в чем заключается, как работает
Хотя Доман учился на физиотерапевта, он специализировался на изучении детского мозга, случаях его поражения и восстановительных методиках. Глен Доман считается одним из крупнейших мировых специалистов в этой области, и его заслуги признаны и отмечены многими международными организациями и государствами.
В чем состоит методика раннего развития Глена Домана?
Изначально она разрабатывалась как система развития умственно отсталых детей и давала удивительные результаты. Дети с задержкой развития начинали говорить, читать, писать, по уровню умственных способностей постепенно догоняли своих здоровых ровесников.
Со временем эта система была адаптирована под здоровых детей и получила название, под которым она известна сейчас – методика развития Глена Домана.
Развитие мозга, по мнению этого выдающегося человека – процесс динамический, он может замедлиться или остановиться в случае повреждения мозга, но точно так же его можно и ускорить!
Принципы, на которых строится методика раннего развития Глена Домана
- В каждом ребенке с рождения заложен потенциал гения.
- Стимулирование – тот ключик, который может открыть потенциал ребенка.
- Обучение ребенка должно начинаться с рождения. Первый год жизни – это время, когда мозг развивается огромными скачками.
- Чем младше ребенок, тем легче протекает процесс обучения. Дети воспринимают новое с огромной скоростью, в этом взрослые не могут сравниться с ними.
- По природе своей дети любят учиться, они считают обучение игрой.
- Лучшими учителями для ребенка являются его родители, потому что именно они знают его так, как никто другой.
- Процесс обучения должен приносить радость, он не должен включать в себя проверку знаний.
Как работает методика развития Глена Домана?
Работая с детьми, имеющими задержки в развитии, Доман ориентировался на здоровые клетки головного мозга, которые остаются в резерве даже при тяжелых поражениях мозга и нервной системы. Принцип его системы – постоянно и многократно раздражать эти клетки, стимулируя их работу. Для этого доктор показывал детям карточки с точками, изображениями и словами. Делал он это много раз ежедневно, постепенно увеличивая количество задействованных карточек.
Методика раннего развития Глена Домана для здоровых детей также основывается на карточках с изображениями.
Рекомендуется начинать занятия с ребенком с возраста трех месяцев, трижды в день. Вы быстро показываете ребенку разные карточки с изображениями и называете их. Ключевое слово здесь – быстро, буквально по секунде на каждую карточку. Смысл в том, что информация, презентуемая с большой скоростью, легче воспринимается правым полушарием мозга, это подсознательное обучение без усилий. Тогда как левое полушарие отвечает за осознанное и целенаправленное обучение.
Карточки можно сделать самостоятельно. Они делятся на разные категории – животные, птицы, цвета, фрукты, овощи и так далее. На одной карточке – по одному изображению. В Интернете вы найдете множество примеров обучающих карточек.
Вообще методика развития Глена Домана включает в себя три основных направления – обучение детей с раннего возраста чтению, счету, а также физическое развитие малыша.
Методика развития Глена Домана: чтение и счет
Для обучения ребенка в раннем возрасте чтению по методике развития Глена Домана ему показывают карточки с написанными на них словами и произносят это слово вслух. Предполагается, что со временем, после того, как карточка показана многократно, ребенок запомнит, как произносится это слово, и прочитает, увидев его в тексте. Начинать следует с нескольких слов, постепенно заменяя старые карточки новыми.
По мере взросления ребенка рекомендуется показывать ему на карточках словосочетания и простые предложения.
Обучение чтению и счету по методике раннего развития Глена Домана с использованием карточек можно начинать где-то с года.
Глен Доман считал, что ребенок рождается с возможностью на глаз распознавать количество объектов. Нужно только эту возможность развивать! Для этого ребенку показывают лист с нарисованными яркими крупными точками и вслух называют число – количество точек. Постепенно количество точек на листе увеличивается. А когда ребенок таким образом освоит достаточно большое количество цифр, ему начинают показывать листы с примерами.
Методика развития Глена Домана: физическое состояние малыша
На первый взгляд может показаться, что физическое развитие и развитие мозга имеют мало общего. Но это не так. Чем мобильнее и активнее в плане движения ребенок, тем быстрее у него развиваются речь и умственные способности.
В методике развития Глена Домана подчеркивается важность следующих факторов:
- развитие координации движений
- сохранение равновесия
- развитие дыхательной системы
Что для этого нужно? Любая активная деятельность ребенка и меры, которые ее стимулируют. Годятся массаж, ползание, плавание, гимнастика для новорожденных, в более старшем возрасте – хождение, висение на перекладине, перемещение по гимнастической стенке (здесь активно задействованы руки ребенка). По причине ограничения двигательной активности не приветствуются детские манежи и ходунки.
Подведя итог всему вышесказанному: методика развития Глена Домана, естественно, имеет свои плюсы, но зацикливаться на ней и строго придерживаться всех ее постулатов не стоит. Старайтесь развивать своего ребенка всесторонне и разнообразно! Дополнительно к занятиям с карточками ребенок должен играть игрушками, изучать предметы на ощупь и на вкус, слушать, как мама читает ему сказки и поет песенки, творить и фантазировать.
Методика Глена Домана – необходимые материалы и основы раннего развития детей
Методика Глена Домана: описание
Методика Глена Домана предназначена для обучения детей раннего возраста и их развития. Сейчас стало модно учить детей счету, чтению чуть ли не с пеленок, расширять их кругозор. Иногда родители делают это даже в ущерб себе и своим малышам. Трехлетние крохи уже участвуют в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, порой даже не осознавая, зачем это им нужно. С одной стороны, это не плохо. Родители проводят с ребенком много времени, ребенок активно развивается, у него формируется мышление, память, логика. С другой стороны обучение «наукам» в столь раннем возрасте больше похоже дрессировке цирковых собачек. Во всяком случае, методика Домана существует и это повод узнать о ней подробнее. Об этом и пойдет речь.
Правила обучения по методике Домана
Прежде всего, нужно объяснить, чем хороша методика Глена Домана и на каких принципах она базируется. Тогда будет понятно, кому она подходит, чего ожидать от нее и какие результаты можно получить, если заниматься с ребенком по данной методике.
Итак, основные правила методики Глена Домана:
- обучение следует начинать с раннего возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем легче и с большим удовольствием он будет учиться;
- ребенка обязательно необходимо поощрять похвалой и проявлять искреннюю радость за его достижения;
- родителям самим очень важно чувствоватьдоверие и уважение к ребенку;
- развивающие занятия должны быть приятны для ребенка и обучающего;
- чтобы информация лучше усваивалась детским сознанием, занятия должны проводиться в подходящей для этого атмосфере;
- процесс обучения необходимо прерывать до того момента, как ребенку станет скучно;
- необходимо максимально часто привлекать новые материалы;
- родителям очень важно быть собранными и последовательными, проводить систематические занятия с ребенком, а не только тогда, когда на это есть время и желание;
- ребенка нужно освободить от проверки знаний;
- учебные материалы должны быть подготовлены скрупулезно и заблаговременно;
- в случае потери интереса к изучению материала у ребенка или обучающего следует закончить занятие.
Физическое развитие ребенка согласно методу
Глен Доман определяет семь стадий созревания мозга ребенка от рождения до шести лет и считает, что этот процесс можно ускорить. По его мнению, успешное умственное и физическое развитие взаимосвязаны. Чем раньше родители позволят малышу беспрепятственно двигаться, тем быстрее будет развиваться его мозг.
Важно не упустить возможность изначально, поскольку в самый ранний период жизни мозг развивается наиболее активно, и все стадии его развития проходят последовательно. Уже само положение тела ребенка после рождения влияет на то, насколько быстро он начнет самостоятельно двигаться и интеллектуально совершенствоваться.
Малыша необходимо класть на живот, чтобы он мог свободно шевелить руками и ногами. Важно, чтобы на ребенке было минимальное количество одежды, не стесняющей движения. В комнате нужно поддерживать достаточно высокую температуру, комфортную для легко одетого младенца. Чтобы ребенок мог свободно ползти, его необходимо класть в специальный трек, который можно сделать с небольшим уклоном для облегчения передвижений. Когда малыш будет уверенно ползать, можно отпускать его на ровный пол, предварительно подготовив поверхность и соблюдая все меры предосторожности. Для развития у ребенка хватательного рефлекса нужно класть его на спину, чтобы он ухватился на пальцы взрослого и осторожно приподнимать.
Тренировка вестибулярного аппарата заключается в покачивании, перекатывании и вращении младенца. На протяжении прохождения ребенком семи стадий развития необходимо создавать подходящие условия для последовательно расширяющихся двигательных навыков: от ползания на четвереньках до выполнения гимнастических программ.
Как заниматься с ребенком при дефиците времени
Глен Доман утверждает, что работа интеллекта основывается на фактах. Чем больше точных и полезных фактов поместить в мозг ребенка, тем больше правильных выводов он сможет сделать. В качестве примера автор приводит следующую ситуацию: ребенок смотрит в окно и, увидев во дворе собаку, спрашивает маму «что это?». За 30 секунд взрослый может отреагировать одним из вариантов:
- «Извини, я занята»
- «Это гав-гав»
- «Это собака»
- «Это собака породы сенбернар»
- Продемонстрировать ребенку десять рисунков с собаками различных пород
- Показать ребенку те же карточки с собаками, но попутно объясняя: «на всех картинках изображены собаки: овчарка, спаниель, болонка, колли, чау-чау…»
Доман считает, что последняя стратегия ответа самая правильная. Так ребенок научится устанавливать связи между фактами. При просмотре картинок его мозг сам сделает выводы, что собаки бывают разного окраса и размера. Впоследствии, увидев на улице любую из показанных пород, малыш без труда сможет определить, что это собака.
Автор методики утверждает, что на любой из ответов ребенку тратится около 30 секунд, но результаты развития его интеллекта, будут существенно различаться.
Как научить ребенка читать по методике Домана
Глен Доман считает чтение одним из наиболее важных новыков. Автор, утверждает, что ребенка можно учить чтению с момента рождения. Из белого картона необходимо изготовить полоски 10х50 см и написать на них слова красным фломастером. Все буквы должны быть печатными, высотой 7,5 см и толщиной 1,5 см. Слово должно быть окаймлено полями по 1,5 см. Необходимо демонстрировать ребенку карточки по 5-10 секунд, четко проговаривая написанные на них слова.
В первый день малышу дается на изучение пять слов. Занятие повторяется три раза, не чаще, чем с получасовыми перерывами. На второй день младенцу следует повторить трижды показ вчерашних слов и добавить к ним еще пять карточек с новыми словами, так же показав их три раза. Второй день должен состоять из шести занятий. В конце каждого занятия важно хвалить и обнимать ребенка.
Первые 15 слов, которые малыш увидит, должны быть ему приятны и хорошо знакомы. Например, это могут быть имена членов семьи или домашних животных. Обучаясь, ребенок поэтапно будет осваивать словосочетания, предложения и книги.
Как обучить ребенка счету по методике Домана
Глен Доман задается вопросом, почему дети могут мгновенно считать. Ответ заключается в том, что ребенок мыслит фактами и, увидев определенное количество точек на бумаге, он в отличие от взрослого представляет предметы не в виде написанной цифры, а воспринимает их действительное количество.
Для обучения нужно изготовить из белого картона минимум 100 карточек размером 27х27 см. На каждую карточку необходимо хаотично наклеить красные точки от 1 до 100, диаметром около 2 см. В первое занятие следует показать ребенку пять карточек, на которых расположено от одной до пяти точек и отчетливо называя их количество. Нужно повторить этот процесс трижды за день, по меньшей мере, с получасовым перерывом. Занятие должно занимать в общей сложности не более трех минут.
Завершив обучение, важно поощрить ребенка похвалой и объятием. Во второй день необходимо добавить к ранее пройденным карточкам еще пять штук с количеством точек от 6 до 10, увеличив время занятий до 6 минут. Нужно продолжать занятие, пока не будут показаны все 100 карточек. Этого достаточно, чтобы ребенок усвоил идею количества. Основываясь на этой базе, ребенок в дальнейшем сможет поэтапно освоить цифры, уравнения и решение задач.
Получение энциклопедических знаний
Программу получения энциклопедических знаний можно начинать при условии успеха в обучении чтению. Она позволяет ребенку приобрести многогранные знания о мире в виде фактов. Каждый факт эквивалентен одному биту информации, который следует разместить на карточке «бит интеллекта». Карточка должна содержать отчетливый рисунок или фотографию, изображающие только один предмет, то есть иллюстрирующие один факт. Предмет должен быть незнаком ребенку и иметь недвусмысленное информативное название. Карточки следует разделить по категориям. Например: «птицы», «писатели», «животные». В каждой категории должно быть не менее десяти карточек. По мере обучения можно разделять карточки на более мелки подкатегории. Категоризация важна и помогает ребенку систематизировать полученные знания с помощью проведения закономерностей. Демонстрация карточек из одной категории должна длиться 10-15 секунд.
Начинать можно с трех разных категорий, в каждой из которых по 10 карточек. Постепенно, когда ребенок усвоит около 1000 карточек, можно будет переходить к составлению «интеллектуальной программы».
Спорные моменты в направлении
Вопреки наглядности и убедительности педагогической системы, изложенной в трудах Домана, при ее изучении возникает достаточно дискуссионных точек.
- Автор методики утверждает, что мозг человека подобен компьютеру, обладающему большим объемом и совершенным инструментарием для обработки информации. Но люди и, особенно, дети мало схожи с серийными заводскими механизмами. Если ребенок не сумеет проанализировать огромный поток полученной информации и воспользоваться ею, то она не будет способствовать его образованию и развитию.
- Информационный переизбыток может привести к утомлению и истощению ребенка. Есть риск появления психологических и физических проблем, таких как: замкнутость, проблемы с концентрацией и общением, ранимость, внезапная смена настроения, мигрени, отсутствие аппетита.
- Развивающее воспитание должно производиться соответственно возрасту ребенка. На первых порах у малышей развивается наглядное мышление, что помогает им, увидев на улице собаку, узнать ее и правильно назвать. В процессе разглядывания карточек ребенок может соотнести слово лишь с определенной нарисованной ни них картинкой. Поэтому, посещая цирк, он не сможет узнать льва или тигра, если не видел их на карточке.
- Каждый ребенок от природы стремится к творчеству, поиску и самостоятельному обретению знаний. Метод Глена Домана предполагает, что малыш инертен, поскольку процесс обучения состоит лишь из демонстрации картинок и констатации безликих единиц информации.
- Делая упор на интеллектуальном прогрессе, система Домана обделяет вниманием этическое, эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. У него остается меньше возможностей для творчества и общения с окружающими.
- Занятия предполагают включение только органов слуха и зрения, в то время как для всестороннего развития не менее важны запах, вкус и тактильные ощущения.
- Изучая подписанные карточки с картинками, ребенок запоминает слова автоматически и может понимать только то, что выучил. Увидев в книге незнакомые слова, он не сможет их воспринять.
- Информация, воспринимаемая на слух или через текст, не всегда должна быть подкреплена изображениями. Иначе ребенку будет сложно самостоятельно выстраивать в голове образы и читать книги без картинок.
- Дети любят игры и хорошо усваивают информацию через интерактивное взаимодействие. Обучение только посредством карточек исключает активное участие ребенка и вряд ли является достаточным для его активного развития.
- Изготовление карточек требует от родителей времени и усилий, что постепенно может снизить их мотивацию к занятиям.
Вместо заключения
Мода на раннее развитие детей растет в геометрической прогрессии. Как сторонник идеи, что все в жизни должно быть своевременным, пожалуй, не соглашусь со всем вышесказанным. Учить чтению ребенка, который еще не выговаривает все буквы достаточно хорошо или дрессурой учить его устному счету, пусть даже в пределах 10, мягко говоря, не совсем умно. Но у каждого родителя на этот счет свое мнение, и если кто-то считает, что развивать ребенка по всем новомодным методикам нужно, значит, так тому и быть. Самое главное в этом процессе, не забывать, что обучение должно приносить удовольствие всем участникам.
Методика Гленна Домана
Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Мировую известность учёному принесли его восстанавливающие методики для детей с поражённой нервной системой, а также метод обучения детей.
Кто такой Гленн Доман
Доман родился в Филадельфии. В 40-м году он отучился на врача-физиотерапевта, после чего стал заниматься изучением мозга у детей. Однако начавшаяся Вторая Мировая война и нападение на военную базу Пёрл-Харбор помешали учёному продолжить исследования. Доман пошёл воевать, участвовал не в одном сражении, став впоследствии лейтенантом и получив военную награду – крест «За выдающиеся заслуги». Вернувшись с фронта, Гленн Доман решил продолжить некогда начатое дело. Он сновал Институт достижения потенциала человека, где до конца жизни работал и проводил исследования.
В чем заключается методика Домана
Методика Домана для детей с поражённой нервной системой основана на применении специальных карточек, которые развивают их мозг. За счёт стимулирования здоровых клеток мозга, не поражённых болезнью, дети начинали развиваться: их мозг начинал работать, дети учились разговаривать, двигаться.
Тогда это было немыслимо – как безнадёжно больные дети, обречённые всю жизнь провести в инвалидном кресле, могли показывать такие результаты? Своими познаниями они порой опережали сверстников, показывая довольно высокие результаты обучения.
Успех методики Гленна Домана покорил многих, так, что позднее её стали использовать для обучения здоровых детей.
Принципы методики Домана
Основной принцип методики Домана – карточки, на которых пишут слова, цифры, приклеивают всякие картинки. В зависимости от тематики эти карточки раскладывают по стопкам, а затем показывают малышу, в течение всего дня. Например, сначала берут десять карточек с животными, и по десять секунд показывают ребёнку. Затем начинают рассказывать про объекты на карточках – что это за животные, где они живут, что едят и прочее в этом роде.
Кроме этого, к принципам системы Домана можно отнести:
- обучение нужно начинать как можно раньше – чем младше ребёнок, тем проще и эффективнее его всему научить;
- когда малыш станет показывать успехи, старайтесь радоваться за него и хвалить его;
- научить ребёнка чему-либо можно лишь тогда, когда он сам того захочет: если ваше дитя плачет и капризничает, отказываясь садиться за учёбу, не стоит его принуждать – просто подождите, когда малыш остынет;
- обстановка для учёбы должна быть соответствующей;
- обязательно должен «входить» новый материл в обучение;
- чуть ли не самое главное такого метода – регулярные занятия ребёнка;
- знания ребёнка лучше не проверять;
- уважайте своего малыша и доверяйте ему.
Требования к карточкам:
- Карточка должна быть чистой, желательно белого цвета.
- Карточка должна быть довольно большой; самый подходящий вариант – 28/28 сантиметров.
- На карточке должен быть изображён только один предмет, и ребёнок не должен быть с ним знаком.
- Все детали на карточке должны быть хорошо видны.
Как должна выглядеть карточка Домана для детей
Набор карточек: пантера.
Категория: Млекопитающие животные.
Уровень первый. Пантеры относятся к семейству Кошачьих.
Уровень второй. Пантеры – очень крупные животные.
Уровень третий. У всех пантер очень крепкие и мощные зубы.
Уровень четвёртый. Пантеры- хищники.
Уровень пятый. Пантеры (кроме львов) – одиночные животные.
Далее следует ещё несколько уровней.
Создавая собственный метод обучения детей, Гленн Доман был уверен, что с помощью этого метода можно вырастить настоящего гения. Может, оно и так: у Домана много последователей, однако существует мнение, что его метод неэффективный. В этом стоит разобраться.
Противоречия в системе Домана
Те, кто не считает методику раннего развития Домана совершенной, приводят тому ряд доказательств:
- В ситуации, когда ребёнок просто сидит, смотрит на карточки и слушает информацию об изображённых на них объекта, малыш выглядит пассивным, ведь ему даже запрещается задавать вопросы и брать карточки в руки.
- Обучение без диалога – пустая трата времени; ребёнок не сможет в будущем применить все свои знания на практике, тогда зачем ему вообще нужно такое обучение?
- Кроме того, по многим оценкам, таким способом в ребёнке напрочь отбивается стремление к творчеству и созиданию, а это потом пагубно скажется на его психике.
- При использовании в обучении только зрительного восприятия (карточки направлены как раз на это) у ребёнка не развивается текстовое восприятие, которое нужно обязательно развивать. Таким образом, формирование речи в методике Гленна Домана для детей попросту нет места, что не совсем хорошо.
- Система Домана предполагает слишком интенсивную работу, которая для ребёнка может показаться чересчур тяжёлой – ведь заниматься нужно весь день, изредка отвлекаясь на какие-либо домашние дела.
- И, наконец, самих родителей тоже может коснуться некий дискомфорт, связанный с развивающими карточками Домана. Дело в том, что родители (чаще всего мама) должны полностью погрузиться в эту систему, уйти с головой в изготовление карточек, часами их показывать ребёнку и многое объяснять. Помимо того, что это весьма кропотливый труд, времени на другие дела будет катастрофически не хватать.
Метод с развивающими карточками Домана крайне редко используется в детских садах и других дошкольных учреждениях – он больше подходит для семейного обучения.
И, кстати, многие родители, обучавшие своих детей по этому методу, действительно восхищались успехами ребёнка: их дети раньше других научились читать и писать, выполняли сложные задачи, многому научились.
Однако отзывов компетентных людей, связанных непосредственно с наукой, единицы, и все они – не в пользу методики, а скорее, наоборот, ребёнок и без неё вполне смог бы добиться таких результатов. К тому же пассивный потребитель информации, которым в данном случае выступает малыш, не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике, и это факт.
Но как бы то ни было, система Домана существует по сей день, и многие её применяют: кто-то – в первозданном виде, кто-то – немного видоизменяя «под свой лад». Попробуем разобраться, что представляют собой упражнения из методики.
Упражнения с карточками Домана
- Учим ребёнка чтению
Сначала проводим три сеанса с показом 15-ти карточек со словами. Слова должны быть существительные, написанные буквами красного цвета.
Затем нужно увеличить количество сеансов до девяти, показывая уже не просто слова, а целые словосочетания и предложения.
Здесь потребуются карточки с изображениями.
Объекты могут быть самые разные: растения, цветы, игрушки, овощи и прочее.
Сначала нужно проводить три сеанса с демонстрацией десяти карточку. Карточку нужно показывать быстро – в течение одной-двух секунд, затем убирать.
Затем количество карточек за сеанс увеличивается: их теперь нужно показать не 20, а 120.
Ребёнку показывают карточки с изображением точек. За один сеанс нужно показать пять карточек, всего – три сеанса.
По мере изученности карточек они убираются из программы, а новые добавляются. С каждым сеансом увеличивается количество точек на карточке и число.
Выводы по методике Гленна Домана
Методика Гленна Домана – весьма противоречивая система, которая вызывает как восхищение, так негодование.
Методика предназначена для того, чтобы научить ребёнка писать и читать, а также приобретать базовые двигательные навыки.
Методика доступна детям с шести месяцев жизни.
Основной принцип – применение карточек с буквами, словами, сочетаниями слов, которые нужно показывать ребёнку, чтобы он их запомнил. Карточки должны быть большими и чистыми. В качестве изображений можно использовать цифры, символы, объекты (животные, цветы).
Заниматься нужно по несколько сеансов, постепенно увеличивая количество карточек.
В целом, система Домана работает, судя по многочисленным отзывам родителей. Желаем вам удачи!
Методика раннего развития Глена Домана
Для каждой мамы ее младенец самый лучший и умный, поэтому многие женщины стремятся раскрыть таланты и умения своего крохи с первых дней жизни. На сегодняшний день методика Глена Домана по раннему развитию малышей признана наиболее приемлемой и действующей.
Ранее развитие по методике Домана: когда начинать?
В результате исследований Доман получил ошеломляющий результат, оказалось, что дети могут освоить максимум информации до 6 лет. Практически с первых дней младенцы готовы к познанию мира и усвоению новой информации:
- Обучение чтению, счету, языкам и энциклопедическим знаниям можно начинать с 3 месяцев.
- Ранним физическим развитием следует заниматься с первых дней жизни.
- Уроки проводятся в игровой форме.
- Всегда хвалите маленького человечка.
- Ребенок – это личность, поэтому научитесь его уважать.
- Учите с удовольствием.
- Занятие должно проходить в спокойной обстановке.
- Если малышу скучно, то это значит, что урок окончен.
- Постоянно вводите новую информацию.
- Тщательно готовьтесь к урокам.
- Регулярно проведите обучение.
- Тестирование знаний не проводится.
Концепция методики
Система раннего развития американского ученого опирается на такие положения:
- Только работая, мозг развивается.
- Чтобы ребенок был интеллектуально развит, с ним необходимо постоянно заниматься.
- Физическая активность способствует созреванию головного мозга и двигательного интеллекта.
- Занимаясь по методике Домана, дети пятилетнего возраста, запрограммированы на постоянное получение новых знаний.
Система обучения подойдет родителям, которые готовы все свободное время посвятить малышу.
Развиваем физические данные
С момента появления на свет крохе необходимо предоставить полную свободу движения. Глен Доман в своей методике настаивает на использовании специального трека:
- Малыш помещается в тоннель для ползания.
- В первые разы, можно чтобы кроха касался ножкой или плечом бортика.
- Детки лежат в устройстве и барахтаются.
- Одевайте кроху по минимуму.
- В день младенец проводит в треке около 4 часов.
- К 4 месяцам, малыш в состоянии проползать в конструкции большое расстояние.
- После этого переходите к занятиям на полу.
Глен Доман настаивает, что надо постепенно увеличивать нагрузку: устанавливать препятствия, заниматься на лесенке, поощрять попытки ходить, бегать и плавать.
Обучение по карточкам
Вместе с физической активностью следует заниматься и ранним развитием интеллекта. Для этих целей используют специальные карточки, которые помогают младенцу быстро усваивать информацию.
Схема обучения по методике Глена Домана:
- Набор табличек (5 шт.), которые объединены одной темой.
- Каждый день – 3 занятия.
- Первый день. Показываете малышу 1 набор. Четко произносите, что нанесено на карточке. На одно пособие тратите 2 секунды.
- Второй день. Теперь используете 2 набора табличек. Теперь в день у вас 6 занятий.
- Третий день – 9 занятий с 3 наборами.
- На пятый день вы работаете с 25 карточками и проводите 15 уроков.
- На шестой день, с каждого изученного набора необходимо изъять по 1 табличке. Теперь можно добавить новый набор.
Не стоит ждать мгновенных результатов, когда ребенок будет готов, он продемонстрирует свои знания.
Чтение
Используются карточки, на которых красными буквами написано слово. Видя пособие, малыш не осознает смысла надписи, но срабатывает автоматическое запоминание, и мозг стремится уяснить полученную информацию. Благодаря этому ребенок начинает понимать принципы чтения.
- Слова.
- Словосочетания.
- Коротенькие предложения.
- Предложения из 4 слов.
- Чтение книг.
Вам потребуется много табличек с написанными красным шрифтом словами. Доман рекомендует раннее чтение начинать со знакомых тем: семья, игрушки, мебель и прочее. Постепенно добавляйте новые слова. Когда словарный запас ребенка будет большим, переходите к следующему этапу методики.
Счет
В процессе обучения вам понадобится 100 карточек 28х28 см, на которых будут размещены красные точки от 1 до 100.
Раннее математическое развитие по методике Глена Домана состоит из таких этапов:
- Количество.
- Уравнения.
- Решение задач.
- Цифры.
- Уравнения с цифрами.
Автор системы утверждает, что только после того, как кроха осознал понятие «количество», можно знакомить его с графическим изображением чисел.
Доман: ранние энциклопедические знания
Маленький человечек обязан получать многослойные знания об окружающем мире. Но в методике раннего развития Домана указано, что разъяснения не приносят пользы, поскольку мозг малышей оперирует только фактами.
Ранние энциклопедические знания будут восприниматься при соблюдении таких правил:
- На табличках Домана все изображения должны быть четко видны.
- Картинка обозначает только 1 предмет.
- Малыш не должен знать, что изображено на карточке.
- Пособие должно быть не менее 28х28 см.
- Карточки должны быть чистыми и не мятыми.
Как и каждая методика раннего обучения, система Домана подвергается критике. Но родители обязаны понимать, что им никто не навязывает данный стиль преподавания. Вы можете сочетать несколько программ и добиться поставленного результата в кратчайшие сроки.
Методика Глена Домана
Когда говорят о раннем развитии ребенка, имеют в виду интенсивное развитие его способностей в возрасте от 0 до 34 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.
Одна из методик, которая способствует раннему развитию детей это методика Глена Домана. Это одна из самых знаменитых программ раннего развития детей умственного и физического аспекта. Глен Доман был уверен, что в любом малыше скрыт огромный талант, который может быстро развиваться и открыть перед ребенком большие шансы в будущем. Так решил американский врач-нейрофизиолог после того, как детально изучил особенности развития детей. Доман и его методика раннего развития это большой вклад в успешное будущее вашего ребенка.
Кто такой Глен Доман?
Глен Доман родился в Соединенных Штатах Америки. В 1940 году он получил диплом врача-физиотерапевта. После этого начал изучать детский мозг. Но тут началась Вторая Мировая война и японцы напали на военную базу Пёрл-Харбор. Всё это помешало учёному продолжить исследования. Доман отправился на фронт, участвовал во многих битвах, стал лейтенантом и получив военную награду. Когда он вернулся с войны, то решил продолжить когда-то начатое дело. Он основал Институт достижения потенциала человека, где до конца своих дней работал и исследовал детский мозг.
Принципы методики
Методика Домана следует данным принципам:
- Начать учить малыша следует в самом раннем возрасте. Чем ваш сын или дочь младше, тем быстрее он научится любому навыку.
- Обязательно необходимо поощрять чадо и восторгаться его победами.
- Нужно сформировать между родителями и малышом доверительные отношения. А также уважительно относиться к нему.
- Учеба должна приносить положительные эмоции.
- Для учебы нужно создать правильную атмосферу.
- Необходимо прекратить тренировку до того, как у самого малыша возникнет такое желание.
- Постоянно познавайте что-то новое.
- Будьте постепенными. Учеба должна иметь регулярный характер.
- Не следует проверять то, что ребенок узнал.
- Пособия по учебе нужно подготовить подробно и за несколько дней до занятия.
- Если сыну, дочери или даже родителям самим стало скучно, обучение нужно закончить.
Физическое развитие по методике Домана
Самое больше внимание Глен Доман уделял физическому развитию детей. Учёный считал, что оно имеет прямую взаимосвязь с интеллектуальным потенциалом малышей. Именно по этой причине он был уверен, что необходимо физически развивать ребенка с самого его появления на свет.
Ребенок от природы нуждается в том, чтобы много плавать, ходить, ползать, хватать. С самого рождения младенцу нужно дать свободу перемещений и делать все, чтобы он физически развивался. Если мама с папой с раннего детства помогают крошке быть активным, то их сын или дочь будет умственно развиваться гораздо интенсивнее, по сравнению со сверстниками. Поэтому следует постоянно бегать и прыгать с малышом, с раннего детства знакомить его со спортом и физкультурой.
Как научить читать по методике Домана?
Ученый считал, что начать учить читать можно даже крошку, которому едва исполнилось 1,5 года. Нужно только следовать его методике.
Для этого родителям нужны карточки с комплектом слов. Их параметры должен быть 10*50 сантиметров, слова ярко-красного цвета, шрифт 1,5 сантиметров по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 сантиметров. Не стоит с самого начала знакомить малыша с трудными
словами. Вы должны постараться найти такие слова, с которыми малыш отлично знаком (бабушка, дедушка, кошка, собака, дом, стол, стул, вода).
Вам нужно следовать данной схеме обучения:
- Комплект слов это группа из 5 слов, которые объединены одной темой.
- Учиться нужно по 3 раза каждый день.
- Понедельник. Покажите сыну или дочери один комплект слов. Проговорите слова четким, ровным голосом. На каждое слово не следует тратить более 15 секунд. Выходит 3 урока с одним комплект слов.
- Вторник. К комплекту слов, который уже показан, прибавьте еще один. Выходит 6 уроков в день (3 с изученным ранее комплектом слов, 3 с новым) и два комплекта слов.
- Среда. 3 комплекта слов и 9 уроков.
- Четверг. 4 комплекта слов и 12 уроков.
- Пятница. 5 комплектов слов и 15 уроков в один день.
- Суббота. Добавьте еще один комплект слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих исключите по одному слову.
Как научить считать по методкие Домана?
Родители, когда слышат слово три воображают цифру, а их малыши мыслят фактами. Они представляют три мандарина, три дома, три кошки, но
даже не пытаются соотнести слово три с картинкой цифры. Именно на это специфическое для малышей качество и опирался Доман, когда создавал свою программу. Если вы позволите ребенку работать с определенными фактами, а не абстрактными терминами, то у него появится отличная возможность научиться считать, не пересчитывая, понимать количество изображенных предметов, узнать о базовых действиях в математике.
Чтобы научить ребенка считать, вам нужно будет взять 100 карточек размером 27*27 сантиметров. На карточках в хаотичном виде изображены красные точки количеством от 1 до 100. Их диаметр не должен быть больше 2 сантиметров. На уроках малыш сначала узнает термин количество, потом термин уравнение. Затем можете начать обучать ребенка решению математических задач. И лишь затем по методике Домана следует знакомить малыша с графическим изображением чисел, понятием цифра. А уже потом начните решать цифровые уравнения.
Преимущества методики
Методика развития Домана способствует и физическому развитию детей. Доман определил 7 этапов в прогрессе малыша от младенчества до 7 лет. Данные стадии идут вместе со стадиями развития мозга. В первом периоде верхние отделы спинного мозга управляют слухом, зрением, мануальными навыками и движениями. В финишном периоде ими
управляют верхние отделы коры головного мозга. Любой следующий этап, совершенствуясь, убирает старый этап и контролирует разные роли головного мозга. Скачок от одного уровня к следующему иллюстрируется, согласно программе, определенным количеством жестов и действий. Ребенок, который не обучается по программе, проходит эти этапы за 6,5 лет. А дети, обучающиеся по курсу Глена Домана, проходят данные уровни за 3,5 года.
(видео и карточки Глена Домана)
Методика раннего развития Глена Домана – прекрасная возможность для родителей, заботящихся о развитии своих чад с самого рождения. Предлагаемые упражнения и занятия можно проводить с 3-месячного возраста. Более того, нет необходимости приобретать задания за баснословную стоимость – карточки Домана можно изготовить самостоятельно. Методика использовалась в обучении детей за рубежом и в России и полностью доказала свою эффективность.
Как была создана данная методика? В чём заключается суть методики и её уникальность? Как её применять? Ответы вы найдёте в нашей статье!
История создания
Талантливый американский нейрохирург Глен Доман вместе со своими коллегами занимался совершенствованием методов лечения и реабилитации детей с нарушениями мозговой деятельности. Посвятив 15 лет своей деятельности изучению психических процессов здоровых и больных детей, Глен Доман сделал несколько замечательных открытий.
- Во-первых, он заметил, что здоровые клетки головного мозга под воздействием упражнений активно участвовали в процессе психической деятельности. Это позволило учёному принять решение о возможности использовать методику при развитии абсолютно здоровых детей.
- Во-вторых, Доман выявил, что при зрительном, слуховом и осязательном раздражении поражённые клетки головного мозга способны реабилитироваться более быстрыми темпами, нежели при отсутствии необходимых занятий. Благодаря этому удалось обосновать применение методики в работе с больными детьми.
Так разработанные упражнения получили признание среди учёных разных стран и стали применяться воспитателями, психологами, педиатрами, нейрохирургами. На протяжении уже нескольких десятков лет они эффективно используются в различных дошкольных и реабилитационных учреждениях, развивающих центрах. В последнее время всё чаще стали обращать внимание на эту известную методику и родители.
Занимаемся по методике Глена Домана
КликабельноОриентируясь на то, что малыши, прежде всего, начинают воспринимать информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов, Доман положил в основу своей разработки именно этот принцип.
Нейрохирург предлагает демонстрировать детям написанные на отдельных карточках слова. Слова должны быть конкретными и имеющие для дошкольника особый смысл: МАМА, ПАПА, КАША, КОТ (это самые простые слова, с которых рекомендуется начинать обучение). Затем упражнения немного усложняются тем, что демонстрируемые слова подразделяются на различные категории (продукты питания, животные, овощи, фрукты и т. д.) и уже направлены не на эмоциональный отклик ребёнка, а на развитие его логического мышления. Стоит заметить, что слова должны быть написаны крупными красными буквами. На одной карточке – одно слово.
В дальнейшем, по мере взросления и развития ребёнка, ему показывают карточки с изображениями различных животных, фруктов и т. д. Карточки сопровождаются соответствующими надписями – названиями демонстрируемых изображений. Так у малыша формируется взаимосвязь между зрительным образом и словом. Это, по мнению Домана, обеспечивает плавный переход к чтению. Ребёнок учится воспринимать не отдельные буквы, а целые слова. К этому моменту он уже осваивает некоторые звуки, слоги и их сочетание.
(Вот так выглядят карточки Домана. Кликабельно)
С цифрами дело обстоит немного иначе. Доман полагает, что детям проще воспринимать не абстрактные узоры, а конкретное количество. Поэтому, по его методике, необходимо демонстрировать определённое количество точек. Их также следует изображать красным цветом.
Посмотрите видео, вот так примерно проходит урок
Делая упор на умственное развитие, важно помнить и о физическом развитии. Для этого учёный рекомендует проводить гимнастику, динамичные физические упражнения, музыкальные разминки. Чем больше и разнообразнее ребёнок двигается, тем лучше протекает его физическое развитие. А это в определённой степени влияет на умственные способности дошкольника, так как эти процессы взаимосвязаны.
Как проходит обучение?
Занятия нужно проводить в тот момент, когда ребёнок находится в спокойном состоянии. Важно, чтобы его ничего не беспокоило и не отвлекало.
Малыша необходимо положить или посадить в удобном положении (если он уже научился сидеть). Обратить его внимание на себя и начать предъявлять его взору карточки со словами или цифрами (начинаем по принципу «от простого к сложному»). Одна карточка демонстрируется в течение 2-3 секунд на расстоянии не более 50-60 см от лица, при этом отчётливо проговариваем слово или количество символов. Первая серия состоит из пяти карточек. Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую.
Карточки из одной серии каждый раз должны демонстрироваться в новой последовательности!
Советы в обучении
- Первое занятие – самое главное. Именно на этом этапе важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Поэтому выберите наиболее подходящий момент для занятия и начинайте! Карточки первой серии нужно демонстрировать, сопровождая комментариями. Например: «Это поезд. Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
- Обучение по методике Домана должен вызывать у ребёнка интерес, мотивировать его. Это легко понять, наблюдая за поведением дошкольника. Если он активно включается в предлагаемую игру (а именно в игровой форме и нужно проводить занятия!), если всё происходящее вызывает у него азарт и желание получать новую информацию – вы на верном пути.
- По мере обучения и развития малыша занятия можно немного видоизменять. Например, после показа карточки со словом или изображением предложите ребёнку найти предмет (если это возможно). Дети 3-4 лет могут составить небольшой рассказ по продемонстрированным словам или нарисовать картинки по словам.
- Некоторые родители прикрепляют карточки со словами и изображениями возле кроватки малыша. Это имеет смысл, однако не нужно забывать, что для ребёнка куда интереснее познавать новое вместе с близкими людьми. Поэтому не ленитесь участвовать в занятиях. Малышу также важна ваша реакция на сам процесс. Если вы улыбаетесь, хвалите его, он быстро сообразит, как вас можно порадовать и удивить.
- Начиная заниматься по данной методике с детьми первого года жизни, не переусердствуйте. Для занятий с новорождёнными достаточно демонстрации картинки и произношения слова. Младенец должен научиться устанавливать взаимосвязь между изображением и словом. Помимо этого, внимание грудничков ещё неустойчивое и рассеянное. Поэтому не нужно чрезмерно напрягать малыша.
- После того, как ребёнку исполнится 9-12 месяцев, занятия можно проводить следующим образом: мама называет слово или демонстрирует картинку с написанным словом, а малыш должен среди нескольких карточек отыскать правильное изображение. Можно также показать ребёнку картинку с написанным словом (к примеру, «глаза») и попросить его показать эту часть тела.
- Показывая карточки, желательно заранее сгруппировать их по категориям («животные», «фрукты» и т. д.). Демонстрировать можно в разной последовательности. Для вашего удобства целесообразно подписать карточки с обратной стороны, чтобы не заглядывать постоянно на картинки. Это может помешать ребёнку воспринимать информацию и отвлечь его от процесса.
- Не нужно демонстрировать одни и те же карточки более 3 раз в день. Не бойтесь вводить новый материал, если не наблюдаете ожидаемую реакцию малыша. Возможно, новая серия картинок понравится ему больше!
Таким образом, занятия по методике Глена Домана не имеют конкретных и строгих правил. Главное – желание мамы развивать своего малыша и его интерес к обучению.
Что ещё важно знать о методике Домана?
Основная идея, нашедшая отражение в разработках Глена Домана, – это то, что главными воспитателями ребёнка являются его родители. Именно они должны дать понять своему чаду, что принимают его таким, какой он есть, и делают всё, чтобы он стал лучше. Не нужно навязать дошкольнику занятия, если он не хочет этого или же быстро устаёт от них. Всему своё время. Возможно, он позже сам проявит интерес к процессу обучения.
Если же вы начали занятия с малышом, то нужно проводить их регулярно с постепенным усложнением. В большинстве случаев дети воспринимают это как своеобразную игру и активно включаются в процесс. Ваша задача – мотивировать их на обучение, но делать это в лёгкой и ненавязчивой форме, чтобы дошколята не потеряли интерес.
Важным моментом является и то, что нет необходимости проверять, как малыш усвоил материал (естественно, речь идёт о детях 2-4 лет). Если ребёнок выразит желание поделиться своими успехами, он непременно сделает это!
Читаем также: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами
Где брать карточки Глена Домана?
Готовые карточки Домана можно приобрести в книжных или детских магазинах. Такие наборы обычно пользуются спросом, поэтому отнюдь не дешёвы.
Однако, не стоит отчаиваться. Мы собрали для вас карточки поэтому можете скачать их у нас на сайте совершенно бесплатно. Вам останется лишь распечатать их на плотной бумаге на цветном принтере – скачать карточки Домана
Также можно заниматься с ребенком за компьютером (планшетом) смотря видео с карточками Глена Домана. Для вас мы сделали рубрику “Видео”, где постоянно добавляем новые развивающие ролики в том числе и карточки Домана – перейти в рубрику ВИДЕО
Пример видео:
Видео: Карточки Глена Домана
Методика раннего развития Глена Домана
Уже полвека методика раннего развития Глена Домана от 0 лет всех удивляет: что такого можно вложить ребенку до года, чтобы его интеллект был развит больше, чем у некоторых взрослых?Эта методика противоречива, не все считают ее такой уникальной, но против фактов не пойдешь – Глен Доман (методика раннего развития) помог стать на ноги многим детям с ограниченными физическим возможностями, а также способствовал развитию интеллекта у детей с поражениями ЦНС.
Основные постулаты методики военного врача Домана
Гелен Доман выделил несколько правил работы с детьми, которые стали идеологической базой созданной методики.
- Мозг ребенка развивается только, если постоянно работает. Не может быть по-другому. Если ребенка не стимулировать занятиями, мозг не будет развиваться и расти.
- Интенсивность развития процессов мозга обратно пропорциональна возрасту. Это говорит о том, что чем раньше малыш начнет узнавать новые факты, тем лучше для его интеллектуального развития.
- Постоянное движение ребенка с первых дней жизни приведет к раннему физическому развитию.
Методика раннего развития Гелена Домана от 0 имеет и недостатки. Самым главным многие критики называют пассивность получения информации ребенком. То есть все внимание направлено на него, он не общается со взрослым, нет практичности знаний, нет возможности осуществлять совместную деятельность со взрослым. А ведь совместная деятельность, основанная на эмоциональной связи, очень важна в раннем возрасте.
Суть методики развития Домана
Суть методики состоит в том, что ребенку в течение дня по несколько раз показывают определенный набор карточек. Сначала взрослый объясняет, что нарисовано или написано на карточке. Например: «Этот овощ называется картофель». Потом можно называть карточку одним главным словом.
Доман начинал свои занятия с карточек, на которых было написано слово красными буквами, произнося его, – так ребенок постепенно учился читать. Также использовались карточки с красными точками – это для обучения счету. Автор утверждал, что можно делать такие карточки на любые темы и по любому предмету.
На показ одной карточки отводится 1 секунда. После показа всей стопки карточки необходимо перемешать, чтоб они не были в определенном порядке. Каждую стопку можно показывать несколько раз в день, на следующий день добавляется еще одна тема. Если картинки ребенку уже знакомы, нужно поменять их на другие.
Как применять методику Домана в домашних условиях?
Многие мамы желают видеть своего ребенка умным и опережающим сверстников в интеллектуальном развитии. Для этого они обращаются к разным методикам, в частности, ищут ту, которую изобрел Гелен Доман. Методика раннего развития в домашних условиях также будет эффективно стимулировать работу головного мозга. Но проблема состоит в подборе материала для показа ребенку. Найти такие карточки не просто, а рисовать самостоятельно – занятие, отнимающее очень много времени и сил.
При выборе карточек Домана нужно учитывать некоторые особенности рисунка и надписи:
- Картинка содержит в себе только один предмет – нельзя, чтобы на ней был фон и другие отвлекающие моменты, в противном случае ребенок может перепутать название основного предмета с дополнительным.
- На карточке должны быть четко прорисованы все детали предмета, это особенно важно при работе со слабовидящими детками.
- Карточки должны быть большими, без явных загрязнений, содержащие название предмета. Оно может быть на нескольких языках на одной карточке.
- Подпись обязательно имеет красный цвет, шрифт крупный – это также поможет в обучении чтению.
Почему так важно с рождения заниматься с малышами? Гелен Доман сделал открытие, что при активном росте мозга малышей (от 0 до 3 лет) они активно познают окружающий мир. Потом в возрасте от 3 до 6 лет эта активность немного снижается, но ребенок продолжает познавать мир без дополнительной мотивации или уговоров. При этом малыши в период до 6 лет узнают в 3 раза больше информации об окружающем мире, чем в последующие годы их жизни.
Какие карточки можно показывать малышам?
Мамочек интересует вопрос, какие тематики можно показывать в раннем возрасте, с каких карточек лучше начинать. По опыту врача Гелена Домана сначала можно показывать точки и картинки с названиями легких предметов – овощей и фруктов. Затем можно добавлять различные тематики, начиная от транспорта, заканчивая городами, географическими названиями и так далее.
Известно более 25 наборов карточек (по 40 шт), применяемых для развития детей. Основные из них:
- домашние и дикие животные,
- породы собак,
- обитатели воды,
- птицы,
- фрукты и овощи,
- насекомые,
- деревья,
- цветы,
- профессии,
- музыкальные инструменты,
- форма и цвет, а также другие тематики.
Узнайте о самых популярных методиках раннего развития.
Людмила Редькина, психолог, специально для Mirmam.pro
Полезное видео
Для обеспечения физического развития ребенка многие родители устанавливают шведские стенки — специальные спортивные комплексы. Не все представленные магазинами модели одинаково качественны и безопасны, поэтому перед покупкой родителям будет полезно узнать какая шведская стенка лучше. Для родителей малышей актуальны более бытовые вопросы в воспитании детей, например, как правильно приучить ребенка к горшку или обучить правильно пользоваться столовыми приборами.
Методика Глена Домана. Достоинства и недостатки
Сегодня многие родители, занимающиеся ранним развитием своих детей, предпочитают самостоятельно обучать их по различным методикам, в том числе по методикам Глена Домана.
Суть методики Глена Домана
Эти методики берут за основу один и тот же принцип.
При помощи стандартных по размеру карточек, ребёнку с определённой периодичностью передаётся информация. У карточек Домана идёт разделение по тематическим сериям, которые показываются ребёнку до десяти раз ежедневно на время до десяти секунд.
Подобная методика позволяет ребёнку усваивать огромный объём информации наиболее доступным для него способом.
Минусы методики Домана
В то же время методика Домана загоняет процесс воспитания в прокрустово ложе ограничений:
1. Процесс воспитания по этой системе должен идти непрерывно и подразумевает полное самоотречение матери в пользу обучения ребёнка (делать тысячи карточек и потом постоянно их показывать). Само обучение ограничено рамками семьи.
2. Ребёнку отводится роль пассивного объекта обучения, ему нельзя задавать вопросы, брать в руки карточки, то есть отсутствует диалог, способствующий самостоятельному изучению окружающего мира.
3. При обучении только карточками отсутствует формирование текстового мышления, он не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста.
Для обучения ребёнка чтению Доман рекомендует постоянно показывать ему слова с целью механического запоминания, считая, что постепенно ребёнок самостоятельно поймёт взаимосвязь письма и устной речи. На практике детей всё равно потом учат читать, поскольку они не понимают связи заученных слов и устной речи.
По методу Домана дети в математических подсчётах должны применять количество, а не знаки. Для этого надо постоянно показывать карточки с точками от одной до бесконечности, чтобы дети с ходу определяли количество точек не считая их.
Правда о методике Домана
Методика Гленна Домана – это отличная методика для стимуляции развития ребенка, в том случае, если малышу действительно необходима стимуляция. Помните, что Доман разрабатывал свою методику для работы с детками с поражением мозга. В таком случае, когда счет идет на дни, когда нельзя упускать драгоценное время, пока мозг малыша развивается наиболее активно, действительно, её применение необходимо и оправдано.
Разрабатывая систему обучения чтению и знакомства со словами с помощью карточек, Доман опирался на английский язык. Если вы знаете английский, вы должны понимать, что на английском слово зачастую невозможно прочесть “побуквенно”, в отличие от русского языка. Поэтому заучивание карточек со словами – это находка для англоговорящих малышей, они значительно упрощают обучение чтению. В то время как на русском языке ребенку научиться читать легче, достаточно знать буквы и звуки.
Для занятий с нормально развивающимися малышами методика Гленна Домана весьма трудоёмка и эффективность её не доказана. Педагоги-практики советуют использовать лишь некоторые, наиболее понравившиеся вам и вашему малышу элементы этой методики, и не делать из занятий культ. В таком случае методика Домана принесет вашему ребенку только пользу.
Читайте также: