеем: ребёнок из детского дома 8 вида, закончил 4-ый класс, учился там на 4-5, диагноз Есть вообще хорошая 8-я коррекция в ЮЗАО? Или лучше отдать детей в вальдорфскую школу и посмотреть, как пойдёт? Может знаете детский сад — школу » Путь зерна » в Беляево?

развивающие центры в Коньково, г.Москва

…904-07-43 еще есть центр на беляево (миклухо маклая 20, и 59. тел 3307810 и 3331041). еще как раз на коньково есть вальдорфский сад путь зерна. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и…

вдруг у нас кто есть в мин-ве образования…

Маш не переживай, посмотри на Путь Зерна — возить далеко, но обстановка более камерная и приятная. У нас в ближайшем окружении есть ребенок, из детского сада перешедший в вальдорфскую школу…

Детские сады в Беляево

Я знаю хороший садик №170, он >. Мы ходим в платные ясли «Волшебный ребенок» они на Миклухо-Маклая, нам все нравится, там же есть » Путь зерна » это сад, он тоже работает по Вальдорфской методике.

Вальдорфская педагогика

Может знаете детский сад — школу » Путь зерна » в Беляево? Я читала про Путь зерна именно в отзывах от родителей о школе, очень положительны. Видимо Вам недалеко, можно же придти пообщаться, они там еще и кучу праздников проводят.

Вальдорфская школа

детсад — очень хорошо; школа — ужасно. Вальдорфская методика полагает, что человек в 35 лет только Аккредитация есть, например, на началку у » Пути зерна «, и есть школа 1060 — это На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ…

Вальдорфский детский сад

Вальдорфский детский сад. Развитие, обучение. Другие дети. Какие там цены и условия поподания в детский сад. Может кто знаеть другие Вальдорфские детские сады на Востоке Москвы?

Вальдорфские школы

» Путь зерна «, м.Беляево, 336-68-66. Садик и школа. Я сама училась в Вальдорфской школе на Серпуховке.Еще точно есть в Строгино.Если нужны точные адреса могу узнать. А в южном округе такие детские сады есть?Мы живём у метро Коломенская 15.03.2005 15:19:54, Angor.

Вальдорфская школа — День Открытых Дверей

Автономная некоммерческая организация «Комплекс детский сад -школа « Путь зерна ». Вальдорфская школа приглашает на день открытых дверей! 18 марта в 18.00 м. Беляево, ул. Миклухо-Маклая, д. 20а, (7 минут пешком, за магазином «7 континент» в здании детского сада ).

Минусы вальдорфской педагогики

Минусы вальдорфской педагогики. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Дети действительно очень много занимаются сезонными занятиями, целую неделю в начале лета «лесной детский сад «, когда детей отвозят сразу в лес и оттуда же и забирают (в некоторых…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.